Уроки шекспир гамлет анализ действие 1. Урок "Гамлет" план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На парте должны лежать пишущие принадлежности, дневник, учебник по литературе. Хорошо. Можно начинать. Откройте тетради, запишите дату и тему урока:

Тридцатое сентября

В. Шекспир «Гамлет».

«Вечный образ» Гамлета в трагедии. Страдание мысли.

  1. Вводное слово учителя

Сегодня на уроке мы начинаем изучать одно из величайших произведений зарубежной литературы, трагедию Вильяма Шекспира «Гамлет». На самом деле «Гамлет» не относится к периоду классицизма. Произведение написано раньше (1600-1601гг.), и являет собой образец произведений эпохи Возрождения. Классицизм появится следом.

Мы немного поменяли логику, так как в силу определенных обстоятельств мы по ошибке пропустили эту тему, но вынуждены к ней вернуться, так «Гамлет» - одно из выдающихся произведений литературы, и обойти стороной мы его не вправе. На следующем уроке мы вернемся к классицизму, и будем изучать Оду Ломоносова.

Между эпохой Возрождения и эпохой Классицизма есть одна общая черта. Кто-нибудь может назвать ее?

Дело в том, что за период развития человеческой мысли и развития литературы к образцам Античности обращались три раза, три раза пытались вернуть их и представляли как идеалы. Первый раз в эпоху Возрождения, затем в период Просвещения и царствования классицизма и затем уже в Серебряном веке – это начало 20 века (Блок, Бальмонт, Брюсов). Общая черта это обращение к идеалам прошлого. Гамлет Шекспира - это произведение эпохи Возрождения, но некоторые особенности классицизма, которые мы вчера отмечали, вы уже можете увидеть в этом тексте. Они пока только зарождаются. Главным отличием произведений эпохи Возрождения от классицистических является отсутствие культа разума над чувствами, т. е. наоборот чувства доминируют. Подтверждение этого факта мы можем найти, анализируя «Гамлета» Шекспира, так как произведение полно чувств и переживаний, они на первом плане, они мерило всего.

  1. Сообщающее слово учителя.

Обратите внимание на тему урока. Мы сегодня с вами будем анализировать образ главного героя трагедии, но, прежде чем мы приступим к этой работе, давайте вспомним, что лежит в основе пьесы? (Конфликт) В трагедии «Гамлет» он имеет 2 уровня:

1 уровень. Личностный между принцем Гамлетом и королем

Клавдием, ставшим супругом матери принца после

предательского убийства отца Гамлета. Конфликт

имеет нравственную природу: сталкиваются две жизненные

позиции.

2уровень . Конфликт человека и эпохи. («Дания-тюрьма». «Весь

свет прогнил».)

С точки зрения действия трагедию можно разделить на 3 части. Какие? Где завязка, кульминация, развязка?

1 часть . Завязка, пять сцен первого действия. Встреча Гамлета с Призраком, который возлагает на Гамлета задачу отомстить за подлое убийство;

2 часть. Кульминация, получившая название «мышеловка». Гамлет окончательно убеждается в вине Клавдия, сам Клавдий сознает, что его тайна раскрыта, Гамлет раскрывает глаза Гертруде т.д.;

3 часть . Развязка. Дуэль Гамлега и Лаэрта, смерть Гертруды, Клавдия

Лаэрта, Гамлета.

Кто же такой Гамлет? Кем является Гамлет, герой трагедии Шекспира?

Рыцарем чести? Идеальным человеком эпохи Возрождения?

Страстным обличителем неправды? Или самым несчастным человеком,

потерявшим в этом мире все и погибшим? Безумцем? - Каждый

читатель оценивает Гамлета по-своему.

Первое, что бросается в глаза при чтении трагедии - это необыкновенно

поэтичный язык, особенно в переводе Б. Пастернака. Все

персонажи мыслят поэтическими образами и понятиями. Перед нами

развертывается действие в конкретной стране (Дании), в конкретное

время (XIV в.), но кажется, что подобное может произойти в любой

другой стране и в любое другое время. Именно поэтому произведение имеет огромную популярность по сей день.

«Вечные образы», что это значит? Есть мнения?

Запишем.

«Вечные образы» - название литературных персонажей, которым предельная художественная обобщенность сообщает человеческое, вневременное значение. (Дон Жуан, Гамлет, Фауст и т.д.) Писатели разных стран и поколений по-своему объясняют суть их характеров.

С образом Гамлета даже связано появление нового понятия, называется оно «гамлетизм». То есть особая черта человека. Подразумеваются такие черты характера, как нерешительность, нахождение в состоянии вечных противоречий, сомнений. Это рефлексия, самоанализ, парализующий в человеке способность к действию.

Прототипом героя был полулегендарный принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг. Первый же литературный памятник, в котором рассказывается сага о мести Амлета, принадлежал перу средневекового датского летописца.

Обратимся к характеру Гамлета, как к герою - микрокосму трагедии.

О том, что происходит во внутреннем мире Гамлета мы можем судить косвенно (поведение, стычки с придворными, ядовитые реплики) и непосредственно (по беседам с друзьями, с матерью, по монологам).

  1. Работа с текстом, выявление читательского восприятия произведения учащимися.

Каким мы видим Гамлета в 1-м акте? О чем его первые речи?

Первые слова героя открывают глубину его горя. Перед нами и стинно благородный герой. Это человек, впервые столкнувшийся со злом в жизни и всей душой почувствовавший, насколько оно ужасно. Гамлет не примиряется со злом и намерен с ним бороться.

Анализ первого монолога. О чем монолог? Почему Гамлет говорит о том, что ему весь мир опостылел? Из-за чего? Только ли из-за смерти отца?

Первый монолог открывает перед нами характерную черту Гамлета – стремление обобщать отдельные факты. Произошла всего лишь частная семейная драма. Для Гамлета, однако, ее оказалось достаточно, чтобы сделать обобщение: жизнь – “это буйный сад, плодящий одно лишь семя; дикое и злое в нем властвует”.

Итак, 3 факта потрясли душу:

Скоропостижная смерть отца;

Место отца на троне и в сердце матери занял недостойный по сравнению с покойным человек;

Мать изменила памяти любви. Таким образом, Гамлет узнает, что зло не философская абстракция, а страшная реальность, находящаяся рядом с ним, в людях, наиболее близких по крови.

Проблема мести в трагедии разными героями решается по-разному. Почему возложенная на Гамлета задача мести воспринимается им как проклятие?

Задачу личной мести Гамлет делает делом восстановления всего разрушенного нравственного миропорядка. Задача мести в сознании Гамлета переросла в дело возмездия, а это разные вещи. Прежде чем начать жить по-настоящему, как подобает человеку, ему еще надо сначала устроить жизнь так, чтобы она соответствовала принципам человечности.

Почему Гамлет не стал действовать сразу же после того, как принял на себя задачу мести?

Потрясение лишило его на какое-то время способности действовать.

Он должен был убедиться, в какой мере можно доверять словам призрака. Чтобы убить короля, необходимо не только самому убедиться в его виновности, но и убедить других.

Какова природа “безумия” Гамлета? Является ли его безумие только притворным или он в самом деле сходит с ума?

Гамлет – человек, который почувствовал произошедшее всем своим существом, и потрясение, пережитое им, несомненно, вывело его из душевного равновесия. Он находится в состоянии глубочайшего смятения.

Как с развитием действия углубляется внутренний конфликт героя? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к знаменитому монологу Гамлета «Быть или не быть…», который кульминацией изображения развития душевного разлада (акт 3, сцена 1) Так в чем вопрос?

  1. Прослушивание и анализ чтения монолога Гамлета Высоцким.

Сообщающее слово

Обратимся к видео материалу, монолог Гамлета читает Владимир Высоцкий, которому удалось наиболее точно и полно передать сложность образа Гамлета. По мнению большинства театральных критиков, Гамлет в исполнении В. Высоцкого – самый лучший из всех, созданных в последние четыре десятилетия в театре.

Прослушивание (5 минут)

  1. Беседа

Сам Владимир Высоцкий уже дает частичную характеристику герою. Раскрывает нам того Гамлета, которого он сыграл.

Что выделяет этот монолог из других монологов и реплик принца?

1. Монолог – композиционный центр трагедии.

2. Тематически не связан с действием этой сцены и с основной сюжетной линией.

3. Гамлет появляется уже размышляющим, мы не знаем начала его монолога и его конца – “Но тише!”. Нам на минуту “приоткрывается” внутренний мир героя.

О чем размышляет в этом монологе Гамлет? Чем вызваны его размышления?

Гамлет переживает мучительное состояние, вызванное осознанием того, что его окружает. Перед ним в лицах окружающих его родных и придворных открываются бездны зла, существующего в мире. Вопрос об отношении к злу – вопрос жизни и смерти.

Гамлет останавливается перед вопросом, как должен вести себя человек в мире зла: сражаться с ним его же оружием (“ополчась на море смут, сразить их противоборством”) или уклониться от борьбы, уйти из жизни, не замарав себя ее грязью.

Раздумья Гамлета тяжелы и мрачны. В чем причина внутренних колебаний Гамлета?

Перед Гамлетом смерть предстает во всей своей мучительной осязаемости. В нем возникает страх смерти. Гамлет достиг высшего предела в своих сомнениях. Итак. Он решается на борьбу, и угроза смерти становится для него реальной: он понимает, что Клавдий не оставит в живых человека, который бросит ему в лицо обвинение в убийстве.

Что мешает Гамлету просто отомстить Клавдию и убить его, так же как тот убил его отца? Ведь ему представляется такой случай (Акт 3, сцена 2).

1. Гамлету необходимо, чтобы вина Клавдия стала очевидной для всех. Кроме того, герой не желает уподобляться своим врагам и действовать теми же средствами (убить короля сейчас – значит совершить такое же тайное и подлое убийство). У него для этого есть свой план:

Взбудоражить (маска безумия не усыпляет, а пробуждает бдительность Клавдия, провоцирует его на действия)

Заставить выдать себя (Акт 2, сцена 2)

Убить (Акт 3, сцена 3).

2. Молитва очищает душу Клавдия (отец умер без отпущения грехов).

3. Клавдий стоит на коленях спиной к Гамлету (нарушение принципов дворянской чести).

Каким теперь мы видим Гамлета?

Теперь перед нами новый Гамлет, который не знает прежнего разлада; его внутреннее спокойствие сочетается с трезвым пониманием разлада между жизнью и идеалами.

Разрешает ли финальная сцена конфликт Гамлета?

Убив Клавдия, Гамлет выполняет свою личную месть. Но большая задача, которую ставит перед собой герой – преобразование действительности – остается для него непосильной. Уходя из жизни, Гамлет оставляет мир по-прежнему несовершенным, но он его встревожил, сосредоточил внимание тех, кто остался жить, на страшном факте: “век расшатался”. В этом состояла его миссия, как и других великих гуманистов шекспировской эпохи.

Так в чем же трагедия состоит Гамлета?

Трагедия не только в том, что мир ужасен, но и в том, что он должен ринуться в пучину зла, для того чтобы бороться с ним. Он сознает, что сам далек от совершенства, его поведение обнаруживает, что зло, царящее в жизни, в какой-то мере чернит и его. Трагическая ирония жизненных обстоятельств приводит Гамлета к тому, что он, выступающий мстителем за убитого отца, тоже убивает отца Лаэрта и Офелии, и Лаэрт мстит ему.

  1. Подведение итогов. Обобщение.

Как вы думаете, почему наш урок называется “Страдание мысли”?

Нравственный выбор – вот главная проблема, вырастающая из судьбы Гамлета. Возможность выбора есть у всех. Каков этот выбор, зависит от самого человека. И так из поколения в поколение. Образ Гамлета становится вечным образом, к нему обращались вновь на протяжении веков и еще не раз обратятся в будущем. Отсюда и понятие «гамлетизма» - то есть вечно сомневающегося человека.

  1. Домашнее задание

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Шекспир. «Гамлет» Уроки литературы в 9 классе

Повторение Давайте вспомним, какие произведения Шекспира мы читали в 8 классе Что такое трагедия? Трагедия – это драматическое произведение, в основе которого лежит неразрешимый конфликт, приводящий к трагическим последствиям Как вы считаете, какой конфликт лежит в основе трагедии «Ромео и Джульетта» – внешний или внутренний? Почему невозможна любовь героев? Трагедию «Ромео и Джульетта» Шекспир писал в более ранний период, чем «Гамлета», причину несовершенства мира он искал во внешнем мире, а не в душе героя.

Впечатления Как вам кажется, Гамлет – человек слабохарактерный или мужественный борец? Какие вопросы у вас возникли при прочтении? Что неясно? Он безумен или притворяется? Если он любит Офелию, то почему отверг её? Почему он медлит с осуществлением мести, что ему мешает? Причастна ли королева к убийству своего первого мужа?

История сюжета трагедии Прототипом героя был полулегендарный принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг. Первый же литературный памятник, в котором рассказывается сага о мести Амлета, принадлежал перу средневекового датского летописца Сансона Грамматика (1150-1220).

История восприятия Во времена Шекспира трагедия воспринималась как трагедия мести Гёте увидел в Гамлете не мстителя, а мыслителя. Гёте считал, что в трагедии великая задача возложена на человека, которому она не по силам. Белинский писал: «Что привело его (Гамлета) в такую ужасную дисгармонию, ввергло в такую мучительную борьбу с самим собою? – несообразность действительности с его идеалом жизни: вот что. Из этого вышла и его слабость, и его нерешительность» Нам предстоит разобраться, какая же из этих оценок более правильная, разобраться в сложности содержания трагедии, которая всегда вызывала массу вопросов, если, конечно, все ответы могут быть найдены.

Что потрясло Гамлета? Жизнь героя текла счастливо. Он был окружён любовью родных, рос во дворце, не зная ни в чём отказа. Занимался любимой им наукой, увлекался театром, сам любит и пользуется взаимностью девушки, имеете друзей. И вдруг в один момент его мир рушится. Что потрясло Гамлета? 3 факта потрясли душу: Скоропостижная смерть отца; Место отца на троне и в сердце матери занял недостойный по сравнению с покойным человек; Мать изменила памяти любви.

Завязка Создатели фильма вставляют в эпизод сцену праздника во дворце, демонстрируют радостные лица короля и королевы, чтобы показать ещё больше надругательство над памятью о погибшем, со смерти которого ещё не прошло и двух месяцев

В чём же сущность конфликта? Гамлет, конечно, и раньше знал, что зло существует на свете, но он впервые узнаёт, что зло друг другу могут причинять близкие люди, родственники. Гниль разъедает самые основы человеческой жизни. Нарушены вечные основы жизни. И это его поражает в самое сердце.

Проследим за мыслью героя Быть Не быть «терпеть позор судьбы» «оказать сопротивленье» Сном забыться Почему люди не кончают с собой? «неизвестность после смерти» Почему люди не оказывают сопротивленье злу? Им мешает раздумье Какой выбор делает Гамлет: быть иль не быть?

«Мышеловка» Во-первых, Гамлет хочет убедиться, что именно Клавдий убил его отца Во-вторых, он хочет вынудить Клавдия действовать, так как сам не может начать, не желая уподобляться Клавдию и ему подобным В-третьих, дать понять Клавдию, что он всё знает В-четвёртых, это попытка дать всем понять, что Клавдий убийца, что его нужно покарать. Гамлет чувствует себя не мстителем, а исправителем мира.

Развитие конфликта Кто воплощает зло в трагедии, кроме Клавдия? Полоний, Розенкранц и Гильденстрен, Лаэрт Чем каждый из них разрушает идеальный мир Гамлета? Почему Гамлет оскорбительно ведёт себя с Офелией?

Внутренний конфликт У Гамлета конфликт внутренний, он заключается не в вопросе: мстить или не мстить за отца, а бороться или не бороться со злом. Что, по-вашему, его может останавливать? Почему он медлит? От слабости? Если ты начинаешь бороться со злом, то и сам совершаешь зло, оправдывает ли цель средства?

В трагедии показаны три пути мести за отца Лаэрт Фортинбрас Гамлет Не разбирается в причинах смерти своего отца. Безоговорочно принимает месть и всячески стремится ее осуществить: око за око, зуб за зуб, кровь за кровь (Акт 4, сцена 5). Пытается разобраться в причинах смерти отца (отец Фортинбраса погибает в честном поединке с отцом Гамлета). Отказывается от мести. ?

В трагедии решается ещё один вопрос о тщете всего сущего

«Бедный Йорик »

Что же нам открывает сцена разговора с могильщиком? Гамлет приходит к мысли, что любой человек, будь то прославившийся в веках Александр Македонский или бедный Йорик, все превратятся во прах, из которого вышли. Так к чему же тогда боренья и свершенья? К тому же память человеческая так коротка, ведь его чудесный отец забыт через два месяца самыми близкими людьми.

А каков сам Гамлет? Похож ли он на идеального человека? Нет, Гамлет не идеален. Он был цельной натурой до смерти отца. Но необходимость мстить приводит личность Гамлета к раздвоенности. Он совершает преступление за преступлением: убивает по ошибке Клавдия, становится невольной причиной смерти Офелии, убивает Лаэрта и Клавдия.

Беседа Какие качества проявляет в этой сцене Гамлет и все герои? Эта сцена демонстрирует идею Шекспира «весь мир театр». Герои: Клавдий, Гертруда, Лаэрт – все в масках. И только перед лицом смерти они снимают свои маски, становятся естественными, проявляют чувства. Какие? Изменился ли мир после смерти Гамлета? Гамлет оставляет мир по-прежнему несовершенным, но он его встревожил, сосредоточил внимание тех, кто остался жить, на страшном факте: “век расшатался”. В этом состояла его миссия, как и других великих гуманистов шекспировской эпохи.

Монолог Гамлета в исполнении В. Высоцкого

Беседа по видеосюжету Каким увидел Гамлета в театре на Таганке режиссёр Любимов? Чем он отличается от Гамлета в исполнении Смоктуновского? Чем поражает игра Высоцкого? Какую роль играет перемещающийся по сцене занавес?

Пастернак «Гул затих…» в исполнении В. Высоцкого Какие аспекты проблем, поднятых Шекспиром, берёт Пастернак? Как он переосмысливает образ Гамлета? С кем Пастернак сближает Гамлета? Почему?

Источники: Каширская Т. Г. «Страдание мысли». – ИД «1 сентября. Открытый урок» Лаптева О. В. Урок литературы в 9-м классе по теме: "Вильям Шекспир "Гамлет". Центральный конфликт трагедии. Гамлет как носитель основной идеи произведения" – ИД «1 сентября. Открытый урок» Шекспир В. Избранное/Сост. А. Аникст. – М.: Просвещение, 1985 Литература: 9 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. Ч. 2; под. Ред. Коровиной. : М. – Просвещение, 2008

Предварительный просмотр:

Вильям Шекспир "Гамлет". Центральный конфликт трагедии. Гамлет как носитель основной идеи произведения.

Цели:

1. Познакомить учащихся с особенностями английского Возрождения.

Дать представление о жизни и творчестве В.Шекспира. Раскрыть основные теоретические понятия: трагедия, конфликт (внешний и внутренний), характер.

2. Совершенствовать УН анализа драматического произведения, умение следить за развитием характера, выявлять основные проблемы, которые ставит автор в тексте.

3. Приобщение учащихся к классике мировой литературы.

Оформление: портрет В.Шекспира, иллюстрации к трагедии “Гамлет”, теоретический аппарат.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

2. Теория

Трагедия
Конфликт
Завязка
Кульминация
Развязка
Характер

3. Трагедия “Гамлет”

Слово учителя

Главный вопрос урока

4. Работа с текстом

О чем его первые речи?

В чем же завязка трагедии?

Итак, 3 факта потрясли душу:

Скоропостижная смерть отца;

Мать изменила памяти любви.

Каково значение этой сцены?

5. Итоги урока

ЧЕЛОВЕКЕ

6. Домашнее задание

Что бы Вы сказали Гамлету, если бы встретились с ним?

(возможна дискуссия учащихся)

1. Слово учителя

Сегодня мы с вами будем говорить о творчестве великого английского писателя В. Шекспира. Начать хотелось бы со слов А.В.Луначарского об этом писателе: “…Он был влюблен в жизнь. Он ее так видит, как никто до него и после него не видел: он видит страшно широко. Он видит все зло и добро, он видит прошлое и возможное будущее. Он глубоко знает людей, сердце каждого человека… и всегда, - смотрит ли он в прошлое, или выражает настоящее, или создает свой собственный тип, из своего сердца, - все живет жизнью полной”.

Правоту данных слов мы обнаружим при разборе трагедии Шекспира “Гамлет” и убедимся, что, действительно, его произведения рождают ощущения жизненной полноты.

К сожалению, о жизни В.Шекспира мы знаем меньше, чем хотелось бы, ибо в глазах современников он отнюдь не был таким великим человеком, каким его признали последующие поколения. Не осталось ни дневников, ни писем, ни воспоминаний современников, не говоря уже о сколько-нибудь подробной биографии. Все, что мы знаем о Шекспире, - результат долгих и тщательных изысканий ученых начиная с XVIII веке. Но это не означает, что личность Шекспира полностью скрыта от нас.

2 ученика представляют доклады о биографии и творчестве Шекспира

Теперь, когда мы знаем некоторые факты из биографии писателя, перейдем к самой трагедии “Гамлет”.

Но для начала определимся с литературными понятиями.

2. Теория

(можно дать задание учащимся найти определения литературным понятиям)

Трагедия
Конфликт
Завязка
Кульминация
Развязка
Характер

3. Трагедия “Гамлет”

Слово учителя

Трагедия “Гамлет” - одна из важнейших вершин творчества Шекспира. Вместе с этим, это наиболее проблемное из всех творений писателя. Эта проблемность определяется сложностью и глубиной содержания трагедии, полной философской значительности.

Шекспир обычно не изобретал сюжетов для своих пьес. Он брал уже бытовавшие в литературе сюжеты и придавал им драматическую обработку. Он обновлял текст, несколько видоизменял развитие действия, углублял характеристики действующих лиц, и в результате от первоначального замысла оставалась только сюжетная схема, но с новым приобретенным смыслом. Так было и с “Гамлетом”.

История сюжета трагедии (сообщение учащегося)

Прототипом героя был полулегендарный принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг. Первый же литературный памятник, в котором рассказывается сага о мести Амлета, принадлежал перу средневекового датского летописца Сансона Грамматика (1150-1220).Краткий пересказ истории принца Амлета.

Такова истинная история, которая была взята Шекспиром за основу.

Необходимо отметить, что главное изменение, которое Шекспир произвел в сюжете древнего предания, состояло в том, что над всем сплетением событий он поставил личность героя, который стремится понять, зачем живет человек и в чем смысл его существования.

Главный вопрос урока

В чем смысл трагедии Шекспира “Гамлет”?

Актуальны ли проблемы, затронутые в трагедии, в настоящее время?

4. Работа с текстом

Начнем с того, что основу драматической композиции составляет судьба датского принца.

Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении или умонастроении Гамлета.

Когда перед нами впервые предстает Гамлет?

О чем его первые речи?

Первые слова героя открывают глубину его горя; никакие внешние знаки не в состоянии передать того, что происходит в его душе.

Анализ первого монолога. О чем монолог? Почему Гамлет говорит о том, что ему весь мир опостылел? Из-за чего? Только ли из-за смерти отца?

В чем же завязка трагедии?

1. Физическая и нравственная гибель человека (смерть отца и нравственное падение матери).

2. Встреча Гамлета с призраком.

Первый монолог открывает перед нами характерную черту Гамлета – стремление обобщать отдельные факты. Произошла всего лишь частная семейная драма. Для Гамлета, однако, ее оказалось достаточно, чтобы сделать обобщение: жизнь – “это буйный сад, плодящий одно лишь семя; дикое и злое в нем властвует”.

Итак, 3 факта потрясли душу:

Скоропостижная смерть отца;

Место отца на троне и в сердце матери занял недостойный по сравнению с покойным человек;

Мать изменила памяти любви.

От призрака Гамлет узнает, что смерть отца – дело рук Клавдия. “Убийство гнусно по себе; но это Гнуснее всех и всех бесчеловечней” (1д., 5 явл.)

Гнуснее – так как брат убил брата и жена изменила мужу, наиболее близкие друг другу по крови люди оказались злейшими врагами, отсюда - гниль разъедает самые основы человеческой жизни (“Подгнило что-то в датском государстве”).

Таким образом, Гамлет узнает, что зло не философская абстракция, а страшная реальность, находящаяся рядом с ним, в людях, наиболее близких по крови.

Как вы понимаете слова “Век расшатался”?

Нарушены вечные основы жизни (жизнь была раньше другой и зло в ней не царило).

Почему возложенная на него задача воспринимается им как проклятие?

Задачу личной мести Гамлет делает делом восстановления всего разрушенного нравственного миропорядка.

Прежде чем начать жить по-настоящему, как подобает человеку, ему еще надо сначала устроить жизнь так, чтобы она соответствовала принципам человечности.

Так каким предстает перед нами Гамлет в начале трагедии?

Истинно благородный. Это человек, впервые столкнувшийся со злом в жизни и всей душой почувствовавший, насколько оно ужасно. Гамлет не примиряется со злом и намерен с ним бороться.

Каков конфликт трагедии? В чем заключается внешний и внутренний конфликт?

Внешний – принц и низменная среда датского двора + Клавдий.

Внутренний – душевная борьба героя.

Почему Гамлет объявляет себя безумным? Является ли его безумие только притворным или он в самом деле сходит с ума?

Гамлет – человек, который почувствовал произошедшее всем своим существом, и потрясение, пережитое им, несомненно, вывело его из душевного равновесия. Он находится в состоянии глубочайшего смятения.

Почему Гамлет не стал действовать сразу же после того, как принял на себя задачу мести?

Определите кульминацию трагедии.

Монолог “Быть или не быть…” (3д., 1 явл.)

Так в чем вопрос (“что благородней духом?”)

Потрясение лишило его на какое-то время способности действовать.

Он должен был убедиться, в какой мере можно доверять словам призрака. Чтобы убить короля, необходимо не только самому убедиться в его виновности, но и убедить других.

“Сцена в сцене” - “мышеловка”.

Каково значение этой сцены?

Действовать надо соответственно с самым высоким понятием о человечности.

Вопрос “Быть или не быть?” смыкается вопросом “Жить или не жить?”

Перед Гамлетом смерть предстает во всей своей мучительной осязаемости. В нем возникает страх смерти. Гамлет достиг высшего предела в своих сомнениях. Итак. Он решается на борьбу, и угроза смерти становится для него реальной: он понимает, что Клавдий не оставит в живых человека, который бросит ему в лицо обвинение в убийстве.

Почему Гамлет не убивает Клавдия, когда тот молится в одной из галерей дворца?

Молитва очищает душу Клавдия (отец умер без отпущения грехов).

Клавдий стоит на коленях спиной к Гамлету (нарушение принципов дворянской чести).

Какова развязка трагедии? Каким теперь мы видим Гамлета?

Теперь перед нами новый Гамлет, который не знает прежнего разлада; его внутреннее спокойствие сочетается с трезвым пониманием разлада между жизнью и идеалами. Белинский отмечал, что Гамлет под конец снова обретает душевную гармонию.

Он мучительно встречает свою смерть. Его последние слова: “Дальше – тишина”. Трагедия Гамлета началась со смерти отца. Она возбудила в нем вопрос: что такое смерть. В монологе “быть или не быть…” Гамлет допускал, что смертный сон может быть новой формой существования человека. Теперь у него новый взгляд на смерть: его ждет сон без пробуждения, для него с концом земного существования жизнь человека прекращается.

Так в чем же трагедия состоит Гамлета?

Трагедия не только в том, что мир ужасен, но и в том, что он должен ринуться в пучину зла, для того чтобы бороться с ним. Он сознает, что сам далек от совершенства, его поведение обнаруживает, что зло, царящее в жизни, в какой-то мере чернит и его. Трагическая ирония жизненных обстоятельств приводит Гамлета к тому, что он, выступающий мстителем за убитого отца, тоже убивает отца Лаэрта и Офелии, и Лаэрт мстит ему.

5. Итоги урока

Какова основная проблема трагедии, ее основной вопрос?

(представление презентаций учащихся)

В произведении можно говорить о проблеме мести и цареубийства.

Что бы Вы сказали Гамлету, если бы встретились с ним?

(возможна дискуссия учащихся)

В центре трагедии находится вопрос о ЧЕЛОВЕКЕ , воплощен во всей фигуре Гамлета. Решение этого вопроса связано прежде всего с самим человеком, с его способностью самому стать достойным своего идеала.

В Гамлете показан образ человека, который, проходя через неимоверные страдания, обретает ту степень мужества, какая соответствует гуманистическому идеалу личности.

6. Домашнее задание

Что бы Вы сказали Гамлету, если бы встретились с ним?

(возможна дискуссия учащихся)


«Гамлет» как художественное открытие Шекспира

Тип урока : углубление и обобщение изученного.

Форма урока : комментированное чтение, беседа по вопросам, комментарий учителя, словарная работа.

Задачи урока .

Воспитательные:

а) воспитывать интерес к произведению Шекспира,

б) воспитывать нравственные качества учащихся на примере шекспировских героев,

в) воспитывать чувство слова через прочтение.

Образовательные:

а) понимать суть образа Гамлета как вечный тип мировой литературы, как зеркало общественного неблагополучия и попытки одиночки восстановить гармонию в обществе,

б) понять вневременной конфликт и его трагическую развязку.

Коррекционно-развивающие:

а) обучение выразительному чтению,

б) развитие образного мышления,

в) умение выражать мысли и чувства.

Целеполагание.

Для ученика:

1) продолжить работу над трагическим сюжетом и образом Гамлета,

2) осознать вневременной конфликт пьесы,

Для учителя:

1) помочь учащимся понять загадку личности Гамлета, его трагедии, вневременной конфликт пьесы и суть образа,

2) обучение выразительному чтению монолога и его анализу.

Опорные понятия и термины : гармония, вечный тип мировой литературы, вневременной конфликт.

Гамлет! Понимаете ли вы

значение этого слова? –

Оно велико и глубоко.

Это жизнь человеческая,

это человек, это я, это вы,

это каждый из нас…

В.Белинский

Он никого не любит,

но только притворяется,

и то небрежно.

И.С.Тургенев «Гамлет и Дон Кихот»

Ход урока

1.Орг. момент.

2. Вступление в урок.

Читает эпиграфы.

Два великих человека абсолютно по-разному высказываются о Гамлете.

Почему такие противоположные оценки?

С кем бы вы согласились в большей степени?

Сильный или слабый человек Гамлет? Способен ли он на самопожертвование, а значит и на любовь?

(ответы учащихся и комментарий учителя)

Идёт время, меняются эпохи, политическая и общественная жизнь. Но по-прежнему умные люди обнаруживают коварство власти, которая плетёт паутину вокруг маленького человека. Однако современные Гамлеты, благородные, умные, честные, бескорыстные, вступают в нравственный поединок со злом и гибнут в схватке с бесчестьем. Трагедия Шекспира обнаружила вневременной конфликт и его трагическую развязку. Трагедия «Гамлет» стала вечным зеркалом общественного неблагополучия и попытки одиночки восстановить гармонию в обществе. И этого героя назвали вечным типом мировой литературы, бессмертным. Именно поэтому мечтает каждый актёр сыграть роль Гамлета.

Слайд «Высоцкий читает монолог Гамлета «Быть или не быть»

3. Объявление темы урока. Проверка домашнего задания.

(чтение монологов Гамлета, 1-ый уровень, 2-ой и 3-ий)

Анализ монологов как средство самораскрытия героя.

1) –Каковы идеалы Гамлета?

а) в общественном устроении (бескорыстие власти, справедливость, честность «верхов», гражданские интересы);

б) в нравственности (человек обязан быть сильным и устоять в мире зла, не лицемерить, не соглашаться со злом и жить по законам правды, отвергая приспособленчество к морали общества).

Почему одинок Гамлет?

а) боится за близких людей (Лаэрта, Офелию, Горацио);

б) одиночество тех, кто хочет исправить расшатавшийся век, - неизбежно;

в) разъединённость людей в обществе страшна.

Какие черты личности раскрываются в монологах героя, его поступках, в отношениях с родными и друзьями, любимой?

а) высокий ум мыслителя, верность слову, мужество, сила отрицания земного зла;

б) достоинство, культ уважения и любви к человеку, но при этом отсутствие внутреннего тепла, оборачивающегося для него одиночеством и принесением в жертву любимой и друзей;

в) индивидуализм – ключевое слово в оценке Тургенева.

4.Итог урока. Вывод.

Каждый критик, включая и нас с вами, по-своему правы. Мы сумели увидеть в высоком герое человеческие слабости, но и величие. Заканчивая обсуждение, я хочу спросить:

Может ли своей гибелью, своим страданием доказать что-либо обществу Гамлет? Вопрос открытый…

Домашнее задание. Индивидуально по интересам.

А.Блок «Я - Гамлет», М.Цветаева «Диалог Гамлета с совестью», А.Ахматова «У кладбища направо пылил пустырь», Б.Пастернак «Гамлет», В.Высоцкий «Гамлет» - выразительное чтение наизусть.

Весь мир лицедействует Петроний Арбитр
(надпись над входом в театр “Глобус”)

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня я хотела пригласить вас стать участниками урока, посвященного творчеству человека, о котором Анатолий Васильевич.Луначарский, известный публицист, критик, искусствовед, говорил так: “…Он был влюблен в жизнь. Он ее так видит, как никто до него и после него не видел: он видит страшно широко. Он видит все зло и добро, он видит прошлое и возможное будущее. Он глубоко знает людей, сердце каждого человека… и всегда, - смотрит ли он в прошлое, или выражает настоящее, или создает свой собственный тип, из своего сердца, - все живет жизнью полной”.

Творчество этого автора входит в золотой фонд мировой классики. А загадки его героев еще до сих пор не разгаданы, а их именами называют влюбленных, отчаянных мстителей с трагической судьбой. А слова «Быть или не быть», пожалуй, знакомы всем.

-О ком же пойдет речь сегодня? (О Вильяме Шекспире)

Мы уже не в первый раз обращаемся к творчеству этого великого автора. И чтобы освежить в памяти то, что мы уже знаем, открыть для себя что-то новое, я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом, лежащим у вас на столах. Первая группа находит в нем информацию, связанную только с жизнью Шекспира, вторая группа – информацию, связанную с творчеством.

ШЕКСПИР УИЛЬЯМ (1564–1616), английский драматург, поэт, актер эпохи Возрождения. В мировой истории – несомненно, самый знаменитый и значимый драматург, оказавший огромное влияние на развитие всего театрального искусства. Сценические произведения Шекспира и сегодня не сходят с театральных подмостков всего мира.
Родился в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1654. Происходил из семьи торговцев и ремесленников. Учился в так называемой. «грамматической школе», где основным предметом был латинский язык и основы греческого. В школе получил широкие знания античной мифологии, истории и литературы, отразившиеся в его творчестве. В 1582 женился на А.Хэсуэй, от брака с которой имел троих детей. Однако около 1587 покинул Страдфорд-на-Эйвоне и свою семью и переселился в Лондон. Далее о его жизни нет никаких сведений до 1592, когда мы впервые находим упоминание о нем, как об актере и драматурге – в предсмертном памфлете драматурга Р.Грина На грош ума, купленного за миллион раскаяния. Более точные биографические сведения о Шекспире датируются 1593–1594, когда он вступил в одну из ведущих английских театральных трупп того времени – труппу Р.Бербеджа «Слуги лорда-камергера».

Считается вероятным, что Шекспир стал профессиональным актером уже в конце 1580-х; а с 1590 начал и свою драматургическую деятельность. В те годы мало что предвещало, что Шекспир станет не только самым знаменитым мировым драматургом, но и одной из самых загадочных личностей в истории. До сих пор существует масса гипотез (впервые выдвинутых в конце 18 в.), что его пьесы принадлежат перу совершенно другого человека.

- Версии об авторстве: Предлагаю начать со знаменитой гипотезы о принадлежности великих пьес перу Кристофера Марло. Великий драматург, автор пьес о Тамерлане и докторе Фаусте, сын сапожника, окончивший Кембридж, один из образованнейших людей своего времени. И вдруг - таинственная гибель в пьяной драке, рана, нанесённая стилетом в переносицу, исчезновение тела... А спустя совсем небольшой промежуток времени лондонские театры представляют зрителям новые спектакли, пользующиеся оглушительным успехом, поставленные по пьесам, написанным якобы посредственным актёришкой Шекспиром... Версия «Марло» является достаточно аргументированной и имеет, пожалуй, самую давнюю историю и наибольшее количество приверженцев.

Но существуют и другие гипотезы, даже такая, что автор пьес Шекспира – женщина, Что ж пусть каждый выберет свою правду.

- А сейчас я предлагаю вам обратиться к одному из великих творений Шекспира трагедии «Гамлет». Обратите внимание на те слова, что прозвучали в начале урока: “…Он был влюблен в жизнь. Он ее так видит, как никто до него и после него не видел: он видит страшно широко. Он видит все зло и добро, он видит прошлое и возможное будущее. Он глубоко знает людей, сердце каждого человека… и всегда, - смотрит ли он в прошлое, или выражает настоящее, или создает свой собственный тип, из своего сердца, - все живет жизнью полной” Правоту данных слов мы обнаружим при разборе трагедии Шекспира “Гамлет” и убедимся, что, действительно, его произведения рождают ощущения жизненной полноты.

- Шекспир обычно не изобретал сюжетов для своих пьес. Он брал уже бытовавшие в литературе сюжеты и придавал им драматическую обработку. Он обновлял текст, несколько видоизменял развитие действия, углублял характеристики действующих лиц, и в результате от первоначального замысла оставалась только сюжетная схема, но с новым приобретенным смыслом. Так было и с “Гамлетом”. Прототипом героя был полулегендарный принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг. Первый же литературный памятник, в котором рассказывается сага о мести Амлета, принадлежал перу средневекового датского летописца Сансона Грамматика (1150-1220). Принц, так же, как и наш Гамлет, мстил за смерть своего отца, негодовал из-за предательства матери, которая вышла замуж за другого. Но сегодня нам все же более подробно придется вести разговор о «проклятых вопросах бытия» в трагедии «Гамлет».

- Какие события лежат в основе этого произведения? (основу драматической композиции составляет судьба датского принца, потерявшего своего отца. Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении или умонастроении Гамлета).

-Когда герой появляется перед нами впервые? Прочитаем первый монолог Гамлета. .

(Ученики вслух читают текст)

Гамлет
Мне кажется? Нет, есть. Я не хочу
Того, что кажется. Ни плащ мой темный,
Ни эти мрачные одежды, мать,
Ни бурный стон стесненного дыханья,
Нет, ни очей поток многообильный,
Ни горем удрученные черты
И все обличья, виды, знаки скорби
Не выразят меня; в них только то,
Что кажется и может быть игрою;
То, что во мне, правдивей, чем игра;
А это все - наряд и мишура.

-Что, по вашему мнению, чувствует Гамлет? (Первые слова героя открывают глубину его горя; никакие внешние знаки не в состоянии передать того, что происходит в его душе.

Гамлет
О, если б этот плотный сгусток мяса
Растаял, сгинул, изошел росой!
Иль если бы предвечный не уставил
Запрет самоубийству! Боже! Боже!
Каким докучным, тусклым и ненужным
Мне кажется все, что ни есть на свете!
О, мерзость! Это буйный сад, плодящий
Одно лишь семя; дикое и злое
В нем властвует.
До этого дойти!
Два месяца, как умер! Меньше даже.
Такой достойнейший король! Сравнить их
Феб и сатир. Он мать мою так нежил,
Что ветрам неба не дал бы коснуться
Ее лица. О небо и земля!
Мне ль вспоминать? Она к нему тянулась,
Как если б голод только возрастал
От насыщения. А через месяц -
Не думать бы об этом! Бренность, ты
Зовешься: женщина! - и башмаков
Не износив, в которых шла за гробом,
Как Ниобея, вся в слезах, она -
О боже, зверь, лишенный разуменья,
Скучал бы дольше! - замужем за дядей,
Который на отца похож не боле,
Чем я на Геркулеса. Через месяц!
Еще и соль ее бесчестных слез
На покрасневших веках не исчезла,
Как вышла замуж. Гнусная поспешность -
Так броситься на одр кровосмешенья!
Нет и не может в этом быть добра. -
Но смолкни, сердце, скован мой язык!

Обратите внимание на то, как характеризует Гамлет свою жизнь? Каков для него масштаб трагедии? Подтвердите это цитатой.

(Монолог открывает перед нами характерную черту Гамлета – стремление обобщать отдельные факты. Произошла всего лишь частная семейная драма. Для Гамлета, однако, ее оказалось достаточно, чтобы сделать обобщение: жизнь – “это буйный сад, плодящий одно лишь семя; дикое и злое в нем властвует”).

- В чем же для Гамлета состоит трагедия? Выявите две ее составляющие.

(Физическая и нравственная гибель человека (смерть отца и нравственное падение матери. Итак, 3 факта потрясли душу:

Скоропостижная смерть отца;

Место отца на троне и в сердце матери занял недостойный по сравнению с покойным человек;

Мать изменила памяти любви).

А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма «Гамлет» и вспомнить, как дальше разворачиваются события?

(смотрят фрагмент с 45 сек по 4, 25)

- Какой же путь предлагает призрак Гамлету?

(Пересказывают эпизод)

От призрака Гамлет узнает, что смерть отца – дело рук Клавдия. “Убийство гнусно по себе; но это Гнуснее всех и всех бесчеловечней” В чем подчеркнутая гнусность убийства?

(Гнуснее – так как брат убил брата и жена изменила мужу, наиболее близкие друг другу по крови люди оказались злейшими врагами, отсюда - гниль разъедает самые основы человеческой жизни (“Подгнило что-то в датском государстве”). Нарушены вечные основы жизни (жизнь была раньше другой и зло в ней не царило).

- Вспомните, пожалуйста, слова Гамлета: “Век расшатался”? Как вы их понимаете? Как Шекспир передает нам эту атмосферу “расшатавшегося (вывихнутого) века”? . Каково настроение самой трагедии? Какая цепь событий лежит в ее основе? (“Смерть царит в этой трагедии. Ее завязкой является скоропостижная кончина короля, в середине действия погибают Полоний, Офелия, Розенкранц и Гильдестерн, а в конце – королева Гертруда, Лаэрт, Клавдий и сам герой трагедии. Никто из ее вольных или невольных участников не остался в живых…”]. К чему все это нагромождение трупов, атмосфера гниения? Ответ дает сам Гамлет: виной всему “расшатавшийся век” . Мрачное настроение самой трагедии.)

Более всего мир средневековой Дании передан в образах придворных, окружающих главного героя. В самом начале произведения проявляется еще одна фигура героя – это Клавдий (Акт 1, сцена 2).

Как охарактеризован Клавдий в трагедии? Каково отношение к нему Гамлета до и после разговора с Призраком?

Король
Весьма отрадно и похвально, Гамлет,
Что ты отцу печальный платишь долг;
Но и отец твой потерял отца;
Тот - своего; и переживший призван
Сыновней верностью на некий срок
К надгробной скорби; но являть упорство
В строптивом горе будет нечестивым
Упрямством, так не сетует мужчина;
То признак воли, непокорной небу,
Души нестойкой, буйного ума,
Худого и немудрого рассудка.
Ведь если что-нибудь неотвратимо
И потому случается со всеми,
То можно ль этим в хмуром возмущеньи
Тревожить сердце? Это грех пред небом,
Грех пред усопшим, грех пред естеством,
Противный разуму, чье наставленье
Есть смерть отцов, чей вековечный клич
От первого покойника доныне:
"Так должно быть". Тебя мы просим, брось
Бесплодную печаль, о нас помысли
Как об отце; пусть не забудет мир,
Что ты всех ближе к нашему престолу
И я не меньшей щедростью любви,
Чем сына самый нежный из отцов,
Тебя дарю. Что до твоей заботы
Вернуться для ученья в Виттенберг,
Она с желаньем нашим в расхожденьи.
И я прошу тебя, склонись остаться
Здесь, в ласке и утехе наших взоров,
Наш первый друг, наш родич и наш сын.

Итак, Гамлет содрогается, убедившись в том, что человек, совершивший братоубийство, спокойно наслаждается жизнью, как если бы он не делал ничего дурного.

Клавдий еще и лицо своего времени: ведь каков король, таково и общество, по мнению Шекспира. Но, кроме Клавдия в трагедии есть еще герои, которые передают нам атмосферу двора и, тем самым, суть “расшатавшегося века”. Рядом с королем-убийцей его первый министр Полоний – “пошлый человек”, до крайности угодливый, шпион. Обратимся к Акту 2, сцене 1 (комната в доме Полония).

В чем особое значение этой сцены?

Сцена в доме Полония “подтягивает” читателя до уровня Гамлета, косвенно она отвечает в известной мере на интересующий нас вопрос. За эти 2 месяца Гамлет успел разобраться в придворных нравах и оценить “полицейский нюх” Полония.

Эта сцена, где Полоний отдает приказания о слежке за собственным сыном, подводит нас к последующим оценкам, где Полоний сам добровольно следит за Гамлетом.

О неблагополучии дел в датском королевстве говорят и другие сцены.

Перечитайте

АКТ II СЦЕНА 1

Комната в доме Полония.

Входят Полоний и Рейнальдо.

Вот деньги и письмо к нему, Рейнальдо.

Рейнальдо

Да, господин мой.

Ты поступишь мудро,

Рейнальдо, ежели до встречи с ним

Поразузнаешь, как себя ведет он.

Рейнальдо

Я так и думал сделать, господин мой.

Хвалю, хвалю. Так вот сперва узнай,

Какие там есть датчане в Париже,

И как, и кто; на что живут и где;

С кем водятся, что тратят; обнаружив

При помощи таких обиняков,

Что сын мой им известен, вникни ближе,

Но так, чтоб это не было расспросом;

Прикинься, будто с ним знаком немного,

Скажи: "Я знал его отца, друзей,

Отчасти и его". Следишь, Рейнальдо?

Рейнальдо

Да, как же, господин мой.

"Отчасти и его; а впрочем, мало;

Но слыхивал, что он большой буян",

И то и се; тут на него взведи

Все что угодно; впрочем, не настолько,

Чтоб обесчестить; это - берегись;

Нет, так, блажные, буйные проказы,

С которыми, мол, юность и свобода

Неразлучимы.

Рейнальдо

Например, игра.

Да, или пьянство, ругань, поединки,

Распутство: можешь и на то пойти.

Рейнальдо

Но это обесчестит, господин мой.

Да нет же; ты и сам смягчишь все это,

Ты про него не должен говорить,

Что он живет в безудержном разврате;

Совсем не то; представь его грехи

Так, чтоб они казались вольнолюбством,

Порывами горячего ума,

Дикарствами неукрощенной крови,

Чему подвластны все.

Рейнальдо

Но, господин мой...

Зачем так действовать?

Рейнальдо

Да, господин мой,

Хотел бы знать.

А умысел мой вот в чем -

И думаю, что это способ верный:

Когда его ты очернишь слегка,

Так, словно вещь затаскана немного,

Изволишь видеть,

Твой собеседник, если замечал,

Что юноша, которого ты назвал,

Повинен в вышесказанных проступках,

Наверное, тебе ответит так:

"Милейший", или "друг мой", или "сударь",

Смотря как принято у них в стране

И кто он сам.

Рейнальдо

Так точно, господин мой.

И тотчас будет он... он будет...

Что это я хотел сказать? Ей-богу, ведь я что-то хотел сказать: на чем я

остановился?

Рейнальдо

На "ответит так", на "друг мой" и "сударь".

Вот-вот, "ответит так"; да, он ответит

Так: "С этим господином я знаком;

Видал его вчера, или намедни,

Или тогда-то с тем-то или с тем-то,

И он как раз играл, или подвыпил,

Повздорил за лаптой"; а то и так:

"Я видел, он входил в веселый дом",

Сиречь в бордель, иль что-нибудь такое.

И видишь сам:

Приманка лжи поймала карпа правды;

Так мы, кто умудрен и дальновиден,

Путем крюков и косвенных приемов,

Обходами находим нужный ход;

И ты, руководясь моим советом,

Мне испытаешь сына. Понял? Нет?

Рейнальдо

Да, господин мой.

С богом. Будь здоров.

Рейнальдо

Мой добрый господин!

Его привычки сам понаблюдай.

Рейнальдо

Так, господин мой.

И пусть дудит вовсю.

Рейнальдо

Да, господин мой.

Счастливый путь!

Рейнальдо уходит. Входит Офелия.

Офелия! В чем дело?

О господин мой, как я испугалась!

Чего, помилуй бог?

Когда я шила, сидя у себя,

Принц Гамлет - в незастегнутом камзоле,

Без шляпы, в неподвязанных чулках,

Испачканных, спадающих до пяток,

Стуча коленями, бледней сорочки

И с видом до того плачевным, словно

Он был из ада выпущен на волю

Вещать об ужасах - вошел ко мне.

Безумен от любви к тебе?

Но я боюсь, что так.

И что сказал он?

Он взял меня за кисть и крепко сжал;

Потом, отпрянув на длину руки,

Другую руку так подняв к бровям,

Стал пристально смотреть в лицо мне, словно

Его рисуя. Долго так стоял он;

И наконец, слегка тряхнув мне руку

И трижды головой кивнув вот так,

Он издал вздох столь скорбный и глубокий,

Как если бы вся грудь его разбилась

И гасла жизнь; он отпустил меня;

И, глядя на меня через плечо,

Казалось, путь свой находил без глаз,

Затем что вышел в дверь без их подмоги,

Стремя их свет все время на меня.

Идем со мной; отыщем короля.

Здесь точно исступление любви,

Которая себя ж убийством губит

И клонит волю к пагубным поступкам,

Как и любая страсть под небесами,

Бушующая в естестве. Мне жаль.

Что, ты была с ним эти дни сурова?

Нет, господин мой, но, как вы велели,

Я отклоняла и записки принца

И посещенья.

Он и помешался.

Жаль, что за ним я не следил усердней.

Я думал, он играет, он тебя

Замыслил погубить; все недоверье!

Ей-богу, наши годы так же склонны

Чресчур далеко заходить в расчетах,

Как молодости свойственно грешить

Поспешностью. Идем же к королю;

Он должен знать; опасней и вредней

Укрыть любовь, чем объявить о ней.

- В чем особое значение этой сцены?

(Сцена в доме Полония “подтягивает” читателя до уровня Гамлета, косвенно она отвечает в известной мере на интересующий нас вопрос. За эти 2 месяца Гамлет успел разобраться в придворных нравах и оценить “полицейский нюх” Полония.

Эта сцена, где Полоний отдает приказания о слежке за собственным сыном, подводит нас к последующим оценкам, где Полоний сам добровольно следит за Гамлетом.)

Итак, по мнению Шекспира, в этом мире честность исчезла. Гамлет говорит Полонию: “быть честным при том, каков этот мир, что значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч”. Так трагедия постепенно обретает социальный смысл, а конфликт между Клавдием и Гамлетом перерастает рамки личной вражды. Здесь борьба личная становится борьбой нравственных и общественных принципов.

Во многих пьесах Шекспира присутствует сравнение жизни с театром, обратите внимание на наш эпиграф. Но наиболее развернутое – в комедии “Как это понравится”. Жак-меланхолик произносит свой знаменитый монолог: “Мир – театр; в нем женщины, мужчины все актеры

- Как идея “жизнь-театр” раскрывается в “Гамлете”?

1. Сцена разговора с актерами Гамлета (Акт 3, сцена 2)

2. Кроме того, каждый из героев играет свою жизненную роль.

Кого же играют герои пьесы в театре жизни? (Озрик, Розенкранц, Гильдестерн, Полоний - “Жалкий суетливый шут”; “Играл мой принц, и считался хорошим актером”, Клавдий ). Кода мы видим истинное лицо Клавдия? ( Акт 3 )

- Как в среде “мира-театра” можно рассматривать будущее Гамлета ?

Во всем произведении есть 2 сцены, когда все действующие лица собираются вместе, какие это сцены? Каково их значение в композиции произведения и в “лицедействующем мире” эльсинорского двора ?

1. “Мышеловка” (Акт 3, сцена 2 со слов “играют гобои”)

Театр в театре;

Первое срывание масок;

Мы не следим за представлением “Убийства Гонзаго”, а все больше обращаем внимание на реакцию двора на представление.

Итог: в мире господствует лицедейство, порождающее ложь; порок разъедает общество.

Д. з. 2. Сцена дуэли Гамлета и Лаэрта (Акт 5, сцена 2).

Множество реакций на происходящее: для королевы – это просто забава, король прячет за внешним спокойствием глубокое волнение, Горацио настороженно следит за поединком, тревожась за Гамлета и опасаясь подвоха;

Перед смертью все оставляют свои роли-маски.

Конспект (проект) занятия по литературе в 8б ЛШ№5
Тема занятия: Горечь осмысления. (У.Шекспир "Гамлет»)
Цели занятия: прочтение фрагмента пьесы Шекспира «Гамлет». Решение проблемы выбора между добром и злом. Место Гамлета в современном мире, сопоставление разных видов искусств.
Задачи занятия:
помочь школьникам почувствовать трагизм судьбы Гамлета, сложность поиска смысла жизни;
способствовать развитию навыков дискуссии;
развивать связную монологическую речь;
развивать навыки сопоставления разных видов искусства через просмотр отрывка из фильма “Гамлет”;
способствовать воспитанию умений работать в группе, паре и индивидуально.
Место проведения занятия: ЛШ№5, аудитория 333
Продолжительность занятия: 40 минут
Материально-техническое обеспечение занятия: мультимедийная аппаратура; видеофрагменты фильма «Гамлет»; отрывок монолога Гамлета в исполнении Смоктуновского и Высоцкого; презентация к уроку.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия:
Тип занятия: комбинированный урок
1. Организационный момент Основные элементы
постановка цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано обучающимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);
организация планирования деятельности по достижению целей;
описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя их на учебную деятельность, направленную на освоение содержания профессионального модуля, учебной дисциплины и темы урока (с учётом реальных особенностей группы, с которым работает педагог)

Разыгрывают диалог Оптимиста и Пессимиста (учебник, стр. 144)
После диалога – вопросы:
-Есть ли, с вашей точки зрения, в жизни какой-либо смысл, и можно ли его постичь? В чем, по-вашему, состоит смысл жизни? Выскажите свои суждения.
-Как вы думаете, какими качествами обладает тот человек, который склонен размышлять о смысле жизни? Подобные размышления свойственны молодости, зрелости или старости? Поделитесь своими мыслями. Учащиеся сразу разделены на две группы.
Предварительная домашняя работа: написать отзыв о трагедии В. Шекспира “Гамлет” (“Мой Гамлет”, “Близки ли нам проблемы Гамлета сейчас?”).
Работа с тезаурусом:
Трагедия
Конфликт
Вечные образы Учитель: Есть в нашей жизни книги, которые нельзя отнести к определенной эпохе, прикрепить к какому-либо столетию. Они живут во все времена, каждый раз открываясь по-новому. Поверьте, каждый раз, когда перечитываешь произведение, охватывает ощущение: вот сейчас-то и откроется тайна, истина, скрытая в строчках, но нет – чудо остается заманчивым, притягивающим, но непостижимым до конца. Такие книги называют вечными. В их ряду по праву стоит и трагедия “Гамлет” Вильяма Шекспира.. Эпиграф:
Гамлет!.. Понимаете ли вы значение этого слова? –оно велико и глубоко: это жизнь человеческая;это человек, это вы, это я, это каждый из нас...В.Г. Белинский
2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу Основные элементы
определение целей и задач, которые должны быть достигнуты на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
Подготовленные сообщения Сообщение 1 ученика: Обращаясь к судьбе Шекспира, мы сталкиваемся со многими противоречиями, загадками, тайнами. О Шекспире известно, что он родился в маленьком городке Страдфорд-на-Эйвоне, там же впервые познакомился с драматическим искусством – смотрел спектакли, которые давали приезжие актёры. В 1585 году, проделав пятидневный путь из родного города, он добрался до Лондона. Шекспир стал играть в театре, который впоследствии получил название “Глобус”. Уже через семь лет Шекспир заявил о себе как первейший драматург и поэт. Как такое могло случиться с полуобразованным сыном разорившегося перчаточника, окончившего начальную школу провинциального городка? Сущность гения удивительна: даты жизни английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира возвращают нас в далекое прошлое, однако строки его произведений созвучны современности. Послушаем сообщения о жизни драматурга.
Демонстрация презентации Сообщение 2 ученика: Долгое время считали Шекспира “выскочкой”, которому шедевры удаются благодаря какому-то внутреннему наитию. В 1857 году американка Делия Бэкон опубликовала книгу “Раскрытие философии пьес Шекспира”. Она усомнилась в том, что полуобразованный человек мог создать произведения, требующие не только ума, таланта, но и обширных историко-культурных познаний.Так родился шекспировский вопрос: был ли Шекспир Шекспиром, то есть автором тех несравненных литературных произведений, которые вышли в свет под его именем? Делия Бэкон приписала их современнику Шекспира, своему однофамильцу Фрэнсису Бэкону. Впоследствии в разное время авторство творений Шекспира приписывали графу Дерби, графу Оксфорду и даже королеве Елизавете. Интерес к этой теме понятен: всё, что связано с великими именами, имеет притягательную силу, тем более что в данном случае мы достоверно почти ничего не знаем. Презентация Сообщение 3 ученика: Справедливо писал в конце XVIII в. один английский автор: “Всё, что мы знаем о Шекспире, - это то, что он родился, женился, родил детей, уехал в Лондон, стал там актёром, написал пьесы и поэмы, вернулся в Страдфорд, оставил завещание и умер”. Жизнь Шекспира обросла слухами, как это случается со всеми знаменитостями. Однако то, что мы знаем о нём по немногим документам (не сохранилось ни одной строки, написанной его рукой), мало увязывается с гениальной фигурой, которая предстаёт перед нами со страниц его сочинений. Но для эпохи Возрождения весьма типично появление гениальных самоучек. Хотя Шекспир не обладал ученостью и в пьесах его порой встречаются исторические, географические ошибки, каких не сделал бы Бэкон, нас поражают размах его мысли, широта кругозора, обилие моральных проблем, нашедших отражение в его творчестве.
С помощью гениального перевода Пастернака попытаемся понять, почему «Гамлет» - пьеса на все времена.
3. Изучение нового учебного материала Основные элементы
организацию постановки обучающимися конкретной учебной цели на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
1. Два задания, которые все участники (в т.ч. гости) выполняют письменно. На листках бумаги 1) перечисляют действующих лиц пьесы,2) вспоминают и записывают 2-3 строчки (любые!), которые «застряли в голове» после прочтения «Гамлета».
Устно (фронтально) отвечают на вопросы викторины. Давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали произведение.
Мини-викторина «Знаете ли вы текст?» Литературная «событийная» блиц-викторина:- Где происходят события пьесы? (В Эльсиноре);- Любимая девушка Гамлета? (Офелия);- Как звали ее отца и брата? (Полоний, Лаэрт); - Как зовут мать Гамлета? (Гертруда);- Кем был Гамлет по национальности? (датчанин);
- Что Гамлет назвал тюрьмой? (Данию);- Назовите имя дяди Гамлета (Клавдий);- Лучший друг Гамлета (Горацио); - Как звали отца Гамлета? (Гамлет);- Назовите друзей Гамлета со школьных лет (Розенкранц, Гильденстерн);- Кого пожалел Гамлет, назвав «бедным»? (Йорик);
- Почему призрак не ответил на вопросы Горацио? (пропел петух);- Где учился Гамлет? (в Виттенбергском университете);- Зачем Клавдий пригласил в замок друзей Гамлета – Розенкранца и Гильденстерна? (узнать, почему тот стал «неузнаваемым», допытаться «какая тайна мучает его»); Существует множество разнополярных мнений о Гамлете, как если бы он был живым человеком.Например, Гете писал: «… прекрасное, чистое благородное, высоконравственное существо».
Тургенев: «…эгоист, скептик, вечно возится и носится с самим собою…».

Вы, дорогие 8-классники, тоже имеете свое мнение. Послушаем ваши отзывы, написанные дома.
Поскольку тема урока сложная, философская, то достигаются цели урока путем последовательно усложняющихся коллективных и индивидуальных форм анализа произведения
Читают отзывы о прочитанной трагедии В. Шекспира “Гамлет”. Комментарий (учителя, учащихся, гостей) 4. Закрепление учебного материала Основные элементы
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
Отвечают на вопросы Как вам кажется, Гамлет – человек слабохарактерный или мужественный борец? Какие вопросы у вас возникли при прочтении шекспировской драмы? Просмотр видеофрагментов.
Работа творческих групп Чтение фрагмента монолога учащимися на английском языке, сравнение английского и русского вариантов (перевод Б.Пастернака), просмотр видеофрагмента в исполнении
И. Смоктуновского и В. Высоцкого 1 группа Гамлет Смоктуновского 2 группа Гамлет Высоцкого
(Идет комментированное чтение монолога). В чем смысл известного монолога Гамлета «Быть или не быть»?
Анализ монолога “Быть или не быть…” (“Be or not to be…”) по группам
Итак, как вы поняли монолог? О чем он?
Сопоставьте и сделайте вывод о том, как решается главный риторический вопрос разными исполнителями.
Чтобы ответить на этот сложный вопрос, мы обратимся к самому тесту. Ведь все свои рассуждения и размышления мы делаем, опираясь исключительно на художественный текст.
Пред вами раздаточный материал. Проследим логику раздумий героя.
Учащиеся размышляют над поставленными вопросами Как вам кажется, конфликт Гамлета заключается в вопросе: мстить или не мстить за отца или в вопросе: бороться или не бороться со злом?.
Что, по-вашему, останавливает Гамлета? Почему он медлит?
Если ты начинаешь бороться со злом, то и сам совершаешь зло, оправдывает ли цель средства?
Трагедия Гамлета заключается в том, что он понимает, что бессилен что-либо изменить, так как его действия будут только приумножать зло в этом мире, а не бороться искоренять его
Век расшатался – и скверней всего,Что я рождён восстановить его!Эта задача непосильна для человека. Ответы учащихся. Внутренняя драма Гамлета.
Появилось понятие “Гамлетизм” – преступная медлительность и бездействие. Имя его стало нарицательным для человека всегда во всем сомневающегося, неспособного быстро действовать. “Гамлетовские ситуации” - это ситуации, когда выбор практически сделать невозможно. Гамлет Смоктуновского и Гамлет Высоцкого – результат обсуждения в группах.
Гамлет Смоктуновского не только мудр и благороден, – познание сделало его безжалостным, ядовитым. Достойных друзей, единомышленников у Гамлета – Смоктуновского нет. Его Гамлет одинок и полон иронии по отношению к миру. Смоктуновский сыграл созидательное зло.
После Гамлета Смоктуновского пришел Гамлет Высоцкого. Бессмертное произведение Шекспира было поставлено известным режиссером Любимовым на сцене Московского театра на Таганке. Гамлет – основная и любимая роль Высоцкого. Гамлет-бунтарь опрокидывает законы христианства. В нем борются добро и зло. Восприятие Гамлета в театре и кино
Учитель: Как воспринимали Гамлета в разные эпохи? Как воспринимает Гамлета современный читатель, то есть вы?
Первое представление (премьера) Шекспира о Гамлете, принце датском, состоялось в 1601 г. на сцене деревянного театра “Глобус” в предместье Лондона.
С тех пор прошло много времени, но образ Гамлета оказался так близок сердцам людей, что уже много веков не сходит с театральных подмостков и не уходит из кинематографии.
Здесь ставятся вечные вопросы, всегда волновавшие и волнующие всё человечество: как бороться со злом? Какими средствами возможно его победить? В чем смысл человеческой жизни? Гамлет не исправил свой век, но оставил миру свои вечные вопросы.
Многие актеры мечтали сыграть роль Гамлета, и у каждого из них был “свой” Гамлет.
5. Подведение итогов занятия Основные элементы

Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
Отвечают на вопросы После сегодняшнего урока изменилось ли ваше отношение к Гамлету? Д\З
Сообщения по группам:
“Любовь и долг”
“Почему так много смертей? (Композиция трагедии: пьеса в пьесе)”
Приложение в виде карточек, презентаций и т.п.




Top