Уроки сольфеджио для начинающих взрослых с нуля. В помощь начинающему преподавателю сольфеджио

Рассказываем о наиболее удобном для гитаристов подходе к развитию музыкального слуха, так назы- ваемому «сольфеджио с подвижной До», и его практическому применению в импровизации и чтении нот.

Статья будет интересна для всех музыкантов неклассического направления — джаз-, рок- и поп-музыкантов.

Если вы никогда не задумывались о развитии музыкального слуха и совсем не знакомы с сольфеджио, советуем прочитать Что такое сольфеджио и зачем оно нужно?

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

«Классическое» сольфеджио и гитара

Среднестатистический гитарист тратит на развитие музыкального слуха гораздо меньше времени, чем на технические упражнения.
Меж тем развитый музыкальный слух — то, что отличает музыканта от, собственно, не музыканта. Внятно импровизировать, чётко выражать свои музыкальные идеи невозможно без подтягивания ушей вслед за пальцами.

Всегда останавливает одно — тот избыток информации, присущий традици- онной системе преподавания сольфеджио, и отсутствием понимания каким образом вся эта тяжеловесная теоретическая составляющая может быть применена в повседневной музыкальной практике.

Мы, гитаристы, мыслим аппликатурами. При смене тональности, например, с Си-мажора на Ля-бемоль-мажор, я не стану соображать, что в Си-мажоре 5 диезов, а в Ля-бемоль- мажоре 4 бемоля — я просто передвину руку в нужную позицию и поменяю у себя в голове аппликатурную картину мира. Не то, что это знание не нужно или не важно, — отнюдь, но на гитаре как-то не чувствуешь первичность этого знания.

Почему сольфеджио у нас ассоциируется с фортепиано

Лет 150 назад в России любой мало-мальски образованный человек, а уж тем более музыкант, практически обязательно осваивал фортепиано в курсе обучения. Так и появилась «классическая» система преподавания сольфеджио с её жёсткой привязкой к фортепиано.

Для пианиста естественно визуализировать отношения между звуками с помощью клавиатуры фортепиано. Оно понятно: клавиатура перед глазами, сколько «чёрных клавиш в какой тональности» вызубрено, — на фортепиано волей-неволей начнёшь мыслить гармонически.

Однако, времена изменились. Гитаристов, которые начинают своё знакомство с гитарой через фортепиано сейчас единицы. Сейчас фортепиано — для многих это скорее барьер. Вот слухом никто и не занимается, — это кажется неприподъёмным.

А что можно развивать слух как-то иначе?

Да.
Наше привычное «фортепианное» сольфеджио отнюдь не единственный путь к развитому музыкальному слуху. Сольфеджирование, т.е. пропевание мелодий по нотам, как метод развития музыкального слуха появилось задолго до того, как клавишные инструменты получили широкое распространение.

Вообще, систем сольфеджио довольно приличное количество. И они не менее «классические». В современной европейской музыке в противовес «фортепианному» сольфеджио используется так называемое «сольфеджио с подвижной До», или Movable Do System, как называют этот метод в Berklee College of Music (США).

Что такое «сольфеджио с подвижной До»?

Идея, лежащая в основе системы с подвижной До, крайне проста:

Независимо от того, в какой вы сейчас тональности, будем называть первую ступень гаммы, т.е. тонику, — «До», вторую — «Ре», и т.д.

Сменилась тональность, — сменилась и наша До:

Таким образом мы воспринимаем мелодию не как набор конкретных нот на фортепиано, а как движение по ступеням лада (гаммы). Волей-неволей, каждую ноту мелодии тем самым мы будем соотносить с тоникой.

К слову говоря, ту традиционную у нас систему называют «сольфеджио с фиксированной До», fixed Do system.

Никто не утверждает, что система с подвижной До чем-то лучше. И у неё есть свои минусы, о которых ниже, — просто та её особенность, что можно абстрагироваться от фортепиано как нельзя лучше подходит современному гитаристу. Ведь для того чтобы слышать какую-либо ступень в гамме вовсе не обязательно знать какая конкретно это нота, — важно уметь соотносить её с тоникой.

То, что До — это первая ступень (а не, скажем, Ля) записано у нас в подсозна- нии ещё с начальной школы. Нам значительно труднее воспринимать «Фа# — Ля# — До# — тоническое мажорное трезвучие в тональности Фа-диез мажор», чем просто сказать, что «это До — Ми — Соль в тональности Фа-диез мажор».Легче сконцентрироваться на изучении отношений между ступенями (нотами, звуками) . А ведь для этого и было придумано сольфеджио, это и есть развитие музыкального слуха.

Запомнив как звучит отношение между, например, 6й ступенью (Ля) и тоники (До) в тональности До-мажор, вы легко распространите этот навык на все остальные мажорные тональности, ведь отношение между ступенями гамм мажорных тональностей одинаково. И услышав подобное отношение в тональности Фа-диез мажор, вы с уверенностью скажете, что это звучит 6- я ступень, т.е. Ля, тональности Фа-диез мажор. Сказанное верное и для минорных и для любых других тональностей. Сольфеджио с подвижной До даёт уверенное ощущение лада .

Лёгкость транспонирования . Выучив мелодию в одной тональности, вы без труда перенесёте её в любую другую — мы же имеем дело со ступенями лада, а не с нотами.

Лёгкость изменения лада . Уверенно слыша один лад, вы будете уверенно слышать и другой, проработав изменения в отношениях между ступенями.

Импровизация в ладу . Что нужно для того, чтобы уверенно импровизировать? Уметь строить мелодии у себя в голове и не вылетать из тональности. Что такое тональность?

Тональность = Тоника + Лад

Тонику вам дадут (например, басист, если он адекватен), ступени лада слышим, — вот она свобода импровизации.

Кстати, многие так и называют сольфеджио с подвижной До — импровизационное сольфеджио.

Дополнительные плюсы гитаристам

Вернёмся к аппликатурам.
Вот, например, одна из основных аппликатур мажорной гаммы с тоникой на 6й, 4й и 1й струнах. На этой аппликатуре проставим ступени лада:

Она подходит для любой мажорной гаммы и нисколько не изменится ни для До мажора, ни для Си-бемоль мажора, ни для Соль мажора (за исключением того, конечно, что начинаться будет с соответствующего лада на грифе):

Где тоника (До) всегда понятно, где какая ступень — тоже. Ну чем не фортепиано?
Проработав таким образом остальные аппликатуры, мы свяжем визуальное восприятие со слуховым. Это дополнительный первый плюс для гитаристов. В итоге получим осознанную игру.

Второй плюс , как следствие первого, — чтение нот. Аппликатурно-визуальные и слуховые составляющие у нас проработаны, где какая ступень в аппликатуре и как она связана с тоникой понимаем, -почему бы не начать читать ноты?

Есть правда небольшой нюанс, с системой с подвижной До не получится читать нотацию «как она написана», придётся научиться воспринимать нотную запись с точки зрения тоники и ступеней. Это на самом деле несложно и быстро осваивается, но всё же имеет место быть. И это первый минус .

Например, «Чижик-пыжик»:

Второй минус . А что если музыка атональна? Если невозможно понять что есть тоника?
Правда явление это редкое и находится во вселенной авангардной музыки. Но и там можно выкрутиться, приняв, например, за тонику первую ступень того аккорда, который вы сейчас играете. Если вообще вы будете играть аккорды в этом случае… и на гитаре…

Павел Тюкавин

Преподаватель гитары, импровизации, сольфеджио

От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.

Е. Копий

На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы - белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу - ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки - белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.

Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.

Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.

Первое пособие - это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее - все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) - Тоника, она по сказке В. Кирюшина - Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом - комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж - Доминанта - главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны - Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени - Медианты, VI ступени - Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки - минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.

Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио - это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны - бемоли и бекары.

Третье предлагаемое пособие - КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.


Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.


Как помочь ребенку, изучающему сольфеджио? Такой вопрос естественно встает перед родителями после того, как они выяснили, зачем нужно сольфеджио изучать, и поняли, насколько трудной и сложной является эта музыкальная дисциплина для начинающего обучение малыша.


И если сами уроки сольфеджио приводят его в восторг, то домашние задания, как правило, ставят в тупик и самого ученика и его родителей. Восторг постепенно сменяется унынием: ребенок от занятий музыкой ожидал сплошного праздника, а тут - сложности в виде теоретических правил, не очень доступных пониманию, и домашних заданий, по сравнению с которыми школьная математика кажется развлечением для малолеток. Дети любят музыку, но не занятия ею.

Естественно и понятно желание родителей помочь ребенку состояться, как музыканту. «Заинтересованные» мамы приходят с тетрадками, записывают слова песенок, правила, и очень переживают за своих малышей, ведь за неделю дети успевают начисто забыть все, о чем шла речь на уроке.

Родители, бабушки и дедушки на самом деле, большая помощь и педагогу, и маленькому ученику. Но помощь в подготовке к уроку сольфеджио совсем не в том, чтобы мама, папа, бабушка или дедушка (или все они вместе), используя "звонок другу", вместо своего любимого отпрыска строили интервалы, доминантсептаккорды или определяли тональность по количеству знаков.

В первые годы обучения важнейшим моментом является интерес родителей к деятельности ребенка, желание облегчить ему вхождение в трудную, утомительную рутинную ежедневную работу, без которой немыслима судьба любого музыканта. Дорогие взрослые, как только вы найдете в себе силы ВНИКНУТЬ в суть сольфеджио, ваш ребенок перестанет проливать слезы, и у него все пойдет на лад (причем, на мажорный лад).

Сольфеджио - предмет специфический, его преподавание существенно отличается от преподавания дисциплин общеобразовательного цикла: хороших результатов можно достичь только в том случае, если вы эту специфику поняли.

Два главные составляющих компонента сольфеджио – пение по нотам и узнавание на слух – помогают освоить два главных навыка:
- увидеть ноты и понять, что за музыка в них записана ;
- услышать музыку и знать, как записать ее нотами .


С чего начинается обучение сольфеджио? Сначала учат читать и писать ноты – без этого никак, поэтому освоение нотной грамоты – это самый первый, очень короткий этап. На этом этапе ваша помощь будет очень желанной и уместной - на ребенка в сентябре внезапно «сваливается» масса информации, а музыкальная грамота - это область знаний, с которой малыш никогда ранее не сталкивался. И если вы ежедневно ненавязчиво спросите у него, на какой линеечке пишется нота СОЛЬ или ДО (вам самим это запоминать не обязательно, проверяйте ответы по записи в его тетрадке, а еще лучше, если он сам и проверит), вы очень здорово «продвинете» вашего будущего музыканта. Уроки сольфеджио проходят редко, всего раз в неделю, поэтому ваши вопросы помогут ему удержать в памяти то, о чем шла речь на прошлом уроке, и о чем его непременно спросят на уроке следующем.

На уроке сольфеджио учащиеся получают знания и знакомятся с вариантами их закрепления на практике. Звучит очень просто. На самом деле, процесс происходит примерно так:

Изучается новое правило,
потом следуют:
- письменные упражнения на его закрепление;
- затем ребенок должен пропеть то, что он только что написал;


- потом пропеть упражнения на это правило;
- следом ребенок сольфеджирует «номер» (отрывок из музыкального произведения, где применяется это правило) - поет и называет каждую ноту;
- иногда номер надо транспонировать (перенести в другую тональность);
- обязательный момент - слуховой анализ - учитель играет (интервалы, аккорды, лады и др.), а ученик на слух определяет, какой из них в данный момент звучит;
- на уроке еще может быть музыкальный диктант (записывание прослушанной мелодии нотами) на изучаемую тему;
- а в завершение - на дом задается еще и сочинить мелодию с применением нового правила.

Естественно, что деятельность на уроке занимает лишь около 10% от всего необходимого объема работы: больше не успеть. Остальные 90% приходятся на домашние занятия - полученное на уроке надо «переварить» и отработать, то есть повторить десятки раз. За один присест это сделать невозможно - нужны ежедневные, пусть непродолжительные, занятия. Если этого не происходит, мы получаем эффект «пустой корзины»: знания, не получившие закрепления, пропадают.


Наиболее распространенной ошибкой учеников в домашней работе по сольфеджио является то, что тщательно выполняя письменные задания, они дома практически НЕ ПОЮТ. Заданные на дом песенки и упражнения (так называемые «номера»), а также интервалы, тональности, лады, аккорды специально подобраны в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастания сложности. Именно через пение и слушание этого материала (а когда ребенок поет, то он еще и слушает, и запоминает) происходит развитие музыкального слуха ребенка.

Какая помощь нужна ребенку? Самое главное, что должны сделать родители – следить, чтобы было выполнено письменное задание, но главное, СЛУШАТЬ , как ребенок сольфеджирует, то есть, поет, называя ноты. Все!

Не заставлять петь «из под палки», а стимулировать, заинтересовывать ребенка, может быть, первое время петь вместе с ним. Номер или песенка по сольфеджио должен быть пропет к уроку не менее 10 раз (это совсем не много, всего 1-2 раза ежедневно).

Вы не знаете, точно ли он попадает голосом в нужную ноту («чисто» ли он поет)? Вам это и не обязательно знать! пусть проверяет себя, нажимая соответствующую клавишу на инструменте.
- Напомните ему, что звучание клавиши и голоса должно совпадать. Не совпадает? Ничего страшного для начала.


Убедите ребенка и поверьте сами, что даже если ему на ушко наступил не один, а три медведя, которые еще и ревут страшными голосами, то ежедневное 5-10 минутное сольфеджирование в сочетании с ежедневной игрой на инструменте заставит этих медведей по очереди с его ушка спрыгнуть и уйти искать уши более ленивых детей. Педагог обычно недоволен не тем, что ребенок фальшивит, а тем, что он ничего не делает для улучшения слуха и голоса, то есть не работает дома. Учителя музыкальных предметов знают, что пройдет время (полгода, год, два, не более) - и голос будет звучать самым наилучшим образом, нужно только терпение и ежедневная работа.

Главное, чтобы маленький ученик уже сейчас понял, что без пения - никак, чтобы он привык вокальную часть задания по сольфеджио выполнять ежедневно обязательно, чтобы он знал, что взрослые будут контролировать и его ежедневные занятия, и его оценки по сольфеджио, потому что его успехи, его музыкальное развитие для родителей очень важны. Для того чтобы послушать пение ребенка, никакого дополнительного времени не нужно: вы можете заниматься уборкой и внимать гармоническому до минору. Хотите, спойте вместе с ребенком «номер» по сольфеджио (отрывок из оперы), пока варятся пельмени.

Самое трудное для родителей ВНИКНУТЬ в работу ребенка и ПОМНИТЬ о том, что домашние занятия сольфеджио надо контролировать. А если маме с папой все равно, если для них это не важно - поверьте, ребенку все равно тоже.

Жизнь ребенка должна быть организована таким образом, чтобы малыш КАЖДЫЙ ДЕНЬ 5-10 МИНУТ занимался сольфеджио: пропел упражнение, построил, сыграл и пропел интервалы, аккорды и что там ему еще задано. И пока это не стало у ребенка привычкой, родители должны контролировать этот процесс, особенно важно следить и поддерживать маленького ученика на начальном этапе. Никакие отговорки не принимаются: это ВСЕГО 5-10 МИНУТ работы! А лучше - 5-10 минут игры. Ежедневные занятия на инструменте и занятия сольфеджио должны войти в плоть и кровь ребенка, как умывание по утрам , если он хочет стать музыкантом (музыкант-любитель должен заниматься ровно таким же образом). При такой организации домашних занятий дети довольно быстро переходят к самостоятельной работе над заданиями по сольфеджио. За родителями остается сначала постоянный, а потом периодический контроль .

Лень ребенка (а более всего - ВАША) в укоренении и закреплении этой привычки впоследствии явится тормозом в его музыкальном развитии, а ведь вы хотите, чтобы он был лучшим.

Педагогам нередко приходится наблюдать одаренных детей, которые на начальном этапе с легкостью овладевают игрой на инструменте, но при этом безалаберно относятся к занятиям по сольфеджио. В то же время, менее способные ребята, которые усердно занимаются сольфеджио, ежедневно играют на инструменте, поют в хоре, как правило, через пару лет обгоняют своих зазнавшихся оппонентов.

Как помочь ребенку, изучающему сольфеджио? На первых порах надо в прямом смысле слова все делать играючи, как делают это на уроках учителя сольфеджио. Предмет сольфеджио, конечно же, является очень трудным для ребенка, но ему совсем не нужно об этом знать. Обязательно в день урока сольфеджио поинтересуйтесь, что и как было на уроке, пусть он вам расскажет и покажет, споет и прохлопает, потом научит вас или своих кукол. А назавтра снова сделает то же самое... и послезавтра... Потом будет новое задание - и все сначала... будничная кропотливая работа, не всегда привлекательная для детей своим однообразием и бесконечными повторениями. Что ж - это путь музыканта. Успехов вашему малышу на этом пути.

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.


Пример большого нотного стана

Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.

Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

Пример скрипичного ключа



Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа».

Пример басового ключа



Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.


Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.


Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:


Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.


Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.


Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

Например:


Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.

Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Соль

В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Соль

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?

Тональность в произведении играет немаловажную роль, она позволяет отражать характер музыки, делая ее, либо простой, либо сложной для восприятия. Любая тональность состоит из двух характеристик: тон и наклонение. В нотной грамоте для начинающих тон представляет собой основной звук, от которого и будет строиться звукоряд. Наклонение – это характер музыки, бывает мажорное, а бывает минорное наклонение. Грубо говоря, мажор – это радость, а минор – печаль. Определять наклонение для начинающего музыканта достаточно сложно по началу, особенно если не знаком с элементарными структурными единицами, такими как интервалы. Поэтому пока не будем забегать вперед. А разберемся с тональностями при помощи удобной таблицы.

Диезные тональности

Тональность (Мажор и минор) Ключевые знаки
До мажор и ля минор
Соль мажор и ми минор
Ре мажор и си минор
Ля мажор и фа-диез минор
Ми мажор и до-диез минор
Си мажор и соль-диез минор
Фа-диез мажор и ре-диез минор
До-диез мажор и ля-диез минор



Top