Уровни и темпы урбанизации. Понятие урбанизации

Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса, в разных странах и регионах она имеет свои особенности, что, прежде всего, находит отражение в различных уровнях и темпах урбанизации. По уровню урбанизации все страны мира можно разделить на С большие группы. Но основные различия можно наблюдать между более и менее развитыми странами. В начале 90-х годов в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся - 33%.

Условные уровни урбанизации:

Низкий уровень урбанизации - менее 20%;

Средний уровень урбанизации - от 20% до 50%;

Высокий уровень урбанизации - от 50% до 72%;

Очень высокий уровень урбанизации - более 72%.

Слабо урбанизированные страны - Западная и Восточная Африка, Мадагаскар и некоторые страны Азии.

Средне урбанизированные страны - Боливия, Африка, Азия.

Высоко урбанизированные страны - Европа, Северная Америка, ЮАР, Австралия, Южная Америка, страны СНГ.

Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня. В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения в последнее время растет сравнительно медленно, а число жителей в столицах и других самых крупных городах, как правило, даже уменьшается. Многие из горожан теперь предпочитают жить не в центрах крупных городов, а в пригородной зоне и сельской местности. Но урбанизация продолжает развиваться вглубь, приобретая новые формы. В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно ниже, она продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Сейчас на их долю приходится более 4/5 всего ежегодного прироста числа городских жителей, а абсолютное число горожан уже намного превысило их число в экономически развитых странах. Это явление, получившее в науке название городского взрыва, стало одним из важнейших факторов всего социально-экономического развития развивающихся стран. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному "выталкиванию" избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом бедное население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты.

Полная, как иногда говорят, "трущобная урбанизация" приняла очень большие размеры. Вот почему в ряде международных документов говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

Для экономически развитых стран ныне характерна урбанизация "вглубь": интенсивная субурбанизация, образования и распространение городских агломераций и мегаполисов.

В экономически развитых странах, наоборот, начинаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, наряду с государственными органами участвуют архитекторы, демографы, географы, экономисты, социологи, представители многих других наук.

Почти все проблемы мирового народонаселения, как никогда, теснейшим образом переплетаются в процессе мировой урбанизации. В наиболее концентрированной форме они проявляются в городах. Там же сконцентрировано, очень часто до крайних пределов, население и производство. Урбанизация - сложный многообразный процесс, затрагивающий все стороны мировой жизни. Отметим лишь некоторые особенности мировой урбанизации на пороге третьего тысячелетия. Урбанизация по-прежнему, продолжается быстрыми темпами в различных формах в странах разного уровня развития. В неодинаковых условиях каждой страны, урбанизация происходит и вширь, и вглубь, с той или иной скоростью.

Темпы ежегодного прироста горожан почти вдвое выше, чем прироста населения мира в целом. В 1950 году в городах жило 28% мирового населения, в 1997 году - 45%. Города разного ранга, значения и величины в которых быстро разрастаются пригороды, агломерации, еще более крупные урбанизированные зоны практически охватывают своим влиянием основную часть человечества. Важнейшую роль при этом играют большие города, прежде всего города-миллионеры. Последних в 1950 году насчитывалось 116, в 1996 - их было 230. Городской образ жизни населения, городская культура все больше распространяются в сельской местности большинство стран мира. В развивающихся странах урбанизация в основном идет "вширь" в результате массового притока в большие города переселенцев из сельской местности и малых городов. По данным ООН, в 1995 году доля городского населения в развивающихся странах в целом составила 38%, в том числе в наименее развитых - 22%. Для Африки этот показатель был 34%, для Азии - 35%. А вот в Латинской Америке горожане составляют ныне большинство населения - 74%, в том числе в Венесуэле - 93%, в Бразилии, на Кубе, в Пуэрто-Рико, Тринидада и Тобаго, Мексике, Колумбии и Перу - от 70% до 80% и т.д. Лишь в некоторых наименее развитых государствах (Гаити, Сальвадор, Гватемала, Гондурас) и в малых островных странах Карибского бассейна горожан менее половины - от 35% до 47%.

Очень большая доля горожан характерна так же для наиболее развитых государств на крайнем западе Азии: Израиля (91%), Ливана (87%), Турции (69%).

В индустриально развитых странах урбанизация "вширь" давно исчерпала себя. В XXI веке большинство их вступают практически сплошь урбанизированными. В Европе горожане составляют в среднем 74% населения, в том числе в Западной - 81%, в отдельных странах - еще больше: в Бельгии - 97%, Нидерландах и Великобритании - 90%, в ФРГ - 87%, хотя в некоторых странах горожан заметно меньше: в Австрии, например, - 56%, в Швейцарии - 61%. Высокая урбанизированность в Северной Европе: в среднем 73%, а также в Дании и Норвегии - 70%. Заметно меньше она в Южной и Восточной Европе, но, конечно, при других показателях урбанизации, она выше, чем в развивающихся странах. В США и Канаде доля городского населения достигает 80%.

Концентрация промышленности транспорта ухудшила экономические условия жизни в больших городах. Во многих районах население теперь растет быстрее в малых городах, по окраинам, чем в центрах агломераций. Нередко крупнейшие города, прежде всего города - миллионеры, теряют население из-за его миграции в пригороды, города спутники, кое-где в сельскую местность, куда оно приносит городской образ жизни. Городское население промышленно развитых стран сейчас практически не растет.

Урбанизация – это процесс, характеризующий социальные и экономические аспекты развития государства и изменение структуры его населения. Проявляется в росте количества городов, увеличении доли городского населения, активном распространении городского стиля.

Быстрая навигация по статье

Понятие урбанизации в различных дисциплинах (в географии, в истории, обществознании)

В зависимости от дисциплины понятие урбанизации и урбанизированных городов / стран может несколько отличаться. Так, например, приведенное выше определение чаще всего включено в курс «Безопасность жизнедеятельности».

Значение слова урбанизация не изменяется в науке, однако если попытаться дать определение понятий, связанных с данным термином, в истории или обществознании, то урбанизация представляет собой более глобальный процесс перехода от традиционного (аграрного) типа общества к более развитым индустриальному (промышленному) и далее постиндустриальному (информационному) типу. Для современного этапа урбанизации особенно характерен переход от промышленного к информационному типу общества.

Само слово «урбанизация» произошло от латинского «urbs» (город) и появилось в 19 веке, хотя изучать тенденции и особенности совместной жизнедеятельности людей начинали еще древнегреческие философы.

Причины возникновения

Основные причины урбанизации заключаются в повышении и усовершенствовании производства и рекреации, взаимном проникновении их друг в друга, развитии международных отношений и интенсификации сельскохозяйственного сектора. Простыми словами, чтобы понять причины, по которым начинается процесс урбанизации нужно ответить на вопрос – почему люди из сел и деревень переезжают в города? Основные полученные ответы при этом могут быть такими:

  • улучшение образа жизни;
  • развитая система образования;
  • личностная самореализация;
  • более высокий уровень предоставления услуг;
    другие.

Все эти факторы урбанизации относятся к социальным аспектам.

Также к числу значимых причин относится рост коммерческих и торговых отношений, глобализация индустриальной сферы, трудовая миграция и пр.

Виды, формы, типы урбанизации

Рассматривая типы урбанизации, формы и виды урбанизации, следует остановиться на некоторых основных понятиях.

Геоурбанизация – процесс преобразования естественных ландшафтов в искусственные, обусловленный вмешательством человека. Данные процессы изучаются в рамках отдельной науки геоурбанистики.

Второе понятие, которое должно быть рассмотрено – субурбанизация. Субурбанизация – это процесс «вторичной» урбанизации и расширения агломераций, для которого характерно динамичное развитие в последние годы, особенно в условиях растущей компьютеризации всех отраслей жизни человека. Урбанизация и субурбанизация находятся в прямой зависимости, так как только при достижении критической концентрации городских жителей начинается процесс оттока в близлежащие территории.

Перед рассмотрением следующего понятия необходимо отметить, что в последнее время начался процесс, обратный урбанизации, который называют рурализация. Он также обуславливается повышением уровня компьютеризации населения, что приводит к улучшению условий проживания в сельской местности и оздоровлению населения.

Исходя из такого критерия как темп урбанизации населения, следует выделить гиперурбанизацию, которая приводит к появлению ложной или, как ее еще называют, трущобной разновидности. Урбанизация населения такого вида характеризуется стремительным ростом населения без достаточного числа рабочих мест, что, в свою очередь, ведет к росту безработицы.

Процесс / стадии, история урбанизации, этапы

Понятие об урбанизации появилось еще в древнем мире. Палестина, Месопотамия и Египет были первыми государствами, которые образовались из городов. Особенности урбанизации тех времен были обусловлены степенью развитости общества, имеющимися знаниями по географии, земледелию и другим естественным наукам. Конкретные примеры того, как проходила урбанизация в древности, видны в истории Афин, Рима, Константинополя и других городов. Для того чтобы понять, каковы причины роста числа городских жителей и когда зародились первые предпосылки миграции жителей в город, следует кратко рассмотреть историю.

Римская империя была одним из самых могущественных государств в мировой истории

В 4-5 столетии, во время упадка Римской империи, заметны признаки и проявления противоположного процесса – урбанизированные территории сокращаются, идет отток ремесленников к сельскому хозяйству, что называется дезурбанизацией (или рурализацией).

В средние века, в период феодализма, значительно увеличилось значение ремесленных и торговых центров, а значит, возобновилась урбанизация городов. Однако, с установлением абсолютной монархии в большой части Западной Европы, права и привилегии городов сильно ограничились, и урбанизированный населенный пункт стал мало чем отличаться от других.

Урбанизация в мировом масштабе может быть представлена в виде нескольких этапов, для каждого из которых характерны определенные особенности и временной промежуток.

Выделяют следующие этапы урбанизации:

  1. локальный;
  2. планетарный;
  3. глобальный.

Первый этап длился около 150 лет с конца 18 до начала 20 века, территориально был сконцентрирован в странах Северной Америки и Западной Европы. Так, например, в Англии в 19 веке в городе проживало 50% граждан, а уже в начале 20 века – 75%. Это в несколько раз больше, чем в предыдущем, 18 веке. Великобритания за счет владения огромными территориальными колониями на тот момент была самая урбанизированная страна.

Ко второму этапу ученые относят промежуток в 50 лет (1900-1950), которые значительно повлияли на степень перемещения людей в города, на территории всего земного шара. В это время происходит активное промышленное развитие и усовершенствование производства, утверждается империализм, углубляются процессы миграции капитала и рабочей силы. В совокупности городское население за 50 лет увеличилось на полмиллиарда людей, свидетельствуя, что это один из самых активных периодов развития общества, когда коэффициент урбанизации достигал значительного уровня.

Третий этап, начавшийся после 1950 г., продолжается и до сих пор. Основными его предпосылками стала научно-техническая революция, значительно повысившая уровень развития промышленности, и разрастающаяся сфера услуг и обслуживания. На сегодняшний момент характеристика урбанизации выступает одним из основополагающих факторов мировой глобализации.


Урбанистический пейзаж Токио

Наука урбанистика подробно изучает процесс урбанизации, этапы урбанизации, виды урбанизации, новые значения слова «урабанизация» и, в частности, путь урбанизации различных государств.

В теории урбанизации выделяются несколько направлений исследований, согласно которым урбанизация на самом деле не является линейным процессом. В 60-х годах на основе изучения динамики урбанизации в США и Западной Европе были выделены стадии урбанизации по Джиббсу. Согласно этой концепции самой динамичной является 3 и 4 стадия, характеризующаяся максимальным ростом доли городского населения. На пятой стадии, которая соответствует уже постиндустриальному типу общества, происходит прекращение роста городов и показатель доли городского населения может даже снизится в силу торможения притока новых граждан.

Примеры самых урбанизированных стран, пример городов Москвы и Владимира

На сегодняшний день урбанистические тенденции приобретает катастрофические масштабы по концентрации людей, проживающих в городах. При достижении уровня горожан 70-75% от общего числа населения, коэффициент урбанизации достаточно резко падает за счет изменения структуры трудоустройства – большинство работоспособных граждан ищут работу в непроизводственной и менее оплачиваемой сфере услуг. Это среднестатистические данные. Тем не менее, сейчас имеются примеры их превышения. К сверхурбанизированным странам, где этот показатель составляет более 80%, относятся США, Великобритания, Дания, Германия, Япония, Канада, Израиль и другие.

Рассматривая путь урбанизации России или какой-либо другой страны можно выделить специфические особенности этого процесса, влияющие на историю государства в целом и его место в мировой экономике.

До 90-х годов СССР был классически урбанизированной страной с положительной динамикой – городское население увеличивалось, а сельское сокращалось. Однако, за последующие 20 лет количество городов в РФ сократилось на 10%, а городских жителей стало на 3,5% меньше, что соответствует процессу субурбанизации. Наличие субурабанизационных тенденций в России особенно заметно на примере таких городов как Санкт-Петербург и Москва.


Типичное утро в Москве

Для оценки динамики притока/оттока горожан приводятся данные о численности и структуре населения двух городов – Москвы и Владимира.

Москва Владимир
Год Численность Год Численность
2010 11 503 501 2010 345 373
2011 11 776 764 2011 346 177
2012 11 856 578 2012 345 907
2013 11 979 529 2013 347 930
2014 12 108 257 2014 350 087
2015 12 197 596 2015 352 681
2016 12 330 126 2016 354 827
2017 12 380 664 2017 356 168

Характерные признаки, особенности процесса урбанизации

Главные признаки:

  1. воспроизводство населения увеличивается;
  2. соотношение городского и сельского населения изменяется в пользу увеличения городских жителей;
  3. развитие городской инфраструктуры;
  4. усложнение функций города;
  5. появление структурированности в расселении (мегаполисы и городская агломерация).

Несмотря на тот факт, что переселение жителей из сел в города является общемировым процессом, в каждом отдельном государстве он может проходить по-разному – с учетом национальных особенностей.

Преимущества и недостатки урбанизации в экологическом разрезе

К преимуществам урбанизации можно отнести возможность для граждан получить более качественное образование и медицинскую помощь, улучшить качество своей жизни. Она благотворно сказывается на росте производительности труда, возможности решения каких-то социальных проблем.


Мусорный полигон Москвы

Однако негативные последствия быстрого перенаселения городов также присутствуют. К ним относятся постоянно увеличивающиеся показатели загрязнений атмосферного воздуха, загрязнение воды, скопление бытовых отходов, образование свалок и пр. Все это в совокупности негативно влияет на общее состояние экологии. С целью минимизации негативных последствий от роста городов государство проводит мероприятия сдерживающего характера для процесса урбанизации.

Заключение

Урбанизацией в узком смысле называется увеличение доли городского населения за счет миграции работоспособных граждан из сельскохозяйственных регионов в города. Урбанизация является естественным процессом, который требует контроля со стороны государства. Детальным изучением ее процессов, понятий, этапов и закономерностей занимается наука урбанистика.

И страны. Урбанизация - это рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире. Урбанизация сопровождается концентрацией в городах социально-экономических функций, повышением их роли во всей жизни общества, распространением городского образа жизни и формированием сетей и систем расселения.

Современная урбанизация - как всемирный процесс - обладает тремя общими чертами, характерными для большинства стран.

Первая черта - быстрые темпы роста городского населения (табл. 22).

Таблица 22

Динамика городского населения мира в XX - начале XXI в.

Из таблицы следует, что в течение XX в. численность горожан в мире увеличилась в 13 раз! Только в 1950-1970 гг. она возросла более чем на 80%, а в 1970- 1990 гг. - почти на 70 %. В наши дни городское население растет примерно в 3 раза быстрее сельского из-за массовой Миграции в города и административного преобразования сельских поселений в городские. Эта тенденция должна сохраниться и в первой четверти XXI в. Согласно прогнозам, в 2025 г. число городских жителей превысит 5 млрд человек, а их доля в мировом населении поднимется до 61 %. Это значит, что нагрузка на окружающую природную среду еще более возрастет.

Вторая черта - продолжающаяся концентрация городского населения прежде всего в больших городах. Это объясняется характером производства, усложнением его связей с наукой, образованием, развитием непроизводственной сферы. Большие города обычно полнее удовлетворяют духовные запросы людей, лучше обеспечивают обилие и разнообразие товаров и услуг, доступ к информации.

В начале XX в. в мире насчитывалось 360 больших городов (с населением свыше 100 тыс. жителей), в которых проживало лишь 5 % всего городского населения. В конце 1980-х гг. таких городов стало уже 2,5 тысячи, а доля их в мировом населении превысила У3; к началу XXI в. число больших городов достигло 4 тысяч. Среди больших городов принято особо выделять крупнейшие города-миллионеры с населением свыше 1 млн жителей. В начале XX в. их было всего 10, в начале 1980-х гг. - более 200, а к началу XXI в. стало примерно 400. В России в 2009 г. насчитывалось 11 городов-миллионеров.

Третья черта - «расползание» городов, расширение их территории. Для современного этапа урбанизации особенно характерен переход от «точечного» города к городским агломерациям - компактным пространственным группировкам городских поселений, объединенных многообразными и интенсивными производственными, трудовыми и культурными связями. Ядрами таких агломераций обычно становятся столицы, крупные промышленные, портовые, административные и другие центры. В последнее время для характеристики крупнейших городов мира, как правило, используются данные об образованных ими агломерациях, т. к. такой подход является более правильным (табл. 23).

Многие из этих агломераций трансформировались в еще более крупные образования - мегалополисы (скопления агломераций), урбанизированные зоны.

Уровни и темпы урбанизации . При среднемировом уровне урбанизации, составляющем ныне 50 %, отдельные регионы сильно различаются по этому показателю (табл. 24).

Еще более велики различия между отдельными странами.

Таблица 23

Агломерация Млн жителей Агломерация Млн жителей
1. Токио 33,8 11. Осака 16,7
2. Сеул 23,9 12. Кол ката 16,0
3. Мехико 22,9 13. Карачи 15,7
4. Дели 22,4 14. Гуанчжоу 15,3
5. Мумбаи 22,3 15. Джакарта 15,1
6. Нью-Йорк 21,9 16. Каир 14,8
7. Сан-Паулу 21,0 17. Буэнос-Айрес 13,8
8. Манила 19,2 18. Москва 13,5
9. Лос-Анджелес 18,0 19. Пекин 13,2
10. Шанхай 17,9 20. Дакка 13,1

Таблица 24

Уровень урбанизации по регионам мира в 2008 г.

Высокоурбанизированными могут считаться те страны, где доля городского населения превышает 50 %. В эту группу входят фактически все экономически развитые страны, а также многие из развивающихся стран. Среди них особо выделяются страны-«чемпионы», где уровень урбанизации превышает 80 %, например Великобритания, ФРГ, Швеция, Австралия, Аргентина, ОАЭ.

Среднеурбанизированные страны имеют долю городского населения от 20 до 50 %. К этой группе относится большинство развивающихся стран Азии (Китай, Индия, Индонезия и др.), Африки (Египет, Марокко, Нигерия и др.) и некоторые страны Латинской Америки (Боливия, Гватемала и др.).

Слабоурбанизированные страны - это страны, где доля городского населения ниже 20%. В нее входят наиболее отсталые страны мира, преимущественно в Африке. В некоторых из них (Бурунди) в городах живет менее 10 % всех жителей.

Различия в уровне урбанизации между развитыми и развивающимися странами весьма велики: соответственно 75 % и 42 %. Совершенно иное положение складывается с темпами урбанизации. В экономически развитых странах мира и в некоторых развивающихся странах Латинской Америки, где уровень урбанизации очень высокий, доля городского населения либо вообще не растет, либо растет медленно. В развивающихся странах, напротив, в последние десятилетия происходит настоящий «городской взрыв»: здесь быстро растет как число городов, так и их людность. Например, в 1990 г. в Азии было уже 115 агломераций- «миллионеров», в Латинской Америке - 40, в Африке - 24. Из таблицы 23 следует также, что развивающиеся страны уже вышли в лидеры и по числу сверхбольших агломераций. Если в 1950 г. из 20 крупнейших агломераций мира только 7 находились в развивающихся странах, то в 2005 г. - уже 15 (в том числе 6 из них входили в первую десятку).

В результате общая численность горожан в этой группе стран увеличилась с 304 млн человек в 1950 г. до 1,9 млрд человек в 2005 г., или в 6,7 раза, а в 2010 г. скорее всего превзойдет 2,5 млрд человек. Уже в 1975 г. численность горожан в развивающихся странах превысила их численность в развитых странах, а к 2005 г. этот перевес увеличился до 1 млрд человек.

При этом, однако, нужно учитывать, что рост доли городского населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки намного опережает реальное развитие этих стран. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному «выталкиванию» избыточного сельского населения в города, особенно крупные, где подобные мигранты пополняют ряды обездоленных людей, живущих в нищете. Поэтому такой тип урбанизации иногда называют «ложной урбанизацией».

Вопросы и задания для подготовки к экзамену

1. Объясните понятие «демографический взрыв». Где и почему он получил распространение?
2. Что называют воспроизводством (естественным движением) населения? Охарактеризуйте первый и второй типы воспроизводства населения и особенности их распространения.
3. Что входит в понятие «качество населения»?
4. Назовите крупнейшие народы мира.
5. Дайте краткую характеристику мировых религий и назовите число их приверженцев.
6. Покажите по карте наиболее и наименее заселенные районы мира и объясните причины их возникновения. Расскажите о контрастах показателя плотности населения, относящихся к крупным регионам и странам.
7. Охарактеризуйте географию современных международных миграций населения.
8. Какие существуют формы городского и сельского расселения?
9. Приведите примеры высоко-, средне- и слабоурбанизированных стран и объясните закономерности их размещения.
10. Назовите крупнейшие города мира.

Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. - М.:Айрис-пресс, 2010. - 368с.:ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

РАЗДЕЛ 4. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО РАССЕЛЕНИЯ

XX в. называют веком урбанизации. Городское расселение в этот период развивалось особенно быстро. Интенсивные процессы урбанизации привлекли усиленное внимание специалистов многих отраслей знаний, в результате чего были выявлены общие закономерности развития городского расселения в разных странах мира, созданы теории урбанизации в разных науках - географии, экономике, социологии и др. Этап ускоренного развития урабанизационных процессов прошла в XX в. и наша страна. Но прежде чем рассмотреть глобальные закономерности развития урбанизации и их проявление в России, остановимся на общей картине городского расселения современного мира.

Мировые процессы урбанизации в XX в.

Как уже отмечалось выше, урбанизация - это усиление значения городских поселений в разных сферах жизни общества. В той или иной степени урабанизационными процессами оказываются охваченными практически все области жизнедеятельности современного общества. В наиболее обобщенном виде это проявляется в формировании и всё более широком распространении современного городского образа жизни, который в перспективе, по всей видимости, охватит все человечество. Но образ жизни - это качественная характеристика, трудно формализуемая при сравнении разных территорий, и сильно зависящая от многих характеристик населения и хозяйства конкретных обществ (состава населения, природно-ресурсного потенциала и др.). Поэтому обычно о развитии процессов урбанизации судят по нескольким характеристикам населения, которые сужают значение этого понятия, но при этом сравнительно легко отражаются количественными статистическими показателями. Наиболее широко из таких показателей используются:

Количество городских поселений, в том числе больших и крупнейших;

Численность городского населения;

Доля городского населения, в том числе населения, проживающего в больших и крупнейших городах.

Для планеты в целом изменение некоторых подобных показателей на протяжении XX в. представлено & табл. 4.1. Хорошо видно, что на протяжении этого века число горожан на Земле выросло более чем в 13 раз, и их доля ^плотную приблизилась к половине жителей планеты. При этом происходило образование все более крупных городов. В том числе в настоящее время имеется уже более 20 городов и городских агломераций с численностью населения более 10 млн. человек. Тогда как в начале века самыми крупными были немногочисленные города-миллионеры. Именно в таких наиболее крупных городских поселениях происходит постепенная концентрация городских жителей. И сегодня уже каждый пятый человек на Земле проживает не просто Р городе, а в очень крупном городском поселении с численностью населения более 1 млн. человек. В ближайшей перспективе какого-либо замедления темпов роста показателей урбанизации не ожидается.

Таблица 4.1 Изменение основных показателей урбанизации в XX в.

Все перечисленные в таблице показатели характеризуют степень урбанизированности общества, отражая отдельные важные процессы урбанизации - рост количества городских поселений, в том числе поселений крупных размеров, концентрацию населения во все более крупных городских образованиях, увеличение численности и доли городского населения. Наиболее обобщенным является последний показатель, который характеризует городское население не только само по себе, но и в сравнении с сельским, т. е. отражает значение городских поселений во всей структуре расселения той или иной территории. Поэтому показатель доли городского населения называют также показателем уровня урбанизированности (урбанизации) и именно по нему, прежде всего, судят о развитии процессов урбанизации на какой-либо отдельной территории или на Земле в целом.

Можно выделить несколько пороговых значений уровня урбанизации.

1. Если он меньше 10%, то территория является практически неурбанизированной. И в городских поселениях, как правило, преобладает сельский образ жизни, т. е. различия между сельскими и городскими поселениями сравнительно невелики. Все они имеют преимущественно сельский характер. Численность и доля горожан растут очень медленно.

2. Если уровень урбанизации меньше 25%, то все еще явно преобладает сельское расселение (т. е. территория слабо урбанизирована), но уже выделяется городской образ жизни, который становится привлекательным для значительной доли сельских жителей. Поэтому городское население начинает быстро расти, массово образуются новые городские поселения, увеличиваются различия между ними и сельскими населенными пунктами.

3. Когда уровень урбанизации достигает 50%, то городское расселение начинает преобладать над сельским (среднеурбанизированная территория). Темпы роста численности и доли городского населения в этот период наиболее велики. Городские поселения по большинству характеристик резко отличаются от сельских.

4. По достижении уровня урбанизации 75% городское расселение начинает явно преобладать над сельским (высокоурбанизированная территория). Городской образ жизни начинает распространяться и в сельской местности - начиная с пригородных зон крупнейших городов, где преимущественно и формируются новые городские поселения. При этом темпы роста численности и доли городского населения резко замедляются.

5. По достижении уровня урбанизации Ш)% территория становится практически полное -п.к» урбанизированной. Городской образ жизни, как правило, распространяется и на всю сеть сельских поселении, т. е. различия между городскими и сельскими поселениями снова практически исчезают, поскольку все поселения приобретают городской характер. Численность и доля горожан растут очень медленно, а в некоторых случаях даже снижаются.

По мере социально-экономического развития отдельные государства проходят эти пороговые уровни урбанизации, становясь все более урбанизированными. Но поскольку на каждый конкретный момент времени разные территории существенно различаются по уровню социально-экономического развития, возникает сильная дифференциация по уровню и темпам урбанизации. Так, Великобритания, Нидерланды, Бельгия уже в начале XX в. были преимущественно урбанизированными странами (более 75% горожан), и доля городского населения в них продолжала расти. Наиболее быстрыми темпами увеличивалась доля горожан в среднеурбанизиро-ванных странах (США, Германия, Франция - доля горожан составляла около 50%). Тогда как на большинстве территорий мира в тот период времени городское населения не достигало и 10%, и эта доля увеличивалась очень медленно. Средний уровень урбанизации на Земле составлял около 14%. И можно было отметить, что страны с более высоким уровнем урбанизации отличались и более быстрыми темпами роста этого уровня, т. е. дифференциация возрастала.

В начале XXI в. дифференциация по уровню и темпам урбанизации также велика, но имеет уже другой характер. Наиболее развитые государства имеют 90% и более горожан, и в них уровень урбанизации уже почти не растет или даже снижается. Тогда как большинство развивающихся государств имеет от 10 до 75% горожан, и в них уровень урбанизации быстро увеличивается. Поэтому можно отметить, что в странах с более низким уровнем урбанизации он растет быстрее, чем в странах с высоким уровнем. А в итоге дифференциация по данному показателю между отдельными государствами мира сокращается.

Тем не менее и в настоящее время различия по доле городского населения хорошо видны даже на уровне регионов мира (табл. 4.2). Сблизились показатели уровня урбанизированное™ Северной и Латинской Америки, Зарубежной Европы, Австралии и Океании. Хотя в начале XX в. различия показателя между этими регионами превышали "3 раза, а в середине века -1,5 раза. Особенно примечателен рост уровня урбанизированности в Латинской Америке, который в начале века был ниже среднемирового, а в конце века значительно превышает среднемировой уровень. Ниже мирового уровня доля городского населения в настоящее время лишь в Африке и Зарубежной Азии. Но растет она здесь самыми быстрыми темпами, и большинство государств можно уже считать среднеурбанизированными (доля городского населения около 50%). Хотя по-прежнему сохраняется несколько практически неурбанизированных государств, самым крупным по численности населения из которых является Уганда.

Главное дифференцирующее влияние на уровень урбанизации оказывают, безусловно, социально-экономические факторы. В общем случае можно сказать, что чем выше уровень социально-экономического развития той или иной территории (страны), тем выше и доля городского населения. Но в некоторых случаях существенны также природные факторы, а именно не благоприятность природных условий для ведения сельского хозяйства и жизни людей. Если социально-экономическое развитие таких территорий все-таки имело место (вследствие наличия полезных ископаемых, выгодного географического положения и по другим причинам), то население может быть сконцентрировано в городских поселениях в очень высокой степени (свыше 90%), не отражающей реального уровня развития территории. Так, в пустынном, но обладающем развитой нефтедобычей государстве Кувейт доля городского населения превышает 90%. А самым урбанизиро-1нным африканским государством является Джибути, где деется относительно крупный порт-столица. Аналогичная ситуация сложилась в некоторых северных и восточных регионах России (Мурманская, Магаданская области и др.).

Таблица 4.2

Уровень урбанизации регионов мира

На протяжении XX в. многократно увеличилось количество городских поселений. Интенсивный процесс образования новых городов охватил все регионы мира, кроме зарубежной Европы (где городская сеть к началу XX в. в основном уже сформировалась). При этом массово образовывались городские поселения в слабо урбанизированных районах - как путем основания новых городов "на пустом месте", так и путем преобразования в города наиболее крупных сельских поселений, в которых получали развитие городские функции, т. е. урбанизация распространялась вширь. Но постепенно все более значительная доля городских поселений появлялась на уже высоко урбанизированных территориях, образуя сложные системы с существующими городами. Такая форма расселения получила название городских агломераций.

Первые городские агломерации сформировались еще во второй половине XIX в. или вокруг крупнейших городов (Лондона, Парижа, Нью-Йорка и др.), или в районах близкого расположение большого количества отдельных сравнительно небольших городов (морское побережье Нидерландов, Рурский угольный бассейн в Германии и др.). Агломерации первого типа получили название моноцентрических (так как имеют один главный центр), а второго типа - полицентрических (имеют несколько примерно равных по значению центров). Большее распространение получили моноцентрические агломерации, хотя и полицентрических в современном мире довольно много - преимущественно в районах добычи полезных ископаемых с бассейновым типом залегания.

К концу XX в. городские агломерации стали основной формой расселения в наиболее урбанизированных регионах мира, практически полностью заменив изолированные города (которые сохранились в относительно слабоурбанизированных районах, но концентрируют лишь небольшую долю городского населения). Быстро развиваются городские агломерации в средне, и даже слабоурбанизированных странах, но в них они не многочисленны. Очень часто это лишь одна агломерация, формирующаяся вокруг самого крупного города страны (столицы или экономической столицы).

Таким образом, городские агломерации - взаимосвязанные группы поселений, прежде всего городских, объединенных трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными, инфраструктурными, производственными и другими связями. Наиболее важными считаются трудовые связи, которые в рамках суточного цикла посредством маятниковых миграций жителей связывают отдельные поселения в единое целое?. При этом работают или учатся такие маятниковые мигранты преимущественно в главном городе (ядре) агломерации, а проживают - в других поселениях. Культурно-бытовые и рекреационные связи между поселениями осуществляются в основном в рамках недельного цикла, хотя по массовости они могут превосходить ежедневные трудовые поездки. Инфраструктурные связи проявляются в совместном использовании населенными пунктами агломерации крупных транспортных объектов (железнодорожных магистралей, аэропортов и др.), сооружений городского хозяйства (водозаборов, очистных сооружений). Производственные связи осуществляются между предприятиями в рамках кооперации, когда филиалы, поставщики комплектующих, склады продукции, опытно-испытательные полигоны предприятия из одного города агломерации (как правило, ее главного центра) находятся в других населенных пунктах агломерации.

Ученые различных стран по-разному подходят к определению границ городских агломераций. В зарубежной Европе внешняя граница агломерации во многих случаях определяется по окончании непрерывной городской застройки. В таком понимании агломерация совпадает с фактическим городом и часто называется конурбацией. Так, численность населения Московской агломерации (конурбации) оценивается европейскими учеными в 10-11 млн. чел. Отечественные ученье в рамки агломерации включают все населенные пункты, значительная доля жителей которых связана трудовыми поездками с главным городом агломерации. Обычно такие пункты располагаются не далее 1,5-часовой поездки от ядра агломерации. При таком подходе население Московской агломерации оценивается в 12,5-14 млн. чел. В США в качестве агломераций выделяются стандартные метрополитене-кие статистические ареалы (СМСА), которые целиком включает в себя первичные территориальные единицы (графства), удовлетворяющие определенным критериям связанности с главным городом, который должен насчитывать не менее 50 тыс. жителей (учитываются и непрерывность застройки, и трудовые связи, и плотность населения).

В конечном итоге, независимо от методов определения границ городских агломераций, в развитых странах оценки численности населения в настоящее время даются именно для агломераций, а не для городов в их юридических границах. Это же относится и к крупнейшим городам в развивающихся странах. И действительно, выделение отдельных поселений внутри агломерации "при взгляде снаружи" (из-за пределов агломерации) не имеет смысла, поскольку это единая социально-экономическая система, искусственно разделенная исторически сложившимися юридическими границами (границами отдельных поселений). Так, население Парижа в юридических границах города составляет в настоящее время около 2 млн. чел. Но ни у кого не вызывает сомнений, что многие формально самостоятельные поселения за городской чертой (например, район небоскребов Дефанс) - это тоже Париж. А общая численность населения Парижской агломерации ("Большого Парижа") оценивается в 11-12 млн. чел. Список наиболее крупных городских агломераций мира по состоянию на начало XXI в. представлен в табл. 4.3.

Примечательно, что в начале XX в. крупнейшей агломерацией на Земле являлся Лондон (насчитывавший 4,5 млн. жителей), который сегодня занимает 20-е место. Соответственно, за сто лет население Лондона выросло примерно в 2,5 раза. А первой агломерацией с населением свыше 10 млн. чел. в 1940-х гг. стал Нью-Йорк, который в настоящее время находится на 7-м месте. За XX в. население этого города выросло примерно в 10 раз. Население сегодняшнего лидера Токио выросло за 100 лет примерно в 30 раз. Но население большинства современных крупнейших городских агломераций за последние 100 лет выросло в 100 раз и более (Мехико, Сеул, Сан-Паулу и т. д.). Именно такие сверхвысокие темпы роста городов в крупных развивающихся странах (около 5% ежегодного прироста населения в среднем за 100 лет) и сформировали современный список крупнейших агломераций мира, почти 2/3 из которых находятся в развивающихся странах.

Таблица 4.3 Крупнейшие городские агломерации мира

Агломерация Население, млн. чел. Страна
Токио 31,0 Япония
Мехико 21,0 Мексика
Сеул 19,9 Корея
Сан-Паулу 18,5 Бразилия
Осака-Киото-Кобе 17,6 Япония
Джакарта 17,4 Индонезия
Нью-Йорк 17,0 США
Дели 16,7 Индия
Бомбей 16,7 Индия
Лос-Анджелес 16,6 США
Каир 15,6 Египет
Калькутта 13,8 Индия
Манила 13,5 Филиппины
Буэнос-Айрес 12,9 Аргентина
Москва 12,1 Россия
Шанхай 11,9 Китай
Рейнско-Рурская 11,3 Германия
Париж 11,3 Франция
Рио-де-Жанейро 11,3 Бразилия
Лондон 11,2 Великобритания
Тегеран 11,0 Иран
Чикаго 10,9 США
Карачи 10,3 Пакистан
Дакка 10,2 Бангладеш

С течением времени пригородные поселения в рамках агломераций начинают развиваться быстрее, чем центральный город, в том числе за счет переезда части жителей из центрального города в пригороды. Этот процесс получил название субурбанизации (от латинского слова suburb - пригород). При этом "выталкивают" жителей из центральных городов сложная экологическая ситуация, рост преступности, высокая стоимость недвижимости, высокие налоги и другие условия, которые в пригородных поселениях оказываются значительно лучше.

Необходимым условием субурбанизации является развитие транспорта для обеспечения перевозок между местом жительства и местом работы, так как большинство переселяющихся продолжает работать в главном городе. Именно поэтому первые признаки субурбанизации появились в развитых странах после развития в них пригородного железнодорожного сообщения. Но интенсивная субурбанизация началась только с массовой автомобилизацией населения, поскольку только личный автомобиль обеспечивает достаточно высокую степень свободы относительного размещения места жительства и места работы.

Первоначально переселяются в пригороды наиболее обеспеченные слои населения, элита общества. Этим они создают для остальных слоев населения образец поведения, не реализуемый по материальным причинам. Но по мере роста благосостояния общества в переселение вовлекаются все более широкие массы населения. Интенсивная субурбанизация связана с переселением многочисленного в развитых странах "среднего" класса. Вслед за переселением жителей начинается перемещение в пригороды промышленности и других сфер занятости. Перемещение торговли и сферы обслуживания непосредственно связано с переселением жителей и идет практически одновременно с ним. В некоторой степени перемещаются в пригороды и управленческие функции. Тем не менее перемещение в пригороды рабочих мест происходит все-таки в меньшей степени, чем переселение жителей.

В настоящее время большинство развитых стран уже прошли стадию субурбанизации. В итоге основная часть городского населения в этих странах живет в пригородах. А кризис главных городов, который являлся одной из причин субурбанизацию, в ее результате еще больше усилился. Главные города лишились значительной части налоговой базы и сократилось количество рабочих мест. Соответственно, выросла безработица, увеличилась концентрация маргинальных слоев населения с низкими доходами и т. д. Поэтому в первые десятилетия после второй мировой войны большинство развитых государств осуществляло государственных программы, направленные на деконцентрацию населения и хозяйства, подстегивая субурбанизацию, то в последние десятилетия государственные, и местные программы направлены на, возрождение городских центров. Хотя в основном не как мест проживания, а как мест Концентрации различных прогрессивных видов.деятельности.

Но и городские агломерации являются не конечной формой развития юродского расселения. В некоторых районах особенно привлекательных для городского развития, сосед-е агломерации разрастаются и сливаются своими периферийными частями. Иногда более мелкие агломерации попадая в зону влияния более крупной агломерации становясь агломерациями второго порядка. Образовавшиеся системы из 3-5 агломераций называют урбанизированными районами. В России подобные районы сформировались вокруг Московской агломерации, вдоль Волги, вдоль восточных склонов Уральских гор, в Кузнецком угольном бассейне.

В отдельных случаях, как правило, вдоль важнейших транспортных полимагистралей, Количество слившихся агломераций может составлять десятки. Такие крупнейшие на данный момент формы городского расселения получили название урбанизированных зон или мегалополисов. Мегалополис - первоначально имя собственное первой такой городской структуры, которая была описана в 1950-х гг. французским урбанистом Ж. Готманом на северо-востоке США в следствии подобные образования сформировались и в

других регионах Земли. Характеристики крупнейших мегалополисов Земли представлены в табл. 4.4.

Населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). Процесс, обратный урбанизации, называется рурализацией .

Процесс урбанизации идёт за счёт:

  • преобразования сельских населённых пунктов в городские;
  • формирования широких пригородных зон;
  • миграции из сельской местности (провинции) в городскую.

Явление трансформации естественных природных ландшафтов в искусственные, под влиянием застройки, обозначают понятием «урбанизация природы ». Процесс ко- или соэволюции искусственных и природных факторов развития называют геоурбанизацией , его изучает геоурбанистика .

Урбанизация тесно связана со многими политическими процессами в государстве (а часто и собственно появлением этого института). Например Р. Адамс считает наличие городов непременным признаком государства. Гринин и Коротаев указывают на тесную взаимосвязь между урбанизацией и эволюцией государственности . Так, первая фаза урбанизации наблюдались в IV - нач. III тыс. до н. э. и была связана со становлением ранних государств. Появление первого развитого государства (в середине II тыс. до н. э. в Египте) оказало заметное влияние на динамику урбанизации: в XIII в. до н. э. численность городского населения мира впервые превысила 1 млн чел. Урбанизационный взрыв XIX-ХХ вв. и мегаурбанизация (то есть роста численности населения сверхкрупных городов в общем населении мира) в сфере политического развития соотносятся с повсеместным распространением зрелой государственности .

Приток сельского населения в города опережает потребность в рабочей силе , что часто приводит к росту безработицы , обострению социально-экономических проблем. В то же время, урбанизация, благодаря быстрому снижению рождаемости в индустриальном обществе , способствует сглаживанию отрицательных последствий демографического взрыва в развивающихся странах .

По состоянию на 2014 г., более половины населения Земли проживает в городах - 3,9 млрд человек, количество горожан продолжает расти .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Субурбанизация - процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов. В результате происходит формирование городских агломераций . При субурбанизации темпы роста населения пригородов по сравнению с городами-центрами агломераций выше .

    Растущее благосостояние позволяет людям строить дома «сельского типа» в пригородах, избегая таких «прелестей» больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д. Однако население пригородов ни в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе. Субурбанизация невозможна без массовой автомобилизации, так как в пригородах может отсутствовать социальная инфраструктура (магазины, школы и др.), а главное - нет места приложения труда.

    В процессе компьютеризации непроизводственных секторов экономики, в последнее десятилетие появился эффект отрыва места работы (номинального) от места исполнения трудовых задач: человек за компьютером может выполнять работу для фирмы на другом конце земного шара. Транспортная проблема, тормозящая процесс субурбанизации, таким образом несколько ослабляется (для некоторых видов нематериального производства становится неважно, в какой точке земного шара находится исполнитель).

    К понятию субурбанизации близко понятие рурбанизация (от англ. Rural - сельский, лат. urbanus - городской) - распространение городских форм и условий жизни на сельские поселения, составная часть процесса урбанизации в его широком понимании. Рурбанизация может сопровождаться миграцией городского населения в сельские поселения, переносом в сельскую местность форм хозяйственной деятельности, характерных для городов. В России с начала XXI века это явление наблюдается главным образом в Московской области . Во многих формально сельских населённых пунктах строятся промышленные предприятия и склады, выводимые из Москвы , подавляющее большинство населения ведёт городской образ жизни, население увеличивается за счёт переселенцев из Москвы и других регионов.

    Негативные последствия субурбанизации

    Жители пригородов зачастую становятся «заложниками автомобиля », так как общественный транспорт в пригородах, как правило, отсутствует. К тому же в небольших странах с высокой плотностью населения, например Бельгии и Нидерландах , пригороды занимают почти всё свободное пространство, вытесняя природные ландшафты. В Соединённых Штатах Америки, ЮАР, Британии субурбанизация сопровождается так называемым бегством белых (англ. White flight ): центральные районы городов заселяются представителями негроидной расы, в то время как белое население перемещается в пригороды .

    Часовая миграция жителей пригородов в города приводит к заторам на дорогах , что ведёт к загрязнению воздуха, потере времени и другим проблемам. Для борьбы с этим во многих развитых странах ведётся политика развития в пригородах общественного транспорта, например пригородного железнодорожного и легкорельсового , например система RER в Париже .

    Скорая помощь и пожарные спасатели дольше едут до места ЧП .

    Обслуживание личного автотранспорта приводит к росту инфраструктурных издержек для города , и личных затрат для человека .

    Дезурбанизация (рурализация)

    Дезурбанизация (рурализация) - процесс деконцентрации населения и расселения его вне городов, в определённой мере - процесс противоположный урбанизации.

    Ложная урбанизация

    Она же трущобная урбанизация. В связи с демографическим взрывом в развивающихся странах , в первую очередь, Латинской Америки , Юго-Восточной Азии , Африки возникло понятие ложная урбанизация . Она представляет собой стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Отличие от истинной урбанизации состоит в том, что не происходит развития городских функций, характеризующих мировой процесс урбанизации. Происходит «выталкивание» в города сельского населения из перенаселенных аграрных районов. Доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни .

    Урбанизация в России

    Низкий уровень механизации, традиционное низкопроизводительное натуральное хозяйство в России начала XX века требовали, чтобы большинство людей жило в сельской местности, а не в городах, поэтому ещё в начале 20-го века в селах жило 87 % населения России. В связи с аграрным перенаселением , нехваткой земельных наделов , всё больше безземельных крестьян, в поисках заработка, переселялись в города. Советская власть с 1920-х годов стала снабжать колхозы и совхозы тракторами и машинами, в рамках коллективизации и «смычки города и деревни », производительность труда выросла и необходимость в значительном числе сельского населения уменьшилась. Голод в СССР 1930-х годов и политика индустриализации СССР также ускорили переселение бывших крестьян в города, где условия жизни были лучше. В 1887 году в России насчитывалось 16 городов с населением более 50 000 чел., в 1989 году в СССР был 1001 город, в 170 городах проживало 70 % населения. На 2010 год процент городского населения составил 73,7 % (высокий уровень урбанизации) , безработица среди сельского населения, по состоянию на 2016 г., в 1,7 раза выше, чем среди городского .

    Наука

    Изучением процессов урбанизации занимается новая для и XXI веков дисциплина




Top