Усадьба архангельское. По следам Пушкина

«Роман Дубровский А.С.Пушкина» - Понимание чести и бесчестия героями романа «Дубровский». И движет Дубровским именно оскорбленное достоинство, оскорбление семейной чести.Но став разбойником, Владимир Андреевич остаётся справедливым человеком. Человечность, сострадание проснулись даже в грубом сердце Троекурова, но, как мы помним, реальные законы жизни оказались сильнее.

«Пушкин Барышня-крестьянка» - Метель. Повесть. Да как же барина с слугой не распознать? Дочь Муромского. И одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему. Пейзаж. «Повести Белкина». Образы главных героев. Цикл создан в знаменитую Болдинскую осень 1830 года. Алексей. Повести Белкина»-первое законченное произведение А.С. Пушкина.

«Моцарт и Сальери» - Как Моцарт относится к своему творче­ству, что говорит о служителях искусства? Александр Сергеевич Пушкин Художник В.А.Тропинин. Анализ образов. План урока. В «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкин показал всепоглощающие душу человека страсти и пороки. (Тест). Иллюстрация к трагедии «Моцарт и Сальери. (По трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»).

«Повести Пушкина» - Кто был личным цензором А.С. Пушкина? Биография А.С. Пушкина 20. Как звали героиню повести «Барышня- крестьянка»? Трактиров нет. Царскосельский лицей. «Сказка о царе Салтане». в Болдино. Лиза - Бетси - Акулина. в Германии. Поп велел Балде взять с чертей оброк за: На что похоже сборище чудовищ за столом во сне Татьяны?

«Герои романа «Дубровский»» - Сравнительные вопросы. Конфликт. Душ у князя Верейского. Хитрые вопросы. Внимание. Развитие сюжета. Письмо. Первая обложка романа. Главные герои романа. Младшее офицерское звание. Этапы работы над произведением. Какую песню часто напевал Троекуров. Владимир Дубровский. Тайное венчание. Словарная работа.

Музей создан по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам. Станционный смотритель. В гостях у станционного смотрителя. Здесь отдыхали ямщики, ожидая очереди на выезд. В красном углу - стол смотрителя. А.С.Пушкин увидел героев своих произведений. Музей «Дом станционного смотрителя» в Выре.

Всего в теме 29 презентаций

Тема: «Мир подмосковных усадеб».

Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся с разнообразным миром усадеб; научить различать разные типы усадеб.
2. Развивать навыки работы с краеведческим материалом; умение описывать и характеризовать памятники русской архитектуры.
3. Развивать интерес к истории родного края, чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный с использованием новых информационных технологий.

Оборудование: карта Московской области, мультимедийная установка, выставка книг.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вводно-мотивационный этап.
  3. Организация учебной деятельности.
  4. Контроль и коррекция.
  5. Итоги.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Вводно-мотивационный этап.

На доске записан вопрос, над которым учащимся предстоит думать в ходе урока.

«Были ли патриотами русские дворяне?».

Беседа:

а) Кого мы называем патриотами?
б) Кто такие дворяне?
в) Когда возникло дворянство?
г) Что получали дворяне за службу государю?
д) Почему вторая половина XVIII – начало XIX веков остались в истории как время расцвета подмосковных усадеб?

Вводное слово учителя:

Хотя дворяне изначально получали за свою службу поместья с зависимыми крестьянами, расцвет подмосковных усадеб приходится лишь на вторую половину XVIII века. До этого дворянский быт был неустроен и убог, а в период правления Екатерины II в Подмосковье возводятся настоящие дворцы. Почему?

В 1762 году был подписан «Манифест о вольности дворянской». Дворяне получили право не служить, а заниматься обустройством своих владений.

3. Организация учебной деятельности.

Слово учителя:

Русская усадьба - это целая удивительная «страна в стране», особый материк, замечательное явление истории и культуры. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельца в архитектуре дома, разбивке садов и парков, создании художественных, научных и иных коллекций. И, конечно, усадьба-это прежде всего мир детства русских дворян, который на всю жизнь оставил в памяти привольные луга. игры со сверстниками, наблюдения за живой природой.

Любой, сколько-нибудь состоятельный помещик, не говоря уже о вельможах, стремился иметь в Москве, Петербурге или другом крупном городе собственный дом-особняк. Но на лето все помещичьи семьи переезжали в деревню. Каждую весну, как только после весенней распутицы устанавливались дороги, начиналось «великое переселение» дворян из города в деревню, в родную усадьбу.

Типы усадеб:

1) Увеселительные.
2) Доходные.

В ходе урока выделить основные черты этих двух типов усадеб (то есть, необходимо определить, что характерно для того и другого типа).

Усадьба Архангельское.

Слово учителя:

Обратимся к истории усадьбы Архангельское. В ней, как в капле воды, отразилась судьба многих других подмосковных дворянских усадеб. Первое упоминание об Архангельском относится еще к 1584 году. Переменив много владельцев, усадьба в 1703 году стала вотчиной князя Голицына. Здесь стоял одноэтажный деревянный дом. Внутри главными предметами роскоши были четыре кожаных стула. Лучшим достоянием дома была библиотека.

Вопрос: Можем ли мы назвать такую усадьбу богатой?

Но вскоре положение изменилось. Здесь началось грандиозное строительство. В 1810 году вдова князя Голицына продала имение вельможе Юсупову. Новый владелец Архангельского, богатейший человек, дипломат - был прекрасным знатоком и ценителем искусства.

Компьютерная презентация.

(Кадры, с изображением архитектурных памятников усадьбы, сопровождаются текстом, датами, информацией учителя).

Вопрос: К какому типу усадеб относится Архангельское?

В нашем Ступинском районе также есть несколько дворянских усадеб. Одни полностью разрушились, другие восстанавливаются. Подробнее остановимся на судьбе усадьбы Отрада (село Семеновское). От нашего города она находится примерно в 40 километрах. В 70-х годах XVIII века на берегу реки Лопасни началось строительство. Хозяином этих земель был граф Владимир Григорьевич Орлов.

Об Отраде дети подготовили презентацию (фотографии, даты сопровождаются информацией учащихся).

Компьютерная презентация.

Задание:

Перечислите, что характерно для усадеб увеселительного типа (парк, беседки, библиотека, большие залы, пруды и т. д.).

Что должно быть в хозяйственной усадьбе? (конюшни, амбары, склады, мельница, кузница, ферма).

Учащиеся должны нарисовать тип хозяйственной усадьбы (заранее была сделана заготовка рисунка, который на уроке необходимо дополнить соответствующими элементами, деталями).

Возвращаемся к проблемному заданию: Были ли патриотами русские дворяне?

4. Этап контроля и коррекции.

а) О чем нам говорят названия «Отрада», «Забава», «Нескучное»?
б) Отметьте верные утверждения знаком «+», неверные – знаком «-».

1. Получив вольность, дворяне были вынуждены открывать на территории своих имений мануфактурное производство.
2. «Манифест о вольности дворянской» позволил дворянам заняться обустройством своих владений.
3. Тщательно спланированные и любовно обустроенные усадьбы противостояли не устроенности и хаосу окружающего мира.
4. Владельцы усадеб стремились подчеркнуть свою независимость и самостоятельность.
5. Частично постройка подмосковных усадеб финансировалась государством.

5. Итоги: Оценивание, домашнее задание.

УСАДЬБА АРХАНГЕЛЬСКОЕ

Государственный музей-усадьба "Архангельское" расположен в Красногорском районе Московской области, в 20 километрах к западу от Москвы. Эта усадьба - замечательный памятник русской художественной культуры. Всемирную известность Архангельскому принесли и величественная красота самой усадьбы, и разнообразие уникальных музейных коллекций.
До 1810 года Архангельское принадлежало князьям Голицыным, но подлинный расцвет усадьбы начался после того, как она перешла во владение богатого русского вельможи, ценителя искусств и мецената князя Н. Юсупова. При новом хозяине Архангельское стало одним из самых популярных центров светской жизни Москвы. Усадьбу посещали российские императоры, знатные дворяне, политические деятели, известные поэты и публицисты.
Архитектурный ансамбль Архангельского включает в себя Большой дворец, церковь Михаила Архангела, театр, храм-усыпальницу "Колоннада" и регулярный парк 18 века с Малым дворцом "Каприз".
Большой дворец в Архангельском был возведен в 1786-1790 годах русскими мастерами по проекту французского архитектора Ш. де Герна. Высокая въездная арка ворот с ажурной чугунной решеткой ведет к парадному двору, в глубине которого возвышается дворец. Двойные белокаменные колоннады, соединяющие дворец с флигелями, торжественно обрамляют парадный двор. Над вторым этажом здания выстроен бельведер, придающий дворцу неповторимый облик. В одном из флигелей дворца располагались знаменитая картинная галерея и библиотека князя Юсупова.
Каменная церковь Михаила Архангела была построена в 1660-х годах на месте деревянной церкви 16 века. Перед северным фасадом церкви в 1826 году была возведена стена с массивным арочным проемом.
В театре, выстроенном в 1817-1818 годах по проекту П. Гонзаго, сохранились до наших дней декорации и занавес работы этого знаменитого итальянского художника-декоратора.
Храм-усыпальница "Колоннада" - наиболее позднее сооружение на территории усадьбы. Монументальное, увенчанное куполом здание с гранитными колоннадами было построено в 1909-1916 годах после гибели на дуэли одного из князей Юсуповых, но никогда не использовалось по назначению.
Регулярный парк 18 века, занимающий центральную часть усадьбы Архангельское, был разбит одновременно со строительством Большого дворца. Террасы парка, спускающегося к берегу Москвы-реки, украшены мраморными статуями, бюстами, вазами и скамьями работы итальянских мастеров. В западной части парка расположены Малый дворец "Каприз" и павильон "Чайный домик", в восточной - беседка "Розовый фонтан". С юга регулярный парк когда-то замыкали две большие оранжереи с жилыми корпусами. В 1930-е годы на их месте построили корпуса санатория "Архангельское".
В наши дни усадьба Архангельское представляет собой музей с уникальными собраниями живописи 17-19 веков, гравюры, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В музее хранится одна из крупнейших в России коллекций редких книг - около 16 тысяч томов.
Долгие годы Государственный музей-усадьба "Архангельское" находился в ведении Министерства обороны. В ноябре 1985 года он был закрыт на реставрацию, а в январе 1997 года передан в ведение Министерства культуры РФ.
С 1998 года в музее-усадьбе Архангельское, возрождающей прежние традиции, проводятся концерты классической музыки "Осенний дивертисмент в Архангельском" и музыкальные вечера под открытым небом.

Уса дьба «Арха нгельское» - дворцово-парковый ансамбль конца XVIII века. Усадьба расположена на берегу старицы Москвы-реки в Красногорском районе Московской области, в 2 км к юго-западу от Красногорска.

Прежде Архангельское носило название Уполозье, по фамилии одного из владельцев - Алексея Ивановича Уполоцкого, известное с 1537 года. В 1646 году здесь во владении Федора Ивановича Шереметева значилось имение и в нем деревянная церковь. В XVII веке его владельцами стали князья Одоевские. С 1681 года по 1703 год вотчина принадлежала князю М. Я. Черкасскому. С 1703 до 1810 годы усадьба оставалась в роду Голицыных. В 1810 году Архангельское приобрёл князь Н. Б. Юсупов. Усадьба была разграблена. К тому же в 1820 году усадьба пострадала от пожара. Для восстановления были приглашены лучшие московские архитекторы И. Жуков, О. Бове, Е. Тюрин; Джузеппе Артари были заново расписаны стены столовой (Египетский зал), парадные и другие комнаты.

В разное время ее посетили такие выдающиеся деятели русской культуры как историк и писатель Н. М. Карамзин, поэты А. С. Пушкин и П. А. Вяземский, литераторы А. И. Герцен и Н. П. Огарёв, художники В. А. Серов, А. Н. Бенуа, К. Е. Маковски й, К. А. Коровин, музыканты К. Н. Игумнов и И. Ф. Стравинский. Не обошли своим вниманием Архангельское и члены русской императорской фамилии. Здесь бывали Александр I и Николай I, Александр II и Александр III, а также Николай II.

В 1901 году архитектором П. В. Харко был проведён ремонт и реставрация отдельных помещений главного усадебного дома. В 1910 году художник И. И. Нивинский провёл реставрацию росписей и гризайлей главного дома. В 1919 году усадьба была превращена в историкохудожественный музей. Позднее, в 1934- 1937 годах, на месте прежних оранжерей над Москвойрекой появились корпуса Центрального военного клинического санатория «Архангельское» несколько изменившие вид на долину Москвыреки.

Храм Архангела Михаила (1660 -е гг.)

«Дворец в Архангельском. Юсуповский дворец.
Я прохожу по Пушкинской аллее.
Нет, с гением равняться я не смею,
Но многократно, из конца в конец,
Пройду сей путь. Ведь здесь земля сама
Освящена присутствием поэта.»

Усадьба «Архангельское» — один из самых красивых дворцово-парковых ансамблей в Москве и Подмосковье. В течение трёх столетий его владельцами являлись князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы. Достойным обрамлением дворцового комплекса стал парк, благодаря которому усадьбу называют «подмосковным Версалем».


В разное время ее посетили такие выдающиеся деятели русской культуры как историк и писатель Н.М.Карамзин, поэты А.С.Пушкин и П.А.Вяземский, литераторы А.И.Герцен и Н.П.Огарёв, художники В.А.Серов, А.Н.Бенуа, К.Е.Маковский, К.А.Коровин, музыканты К.Н.Игумнов и И.Ф.Стравинский. Здесь бывали императоры Александр I и Николай I, Александр II и Александр III, а также Николай II.


Мы обходим усадьбу по часовой стрелке. Первое, что мы видим, это храм-усыпальница Юсуповых «Колоннада». Это наиболее позднее сооружение на территории усадьбы Архангельское. Монументальное, увенчанное куполом здание с гранитными крыльями колоннад создано в 1910-14 гг. по проекту архитектора Р.И.Клейна.


Воздвигнутое как храм-усыпальница вскоре после гибели на дуэли кн. Н.Ф.Юсупова, здание никогда не использовалось по назначению. Внутри оно представляет собой украшенный колоннами зал, перекрытый высоким куполом. Сейчас тут проходят выставки.


Ничего не напоминает это здание? При взгляде на него сразу вспоминается Казанский собор в Питере.


Первое упоминание об этом месте возникает в 1584 г. как имение «Уполозы» в честь хозяина вотчинника Уполоцкого. Это просто небольшое село с деревянным храмом Архангела Михаила. К храму мы идём через вот эти "Святые ворота".


В начале 1640-х гг. село купил боярин Федор Иванович Шереметев, известный в истории России тем, что после окончания Смутного времени привез в 1613 г. Михаила Романова из Ипатьевского монастыря в Москву, а его отца - митрополита Филарета, позднее патриарха,- из польского плена.


Глинобитная ограда - стена с массивным арочным проемом была выстроена перед северным фасадом церкви Михаила Архангела по проекту архитектора Евграфа Тюрина.


По краям стены высятся трехъярусные башни, каменные внизу и завершенные деревянными четвериками со шпилями. «Башня старой колдуньи» неподалеку от церкви.


Глинобитная ограда имеет чисто декоративное значение. Её длина - 80 метров.


В середине XVII в. село находилось во владении князей Одоевских, достаточно известных деятелей своего времени. В 1660-х гг. по их распоряжению на месте деревянной церкви под руководством крепостного зодчего Павла Потехина была возведена каменная. Тогда же село стало официально именоваться Архангельским.


С 1703 года усадьба перешла к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну, который при императрице Анне Иоанновне был обвинён «в преступных намерениях» лишить государыню власти.


Для Архангельского мистическим числом является число 107. Голицыны правили усадьбой с 1703 по 1810 год, Юсуповы - с 1810 по 1917, то есть каждая семья - по 107 лет. Факт любопытный.


После смерти от оспы Петра II, преемника Екатерины I на российском престоле, князь Д.М. Голицын активно участвовал в политической борьбе вокруг престолонаследия. Он был в числе тех членов Верховного тайного совета, которые предложили вдове герцога Курляндского, племяннице Петра I Анне Иоанновне, взойти на престол на условиях («кондициях»), сводивших ее власть к чисто номинальной.


Тайный совет считал её полной дурой и собирался править от её имени. Но, став государыней, Анна Иоанновна пренебрегла этими «кондициями». Князь Д.М. Голицын был обвинен «в преступных намерениях лишить власти императрицу» и в 1736 г. по указу Анны Иоанновны он был арестован и заточен в Шлиссельбургскую крепость, где и скончался.


Его внук, князь Николай Алексеевич Голицын был человеком передовым и просвещенным, и при нём усадьба начала приобретать её нынешний вид.


Мы подходим к главному зданию усадьбы - Большому дворцу. Ансамбль Архангельского очень напоминает наш Петергоф.


На территории усадьбы находятся три прекрасных парка - итальянский с террасами, скульптурами и балюстрадами, регулярный французский с галереями берсо и подстриженными деревьями и пейзажный английский. Ниже мы видим итальянский террасный парк.


Проект Большого дома принадлежал французскому архитектору Ш.Герну. Строительные работы во дворце велись более сорока лет. Обилие застекленных дверей и окон свидетельствует, что это летний дворец.


Внутренний дворик дворца. Из этих ворот можно попасть к дальнему выходу из усадьбы.


Характерной особенностью является наличие многочисленных колонн. Они имеются на всех фасадах, придавая достаточно монументальному зданию легкость и изящество.


В 1798 г. князь Н.А.Голицын был уволен в отставку. К 1800 г. дела его пришли в упадок, начались денежные затруднения, приостановилось и строительство в Архангельском. Позднее имение было заложено. В 1809 г. Николай Алексеевич скончался. Его вдова, Мария Адамовна, решила продать усадьбу. К тому времени крепостных крестьян у них было уже около 700.


Первым претендентом на покупку Архангельского стал князь Иван Нарышкин. Князья Вяземские, также желавшие приобрести усадьбу, сочли имение «слишком великолепным» и требующим больших расходов. Но именно это привлекло одного из богатейших и знатнейших вельмож екатерининского времени, знатока и ценителя искусства, коллекционера и дипломата князя Николая Борисовича Юсупова. Для него оказались приемлемыми и немалая цена имения - 245 тысяч рублей ассигнациями, и требующиеся для его достройки и поддержания большие расходы.


Родословная князей Юсуповых восходит, ни много, ни мало, к пророку Мухаммеду. По крайней мере, так говорил современник Иоанна Грозного ногайский хан Юсуф. Его правнук Абдулла-мурза, «русский в душе, хотя и мусульманин», в крещении был наречен Димитрием.


В ночь после крещения к нему во сне явился пророк Магомет и сказал: "Как вероотступник ты будешь наказан. Отныне в каждом новом поколении твоего рода до 26-ти лет доживёт лишь один наследник, остальные погибнут". Проклятие это сбылось, и в пяти поколениях Юсуповых до зрелого возраста доживал только один мальчик.


Пророк оказал роду Юсуповых хорошую службу, поскольку всегда был один наследник, наследство не делилось, и этот богатейший род России переплюнул по богатству даже семью российских императоров. Например, князь легко мог себе позволить пригласить великого итальянского скульптора Антонио Канову оформлять свои парки статуями.


Николай Борисович Юсупов сказал своему управляющему: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».


На десять миллионов рублей годовых чего только не сделаешь. Тут был и бассейн с дрессированными золотыми рыбками с драгоценными серёжками, первый в России зоопарк со всякими пеликанами, фламинго и прочими пингвинами, олени, верблюды, медведи...


Все гости, включая императоров российских, были поражены этой роскошью. Был среди гостей и юный А.С.Пушкин, на которого наибольшее впечатление произвели скульптуры А.Кановы.


Здесь молодой Саша встречает императора Александра I, и в восхищении посвящает ему свои стихи: "Властитель слабый и лукавый, плешивый щёголь, враг труда..."


Для оформления своего театра Юсупов приглашает самого выдающегося итальянского декоратора и художника Пьетро Гонзаго. Но чтобы было не так, как у всех, он создаёт театр без актёров с одной только сменой декораций. Император Александр I вместе с королём Пруссии, посидев пару часов в таком театре, от скуки чуть не померли.


Вот эти лабиринты из дикого плюща и бессистемные деревья вокруг - это третий в усадьбе парк, пейзажный английский. Создать его легче, чем другие, поскольку ничего делать для этого не нужно.


По такому же зелёному коридору мы попадаем в дальний конец усадьбы, проходя мимо прямоугольника французского парка. Холить по этим тоннелям одно удовольствие.


Вид на Большой дворец из парковой аллеи. Слева - лабиринт из кустов, справа просто деревья.


Переходящие друг в друга парки спускаются к Москве-реке. Здесь мы стоим на верхней и видим следующие две.


А здесь мы стоим на второй, и видим нижнюю, сделанную в виде французского парка. Автор этих террас - итальянец Джакомо Тромбара.


При князе Н.Б.Юсупове Архангельское окончательно стало единым усадебным комплексом. В нем отразился царственный размах «просвещенного» XVIII в., когда люди, поверившие в свое могущество, не хотели ставить пределов земной красоте.


Рядом мы с дворцом находится памятник Екатерина II Великой в виде Фемиды. На нём написано: "Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливо и достигнуть желаемого". Князь до конца жизни боготворил императрицу.


Отношения Н.Б.Юсупова и Екатерины II были занятные. Одно время князь был её любовником и фаворитом, которому всё было можно, но вскоре царица подыскала ему невесту из своих фрейлин Татьяну Энгельгардт с огромным приданым аж в 20 миллионов.


Здесь мы видим малый дворец «Каприз» архитектора Е.Д.Тюрина, построенный ещё при последнем Голицыне.


Рядом с ним находится «Чайный домик».


"Чайным домиком" его назвали потому, что в нём сперва была библиотека, а потом - склад. Чай в этом здании не пили никогда.


А над ним - высокие корабельные сосны. Воздух в усадьбе такой, словно его пьёшь, как воду, густой и хвойный.


Вид на Большой дворец. Этот прямоугольник со стенами из подстриженных кустов - французский регулярный парк усадьбы.


А внизу, на последней террасе, находится санаторий "Архангельское". Я не знаю, кто в нём живёт. Вот один из его корпусов.



Мы спускаемся вниз к воде. Надо сказать, что за один раз обойти Архангельское сможет только достаточно выносливый человек. Расстояния не маленькие, и постоянные спуски и подъёмы.


На поляне возле воды, как положено, сплошные пикники. К сожалению, за деревьями не видно, какой большой путь вниз мы проделали.


Ещё при Голицынах шведский инженер Иоганн Норберг построил две плотины на впадающей в Москву-реку Горятинке. Образовавшиеся пруды служили резервуаром для работы двух гидравлических машин, которые с помощью системы деревянных труб снабжали водой парк, оранжереи, огород, конюшню, хозяйственные и жилые постройки. Это позволило завести в усадьбе ещё одну диковинку для подмосковных имений того времени - фонтаны.


Мы поднимаемся назад по другой тропинке, замыкая круг по часовой стрелке. По дороге натыкаемся на совсем развалившуюся беседку над обрывом, куда вероятно все приходят жениться.


И оказываемся в той точке, откуда начали путь - возле храма-усыпальницы Юсуповых «Колоннада». К ней ведёт этот мостик.


Последняя владелица Архангельского, Зинаида Николаевна Юсупова, имела двух сыновей, Николая и Феликса, любимцев последнего российского царя Николая II. Но в 1908 г. старший сын, Николай, погибает на дуэли в возрасте 25-ти лет. То есть, он не доживает до 26-ти. Призрак проклятия пророка Мухаммеда носится в воздухе усадьбы.


В память о нём на выходе усадьбы установлена статуя немецкого скульптора К.Барта "Скорбящий гений".


И последний памятник, точнее бюст. Находясь здесь, Пушкин написал послание «К вельможе», обращенное к князю Н.Б. Юсупову. В его рукописи сохранился рисунок: согбенный старик в парике с косичкой и в кафтане времен Екатерины II, опираясь на трость, прогуливается по парку. С той поры эти пушкинские строки навсегда связаны с Архангельским:

«Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине.»


Последний наследник рода, князь Феликс Юсупов по-своему исполнил проклятие пророка. Юноша женственный и самовлюблённый, любящий переодевание в женские одежды, он явно отличался склонностью к гомосексуализму и повышенной самооценкой.


Ну и кроме этого, он известен как главный убийца Григория Распутина. Не сделай он этого, трудно сказать, как пошла бы дальнейшая история Российской империи.


В результате все отпрыски древнего и богатейшего рода российских князей вместо фамильной усыпальницы «Колоннада» упокоились на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.


Картина Джованни Баттисты Тьеполо "Пир Клеопатры". Клеопатра в виде Екатерины Второй растворяет в вине жемчужину, а Марк Антоний напротив неё сидит как дурак.


Веря в проклятие, княгиня Зинаида Николаевна Юсупова ещё в 1900 г. составила завещание: «В случае внезапного прекращения рода все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами завещаем в собственность Государства для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества».


Дальнейший ход истории реализовал это её желание. Произошла революция, и самая знаменитая в Подмосковье усадьба была полностью разграблена рабоче-крестьянской властью.





Top