Усадьба кусково история усадьбы описание. Усадьба Кусково – одна из красивейших дворянских резиденций России

Усадьба Кусково. Голландский домик

Усадьбу Кусково еще называют «Подмосковным Версалем». Будто неведомая сила перенесла уголок Франции в Москву, на территорию района Вешняки. Прогуливаясь по парку с изваяниями из мрамора, изысканными павильонами и тихими водоемами, можно ощутить себя где-то в Париже. У водоема величественно раскинулся дворец в стиле раннего классицизма с нотками барокко. Роскошное убранство здания сохранилось – во время революции владения не коснулась горькая участь большинства усадеб. Сегодня наследием прошлого могут полюбоваться туристы.

«Подмосковный Версаль» относится к красивейшим дворянским резиденциям Российской Империи. Туристы могут осмотреть около 20 крупных объектов усадьбы Кусково. Среди них – дворец, Грот, оранжерея, Итальянский домик, старинная церковь. В прошлом столетии усадьбу объединили с музеем керамики. Теперь тут хранится одна из самых больших коллекций изделий из этого материала.

От идеи до воплощения: история Кусково

Название у усадьбы звучное – имя владению дал Петр Шереметев. В наследство от отца ему досталась земля. «Кусок», – приговаривал новый хозяин. Участок был небольшой. Шереметевы владели этой территорией с конца XVI столетия. В XVII веке здесь уже размещался боярский двор, жилье крепостных и церковь. В XVIII столетии в наследство вступил Петр Борисович Шереметев, который активно занялся возведением построек. Правда, места было немного – владелец Кусково заглядывался на широкие просторы соседнего имения. Остальные земли в округе принадлежали государственному канцлеру Черкасскому.

Не меньше интереса Петр проявлял и к наследнице состояния Черкасского – Вареньке. Молодые люди знали друг друга с юных лет. Варя дружила с сестрой Петра, Натальей, и нередко гостила в Кусково. Юная прелестница очаровала юного Шереметева своей живостью, веселым и легким нравом. У Петра и Вари дело уже шло к свадьбе, но перед этим Наталья вышла замуж за Ивана Долгорукова. После смерти императора Петра II весь род Долгоруковых оказался в опале. Отцу Вареньки такое родство не понравилось – не хотелось попасть в немилость к Анне Иоанновне. Влюбленным пришлось дожидаться подходящего времени. Варвара стала фрейлиной императрицы и отбивалась от всех женихов. Петр ждал десять лет, пока к власти не пришла Елизавета Петровна. Тогда пара поженилась.

Варя была завидной наследницей, одной из самых богатых невест. Состояние Шереметева удвоилось – теперь супруги владели 44 имениями в 28 губерниях. На них работало 140 тысяч крепостных. Брак был счастливым, муж и жена жили душа в душу. Не забывали обустраивать и семейное гнездышко. Петр Шереметев решил возвести новый дворец. Старый был построен еще его отцом и затем разрушился из-за ветхости. Одновременно со дворцом решено было построить и другие замысловатые здания, а заодно разбить сад.

Созданием дворца занимался архитектор Карл Бланк по проекту французского специалиста Шарля Де-Вайи. Была у графа еще одна большая усадьба – Останкино. Но другому владению Петр уделял намного меньше внимания. Здесь же старался вовсю: построил целый ансамбль зданий. Да и территория усадьбы Кусково превышала Останкино – 230 гектаров. Обе усадьбы окружены лесопарковой зоной, имеют пруды. Помимо известных архитекторов, к созданию дворца и других архитектурных объектов привлекались также крепостные мастера.

Супруги создавали уютный дворцовый комплекс не для уединения – их манили пышные приемы и многолюдные гуляния. Масштабная стройка охватила 1750-1770 годы. Центром композиции стал дворец. Рядом создали парк с большим прудом. Для увеселений обустроили оранжерею, бильярдную, зверинец. На территории также возвели охотничий домик. Украсили пространство павильонами, беседками, мраморными скульптурами. Архитектурный комплекс создавали в барочно-рокайльном стиле.



Семья Шереметевых славилась гостеприимством. В теплый период усадьба Кусково наполнялась веселыми голосами и смехом – в гости съезжалось московское дворянство. Иногда граф организовывал особо роскошные балы, приглашая на праздник до 30 тысяч человек. Скучать у Шереметевых было некогда: катались на лодках по огромному водоему возле дворца, смотрели балетные постановки и слушали выступления оркестров. Хозяин усадьбы Кусково баловал дворян салютами. Театр графа Шереметева срывал аплодисменты – он считался лучшим в Москве. От брака Вари и Петра появилось шестеро детей – три сына и три дочери.

Наследником усадьбы Кусково был Николай. У него был богатый опыт путешествий по Европе. За границей он набрался революционных идей и решил организовать жизнь Кусково по европейским канонам. Еще при жизни отца Николай очаровался актрисой крепостного театра Шереметевых – Прасковьей Жемчуговой. Смерть Петра оказалась сильным ударом для юного Шереметева, но Жемчугова его поддержала. Вскоре пара поженилась и перебралась в Останкино. Усадьбу Кусково позабыли. Лишь спустя несколько десятилетий сын Николая восстановил прошлую роскошь.



Три столетия усадьба находилась в собственности Шереметевых. После революции имение объявили музеем, а через два десятилетия объединили с керамической выставкой. В период войны в усадьбе Кусково размещали казармы. Сегодня взглянуть на поместье приезжают туристы. В этом месте, кажется, слышен отголосок старины, когда в усадьбе проводили концерты классической музыки и выставки.

Очарование дворца Шереметевых

Уже при входе в дворцовый комплекс открывается великолепный вид. Сочно-зеленые газоны, тщательно подстриженные деревья, архитектурные постройки – все объекты с французским шармом. В Кусково сохранились дворец и павильоны, парк с клумбами и скульптурами, водоем. На участке есть древняя церковь и музей керамики.

Дворец – центральное сооружение усадьбы Кусково. В XVIII веке владельцы звали здание скромно – «Большой дом». Создавали дворец в традициях русского зодчества. Строили недолго – шесть лет. В качестве основного материала выбрали дерево, а стиль – ранний классицизм с элементами барокко. Дворец решено было вытянуть вдоль водоема. «Большой дом» изначально делали так, чтобы летом наслаждаться отдыхом вместе с гостями. Он объединял два этажа: парадный с величественными залами и антресоли – с погребом для вина и хозяйственными помещениями.


Шереметев не скупился при создании дворца в Кусково. Граф пригласил лучших художников и скульпторов из-за рубежа. Участие принимали русские мастера – как крепостные, так и вольные. Туристы сегодня подмечают отголоски прошлого: затейливый вензель, наклонная поверхность для въезда во дворец у входа, фигуры сфинксов. На передней части – родовой герб с надписью «Бог хранит все». К основному входу тянется эффектная лестница из белого камня.

Граф хотел пощеголять перед гостями, поэтому выбрал модное тогда анфиладное размещение комнат. Помещения последовательно примыкали друг к другу, а дверные проемы были расположены на одной оси. На стенах разместили зеркала, чтобы создать ощущение бесконечного коридора.

Во дворце обустроили и парадные залы, и уютные камерные комнаты. Во время балов гости спешили в танцевальное помещение. Для развлечений служили бильярдная и карточная комнаты. Семейные вечера проводили в шпалерной, украшенной гобеленами. В этой комнате организовывали и музыкальные вечера. Во дворце находилась картинная галерея, библиотека и гостиная с механическим органом. Убранство залов разное, но оно гармонирует между собой и создает общую художественную идею.



До наших дней остались дощатые полы, камины и печи, лепнина, зеркала и осветительные приборы. Часть обстановки воссоздана по старинным описаниям. Восстановили тканную поверхность стен и мебели. Следуя модной тенденции, каждый зал Шереметев решил оформить в разных цветах. Комнаты называли по цвету обивки: белая, голубая, малиновая... Полностью пришлось восстанавливать парадную опочивальню, оформленную зеленым шелком с розами. Эту комнату создали специально для Екатерины II, когда величественная дама решила посетить усадьбу Кусково. Изящная обивка была утрачена в XIX веке – ее воссоздавали по изображениям и клочкам, найденным за плинтусами и мебелью.

Историки считают графа шутником, ведь он использовал разные уловки для украшения дворца. Многие элементы оформления бутафорские. Можно рассмотреть папье-маше, орнамент в технике гризайль для объема, искусственный мрамор, зеркала для визуального увеличения коридоров.

Из прошлого дошли до нас и старинные картины: русская и европейская живопись, портреты императоров, изображения владельцев дворца графов Шереметевых. Один из наиболее интересных экспонатов дворца – орган. Музыкальный инструмент одновременно выполнял роль часового механизма. В определенное время звучала запрограммированная мелодия. Всего было десять композиций, которые использовались в разный период дня.

Цветущий рай усадьбы Кусково

Не меньше приятных эмоций приносит туристам прогулка по парку. Прямые дорожки создают аккуратный геометрический орнамент, разделяя пространство на части. Переплетения тропинок «охраняют» павильоны и статуи. В центре парка в Кусково расположилась фигура богини Минервы. Она известна как защитница деятелей искусств и ремесел. При создании парка учитывали все детали, вплоть до высоты растений и цвета листвы. Работали над обустройством садовники-иностранцы.

Французский парк делился на три части. Центр занимало открытое пространство – с цветниками, дорожками и газонами, разными скульптурами. Статуи в основном изображают греческих богов, римских героев и львов. Всего в парке более 60 скульптур. Правую и левую часть занимают павильоны и аллеи. Четыре скульптуры изображали утро, день, вечер и ночь. Фигуры разместили так, что солнце освещало их по очереди (кроме последней). Боковые части включают «перспективное письмо». Так называли декоративные изображения в виде архитектурного объекта. Создавалось ощущение объема – казалось, что совсем рядом находились руины, мельница или беседка. Некоторые садовые обманки сохранились до сих пор.

Французский парк усадьбы Кусково

Помимо французского парка, с северной стороны находился английский парк. Там тоже было немало затей: храм тишины, индийская хижина, дом уединения и львиная пещера. При создании зеленой зоны подбирали деревья по форме и оттенкам, прорубали аллеи.

Прогуливаясь по центру французского парка, туристы попадают в Большую каменную оранжерею. Разве мог Шереметев обойтись без коллекции растений? Ведь в XVIII веке знатные люди наперегонки старались собрать тропические виды. Когда-то на месте каменной оранжереи находилась деревянная, но крепостной архитектор преобразил пространство. Так в усадьбе Кусково появился дом с центральным восьмиугольным павильоном. Он располагался между двумя галереями из стекла. В оранжерее гости не только прогуливались среди тропических растений, но и проводили балы. Танцевали в центральной части. Яркий «цветочный бал» организовали к приезду Екатерины II. Танцевальные мелодии лились из внутреннего балкона, где располагались музыканты. Гости, уставшие от шума, отдыхали среди деревьев зимнего сада: лавровых, кофейных, лимонных, апельсиновых.

Благодаря оранжерее владельцев усадьбы Кусково круглый год снабжали свежими фруктами. К столу подавали персики, апельсины, лимоны и ананасы. Зимний сад позволил графу Шереметеву блеснуть перед императрицей. В лютые морозы он передавал к столу знатной особы корзинку со свежайшими персиками.

Удивительные объекты парка

Нарядный Грот считается наиболее экзотическим сооружением на территории усадьбы Кусково. Каменный павильон сделан в стиле барокко. По задумке крепостного архитектора, Грот должен ассоциироваться со стихией камня и воды. Внешний облик павильона симпатичный: статуи в нишах, изображения львов над окнами, настенные украшения в виде водяных потоков. Внутри Грот обрамлен перламутровыми раковинами, цветным стеклом, кусочками зеркал и лепниной из гипса. Из раковин выложены узоры диковинных зверушек, птиц и рыб.

Любопытный объект усадьбы Кусково – павильон Эрмитаж. Его обстановку хранили от чужих глаз. Внутрь могли попасть только избранные, друзья графа. Первый этаж был отведен для прислуги. Используя подъемный механизм, слуги подавали гостям напитки и закуски. На второй этаж поднимались на механическом лифте.


Голландский домик и соседние строения тоже были призваны развлекать публику. Этот объект создали в память о правлении Петра I и его интересу к Голландии. Домику «доверили» приветствовать гостей, которые приезжали в усадьбу через подъемный мост. Возле нарядного павильона располагался водоем с карпами. Рыбы приплывали на звучание колокольчика. Рядом – сад с тюльпанами и гиацинтами, а также огород с капустой. С другой стороны владения воссоздали итальянскую атмосферу. Изящный домик для скромных приемов, редкие произведения искусства, пруд, клетки для пернатых – объединение нескольких объектов создало дух Италии.

На участке усадьбы Кусково также находился Швейцарский домик, Воздушный театр, здание управляющего, кухонный флигель, место для карет и сушилка. Самой старой постройкой считается церковь Спаса Всемилостивого. Она действует и сегодня. Рядом с храмом находится колокольня – новое строение усадьбы.

Гордость Кусково: коллекция керамики

Туристы посещают усадьбу Кусково и ради музея керамики. Обширную коллекцию расположили в подвальном помещении дворца. Вход – с юго-западной стороны, возле церкви. Гости могут увидеть образцы мейсенского фарфора, венецианского стекла, итальянской майолики. Общий фонд музея – 50 тысяч предметов. Часть из них занята в обстановке дворца. При музее работает мастерская керамики, где продаются авторские работы современных художников.

Посещение старинной усадьбы

Доехать в Кусково несложно на общественном транспорте. Сначала – на метро до «Рязанского проспекта», оттуда – автобусом №133 или 208. Остановка так и называется: «Усадьба Кусково». Путешественникам на собственном транспортном средстве нужно отыскать адрес: ул. Юности, 2. Подъезжать в выходные стоит к открытию, иначе негде будет оставить машину.


Усадьба Кусково открыта в теплое время с 10 утра до 6 вечера. С середины октября и до середины весны – до 16:00. Но касса всегда закрывается на час раньше. Объект не работает по понедельникам и вторникам. Также недоступен в последнюю среду месяца. Осмотреть парк усадьбы можно до 20:00 (покупка билетов до 19:30). Каждое третье воскресенье месяца музей действует бесплатно.

Некоторые посетители заказывают экскурсии по Кусково – предварительно или в день визита. Маршруты рассчитаны на 1,5 часа. Дополнительный бонус при посещении – регулярные фондовые выставки. Сотрудники музея организовывают по 3-4 экспозиции в год. Летом в танцевальном зале дворца проводят концерты и музыкальные фестивали. В старинной роскошной обстановке можно послушать орган, арфу, фортепиано.

Интересный способ познакомиться с усадьбой Кусково – поучаствовать в квесте. Для увлекательной игры нужно мобильное устройство с интернетом. Участие платное, но сумма делится на всех. Количество участников не ограничивается. В среднем прохождение квеста составляет два часа. Нужно всей командой отвечать на вопросы, подмечать неожиданные детали и распутывать клубок загадок.

Главный дом усадьбы Кусково. Москва. Кусково (усадьба) усадьба, обширный дворцово парковый ансамбль в подмосковном владении графов; с 1919 музей усадьба, с 1938 часть музейного комплекса и «Усадьба Кусково XVIII века». Деревянные постройки,… … Москва (энциклопедия)

У этого термина существуют и другие значения, см. Кусково (значения) … Википедия

КУСКОВО, усадебный ансамбль 18 в. в Подмосковье (с 1960 в черте Москвы). Принадлежал графам Шереметевым. С 1918 музей (с 1938 Музей керамики и Усадьба Кусково XVIII века). Включает дворец, построенный под руководством архитектора К. И. Бланка во … Русская история

Архитектурно художественный ансамбль XVIII в., бывшая загородная резиденция графов Шереметевых (с 1960 в черте Москвы). Композиция регулярного парка (около 30 га) с системой прудов и каналов и расположение построек сложились в основном к… … Художественная энциклопедия

Координаты: 55°41′18″ с. ш. 37°44′36″ в. д. / 55.688333° с. ш. 37.743333° в. д. … Википедия

КУСКОВО, усадебный ансамбль 18 в. к востоку от Москвы (с 1960 в городской черте), бывшая загородная резиденция графов Шереметевых. С 1918 Музей (с 1938 Музей керамики и Усадьба Кусково XVIII века). Включает деревянный дворец (2 я половина 18 в … Современная энциклопедия

Усадебный ансамбль 18 в. в Подмосковье (с 1960 в черте Москвы). Принадлежал графам Шереметевым. С 1918 музей (с 1938 Музей керамики и Усадьба Кусково XVIII века). Включает дворец, построенный под руководством архитектора К. И. Бланка во 2 й пол … Большой Энциклопедический словарь

Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Eё содержимое, вероятно, скопировано с http://kuskovo.ru/arhitekturno parkovyj ansambl/ практически без изменений. Пожал … Википедия

Архитектурно художественный ансамбль XVIII в., расположенный на востоке Москвы. Включает дворец, построенный под руководством архитектора К. И. Бланка,во второй половине XVIII века в стиле классицизма; регулярный, украшенный скульптурой парк с… … Википедия

Усадебный ансамбль XVIII в. в Подмосковье (с 1960 в черте Москвы). Принадлежал графам Шереметевым. С 1918 музей (с 1938 Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»). Включает дворец, построенный под руководством архитектора К. И. Бланка во… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Русское стекло XVIII века. Собрание Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково XVIII века" , Е. В. Долгих. В альбоме представлена коллекция русского художественного стекла XVIII века, из собрания Государственного музея керамики, насчитывающего около двухсот произведений. Хотя она во многом…
  • Усадьба Михалково , Петрова Елена Геннадиевна. Усадьба Михалково не столь известна, как Царицыно или Кусково, но вполне достойна того, чтобы занять почетное место в ряду достопримечательностей Москвы. Ведь, по мнению многих…

А датированный началом 1770-х годов дворец – один из самых старых, если не старейший деревянный дом Москвы. С 1919 года здесь открыт Государственный музей-усадьба «Кусково». Усадьба графов Шереметевых дошла до наших дней практически в первозданном виде.

История имения

Первые документальные упоминания о Кускове датируются началом XVI века, когда В.А. Шереметев выменял земли у А.А. Пушкина. С тех пор почти 300 лет усадьбой владел род Шереметевых, и если она и продавалась, так только внутри семьи. Так, сподвижник Петра I, полководец и дипломат, фельдмаршал Борис Петрович Шереметев в 1715 году купил Кусково у брата.

При его сыне, графе Петре Борисовиче, унаследовавшем усадьбу в 1719 году, Кусково приобрело европейскую известность. Во многом этому способствовал его выгодный брак.

Дело в том, что Шереметевы владели всего лишь небольшим участком, а все остальные земли в округе принадлежали государственному канцлеру Алексею Михайловичу Черкасскому. После брака в 1743 году графа Петра Борисовича с единственной дочерью князя Варварой, которая состояла камер-фрейлиной высочайшего двора и считалась самой богатой невестой в России, Шереметевы стали единственными собственниками этих земель. Кстати, сначала Варвара Алексеевна была сосватана за известного сатирика князя Антиоха Кантемира, который от женитьбы отказался, посчитав, что брак помешает его литературным и научным занятиям. Петр Шереметев, уйдя в отставку с придворной службы, был рад заняться благоустройством имения. Он лично руководил строительными работами во всех областях: разбивкой парка, постройкой и отделкой дворца и павильонов. Кусковский ансамбль в целом сложился в 1750–1770 годах.

Деревянный дворец, выстроенный под руководством известного московского архитектора Карла Бланка в стиле раннего русского классицизма, предназначался для торжественного приема гостей в летнее время. Дворец был двухэтажным и состоял из парадного этажа и антресоли, на высоком каменном цоколе. К парадному входу дворца ведет белокаменная лестница и пологие пандусы – спуски для въезда карет.

Структура усадьбы

Самой ранней постройкой усадьбы является церковь Спаса Всемилостивого, построенная в 1737 году в стиле «аннинского барокко», а колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений. Вместе с дворцом и кухонным флигелем эти постройки образуют ансамбль Почетного двора, расположенного на берегу Большого пруда.

Вскоре слава о блестящей «летней загородной увеселительной резиденции» семьи Шереметевых разошлась по всей России и даже Европе. Главное назначение Кускова в то время было развлекать и удивлять многочисленных гостей. В 1770–1780-е годы Кусково посещало до 30 тысяч человек за прием, в том числе и венценосных особ: императрица Екатерина II побывала здесь в 1774 году, гостил в Кускове и император Священной Римской империи Иосиф II и многие другие.

В программу праздников включались фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверк, оркестры, морские парады, игры и карусели и, конечно же, балы и театральные постановки.

Идее увеселения, праздника и была подчинена вся структура усадьбы, где были и аллея игр, карусель, «потешная флотилия», усадебные «музеи» и библиотека. Был здесь «Диоген», врытый в землю, – сидел он в дубовом чану со снимающейся крышкой; философ был сделан из алебастра и расписан под цвет натурального тела, он имел при себе муравленый кувшин и шнуровую книгу в кожаном переплете.

В единственном в Москве французском регулярном парке с мраморными скульптурами и сложной системой прудов, каналов и мостов были разбросаны многочисленные павильоны, многие из которых дошли до наших дней. «Пруды Кускова были полны дорогих рыб; рыбы было столько, что неводом вылавливали зараз по 2000 карасей, а однажды из пруда была вынута раковина с жемчугом; в старину на пруде было несколько рыбачьих хижин, стояли яхты с шлюпками и лодками, был остров с руинами, были матросы в шкиперских кафтанах кофейного и вишневого цвета с белыми пуговицами», – писал исследователь старой Москвы Михаил Пыляев.

В западной и восточной частях усадьбы были построены Голландский и Итальянский павильоны, которые дошли до наших дней в наибольшей сохранности. Самый ранний из увеселительных павильонов усадьбы Кусково – Голландский домик, выстроенный в 1749 году в память об эпохе Петра I, – первым встречал гостей, въезжавших в усадьбу через подъемный мост. Этот дом был весь выложен внутри изразцами или плитками самого разнообразного рисунка, с мраморным полом, украшен по стенам множеством картин с голландскими видами фламандской школы, изображавшими домашний быт. Итальянский домик служил дворцом для «малых приемов» и одновременно местом хранения редких произведений искусства. В восточной части кусковского парка на берегу небольшого живописного прудика располагается павильон Грот.

Это барочное здание с каменной вазой на куполе и колоннами построил в 1756–1761 годах крепостной архитектор Шереметевых – Федор Аргунов. В настоящее время кусковский Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную отделку с XVIII века, и, без сомнения, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений усадьбы.

В юго-западной части парка находится павильон Эрмитаж (от французского ermitage – хижина отшельника), использовавшийся для приема гостей, которые могли уединяться на втором этаже без прислуги (туда можно было попасть только при помощи лифта). Павильон был построен в 1765–1767 годах под «смотрением» Карла Бланка. До наших дней сохранились лишь наборный паркет в круглых кабинетах, а также фрагменты плафонной росписи второго этажа. Но музей провел огромную реставрационную работу (были восстановлены архитектура и скульптура фасадов, отреставрированы паркеты и лестница), и Эрмитаж открылся для посетителей в 2013 году.

Кроме того, в Кускове были построены две оранжереи, без которых не обходилась в то время практически ни одна усадьба. Американская оранжерея построена в 1750-е годы в северо-восточной части регулярного парка. В 1763 году по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова была создана Большая каменная оранжерея, которая стала самым большим павильоном дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Помимо выращивания фруктов и цветов она использовалась и для приема гостей. Внутри павильона был устроен «воксал», небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов.

Театры Кусково

В Кускове помимо постоянного театра (Нового на 150 мест) существовала еще «воздушная сцена» в саду из липовых шпалер с большим амфитеатром на 80–100 мест. «Такой «воздушный театр» был еще в Нескучном, селе Д.В. Голицына. Роща возле театра была некогда превосходным английским садом, и в этой роще стоял летний дом графа Петра Борисовича, где он постоянно жил в «неприемные» дни. Дом этот назывался «домом уединения», – пишет исследователь старой Москвы Михаил Пыляев. Здесь граф принимал только близких друзей.

Созданный в 1760-е годы «воздушный театр» давал возможность увидеть представление публике, смотревшей спектакль с дорожек парка.

«Простолюдины при каждом забавном слове помирали со смеху, всему давая свой толк, и чрез то представляли из себя другое очень занимательное зрелище» , – писал неизвестный участник одного из кусковских праздников.

Крепостной театр был всегда важен для жизни усадьбы, а при Николае Петровиче Шереметеве и вовсе затмил остальные крепостные театры империи: собственный театральный оркестр, богатые декорации, костюмы от лучших портных. Пыляев приводит следующие данные: в 1811 году, по сделанной в театре описи, «театрального платья» парчового, шелкового и т. д. было сундуков семнадцать, а разных уборов, перьев, обуви и т. п. – 76 сундуков.

Своих актеров граф отправлял учиться в Москву и Петербург, причем обучали их не только актерскому мастерству, но и языкам, стихосложению. Но знаменитым на всю Россию фаворита Павла I, обер-гофмаршала высочайшего двора Николая Шереметева, сделал не его театр или государственная служба, а тот факт, что он официально женился на крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.

Не надо забывать, что просвещенное российское дворянство прекрасно совмещало передовые европейские идеи и аристократическое воспитание с восточным образом жизни. У многих помещиков были гаремы крепостных девок, которые порой содержались в весьма суровых условиях. О том, чтобы отказать барину или его гостям, не могло быть и речи. Поэтому многолетние просьбы Шереметева сначала к Павлу I, потом к Александру I о разрешении официального брака с его возлюбленной актрисой (которой он, впрочем, давно дал вольную) встречали абсолютное непонимание и отказ. И лишь в 1801 году пятидесятилетний граф Шереметев получил от молодого императора Александра I подарок – специальный эдикт, давший ему право жениться на польской дворянке Параскеве Ковалевской (документы про дворянство, понятное дело, были поддельными).

В 1803 году в семействе Шереметевых родился сын, граф Дмитрий, а через двадцать дней после рождения сына умерла Прасковья Шереметева-Жемчугова. Жизнь графа потеряла смысл. В 1804 году он окончательно распустил свой крепостной театр и занялся благотворительностью. В память о любимой он построил в Москве (ныне здание НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Усадьба Кусково в XIX веке

Когда в 1812 году французы заняли Москву, в Кускове были расквартированы солдаты маршала Нея. В 30-х годах XIX века в усадьбе разобрали театр. Та же участь постигла обе беседки по сторонам Голландского домика.

С начала ХIХ века в Кускове больше не устраивали приемов, сохраняя в неприкосновенности центральную часть с французским парком, усадьба использовалась под дачи.

Кроме выстроенного по проекту Николая Бенуа в регулярной части усадьбы Швейцарского домика, все остальные позднейшие постройки возводятся в Запрудной и Пейзажной частях при дачах.

Последним владельцем усадьбы до революции 1917 года был Сергей Дмитриевич Шереметев.

Усадьба в послереволюционное время

После Октябрьской революции все принадлежавшие Шереметевым поместья, усадьбы, дворцы были национализированы. Сергей Дмитриевич передал в полное распоряжение большевиков усадебные архитектурные ансамбли в Кускове, Останкино , Остафьево , Странноприимный дом, Вороново и Фонтанный дворец в Санкт-Петербурге.

До своей смерти в 1918 году Шереметев вместе с художниками С.Ю. Жуковским и В.Н. Мешковым занимался составлением описи музейных ценностей усадьбы Кусково.

Сегодня коллекции музея, состоящие из основного собрания графов Шереметевых и последующих поступлений, насчитывают около 6 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры XVI–XIX веков. В усадьбе сохранились редкие образцы художественной мебели и декоративно-прикладного искусства, книги из фамильной библиотеки и уникальная по полноте и исторической значимости усадебная «Портретная галерея».

В 1938 году в Кускове создан Музей керамики на основе национализированного в конце 1918 года лучшего в Москве собрания русского фарфора А.В. Морозова.

Кроме того, в усадьбе регулярно проходят музыкальные концерты, традиционный концертный сезон в Танцевальном зале дворца начинается в мае и заканчивается в сентябре.

Историческая справка:
Кусково, Московского уезда (сейчас в черте Москвы), с XVI в. и до 1917 г. принадлежало Шереметевым.
Одним из наиболее известных представителей этого рода был боярин (с 1682 г.), генерал-фельдмаршал (с 1701 г.) Б. П. Шереметев. Его заслуги на военном и государственном поприще были по достоинству оценены Петром I: в 1706 г. он стал первым русским графом (Ф. А. Головин и А. Д. Меншиков были графами Римской империи) и получил во владение 2400 крестьянских дворов.
Родоначальник графской ветви Шереметевых отличался простотой в обращении, великодушием и щедростью по отношению к бедным. После смерти фельдмаршала все его вотчины, включая Кусково, получил гр. Петр Борисович Шереметев (1713- 1788). Женитьба в 1743 г. на Варваре Алексеевне Черкасской (1714-1767), единственной наследнице канцлера кн. А. М. Черкасского, сделала П. Б. Шереметева самым богатым человеком в России: число крепостных крестьян достигало у него 160 тыс. человек.
К подмосковным владениям Шереметевых присоединились Перово, Останкино, Вешняки и другие селения. Однако Кусково стало главным подмосковным имением П. Б. и В. А. Шереметевых, на устройство которого они расходовали огромные средства.
Расположение построек архитектурного комплекса сложилось в основном к середине 1750-х гг.
Ансамбль включал деревянный дворец, парк с 17 прудами, многочисленными фонтанами, водопадами, гротами, подъемными мостами, парковые сооружения: «Итальянский» и «Голландский» домики, «Грот», «Оранжерея» и др.
Гордость Кускова составлял огромный театр, который по богатству превосходил московский и был первым среди остальных крепостных театров. Кусково славилось пышными праздниками, собиравшими до 50 тыс. гуляющих посетителей, не считая званых гостей по билетам, число которых превышало 2 тыс. человек. Особой пышностью отличались торжества, какие устраивали хозяева в честь приезда знатных гостей. Здесь не однажды бывала императрица Екатерина II; в 1775 г. она приехала с австрийским императором Иосифом, а в 1787 г., во время празднования 25-летия своего царствования, со всем двором и свитой.
Блестящая эпоха Кускова не закончилась со смерью его устроителя. При гр. Николае Петровиче Шереметеве (1751-1809), большом ценителе музыки и искусства, театр в Кускове процветал еще больше, чем при его отце.
В последующие годы имение принадлежало его сыну Дмитрию Николаевичу (1803-1871), затем внуку гр. Сергею Дмитриевичу Шереметеву (1844-1918).
После Октябрьской революции 1917 года усадьба Кусково графов Шереметевых была национализирована. В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров от 23 октября 1918 года был создан Государственный музей-усадьба «Кусково», который с 1 мая 1919 года был открыт для посещения. Это решение советского правительства позволило сохранить в неприкосновенности уникальный усадебный комплекс с памятниками архитектуры и садово-паркового искусства, а также обширными художественными, библиотечными и архивными фондами.

Топонимика:
Кусково - архитектурно-художественный ансамбль XVIII в. на востоке Москвы.
Краткое описание интересных объектов, размещенных на территории:
Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове. «Большой дом», как называли Дворец в XVIII веке, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время.
Голландский домик – самый ранний из сохранившихся увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Он был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Этот «архитектурный сувенир» первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В годы расцвета усадьбы он являлся центром малого ансамбля на берегу залива-пруда
Из многочисленных «затей» блистательного Кускова ХVIII века с наибольшей полнотой сохранился лишь архитектурный ансамбль Итальянского пруда.Был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова. Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов»В юго-западной части кусковского регулярного парка находится павильон Эрмитаж. Он был построен в 1765 – 67 годах, под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки, является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.
С течением времени и в событиях истории практически полностью было утрачено его декоративное убранство, детали резьбы, стенные панели, зеркала. До наших дней сохранились лишь наборный паркет в круглых кабинетах, а также фрагменты плафонной росписи второго этажа.
Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях II пол.XVIII века.В них содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка.
Воздушный театр - Редчайший образец синтеза архитектурно-паркового и сценического искусства. Подобные театры, распространившиеся в России в богатых русских усадьбах XVIII века, наряду с террасами, гротами. Он состоял из амфитеатра для зрителей и сценической площадки. Сцена, расположенная на насыпном холме высотой в 1,5 м, окруженная березовыми боскетами, внутри которых выращивались земляника и клубника, по краям украшалась высокой стеной стриженного барбариса. Шестью парами кулис служила еловая шпалера, уход за которой был сложен, но оправдывался прекрасной акустикой. Сверху сцена убиралась травяным ковром, а во время театральных постановок - деревянным настилом. Дерновый амфитеатр, состоявший из трех полукруглых скамей с проходом в центре, был рассчитан на 80-100 зрителей.
Интересные факты, связанные с историей и современностью территории:
В настоящее время Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» один из крупнейших московских музеев, обладающий исторически сложившимися коллекциями высокого художественного уровня. Общий художественный, библиотечный и архивный фонд музея составляет в настоящее время более 50 тыс. предметов.
Гармоничный симбиоз архитектурно-паркового ансамбля и разнообразных художественных коллекций обеспечивают как традиционно музейную деятельность – хранение, экспонирование, изучение и популяризацию исторических памятников, так и возрождение театрально-зрелищных, концертных, фестивальных форм в рамках усадебной культуры музея.
С наступлением летнего сезона усадьба Кусково открывает свои парадные залы не только для экскурсантов, но и для любителей классической музыки. В музее проходят ставшие уже традиционными концерты и фестивали, на которых считают за честь выступить лучшие российские и зарубежные исполнители.
Есть особая прелесть в таких концертах – зрителей окружает не только живая классическая музыка, но и музыка, застывшая в красоте архитектурных памятников и регулярного французского парка. В 1932 году на территории музея был размещен московский музей фарфора с богатейшими национализированными коллекциями русского, западного, восточного фарфора, керамики и стекла известных меценатов А.В.Морозова, Л.К.Зубалова, Д.И.Щукина и др. В 1937 году произошло их официальное объединение под названием «Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». В последующие годы собрания музея комплектовались путем приобретений антиквариата, произведений современных художников-керамистов и стекольщиков, а также экспонатами, переданными в дар владельцами.
Площадь и протяженность территории:
Лесопарк площадью 310,6 га.

Российская столица - город с богатейшим культурно-историческим наследием. В Москве, несмотря на жизненные перипетии, сохранилось множество уникальных уголков. Русские усадьбы, возводимые титулованными семействами, позволяют ценителям истории окунуться вглубь минувших эпох.

Подмосковная усадьба графа Шереметьева, обладающая статусом "европейской жемчужины", преобразована в музей. Она признана уникальным великолепным образцом летних дворянских резиденций.

Расположение Кусково

Родовое поместье с огромным архитектурно-художественным ансамблем раскинулось на захватив живописный кусочек исторического местечка Вешняки. Некогда там располагалось старинное село Кусково, переданное А. А. Пушкиным боярину В. А. Шереметьеву. Василий Андреевич положил начало основанию роскошного имения, стал его первым известным владельцем.

Зарождение поместья

История усадьбы Шереметьевых в Кусково с 18 столетия и по сию пору неразрывно связана с одним дворянским родом - представителями семейства Шереметьевых. В 1715 году имение переходит в собственность к графу Борису Петровичу Шереметьеву. Он выкупил его у брата, Владимира.

С этого момента начинается серьезное обустройство Кусково. Усадьба Шереметьевых приобретает статус постоянной резиденции дворянской семьи. Ее внутреннее убранство заполняется родовыми реликвиями. По распоряжению фельдмаршала в залах находят место для коллекции редкого оружия и собрания портретов с русскими царями и государственными деятелями.

Расцвет имения

Его сын, просвещенный вельможа Петр Борисович, занимается организацией увеселений. При нем имение становится широко известной летней резиденцией, где проходят пышные приемы, многолюдные театрализованные празднества и гуляния.

Более полувека Петр Борисович трудится над созданием блестящего ансамбля на манер царских загородных резиденций. К обустройству поместья им привлечены знаменитые архитекторы и живописцы, талантливые крепостные мастера.

Изысканными элементами усадебной архитектуры, французским парком, каскадом прудов обустраивается Кусково. Усадьба Шереметьевых с великолепными образцами садового искусства, выступающими в качестве превосходных декораций, становится впечатляющей театральной площадкой под открытым небом.

Здесь разыгрывают грандиозные театральные празднества, приуроченные к дням рождения владельцев, а также важным государственным и церковным датам. Сюда стремятся попасть все представители светского общества Москвы. В особо торжественные приемы усадьба Шереметьевых радушно встречала до 30 000 гостей.

Театр в Кусково

Воздушный театр - главная особенность поместья. Громкая слава о нем вышла далеко за пределы графской резиденции. Наемных певцов, музыкантов и танцовщиков в нем малая часть. Основа актерского состава - местные крестьяне, обученные театральной игре заграничными мастерами.

Параша Ковалева, заявлявшаяся в программках под сценическим псевдонимом (Прасковья Жемчугова), признана выдающейся актрисой шереметьевского театра. Екатерина II, не единожды наезжавшая в имение, восхищалась умением актеров искусно играть. Она особо выделяла исполнение П. Жемчуговой. Однажды актриса получила от императрицы в дар бриллиантовый перстень.

Закат дворянской резиденции

Любовь господ Шереметьевых к родовому гнезду была велика. Внуком Петра Борисовича, Сергеем Дмитриевичем, последним владельцем шикарной резиденции, прилагались немалые усилия для сохранения имения, сотворенного предками.

Им спасалось от разорения Кусково. Усадьба Шереметьевых с накопленными в ней культурными ценностями скрупулезно описывалась Сергеем Дмитриевичем перед официальной передачей Советскому правительству. Он целенаправленно превращал поместье в музей.

Благодаря Сергею Дмитриевичу архитектурно-парковому ансамблю с богатейшими коллекциями, собранными владельцами, суждено было стать крупным центром русской культуры и просвещения. В 1918 году усадьба Шереметьевых признается историческим памятником и преобразуется в музей.

Подмосковный Версаль

Поскольку хозяева намеревались проводить здесь пышные светские приемы и помпезные торжества, поместье облагораживали жилыми и охотничьими домиками, парковыми беседками, зверинцами. В нем построили даже кунсткамеру и создали на прудах маленькую флотилию судов.

В архитектурно-парковом комплексе удалось сохранить свыше 20 уникальных памятников русского зодчества, окруженных великолепными элементами садового ландшафта. Музей-усадьба включает дворец, домики с элементами итальянской, голландской и швейцарской архитектуры, павильоны, оранжереи, церкви и прочие строения боярского и крепостного дворов.

Подмосковным Версалем называют Кусково. Усадьба Шереметьевых, фото которой демонстрирует, как она прекрасна, по праву заслуживает столь высокого звания. В старинном поместье действует музей керамики. В нем собрана крупнейшая в мире коллекция керамических и стеклянных изделий. Экспозиции представляют предметы, созданные мастерами в разных уголках мира, начиная с античности и до нынешнего времени.

Шереметьевский дворец

Великолепный дворец - композиционный центр барочно-рокайльного комплекса в Кусково. Усадьба Шереметьевых украшена огромным французским парком, где поблескивают зеркальными блюдцами пруды с изящными беседками и мраморными скульптурами.

В двухэтажном дворце соблюдена модная в XVIII столетии планировка. В нем анфиладное расположение комнат. Двери помещений находятся на одной оси, залы раскрываются последовательно, один вслед за другим. Дворцовые залы предназначались для торжественных приемов гостей. Винным погребам и хозяйственным помещениям нашлось место в цоколе так называемого Большого дома.

Гостевые домики

Названия домиков неслучайны в Кусково. Усадьба Шереметьевых объединила строения разных стилей, придуманных голландскими, итальянскими и швейцарскими архитекторами. У самой поздней постройки - деревянного Швейцарского домика, украшенного изящным "деревянным кружевом", первый этаж расписан "под кирпич". Это позволяет оригинальному шале перекликаться с голландским павильоном.

Двухэтажный павильон, сооруженный в 1749 году, называется Сооружение является олицетворением эпохи Петра I. Его функциональное назначение четко разграничено. Первый этаж занимает кухня, а на втором организована прекрасная гостиная.

В Итальянском домике, относящемся к числу федеральных архитектурных памятников, с 1755 года организовывали "малые" приемы. Во дворце-павильоне парадность комнат, лишенных торжественной анфилады, подчеркивает разнообразная архитектурно-декоративная отделка.

Залы для малых приемов отделаны дубовыми панелями, золоченой резьбой, наборным паркетом и Благодаря изысканной роскоши миниатюрного декора интерьеры Итальянского домика очаровательны.

Павильоны

В павильоне "Эрмитаж" отдыхали владельцы резиденции и приближенные к ним люди. Грот признан уникальным павильоном. Его интерьер, отделанный ракушками, поразителен. Он выполнен из камня в стиле роскошного барокко.

Став музеем, продолжает жить усадьба графа Шереметьева. Кусково хранит старинные традиции русских поместий. Здесь по-прежнему принимают гостей, организуют для них концерты, выставки, экскурсии, празднества и гуляния.




Top