Усадьба Останкино – ценный архитектурный памятник XVIII века. Зеленый бельведер в парке «Останкино Как называется усадьба в парке останкино

В 2014 году после объединения территорий ВДНХ и парка «Останкино», ранее с 1932 по 1991 год называвшегося Центральным парком культуры и отдыха им. Ф.Э. Дзержинского. Зеленый бельведер, в отличие от Белой эстрадной площадки, напоминающей советскую традицию, скорее, создан в полном соответствии с традиционной садово-парковой французской и итальянской архитектурой.

Как пройти к бельведеру от Главного входа ВДНХ

От арки Главного входа идите вперед, минуя памятник В.И. Ленину, павильон «Центральный», павильон №19. Когда подойдете к макету ракеты-носителя «Восток», сворачивайте налево в сторону космического корабля «Буран» и «Москвариума». Далее вновь поверните налево - перед вами окажется кафе «Шашлычок». Пройдите мимо него по тропинке, минуя вход в Зеленый театр ВДНХ, - слева на пригорке увидите зеленый бельведер.

Исторический экскурс

«Намерен в Останкине я строить театр...», - сообщил граф Николай Петрович Шереметев своему управителю А. Агапову 13 февраля 1790 года. Этим повелением можно было бы начать историю Останкинского театра-дворца и его прекрасного парка.

Граф Николай Петрович Шереметев (1751–1809 г.) Художник И.П. Аргунов

Останкино не случайно было выбрано местом для строительства дворца. Николай Петрович мечтал проявить свой вкус и знания, cовершить поступок большой общественной значимости и тем увековечить свое имя в отечественной истории. И именно Останкино, расположенное недалеко от Москвы, явилось подходящим местом для осуществления подобного замысла.

К весне 1797 года основной этап строительства был завершен, хотя работы продолжались и в 1798 году. 25 апреля Останкинский дворец и парк предстали перед гостями во всем своем великолепии.

Одновременно со строительными работами по возведению дворца велись и работы по разбивке сада. Сам Шереметев задумал окружить дворец регулярным парком во французском стиле. Позднее он создал и пейзажный парк. Однако первый, регулярный парк составлял основу Увеселительного сада, в котором имелись партер, кедровая роща, «Собственный садик», насыпная горка «Парнас» с беседкой «Миловзор».

Беседка «Миловзор» в парке Останкино

Увеселительный сад соседствовал с дворцовым зданием. Часть кедровой рощи, находящаяся ближе к имению, называлась Прибавочным садом, но позднее ее превратили в Английский парк. Все работы по его созданию были возложены на садовника - настоящего англичанина. В саду удачно прижились липы и дубы, клены и лещина, калина и жимолость. Парковый участок дополняли пять искусственных прудов. По задумке хозяина там же и был размещен Парк скульптур.

А в наше время в соответствии с лучшими традициями садово-паркового искусства в парке «Останкино», присоединенном к территории ВДНХ в 2014 году, возводится прекрасный бельведер (от итал. belvedere или от фр. belevue - «прекрасный вид»).

Впервые это слово вошло в употребление в Италии, где оно означает или постройку, исключительно сооруженную для того, чтобы из нее любоваться красотой вида, или башенку (вышку), возведенную с той же целью над крышей дома или дворца. Такие бельведеры часто встречались в Риме, например на вилле Медичи.

Во Франции «бельведером» часто называют постройку в виде павильона или беседки, расположенную в конце сада или парка, где можно отдохнуть или спрятаться от палящих лучей солнца или дождя, а иногда просто приподнятую площадку в саду или парке, обнесенную валом из дерна, с которой открывается красивый вид. Для любования парком служили и искусственные холмы (их насыпали из земли, вынутой из ложа прудов). Холм, к вершине которого вела спиральная дорожка, часто называли в честь греческого горного хребта с источником вдохновения - Парнасом. Такие холмы можно и сейчас видеть не только в парке «Останкино», но и во многих других подмосковных усадьбах и дворцах нашей страны.

«Искусство создания и украшения садов». Бельведеры. П. Буатар (1830 г.)

Бельведерами называются также многие дворцы в Европе, расположенные в особенно красивых пунктах, как, например, дворцово-парковый ансамбль Бельведер (Belvedere) в Вене, построенный архитектором И.Л. Хильдебрандтом в стиле австрийского барокко как резиденция принца Евгения Савойского.

Интересно, что ради любования прекрасными видами в их полноте и цельности применяли особые средства. Любители пейзажей в XVIII столетии ходили по холмам и долинам с вогнутым тонированным зеркалом в кармане. Найдя подходящую сцену, они ловили зеркалом лучшую ее часть и наслаждались этой живой картиной.

Основание и становление усадьбы

Первое упоминание деревни относится к 1558 году, но история усадьбы начинается с 1584 года. В этом году хранитель государственной печати — дьяк Василий Щелкалов, которому в то время принадлежала деревня Останкино, строит в ней боярский дом, сажает рощу и закладывает деревянную церковь. Созданные Щелкаловым постройки были уничтожены в Смутное время, до наших дней сохранился только созданный им пруд.

Усадьба «Останкино», 18 век. photo: Ghirlandajo , Public Domain

Усадьбу, боярский дом и Троицкую церковь восстанавливает князь Черкасский, которому Останкино пожаловано царем Михаилом Федоровичем в 1601 году. Унаследовавший земли племянник князя Яков с 1642 обустраивает в Останкино охотничьи угодья, а его сын, Михаил Яковлевич, вместо обветшавшей деревянной церкви возводит каменную, и приказывает насадить кедровую рощу. К началу XVIII века усадьба становится одной из красивейших в Подмосковье. В 1743 году внучка Михаила Яковлевича, княгиня Варвара Алексеевна, единственная дочь канцлера Российской империи, князя Алексея Михайловича Черкасского, одна из богатейших невест Москвы, выходит замуж за графа Пётра Борисовича Шереметева, усадьба Останкино входит в состав приданного.


, Public Domain

Поскольку Петр Борисович жил в своей родовой усадьбе в Кусково, Останкино в основном использовалась для хозяйственных целей. Несмотря на это, по его указанию был разбит парк, выстроены теплицы и оранжереи, а также частично перестроен дом.

Создание дворца-театра

В 1788 году, после кончины отца, усадьбу унаследовал его сын Николай Петрович.


unknown , Public Domain

XVIII-XIX века

Ансамбль складывался на протяжении нескольких столетий и окончательно сформировался при графе Н. П. Шереметеве на рубеже XVIII-XIX вв. Побывав в 1830-х гг. в Останкино, А. С. Пушкин отмечал: «Роговая музыка не гремит в рощах Останкино и Свирлово (Свиблово)... Плюшки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травой, а некогда усаженных миртовыми и померанцевыми деревьями, насчитывающими сотни лет своего существования. Барский дом дряхл...» Однако интерьеры дворца почти в полной мере сохранили свой декор и убранство. Одной из главных достопримечательностей является художественный наборный паркет. Оригинальный облик придаёт залам обилие резного золочёного дерева. Люстры, мебель и другие предметы убранства находятся на первоначальных местах. Останкинский дворец - практически единственное в России театральное здание XVIII века, сохранившее сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения.


Shakko , CC BY-SA 3.0

Музей-усадьба Останкино

С 1918 - государственный музей, в котором сейчас можно увидеть подлинные интерьеры XVIII в., услышать музыку того времени и оперы из репертуара шереметевского театра.

Генеральный план парка усадьбы, носившего название «Парк культуры и отдыха имени Дзержинского», разработал архитектор В. И. Долганов совместно с Ю. С. Гриневицким.

Архитектурный ансамбль усадьбы

Храм Святой Троицы


Lodo27 , GNU 1.2

Храм Живоначальной Троицы в Останкино - одно из старейших зданий сохранившихся в усадьбе. В сентябре 1678 года, по челобитной князя Михаила Черкасского, патриарх Иоаков благословил строительство каменной церкви взамен обветшавшей деревянной. Строительство храма велось с 1678 по 1683 года по проекту крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина, чуть в стороне от старой церкви, чтобы не затронуть находящегося вокруг неё кладбища.

Парадный двор


Vladimir OKC , Public Domain

Парк


Беседка «Миловзор» на искусственной горке Парнас в парке усадьбы Останкино. Первоначальная беседка построена в 1795 г. Следующая — в конце 20-х гг. XIXв. Современная беседка была воссоздана в 2003 году.

Древняя подмосковная усадьба Останкино представляет для нас особый интерес тем, что ее ансамбль сложился в основном за очень короткий срок - 10 лет, хотя существует она с XVI в. Другая особенность - это ее «увеселительное» назначение, что отразилось на специфическом характере садовых композиций. Останкино - уникальный памятник русской культуры XVIII в., удивительный по своему совершенству пример творческого синтеза архитектуры, садово-паркового искусства, театра, живописи, скульптуры, произведений декоративно-прикладных ремесел, которые слились в единое художественное целое. Большой интерес представляет он и как памятник эпохи крепостничества, музей творчества крепостных художников. Усадьба, дворец, парк и все, что в них находится, созданы талантом и трудом сотен крестьян, ремесленников и умельцев. Нам известны имена лишь немногих из них. Но и те сведения, которыми мы располагаем, и, конечно, сами собранные ценнейшие коллекции говорят об исключительной их одаренности и самоотверженной любви к искусству. Сады Останкина являются неотъемлемой составной частью этого единственного в своем роде ансамбля.

В конце XVI в. село Останкино (тогда Осташково) принадлежало В.Я. Щелканову. Усадьба состояла из боярских хором, деревянной церкви, пруда перед ней, хозяйственных построек. Уже в те времена здесь были высажены сибирские кедры и дубовая роща, которая частично сохраняется до сих пор [Соловьев, 1958]. С 1611 г., после того как село перешло во владение Черкасских, начинается новый период развития усадьбы. К 1646 г. здесь уже числилось 37 дворов, в том числе 12 из них принадлежало сокольничьим, 9 - псарям, 7 - конюхам и 3 - садовникам. Это говорит о ярко выраженном увеселительном характере усадьбы, который сохранился и в дальнейшем, уже при других владельцах (довольно редкий пример, когда основное назначение усадьбы не меняется на протяжении почти трех веков). Уже в середине XVII в. здесь при новых хоромах был создан сад. В 1683 г. крепостной зодчий П.С. Потехин рядом с прудом строит каменную церковь - замечательный памятник русской архитектуры эпохи «нарышкинского» барокко, поражающий и сейчас своим праздничным нарядом, легким многокупольным силуэтом, богатством и разнообразием архитектурных форм *. С этих пор по сей день в состав останкинского ансамбля входят три основных компонента: дворец, парк и церковь, которая напоминает нам о самом первом периоде его создания.

* Сведения о садах Останкина содержатся в следующих работах: [Чепурина. 1976; Соловьев, 1958; Елизарова, 1966; Вейнер, 1910; Кланг, 1927; Виноградов, 1929; Михайлов, 1976; Ленская 1982; и др.].

В начале XVIII в. усадьбой владеет князь А.М. Черкасский. Он большую часть времени проводил в новой столице, а позже - в Сибири и мало что мог сделать для украшения усадьбы. К тому же население Останкина сократилось из-за наборов в солдаты и отправки мастеров на стройки в Петербург. Только с 1739 г. А. М. Черкасский вновь смог заняться благоустройством своей любимой подмосковной усадьбы. Останкино становится местом проведения празднеств, охотничьих и других увеселений. Здесь уже тогда давались концерты, балы и «машкерады» для московской знати. Посещение такого праздника считалось большой честью.

Известно, что в состав регулярного сада при дворце входили липовые аллеи, кедровая роща, насаждения дуба, клена, цветники, крытые огибные дороги [Чепурина, 1976]. Рядом в плодовых садах росли яблони, груши, вишня, красная и черная смородина, крыжовник, малина, в парниках выращивали дыни и арбузы, имелось и большое оранжерейное хозяйство, поставлявшее на праздничный стол заморские фрукты.

В 1743 г. дочь А.М. Черкасского выходит замуж за графа П.Б. Шереметева - богатейшего вельможу, сына фельдмаршала - соратника Петра I, владельца другой крупной подмосковной усадьбы, Кусково. Усадьба опять перестраивается, но ее планировка, судя по генеральному плану межевания, составленному в 1766 г., остается предельно простой: дорога из Москвы проходит мимо плотины пруда, за ним церковь и почти квадратной формы регулярный сад, пересеченный крест-накрест и по диагоналям прямыми аллеями. В торце главной аллеи, проложенной в северном направлении от здания церкви,- господский «увеселительный» дом. К саду с севера, запада и юга примыкает лес, а с востока - небольшая слободка дворцовых служащих и мастеровых. Хозяин усадьбы живет постоянно в Кускове, там же предпринимает он и основные строительные работы. Останкино для него главным образом хозяйственная вотчина, здесь в теплицах выращивают лимоны и персики, гранаты и миндаль, фиговые и оливковые деревья. В саду к этому времени уже имелось пять крупных оранжерей, питомник, где выращивался сибирский кедр, цветники.

Основной период формирования ансамбля наступает в конце 1780-х годов, после того как усадьбу наследует Н.П. Шереметев.

Предстоящему расцвету ансамбля Останкино способствовал ряд обстоятельств. Н.П. Шереметев сосредоточил в своих руках несметные богатства, он был владельцем 210 тыс. крепостных, его имения находились в 17 губерниях и насчитывали 825 ООО десятин земли [Лепская, 1982]. В отличие от отца и деда его не увлекает ни военная, ни чиновничья карьера, свободное время он посвящает музыке, театру, изобразительным искусствам. Хозяин имения прекрасно образован, имеет связи с самыми передовыми людьми русского и западного искусства, много путешествует. В Кускове и Останкине он отбирает самых способных крестьянских детей для занятий всевозможными художествами, обучает их пению, танцам, расширяет актерскую труппу. Возможно, что в стремлении Н.П. Шереметева превратить Останкино в лучшую подмосковную усадьбу большую роль играли и причины личного порядка.

Его не устраивает старый «увеселительный» дом; увлеченный театральным искусством, он решает строить здесь специально оборудованный дворец-театр для труппы крепостных актеров. При этом Останкино явно предпочитается роскошному Кускову - усадьбе, которая была благоустроена и украшена его отцом и где лет десять тому назад был также создан театр. По предположению Ю. Шамурина, Н.П. Шереметев предпочел Останкино из-за крепостной актрисы П.И. Ковалевой, которой он был увлечен и которую хотел избавить от лишних унижений, так как в Кускове «все напоминало о ее скромном происхождении и прежней жизни. Еще более вероятно, что «мания строительства», по выражению Екатерины II в письме к Гримму, охватившая русских бар в конце XVIII в., не обошла и Н.П. Шереметева. Кусково было созданием его отца, Петра Борисовича, человека елизаветинского времени; сын, воспитанный на Западе новыми художественными течениями, едва ли удовлетворялся кусковскими затеями...» [Шамурин, 1912. С. 52].

К проектированию своей останкинской резиденции Н.П. Шереметев привлекает лучшие художественные силы, по при этом основные решения принимает он сам, отбирает и оценивает проекты, дает указания авторам, имея в виду свой замысел - создать здесь своеобразный дворец искусств, дворец-театр, дворец-музей, где должны найти место библиотека, научные кабинеты, картинная галерея и в то же время жилые помещения для многочисленных гостей. Сам этот замысел очень характерен для тенденции просветительства, охватившей в эту эпоху часть русского дворянства. Оставаясь на позициях крепостничества, екатерининские вельможи в то же время считали нужным разделять и некоторые взгляды, выраженные передовыми мыслителями, начиная с Ф. Вольтера и Ж.Ж. Руссо. В соответствии с этим Останкино проектировалось в духе нового художественного направления - классицизма с его ориентацией на идеалы гражданственности и просвещения.

После того как Н.П. Шереметева не удовлетворили проекты архитекторов Ф. Казне и Д. Кваренги, он поручает строительство своим крепостным зодчим А.Ф. Миронову и Г.Е. Дикушину, которые ранее строили театр в Кускове. Позже к ним примкнет П.И. Аргунов, тоже крепостной Н.П. Шереметева. К 1792 г. театральный корпус дворца был в основном готов. Строительство продолжалось, и к 1798 г. он был дополнен павильонами, флигелями, проходными галереями и пристройками со стороны парадного двора и парка.

Когда изучаешь сложный, состоящий из многих взаимосвязанных элементов план дворца, то нельзя не отметить теснейшее взаимопроникновение архитектуры и ее внешнего окружения. Пространство парка расчленяет его объем, приобретает некий полуинтерьерный характер между многочисленными выступами-ризалитами. С другой стороны, сами эти выступы, например ротонда в западном крыле здания, имеют вид парковых павильонов. Эта особенность ансамбля была подмечена И.Г. Семеновой [Кусково. Останкино. Архангельское, 1973].

Постройка нового дворца-театра повлекла за собой перепланировку и расширение старого парка. В 1793 г. А.Ф. Миронов составляет проект его центральной части, примыкающей к зданию дворца. Увеселительный сад состоит из обширного партера, боскетов-огородов за ним и двух участков, решенных в пейзажном стиле и примыкающих к западному и восточному флигелям дворца. Несмотря на то что пейзажные участки были распланированы живописно, в «английском вкусе», все же сад в целом сохраняет регулярный характер и большую его часть занимают боскеты с «кухонной зеленью», партер и прямые аллеи в старой, западной части. Зеленый ковер партера, слегка пониженный в центральной части, окаймляется огибной дорожкой-трельяжем. На ее фоне хорошо выделяются беломраморные бюсты-гермы и вазы. За «ковром» располагается открытая площадка круглой формы. В таком решении чувствуется мысль автора создать своего рода зеленый зал, четко выделенный в пространстве сада и примыкающий непосредственно к зданию театра. Очевидно, «зал» предназначался для театральных действий и должен был дополнять небольшой по размерам зал в самом дворце. Да и весь увеселительный сад представляется А.Ф. Миронову композиционным продолжением дворца, органично увязывается с ним, становится как бы зеленым «фойе» театра, кулуарами для прогулок в антрактах. Ось симметрии сада ориентировалась теперь на центр северной лоджии дворца, рисунок боскетов по обе стороны этой оси намечается одинаковым. В то же время пейзажные участки, хотя и расположены по отношению к оси строго симметрично, решены по-разному: в западном предусматривается устроить китайскую рощу с амфитеатром, обращенную к Итальянскому павильону, в восточном рисуется сеть прихотливо изогнутых дорожек и небольших лужаек. Весь придворцовый сад ограничивается валом и рвом с водой, который четко отделяет его от остального парка.

Устройство парка теснейшим образом связано с внутренней планировкой дворца - и это не случайно, ведь к этой задаче А.Ф. Миронов обращается, продолжая работы по интерьерам. В такой же мере, как партер является «продолжением» театрального зала, а китайский амфитеатр дополняет Итальянский павильон (служивший как бы музеем скульптуры), живописно решенная площадка в восточной части сада становится зеленым кулуаром концертного зала в Египетском павильоне. При этом пространственное решение всех этих трех участков строго симметрично и ориентировано на центры соответствующих архитектурных объектов. Таким образом, в придворцовом саду выявляются как бы три оси: одна главная, пересекающая партер и выводящая в глубину парка, и две дополнительные, продолжающие поперечную ось дворца, проходящую через главный корпус, галереи и павильоны. Более того, намечены и дополнительные оси меридионального направления, ориентированные на северные входы в Итальянский и Египетский павильоны и отмеченные входами в каждый из двух малых пейзажных садов.

А.Ф. Миронов стремится по возможности сохранить старый сад с его шпалерами, аллеями и цветниками. Это приводит к тому, что его проект имеет несколько двойственный характер - отдавая дань новомодному увлечению пейзажным стилем, он в то же время не решается отказаться от сложившегося регулярного характера старого сада.

Очевидно, это и послужило причиной того, что Н.П. Шереметев, не удовлетворенный планом А.Ф. Миронова, предложил переделать проект П.И. Аргунову.

П.И. Аргунову принадлежит самая видная роль в создании дворца и парка Останкино. Он родился в 1768 г. в семье крепостного Шереметева талантливого живописца И.П. Аргунова и с детства был погружен в Атмосферу творческой деятельности. В 1788 г. он с семьей переезжает в Москву, учится живописи у отца, а затем архитектуре в школе и мастерской В.И. Баженова. В строительстве останкинского ансамбля он принимает участие начиная с 1793 г., выполняя самые ответственные работы.

Он проектирует и осуществляет художественное оформление ряда павильонов, интерьеров, пристроек, руководит отделочными работами. П.И. Аргунову поручалось также уточнение эскизов других зодчих. Он глубже проник в суть пейзажных приемов паркостроительства, чем его старший товарищ А.Ф. Миронов. Перед тем как обратиться к Останкинскому парку, он, конечно, видел уже новые пейзажные сады в Царском Селе, Петергофе, Ораниенбауме, кроме того, он работал в Гатчине, где в эти годы создавались пейзажные композиции вокруг озер.

Проект П.И. Аргунова более соответствует духу времени, в нем решительнее вводятся пейзажные приемы планировки, а регулярные элементы хотя и сохраняются, но уже не играют большой роли.

Рисунок боскетов остался прежним, но теперь вдоль аллей располагались молодые деревья, кустарники, а на их пересечениях - крупные взрослые деревья. Партер окончательно теряет свой регулярный характер и превращается в поляну удлиненной формы, окаймленную «свободными» группами деревьев, кустарниками и крытой дорожкой, которая к этому времени, очевидно, уже была устроена. П.И. Аргунов отказывается от создания китайского амфитеатра у Итальянского павильона, но предлагает «Парнас» посреди лужайки в восточной части сада. Такое решение рассчитано на создание живописной картины со стороны лоджии. В центре сада - освещенная солнцем поляна, она расчленена «кулисами» из лиственниц, дубов и кленов на несколько отстоящих друг от друга зрительных планов, создающих полный эффект глубокой перспективы.

Романтическую ноту в пейзаж вносила руина Миловзор на вершине горки Парнас, а чуть поодаль от нее, ближе ко рву, - беседка «наподобие храма».

Вариант П.И. Аргунова и был принят в 1795 г. к исполнению. Поляну-партер, горку Парнас, величественные статуи, лиственницы можно видеть здесь и сейчас.

Парк Останкино выходил, однако, далеко за пределы придворцовой части. К северу от нее был выкопан большой пруд, берегам которого были приданы «естественные» очертания полуостровов и заливов. Прогулка вокруг пруда, катанье на лодках, ночные фейерверки на воде входили в программу останкинских увеселений того времени. Но и это лишь малая часть того романтического пейзажного парка, который был создан в этой усадьбе. Аллеи уводили гуляющих к дальним дубравам, в глубины лесного массива, служившего раньше охотничьими угодьями. Лес пересекается живописной долиной речки Каменки, на которой в ту пору было устроено шесть больших и малых прудов. Вдоль правого, более возвышенного берега шла прогулочная дорога к р. Яузе, подводившая к наиболее выразительным видовым точкам.

Очевидно, устройству парка Н.П. Шереметев уделяет не меньшее внимание, чем самому дворцу, при этом он берет за образец лучшие примеры. В эти годы В.И. Баженов и М.Ф. Казаков создают царицынский ансамбль. Даже в неоконченном виде он производит на современников сильное впечатление. Неудивительно, что Н.П. Шереметев велит садовникам «делать дорожки таким образом, как сделаны в саду Царицынском, и быть им двух сортов: одни для пеших, а по другим можно было бы ездить в колясках, и чем более в том английском саду будет сделано дорожек, тем лучше». (Научный архив музея, л. 609. Повеление от 6/VIII 1797 г.).

В сферу планировки попадает в это время обширная территория, включающая села Останкино, Ростокино, Марфино, всю залесенную долину р. Каменки до р. Яузы. В лесном массиве, превращаемом в парк, начинают преобладать такие декоративные лиственные породы, как клен, береза, лишь по берегам Каменки сохраняется первозданная природа - здесь тон задают заросли ивы, ольхи, осины. Н.П. Шереметев вмешивается даже в выбор посадочного материала, предписывает сажать «сирень фиолетовую и белую, калину, черемуху, орешник, мало ольхи, редко рябину, липу, дуб и вяз, осину - не нужно, из плодовых - яблони и вишни для весеннего цветения» [Чепурина, 1976. С. 66-68]. Общее «смотрение» за парком осуществляет А. Агапов.

Открытие театра состоялось в июле 1795 г., когда здесь в присутствии ветеранов русско-турецкой войны был дан спектакль «Зелмира и Смелон, или Взятие Измаила», посвященный победе доблестных войск А.В. Суворова. К 1797 г. было закончено великолепное оформление интерьеров, приведен в порядок и парк. Увеселительная усадьба П. И. Шереметева стала широко известна не только в России, но и далеко за ее пределами. Дворец в это время представлял собой 11-образную группу связанных между собой построек, охватывающих с трех сторон пространство главного двора. В панораме ансамбля господствует церковь и стройное, торжественное здание театра с его шестиколонным коринфским портиком и круглым бельведером, увенчанным куполом. Их дополняют галереи, низкие жилые корпуса, ограда парадного двора, украшенная кордегардией со скульптурами кентавров. Позже в центре двора будет установлена скульптура античного покровителя искусств Аполлона, как бы символизирующего смысл всего ансамбля.

С Московской дороги (ныне Шереметевская улица) открывался с холма вид на пруд, рощи и улицу, застроенную домами с богато оформленными фасадами. В той продуманности, с которой решен передний фронт застройки усадьбы, видна особая забота в отношении зрительного восприятия панорамы ансамбля. Так как его строгая симметрия нарушалась зданием церкви, для восстановления зрительного равновесия с противоположной от нее стороны на таком же расстоянии от центральной оси (проходящей по центру дворцового портика) высаживается роща высококронных деревьев, окруженная оградой. Разумеется, виды рассчитывались не только на подъездах. С балкона дворца открывалась обратная панорама. На картине художника Д. Лифона (1799 г.) видно, что точно напротив дворца за прудом центральная ось ансамбля продолжена специальной перспективной просекой, уходящей в сторону Москвы.

Стремление к органическому слиянию дворца с окружающим парком выразилось и в художественной трактовке его интерьеров. Большие окна Египетского и Итальянского павильонов доходили до плоскости пола, и парк как бы «входил» во внутренние помещения. Слиянию интерьеров с зеленью парка способствовала особая цветовая гамма. Так, на фоне светло-палевых стен Египетского павильона выделялась своей интенсивной зеленой раскраской ниша, ведущая в сад, двери украшены золоченой резьбой, которая хорошо гармонирует с осенними тонами. Стены Итальянского павильона были украшены живописным изображением балюстрад и цветочными бордюрами, что создавало иллюзию большого проема, открытого в сад. Крепостные умельцы создали в Останкинском дворце непревзойденные образцы художественной отделки интерьеров - их украшали скульптура, расписные плафоны, наборный паркет, люстры, вазы, зеркала.

Останкинский парк не избежал судьбы большинства пейзажных композиций XVIII в.: он тщательно поддерживался в течение нескольких десятилетий, но к 1830-м годам начал приходить в запустение - «золотая» эпоха дворянских усадеб подходила к концу. Еще в 1810 г. в описи, составленной вскоре после смерти Н.П. Шереметева, указывается, что в оранжереях Останкина имеется 6000 растений, что даже по тем временам было уникальной коллекцией. В дальнейшем на фоне постепенного упадка усадьбы бывали и моменты подъема. Так, в 1856-1858 гг. в саду были проведены восстановительные работы, которыми руководил архитектор М.А. Быковский, создатель марфинского ансамбля.

К концу XIX в. земли усадьбы Останкино начинают застраиваться дачами, экономические нужды заставляют хозяев имения рассматривать его не только как уникальный художественный музей (разумеется, частный, с ограниченным доступом), но и как источник доходов: в оранжереях выращивают цветы на продажу, огороды и дачные участки сдаются в аренду.

Останкинский парк становится местом прогулок горожан, в придворцовый «увеселительный» сад вход был ограничен, но по берегам и в дубравах устраивались многолюдные праздничные гулянья. На полотнах художников XVIII в. изображены жизнерадостные открытые пейзажи дворцового пруда, запрудной рощи, лугов за плотиной, с публикой, представляющей самые различные сословия.

По-настоящему открылись для народа художественные ценности Останкина после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже в декабре 1917 г. Комиссия по охране искусства и старины Моссовета берет под свою опеку все ценности ансамбля. В следующем году он становится Государственным музеем творчества крепостных и вскоре после этого открывает двери массам посетителей-трудящихся. Тогда же были определены и границы парка, они включили территорию площадью 55 га, расположенную к северу и западу от дворца.

С 1935 г. музей ведет научную работу по исследованию дворца, его художественного убранства и парка. Это позволило предпринять обмерные, а затем реставрационные работы и восстановить первоначальный облик большинства внутренних помещений и фасад здания. Реставрационные работы коснулись и придворцового «увеселительного» сада, здесь по проекту профессора Е.В. Шервинского в соответствии с планом М.Ф. Миронова 1793 г. был восстановлен партер (1939-1940 гг.).

В настоящее время вся придворцовая часть обособлена от остальной части парка и находится в ведении Министерства культуры РСФСР. Здесь установлен строгий режим охраны, намечаются меры по воссозданию сада - памятника русского пейзажного искусства.

Еще в 1970-е годы Л.Н. Дмитриевой и Н.Е. Чепуриной было проведено натурное обследование, которое показало, что насаждения этой части парка находятся в плохом состоянии. Большинство из 90 дубов, возраст которых более двух веков, суховершинят и находятся в угнетенном состоянии. Исчезла кедровая роща. Внушают опасение две последние сохранившиеся лиственницы, высаженные около партера в 1795 г.,- бесспорно, самые декоративные деревья придворцовой части, чуть ли не единственные живые «сверстницы» дворца. Насаждения липы, клена остролистного, лиственницы сибирской в западной части сада переуплотнены, запущена живая изгородь из акации вокруг партера и т. д. Предстоит трудоемкая и длительная работа по приведению в порядок насаждений, воссозданию элементов сада в соответствии с замыслами М.Ф. Миронова и П.И. Аргунова, организации здесь музейной экспозиции садово-парковой архитектуры конца XVIII в.

Большая часть территории, входящей раньше в состав имения Шереметевых, отведена под Парк культуры и отдыха им. Дзержинского , Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (позже ВДНХ) и Главный ботанический сад АН СССР . С самого начала была поставлена задача обеспечить функциональное единство и территориальную взаимосвязь всех этих трех элементов, составляющих основу большого северного садово-паркового комплекса столицы общей площадью около 1000 га [Вергунов, 1980]. Останкинский дворец ныне уже не может рассматриваться как архитектурная доминанта всей этой зоны - рядом выросли огромные здания общественного назначения: гостиница «Космос», главный и другие крупные павильоны ВДНХ, многоэтажные жилые корпуса, телецентр и т. д. Но он продолжает иметь значение исторического ядра садово-паркового комплекса, причем сейчас это ядро территориально совпадает и с его пространственной доминантой, каковой являемся Останкинская телевизионная башня (видная практически отовсюду).

Конечно, останкинский ансамбль потерял свою обособленность и стал сейчас лишь элементом крупнейшего градостроительного образования. Вокруг него складывается композиционная система совершенно иных масштабов с другими закономерностями зрительного восприятия, что особенно ясно обнаруживается при взгляде на дворец, парк и все их окружение с высоты обзорных площадок телебашни. Вместе с тем становится очевидным то определяющее воздействие, которое оказывают на развитие города входящие в него исторически возникшие архитектурные элементы и парковые массивы. Уходит на юг от дворцового пруда озелененная магистраль, которая, сливаясь с бульварами, старинным парком у ЦДСА, скверами вокруг новых олимпийских сооружений, становится северным зеленым лучом Москвы, достигает ее центральных кварталов. Она проложена вдоль той старой дороги, которая была устроена в конце XVIII в. в связи с постройкой дворца Н.П. Шереметева.

Широкая полоса зелени тянется от дворца и телебашни к проспекту Мира. Здесь сейчас сформирована целая система скверов и бульваров, имеющих мемориальное значение и посвященных триумфу советских исследователей космоса. Дальше к востоку простираются необозримые горизонты Сокольнической рощи и Погоно-Лосиного острова, которые связывают столицу с ее лесопарковым поясом. На севере Останкинский парк сливается с лесным массивом Ботанического сада, садами Выставки достижений народного хозяйства. Сам дворец и Троицкая церковь, примыкающий к ним партер, пруд с огромной высоты башни кажутся игрушками, драгоценными украшениями на сложной «ткани» застройки города. Но именно этот заложенный еще три века назад дворцово-парковый ансамбль и явился исходной точкой, положившей начало развитию всего северного центра столицы, где так удивительно зримо встречаются ее далекое прошлое и будущее.

Усадьбы Шереметьевых:МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ-УСАДЬБА «ОСТАНКИНО»(1)

Московский музей-усадьба «Останкино» — музей на территории бывшей подмосковной усадьбы графов Шереметевых.

Уникальность усадьбы Останкино для истории искусства и отечественной культуры бесспорна. Но помимо обширного поля для традиционных искусствоведческих и историко-культурологических изысканий, этот комплекс предлагает огромный и невероятно богатый материал для темы, кажущейся на первый взгляд не столь интересной, - дворец как памятник материальной культуры, живущий во времени и со временем изменяющийся.

Останкинский дворец - подлинная жемчужина русского искусства XVIII, где в единении находятся театральное помещение со сценой, зрительным залом, гримировочными комнатами, архитектура, скульптура, живопись, графика и декоративное искусство. Дворец был выстроен по замыслу и заказу графа Николая Петровича Шереметева - одного из самых знатных и богатых людей своего времени.

Первое упоминание деревни относится к 1558 году, но история усадьбы начинается с 1584 года. В этом году хранитель государственной печати -дьяк Василий Щелкалов, которому в то время принадлежала деревня Останкино, строит в ней боярский дом, сажает рощу и закладывает деревянную церковь. Созданные Щелкаловым постройки были уничтожены в Смутное время, до наших дней сохранился только созданный им пруд.

История Останкино продолжилась далее в XVI столетии, когда деревня Осташково была впервые упомянута в межевых книгах, и заслужила репутацию вымороченного хозяйства, так как регулярно возвращалось в казну. Все, кому царь Иван Грозный даровал ее, с незавидным постоянством попадали в опалу. Так и переходила деревня от казненного за вольнодумство служивого Сатина к очередной, но не последней жене царя Анне Котловской, доставалась то опричнику, то дьякону, пока не обрело постоянных хозяев. У князей Черкасских Останкино оставалось почти 2 столетия. А в 1683г. завершилось строительство дошедшей до нас бесстолпной пятиглавой церкви Живоначальной Троицы по проекту крепостного зодчего Павла Потехина. Хотя есть версия, что к строительству приложил руку неизвестный мастер.

Усадьбу, боярский дом и Троицкую церковь восстанавливает князь Черкасский, которому Останкино пожаловано царем Михаилом Федоровичем в 1601 году. Унаследовавший земли племянник князя Яков с 1642 обустраивает в Останкино охотничьи угодья, а его сын, Михаил Яковлевич, вместо обветшавшей деревянной церкви возводит каменную, и приказывает насадить кедровую рощу.

В 1827 г. Старые хоромы и Гостиный флигель были разобраны, к двум проходным галереям были пристроены портики, повторяющие конфигурацию и размеры прежних помещений. Возведена новая ограда парадного двора, в результате чего он приобрел полукруглую форму. В эти же годы были переложены несколько крылец Дворца. Большие изменения в результате ремонта произошли в интерьерах дворца, что следует из сравнительного анализа описей дворца. Прежнее красочное убранство во многих интерьерах сменила палево-желто-зеленая гамма.

К началу XVIII века усадьба становится одной из красивейших в Подмосковье. В 1743 году внучка Михаила Яковлевича, княгиня Варвара Алексеевна, единственная дочь канцлера Российской империи, князя Алексея Михайловича Черкасского, одна из богатейших невест Москвы, выходит замуж за графа Пётра Борисовича Шереметева, усадьба Останкино входит в состав приданого

Поскольку Петр Борисович жил в своей родовой усадьбе в Кусково, Останкино в основном использовалась для хозяйственных целей. Несмотря на это, по его указанию был разбит парк, выстроены теплицы и оранжереи, а также частично перестроен дом.

Создание дворца-театра

В 1788 году, после кончины отца, усадьбу унаследовал его сын Николай Петрович

Граф Николай Петрович решил построить дворец-театр. И детищем его ума, художественного вкуса и богатства стал Останкинский дворец в стиле раннего классицизма, завершенный в 1799г.

Сцена XVIII века

Шереметев был страстно увлечен театром, имел великолепную труппу крепостных актеров, поэтому сердцем летней резиденции стал театр с уникальной театральной машинерией. Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Строительство продолжалось с 1792 по 1795 гг., хотя первые проекты относятся еще к 1790-му году, а окончательная отделка - к 1799 году.

Портрет Н. П. Шереметева работы Н. И. Аргунова. 1801—1803.

Очарованные гости проходили через итальянский павильон с картинной галереей и через египетский зал приемов. Театральность ощущалась даже в оформлении главного входа, в окружении флигелей и кулис. Прибавить к этому богатство лепнины, позолоты, выписанных из Европы скульптур и ваз, и парк с каскадом 7-ми прудов, и становится понятно, почему современники называли дворец одной из арабских ночей.
К строительству привлекли многих русских и иностранных архитекторов — Аргунова, Казакова, Назарова, Старова, Кваренги, Кампорези и других.

Дворец, выстроенный из дерева, впечатляет гармонией линий, колонн, соотношением отдельных частей. Но еще большую художественную ценность имеет его внутреннее убранство, созданнное руками крепостных. Здесь много резных деревянных украшений на дверях, окнах, вазах, люстрах и канделябрах. Все они позолочены и поэтому кажутся сделанными из бронзы. Дерево было выбрано неслучайно, так как это наиболее приспособленный из-за его акустических свойств для театра материал.

Расписные потолки, мозаичный паркет, скульптурные печи, мебель — все это говорит о высоком мастерстве и художественном гении русских крепостных. Из Франции и Италии им специально присылали образцы, а из Петербурга следовал строгий наказ — сделать так, чтобы «все походило на Рафаэлевы ложи».

Сохранился Итальянский павильон, украшенный редкими в то время французскими бумажками или бумажными обоями, — это настоящий музей скульптуры. Итальянский павильон Останкино перестраивался несколько раз. Есть в здании Египетский павильон, картинная галерея и много других комнат. Ну а гордость Останкинского дворца — театр, славящийся своими крепостными актерами.

Труппу свою Шереметьев собирал из крепостных по всем своим имениям. Артистов обучали языкам, манерам, музыке, а некоторых даже отправляли учиться заграницу. Кроме того у Шереметьевых был один из первых в России полных симфонических оркестров.

А. С. Пушкин отмечал: «Роговая музыка не гремит в рощах Останкино и Свирлово (Свиблово)... Плюшки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травой, а некогда усаженных миртовыми и померанцевыми деревьями, насчитывающими сотни лет своего существования. Барский дом дряхл...»

Однако интерьеры дворца почти в полной мере сохранили свой декор и убранство. Одной из главных достопримечательностей является художественный наборный паркет. Оригинальный облик придаёт залам обилие резного золочёного дерева. Люстры, мебель и другие предметы убранства находятся на первоначальных местах. Останкинский дворец — практически единственное в России театральное здание XVIII века, сохранившее сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения.

Вечор поздно из лесочку
Я коров домой гнала.
И спустилась к ручеечку
Близ зеленого лужка...
Не у каждой народной песни известно место ее рождения, а у этой известно точно — Останкино.

1803. Nikolai Argunov (1771-c1829) - Portrait of Praskovya Ivanovna Zhemchugova-Sheremeteva

И рассказывает она про Парашу Ковалеву — Прасковью Ивановну Жемчугову. Вот какие детали этой романтической истории и короткой семейной жизни раскрыл Я.М.Белицкий:

Прасковья Жемчугова в роли Элианы
Да, дочке сельского кузнеца была уготована удивительная судьба — Параша стала графиней Шереметевой. Граф самозабвенно любил ее. В завещании сыну он писал, что в сердце Прасковьи нашел «разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность». И эти черты пленили его еще больше, чем ее красота.

Они заставили «попрать светские предубеждения, избрать ее своею супругою». Но светское общество не простило одному из самых богатых и знатных людей России этот неравный брак. Кстати, венчание в церкви Симеона Столпника было тайным. И когда графиня Прасковья умерла, будучи совсем молодой, вскоре после рождения сына, в последний путь ее провожали актеры крепостного театра и самые близкие семье люди. В числе их был известный архитектор Джакомо Кваренги. Ему граф поручил вскоре достраивать дом на Сухаревской площади в Москве — странноприимный дом в память графини Прасковьи Шереметевой.


В Останкино Шереметьев больше не вернулся, к театру охладел, а труппу распустил. Кроме того наполеоновская армия разорила усадьбу, на восстановление которой ушло 6 лет. В 1856 году, перед коронацией Александра II, в Останкино была устроена временная резиденция нового императора, который вместе с семьей прожил здесь неделю, готовясь к церемонии. В то время внутренняя планировка усадьбы была сильно изменена, и именно она дошла до наших дней.


В XIX столетии Шереметьевы уже редко бывали в Останкино, но даже в советское время не покидали ее полностью. Одно время она сдавалась под дачи, а после 1917 года там появился музей.Память о Прасковье Жемчуговой осталась в московской топонимии: в 1922г. в Останкине появилась Прасковьина улица, а в 1970г., одну из аллей в Кускове назвали аллеей Жемчуговой. Увековечена на карте Останкина и память о крепостном архитекторе, строителе Останкинского дворца, Аргунове: В 1966г. 1-й Новоостанкинский проезд переименовали в Аргуновскую улицу. В топонимике Москвы и Подмосковья сохраняется и фамилия и самих Шереметевых. Так, недалеко от Останкинского дворца проходит Шереметевская улица.

костюмы актеров

Музей-усадьба Останкино
С 1918 — государственный музей, в котором сейчас можно увидеть подлинные интерьеры XVIII в., услышать музыку того времени и оперы из репертуара шереметевского театра.

В его создании принимали участие многие русские и иностранные архитекторы: Ф. Кампорези, И. Старов, В. Бренна, Дж. Кваренги — авторы проектов, заказанных графом Шереметевым; К. Бланк, Е. Назаров — консультанты; крепостные мастера — А.Миронов, Г.Дикушин, П.Аргунов — непосредственные участники строительства, перерабатывавшие проекты и осуществлявшие идеи

Генеральный план парка усадьбы, носившего название «Парк культуры и отдыха имени Дзержинского», разработал архитектор В. И. Долганов совместно с Ю. С. Гриневицким.

Архитектор В. И. Долганов (1901-1969)

Архитектурный ансамбль усадьбы
Храм Святой Троицы

Храм Троицы Живоначальной в Останкине

Храм Живоначальной Троицы в Останкино — одно из старейших зданий, сохранившихся в усадьбе. В сентябре 1678 года, по челобитной князя Михаила Черкасского, патриарх Иоаков благословил строительство каменной церкви взамен обветшавшей деревянной. Строительство храма велось с 1678 по 1683 года по проекту крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина, чуть в стороне от старой церкви, чтобы не затронуть находящегося вокруг неё кладбища.

« ... в Останкино, во всем дивном дворце нет ни одного уголка, где бы художественность была бы принесена в жертву практическим соображениям.
Ю. Шамурин »
Парк

В 1793 году проведены работы по планировке и разбивке парка, шла посадка деревьев. Граф рекомендует садовнику-англичанину: "... чтоб как возможно старался в расположении сада зделать по всем местам виды поприятнее", обращает внимание на формирование древесных групп: "В Останьковском саду, где лужок с молодыми кедрами, садовник приказал между ними насадить елок, чтоб было дичью; оное оставить до моего приезду и для лучшей ясности прислать с оного плаца... план", заказывает постройку "особого" для себя садика, где он мог бы проводить время без посторонних глаз, то есть, собственного садика.

Территория созданного в 1793-1795 гг. Увеселительного сада включала полуовальной формы партер с тремя парами цветников, который окаймляла крытая аллея - берсо, регулярный французский сад с четкой системой треугольных боскетов, обсаженных липой; справа и слева от партера распола-гались участки парка со свободной жи-вописной планировкой. К западному крыльцу дворца примыкала пейзажная часть парка со старым кедром и кедровой рощей, заложенной Щелкаловым еще на рубеже 16-17 вв., которая к этому времени стала настоящим могучим кедровым лесом. Южнее находился Собственный садик Николая Петровича, планировка которого еще не была завершена.

Основные паркообразующие породы усадьбы Останкино, как и многих других этого периода, были липа, клен, береза, ель. Экзоты а парках в конце XVIII века были редкостью. В Останкино же не просто произрастала кедровая роща, здесь был питомник по выращиванию этих растений.

Облик парка дополняли две беседки. Одна из них венчала Парнас - искусственно насыпанную горку, которая разнообразила скучный равнинный ландшафт этой части тогдашнего Подмосковья. Она представляла собой легкую деревянную и оштукатуренную конструкцию, верхняя часть которой украшена изящной лепниной. Беседка являлась прекрасной доминантой этой части парка и одной из лучших видовых точек ансамбля.


Вторая беседка - так называемая «Беседка - храм» - находилась на продолжении оси одной из аллей парка.
В целом обилие разноплановых парковых элементов, одни из которых относились к садам классицизма, другие к садам барокко или романтизма, было гармонично совмещено на площади всего лишь 11 гектар.

Создается ощущение, что создатели Увеселительного сада отчасти стремились реализовать идею создания сада раритетов, собрав лучшие элементы из парков разных времен и стилей и представив их в миниатюре. Скорее всего, в этом сказался личный вкус Николая Петровича Шереметева, который в молодости, в начале 1770-х годов провел четыре года в заграничном путешествии.

Основными пунктами его остановок были Голландия, Англия и Франция (в основном Париж и Версаль). Несомненно, на него произвели впечатление миниатюрные голландские сады (вот откуда Собственный садик), английские пейзажные парки и величественная классичность Версаля.

За валом, которым был окружен сад (его остатки частично сохранились), с восточной стороны располагались избы слободы, в которых жили останкинские дворовые, а с западной находились конный двор и значительное оранжерейное хозяйство. При Н.П. Шереметеве в Останкине было шесть фруктовых оранжерей. В них произрастали ананасы, персики, виноград, вишни; были и теплицы, в которых выращивалась клубника.


Увеселительная усадьба представляла неисчерпаемые возможности для отдыха и развлечений. К Увеселительному саду была присоединена территория, простиравшаяся в северном направлении до речки Каменки и занимавшая сотни гектаров. Она была охвачена сложной системой дорожек для дальних прогулок, ведущих мимо копанного садового пруда через лес к каскадам прудов, устроенных вдоль течения Каменки. Эта часть парка обустраивалась по мере приобретения земли и называлась Прибавочным садом. Он наиболее полно отвечал требованиям, предъявляемым к пейзажным английским паркам.

В XIX веке дворец начинает пустовать, Шереметевы жили чаше в Петербурге, чем в Москве, но Останкино с его садом полюбилось москвичам как место праздничных гуляний, из которых самым многолюдным бывало гулянье на Троицу - храмовый праздник Останкинской церкви. Из Москвы приезжали и приходили и так называемая благородная публика, которой дозволялось гулять в Увеселительном саду, и простой люд - мещане, лавочники, рабочие, устраивавшие пикники на берегу пруда.

С середины 19 века в Останкино начинает расцветать дачная жизнь, появляются «летние» жители, которым останкинская контора Шереметевых сдавала в наем парковые флигеля и усадебные постройки. Прогулки вокруг пруда, катание на лодках, ночные фейерверки на воде входили в программу останкинских увеселений того времени.

Аллеи уводили гуляющих к дальним дубравам, в глубины лесного массива, служившего раньше охотничьими угодьями. Кроме того, по специальному разрешению от управляющего можно было осмотреть дворец. Число желающих посетить его неуклонно возрастало, так что к концу 19 века он превратился в настоящий частный музей.

В настоящее время Увеселительный сад занимает всего 11 гектаров. В парке еще растут около ста пятидесяти старинных деревьев — лип, дубов, вязов, которым, 160—200 лет и более.


Беседка "Миловзор" на искусственной горке Парнас в парке усадьбы Останкино. Первоначальная беседка построена в 1795 г. Следующая - в конце 20-х гг. XIXв. Современная беседка была воссоздана в 2003 году.

Декоративная ваза в парке усадьбы Останкино

С февраля 2013 года усадьба закрыта на реконструкцию. Ориентировочный срок завершения реконструкции и открытия усадьбы для посещения - 2020 год.

Муравьева Т. В. Останкино // Венок московских усадеб. — М.: Вече, 2009. — С. 180 - 218. — 344 с. — (Исторический путеводитель).
Низовский А. Ю. Останкино // Самые знаменитые усадьбы России. — М.: Вече, 2000. — С. 115 - 122. — 416 с. — (Самые знаменитые)

Северо-Восток Москвы. Годы. События. Люди (рук. авторского колл. К.А. Аверьянов). М., 2012. С. 325 - 342. ISBN 978-5-9904122-1-7.
Останкино // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
Глозман И. М., Рапопорт В. Л., Семенова И. Г. Кусково. Останкино. Архангельское. — М.: Искусство, 1976. — 207 с. — (Города и музеи мира). Языков Д. Графиня Прасковья Ивановна Шереметева. — М., 1903. — 28 с.

http://www.ostankino-museum.ru/museum/park/istoriya/

https://liveinmsk.ru/places/a-342.html




Top