Усадьба в.г.перова «стрелково» клинского р-на московской области. студия художника в д

Иннокентий Анненский "Старая усадьба"

Сердце дома. Сердце радо. А чему?
Тени дома? Тени сада? Не пойму.

Сад старинный - все осины - тощи, страх!
Дом - руины… Тины, тины, что в прудах…

Что утрат-то!.. Брат на брата… Что обид!..
Прах и гнилость… Накренилось… А стоит…

Чье жилище? Пепелище?.. Угол чей?
Мертвой нищей логовище без печей…

Ну как встанет, ну как глянет из окна:
«Взять не можешь, а тревожишь, старина!

Ишь затейник! Ишь забавник! Что за прыть!
Любит древних, любит давних ворошить…

Не сфальшивишь, так иди уж: у меня
Не в окошке, так из кошки два огня.

Дам и брашна - волчьих ягод, белены…
Только страшно - месяц за год у луны…

Столько вышек, столько лестниц - двери нет…
Встанет месяц, глянет месяц - где твой след?..»

Тсс… ни слова… даль былого - но сквозь дым
Мутно зрима… Мимо… мимо… И к живым!

Иль истомы сердцу надо моему?
Тени дома? Шума сада?.. Не пойму…



Слышишь слова-русская усадьба- и первое, что приходит на ум -Пушкин, Михайловское, "Метель".А затем цепочка воспоминаний разворачивается,охватывая, пожалуй, наиболее важные исторические события и жизни наиболее значимых в нашей культуре людей.


Из "Романа в письмах" А. С. Пушкина:
" Отдыхаю от Петербургской жизни, которая мне ужасно надоела. Не любить деревни простительно монастырке, только что выпущенной из клетки, да 18-летнему камер-юнкеру - Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет. Порядочный человек по необходимости проходит через переднюю и редко заглядывает в девичью, а сидит у себя в своем кабинете. - Тем и я кончу. Выйду в отставку, женюсь и уеду в свою саратовскую деревню>. - Звание помещика есть та же служба. Заниматься управлением> 3-х тысяч душ, коих всё благосостояние зависит совершенно от нас, важнее, чем командовать взводом или переписывать дипломатические депеши..."


В начале 20 века русская усадьба, как явление, переживала свой закат.В старинных усадьбах все еще хранились редкие книги дедовских библиотек, старые- иногда великолепные, иногда доморощенные портреты, предметы мебели и прикладного искусства.Но наступала другая эпоха с другими ценностями.Художники, деятели культуры начали предпринимать действия по спасению неизвестных сокровищ, объезжая старинные усадьбы, описывая их, покупая то, что имело художественное значение.Они группировались вокруг таких художественных журналов, как "Мир искусства", "Старые годы", "Аполлон".


Затем революции.Большая часть усадеб была обречена.Их грабили и сжигали с абсолютно ненужными на глаз крестьян библиотеками(судьба Шахматово, усадьбы А. А. Блока), ломанной мебелью 18 века, старинными тканями и кружевами.Бывшие жители усадеб, в основном, эмигрировали.Хотя, конечно, судьба различных усадеб была различной:ведь были усадьбы царские, усадьбы аристократические, усадьбы мелкого дворянства и относительно новые усадьбы фабрикантов, интеллигенции...

Но именно в эмиграции люди вспоминали свои дома, не только, как домашний очаг, но и как символ русской культуры.


Из воспоминаний князя Голицына:
Однажды, зайдя к Николаю Николаевичу Львову, князь Голицын застал его сидящим за какими-то набросками:
– Что это Вы зарисовываете так старательно? – обратился Голицын к Львову.
– А вот видите, я стараюсь с возможной точностью воспроизвести рисунок той домашней мебели, которая наполняла дом моей деревенской усадьбы и которую местное население под влиянием преступной анархической пропаганды, разграбило, сожгло, уничтожило, придав огню потом вообще всю усадьбу. И вы спросите: к чему это? На что я Вам отвечу: "помещичий быт отошел в вечность. Возродиться ему нет никакой возможности, но сохранить его облик до мельчайших подробностей – долг каждого, кто его пережил. Для потомства, для которого будет чрезвычайно важно воскресить этот своеобразный быт, который в конце концов, в XIX в. дал такие непревзойденные величины, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Тургенев, Толстой. Этот быт был началом культуры, просвещения и прогресса среди моря невежества, грубости и отсталости, в которую была погружена остальная Россия"


В 20гг. в постреволюционной России образуются довольно многочисленные общества краеведов, пытавшихся спасти то, что еще уцелело.Музеи дворянского быта росли, как грибы, но так же быстро были уничтожены.

Где-то усадьбы, превращенные в дома отдыха, санатории или клубы сохранили свои здания.Где-то остались парки, не полностью, но планировка прежила десятилетия.
Где-то возникли новые музеи.
Тем ценнее воспоминания последних обитателей этого культурного символа старой России.

В эмиграции писались воспоминания.
И большинство из них начиналось с описания старинного усадебного дома. "Наш дом не был выдержан в каком-то определенном стиле, не был особенно красив", но балконы были усыпаны цветами, внутреннее убранство "картины, отделка – все создавало приятную атмосферу для любого вкуса. С незапамятных времен все эти фамильные вещи окружали нас и слились с семьей" , – писала в своих воспоминаниях Елизавета Исаакова Самые ранние воспоминания Елизаветы Исааковой были связаны с так называемыми "верхними" комнатами. Особенно привлекала внимание тогда еще маленькой Лизы "мамина" комната: с тяжелыми шелковыми портьерами и махагоновой мебелью. Красивое старое трюмо с позолотой завораживало своей таинственностью. Другая верхняя комната была вся выдержана в розовых и голубых тонах. В одном ее конце стоял большой диван. Напротив – висели папки для книг и игрушки. В центре стоял круглый стол. Окна, одно из которых было из цветного стекла, выходили на балкон, увитый плющом и диким виноградом.
Все комнаты верхнего этажа были светлые и просторные, со множеством стульев. Вниз спускались две деревянные лестницы, покрытые одна – красными коврами, другая – темными. На нижнем этаже находилась бальная зала с прекрасным паркетным полом. Между окон были расположены высокие зеркала, и во время праздников скользившие в танце пары – отражались в них. В будние дни большая зала была наполнена звуками фортепиано: хозяйка дома играла Шопена или дети разучивали новые "па" из чаконы или менуэта.
В библиотеке с камином семья обычно проводила время осенью, когда, собравшись вместе после охоты, согретые теплым дыханием огня, пили чай и ели пирожные за большим круглым столом

"Люблю цветные стекла окон и сумрак от столетних лип. Звенящей люстры серый локон. И половиц прогнивших скрип. Люблю неясный винный запах, из шифоньерок и от книг В стеклянных невысоких шкапах, Где рядом Сю и Патерик" – писал в 1906 г. И.Бунин

В.Набоков, живя в эмиграции, не отвечал на вопросы интервьюеров: "Почему при своих умопомрачительных доходах господин Набоков не покинет отель и не купит в частное владение дом?" . Скорее всего потому, что его Домом, был единственный дом, "наша Выра", имение под Петербургом. Все остальное – "временное пристанище". Эта мечта об утраченном объединяла всю эмиграцию. "Быть может, когда-нибудь, на заграничных подошвах и давно сбитых каблуках, – писал В.Набоков, – чувствуя себя привидением, и без видимых спутников, пешком, пройду стежкой вдоль шоссе с десяток верст до моего Дома."


И все же мы можем увидеть тот ушедший мир.На картинах.Одним из таких художников, запечатлевших жизнь русской усадьбы в конце 19 - начале 20 века, был Станислав Жуковский.

В начале 20-го столетия С. Ю. Жуковский - один из самых известных и популярных пейзажистов в России. В МУЖВЗ он считался наиболее талантливым учеником и прямым наследником И. И. Левитана. И действительно, сам великий пейзажист с особым интересом присматривался к работам еще совсем молодого студента. Уже в 1895 г. Жуковский участвует в выставках ТПХВ, позже он становится одним из членов-учредителей Союза русских художников.

Еще до выхода Жуковского из училища, в 1899 г., его картина "Лунная ночь" была приобретена в собрание Третьяковской галереи.


Ранние пейзажи художника написаны в духе левитановской традиции. Мастерски исполненные, мягкие и поэтичные, они во всех смыслах легче пейзажей учителя.

Жуковский не был философом. Он был влюбленным в жизнь и красоту мира человеком и стремился запечатлеть неповторимую прелесть каждого мгновения, каждого природного состояния. Он работал стремительно, писал большие пейзажи прямо с натуры, часто за один два сеанса. Свежесть непосредственного восприятия, столь ценимая в конце XIX - начале XX в., очень важна и для Жуковского.

В середине 1900-х гг. манера его несколько меняется, краски становятся ярче - сказывается влияние импрессионистов, мазок делается более выраженным и энергичным, усиливается декоративность. Так Жуков ский пишет и в дальнейшем.


Особенно известны его усадебные – пейзажные и интерьерные – мотивы, переливчато-живые по колориту и в то же время проникнутые элегической тоской.

Однако для Жуковского это не просто дань моде. Детство его прошло в родовом имении отца Старая Воля в Западной Белоруссии. Он знал и прелесть усадебной жизни, и чувство утраты привычного уютного мира. Отец художника был лишен дворянства и имущественных прав за участие в Польском восстании 1863 г. и жил с семьей в собственном имении на правах арендатора. Да и сам художник отправился в 1892 г. в Москву учиться живописи против воли отца, чем не только обрек себя на крайне тяжелое (в материальном смысле) существование, но и потерял на долгие годы возможность вернуться в родные места.

После Октябрьской революции 1917 состоял в Комиссии по охране памятников искусства и старины, по заданию отдела ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса обследовал частные собрания Москвы и Подмосковья.


В 1923 эмигрировал в Польшу, где продолжал плодотворно работать как живописец, по-прежнему уделяя особое внимание историческим пейзажам, дворцовым и усадебным интерьерам.

В годы европейского экономического кризиса конца 1920-х - начала 1930-х гг. друзья-художники, а среди них влиятельнейший И. И. Бродский, настойчиво уговаривают Жуковского вернуться в СССР. На словах он соглашается, однако ограничивается продажей в советские собрания ряда своих работ. Умер художник в лагере для высланных нацистами после Варшавского восстания жителей польской столицы. Во время восстания погибли и многие его картины.

Команда "Усадебного Экспресса" приглашает вас на дружные проводы зимы в ближайшие выходные. Мы разработали для вас сразу два подмосковных…


  • «Российским деревом года» был признан дуб из усадьбы Абрамцево

    Победитель конкурса «Российское дерево года» - создание усадебное! Почетное звание главного дерева 2018 года стал 248-летний дуб из…

  • В гости с дроном к С.И. Мамонтову в усадьбу АБРАМЦЕВО

    В общении хозяин усадьбы Абрамцево, промышленник и меценат Савва Мамонтов, признался, что за несколько лет активной художественной жизни в…

  • Усадьба АБРАМЦЕВО в фильме "Первая любовь", 1995 год

    В 1995 году режиссером Романом Балаяном был снят фильм "Первая Любовь" по одноименному рассказу И.С. Тургенева. Съемки художественного фильма…

  • Усадьба Абрамцево в фильме "Накануне", 1959 год

    Накануне поездки " Усадебного экспресса" в Абрамцево 24 и 26го числа давайте посмотрим фильм "Накануне", снятый по Тургеневу с Олегом…

  • Усадьба АБРАМЦЕВО на зимних фотографиях

    Абрамцевский художественный кружок объединил большое количество художников, это наиболее яркие представители русского искусства второй половины XIX…

  • Усадебный экспресс. Масленица в Мураново и Абрамцево, 26 февраля 2017 года

    Не знал, что все так любят есть блины в усадьбах:) Рад сообщить вам, что 24 февраля экскурсию "Усадебного экспресса" по направлению… Усадебный экспресс. Масленица в Мураново и Абрамцево, 24 февраля 2017 года

    Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длиться семь дней. В это время принято веселиться, ходить…

  • Усадьба Абрамцево - одна из самых красивых и знаменитых усадеб Подмосковья. В разное время гостями усадьбы были легендарные деятели искусства – поэты, художники, музыканты. В настоящее время Абрамцево – это не только музей, где собраны произведения искусства мирового уровня, но и огромная территория для прогулок, которую украшают памятники архитектуры, живописный парк и прекрасный природный ландшафт.

    В программе:

    Посещение Усадебного дома конца 18 века, где представлена экспозиция, посвященная творческим людям - Абрамцевскому художественному кружку. В Усадебном доме царит обстановка, сохранившаяся с тех времен: книги, картины, портреты и многое другое.

    Посещение Кухни, которая в 19 веке использовалась по назначению, а сегодня здесь представлен целый музей Абрамцевской коллекции и его гостей, вещи которые они считали имеют большую художественную значимость. Среди экспонатов вы увидите: образцы архитектурной резьбы (резные украшения изб), резные ларчики, сундуки, ковши, прялки и много другое.

    Посещение Мастерской – деревянного «русского» домика, выстроенного известным архитектором В.А. Гартманом в середине 19-го века. В мастерской когда-то трудились М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, С.И. Мамонтов и другие. Сегодня в Мастерской представлена экспозиция произведений «Михаил Врубель. Живопись, керамика. Из собрания Музея-заповедника «Абрамцево». Наиболее яркую часть экспозиции составляют керамические изделия, выполненные в Абрамцевской гончарной мастерской.

    Экскурсия в мастерскую под названием Баня-Теремок, которая так же выстроена в «руссом стиле» архитектором А.П. Ропета в конце 19 века. Здесь представлены изделия из дерева, предметы домашнего обихода, мебель и многое другое. Многие вещи изготовлены по эскизам Е.Д. Поленовой, сестры знаменитого художника.

    Прогулка по знаменитому Усадебному Парку с интересным рассказом об истории усадьбы Абрамцево, о её знаменитых владельцах и гостях. Во время прогулки вы увидите знаменитую беседку, которая была выстроена В.М. Васнецовым, а за свой сказочный вид получила название «Избушка на курьих ножках».

    Посещение Поленовской Дачи, которая была построена в Абрамцево в конце 19 века. В.Д. Поленов использовал Дачу, как мастерскую, где создавались свои произведения искусства.

    Посещение церкви Спаса Нерукотворного, к созданию которой были причастны великие художники – Поленов, Васнецов, Врубель. Храм выглядит действительно сказочно и необычно.

    Обед в кафе - 350 р. (по желанию).

    Стоимость для детей от 7 до 14 лет включительно и группам от 5 человек - 1900 р.

    Детям до 6 лет включительно - 700 р.

    Вы можете заказать экскурсию в Усадьбу Абрамцево для своей группы. Стоимость рассчитывается индивидуально.

    УСАДЬБА В.Г.ПЕРОВА «СТРЕЛКОВО» Клинского р-на Московской области. Студия художника в д. Радованье. Усадьба Троицкое - Александрово того же района.Вступление.

    К сожалению, список утраченных (а правильнее сказать, уничтоженных исторических мест и архитектурных памятников все ширится), следом за ними исчезают архивы и процесс этот происходит на фоне скоростроющихся дворцов и элитных поселков. Оценку, этому трудно дать, но непоправимый ущерб Российской культуре, а значит и мировой культуре в целом, к сожалению, порой не обратим. С годами стал замечать, что отдельные моменты, факты из прошлой жизни уходят в тень, стираются из памяти. Откладывая «на потом» описание отдельных проектов в надежде на восстановление пропущенных архивных документов или нахождению новых может, в конечном итоге привести просто к невозможности осуществить задуманное. Именно, исходя из этого, решил подать материал в том виде, в каком он имеется на данный момент. Конечно, я надеюсь, что тема заинтересует другое поколение и возможно будет продолжена.

    Рис № 01. На фоторепродукции под №1 Картина Левита « Осень». С утверждением, что на картине торцевой фасад дома В.Г.Перова я не согласен. Это возможно фрагмент дома в Троицком и то под вопросом.

    Черновая редакция текста:

    Эта занимательная история случилась вскоре после образования отдела учета и охраны памятников в составе Производственного бюро по охране и реставрации……. При Управлении культуры М.О. (Отдельная тема, о которой я надеюсь рассказать в другом сообщении). В задачи отдела входило составление учетной документации на находящиеся под государственной охраной памятники и на вновь выявленные. В этой работе, имеющей различные направления и аспекты, были моменты общения с «ХОДАКАМИ». Как правило, это были люди не ординарные, многие годы, боровшиеся за сохранение памятников, изменения условий их использования на более приемлемые ……... Вот так мы и познакомились с Романом Алексеевичем Перовым - Чаковым. Этот замечательный человек уже успел побывать в ЦК и МК КПСС, в Советах …. Всех степеней, в Правительственных органах и министерствах культуры Российской федерации и союзном. Одним словом десятки раз прошел по кругу. В составе ручейка ходоков его и направили к нам. Надо сказать, фигура не просто калорийная, а человек целеустремленный и проницательный. Его внешний облик был скорее театральный и сознательно продуманный. Небольшого роста, солидная борода, берет, традиционный для художников и длинный, до земли плащ. Все это дополнялось суковатой, с «кренделем», палкой. Одним слово сказочник. В своих рассказах он был, не утомим, порой как бы заговариваясь, при этом его умные глаза внимательно следили за реакцией слушателей. Начинал о художнике, и вдруг, перескакивал на тему о боевике Василии Владыкине, по кличке «КОТ». При этом, вворачивая фразу, о том, что на похоронах боевика, тайно присутствовал господин Ульянов. В «рассказе - легенде» о Василии Григорьевиче старался подчеркнуть происхождение семьи из крепостных крымских греков. О фамилии Перов говорил, что это кличка, полученная в семье князей Енгалычевых, за хороший почерк. Заметив способности юного дарования, они финансировали его обучение. После завершения учебы, художник заново расписал усадебную церковь. Ответным подарком, был участок земли в Стрелково, где был построен деревянный дом и студия. (Эта «легенда» не очень сходится с официальной биографией художника - смотри сноски в конце материала). Прием этот был давно уже известен. Использовать имя вождя пролетариата и миф о происхождение из народа, для прохождения собственной темы. Разве можно его винить за это. В то время любая статья, курсовая, дипломная или докторская диссертация начиналась с цитат классиков марксизма - ленинизма. И порой это срабатывало. Время было благоприятное. Была оттепель. Под новые программы и проекты выделялись деньги. Таким образом, опираясь на резолюции начальства «…. Разобраться, и принять все меры… и главное в то легендарное время, закрыть жалобу трудящихся» удалость запустить процесс постановки под государственную охрану памятных мест, связанных с жизнью и творчеством Перова В.Г.

    Это сопровождалось обычной бюрократической процедурой. Составлением актов обследования. Заседаньями и совещаниями, сбором подписей и подготовкой решений. Но были и интересные моменты. Встречи с людьми, обследования усадеб и сохранившихся построек. Формально, в усадьбе Стрелково сохранился только парк с заросшими валами и артезианскими скважинами и чуть различимый фундамент главного дома. Причина? Революция, военный коммунизм, провозгласившие: «…. Мы старый мир разрушим, а затем……», ну, что было, затем уже то же стало историей. Итак, в 1927 году усадебные постройки не были сожжены в пламени революции, а были распроданы на вывоз. Такова судьба многих усадеб. Политика «сселения хуторов», распределение и распродажа барского имущества «трудовому народу», отчуждение земель под колхозы и стройки коммунизма: заводы, каналы, водохранилища и т.д. и т.п. примеров масса. Усадьба Салтыкова-Щедрина в Ветенёво. Главный дом был распилен на две части. Одна часть оказалась на одном берегу канала, а другая на другом. Церковь и кладбище уничтожены, хотя канал и не затронул их участок. Родовое имение Салтыковых в селе Спас - Угол не сохранилось. Так, что только в произведениях писателя мы можем узнать о годах его детства, проведенных в « Пошехонской стране». А, вот громадный деревянный дом с башнями, из имения его матери Ермолина был перевезен в г. ТАЛДОМ.* Дача Румянцевых, на которой жил В.В.Маяковский в 1920 году, при строительстве водохранилища переехала в Новую деревню. Туда же отправили в «ссылку» церковь в честь Сошествия святого Духа в обмен на дрова.** (Смотри путеводитель Демидова С.В). Интересна судьба мурановских хозяйственных построек. Вроде бы ничего не сохранилось. Но старожилы подсказали. Мукомольная мельница и барский амбар свезли на совхозный двор и, объединив, превратили в склад. Церковную сторожку перекатили на место церковно-приходской школы и превратили в склад пасеки. Ну и т.д. (только специальное архивное исследование может выявить полную картину). Так, что ни чего не исчезает бесследно. Вот и с домом художника Перова в имении Стрелково нам повезло. Местные краеведы, активисты общества охраны памятников давно уже все возможное нашли. В деревне Радованье сохранилась полностью та часть главного дом, которая являлась студией художника. Сохранились стены, полы, окна и двери, наличники и резные накладные детали. А так же колонны веранды и крыльца, их резные парапеты, карнизы и ветровые доски. Сохранился резной забор, а в сарае обнаружены печные изразцы второй четверти 19 века с широкой голубой каймой и обивкой тонкой коричневой линией. В самой студии стояли: шкаф для просушки этюдов, плетеные кресла, садовая скамейка и ряд др. предметов. Другой комплекс, условно мемориальных вещей художника, хранился в селе Покровка у Кирилова Н.Н. Довольно объемный список: буфет, вешалка, диван, часы, настенная полка, умывальник, настенное зеркало, гардероб, трюмо, обеденный стол, угольник с иконами, тумбочка, два кресла и два стула из гарнитура, жесткий стул, этажерка, письменный стол и три плетеных кашпо. Учитывая вещи из д. Радованье, собрание Р.А. Перова-Чакова и других родственников, вещи из запасников различных музеев и возможность восстановления библиотеки по описи из дубликатов межбиблиотечного фонда и букинистических магазинов, общая картина выглядела весьма перспективно. При таком раскладе организация музея выглядела вполне реалистично. Да и опыт по документальному воссозданию памятников истории и культуры в России был не малый. Пушкинские места на Псковщине, Чеховское Мелихово, музей - усадьба Островского в Щелыково, Суворовское имение в новгородской области… и т.д. и т.п.

    Дело сдвинулось с мертвой точке. Была заказа топографическая и подеревная съемка. Намечен план проведения археологических шурфов для выявления фундаментов дома и построек. Архитектором Старчевским Д. выполнен схематичный обмер студии художника. Замечательному скульптору Глебову В.В. был заказан проект памятника художнику … и всё застопорилось. Сменила работу наша БЛАГОДЕТИЛЬНИЦА Нина Николаевна Верстина - зам. нач. управления культуры М.О. Благодаря её энергии и главное, понимания предложенных мероприятий, были осуществлены многие программы и проекты. А с её уходом сменились приоритеты…. Пришел новый куратор, бывший комсомольский работник, «направивший» нашу энергию на открытие мемориала, повещенного Зое Космодемьянской. Намеченные программы по созданию музея В.Г.Перова в Стрелково, Л.Н. Толстого в Крекшине, комплекса в Б.Вяземах, связанного с именем А.С.Пушкина, Е.А.Боратынского в усадьбе Артемово, К.Станиславского в имение Любимовка ….. и м.д. тогда, были заморожены. (Благодаря энергии Влада Давыдова Любимовка постепенно оживает).

    Но, не будем о грустном, возможно в Новой России появятся и новые МЕЦИНАТЫ.

    Примечания и сноски:

    В обследование принимали участие сотрудники отдела учета Виктор Коклюшкин и Семен Белов, секретарь МОС ВООПИК Ильясова М.И., Р.А.Перов - Чаков и Ваш покорный слуга.

    *Демидов С.В. «По Троицкой дороге» Свято - Троицкая Сергиева Лавра 2005г.

    Рис № 02. Ситуационный план местности включая Стрелково, Троицкое, Игрищево ….

    Рис № 03. Роман Алексеевич Перов - Чаков и ваш покорный слуга по дороге в усадьбу.

    Рис № 04.Студия художника В.Г.Перова. перенесенная в деревню Радованье.

    Рис № 05.Детали студии и шкаф для просушки этюдов. Удивительно. Но он еще хранил запах масляных красок.

    Рис № 06. Главный фасад усадьбы Троицкое. Здание тогда использовалось под школу.

    Рис № 07. Боковой фасад усадьбы.

    Рис № 08. Это все, что осталось от церкви в Троицком. Ротонда была полностью уничтожена. По местной, не проверенной, легенде, эта трапезная, являлась старым усадебным домом. Разоренный во время войны 1812 года, он долго не использовалась, а затем был включен в объем церкви. (Эта легенда не соответствует материалам каталога: Памятники архитектуры московской области).*** Когда мы вошли вовнутрь, то увидели картину, достойную кисти В.Г.Перова. В центре горел костер, стояла переносная кузня. У костра, на, старинном канопе, сидели три пьяных мужика. В котелке варился «кондер», это такое блюдо, когда в горячую воду высыпаются принесенные из дома готовые обеды, добавляются специи и стакан водки и все варится до густой каши.

    В отблесках костра на эту картину взирали лики Cвятых. Впечатление было - словами не пересказать!

    Рис № 09. Остатки часовни над освященным колодцем.



    
    Top