Усадьба яковлева или литературный институт. Дом Герцена (Литературный институт) Тверской бульвар 25 дом герцена

Незаконнорожденный сын московского барина, помещика Ивана Алексеевича Яковлева и Генриетты Вильгельмины Луизы Гааг из Штутгарта. Впоследствии, уже взрослым, Герцен приезжал сюда в гости к своему двоюродному брату, Алексею Александровичу Яковлеву.

В основе существующего дома Герцена сохраняются палаты первой половины XVIII века. На месте Тверского бульвара в те времена стояла крепостная стена Белого города с проездом вдоль неё, поэтому фасад палат выходил на Большую Бронную улицу. В 1796 году был устроен Тверской бульвар, и примерно в это время дом перестроили в классическом стиле и развернули к нему фасадом. Между 1806 и 1812 годами владение купил Александр Алексеевич Яковлев, дядя Герцена.

В 1840-е годы дом арендовал Дмитрий Николаевич Свербеев. С октября до весны, по пятницам, к 20-21 часу к нему приезжали все сколько-нибудь известные и интересные москвичи и гости города, преимущественно литераторы. Среди посетителей бывали Герцен, Гоголь, Боратынский, Хомяковы. Здесь обсуждались новости, вырабатывалось общественное мнение.

До 1917 года среди арендаторов в доме были Товарищество А. Гюбнера, контора А. И. Бутикова, Губернское акцизное управление и другие. До 1930-х годов продержалось Товарищество А. и И. Гранат и Ко, издававшее знаменитый энциклопедический словарь Гранат.

В 1920 году в доме поместили Всероссийский союз писателей и многочисленные литературные объединения. Тогда и вошло в обиход название «Дом Герцена», а в усадьбе появилась круглая мемориальная доска с профилем писателя, выполненная Н. А. Андреевым.

Этот дом послужил прообразом дома Грибоедова в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а реальные писательские организации, которые разместились в усадьбе в 1920-е годы, выведены там как литературное объединение «МАССОЛИТ». Во главе его стоял Михаил Александрович Берлиоз. Помимо литературных организаций, писательских квартир, музея и издательства, в доме, в первом этаже, в больших комнатах с росписью на сводах располагался ресторан. Он-то и стал тем самым рестораном Грибоедов с летней верандой под парусиновым тентом, в котором разворачиваются события романа: члены правления, заждавшиеся приезда Берлиоза, узнают о его трагической кончине, обезумевший поэт Иван Бездомный рассказывает о событиях на Патриарших, выпить ледяного пива заходят неразлучные Коровьев и Бегемот, которые после устроенной перестрелки заметают следы, предав Грибоедова безжалостному пожару.

Реальный дом, по счастью, не горел и сохранился до наших дней. В декабре1933 года в Доме Герцена открылся Литературный институт. Здесь преподавали или учились М. Шолохов, К. Паустовский, К. Симонов, Р. Гамзатов, Ю. Трифонов. Здесь нашли себе временный приют Андрей Платонов, В. Иванов, М. Пришвин, С.Клычков, Д.Благой, В.Парнах, писатель и меломан, ставший прототипом героя «Египетской марки» О.Мандельштама. В правом флигеле Дома Герцена в 1932-33 гг. жил и сам О.Мандельштам. Весной 1932 г. сюда переехали и . Благодаря доброй воле писателей И.В.Евдокимова и В.В.Слетова, поступившихся частью предназначавшейся для них жилой площади (каждый «отрезал» от предназначавшейся ему квартиры по комнате), Пастернаку была выделена маленькая тесная двухкомнатная квартира на первом этаже флигеля. В квартире не было электричества, и все необходимые работы были закончены только к сентябрю.

В 1959 году в усадьбе был открыт памятник А. И. Герцену (скульптор М. И. Мильбергер, архитектор К. М. Сапегин).

Сегодня я хотела бы рассказать о доме-музее Александра Ивановича Герцена (1812-1870). Дом-музей Герцена находится в переулке Сивцев Вражек, в самом центре Москвы. Среди высоких зданий взгляд выхватывает уютный дом с мезонином, на котором висит памятная доска.

Он был построен в 1820-х годах, в стиле «ампир», прекрасный образец послепожарной архитектуры. Сейчас в этом районе практически не сохранилось подобных построек. Его первыми владельцами были Тучковы. В 1839 году его купил богатый помещик Иван Алексеевич Яковлев (1767-1846), отец Герцена. Брак Ивана Алексеевича с немкой Генриеттой-Вильгельминой-Луизой Гааг не был официально зарегистрирован, поэтому своему сыну они дали фамилию Герцен, что в переводе с немецкого означает «дитя сердца». Владение включало в себя три дома.

В этом доме Герцен со своей семьей прожил совсем недолго — с осени 1843 по весну 1846 года, а затем навсегда был вынужден уехать из России. Тем не менее, именно в этих стенах он написал многие свои значительные произведения: «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», «Кто виноват?», «Дилентантизм в науке», «Письма об изучении природы», «Москва и Петербург» и другие. Здесь бывали друзья Герцена: П. В. Анненков, М. С. Щепкин, П. М. Садовский, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, И.С. Тургенев, И. И. Панаев и другие.

Дом-музей А.И. Герцена — единственный в России музей, посвященный деятельности русского писателя и мыслителя Александра Ивановича Герцена, филиал Государственного Литературного музея. Музей действует с 1976 года, в начале XXI века здание было отреставрировано.

В музее развернута литературная экспозиция, освещающая жизнь и творческий путь Герцена. В экспозицию включены интерьеры, воссоздающие атмосферу кабинета и гостиной дома Герцена, уникальные портреты Герцена, членов его семьи и ближайшего окружения, редкие книги с автографами писателя, рукописи и виды мест, связанных с Герценом в России и за рубежом, личные вещи, принадлежвшие А.И. Герцену, Н.П. Огареву и их современникам. Многие из уникальных экспонатов были переданы музею потомками А.И. Герцена.

Ампирный особняк с мезонином в три окна, построенный в 1820-х годах, позже перестраивался. Является памятником истории и архитектуры, дающий представление о распространенном виде застройки в районе Арбата в посленаполеоновское время. В советское время сохранился только благодаря тому, что в нем проживал А.И. Герцен. Остальная историческая застройка Сивцева Вражка практически полностью утрачена.

Дом дает и представление о том, как могло выглядеть «Общежитие имени монаха Бертольда Шварца», фигурирующее в романе «Двенадцать стульев». По сюжету оно находилось в доме с мезонином в Сивцевом Вражке, но на противоположной стороне.


Режим работы:

  • вторник, пятница-воскресенье — с 11:00 до 18:00;
  • среда, четверг — с 11:00 до 21:00;
  • понедельник — выходной день.

Стоимость билетов:

  • полный — 150 рублей;
  • льготный (пенсионеры, школьники, учащиеся средних специальных заведений, студенты и аспиранты вузов РФ старше 16-ти лет) — 100 рублей;
  • лица до 16-ти лет — бесплатно.

Узнать подробности можно на официальном сайте.

Послепожарный ампирный особняк с мезонином, построенный в 1820-х годах, стал третьим владением Ивана Алексеевича Яковлева в районе Арбата и Пречистенки. Дом был куплен им в 1839 году у генерала Сергея Алексеевича Тучкова специально для своего сына Александра Герцена. В старом доме, названном «Тучковским», писатель жил с семьей с сентября 1843 до отъезда за границу в январе 1847 года. В разное время владельцами этого дома были: актриса Императорских московских театров Аграфена Тимофеевна Сабурова (в 1826 - начале 1830-х гг.); генерал и стихотворец Сергей Алексеевич Тучков (в 1835 - 1839 гг.); Егор Иванович Герцен, сводный брат писателя (в 1849 - 1863); последняя владелица Т. А. Лопухина (в 1870 −1912 гг.). Дом сохраняется в неприкосновенном виде со времен его перестройки в 1892 году, утратив видимые черты ампира. В октябре 1968 года Исполкомом Моссовета принято решение об организации Музея А. И. Герцена на правах филиала Государственного Литературного музея в доме на Сивцевом Вражке, № 27.

Музей состоит из двух комплексов: старого мемориального «тучковского» дома, где развернута экспозиция «Герцен в России» и современной пристройки, состоящей из экспозиционного зала «Герцен на Западе» и Конференц-зала для массовых мероприятий и временных выставок.

С февраля 2008 г. по март 2012 г. произошла полная историческая реставрация Дома Герцена. Особняк остался в его прежнем, подлинном виде, полностью нетронутым, в отличие от множества московских «новоделов»: заново обшиты досками стены, заменены некоторые бревна, несущие конструкции, восстановлены интерьеры и др. 6–8 апреля 2012 года в рамках празднования 200-летия А. И. Герцена Дом Герцена после капитальной реставрации был торжественно открыт. В нем разместилась выставка раритетов из герценовской коллекции ГЛМ: «Вещи, которые были для нас святыней». Значительную часть этого собрания составили материалы, переданные Музею Герцена потомками писателя.

14 декабря 2012 года, в памятную дату декабристского восстания, произошло торжественное открытие постоянной экспозиции Дома-музея А. И. Герцена: «Я служил на пользу России словом и делом… «Жизнь и судьба Александра Герцена». Была создана принципиально новая концепция экспозиции и появились новые залы: «Студенческая комната 1830-х годов», «Зарубежный город» и «Лавка Трюбнера». Экспозиция оснащена множеством современных технических средств, дающих возможность погрузиться в атмосферу позапрошлого столетия: улицы европейских городов в «зарубежном» зале; сенсорные киоски; звуковое оформление «Рим», «Париж», «Женева» и «Лондон»; интерактивная арка с видами России и Европы и многое другое.

Усадьба принадлежала сенатору А.А. Яковлеву, дяде писателя. Александр Герцен прожил здесь первые 5 месяцев, а после бывал только гостем, так как дом завещали его двоюродному брату.

Я стал, время от времени навещать его. Жил он чрезвычайно своеобычно; в большом доме своем на Тверском бульваре занимал он одну крошечную комнату для себя и одну для лаборатории. Старуха, мать его, жила через коридор в другой комнатке, остальное было запущено… Рядом этих комнат достигалась, наконец, дверь, завешанная ковром, которая вела в страшно натопленный кабинет. В нем Химик, в замаранном халате на беличьем меху, сидел безвыходно, обложенный книгами, обставленный склянками, ретортами, тигелями… В этом кабинете, где теперь царил микроскоп Шевалье, где пахло хлором и где совершались за несколько лет страшные, вопиющие дела - в этом кабинете я родился… И в этом же доме родилась моя жена в 1817 году… Химик года через два продал свой дом, и мне опять случилось бывать в нем на вечерах у Д.Н. Свербеева, спорить там о панславизме и сердиться на А.С. Хомякова, который никогда ни на что не сердился. Комнаты были перестроены, но подъезд, сени, лестница, передняя - все осталось, даже маленький кабинет остался.

Новая жизнь началась у дома в 1920-е, когда там открылся ряд литературных организаций: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей) и т.д.

Путеводитель по архитектурным стилям

Все это - прототипы Булгаковского МАССОЛИТа в «Мастере и Маргарите». В романе писатель называет это здание «домом Грибоедова» и даже рассказывает его «историю»: якобы он получил это имя, так как зданием владела тетка писателя.

Во флигеле дома Герцена было писательское общежитие. Там с 1931 года до самой смерти жил писатель Андрей Платонов. Чтобы прокормить семью, он работал дворником. А в рассказе бульвар, путешествие воробья» Платонов писал, что по дворику бегали гении литературы, одержимые достоинством. Здесь он создал «Джан», «Фро», «В прекрасном и яростном мире», «Счастливая Москва».

С началом Великой Отечественной войны Платонов эвакуировался с семьей в Уфу. Все рукописи остались в доме, и большая часть из них погибла. Из Уфы писатель поехал на фронт корреспондентом газеты «Красная звезда». После его смерти в этом доме жили его вдова и дочь, а на здании появилась мемориальная табличка.




Top