Ушёл из жизни Александр Белобородов.

16 декабря на 69-м году жизни скончался председатель Союза композиторов Карелии, автор государственного гимна Республики Карелия Александр Сергеевич Белобородов, профессор Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова.

Александр Сергеевич был одним из первых выпускников Петрозаводского филиала Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Он окончил петрозаводский вуз в 1973 году по классу композиции профессора А.С. Лемана, позднее продолжил образование в ассистентуре-стажировке при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Сразу после окончания нашего вуза Александр Сергеевич начал преподавать на кафедре теории музыки и композиции. Своей педагогической деятельностью он внес неоценимый вклад в становление и развитие Петрозаводской консерватории. На протяжении сорока с лишним лет Александр Сергеевич вел различные теоретические дисциплины – гармонию, сольфеджио, инструментовку, всегда используя оригинальные, творческие подходы к обучению. Но главным делом его жизни стало воспитание молодых композиторов. Сегодня выпускники его класса успешно работают в разных городах России и за рубежом. А. Шпаковская, В. Сергиенко, О. Седова, А. Сало, В. Шесталов, П. Крышень, Т. Кончакова стали членами Союза композиторов России.

Значителен вклад А.С. Белобородова в развитие отечественной музыкальной культуры. С 1989 года он возглавлял Союз композиторов Республики Карелия.

Творческая деятельность Александра СергеевичаБелобородова широко известна как в России, так и за рубежом. Он писал музыку в различных жанрах, среди которых наиболее важное место занимали сочинения, связанные с симфоническим оркестром (4 симфонии, 4 концерта, балет «Скала двух лебедей», за музыку к которому композитор удостоен звания лауреата премии им. Д.Д. Шостаковича). В арсенале композитора кантатно-ораториальные произведения (за создание оратории «Душа и природа» на стихи русских поэтов ему была присуждена республиканская премия «Сампо»), камерно-инструментальная музыка, камерные ансамбли для различных составов, вокальная и хоровая музыка, сочинения для детей.

Всего им создано более 50 циклов (симфонических, хоровых и камерных), не считая отдельных сочинений для разных инструментов (фортепиано, баяна, кантеле, органа), а также песен, романсов и обработок народных песен.

Из наиболее ярких произведений А. Белобородова можно отметить следующие: Концерт для фортепиано и симфонического оркестра, Симфония картин «Рождение Петрозаводска», посвященная 300-летию города, Духовный роспев «Богородице, дево радуйся», балет «Скала двух лебедей», Школа игры на хроматическом кантеле (40 пьес), Фантазия «Allusions» для органа и струнного оркестра с литаврами, симфония «Куллерво», Симфония №3 «Россия первой половины ХХ века»

Заслуги Александра Сергеевича Белобородова по праву отмечены высокими государственными и ведомственными наградами.

Петрозаводская государственная консерватория, Министерство культуры Республики Карелия выражают глубокие и искренние соболезнования родным и близким.

Прощание состоится 21 декабря с 11.00 до 12.00 по адресу: г. Петрозаводск, ул. Вольная, д. 4.

Министерство культуры Республики Карелия

Белобородов Александр Сергеевич

Лауреат Премии Д. Д. Шостаковича (2010)

Заслуженный деятель искусств РФ (2005)

Профессор Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова (2001)

Почетный деятель Союза композиторов России (2000)

Входил в секретариат Союза композиторов России (с 2000)

Лауреат премии Председателя Правительства Республики Карелия «Сампо» (1999)

Заслуженный деятель искусств Республики Карелия (1994)

Председатель Союза композиторов Республики Карелия (с 1989 г.)

Член Союза композиторов (с 1978)

После окончания Пермского музыкального училища А. С. Белобородов занимался на теоретико-композиторском отделении Петрозаводского филиала ЛОЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова (с 1968 по 1973 гг.) в классе А. С. Лемана.

С 1973 г. преподавал музыкально-теоретические дисциплины в ПГК им. А. К. Глазунова.

В 1981 г. окончил ассистентуру-стажировку при Московской консерватории им. П. И. Чайковского.

С середины 1980-х гг. вел специальный курс композиции. Своей педагогической деятельностью он внес неоценимый вклад в становление и развитие Петрозаводской консерватории. На протяжении сорока с лишним лет Александр Сергеевич вел различные теоретические дисциплины - гармонию, сольфеджио, инструментовку, всегда используя оригинальные, творческие подходы к обучению. Но главным делом его жизни стало воспитание молодых композиторов. Сегодня выпускники его класса успешно работают в разных городах России и за рубежом.

А. С. Белобородов являлся организатором детского конкурса по композиции «Музыка - душа моя».

НОТОГРАФИЯ

Белобородов, А. С. Гимн Республики Карелия / авт. муз. А. Белобородов; авт. текста: А. Мишин, И. Костин. - [Петрозаводск: б. и., 2003]. - 4 с. ; 30 см.

Белобородов, А. С. Детский альбом / А. Белобородов; предисл. С. Останиной; М-во культуры Респ. Карелия, Метод. кабинет по учеб. заведениям. - Петрозаводск: [б. и.], 1995. - 35 с. ; 29 см. - Ротапринт. - 300 экз. Содерж.: Танец; Дождик; В лесу; Этюд; Песня без слов; Озеро; Карельская; Кукольный вальс; Полифоническая пьеса; Игрушечная шарманка; Игрушечный паравоз; Замок снежной королевы; Гармошка и дудочка; Осетинская; Три пьесы для четырех рук: из цикла "Калевала" : 1. Туонельский лебедь, 2. Красавица Похьёлы, 3. Владения Лоухи.

Белобородов, А. С. Музыкальные картинки по мотивам «Калевалы»: для фп. в четыре руки. 1 тетр. / Александр Белобородов. - Петрозаводск: Методический кабинет по учебным заведениям Министерства культуры Республики Карелия, 2001. - 34 с. ; 29 см. - В сб. использ. фрагм. карело-фин. эпоса "Калевала". - Посвящ. актив. пропагандисту дет. музыки карел. комп. И. И. Четвериковой. Содерж. : Сампо; Калевала; Лоухи; Похьела; Туонельский лебедь; Кузница; Мать ищет Лемминкяйнена; Красавица Севера; Прощание Вяйнемейнена.

Белобородов, А. С. Музыкальные картинки по мотивам «Калевалы»: для фп. в четыре руки / Александр Белобородов; М-во культуры Респ. Карелия. Метод. каб. по учеб. заведениям. - Петрозаводск: Центр культурных инициатив Министерства культуры Республики Карелия, 2002. - 32 с. ; 29 см. - В сб. использ. фрагм. карело-фин. эпоса «Калевала» в пер. Л. Бельского (пьесы №№ 1,2,5-9), Э. Киуру и А. Мишина (пьесы №№ 3,4). - Посвящ. актив. пропагандисту дет. музыки карел. комп. И.И. Четвериковой.

Белобородов, А. С. Слёзы-жемчуга: вокально-симфоническая поэма / А. Белобородов; пер. О. Мишина; стихи Т. Флинка // Калевала: хоры карельских композиторов, посвященные 150-летию первого издания «Калевалы». - Ленинград, 1988.

Белобородов, А. С. Соната для флейты и фортепиано / Александр Белобородов; Союз композиторов Респ. Карелия. - Петрозаводск: Издательство Ларионова, 2004. - 31 с., парт. (8 с.) ; 29 см. - Влож. 1 парт. для флейты.

ДИСКОГРАФИЯ

Белобородов, А. С. Гимн Республики Карелия: (краткая инструментальная версия, полная версия с хором и краткая версия с хором) / муз. А. Белобородова; сл. А. Мишин, И. Костин // Карелия: 10 шагов в новое тысячелетие: 2 CD. CD 2: Тебе поем, Карелия / звукореж. Анна Васильева и Alex Rosen. - Петрозаводск, Фейсис Петроской, 2010.

Белобородов, А. С. Гимн Республики Карелия / муз. А. Белобородова; сл. А. Мишина, И. Костина; исполн. хор и оркестр // Люблю тебя, Карелия! - Петрозаводск, 2000.

Белобородов, А. С. Концерт для фортепиано № 1 (22:07) / Белобородов А. ; исполн.: Р. Островский, фп., Орк. Карел. филарм., дир. О. Солдатов // Музыка композиторов Карелии. Вып. 3: Белобородов А., Зелинский Р., Напреев Б., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. Угрюмов В. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Оратория на стихи русских поэтов (16:17) / Белобородов А. ; исполн. : Орк. Карел. филарм., дир. О. Солдатов // Музыка композиторов Карелии. Вып. 5: Белобородов А., Зелинский Р., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Симфония № 1 (19:11) // Музыка композиторов Карелии. Вып. 5: Белобородов А., Зелинский Р., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Соната № 3 для фортепиано (10:37) / Белобородов А. ; В. Абрамов, фп. // Музыка композиторов Карелии. Вып. 3: Белобородов А., Зелинский Р., Напреев Б., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. Угрюмов В. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Соната для флейты и фортепиано (17:02) / Белобородов А. ; С. Пошехов, фл. и Е. Пошехова, фп. // Музыка композиторов Карелии. Вып. 3: Белобородов А., Зелинский Р., Напреев Б., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. Угрюмов В. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Сюита из балета «Скала двух лебедей» (20:04) / Белобородов А. ; исполн.: Орк. Карел. филарм., дир. О. Солдатов // Музыка композиторов Карелии. Вып. 5: Белобородов А., Зелинский Р., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Белобородов, А. С. Этюды для арфы (9:51) / Белобородов А. ; исполн., А. Тугай, арфа // Музыка композиторов Карелии. Вып. 3: Белобородов А., Зелинский Р., Напреев Б., Пергамент Р., Раутио К., Синисало Г. Угрюмов В. - [Петрозаводск: б. и., 2005].

Аблова, А. Р. О двух примерах использования рунического напева (концерт для скрипки Р. С. Пергамента и концерт для арфы А. С. Белобородова) / А. Р. Аблова // Актуальные вопросы искусствознания: современное композиторское творчество, фольклор Карелии, художественное наследие: материалы конференции. - Петрозаводск, 1986. - С. 16-19.

Аблова, А. Р. Пути претворения фольклора в карельских инструментальных концертах / А. Р. Аблова // Музыкальная культура Карелии. - Петрозаводск, 1988. - С. 119 - 134.

Баранова, И. Н. О новом и традиционном в симфонии «Куллерво» А. Белобородова / И. Н. Баранова // Музыкальная культура Северо-Запада РСФСР: сборник статей. - Петрозаводск, 1987. - С. 7-22.

Баранова, И. Н. О новом преломлении рунического напева в симфонии (симметрия в напеве и композиторском письме) / И. Н. Баранова // «Калевала» в музыке: сборник статей. - Петрозаводск, 1986. - С. 45-55

Баранова, И. Н. О путях претворения фольклора в музыке молодых композиторов Карелии / И. Н. Баранова // Художественная деятельность: эстетические, психологические и методические проблемы: тезисы докладов. - Петрозаводск, 1985. - С. 65-66

Белобородов А. С. // Кто есть кто: 145 имён и биографий. - Петрозаводск, 1993. - С. 33;

Белобородов А. С. // Композиторы и музыковеды Карелии. - Петрозаводск, 2009. - С. 8-11

Белобородов Александр: грани творчества: сборник статей / Министерство культуры РФ, ПГК (академия) им. А. К. Глазунова, Ин-т традиционной музыки, Союз композиторов России, Союз композиторов РК. - Петрозаводск: Verso, 2013. - 214 с.

Гродницкая, Н. Карельские мотивы Александра Белобородова / Наталья Гродницкая // ТВР-Панорама. - 2004. - 26 мая (№ 21). - С. 4.

"Калевала" в музыке: к 150-летию первого издания карело-финского народного эпоса: [сб. ст.] / Петрозав. фил. Ленингр. гос. консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова; [сост. О. А. Бочкарева; ред.: Ю. Г. Кон, Р. Ф. Зелинский; предисл. Г.-Р. Синисало]. - Петрозаводск: Карелия, 1986. - 102 с. : нот. ; 17 см. - Владельческий штамп: Из библиотеки Эдуарда Патлаенко.- Библиогр. в подстроч. примеч

Островский, Р. А. О фортепианном концерте А. Белобородава: несколько предварительных замечаний / Р. А. Островский // Музыка в Карелии: научный и практический опыт XX века: материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. - Петрозаводск, 2000. - С. 43-45.

Салнис, Н. Н. Активность поисков, широта интересов (о творчестве П. Козинского, А. Голланда, Г. Каликина, Э. Патлаенко, В. Кончакова, Г. Вавилова, Б. Напреева, В. Кошелева, А. Белобородова и др.) / Н. Н. Салнис // Советская музыка. - 1982. - № 6. - С. 21-24.

Тимонен, Т. Н. К истокам: волна как феномен вокально-симфонической поэмы А. С. Белобородова «Слезы-жемчуга» / Т. Н. Тимонен // Музыка в Карелии: научный и практический опыт XX века: материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. - Петрозаводск, 2000. - С. 53-55.

Тимонен, Т. Н. Калевальская тематика в репертуаре ансамбля «Кантеле» (о музыке новых сочинений) / Т. Н. Тимонен // «Калевала» в музыке: сборник статей. - Петрозаводск, 1986. - С. 36-45.

Федосеева, Л. Из наблюдений над музыкой Концерта для арфы А. Белобородова / Л. Федосеева // Статьи и заметки молодых музыковедов и композиторов Карелии. - Петрозаводск, 1989. - С. 28-34.

Композитор, педагог
Профессор (2001)
Заслуженный деятель искусств Республики Карелия (1994)
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2005)
Почётный деятель Союза композиторов России (2000)
Лауреат премии «Сампо» (1999)
Лауреат премии Союза композиторов России имени Дмитрия Шостаковича (2010)
Секретарь Союза композиторов России, председатель Союза композиторов Карелии


Образование
Родился в г. Перми.
С 1964 по 1968 годы учился на теоретическом отделении Пермского музыкального училища. В 1973 году окончил композиторское отделение Петрозаводского филиала Ленинградской государственной консерватории по специальности "композиция" (класс народного артиста РСФСР, профессора А.С. Лемана). В 1981 году окончил ассистентуру-стажировку при Московской государственной консерватории.

Повышение квалификации

Повышение квалификации по программе «Художественное творчество в системе высшего музыкального образования», Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, удостоверение (декабрь, 2012)

Краткосрочное обучение по программе «Педагогика и психология высшей школы», Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, сертификат (сентябрь, 2013)

Авторский курс доктора иск., профессора Московской государственной консерватории К.В. Зенкина, Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, сертификат (октябрь, 2013)

Профессиональная деятельность

С 1973 года преподавал в Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова музыкально-теоретические дисциплины ("Инструментовка", "Сольфеджио", "Гармония" на теоретическом и исполнительском отделениях), с середины 1980-х годов ведёт специальный класс композиции. Общий стаж работы и стаж работы по специальности составляет 41 год.
С 1989 года возглавлял Союз композиторов Республики Карелия, являлся секретарём Союза композиторов России (с 1995 года).
Организатор детского конкурса по композиции «Музыка - душа моя», который с 1998 г. регулярно проводится в г. Петрозаводске; входил также в жюри международного конкурса по композиции им. В. Гаврилина в г. Вологде, Всероссийского конкурса им. Д. Шостаковича в г. Санкт-Петербурге; принимал участие в мастер-классах по композиции в рамках летнего музыкального фестиваля в г. Костомукше. Большое внимание уделял воспитанию юных композиторов, учащихся музыкальных школ и Петрозаводского музыкального училища им. К. Э. Раутио.

Ученики
Среди учеников 5 человек являются членами Союза композиторов России: Анна Шпаковская, Виктория Сергеенко, Ольга Седова, Анастасия Сало, Владимир Шесталов.
Выпускники живут и работают в разных регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск, Ижевск и др.), а также за рубежом (Германия, Финляндия).

Лауреаты и дипломанты конкурсов:
. Виктория Сергеенко - лауреат Всероссийского конкурса им. С. Есенина (Москва)
. Анастасия Сало - лауреат конкурса им. В. Гаврилина (Вологда); лауреат республиканского конкурса «Калевала» (Петрозаводск)
. Николай Котов - лауреат Всероссийского конкурса им. Д. Д. Шостаковича (2008, III место).

Сочинения
балеты -- «Скала двух лебедей» по одноимённой поэме Т. Сумманена (1987)
симфонические — симфонии: № 1 «Мир ждал новолуния», в 2 частях (1982); № 2 «Куллерво», в 6 частях (1984); № 3 «Россия первой половины ХХ в.» (1990); симфония картин № 4 «Рождение Петрозаводска» в 4 частях («Онего», «Петровский марш», «Кижи», «Рождение Петрозаводска»), посвящённая 300-летию г. Петрозаводска (2003); «Руна» для симфонического оркестра (1975); Детская симфоническая сюита по мотивам «Калевалы» (1988); симфоническая сюита «Скала двух лебедей» по одноименной поэме Т. Сумманена (1994); Doloroso для камерного оркестра (1991)
вокально-симфонические — «Утро», поэма на сл. М. Светлова (1978); «Слёзы-жемчугá», вокально-симфоническая поэма на стихи Т. Флинка (1983, изд. Л., 1988); «Душа и природа», оратория на стихи русских поэтов (1998); Духовный роспев «Богородице Дево, радуйся» (2001); «Песнь о ливах», оратория на сл. А. Волкова (2006)
концерты — для альта и симфонического оркестра, в 3 частях (1975); для скрипки и симфонического оркестра, в 2 частях (1979); для арфы и симфонического оркестра, в 3 частях (1985); для фортепиано с оркестром в 3 частях (2000); концертная пьеса для скрипки с оркестром (1978)
камерно-инструментальны е — соната для скрипки и ф-но (1969); квинтет для деревянных духовых и ф-но № 1, в 2 частях (1975); квинтет для деревянных духовых № 2, в 2 частях (1976); пять инвенций для ф-но (1975; две изд. Л., 1986); соната для ф-но № 1, в 2 частях (1977); сюита для квинтета медных духовых инструментов (1978); соната для ф-но № 2, в 4 частях (1980); «Музыка - юношеству», сюита для струнного квартета, в 6 частях (1981); трио для скрипки, кларнета и ф-но, в 3 частях (1981); Детский альбом для ф-но (1983); три романтических этюда для арфы («Сумерки», «Рассвет», «Отражение солнца») (1988); Северные хоралы для органа (1992); соната для ф-но № 3 (1992); сонатина для ф-но (1992); Музыкальные картинки по мотивам «Калевалы» для фортепиано в 4 руки (1988, изд. Петрозаводск, 2002); соната для флейты и фортепиано (1992, изд. Петрозаводск, 2004); концертная пьеса для гитары (1993)
камерно-вокальные - «Карельские песни», цикл для меццо-сопрано и ф-но, сл. народные (1970); «Три лика Анны Ахматовой» для сопрано, скрипки, кларнета и ф-но (1994)
для народных инструментов — четыре пьесы для дуэта кантеле (1976); прелюдия и скерцо для баяна (1979); Рондо для аккордеона (1993); «Свадьба», вокально-хореографическая картина (к 150-летию первого изд. «Калевалы») для республиканского ансамбля «Кантеле» (1984); «Рождение огня», вокально-хореографическая картина на оригинальный текст «Калевалы» для ансамбля «Кантеле» (1984); Школа игры на хроматическом кантеле (1-4 классы ДМШ, 40 пьес) (2007)
хоры — «Карельский лес», цикл миниатюр для женского хора без сопровождения, сл. В. Сергина (1982-83); Гимн Республики Карелия, сл. А. Мишина и И. Костина (1993)
песни -- «Победа», сл. Н. Абрамова; «А вы в Карелии бывали?», сл. В. Иванова; «Петрозаводск», сл. А Мишина; обработки карельских народных песен и др.
инструментовки -- Концерт для арфы Н. Березовского (1991); 24 прелюдии op.34 Д. Шостаковича для флейты, кларнета и фортепиано (2000, изд. Петрозаводск, 2003)
Наиболее значительные концерты последних лет
Мировая премьера балета «Скала двух лебедей» в г. Савонлинна (средневековый замок Олавинлинна). 9 августа 2008 г.
Авторский симфонический концерт в рамках IX Всемирного съезда финно-угорских писателей в г. Петрозаводске. 26 сентября 2006 г.
Авторский юбилейный симфонический концерт, г. Петрозаводск.. 23 октября 2008 г.
Два авторских концерта с совместным участием учителей и учеников музыкальных школ: ДМШ г. Олонца и ДМШ №1 им. Г. Синисало г. Петрозаводска. 26-28 ноября 2008 г.
Публикации в научных изданиях
Симметрия как принцип фольклорного формообразования: К проблеме обработки карельской народной песни // Художественная деятельность: эстетические, психологические и методические проблемы: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1985. С. 54-55.
Русская революционная песня в кантате «Песни русских рабочих» А. Л. Репникова // Актуальные вопросы искусствознания. Современное композиторское творчество, фольклор Карелии, художественное наследие: Материалы конференции. Петрозаводск, 1986. С. 8-10.
Альбин Репников - музыкант, композитор, педагог // Музыковедческие чтения: К 50-летию Союза композиторов Карелии. Петрозаводск, 1987. С.17-22.
К вопросу о степенях родства тональностей и хроматических системах // Теория, история, психология музыкального искусства: сб. статей. Петрозаводск, 1990. С. 3-9.
К вопросу о переменности функций в хроматической системе гармонии // Выбор и сочетание: открытая форма: сб. статей к 75-летию Ю. Г. Кона. Петрозаводск;_Санкт-Петербург, 1995. С. 50-53.
У истоков класса композиции (штрихи к портрету А. С. Лемана) // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера: материалы юбилейной научной конференции. 6-8 декабря 2002 года. Петрозаводск, 2002. С. 63-66. Издано также в: Петрозаводская консерватория: очерки истории / сост. и ред. И.Н.Барановой. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. С. 131-135.
Альбин Репников - талант, композитор, друг (штрихи к портрету) // Альбин Репников: музыка на века: сб. ст. и материалов. - Петрозаводск, 2010. - С. 13-16.
Методические работы
Главы учебного пособия «Гармония в нотных образцах»:
«Секвенция», «Органный пункт», «Мажоро-минорные и миноро-мажорные системы», «Неаккордовые звуки (мелодическая фигурация)».
Публикации об этом педагоге
Баранова И. Н. О путях претворения фольклора в музыке молодых композиторов Карелии // Художественная деятельность: эстетические, психологические и методические проблемы: Тезисы докладов. Петрозаводск, 1985. С. 65-66.
Баранова И. Н. О новом преломлении рунического напева в симфонии (симметрия в напеве и в композиторском письме) //«Калевала» в музыке. Петрозаводск, 1986. С. 45-55.
Тимонен Т. Н. Калевальская тематика в репертуаре ансамбля «Кантеле» (о музыке новых сочинении) // Там же. С. 36-45.
Аблова А. Р. О двух примерах использования рунического напева (концерт для скрипки Р. С. Пергамента и концерт для арфы А. С. Белобородова) // Актуальные вопросы искусствознания: Современное композиторское творчество, фольклор Карелии, художественное наследие: Материалы конференции. Петрозаводск, 1986. С. 16-19.
Баранова И. Н. О новом и традиционном в симфонии «Куллерво» А. Белобородова // Музыкальная культура Северо-Запада РСФСР: Сб. статей. Петрозаводск, 1987. С. 7-22.
Аблова А. Р. Пути претворения фольклора в карельских инструментальных концертах // Музыкальная культура Карелии. Петрозаводск, 1988. С.119-134; Федосеева Л. Из наблюдений над музыкой Концерта для арфы А. Белобородова // Статьи и заметки молодых музыковедов и композиторов Карелии. Петрозаводск, 1989. С. 28-34.
Баранова И. Н. О роли симметрии в музыке ХХ столетия (на материале сочинений А. Белобородова). Петрозаводск, 1994 (рукопись).
Останина Е. А. О некоторых чертах стиля А. Белобородова (на примере сонатно-симфонических циклов): дипломная работа. Петрозаводск, 1999. 76 с..
Островский Р. А. О Фортепианном концерте А. Белобородова: несколько предварительных замечаний // Музыка в Карелии: Научный и практический опыт ХХ века: Материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. Петрозаводск, 2000. С. 43-45.
Тимонен Т. Н. К истокам: волна как феномен вокально-симфонической поэмы А. С. Белобородова «Слезы-жемчугá» // Музыка в Карелии: Научный и практический опыт ХХ века: Материалы юбилейной научной конференции, 20 июня 2000 г. Петрозаводск, 2000. С. 53-55.

Александр Сергеевич Белобородов, председатель Союза композиторов Карелии (19.07.1948 - 16.12.2016 ) - композитор, заслуженный деятель искусств Республики Карелия (1994), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2005), почетный деятель Союза композиторов России (2000), Лауреат Республиканской премии Сампо (1999), лауреат Премии Д. Д. Шостаковича (2010). Являлся членом Союза композиторов России (с 1978), председателем Союза композиторов Карелии (с 1989), входил в секретариат Союза композиторов России (с 2000). А. С. Белобородов - профессор Петрозаводской государственной консерватории (академии) им. А. К. Глазунова (работал с 1973 года).

Творческая деятельность А. Белобородова широко известна как в России, так и за рубежом. Он писал музыку в различных жанрах, среди которых наиболее важное место занимают сочинения, связанные с симфоническим оркестром (4 симфонии, 4 концерта, балет «Скала двух лебедей», за музыку к которому композитор удостоен звания лауреата премии им. Д. Д. Шостаковича). В арсенале композитора кантатно-ораториальные произведения (за создание оратории «Душа и природа» на стихи русских поэтов ему была присуждена республиканская премия «Сампо»), камерно-инструментальная музыка, камерные ансамбли для различных составов, вокальная и хоровая музыка, сочинения для детей. Всего им создано более 50 циклов (симфонических, хоровых и камерных), не считая отдельных сочинений для разных инструментов (фортепиано, баяна, кантеле, органа), а также песен, романсов и обработок народных песен. А. С. Белобородов - автор государственного гимна Республики Карелия. Наиболее значительными произведениями последнего десятилетия являются Концерт для фортепиано с оркестром, Симфония картин «Рождение Петрозаводска», посвященная 300-летию города, Духовный роспев «Богородице, дево радуйся», балет «Скала двух лебедей», Школа игры на хроматическом кантеле (40 пьес), Фантазия «Allusions» для органа и струнного оркестра с литаврами. Все произведения А. Белобородова были неоднократно исполнены.

Из наиболее ярких событий последних 20-ти лет можно отметить следующие. В 1992 году Вторая симфония А. Белобородова «Куллерво» прозвучала с огромным успехом на впервые организованном в России Международном конгрессе «“Калевала” и современность» наряду с классиками финской музыки Я. Сибелиусом и У. Клами. Третья симфония «Россия первой половины ХХ века» исполнялась на концерте «Рукопожатие через океан» совместно с американскими композиторами. В 2006 году на IX симпозиуме финно-угорских писателей, впервые прошедшем в России в г. Петрозаводске, состоялся авторский концерт симфонической и хоровой музыки А. Белобородова. Прозвучали Гимн Республики Карелия, оратория «Песнь о ливах», симфоническая картина «Кижи», сюита из балета «Скала двух лебедей».

В 2008 г. с огромным успехом балет А. Белобородова «Скала двух лебедей» (по одноименной поэме Т. Сумманена) был исполнен на Международном фестивале оперной и балетной музыки в г. Савонлинна (Финляндия). В дальнейшем он неоднократно звучал на сцене Музыкального театра Республики Карелия и был представлен в других городах Северо-запада России.

Музыка Белобородова является постоянным атрибутом концертной программы Симфонического оркестра Карельской государственной филармонии и иных творческих коллективов Петрозаводска. Для государственного национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» композитор написал вокально-хореографические картины по мотивам «Калевалы», посвященные 150-летию эпоса «Калевала». С этим произведением ансамбль объездил практически всю Скандинавию и Россию.

В Череповце на Международном конкурсе «Кубок Севера» сочинение А. Белобородова «Рондо» для аккордеона было включено в обязательную программу и исполнялось российскими и зарубежными музыкантами. В творческом сотрудничестве композитора с педагогами Детских музыкальных школ Карелии (среди них, музыкальная школа № 1 г. Петрозаводска, г. Олонца), Архангельского музыкального колледжа появился «Детский альбом» для фортепиано (для младшего и среднего возраста). Теперь детская музыка композитора исполняется в Германии и Финляндии.

Музыка композитора многократно звучит и в других городах России. Так, во время проведения Дней культуры Карелии в Москве (1999) состоялся творческий показ сочинений композитора на секретариате СК России. В Дни культуры Карелии в Санкт-Петербурге (2002) в зале Белосельско-Белозерского дворца прозвучала сюита из балета «Скала двух лебедей» в исполнении Симфонического оркестра Карельской государственной филармонии. К 40-летию СК России (Москва, 2000) в Доме композиторов лауреатом Международных конкурсов Н. Гвамичавой и Ярославским Губернаторским симфоническим оркестром исполнялся Концерт для арфы с оркестром. На международном детском фестивале в Санкт-Петербурге (2002) вниманию слушателей были представлены «Музыкальные картинки по мотивам Калевалы» для фортепиано в 4 руки. Множество творческих встреч и авторских концертов прошли в разных городах России: Архангельске, Мурманске, Северодвинске, Череповце, Смоленске, Нижнем Новгороде, Астрахани, Риге, Огре, Пензе, Кронштадте, Петрозаводске, Медвежьегорске, Олонце, Костомукше, Пряже и др.

В разное время музыкой Белобородова дирижировали Л. Холостяков, М. Измайлов, Э. Чивжель, И. Логутов, П. Хаапасало, О. Солдатов, В. Богданов, У-Ген-Ир, Е. Гурьев, М. Аннамамедов, В. Стачинский, С. Иньков, М. Стравинский, С. Царегородцев, В. Куликов, С. Лютер, Э. Зондерегер и другие. Неоднократно музыка композитора звучала на радио и телевидении (России и Финляндии). Многие сочинения записаны в государственный фонд карельского и всесоюзного радио. Музыку А. Белобородова исполняли В. Абрамов, Р. Пакканен, Ю. Загороднюк, Г. Гальпер, Т. Буданова, В. Поляков, И. Белобородова, Л. Ибрагимова, Ю. Тишкина, И. Смекалова, А. Третьякова, А. Баранцев, М. Баш, Ю. Кудрявцев, Л. Миронюк, А. Новиков, Г. Антонов, В. Калаберда, Л. Пищик, В. Фартушный, Л. Буданов, С. Штатнов, Э. Зондерегер, И. Сажин, Г. Куринец, А. Ибрагимов, Е. Ардуванова, Е. Козинская, Р. Воробьев, Н. Кузнецов, В. Портной, И. Петряков, Л. Янишен, С. Пошехов, Е. Пошехова, Р. Островский, Е. Магницкая, С. Пюльзю, В. Кокко, А. Ралдугина, А. Скородумов, В. Скородумова, А. Тугай, С. Скрипкина, Н. Гвамичава, Б. Смирнов, А. Пакуев, М. Ушинин, О. Канина, О. Малишава, Н. Дробышевская, С. Блинкова, И. Ефремова, А. Туттарева, Д. Дробышевская, Г. Смирнова, Н. Кокорина, Ю. Иконникова, Л. Фридбург, М. Ищенко, Е. Минаева, Н. Макарова, Т. Капустина, Е, Поликина, А. Телицына и многие другие.

Педагогическая деятельность Белобородова обширна. Он преподавал композицию и ряд теоретических предметов, таких как инструментовка, чтение партитур, гармония, сольфеджио. Курс композиции А. С. Белобородов вел на разных уровнях специального образования, начиная от юных композиторов и заканчивая аспирантами. Многие из его студентов стали профессиональными композиторами. За последние годы А. Смирнова, В. Сергеенко, О. Седова, А. Сало, В. Шесталов были приняты в Союз композиторов России, а А. Сало - в Союз композиторов Финляндии. Ученики А. С. Белобородова являются лауреатами различных конкурсов: В. Сергеенко - лауреат Всероссийского конкурса им. Есенина в Москве (2000), лауреат Общероссийского конкурса «Молодые дарования России», Лауреат конкурса новой музыки Карелии «KOMPOZITION XXI» за сочинение и постановку национальной Медиа-оперы «Kulduneidoi» («Золотая дева», 2011); А. Сало - лауреат Международного конкурса им. В. Гаврилина в Вологде (2001), Лауреат конкурса молодых композиторов «Калевала в музыке» (I место в номинации «Вокально-хоровая музыка», Петрозаводск, 2009), Лауреат конкурса композиторов «Majaoja-kantaatti» (Тампере, 2010); Н. Котов - лауреат Международного конкурса им. Д. Д. Шостаковича среди студентов и аспирантов в номинации «Камерная инструментальная музыка» (Санкт-Петербургская консерватория, 2008); М. Босарева - специальная премия председателя Союза композиторов России «За музыкально-живописные параллели» (Вологда, 2010), Лауреат конкурса молодых композиторов «Калевала в музыке» (I место в номинации «Инструментальная музыка» Петрозаводск, 2009). Его ученики живут и работают в разных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Ханты-Мансийск, Петрозаводск и др.), а также за рубежом - в Финляндии, Германии.

Александр Сергеевич принимал активное участие в проведении мастер-классов по композиции и концертов на международном фестивале камерной музыки в Костомукше, являлся организатором концертов юных композиторов на международных фестивалях талантливых детей и молодежи «Музыка. Юность. Надежда» (Петрозаводск), выступал членом жюри семи детских конкурсов «Музыка - душа моя» (Петрозаводск), принимал участие в совместных концертах с композиторами России в рамках фестиваля «Композиторы России - детям», приуроченные ко Дню музыки (Сортавала, 2011-2012). Он неоднократно приглашался в жюри международных и всероссийских конкурсов по композиции (конкурс им. Д. Шостаковича в Санкт-Петербургской консерватории и постоянный член жюри конкурса им. В. Гаврилина в Вологде).

А. С. Белобородов является лауреатом 2000 года Республики Карелия за заслуги в развитии музыкального творчества, плодотворную преподавательскую деятельность и активную пропаганду карельской музыкальной культуры. Александр Сергеевич - обладатель специального диплома «100 глав в образовании и науке Карелии», выданный Министерством образования как лучшему преподавателю в 2002 году.

СССР
Россия Россия

Александр Сергеевич Белоборо́дов (род. 19 июля 1948 года , г. Пермь) - российский композитор, педагог, заслуженный деятель искусств Республики Карелия (1995), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2005), автор музыки государственного гимна Республики Карелия .

Биография

В 1968 году окончил Пермское музыкальное училище. В 1973 году окончил теоретико-композиторское отделение Петрозаводского филиала Ленинградской государственной консерватории (класс профессора А. С. Лемана).

С 1973 года преподаёт музыкально-теоретические дисциплины в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова , с 2001 года - профессор консерватории.

В 1981 году окончил ассистентуру-стажировку при Московской консерватории им. П. И. Чайковского .

С 1978 года - член Союза композиторов России , с 1989 года - председатель Союза композиторов Карелии, с 2000 года - член секретариата Союза композиторов России.

Лауреат премии Председателя Правительства Республики Карелия «Сампо» (1999), лауреат 2000 года Республики Карелия за заслуги в развитии музыкального творчества, лауреат премии имени Д. Д. Шостаковича (2010).

Сочинения

  • балеты: «Скала двух лебедей» по одноимённой поэме Т. Сумманена (1987);
  • симфонические - симфонии: № 1 «Мир ждал новолуния», в 2 частях (1982); № 2 «Куллерво», в 6 частях (1984); № 3 «Россия первой половины 20 в.» (1990); симфония картин № 4 «Рождение Петрозаводска» в 4 частях («Онего», «Петровский марш», «Кижи», «Рождение Петрозаводска»), посвящённая 300-летию г. Петрозаводска (2003); «Руна» для симфонического оркестра (1975); Детская симфоническая сюита по мотивам эпоса «Калевала» (1988); симфоническая сюита «Скала двух лебедей» по одноименной поэме Т. Сумманена (1994); Doloroso для камерного оркестра (1991);
  • вокально-симфонические - «Утро», поэма на сл. М. Светлова (1978); «Слёзы-жемчугá», вокально-симфоническая поэма на сл. Т. Флинка (1983, изд. Л., 1988); «Душа и природа», оратория на сл. русских поэтов (1998); Духовный роспев «Богородице Дево, радуйся» (2001); «Песнь о ливах», оратория на сл. А. Волкова (2006);
  • концерты - для альта и симфонического оркестра, в 3 частях (1975); для скрипки и симфонического оркестра, в 2 частях (1979); для арфы и симфонического оркестра, в 3 частях (1985); для фортепиано с оркестром (2000); концертная пьеса для скрипки с оркестром (1978);
  • камерно-инструментальные - соната для скрипки и ф-но (1969); квинтет для деревянных духовых и ф-но № 1, в 2 частях (1975); квинтет для деревянных духовых № 2, в 2 частях (1976); пять инвенций для ф-но (1975; две изд. Л., 1986); соната для ф-но № 1, в 2 частях (1977); сюита для квинтета медных духовых инструментов (1978); соната для ф-но № 2, в 4 частях (1980); «Музыка - юношеству», сюита для струнного квартета, в 6 частях (1981); трио для скрипки, кларнета и ф-но, в 3 частях (1981); Детский альбом для ф-но (1983); три романтических этюда для арфы («Сумерки», «Рассвет», «Отражение солнца») (1988); Северные хоралы для органа (1992); соната для ф-но № 3 (1992); сонатина для ф-но (1992); Музыкальные картинки по мотивам «Калевалы» для ф-но в 4 руки (1988, изд. Петрозаводск, 2002); соната для флейты и ф-но (1992, изд. Петрозаводск, 2004); концертная пьеса для гитары (1993);
  • камерно-вокальные - «Карельские песни», цикл для меццо-сопрано и ф-но, сл. народные (1970); «Три лика Анны Ахматовой» для сопрано, скрипки, кларнета и ф-но (1994);
  • для народных инструментов - четыре пьесы для дуэта кантеле (1976); прелюдия и скерцо для баяна (1979); Рондо для аккордеона (1993); «Свадьба», вокально-хореографическая картина (к 150-летию первого изд. «Калевалы») для республиканского ансамбля «Кантеле» (1984); «Рождение огня», вокально-хореографическая картина на оригинальный текст «Калевалы» для ансамбля «Кантеле» (1984); Школа игры на хроматическом кантеле (1-4 классы ДМШ, 40 пьес) (2007);
  • хоры - «Карельский лес», цикл миниатюр для женского хора без сопровождения, сл. В. Сергина (1982-1983); Гимн Республики Карелия , сл. А. Мишина и И. Костина (1993);
  • песни: «Победа», сл. Н. Абрамова; «А вы в Карелии бывали?», сл. В. Иванова; «Петрозаводск», сл. А. Мишина; обработки карельских народных песен и др.
  • инструментовки: Концерт для арфы Н. Березовского (1991); 24 прелюдии op.34 Д. Шостаковича для флейты, кларнета и фортепиано (2000, изд. Петрозаводск, 2003);

Напишите отзыв о статье "Белобородов, Александр Сергеевич"

Примечания

Литература

  • Кто есть кто: 145 имён и биографий. - Петрозаводск, 1993. - С. 33;
  • Композиторы и музыковеды Карелии. - Петрозаводск, 2009. - С. 8-11

Ссылки

Отрывок, характеризующий Белобородов, Александр Сергеевич

Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.
– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.


Top