Установка креста на могиле православных. Православный крест на могилу

В дореволюционной России многодетность, особенно в крестьянских семьях, составляющих подавляющее большинство населения, была залогом стабильности, крепкого большого хозяйства, процветания, довольства. Большая детская смертность побуждала женщину рожать как можно чаще, обычно за весь детородный период, прожитый совместно с мужем, у здоровой женщины рождалось от 8 до 11 детей.

Современные условия жизни диктуют совершенно другие законы выживания семьи. За последние столетия желаемое количество детей в семье сильно сократилось – сначала до двух детей, а теперь уже во многих семьях желателен только один ребенок, а в некоторых – и ни одного. Естественно, что современная установка на малодетность постепенно уменьшает общественную ценность материнства.

Cемьи с количеством детей, большим трех, вызывают, зачастую, сильное неодобрение окружающих, поскольку они выбиваются из рамок социального стереотипа. Нестабильность экономической ситуации в нашей стране лишь усугубляет эту тенденцию, несмотря на попытки возродить исконно русскую традицию многодетности во многих современных семьях.

Чем лучше условия, тем меньше детей

Самый распространенный довод противников многодетности следующий: все многодетные семьи – нищие, сидящие на шее у государства в целом и у них, как у порядочных налогоплательщиков, в частности. Эта точка зрения, мягко говоря, ошибочна, потому что субсидии и льготы для многодетных семей в нашей стране минимальны, а размеры детских пособий не достигают и 5% от прожиточного минимума. Таким образом, иждивенцами такие семьи назвать никак нельзя, даже наоборот: родители и старшие дети в таких семьях зачастую трудятся намного активнее, чем их сверстники из малодетных семей, чтобы поддерживать приемлемый уровень жизни для всех членов семьи.

Люди, осуждающие многодетность, искренне считают, что для рождения ребенка нужно для начала самим встать прочно на ноги, потом хотя бы одного ребенка на ноги поставить, а для этого необходимы значительные средства. Однако вместе с тем была выявлена странная закономерность: чем лучше материальные и жилищные условия, тем чаще семья ограничивается рождением одного ребенка .

Интересно также, что в наиболее обеспеченных семьях как минимум треть супругов (чаще - мужья) считают материальные условия недостаточными, и расценивают это как препятствие к появлению ребенка. А семьи, где доход невелик и уже есть один или два ребенка, но материальное положение значительно ниже, чем в обеспеченных семьях, оценивают свое материальное положение как вполне достаточное и даже высокое.

Таким образом, каков бы ни был доход семьи, удовлетворенность им может быть различной: для кого-то приемлемый уровень жизни – это трехэтажный коттедж и собственный катер, а для кого-то – двухкомнатная хрущевка. Т.е. дети в представлении многих потенциальных родителей как бы вступают в конкуренцию с удовлетворением материальных потребностей.

Если материальные потребности высоки, то ребенок часто не выдерживает конкуренции : на первом месте – материальное благополучие, и только потом - дети. Отсюда и появляется в последние годы много малодетных или вовсе бездетных хорошо обеспеченных семей.

Репродуктивные установки – наследуются

Сегодня современными общественными установками всячески поощряется и провоцируется самореализация женщины. Но вполне естественно, что женщина, отдающаяся работе, не может успевать вести хозяйство и в достаточной степени заботиться о ребенке – одна из этих двух важных сфер все равно пострадает. Поэтому многие женщины выходят из положения, взяв в дом помощницу по хозяйству, а для детей - няню или гувернантку (по возрасту ребенка).

Это нормальное явление, которое к тому же позволяет ребенку больше ценить мать, а мужу - жену как социально успешную женщину. Но сочетание многодетности и успешной карьеры - две вещи, совпадающие только в очень редких, просто исключительных случаях. Поэтому в обществе укоренился стереотип: многодетная мать не может быть успешной, полноценно реализовавшейся .

Вместе с тем исследования демографов, психологов и социологов показали наличие прямой связи между репродуктивными установками родителей и их детей: однодетность родителей, как правило, проявлялась в однодетности их детей, двухдетность порождала переходящую ситуацию между однодетностью и двухдетностью, а среди детей из многодетных семей (трое и более детей) оказалось наибольшее количество тех, кто стремился к трехдетности.

По данным анкетирования школьников разных возрастов об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей наблюдается прямая связь: чем больше братьев и сестер имеют школьники, тем больше у них предполагаемое в будущем число собственных детей, то есть они тоже стремятся к многодетности.

Таким образом, сегодня мы зачастую наблюдаем удручающую картину: один, в редком случае – два ребенка в семье. И политика государства относительно поддержки материнства и детства в нашей стране играет, к сожалению, далеко не последнюю роль в усилении этой тенденции.

На первом месте по-прежнему остается негативное отношение общества к многодетной семье. Между понятиями «многодетная мать/отец» и «неуспешный человек» практически ставится знак равенства, хотя на самом деле далеко не во всех случаях это так. Отношение к детям из многодетных семей в нашей стране в последние годы стало еще более плачевным, хотя многие из стереотипов по-прежнему остаются всего лишь заблуждениями, но об этом мы поговорим в следующий раз.

Отношение к многодетным семьям в России

Отношение к многодетным семьям значительно менялось в нашей стране за последние два века. В дореволюционной России многодетность, особенно в крестьянских семьях, составляющих подавляющее большинство населения, была залогом стабильности, крепкого большого хозяйства, процветания, довольства. Большая детская смертность побуждала женщину рожать как можно чаще, обычно за весь детородный период, прожитый совместно с мужем, у здоровой женщины рождалось от 8 до 11 детей.

Современные условия жизни диктуют совершенно другие законы выживания семьи. За последние столетия желаемое количество детей в семье сильно сократилось – сначала до двух детей, а теперь уже во многих семьях желателен только один ребенок, а в некоторых – и ни одного. Естественно, что современная установка на малодетность постепенно уменьшает общественную ценность материнства.

Cемьи с количеством детей, большим трех, вызывают, зачастую, сильное неодобрение окружающих, поскольку они выбиваются из рамок социального стереотипа. Нестабильность экономической ситуации в нашей стране лишь усугубляет эту тенденцию, несмотря на попытки возродить исконно русскую традицию многодетности во многих современных семьях.

Самый распространенный довод противников многодетности следующий: все многодетные семьи – нищие, сидящие на шее у государства в целом и у них, как у порядочных налогоплательщиков, в частности. Эта точка зрения, мягко говоря, ошибочна, потому что субсидии и льготы для многодетных семей в нашей стране минимальны, а размеры детских пособий не достигают и 5% от прожиточного минимума. Таким образом, иждивенцами такие семьи назвать никак нельзя, даже наоборот: родители и старшие дети в таких семьях зачастую трудятся намного активнее, чем их сверстники из малодетных семей, чтобы поддерживать приемлемый уровень жизни для всех членов семьи.

Люди, осуждающие многодетность, искренне считают, что для рождения ребенка нужно для начала самим встать прочно на ноги, потом хотя бы одного ребенка на ноги поставить, а для этого необходимы значительные средства. Однако вместе с тем была выявлена странная закономерность: чем лучше материальные и жилищные условия, тем чаще семья ограничивается рождением одного ребенка.

Интересно также, что в наиболее обеспеченных семьях как минимум треть супругов (чаще - мужья) считают материальные условия недостаточными, и расценивают это как препятствие к появлению ребенка. А семьи, где доход невелик и уже есть один или два ребенка, но материальное положение значительно ниже, чем в обеспеченных семьях, оценивают свое материальное положение как вполне достаточное и даже высокое.

Таким образом, каков бы ни был доход семьи, удовлетворенность им может быть различной: для кого-то приемлемый уровень жизни – это трехэтажный коттедж и собственный катер, а для кого-то – двухкомнатная хрущевка. Т.е. дети в представлении многих потенциальных родителей как бы вступают в конкуренцию с удовлетворением материальных потребностей.

Если материальные потребности высоки, то ребенок часто не выдерживает конкуренции: на первом месте – материальное благополучие, и только потом - дети. Отсюда и появляется в последние годы много малодетных или вовсе бездетных хорошо обеспеченных семей.

Сегодня современными общественными установками всячески поощряется и провоцируется самореализация женщины. Но вполне естественно, что женщина, отдающаяся работе, не может успевать вести хозяйство и в достаточной степени заботиться о ребенке - одна из этих двух важных сфер все равно пострадает. Поэтому многие женщины выходят из положения, взяв в дом помощницу по хозяйству, а для детей - няню или гувернантку (по возрасту ребенка).

Это нормальное явление, которое к тому же позволяет ребенку больше ценить мать, а мужу - жену как социально успешную женщину. Но сочетание многодетности и успешной карьеры - две вещи, совпадающие только в очень редких, просто исключительных случаях. Поэтому в обществе укоренился стереотип: многодетная мать не может быть успешной, полноценно реализовавшейся. Вдумаемся в статистику. Сегодня примерно 25 женщин детородного возраста из 100 вообще не намерены обзаводиться детьми. Это значит, что инстинкт материнства у них или утрачен из-за приоритетности других задач (карьера, приобретение материальных благ), или подавлен в связи с материальными трудностями, что в физическом и в моральном плане губительно для здоровья женщины. Это значит, что одна четвертая часть здорового генофонда русской нации исключена из дальнейшего развития полностью.

Вместе с тем исследования демографов, психологов и социологов показали наличие прямой связи между репродуктивными установками родителей и их детей: однодетность родителей, как правило, проявлялась в однодетности их детей, двухдетность порождала переходящую ситуацию между однодетностью и двухдетностью, а среди детей из многодетных семей (трое и более детей) оказалось наибольшее количество тех, кто стремился к трехдетности.

По данным анкетирования школьников разных возрастов об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей наблюдается прямая связь: чем больше братьев и сестер имеют школьники, тем больше у них предполагаемое в будущем число собственных детей, то есть они тоже стремятся к многодетности. Единственному ребенку в семье не хватает партнеров для игр и общения в семье, что приводит к эмоциональным переживаниям.

Таким образом, сегодня мы зачастую наблюдаем удручающую картину: один, в редком случае – два ребенка в семье. И политика государства относительно поддержки материнства и детства в нашей стране играет, к сожалению, далеко не последнюю роль в усилении этой тенденции.

На первом месте по-прежнему остается негативное отношение общества к многодетной семье. Между понятиями «многодетная мать/отец» и «неуспешный человек» практически ставится знак равенства, хотя на самом деле далеко не во всех случаях это так. Отношение к детям из многодетных семей в нашей стране в последние годы стало еще более плачевным, хотя многие из стереотипов по-прежнему остаются всего лишь заблуждениями, но об этом мы поговорим в следующий раз.

По нашему мнению, проблему многодетности нужно рассматривать не в контексте отношений человек – семья – государство, а в координатах отношений человека с Богом.

Не нужно смотреть на многодетность как на обязанность семьи перед народом или государством

Раньше человек мыслил себя исключительно как часть семьи, рода, государства. Отдельному человеку невозможно было выжить вне рода, общины. Остатки таких родоплеменных отношений можно увидеть в тех кавказских или азиатских народах, в которых сохранилась традиция многодетности. Однако, как только эти люди попадают в мегаполис, входят в современную городскую культуру, как их тенденция иметь многочисленные семьи сразу же исчезает.

Сейчас человек обладает гораздо большей степенью автономности. Он может уйти из семьи и жить самостоятельно, поменять профессию, место работы, страну проживания. Это не значит, что он больше не нуждается в человеческих общностях – семье, общине, государстве, но характер этих отношений изменился, и не учитывать это невозможно.

Нам нужно искать новые формы взаимодействия людей внутри семьи, церковной общины, государства.

Не нужно стремиться сделать выгодным рождение и воспитание детей

Проект «Многодетная семья» всегда будет убыточным. Кроме того, отношение к своей семье как к «бизнес-проекту» развращает людей и искажает отношения внутри семьи.

Конечно, мы можем и должны требовать от государства, чтобы перераспределение общественного продукта, собираемых налогов было более справедливым – учитывало факт наличия нескольких детей, а также неработающей жены-домохозяйки у работника и налогоплательщика. Но всерьез рассчитывать на государство и его поддержку не стоит – ни в отношении помощи семьям, ни в отношении пенсии старикам.

Человек не становится счастливее от того, больше у него денег или меньше – счастье к человеку приходит от того, что в его жизни есть отношения с Богом.

Нужно смотреть на многодетность в свете отношений человека, семьи и Бога

Иметь столько детей, сколько Бог хочет дать твоей семье – значит, исполнять волю Божию в отношении тебя и твоей семьи.

Воля Божия для семьи может заключаться не только в многочадии, но и в бездетности, и в призвании к усыновлению сирот. Если смотреть на вопрос деторождения именно как на исполнение или неисполнение человеком, семьей воли Божией, тогда ясными становятся не только вопросы деторождения, но и вопросы контрацепции, современных способов репродукции человека – ЭКО, и т.д. Ясно, что все это – способы уклониться от воли Божией.

Вопрос в том, что мы хотим исполнять – свою волю или волю Божию. Педагогика Церкви заключена в воспитании в человеке стремления исполнять не свою волю, а волю Божию.

Нужно пересмотреть отношение Церкви к многодетной семье. Нужно относиться к многодетности как к виду аскетического подвига. Можно сказать, что это современный путь к святости

Невозможно обязать семью быть многодетной – так же, как никто не может обязать человека раздать свое имение, взять свой крест и следовать за Христом. Но есть люди, которые это делают, потому что видят в этом путь к Богу, путь к Царствию Небесному.

К многодетности нельзя принудить, но можно предложить путь создания многодетной семьи именно как путь к Царствию Небесному. Иметь детей – значит, быть со-творцами, со-работниками у Бога. Дать жизнь новым жителям Царствия Небесного – это высшее творчество человека. Такое отношение к рождению детей должно воспитываться Церковью.

Тогда многое встанет на свои места. Тогда дети окажутся не обузой, но данной Богом возможностью спасения, не собственностью, а людьми, которых Бог дает семье на время, чтобы воспитать из них будущих обитателей Царствия Небесного.

Тогда помощь – людей, церковной общины, государства – многодетная семья будет рассматривать не как обязанность окружающих по отношению к такой необычной семье, а как помощь Божию, на которую Господь вдохновляет конкретного человека или организацию ради милосердия к этой семье.

Не очень-то по-христиански рассуждать о том, что наши дети когда-то будут кормить женщину, которая сегодня не захотела иметь детей. Может, так оно и будет, а может, и нет. Мы не можем знать, что будет в будущем. Скорее всего, пенсию заменят бесплатной эвтаназией… В любом случае, позиция самодовольного муравья, который ругает легкомысленную стрекозу, не очень христианская…

Нужно усилить роль церковной общины в помощи семьям, в том числе многодетным

Если прихожане знают друг друга, проблемы и нужды друг друга, то понемногу в приходской общине может вырасти система взаимопомощи. Кто-то отдаст вещи, из которых уже выросли дети, или поможет с уроками, кто-то организует детский летний лагерь или возьмет ребенка на дачу, кто-то поможет многодетной мамочке посидеть с детками, отвести кого-то к врачу, подвезет на машине и т.д.

Это – межчеловеческие отношения, они не могут делаться директивно, по обязанности. Это может происходить только по велению сердца, по любви. Для этого нужно активно развивать различные формы горизонтальных связей внутри прихода, внутриприходской деятельности, как о том и говорит , чтобы наши приходы действительно становились «христианскими общинами – системой солидарности, системой взаимодействия и общения, которая формируется в Церкви через молитву».

В церковной общине молодой человек, девушка, которые не смогли в своей родительской семье увидеть пример правильных семейных отношений, смогут увидеть их на примере других семей. Смотреть на счастливую многодетную семью – очень помогает уверовать в то, что если им Господь помог, то поможет и нам.

Нужно пересмотреть «церковную педагогику» в отношении семьи

Церковь должна «работать» не только лично с отдельным человеком, но и с общностями людей – с семейными парами, семьями, общинами.

В Церкви много говорится о патриотизме, о воспитании гражданских доблестей, а построение отношений между супругами, прощение и любовь считаются естественными, само собой разумеющимися, не нуждающимися в воспитании. А ведь это далеко не так. Ни государство, ни народ не являются установлением Божиим. Господом была установлена только семья и Церковь.

Евангельский подвиг служения ближнему нужно начинать действительно с ближних, с семьи – прежде всего, со своей семьи. Любовь к мужу, жене, детям – это не естественное чувство, свойственное любому человеку. Любовь – это дар Божий: любовь, которая «не раздражается, не завидует, не превозносится, всему верит, всего надеется, все переносит». Она не возникает сама собой, из ничего.

В церковной агиографии сегодня мы найдем очень мало примеров святости именно семьи – не потому, что наши предки не имели представления о святости семейных отношений, просто весь строй жизни был иным.

Отношения между мужчиной и женщиной, положение женщин в обществе, отсутствие средств, позволяющих легко избежать деторождения – все это изменилось сегодня. Времена изменяются, и общество, и человеческие отношения также изменяются.

В католической церкви примером семьи является Святое Семейство – Пресвятая Богородица и святой Иосиф, вместе заботящиеся о воспитании Младенца Христа, Который возрастал в смирении и послушании родителям – «и Он был в повиновении у них» (Лк 2.51).

Возможно, следует говорить, например, о не только как о страстотерпцах, но и как о примере многодетного семейства, о примере отношений в их семье.

Которая прославлена Церковью как милостивая и милосердная, была матерью 13 детей и верной послушной супругой. В ее житии поражает то, что оно было написано ее сыном. Можно сказать, что мать раздала нищим имение, которое должно было по праву принадлежать детям. А сын, вместо того, чтобы упрекнуть мать в расточительстве, пишет ее житие!

Значит, не только молитвенным подвигом и подвигом милосердия была славна Иулиания. Она воспитала таких детей, для которых богатство отношения с Господом было намного важнее, чем материальное богатство, «расточенное» матерью.

Наверное, есть и другие примеры. Нужно целенаправленно искать их как в истории церкви, так и в современности, чтобы они были помощью и ориентиром для современных семей.

Среди мирян бытует мнение, что если похоронен православный христианин, то установка креста на могиле производится в ногах. Если же речь идет о месте последнего пристанища католика или лютеранина, то крест занимает место в изголовье. Это не совсем соответствует истине, так как нет единой традиции. При этом, по мнению священнослужителей, в этом отсутствует элемент ереси.

Символом чего является крест в зависимости от места его установки

В соответствии с христианской традицией покойник должен быть похоронен лицом к востоку. То есть голова направлена на запад, а ноги на восток. Именно таким образом было произведено захоронение Христа в пещерной могиле. В Новом Завете сказано, что перед тем, как наступит Конец Света, произойдет воскрешение Христа. Он восстанет подобный молнии с востока.

Вслед за ним воскреснут все усопшие, которым надлежит предстать перед Страшным Судом и поднявшись, они увидят перед собой Христа. Расположенный в ногах крест является символом опоры и вечной жизни. Установленный в изголовье крест - символ хоругви, с которым окажется в руках человека, участвующего во всеобщем воскрешении. Она ознаменует победу над темными силами.

Что говорится о том, где ставят крест на могиле в ногах или изголовье в церковных догматах

В пояснения церкви сказано, что место расположения креста скорее следует относить к религиозным традициям, а они никакого отношения не имеют к догмам. Все объясняется исключительно местными обычаями, а также тем, каких религиозных убеждений придерживаются близкие покойного.

Для церкви не принципиально, где будет стоять крест в голове или в ногах. Просто так исторически сложилось, что у русских православных принято использовать второй вариант. А в странах, где преобладают католики, чаще пользуются первым.

Мнения, высказываемые священнослужителями

Среди священнослужителей православной церкви по данному вопросу нет единого мнения. Так если взять книгу под названием «У Бога все живы», то там сказано: «Крест, символ спасения, возвышается над могилой всякого христианина (он ставится в ногах)».

В откровениях от отца Афанасия (Гумерова) говорится о том, что покойники, в соответствии с Православными обычаями, кладутся в землю так, чтобы их голова была направлена на Запад. Соответственно лицо покойника «смотрит» на Восток, чтобы ему был доступен восход Солнца, которому суждено рождаться на Востоке, а «умирать» на Западе. Положение, в котором находится покойный, призвано выражать безмолвную молитву, а также его стремление последовать к свету от мрака, то есть от Запада на Восток. От мира земного к вечности.

Предваряя Конец Света, Христос появится с Востока, так как именно там, согласно Библии, расположен Рай. И в момент его пришествия, мертвым должно быть видно его лицо, тогда как у него должна быть возможность увидеть лица всех покойников. В их ногах устанавливается крест Христов. И все православные храмы строятся таким образом, чтобы лица верующих в момент молитвы были обращены на Восток.

А вот иеросхимонах Амфилохий (Трубчанинов Николай Федорович) в своей книге «Сила Креста Христова» пишет иначе. В ней говорится, что пришло время, когда люди научились ставить крест в ногах покойного. А он при этом выразил готовность к принятию любых, пусть даже самых жестоких мук, лишь бы никто и никогда не услышал от него пожелания поставить в ногах крест. И если после его кончины кто-нибудь поступит именно так, то он придет с того света чтобы показать, где ему надлежит быть.

Отвечая на вопрос прихожанки о том, как следует ставить крест, отец Олег Моленко сказал, что наступит день, когда произойдет славное всеобщее воскрешение мертвых. И Божья сила воскресит всех умерших людей, призывая их восстать из могил своих. И те, кому крест поставили в ноги, восстав, сначала будут видеть милый каждому верующему символ спасения. Тогда как покойникам, коим крест установили в изголовье, то ли по невежеству, то ли по каким иным причинам, суждено удариться головой о его основание.

Обдумав все, о чем шла речь выше, каждый сам должен решить за кем последовать и, в зависимости от этого, как устанавливать крест на могиле усопшего.

Когда устанавливать памятник

Через какое время после похорон

  • Непосредственно на могилу усопшего ставят регистрационный знак, на котором указывают ФИО усопшего и годы жизни . Это обязательные надписи на памятнике , который будет установлен спустя год или более.
  • Регистрационный знак может быть любой формы и исполнения. На могиле православного это деревянный крест с табличкой .
  • Постоянный памятник ставят на следующий год после похорон или позже . надежнее на почве, которая уже дала усадку.

Время года — с 15 мая по 15 октября

  • Сроки для установки постоянного памятника на могилу определяет администрация кладбища .
  • , и средней полосе России сезон для установки везде одинаков — с 15 мая по 15 октября . В общей сложности — пять месяцев, и основное время года — лето .
  • На юге страны время установки памятников увеличивается , и сезон длиннее: раньше весной начинается и позднее осенью заканчивается. Основное ограничение — к этому времени почва должна оттаять .
  • Памятник устанавливают при хорошей погоде — как и любые строительные работы на открытом воздухе, монтаж надгробия в дождь затруднен .

Кто может демонтировать или установить памятник на кладбище

Для изначальной установки или последующей замены надгробия необходимо получить разрешение, которое выдается администраций кладбища на основании свидетельства о смерти и документа, подтверждающего готовность памятника. При похоронах один из близких людей покойного назначается ответственным за захоронение, и только этот человек имеет право получить разрешение на проведение каких-либо работ на могиле, включая демонтаж старого и установку нового памятника . Вопрос смены ответственного лица решается через суд. Человеку, взявшему на себя ответственность за могилу, выдается удостоверение о сооружении надгробия , а в книге регистрации указывается место захоронения, номер могилы, фамилия, имя и отчество захороненного, информация о памятнике (размеры и использованный материал), а также личные данные ответственного за захоронение лица.

Документы для получения разрешения на установку памятника или оградки

  • Удостоверение на могилу.
  • Паспорт лица, ответственного за захоронение.
  • Заявление на установку. В большинстве регионов России работы по установке памятника регистрируются в заявительном порядке . В Санкт-Петербурге прерогатива на установку и уполномоченным ими организациям.
  • Договор на изготовление надмогильного сооружения (и его установку) со счетом-фактурой или квитанцией на приобретение памятника или оградки.

Обычно демонтажем и установкой надгробных сооружений занимается администрация кладбища или подрядчик, с которым у администрации заключено соглашение. В соответствии с законодательством, родственники могут самостоятельно демонтировать или установить надгробие, но только с разрешения той же администрации . Цветники, памятники и ограды, установленные гражданами, являются их собственностью, и администрация кладбища не несет материальной ответственности за их сохранность.

Основные правила установки памятников на кладбище

  • Установить памятник можно только в разрешенные администрацией сроки (обычно с 15 мая по 15 октября).
  • Надмогильные памятники можно устанавливать только на участках, отведенных для захоронений. В противном случае администрация кладбища имеет право снести памятник.
  • Обычный размер могилы под два захоронения — участок размером 1,8м х 2,0м . Чтобы увеличить размер могилы, нужно представить основания в администрацию кладбища, и при наличии технической возможности такая услуга может быть предоставлена.
  • Установленные памятники и ограды не должны перекрывать доступ к другим могилам и не должны иметь частей, выступающих за границы участка.
  • На памятнике должна быть указана достоверная информация о похороненном в этой могиле человеке . Бывают случаи, когда устанавливают один большой памятник на две-три могилы (где похоронены близкие родственники) с перечислением всех имен на одном памятнике. Это противоречит закону, и может возникнуть путаница, кто в какой могиле захоронен.
  • Размер оградки должен соответствовать размеру участка, отведенного под могилу, иначе администрация кладбища имеет право её убрать. Обычное ограничение по высоте — 0,5 метра и запрет на использование острых пик.
  • Для установки оградки требуется письменное разрешение администрации кладбища. Не на всех кладбищах разрешается устанавливать ограды. В частности, нельзя устанавливать ограду, если она преградит проход к другим могилам.
  • Есть кладбища, где действуют нормы и ограничения по размеру и высоте надгробных памятников и оград. Так, в частности, на кладбищах, относящихся к ГУП «Ритуал» (Москва), не разрешается ставить стелы высотой более 2 метров . Чаще всего на кладбищах можно устанавливать памятники высотой до 1,5 метров .
  • Для уточнения норм и правил по установке памятника нужно обратиться в администрацию кладбища.

Каким может быть памятник на могиле

Что касается внешнего и материала, из которого он будет изготовлен, здесь законодательство не ограничивает граждан ни , ни в их . Бесконечное разнообразие — яркое тому подтверждение.

Установка памятника

Основные детали надгробия — постамент, обелиск/стела и цветник. Их монтажу предшествует работа по разметке и подготовке места. Установка начинается с укрепления грунта с использованием песка. Подготовке фундамента и выравниванию поверхности уделяют особое внимание, чтобы памятник не накренялся и не падал. После монтажа железобетонных балок заливается бетонная подушка и постамент. По окончании делают отмостку и благоустройство могилы, включая обсыпку мраморной крошкой.

Особые виды памятников и требования к ним

Отдельные нормативы, определенные постановлением правительства РФ, касаются военных кладбищ , где захоронены военные, курсанты, участники и инвалиды Великой Отечественной Войны. Согласно этому постановлению, определено 8 типов памятников, которые могут устанавливаться на таких кладбищах в зависимости от их ранга, типа службы (контрактная или призывная) и срока службы. Но, несмотря на наличие нормативов и правил, родственникам все же разрешается вносить некоторые изменения во внешний вид и содержание надписей и рисунков на таких памятниках. Также эти правила не распространяются на могилы военных на обычных кладбищах.




Top