Устное народное творчество 13 15 века. Русская культура XIII – XV вв

Культура нашей страны, настолько интересна и многообразна, что хочется изучать ее все глубже и глубже. Окунемся в историю нашей страны XIII века.
Русский человек – это великий человек, он обязательно должен знать историю своей Родины.
Не зная историю своей страны, ни одно цивилизованное общество не будет развиваться, а наоборот начнет отставать в своем развитии, а возможно и вовсе остановится.
Период культуры XIII века принято называть домонгольским периодом, то есть до прихода монгол в наше государство. В этот период времени на развитие культуры большое влияние оказывала Византия. Благодаря Византии на Руси появилось православие.

Культура Древней Руси XIII века – великое творение прошлого времени. Каждый период времени в истории настолько не повторим, что каждый период по отдельности достоин глубочайшего изучения. Смотря на памятники истории можно говорить о том, что культура вошла в современную духовную жизнь. Несмотря на то, что многие произведения искусств не дошли до наших времен, красота того времени продолжает нас радовать и удивлять своим масштабом.

Особенности культуры XIII века:
- преобладало религиозное мировоззрение;
- в этот период придумали много примет, им не было объяснений наукой, и по сей день их не могут объяснить;
- большое внимание уделялось традициям, почитали дедов;
-медленные темпы развития;
Задачи, стоящие перед мастерами того времени:
- единство - сплочение всего русского народа, на тот момент времени в борьбе с недругами;
- прославление великих князей и бояр;
- оценивали все предыдущие исторические события. Культура XIII века тесно связана с прошлым.

В это время продолжала развиваться литература. Было написано произведение «Моление» Даниилом Заточником. Книга была посвящена князю Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое гнездо. В книге использовалась разговорная речь, совмещенная с сатирой. В ней автор осуждает засилье бояр, тот произвол, который они чинили. Он создал князя, защищающего сирот и вдов, тем самым пытаясь показать, что хорошие и добродушные люди не перевелись на Руси.
Центрами хранения книжности все еще оставались монастыри и церкви. На их территории переписывались книги, велись летописи.
Большое распространение получил жанр – Житие, основной мысль. Данных произведений было описание жизни святых. Особое внимание уделялось жизни монахов и простых людей.

Стали писать притчи.

Большое место в развитии литературы занимали летописи, где писалось все, что происходит в жизни людей, описывалось все по годам.
Былины прославляли подвиги воинов защищавших свою Родину. В основе былин, были события, происходящие на самом деле.

Архитектура.

В этот период получило свое развитие строительство. Как уже говорилось, вся культура этого периода прониклась веяниями Византии, что не могла положительно сказаться на культуре Руси. Начинается переход от деревянного строительства к каменному.
Кроме того, Византийская культура на первое место всегда ставила церковь, иконопись, отсекая все, что противоречило христианским принципам.
Пришедшие принципы искусства столкнулись с тем, что восточные славяне поклоняются солнцу, ветру. Но сила культурного наследия Византии оставила отпечаток на культуре Древней Руси.
Главным символом строительства этого периода времени стал Софийский собор. Стены собора, впервые на Руси, были сложены из красного кирпича. Церковь была с пятью куполами, за ними стояли еще восемь маленьких. Потолок и стены были украшены фресками и мозаикой. Многие фрески были не на религиозную тему, было много бытовых рисунков, посвященных семье великого князя.
Большое развитие получила резьба по дереву. Резками украшались дома бояр.
Помимо церквей в это время, зажиточные слои населения, начинают строить каменные дома из розового кирпича.

Живопись.

На живопись 13 века наложили свой отпечаток города, где творили мастера. Так новгородские живописцы стремились упростить стиль своего мастерства. Наибольшего своего выражения он достиг в росписи церкви Георгия в Старой Ладоге.
При этом стали рисовать мозаики прямо на стенах храмов. Большое распространение получили фрески. Фреска – живопись написанная водяными красками, прямо на стенах покрытых штукатуркой.

Фольклор.

История Руси настолько велика, что нельзя не сказать о фольклоре. Фольклор занимает огромное место в жизни русского народа. Читая былины можно узнать про все жизнь русского народа. В них воспевались подвиги богатырей, их сила и мужество. Богатыри всегда воспевались как защитники русского населения.

Быт и нравы народа.

Культура нашей страны неразрывно связана с его народом, бытом, нравами. Люди жили в городах, селах. Основной тип жилья была усадьба, дома строили их бревенчатого сруба. Киев в XIII веке был очень богатым городом. В нем были дворцы, усадьбы, терема бояр и богатых купцов. Любимой забавой богатого населения была охота на ястреба, сокола. Простое население устраивало кулачные бои, скачки.
Одежда была сшита из сукна. Основным костюмом была длинная рубаха и штаны у мужчин.
Женщины носили длинные юбки, сшитые из сукна. Замужние женщины носили платок. У незамужних девушек были длинные красивые косы, отрезать их можно было лишь, когда выйдет замуж.
С большим размахом играли в деревнях свадьбы, на них собиралось все село. Прямо во дворе дома накрывались огромные, длинные столы.
Так как в жизни населения в XIII веке большую роль играла церковь, церковные посты, праздники свято соблюдались жителями.

Разорение русских земель в начале 13 века , памятником которому стал "Плач о пленении и конечном разорении русской земли" , стали причиной ослабления Византийских влияний на искусство, следствием чего оказалось развитие черт своеобразия в русском искусстве этого столетия (один из примеров – икона, называемая "Ярославская Оранта"). С этого времени можно начинать отсчет "собственного пути" русской культуры.

· Владимиро-Суздальская Русь (Ярославль ) Первая треть XIII в.

Москва входила с состав Владимирских земель , будучи одной из пограничных крепостей северо-восточной Руси.

Архитектура московского княжества и близких ему земель 14 – начала 15 века , получившая название "раннемосковского зодчества", наследует от Владимира технику белокаменного строительства и типологию четырехстолпных храмов с позакомарным завершением .

Главные события и характерные черты культуры XIV-XV веков.

Главными событиями русской истории XIV-XV веков стали: процесс объединения русских земель в единое государство и борьба с монгольским игом. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального возрождения и государственного объединения; б) идея национальной независимости.

Фольклор.

  • Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказания .
  • Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.

Письменность и литература.

  • Самые известные произведения литературы XIII века – «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем»,
  • В конце XIV – начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения «Задонщина» и .

«Задонщина» , автор - Софоний Рязанец («Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая») и «Сказание о Мамаевом побоище» - наиболее совершенные произведения о Куликовской битве.

  • В XIII-XV века х на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и другие.
  • Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть («Повесть о Петре и Февронии» , рассказывающая о любви крестьянки и князя).
  • Сохранился в русской литературе и жанр «Хождений», то есть описаний путешествий («Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии).

Архитектура.

  • В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV века. Московский Кремль:
  • строительство белокаменного Московского Кремля (1366 – Дмитрий Донской, белокаменный Кремль),
  • XV век, Иван III – строительство современного Кремля (из красного кирпича, элементы итальянского зодчества – «ласточкин хвост»).
  • Самыми знаменитыми постройками конца XV века стали величественный Успенский собор , построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти и Благовещенский собор , построенный псковскими мастерами .

Московский Кремль

Известно, что первые деревянные стены на месте кремля построили в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого. Эти данные сохранились в древних летописях. В начале 14 века городом стал править Иван Калита. Князь Калита решил украсить и укрепить свой город. Он повелел построить Кремлю новые стены. Их срубили из крепких дубовых стволов, таких толстых, что и руками не обхватить.

При следующем правителе Москвы – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные. Боровицкий холм опоясала мощная каменная стена, толщиной в 2, а то и в 3 метра. Её построили из известняка. Кремль так поразил современников красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной. Белокаменный кремль простоял более 100 лет. За это время многое изменилось. Русские земли объединились в одно сильное государство. Москва стала его столицей. Произошло это при московском князе Иване III. С той поры стал он зваться Великим князем Всея Руси, а историки называют его «собирателем земли русской».

Иван III собрал лучших русских мастеров и пригласил из далёкой Италии Аристотеля Фиарованти, Антонио Соларио и других знаменитых архитекторов. И вот под руководством итальянских зодчих на Боровицком холме началось новое строительство . Чтобы не оставлять город без крепости строители возводили новый кремль частями: разбирали участок старой белокаменной стены и на её месте быстро строили новую - из кирпича

СОБОРЫ КРЕМЛЯ.

Здесь же на Соборной площади находятся два собора: Архангельский и Благовещенский. Архангельский собор (ещё его называют Собор святого Архистратига Михаила), был построен в 1333 г. по приказу великого князя Ивана Калиты на месте старого деревянного, время создания которого до сих пор под вопросом.

Архангельский собор предназначался как последнее пристанище великого князя. В 1340 г. его предназначение было исполнено, и с тех пор всех царей, за некоторым исключением, вплоть до начала правления Петра I хоронили здесь.

Благовещенский собор . Таким как мы его видим сейчас, собор построили в 1484-89 гг. В Благовещенском соборе проходило венчание, крещение царских особ. У собора девять куполов , символизирующих образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. Внутри на стенах собора изображены знаменитые древнегреческие философы со свитками в руках, а также иконостас знаменитого иконописца Андрея Рублёва.

Успенский собор – наиболее известный из соборов Кремля. Был заложен в 1326 г. митрополитом Петром. В те времена это был небольшой храм всего с одной башней. Он был посвящён Пресвятой Богородице . В 1327 г. Успенский собор был достроен и освящён, но митрополит Пётр не дожил до этого дня. Его похоронили в новопостроенном соборе, в им самим сделанном гробу. С тех пор всех патриархов хоронят в Успенском соборе. В 1453 г. царь Иван III решил построить новый Успенский собор, но в 1474 г. почти достроенный собор обрушился , по некоторым сведениям во время землетрясения (!). После этого происшествия Иван III пригласил итальянского мастера (Аристотеля Фиораванти) для строительства собора. Итальянцы были лучшими строителями в то время. Новый Успенский собор был построен в 1479 г. Через год после этого произошло освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Это отразилось в архитектуре собора. Если посмотреть на его купола, то легко можно найти их сходство с воинскими шлемами того времени. Форма купола шлемовидная.

Общая х-ка: монгольское нашествие нарушило поступательное движение Русской земли и Русской культуры. Многие виды ремёсел выбыли: перегородчатая эмаль. Постепенно возрождение начинается с конца 13 века. В первой половине 14 века начинается процесс объединения государства, который остановился в первой трети 13 века, это способствовало возрождению экономики, росту национального самосознания, укреплению внешних контактов (с Византией), что в конце концов приводит к возрождению и подъёму Русской культуры.

В это время (в 14 столетии) на Балканах интеллектуальный подъем, Русь заражена этим подъемом, многие южнославянские книжники мигрируют на Русь. Конец 14 начало 15 столетия – предвозрождения Русской культуры. (Эпоха предренессанса– Д.С. Лихачёв, некоторые не согласны с этой точкой зрения).

Черты предвозрождения:

1) Повышенный интерес к человеческой натуре (её эмоциональной стороне во всех её проявлениях жизнедеятельности). В литературе оформляется наивный психологизм (показать героя, как существо сложное, внутренний мир не однозначен). В живописи на первый план выходит фигура (личность – громко сказано), видна творческая манера мастера, появляются яркие живописцы (Грек, Дионисий, Рублёв).

2) Элементы обмирщения, секуляризация. В культуру приходят светские элементы, ереси, к примеру, но культура ещё религиозная.

3) Усиливается внимание к окружающему миру, и не только христианскому (вниманию к жанру Хождений, переводы с латыни)

Но Русское предвозрождения не перешла в Ренессанс, это будет прервано в 15/16 веке. Почему?

Государство объединено, диктат церкви и государство, а инакомыслие выкорчевывалось. Чтобы все понимали все так, как нужно.

Эпоха превозрождения прервана, но не прошла бесследно. Элементы прослеживались и дальше.

Литература второй трети 13-15вв.

Развитие искусства слова в указанном периоде можно разбить на 2 этапа:

1.

2.

Литература первой трети 13 -первой половины 14 вв.

Упадок русской литературы, многое погибло. Жанр летописания переживает упадок. Резко сокращаются контакты с внешним миром, но литература живёт, и сознательно обращается ко временам национальной независимости, черпая из той эпохи вдохновение. Основным остаётся и стиль – монументальный историзм . Ведущим жанром считается – воинская повесть. Произведения с героическим содержанием, основная тема – борьба с захватчиками. Примеры: А) Слово о погибели Русской земли (1238-1246) при Ярославе Всеволодовиче. Произведение дошло не целиком, дошла вступительная часть. Авторство не известно. Произведение посвящено монгольскому нашествию, первая часть – то, какой была, вторая, которая не дошла, по всей видимости – говорила о том, во что она превратилась. Произведение обнаружено в 19 веке русским византинистом Лопаревым Х.М. (один из лучших представителей страны, одаренный, закончил Питерский университет, подвижник, в 1918 году умер от голода). Автор слова сознательно обращается к Слову о полку Игореве, то есть преемственность, обращение к национальной независимости; Б) Житие Александра Невского (80-е годы 13 столетия). Авторство неизвестно, но книжник скорее всего знал Невского. Произведение интересно обилием светского начала. Это биографии связанная с яркими эпизодами Александра военно-политического характера. Там описываются победы в Невской битве и Ледовом побоище. Цель: побудить у населения гордость за правителей, поддержать веру в небесное заступничество. Поражение временно, рано или поздно враг будет побит; В) Повесть о разорении Рязани Батыем. Авторство неизвестно. Историчность произведения низкая, образ Евпатия Коловрата – собирательный. Никто его не может взять. Цель: поддержать гордость в народе за себя, за правителей. Автор отмечает – причина поражение: отсутствие единства.

Литература вторая половина 14 – 15 вв.

С середины 14 столетия подъем русской литературы. Государство усиливается, экономика растёт, возобновляются внешние контакты (Балканы и Византия). В русские земли проникает бумага (вместо дорогостоящего пергамента). Переход с устава на полуустава. В 15/16 вв – скоропись. Возрождается летописание, причём появляется там, где его и не было (Москва). В Москве летопись общерусского характера. В основе сводов Москвы лежит Повесть временных лет. П- преемственность. В первое время доминирует тема монгольского нашествия и борьбы с монголами. Воинская повесть превалирует. Почему? Москва бросает вызов Орде, которая делится на две части по Волге, там замятня . Пример: А) Сказание о Мамаевом побоище; Б) Задонщина (80-90-е годы 14 столетия). Произведения поэтично. Очевидные отсылки к Слову о полку Игореве. Монголы – серые волки, Русские – птицы (кречеты, орлы). Силён христианский подтекст. Д. Донскому помогают покровители Русской земли – Борис и Глеб. Цель: прославление деяний Московского князя Д.И. Донского. Точкой отсчёта Русского лихолетья начинается с битвы на Калке. Лихолетье автор заканчивает победой на Куликовом поле (современники осознавали значимость победы). Присутствует трагичность в произведении: много невосполнимых потерь, потери действительно были ужасны, цвет русских войск погиб, что способствовало легкости восстановления ордынского владычества при Тохтамыше.

Новый стиль – риторико-панегирический ( эмоциально-экспрессивный) он будет превалирующим в 15 веке. Нарастает взволнованность, экспрессия, энергичность, нет прежней монотонности.

1) Появляется наивный психологизм.

2) Сознательный вымысел и занимательность (впервые!!! ). До этого литература серьёзна, а теперь развлекательный момент, но их не нужно преувеличивать.

Примеры: А) цикл произведений о архиепископе Новгородском Иоанне (середина 15 столетия) – центральным стало Сказание о путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим . Авторство неизвестно. Фольклор, сказочный сюжет, сознательный вымысел. Сюжет: святой молилися, увидев беса, заточил его. Бес взмолился, тот отпустил его при условии безбилетного полёта в Иерусалим без визы и регистрации. Бес зарек Иоанна никому ничего не говорить, но тот не сдержался, и бес начинает мстить. Иоанна изгоняют, потом возвращают. Б) Повесть о Дракуле. Автор: Фёдор Курицын, который бывал в Молдавии и Валахии. Дракула (Влад – валашский господарь, якобы один из любимых его деяний было – сажать на кол, получил прозвище Цепеш). Но это не биография, отдельные истории из его жизни. Дракула – ненормальный государь, слишком жёсток. Автор не навязывает точку зрению читателю, который сам должен расставить оценки. Автор использую наивный психологизм, расставляет неоднозначные оценки. Дракула жёсток, но установил закон, который для всех, даже для самых высших слоёв. Дракула не просто убивает, потому что маньяк, он испытует человека на смекалистость. Если человек проявляет ум, то можно сохранить жизнь, погибает тот, кто глупее государя. Эпизод: ...государь собирает нищих, устраивает пир, спрашивает: «Хотите не в чем не нуждаться?» Они типо да, он их убивает; ...государь увидел крестьянина в дранной одежде – убил жену за то, что та не исполняет своих обязанностей; ...ограбили купца, нашли убийц, посадили на кол, вернули, но с лишним, купец вернул лишнее(если не вернул, на кол).

Новый жанр – Хождение . Путешествие в Средневековье – опасно. Обычно хождение – паломничество, поездки к святым местам. Но Хождение за три моря Афанасия Никитина связано с торговыми интересами, его называют даже антипаломническое. Отправился в страны иноверные, что не одобрялось. Отправился в далекую Индию, преодолел три моря (Чёрное, Каспийсое и Аравийское). Основная идея: тоска по Родине, грусть по людям. Личность автора везде проступает, часть текста написано на разговорном языке (новшество, и вообще греховное дело).

В 15 столетии оформляется жанр публицистики, которая тогда же становится ведущим. Но золотым веком станет 16 столетие.

Публицистика – это общественно-политическая литература, посвящённая злободневным (актуальным, жизненным, волнующим общество) вопросам действительности. (Общество, которое не мыслит, лишь реагирует). Публицистика подразумевает полемику. Почему именно тогда? Необходимы были ответы на вопросы времени. Раньше всего публицистиках зародилась в лоне Русской православной церкви. А именно, на фоне движений Иосифлян и Нестяжателей (это не еретики, лидеры движения – святые, они духовные ученики Сергея Радонежского). Исихазм – религиозно-мистическое движение, лидер – Григорий Полома на Афоне, Сергей Радонежский – исихаст. Течение предполагало молитву, медитацию, аскезу.

Нил Сорский VS Володский.

Два понимания христианского идеала. Нил Сорский стоял на кротости и любви к миру. (Нестяжатели). Володский считал, что Бог грозный судья, основа – страх божий (Иосифляне или стяжатели).

Нил Сорский против церковного богатства, кормиться священникам трудом рук своих, жить в отшельничестве в идеале. К еретикам относится мирно, без физических расправ, свобода выбора, но в крайнем случае высылать из страны. Кроткая и невоинствубщая церковь.

Иосиф Володский. Церковь должна быть богата, основная задача: контакт с обществом, служба ему, помощь ему, наставление. Никакого ухода из мира. Общежительный устав разработал Иосиф Володский – расписано до мельчайших подробностей. Обряды – не самоцель, а средство. Нужно обуздать тело, а там и взрастить душу. Но богатство опасно, обряды могут превратиться в формализм. Монаху жить в уединении лучше, в жизни сложно совладать с пороками. Монах – воин Божий, кто выстоял, для того Царство Божье.

Иосифляне беспощадны к себе, но и к еретикам. Володский не лицемер. Еретиков: кающихся в монастырь, не раскаявшихся на костёр. Иосифляне подходили к человеку, как к слабому существу. Только церковь может направить в нужное русло. Много рационального зерна.

Вопрос о власти.

Нил Сорский – все на равных, никто не вмешивается в дела друг друга.

И.Володский – считал, что власть государя божественна, но государь человек и отвечает перед поданными. Государь должен подчинятся церкви, если государь ведёт себя как тиран, то народ волен ему воспротивится. И.Володский открыто критиковал Ивана III, называя его Каином. Позже его взгляды меняются: государь выше всего, в руках государя вся власть как государственная, так и церковная. Но речь о христианском государе. Книга «Просветитель» была настольной у Ивана 4. В чем причина перемен? И. Володский, богатырь духа, после падения Византии, формируется потихоньку почва для тезиса «Москва Третий Рим» (Фелофей), а значит почему пала Византия? Предали Веру, значит нужно сохранить православие, церковь не может этого сделать, но это может сделать государством, а врагов много (безбожные латиняне, и еретики).

Иосифлянство станет основной идеологией Русской православной церкви, подчинение церкви государству, завершённое при Петре I.

Здесь тема удалилась, необходимо восполнить!

В 1378 расписал храм на Ильине. Фрески фрагментами сохраняются. Какая манера Феофана. Его манера динамичность. Образы монументальны, внешне неподвижны. Нет идеи соборности, каждый образ живёт в своём мире, живёт в мучительном поиске Божьей благодати. Господствует идея грозного карающего Бога судьи. Общий тон - холодный. Искусство сурово.

Благовещенский (Иисусный) чин. Дошло 9 икон, сейчас в составе иконостаса благовещенского собора в Москве.

По одним данным иконы написаны для Благовещенского собора. При Иване 3 принесены в обновлённый Благовещенский собор. Есть иная точка зрения. Благовещенский собор Ивана Калиты маленький, чин не вошёл бы, а значит писался для другого собора, а может и писались другим мастером.

Извод Спас в Сивах. Спаситель в различных небесных сферах, в момент пришествия он будет таким. Апокалиптические настроения. Стиль поэтичен. Их мог писать Феофан Грек, но вряд ли, тут нет экспрессии и драматизма, скорее писал другой художник на уровне Феофана Грека, может быть тоже Грек.

Интересен образ Иоанна Крестителя в образе античного мыслителя. Позднепалеологовское искусство. Икона выше 2-х метров.

Живопись 15 века.

Какие отличия. В 14 столетии, внешней красотой образов пренебрегали за счёт красоты внутренней. Но здесь, в 15 веке, уделяется одинаковое влияние. Образы наполнены, в 14 столетии святые находились в мучительном поиске благодати, в 15 столетии божественная благодать достигнута, Бог познан. Просветленность, мягкость, гармония образов. Противоречий нет. Идеи исихазма оказывают огромное влияние. Исихазм чужд соборности. Каждый образ погружён в себя. Все гомронично. Центральной фигурой первых десятилетий является Андрей Рублёв.


Введение

Развитие основных литературных жанров (Жития, хождения, повести)

Творчество митрополита Киприана, Епифания Премудрого, Пахомия Логофета

Публицистика второй половины XV в

Расцвет живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев. Дионисий и его сыновья

Развитие каменно-церковного и светского зодчества

Быт и нравы

Заключение

Библиографический список


Введение


Каждый человек, живущий в своей стран, должен знать ее историю, особенно культуру. Без знаний культуры прошлых лет невозможно понять то, что чувствовали люди в тот период времени, какие внутренние процессы давали толчок к ее развитию, какие особенности в культуре были на лицо, а какие менее заметны, что влияло на ее становление и развитие, так как влияние разных стран на Россию было огромным.

Я рассматриваю русскую культуру XIII-XV веков, потому что Россия в это время начала возрождаться.

Вместе с возрождением и подъемом Русской земли, развитие экономики после татарско-монгольского нашествия, вместе с процессом объединения русских княжеств сначала вокруг нескольких центров, а потом вокруг Москвы возрождалась и развивалась русская культура. Она четко отражала все новшества в русской жизни, а главное изменившееся настроение русского народа, его патриотический порыв в пору борьбы с ордой в преддверии Куликовской битвы и в период создания единого Русского централизованного государства.

Целью работы было показать, что русская культура развивается в постоянных поисках, о чем свидетельствует сама история. Хотя на нее оказывала влияние культура Запада и Востока, но она создавала свои собственные. Отечественные традиции, не ограничиваясь копированием чужих образов.


1. Развитие основных литературных жанров (жития, хождения, повести)


Период XII-XI веков в русской литературе является переходным в движении от киевской литературы, отмеченной идейно-статистическим единством, к литературе будущего централизованного Московского государства. В литературном процессе можно выделить два основных этапа: XIII-XIV вв. и XV в.

Первый начинается с битвы Калке 1223 г. и заканчивается победой на Куликовском поле 1380 г. Литература этого периода характеризуется разновидными тенденциями. Ведущий жанр этого времени воинская повесть, доминирующая тема татаро-монгольское нашествие. Поэтическим пафосом образами и ссыльным патриотическими чувствами проникнуты «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о подвигах и житии великого князя Александра Невского» (житие, имеющие черты воинской повести), «Повесть о Шевкале», посвященная событиям 1327г. в Твери и др.

Жития - это церковные сочинения о выдающихся русских людях - князьях, деятелях церкви. Их героями становились только личности, чья деятельность являлась действительно эпохой в истории Руси, или те, чей жизненный подвиг стал примером для многих поколений русских людей. Церковь их объявляла святыми. Таким было, например, «Житие святого Александра Невского». В нем рассказывалось о замечательных подвигах князя в борьбе со шведами, немцами, о его титанической и опасной дипломатической деятельности в отношениях с Батыем, Золотой Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая. Русские люди, читая это Житие, проникались идеями служения Родине, патриотизма. Автор стремился отвлечь от всего эгоистического, суетного и пробудить в их душах высокие жизненные идеалы служения людям, обществу, своей стране.

Другим таким известным Житием стала повесть о жизни и трагическом конце Тверского великого князя Михаила Ярославича, растерзанного в Орде.

Любимым чтением русских людей стало и «Житие Сергия Радонежского», написанное его учеником Епифанием Премудрым в 1417-1418 гг. На страницах этого сочинения предстает образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье - сделать добро ближнему и благополучие родной земли.

Второй этап в развитие литературы начинается после победы на Куликовском поле и завершается присоединением к Москве Великого Новгорода, Твери и Пскова. В эти годы в общественной мысли в литературе господствовала идея политического и культурного объединения русских земель, которая все больше связывалась с Москвой. Московская литература приобретала общерусский характер и занимала ведущее место.

Особенно популярны в это время становятся сказания. Это истории, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Таким сказанием стала «Задонщина» (написана в 80-е гг. XIV в.), рассказывающая о Куликовской битве. Ее автор Софроний Рязанцев шаг за шагом повествует о начале нашествия Мамая, подготовке Дмитрия Донского к отпору врагу, о сборах рати, об исходе исторической битвы.

Повесть проникнута высоким патриотическим духом, и недаром автор не раз обращается мысленно к событиям и образам «Слова о полку Игореве».

Специальное сказание было создано о нашествии хана Тохтамыша на Москву, которое буквально потрясло Русь после блестящей победы на Куликовском поле. Историко-литературные произведения отражали всю сложность и трагичность борьбы Руси за единство, против ордынского ига.

В XIV - XV вв. вновь появляются на Руси «Хождения» - сочинения, описывающие дальние путешествия русских людей. Одним из них стало знаменитое «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, в котором он рассказал о своем многолетнем путешествии по странам Востока и о жизни в Индии. Начало описания датировано 1466 г., а последние строки были написаны в 1472 г. на обратном пути, неподалеку от Твери, где А.Никитин и умер.

В XV в. тему национально-освободительной борьбы оттесняла литературу нового типа, которая отличалась тематическим и стилевым разнообразием, более ограниченной связью с фольклором и стремлении к психологизму.


2. Творчество митрополита Киприана, Епифания Премудрого, Пахомия Логофета


Киприан - митрополит киевский и всея Руси, писатель, редактор, переводчик и книгописец. Свой путь начал в Болгарии в келифарейском монастыре Феодосия Тырновского и сблизился с Еворимием Тырновским ушел он оттуда в Константинополь, а после на Афон. Впоследствии стал келейником патриарха, в 1373 г. он был послан в Литву и на Русь для применения литовского и тверского князей с митрополитом всея Руси Алексеем. В 1375 г. когда возобновилась вражда Литвы и Москвы, Литовские князья отправили Киприана грамотой в Константинополь, прося патриарха посвятить Киприана в митрополита литовского. В этом же году патриарх Филофий дал ему право после смерти митрополита Алексея, объединить обе части митрополии, став митрополитом «Киевским и всея Руси». В июне 1376 г. Киприан прибыл в Киев и через послов пытался добиться своего права от Московского князя, Новгорода и Пскова. А летом 1378 г. он списался c Сергием Радонежским и Федором Симоновским, Киприан попытался вопреки воли князя вступить в свои права, но в итоге был схвачен возле Москвы и был изгнан за пределы Великой Руси.

После изгнания сохранились его послания Сергию и Федору, в которых он рассказывает об этом событии и эти послания представляют собой публицистические произведения, которые были, рассчитаны на то чтобы читатели под угрозой церковного отлучения сохраняли его и распространяли. В 1381 г. Киприан создал службу митрополиту, написав свою редакцию Жития митрополита Петра, где вложил пророчество о будущем политическом величии Москвы при условии поддержки ею православия. И с помощью Петра Киприан был принят в Москве и смог занять престол, который когда-то принадлежал Петру.

При Киприане стала, увеличиваться русская литература за счет переводов греческого также активизировалась монастырская колонизация русского Севера, церковное строительство и украшение церквей на Руси. При Киприане была проведена реформа и некоторая унификация русского церковного пения, музыкальной нотации и начался период летоисчисления с мартовского на сентябрьский.

Епифаний Премудрый составитель житий, ученик преподобного Сергия Радонежского. Жил в конце XIV в. и начале XV века. Ему принадлежит «Житие преподобного Сергия», которое он начал писать через год после смерти преподобного. Другие сочинения Епифания: «Слово похвально преподобному отцу нашему Сергию» и «Житие святого Стефана Пермского» Епифаний был одним из самых известных и образованных писателей второй половины XV века - он был писцом и автором крупнейших сочинений, его работы были посланиями к разным лицам, панегирических текстов, жизни описателем своих выдающихся современников, участвовал в работе над летописанием Епифаний был иноком Троице-Сергиева монастыря.

В 1380 г. Епифаний оказался в Троицком монастыре под Москвой в качестве ученика, знаменитого того времени на Руси подвижника Сергия Радонежского. Здесь он занимался книгописной деятельностью. В 1392 г. Епифаний после смерти своего наставника перебрался в Москву к митрополиту Киприану. И посвятил Сергию Радонежскому два десятилетия написания его биографии.

Самыми наиболее известными сочинениями Епифания Премудрого были: «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа». Оно было написано после смерти Стефана.

Писателем XV века был и Пахомий Логофет. Сведения о его жизни и деятельности того столетия русской литературы почти не сохранилась. Родом он был серб и жил на Афоне, но в молодом возрасте пришел в Россию во время правления и царствования Василия Васильевича. Большую часть своей жизни Пахомий провел в России в Москве и Троицко-Сергиевой лавре. Его первым литературным произведением был тоже в России это «Житие преподобного Сергия». И это представляла собой переделка жития, которую написал еще Епифаний.

Труды Пахомия устранили Епифаниевский, который уже практически не встречается в рукописях. Вторым произведением Пахомия считают «Житие митрополита Алексея» оно было написано Пахомием по воле великого князя, митрополита и по определению всего собора. Пахомий окончательно и надолго упрочнил литературные приемы с колебаниями вводившиеся впервые Киприаном и Епифанием. Пахомий заботился не о фактах, а только лишь о более красивой его передаче и не изучал исторических материалов, а прибегая к помощи общих мест.


. Публицистика второй половины XV века


Зарождение публицистических произведений XV века связано со временем формирования единого Русского государства. В основном публицистические черты носят произведения, которые возникали в связи с распространением еретических учений второй половины XVI века и первой половины XVI века и одной из центральных проблем того времени являлась проблема человеческого самовластья. Темы самовластья касались как представителей ортодоксального направления так и еретиков. Но одним из аспектов темы самовластья был вопрос о пределах царской власти - должен ли государь отчитываться перед подданными за свои действия или он отвечает за свои действия только перед Богом. И этот вопрос стал одним из центральных в сочинениях Иосифа Волотского. Публицистические произведения лидера Васиана Патрикеевича были посвящены отношениям духовных наставников и светской власти. И даже небольшие произведения Васиана были направлены против Иосифа Волоцкого состоявшие из введения и трех слов. В них он выступает против монастырского землевладения, а также против массовых казней раскаявшихся еретиков.

Если рассматривать в другом аспекте проблему самовластья рассматривая и анализируя принципы, на которых должны строится отношения государя с подданными, рассматривал Иван Семенович Пересветов в таких произведениях как «Большая и малая челобитные», «Сказание о Малмебе-Салтане» и другие. В этих произведениях он поднимает еще одну острую проблему точное соблюдение обряда и истинная вера которые важны для человека и для государства, в которых Иван Пересветов настаивает на необходимости формирования сильной власти и критикует ту систему, которая уже сложилась.

Публицистические направления и источники их распространения того времени связаны напрямую с событиями смутного времени.

Также в своих небольших произведениях по объему были близки к традиционным жанрам духовной литературы: это «Видения». Например: «Повесть о видении между протопова Терентия», «Видения в Нижнем Новгороде и Владимире», «Видения в Устюге» и другие. Были такие жанры как Послания, например: «Новая повесть о Преславном Российском расцвете», такие как Плачи: «План о пленении и о конечном разорении Московского государства. В них авторы пытались осмыслить происходившие драматические события, понять их причины, а также найти выход из создавшихся положений, путем попытки анализа происходящего.


4. Расцвет живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев. Дионисий и его сыновья


Общий подъем духовный жизни Руси в XIV-XV вв., бурное развитие зодчества повлияли в значительной степени на столкновение новой русской живописи. Из этого времени до нас дошли замечательные творения художников-иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Все они были иконописцами, мастерами фреской живописи на религиозные темы. Величие русских живописцев состояло в том, что, не выходя за церковные рамки, они умели создавать подлинные художественные шедевры.

За счет чего же удалось этого достигнуть? Во-первых, благодаря глубоким гуманистическим идеям, вложенным в творения. Во-вторых, за счет собственного неповторимого художественного стиля, сочетания красок, самой манере письма, с помощью которых эти идеи выражались. Так в Новгороде во второй половине XIV в. расписывал храмы и создавал иконы Феофан Грек. Уже по его имени видно, что родом он из Византии. Его лики святых буквально потрясали людей. Несколькими сильными, на первый взгляд, грубыми мазками, игрой контрастных красок (белые, седые волосы и коричневые морщинистые лица святых) он создавал характер человека. Непростой была земная жизнь святых православной церкви, порой она была трагичной, и каждый лик, написанный Феофаном, был полон человеческих страстей, переживаний, драматизма. Ставшего знаменитым Феофана пригласили из Новгорода в Москву, где он расписывал ряд храмов.

Младшим современником Феофана был Андрей Рублев - монах сначала Троице-Сергиева, а потом московского Спасо-Андронникова монастыря. Он общался с Сергием Радонежским, его поощрял и поддерживал Юрий Звенигородский. Некоторое время Рублев работал в Москве вместе с Феофаном Греком. Они расписывали в начале XV в. фресками еще деревянный московский Благовещенский собор. Вероятно, старший по возрасту и имевший уже на Руси большой авторитет Феофан многому научил молодого мастера.

В дальнейшем Андрей Рублев становится наиболее известным русским живописцем. Его вместе с другом Даниилом Черным пригласили расписывать Успенский собор во Владимире, который послужил позднее моделью для Успенского собора в Кремле. Украшал он фресками Троицкий собор в Спасо-Андронниковом монастыре. В творчестве Андрея Рублева до совершенства была доведена идея сплава живописного мастерства и религиозно-философского смысла. Особенно это видно в его знаменитой иконе «Троица», созданной в 10-е гг. XV в. для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Изображенные на иконе в виде ангелов трое странников, присевших за трапезой, по мысли художника, воплощают в себе святую Троицу - справа стоит Святой Дух, слева - Бог Отец, а в центре Бог Сын - Иисус Христос, который будет послан в мир для того, чтобы своими страданиями направить человеческий род на путь спасения. Все три фигуры и по облику своему, и по движению составляют как бы единое целое. В тоже время у каждого своя мысль, своя задача, своя судьба. Икона пронизана идеей жертвенности ради людей, идеей высокого гуманизма. Рублев сумел силой своей кисти, рядом условных знаков создать целую религиозную поэму. Каждый русский человек, смотрящий на икону, размышлял не только о религиозном сюжете, отраженном в иконе, но и о своей личной судьбе, вплетенной в судьбу многострадального Отечества.

Величайший расцвет иконной живописи XIV в. и первой половины XV в. падает на время Андрея Рублева самого древнерусского живописца. Новый подъем массовой живописи связан с именем Дионисий. Именно в эпоху Дионисия массовая живопись завоевала первое место между теми многочисленными местными иконами, среди которых она долгое время занимала равноправное положение.

Старые источники связывают с его именем много работ, из которых до нас дошло только несколько произведений, образ «Одигитрии» из Вознесенского монастыря в Москву дотируемый 1482 (1484) годом, росписи Ферапонтова монастыря, исполненные им вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. В 1500 - 1502 гг., и иконы «Спаса» и «Распятие» из Павлова-Обнорского монастыря, относящиеся к 1500 г. Все остальные упоминаемые житиями и летописью работы прославленного мастерства либо скрываются под записями, либо безвозвратно исчезли. Самая ранняя работа Дионисия была роспись церкви Рождества Богородицы в Пафнутьем монастыре созданная между 1467 и 1477 гг.

В 1484 г. Дионисий возглавлял иконописную артель и выполнял иконы для соборной церкви Успения Божьей Матери в Иосифо-Волокомском монастыре. Его помощниками были два сына - Феодосий и Владимир, старец Паисий.

Волокомский монастырь был одним из главных хранилищ произведений Дионисия и мастеров его окружения, потому что в описи монастырского храма, ризнице и библиотеке, составленной в 1545 г. старцем Зосимой и книгохранителем Паисием, упоминаются 87 икон Дионисия, 20 икон Паисия, 17 икон Владимира, 20 икон Феодосия.

Дионисия по косвенным данным относят его ко времени между 1502 г. и 1508 г. В 1508 г. когда к ответственной работе по расписанию придворного Благовещенского собора была привлечена рукописная артель, то во главе уже стоял не Дионисий, а его сын Феодосий, а Дионисия возможно уже не было в живых. Современники высоко ценили искусство Дионисия и его работы называли «Вельми чудными», а его самого называли «пресловущим» и «мудрым».

Главным произведением последних лет его жизни является стенная роспись собора Ферапонтова монастыря.

В искусстве Дионисия много одухотворенности, нравственного благородства, тонкости чувств, и это связывает его с лучшими традициями Рублева. В истории древнерусского искусства трудно найти второй подобный пример прочности художественных традиций, на протяжении целого столетия времени Рублева и Дионисия.

Дионисий оставил глубокий след в русском искусстве концаXV - начало XVI в. На иконах, фресках, миниатюрах и шитье школы Дионисия лежит отпечаток его своеобразного живописного стиля.

литературный публицистика живопись зодчество

5. Развитие каменно-церковного и светского зодчества


В конце XIII в. начинается строительство первых каменных храмов и в послемонгольское время. Они возводятся в Новгороде и Твери. А затем строится Троицкий собор в обители Сергия Радонежского, церкви в московских монастырях. Русская земля украшается белокаменными храмами. Следом идут новые жилые дома и каменные крепости. Их строят там, где опасность нападений наиболее велика - на границах с крестоносцами - в Изборске, Копорье, на границе со шведами - в Орешке. В 60-е гг. в Москве Дмитрий Донской строит белокаменный Кремль, который с тех пор выдерживает не одну осаду литовцев и татар.

Феодальная война на время прерывает строительную активность в русских землях. Зато Иван III дает ей дополнительное ускорение. В конце XV и начале XVI в. зодчество как бы венчает его усилия по созданию могучей и единой Российской державе. Прежняя кремлевская стена заменяется новой и создается замечательный архитектурный памятник, который и до сего дня поражает своей красотой и величавостью - краснокирпичный Московский Кремль с 18 башнями. Его архитекторами и инженерами были приглашенные на службу в Россию итальянцы, а исполнителями - русские мастера каменных дел. Кремль сочетал в себе достижения итальянской крепостной архитектуры и традиции строительства русских деревянных крепостей. Этот сплав европейского и русского искусства, видимо, и превратил Кремль в шедевр мировой архитектуры.

Почти одновременно возносят свои гордые главы три замечательных кремлевских собора, прежде всего пятиглавый Успенский собор - главный храм страны (1475 - 1479), построенный по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти. Второй собор - Благовещенский, домовая церковь великокняжеской семьи (1484 - 1489 гг.), был спроектирован и построен русскими умельцами. В начале XVI в. уже после смерти Ивана III был воздвигнут Архангельский собор (1505 - 1508 гг.), ставший усыпальницей династии Рюриковичей. Его построил итальянец Алоизо де Каркано или Алевиз, как его звали на Руси.

Одновременно с Кремлевской стеной и соборами во времена Ивана III создаются знаменитая Грановитая палата - место торжественных «выходов государя всея Руси», приема иностранных послов, другие правительственные здания из камня. Через три года после смерти Ивана III его наследник переедет во вновь отстроенный великокняжеский дворец. Так за полтора-два десятилетия центр Москвы поменял свой вид. Москва принимает облик величавой и царственной столицы.


. Быт и нравы


Быт народов, вошедших в состав Русского централизованного государства, - русского народа, поволжских, северо-западных угро-финских и балтийских племен - вполне отражал их общий экономический и культурный уровень. Большинство районов России, русских городов лежало в лесной зоне, вдали от морских побережий; находилось на внутренних речных путях. Ритм жизни был здесь, по сравнению с динамичными странами Европы, более замедленным, традиционным, но на фоне ближних кочевых государств, или племенных образований Востока, или золотоордынских земель и городов Русь выглядела более цивилизованной частью мира.

Хотя в целом быт народа менялся медленно, новшества касались в основном крупных городов, прежде всего Москвы. Там, особенно в высших слоях общества, собирались основные богатства, которые наживались в новых условиях в первую очередь землевладельцами, церковниками, дьяками, которые выступали в роли рычагов нового аппарата управления.

В богатых княжеских и боярских домах, обнесенных высокими и плотными заборами состоящих из многоярусных (двух - трехэтажных) теремов с множеством парадных жилых палат, светлиц, сеней, переходов, для украшения и удобств использовались восточные ковры, дорогая металлическая (золотая, серебряная, медная, оловянная) посуда. Здесь имелись рукописные книги религиозного и светского содержания. Переплетенные в кожу, с дорогими серебряными и золотыми пряжками, они представляли огромную ценность. Их наличие говорило не только о культурном уровне его обитателей, но и об их силе и богатства. Такие хоромы освящались свечами, которые стояли в металлических подсвечниках.

Открывались кованные железом дубовые ворота такого двора, и из него выезжали либо в карете, либо верхом на снаряженных дорогой сбруей лошадях, в сопровождении слуг, богатый владелец двора. Ходить пешком богатому человеку в это время уже считалось зазорным.

Знатные люди, как правило, носили длинные до пят одежды - кафтаны, шубы; они украшались драгоценными камнями, дорогим серебряным и золотым шитьем, вышивкой. Эти одежды шились из «заморских» дорогих тканей - сукна, бархата, атласа, камки. Шубы были тяжелые, с отложными соболиными воротниками, с длинными и намного прикрывающими кисти рук рукавами. Считалось, что чем богаче, тяжелее, длиннее была шуба, тем больше достоинства придавала она ее владельцу, хотя двигаться в ней было неудобно. Но такова была тогдашняя мода верхов общества. У женщин были свои представления о моде и престиже. Современники рассказывают, что русские женщины в XIV - XV вв. без меры белили лица и красили свеклой щеки, «чернили» глаза, выщипывали брови и на их место приклеивали другие. Как говорится, ничто не ново под луной. Головы знатных людей во время выходов были покрыты. Даже в летнее время, высоченными цилиндрическими меховыми, так называемыми горлатными, шапками. Чем выше шапка, тем больше почета и уважения князю или боярину.

Мужчины и женщины носили украшения - перстни и монисты, цепи и пояса с пряжками из золота и серебра. На ногах были сапоги из тонко выделанной кожи - сафьяна - разных цветов. Они нередко также отделывались золотом, серебром, жемчугом.

Питание богатых включало мясо, птицу, рыбу разных сортов, в том числе дорогую красную, всевозможные молочные продукты. На столах в княжеских, боярских хоромах можно было увидеть не только домашние меды и пиво, но и «заморские» вина. В этих дворах ценились хорошие повара, а пиры порой продолжались по многу часов. Блюда же подавались «переменами», т.е. шли одно за другим. Иногда таких «перемен» было до двух десятков.

Русские люди всех сословий, как прежде, ценили хорошую баню. В богатых городских дворах и сельских имениях это были удобные и чистые «мыленки», иногда с металлическими стоками. Вода в эти «мыленки» доставлялась из колодцев, позднее в великокняжеские хоромы и в дома богатых бояр были проведены «водоводы», через которые вода поступала из реки или колодцев вверх с помощью примитивных насосов, работавших на ручной или конской тяге.

Существенные изменения в обществе коснулись прежде всего его наиболее богатой части. Быт же простого народа - крестьян, бедных ремесленников, работных людей, «ярыжек» резко отличался от жизни верхов. Там были свои обычаи, свои традиции, свои бытовые трудности и свои радости. По сравнению с XIII в. этот быт в период создания централизованного государства мало изменился. По - прежнему в сельской местности строились деревянные рубленные избы с двускатной тесовой или соломенной крышей. Скот содержался в подклети - нижнем помещении такой избы. Глинобитные печи топились по черному, т.е. дым уходил на волю через верхнее оконце. Иногда избы зажиточных крестьян имели клети с подклетями - летними неотапливаемыми помещениями.

Такие же дома в основном строились и в городах. Бедные селяне и горожане продолжали сооружать себе избы-полуземлянки (низ, вырытый в земле с деревянной надстройкой) с вековыми глинобитными печами.

И в рубленных избах, и в полуземлянках мебель была самодельной - деревянной, вдоль стен стояли лавки, в центре избы находился стол, на которой стояла посуда из обожженной глины и дерева. Ложки также были деревянными. Освещалась такая изба лучиной, которую вставляли для безопасности в печную щель. Лучина горела медленно, коптила, потрескивала. Когда она догорала, на ее место втыкали следующую. При ее свете женщины пряли, шили, мужчины чинили конскую сбрую, делали другую работу. По вечерам при свете лучины люди отдыхали - пели песни, рассказывали различные истории, сказки, былины. Фольклор и лучина были неразлучны.

Люди труда и одевались соответственно. Одежда не должна была мешать их тяжкой работе: рубахи из домотканого холоста или сукна (зимой), стянутые в талии поясами, такие же домотканые порты, на ногах крестьяне носили лапти, сплетенные из лыка, а городские жители - кожаную обувь. Лапти были легкой и удобной обувью в лесной местности. Кроме того, богатая кожаная обувь утяжеляла шаг, быстро портилась. А лапти можно было тут же выбросить и надеть свежие, сухие. Зимой поверх рубахи надевали меховые овчинные тулупы, а на ноги - валеную обувь, которая выручала в сильные морозы.

Еда в простых семьях - самая неприхотливая, там было не до «перемен», не до жаренных лебедей и рябчиков. Ржаной хлеб, квас, каша, кисели из овсяной или гороховой муки, капуста во всех видах, репа, редька, свекла, лук, чеснок - вот был обычный стол простолюдина. Из молочных продуктов обычно употребляли масло, молоко, сыр, творог. Все это было собственного производства. Мясо подавалось на стол не часто - только по праздникам. Зато реки о озера давали крестьянам в изобилии рыбу, а лес - различные ягоды, грибы, орехи.

В сельской местности на Пасху, Николин день, на храмовые праздники местных церквей устраивались мирские складчины - пиры, когда вся община садилась за общие столы под открытым небом. А потом начинались песни, пляски под гусли, свирели, бубны.

В таких праздниках участвовали и скоморохи. В городах, в том числе Москве, праздники часто сопровождались таким видом развлечения, как кулачные бои. На одной из площадей молодежь сходилась, к восторгу зрителей, стенка на стенку. Порой бились до смерти.

Деревянная Русь в это время особенно жестоко страдала от пожаров. Это объяснялась феодальными войнами, а также частыми нашествиями литовцев, ордынцев. Но и позднее, когда в централизованном государстве жизнь более или менее успокоилась, пожары все равно продолжали обескровливать страну. Этому способствовало печное отопление, освещение лучинами, но так же быстро отстраивались. Однако на восстановление жилищ, хозяйственных построек уходило время, народные силы. А потом случался новый пожар, и все начиналось сначала.

Но особенно пагубны для развития страны были пожары в крупных городах - средоточиях торговли, ремесла, управления, культуры.


Заключение


Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. У значительного представителя европейского Возрождения Максима Грека, есть поразительный по глубине и верности и образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура то же «при дороге», она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

Большая часть территории России занесена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская литература - явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феодализму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодости русская литература оказывалась перед необходимостью интенсивного исторического развития. Воспринимая и усваивая культурное население других народов, русские писатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов.

Длительный период развития русской культуры определялся христьянско-православной религией. На многие века ведущими культурными жанрами храмостроительство, иконопись, церковная культура. Значительный вклад в мировую художественную сокровищницу России вплоть до XIII в. вносила духовной деятельностью, связанной с христианством.

Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохранить и преумножить их.

Библиографический список


·Соловьев В.М. Русская культура с древнейших времен и до новейших дней. - М.: Белый город, 2004

·История России с древнейших времен и до наших дней.: И90 учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков: под ред. А.Н. Сахарова. - Проспект, 2008

·Грабарь И.Э., Каменнова В.Н. История русского искусства. III том, - М, 1954


Теги: Русская культура XIII-XV веков Реферат Культурология

- 129.50 Кб

Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи, выражают идеи более широкого, общенационального характера. В замечательной иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. 12 Фигуры ангелов, сидящих, склонив головы друг к другу в безмолвной беседе, образуют круг - символ вечности, а плавные, гармоничные линии навевают настроение светлой сосредоточенной задумчивости. 13 Нежные, тонко согласованные тона, среди которых преобладают золотистый и звонкий голубой, внутренняя свобода точно найденной композиции с ее выразительным ритмом находятся в тесной взаимосвязи с глубоко человечным замыслом этого гениального произведения.

В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы, создававшихся в период образования русского централизованного государства во главе с Москвой, возрастают известное единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме, черты праздничности и декоративности. Тонкий рисунок и изысканный колорит икон Дионисия, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, полны нарядной торжественности. Но в психологическом плане его образы уступают Рублевским. Созданные Дионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром росписи собора Ферапонтова монастыря близ Кириллова отмечены особой мягкостью колорита, красотой подчиненных плоскости стены композиций с как бы скользящими изящными фигурами. Многочисленные работы Дионисия и художников его школы вызвали повсеместные раздражения им. В конце XV в. московские художники выезжают в Новгород, Псков, на Север, в города Поволжья, а лучшие мастера этих художественных центров выезжают для работы в Москву, где они знакомятся с творческими приемами столичных живописцев. Московское искусство постепенно нивелирует местные школы и подчиняет их общему образцу.

1.3 Фольклор

Устное народное творчество - былины и песни, пословицы и поговорки, заговоры и сказки, обрядовая и другая поэзия - отразило представления русских людей о своем прошлом, окружающем мире. Былины о Василии Буслаевиче и Садко воспевают Новгород с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в дальние заморские страны.

Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, в образе которого угадываются черты двух великих русских князей: Владимира Святославича и Владимира Мономаха; об Илье Муромце и других богатырях земли Русской. В былинах кроме фактов древнерусской истории отражаются и более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликовом, освобождение от ига Орды. 14

Фольклорные черты имеют многие сказания - о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чол-хана и его отряда:

“И бысть между ими бой. Татарове же, надеющися на самовластие, начаша сечи. И абие стекашася человеци и смятошася людие, и удариша в колоколы и сташа вечием. И поворотися весь град, и весь народ том часе собрашася, и бысть в них замятия. И кликнуша тверичи и начаша избивати татар...”

В песне, с одной стороны, довольно точно изображен ход восстания 1327 г., а с другой - игнорируется тот факт, что татары в конце концов отомстили тверичам. Составители песни, не принимая это обстоятельство во внимание, исходя из правоты народа, утверждают иное: “Ни на ком не взыскалося”.

1.4 Общественная мысль

XIII-XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х гг. XIV в. возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Эта ересь носила рационалистический характер, иными словами пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники критиковали нравы духовенства, "поставление по мзде", то есть плату епископу на посвящение в сан священнослужителя. Тем самым они фактически отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образованный и праведный человек. Стригольники отрицали как непостижимое разуму таинство причастия, во время которого вино и хлеб "пресуществляются" в кровь и тело Христа.

В 1375 г. новгородские стригольники были казнены.

В XV в. ересь возродилась в среде приходского духовенства в Новгороде, а оттуда перекинулась в Москву. Она вошла в историю как новгородско-московская или ересь жидовствующих. Последнее объяснялось тем, что еретиков обвиняли в приверженности иудаизму, поскольку они не признавали святости икон и не верили в Святую Троицу. В Москве среди приверженцев ереси оказались высокопоставленные придворные, например, видные дипломаты дьяки братья Курицыны. Еретиков поддерживала невестка Ивана III Елена Стефановна.

Сам Иван III долгое время тоже терпимо относился к ереси. Это объяснялось сложными отношениями между светской властью и церковью. Государство было не прочь провести секуляризацию, то есть изъять обширные земельные владения, накопившиеся у монастырей и церквей в результате вкладов служилых людей. В самой церкви по этому вопросу существовали два течения.

Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники - иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

1.5 Письменность

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов.

С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага. На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности.

По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. Так, тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи, напротив, подчеркивали, что великое княжение - отчина московских князей.

При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств единой главной темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей.

Эта же тема преобладала и в литературе. По следам ордынского нашествия были написаны "Слово о погибели Русской земли" и "Повесть о разорении Рязани Батыем", в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате. Ведущей идеей повести было решительное, пусть даже и безнадежное сопротивление захватчикам.

О деятельности Александра Невского рассказывало написанное в конце XIII в. "Слово о погибели Русской земли". Антиордынская борьба тверичей отразилась в "Повести об убиении князя Михаила Ярославича в Орде" и "Повести о Шавкале".

В конце XIV - начале XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая "Задонщина" и "Сказание о Мамаеве побоище". Оба произведения проникнуты чувством глубокого восхищения подвигом русских воинов, патриотической гордостью.

В XIII-XV вв. на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития, как правило, имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так, житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма.

Распространенным жанром средневековой русской литературы была поветь. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии", рассказывающая о любви крестьянки и князя. Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой болезни, нарушает свое обещание жениться на ней. Но Бог вновь насылает на него болезнь. Только вернувшись к Февронии, князь окончательно выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнатная девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Тогда князь уходит вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию вернуться. Петр и Феврония правят до смерти и умирают в один день, причем тела их чудесным образом соединяются в одном гробу. Сохранился в русской литературе и жанр "Хождений", то есть описаний путешествий. Самое значительное произведение этого рода - знаменитое "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии.




Глава II Быт, обычаи и традиции

1.1 Быт

Деревянная в основном Русь часто страдала от пожаров, войн, междоусобиц. Поэтому не сохранились избы, хозяйственные постройки той эпохи. Имеются лишь их изображения на миниатюрах летописей да археологические остатки.

Изба русского человека добатыевой поры - деревянная, с такими же полами, с двускатной крышей, тесовой или соломенной. Глинобитная печь (у богатых-из кирпича), стоявшая в избе, топилась по-черному. Под полом вырывали яму для хранения продуктов. Окна делались под потолком - через них выходил печной дым; закрывались они заволоками (заслонками) из дерева (волоковые окна).

Бедные селяне и горожане делали избу-полуземлянку: вырывали в земле выемку, над ней ставили каркас из дерева, который обмазывали глиной. По сделанным в грунте ступеням спускались вниз, перед входом стояло крыльцо. Печь, глиняная, куполообразная по форме, стояла в углу; топилась она по-черному. 15

Деревянная “срубная” изба, сто явшая на земле, имела нередко подклеть - нижнее помещение для скота, имущества. Хозяева более или менее состоятельные жили наверху - вгорнице (на горе, вверху). Еще более богатые имели клети с подклетями- летние помещения, неотапливаемые; в них жили летом, хранили вещи. Горницу, имевшую не волоковые, а “красные” окна, пропускавшие больше дневного света, звали светлицей. Они имелись у богатых хозяев - обычно для женщин, которые занимались здесь шитьем, вышиваниями. Наконец, в очень богатомдоме имелся третий ярус - терем. В верхние ярусы вела наружная лестница. Перед входом в жилые помещения предусматривались сени. 16

В домах стояли деревянные столы, скамьи; вдоль стен - лавки;у князей, бояр, в монастырях - еще и табуретки, украшенные резьбой, живописью, с подушками и валиками; под ноги ставили маленькие скамеечки.

Избы бедняков по вечерам освещали деревянными лучинами. Их вставляли в печную щель. У богатых для лучин имелась металлические светцы. Употребляли и сальные свечи-в деревянных или металлических подсвечниках, стоявших на столе.

1.2 Одежда

Простолюдины носили короткие рубашки из домотканого сукна и беленого холста, стянутые по талии поясами; это и естественно для пахаря, рыболова, ремесленника, занятого тяжелой работой. Для зимы они имели меховую одежду - медвежью (считалась “простонародной”) шубу. Деревенские жители носили лапти из лыка, городские - кожаную обувь.

Археологи добыли во время раскопок немало женских украшений: серьги, височные кольца, шейные гривны, бусы (из сердолика, хрусталя), браслеты, перстни, пряжки, пуговицы;у мужчин были пряжки для поясов, пуговицы да еще цепи.

Больше дошло до нас сведений об одеждах богатых людей. Они изображаются на миниатюрах и фресках, перечисляются в княжеских завещаниях. Как правило, одежды - длинные, до пят; по подолу, у обшлагов и ворота украшены вышивкой, драгоценными каменьями. 17 Довольно много разновидностей этих одеяний:у мужчин - шуба, кожух, опашень, однорядка; у женщин - шуба, опашень, летник, кортель, телогрея. Делались они из привозных сукон, бархата, атласа, камки. Украшались отложными широкими воротниками (“ожерелья”), соболями, шитыми по шелку драгоценными камнями, жемчугом.

Описание работы

Культура народа – одна из важнейших частей его жизни. Ее становление, постоянное развитие неразрывно связано с теми же факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входи, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси формируется в то же время, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким н

Содержание




Top