Устное высказывание о настеньке белые ночи достоевский. "Белые ночи": характеристика Настеньки и анализ произведения Ф.М

Русский язык 4 класс

Тема урока: диктант «Весна в лесу».

Вид урока: диктант с грамматическим заданием.

Цель урока: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».

Задачи:

Образовательные : оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма; проверить умения обнаруживать орфограммы в тексте; писать слова на основе изученных правил.

Коррекционно-развивающие :побуждать самостоятельно-мыслительную работу учащихся; развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы, находить ошибки, анализировать свою работу; развивать внимание и память ученика; развивать умение слушать учителя.

Воспитательные : воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.

Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?

Знакомство с диктантом.

Сегодня мы будем писать диктант «Весна в лесу». Послушайте его.

Контрольный диктант

Весна в лесу

Пришла весна. Ярко светит весеннее солнце. На лесной полянке тает снег. С горки по дороге побежал ручей. Он наполнил до краев глубокую лужу и перелился через край. Опустели зимние квар­тиры в старом пне. Проснулась, выбралась из норки ящерица. Вылез еж. Он помылся, почистился, побежал по полянке искать еду. (Физкультминутка для глаз.) Ожил под теплым солнышком огромный лес­ной дом - муравейник. С раннего утра хлопо­чут муравьи. Они несут то травинку, то сосно­вую иголку. Подлетели к старому пню птицы. Сухую травинку они положили в ямку около пня.

(По Г.Скребицкому)

Разбор орфограмм.

В тексте встречаются такие слова, в которых необходимо вспомнить орфограммы:

Весеннее, солнце, полянка, ёж, ожил, муравьи, раннего, травинка.

На доске я выписала слова для справок, обратите на них внимание при написании текста:

Положили, огромный, муравейник.

Прежде чем начать писать диктант, назовите мне правила написания предложений в тексте.

1.Начало предложения пишем с большой буквы.

2.Все слова пишем раздельно.

3.В конце предложения ставится точка.

Если вдруг допустили ошибку, как будем исправлять?

Аккуратно простым карандашом, зачеркиваем одной чертой.

Диктант. (дети пишут под диктовку).

Проверка текста.

Физкультминутка с движением.

Грамматическое задание.

    Выполни синтаксический разбор.

1 вариант

Второе предложение

2 вариант

Третье предложение

    Обозначь части речи в этих предложениях.

    Преобразуй неопределенную форму глагола во временные формы прошедшего, настоящего и будущего времени.

1 вариант

2 вариант

Рисовать

    Спиши, вставь, где надо Ь. Обозначь глагольные суффиксы.

1 вариант

Не надо огорчат…ся.

Быстро собирают…ся.

2 вариант

Надо добиват..ся.

Быстро собирает..ся.

    Определи время, лицо, число глаголов по образцу:

(Что делает?) Думает – наст. вр., 3 л., ед.ч.

1 вариант

Поможем, читаешь.

2 вариант

Сажает, засвистите.

III . Подведение итогов урока

Крылатая весна

Над лесом, полями и горами размахивала своими роскошными крыльями весна. Перелетала с перелеска в перелесок, приседала на луга, одаривала все вокруг щедрым солнечным светом.

Жаворонки поднимались высоко-высоко под белые облака. Птицы в сиянии ярких лучей дарили свои аккорды в честь весны. Леса укачивали своими широкими кронами, укрывали гостью на добрую ночку ярко-зелеными перинами. Коронки цветов подносили весне собранные на протяжении ночи жемчужные капли росы, чтобы она освежила свое бархатистое лицо.

В глубокой чаще леса проснулся маленький подснежник. Он потянул свои нежные лепестки к теплым лучам. «Как долго я спал!» — воскликнул цветок, дивясь шумному гомону птиц. Вокруг разливались нежные ароматы пробуждающегося леса. Солнечные зайчики все смелее заглядывали в непроходимые дебри. Скоро растает и сугроб, из-под которого пробился запоздавший подснежник.

(120 слов)

Задание

  1. Выполните морфемный разбор слова:
  • 1 вариант — подснежник;
  • 2 вариант — перелесок.
  1. Составьте схему предложения:
  • 1 вариант: Перелетала с перелеска в перелесок, приседала на луга, одаривала все вокруг щедрым солнечным светом.
  • 2 вариант: Леса укачивали своими широкими кронами, укрывали гостью на добрую ночку ярко-зелеными перинами.
  1. Выпишите из текста пример:
  • 1 вариант — причастного оборота;
  • 2 вариант — деепричастного оборота.

После весеннего ливня

Темная туча раскинулась по всему небосводу. Все притихло вокруг, насторожилось. И вдруг с неба посыпались капли-орехи, тяжело разбиваясь о твердь земную, о листья деревьев и крыши домов. Потом обрушился плотной водяной стеной дождь. Вся земля вокруг покрылась лужами. Вскоре дождевая пелена поредела, вернулись словам звуки, а глазам — умытая природа.

Весенняя листва стала ярче и сочнее. Одинокие тяжелые капли скатывались с листочков и с брызгами падали в мокрую траву. Ромашки робко поднимали свои головки, отяжелевшие от влаги. Одуванчики, яркими пятнами раскиданные по лугам, весело смеялись выглянувшему солнцу. Птицы словно ожили и рассыпали свои трели в посвежевшем воздухе.

И вдруг через все небо выгнулся дугой радужный мост! Одним концом радуга окунулась в лесное озерцо, набирая воду для нового дождя.

(120 слов)

Задание

  • 1 вариант — умытая;
  • 2 вариант — твердь.
  • 1 вариант: И вдруг с неба посыпались капли-орехи, тяжело разбиваясь о твердь земную, о листья деревьев и крыши домов.
  • 2 вариант: Одуванчики, яркими пятнами раскиданные по лугам, весело смеялись выглянувшему солнцу.
  1. Найдите в тексте прилагательные в сравнительной степени.

Ночь в весеннем лесу

Поезд летел. Картины менялись, словно декорации в театре. Начинался старый дубовый лес. Уже была ночь, поэтому за окном чернели только толстые дубы. Луна поднялась вверх, вышла из-за туч, и картина изменилась. Какие-то чары разлились по лесу!

Тихое лунное сияние заиграло в верховьях деревьев, укрытых первыми листьями. Светло-зеленый свет струился в самых удаленных уголках. Смешиваясь с ярко-золотыми блестками, он рисовал фантастические картины. Сон как будто рукой сняло. Я сидел, плотно прильнув к окну вагона, и не мог оторваться от волшебной картины ночного весеннего леса.

Лес казался каким-то нереальным. Он стал похож на дивный заколдованный храм, уставленный темными колоннами, прикрытый необыкновенной светящейся дымкой. Черные пни были похожи на огромные грибы. Молодой папоротник напоминал цветы в зачарованном саду.

(119 слов)

Задание

  1. Выпишите из текста все сложные предложения.
  2. Выполните морфологический разбор слова:
  • 1 вариант — светло-зеленый;
  • 2 вариант — ярко-золотыми.
  1. Выполните пунктуационный разбор предложения:
  • 1 вариант: Я сидел, плотно прильнув к окну вагона, и не мог оторваться от волшебной картины ночного весеннего леса.
  • 2 вариант: Смешиваясь с ярко-золотыми блестками, он рисовал фантастические картины.

***

Как только первые весенние лучи пробиваются сквозь густые кроны деревьев, в лесу начинается новая жизнь. Что это за клочки шерсти висят на колючих ветках шиповника? Да это лесные постояльцы сбрасывают свои зимние шубки! Заяц меняет белый окрас на серо-коричневый. Так ему легче будет прятаться в весеннем лесу среди прошлогодней травы, побуревшей за зиму под снегом. Вертлявые белочки примеряют ярко-рыжие одежды вместо серых.

Из-под старого пня робко выглядывает ежик, жмурясь от яркого света. Ему пора выходить за добычей для маленьких ежат, появившихся совсем недавно. В лисьей норе тоже шумная возня — это лисята затеяли игру, пока мама на охоте. Скоро они покинут уютное убежище, будут удивляться молодой травке и греться на солнышке.

Лес оживает.

(112 слов)

Задание

  1. Озаглавьте текст.
  2. Выполните фонетический разбор слова:
  • 1 вариант — затеяли;
  • 2 вариант — уютное.
  1. Выпишите из текста предложение, осложненное:
  • 1 вариант — причастным оборотом;
  • 2 вариант — деепричастным оборотом.

Половодье

Наступила весна. Речка избавилась от ледяных оков и разлилась. Вода затопила долину и лес.

Лесное половодье гонит зверей. Все стремятся найти возвышенное место. Серые мыши залезли на старую корягу и испуганно наблюдают за разливом воды. Самая смелая мышка от испуга забралась в птичье гнездо.

Лисицы тоже забираются на деревья и сидят на ветках в ожидании спада воды. Трусливые зайцы спасаются бегством. Они тесной кучкой жмутся на бугорках, которые еще не успела затопить речка. Тут они будут пережидать половодье. Среди ушастых нередко можно увидеть и лису, и барсука. Беда всех примирила.

Для спасения животных лесники организуют экспедицию. Люди на лодках плывут по воде и ищут животных, которым нужна помощь. Вот на кочке притаились три зайца. Они испуганно наблюдают за лодкой. Но вода подбирается все ближе. Осмелев, зайцы запрыгнули в лодку. Теперь лесник отвезет серых ушастиков на безопасное место.

(138 слов)

Задания:

. Выпишите из текста глаголы совершенного вида.

. Найдите предложения с однородными членами. Подчеркните однородные члены предложения, укажите их часть речи.

. Разберите слово по составу: примирила.

Весна в лесу

Наступила самая шумная и радостная пора. Весна - это время пробуждения природы от долгой зимней спячки. Теплые лучи солнца съедают последние россыпи снега. Под деревьями и в поле зазвенели веселые ручейки. Набухшие почки наполняют воздух упоительным ароматом. С раннего утра лес наполняет щебет птиц. Птицы вернулись из теплых стран и спешат обустроиться на новом месте.

Жучки, букашки и паучки вылезли из своих норок. Всю зиму они прятались под корой деревьев, в ворохе опавших листьев. А теперь насекомые рады первым лучам весеннего солнца.

Выбрался из своей норки ежик. Всю зиму колючий еж спал. Но тонкий ручеек забрался в его мягкую постель и разбудил. Еж осматривает окрестности. Вот мелькнула быстрая серая тень. Это полевая мышь отправилась на поле. Скоро побегут по кочкам деловитые муравьи.

Все рады весне!

(127 слов)

Задания:

. Подчеркните главные члены предложений.

. Укажите падеж имен существительных.

Весна в тайге

Хорошо в тайге ранней весной!

Рядом с узкой извилистой тропинкой весело журчит ручеек. Сквозь густые кроны деревьев пробиваются лучи теплого весеннего солнца. Ласковый ветерок треплет ивовые сережки. На дальнем озере началось таяние льда.

В синем бездонном небе зазвенела радостная песня кулика. Его звонкий щебет слышен повсюду. Кулик поет приветственную песню. Он рад наступлению весны.

На высокой ели примостился деловитый дятел. Его красная шапочка ярким пятном выделятся на фоне молодой листвы. Дятел сосредоточенно долбит кору деревьев. Где-то там притаились вкусные букашки.

На поляну вышел важный грач. Он внимательно осмотрелся по сторонам и захлопал крыльями.

Слышишь звуки удивительной красоты? Это над тайгой льется чарующая песня пеночки.

(107 слов)

Задания:

. Укажите число и падеж имен существительных.

. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

. Выделите окончания имен прилагательных.

Весенняя гроза

В этот день ничто не предвещало грозы. Яркие лучи солнца пригревали землю. Птицы, ошалевшие от тепла и солнца, таскали веточки. Муравьи деловито сновали по кочкам. Бабочки порхали с цветка на цветок, собирали нектар и лакомились пыльцой.

Вдруг подул свежий ветер. На краю неба появилась грозная туча. Она быстро плыла по небосводу, разрастаясь прямо на глазах. Стало быстро темнеть. Вот туча подкралась к солнцу и в мгновение ока проглотила его, будто огромный, прожорливый зверь.

Звенящая тишина сменилась отдаленным раскатом грома. Сверкнула яркая молния, и первые капли дождя упали на землю. Спустя мгновения дождь захлестал с необыкновенной силой. Потоки воды лились на землю. Ветер крепчал с каждой минутой. Под его яростными порывами сгибались деревья.

Через несколько минут гроза бушевала во всю силу. Раскаты грома сопровождались яркими всполохами. Ливень смывал все на своем пути.

Но весенняя гроза не длится долго. Туча, выплеснув порцию дождя, унеслась прочь. В воздухе запахло свежестью.

(149 слов)

Пасха

Пасха, или Воскресение Христово - главный праздник христиан. В это день мы не только печем куличи и красим яйца, но и украшаем свои дома.

Традиция празднования Пасхи пришла к нам из глубины веков. Постепенно народные традиции переплелись с церковными. Так, Пасха символизирует окончание самого строго поста. С появление первой звездочки на небе накануне Пасхи начинается пир.

Но сохранилось и много языческих традиций. Перед Пасхой принято делать генеральную уборку дома. Нужно избавиться от прошлогодней пыли, подготовить дом к весенним праздникам. Женщины старательно метут полы и моют окна. Мужчины убирают в саду.

Главное угощение на Пасху - куличи. Они похожи на маленькие башенки, украшенные сладкой сахарной маковкой.

А еще на Пасху красят яйца. При встрече знакомые и друзья обмениваются крашеными яйцами, желают друг другу здоровья и произносят традиционные слова: "Христос воскрес! Во истину воскрес!".

Достоевский в своей сентиментальной повести «Белые ночи» показывает маленькую часть жизни главного героя, именованого Мечтателем, в жизни которого так мало белых ночей. Одинокий молодой человек живет только своими мечтами, в них есть и радость, и любовь - все то, чего не хватает ему в реальной жизни. Из повести мы узнаем, что молодой человек не богат, где-то служит, у него нет друзей. Его образ символичный, просто «Мечтатель». В одно прекрасное мгновенье в его жизни произошел случай, который заставил его понять, что реальность значительно лучше, чем грезы. В одну из своих вечерних мечтательных прогулок он познакомился с молоденькой девушкой 17 лет, премиленькой брюнеточкой, имя которой Настенька. Примечательно то, что Мечтатель поинтересовался ее именем только во вторую ночь знакомства.

Настенька – важная героиня повести. Без нее не было бы счастливых «белых ночей» Мечтателя. Она миленькая, чувственная, ранимая и скромная девушка.

Настенька при первой встречи попросила Мечтателя не влюбляться, она согласна только на дружбу. При дальнейшем общении она рассказала свою историю. Настенька была сиротой, жила со старенькой слепой бабушкой, которая выучила девочку французскому языку, а потом наняла учителя. Обучалась Настя до пятнадцати лет. Однажды она сделала какой-то небольшой проступок, и бабушка пришпилила ее булавкой к своему платью, и сказала, что так она будет сидеть, пока не исправится. Первое время девушка так и сидела пришпиленной возле бабушки. Девушка хотя и обижалась, но говорила, что все-таки немножко любит бабушку.

Жили они вдвоем в маленьком домике с мезонином. Мезонин бабушка сдавала в наем, так как с бабушкиного пенсиона не хватало даже на самое необходимое. И вот год назад к ним в мезонин поселился новый жилец, молодой человек, который в дальнейшем оказался порядочным человеком, и которого Настенька полюбила. Жилец понимал, как живется девушке, жалел ее. Приглашал их с бабушкой в театр на оперу. Год назад он зашел к бабушке и сказал, что ему надо уехать, и ушел к себе. Настенька стала сама не своя, и рушилась на отчаянный шаг. Она собрала в узелок свои вещи, и пошла наверх к нему, чувствуя и любовь и стыд. Он все понял и рассказал ей, что он человек бедный, у него ничего нет, и жениться он пока не может. Но через год он как-то сможет устроить свои дела и вернуться к Настеньке. И только она сможет составить его счастье.

И вот прошел год и Настенька, ожидая приезда своего любимого, повстречалась с Мечтателем. Она при первой встрече предупреждала его, чтобы он не влюблялся. Но разве можно приказать своим чувствам? Узнав ее историю, молодой человек помогал и поддерживал ее, забыв о себе.

Настенька и встречались только четыре раза, четыре белые ночи, пока не вернулся любимый жилец. Она уходит к нему, а герой снова остается один. На следующее утро он получил письмо, где Настенька просит у него прощения, благодарит за подаренную ей любовь и дружбу.

Настенька не виновата в том, что Мечтатель снова остался один, она ждала своего первого избранника. Она хотела быть счастливой. Хотя Мечтатель и любил Настеньку, но не осуждал ее, а желал ей только счастья.

Лев Шестов (русский философ-экзистенциалист) сказал, что если бы на свет не появились великие романы Достоевского, такие, как «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы», то, возможно, ранние произведения писателя так и не дошли бы до читателя XX века.

В фокусе внимания - «Белые ночи»: характеристика Настеньки и других персонажей. К чему и приступаем.

Главный герой

Молодой человек 26 лет - мечтатель. Живет преимущественно собственными фантазиями, в реальную жизнь выглядывает редко. Как-то он отправился от нечего делать бродить по городу, да так увлекся прогулкой, что вышел за город. Там он насладился вольным природным воздухом. Когда уже поздним вечером герой возвращался домой, он встретил молодую худенькую девушку, которая почему-то плакала.

Молодой человек заговорить с ней сразу не решился. Она тем временем перешла на другую сторону улицы. Герой увидел, что там к ней вот-вот пристанет пьяный. Мечтатель героически спас девушку от неприятностей. Правда, обошлось без рукоприкладства: оказалось, что достаточно только присутствия молодого человека рядом с прекрасной незнакомкой.

Герой преодолевает свое смущение и провожает девушку до дома. По пути рассказывает ей о себе, о своей бедности, фантазиях, тайных надеждах. Потом молодые люди доходят до пункта назначения и прощаются, условившись обязательно встретиться завтра. В этом месте произведения «Белые ночи» характеристика Настеньки совершенно не ясна читателю. Понятно одно: это молодая и, видимо, несчастная девушка.

История Настеньки. Характеристика главной героини

Все события сочинения Достоевского происходят белыми ночами (отсюда и название) в Петербурге. На все про все классику хватает описания четырех встреч героев. Причем первая из них ушла на прелюдию к рассказу девушки, который и составляет всю соль произведения. Вопрос о том, какова роль истории Настеньки в повести «Белые ночи», отпадет сам собой после ее описания.

«Пришпиленная» девушка

Настя вот уже два года ни на шаг не отходит утром и днем от своей бабушки. Та почти ослепла, и за какой-то проступок, о котором не сообщается, родственница в буквальном смысле прикрепила девушку к себе, чтобы она еще чего не натворила. Настя - сирота, родители умерли, и она осталась она с бабулей. У них в доме есть две комнаты: в одной живут они, а другую бабушка сдает внаем - это единственный источник их существования, кроме пенсии старушки.

И вот к ним заехал жилец - молодой человек. В результате одного неловкого эпизода он понял, что Настя пристегнута к бабушке булавкой. Он пожалел девушку, стал давать ей книги и вывозить в театр. Она, конечно, влюбилась в благодетеля, открылась ему, но он сказал, что пока не может взять ее замуж, так у него нет достаточного количества денег на сей момент для такого ответственного шага, и ему надо в ближайшее время ехать в Москву на год. Если за это время у Насти к нему не изменятся чувства, то он приедет ровно через год и женится на ней.

В тот же день, когда герои встретились, исполнился год и чуть больше со времени договора, но молодой человек не появился в условленном месте, хотя был уже в городе, о чем хорошо известно девушке. Мечтателю открывается причина слез Настеньки. Теперь читателю должно быть ясно, какова роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». А если нет, то мы услужливо подскажем ему: на ней строится весь сюжет не слишком занимательного произведения Достоевского.

Но двигаемся дальше. Теперь мы готовы к определению самого существа главной героини сочинения. Сентиментально произведение Достоевского («Белые ночи»). Характеристика Настеньки, как ни странно, обратная, лишенная сантиментов. Девушка не слишком умна, но и не слишком глупа. У нее есть вкус к литературе, вернее, она любит истории. Жених ей попался случайно, но она ухватилась за него, как за соломинку, чтобы сбежать от слепой опостылевшей ей бабки. Наверное, как девушка совестливая, она еще и мучилась виной из-за того, что не слишком любит свою престарелую родственницу. И, тем не менее, она была на грани отчаяния и, может быть, безумия, когда жених внезапно сорвался с крючка, ведь он олицетворял собой выход из жизненного плена. Именно к такой трактовке располагает читателя повесть «Белые ночи». Характеристика Настеньки, конечно, не слишком лестная и сентиментальная, но зато правдивая. К счастью для героини, не все еще потеряно.

Бесконечно рефлексирующий мечтатель желает помочь девушке и предлагает ей сочинить письмо для суженого, а он его отнесет куда следует. Удивительным образом необходимое письмо уже написано девушкой, а герою даны четкие инструкции, кому именно его надо отдать. Нельзя сказать, что Настя манипулирует мечтателем намеренно, эксплуатируя его влюбленность, у нее это выходит невольно и невинно.

Встреча заканчивается тем, что Настя и мечтатель распевают песни. Чему радуется она - понятно, а он, видимо, надеется ей услужить и добиться ответных чувств от девушки и, предвкушая это событие, поет.

Третья и четвертая ночи. Финал истории

Нам неинтересна характеристика героя. Настенька («Белые ночи» рассматриваем далее) нас тоже занимает немало. Остается только досказать историю до конца.

Третья встреча. Напряжение нарастает. Друг девушки не отвечает на переданное письмо, она находится в крайней степени экзальтации (если честно, то герои не выходят из этого состояния ни на минуту за все время повествования). Мечтатель, напротив, приуныл. Он понял, что его шансы на взаимность стремительно приближаются к нулю. Девушка пытается его как-то утешить и заверить в своем дружеском расположении. Естественно, мечтателю от этого не легче.

Четвертая ночь. Девушка уже почти погрузилась в пучину отчаяния, для героя настал подходящий момент - он признается в любви. Они говорят всякие «сладости», и вот Настенька уже готова забыть предавшего ее жениха, но тут появляется он сам собственной персоной, и Настя, позабыв про друга-мечтателя, устремляется в объятия старой любви.

На следующий день она пишет мечтателю письмо, в котором говорит, что у нее все в порядке, и что в скором времени она и ее возлюбленный поженятся. Главному же герою остается только вспоминать приключение, произошедшее с ним под бледный свет белых ночей, и тосковать об утраченной любви. Характеристики героев произведения «Белые ночи» готовы. Нами был оставлен в стороне только жених по той причине, что его натуру никаким образом нельзя определить. Этот персонаж носит сугубо декоративный и инструментальный характер в повествовании русского классика.




Top