В.А. Сухомлинский

на девушке изумительной, невиданной красоты. (4) Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. (5)Привёл сын молодую жену в родной дом. (6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: (7)«Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». (8)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. (9)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. (10)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Сочинение по тексту Сухомлинского

Материнская любовь…Как много о ней сказано, написано, спето…Что может быть на свете сильнее этого чувства? Она, как и материнская молитва, помогает детям в самые трудные моменты жизни. Но всегда ли дети с благодарностью относятся к своим матерям? Каково бывает отношение детей к своей матери? Всегда ли взрослые дети с благодарностью относятся к своей матери? Эти вопросы всегда волновали поэтов, писателей, педагогов, психологов. Проблема сыновней благодарности является очень актуальной в современном обществе. Часто матери одиноко доживают свои дни в пустой квартире или в доме престарелых.
Над этой вечной проблемой размышляет автор текста Василий Александрович Сухомлинский. Он приводит старинную украинскую легенду о материнском сердце, которое и после смерти матери трепетало и убивалось по сыночку. Неблагодарный сын в угоду жене-красавице предает свою мать, убивая ее, но разве можно убить материнскую любовь? Автор с трепетом говорит о силе и нежности материнских чувств и осуждает сыновнее бессердечие и неблагодарность. Это самый страшный порок, осуждаемый в обществе.
Я не раз задумывался о том, почему так происходит. Родители любят своих детей, души в них не чают, отдают им последнее, а дети вырастают холодными, бездушными, бессердечными, забывают о своих родителях или, того хуже, отбирают у них последнее, избивают и даже убивают их. Проблема взаимоотношений между родителями и детьми – вечная.
Не случайно одна из библейских заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе». Эта пятая заповедь учит почитать родителей, любить их, быть к ним почтительными, не оскорблять, помогать во всем, заботиться о них, особенно в старости.
Наша русская литература во все времена поднимала эту важную проблему.
В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» мы видим княжну Марью Болконскую, живущую в имении Лысые горы со своим отцом – Николаем Андреевичем Болконским. Отец стар, строг с ней, часто брюзглив и груб. Но княжна Марья покорно переносит поведение своего отца, его издевки и насмешки над ней, потому что бесконечно его любит и понимает, что причина его несправедливого к ней отношения – бессилие перед старостью. Она умная, романтичная и религиозная девушка, абсолютно цельная личность. Ее отношение к отцу – пример безграничной христианской любви и преданности.
Текст Сухомлинского задел за живое, заставил задуматься о том, что я очень люблю свою маму и буду благодарен ей за все лучшее, что она мне дала.

1)Есть старинная украинская легенда. 2)Был у матери единственный сын. 3)Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. 4)Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. 5)Привёл сын молодую жену в родной дом. 6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». 7)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. 8)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. 9)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

10)Но мало показалось снохе и этого. 11)Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. 12)Пересели её в сарай». 13)Переселил сын мать в сарай. 14)Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.

15)Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. 16)Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». 17)Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. 18)Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». 19)Идут к реке каменистым берегом. 20) Споткнулась мать о камень. 21)Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? 22)Почему не смотришь под ноги? 23)Так мы до вечера будем идти к реке».

24)Пришли, разделись, искупались. 25)Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несёт. 26)Трепещет материнское сердце. 27)Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на остры й утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? 28)Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

29)Зарыдал сын, схватил материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. 30)Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

31)И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. 32)Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. 33)Не вернулась домой и мать. 34)Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. 35)И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

36)Такова легенда, созданная народной мудростью. 37)Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.

38)Сыновняя благодарность… 39)Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. 40)И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. 41)Неблагодарный сын, неблагодарная дочь – в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков.

(По В.А.Сухомлинскому)

Показать текст целиком

В данном тексте В.А.Сухомлинский поднимает проблему материнской любви.

Автор обращается к актуальной нравственной проблеме. Выдающийся педагог рассказывает старинную украинскую легенду. Он описывает историю о молодом человеке, который убил свою мать ради любви к красавице-жене. Но сын опомнился только после того, как уронил материнское сердце. Мать не осуждала его за жестокий поступок, а,напротив, посоветовала присесть, отдохнуть. Именно тогда сын «понял, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать». В.А.Сухомлинский отмечает, что «огромной и неисчерпаемой была материнская любовь».Огромное желание матери видеть сына счастливым помогло ей вернуться к жизни и воссоединиться с сыном.

Я полностью разделяю мнение В.А.Сухомлинского. Наши матери готовы на любые жертвы ради своих детей, их любовь настолько чиста и искренна, что в трудную минуту они помогут,не прося ничего взамен. Мать никогда не предаст, она всегда будет заботиться о своих детях, переживать из-за их неудач и безумно радоваться ,

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 1 из 3 К2

Есть старинная украинская легенда. Был у матери единственный сын. Женился он на девушке невиданной красоты, привел ее в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в комнаты, посели ее в сенях». Посе­лил сын мать в сенях. Боялась мать показываться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Но и этого снохе показалось мало. Говорит она му­жу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме! Пересели ее в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила она из своего убежища.

Отдыхала однажды ночью молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне».

Не дрогнул сын, околдо­вала его невиданная красо­та жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупа­емся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Спот­кнулась мать о камень. Рас­сердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? Поче­му под ноги не смотришь? Так мы до вечера будем идти».

Пришли, разделись, иску­пались. Сын убил мать, вы­нул из ее груди сердце, положил на кленовый лис­ток, несет. Трепещет ма­ленькое материнское серд­це. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушибся?»

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так горячо, преданно и бес­корыстно, как родная мама.

И столь огромной и неисчерпаемой была любовь материнская, столь глубоким и всесильным было жела­ние материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растер­занная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не верну­лась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и до­линами, вышли на широкий простор и стали двумя вы­сокими курганами.

Такова легенда, созданная народной мудростью.

Сыновняя благодарность... Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли обо всем добре, сделанном для них матерью и отцом. И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой - любовь и благодарность детей...

Каждый день начинается для меня детской радостью. Я вижу в детских глазах восхищение красотой раскры­вающейся розы, изумление перед чем-то необычным в окружающем мире - удивительной формы облачком в синем небе, пестрой бабочкой среди листьев, - удо­вольствие от подарка, полученного из родительских рук, наслаждение от веселой игры.

Мы все делаем для того, чтобы дети были счастли­вы. И при виде радостных, безмятежных детских лиц мое сердце наполняется удовлетворением. Но вместе с ним почему-то закрадывается и тревога.

Меня тревожит вопрос: зажигает ли наш факел люб­ви к детям ответные искорки благодарности в их сердцах? Чувствует ли ребенок, что блага его жизни - результат большого труда родителей, заботы многих «не родных», но любящих его людей? Ведь без них, без их труда и забот он просто не мог бы жить на свете. Но как часто ему это и в голову не приходит!

Здесь таится большая опасность - вырастить челове­ка эгоистичного, считающего, что все должны работать на него, что главное - его личные нужды, а все ос­тальное - второстепенное. Чтобы предупредить такую опасность, важно пробуждать и развивать в ребенке чувство признательности, благодарности.

Как достичь этого? Я вижу лишь один путь: учить де­тей делать добро для нас - родителей, воспитателей, вообще людей старших поколений. За добро ребенок должен платить добром!

Детское счастье эгоистично по своей природе: блага, созданные для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. Ему кажется, что мать и отец для того и существуют, чтобы приносить ему радости, удовольствия.

Нередко мы сталкиваемся с парадоксальным на пер­вый взгляд фактом: в хорошей трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдают им все силы своего сердца, дети иногда вырастают равнодушными, бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: так происходит потому, что ребенок знает лишь радости потребления. А они не могут сами по себе развить нравственное чувство. Оно возникает лишь тогда, когда мы приобщаем детей к высшей человеческой радо­сти - радости творения добра для других людей. Только это, поистине бескорыстное и поэтому подлинно человеческое переживание является силой, облагора­живающей юное сердце.

Самое главное, по-моему, в том, чтобы учить ре­бенка видеть и чувствовать, понимать и переживать всем сердцем, что он живет среди людей и что самая глубокая человеческая радость - жить для людей.

Воспитание в младшем возрасте - от 6 до 10 лет - я бы назвал школой сердечности. Наши педагоги стре­мятся воспитать у каждого ребенка этого возраста сердечную чуткость к окружающему, ко всему, что создает человек, что служит ему, и, конечно, прежде всего к самому человеку. Это начинается с детской заботы о творении красоты. Все прекрасное несет в себе чудодейственную воспитывающую силу. И важно, чтобы создание красоты и создание добра сливались у детей в единый акт.

Дети переступили порог школы, стали первоклассни­ками. С первых дней школьной жизни исключительное значение мы придаем связи с родителями. Еженедель­но мы, учителя начальных классов и директор школы, беседуем с матерями и отцами, советуем и сами слу­шаем людей, умудренных жизненным опытом. Мы со­обща думаем, что должен делать ребенок, чтобы сердце его стало чутким к окружающему, чтобы он научился жить для людей. Мы договариваемся с родителями первоклассни­ков об осеннем Празднике розы (ученики 2-4 клас­сов уже знают о нем). Это и семейный и вместе с тем школьный праздник. Но у него есть особенность, ха­рактерная для многих на­ших детских праздников: они проводятся не в школе.

В них нет излишней парадности, за которой, к сожа­лению, порой мало искренних детских чувств и много искусственного. Наши детские праздники проводятся главным образом в семье, но готовим детей к ним в школе.

Осенний Праздник розы - это день, когда каждый первоклассник сажает дома на приусадебном участке розовый куст. Мы даем ребенку саженец розы - возьми, посади, ухаживай, создай красоту, принеси ра­дость матери, отцу, дедушке, бабушке.

Труд этот в общем несложный: за два года надо принести несколько ведер воды, перенести с одного места на другое несколько лопат земли. Но главное - это память, постоянная забота, настойчивость в дости­жении доброй, красивой цели. А всему этому надо учить.

Первоклассник сажает куст розы. Часто приходится напоминать ему: полей, прикрой от холода, разрыхли землю... Однообразный труд не очень-то радует, а результат-благоухающий цветок - в детском пред­ставлении невообразимо далек. Ребенок еще не умеет терпеливо ждать, настойчиво подготовляя и проклады­вая путь к решению поставленной задачи.

Но вот появились первые зеленые листочки на кус­тике - в детских глазах загораются огоньки радости. Наступает длительная полоса нового однообразного труда. Снова и снова приходится поливать и рыхлить землю, собирать удобрения.

Наконец неожиданно для ребенка появляется пер­вый бутон. Потом второй, третий... Они раскрываются, блестят на солнце алые, розовые, синие, голубые ле­пестки. Еще больше разгораются огоньки радости в детских глазах. И она ни с чем не сравнима. Это не та радость, которую доставляет родительский подарок, веселый досуг, предвкушение удовольствий от пред­стоящей экскурсии.

Это радость творения добра для самых дорогих лю­дей - матери, отца, бабушки, дедушки. И такое добро особенно трогает потому, что оно одновременно и красота. Ребенок ждет не дождется, когда бутон рас­цветет. А если случилось, что кто-нибудь сорвал цве­ток, - для детского сердца нет большего горя. Но тот не настоящий человек, кто никогда не пережил такого горя...

Для меня самое большое счастье - видеть сияющие детские глаза в те мгновенья, когда малыш срезает розу и несет ее матери. Ребячий взгляд озарен чистым сиянием человечности.

Дети приобретают новое видение мира. В цветущих ветвях яблони, в созревающих гроздьях винограда, в задумчивых цветах хризантемы они видят воплощение человеческого труда, забот, чувства добра и красоты. У них не поднимется рука сломать ветку, сорвать цве­ток просто, зазря.

Прошли два года школьной жизни. Пышно расцвел куст, посаженный в первом школьном году. Посажено еще несколько кустов. В семье родилась хорошая тра­диция - ко дню рождения матери, отца, бабушки, де­душки дети преподносят им цветы. Хорошо, если день рождения приходится на весну, лето или раннюю осень. А если на зиму - тогда приходится выращивать цветок в школьной теплице или дома у печки делать теплячок. Сколько волнений приходится пережить ребенку, пока появится бутон, пока он раскроет свои лепестки. . .

Педагоги добиваются, чтобы дети были захвачены заботой о живом и красивом, о цветущем и расцве­тающем. Пусть ребенок думает о маленькой яблоньке, которой холодно под порывами осеннего ветра. Пусть его тревожит: а не подкрадывается ли в холодную зимнюю ночь к яблоньке серый заяц, не грызет ли кору? На рассвете он пройдет в сад, попробует на ощупь тоненький ствол яблоньки, укутает ее соломой. Его будет волновать то, что весенний приморозок по­вредил цветы персиковых деревьев, что буря сломала ветку на яблоне.

В такой заботе - живой источник человеческой чут­кости, отзывчивости, участливости. Мы стремимся к тому, чтобы у каждого из детей был свой домашний уголок красоты. Летом, весной, осенью - в саду, зи­мой - в комнате. Родители сначала трудятся вместе с детьми, помогая им создать свой уголок, а потом по­степенно как бы отходят в сторону, трудятся одни дети.

У Ивана Ивановича, рабочего ремонтно-технической станции, трое детей, учеников 5-8 классов. Мать и отец посоветовали им создать уголок красоты в пло­довом саду. Небольшую делянку обсадили диким ви­ноградом. Его заросли об­разовали тенистую беседку. Рядом цветут астры, хри­зантемы. Вокруг беседки - сиреневая аллея. Целое ле­то в уголке красоты все цветет. Ребята с радостью встречают в своем уголке родителей, возвращающих­ся с работы. Здесь для них замечательное место отды­ха. И дети гордятся: это они создали условия для отдыха.

Через один-два года пос­ле начала обучения школь­ник закладывает сад благо­дарности. Сажает яблони - матери, отцу, бабушке и де­душке; виноградные кус­ты - матери, отцу, бабушке, дедушке. Саженцы для сада получают в школе - здесь ежегодно выращивается несколько тысяч саженцев. Нелегко побуждать детей ухаживать за плодовыми деревьями. Успех дела за­висит от настойчивости и жизненной мудрости роди­телей, от единства усилий школы и семьи. Проходит два-три года, и на деревь­ях, посаженных, как кажет­ся ребенку, очень и очень давно, завязываются первые плоды. Он знал, что плоды когда-то будут, но их появле­ние - всегда радостная неожиданность. Теперь ни учите­лям, ни родителям не приходится напоминать школьнику, что надо поливать, подкармливать растения, - он и сам об этом не забывает. С нетерпением ожидает того дня, когда созреют яблоки и виноград, когда мож­но снять плоды и понести счастливо взволнованной ма­тери.

Для нас, педагогов, большая радость видеть, как у детей развивается сознание, что уставшие на работе мать и отец нуждаются в отдыхе. Что тишина, покой, чистота и красота в доме - это то, что дает необходи­мый отдых и переживание хорошей радости. Дети не только умом, но и сердцем чувствуют, что их дурное поведение, плохие успехи в учении причиняют боль матери и отцу, а это равносильно злому, бессердечно­му поступку.

«Мне надо учиться отлично по всем предметам, - сказал Коля Б., ученик 4-го класса, - у моей мамы больное сердце». Ребенку хочется, чтобы мать была спокойной. Он знает, что своим трудом поможет обе­речь сердце матери.

Стремление детей хорошо учиться (особенно ма­леньких детей) имеет нередко своим источником желание принести матери и отцу радость. А оно про­буждается лишь тогда, когда ребенок уже раньше на чем-то другом испытал радость творения добра для родителей.

Как важно, чтобы дети научились чувствовать ду­шевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его как свое личное. Эта сердечная чут­кость зависит от того же: от добра, сделанного ребен­ком для товарища. Мы учим маленьких детей делать добро товарищам. Первоклассник Сережа не пришел сегодня в школу. Учитель знает - у Сережи тяжело больна бабушка, и рассказывает об этом ученикам. В детских сердцах пробуждается сочувствие, жалость. Товарищи идут к нему домой, помогают выполнить за­дание, идут в аптеку за лекарствами для бабушки. Де­сятки таких уроков чуткости, отзывчивости, участли­вости получает каждый ребенок.

Детство должно стать для ребенка естественной шко­лой сердечности. Это одна из самых сложных и тонких воспитательных задач семьи и школы. Мы призваны облагородить сердце нового гражданина, одухотворить его порывы и желания высшей человеческой красо­той - чуткостью, отзывчивостью, участливостью. С пер­вых шагов сознательной жизни маленького человека надо помнить, что он станет не только производителем материальных и духовных ценностей, но и сыном пре­старелых родителей, мужем, отцом.

УКРАИНСКИЕ СКАЗКИ И ЛЕГЕНДЫ

УКРАИНСКИЕ СКАЗКИ И ЛЕГЕНДЫ

В сокровищницу мировой культуры, создаваемой руками трудового человека на протяжении многих столетий и тысячелетий, прочно вошли народные сказки как один из самых значительных памятников словесного искусства.

Ученые-специалисты долго спорили о том, в чем заключается сущность сказочного творчества, какая самая существенная черта, характеризующая этот жанр устной поэзии.

Нам кажется, что глубже всех постиг сущность народной сказки Максим Горький, считая ее прототипом гипотезы…

Уже на заре своей истории люди, стремясь проникнуть в тайны природы и предугадывая великие открытия в области точных наук, стали говорить образным языком о коврах-самолетах, о сапогах-скороходах, о летающих кораблях, о шапке-невидимке, о чудесной игле, о скатерти-самобранке, о молодильных яблоках, о мертвой и живой воде.

Заветная мечта о прекрасном будущем, когда человек покорит необозримые просторы суши, морей и «неба» - космоса, когда Правда восторжествует над Кривдой, когда все будут сыты, одеты, обуты, когда не будет «пана» и «ивана», но все будут равными… Эта вековая мечта получила художественное воплощение в мифах, сказках и легендах.

«В сказках, - пишет Максим Горький, - прежде всего поучительна «выдумка» - изумительная способность нашей мысли заглядывать далеко вперед факта. О «коврах-самолетах» фантазия сказочников знала за десятки веков до изобретения аэропланов, о чудесных скоростях передвижения в пространстве предвещала задолго до паровоза, до газо- и электромоторов». По мнению Горького, именно фантазия, «выдумка» воспитала в человеке одно из удивительнейших качеств - интуицию или «домысел», помогающий ученому сделать гениальное открытие. В искусстве фантазия, интуиция, выдумка играют решающую роль. «Мало наблюдать, изучать, знать, необходимо еще и «выдумывать», создавать. Творчество - это соединение множества мелочей в одно более или менее крупное целое совершенной формы. Так создавались все величайшие «типы» - Робинзон Крузо, Дон Кихот, Гамлет, Вертер, Карамазовы, Обломовы, Безуховы и т. д». (М. Горький, т. 25, Собрание сочинений, М., 1953, стр. 86–89).

Эти проникновенные горьковские слова можно дополнить прекрасными высказываниями Пушкина, Гоголя, Тараса Шевченко, Ивана Франко, Гёте, братьев Гримм и многих других.

Наши советские специалисты также считают вымысел главным признаком сказочного творчества. «Вымысел в сказке характерен для всех видов сказки всех народов» (Э. В. Померанцева. Русская народная сказка, изд. АН СССР, М., 1963, стр. 5).

Итак, в народной сказке мы ценим прежде всего поэтический вымысел, обогащающий творческое воображение ребенка и взрослого человека. Но вымысел не мешает сказке иметь связь с реальной действительностью. Еще Н. Добролюбов остроумно заметил: «Если во всех этих преданиях и есть что-нибудь достойное нашего внимания, то именно те части их, где отразилась живая действительность» (Собр. соч., т. 1, М., 1954, стр. 205). А Владимир Ильич Ленин сказал: «Во всякой сказке есть элементы действительности: если бы вы детям преподнесли сказку, где петух и кошка не разговаривают на человеческом языке, они не стали бы ею интересоваться» (В. И. Ленин. Сочинения, т. 27, стр. 79).

Народная сказка - вечно живое коллективное творчество, хотя ее возникновение теряется в седой старине, В этом ее особенность, манящая нас, и ее неотразимая сила, подкупающая слушателя и читателя всех поколений.

Так как мы пишем предисловие к антологии, своду украинских народных сказок, то мы хотели бы коротко рассказать и о современном состоянии сказочного творчества на Украине.

Мы не собираемся вступать в спор с теми фольклористами, которые подчеркивают факт постепенного затухания сказочной традиции в центральных и восточных областях Советской Украины, факт, объясняющийся победным шествием культуры и цивилизации в широкие массы. Но в западных областях республики, особенно в Прикарпатье, мы наблюдаем полнокровную жизнь народной сказки и в наши дни.

Только в Ужгороде за последние пять лет вышло пять сборников новых материалов. За это двадцатилетие нам посчастливилось выявить в Закарпатье пятьдесят народных сказочников. Только в одном селе Горинчеве Хустского района удалось зафиксировать свыше трехсот сюжетов от десяти рассказчиков, среди них оказались первоклассными мастерами Андрий Калин, Михайло Галича, Юра Тегза-Порадюк, Юра Ревть, Василь Холод и другие.

В других районах Закарпатья записано свыше тысячи с лишним текстов, многие из них отличаются разнообразием и богатством репертуара, мастерством исполнения и искусством композиции.

Очень интересны творческие биографии сказочников, позволяющие заглянуть в мастерскую народного мастера, раскрывающие страницы загадочной истории сказки. Эти биографии - живая сложная история многострадального народа.

Среди сказочников - разные типы народных мастеров: сказочники-универсалы, владеющие в одинаковой степени умением рассказывать сказки волшебные, социально-бытовые, авантюрные, исторические предания и легенды, мастера сатирического жанра, и сказочники-эпики. Это утверждает нас в мысли, что украинская народная сказка и сегодня живет полнокровной жизнью.

Когда наблюдаешь живое бытование народной сказки в наше время, видишь ее злободневность, способность откликаться на события последних лет, прямо не веришь, что это один из самых древних фольклорных жанров, уходящий своими корнями в доисторическую эпоху. Письменная литература Киевской Руси часто упоминает о сказочниках и сказках и дает основание предполагать, что уже в XI XII вв. существовала «баснь», т. е. сложившийся веками род повествовательной устной поэзии, распространенной и популярной в дружинно-княжеской и крестьянской среде.

В «Повести временных лет» читаем сказание о трех братьях Кие, Щеке и Хореве, положивших основание Киеву, сказания о походах и о смерти вещего Олега, о мести княгини Ольги за смерть мужа, о Кирилле Кожемяке и другие сказания, по своему идейному содержанию и по своей художественной форме близко стоящие к сказке.

Очевидно, к XIII в. выработалась и сказочная обрядность, органически связанная с традиционными сюжетами и образами.

Киевская Русь являлась общей колыбелью культуры русского, украинского и белорусского народов. В ней были взлелеяны древнейшие памятники устного творчества: обрядовая поэзия, сказка и легенда, былинная и лироэпическая песня, памятники, созданные гением всех восточнославянских племен.

Украинская сказка - родная сестра русской и белорусской сказки. У них одна мать - «баснь» Киевской Руси.

Среди народной мудрости, украинского фольклора видное место занимают легенды, поговорки, пословицы, сказки, рассказы, песни, которые учат детей любить и уважать своих родителей и родню. О долге детей перед родителями говорится в пословицах и поговорках: "Как отца покинешь, то и сам погибнешь", "Почитай отца и мать - будет тебе везде гладко", "Почитай отца, мать, будешь доголітен на земле". Пренебрегать своими родителями, а тем более обижать их никто не смеет "Пуля минует, а материно слово не пройдет", "Папина и матчина молитва из моря выбрасывает, а проклятия в луже топят".

Очень много пословиц и поговорок о маме, которые воспитывают у детей уважение родных мам и пап.

Нет того товара, чтобы купить маму.

Матери ни купить, ни заслужить.

Материнский гнев, как весенний снег, рано упадет и скоро растает.

Хорошо и мамочке, как ребенок в славе.

Мать одной рукой бьет, а другой гладит.

Какой куст такая и калина, какая мать, такой и ребенок.

Нет цвета белизну, как на калине

Нет в мире более родного, как мать ребенку.

На солнце хорошо сидеть, а у мамы хорошо жить.

Яка хата - такий тин, який батько - такий син.

Молодежь богата мудростью мамы и папы.

Мужчина в доме голова, а женщина - душа.

Не научил отец - не научит и дядя.

Кто обидит отца или мать, того совесть будет грызть всю его жизнь. Именно такую идею провозглашает украинская народная дума "Алексей Попович", в которой "казак мастерский военный писарь" О. Попович просит привязать ему к шее камень и в море утопить, заявляя.

От вас я грехов больше имею:

эй, что я ув охотне войско од"їжджав,

С отцом, с матушкой опрощенія не имел,

В грудь отца и матушку стременем отпихав

Старшего брата за родного брата не имел,

Что из города выбегал,

Триста душ малых детей разбивал,

Кровь невинную христианскую проливал

А молодые жены за ворота выбегали,

Маленькії дети на руки хватали,

Меня, Алексея Поповича

Эй, кляли - проклинали.

Идеал отношение к родителей, братьев и сестер выражен такими словами народной песни "Повел Иваско коня к воде".

И меня отец - ясный луна,

И меня матушка - ясная звездочка.

И меня братенько - ясное солнышко,

И меня сестронька - понятное звіздонька

В песне "Родная мама", которую пел известный артист Украины Назарий Яремчук воспевается родная матушка, ее доброта и нежность ее колыбельной песни.

Родная мамо. добрая ты моя ненько.

Мама, мама, вишенько беленькая.

Слышишь мама? Горлица мне снова

Напомнила давнюю песню колыбельную.

Мама, мама! Горлица, как ты, седая,

Проліта сквозь лета,

Давним воспоминанием счастлива

Слышишь, мама? Большего чуда нет

За песни, что ты дала, как папоротник цвел.

Еще есть очень много песен, в которых отражена любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам: "Песня про рушник", песня "Два цвета", песня "Мать наша, мать" и песня на слова В. Симоненко

"Вырастешь ты, сын, отправишься в дорогу,

Вырастут с тобой усыпленные тревоги.

За тобой всегда будут путешествовать

Глаза материнские и белокурая хата.

Можно выбрать друга и по духу брата.

И нельзя родную мать выбирать.

Можно все на свете выбирать, сынок.

Выбрать нельзя только Родину.

В песне " В воскресенье рано-пораненько" высмеивается сын, который имея два дома, не хочет дать родной матери убежище на старости. С первой хаты выгнал ее, чтобы не мешала гостям, которые должны в скором времени съехаться, потому что "будут гости и все в бархатині", а папу "в изорванной свитке". Нашла мать убежище в дочери. Так когда в неблагодарного сына случилась беда, он прибежал за помощью к матери:

Забрехали вратії собаки, -

когда идет сын матери просить.

"Иди, дядя, нонче ко мне...

произошла причина у меня...

Случилась у меня причина:

Умерла женщина - осталась ребенок".

"Хотя бы, брат, еще и хата сгорела,

Как матушке нашей сидите не к месту.

А как будет и хата гореть.

Явлю людям, чтобы не шли тушить,

Как матушке нашей не к месту жить".

Есть много сказок, рассказов, в которых народ осуждает детей, которые стесняются своих родителей, забывают о свой сыновний или дочернее долг перед ними. В украинской народной сказке "Неблагодарные сыновья" рассказывается о неблагодарных сыновей, которые не хотели принимать к себе седого, как голубя отца, а пустили его нищим по миру. За этот поступок они были наказаны.

Очень красиво показана любовь к родителям в рассказах и сказках. "Харитя", "Помощница", "Названный отец" (украинская народная сказка) а также отношение детей к родителям "у меня Нет мамы", "Как Иван искал синего цветка", "Обидное слово", "Папин совет", "Отец и дочь".

Поэты в своих стихах также отражали любовь, уважение уважение к своим родителям.

Есть старинная украинская легенда.

У матери был единственный сын - дорогой, ненаглядный. Души в нем мать не слышала, по капле собирала росу для умывания, тончайшим шелком вышивала рубашки. Вырос сын, статный, красивый. Женился на девушке предивної, невиданной красоты. Привел молодую жену в родной дом. Невзлюбила молодая жена свекровь, возненавидела ее. Боялась иметь показаться невестке на глаза, сидела в сенях. А потом переселилась в сарай. Но и это не успокоило красавицу. Говорит она мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и сожги на медленном огне".

Не дрогнуло сердце в груди сына, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: "Приказала мне жена убить вас мама, вынуть из груди ваших сердце и сжечь на медленном огне. А не послушаю, уйдет от меня жена. Не могу я жить без нее не могу ослушаться." Заплакала мать и отвечает сыну "Ну что же, сын, делай так, как велит сердце".

Пошел сын с матерью в диброву, наломал сухого хвороста, разжег костер. Убил мать, вынул из груди сердце. Положил на угли. Вспыхнул сучок, треснул, полетела уголек, ударила в лицо сыну, обожгла вскрикнул сын, закрыл ладонью обожженное лицо. Стрепенулося сердце материнское, что горел на медленном огне, прошепотіло. "Сыночек мой родной, тебе больно? Сорви лист подорожника, вот растет у костра, примеры сердце материнское... Потом в огонь положишь"

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце в ладони, вложил его в розкраяні грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так горячо и преданно, как родная мать. И таким всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась розкраяні грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. ?????ружною стала ему жена - красавица, не мог он вернуться к ней. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями широкими, стали двумя могилами высокими.

Такая легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее за ласки и заботы материнской, нет тревоги, тривожнішої за бессонные ночи и незімкнуті глаза материнские. "Когда в сердце синовому загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь человеческое гореть неугасимым пламенем" - говорит украинская мудрость.

Сыновняя благодарность... нет выше радости для человека, который чувствует приближение сумерек своей жизни, чем благодарность детей за добро и благо, созданное родителями во имя их сына и дочери, добра и блага. И нет гіркішого и горестного чувства для отцовского и материнского сердца, чем чувствовать, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли про все хорошее, сделанное для них матерью и отцом.

В неисчерпаемом источнике народной морали нам надо черпать духовную энергию подлинной человечности, дружбы и товарищества, настоящего братства свободных людей. Народ беспощадно осуждает сыновнюю неблагодарность и преподносит благородство сыновней любви и преданности. Вот, например в такой легенде "Всегда разум научит".

Когда старых людей, которые уже ничего делать не могли, спускали на лубках в пропасть, чтобы зря хлеб не їли. а один человек очень любил своего отца и не выполнив жестокого закона, спрятал его в сарае и кормил тайно. Через некоторое время случился недород. Ничем людям сеять. Старик увидел, что сын чего-то приуныл, расспросил про все и посоветовал снять с крыши снопы, еще раз смолоть их и засеять. Так сын и сделал. Сошел в него хлеб лучший, самая нива была засеяна. Все люди спрашивают, как он до того додумался.

Мужчина сначала мовчав. тогда рассказал, что отец так научил. С того времени люди перестали старых на лубках вывозить, а уважали до самой смерти, потому что они мудрые, жизнью битые, всегда разуму научат.

Мы все запомним такую истину: к родным нужно относиться с искренней любовью, уважением, чуткостью. Заботьтесь о них, не наносите им неприятностей, берегите родных - это самое дорогое, что у вас есть. Пусть ваши желания выходят из возможностей родителей.

Будь хорошим человеком - и ты обеспечишь счастье отцу и матери. Не допускай, чтобы старость их была обозначена горем. Пусть это будет целью всей твоей жизни.

______________________________ __

Нар. песни в записях И. Манжуры, с.208

Укр. нар. песни в записях С. Доленги-Ходаковского, с.128




Top