В балетной резервации. В балетной резервации Евгений иванченко балет биография

Свое мнение о конфликте в Большом высказывает бывший партнер балерины Евгений Иванченко.

Танцевать с ней может желать каждый мужчина, но у кого хватит на это сил?

Генрих Сребный

В Свете последних событий главная отечественная сцена - сцена Большого театра того и гляди рухнет под тяжестью скандала, связанного с увольнением из ГАБТа Анастасии Волочковой.

Впрочем, многие искусствоведы уверены, что запаса прочности подмостков Большого хватит еще очень надолго - их многолетнее испытание почти 60-килограммовым «умирающим лебедем» лишь очередное тому доказательство.

И хотя руководство ГАБТа официально отказалось поддерживать рабочие отношения с Анастасией Волочковой, по опять-таки официальной причине - бывшая прима отказалась подписывать предложенный ей контракт, последняя до сих пор не теряет надежд еще раз проверить на прочность главную сцену страны.

От Анастасии Волочковой достается не только руководству Большого театра, но и достаточно близким ей людям, среди которых были и те, кто помогал Анастасии танцевать. Уже бывший партнер Анастасии - мощный Евгений Иванченко, выписанный специально для нее несколько лет назад из Мариинского театра, был практически единственным балетным танцором, который физически мог танцевать с Волочковой, недавно подал заявление по собственному желанию об уходе из ГАБТа. Анастасия осталась без партнера, что стало также одной из причин ее увольнения.

Однако у Волочковой была иная точка зрения - она неоднократно заявляла, что Евгений Иванченко куда-то пропал прямо в самом начале сезона, и его никто не может найти. Сам танцор эти заявления опровергает начисто. Несколько дней назад Иванченко согласился дать интервью и высказать свое мнение о конфликте вокруг Анастасии Волочковой.

- Это правда, что вас какое-то время, по словам Волочковой, насильно удерживали в ЦКБ?

Абсолютная неправда. Мне даже смешно такое слышать. У меня было все нормально, я постоянно находился в Питере. Занимался своими делами.

Евгений, а вам поступали какие-нибудь угрозы, связанные с этими событиями? Может быть, кто-то оказывал на вас давление?

Конечно, нет. На меня никто не давил и никто не угрожал - заявление об уходе я написал по собственному желанию.

- А Волочкова утверждает, что не может с вами связаться до сих пор...

Не может такого быть. Я думаю, что она и не особо пыталась - если бы хотели, нашла бы. Меня всегда за все это время можно было найти, дозвониться. Вот не так давно даже из одной газеты дозвонились - пришлось давать интервью...

А в чем действительно причина того, что вы перестали с ней выступать? Действительно у Иванченко были проблемы со спиной или это всего лишь домыслы прессы?

Мне трудно сказать... Думаю, что стало тяжело работать - и с Волочковой в Большом танцевать, и здесь (в Мариинском театре). Я решил, что надо поберечь здоровье.

- То есть вам тяжело было с нею танцевать, «поднимать вес»?

В последний раз - да! В принципе, возможно было получить травму.

- А вы вообще-то в ЦКБ лежали за все это время?

Нет, не лежал. Я болел дома. У меня есть свой массажист, и он мне помогал. А в больнице я не лежал.

- То есть сейчас вы реально работаете, а не прикованы к больничной койке?

Нет, нет. Все нормально, работаю. Вот недавно ездил в Грузию, танцевал.

По информации в СМИ, вы в последний раз в Греции, танцуя с Волочковой, получили производственную травму. Это правда?

Такой явной травмы не было, я не лежал в больнице, ничего такого не делал, но было уже тяжело...

- Вы реально почувствовали, что она прибавила в весе?

Я не могу вам так прямо сказать... Это надо взвешивать. Но, я думаю, что после Греции прибавила.

Евгений, вы не хотели бы что-то добавить? Может быть, есть какие-то вещи, которые вас лично не устраивают, или вы хотели бы опровергнуть какую-нибудь информацию в СМИ, касающуюся вас лично?

Я хотел бы опровергнуть тот факт, что я якобы где-то укрываюсь. Или в больницу меня насильно увезли. Это все смешно. А так я особо и не следил, что у нее на данный момент происходит. Пока не знаю, что там еще нового придумали.

Как бы ни банально звучал этот вопрос, но расскажите, пожалуйста, о ваших ближайших творческих планах. Где вы собираетесь выступать и где вас можно будет увидеть?

Пока только в Мариинском театре. С 9 октября у нас начинается сезон... Пока здесь, в Питере.

- А вы вернетесь в Большой театр?

Не знаю, посмотрим. Смотря какое будет предложение и будет ли оно вообще. Когда будет конкретное предложение, можно будет его рассмотреть. А так я еще не думал.

Однажды в программе «Вести» вы лестно отозвались об Анастасии Волочковой как о балерине. Вы действительно так считаете?

Дело в том, что я давал интервью в Тбилиси. И у нас был разговор вообще о другом, про Настю там не спрашивали. Правда, потом спросили, может ли с ней кто-то еще танцевать, кроме меня? Я сказал, что танцевать может в принципе любой, было бы желание поднять ее. Но, я думаю, что не будут, потому что отношения плохие.

Как вы думаете, кто мог бы стать потенциальным партнером Волочковой в Большом театре, если она туда вернется?

Потенциально, в Большом театре, я думаю, с ней мог бы танцевать Уваров. Но, мне кажется, что это вряд ли - он танцует только со своими партнершами. Вообще, я сомневаюсь в том, что кто-то конкретно сейчас будет с ней танцевать. Просто из-за отношения к Волочковой в Большом театре. Впрочем, если она найдет кого-нибудь со стороны...

А как вы вообще относитесь к фактическому увольнению Волочковой из Большого театра? У вас есть какое-то особое мнение на этот счет?

Тут все решает театр, его дирекция. У них есть право решать, кого брать, кого не брать. Обсуждать это, я думаю, бессмысленно. Действительно, это их право - взять или не взять танцовщика. Поэтому, на что тут обижаться?

Как вы расцениваете тот факт, что Анастасия пытается решить конфликт с администрацией театра, вынося это на суд широкой публики, организуя демонстрации, выступая в прессе?

Конечно, в этом ничего хорошего нет. Когда выносится сор из избы, когда все видят, что происходит, - это неприятно. Большой театр - это Большой театр. И не надо его выставлять в таком свете, что все там плохие, выгоняют всех. Если бы я был на месте Насти, я бы этого не делал. Не нужно это никому видеть, надо решать все тихо и спокойно.

То есть вы написали заявление об увольнении по собственному желанию, руководствуясь только состоянием физического здоровья?

Да, скажу еще раз. Заявление об уходе я написал сам, по собственному желанию. Просто я два года поработал и уже чувствовалось, что надо мне заканчивать такие эксперименты.

Компания «Санкт-Петербургский Классический Балет Андрея Баталова» рада представить зрителю свое творчество в России,а также далеко за ее пределами. Основателе м компании являе тся Андрей Баталов.

Репертуар антрепризы составляют шедевры балетной классики «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Шопениана», а также хореография современников – Алексея Мирошниченко, Эмиля Фаски и других. В числе приглашенных солистов - петербургские звезды балета: Оксана Бондарева, Евгений Иванченко, Леонид Сарафанов.

Компания «Санкт-Петербургский Классический Балет Андрея Баталова» будет рада видеть вас на своих спектаклях в России и за рубежом.

Об основателе компании

Андрей Баталов

Выпускник Санкт-Петербургской Академии русского балета (1992) А. Баталов принадлежит к редкой породе танцовщиков-виртуозов. По уровню мастерства его можно поставить в один ряд с легендарными виртуозами прошлого и настоящего от Вестриса и Нижинского до Барышникова и Хулио Бокка. Выдающиеся технические возможности танцовщика были отмечены уникальной коллекцией наград международных конкурсов, которой нет больше ни у кого в мире. Он «золотой» лауреат Международных конкурсов артистов балета в Нагойе (Япония, 1996), Париже (1996). Удостоен второй премии Международного балетного конкурса имени Рудольфа Нуреева в Будапеште (1996), первой премии и приза Михаила Барышникова Открытого конкурса артистов балета России «Арабеск-96» в Перми (1996). На Международном конкурсе артистов балета в Москве Баталов заслужил Гран при (1997).

В Михайловском (1992-1994) и Мариинском (с 1994-го) театрах Баталов танцевал ведущие партии в балетах «Привал кавалерии», «Сильфида», «Корсар», «Дон Кихот», «Баядерка», «Манон», «Шехеразада», «Ромео и Джульетта» и др. В Датском Королевском балете (2000-2002) в его репертуар вошли коронные партии классического репертуара - принц Зигфрид («Лебединое озеро»), граф Альберт («Жизель») и балеты современных хореографов Питера Мартинса и Кевина О”Дейла.

Баталов танцевал с лучшими балеринами Мариинского театра – Алтынай Асылмуратовой, Дианой Вишневой, Ульяной Лопаткиной, Эльвирой Тарасовой, с легендой 1960-1970-х годов Надеждой Павловой (Большой театр СССР).

В качестве арт-директора антрепризы Андрей Баталов намерен следовать великим традициям русского балета, завещанным 21-му веку великими мастерами прошлого – Мариусом Петипа, Львом Ивановым, Александром Горским, Михаилом Фокиным и другими.

Биографии приглашенных солистов

Леонид Сарафанов

Родился в Киеве. В 2000 году окончил Киевское государственное хореографическое училище, с этого же года солист балета Национальной оперы Украины. На сцене этого театра исполнил партии в балетах «Сильфида» (Джеймс), «Жизель» (Альберт), Grand pas из балета «Пахита», «Спящая красавица» (Дезире, Голубая птица), «Лебединое озеро» (Зигфрид), «Щелкунчик» (Принц), «Дон Кихот» (Базиль), «Петрушка» (Петрушка), «Кармен-сюита» (Эскамильо).

С 2002 года - в труппе Мариинского театра.

С января 2011 года - в труппе Михайловского театра.

Оксана Бондарева

Родилась в 1987 году в Днепропетровске. В 2002 году окончила балетную школу при Днепропетровском академическом театре. В том же году принята в труппу. В 2005 году окончила театрально-художественный колледж по специальности «Хореография». В 2005-2009 годах была солисткой Русского Национального балета С.Н. Радченко (Москва). В 2008-2009 годах стажировалась в Московской Государственной Академии Хореографии.

В 2009 году принята в труппу Михайловского театра.

Евгений Иванченко

Заслуженный артист России (2010)
Родился в Ашхабаде (Туркмения).
Окончил Академию Русского балета им. А.Я. Вагановой (класс Валентина Оношко).

С 1992 года в труппе Мариинского театра.

Михаил Мартынюк

Заслуженный артист России (2010)

Окончил Пермское государственное хореографическое училище по классу В.Я. Аликина. В труппе «Кремлёвского балета» с 2003 года. В его репертуаре партии: Меркуцио («Ромео и Джульетта»), Шут («Лебединое озеро»), Том Сойер («Том Сойер»), Наполеон («Наполеон Бонапарт»), Базиль («Дон Кихот»), Дроссельмейер, Принц-Щелкунчик («Щелкунчик»), Солист /Па де де/ («Жизель»), Актеон («Эсмеральда»), Солист /Па де скляв/ («Корсар»), Хануман («Катя и принц Сиама),Лель ("Снегурочка"), Голубая птица («Спящая красавица»), Аладдин ("Тысяча и одна ночь"), Альберт ("Жизель") и другие. В 2008 году Михаил Мартынюк исполнил партию цирюльника Фигаро в одноимённом балете на музыку Дж. Россини и В.А. Моцарта, поставленном А. Петровым с учётом данных и пластического дарования этого солиста. Артист удостоен приза за лучшее исполнение современной хореографии на Открытом конкурсе артистов балета России «Арабеск» (2002) и молодёжной премии «Триумф» (2005). Мартынюк лауреат Всероссийского конкурса артистов балета в Краснодаре (2004), дипломант Открытого конкурса артистов балета России «Арабеск» (2006), лауреат первой премии и золотой медали на I Международном конкурсе артистов балета в Астане (Казахстан).

Александра Тимофеева

Заслуженная артистка России (2010)

Была приглашена в «Кремлёвский балет» в 2000 году по окончании Московской государственной академии хореографии (класс М.В. Михайловой). Дебютировала в сольных партиях в балетах «Лебединое озеро» (Невеста), «Том Сойер» (Стрекоза), «Иван Грозный» (Лик Победы) и других. Затем с большим успехом выступила в балете «Щелкунчик» (хореография А. Петрова), создав нежный и трогательный образ Мари. Сегодня в репертуаре Александры Тимофеевой заглавные и сольные партии репертуара театра: Одетта-Одиллия, Солистка /Па де труа/ («Лебединое озеро»), Аврора, Принцесса Флорина («Спящая красавица»), Золушка («Золушка»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Жар–Птица, Девица Краса («Жар–Птица»), Диана («Эсмеральда»), Фаншетта («Фигаро»), Медора («Корсар»), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Купава ("Снегурочка"), Жизель («Жизель»), Шехерезада ("Тысяча и одна ночь"), Мазурка ("Шопениана"). В 2001 году Александра Тимофеева стала лауреатом молодёжной премии «Триумф». В 2006 году она лауреат первого Международного конкурса артистов балета в Астане (II премия и серебряная медаль). 2008 год принёс артистке звание лауреата Х Открытого конкурса артистов балета «Арабеск» (III премия). Балерина является лауреатом премии журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда» (2007).

В разные времена по разным причинам из Большого театра выгоняли главных действующих лиц отечественного балета. В советские — Майю Плисецкую, Мариса Лиепу. В российские — Юрия Григоровича, Владимира Васильева. Но ни один из этих эпохальных уходов не сопровождался таким скандалом, как увольнение балерины Анастасии Волочковой. Обыкновенный производственный конфликт обрел такие необыкновенные формы, потому что уволили не балерину, а поп-звезду.
Имена изгнанников несопоставимы по значимости. Причины увольнения — тоже. Раньше удаляли потенциальных соперников или совершали эстетическую революцию. Решения принимались на уровне премьер-министра (как это было с Юрием Григоровичем), в крайнем случае — министра культуры (так избавлялись от Владимира Васильева) и подчас реализовывались с шокирующей быстротой. В каждом случае при желании можно было усмотреть как несправедливую травлю, так и неумолимую поступь прогресса. И только происшествие с Анастасией Волочковой никак не связано ни с внутритеатральной, ни с культурной политикой. Суть его предельно проста: балерина была обузой для театра, директор попытался от нее избавиться. Но обычный производственный конфликт работника и работодателя вдруг раздулся едва ли не до вселенских масштабов.
Объяснить этот феномен можно. С советских времен в балетных артистах мир видел безмолвных диссидентов, ногами голосующих против тоталитарного режима. Однако времена нуреевских прыжков через ограждения парижского аэропорта или барышниковского кросса по ночной североамериканской улице канули в Лету вместе с железным занавесом. Все, кто мог и хотел, отбыли за границу (как Владимир Малахов) или мирно чередуют выступления в России со спектаклями на Западе (как Нина Ананиашвили или Диана Вишнева).
Для иностранцев случай с Анастасией Волочковой оказался лакомым куском — наконец-то обнаружилась "жертва произвола". Для русских таблоидов — тоже, но по другой причине. В истории нашего балета Анастасия Волочкова — первая и единственная прима, ставшая поп-звездой. Балетным Басковым, балетной Курниковой, балетным Юдашкиным. К моменту ее конфликта с Большим брэнд "Волочкова" был так раскручен, что для широкой аудитории олицетворял само понятие "балет". Русские СМИ стали заложниками образа, сотворенного ими самими: отныне они были обречены отслеживать каждый шаг балетной дивы.
И вот влиятельнейшие мировые газеты помещают портрет Волочковой на первых полосах, на полном серьезе подсчитывают килограммы ее веса и сантиметры роста, публикуют отзывы экспертов и таблицы габаритов знаменитых балерин. При этом ни в одной публикации не упоминаются сценические заслуги балерины. Потому что их нет.

Балерина в стиле поп
Официальная биография Анастасии Волочковой подчеркивает ее целеустремленность: маленькую Настю не брали в вагановскую школу, но она поступала снова и снова, пока не добилась своего. Понятно, почему не брали: у балерины Волочковой плохой подъем, нет прыжка, неважное вращение, искусственно выработанный шаг (из-за чего в больших позах адажио ее линии всегда перекошены) и прискорбное отсутствие актерского дарования. Тем не менее настойчивая Настя поступила в Мариинский театр, где в течение четырех сезонов умудрилась поменять с полдюжины именитых педагогов и станцевать 14 ведущих партий — и это невзирая на отчаянную конкуренцию молодых звезд, поддерживаемых театром, публикой и прессой.
Понятно, что с таким честолюбием балерине самое место не в культурной, а в официальной столице России. И предложение не заставило себя ждать. В 1998 году Волочкову пригласил в Большой тогдашний худрук театра Владимир Васильев — все статусные москвички отказались танцевать его диковатое "Лебединое озеро", и уязвленный хореограф нашел приму в Мариинском театре. Петербург вздохнул с облегчением, Москва напряглась: новая балерина в первый же год сильно потеснила в репертуаре безалаберных москвичек. К концу сезона с ней отказалась работать тишайшая Екатерина Максимова, известная своим отвращением к дрязгам и интригам. Впрочем, это не озаботило балерину: ее взоры уже обратились в Европу.
После английских гастролей Большого театра Волочкова получила ангажемент в Лондоне, а московский театр с нескрываемым облегчением заключил с ней годовой контракт на два второстепенных балета. Целый сезон британская пресса обсуждала не дебют госпожи Волочковой в партии феи Карабос, а ее нежную дружбу с неким влиятельным любителем балета.
Поняв, что европейская карьера не задалась, балерина прониклась патриотизмом и вернулась на родину. В Большой театр она влетела опять на крыльях "Лебединого" — советский классик Юрий Григорович, возобновлявший свой старый балет, поставил условие, чтобы в первом составе главную роль танцевала Анастасия Волочкова. Его внезапное увлечение балериной породило множество самых невероятных слухов — ведь в Большом по-прежнему работали Одетты-Одиллии, которые преспокойно танцевали этот спектакль еще в григоровичевские времена. Как бы то ни было, после дебюта в марте 2000 года Волочкова подписала полноценный контракт — очередной балетный худрук Борис Акимов оказался человеком податливым.
Правда, театру балерина Волочкова уже тогда была не слишком-то нужна. По крайней мере, ни один из приглашенных хореографов (ни француз Ролан Пети, ни русский Алексей Ратманский, ни англичанин Александр Грант) примой не заинтересовался и в своих работах ее не занял. Даже благосклонный к ней Юрий Григорович хоть и подарил Волочковой придуманный им приз Benois de la danse за "Лебединое" (публика награждение освистала), однако к возобновляемой "Легенде о любви" и близко не подпустил, а в "Раймонде" оставил во втором составе. К тому же выяснилось, что для Анастасии Волочковой, балерины рослой (официально — 168 см, а с пуантами, так все 180), в Большом театре нет партнеров: московские мужчины, заботясь о своем здоровье, отказались носить ее на руках. Специально для балерины театр заключил контракт с мощным и неприхотливым солистом Мариинского театра Евгением Иванченко, а в экстренных случаях выписывал партнера из-за границы (как, например, датчанина Кеннета Грева).
Впрочем, деятельная балерина все равно имела свои три балета в месяц, а свободное время использовала с толком. Именно в этот период балетная поп-звезда выдвинулась в лидеры нашей масскультуры — участвовала во всевозможных презентациях (на некоторых даже танцевала), постоянно появлялась на телеэкране и в глянцевых журналах, служила рекламным лицом нескольких компаний. Имидж роковой женщины и экстраординарная раскрутка дивы затмили брэнд самого Большого — чего стоили хотя бы перетяжки над Невским во время петербургских гастролей театра, на которых после гигантского "Анастасия Волочкова" стояло петитом "в балетах Большого театра". Но Большой терпел все.

Борец с чиновниками
Трудно сказать, почему в конце прошлого сезона театр отважился переломить ситуацию. Вряд ли только потому, что в Большом появилась новая, действительно звездная прима — Светлана Захарова. Но в конце июня Волочковой предложили контракт на четыре месяца вместо обычного годового. Официальная версия была такова: Евгений Иванченко, единственный партнер балерины, получив некую травму, уволился по собственному желанию, так что театр не может гарантировать балерине занятость. К тому же с января 2004 года труппу возглавит новый худрук Алексей Ратманский. Он-то и решит — продлевать контракт или нет. Опытная Анастасия Волочкова сразу поняла подвох и подписывать бумагу не стала.
Подвох состоял в том, чтобы не брать балерину в Париж на страшно важные для престижа Большого январские гастроли. Театр мечтал тихонько спустить ситуацию на тормозах, переложив решение о ее увольнении на Ратманского. Беспечно полагая, что Волочкова контракт все равно подпишет, балетные руководители поставили ее имя в сентябрьскую афишу. В сентябре все и началось.
На открытии сезона первым балетом стояло "Лебединое", разумеется, с Анастасией Волочковой. Зигфридом должен был быть уволившийся Евгений Иванченко (буквально за неделю до открытия сезона Волочкова танцевала с ним "левую" "Жизель" в Греции). Но накануне спектакля партнер так и не появился. И Волочкову заменили на другую балерину.
Далее сюжет развивался по всем законам PR-акции. Волочкова по радио воззвала к общественности, обвинив театр в том, что он прячет ее Иванченко и травит ее саму. Отвергла жалкие попытки руководителей балета к примирению, в очередной раз отказавшись подписывать контракт и выдвинув собственные условия. При поддержке партии "Единая Россия" созвала пресс-конференцию, косвенно обвинив руководство Большого в нелояльности президенту (пресс-конференция называлась "В момент проведения административной реформы в России администрация ГАБТа публично демонстрирует чиновничий разгул"). Поучаствовала в телепередаче "К барьеру", в которой положила на лопатки исполнительного директора Фонда Большого театра Александра Гафина.
Большой отбивался довольно-таки неловко, утверждая, что балерина много весит и потеряла форму. 16 сентября, как раз накануне запланированного выступления балерины в "Раймонде", театр решился быть последовательным и ее уволил. За балерину тут же вступился министр труда Александр Починок — объяснил в телеинтервью, что это — незаконно. Театр, сделав вид, что принял выступление министра за рекомендацию, а не за приказ, оставил свое решение в силе. Балерина подала в суд, требуя восстановления в труппе. Представители театра на первые два заседания не явились. Процесс еще идет, но результат его предсказать можно.

Бесконтрактная солистка
Похоже, Большой театр суд проиграет. Похоже, он и сам это понимает. Во всяком случае, гендиректор Большого Анатолий Иксанов не устает сетовать, что новые законы, позволяющие перевести на контракты людей творческих профессий, никак не вступят в действие, потому что не утвержден перечень профессий, которые следует считать творческими. А по старому законодательству увольнять Волочкову театр действительно не имел права. Администрация не расторгла рабочие отношения с балериной сразу после истечения ее срочного договора (а именно 30 июня) и тем самым фактически перевела ее на договор бессрочный. То есть в постоянный штат, где балерина может спокойно трудиться до самой творческой пенсии (если, конечно, не будет уличена в нарушениях трудовой дисциплины) на зарплате примерно в $100.
Иксанов не скрывает, что прецеденты по возвращению ненужных театру артистов уже были: несколько уволенных оперных солистов восстановились на прежнем месте службы с помощью суда. Но исход процесса мало волнует Большой. Своих целей он добился: простая бесконтрактная солистка не может предъявлять театру каких-либо условий и претензий. Театр имеет полное право не гарантировать ей занятость в репертуаре, не брать на гастроли, не подыскивать партнеров — то есть не делать всего того, на чем настаивала Волочкова.
Здравомыслящий человек может спросить: зачем бедной девушке работать в театре, который ее так унижает и оскорбляет, если она может преспокойно давать сольники в Кремле? И где ее человеческая гордость? Однако настойчивое желание Волочковой закрепиться в труппе совершенно понятно. Статус балерины Большого куда почтеннее, чем неопределенное положение поп-дивы, устраивающей собственные гала-концерты. Шансов же занять аналогичное положение в другом престижном театре у нее мало: Мариинка явно не жаждет заполучить ее обратно. Заграница Волочковой тоже не поможет: международная репутация балерины не позволяет ей рассчитывать на "Ковент-Гарден" или хотя бы Берлин с Сан-Франциско. Даже в Киеве ее недавно приняли без всякого энтузиазма. В отличие от других российских артисток, которых охотно приглашают западные театры, Анастасия Волочкова может показаться миру лишь в спектаклях Большого — отсюда и ее настойчивые требования участия в гастролях театра.
Ясно, что простое восстановление в театре балерину не устроит. Наверняка последуют другие процессы: Волочкова уже намекала на возможность подачи иска лично Иксанову — "за оскорбление чести и достоинства". И исход предсказать трудно — балетные умы до сих пор будоражит эпизод столетней давности, когда балерина Матильда Кшесинская ухитрилась уволить директора Императорских театров князя Волконского. Причем не борясь за место под солнцем, а из простого дамского каприза. Впрочем, это все-таки была Кшесинская.

ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА

Евгения Иванченко - скромный партнер Волочковой

Впечатления от балета "Дон Кихот".

Начну с газетной заметки. "После того, как с Волочковой отказались танцевать многие солисты Большого, она «выписала» Евгения Иванченко из Питера. Умеренного и аккуратного. Поздравляю театр с приобретением».

Очень захотелось попасть на балет «Дон Кихот»в Кремлевский Дворец, но не ради красотки Волочковой, а ради ее партнера, «умеренного и аккуратного» Евгения Иванченко, которого, по словам журналистки, Волочкова «выписала» из Питера.

Этого артиста балета я заприметила давно, он танцевал с Ульяной Лопаткиной Зигфрида в «Лебедином озере». Высокий, красивый, ослепительно молодой и стройный. Его фигура достойна того, чтобы лучшие скульпторы высекали ее из мрамора, Евгений красив, как древнегреческий бог, а может, еще красивей. Прекрасной формы ноги, рельефные, мягко выделяются все мышцы, и гордая посадка головы. Сразу видишь породу, в нем «читается» питерская школа. С Лопаткиной танцует осторожно, будто она фарфоровая ваза, и он боится ее уронить, не оправдать доверия, ему оказанного - поднимать саму (!) Лопаткину. К сожалению, о нем почти ничего не пишут критики.

Мне очень захотелось посмотреть на его танец. И вот мы в театре.

Медленно гаснет, занавес открывается, Волочкова и Иванченко на сцене! Красивые, молодые, загорелые, улыбающиеся. Она - в платье: черный лиф, белая юбка в черный горох с многочисленными оборками, он - в черном трико, в белой рубашке и черном жилете.

С выходом этой пары даже воздух, мне кажется, изменился, стал свежее, легче стало дышать, сердце забилось радостнее. Я почувствовала, что улыбаюсь непрерывно. Движения Евгения отточены, всё - руки, корпус, голова - творят красоту ежесекундно. Ни одного неряшливого движения, ни одной неверной позы, всё четко, красиво, дарит наслаждение, радость своей добротностью, легкостью и непринужденностью, с какой все эти красивые движения и позы выполняются. Я не профессиональный критик, мой удел - настроение, эмоции. Бьется радостнее сердце, замирает от удовольствия, блестят глаза - значит, артист хороший, значит, его искусство достигло цели, затронуло чувства зрителя, задело, зацепило. На этом спектакле всё было, особенно после завершающего па-де-де в третьем акте. Когда он и она в красно-черных костюмах состязаются друг с другом в красоте, молодости, виртуозности - в танце. То он, то она, то он, то она, всё увеличивая темп, всё усложняя движения, достигая апогея в его вращениях и красивых высоких прыжках и ее 32-ух фуэте, «прокрученных» очень чисто и на большой скорости. Зал гудит от восторга. Последний аккорд, и красивая пара застыла в эффектной позе. "Зал рукоплещет, зал в восторге".

Первые ряды медленно, а потом всё быстрее приближаются к бордюру оркестровой ямы, ближе, ближе, все аплодируют. Зал гудит и ждет любимцев на поклон. Волочковой - огромный букет алых роз. Иванченко - бедный родственник - чуть позади. Без букета (я не купила). Она выдергивает розу из своей охапки - ему. Ещё раз на поклон, ещё. Занавес закрывается, зрители всё еще рукоплещут и зовут. Настя и Женя выходят. Я вдруг неожиданно для себя кричу: «Женя, браво!» Он аж вздрагивает. Прищуривается, пытаясь сквозь огни рампы рассмотреть, кто это кричит ему. Мой муж вдруг тоже басом вторит: «Женя, браво!» Евгений нас увидел, улыбается, машет нам. Анастасия, кланяясь на все стороны, обожгла нас своими глазищами: мол, что за клакеры объявились у Иванченко. Подруга с размытой тушью на глазах показывает синяк на руке под кольцом от аплодисментов и выдыхает: «Ну, о-о-очень понравилось!» И я вспоминаю, когда во время фуэте у меня навернулась слеза, я взглянула на подругу и увидела платочек возле ее глаз. Понятно, в унисон со мной и ещё большой группой людей в этом пятитысячном зале. В Большом театре, я заметила, это бывает даже острее: те, кто пришел на спектакль, чувствуют, дышат и живут эти два часа, пока идет спектакль, как один неделимый организм. Мне иногда кажется, что сам воздух в театре наэлектризован и высекает искры. Танцовщики этот мощный посыл энергии из зрительного зала тоже чувствуют и зажигаются от него и уже преображенную энергию дарят зрителям. Так восторг тысяч людей, сливаясь в одну могучую энергию, во что-то материализуется. Вы не видели, нет ли северного сияния над крышей театра во время спектакля? Надо как-нибудь посмотреть! Мне кажется, мы его увидим.




Top