В чем разница между коммерческой и бюджетной организации. Бюджетный учет

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, которые основываются на законодательстве о бюджетном устройстве, Инструкции по бюджетному учету, других нормативных документах по учету и отчетности в бюджетных организациях, а также их отраслевой спецификой.

К таким особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях можно отнести:

    организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;

    контроль исполнения сметы доходов и расходов;

    переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

    выделение в учете кассовых и фактических расходов;

    отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

Задачи бюджетного учета

К основным задачам бюджетного учета относят:

    формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;

    формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;

    обеспечение контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;

    обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Нормативные документы

В бюджетных организациях учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, осуществляется в соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете и на основании Инструкции по бюджетному учету.

Инструкция по бюджетному учету включает в себя:

    Бюджетный учет: подробности для бухгалтера

    • Нарушения в области ведения бухгалтерского (бюджетного) учета

      В области ведения бухгалтерского (бюджетного) учета отражаются в актах проверок. ... отражающий совокупность способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, стоимостного измерения, текущей группировки и... используемый при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета, регулярно обновляется и приводится в... записей по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета. Проверяющими в ходе контрольных...) учреждениями процедур ведения бухгалтерского (бюджетного) учета. В следующем номере журнала продолжим...

    • Обзор важных изменений в бюджетном учете с 2019 года

      Сектора При ведении бухгалтерского и бюджетного учета государственным учреждениям с 01.01 ... отчеты: справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110 ...

    • Что изменит внедрение федеральных стандартов бухгалтерского (бюджетного) учета?

      Изменения, которым подвергается бухгалтерский (бюджетный) учет в связи с утверждением федеральных... изменения, которым подвергается бухгалтерский (бюджетный) учет в связи с утверждением федеральных... правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) ... постепенном перемещении методологии бухгалтерского (бюджетного) учета из Инструкции по применению Единого... стандарты. Привычный План счетов бюджетного учета сохранится, но будет расширяться...

    • Порядок бюджетного учета огнетушителей

      Огнетушителей? Вопрос: Как отражаются в бюджетном учете операции по приобретению и техническому... огнетушителя. В целях отражения в бюджетном учете приведенных в вопросе операций необходимо... и введены в эксплуатацию. В бюджетном учете отражены следующие корреспонденции счетов: Содержание... по содержанию имущества» КОСГУ. В бюджетном учете указанные расходы отразятся следующим образом... факту выполнения соответствующих работ. В бюджетном учете сформированы следующие бухгалтерские записи: Содержание...

    • Изменения в Инструкции №174н. Новые бухгалтерские проводки бюджетного учета

      Сооружений – предметов лизинга». Новые проводки бюджетного учета! Прекращение права пользования активом (при... с этим удалены и проводки бюджетного учета, связанные с учетом материальных запасов... по иным доходам». Новые проводки бюджетного учета! Начисление дохода от аренды имущества...

    • О бюджетном учете объектов нефинансовых активов при проведении капитального ремонта

      Лиц». Для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете объектов основных средств, переданных (полученных...

    • Изменения номеров счетов бухгалтерского и бюджетного учета, начиная с 2017 года

      Законодательную базу по бухгалтерскому и бюджетному учету в госучреждениях, предусмотрено, что с... законодательную базу по бухгалтерскому и бюджетному учету в госучреждениях, предусмотрено, что с...

    • Анализ изменений, внесенных в Инструкцию № 191н

      ...), должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета. Сама форма по-прежнему включает... , учитываемая по соответствующему номеру счета бюджетного учета по состоянию на начало года... прошлых лет в части ведения бюджетного учета, пересчетом показателей отчетности в связи...), должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета. Обращаем ваше внимание, что показатели...

    • Обзор изменений в бухгалтерской (бюджетной) отчетности

      С учетом изменений показателей бухгалтерского (бюджетного) учета (балансовых, забалансовых) на... по соответствующим счетам бухгалтерского (бюджетного) учета на начало отчетного финансового... с правилами ведения бухгалтерского (бюджетного) учета подлежат закрытию при завершении... 0503173). Показатели соответствующих счетов бухгалтерского (бюджетного) учета, отражаемые в отчетах (сведениях) ... коррективы в порядке ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных (муниципальных) учреждениях...

    • Особенности составления бюджетной отчетности за полугодие и девять месяцев

      И (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ для получателей... принудительного изъятия») План счетов бюджетного учета дополнен счетом 120941000 «Расчеты... Вновь вводимые обороты принимаются к бюджетному учету посредством осуществления дополнительных бухгалтерских операций... Номер (код) счета бюджетного учета» приводятся номера счетов бюджетного учета с учетом изменения требований... учреждениями с учетом изменения показателей бюджетного учета (балансовых, забалансовых) на 1 ...

    • Бюджетная, бухгалтерская отчетность: ответственность за нарушения составления и представления

      Бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных... ответственность за нарушение порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей принимаемых... «Нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета». В... порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета, выразившееся в нарушении бюджетного учета показателей... нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета показателей принимаемых и отложенных...

    • Применение ФСБУ «Запасы»

      Приведен перечень объектов, принимаемых к бюджетному учету в качестве объектов материальных запасов... (принятие к бюджетному учету) запасов, их оценка, выбытие со счетов бюджетного учета будут осуществляться... стандарт устанавливает единые требования к бюджетному учету активов, квалифицируемых в качестве материальных... запасов Номер счета, применяемого в бюджетном учете Медикаменты и перевязочные средства – иное... п. 8 ФСБУ «Запасы» единица бюджетного учета запасов выбирается субъектом учета самостоятельно...

    • Нефинансовые активы: скорректированы бухгалтерские записи

      Земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, в связи с изменением их... на подстатью 199 Принятие к бюджетному учету материальных запасов, поступивших в натуральной... стоимости на дату принятия к бюджетному учету. Вложения в нефинансовые активы Согласно...

    • Учет временных сооружений при капитальном строительстве объекта

      Что учреждение нарушило правила ведения бюджетного учета. По мнению контрольного органа, временные... что учреждение нарушило правила ведения бюджетного учета. По мнению контрольного органа, временные... второму вопросу применительно к конкретике бюджетного учета позиция казначейства состоит в... Принятие к бюджетному учету указанных объектов осуществляется на соответствующих счетах бюджетного учета по оценочной... . Указанные объекты принимаются к бюджетному учету по оценочной стоимости на основании...

    • Типовые ошибки при формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности

      И при отражении показателей бухгалтерского (бюджетного) учета, сформированных на отчетную дату в... дебиторскую задолженность на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета. Например, при проведении претензионной работы...

Здравствуйте, Тамара.

Есть достаточно много существенных отличий между коммерческими и бюджетными организациями, поэтому говорить о том, что все они похожи между собой, не приходится. Несмотря на внушительное количество общих черт, различий все-таки больше. Сходств у коммерческих и бюджетных организаций намного меньше, чем отличий.

Отличительные черты государственных и коммерческих организаций

  • Цель деятельности.

Бюджетная организация выполняет те задачи, которые описаны в уставе (различные работы и услуги); результатами ее деятельности являются нематериальные ценности. А коммерческие организации, наоборот, стремятся к получению прибыли и повышению благосостояния собственников. Именно деньги являются основной целью коммерческих организаций, они распределяются между участниками компании и идут на ее развитие.

  • Товары, услуги и целевая аудитория.

Те товары и услуги, которые производят коммерческие организации, нацелены на индивидуального потребителя, а вот бюджетные организации производят товары и услуги для удовлетворения общественных потребностей и благ. Целевой аудиторией коммерческих организаций являются конечные потребители, а бюджетные организации ориентированы на клиентов и членов организации.

  • Управление и политика работы.

Если в коммерческой организации политику управления строят исключительно на поведении конкурентов и клиентов, то в бюджетной структуре ориентир держат только на общественные потребности и условия, диктуемые государством.

  • Персонал.

В бюджетной организации могут работать нанятые сотрудники и те, кто являются исполнителями по договорам гражданско-правового характера, к ним же можно отнести практикантов, волонтеров, членов организации. На работу в коммерческую структуру могут привлекаться только нанятые сотрудники и исполнители по договорам.

  • Финансирование.

Источник финансирования коммерческой структуры - это ее прибыль и долевое участие в капитале других коммерческих организаций. Финансирование бюджетников осуществляется напрямую из государственного фонда (внешние источники финансирования) или из членских взносов, доходов от аренды, операций с ценными бумагами и т.д. (внутренние источники).

  • Эффективность работы.

В каждой коммерческой организации политика оценивания эффективности деятельности может строиться по-своему. Прибыль, оборот, рентабельность, выручка - все это основные критерии оценивания деятельности коммерческой организации. В некоммерческой структуре работу оценивают по-другому. Об успехах бюджетной структуры говорят в общих чертах: "хорошо" или "плохо", но механизм более тщательного оценивания на данный момент не очень развит.

  • Форма собственности.

Если бюджетная организация может иметь только открытую форму собственности (фонды, организации, учреждения, альянсы и т.д.), то в коммерческой структуре могут быть ЗАО, ООО, ОАО и т.д.

  • Регистрирующий орган.

Если зарегистрировать коммерческую организацию можно только в Налоговой службе, то некоммерческую - только в Министерстве юстиции.

С уважением, Наталья.

Бюджетный учет используется во всех без исключения учреждениях и организациях, которые относятся к государственной форме собственности. Он несколько отличается от привычной работы бухгалтерии, однако основные принципы в нем соблюдаются. Все действия, шаблоны документов и иные элементы, которые только могут понадобиться для деятельности организации, утверждаются вышестоящими органами и носят не рекомендательный, а обязательный характер. Есть и конкретные примеры, образцы и тому подобные вспомогательные документы, которые облегчают работу сотрудников.

Что такое бюджетный учет

Названный вариант учета представляет собой четко регламентированную систему, при которой все элементы управления учреждением собираются воедино и обрабатываются специалистами. Он характеризуется наличием большого числа инструкций и тому подобных документов, которые указывают, как те или иные действия обязаны совершаться в различных условиях. Это очень сильно облегчает процесс работ, ведь информация, которую дает инструкция по бюджетному учету, позволяет сразу приступить к работе и четко выполнять все требования, не отвлекаясь на всевозможные отдельные элементы, присущие его классическому варианту.

Задачи учета

Существует определенный перечень главных задач, которые являются основой, составляющей учет. Общее количество подобных элементов очень велико, однако если сократить и вкратце рассматривать данную проблему, можно выделить некоторые из них.

Так, указанный тип учета необходим, чтобы изыскивать неочевидные, скрытые резервы, которые бы позволили государству функционировать более эффективно. Кроме того, бюджетный учет позволяет производить тотальный контроль фактического состояния и наличия любых сумм денежных средств, а также различных активов. При правильном ведении он же дает возможность выявлять и своевременно предупреждать любые нецелесообразные траты и вообще давать понимание того, куда именно, в какой сумме и каким образом были использованы деньги. Учет такого типа, помимо всего прочего, показывает результаты деятельности конкретной организации. То есть насколько прибыльной или убыточной она является.

Не последнюю роль играют статистические и отчетные данные, которые также собираются при помощи этого учета. Они нужны для накопления определенной информации, ее анализа, предоставления заинтересованным лицам и в итоге для формирования новых инструкций, документов, а также для того, чтобы последующие изменения в бюджетном учете максимально соответствовали текущей ситуации и были наиболее эффективными в конкретный отрезок времени.

Нормативные документы

Все базовые основы указаны в специальной Инструкции №148н, которая включает в себя не только четкие определения того, как именно следует действовать в определенных условиях, но и какие наказания могут последовать при отказе от использования указанных требований. Следует отметить, что в этом документе есть только основы и база, которые, безусловно, покрывают все сферы деятельности и элементы работы организации, но могут быть неполными.

Кроме него существует ещё огромное количество всевозможных изменений, дополнений и тому подобных факторов, которые также влияют на работу предприятия и в некоторых случаях могут очень значительно менять ранее утвержденные нормы. В теории руководитель организации и другие лица, наделенные определенной властью в отдельно взятом учреждении, обязаны доводить до сотрудников все эти документы соответствующим образом и в требуемые сроки.

На практике сотруднику рекомендуется самостоятельно отслеживать ситуацию и, по мере получения новой информации, уточнять ее у руководства, во избежание возможных проблем в дальнейшем. Но и это ещё не все, помимо всей этой документации, следует разбираться и в стандартной бухгалтерии со всеми ее нормативными актами. Счета бюджетного учета хоть и отличаются от классических, но работа с ними все равно производится примерно тем же образом, что делает попытки разобраться во всем этом достаточно сложными.

Требования

Инструкция по бюджетному учету, а также некоторые другие подобные нормативные документы выставляют определенные требования к его ведению. Они жестко закреплены в законодательстве, и за нарушением данных требований могут последовать жесткие санкции.

  1. Так, любые действия, обязаны совершаться точно в срок.
  2. Отчетная информация должна соответствовать фактическому состоянию, а сам учет обязан производиться, начиная с самого первого дня существования организации.
  3. Наиболее простым и понятным требованием является условие его ведения исключительно в государственной валюте.

Безусловно, в определенных ситуациях могут добавляться и другие особенности работы, но тут уже многое напрямую зависит от того, каким конкретно образом функционирует организация, чем она занимается, каковы ее особенности и так далее. По каждому такому пункту следует проводить дополнительную проверку на наличие условий и требований, способных хотя бы частично касаться работы учреждения.

Обязанности

Основные требования выставляются непосредственно к руководителю и главному бухгалтеру учреждения. Именно они обязаны постоянно контролировать производимые работы, их фиксацию в документах и учет бюджетных средств. Только они отвечают за все согласно законодательству, а уж потом при необходимости могут наказывать самостоятельно доступными и адекватными методами своих сотрудников.

Это разумный подход, так как только они знают (или обязаны знать) все особенности, которые обычному человеку, занятому в работах, просто не нужны для полноценной деятельности. При этом тот же главный бухгалтер имеет возможность потребовать от руководства принятия необходимых мер, целью которых будет соответствующий и правильный бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. К данному пункту относятся требования к организации рабочих мест, их техническому оснащению, найму квалифицированных сотрудников и так далее.

В свою очередь, руководство может требовать выделения соответствующих сумм, на выполнение условий сотрудников, если они будут считаться действительно заслуживающими внимания и препятствующими полноценной работе организации. К примеру, кулер для воды вряд ли будет относиться к обязательному оборудованию, а вот без хотя бы самого плохого компьютера производить учет или выполнять иные аналогичные функции становится практически невозможно. Как следствие, понадобятся подходящая инфраструктура, связь через сетевое соединение и даже отдельный человек, который будет следить за сохранностью всего этого.

Структурирование

Чтобы работа организации была максимально эффективной, все действия выполнялись точно и в срок, а отчетность действительно соответствовала предъявленным к ней требованиям, необходим достаточно большой штат сотрудников, каждый из которых будет выполнять четко определенные функции. Это помогает разбивать рабочий процесс на части и дает возможность комфортно и качественно работать в своей области даже при наличии минимальных знаний, ведь действительно опытный человек потребует высокой оплаты, на что организация может и не согласиться.

Подразумевает наличие кассиров, ведущих бухгалтеров (или сотрудников, которые будут совмещать обе функции). Кроме того, могут присутствовать заместители (обычно один, но иногда бывает и больше) и, естественно, главный бухгалтер. При такой схеме начальник контролирует основные сферы деятельности и особенности. Более детально они контролируются и направляются заместителями, а выполняют всю работу непосредственно рядовые сотрудники.

Документация

Существует более 40 базовых форм которая обязана использоваться в государственном учреждении для того, чтобы управленческий учет был как можно более приближенным к требованиям законодательства. Фактически все они разделены на две группы, примерно одинаковые по количеству указанных документов, одна из которых относится к фирмам любой формы собственности, а вторая касается исключительно бюджетных организаций.

В свою очередь, бюджетный бухгалтерский учет имеет собственное разделение указанных первичных документов на три основных группы. Все они нужны для качественной работы предприятия и позволяют охватить абсолютно все сферы деятельности.

Так, выделяют примерно равные по числу шаблоны, отвечающие за расчет и начисление заработной платы, проведение любых операций с кассой, а также регулирующие работу с материальными активами. Самой маленькой группой документов являются те, которые не вошли ни в одну из категорий и охватывают некоторые весьма специфичные сферы деятельности, не все из которых существуют на предприятии.

Автоматизация

Как и в обычном бухгалтерском учете, активно применяются всевозможные автоматизированные системы, существенно облегчающие работу сотрудников, а также дающие максимально точные и достоверные данные на основании введенных цифр.

Удобство подобных программ давным-давно проверено и одобрено всеми сотрудниками, которые обязаны работать с бухгалтерским, налоговым или управленческим учетом. Они мгновенно выдают всю требуемую информацию, не вынуждают пользователя долгое время обучаться работе с ними, сигнализируют о заканчивающихся сроках сдачи отчетов и так далее. Большинство современных бухгалтеров, в принципе, смутно себе представляет работу организации без таких вспомогательных средств.

Учет и отчетность

Все сферы деятельности предприятия тесно связаны с отчетностью. Это одна из основ, которая является обязательной для всех и позволяет накапливать достаточные для анализа, контроля и проверки данные. Выделяют несколько базовых вариантов отчетов в бюджетных организациях, которые в обязательном порядке должны своевременно составляться и подаваться в вышестоящие инстанции:

  • отчет об ;
  • о результатах деятельности;
  • о движении средств.

Как можно заметить, все они позволяют контролирующим органам проводить детальный анализ состояния организации, ее особенностей, текущих проблем, направления развития и так далее. Обычно ко всем этим документам прилагается также и в которой уточняется та или иная не совсем понятная сразу информация.

Дополнительно подаются балансовые ведомости и любые другие документы, которые потребуются соответствующим инстанциям, если возникнет необходимость прояснить определенные моменты, цифры или другие особенности деятельности предприятия.

Отличия от стандартного учета

Бюджетный учет во многом схож с обычным, который используется на частных предприятиях, в фирмах и организациях. Основные отличия кроются в, казалось бы, мелких деталях наподобие плана счетов и в особенностях классификации тех или иных действий. Но на самом деле, если вникать во все это детально и подробно, окажется, что данные элементы являются ключевыми и влияют на всю структуру работы организации очень серьезно.

Конкретней о данном вопросе можно сказать, только сравнивая два разных предприятия схожего типа, одно из которых будет частным, а другое — государственным. Управленческий учет, как и любой другой, в частной компании будет, с одной стороны, более простым и понятным, а с другой, при наличии большого количества внутренних нормативных документов, намного более сложным и запутанным. Да ещё и в некоторых случаях пересекающимся с действующим законодательством.

Итоги

В целом, если подводить итог всему вышесказанному, бюджетный тип учета является хоть и сложным на начальных стадиях понимания, в отличие от обычной его формы, но намного более простым в дальнейшем.

Главной задачей для полноценного разбора проблемы должен стать разбор всей законодательной базы, которая хоть как-то может касаться данной проблемы. После этого работать станет намного проще и понятней, даже с учетом постоянных правок и изменений. В свою очередь, стандартный тип работы почти любой более-менее крупной фирмы подразумевает тот факт, что сотрудники будут учитывать не только требования законодательства, но и пожелания работодателя, соотнося их с законами и инструкциями.

Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта « » компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Вид организации

Базовый нормативный правовой акт

План счетов

Состав отчетности

Коммерческие организации

Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Государственные (муниципальные) учреждения

Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19-21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24-26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1-5 форм),
  • поквартально (около 5-10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: как правильно вести, чем отличается от коммерческого учета, как правильно формировать отчетность. Из данного материала вы узнаете все нюансы работы с бюджетными поступлениями, правила отражения операций в проводках и особенности сдачи отчетов.

Бухгалтерский учет в коммерческих и государственных организациях имеет общую основу, общие принципы и законодательную базу. Но есть и различия: бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях отличается методами, которые используются при формировании счетов и проводок. Работа с государственными деньгами – ключевой фактор, порождающий различия в методике.

Бухгалтерский учет в государственных учреждениях основан на работе с бюджетной сферой b имеет дополнительные нормативно-правовые акты (не применимые к коммерческим организациям) и требования к отчетности. В бюджетной сфере ведется тотальный контроль за всеми операциями. Это необходимо учитывать при организации отчетности.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Не каждое некоммерческое учреждение можно назвать бюджетным, в законе выделено порядка 30 разных форм некоммерческих учреждений. Точно также не каждое государственное или муниципальное учреждение является бюджетным – существуют автономные, казенные и, собственно, бюджетные организации (Закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Разница проявляется в нюансах - методы работы, задачи, способы финансирования и т.д. В данном материале речь пойдет строго о бюджетных компаниях.

Госпредприятия имеют различия, которые выражаются в методах работы с поступающими от государства и собственными средствами. В частности, казенные предприятия не могут распоряжаться полученной от коммерческой деятельности (в разрешенных по закону объемах и формах) прибылью в своих целях, они обязаны отдавать их в счет дохода государства. Это не касается других форм. Бухгалтерский учет в казённых учреждениях должен учитывать этот фактор.

При работе с документами и бухгалтерией следует понимать, чем бюджетники отличаются от прочих форм организации государственного предприятия.

Бюджетное учреждение (бюджетная государственная организация) – это некоммерческая организация, созданная РФ или ее субъектом для оказания услуг (обслуживания) населения. Основная сфера работы - образование, медицина, культура и досуг и т.д. Такое предприятие на государственные деньги оказывает услуги или производит работы по заказу государственных органов. Источником средств могут быть различные субъекты РФ. Основная задача бухгалтерского учета в бюджете – точное отражение передвижений и расходования полученных от государства денег.

Важно!

Бюджетное учреждение по закону может вести коммерческую деятельность, доход от которой используется на собственные нужды. Однако основной источник финансирования – государственные и муниципальные субсидии. Коммерческая составляющая строго контролируется и не может превышать определенный процент от общего дохода.

Учреждение причисляется к бюджетной форме на основании решения уполномоченного органа, а также на основании учредительной документации, где указана форма организации.

Бюджетный учет – единая государственная упорядоченная система сбора, обработки (регистрации) и обобщения информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов РФ и ее субъектов. Термин «бюджетный учет» часто применяется в отношении бюджетных учреждений, но это не совсем верно. Согласно закону бюджетный учет ведут казенные госучреждения, а вот остальные занимаются бухгалтерским учетом. Эти понятия не следует смешивать, так как существует различие в методах работы.

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Единый план счетов для госучреждений описан в Инструкции 157н, а именно для бюджетных учреждений в Инструкции 174н.

Также бухгалтерский учет в бюджете должен принимать во внимание прочие нормативно-правовые акты, уточнения, письма и инструкции, выпускаемые государственными и муниципальными органами, уполномоченными работать с бюджетными средствами.

Требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

В своей работе бухгалтер должен опираться на общие принципы и задачи бухгалтерского учета и учитывать особенности бюджетной сферы. К ним относятся необходимость вести контроль за точным исполнением утвержденного бюджета, проведение мероприятий по поиску дополнительных доходов, а также необходимость учитывать отраслевые особенности. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет более сложную систему методов и более высокий уровень контроля точности.

Общие правила ведения бухучета должны учитывать следующие принципы: законность, правильность, осмотрительность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, сопоставимость, превосходство формы над содержанием, своевременность, денежные измерители (ФЗ № 402). Помимо этого, бухучет в бюджете должен учитывать принципы и правила работы с бюджетными деньгами.

Задачи бухгалтерского учета в бюджете:

  • Формирование и предоставление контролирующим органам полных и достоверных данных о состоянии активов и движении средств на предприятии (как государственных средств, так и полученных от коммерческой деятельности);
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе выполнения плана по доходам и расходам бюджетных средств;
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе исполнения сметы расходов, участвующих в исполнении государственного бюджета.

Основные требования к бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях:

  • Учет должен вестись только в национальной валюте (рублях);
  • Учет ведется постоянно с момента регистрации предприятия;
  • Содержание аналитического отчета должно соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • Каждая хозяйственная и инвентаризационная операция должна подлежать обязательной регистрации.

Под учет попадают все хозяйственные операции, имущественные объекты и обязательства компании.

В бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях важна своевременность: все операции должны вовремя быть зарегистрированы и отражены.

Отчетность за бухгалтерский учет

Бухгалтерская отчетность в бюджете ведется строго на основании Плана счетов, о котором говорилось выше – все требования к отчетности прописаны в соответствующей инструкции. Действует общепринятый принцип двойной записи для всех совершенных операций предприятия: каждое изменение состояния средств, находящихся на балансе учреждения, должно быть отражено, минимум, в двух разных счетах. Все операции отражаются только по факту их совершения (метод начисления), ценности и находящиеся на балансе активы учитываются отдельно.

Что касается сроков, то тут нет существенных отличий от обычного порядка бухучета.

Периодичность отчетности в бухгалтерском учете в учреждениях:

  • 1 раз в квартал (1 апреля, 1 июля и 1 октября отчетного года);
  • Годовая отчетность (1 января года, следующего за отчетным).

Отчетным считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Отчетной датой (дата, на которую составляется бухгалтерская отчетность) считается последний календарный день отчетного периода. Исключение составляют случаи, когда проводится реорганизация или ликвидация учреждения, а также случаи, когда бюджетное учреждение проходит процесс преобразования в казенное.

В бухгалтерском учете в бюджете отчетность заполняется исключительно в рублях с учетом копеек до двух знаков после запятой (использование других валют недопустимо согласно принципам работы с государственными деньгами). Документы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером, а в некоторых случаях, руководителем финансово-экономической службы бюджетного учреждения (если таковая имеется на предприятии). Эти же лица несут ответственность перед государством.

Структура баланса

Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения – отчет о состоянии средств предприятия, который отражает его активы и обязательства. Составляется на основании нормативно-правовых актов, применимых к конкретному типу учреждения. Основная задача баланса бюджетного учреждения в том, чтобы показать движение бюджетных средств, обеспечить контроль за их расходованием.

В балансе бюджетного учреждения реализуется принцип двусторонности: хозяйственные средства отражаются по вещественному составу и размещению (актив) и источникам формирования, целевому назначению (пассив).

В бухгалтерском учете в бюджете баланс имеет особую структуру. К активу относятся внеоборотные активы (средства для долгосрочного использования) + оборотные (средства, предназначенные для использования в ходе уставной хозяйственной деятельности) + затраты. К пассиву – собственный капитал + обязательства + доходы.

Важно!

Поскольку бюджетные организации собственных средств не имеют, они покрывают все расходы за счет государственных ассигнаций и поступления специальных средств. Движение этих средств отражается в отчетности.




Top