В чем трагедия катерины по драме островского гроза. Судьба и душевная трагедия Катерины - по пьесе А


Никто точно не знает, где написана "Гроза", - на подмосковной даче в Останкино или в заволжском Щелыкове, но создана она всего за два осенних месяца 1855 года в результате волжских поездок писателя. Десятки критиков и режиссёров спорили об этой пьесе - от Добролюбова и Писарева до великих наших современников. Не было и нет драматической актрисы, не мечтающей сыграть Катерину. А уж сколько в школе написано о ней сочинений! И все разные. Ведь каждое поколение воспринимает эту пьесу по-своему, находит в ней новизну, созвучную его эпохе, как бы ни были далеки по времени персонажи "Грозы" и их жизненный уклад.

Задумавшись над феноменом "Грозы", я решила поподробнее узнать о её рождении и сценической судьбе.

И была просто потрясена. Ведь болью раненного сердца писал Островский свою Катерину. И мне больше нравится версия о любви великого драматурга и актрисы, чем предположение, что трагедия, описанная в "Грозе", навеяна судьбой Александры Клыковой. Юная Люба Косицкая, актриса Малого театра, актриса "милостью божьей", встретила Островского в конце сороковых годов. А ведь в это время ещё ни одна пьеса молодого драматурга не пробила себе дорогу на сцену. И надо иметь большое мужество, чтобы избрать для бенефиса только что законченную комедию никому неизвестного автора. "Не в свои сани не садись" стала триумфом и для Островского, которого знали пока только в москвоских литературных салонах, и для актрисы, до сих пор блиставшей в шекспировском "Гамлете" и в шиллеровской драме "Коварство и любовь". Есть свидетельства, что даже император похвалил спектакль. И этот потрясающий успех Островский приписывал таланту Косицкой. Иван Никулин, муж актрисы, может быть, раньше неё догадывался, что в сердце Островского зарождается чувство, оно сильнее дружеского. Осенью 1859 года Александр Николаевич на квартире у Косицкой читает актёрам Малого театра "Грозу". Автор волнуется, часто выходит курить, а слушатели, потрясённые услышанным, уже толкуют о распределении ролей. И единодушно решили: Любови Павловне быть первой Катериной на русской сцене. Соглашаясь с мнением С. А. Юрьева, писателя, редактора журнала "Русская мысль", о волжских истоках "Грозы", я уверена, что Островский вынашивал свой замысел, ощущая незримое присутствие Косицкой. В это время он пишет ей жаркие, страстные письма. До сердечных глубин, до беспамятства влюбился он в эту женщину. А потом - неизбежное: он получает решительный отказ. Отказала, уверяя в нежной дружбе, много говорила о чести, долге, о маленьких детях Островского, о гражданском браке драматурга, который многому обязывает. И ещё о многом другом. И только в конце призналась: "Я люблю другого". И этот другой - молодой московский купец, который вскоре довёл её до нищеты, отчаяния и ранней смерти. В одном из последних писем она напишет Островскому, что его дружба и любовь были единственной радостью в её судьбе. Но это будет позже, а тогда, 16 ноября 1859 года, Любовь Павловна, перевоплощалась в юную трогательную Катерину, будто играла собственную судьбу. Нет, конечно же, её жизнь и жизнь Катерины не совпадают полностью, но играла актриса такую судьбу, которая была ей понятной и в чём-то схожей. На черновой рукописи "Грозы" рукой Островского сделаны пометки: "... сообщено Л. П." Косицкая рассказывала писателю эпизоды из своей жизни, навеяв ему слова Катерины о юности, об отчем доме.

Мне кажется, самые светлые чёрточки в характере в характере Катерины были связана с признаниями Любови Павловны. Итак, на сцене Катерина - Любовь Косицкая. Она ведёт диалог со свекровью - Марфой Кабановой. Нельзя понять сути и смысла "Грозы", не вникнув в конфликт между Катериной и Кабанихой. Ведь Островский как бы спрашивает у нас: кто победил в этом поединке? Смерть Катерины - победы или поражение Кабановой? А как бы та поступила, будь на месте Катерины другая невестка, покладистая, умеющая соблюдать видимость "бла-алепия"? Чего вообще-то хочет Кабанова от невестки в доме, чего добивается? Марфа Кабанова прежде всего твердолобая поклонница "Домостроя". Но даже Тихон называет домостроевскую старину "кандалами". И Кулигин знает о домашних порядках в их доме. "Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем". Но почему она всех заедает? Чего ей не хватает? Понимает ли сам, как тягостна неволя, заведённая в этом доме? С кем она знается в этом городе? Ба, да это же Савёл Прокофьевич Дикой! Ему она оказывает долю снисхождения. Но и от него не терпит ни малейшей непочтительности: "Ну, ты не очень-то горло распускай! Ты найди подешевле меня!" - резко обрывает она буяна. И тот спохватывается, даже прощенья просит. Вот этот грубиян - для Кабановой союзник. Ведь он из тех, о ком Кулигин скажет: "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие... В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите... А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать..." Право же, удивительные слова! Да ещё со сцены! Кстати, "Коммунистический манифест", был опубликован за одиннадцать лет до выхода в свет "Грозы". Островскому он едва ли был известен. А под монологами Кулигина, бесспорно, подписались бы и его авторы. Неладное почуяли и в цензурном ведомстве. Удивительно, но особому пристрастному суждению подвергался образ Кабановой. В нём усмотрели пародию на... царя! Много потратил слов Островский, пока не убедил цензора подписать разрешение на постановку пьесы. Как счастлив был Александр Николаевич! Как озлобились его враги! Даже великий Щепкин негодовал по поводу сцены в овраге! По его словам, девушек-дочерей нельзя пускать на "Грозу". Мне кажется, что главная опасность для противников "Грозы" - образ Кабанихи. Ведь весь её гнев, вся злоба - во имя господства над другими людьми. Она тиранит людей, чувствуя, что в её самодовольству и самовластию конец приходит. А без этого ей незачем жить. Без этого она останется старой ворчуньей. Но ведь и в масштабах города у неё власть немалая. Она правит торговым домом, и Тихон едет по коммерческим делам в Москву, едет надолго. Видно, по-крупному живёт Кабаниха. Я представила себе её покойного мужа. Нет, не мог он быть похож на Тихона. Скорее, что-то от Дикого в нём было. Иначе, у кого же училась властвовать Марфа Игнатьевна? Да, трещит по швам её семейная клетка, она всерьёз тревожится, потому что вряд ли удержит власть в своих руках. Но есть в ней своё, тайное, женское. Ревнует она Тихона, ревнует к молодой жене его, не велит баловать. За ссылками на "Домострой" в этих упрёках, по-моему, таится просто зависть одной женщины к другой. Наверное, покойный Кабанов не подавал сыну таких примеров. И в молодости, думаю, Марфу Игнатьевну нечасто ласкали да лелеяли. А тут ещё и Варвара рядом. Не упрекнул бы будущий Варварин муж тёщу в недостаточной строгости при воспитании дочери! Поэтому всё в доме Кабановой держится на страхе. Пугать и унижать - вот её философия. Но самое отвратительное - это её ханжество. Она, по-моему, больше суеверна, чем набожна. Уж слишком быстро она переходит от мыслей о Боге к обычным житейским делам. Помнится, прямо с бульвара Марфа Игнатьевна едет в молельню, а думает о земном. Суровой угрозой звучит предупреждение: "... чтобы мне вас дожидаться! Знаешь, я не люблю этого."

Но вот в доме появилась Катерина. Совершенно неожиданно для Кабанихи возникла опасность. И она её чувствует. Почему? Ведь никакого непокорства поначалу Катерина не проявляет. В торговые дела не лезет, на главенство в доме не претендует. Видимо, и в домашние дела не вмешивается. Но почему-то уверена Кабанова, что опасность исходит от Катерины, опасность непоправимая, смертельная. Марфа Игнатьевна не выдерживает, грубит, срывается: "Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают...", "Да я об тебе и говорить-то не хотела, а так, к слову пришлось". Хочу себе представить, что же было до свадьбы Тихона. Несомненно, что невестку выбирала сама Кабаниха. Приданое, видно, взяла немалое. Помните, вышивала Катерина "только по бархату золотом"? Да и Варвара подсказывает: "Да ведь у нас то же самое". Такой же дом богатый, такая же семья крепкая. Но почему-то Катерина в трудную минуту не ищет спасения у родных. Либо в живых никого нет, либо все очень далеко. Поэтому и выход один: "В окно выброшусь, в Волгу кинусь". Нигде Островский не указывает возраст Катерины. Но её мечты, неземные сны говорят о молодости героини. И Варвара замечает: "Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось: вот у тебя сердце-то и не уходилось ещё". На что Катерина отвечает: "И никогда не уходится... такая уж я зародилась горячая". Кабанову пугает такая горячность Катерины. Мне кажется, они обе чувствуют неизбежность столкновения, открытой схватки. А когда домашняя трагедия завершается гибелью Катерины, побегом Варвары, бунтом Тихона, Кабанова готова проклясть не только память о непокорной невестке, но и собственного сына: "Прокляну, коли пойдёшь! Об ней и плакать-то грех!" Злобно, с угрозами расписывается она в своём бессилии. Всё! Конец! Дочь убежала, невестке-самоубийце где-нибудь на краю кладбища выроют могилу. А сын готов пропить последний умишко, чтобы с ним, как с дураком, нянчились. Что же остаётся Марфе Игнатьевне? Я думаю, выход один: монастырь, одинокая келья. И в этом приговор драматурга Островского всему царству кабановых и диких. Но это и победа "луча света" над тьмой насилия и бесчеловечности, это утверждение светлого, страдальческого образа Катерины.

Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме.

Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины – безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». «Да здесь все как будто из под неволи», – роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.

Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» – говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.

Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.
Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

о жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.

Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть – ее освобождение.

Цель: проанализировать образ Катерины; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  • создать условия для развития у учащихся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, умений сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия;
  • формировать ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: компьютер, слайды по теме урока (прилагаются), два кусочка пластилина - чёрного и белого, тексты по пьесе.

Мы знаем, что характер Катерины выдержит себя,
несмотря ни на какие препятствия,
а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Н.А. Добролюбов

Только сознательное уважение человека к самому себе
даёт ему возможность спокойно
и весело переносить все мелкие и крупные неприятности,
которые не сопровождаются сильной физической болью.

Д.И. Писарев

Ход урока

1. Организационный момент.

Дорогие ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении. Я думаю, что наш урок пройдёт в тёплой атмосфере. Хочу пожелать вам успехов, уверенности в себе, хорошего настроения.

2. Постановка задач и актуализация знаний.

Сегодня мы с вами завершим изучение пьесы А.Н. Островского “Гроза”. Тема урока – “Образ Катерины. Её душевная трагедия”. Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной.

Я предлагаю вам посмотреть на облака. Каждый из вас делал это многократно, смотрел и фантазировал, что представляет собой каждое облако.

А что теперь видите вы?

Ученики делятся своим мнением. (Воздушные замки, животное, храм и т.д.)

Учитель. Почему вы не увидели одно и то же? (Каждый ученик индивидуален, имеет своё мнение и свою точку зрения).

Ученики делают вывод, как это связано с темой урока и работой на уроке.

Учитель. Правильно, ребята. Каждый из вас воспринимает образ главной героини по-своему, потому что вы оцениваете её действия и поступки, исходя из своих взглядов и жизненного опыта.

Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке и сформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.

(Дать характеристику образу Катерины, рассмотреть причины её смерти, раскрыть значение понятий “грех”, “свобода”, “неизбежность”, “красота”, ответить на вопросы “Был ли иной путь у Катерины? В чём сила характера Катерины?)

Понятия и вопросы выводятся на слайдах презентации.

3. Информационный поток.

Работа в группах.

Задание первой группе:

Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь.

(Катерина росла в родительском доме, не зная хлопот. Ухаживала за цветами, слушала рассказы странниц, ходила в церковь. Ей часто виделись странные вещи: ангелы в золотом столбе, храмы золотые; ей снилось, что она летает.

Катерина - крайне религиозный человек. А религиозный человек должен жить по Закону Божьему.

Но есть ещё один факт, который говорит нам о характере главной героини. В шесть лет, когда её дома обидели, она села в лодку и поплыла по Волге. Нашли её через сутки вёрст за десять от дома. Это говорит нам о том, что Катерина – своевольный, своенравный человек, способный на необдуманные поступки, чтобы сохранить свою свободу и независимость).

Задание второй группе:

Охарактеризовать отношения Катерины и Тихона, Катерины и Бориса. Можно ли считать чувство Катерины к Борису любовью?

(Катерина очень рано вышла замуж за Тихона. Она попала в семью, где мать заправляла всем. Тихон иногда пытался возразить матери, заступиться за жену, но попытки пресекались в самом их начале. Тихон искал свободу вдали от дома. Ему нужно было выпить и погулять, а жена была для этого обузой. Поэтому он на просьбу Катерины взять её с собой отвечает: “С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!”

Тихон любит Катерину. Это мы видим, когда он узнаёт о гибели жены. Но его слабость, бесхарактерность не дали ему возможность показать эту любовь Катерине.

От безысходности своего положения главная героиня ищет любви. Эту любовь она находит в Борисе Григорьевиче. Они практически не общались, виделись мельком, чаще в церкви. Но Борис Григорьевич говорит о своей любви, и Катерина считает свои чувства любовью. В ней заключается для героини вся жизнь; вся сила её натуры, все её живые стремления сливаются здесь. К нему влечёт её потребность любви, не нашедшая себе отзыва мужа, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Но эта любовь и есть для неё грех. (Работа с понятием. Обращение к заповедям в “Законе Божьем).

Можно ли любовь Катерины и Бориса назвать настоящей? Борис, как и Тихон, отталкивает её, не желает взять с собой. Он зависит от дяди. После последнего свидания с Катериной он говорит: “Только одного надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго”. Он понимает её душевное состояние. Может, но не хочет её спасти. Но Катерина, несмотря ни на что, умирает со словами: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”)

Задание третьей группе:

Как повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины?

(После своего безоблачного детства Катерина попадает в дом Кабановых, в “тёмное царство”. Свекровь вечно её унижает, оскорбляет, не даёт спокойно жить с мужем. Ей не с кем поговорить. Варвара хоть и пытается понять невестку, но она не такая, как Катерина: “Главное, чтобы всё было шито-крыто”. С каждым днём это “тёмное царство” охватывает Катерину, давит на неё. Нет спасения и в любви. Жизнь становится невыносимой. И Катерина чаще задумывается о самоубийстве).

Задание четвёртой группе:

Как характеризуют образ Катерины Д. И. Писарев и А. Н. Добролюбов? В чём заключается противоречие в прочтении драмы критиками?

(Н.А. Добролюбов и Д. И. Писарев дали Катерине совершенно разную характеристику. Н. А. Добролюбов назвал героиню “лучом света в тёмном царстве”. Он считает Катерину сильной женщиной. Д. И.Писарев считает, что все действия и поступки Катерины лишены всякого здравого смысла. Он относит её к “вечным детям и карликам”.

Их мнения расходятся потому, что каждый рассматривал характер, исходя из своих жизненных позиций, взглядов и опыта.)

Учитель. Теперь мы с вами узнаем, какой образ Катерины создавали актрисы, которые играли её роль на сцене (демонстрация слайдов с портретами П. Стрепетовой и М. Ермоловой).

В истории театра лучшей исполнительницей роли Катерины Кабановой, первенство которой признавали даже знаменитые актрисы Федотова и Ермолова, осталась Л.П. Косицкая, для которой Островский специально написал эту роль.

Эту роль играли Пелагея Стрепетова и Мария Ермолова.

Стрепетова характеризовала Катерину как покорную жертву тёмного царства. “Она создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всём его ужасе, но и во всей его нетленной красоте”. (В.М.Дорошевич. Старая театральная Москва. – М.: Петроград, 1923).

Е.Карпов так вспоминает об игре Стрепетовой в пятом акте драмы: “…С бледным лицом, с огромными, полными печали, глубокими глазами, распущенными по плечам чёрными волосами, выходит Стрепетова. Ясно звучит её обаятельный голос, хотя говорит она словно про себя, и сколько глубокой, безнадёжной грусти, сколько любви, сколько тонкой поэзии в этом голосе…”.

Характеризуя игру Стрепетовой, А.С. Суворин замечал, что её трактовка роли Катерины решительно расходится с трактовкой Добролюбова. О конце Катерины он писал как о “тихой агонии умирающего сердца и потемневшей головы”. “Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния…Сколько их умирает так просто, молчаливо…”.

Ермолова подчёркивала в образе Катерины внутреннюю энергию, готовность к протесту против деспотизма и самодурства. “Добролюбов назвал конец Катерины “отрадным”: таков он был у Ермоловой, - пишет С. Н. Дурылин. – Её Катерина, действительно, была не мимолётная искра, а “луч света в тёмном царстве”, луч смелый, сильный, яркий, предвещающий восход солнца, разгоняющий мрак. Такую Катерину нельзя ни оплакивать, ни жалеть, как Катерину Стрепетовой, перед ней можно преклоняться, как перед трагической героиней, у неё можно учиться мужеству героической воли. Эта Катерина была восторженно встречена демократическими зрителями 1870-г годов… Ермолова доказала, что это “бытовая драма” - могучая русская народная трагедия, а эта роль русской женщины из глухого городка – образ героический, раскрывающий и печальную судьбу русской женщины в прошлом, и её способность к победе над этой злой долей”.

И Стрепетова, и Ермолова в своих интерпретациях образа акцентировали внимание зрителя на разных сторонах личности Катерины.

Стрепетова имела право рассматривать Катерину как жертву общества, тёмного царства. Сам Островский высоко ценил игру Стрепетовой. т.к. артистка будила в душах зрителей протест против тех жизненных условий, которые привели Катерину к гибели. Катерина Ермоловой сама была олицетворением протеста против тёмного царства. Игра Ермоловой рождала ощущение новой жизни, звала к активной борьбе за счастье и справедливость.

Учитель. А теперь посмотрим, какой образ Катерины создала наша ученица (ученица читает наизусть монолог Катерины из пятого акта драмы.)

Ответ на вопросы.

1. Какое значение понятие свободы (работа с понятием) у Катерины, Бориса, Тихона?

2. Какие моменты жизни Катерина воспринимала как знак свыше?

3. Почему Катерина покаялась публично?

4. Можем ли мы назвать Катерину сильной женщиной?

5. Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

Приём “Помощь психолога”.

Катерина оказалась в очень сложной ситуации. В наше время люди могут обратиться за помощью в решении проблемы к психологу. Один из приёмов, которые рекомендуют специалисты – составление двух списков. В один записываются позитивные последствия решения, в другой – негативные. Давайте попробуем составить два списка “для будущей жизни” Катерины, основываясь на тексте пьесы и используя цитаты.

(Все “за” и “против” можно “взвесить” на чашах весов. Кладём грузик на одну чашу, если решение позитивное, на другую – если негативное.

Позитивные стороны Негативные стороны
  • “Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полётом птиц, ощущать на себе солнечный свет…”
  • “Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…”
  • “Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно – создам свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…”
  • “Запрут – вот и будет тишина, никто мешать не будет…”
  • “Мою любовь у меня никто не отнимет…”
  • Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от матери…”
  • “Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь…”
  • “Сколько радости принесут
  • мне дети…”
  • “Найдут, силой поволокут домой…”
  • “Свекровь заест совсем…”
  • “Никогда не быть мне свободной…”
  • “Тихон не простит, снова придётся видеть его недовольное лицо…”
  • “Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни…”

Учитель. Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу. Давайте попробуем провести небольшой опыт. Перед вами лежат два кусочка пластилина – чёрный и белый. Представим, что это человеческие души. Попробуйте их помять. Мягкие, легко поддающиеся. Представим, что каждый человек рождается на свет с белой и чистой душой. Но у каждого человека есть ещё и характер. Человек живёт, общается с людьми. Люди бывают плохие и хорошие. После общения с ложью, несправедливостью, душа человека чернеет. Со временем всё больше и больше. От человека, от его характера и силы воли зависит, как поступать: поддаться злу и тьме или сохранить свою душу чистой.

Теперь мы можем ответить на вопрос: “Был ли иной путь у Катерины?”

(Нет. Хоть самоубийство – это грех, но Катерина таким способом спасла свою светлую душу. А все представители “тёмного царства” и есть самоубийцы своих душ. И именно они являются грешными. Таким образом, смерть Катерины была неизбежной (работа с понятием).

4. Обобщение изученного.

Учитель. Я предлагаю составить диаманту, в которой вы можете дать обобщённую характеристику образа Катерины. (Работа в группах).

Диаманта – стихотворение из семи строк, построенное на антонимии понятий.

1. Тема (существительное).

2. Два определения (прилагательные).

3. Действия (три глагола).

4. Ассоциации (четыре существительные).

1, 2 антонимы 3,4

5. Действия (три глагола).

6. Два определения (прилагательные).

7. Тема (существительное).

Катерина.

Непосредственная, честная.

Любит, стремится, бунтует.

Свобода, страсть, замкнутость, грех.

Разочаровывается, страдает, гибнет.

Уставшая, раскаявшаяся

Бедная Катерина.

Учитель. Я просила вас подумать, с какими произведениями литературы, музыки, живописи ассоциируется у вас образ Катерины, её мысли, поступки.

1. Ученики прочитали стихотворение К.Д. Бальмонта “У моря ночью”, т.к. оно помогает им ощутить то, что испытывала Катерина в последние моменты жизни. (Чтение наизусть данного стихотворения).

2. Из музыкальных произведений были предложены “Siciliano” Баха и “Храните Господа с небес” Лядова. Первое – ассоциация со всей жизнью Катерины, второе – вера Катерины в Бога.

3. Из произведений изобразительного искусства учащиеся предложили картины И.И. Левитана “Вечер на Волге” (место, где разворачивались события драмы , красота (работа с понятиями) природы сопоставляется с красотой главной героини, воды Волги поглотили в себя эту красоту) и К. Моне “Впечатление. Восходящее солнце” (яркое оранжевое пятно солнца и луч, который падает на воду – это светлый образ Катерины и её характера).

5. Домашнее задание.

1. Составить тест из 10 заданий по пьесе “Гроза”.

2. Подготовить сообщение “Проблема человеческого достоинства в пьесе “Гроза”.Составить технологическую карту “Алфавит”.

3. Письменно ответить на вопрос “В чём заключается новаторство Островского?”

6. Рефлексия.

На доске крепятся изображения островов с названиями “Остров познания”, “Остров счастья”, “Остров безразличия”, “Остров сомнения”, “Остров интереса”. Ученики крепят клеящийся листочек на тот остров, где они побывали на уроке.

В основу пьесы А. Н. Островского "Гроза" положен конфликт "темного царства" и светлого начала, представленного автором в образе Катерины Кабановой. Гроза - это символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагичной любви, и то же час - воплощение бремени страха, под игом которого живут люди.

В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых и "старших". "Темное царство" - это зловещая среда бессердечности и тупого, рабского преклонения перед старыми порядками. Царству покорности и слепого страха противостоят силы разума, здравого смысла, просвещения, представленные Кулигиным, а также чистая личность Катерины, которая, пусть и бессознательно, искренностью и цельностью своей натуры этому миру враждебна.
Детство и молодость Катерины прошли в купеческой среде, но дома ее окружали ласка, любовь матери, взаимоуважение в семье. Как она сама говорит, "... жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле".

Отданная замуж за Тихона, она очутилась в зловещей среде бессердечности и тупого, рабского преклонения перед могуществом старых, давнехонько прогнивших порядков, за которые так с жадностью хватаются "самодуры русской жизни". Кабанова тщетно пытается внушить Катерине свои деспотические законы, составляющие, по ее мнению, основу домашнего благополучия и прочность семейных уз: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, исполнительность и уважение к старшим. Так воспитан ее сын.

Кабанова и из Катерины намеревалась слепить нечто подобное тому, во что превратила она свое чадо. Но мы видим, что для молодой женщины, очутившейся в доме свекрови, такая участь исключается. Диалоги с Кабанихой

показывают, что "натура Катерины не примет низменных чувств". В доме мужа ее окружает атмосфера жестокости, унижения, подозрительности. Она пытается отстаивать свое право на уважение, не хочет никому угождать, хочет любить и быть любимой. Катерина одинока, ей не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что снаружи он не похож на других обитателей города Калинова, и, не имея возможности распознать внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется единственным, кто решится увезти ее из "темного царства" в сказочный мир.

Катерина религиозна, но ее искренность в вере отличается от религиозности свекрови, для которой вера лишь орудие, позволяющее ей удерживать в страхе и повиновении окружающих. Катерина же воспринимала церковь, иконопись, христианское песнопение как встречу с чем-то таинственным, прекрасным, уносящим ее неблизко от мрачного мира Кабановых. Катерина, как человек верующий, старается не обращать особого внимания на поучения Кабановой. Но это до поры до времени. Терпению более того самого терпеливого человека постоянно приходит конец. Катерина же "терпит до тех пор... пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною". Для героини этим "требованием ее натуры" стало стремление к личной свободе. Жить, не прислушиваясь к глупым советам со стороны всяких кабановых и прочих, полагать так, как думается, разбираться во всем самостоятельно, без всяких посторонних и никчемных увещеваний, - вот то, что для Катерины имеет наибольшую важность. Вот то, что она никому не позволит топтать. Ее личная свобода - это самая дорогая ценность. Даже жизнь Катерина ценит немаловажно меньше.

Героиня поначалу смирилась, надеясь обнаружить хоть какое-то сочувствие, понимание со стороны окружающих. Но это оказалось невозможным. Даже сны Катерине стали сниться какие-то "грешные"; будто мчится она тройке резвых лошадей, упоенная счастьем, рядом с любимым человеком... Катерина протестует против соблазнительных видений, но человеческая природа отстояла свои права. В героине проснулась дама. Желание любить и быть любимой нарастает с неумолимой силой. И это полностью естественное стремление. Ведь Катерине всего 16 лет - самый расцвет молодых, искренних чувств. Но она сомневается, размышляет, и все мысли ее таят в себе панический страх. Героиня ищет объяснение своим чувствам, в душе желает оправдаться перед мужем, пытается отторгнуть от себя смутные желания. Но реальность, реальное положение вещей вернули Катерину самой себе: "Перед кем я притворяюсь-то..."

Самая важная черта характера Катерины - честность перед собой, мужем и другими людьми; нежелание существовать во лжи. Она говорит Варваре: "Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу". Она не хочет и не может хитрить, притворяться, обманывать, таиться. Это подтверждает сцена, когда Катерина признается мужу в измене.

Ее самая большая ценность - свобода души. Катерина, привыкшая существовать, по ее признанию в разговоре с Варварой, "точно птичка на воле", тяготится тем, что в доме Кабановой все исходит "будто из-под неволи!". А раньше было по иному. День начинался и кончался молитвой, а остальное час занимали прогулки по саду. Ее молодость овеяна таинственными, светлыми снами: ангелы, золотые храмы, райские сады - может ли все это сниться обыкновенному земному грешнику? А Катерине снились аккурат такие загадочные сны. Это свидетельствует о незаурядности натуры героини. Нежелание принять мораль "темного царства", способность сохранить чистоту своей души - свидетельство силы и цельности характера героини. Она сама о себе говорит: "А уж коли очень мне в этом месте опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь".

С таким характером не могла Катерина после измены Тихону оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, переносить постоянные упреки и нравоучения Кабанихи, потерять свободу. Ей трудно находиться там, где ее не понимают и унижают. Перед смертью она говорит: "Что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше..." Она действует по первому зову сердца, по первому душевному порыву. И в этом, выходит, ее беда. Такие люди не приспособлены к жизненным реалиям, и все час чувствуют, что они лишние. Их духовная и моральная сила, которая способна противостоять и бороться, никогда не иссякнет. Добролюбов справедливо отметил, что "самый сильный протест бывает тот, который поднимается... из груди самых слабых и терпеливых".

И Катерина, сама того не сознавая, бросила вызов самодурной силе: правда, он привел ее к трагическим последствиям. Героиня погибает, отстаивая независимость своего мира. Она не хочет становиться обманщицей и притворщицей. Любовь к Борису лишает характер Катерины цельности. Она изменяет не мужу, а себе самой, поэтому ее суд над собой так жесток. Но, умирая, героиня спасает свою душу и обретает желанную свободу.

Смерть Катерины в финале пьесы закономерна - для нее нет иного выхода. Она не может присоединиться к тем, кто исповедует принципы "темного царства", стать одним из его представителей, так как это означало бы уничтожить в себе, в собственной душе все самое светлое и чистое; не может смириться с положением зависимой, примкнуть к "жертвам" "темного царства" - существовать по принципу "лишь бы все шито да крыто было". С такой жизнью Катерина решает расстаться. "Тело ее в этом месте, а личность теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!" - говорит Кулигин Кабановой после трагической гибели героини, подчеркивая, что Катерина обрела желанную, выстраданную свободу.

Таким образом А. Н. Островский показал протест ханжеству, лжи, пошлости и лицемерию окружающего мира. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом.

Драма «Гроза» была написана в 1859 году. Это было переломное время для России. Патриархальные порядки, для которых «отсутсвие всякого закона, всякой логики- вот закон и логика этой жизни», начали рушиться. На смену им приходят новые веяния, новые мысли, новые люди. Но Островский в пьесе «Гроза» показал, насколько силен еще старозаветный уклад жизни, как еще очень немногие выказывают протест патриархальному строю. По словам Добролюбова, «Островский обладает глубоким понимаем русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны.» В пьесе очень четко описаны быт и нравы города Калинова и очень красочно обрисованы образы главных героев.
Но среди всех образов выделяется один – Катерины, который Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве».
Катерина – молодая женщины, которая обладает силой духа, стойким характером, но в то же время поэтична и наивна.
Катерина выросла в атмосфере любви и понимания. «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу», - вспоминает она о своем детстве. Это время ассоциируется у нее со свободой, со счастьем – «я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Ее ни в чем не ограничивали – «что хочу бывало, то и делала».
И вот из этого спокойного, незаметного, тихого мира Катерина попадает в дом Кабановой, где «все как будто из-под неволи». «В доме ее матери было то же, что и у Кабановых», - заметил Добролюбов. Но отсутствие свободы делает ее жизнь совершенно невыносимой. У Катерины богатый внутренний мир, этим она восполняла одноообразие дней, но в доме у Кабановой даже ее вображение не приходит ей на помощь. Как замечает Добролюбов, «в сумрачной обстановке новой семьи начала чувствовать Катерина недостаточность внешности, которою думала довольствоваться прежде. Под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чуствам.» Она скучает, ей одиноко, ей противен этот дом, но она терпит. Катерина будет терпеть, пока может, пока она в состоянии выносить «напраслину» и тиранию свекрови, пока еще способна находить утешенеие в церкви, в религии. «А уж коли очень мне здесь опостылит, так не удержат меня здесь никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь», - горячо заявлет Катерина.Вообще, горячность – черта, присущая Катерине. «Уж такая я зародилась горячая», -говорит она. И именно это качество не дает ей смириться со своим положением в доме. Поэтому она начинает борьбу.
Катерина из всех героев выделяется своей силой: силой духа, силой воли, силой характера. Она единственная, кто смеет возражать Кабанихе.Ее слова-протест обессиливают Кабанову, но это только то немного, что может сделать Катерина в одиночку. Несмотря на свою силу, Катерина еще очень слаба, чтобы бороться с патриархальным укладом жизни сама.
Она еще бессильна перед домостройскими порядками. Но за себя она постоит. Она не позволит себя унизить. Катерина остаивает свое человеческое достоинство со свойственными ей силой и горячностью. «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» -восклицает она на попытку Кабанихи унизить ее. Ее оскорбленное чувство собственного достоинства не дает ей промолчать на обидное слово. Она возражает, но это возражение пока единственное, что она может сделать для собственной защиты.
Но вместе с силой в характере Катерины сочетаются также нежность, поэтичность, религиозность, мечтательность. И все эти черты искренние, а не лживые и лицемерные, как у «темного царства». Если Катерина верит в Бога, то эта вера чиста. Она видит в религии успокоение, утешение. Церковь – спасение для нее от гнета и тирании Кабановой. Вот как Катерина отзывается о церкви: «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу ничего, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». Она очень поэтичная девушка. Ее речь льется. Образы, возникающие у нее, красочны и богаты. Вообще, Катерина – нежная, непосредственная, наивная. Но именно это и помогает ей терпеть Кабанову и ее порядки. Добролюбов сказла о Катерине: «Катерина... может быть уподоблена большой многоводной реке: она течет, как требует ее природное свойство; характер ее течения изменяется сообразно с местностью, через которую она проходит, но течение не останавливается; ровное дно, хорошее – она течет спокойно, камни большие встретились – она через них перескакивает, обрыв – льется каскадом, запружают ее – она бушует и прорывается в другом месте». И в спокойной жизни Катерины появился такой «прорыв». Им стал Борис. По словам Доборолюбова, «чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце, потребность нежноых наслаждений естественным образом открылись в молодой женщине и изменили ее прежние, неопредленные и бесплотные мечты.» Но помимо простого стремления к любви, Катерина хотела найти в Борисе опору и поддержку, которую она не находила в муже, и возможность вырваться из ужасной среды «диких и кабановых». Борис – первая настоящая любовь в жизни Катерины. «Молоду тебя замуж отдали, погулять тебе в девках не пришлось», - замечает Варвара. Катерина вышла замуж не любя Тихона, но она пытается сделать это. Однако муж ее оказался ничтожеством, он не понимает Катерину. Это безвольный, бесхарактерный человек, который сам стремится вырваться из-под железной руки матери – ему не до жены. Катерина пытается дать ему клятву: она не смогла бы переступить через данное себе и мужу слово, но ее верность Тихону не нужна. Остается еще одна преграда –спасение – собственная совесть и страх перед божьим судом. В Катерине происходит внутренняя борьба между чувством к борису и долгом перед мужем. Катерине труднее всего переступить через долг к Тихону, но ничто не может удержать ее стремления к счастью. «Да может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выйдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела восопльзоваться. Да что я говорю-тоб что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!» - уговаривает себя Катерина. Поборов себя, она понимает, что ей уже ничего не страшно «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Она пожертвовала всем ради Бориса, но оказалось, что он такой же безвольный, как ее муж.
И, когда Катерина под влиянием обстоятельств признается в своем грехе, ей не на кого опереться, незачем жить. Ей «что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше...» катерина бросается в Волгу, тем самым протестуя против быта по «Домострою», угнетенного положения женщины в семье, в обществе. «И дело кончено: она не будет более жертвой бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти, с бесхарактерным и противным ей мужем. Она освобождена!.. Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход».
Трагичен конец Катерины, но он служит призывом к борьбе с саможурством. Трагедия Катерины – «протест против кабановский понятий о нравственности, протест, доведенный до конца...» Так Добролюбов определил значение образа Катерины. Трагедия Катерины в том, что она не находит в обществе подобных себе по силе характера и стремлениям людей. Катерина бросает вызов обществу «диких и кабановых» и своим трагичным концом вызывает еще большее уважение к своему образу, так как только сильный характер может решиться на такое.



Top