В чем заключается влияние искусства на человека. Сочинение на тему влияние искусства на человека егэ

XVII районная научно-практическая конференция школьников и студентов «Шаг в науку»

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

Выполнила: ученица 8Б класса

МАОУ «Гимназия №9»,

Распопова Софья

Научный руководитель:

Буравель Анна Иннокентьевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №9»

Влияние искусства на жизнь человека

Распопова Софья

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

МАОУ «Гимназия №9»

8 Б класс

Аннотация

Цель исследования : Доказать значимость различных видов искусства в жизни человека; показать, как искусство влияет на формирование духовной культуры личности человека

Задачи исследования: Раскрыть сущность искусства, рассмотреть соотношение человека и искусства в обществе, определить основные функции искусства в обществе, их значение и роль для человека.

Предмет исследования: « Влияние искусства на жизнь человека ».

Объект исследования: . Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Улыбка»; В. Вересаева «Состязание» , «Мать»,

Методы исследования: чтение литературы по данной теме, осмысление и анализ выбранных художественных произведений, сравнение и сопоставление, опрос, обобщение.

Полученные данные: доклад, презентация, данные социологического опроса.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы на занятиях по литературе, на внеклассных мероприятиях

Влияние искусства на жизнь человека

Распопова Софья

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

МАОУ «Гимназия №9»

8 Б класс

План исследования

Есть ли книги, произведения искусства, благодаря которым у вас изменилось мировоззрение, отношение к людям? Этот вопрос вы слышали, наверное, не раз и можете назвать много произведений, в которых показана великая сила искусства.

Слышали ли вы «Седьмую симфонию» Д. Д. Шостаковича - один из ярчайших образцов искусства, в котором отразились события Великой Отечественной войны, а самое главное - этим произведением композитор внёс свой вклад в укрепление духа советских людей. «Знаменитая Ленинградская», - так назвала эту симфонию Анна Ахматова. Дмитрий Шостакович писал ее в доме, который едва ли не каждую минуту сотрясался от взрывов. «Моим оружием была музыка», – скажет композитор позднее. Седьмую симфонию, затаив дыхание, слушал весь блокадный Ленинград. Воодушевляющую игру Большого симфонического Оркестра Ленинградского радиокомитета транслировали на весь город по громкоговорителям и радио. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда услышали эту музыку. Ведь они считали, что город мертвый. Побывавший на премьере Давид Ойстрах записал: «Слушатели и исполнители пережили минуты большого волнения, радости и скорби, великой гордости за наш народ… музыка Шостаковича прозвучала как пророческое утверждение победы над фашизмом».

Это только один пример воздействия искусства на человека, но я уверена: никто не будет возражать, что сила воздействия искусства на человека велика. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни. Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем не сравнимую радость и удовлетворение. Возможности искусства многогранны. Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации.

Осознав это, я решила провести исследование по теме " Роль искусства в жизни человека".

Как искусство выражает чувства человека и окружающий мир? Почему говорят, «что жизнь коротка, а искусство – вечно»? Какой силой должно обладать искусство, чтобы оно смогло воздействовать на человека? Какую роль играет искусство в жизни человека и в моей жизни?

Эти и многие другие вопросы, на которые я решила ответить, проводя исследование, указывают на актуальность темы "Роль искусства в жизни человека".

Гипотеза: Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом.

Для успешного достижения результатов исследование было проведено по плану:

    Определение темы исследования.

    Выдвижение гипотезы.

    Постановка цели и задач исследования.

    Составление списка литературы по определенной теме.

    Чтение и анализ книг : Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Улыбка»; В. Вересаева «Состязание» , «Мать», Г.Успенский «Выпрямила», Александр Грин «Победитель», В.Г. Короленко «Слепой музыкант», Глеб Мехед «Скрипач», К.Г.Паустовский «Старый повар».

    Слушание музыки: Д. Д. Шостакович «Седьмая симфония», 40-ая симфония Моцарта.

    Анализ репродукций картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Джоконда (Мона Лиза)»

    Анализ и систематизация полученных результатов.

    Оформление результатов деятельности: составление доклада, оформление презентации.

Влияние искусства на жизнь человека

Распопова Софья

Российская Федерация

Забайкальский край

г. Краснокаменск

МАОУ «Гимназия №9»

8 Б класс

Научная статья

Искусство дает крылья и уносит далеко - далеко! А.П.

Все виды искусств

служат величайшему из искусств

искусству жить на земле.

Бертольд Брехт

Красота спасёт мир

Ф .М. Достоевский

Невозможно представить нашу жизнь без искусства и творчества. Где и когда бы ни жил , даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а и стремлением передать красоту и гармонию мира, восхищение перед совершенными творениями природы. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно всё более и более совершенствуется человеком. В о все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшить абстрактное мышление.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок. В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Искусство может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю.

Искусство многолико, и часто один его вид тесно связан с другим: так, во многих произведениях литературы мы можем узнать и о великой силе музыки, и о живописи, скульптуре, облагораживающей, дающей силы человеку. Это я и попытаюсь показать в своей работе.

Роль истинного искусства в жизни человека - вот проблема, над которой рассуждает российский писатель В. В. Вересаев во многих своих произведениях. Во все времена этот морально-этический вопрос был злободневен. Злободневен потому, что «искусство, по словам Ф. М. Достоевского, никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала».

По мнению В.Вересаева, искусство всегда завораживает, пробуждает в душе человека лучшие качества, разбивает стены и дает заряд внутренней энергии. Такое преображение человеческой души показывает он показывает в своем рассказе "Мать". Картина «Сикстинская мадонна» Рафаэля наполнила радостью душу героя, который сначала был настроен скептически: " ...бесчисленные репродукции картины, которые мне приходилось видеть, оставляли меня в совершенном недоумении, чем тут можно восхищаться. " Но он начинает всматриваться. И вдруг незаметно, постепенно все вокруг как будто стало исчезать. Исчезли люди и стены. Исчез вычурный иконостас. Все больше затуманивались, словно стыдясь себя и чувствуя свою ненужность на картине, старик Сикст и кокетливая Варвара. И среди этого тумана ярко выделялись два лица - Младенца и Матери. И перед их жизнью все окружающее было бледным и мертвым…

И такая вся она была полная жизни, полная любви к жизни и земле…И все-таки она не прижимала сына к себе, не старалась защитить от будущего. Она, напротив, грудью поворачивала его навстречу будущему. И серьезное, сосредоточенное лицо ее говорило: «Настали тяжелые времена, и не видеть нам радости. Но нужно великое дело, и благо ему, что он это дело берет на себя!» И лицо ее светилось благоговением к его подвигу и величавою гордостью. А когда свершится подвиг… когда он свершится, ее сердце разорвется от материнской муки и изойдет кровью..." Поэтому, наверное, герой пришел к выводу: " Ею все восхищаются, ею стыдно не восхищаться".

Приближение к человеческому нисколько не умалило религиозную идею “Сикстинской мадонны” Рафаэля, а лишь подчеркнуло гуманистическую глубину мысли художника. Нельзя не согласиться с точкой зрения а втора, который уверен, что истинное произведение искусства способно воздействовать на душу человека, помогая по-новому воспринимать мир , не только вызывает у него восхищение, но и заставляет быть лучше, очищает душу от скверны.

Добрая и поучительная сказка В. В.Вересаева «Состязание» посвящена одной из вечных тем мирового искусства - красоте. Создается впечатление, что писатель заставляет задуматься читателей над вопросом об истинной красоте, о той, которая не просто радует глаз, но и наполняет душу человека светом и любовью.

Т аким образом, Вересаев раскрывает тему правильного взгляда на человеческую красоту, которая не может заключаться в правильном разрезе глаз и тонкости стана, нет, читатели сами понимают, что именно Единорог изобразил истинную красоту - ведь ее разглядело в Зорьке его любящее сердце.

Вересаев показывает, что красота внешняя - это не есть красота внутренняя, без которой человек не может быть прекрасным и счастливым. И порой достаточно лишь открыть свое сердце, и внимательно осмотреться вокруг, чтобы увидеть глубинную, настоящую красоту человека.

Писатель учит нас искать ее не глазами, а душой, и никогда не забывать об том, что ее можно увидеть лишь изнутри. В этом состоит одна из главных ценностей человеческой жизни…

XXI век, как никакой другой, перевернул мир, ускорил его прогресс. Человечество вкусило плоды цивилизации, но, к сожалению, оно что-то утратило чувство прекрасного, все быстрее и быстрее устремляясь за материальными благами. И мы сегодня должны понимать, что духовные ценности человеческой цивилизации нуждаются в защите? Американский писатель Рэй Брэдбери в своих небольших по объему, но удивительно емких рассказах поднимает эту проблему. «Будущее рождается из настоящего. Будущее создаётся нами сейчас. В каждую минуту, которую мы проживаем, нам дана возможность творить его», - хочется, чтобы эти слова писателя осознавали мои современники.

Один из сильнейших рассказов Брэдбери – « Улыбка», в котором он рассказал о влиянии на человека еще одного шедевра мирового искусства . Этот рассказ позволит нам связать воедино прошлое, настоящее и будущее и понять, что в наших руках «построить» спасительный мост над бездной, куда неудержимо устремляется человечество, - мост, сложенный из важных духовных составляющих: нравственности, традиции, любви и красоты. Без этого человечество обречено на вымирание и гибель. Рей Брэдбери в новелле рисует странную фантастическую картину, показывая людей будущего 2061 года. Люди ранним утром собрались на праздник - « праздник» оплевания и уничтожения шедевра Леонардо да Винчи «Джоконда (Мона Лиза)» . Сложно осознать, что такое можно назвать праздником. Люди, озлобленные, грубые уничтожают то, что создавалось умом и сердцем на протяжении столетий, то, в чем воплощены интеллект, разум, чувства, красота и мечты. А ведь « Мона Лиза» пережила времена, когда люди стояли долгими ночами в очереди, чтобы только увидеть ее улыбку. Но эти, собравшиеся на площади, не верят ни во что и влачат жалкое существование, уничтожают все следы красоты и культуры. Среди них оказывается мальчик Том, который просто хочет убедиться в том, что «она улыбается»; «она сделана из краски и холста»; «ей четыреста лет».

На первом месте у Тома - улыбка. Люди из будущего разучились улыбаться, не выражая тем самым расположение и радость. А это тоже признак культуры, но именно культура ненавидима взрослыми героями рассказа Рэя Брэдбери. У ребенка же потребность в радости и любви. В жизни ему этого не хватает. Мы наблюдаем, как Том мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за послед­ние годы. Вспомнил, как рвали и жгли книги на площади и все смеялись, точно пьяные. А празд­ник науки месяц тому назад, когда притащи­ли в город последний ав­томобиль, потом броси­ли жребий и счастлив­чики могли по одному разу долбануть маши­ну кувалдой!.. Так неужели этот мальчик способен участвовать в варварском действии?

Вот он перед знаменитой картиной, на которую летят камни, плевки... " Том почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. Слепо

подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки и пинки вышибли его из толпы на волю. Весь в ссадинах, одежда разорвана, он смотрел, как старухи жевали куски холста, как мужчины разламывали раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья... Он глянул на свою руку. Она судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его. В руке его оказалась улыбка. Дома, когда все спали, Том "глубоко-глубоко вздохнул, потом, весь ожидание, разжал пальцы и разгладил клочок закрашенного холста".

Мир спал, освещённый луной.

А на его ладони лежала Улыбка.

Он смотрел на неё в белом свете, который падал с полуночного неба. И тихо повторял про себя, снова и снова: «Улыбка, чудесная улыбка...» Час спустя он все ещё видел её, даже после того как осторожно сложил её и спрятал. Он закрыл глаза, и снова во мраке перед ним – Улыбка. Ласковая, добрая, она была там и тогда, когда он уснул, а мир был объят безмолвием, и луна плыла в холодном небе сперва вверх, потом вниз, навстречу утру".

Рассказ Брэдбери написан в середине XX века. Самое страшное в этой книге, на мой взгляд, что это будущее уж очень узнаваемо, черты того далекого государства, к сожалению, проступают в нашей жизни. Самое ужасное и удивительное то, что великий фантаст и придумщик Брэдбери ничего не выдумал. Все уже было или есть сейчас. Многие в наше время не ценят, или просто не понимают, насколько велика сила искусства.

Об этой вечной проблеме много писали в художественной литературе. Большое впечатление произвел на меня еще один роман Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». В нем рассказывается о пожарном, который, вместо того чтобы сжигать книги, к чему обязывало всех пожарных правительство, остановился и задумался над окружающей его действительностью. Он понял, что уничтожение духовных ценностей ведёт сначала к моральной, а потом и к полной гибели человечества. Главный герой – Монтэг покидает город, в котором он прожил много лет, тем самым спасая себя от гибели. Мне кажется, что Рэй Брэдбери хотел показать этим, что только люди, возродившиеся духовно, достойны жить – и не просто жить, а жить для того чтобы «ощущать себя неотъемлемой частью всеобщего мирового порядка, как основы подлинно цивилизованного существования».

Своим творчеством Брэдбери протестовал против бездуховности «общества потребления», в котором бешеными темпами развивается техника и практически такими же темпами подавляется человеческая индивидуальность и духовность. Брэдбери не просто констатирует факт надвигающейся гибели цивилизации, он пытается рассказать, как это можно предотвратить.

Писатель-фантаст Айзек Азимов пишет о Брэдбери: «Чтобы оправдать свой взгляд на будущее, Брэдбери разбирает потенциальные угрозы, подстерегающие нас, и показывает, к каким серьезным последствиям они могут привести. Однако писатель не говорит: что это неминуемо должно случиться. Он говорит другое: вот что может произойти, если мы не примем мер; давайте же, если мы хотим избежать беды, возьмемся за дело сегодня, потому что завтра уже может быть поздно».

О том, что искусство «выпрямляет души» повествует Александр Грин в рассказе «Победитель». Скульптор Геннисон, увидев работу своего соперника, ощутил «чувство падения и восторга». Преклоняясь перед талантом Ледана, он разбил свою скульптуру. Разбил потому, что работу соперника посчитал подлинным произведением искусства.

В превосходном очерке «Выпрямила» Глеб Успенский глубоко и незабываемо показывает общечеловеческий смысл и значение прекрасного. Автор очерка вместе с героем, сельским учителем Тяпушкиным, задается вопросом: отчего так действует на многих людей знаменитая статуя древнегреческого скульптора Венера Милосская? Чем она так поражает человека? Почему оказывает на него столь сильное влияние, часто на всю жизнь, и при этом влияние самого положительного свойства? Задумавшись над тайной воздействия древнегреческой скульптуры, герой очерка (а вместе с ним и сам автор) вспоминает, как подействовала на него Венера Милосская в то время, когда он был в Лувре. Его приставили наблюдать, приглядывать за детьми и отвечать на их вопросы, на которые сами родители не могли найти достойного ответа. Но совершенно случайно Тяпушкин один забрел в Лувр. Глеб Успенский показывает его полную дремучесть и отупение от увиденных экспонатов. Тяпушкин устал, шумело в голове, и ровным счетом ему ни до чего не было дела. И вдруг радость хлынула в душу – он увидел Он был как сдувшийся воздушный шарик, как смятая перчат ка. Как и отчего, Тяпушкин не понимал, он воспрянул, ожил, выпрямил спину, расправил плечи и застыл, глядя на извечную гармонию, которой было полно все существо Венеры. Глеб Успенский рассказывает о чудесном мгновенном преображения унылого существа в Человека. Не раз и не два приходил потом Тяпушкин в Лувр, чтобы понять, что именно с ним происходит. Почему так наполняется он спокойствием и свежестью? Но таинство так и осталось непостижимым. Только сам он на время стал другим человеком, умеющим в большом и малом видеть красоту, сострадать и быть милосердным. Об этом повествует рассказ «Выпрямила».

По глубокому убеждению Г. Успенского, прекрасное и в жизни, и в искусстве служит высоким целям: помогает человеку лучше построить свою жизнь и жизнь других людей. Таким образом, прекрасное оказывается полезным для человека и человечества в самом непосредственном и в самом высоком смысле этого слова.

« Я желал бы всеми силами души моей, чтобы музыка моя приносила людям подпору и утешение», - сказал однажды великий композитор П. И.Чайковский.

Словно выполняя это желание композитора, многие писатели показывают роль музыки в жизни человека. Они убеждают, что м узыкой можно не только наслаждаться, она дает человеку радость, утешает в трудные минуты, помогает осознать, что он не одинок в мире; заставляет человека думать, пробуждает чувства, зовет к действию. Не все и не всегда можно выразить словами, да и не всегда нужны слова, чтобы передать то, что лежит в душе. И тогда на помощь приходит музыка, которой доступно то, что не доступно даже поэзии.

Так, через незатейливую музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа В.Г. Короленко «Слепой музыкант», с рождения лишенный зрения, открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрел согласие с самим собой и окружающими. Глаза его остались незрячими, но душа исцелилась.

А герой рассказа Глеба Мехеда «Скрипач» Игнатий Семенович Музов, человек одинокий, неудачливый скрипач, пытается скрыться от прозы жизни в мире музыки, которая «безраздельно владела его душой». В мучительные для него минуты он доставал из футляра скрипку и переносился в «далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир Музыки, где обитали чудесные и светлые образы».

В рассказе К.Г. Паустовского «Старый повар» речь идёт о музыке, способной влиять на жизнь человека, изменять её, вызывать глубокие чувства, переживания, преодолевать время и пространство. В центре рассказа – образ великого композитора, наделённого душевной щедростью, отдающего людям свой талант, приносящего им радость .

Слепому герою этого рассказа, умирающему старому повару музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни. «Быстрый звон рассыпался по сторожке», «клавесин пел полным голосом», «клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов», «старый пес вылез из будки», «яблони распустились за одну ночь», «ночь из черной сделалась синей». Смерть отступила на время: зиму сменила весна, к клавесину вернулось его былое звучание, ожил старый пес, а его слепой хозяин смог снова увидеть тот день, когда он впервые встретился со своею женой.

Что же прогнало смерть, что вернуло старику утраченное счастье? Почему ему удалось увидеть то, чего он так желал?

Паустовский пишет о великой силе искусства, которому подвластно то, что кажется невероятным, об огромных возможностях, таящихся в музыке, звучание которой возродило, казалось бы, навсегда утраченное.

Старик умирает, но он умирает счастливым: с его души снят мучивший его грех, в воображении, разбуженном музыкой, он снова смог увидеть свою жену Марту; он знает, что о его дочери есть кому позаботиться.

Итак, и скусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее.

Страсти, стремления, мечты, образы, опасения - все то, чем живет каждый человек - приобретают в особую окраску и силу.

Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного - в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.

Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:

Формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

Формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

Развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира. способности беречь эту красоту;

Вооружает людей знаниями, а также прививает умения и навыки в области доступных видов искусств - музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры;

Развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;

Развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.

«Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко!» - сказал писатель А.П.

Материал данной работы можно использовать на уроках литературы, МХК, искусства, музыки и на внеклассных мероприятиях.

1. Список используемой литературы:

    Александр Грин «Победитель» Сборник рассказов, Москва, Вентана-Граф, 1948г.

    В. Вересаева «Состязание» Детская литература» Москва, Вентана-Граф, 1974г.

    В. Вересаева «Мать» Детская литература» Москва, Вентана-Граф,1965г.

    Г. Короленко «Слепой музыкант» сборник рассказов «Терра»- «Терра»,1991г.

    Г.Успенский «Выпрямила» Властелин колец. Москва, Вентана-Граф, 1963г.

    Глеб Мехед «Скрипач» Сборник рассказов, Москва, «Мнемозина» 1984г.

    К.Г.Паустовский «Старый повар». .:АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 1975г.

    Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» АСТ, Астрель, Полиграфиздат 1965г.

    Р. Брэдбери «Улыбка» Сборник рассказов, Москва, «Мнемозина» 1954г.

Используемые интернет- ресурсы

1. Отечественная и зарубежная литература

2. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit. 1 september.ru

3. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеоб го портала

4. http://litera.edu.ru

5. BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библией

6. http://www.bibliogid.ru

7. Kidsbook: библиотека детской литературы

8. http://kidsbook.narod.ru

9. Виртуальный музей литературных героев

10. http://www.likt590.ru/project/museum/

2012-06-16 Никита Мелихов Версия для печати

Никто не будет спорить с тем, что искусство играет познавательную, воспитательную, коммуникативную роли в формировании человека. С давних времен искусство помогало человеку осознавать и преобразовывать действительность, представляя ее в образах и тем самым связывая ее в единое целое. При этом у человека развивалось абстрактное и образное мышление - развивалась фантазия. Советский философ Э. Ильенков говорил: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» .

Нельзя не брать во внимание тот факт, что искусство с ранних лет принимает непосредственное участие в формировании сознания у ребенка (да и в течение всей жизни тоже). Музыка, литература, театр, изобразительные искусства - все они воспитывают в человеке чувственность и нравственность. Такие качества как дружба, совесть, патриотизм, любовь, справедливость и т.п. развиваются благодаря искусству. Более того, самое мышление было бы невозможно, без развития чувственного восприятия: «Способность логически мыслить, то есть оперировать понятиями, теоретическими определениями в строгом согласии с нормами логики, не стоит ровно ничего, если она не соединяется с равно развитой способностью видеть, чувственно созерцать, воспринимать окружающий мир» .

Конечно, при всем этом, искусство нередко выполняло функцию развлечения. И, казалось бы, если спокон веков искусство использовалось как для просвещения, так и для отвлечения, то и сейчас нет повода для беспокойства. Сегодня также остаются и создаются еще хорошие книги, фильмы, музыка, при ознакомлении с которыми человек приобретает возможность приобщиться ко всему наработанному человечеством опыту, тем самым развивая свои собственные способности. Только вот если брать не отдельные произведения искусства, а тенденцию развития (или деградации?) современного искусства, то она все заметнее отклоняется в сторону отречения от всех предшествующих наработок человечества, превращая искусство в индустрию развлечения и отвлечения человека о проблемы развития своих творческих способностей.

Пожалуй, каждый, хоть раз зайдя в музей современного искусства, думал о том, что, будучи ребенком, и то лучше рисовал. Известный художник Д. Поллок, брызгал и лил краску на фиброкартон, считая спонтанный творческий процесс важнее результата. Эти кляксы, стоят 140 млн. долларов, сегодня это одна из самых дорогих картин в мире. Об известном «Черном квадрате» писатель постмодернист В. Пелевин отзывался в одной из своих книг: «Малевич, хоть и называл себя супрематистом, был верен правде жизни - света в российском небе чаще всего нет. И душе не остается ничего иного, кроме как производить невидимые звезды из себя самой - таков смысл полотна». Подобные беспредметные, ничего не изображающие картины даже личность автора делают бессмысленной, они говорят: «каждый увидит что-то свое».

Советский философ, посвятивший много времени изучению вопроса о влиянии искусства на человека, М. Лифшиц писал: «Основная внутренняя цель такого искусства заключается в подавлении сознательности сознания. Бегство в суеверие - это минимум. Еще лучше - бегство в немыслящий мир. Отсюда постоянные усилия разбить зеркало жизни или, по крайней мере, сделать его мутным, невидящим. Всякому изображению нужно придать черты чего-то «непохожего». Таким образом, изобразительность убывает, в итоге - нечто свободное от всяких возможных ассоциаций с действительной жизнью» .

В современном изобразительном искусстве существует множество разных направлений. Авторы некоторых направлений наделяют свои работы «глубоким» смыслом, который на самом деле является только формой, отображающей личные переживания и мимолетные чувства творца. Известный сюрреалист С. Дали писал о своей картине «Мягкие часы»: «Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень - чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как "супермягок" плавленный сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж - основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально "увидел" решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена» . Такие работы не несут ничего полезного для остальных людей, потому что они являются отображением моментов самочувствия художника, которые вряд ли могут иметь значение за пределами этого исчезающего момента. «В старом искусстве было важно любовное, добросовестное изображение реального мира. Личность художника более или менее отступала на задний план перед его созданием и тем возвышалась над собственным уровнем. В новейшем искусстве дело обстоит как раз наоборот - то, что делает художник, все более сводится к чистому знаку, знамению его личности. «Все, что я нахаркаю, все это будет искусство, - сказал известный немецкий дадаист Курт Швиттерс, - ибо я художник». Одним словом, то, что сделано, вовсе не важно. Важен жест художника, его поза, его репутация, его подпись, его жреческий танец перед объективом кинематографа, его чудесные деяния, разглашаемые на весь мир» .

Прочитав книгу какого-нибудь современника, сидишь, порою, и думаешь «какие же идеи хотел донести автор?» Зато теперь даже и в книге для детей можно узнать, «как делаются дети» и какими словами лучше выражаться. С кинематографом дело обстоит так же, если не хуже. Фантастические боевики, «заумные» детективы, невероятные приключенческие романы - подобные фильмы штампуют, как на конвейере. Настоящие человеческие чувства и переживания отходят на второй план, сейчас в моде красивая форма, культивирующая вульгарное, наглое поведение, эгоистичность, отрицание каких-либо идеалов. Чего только стоят бесконечные эротические сцены, давящие только на физические человеческие потребности? И в остальных видах искусства, к сожалению, ничего качественно нового не появляется. Современные музыкальные исполнители или те же сценаристы-постановщики театральных спектаклей переделывают старые произведения на новый лад, совершенно искажая, а точнее, по возможности и вовсе элиминируя оттуда смысл. В этом зачастую и состоит весь их смысл.

Разве можно воспитать нормально развитого человека основываясь на таком искусстве? Современный человек читает вульгарную литературу, смотрит жестокие фильмы, слушает разрушающую музыку и при этом он сам становится вульгарным, жестоким и слепым. Наш современник не может нормально оценить ситуацию и найти из неё выход, ведь «чтобы мыслить об окружающем мире, этот мир нужно видеть» . Создавая работы, не отображающие ничего, кроме самочувствия художника на момент создания этой работы или же подменяя искусство красивой формой, не несущей никакого смысла вообще, творец губит возможность человечества приблизиться ближе к пониманию окружающей действительности, природы, общества, человека, да и самого себя тоже. А ведь «истина есть сходство наших представлений, или понятий, с самой вещью. Она должна быть основанием каждого произведения изящных искусств» . По этому поводу также писал В.И. Ленин: «Тут действительно, объективно три члена: 1) природа; 2) познание человека, мозг человека (как высший продукт той же природы) и 3) форма отражения природы в познании человека, эта форма и есть понятия, законы, категории etc. Человек не может охватить = отразить = отобразить природы всей, полностью, ее «непосредственной цельности», он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину мира и т. д. и т. п.»

Сейчас, пожалуй, каждого, кто решает заниматься творческой деятельностью и старается при этом не умереть с голоду, напутствуют такой фразой: «сначала заработай себе имя, а потом имя будет работать на тебя». Капитализм строго диктует свои условия: хочешь жить - продавай себя. Что же лучше всего продается? Вымышленные мифические утопии, абстрактные сюрреалистические картины, завлекающие, чарующие пейзажи, без какого-либо глубокого подтекста. Создаются такие работы, которые отупляют и уводят мысли в небытие. Почему? Никакой выгоды нет в том, чтобы рисовать несправедливость существующего мира, нет никакой выгоды в освещении проблем современного общества. Потому что такие произведения заставляли бы задуматься публику, задуматься о несовершенстве современного мира. Искусство теряет свою главную функцию - функцию отображения действительности, при этом оно выращивает ограниченного, бесчувственного и слепого потребителя. «Искусство в первую очередь должно отражать реальную жизнь людей, а не внушать, что всё хорошо. Для этого есть реклама, она требует, заставляет купить, побриться, помыться, подушиться, поехать отдыхать и так далее» .

Сегодня многие люди соглашаются с тем, что современное искусство является разложением старого и не выполняет созидающую роль в становлении личности. Эти люди стараются воспитывать себя и своих детей в духе классики, закрывая глаза на современную жизнь. Конечно, для нормального развития человека нужно осваивать богатства культуры, наработанные всеми предшествующими поколениями. Но для создания качественно нового в любой сфере, нужно выходить за пределы существующего. Следовательно, не стоит закрывать глаза, а наоборот - нужно обратить внимание на реальное положение дел и изменять ситуацию к лучшему.

Творцам следует направить свои усилия на то, чтобы открыть глаза человечеству: чтобы люди оглянулись вокруг, чтобы их сердца забились, чтобы они почувствовали существующую несправедливость и все вместе начали искать решение существующей проблемы.

2.Войцехович И. «Опыт начертания общей теории изящных искусств», М., 1823.

3.Дали С. «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим ».

4.Ильенков Э. В. «Об эстетической природе фантазии».

5.Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е, т.45.

6.Лифшиц Е.М. «Искусство и современный мир», М., 1978.

Доклад

По теме “Как Искусство влияет на нашу жизнь”

Подготовил Иванов Данила 9”A” класс

Екатеринбург – 10.11.2016г

Искусство – это своеобразное отражение истинной сущности человека. И совершенно не важно – великий художник это или ценитель живописи.

Сила настоящего искусства заключается прежде всего в его воздействии на внутренний мир человека. Согласитесь, одна картина может вызвать массу переживаний и впечатлений, которые, ко всему прочему, могут быть достаточно противоречивыми.

Средства воздействия искусства и его виды

В первую очередь стоит определиться с видами искусства, а их существует достаточно большое количество. Итак, основные виды искусства : музыка, литература, живопись, театр, кинематограф, скульптура, архитектура, фотография, а также декоративно-прикладное искусство, графика и многое другое.

Каким средством воздействует искусство?

Точные науки бесстрастны, в отличие от музыки или живописи, которые способны вызвать массу эмоций и переживаний. Только истинные шедевры могут способствовать формированию особенного мировоззрения и восприятия окружающей действительности. Отдельного внимания заслуживают выразительные средства искусства (ритм, пропорция, форма, тон, фактура и т. д.), которые позволяют в полной мере оценить то или иное произведение.

Средства выразительности в искусстве не предназначены лишь для того, чтобы вызвать некое конкретное чувство. Эти методы предназначены для более глобальных целей – сформировать особенный внутренний мир человека, который способен видеть прекрасное и создавать нечто подобное. Говоря о воздействующей силе этого явления, нельзя ограничиться понятиями добра и зла.

Искусство формирует внутренний мир человека, учит его самого отличать понятия добра и зла, рассуждать о жизни, а также структурировать свои мысли и даже видеть мир в многогранном аспекте. Книги погружают в совершенно иной мир грез и фантазий, формируют человека как личность, а также заставляют задуматься о многих вещах и по-другому взглянуть на, казалось бы, обыденные ситуации.

Влияние разнообразных видов искусства на жизнь человека Музыка

Музыка способна оказывать на человека самое разнообразное влияние. Для кого-то она может служить средством умиротворения и релаксации, а для кого-то она станет стимулом и толчком к дальнейшим действиям.Так, например музыка помогает человеку в плане работы и творчества. Помогает ли музыка человеку сконцентрироваться? И да и нет! Вообще, чтобы человеку на чем-то сконцентрироваться, слушать музыку необязательно, ведь для лучшей концентрации хорошо подходит полная тишина. И это касается большинства из нас. Однако некоторым людям в процессе работы, для обдумывания и принятия важных решений необходим какой-нибудь фон. Им звуки музыки помогают не только сосредоточиться, но и повысить умственную работоспособность. Спортсменам для улучшения результатов можно посоветовать во время интенсивных тренировок слушать музыку с быстрым темпом, а во время перерывов - медленную музыку. Офисным же работникам (ну или тем, кто занят на удаленной работе), считающим, что музыка помогает человеку в работе, совет такой – если музыка во время работы вам действительно необходима, желательнее слушать ту, которая не содержит слов.

Музыка влияет и на настроение человек. То, как музыка помогает человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, вряд ли сопоставимо с каким-либо другим воздействием внешних факторов. Музыка способна создать и поддержать нужное настроение. Она помогает расслабиться (не удивительно, что после работы некоторые люди первым делом, переступая порог собственного дома, включают любимые композиции), а может наоборот - зарядить энергией.

По утрам лучше слушать бодрую и ритмичную музыку, она поможет проснуться и заставит вас соскочить с постели в желании изменить свою жизнь к лучшему. Также веселая и энергичная музыка влияние на психику человека и заставляет его сменить грусть на радость, а печаль - на оптимизм и жизнелюбие.

Спокойная и плавная музыка поможет расслабиться и успокоиться, отвлечься от повседневных забот, уменьшить количество мыслей в голове и сосредоточиться на саморегуляции. Медленная и релаксирующая музыка влияет на человека как снотворное, поэтому, если вас мучает бессонница, и вы не знаете, как быстро уснуть, используйте этот факт.

Более того, ученые давно пришли к выводу, что музыка является отличным второстепенным средством реабилитации больных и прекрасной возможностью добиться душевного равновесия. Именно поэтому музыка очень часто звучит в больничных палатах, таким образом, укрепляя веру в скорейшее выздоровление.

Живопись

Воздействующая сила искусства – это величайшая мощь, которая способна радикально изменить мировоззрение человека и значительным образом повлиять на формирование его внутреннего мира. Буйство красок, сочные цвета и гармонично подобранные оттенки, плавность линий и масштабность объемов – все это средства изобразительного искусства.
Учёными подтверждено благотворное влияние произведений изобразительного искусства, живописи на психическое здоровье человека. И не важно, что перед Вами – портрет, натюрморт или пейзаж. Созерцание живописи уносит все тревоги и улучшает самочувствие.

Наблюдений за живописью способствует улучшению самочувствия и помогает избавиться от негативных эмоций, переживаний, стрессов и депрессии. Также было доказано и то, что у тех людей, которые окружают себя картинами, существенно снижается чувство тревоги и страха (при некоторых фобиях живопись играет роль своеобразного психотерапевтического метода).

Но самое сильное воздействие на эмоциональное состояние человека и его психику в целом оказывает не столько восприятие прекрасного, сколько процесс создания подобного творения. Благодаря занятию живописью, можно сформировать стойкую тенденцию к уменьшению хронических болевых ощущений.

От разных картин, рисунков, фотографий будет идти так называемая общая энергия, которая способна влиять на подсознание человека, что может способствовать изменению его мыслей и мировоззрения. Вследствие этого естественно могут измениться и сами действия и поведения людей. Такая общая энергия состоит из следующих элементов:

  • цветовой гаммы;
  • изображения и сюжета;
  • энергии художника.

При выборе картины следует обращать внимание на все эти элементы. На красивую живопись нельзя не обратить внимания, а энергия, которую она излучает, может не только формировать внутренний мир человека, но и отлично изменить его жизнь к лучшему. Поэтому человек должен окружать себя красивыми картинами и созерцать прекрасное!

Поэзия и проза

Шедевры мировой классики – это огромное количество удивительных произведений, которые в той или иной степени повлияли на жизнь практически каждого человека. Драма, трагедия, стихи, поэмы и оды – все это в разной степени отразилось в душе каждого, кто смог прикоснуться к творениям классиков. Воздействие искусства на человека – в частности, литературы – многогранно. Так, например, в смутные времена писатели своими стихами призывали народ к борьбе, романами уносили читателя в совершенно иной мир, наполненный иными красками и персонажами.

Сегодня читать и понимать поэзию и прозу – это настоящее искусство, которое требует особых усилий. Большинство поэтов «серебряного» и «золотого» века оставили непревзойденные примеры искусства, которые сегодня являются наиболее почитаемыми среди всего населения планеты.

Очень важным аспектом при чтении любого художественного поэтического произведения является его понимание, чувствование. Например, поэзия природы - это не храм, а настоящая мастерская, которую невозможно понять без ощущения всей красоты окружающего мира. И соответственно, если вы не понимаете поэзию, она никак не может влиять на вашу жизнь, менять ее, делать более совершенной.

Музыка, литература, изобразительное искусство – это неотъемлемая часть культуры человека и общества, в котором он живёт. Благодаря всему этому человек не просто получает эстетическое удовольствие, он совершенствуется, духовно развивается и обретает душевное равновесие. Искусство способно творить чудеса

Начнем с того, что человеческий мозг как губка впитывает любую информацию. Поэтому любая музыка, литература, живопись и т.д. способны влиять на нас, хотя мы не всегда подозреваем об этом. Давно доказано учеными, что, например, прослушивание музыки Моцарта развивает наши интеллектуальные способности, а произведения Вивальди способны вылечить депрессию, невроз и раздражительность.

В ходе следующего исследования влияния музыки на человека учёные разделили группу школьников на две команды. Одна в процессе решения сложной задачи слушала рок, а другая - музыку Моцарта. Вторая группа на 60% лучше справилась с заданием, чем первая. Подобных исследований было проведено немало. И все сводятся к одному: от прослушивания некачественного рэпа, попсы и тяжёлого рока человек постепенно утрачивает свои интеллектуальные способности, а от прослушивания классики, наоборот, приобретает.

Кстати, обратите внимание на тексты современных песен. Согласитесь, это яркий пример безвкусицы и невысокого интеллекта исполнителя. А ведь эти самые тексты в себя "впитывает" наш мозг. Поэтому, насколько возможно, ограничьте прослушивание подобных песен.

Немалое влияние на нас оказывает и живопись. Существует множество известных фактов, когда люди от увиденной ими картины падали в обморок от впечатления. Некоторые, говорят, плачут при просмотре подлинника "Иван Грозный убивает своего сына". Уж очень мощное воздействие оказывает эта картина. Конечно, если вы её увидите на рисунке, эффекта не будет. Нужно видеть именно подлинник.

Однако самое большое влияние на нас оказывает литература. Признанная классика формирует наше мировоззрение, способна в корне изменить наши взгляды и научить смотреть на жизненные ситуации с разных сторон. А журналы со скандальными историями про знаменитостей, детективы Дарьи Донцовой и прочий "мусор" только "захламляет" нашу психику.

Своих детей приучаю читать именно классику. Она не только интеллектуально развивает, но и с самого раннего возраста формирует такие качества характера, как честь, совесть, благородство. Человек вырастет духовно здоровым, если его родители в нужный момент смогут привить любовь к качественной литературе.

Немаловажно и влияние кинематографа на нашу психику. Фильм, как и книга, формирует наши убеждения и взгляды. И это не выдумка. Подтверждено исследованиями, что те дети, которые с раннего возраста смотрели кино, где много насилия, вырастают, как правило, агрессивными.

К сожалению, сейчас в обществе доминирует массовая культура. А она вся пропитана грязью, глупостью, скандалами и интригами. Поэтому, чтобы минимизировать её влияние, постарайтесь больше читать классику, смотреть качественные фильмы и ходить в музеи. Таким образом вы заодно возвыситесь над серой массой, а ею является подавляющее большинство. Вы станете интереснее в общении, и у вас сформируются собственные убеждения, а не шаблонные, навязанные обществом.

Сегодня во всем мире батик пользуется огромной популярностью. Существует большое количество различных материалов и техник для росписи ткани, но самое главное - это по-прежнему ручная работа....

В беготне современной жизни человек нередко с головой погружается в работу и семью, забывая об отдыхе интеллектуальном и духовном и, в частности, об искусстве. Такое отношение к себе может в конечном итоге вызвать депрессивное состояние, плохое настроение...

Все, что связано с Александрийской библиотекой, не дает покоя ученым умам по сей день. И если над загадкой ее возникновения завеса хоть чуточку приоткрыта, то история исчезновения зиждется более на слухах и догадках, чем на исторических фактах....

В Америке особенно заметно, как медиа формируют моду на все. Они показывают людям, как им следуют вести себя в тех или иных ситуациях. О чем им следует думать и к чему нужно стремиться. Какой же это шикарный полигон для испытаний над разумом! Какая это уникальная возможность вбить в головы людям...

МБОУ СОШ № 5 города Кропоткин

МО Кавказский район Краснодарского края

Открытый урок

по изобразительному искусству

по теме:

в 9 классе.

Учитель Королёва А. Д.

2016 год

Цель урока:

Показать детям как произведения искусства могут влиять на психику человека (положительные и отрицательные моменты)

Познакомить ребят с одним из лечебных методов искусства –арт-терапией

Формировать интерес к изобразительному искусству, желание самим участвовать в творческом процессе.

Материал: презентация, доклады учащихся.

Ход урока:

(слайд № 1 – тема урока)

Учитель:

Сегодня на уроке мы поговорим о влиянии произведений изобразительного искусства на психику человека.

(слайд 2 – цитата)

Учитель:

У английского писателя Оскара Уайльда есть такое высказывании: «Искусство – это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». И сегодня мы это попытаемся доказать. Интересную информацию по этому поводу подготовили учащиеся вашего класса. Давайте их послушаем.

Изобразительное искусство и психические процессы - интереснейшая и пока ещё мало изученная современной психологией тема. О влиянии изобразительного творчества великих мастеров на психическое состояние зрителей практически ничего не известно. Специалисты в области теории психологических знаний до последнего времени оказывали недостаточное внимание этому вопросу. В последнее десятилетие престиж изобразительного искусства заметно повысился среди специалистов помогающих профессий: психологов, педагогов, врачей, соц.работников. Они охотно диктуют о том, что искусство, несомненно, оказывает заметное влияние на формирование и функционирование отдельной личности. Характер отношения современного человека к искусству, активность потребления и направленность отражают структуру его личности в данный момент жизни и дают интегральное представление о человеке в целом. Именно этический вкус, оценка, выбор, интерес, предпочтение или отрицание художественного произведения отражают как врождённые (темперамент, интеллект), так и приобретённые (культурные) параметры его личностной структуры. Помимо влияния моды, стихийных увлечений, нормативных и культурных факторов в этическом восприятии проявляются определённые, устойчивые склонности. Для_ одного человека характерно предпочтение радостных, мажорных произведений искусства, а для других наоборот минорных, сложных, с философским подтекстом или лёгких, сентиментальных, развлекательных. Один отдаёт предпочтение форме, другой стремится углубиться в содержание. " Порой мы заранее можем сказать, как именно знакомый нам человек отнесётся к определённому фильму, книге, кому стоит, а кому нет рекомендовать посетить ту или иную выставку. Давно подмечено, что сходным по психологическому складу людям нравятся одни и те же художественные произведения. Иногда бывают обстоятельства, когда тот же человек, находясь в таком душевном состоянии, не чувствителен к воздействию произведений искусства и не способен эстетическому восприятию, а иногда наоборот.

(слайд № 3 –репродукция И. Репина, «Иван Грозный и сын его Иван»)

Учитель:

Хочется привести в пример произведения Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» обратите внимание как художник раскрывает остроту сюжета, как достоверно передаёт чувства отца, потерявшего единственного сына.

Вопрос:

1. Какие приёмы для этого использует художник? (тон, цвет, построение перспективы).

2. Какие чувства вызывает у вас просмотр этой картины?

Учитель:

- Художник с большой точностью передавал своё внутреннее состояние - болезненную напряжённость, страх смерти, приводившие к депрессии Появившись впервые в Третьяковской галерее, она произвела колоссальное впечатление на зрителя. Этому послужило то, что повесили её в узкой длинной комнате. От двери к картине надо было идти по красному ковру. Тусклое освещение свечи...и создавалось впечатление, что вы вошли в комнату, где совершено убийство.. .(На картине пол устлан красным ковром...) Сочетание красного, чёрного действует на психику возбуждающе. Последний посетитель старообрядец долго стоял у картины. И с криком: "Довольно крови!" накинулся на картину и порезал её. Но этот случай не единичный.

Хранитель Третьяковской галереи Хрусталёв задерживался часто у полотна и погружался в раздумья. И вот результат: во время ночного дежурства, он повесился. Я считаю, это негативное влияние картины на ослабленную психику человека.

(слайд №4 – Эдвард Мунк)

Ученик:

Художник с большой точностью передавал своё внутреннее состояние - болезненную напряжённость, страх смерти, приводившие к депрессии.

Эта работа названа художником "Крик" 1983 год находится она в музее искусств в городе "Осло". Толпы людей часами стоят около этого полотна, оно их повергает в шок. А какое ощущение у вас от увиденного?

(слайд № 5 – В. Гог.)

Голландского живописца Винсента Ван Гога всю жизнь сопровождала нищета злобное недоверие окружающих и непонимание с их стороны. Душевные переживания художника отразились во многих его полотнах. Использование холодных тонов, новой техники шокировала его современников?

Какое впечатление в вашей душе вызвал просмотр этой картины?

(слайд № 6 –полотна русских пейзажистов)

Учитель:

Ребята, не обязательно картина должна травмировать психику, она может радовать душу, до глубины души трогать нас. К таким произведениям относятся произведения известных русских художников: Шишкина, Васильева, Левитана. Красота природы, передаваемая ими несёт облегчение в душу. Их полотна отличаются глубоким лирическим чувством.

(слайд № 7 – арт -терапия)

Лечение и восстановление нервной системы методом искусства в научном лексиконе звучит как арт - терапия. Этот термин появился в 80-х годах. Учёные опираются на выдающиеся открытия в области психоанализа.

Особый интерес представляет тезис о восприятии и переживании произведений искусства самим художнике с одной стороны, зрителем- с другой. Вдумчивый, чуткий зритель воспринимает творение искусства, вступает в сотворчество. Именно этот феномен преображения души зрителя, её уход ирреальный мир поэзии, искусства берёт за основу арт- терапия. Воздействуя на психику человека, произведение искусства возбуждает аффекты, которые приводят к взрыву, к разряду нервной энергии.

(слайд № 8- вид больницы)

Ученик № 1:

-Всё это и побудило создать художественную галерею в хирургическом отделении Республиканской клинической больницы им. Г.Г. Куватова. Большую помощь в создании галереи оказал Художник Е.А. Винокуров. Выставляются в основном работы художников Башкортостана: пейзажи, натюрморты, портреты. Эффект от выставки поразительный. Как-то один больной 79-лет, глядя на пейзажные работы художника Рамиля Латыпова, сказал врачу: «От этих картин в душе появляется теплота и желание увидеть своё домашнее хозяйство, которое не может так долго находиться без меня. Большое спасибо художнику, который, как врач, принёс облегчение моей душе». Наблюдение за реакцией больных на работы художников позволили заметить взаимосвязь между предпочтением цвета и внутренним состоянием человека.

(слайд № 9 – работы художников выставленные в больнице)

У тяжело больных красный цвет вызывает раздражение, а выздоравливающих больных радуют работы художников, в которых много красного, желтого и оранжевого цветов. Всё это подтверждает целесообразность использования арт- терапии в лечении больных. Этой цели и служит художественная галерея Республиканской клинической больницы.

Ученик № 2:

Механизм воздействия произведения искусства на человека заключается в воздействии на органы чувств. У нас возникает чувство восхищения, удовольствия когда мы видим картины в тёплых тонах и радость охватывает нас. Мы не всегда можем объяснить почему нам нравится или не нравится то или иное произведения. Произведения реалистического жанра активизирует психику, интерес к жизни. Искусство открывает перед человеком чудесный мир, наполненный красками, звуками, покоряющими душу. Оно действует на него подобно лекарству. Недаром главным принципом врачевания является древнее выражение - «Лечить не болезнь, а больного». В этом проявляется родство медицины и искусства. трудные, критические моменты жизни мы нередко обращаемся к искусству, которое не только на время отвлекает от проблем, но и позволяет по-другому на них взглянуть, осмыслить, пережить их. Когда же мы находимся в картинной галерее, на концерте или сами выражаем себя в творчестве (играя на музыкальном инструменте, рисуя и т. д.), искусство становится богатым источником самопознания, радости, силы и здоровья.

Учитель:

Ребята давайте подведём итог: какие функции выполняет искусство?

Вопрос: (ответ):

-Познавательную .

(Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, пополняет наши знания о мире)

- Мировоззренческую.

(Выражает в художественной форме чувства и представления)

- Воспитательную.

(Воздействует на людей через эстетические идеалы, позволяет обогатиться опытом других людей)

- Эстетическую.

(Формирует эстетические вкусы потребностей людей)

- Гедонистическую.

(Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству)

- Коммуникативную.

(Искусство передаёт информацию из поколения в поколение)

- Прогностическую.

(Произведения искусства иногда обладают элементами предвидения)

- Медико-оздоровительные.

(Например, такое воздействие может оказывать музыка)

- Компенсаторное.

(Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях).

- Учитель:

Наш урок подходит к завершению. Я ещё раз хочу напомнить, что искусство врачует человека цветом, тоном, ритмом, мелодией и приёмы работы врача и художника во многом схожи.




Top