В чем заключаются обязанности арт-директора? Что делает арт-директор.

1. Общие положения

1.1. Арт-директор относится к категории руководителей.

1.2. Требования к квалификации:
Высшее профессиональное оборудование и стаж работы по специальности не менее 2 лет либо среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

1.3. Арт-директор должен знать:
- основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность предприятия;
- законодательство о рекламе, защите прав потребителей, авторском праве и смежных правах, осуществлении предпринимательской деятельности;
- теорию и практику художественной и сценической работы;
- конъюнктуру рынка товаров, работ, услуг;
- теорию и практику рекламного маркетинга и менеджмента; принципы организации рекламной деятельности;
- основы межличностного общения и этикета;
- основы эстетики, общей и специальной психологии, социологии, филологии;
- графические компьютерные программы, инструменты; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
- порядок разработки и заключения хозяйственных договоров;
- профессиональную терминологию;
- правила и требования пожарной безопасности;
- формы и правила оформления отчетности и внутренней документации;
- режим работы предприятия;
- внутренние стандарты одежды (униформы);
- основы законодательства о труде;
- правила и нормы охраны труда.

1.4. Назначение на должность арт-директора и освобождение от должности производятся приказом генерального директора.

1.5. Арт-директор подчиняется генеральному директору.

1.6. Арт-директору для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

1.7. На время отсутствия арт-директора (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности

Арт-директор:

2.2. Руководит работой художественного отдела.

2.3. Согласовывает с заказчиками основные цели шоу-программ и рекламных кампаний.

2.4. Выясняет у заказчика потребности и желания.

2.5. Разрабатывает концепции и сценарии шоу-программ клубных вечеров, специальных предложений, банкетов и т.д.

2.6. Распределяет работу между работниками творческого (рекламного) коллектива (команды), объясняет работникам основную идею рекламного проекта и основные направления шоу-программы.

2.7. Принимает непосредственное участие в разработке рекламных средств, отвечает за визуальное восприятие рекламного продукта.

2.9. Обеспечивает внесение корректив в сценарий шоу-программ на основании замечаний, предложений заказчиков.

2.11. Составляет сметы расходов и утверждает их у генерального директора.

2.12. Проводит менеджмент воплощенных творческих концепций.

2.13. Устанавливает связи с типографиями, средствами массовой информации, рекламными агентствами, студиями, иными организациями.

2.14. Организует работу художественного совета.

3. Права

Арт-директор имеет право:

3.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений сведения, справочные и другие материалы, необходимые для выполнения обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией.

3.2. Давать подчиненным ему сотрудникам обязательные для исполнения указания.

3.3. Принимать меры при обнаружении дисциплинарных нарушений подчиненных работников и докладывать об этих нарушениях руководителю предприятия для привлечения виновных к ответственности.

3.4. По согласованию с руководителем предприятия привлекать экспертов и специалистов для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений.

3.5. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

3.6. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Инструкцией обязанностями.

3.7. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

Арт-директор несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией, в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба предприятию - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Приобрести книги по кадровому делопроизводству

Настольная книга кадровика (книга + дискM)

В настоящем издании приведены практические рекомендации по организации работы кадровой службы и кадровому делопроизводству. Материал четко систематизирован и содержит большое количество конкретных примеров и образцов документов.
К книге прилагается диск с формами документов и нормативными актам в системе Гарант, регулирующими различные вопросы трудовых отношений и кадровой работы.
Книга будет полезна широкому кругу читателей, работникам кадровой службы, руководителям предприятий и организаций всех форм собственности.

Автор подробно разъясняет, что собой представляет трудовая инспекция и каковы пределы ее полномочий, как проводятся проверки соблюдения трудового законодательства и чем они могут закончиться, какие нарушения могут привести к наложению штрафа, а какие повлекут за собой дисквалификацию руководителя организации. В книге приведены практические рекомендации для работодателей-организаций и индивидуальных предпринимателей, которые помогут избежать претензий трудовых инспекторов. При подготовке книги учтены все последние изменения законодательства.
Автор: Елена Карсетская
Книга адресована руководителям организаций всех форм собственности, работникам кадровых служб, бухгалтерам, индивидуальным предпринимателям, а также всем, кто интересуется вопросами соблюдения трудового законодательства.

В сборник включены должностные инструкции, составленные в соответствии с квалификационными характеристиками, содержащимися в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, а также в соответствии с другими нормативными актами по тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям).
Сборник состоит из двух разделов: в первый включены общеотраслевые должностные инструкции руководителей, специалистов, технических исполнителей, во второй - должностные инструкции по отраслям (редакционно-издательская деятельность, транспорт, банковская деятельность, торговля, научно-исследовательская деятельность, образование, здравоохранение).
Для руководителей организаций, работников кадровых и юридических служб.

Арт-директор - художественный руководитель творческого проекта. В нашей должностной инструкции арт-директора прописаны обязанности этого специалиста, в которые входят: организация, планирование и координация деятельности предприятия при осуществлении проектов, разработка планов проведения рекламных и арт-мероприятий.

Должностная инструкция арт-директора

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Арт-директор относится к категории руководителей.
1.2. Назначение на должность арт-директора и освобождение от нее производится приказом генерального директора компании.
1.3. Арт-директор подчиняется непосредственно генеральному директору.
1.4. На время отсутствия арт-директора его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
1.5. На должность назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в системе проведения арт-мероприятий и рекламы не менее 2 лет.
1.6. Арт-директор должен знать:
- правила проведения арт-мероприятий и рекламной кампании для реализации работ проекта;
- систему организации развлечений и влияние их на потребителей;
- перспективы технического, экономического и социального развития системы организации развлечений;
- основы менеджмента и маркетинга, экономики;
- конъюнктуру рынка;
- порядок составления и согласования планов проведения арт-мероприятий и рекламных акций;
- порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров;
- налоговое законодательство;
- порядок ценообразования;
- трудовое законодательство;
- правила охраны труда в общественном питании;
- правила и нормы техники безопасности, противопожарной защиты, производственной санитарии и гигиены;
- основы делопроизводства и документооборота;
- основы менеджмента и маркетинга;
- деловое общение, технику ведения деловых переговоров;
- основы компьютерной грамотности;
- офисную оргтехнику;
- потребительские предпочтения;
- основы рекламной деятельности;
- методы и приемы связей с общественностью;
- технику проведения и методы успешной презентации;
- методы изучения отзывов гостей;
- основы бухгалтерского учета;
- практику добросовестного ведения бизнеса;
- культуру речи, этику и этикет.
1.7. Арт-директор руководствуется в своей деятельности:
- законодательными и нормативными документами, методическими материалами по вопросам развлечений и рекламы;
- постановлениями, распоряжениями, приказами, другими руководящими и нормативными документами вышестоящих организациями и других органов;
- целями и задачами, распоряжениями и инструкциями, получаемыми от руководства;
- принципами рациональной организации труда;
- уставом предприятия, правилами внутреннего трудового распорядка, устными и письменными приказами и распоряжениями администрации;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Функциональные обязанности арт-директора

Арт-директор выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Обеспечивает прибыльность предприятия.
2.2. Несет полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества при подготовке и проведении арт-мероприятий и рекламных акций.
2.3. Владеет принципами организации арт-мероприятий, рекламных акций.
2.4. Осуществляет организацию, планирование и координацию деятельности предприятия при осуществлении проектов, направляет свою деятельность на совершенствование качества и конкурентоспособности оказываемых услуг с учетом потребностей посетителей.
2.5. Получает от руководства техническое задание и согласовывает с ним основные цели и задачи проекта.
2.6. Принимает непосредственное участие в разработке и производстве рекламных средств.
2.7. Разрабатывает планы проведения рекламных и арт-мероприятий, определяет конкретных носителей.
2.8. Определяет количество и оценивать стоимость ресурсов, необходимых для осуществления конкретного проекта.
2.9. Оценивает стоимость и определяет предварительную смету затрат проекта, вносит поправки в смету затрат по ходу его реализации.
2.10. Выбирает команду проекта.
2.11. Производит поиск подрядчиков для реализации проекта, заключает с ними договоры.
2.12. Организовывает сотрудничество с организациями-исполнителями творческих концепций: типографиями, рекламными агентствами, телекомпаниями, печатными изданиями и др.
2.13. Оформляет и получает документы (разрешения), необходимые для исполнения проекта.
2.14. Обеспечивает оформление залов и размещение рекламных материалов согласно условиям реализации проектов.
2.15. Реализовывает готовые проекты.
2.16. Проводит анализ результатов завершенных проектов.
2.17. Ведет историю работ по каждому проекту.
2.18. Ведет внутренний документооборот в соответствии с установленной на предприятии формой отчетности (финансовый отчет, бухгалтерские документы).
2.19. Составляет и своевременно представляет отчетность о работе, обеспечивает достоверность учета и отчетности.
2.20. Отслеживает и доводит до сведения руководства современные тенденции (предприятий данного сегмента) и формирует предложения по дальнейшему развитию предприятия.
2.21. Соблюдает правила и нормы охраны труда и техники безопасности, требования производственной санитарии и правила личной гигиены, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны, производственной и трудовой дисциплины, правила внутреннего трудового распорядка.
2.22. Планирует и проводит анализ эффективности использования рабочего времени.
2.23. Обеспечивает высокий уровень эффективности проводимых мероприятии, максимально удовлетворяя запросы потребителей.
2.24. Работает с претензиями и пожеланиями посетителей.
2.25. Обеспечивает конфиденциальность коммерческой деятельности предприятия.
2.26. Арт-директор не дает интервью, не проводит встречи и переговоры, касающиеся деятельности предприятия, без разрешения генерального директора.
2.27. Соблюдает внутрифирменную методику разрешения проблем.
2.28. Доброжелательно относится к посетителям, разрешает конфликтные ситуации.
2.29. Рационально организовывает текущий рабочий день.
2.30. Поддерживает свой общекультурный уровень.
2.31. Работает в команде.
2.32. Точно и четко выполняет работу, непрерывно повышает компетентность.
2.33. Быстро и правильно реагирует на изменение ситуации, готов к переменам, владеет программным обеспечением. Использует офисную оргтехнику, умеет работать с электронной почтой и Интернетом.
2.34. Проявляет инициативу и принимает решения в рамках компетентности.
2.35. Владеет методами психологического контроля ситуации.
2.36. Планирует профессиональную карьеру.

3. Права арт-директора

Арт-директор имеет право:

3.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений и специалистов информацию, материалы и документы, необходимые для исполнения свои функций.
3.2. Участвовать в обсуждении проектов решений, касающихся деятельности предприятия.
3.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению возложенных на него задач.
3.5. Вносить предложения администрации по улучшению работы предприятия, увеличению прибыльности и улучшению качества предоставляемых услуг в рамках своих должностных обязанностей.
3.6. Сообщать руководству обо всех выявленных в процессе исполнения своих обязанностей недостатков в производственной деятельности предприятия или структурных подразделений и вносить предложения по их устранению.
3.7. Арт-директор имеет право на зачисление выполненных проектов в личное портфолио как авторских разработок.

4. Ответственность арт-директора

Арт-директор несет ответственность за:

4.1. Результаты производственной деятельности в рамках проведения арт-мероприятий и рекламных акций.
4.2. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ.
4.3.Правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
4.4. Причинение ущерба производству - в порядке, установленном действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.5. Последствия принятого им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб.
4.6. Использование вверенного ему имущество и средств в собственных интересах или в интересах, противоположных интересам собственников, - в пределах, установленных гражданским, уголовным, административным законодательством РФ.
4.7. Недостоверную информацию при выполнении производственных заданий, нарушение сроков их исполнения.
4.8. Невыполнение приказов, распоряжений генерального директора.
4.9. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии.
4.10. Разглашение коммерческой тайны.
4.11. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу нормальной (безопасной) деятельности предприятия, его работникам.
4.12. Арт-директор несет персональную ответственность за качество реализации творческой идеи, ее этическую, смысловую нагрузку, за влияние на потребителя творческой стороны рекламы.

Бывший арт-директор бара «Стрелка»

«Любое развлекательное мероприятие - абсолютно непредсказуемое явление, случайный генератор надежд и ожиданий гостей и артистов, их настроений, погодных условий, различных технических нюансов, спонсорских и агентских желаний, качества и стойкости декораций, скорости барменов, любезности охраны, перечислять можно до бесконечности. Для того чтобы этот сложный и непредсказуемый организм функционировал и принимал правильные формы - нужен арт-директор. Человек, в голове которого есть план мероприятия: от изначальной задумки до финального конца, который он контролирует и корректирует на каждом этапе, учитывая все нюансы и создавая максимально комфортные условия для гостей в силу своего вкуса, возможностей, амбиций, сил, стрессоустойчивости, а самое главное - профессионализма.

Если бы пару лет назад мне сказали, что в роли арт-директора я буду строить индейские типи и лабиринты, руководить хором и бурлеск кабаре, программировать бегущие строки, вешать всю ночь новогодний дождик, красить сценические конструкции, выводить невменяемых и агрессивных людей c площадки, одевать барменов и официантов, продавать и бесконечно переставлять мебель, придумывать сладкую вату из водки, руководить световиками, составлять графики монтажей/демонтажей с самыми невообразимыми временными рамками, убеждать спонсоров дать денег на неизвестных им артистов и самые безумные проекты, искать иностранных музыкантов за четыре дня до мероприятия, танцевать на столах и прыгать по диванам с Каролин Полачек из Chairlift, слушать в гримерке концерт для трех человек от Арчи Маршалла, он же King Krule, выбирать вино в «Азбуке вкуса» с Р. Стиви Муром, смотреть на звезды в московском планетарии с Ариель Пинком, пить водку всю ночь c Джеймсом Ферраро и дегустировать соленые огурцы на кухне с Дином Блантом, то, наверное, я бы снова не задумываясь согласилась, потому что, несмотря на все безумие и непредсказуемость, это чертовски весело и интересно, хотя каждый раз я говорю себе - это был последний».

Бывший арт-директор клуба «Солянка»

«У арт-директора много менеджерских обязанностей, одна из них - это проводить время с музыкантами. У меня много таких историй, расскажу несколько. Например, на вечеринку «Capital Bass» приезжал Лил Силва, парень 19-летний из Лондона. Фстеп, промоутер «Capital Bass», попросил меня посадить этого музыканта в такси. Но после вечеринки парень не хотел ехать в отель, хотел дальше тусить. Я был с моими друзьями, и мы пошли в Plunk, я даже не помню, почему именно туда. Был октябрь, но уже выпал адский снег. И мы идем по сугробам огромным, Лил Силва вообще офигевает, приходим в Plunk, там странная вечеринка какая-то драм-н-бейса, еще мы встречаем наших друзей из «Солянки», и начинается жесткий бухач. А Лил Силва говорит, что он хочет найти себе какую-нибудь подругу. Я начинаю ходить по клубу и спрашивать у каждой, не хочет ли она познакомиться с диджеем, который только что отыграл сет в «Солянке». И в итоге я нахожу какую-то казашку. Все мы идем потом ко мне домой, с этой девушкой тоже. Куча людей. В какой-то момент Лил Силва вырубается на пуфике, а мы все пьем и пьем, но где-то глубоко внутри понимаем, что надо его уже везти в аэропорт. Мы заказываем такси, едем и попадаем в адскую пробку. Фстеп уже звонит в панике. Мы очень пьяны, но едем. Доезжаем до аэропорта Домодедово, но из-за пробки опаздываем. А следующий рейс только из аэропорта Внуково, и мы пьяные едем потом туда. Это было очень тяжело.

Еще недавно, в феврале, приезжал диджей Ассолт. Он уже отыграл, заметил девушку какую-то в толпе, подошел к ней и протянул сложенную купюру в 5000 рублей, а в ней презерватив. Видимо, у них так в Атланте все делают - деньги протягивают просто, и все. Девушка пошла с ним в гримерку, но он сидел и молчал там. Девушка уехала домой потом. А на следующий день Ассолт сказал, что хочет поехать в мужской клуб. Но мои коллеги были очень уставшими и сказали, что не поедут с ним. Тогда Ассолт нашел в отеле какую-то брошюрку, заказал себе такси и один поехал в какой-то мужской клуб. Один!

Еще очень интересны бытовые райдеры групп. Иногда такое просят! Вот, например, RL Grime, совсем еще юный музыкант, ему лет двадцать, кажется, просил поле для гольфа, Xbox в гримерке и фильм «День независимости» на DVD. Или Egyptian Hip Hop, они просили какое-то вегетарианское пиво, не знаю даже, что это такое. Но самое классное - это райдер «Коррозии металла», просили стриптизерш или «бухую герлу». Вот небольшой кусок из их райдера (орфография сохранена): «Гостиница (простейшие номера с душем) или квартира трешка (6муз+ тех чел) на 7 рыл, сразу с поезда или с транспорта, + транспорт по городу. Если в домик не менее 2 отдельных комнаты + холл и кухня. Если мы приезжаем на пол дня, можно один большой гостиничный номер или квартира на несколько часов + ОДИН хозяин. С возможностью приготовления еды. Для этого надо мобилизовать хозяйственную герлу, она должна частично заранее приготовить все ингредиенты (химическая еда по типу ДОШЕРАК непреемлема). Если мы едим в следующий город, желательно подрыватца сразу после концерта и фуршета с местной тусовкой».

Бывший арт-директор клуба «Мастерская»

«Арт-директор преимущественно составляет программу клуба - причем в российских условиях, когда клуб не может работать только как концертная площадка, арт-директорство помимо концертов и дискотек включает в себя и программинг кучи немузыкальных событий: ярмарки, аукционы, детские игротеки, мастер-классы поваров, лекции и еще кучу всего, что может привести в клуб самый разный народ, - и, конечно, корпоративы и заказники, без которых в Москве не может выжить ни одно место. Помимо этого, арт-директор отвечает за то, чтобы этот самый народ действительно дошел до клуба, - то есть контролирует пиар-активность вокруг всех событий. Остальная часть работы сугубо техническая (впрочем, именно она и занимает все свободное время): обсудить технический райдер, назначить саундчек, разбудить звукорежиссера (который на выходных работает практически круглосуточно), заказать дизайн афиш, ответить на сотню писем в день, посчитать билеты и гонорары артистов, накормить артистов, поздравить артистов или дать им плакательную жилетку и объяснить, почему на их концерт пришли две случайные калеки. Фактически арт-директор клуба - это такой профессиональный handshaker, который помогает артистам сделать их концерт от начала до конца, который понимает, как будет звучать и выглядеть их творчество в конкретном месте. Плюс пиарщик, плюс бухгалтер, плюс мистер «можно-водичку-на-сцену» и капитан «нам-очень-нужен-ксилосинт-без-него-не-состоится-концерт», а также фюрер «в-москве-нет-ксилосинтов-вот-рваный-баян».

Вероятно, главный вопрос, который беспокоит общественность, - слушают ли арт-директора присылаемые демозаписи? Лично я исправно слушал всю музыку, которую мне присылали, и со спокойным сердцем давал группам дни под их концерт на основании таких писем. Правда, ни разу не открывал приложенные MP3-файлы и не открывал ни одного оставленного мне CD - подобная корреспонденция сразу дает понять о легкой неадекватности артиста, а сотрудничать с таковыми не хочется. Но если артист присылает имейлом ссылку хоть телефонное видео последнего концерта, и это видео сообщает о том, что вечер в клубе сложится хорошо, - то почему бы ему не дать дату? С другой стороны, если артистом занимается адекватный менеджер, продвигающий артиста, и если этот артист по жанру музыки и публике соотносится с политикой клуба, то такой менеджер, с большой долей вероятности, может не отлавливать арт-директора на рабочем месте, а дожидаться входящего звонка с предложением - все адекватные артисты на виду, в Москве уж точно. Для бесталанного артиста арт-директор - это «жаба на трубе»; для регулярного посетителя клуба - это «санитар леса», а на самом деле мы просто хотим максимально интересно и разнообразно наполнить расписание клуба яркими событиями. Вот и все. Артистам, особенно начинающим, просто стоит уметь работать в самых разных условиях и уметь привлекать свою аудиторию - это всяко полезно, и в случае гастролей по России, и на фестивалях, и в европейских залах. Зритель приходит в клуб не за кристально чистым звуком - его можно и на альбоме послушать, - зритель приходит ради шоу, ради сценической харизмы артиста. А хорошее шоу сложно испортить плохим звуком, погодой за окном или недосоленным борщом.

Но бывают разные истории. Например, официанты «Мастерской» поколениями из уст в уста передают историю, как группа «Сегодня ночью» напилась до такого состояния, что исполнили четыре песни, после чего концерт превратился в запинающийся конферанс в духе «кому не нравится, могут уходить» - к слову, с тех пор Никита Козлов сменил состав, и теперь они работают очень качественно, на минералочке. Самые забавные истории наверняка всегда связаны с ментами - нас, например, один раз накрыли по ошибке. После беспорядков в Бирюлево московские правоохранители стали искать гастарбайтеров по Москве и среди прочих накрыли наших соседей, реконструирующих магазин «Детский мир». По каким-то причинам они на удачу зашли в «Мастерскую», где как раз в этот день проходил концерт датской мод-группы The Movement: гастарбайтеров на нем, разумеется, не было, но полторы сотни приятных джентльменов с татуировками A.C.A.B. показались правоохранителям подозрительными, и они изрядно задержали концерт. После долгих уговоров (это, кстати, тоже входит в обязанности арт-директора) доблестные служители правопорядка позволили его проведение, но с условием присутствия их представителей в «штатском» - эти самые представители в серых «гражданских» фуфайках, конечно, сильно выделялись на фоне ликующих молодчиков в подтяжках, но уже, скорее, веселили их и концерту не мешали. В общем, все закончилось хорошо - как и для гастарбайтеров, которых утренними «икарусами» свезли обратно к месту профессиональной дислокации».

Бывший арт-директор клуба China-Town-Café

«Многие считают, что арт-директор клуба - это работа мечты, связанная с исключительно приятным и расслабленным времяпрепровождением, свободным графиком и легкими обязанностями. На самом деле это совсем не так. Я с начала нулевых работал как независимый промоутер, потом занимался пиаром в клубах «Апельсин» и «Икра». Поэтому к началу своего арт-директорства считал, что понимаю про клубы все, знаю всю инфраструктуру изнутри, а работа в небольшом China-Town-Café после более крупных площадок не составит для меня особого труда. Это может показаться парадоксом, но работа в маленьком клубе - намного более стрессовый и энергозатратный процесс. И вот почему: в большом клубе больше штат и больше сотрудников. За работу с прессой там отвечает пресс-атташе, за подготовку пресс-релизов - копирайтер, за пребывание музыкантов на площадке и бытовой райдер - концертный администратор. И так далее. В маленьком клубе почти всеми этими вопросами так или иначе должен заниматься арт-директор.

Конкретно в China-Town-Café мы с моей напарницей (сначала Викой Косаревой, а потом Аней Гавриловой) делили концертную сетку примерно пополам, и каждый отвечал за свои мероприятия. В итоге обязанности у каждого были приблизительно такими: формирование концертного расписания с ценами на билеты (здесь надо уточнить, что в клубе в неделю было 9 мероприятий, без этого его экономика не складывалась: по понедельникам и вторникам - интеллектуальные игры, со среды по воскресенье включительно - концерты, по пятницам и субботам - ночные вечеринки); промоподдержка - написание и редактирование пресс-релизов с последующим размещением на сайте клуба, анонсы в СМИ, социальных сетях и аккредитация; составление технического задания для дизайнера по интернет-баннерам и афишам; согласование технических райдеров со звукорежиссером; частичное администрирование концертов и еще тысяча всяких мелочей.

Мой рабочий день выглядел так: утром работа из дома, к окончанию саундчека к 19–20 часам - в клуб, после концерта - снова домой, к компьютеру, и снова работа до глубокой ночи. В какой-то момент я взял за правило включать мобильный телефон после 15 часов дня - музыканты, желающие выступить в клубе, особенно незнакомые, не утруждают себя никакими нормами приличия и могут звонить как в 7 утра, так и в 2 часа ночи. Поэтому утром надо было избавить себя от разрывающегося мобильного телефона, чтобы спокойно посидеть за монитором, разгрести всю почту и написать важные рабочие письма. Музыканты - люди крайне забывчивые, поэтому у меня было обязательное правило: все договоренности резюмировать в переписке. Вообще, работа арт-директора - она не про чистое искусство (хотя культуртрегерская составляющая для меня очень важна, без любви к музыке это не имеет никакого смысла), она в большей степени про цифры. За нужными клубу и востребованными музыкантами нужно буквально гоняться, конкуренция среди площадок очень велика, а с директорами групп обязательно нужно торговаться, потому что они почти всегда выставляют сильно завышенные гонорары. Небольшие площадки почти ничего не зарабатывают с билетов, весь доход идет с барно-ресторанной выручки, 60–70% которой делается именно на мероприятиях. От этих цифр в конечном счете и зависит успех клуба, с ними нужно работать.

В приличный клуб нужно привлекать приличную аудиторию, никакому пристойному заведению не нужна агрессивная публика и отъявленные маргиналы, которые выпьют чайник чая на пятерых в течение концерта, а потом украдут с подоконников свечи вместе с подсвечниками или разрисуют граффити все заведение, начиная от туалета и заканчивая барной стойкой. Увы, такие прецеденты были неоднократно. Нужно следить и за музыкантами - они постоянно забывают вывесить анонс концерта к себе в группу «ВКонтакте» и разослать приглашения, опаздывают на саундчеки, а еще могут внезапно решить сделать из своего выступления незабываемое шоу с файерами и пиротехникой. В клубах такие вещи в принципе не возможны. Так что нужно быть всегда начеку и быть готовым задушить их очередной прекрасный порыв в зародыше.

Отдельная история - это общение с владельцами заведения. Как правило, их основной бизнес к площадке не имеет никакого отношения, поэтому погружаться в клубно-ресторанную тему и ее актуальные тренды они не имеют никакой возможности. А значит, практически еженедельно арт-директору приходится вооружаться цифрами, апеллировать к резонансу и рейтингам и доказывать правильность выбранной репертуарной политики.

При такой плотности событий и объемах работа превращается в калейдоскоп очень быстро сменяющихся картинок. Так что особых историй, связанных с ней, у меня нет. Чего уж там греха таить - после концертов случались посиделки с друзьями-музыкантами до 7 утра, но позволить себе вести насыщенную рок-н-ролльную жизнь я не мог. Но тем не менее истории случались: с The National за три дня мы посетили кучу питейных заведений, а потом в их гостиничном номере целый вечер играли в игру, которую музыканты назвали «smert-ushanka»: разделились на две команды и кидали на точность бумажки в купленную на Арбате шапку. Меланхолики-построкеры Peace Burial at Sea оказались большими поклонниками футбола и играли с командой «Апельсина» во дворе по соседству от клуба, а на следующий день ходили на «Гражданскую оборону» и очень прониклись. А вообще, всем рекомендую книгу своего коллеги Григория Гольденцвайга «Клуб, которого не было» про «Икру» - это самое лучшее описание будней арт-директора».

Человек, создающий атмосферу в клубе, приглашающий диджеев, формирующий персонал и отвечающий за всю «начинку»: от оборудования и интерьера до музыки, - вот рабочий портрет арт-директора. Главное же в этой профессии - уметь «зажигать», и речь далеко не об умении завести толпу на танцполе.

Арт-директор - это и художник, и хозяйственник в одном лице. В советские же времена таких людей называли художественными руководителями. Но что тогда, что сегодня это особые люди, творческие и талантливые, постоянно продуцирующие какие-то идеи, проекты. А чтобы все эти идеи воплотить в жизнь, а проекты реализовать, нужен талант как художника, так и менеджера.

Основная задача арт-директора клуба - поддержание выбранного стиля и концепции развлекательного заведения, организация шоу-программ и других мероприятий. Чтобы выделяться на рынке развлечений, каждое заведение имеет свои особенности и «фишки» и предъявляет свои требования к арт-директорам и их обязанностям соответственно. Как правило, арт-директор придумывает программу, все прописывает, начиная с идеи, сценария, заканчивая бюджетом, а затем претворяет все в жизнь - находит и приглашает диджеев, танцоров, артистов, ведущих или других нужных в его программе людей, иногда и сам участвует во всем.

По своему опыту могу сказать, что арт-директор должен быть коммуникабельным, креативным, общительным, открытым и обязательно стрессоустойчивым, - объясняет арт-директор ночного клуба «С2» Ангелина Ромащенко. - Ситуации бывают разные: у диджея плохое настроение, в микрофоне батарейки сели, а ведущему надо начинать программу. Всякое бывает, но посетители ни в коем случае не должны об этом знать.

Без базы не обойтись

Образование, возраст и пол значения не имеют, главное, чтобы у арт-директора заведения были определенные знания и навыки.

Он должен иметь режиссерское видение, уметь ставить и организовывать шоу-программы, или как говорят тусовщики party, или знать, каких людей привлечь в помощь. А также арт-директору необходимо умение вести переговоры, заключать деловые соглашения (это необходимо уметь делать, если он приглашает в свое заведение гостей - музыкантов, диджеев, артистов).

В клубы часто приезжают диджеи из других городов или стран, - рассказывает Ангелина Ромащенко. - Помимо того, что надо выполнить их райдер (требования) по аппаратуре, необходимо поселить в гостиницу, а также устроить им развлекательную программу.

Профессионал должен быть знаком и с шоу-бизнесом, держать руку на пульсе. Это необходимо для того, чтобы ориентироваться в модных тенденциях и направлениях и знать заранее, какое музыкальное направление, какой диджей, группа будут иметь успех, и постараться первым предложить это своей публике. Но при этом не забывать о том, что у заведения есть свой стиль. Арт-директор-профи всегда должен быть на шаг впереди остальных.

Кроме того, по мнению специалистов, нужно найти своих постоянных клиентов и знать их по именам и в лицо, знать их музыкальные пристрастия, понимать, что будет востребовано, а что нет. Но зачастую арт-директоры сами определяют предпочтения своей публики, продвигая среди них модные музыкальные направления.

Помимо этого, у хорошего арт-директора должна быть своя база творческих коллективов, артистов, музыкантов и других людей искусства, шоу-бизнеса. В противном случае, не имея ее, он просто не сможет работать и организовывать свои мероприятия.

Без нее новичкам работать очень сложно, поэтому профессионалы советуют сначала сформировать связи, а потом начинать работать. А делается это очень просто - нужно ходить по клубам, различным мероприятиям, общаться, заводить знакомства или стать помощником у профессионала. Это, кстати, самый лучший способ обучения и приобретения опыта.

Я в свое время начала с того, что пришла в ночной клуб, который мне нравился, и предложила свои услуги, - вспоминает Ангелина. - Я стала организовывать свои вечеринки, причем в большинстве своем на первых порах за спасибо. Дальше - больше. Теперь в этом деле я уже как рыба в воде, получаю за свои услуги неплохие деньги. Но при этом я до сих пор отслеживаю, что творится в других развлекательных заведениях, чтобы быть в теме.

Все приходит с опытом

Работе арт-директора нельзя научиться теоретически, профессионализм приходит только с опытом. К тому же специальных школ по обучению арт-директоров у нас в области нет. Есть колледжи и школы, где обучают режиссерскому делу, например, колледж культуры. Но они лишь дают первоначальные навыки и знания режиссуры, обучают актерскому мастерству. Все остальное зависит только от самого человека.
Настоящий профессионал должен пройти через все сам, чтобы понимать, с кем и с чем он будет работать. Зачастую до работы арт-директором люди уже имеют опыт выступлений на сцене, разбираются в работе со светом, звуком. К примеру, многие до работы принимали участие в студенческих КВНах, были ведущими, имели опыт организации вечеринок. Часто арт-директорами клубов становятся музыканты, артисты, DJ, ведущие, художники и другие творческие люди. Просто их хобби перешло в разряд профессии.

При этом у талантливого арт-директора всегда есть возможность подняться по карьерной лестнице и стать директором заведения, а если есть деньги, то можно даже и открыть свой клуб или организовать свое дело. Некоторые бывшие арт-директоры уходят в свободное плавание - становятся промоутерами. По сути это те же арт-директоры, только они не привязаны к какому-либо заведению. Это свободные люди, которые сами определяют собственные возможности и свои обязанности.

С усложнением экономических и производственных процессов, происходит расширение рынка труда и появление новых современных и необходимых в соответствии с тенденциями времени профессий. Одной из них является должность арт-директора, характеризующаяся креативным подходом, разносторонностью функций и непременной востребованностью в сопровождении бизнес-процессов.

Арт-директор – это художественный руководитель, занимающийся вместе с командой разработкой и осуществлением различных творческих проектов в таких областях, как индустрия развлечений и отдыха, заведения красоты и здоровья, сегмент общественного питания, издательский бизнес, дизайн, рекламное дело и некоторые другие.

Актуальность и современность профессии

В нашей стране подобная профессия стала появляться только с начала 2000-х годов, и сперва круг обязанностей арт-директора оставался размытым – все зависело от конкретной компании и сферы деятельности.

Спорным вопросом было и наличие у сотрудника художественного образования. В настоящее время перечень предъявляемых к руководителю требований более-менее определен и достаточно обширен.

Популярност ь данной профессии с годами становится только выше, особенно в странах с развитой конкурентоспособной экономикой. Предприятия охотно берут к себе в такого сотрудника, предоставляя ему все условия для деятельности в целях повышения прибыльности производства в целом.

Арт-директор является профессионалом, способным организовывать работу творческих личностей.

Основные функции, которые выполняет арт-директор

Вкратце можно сказать, что основная функция арт-директора – генерация творческих идей и их последующая реализация. В своей работе руководитель также осуществляет технологическую, управленческую, маркетинговую функции.

Арт-директор занимается анализом рекламного рынка выпускаемой продукции или услуги для того, чтобы выяснить, какая стратегия оптимизации продаж необходима конкретной компании. Он принимает непосредственное участие в разработке творческих идей, составляет план организации мероприятий и рекламных акций, контролирует ход выполнения художественных проектов, оформляет необходимую отчетную документацию.

Специалист обязательно должен хорошо знать продукт или услугу, предоставляемые организацией, для того, чтобы сделать его привлекательным для клиентов, с выгодной стороны показать их достоинства.

В целях контроля над проектированием концепции фирмы и ее последующей реализации, арт-директору приходится координировать работу творческого коллектива. В подчинении у него могут находиться дизайнеры, копирайтеры, фотографы, проектировщики, промоутеры и другие творческие профессии. Если фирма небольшая, то практически все эти функции арт-директору приходится выполнять самому.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Должностные обязанности

Полный круг обязанностей арт-директора зависит от сферы деятельности и особенностей компании, в которой он трудится.

В целом, можно обозначить данный перечень следующим образом:

Именно арт-директор решает, какими способами лучше привлечь максимальное количество гостей на мероприятия или посетителей в развлекательные заведения (например, ). От него зависит организация различных проектов, которые будут привлекать клиентов, исходя из основной концепции заведения.

Особенности работы в различных учреждениях

Арт-директор ночного клуба и других развлекательных заведений выполняет, прежде всего, административные функции. Он организовывает концерты, вечеринки, подбирает соответствующий репертуар в целях продвижения своего заведения, то есть, по сути, берет на себя режиссерские функции.

Руководитель непосредственно занимается разработкой концепции мероприятий и при этом взаимодействует с подрядчиками и исполнителями. В его ведении находится позиционирование заведения, привлечение новых клиентов, контроль за проведением развлекательных мероприятий.

В салоне красоты арт-директор осуществляет, в основном, работу с клиентами в целях повышения привлекательности заведения, а также решает управленческие задачи, связанные с взаимодействием сотрудников по поводу рекламных компаний. Его деятельность, прежде всего, отвечает целям повышения числа постоянных клиентов и, соответственно, дохода заведения. При этом специалист должен превосходно ориентироваться в услугах и продуктах, предоставляемых салоном.

Обязанности арт-директора кафе или ресторана заключаются в разработке креативной концепции и активном продвижении заведения, а также осуществлении координаций действий PR-менеджера, дизайнера и др. специалистов по рекламе заведения. Арт-директору следует позаботиться о красивой визуальной подаче символики заведения, эффективном рекламном слогане, который всегда должен быть «на слуху» у потенциальных клиентов. Специалист обязательно должен представить с выгодной стороны «изюминки» заведения, сервис, фирменное меню.

В рекламном агентстве или издательском бизнесе арт-директор руководит художественным отделом, а также подбирает творческую команду исполнителей. Специалист разрабатывает рекламную концепцию, в рамках которой работает творческий коллектив. Он анализирует рынок, отслеживает ведущие тренды, вносит на рассмотрение руководства свежие идеи и предложения рекламного характера, помогает специалистам готовить технические задания, а также составляет отчеты по результатам проектов.

Арт-директор полностью отвечает за качество предоставляемых идей, визуальную концепцию бренда и рекламное позиционирование .

Об особенностях работы арт директора в ночном клубе рассказано в следующем видеосюжете:

Требования, которые предъявляются к претенденту на данную должность

Профессия арт-директора отличается сложностью и разнообразием.

Специально ей не учат в учебных заведениях, поскольку руководитель часто совмещает в своей работе знания, умения и навыки, полученные в ходе освоения других специальностей. В данном случае огромную роль играет опыт, наличие у художественного руководителя успешных осуществленных проектов, собственного портфолио.

Как правило, в прошлом, этот человек состоялся в одной из творческих профессий – художника, дизайнера, ведущего, музыканта. В результате успешного освоения настоящей должности, перед арт-директором открывается перспектива стать директором развлекательного заведения.

Для того, чтобы освоить данную профессию, арт-директор должен соответствовать ряду требований :

Арт-директор – это, прежде всего, креативный специалист и эффективный менеджер. Какой бы продукт или услугу не производила компания (развлекательное шоу, художественное произведение, модный журнал, косметическое средство и т.д.), данный специалист заботится о том, чтобы художественная концепция проекта находила отклик в симпатиях потребителя, реклама приносила успех, а дизайн вызывал положительные эмоции.

Тому, как стать профессионалом в данной должности, посвящена следующая видео лекция:




Top