В драгунский фантомас чему научила. Конспект урока по литературному чтению ВНЧ

  • Познакомить с юмористическим и сатирическим направлением в литературе на примере рассказа В.Ю. Драгунского “…Бы”.
  • Продолжить работу по формированию навыка чтения, умению пользоваться выразительными средствами языка.
  • Формировать умение выделять главное, доказывать, делать выводы.
  • Развивать умение выражать своё отношение к герою, оценивать его поступки и определять отношение к нему окружающих и автора.
  • Развивать фантазию, составлять небольшие творческие рассказы.
  • Воспитывать почтение, уважение к родителям.
  • Оборудование: Выставка книг, запись текста на аудио кассете, карточки со словами, записи на доске.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. А чтобы всё у нас получилось, давайте будем вместе размышлять, фантазировать и читать.

    2. Беседа. Знакомство с терминами – юмор, сатира.

    Я не зря попросила вас улыбнуться друг другу в начале урока.

    Когда люди улыбаются? - Подберите синонимы к слову юмор. (Смех)

    Какой бывает смех? (Добрый, высмеивающий, злой). – А улыбка? (Добрая злорадная). - Так и многие произведения, Некоторые вызывают добрую улыбку – это юмористические произведения , а некоторые – злой смех – это сатирические произведения.

    Подберите однокоренные слова к словам юмористические и сатирические, чтобы они обозначали предмет. (Юмор, сатира)

    Вывод: Значит, юмор – это добрый смех, а сатира – злой, высмеивающий смех.

    Например, вы упали, а все засмеялись, вам больно, а всем смешно. На уроке вы не можете решить задачу, а все смеются. Какой это смех? (Злой)

    На какое произведение похожи эти истории? (Сатирические)

    Я.Н.Юрьевна заплетём косички и будем бегать по коридору, прыгать, скакать, чтобы вас развеселить.

    Смешно вам будет над нами?

    Какой это смех? (И добрый и злой т.к. кто – то осуждает)

    На какое произведение похож этот рассказ? (Юмористическое и сатирическое)

    Многие писатели в своих рассказах описывают смешные случаи из жизни.

    Назовите писателей, которые пишут такие рассказы? (Н. Носов, В. Драгунский?)

    3. Сообщение темы урока.

    Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы “Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”, познакомимся с новым рассказом В. Драгунского. (На доске написана общая тема, фамилия автора без названия рассказа)

    А) Беседа.

    Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году в Нью-Йорке, он писал не только юмористические рассказы, но и фельетоны. Кто слышал такое слово и сможет объяснить? Фельетон – это смешной рассказ с юмором или сатирой.

    А любите фантазировать, придумывать рассказы, мечтать?

    Составление мини-рассказов.

    Я вам предлагаю помечтать о взрослой жизни. Начните свой рассказ со слов: если бы я был взрослый, то …

    4. Изучение нового материала.

    А теперь давайте прочитаем, о чём мечтал мальчик из рассказа В.Ю. Драгунского “… Бы”. (Пишу название на доске)

    А) Словарная работа и упражнения для развития правильного беглого чтения.

    Б) Первичное восприятие текста. Чтение со звуковым ориентиром.

    Этот рассказ смешной? Когда было смешно? А грустный или весёлый?

    Кому грустно, кому весело, почему?

    Значит, сочетание юмора и сатиры существует в произведениях и в реальной жизни.

    Физкультминутка для глаз

    В) Анализ и разбор текста.

    1. Выборочное чтение.

    О чём мечтал мальчик?

    Зачитайте. (Всё вокруг на свете было бы устроено наоборот. Дети были бы во всех делах главными и взрослые должны были их во всём слушаться)

    У вас бывают такие мечты? (Все дети мечтают быть взрослыми, потому что считают, что взрослые главные)

    Зачем он хотел быть взрослым? (Главным, командовать, не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им)

    Докажите словами текста и зачитайте слова на стр. 48 вверху. Я бы показал бы, почём фунт лиха .

    Найдите отрывки, в которых говорится, как бы разговаривал мальчик с мамой, папой и бабушкой, попробуйте передать голосом интонацию.

    Зачитайте. (Дети зачитывают только слова мальчика)

    Смешно разговаривает мальчик с родителями? Какой смех добрый или злой? (И добрый, т.к. такая нелепая интересная мечта и злой)

    Почему мальчик обращается к взрослым именно с такими словами, он сам их придумал? (Взрослые с ним так разговаривают в его семье, он научился у них)

    2. Чтение по ролям. Инсценирование.

    Найдите отрывок, в котором описывается разговор мальчика с мамой. Давайте попробуем себя в роли артистов и инсценируем эпизод.

    Сколько героев нам надо?

    Вы должны изобразить мимику, интонацию, силу голоса, действия.

    Остальные готовят рецензию.

    3. Беседа.

    Умеют ли родители вести себя, как дети? Почему? (Значит, они устали и о них надо заботиться, им нужна и ваша помощь, у них много забот, несут ответственность за вас, хотят, чтобы вы вели себя правильно, беспокоятся о вас, переживают)

    Какие слова из текста, ставшие пословицей, доказывают, что родители хотят, чтобы вы вели себя правильно? (Когда я ем, то глух и нем)

    Прочитайте в конце текста, какие слова говорит мальчик о маме. (Вошла мама самая настоящая, живая)

    Как мальчик относится к своей маме? (Он любит её, радуется, когда она рядом, а то, что он придумал, то всё было не настоящее)

    Имеем мы право обижаться на своих родителей? (Нет, ведь чтобы они не говорили, они любят нас и желают только добра)

    2008 год объявлен годом семьи. Наше государство хочет помочь семьям, чтобы они жили ещё лучше, чтобы в семье все помогали друг другу, заботились друг о друге.

    Как мы должны относиться к родителям? (Чтить, прощать, уважать).

    Берегите друг друга,
    Добротой согревайте,
    Берегите друг друга,
    Обижать не давайте.
    Берегите друг друга,
    Суету позабудьте
    И в минуту досуга
    Рядом с другом побудьте.
    Берегите друг друга
    Без притворства и лести,
    Берегите друг друга:
    Ненадолго мы вместе

    Что значит быть хорошим сыном, дочерью? (Правильно вести себя)

    Как вы относитесь к мальчику?

    Оценивание.

    6. Рефлексия.

    Что вы поняли, прочитав рассказ?

    Изменится ваше отношение к родителям?

    7. Домашнее задание.

    Поднимите руки, кто умеет красиво рисовать?

    Вы дома готовите рисунок к тексту и небольшой рассказ о том, что изобразили. А остальные составляют рассказ на выбор о маме, мальчике или папе.

    Тема: В.Драгунский «Фантомас»

    Цели: Познакомить учащихся с произведениями Драгунского, обучать правильному, выразительному чтению целыми словами, учить работать с текстом, подробно излагать прочитанное и услышанное, развивать умение анализировать произведения, развивать речь, память, внимание.

    ТСО: выставка книг, портрет писателя, слайды, картинки.

    Тип урока: формирование навыков и умений.

    Ход урока

      Орг.момент.

    Речевая разминка. Чтение скороговорки.

    Рыл крот огород,

    Подо рвом прорыл проход,

    Ровно выровнял проход

    На соседний огород.

    Лучше умственной зарядки

    Нет для взрослых и детей

    Кто играет с нами в прядки

    Тот становится умней.

    Найди зверей которые спрятались в строчках

    Промчались летние деньки,

    Увянут скоро васильки,

    Дышать легко, закат пылает,

    Прохладный вечер наступает

    Проверка Д/З

      Сообщение темы и цели урока.

    Сегодня мы прочитаем рассказ Драгунского.

    3. Работа над новым материалом. Вводное слово учителя.

    Фантомас – человек фонтом, вымышленный персонаж, гениальный преступник, скрывающий своё лицо, один из самых известных отрицательных персонажей французской литературы и кино. Фантомас создан французскими писателями Марселем Алленом и Пьером Сувестром в 1911 году. Фантомас появляется в 32 романах, написанных ими в соавторстве, и в 11 романах написанных Алленом после смерти соавтора.

    Фантомас-мастер перевоплащений, свои преступления он совершает под видом другого человека.

    Словарная работа.

      Чтение рассказа учащимися. Первичное закрепление.

    Кто главный герой рассказа?

    Зачитайте описание внешности учителя.

    С кем велась переписка?

    Как учитель помог ученику?

    5. Физминутка.

    6. Повторное чтение рассказа. Работа по вопросам.

    К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)

    Какие бывают рассказы? (научные и художественные)

    Какой это рассказ? (художественный)

    Докажите, что художественный? (есть сюжет и художественный вымысел)

    Как вы думаете, смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?

    А этот рассказ смешной? (да)

    Работа в парах.

    Это произведение входит в «Денискины рассказы»?

    Каким ты представляешь себе Дениску?

    7.Подведение итогов урока.

    Рассказ, какого писателя мы сегодня читали на уроке?

    Что вам показалось особенно интересным? Нарисуй его портрет словами.

    Игра на внимание. На доске иллюстрации:

    Найди те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назови лишние предметы.

    8. Рефлексия.

    Выберите и продолжите любое предложение:

    На сегодняшнем уроке я узнал…

    На уроке я похвалил бы себя за….

    После урока мне захотелось…..

    Сегодня я сумел…

    9. Домашнее задание. Подготовить пересказ и прочитать другие рассказы Драгунского, рассказать классу.

    Урок№108 Дата: Литература
    Тема: В.Драгунский «Фантомас»
    Цели: Познакомить учащихся с произведениями Драгунского, обучать правильному, выразительному чтению целыми словами, учить работать с текстом, подробно излагать прочитанное и услышанное, развивать умение анализировать произведения, развивать речь, память, внимание.
    ТСО: выставка книг, портрет писателя, слайды, картинки.Тип урока: формирование навыков и умений.
    Ход урока
    Орг.момент.
    Речевая разминка. Чтение скороговорки.
    Рыл крот огород,
    Подо рвом прорыл проход,
    Ровно выровнял проход
    На соседний огород.
    Лучше умственной зарядки
    Нет для взрослых и детей
    Кто играет с нами в прядки
    Тот становится умней.
    Найди зверей которые спрятались в строчках
    Промчались летние деньки,
    Увянут скоро васильки,
    Дышать легко, закат пылает,
    Прохладный вечер наступает
    Проверка Д/ЗСообщение темы и цели урока.
    - Сегодня мы прочитаем рассказ Драгунского.
    3. Работа над новым материалом. Вводное слово учителя.
    Фантомас – человек фонтом, вымышленный персонаж, гениальный преступник, скрывающий своё лицо, один из самых известных отрицательных персонажей французской литературы и кино. Фантомас создан французскими писателями Марселем Алленом и Пьером Сувестром в 1911 году. Фантомас появляется в 32 романах, написанных ими в соавторстве, и в 11 романах написанных Алленом после смерти соавтора.
    Фантомас-мастер перевоплащений, свои преступления он совершает под видом другого человека.
    Словарная работа.
    Чтение рассказа учащимися. Первичное закрепление.
    - Кто главный герой рассказа?
    - Зачитайте описание внешности учителя.
    - С кем велась переписка?
    - Как учитель помог ученику?
    5. Физминутка.
    6. Повторное чтение рассказа. Работа по вопросам.
    - К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)
    - Какие бывают рассказы? (научные и художественные)
    - Какой это рассказ? (художественный)
    - Докажите, что художественный? (есть сюжет и художественный вымысел)
    - Как вы думаете, смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?
    - А этот рассказ смешной? (да)
    Работа в парах.
    - От чьего лица повествует автор? Своё мнение обоснуй.
    - Это произведение входит в «Денискины рассказы»?
    - Каким ты представляешь себе Дениску?
    7.Подведение итогов урока.
    - Рассказ, какого писателя мы сегодня читали на уроке?
    - Что вам показалось особенно интересным? Нарисуй его портрет словами.
    Игра на внимание. На доске иллюстрации:
    - Найди те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назови лишние предметы.
    8. Рефлексия.
    Выберите и продолжите любое предложение:
    - На сегодняшнем уроке я узнал…
    - На уроке я похвалил бы себя за….
    - После урока мне захотелось…..
    - Сегодня я сумел…
    9. Домашнее задание. Подготовить пересказ и прочитать другие рассказы Драгунского, рассказать классу.


    Приложенные файлы

    Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для путешествия

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Предварительный просмотр:

    Драгунский Виктор Юзефович

    30.11.1913 - 06.05.1972

    Драгунский Виктор Юзефович родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке. Однако в 1914 семья

    Вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. В Москву они

    Перебрались в 1925 году. Начал работать Драгунский с 16 лет. Для него все работы были

    Хороши. Виктор работал бакенщиком, шорником, лодочником, токарем. Позднее он был

    Цирковым клоуном, актёром театра и кино, Дедом морозом на елках, и все дети, мамы, папы,

    Бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха, такой веселый это был Дед Мороз, а еще Драгунский был руководителем замечательного маленького сатирического театра “Синяя птичка”…» В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.

    Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Прославился Драгунский и как автор слов песни на музыку А.Цфасмана «Три вальса», известной в исполнении Клавдии Шульженко. С 1959 года Драгунский пишет весёлые истории о Денисе Кораблёве под общим названием «Денискины рассказы». В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской.
    Рос у Виктора Юзефовича младший сын. И был он очень интересным мальчишкой. Ну как не написать о таком ребёнке! Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах - это сам Виктор Юзефович, а Дениска - это… Дениска, который, повзрослев, стал преуспевающим литератором.
    Конечно, в рассказах хватало вымысла, но случаи с «куриным бульоном» или «рыцарями» вполне могли произойти.
    Умер Драгунский в Москве 6 мая 1972.

    Предварительный просмотр:

    Кроссворд

    1. На голову какой птицы приземлилась шляпа гроссмейстера?
    2. Подписку на какой журнал выиграли Денис и Мишка в рассказе «25 кило»?
    3. Фамилия Дениски.
    4. Какой приз получил Дениска за костюм кота в сапогах?
    5. Какое космическое имя – позывной было у Дениски в рассказе «И мы!»?
    6. Фамилия Мишки.
    7. Кем был Денис в игре в рассказе «Удивительный день»?
    8. Кем Дениска сначала хотел стать, а потом передумал в рассказе «Друг детства»?
    9. Какую реку Америки не смог назвать Дениска в рассказе «Главные реки»?
    10. Что всегда становится явным?

    Кроссворд

    Урок внеклассного чтения В. Драгунский «Он живой и светится», «Тайное всегда становится явным»
    Цель: познакомить с биографией В. Драгунского, его некоторыми произведениями из книги «Денискины рассказы», развивать память, мышление, логику, речь учащихся, умение работать с текстом; воспитывать нравственные качества.
    Ход урока:
    I. Организационное начало урока.
    Всем, всем - добрый день!
    Прочь с дороги, злая лень!
    Не мешай учиться,
    Не мешай трудиться!
    Ну, ребята, чур, молчок!
    Начинается урок.
    Приготовьте свои ушки и глазки,
    Чтобы они могли всё видеть,
    Слышать и запоминать.

    II Из биографии писателя (слайды 2-10)

    Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972 гг.)(слайд 2)


    Родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из Белоруссии. Родители вскоре вернулись на родину в Белоруссию и обосновались в г. Гомеле.(слайд 3)


    Детство и юность Виктора Драгунского пришлись на трудные годы. В 16 лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером он все-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта (сейчас - Театр имени Н.В. Гоголя), потом в Театре сатиры, цирке, Театре-студии киноактера. (слайд 4)


    А в 1935 году Виктор Юзефович стал актёром Театра транспорта. Виктор Юзефович обладал прекрасным чувством юмора. Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. (слайд 5)


    Но больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией.
    Он даже ушёл из театра, чтобы работать в цирке рыжим клоуном. (слайд 6)


    Писателю и выдумывать-то ничего не приходилось. Отец в этих рассказах - это сам Виктор Юзефович, а Дениска – это его сын. (слайды 7-8)



    С его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.



    Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо - громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.
    Виктор Драгунский прожил интересную и многообразную жизнь.
    Его нет с нами уже много лет, но книжки Драгунского с удовольствием читают ребятишки и перечитывают взрослые… (слайд 11)


    III. РАБОТА НАД РАССКАЗОМ «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ» (слайд 12)


    Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров под¬ряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
    Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк - очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей.
    В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
    Жуки с крыльями - это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
    На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
    РАЗГАДАЙ КРОССВОРД (В ПАРАХ) (слайд 13)


    Разгадай кроссворд по рассказу


    IV. РАБОТА НАД РАССКАЗОМ «ТАЙНОЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ»
    1. «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». Мигель Сервантес (слайд 14)


    Прочитайте глазами;
    Прочитайте медленно вслух;
    Прочитайте с утвердительной интонацией;
    Прочитайте выразительно;
    Как вы понимаете смысл данного высказывания?
    2. Словарная работа (слайд 15)


    Тайна?
    Нечто скрываемое от других, известное не всем;
    Нечто неразгаданное, ещё не познанное;
    Скрытая причина чего-нибудь.
    Назовите синоним к слову тайна.
    Секрет
    Тайное?
    Секретный, потайной, скрытый, затаённый.
    Явное?
    Открытое, откровенное.

    Грановитая палата (слайд 16)


    памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом.
    В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы.
    Интеллигентный (слайд 17)


    Человек, обладающий большой внутренней культурой.
    Клевета
    Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
    Синонимы:
    Ложь, враньё, выдумка, наговор.
    Язвительный?
    Стремящийся досадить, злобно-насмешливый.
    3. Работа с текстом (слайд 18)


    Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова?
    («Тайное становится явным»)
    Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Сходить в Кремль)
    Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (Чувство обиды, досады)
    Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?
    РАЗВЕДКА (слайд 19)


    Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее?
    пошлёпал ложкой;
    посолил;
    посыпал сахару;
    долил кипятку;
    вылил в кашу всю баночку хрена.
    Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (слайды 20-24)






    b]Практическая работа
    Вспомните последовательность происходящих в тексте действий, расставив их по порядку (слайд 25)


    ЧЕМУ УЧИТ РАССКАЗ Нельзя обманывать родителей (слайд 26)


    К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу? (слайд 27)
    Игра не доводит до добра.
    Кроткое слово гнев побеждает.
    Сначала думай, а потом делай.
    Ветра не удержишь, правды не скроешь.
    После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд


    Рефлексия (слайд 28)
    Было интересно…
    Я понял(а), что…
    Я сделал(а) вывод, что…

    
    Top