В какой сказке встречается выражение живая вода. Вода "живая" и "мёртвая" в русских народных сказках (исследовательская работа)

С годами моя жизнь становиться все ярче, звонче, острее, вкуснее, интереснее...

Кто придумал, что самая счастливая пора – это детство и юность?

По-моему, детство – это время сбора психотравм. А гадкая юность? Кипишь, как рыба на сковородке, масло брызгается и обжигает, вокруг дым и чад. Хочется всего и сразу: любви, тепла, понимания, осознать свое предназначенье, понять смысл жизни… А сколько обид и претензий! К людям вообще и к родственникам в частности, к собственной внешности, обстоятельствам, государству, и особенно к Господу Богу – что не посоветовался со мной, когда создавал этот мир. И внутри постоянное тревожное ожидание, пронизанное тонким, острым холодком страха – а если не сбудется то счастье, что себе напридумала. Зачем тогда ВСЕ? Ничего из того, что я намечтала, не сбылось. Получилось намного больше и полноценнее, чем задумывалось. Сегодня, в моем совсем не юном возрасте, я могу сказать, что жизнь удалась. Нет. Это не надпись черной икрой по красной. У меня другой формат и другое измерение. Жизнь получилась. Полновесной, умной, сильной, настоящей.

В юности я бредила классической музыкой. Я занималась пением и мечтала стать оперной певицей. Хотя была согласна и на хороший академический хор. Лишь бы петь настоящую музыку. Сам процесс пения доставлял неизъяснимое наслаждение. Когда голос звучит и подчиняется тебе – это непередаваемо. Ты как будто прикасаешься к космосу, плывёшь в нем.

Я помню один октябрь. Той осенью я замечательно пела. С каждым уроком все лучше. Я возвращалась после занятий переулками старой Москвы и была абсолютно счастлива. Я не грезила будущими победами, сценой. С меня хватало того, что сегодня я взяла такой си бемоль…

Та осень была очень красива: тихая, сухая, солнечная. Старинные московские особняки, разноцветные листья и мой си бемоль, всё еще звучащий во мне – все сливалось в негромкий, уютный праздник.

А потом всё кончилось. Короткое дурацкое замужество, беременность, тяжёлые роды и парез голосовых связок. Еще несколько лет я буду пытаться восстановить голос, но на связках появятся узлы и пение для меня кончится. Долгое время мне снились мучительно-прекрасные сны. В них я пела арию Баттерфляй: «В ясный день желанный пройдет и наше горе…» и просыпалась в слезах.

Я была в отчаянии. Я хотела только петь и не желала ничего другого! У меня отняли мое предназначение, как я считала тогда. За что? Долгое время мне хотелось умереть.

Неисповедимы пути Господни. Сейчас я занимаюсь тем, что у меня получается, и что я люблю.

Я – психотерапевт. Через мои руки, голову и душу проходят представители почти всех слоев населения. Вне зависимости от возраста, пола, национальности, достатка, образования.

Я умею работать с детьми, подростками и взрослыми. Я умею работать с людьми здоровыми и с тяжелыми душевнобольными.

Я не богата и не знаменита. Но у меня есть большее – ощущение осмысленности моего пребывания на этой Земле.

Перед вами наброски будущей книги. Весьма субъективные размышления о людях, о жизни, о смерти, о любви. С философскими отступлениями и злобными комментариями.

Я Шерлок Холмс, садовник, хирург и шпион

В центре клинической психотерапии, куда я пришла работать, тогда была еще Старая Гвардия. Первый год я сидела на приёме или на сеансе (если пускали) и училась. Ах, какая же это была умная, тонкая и красивая работа! Изысканная шахматная партия, где каждый ход рассчитан на несколько шагов вперед... Импровизация сродни джазовой, где за каждой «верной нотой» громадный труд: накопленные годами знания, умения, опыт… Хотя, наверное, дело было не только в опыте. Это были люди высочайшего уровня образования и культуры. И знали они не только медицину, но и литературу, классическую музыку, живопись, философию. Это позволяло им в работе с пациентом выводить его на более глубокий уровень восприятия жизни, видения мира. Я училась у Старой Гвардии фиксировать малейшие детали мимики и жестов, слышать интонации голоса, строй фразы, оговорки. Я училась складывать из отрывочно поступающей информации полноценную картину. Очень похоже на работу знаменитых детективов вроде Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро!

Я хотела бы здесь описать одного из Мастеров. Хотя каждый из них достоин книги.

Вера Лазаревна Шендерова. Первое, что бросалось в глаза, – элегантность. Во всем: одежде, поведении, работе. Умная. Тонкая. Сложная. Простая. Естественная. Клички для любимых пациентов: «Митя Карамазов»; «Шестая Симфония Чайковского»; «Рузвельт»; «Элиза Дулиттл»… Клички не были унизительными – они ловили суть характера.

А какой она умела быть разной! С одним – жесткий диктатор, с другим – отстраненный философ, с третьим – мягкая, теплая… При этом она не старалась быть приятной. Не отыгрывала на пациентах собственные амбиции. Не делала на пациентах деньги. Никогда не изображала всемогущего гуру. Могла искренне сказать: «Я не знаю, как Вам помочь». Могла отказаться от пациента: «Неприятный дядька. Морочит голову себе и мне. Пошлю его к Н.Н.». Я удивлялась: разве пациент может быть неприятен? Разве это профессионально? Она улыбалась: «Профессионально – значит честно, Женечка». В ее отношениях с пациентами, с коллегами, с миром было что-то, чему я долго не могла подобрать определения. Сейчас я знаю, как это называется. Уважение. Уважение к себе. К жизни. К мыслям, чувствам, ценностям другого человека. Поэтому пришедший на прием для нее был не пациент, не клиент, не объект и даже не субъект. Человек.

На первый взгляд, мне сильно повезло – было у кого учиться. С другой стороны, страшный комплекс неполноценности после психфака МГУ сподвиг меня на активный поиск живых, настоящих знаний. Спасибо комплексу! А еще я знала – нужных мне знаний по миру рассеяно много. Но никто не будет за мной гоняться, с предложением научить психотерапии. Это я должна искать их и гоняться за ними.

Сегодня, к сожалению, как и 30 лет назад, психотерапии нигде по настоящему не учат. Нет, есть разные замечательные места, вполне официальные, где учат приёмам и навыкам, но не дают основ мастерства. Зато всем выдают справку, что он имеет право заниматься психотерапией. Даже если человек по личностным особенностям профессионально непригоден. Моя ирреальная голубая мечта – своё маленькое учебное заведение, где я могла бы обучать психотерапии. Я знаю, какой должна быть программа. И я знаю, чему и как надо учить. Никаких заочных отделений! И отбирать тщательно. Потому что не каждого можно научить быть психотерапевтом. Основной критерий отбора - глубокий, искренний интерес к людям. И потребность, нет – безумная жажда собственного развития! Думаю, я бы быстро прогорела. Потому что в нашей стране качество не котируется.

Помимо осваивания секретов ремесла я пыталась заглянуть в суть явления. Что это такое, психотерапия? И кто такой психотерапевт? Я наблюдала за работой Мастеров и записывала свои хаотичные впечатления. Вот некоторые записи тех лет:

Психотерапевт – это садовник. Обрубает сухие ветки. Черенкует. Удобряет. Иногда дереву надо сделать больно, чтобы оно было здоровее. Чтобы приносило плоды.

Психотерапевт – как хирург на войне. Он работает, а вокруг рвутся снаряды: трусость и тупость родственников пациента, инертность самого пациента, его безответственность, надежды на чудо.

Психотерапевт – слегка ясновидящий. Он должен понимать о человеке больше, чем тот о себе рассказывает.

Но психотерапевт, как хороший разведчик-шпион, глазом не моргнет, бровью не дрогнет. И что понял, никак не покажет.

Психотерапевт, как Господь Бог (да простят мне это сравнение), может создать целый мир, в котором зародится жизнь. Мир, полный новых звуков, чувств, ощущений, мыслей. Задачи те же: из бесформенного нечто создать прекрасное творение… Но лепить мы эту жизнь должны вместе. Иногда получается. Иногда нет. Потому что психотерапевт всего лишь Проводник. Он может показать место, где зарыто сокровище, может провести к нему. Но добывать свои сокровища придется самому. Таковы условия игры, не нами придуманной. А уж как вы распорядитесь этим сокровищем – ваше дело, ваш выбор и ваше право.

О сокровищах и чудовище

Мне нравятся метафоры Юнга о сказках. Оказывается, тридевятое царство – это подсознание. Главный герой отправляется туда, чтобы добыть сокровище. Но просто так ему никто ничего не дает. Сначала он должен пройти испытания и совершить подвиг – победить чудовище. И только тогда герой в награду получит принцессу. Или кольцо, делающее его всемогущим. Или эликсир жизни и т.д. По Юнгу это «сокровище, которое трудно добыть» является метафорой самопознания, необходимого для становления личности. Грубо говоря, чтобы обрести себя, надо столкнуться со своей темной стороной, узнать её и победить.

У меня есть своя метафора о подсознании: страшная и красивая легенда о Лох-Несском чудовище. Говорят, оно поднимается из глубины озера и пугает местных жителей и туристов. Говорят, оно даже сожрало кого-то – то ли небольшой корабль с пассажирами и капитаном, то ли корову, пришедшую водички попить.

В общем-то, неприятно знать, что из глубин красивого озера вдруг может подняться что-то загадочно-страшное, неуправляемое и накинуться на тебя. Точь-в-точь наше подсознание – там, в глубинах, живет нечто, о чем мы не догадываемся…

Работая на психотерапевтических группах, я с этим «нечто» сталкиваюсь постоянно. Потому что психотерапевтическая группа проявляет и безжалостно высвечивает всё: скрытые амбиции, упоительные грёзы, неиспользованные ресурсы и реальные возможности. И спящих чудовищ.

Мы учились с ней вместе в старших классах школы. Уже тогда она говорила, что больше всего хочет выйти замуж и воспитывать детей. Это была женщина, рожденная для семьи. А что, собственно, в этом плохого? Помните, у Толстого в финале «Войны и мира»: «Все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа... Все силы душевные её были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье».

В юности у моей приятельницы было многое от Наташи Ростовой. Она была такой естественной, непосредственной, живой! После школы жизнь то разбрасывала нас, то вновь сводила. Она добилась своего – вышла замуж, родила троих детей. Матерью она была замечательной: внимательная, спокойная, заботливая. Она пришла ко мне на группу, по её словам, чтобы лучше понимать своих детей, больше им давать, грамотнее себя вести. Хорошая заявка.

Честно говоря, я очень скоро пожалела, что взяла её. Занималась она кое-как. На самом деле, внутренней необходимости познавать что-то новое – о себе или о своих близких – у нее не было. Когда-то придуманная и спланированная ею теперешняя жизнь полностью устраивала её.

Иногда мне казалось, что это глубокое погружение в семью и материнство поглотило ее индивидуальность, подавило потребность в развитии. (Или материнские функции ничего этого не предполагают?) Осталась здоровая, сильная, красивая самка, истово исполняющая предписанные для Семьи ритуалы: одеть… накормить… впихнуть образование…

Вскоре новые знания, которые будут выходить за рамки её собственных представлений о жизни, начнут раздражать и пугать её. Ей будет спокойнее – не знать. И она группу оставит.

На правах старой знакомой я позволю себе заговорить с ней об ответственности? – перед людьми, которые с ней занимались, передо мной – ведь я могла взять на её место другого человека. Она довольно агрессивно заявит, что отвечает в этом мире только за свою семью! Но я не поверила ей, потому что у меня уже был опыт. И я знала, насколько работа на группе может отражать сущность человека.

И когда через несколько лет беда придет в её дом, она поведет себя так же – сбежит из ситуации, как в свое время сбежала из группы.

У её первенца обнаружиться душевное заболевание. Папа будет водить сына по врачам. Мама же как будто ослепнет и оглохнет. Ей так будет спокойнее – не видеть, не слышать, не понимать, не знать. Мальчик оказался за рамками её представлений о том, каким должен быть её ребенок. И тогда она вычеркнет его из своей жизни. Так животные оставляют без внимания и заботы нежизнеспособную особь.

Она направит все свои силы на младших детей – ведь у дочери бальные танцы и английский, а у сына карате и компьютерные курсы. Но ни разу не дойдет до врача своего старшего мальчика, не поинтересуется, что можно и нужно для него сделать, чтобы адаптировать к жизни.

Мы с папой будем перезваниваться по поводу его лечения. Тайно от мамы. Потому что эта тема станет табу в доме. А мальчик – изгоем в собственной семье. Он почти не выходит из своей комнаты. Сначала ему было не велено, а потом он привык. «Узнику снились сначала деревья и птицы, потом перестали…»

Я помню его 4-х летним. Приветливый, ласковый малыш. С помощью рук и настольной лампы я показывала ему на стене теневой театр, он смеялся и просил еще…

Когда-нибудь я напишу книгу о Семье. И вывалю на человечество всё то, с чем я за 20 лет практики в психотерапии сталкивалась. Это будет страшная книга. О том, как невидимое Лох-Несское чудовище управляет всеми действиями человека. И одним легким ударом хвоста сметает все красивые мифы о голосе крови.

Панегирик психотерапии

Психотерапия – школа чувств и самопознания, школа человеческих взаимоотношений. Мне всегда казалось, что эта «школа» необходима абсолютно всем, вне зависимости от состояния здоровья, социального статуса, положения в обществе. Сюда приходят искать себя, свои новые, скрытые возможности. Здесь вместе открывают законы жизни. Здесь можно говорить всё, что чувствуешь и думаешь (попробуйте этак с родственниками – впрямую и начистоту…). На каком-то этапе группа становится единым организмом. Далеко не каждая семья может похвастаться этими ощущениями.

Уже к середине первого года мы – на одной волне, одних представлений, «одной крови». Мы учимся слышать и видеть. Чувствовать. Понимать закономерности жизни. Её глубину. Силу. Блеск. Драйв.

Мы учимся заглядывать в себя. Без страха и с интересом. Но мы одновременно оглядываемся и вокруг. Мы должны научиться читать знаки, которые подает нам окружающий мир, «расшифровывать» сигналы, которые посылают нам другие люди. Ведь психотерапевтическая группа – одно из немногих мест на земле, где можно научиться это делать.

На самом деле, от психотерапии можно здорово поумнеть. Возможно, природа хочет, чтобы каждое существо было совершенным представителем своего рода?

Первые годы работы, когда меня спрашивали о ком-то из пациентов: «он же здоровый, зачем ему психотерапия», я взвивалась до потолка. Потому что в нашей ханжеской стране посещение психотерапевта воспринимается как признание тайных болезней или явной слабости – сам что ли не можешь проблемы решить?

А зуб самому себе залечить можно? Психика (в переводе душа) посложнее зуба будет! Ау, оппоненты! А вы про себя всё знаете? В какие игры вы играете с собой и с господом Богом? Что вы делаете со своей жизнью и с жизнью своих близких? Во всем разобрались? Уже?! Из-за этого всероссийского, деревенского ханжества часть моих пациентов из групп «в миру» (для здоровых) стараются не говорить знакомым и родственникам, куда они ходят. Так при советской власти тайком лечили у частного венеролога подцепленный в командировке триппер... Оказывается, это стыдно – развиваться. Оказывается, это стыдно – умнеть. Это делают тайно!

Моя боль

На самом деле у меня очень вредная работа. Я натыкаюсь на грубое вранье и тонкие манипуляции, агрессию, трусость, предательство... Но больше всего меня ранит безответственность моих пациентов, с которой я сталкиваюсь чаще всего.

Много лет я не переставала удивляться: ко мне на группы «в миру» приходят взрослые, более-менее здоровые, приличные, образованные люди. Их сюда не звали, не заманивали, не уговаривали. Они пришли сами. Добровольно. Они знают, что программа сложная – всем предлагали занятия посмотреть и нагрузку на себя примерить. Они знают, что набираем мы всего 16 человек (на 13-миллионную Москву!) и два года с ними работаем. И если человек из группы уходит, на его место никого взять нельзя. Их всех привлекает именно то, что это тонкая, ювелирная работа по «огранке» личности. Почему же до конца доходит только 8-10 человек? Сейчас, по прошествии стольких лет, я знаю ответы на многие «почему».

Люди очень хотят изменений в своей жизни… не меняя себя. Люди очень хотят чтобы все получилось, но без напряга, без знаний и умений, без вложения сил и времени.

Эх, не знал Юнг сказку про Емелю, где никаких испытаний, чудовищ и побед. Главное – оказаться в нужном месте в нужное время. И какой-нибудь Благодетель заметит тебя и обязательно поможет. Поэтому все силы идут на поиски этого нужного места. Где, человек уверен, его ждут с распростертыми объятьями и горячим самоваром с пирогами. Ждут, чтобы исполнить все его нелепые, дурацкие, иногда чудовищные желания. И не за что-то, а просто так. За факт рождения. Большинство так и проживает жизнь в ожидании чудес и подарков.

Есть и еще одна причина, по которой человек всеми силами сопротивляется нашей совместной работе. Он боится. Боится увидеть происходящее с ним и вокруг него без иллюзий. Боится стать умнее, сильнее. Тогда с него спрос другой. Страх повернуть ключ, выпить эликсир, перейти некий рубеж. И что-то начнётся, чего потом не остановить. Страх другого уровня, другого измерения. Страх большой реки, настоящей воды. Живешь в маленьком, привычном болотце, кругом все знакомо – одна кочка, три лягушки, два головастика. Плавать не надо, достаточно барахтаться. А большая вода требует качественно других энергозатрат.

Вот мы и дошли до сказки о Живой и Мертвой воде. Мне кажется, « Живая вода » – это сложная, многомерная жизнь со всеми её оттенками: тоски и восторга, ужаса и ликования, ненависти и нежности... Быть живым – значит сильно чувствовать, много видеть и понимать... Это может ранить, значит, это опасно! А « Мертвая вода » – это безвкусная имитация жизни, для «съедобности» приправленная иллюзиями.

На самом деле, большинство предпочитает имитацию: любви, семьи, дружбы, работы, развития...

Людям кажется, что имитация проще, её легче достичь. И что она не приносит боли. Прошло много времени, прежде чем я открыла удивительную для себя истину.

«Живая вода» не для всех. Потому, что не все ее хотят! Чего там не хотят, прямо-таки шарахаются! Потому что умненькое подсознание ведает, что человек, попробовавший вкус живой воды, будет искать это измерение до конца дней своих, тоскуя по глубоким и сильным чувствам, открытым, искренним отношениям.

И вам это надо?!

Что такое повезло…

Добывать живую воду тяжело, зато иногда находишь ее в самых невообразимых местах.

Несколько лет назад у меня стала страшно болеть спина. Оказалось – две большие грыжи диска. Операция ничего не гарантировала. Нашла врача, он мне делал массаж. Это несколько облегчало боль, но ненадолго. Спина болела постоянно, даже во сне. Я уже не могла наклониться и поднять упавшую вещь, не могла стелить себе кровать. Приближалось то, что для меня страшнее смерти – беспомощность. Через два года появилась третья грыжа. И тут я очередной раз пошла искать спасения. Нашла мало известный Центр, в котором лечат… занятиями на тренажерах. Упражнениями ты нарабатываешь мышечный корсет, и он твои страшные грыжи держит.

Помню, как в первый раз я растерянно смотрела на тренажеры и плакала. Как хорошо было на массаже! Лежишь, а с тобой кто-то что-то делает. А тут надо самой. После третьего занятия боль стала меньше, после десятого прошла. Нет, грыжи не исчезли, но они были в надежном панцире собственных мышц.

Мне очень повезло с этими грыжами. Не пошла бы я в тренажерный зал просто так. Некогда. Меня загнали туда обстоятельства. Возможно, испытания посылаются нам, чтобы мы развивались – физически или душевно? А от тренажеров я научилась получать удовольствие. Если качественно занимаешься, приходит «мышечная радость», как назвал ее Павлов. Это как будто ёлочные огоньки бегут по всему телу. Спасибо грыжам. Боль подарила мне еще одну грань наслаждения жизнью – от движения. И в очередной раз я убедилась – настоящего результат возможен только через громадное, колоссальное напряжение. Через боль, кровь, пот.

Эпитафия психотерапии

Психотерапия умирает. На смену ей пришли милые, весёлые, примитивные психологические тренинги. С упражнениями, достойными детского сада. Ух, что народу «впаривают»! Например: «Как жить без внутренних конфликтов». Вы о чем? Отсутствие внутренних конфликтов типично для… слабоумия. Вот так идеал! На самом деле, человек развивается только благодаря этим самым внутренним конфликтам.

Другая фенька: «Как управлять эмоциями». Управлять можно автомобилем. Или трактором. Я 30 лет занимаюсь эмоциями. Эмоциональная сфера – тончайшая, сложнейшая область. А тут все так простенько! Напоминает анекдот: «пришел дядя Вася и починил атомный реактор с помощью топора и какой-то матери».

А этот вечный вопль психологов: «Вы себя не любите! Научитесь любить себя!» По моему мнению, большинству не хватает не столько любви к себе, сколько уважения. Потому что уважение к себе просто так не возникает. Его можно только заслужить. Заработать. А перед самим собой это сложнее всего. С другой стороны, эпидемия халтуры, которая сейчас свирепствует на рынке психологических услуг, вызвана самими потребителями. Ведь нет запроса: «Я хочу стать умнее, сложнее, теплее»… Хотят другого: успеха. Спрос рождает предложение. Вам предложат кучу тренингов «как стать успешным», где будут учить делать деньги, ноги, мозги лохам, секс и т.д.

После подобных «игр в развитие» человек на настоящей психотерапии уже не идет. Планка снижена. Он ориентирован на имитацию. Его научили домик Ниф-Нифа из веточек и листьев выдавать за качественный дом. Хлипкие стены заклеивать яркими плакатами и не обращать внимания, что с потолка капает... Это называется « позитивное отношение к жизни ». Сколько раз я сталкивалась с тем, что человеку бы затревожиться, испугаться тому, что происходит с ним или в его семье. Но ему объяснили, что негативные эмоции – это плохо. И он их душит на корню.

На днях беседовала с мамой юной наркоманки. Мама в поисках гармонии прошла кучу тренингов. И эмоции контролирует, и конфликтов у нее внутренних нет, и себя научилась любить. Не научилась, правда, строить теплых, искренних отношений с близкими. Вот девочка из мертвого холода семьи и пошла искать свою гармонию. Нашла. А мама, чтобы не рушить свой домик Ниф-Нифа, долгое время старательно не замечала, что дочь приходит домой обдолбанная. Пока та не попала в Склиф. Частный случай? Конечно. Типичный частный случай. Мертвая вода надвигается.

Милые психологические тренинги, где жизнь представлена как простенький детский конструктор! По предложенным рисункам можно собрать один из 5 вариантов. А большего не дано.

О Каштанке и мадам Баттерфляй

Подобные печальные мысли посещают меня регулярно. А потом наступает время занятий. И все чудесным образом меняется. Мои пациенты собираются загодя. Кстати, я так и не научилась называть людей, которые приходят на психотерапию, «клиентами», как сейчас принято. Напоминает баню. Или парикмахерскую. А что, «пациент» звучит унизительно?

В этот раз читали финалы своих мелодрам. Нет, у нас не литературный кружок, это все в рамках психотерапии. У нас в мелодраме все персонажи – это части собственной личности (субличности). Сюжет заранее придумывать нельзя. Автор со своими персонажами как в шахматы играет. Постепенно они начинают оживать, говорить, выявляются злодеи, герои… В общем и коротко не расскажешь, это длительная, сложная работа – мелодраму пишем два месяца.

В этой группе в мелодрамах почти все пробились, прорвались на такие глубинные пласты собственной души! Меня переполняла благодарность к моим пациентам за честную, качественную работу, за искренность.

Потом было сценическое фехтование, ставили бой с судьбой. Фехтовали с драйвом, но несколько грязновато. Будем работать еще. Пришло время театра. В театральных упражнениях мы учимся импровизировать – свободно, легко, с наслаждением. Если эти ощущения отложатся в психике, жизнь будет восприниматься как интереснейшее путешествие! В нем каждый день звучит в своей тональности, обладает своим, неповторимым вкусом, цветом, ароматом...

Может быть, именно в этом сложном «букете» ощущений и таится главное очарование жизни?

После занятий все остались. Зажгли свечки, достали еду. Говорили о предназначении. Заговорили о «Каштанке» Чехова. Вроде заканчивается хеппи-эндом, а почему-то душу щемит. Да и не о собачке же там речь. Пришли к выводу, что это рассказ о душе простой и чистой, которая привыкла к побоям и корке хлеба. А создана она была для другого. Для сложного, высокого, тонкого циркового искусства. Но она предпочла возвращение к привычному – к побоям и корке хлеба...

Время было уже позднее. С утра мне в психиатрическую больницу. Да и всем рано вставать. Но что-то было такое важное в этом разговоре, что невозможно было его прервать ради сна.

Я смотрела на лица в мерцании свечей, слушала умные реплики, тонкие замечания… В этот момент они не были ни моими клиентами, ни пациентами. Мы все были равные друг другу полубоги. Мы дожили, дозрели, доросли до этого измерения. И такое чудесное ощущение радостной наполненности бытия парило над нами... Потом все спохватились, что скоро закрывается метро.

Я ехала по ночной Москве на своей старой, раздолбанной машине и пела арию Баттерфляй: «А сердце рвется, не выдержит оно такого счастья...» .

Казалось бы, это две сказочные противоположности — живая и мертвая вода. На самом деле та и другая по-разному делают одно и то же: возвращают к жизни, восстанавливают силы.
В сказках мертвая вода, как правило, никого не убивает — наоборот, она умеет сращивать разрубленные и даже возвращать утраченные части тела. Но наполнить их настоящей жизнью способна только живая вода.

А сколько Вы знаете пословиц про воду? Мы 19!!!
Все пословицы и поговорки мы собрали в этой подборке.

В сказке про Ивана-царевича и серого волка последний отправляет ворона за живой и мертвой водой, потому что знает: только вместе они поднимут на ноги его хозяина.
Еще одного Ивана-царевича воскрешают в сказании «Марья Моревна». Ради этого сокол отправляется за живой водой, ворон же летит за мертвой.

Чудесная жидкость не только оживляет, но и возвращает молодость. Если верить истории про молодца-удальца, молодильные яблоки и живую воду, то сбросить три десятка лет — не проблема. Нужно всего лишь испить живой водицы. Ну а молодильные яблоки закрепят эффект.

Обычного служивого живительная влага превращает в писаного красавца, который не может не прельстить Василису Прекрасную («Жар-птица и Василиса-царевна»).

Волшебную воду еще называют «сильной» и «бессильной», а также «змеиной», «целящей», «богатырской». Обычно это родниковая жидкость. Нередко ее приносят вихрь, град, гром или их вестники - птицы.

Сказка — ложь, да в ней намек, притом довольно прозрачный: вода, в самом деле, умеет многое.

Она — надежный хранитель энергетической информации, незаменимый растворитель химических и биологических веществ, аккуратный транспортер.
Не факт, что даже проверенные таблетки от головной боли подействуют, если не запить их чистой водой, не говоря об отварах лекарственных трав.

Да что там вспомогательные функции воды, если она сама по себе умеет лечить, порой не нуждаясь ни в каких в дополнениях! Артезианская и минеральная, соленая и пресная - при регулярном приеме целебная вода обновляет организм человека.

В современном обиходе часто встречаются аналоги живой и мертвой воды, которую древние предки наделяли чудесными свойствами. Электрические активаторы жидкостей (ионизаторы, озонаторы) многие используют в качестве повседневных бытовых устройств, производящих живую и мертвую воду.

Последняя ценится своими дезинфицирующими качествами: она лечит раны, замедляет рост новообразований, побеждает инфекции, очищает организм от шлаков. А живая вода XXI века больше подходит для профилактики заболеваний, поскольку стимулирует иммунитет, восстанавливает и усиливает внутренние резервы человека.

Как единство противоположностей, живая и мертвая вода дополняют друг друга, помогая нам стать сильнее и здоровее, наподобие древнерусских богатырей.

Все права защищены.
При перепечатке материалов обязательна активная ссылка на сайт www.сайт


“Ворон брызнул мёртвой водой - тело срослось,
съединилося; сокол брызнул живой водой -
Иван-царевич вздрогнул, встал и заговорил...”

"Марья Моревна", русская народная сказка

То, что при обработке воды методом электролиза вокруг анода аккумулируется кислотная среда, а вокруг катода - щелочная, учёные заметили давно. Но потом вода вновь смешивалась… И только в 70-х годах прошлого столетия был создан простейший прибор, позволяющий разделить щелочную и кислотную воду. При этом учёные обнаружили, что щелочная вода имеет ярко выраженные заживляющие свойства, а кислая дезинфицирующие, антисептические характеристики. С тех пор разработано множество методик применения анолита и католита как для лечения различных заболеваний, так и в хозяйственных целях.
Но ведь не даром говорят: новое - хорошо забытое старое…

Разве не о том же читаем мы в русских народных сказках? Разве не происходят в природе те же самые процессы, которые человеку удалось осуществить путём опытов? О природных озёрах с «живой» и «мёртвой» водой на Тибете пишет в своих книгах доктор медицинских наук, профессор Эрнст Мулдашев. А действительный член географического общества РАН И.Е. Кольцов графически объяснил, как могут происходить процессы разделения воды на «живую» и «мёртвую» в природной среде. Да и что тут невероятного? Ведь Земля, как утверждают учёные, имеет отрицательный заряд, то есть является катодом. А взаимодействуя с небесной сферой, анодом (положительным зарядом) при определённых условиях (это могут быть молнии) может разделять природный источник на анолит - бактерицид и католит - биостимулятор.

В древнерусских мифах Бог-Громовник, просверливая своей огненной палицей дерево-тучу, давал жизнь молнии, которую посылал на Землю, чтобы при рождении младенцев возжигать в них пламя жизни, то есть наделить своей искрой Божией. Выходит, что человека можно условно рассматривать, как электрическое устройство, прибор, жизнеспособный при воздействии на него «плюса» и «минуса», то есть того условия, при котором он получает жизненную энергию.

Здоровый организм человека имеет сбалансированные электрочастотные (энергетические) характеристики. Так, например, электрическая частота человеческого мозга и тела составляет в целом 8 герц, вполне определённый показатель. Нарушается баланс - человек заболевает.


Изображение египетского фараона, держащего в руках сосуды с "живой" и "мёртвой" водой


Однако, ведь и медики сегодня одним из важнейших показателей здоровья человека считают его кислотно-щелочной баланс, водородный показатель рН. Разве это не то же самое? Ребёнок рождается с водородным показателем 7,41 единиц рН. А умирает человек при рН = 5,41. Человеческая жизнь возможна только в таком пределе: всего двух единиц рН.

Католит (живая вода), полученная методом электролиза, имеет водородный показатель 11,5 рН. Анолит (мёртвая вода) - 2,5 рН.
Кислотно-щелочной баланс здорового человека должен быть приближен к цифре 6,5 рН. Что может нарушать этот жизнеобеспечивающий показатель? В первую очередь - неправильное питание, “закисляющее” организм и... вода, которую мы употребляем. Некачественную воду не пропускают мембраны клеток, клетки испытывают жажду в то самое время, когда мы “распухаем” от межклеточной жидкости, страдаем от отёков. А именно межклеточная жидкость является благоприятной средой для размножения болезнетворных микробов и образования различных опухолевых процессов. Однако, кислотная и щелочная вода (отдельно одна от другой) свободно проникают через мембраны клеток организма, где каждая выполняет свою миссию: бактерицид-кислотная вода делает дезинфекцию в клетке, расправляется с опухолевыми клетками; биостимулятор-щелочная вода восстанавливает иммунную систему организма, обеспечивает его антиоксидантную защиту (в щелочной воде выпадают в осадок все примеси воды, в том числе - радионуклеиды). Домашние электроприборы излучают частоту электромагнитного поля приблизительно в 160 герц, что в 20 раз превышает электрическую частоту человека (8 герц). Это является одной из главных причин образования в организме свободных радикалов. Получается, что щелочная вода в наших условиях нам жизненно необходима.


"Мёртвое" озеро Ракшас (слева) и "Живое" озеро Манасаровар на карте Тибета.


Вот, кстати, информация, как будто и не имеющая отношения к нашей теме: учёные установили, что молнии очищают нашу атмосферу от радиационного воздействия. А ещё своевременно вспомнить о весенних кислотных дождях, происхождение которых внятно никто так и не объяснил.

Всё довольно просто. Вот только очень интересно: как могли всё это знать наши предки? Озарением, длительным наблюдением, методом проб и ошибок или каким-либо другим путём они делали свои открытия?

voron-bryznul-myortvoj-vodoj.doc (cкачиваний: 130) Найдено на сайте "Перуница". Советую прочитать комментарии к этому посту - можно найти много полезной информации: http://www.perunica.ru/zdrava/1974-skazka-lozh-da-v-nej-namyok.html

Сказка о живой и мертвой воде в Русской бане.

Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы славных повестий о живой и мертвой воде в Русской бане.

Теория.

Человеческое тело на 78% состоит из воды, мозг на 85%. Прописная истина, афоризм, который известен всем. Этот факт был установлен в середине 1940-х годов, честь его открытия принадлежит подполковнику японской императорской армии Эгути. Правда эксперимент был зверский в духе самураев.
Вода как общая «подложка» жизни имеет не меньшую общность, чем генетический код, и, конечно же, пользование таким ресурсом таит в себе огромные скрытые возможности и опасности.

Следовательно, от того какой водой мы пользуемся зависит наше здоровье.

О свойствах воды.

Масару Эмото расшифровывает информацию, заложенную в кристаллах замороженной воды, и получает потрясающие результаты! Если вы до сих пор сомневаетесь в том, что ваши мысли воздействуют на мир вокруг вас, познакомьтесь с трудами Эмото (http://naturalworld.ru/avtor_masaru-emoto.htm ).

Фото структурированной воды.

Фото искаженной воды

И так о воде.

А если пристальнее всмотреться в термины «живая вода » и «мёртвая вода »? Что будет, если спросить: «А почему это вода мёртвая? Кого она убила? Нет, ну конкретно, с указанием источников данных , кого она убила?» Какой будет ответ? Ответ будет: «Ну, не знаю... Так говорят...». Кто говорит? Зачем?
Итак, живая вода. Что это? Список мнений:

  1. Структурированная вода.
  2. Пи-вода.
  3. Серебряная вода.
  4. Катодная вода (католит).
  5. Омагниченная вода.
  6. Вода с хорошей информацией.
  7. Святая вода.
  8. Активированная (активная, биологически активная) вода.
  9. Вода с минералами.
  10. Талая вода. Вода из фруктов и овощей.
  11. Вода из артезианских скважин и источников, родников, колодцев.
Мёртвая вода – что это? Мнения:
  1. Вода без минералов, дистиллированная вода.
  2. Вода с плохой памятью.
  3. Вода, прошедшая по трубам с прямыми углами.
  4. Неструктурированная вода.
  5. Серебряная вода.
  6. Анодная вода.
  7. Пассивная вода.
Справедливости ради отметим мнение официальной науки.
Структури́рованная вода́ - термин , чаще всего встречающийся в текстах по нетрадиционной медицине и эзотерике , используемый для обозначения некой « воды с изменённой относительно равновесия к окружающей среде структурой». Часто структурированная вода предлагается в качестве «сверхлекарства» , способного лечить заболевания, признаваемые неизлечимыми академической медициной .
Научно доказано лишь существование эффекта упорядочения молекул воды при адсорбции молекул воды на поверхностях, имеющих специфическое чередование положительно и отрицательно заряженных групп атомов, а также при растворении некоторых полимеров, в частности, белковых макромолекул, что используется для описания некоторых свойств клеточной жидкости. Такое упорядочение не является ни полным по всему объёму жидкости, ни стабильным во времени. Такая структура разрушается в течение непродолжительного времени самостоятельно вследствие теплового движения молекул воды и полностью разрушается при внесении возмущения в структурированную среду (например - при перемешивании). Полное упорядочение воды в стабильную структуру (возникновение дальнего порядка ) происходит при её замерзании. Такая структура почти полностью разрушается при размораживании.
Также есть данные о том, что при оттаивании замёрзшей воды в жидкой фазе сохраняются небольшие группы молекул с «ближним порядком», напоминающим порядок молекул льда. Это подтверждается рентгеноструктурным анализом . Но при нагревании до 30 °C (например, если её выпить) вода становится полностью аморфной.
Как такая вода воздействует на человека, находится только в начале исследования официальной науки.
Рассмотрим подробнее указанные выше виды воды.

Структурированная вода – это вода, у которой тем или иным образом упорядочены водородные связи. Этот раздел живой воды имеет огромное множество подразделов, которые касаются того, каким именно образом упорядочиваются молекулы воды относительно друг друга. И способов упорядочивания. Но общее в них то, что молекулы воды таки упорядочены.

Пи-вода – это энергетическая микросгруппированная структурированная вода. То есть, это разновидность структурированной воды. Первооткрыватели – японские учёные.

Анодная вода – вода, полученная на отрицательном электроде. То есть, содержащая положительно заряженные ионы. рН меньше 7 и положительный окислительно-восстановительный потенциал. Мёртвая вода. То есть, мёртвость обеспечивают два аспекта – избыток ионов водорода и недостаток электронов.

Катодная вода – вода, полученная на положительном электроде. То есть, с отрицательно заряженными частицами. рН больше 7. Окислительно-восстановительный потенциал – отрицательный. Живая вода. Живость обеспечивает избыток щелочных анионов и избыток электронов.
Общая группа для катодной и анодной воды – электроактивированная вода . Изготовляется на электроактиваторах, модификаций которых существует огромное множество.

Вода с хорошей информацией – вода, которая запомнила хорошие мысли и слова (или частоту активатора) и теперь может передать их организму человека. Способов запоминания очень много. Подвид – святая вода.

Активированная (активная вода, биологически активная вода) – вода, которую организму легче использовать, так как не нужно затрачивать энергию на активацию воды. Способов активации – так же огромное множество. Они заключаются в превращении обычной воды в биологически активную. Некоторые упоминают в этом плане особую структуру воды. То есть, это так же подраздел структурированной воды.

Талая вода – это вода, которая образовалась после таяния льда. Поэтому сохраняет льдоподобную структуру.
Талая вода – подвид структурированной воды. Существуют правила подготовки талой воды. При замерзании нужно выбросить первую порцию льда и слить последнюю порцию воды.

Вода из-под земли – вода, полученная из подземных источников – скважин, артезианских источников, родников. Отличается от речной и болотной воды тем, что, проходя через слабое магнитное поле земли и мимо особых хороших минералов, приобретает правильную структуру. Разновидность структурированной воды.

Вода из соков и фруктов – это так же структурированная вода. Но совершенно по-другому. Клетка – очень сложная структура, состоящая из миллионов сложнейших и очень запутанных молекул. И если взять клетку и поискать там воду, которую мы обычно видим, то её там нет. Почему? Потому что вся вода в клетке связана с органическими и неорганическими молекулами. И образует вместе с ними единую систему. То есть, входит в структуру. Она структурирована. Чем она структурирована? Содержимым клетки. Что будет, если эту воду выделить? То есть, сделать сок? Клетки разрушаются. Система уничтожается. И вода – высвобождается. Нет содержимого клетки – нет структуры воды. Следует заметить, что это – совершенно не та структура, которая описана в первом и втором определениях.

Вода с полезными минералами – вода, которая прошла через минералы и обогатилась их частицами. Полезные минералы – кальций, магний. На них нет ограничений по токсичности. Остальные минералы имеют ограничения по токсичности. Поэтому минерализованная вода нуждается в постоянном контроле состава, чтобы не было превышений.

Вода без минералов – дистиллированная вода или вода после обратного осмоса. На основе этих технологий устроены многочисленные фильтры для воды и системы очистки воды. Вода теоретически вымывает соли из костей. Отчего кости вроде как становятся хрупкими и ломкими. Часто в этой связи употребляется словосочетание «оптимальный состав минералов».

Омагниченная вода – вода, подвергнувшиеся обработке магнитным полем. В результате чего она становится структурированной и несущей новую информацию. Подвид структурированной воды.
И на каждую из этих разновидностей приходится бесчисленное множество фильтров и очистителей. Которые часто связывают с понятием «память воды ».

Память воды – это особая группа свойств воды. Она напрямую связана со структурой воды. Так как структура воды – это результат воздействия на воду, которое вода запомнила. Память может быть как о плохом воздействии, так и о хорошем воздействии. Память есть только у структурированной воды. У воды без структуры нечем «запоминать», ведь нет специальных структурных единиц для этого.
Что получается? Получается такая первичная схема:

Свойства живой и мертвой воды.

Живая вода.

Свои свойства сохраняет неделю, при хранении в закрытом сосуде. Эта вода обладает антиоксидантными, иммуностимулирующими, детоксицирующими свойствами, нормализует метаболические процессы (повышение синтеза АТФ, изменение активности ферментов), стимулирует регенерацию тканей, особенно в сочетании с применением витаминов (повышает синтез ДНК и стимулирует рост и деление клеток за счёт увеличения массопереноса ионов и молекул через мембраны), улучшает трофические процессы и кровообращение в тканях, усиливает детоксицирующую функцию печени; нормализирует энергетический потенциал клеток; повышает энергообеспечение клеток путём стимуляции и максимального сопряжения дыхания и процессов окислительного фосфорилирования. Кроме того, она активизирует биопроцессы организма, повышает кровяное давление, улучшает аппетит, обмен веществ, прохождение пищи, общее самочувствие. Она быстро заживляет различные раны, в т. Ч. Язвы желудка и 12 – перстной кишки, пролежни, трофические язвы, ожоги. Эта вода смягчает кожу, уничтожает перхоть, делает волосы шелковистыми и т. д. Использование смоченных в анолите салфеток позволяет полностью очистить раневые полости при огнестрельных ранах, флегмонах, абсцессах, трофических язвах, маститах, обширных гнойно-некротических поражениях подкожной клетчатки за 3-5 дней, а последующее применение католита в течение 5-7 дней существенно ускоряет репаративные процессы. В «живой» воде быстро оживают увядшие цветы и зеленые овощи и долго сохраняются, а семена после замачивания в этой воде быстрее, дружнее прорастают, при поливе – лучше растут и дают больший урожай.

Мертвая вода.

Свои свойства сохраняет 1-2 недели при хранении в закрытых сосудах. «Мертвая» вода – прекрасный бактерицид, дезинфектор. Ею можно полоскать нос, рот, горло при простудных заболеваниях, во время эпидемий гриппа, после посещения инфекционных больных, поликлиник, мест скопления людей. Ею можно дезинфицировать бинты, белье, различную тару, мебель, даже помещения и грунт. Эта вода обладает антибактериальным, противовирусным, антимикозным, антиаллергическим, противовоспалительным, противоотёчным, противозудным и подсушивающим действием, может оказывать цитотоксическое и антиметаболическое действие, не причиняя вреда клеткам тканей человека.
Биоцидные вещества в электрохимически активированном анолите, не являются токсичными для соматических клеток, поскольку представлены оксидантами, подобными тем, которые продуцируют клетки высших организмов. Эта вода также снимает кровяное давление, успокаивает нервы, улучшает сон, уменьшает боль в суставах рук и ног, обладает растворяющим действием, уничтожает грибок, очень быстро лечит насморк и прочее. Ею полезно полоскать рот после еды – не будут кровоточить десны, постепенно растворятся камни.

Практика.

Применение живой и мертвой воды в бане.

Расскажу как обстоят дела с этим у меня в бане.
Использую несколько видов воды:

  1. Колодезную
  2. Дождевую
  3. Торфяную
  4. Талую из снега, талую из колодца, талую из ручья – торфяную.
Есть колодец с живой водой и рядом с домом протекает ручей с мертвой водой. Используется дождевая вода и талая вода.
Считается, что речная вода является, именно, мертвой водой. Наш ручей это фильтрация болотной воды, имеет ярко выраженный цвет чайной заварки. Особенность состоит в том, что будучи набранной в ведро не дает осадка. Белье, постиранное в этой воде, остается белым белым. За ручьем ухаживаем, дно и стенки выложены камнями, возле каждого дома сделано углубление в рост человека. В ручье водится рыба, заходит из Волхова и Вишерки. Живут бобры. Местные пьют эту воду.
Кому интересно, описаны методики лечения живой и мертвой водой.

А также использование живой и мертвой воды в быту.

Живой водой из колодца и мертвой из ручья наполняю бочки в бане. Горячей делаю только живую (колодезную) воду. В ней замачиваю веники и на ее основе делаю травяные настои для каменки для благовоний. Зимой откалываю лед на ручье и замораживаю колодезную в виде шайб в отрезанных 6 л баллонах для воды.
Дождевой водой мою голову, а ополаскиваю водой от настоев с вениками.
Наши предки считали дождевую воду настоящим «эликсиром молодости» - женщины умывались водой с небес и тем самым омолаживали кожу лица и тела. Считалось, что дождевая вода благоприятно влияет на волосы и их структуру. Волосы следовало ополаскивать дождевой водой, после чего они становились очень мягкими и шелковистыми, пышными и блестящими.
Живая и мертвая вода используется в основном для мытья, обливания и банных процедур. Лед живой и мертвой воды используется для обработки лица.
После первого прогрева и мытья обливаюсь только мертвой водой. После парения обливаюсь только живой водой.
Раны, прорезы, царапины, ожоги смачиваю мертвой водой минут на 8-10 и только потом рану можно обрабатывать «живой» водой.




Top