В каком году родился александр розенбаум. Биография розенбаума александра яковлевича

Биография Александра Розенбаума

Александр Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде в семье медиков. Его родители, Яков Шмарьевич Розенбаум и Софья Семеновна Миляева, были на тот момент студентами 1-го Мединститута, который окончили в 1952-м. После Розенбаумы переехали в казахский Зыряновск. Отец Александра, получивший профессию врача-уролога, возглавил местную горбольницу, а мать работала там акушером-гинекологом. Здесь же у Александра появился младший брат Владимир, ставший впоследствии врачом скорой помощи.

В Зырянске юный Саша начал заниматься музыкой: в пятилетнем возрасте он стал учеником музыкальной школы по классам фортепиано и скрипки. Затем Александр пошел учиться в обычную школу.

Александр Розенбаум: «Я рос нормальным парнем. Как большинство мальчишек, конечно, доставлял хлопот близким: вовремя не поел, разбил стекло, заигрался допоздна с другом, не позвонив родителям. Они от переживаний сходили с ума, и по возвращении я получал по заднице. Папа укладывал меня через колено и вполсилы, чтобы не осталось ссадин и синяков, порол фронтовым ремнем».

Сосед, известный гитарист Михаил Минин , научил Александра играть на гитаре. В детстве Саша не только увлекался музыкой, но еще ходил в секцию фигурного катания, а в возрасте 12 лет стал активно заниматься боксом. Окончив школу, он решил пойти по стопам родителей и поступил в медицинский институт. К этому времени семья уже перебралась в Ленинград, где Саша и учился на медика. Сразу после окончания института он устроился работать врачом в больницу, а потом - на станцию скорой помощи. Интересно, что младший брат Александра - Владимир - тоже медик по образованию. Он долгое время работал врачом на станции скорой помощи.

Александр Розенбаум о работе медиком и учебе: «Поступить после школы в мед для меня было так же естественно, как для сына кадрового офицера оказаться в военном училище. У меня же мама с папой - врачи. Продолжение династии в таких семьях - нормальное явление. В разные годы я, правда, мечтал быть и геологом, и профессиональным охотником, хотел быть поближе к природе и животным, но, когда пришло время определяться с профессией, совершенно осознанно отнес документы в медицинский. Да и у родителей мое будущее не вызывало вопросов. Я родился в семье студентов выпускного курса первого меда и в буквальном смысле вырос в больнице. В доме все разговоры были только о медицине, все друзья родителей были врачи… Ну, какую профессию я еще мог выбрать?»

Музыкальная карьера Александра Розенбаума

Во время работы медиком на скорой помощи Александр умудрялся заниматься в вечернем джазовом училище, кроме этого, он стал усиленно писать песни. Спустя несколько лет Розенбаум ушел из медицины - на эстраду. Сначала он выступал в составе различных групп: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс», затем стал петь сольно и вскоре дослужился до руководителя театральной студии «Творческая мастерская Александра Розенбаума». Вскоре на концерты барда стала приходить публика, и Розенбаум превратился в популярного певца и исполнителя авторских песен. В свое время его даже называли вторым Высоцким , но он был категорически против каких-либо сравнений.

Александр Розенбаум: «В обкоме партии, а может, даже в ЦК считали: Розенбаума быть не должно. Ни в газетах, ни в анонсах концертов. То есть выступать было можно, а писать на афишах фамилию считалось неприличным. Вторым Высоцким я тоже становиться не собирался. У нас все разное! Музыка, поэзия, голоса! Он - москвич, я - питерский. Да и бардом себя не считаю. Эти люди в большинстве своем приходят к песне от поэзии, с музыкой у них дела обстоят неважно. Я же пришел к песне от музыки, стал писать стихи, и сегодня, смею надеяться, меня можно назвать поэтом. Хорошим или плохим - другой вопрос. Начинал же я как вокалист, исполняя чужие произведения. Перепел весь репертуар «Битлз», огромное количество советских песен. Но сегодня никто из серьезных музыкантов не скажет вам, к какому жанру я принадлежу. Этого не знаю даже я сам. У меня есть джаз («Вальс-бостон»), рок-баллады, рок-н-ролл, романсы, исполняемые на рояле «симфонизмы»… И есть «Гоп-стоп» - песня, которую называют блатной или уличной. Так что, скорее всего, мой жанр - «Розенбаум». И я хочу, чтобы меня называли просто артистом».

В конце 80-х годов ХХ века Александр, записавший за это десятилетие такие альбомы, как «Домашний концерт» (1981), «Памяти Аркадия Северного» (1982), «Посвящение посвящающим» и «Новые песни», «Концерт в Воркуте» (1984), «Эпитафия» и «Мои дворы» (1986), «Нарисуйте мне дом», «Дорога длиною в жизнь», «Концерт на ЛОМО» и «Нью-Йоркский концерт» (все - 1987), «Казачьи песни» и «Анафема» (1988), написал одну из самых своих знаменитых песен - «Вальс-бостон», которая характеризуется сложной гармонией и интересной мелодией.

Александр Розенбаум: «Я ведь пришел на сцену в 30 лет с дипломом мединститута, доктором скорой помощи. А по сути - советским служащим в хорошем смысле этого слова. То есть, как выходил я на смену с восьми утра до восьми вечера, так до сих пор и выхожу трудиться. Только теперь на сцену. Я не умею ходить по трупам, не умею интриговать. Для меня дикость - закулисные скандалы о том, кто будет закрывать концерт, кто сколько песен будет петь… Я искренне не понимаю 22-летнюю девочку, которая нанимает себе отряд телохранителей, боясь, вероятно, что фанаты будут срывать с нее наряды. Да не тот менталитет у наших людей! Нет у них этого в генах! Узнают тебя- хорошо, нет - ничего страшного. Но зачем тебе шесть мужиков-то с пистолетами? Кому ты нужна?.. Невдомек мне, зачем нужны 18 полотенец в гримерке и коньяк по первому требованию. Насмотрелись иностранных фильмов, начитались о западных звездах?.. Не хочу обидеть коллег, стремящихся сделать наш шоу-бизнес цивилизованным, но для меня он во многом пока смешон и противен».

В девяностые годы Розенбаум записал еще ряд альбомов, полюбившихся его поклонникам, - «Гоп-стоп», «Ностальгия», «Горячая десятка», «Вялотекущая шизофрения», «Розовый жемчуг», «На плантациях любви», «Возвращение на Арго», «Транссибирская магистраль» и другие. В 1996 году музыкант впервые в карьере был удостоен премии «Золотой граммофон», которую ему принесла песня «Ау». Тогда же певцу присвоили звание заслуженного артиста Российской Федерации.

Начиная с 2003-го Розенбаум, не прекращающий выпускать альбомы и активно продолжающий свою гастрольную и концертную деятельность, принимает участие в премии «Шансон года». Этой награды удостоились его синглы «Казачья» и «Глухари» (2003), «Разреши, я тебе напишу» и «Вальс-Бостон» (2004), «Ночной звонок» (2005), «Облака» в дуэте с Любовью Успенской , «Я вижу свет» и «Старый конь» (2006), «Сусуманская лирическая», «Памяти Николая Резанова» и «Маруся» в дуэте с Любовью Успенской (2007), «Попутчик» и «Береженого бог бережет» (2009), «Мечта блатного поэта» и «Зойка» (2010), «Рубашку нараспашку» и «Кореша» (2011), «Это было хорошее время» и «Одноклассники» (2012), «Воля» и «Золотая клетка» (2013), «Однажды на Лиговке» и «Старый дрозд» (2014), «Королева» (2016), «Вальс на лебяжьей канавке» и «Очередь за хлебом» (2017), «Вечерняя застольная» и «Мы уезжаем» (2018).

Александра Розенбаума зачастую приглашают на различные телевизионные передачи. Так, он не раз становился гостем медиаспектакля «Вечерний Ургант », выступал в программах «Суперстар » (2010), где ему довелось впервые за всю карьеру изменить свой привычный сценический костюм и переодеваться к каждому номеру, экспериментируя и примеряя на себя разные образы: с казачьей саблей, в солдатской шинели, в костюме шофера или, к примеру, лихого разбойника, «Угадай мелодию », «ДОстояние РЕспублики », «Наедине со всеми » и др. В 2014 году Розенбаум вошел в основной состав судейской команды музыкального шоу «Три аккорда », где появился во втором сезоне (2017), а затем и в третьем (2018).

Кинокарьера Александра Розенбаума

В 1985 году Александр Розенбаум появился в эпизодической роли в музыкальной картине «Начни сначала » с Андреем Макаревичем . Затем снимался в ряде документальных картин, включая фильм о Грушинском фестивале «Два часа с бардами » (1987) и ленту «Чем больше людей с гитарами » (1989). В 1991 году на экраны с участием Александра вышла драма режиссера Владимира Бортко «Афганский излом », где снялись Микеле Плачидо , Татьяна Догилева , Михаил Жигалов , Филипп Янковский , Алексей Серебряков , Нина Русланова и другие актеры. Тогда же Розенбаум исполнил одну из ключевых партий в фантастико-приключенческой истории «Побег на край света » с Екатериной Стриженовой .

В 1990-е артист также появился в боевике «Чтобы выжить » (1992), где сыграл эмиссара бывшей «партийной мафии» по кличке Джафар, и снялся в музыкальном фильме по своим песням «Вальс-бостон» (1997). В 2005 году зрители увидели музыканта в образе «большого» военного начальника Ростислава Петровича в драматической ленте Станислава Говорухина «Не хлебом единым » со Светланой Ходченковой и Михаилом Елисеевым . В 2008 году Розенбаум снялся в мелодраме режиссера Марины Мигуновой с Верой Глаголевой «Сайд-степ » (2008), где ему выпало воплотить образ бывшего профессионального боксера. После композитора задействовали в проектах «Лучшее лето нашей жизни » (2011), «Возмутитель спокойствия » (2016) и др.

Личная жизнь Александра Розенбаума

Будучи студентом, Александр в первый раз женился, но его брак продлился недолго - всего девять месяцев. Через год он повторно вступил в брак. Его избранницей стала однокурсница Елена Савшинская . По профессии она - врач-рентгенолог, которая, в отличие от мужа, продолжила медицинскую карьеру. 20 октября 1976 года у пары родилась дочь Анна, впоследствии получившая профессию филолога и переводчика. В 1999 году певец стал дедушкой - его дочь родила сына, нареченного Дэвидом Чаки-Розенбаумом. В 2005 году у артиста родился второй внук - Ники Чаки-Розенбаум, а в феврале 2014 года Анна подарила отцу-артисту еще двух внуков - Дэниэля Чаки-Розенбаума и Энтони Чаки-Розенбаума.

В 2003 году Александр Розенбаум побыл депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия». Причем, как сам артист отметил, у него не возникало стремления войти в политический бомонд.

Александр Розенбаум: «Не скрою, приятно быть знакомым с президентом, но, поверьте, Владимир Владимирович Путин интересует меня больше не как глава государства, а как мой ровесник, с которым мы росли в одно и то же время, в одном и том же районе, на соседних улицах. Пусть не обижается на меня Борис Николаевич Ельцин, но я не стремился с ним познакомиться, когда он был президентом. Мы с ним из разных времен. Я и с Борисом Всеволодовичем Громовым дружу не как с губернатором Московской области, а как с моим близким товарищем, братом, однополчанином, если хотите. И буду дружить, на какой бы должности он ни был».

Певец является совладельцем сети пивных «Толстый Фраер».

Дискография Александра Розенбаума

  • «Домашний концерт» (1981)
    «Памяти Аркадия Северного» (апрель 1982) (совместно с Братьями Жемчужными)
    «Посвящение посвящающим» (1983)
    «Новые песни» (ноябрь 1983) (совместно с Братьями Жемчужными)
    «Концерт в Воркуте» (1984)
    «Эпитафия» (1986)
    «Мои дворы» (1986)
    «Нарисуйте мне дом» (1987)
    «Дорога длиною в жизнь» (1987)
    «Концерт на ЛОМО» (1987)
    «Нью-Йоркский концерт» (1987)
    «Казачьи песни» (1988)
    «Анафема» (1988)
    «Гоп-стоп» (1993)
    «Ностальгия» (1994)
    «Горячая десятка» (1994)
    «Вялотекущая шизофрения» (сентябрь 1994)
    «Розовый жемчуг» (август-ноябрь 1995) (совместно с Братьями Жемчужными)
    «На плантациях любви» (март-май 1996)
    «Концерт в день рождения» (4 октября 1996)
    «Возвращение на Арго» (февраль 1997)
    «Июльская жара» (ноябрь 1997)
    «Транссибирская магистраль» (ноябрь 1999)
    «Настоящий солдат» (апрель 2001)
    «Старая гитара» (2001)
    «Странная жизнь» (2003)
    «Я вижу свет» (июль-август 2005)
    «Попутчики» (2007)
    «Мечта блатного поэта» (февраль 2009)
    «Рубашка нараспашку» (май-июнь 2010)
    «Берега чистого братства» (июль 2011) (совместно с Григорием Лепсом)
    «Метафизика» (запись 2014–2015)

Фильмография Александра Розенбаума

  • Актер
  • Возмутитель спокойствия (ТВ, 2016)
  • Олег Митяев. «Фантазии завтрашнего дня» (2011, документальный)
  • Тридцать лет одиночества. Ян Арлазоров (2009, документальный)
  • Сайд-степ (2007)… Георгий Шахов
  • Не хлебом единым (2005)… Ростислав Петрович, большой военный начальник
  • Вальс-бостон (1997)
  • Постой, паровоз (1994, документальный)
  • Жил-был артист… (1992, документальный)
  • Чтобы выжить (1992)… Джафар
  • Побег на край света (1991)
  • Чем больше людей с гитарами (1989, документальный)
  • Два часа с бардами (1988, документальный)
  • Начни сначала (1985)
  • Вокал
  • Другой майор Соколов (сериал, 2014)
  • Шеф-2 (сериал, 2013)
  • Ночные ласточки (сериал, 2012)
  • Морской узел (2002)
  • Трам-тарарам, или Бухты-барахты (1993)
  • За все заплачено (1988)
  • Друг (1987)

К своей популярности А.Розенбаум относится спокойно, считая ее авансом, выданным людьми, не испытывая неловкости, потому что свой пьедестал построил он сам: своими песнями, своим трудом. Многие строки его стихов стали христоматийными, некоторые из которых уже воплотились в жизнь как пророческие: «Мечтаю снять леса со Спаса на Крови…».


Родился 13 сентября 1951 г. в Ленинграде. Отец, Яков Шмарьевич, - уролог. Мать, Софья Семеновна, - акушер-гинеколог. Дед, брат, дядя - тоже врачи, что не могло не сказаться на выборе начальной профессии молодого Александра, хотя, со слов взрослого А.Розенбаума, профессию он выбрал сам «без нажима» со стороны родни.

Музыкой стал заниматься с пятилетнего возраста. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. В общем, по выражению Александра Яковлевича, на «сцене с пяти лет». Музыкально с детства был достаточно прилично образован, чего нельзя было сказать о поэзии. В детстве будущий поэт ее совсем не знал. Это было воспитано и двором, и мальчишескими отношениями. Потом открыл для себя Маяковского - «потрясающего лирика», сейчас хорошо знаком не только с отечественной, но и мировой поэзией.

Интеллигентного мальчика мама водила и на скрипку, и на фигурное катание, но дворовое бойцовское воспитание дало себя знать, и семиклассник Саша сбежал в бокс. Сбежал, правда, не ради того, чтобы отточить умение бить по физиономии. Просто в силу характера ему более по душе мужественные виды спорта. Надежды в боксе Саша подавал неплохие, но совместить по полной программе тренировки с учебой в Первом медицинском институте оказалось невозможным и бокс пришлось оставить.

Музыкальное образование и гитара положили начало творчеству. Песни начал писать еще в школе. Первые штук сто - это туристские, вполне подражательные. Особенно «разыгрался» в институте. В Первом медицинском, по воспоминаниям Александра Яковлевича, жизнь была интересная. Ставили самодеятельные спектакли, готовили «капустники», ходили в походы. И везде с ним была гитара. Именно тогда появилась первая рецензия на его выступление в студенческой газете «Пульс». Много пел, много сочинял. И те песни «одесского цикла», которые разошлись затем по стране в магнитофонных записях, были написаны тогда к «одесским рассказам» И.Бабеля. Магнитофонные кассеты с записями этих песен появились, наверное, в каждом доме. Правда, мало кто понимал тогда, где живет их

Ранний Розенбаум, естественно, находился под впечатлением песен Б.Ш.Окуджавы. Когда же услышал Владимира Высоцкого, Булат Окуджава отошел на второй план.

В середине 70-х сочинил 8-10 песен, которые неосознанно получились такими же, какими их мог бы написать и сам Высоцкий. До недавнего времени даже как-то стеснялся этого подражания. Переубедил Александра композитор А.Дольский: «Что же здесь страшного?! Это был период ученичества». Впрочем, написать так, чтобы было похоже на Высоцкого - это тоже надо суметь.

Пока песня была хобби - на первом месте была медицина. В институте в его жизнь вошел флот: он стажировался на кораблях Тихоокеанского флота. Окончив в 1974 году Первый медицинский институт, Александр Розенбаум в течение года проходил службу на военных кораблях Балтийского флота, а затем работал анестезиологом-реаниматологом на специализированной скорой помощи. Так все и шло: основная работа - в паузах песни. К тому времени увлекся эстрадой, рок-музыкой. В начале 70-х годов талант музыканта все больше требовал профессионального к нему отношения. Необходимо было сделать выбор. Любимому делу следовало отдаваться целиком, без остатка. Не хотелось быть лучшим певцом среди врачей или лучшим врачом среди певцов. В 30 лет А.Розенбаум бросился в омут с головой - ушел на эстраду. Тогда это было почти бессознательно, лишь позднее Александр Яковлевич понял, что внутренне этого хотел и знал наперед, что скажет людям.

Путь к официальному признанию был нелегок. Семь лет работал без афиши. Просто: «Автор-исполнитель на эстраде». Розенбаум - не только поэт и исполнитель авторских песен. Розенбаум - композитор. Мощное психологическое воздействие песен Александра Розенбаума достигается не только смыслом слов, но и ее музыкальным сопровождением. Розенбаум - профессиональный артист эстрады и этим все сказано.

Особое место в его творчестве занимает военная тема. Это воспоминание о прошлом, о доле народной, о его подвиге - и отрицание войны будущей. Не случайно первая его пластинка «Эпитафия» посвящается военной теме, по опросам заняла первое место в творчестве А.Розенбаума. Как продолжение военной темы - «Афганский цикл» - отношение музыканта к народной беде, народной трагедии, которая не должна повториться. В этих песнях - не только сострадание к нашим ребятам, погибшим в Афганистане, но и размышление о том, почему они оказались там.

Как собственную боль переживает Розенбаум равнодушие государства, пославшего солдат на ту бессмысленную бойню и отвернувшееся затем от них, искалеченных телом и душой. «За что же ты, страна, наградила нас этой долей?» Без чьей-либо продсказки, а просто по велению души и сердца, положил Александр Яковлевич начало традиции: в мае, в День Победы он устраивает свои сольные праздничные концерты в зале «Октябрьский».

Огромное место в творчестве артиста занимает также цикл «казачьих песен». Это стилизация под песни кубанских и донских казаков. Здесь и удаль, и озорство, и «эмигрантская» печаль, и зарисовки старинного казачьего быта...

Много песен Александр Розенбаум посвятил своему городу. Любит он и Санкт-Петербург, но с особой нежностью хранит память о Ленинграде, где прошли его детство и юность. В сборнике стихов «Белая птица удачи» теме этой посвящен целый цикл под рубрикой «Я попрошу Дворцовый мост в награду...»

Многими своими песнями Александр Яковлевич обнажает укоренившиеся пороки в отношениях между людьми: лицемерие, угодничество, страх перед истиной и величием ума. По его убеждению, песня может изменить многое, хотя и не все, она может стать оружием. Боясь остаться непонятым в своих песнях, Александр Розенбаум уделяет огромное внимание в своем творчестве смысловой нагрузке. «Песня должна давать эмоциональный посыл. Развлекательная - по-настоящему развлечь, проблемная - затронуть самые тонкие струны души и заставить задуматься».

К своей популярности А.Розенбаум относится спокойно, считая ее авансом, выданным людьми, не испытывая неловкости, потому что свой пьедестал построил он сам: своими песнями, своим трудом. Многие строки его стихов стали христоматийными, некоторые из которых уже воплотились в жизнь как пророческие: «Мечтаю снять леса со Спаса на Крови…». Розенбауму выпало счастье узнать, как отозвалось его слово в сердцах современников. Его творческая биография может быть охарактеризована строкой Ф.Тютчева: «...и нам признание дается, как нам дается благодать». Что может быть выше для Артиста, Поэта и Композитора, чем «благодать» народного признания.




Top