В каком городе находится политехнический музей. Политехнический музей закрывается на реконструкцию

Мало кто об этом знает, но Политехнический музей в Москве является одним из старейших научно-технических музеев в мире!

Сегодня при взгляде на это монументальное здание вряд ли кто-то, не ознакомленный с его историей, догадается, что музей был основан ещё в XIX веке…В 1872 году прошла Политехническая выставка, на основе фондов которой и было принято решение создать

В 1871 году власти Москвы выделили на строительство музея немаленькие по тем временам 500 000 рублей и участок на Лубянке, благодаря чему основание музея стало возможным. Официальное же открытие Политехнического музея состоялось в 1872 году, пока ещё во временном здании. На фото - один из экспонатов музея - настоящая авиационная турбина


Экспозиции музея



На строительство Политехнического музея ушло три десятилетия. Центральная часть здания музея была завершена в 1877 году, южное крыло закончили строить в 1883 году, а северный корпус возвели лишь к 1907 году


Светильник на лестнице Политехнического музея

Экспозиция музея включает более 160 000 предметов и около 150 коллекций по различным областям науки и техники, а также более 3 миллионов книг, входящих в его библиотеку. Такое количество экспонатов делает Политехнический музей крупнейшим в России


Памятник героям Плевны на фоне Политехнического музея


Политехнический музей находится в центре Москвы, на Новой площади. Музей был создан благодаря инициативе участников Общества любителей естествознания, этнографии и антропологии, сразу после прошедшей в 1872 году Политехнической выставки. Экспонаты выставки составили основу фондов нового музея. Активное участие в создании музея приняли члены этого общества, профессора Московского университета Г.Е.Щуровский и А.П.Богданов.

Московская городская Дума выделила в 1871 году участок для строительства музея в Лубянском проезде. Позже здание музея оказалось на Лубянской площади. Это произошло после сноса здания Императорского общества. На месте снесенного здания была построена северная часть здания музея.

Открыт музей был во временном здании в 1872 году. В 1877 году была построена центральная часть здания музея. Проект выполнил архитектор Монигетти. Руководил постройкой здания Н. А. Шохин. Южное крыло Политехнического музея было построено архитектором Шохиным в 1883 году, в 1896 году построили правое крыло здания, а северный корпус построили в 1903 – 1907 годах по проекту Макаева. Все строительство здания Политехнического музея продолжалось около тридцати лет.

Политехнический музей – один из старейших в мире научно-технических музеев. Сегодня это крупнейший музей России, в котором представлено больше 190 тысяч экспонатов, 150 коллекций по различным областям научных знаний и техники. Экспозиции музея поясняют принцип действия разных технических приспособлений, рассказывают об истории технических изобретений и изобретателях. В библиотеке Политехнического музея хранится более 3 миллионов книг и изданий.

В Лектории Политехнического музея выступали Бунин, Бурлюк и Маяковский. Бурлили диспуты о путях развития культуры. В 1918 году в Лектории выступали Хлебников и Есенин, Белый, Мариенгоф и Брюсов. В тридцатые годы поэтические традиции продолжили Заболоцкий, Багрицкий и Твардовский. В период «оттепели» шестидесятых в Политехническом выступали Вознесенский, Окуджава, Рождественский и др.

В Политехническом музее выступали всемирно известные ученые: Нобелевский лауреат Мечников, академики Ферсман, Зелинский, Вавилов. Здесь, в 1934 году выступал Нильс Бор с лекцией «Строение атомного ядра».

В наше время в знаменитом Лектории кипит научно-просветительская и общественно-политическая деятельность. Большая Аудитория Лектория построена по типу амфитеатра и вмещает 520 зрителей. Именно здесь проводятся все ответственные, знаковые для Политехнического музея события.

В 2011 году в Лектории Политехнического проходят лекции Открытого университета «Сколково». Работает книжный магазин "Циолковский".

Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 музей объявлен особо ценным объектом культурного достояния страны

Телевизионная программа (Россия, 2007).
Режиссер Евгений Хмелев.
Художественный руководитель Лев Николаев.


Олеся Семенова
«Прекрасен фасад Политехнического музея…»

(в сокращении, полностью - по заголовку-ссылке)
"Наше Наследие" № 99 2011

Музейное здание — не просто «внешний футляр учреждения», это его лицо, которое отражает индивидуальные особенности, отличает от многих других подобных учреждений; с него начинается контакт посетителя с музеем, оно само по себе является важнейшим экспонатом, особенно в таком музее, как Политехнический.

Центральный фасад Политехнического музея с южным и северным крыльями. Чертеж И.А.Монигетти.
Архив Политехнического музея

Здание Политехнического принадлежит к числу заметных построек в самом центре Москвы, является памятником архитектуры, упоминается во многих архитектурных словарях, справочниках, монографиях, в том числе в связи с именами зодчих, которые принимали участие в его проектировании или строительстве.

Еще до открытия Политехнической выставки Комитет ИОЛЕАиЭ (Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии) рассматривал некоторые варианты размещения будущего музея: на месте дома бывшего Горного управления на Воздвиженке, на университетском дворе напротив Манежа, на Театральной площади.

Решение вопроса ускорилось, когда он был передан на обсуждение в Московскую Думу. По мнению думской комиссии, «местность, предназначаемая для такого учреждения, как музей, должна соответствовать двум условиям: во-первых, она не должна быть удалена от центра города для удобства посещения его публикой, и во-вторых, она должна быть достаточно обширна для возможности расширения музея в будущем…». В качестве такой местности предлагалась Лубянская площадь, «имеющая значительное протяжение и близкая к центральным частям города».

8 февраля 1872 года было принято решение о безвозмездной уступке на Лубянской площади территории, необходимой для постройки здания. Также решено было ассигновать из государственного казначейства от 400 до 500 тыс. рублей для будущего музея.

Первоначально привлекательной казалась мысль о монументальном, многоэтажном здании, которое могло бы постоянно расти и увеличиваться, а по архитектуре и стилю служило бы украшением столицы, памятником веку. Затем, основываясь на предложении президента ИОЛЕАиЭ профессора А.П.Богданова, решено было разделить музейный фонд на две части, причем для естественно-исторической его части устроить павильоны в первом Александровском саду. Комитету по устройству музею удалось получить территорию в Александровских садах в свое распоряжение, были составлены проекты зданий для зоологического, сельскохозяйственного и других «естественных» отделов музея, но нехватка средств не позволила осуществить эти планы. В 1897 году музей возвратил территорию в Александровском саду Дворцовому ведомству.

10 июня 1874 года Московская городская дума передала Комитету 2504 квадратных сажени земли вдоль каменной стены Китай-города, между Лубянской площадью и Ильинскими воротами. Таким образом решился вопрос относительно места для будущего здания музея.

Из-за проблем, прежде всего, с финансированием, строительство проходило в три очереди. Объемно-пространственная структура здания формировалась более тридцати лет.

Центральный корпус музея. Фотография конца XIX века.
Архив Политехнического музея

В 1877 году был выстроен центральный корпус, через десять лет приступили к строительству южного крыла, а спустя тридцать три года после начала стройки — завершены работы по возведению правого крыла.

Южный фасад музея. Вид с Ильинской площади. Литография начала ХХ века.
Архив Политехнического музея

В результате, при сохранившемся общекомпозиционном решении здания, принятом в первоначальном проекте И.А.Монигетти, в процессе стройки возникали стилистические изменения в исполнении его составных частей. Правая часть здания, выстроенная в тех же, казалось бы, традициях «русского стиля», приобретает новые черты — композиционные элементы фасада «растянуты», сокращены декоративные элементы, смещен уровень этажей. Левая часть — яркий образец стиля модерн в его национальном исполнении. Асимметричное построение композиции боковых фасадов подчеркивает доминирующее значение центрального корпуса, а трехчастный северный фасад с выступающим аттиком выявляет главенствующее по отношению к окружающей застройке положение Политехнического и достойно замыкает Лубянскую площадь с юга.

9 сентября (22 сентября по новому стилю) 1904 года в газете промелькнуло короткое сообщение о том, что «…состоялась закладка левого крыла здания Политехнического музея, воздвигаемого инженером Г.И.Макаевым…» с Большой аудиторией. Кроме помещений Большой на третьем этаже располагались еще две изолированные аудитории на 200 человек, так называемые, «Малые аудитории», а также химическая и физическая лаборатории. На последнем этаже помещалась метеорологическая станция. В стеклянном фонаре на крыше была помещена физиологическая теплица. Все это — «для устройства лекций образовательного порядка». Строительство растянулось до 1908 года. По мнению Г.Е.Медведевой, другие здания, в которых бы сохранилась «подлинная лаборатория с обстановочным комплексом в полном сборе <имеется в виду лаборатория при химической аудитории XIX века, где готовились демонстрационные реактивы и приборы>, — нам не известны»

Двухсветная аудитория, оборудованная системой вентиляции, перекрытая плоским потолком без единой промежуточной опоры, со световым фонарем в центре сооружалась по проекту и под наблюдением инженера А.А.Семенова, и сразу же творение удостоилось похвал. Хотя основной инженерно-архитектурный план, задуманный автором проекта, остался до наших дней прежним, начиная с 1948 года интерьеры Большой аудитории постоянно менялись. Прежде здесь вместо нынешних кресел стояли березовые скамейки, на сцене, позади трибуны лектора, находилась стеклянная камера (вытяжной шкаф) для химических опытов, а над ней таблица с изображением Периодической системы элементов Менделеева. В центре потолка имелось застекленное пространство размером 8Ч4 метра, через которое падал дневной свет. Общая площадь Аудитории равнялась 122,8 квадратным саженям, в ней было 842 нумерованных и 60 ненумерованных места. Стоимость полного оборудования составила 50000 рублей. Первая лекция была проведена 11 октября 1907 г. Обществом Народных университетов.

Слушатели сразу оценили безукоризненную акустику, расчеты которой провел А.А.Семенов. Профессор Д.Н.Анучин отмечал в отчете за 1910 год, что «новая Большая аудитория Политехнического музея является лучшей аудиторией в Москве». Комитет Политехнического музея постановил в честь авторов проекта поместить в аудитории мемориальную доску с надписью: «Аудитория сооружена в 1907-1908 годах по проекту и под наблюдением инженера Анатолия Александровича Семенова, при ближайшем сотрудничестве архитектора И.П.Машкова, 3.И.Иванова и инженера путей сообщения Н.А.Алексеева». За свои труды по устройству Большой аудитории Политехнического музея он был награжден чином Действительного Статского Советника. Возглавлял Семенов и специально созданную Комиссию Политехнического музея, следившую за строительством левого крыла.

Увы, ни эта мемориальная доска, ни память о Действительном статском советнике Семенове не сохранились. А между тем вклад этого военного инженера в создание Политехнического музея и в целом, как увидим в дальнейшем, музейного дела в Москве — огромен.

Имена архитекторов принято указывать в путеводителях и специальной литературе, а об инженерах, создававших наравне с ними памятники архитектуры, вспоминают не всегда. Алексей Семенов (1841-1917) родился в Вятской губернии, сначала учился в Константиновском военном училище, затем окончил по первому разряду курс в Николаевской инженерной академии, а позже работал в инженерном управлении Московского военного округа. В течение первых семи лет удостоился трех наград: ордена святого Станислава 3-й и 2-й степеней и ордена святой Анны 3-й степени. Летом 1871 года вышел в отставку и принял участие в организации Севастопольского отдела Политехнической выставки. Воспоминания о Крымской войне 1853-1856 годов тогда были свежи, и возникла идея «представить по возможности полную картину славной обороны Севастополя, как в боевом, так и в военно-санитарном отношении, и тем самым распространить в народе верное понимание той памятной эпохи». Павильон Севастопольского отдела не уступал Морскому и располагался в Кремле на площади перед Николаевским дворцом. Еще в декабре 1871 года главный устроитель отдела Н.И.Чепелевский выдвинул идею создать для собранных к Севастопольскому отделу материалов постоянное хранилище — Русский национальный музей: «Этот храм, воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа, — писал он в докладе, представленном цесаревичу, — должен собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и замечательнейшие события». И уже 9 февраля 1872 года император повелел строить таковой в Москве, ставший Историческим музеем. Архитектор В.О.Шервуд, по проекту которого возводилось здание, взял А.А.Семенова в соавторы «по технической части». Шервуд полагал, что «приходит момент ясного народного сознания, и от этого момента зависит вся наша будущность. Народу нужен ясно воплощенный образ его собственного чувства, нужен идеал, к которому стремиться». Этой исторической потребности должно было отвечать и здание Исторического музея. «Необходимо строить в России по-русски!»

А.А.Семенов активно участвовал в этой стройке. Более поздние его работы: храм во имя святителя Тихона Задонского в Сокольничьей роще (1875, воссоздание; первоначальный несохранившийся проект П.П.Зыкова); Петровско-Александровский пансион-приют дворянства (с 1945 года — НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко); жилой дом (там же) для врачей и воспитателей с лазаретом; главный корпус (там же) с храмом во имя святителя Николая Чудотворца (все эти постройки начала 1900-х годов) и многие другие.

Кроме блока помещений, относящихся к Большой аудитории (вход, вестибюль, лестницы, «раздевальни»), вся остальная площадь крыла была занята торговыми помещениями. По поперечной оси, соединяющей Большой Лубянский и Китайский проезды был устроен двухсветный пассаж, то есть, на него выходили витрины и окна первого и антресольного этажей. Из пассажа был свободный выход на оба проезда. Впрочем, по условиям застройки во всем комплексе здания подвальный, первый и антресольный этажи сдавались в аренду под торговые помещения.

Северный фасад Политехнического музея

Уличные фасады Политехнического музея сохранили свой первоначальный декор и дошли до нашего времени лишь с незначительными изменениями, обусловленными ликвидацией торговых помещений.

Деталь центрального фасада

Фонари советского времени, вписавшиеся в облик северного фасада

Начальные исследования цветового решения фасадов показали, что они не были монохромными как сегодня, а поверхности стен представляли сочетание белого и охристого цветов. Специалисты считают, что вероятна и более сложная окраска, характерная как для эпохи модерна, так и для эпохи эклектики. На фасаде северного крыла в трех архивольтах видна пострадавшая от времени, но укрепленная и законсервированная монументальная живопись. Исследователи приписывают ее эскизную разработку архитектору князю Г.И.Макаеву, одновременно с проектированием основавшему фонд, на средства которого и было построено крыло.

Фресковый триптих в архивольтах северного фасада

Триптих выполнен в технике фрески, которая, вообще говоря, для эпохи модерна характерна, однако в Москве не привилась: здесь чаще в фасадах использовали майолику. Так что фреска на фасаде северного крыла Политехнического — редчайший памятник.

Акварельные эскизы этих фресок без подписи автора хранятся в отделе письменных источников Политехнического музея. Они символизируют поэтику человеческого труда в образах крестьянина, вспахивающего поле, и двух рабочих в кузнице, а также знание, которое олицетворяется книгой в руках ребенка в семейной группе на фоне лучей восходящего солнца. С определенной вероятностью можно утверждать, что в создании фресок принял участие художник Илья Павлович Машков, брат архитектора Ивана Павловича Машкова, участвовавшего в проектировании Большой аудитории.

Во внутреннем убранстве музея важное место занимает парадная лестница. Первоначально она «предполагалась из четырех маршей, ведущих только в 1 эт<аж>, а из 2 эт<ажа> в верхний две особые лестницы, но по непредвиденным обстоятельствам эта лестница была заменена более шикарной, но для ходьбы не совсем удобной». Сегодня сохранился лишь эскиз светильников парадной лестницы с автографом Шохина и разрез лестницы, подписанный им же, но ни одного подписанного чертежа найти не удалось. Парадная лестница украшена декоративными элементами, символизирующими древнерусские формы.

Гипсовые балясины парадной лестницы

Архитектурно-декоративное оформление центрального корпуса сохранилось в вестибюлях, в экспозиционных залах стены и потолки оформлены профилированными тягами, геометрическим лепным орнаментом, лепными плафонами.

Интерьеры залов музея

Присутствуют система разнообразных сводов; полуциркульные вверху двух - и четырехстворчатые двери с оригинальным орнаментом в филенках и латунными ручками-скобами; лестницы с чугунными литыми балясинами сложной формы; фигурные лестничные ограждения; чугунные ступени и перила винтовых лестниц; напольное покрытие (кафельная плитка, паркет, металлические плиты, метлахская плитка); кафельные печи; мебель; зеркала. Интерьеры Политехнического музея пострадали больше всего в зонах, не использовавшихся под музейные цели. «При расчистках стен под 20-25 слоями краски обнаружена первоначальная отделка — гипсовая штукатурка, имеющая специфическую пропитку, внешне делающая ее похожей на искусственный мрамор. Поверх нее накладывались очень тонко градированные колера. Подобную систему покраски еще предстоит изучить. Что касается самих лестниц, то первые расчистки поручней показали здесь наличие искусственного мрамора».

Не только уникальные коллекции, которые видят посетители, но и практически все элементы, образующие внутренние пространства музея — стены, полы, лестницы, плафоны, светильники, — являются подлинными экспонатами. И даже если в результате грядущей реконструкции музея их по причинам естественной ветхости не удастся сохранить на своих местах, образцы их могут войти в фонд ныне, увы, не существующего, однако бывшего в начале ХХ века Архитектурного отдела музея.

Архитектурный отдел музея. Фотография конца XX века.
Архив Политехнического музея

Помимо хорошо известных, в Политехническом музее множество внутренних лестниц, недоступных посетителям, причем все они не похожи друг на друга. Например, у лестницы в подвальной части даже самые простые марши монументальны: крашеное литье, доломитовые ступени, колонки с кубическими капителями — это стилистические русско-византийские элементы, проходящие через многие помещения музея.

Перила и балясины крашеного чугунного литья музейной лестницы

Уникальные гипсовые торшеры парадной лестницы

До самого последнего времени торшеры парадной лестницы были окрашены привычной для современных посетителей белой краской. Сегодня они предстают в соответствующем стилю ярком облачении, как, считают реставраторы, они и были замыслены. Исследования показали, что сделаны торшеры из гипса, что является беспрецедентным для предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX века.

В интерьерах сохранились подлинные стеклянные плафоны; керамические полы и паркетные, из колотого дуба. Есть и редкие элементы советского периода, достаточно удачно вписанные в исторические интерьеры.

На здание Политехнического музея долгое время не обращали должного внимания. Лишь в конце 1990-х годов оно было внесено в список вновь выявленных объектов культурного наследия. «Политехнический — современник Исторического музея. Но если здание последнего общепризнанно уникальным памятником архитектуры федерального значения, то, что касается Политехнического, федеральный статус памятника имеет только его Большая аудитория».

Большая аудитория Политехнического музея

Политехнический музей — одно из первых в России зданий общественного назначения, внутренняя и наружная отделка которого была выполнена в русском стиле. Он открыл целую серию построек подобного рода в центре Москвы. «Спутник зодчего по Москве» за 1895 год сообщал: «Можно надеяться, что возрождение русского зодчества, начатое Москвою, будет продолжаться и постепенно прогрессировать; первыми из общественных зданий, построенных в русском стиле, являются Политехнический и Исторический музеи, позднее театры Корша и Парадиз, Городская дума, Верхние и Средние городские торговые ряды».

Хочется привести совершенно справедливые слова И.П.Машкова, относящиеся к архитектуре первопрестольной последних десятилетий XIX века: «В рассматриваемый период времени Москва значительно изменила свою физиономию, вследствие множества появившихся новых зданий, как общественных, так и частных. В это сравнительно короткое время некоторые части города стали совершенно неузнаваемы; между прочим, появилось несколько грандиозных зданий, которые по значению и размерам своим, являются одними из выдающихся зданий Европы».

Одно из них — здание Политехнического музея на Лубянской площади — и в наши дни зримо свидетельствует о таланте и высоком профессионализме отечественных зодчих, сумевших в конце XIX — начале ХХ века украсить древний город прекрасным архитектурным памятником, требующим от нас, людей XXI века, заботы и внимания.

PS :
В ближайшие шесть лет здание музея планируют существенно перестроить . За него возьмётся японский архитектор Джунио Ишигами, победивший в конкурсе проектов в октябре минувшего года.
Подробнее - Прикультуренное место
"Аргументы недели" , 05.04.2012

Уже более 250 лет наша страна является одним из лидеров в сфере мировой науки. За это время в стенах отечественных вузов сделано множество открытий и изобретений в различных сферах, изменивших жизнь людей на всех континентах. Чтобы познакомить общественность с наиболее важными и интересными из них, в 1872 году был открыт Политехнический музей в Москве. Основой его коллекции стали экспонаты выставки, организованной в честь 200-летия со дня рождения Петра Первого — монарха, сделавшего огромный вклад в дело превращения России из отсталой аграрной страны в государство с развитой промышленностью и экономикой.

Немного истории (XIX век)

Политехнический музей в Москве, или, как он тогда назывался, Музей прикладных знаний, изначально располагался во временном здании на Пречистенке. В 1877 году он переехал в специально возведенное здание по адресу: Лубянский проезд, 4. Однако на протяжении последующих 30 лет продолжались строительные работы, в результате которых рядом с центральным корпусом появились два крыла: северное и южное. Тем не менее даже в эти годы в стенах музея велась активная просветительская работа и неоднократно выступали с лекциями такие светила науки, как Яблочков, Менделеев, Тимирязев, Жуковский и другие.

Политехнический музей в Москве в первой половине XX века

В годы Первой мировой войны многие сотрудники этого заведения отправились на фронт, в самом здании был организован лазарет, а входившие в состав экспозиции, стали использоваться в качестве оборудования для рентгенологического кабинета. стала важной вехой в истории этого культурно-просветительского учреждения. В частности, в первые годы после установления в стране Советской власти Политехнический музей в Москве стал ареной жарких политических дебатов.

Однако главным направлением деятельности для его сотрудников продолжали оставаться традиции, заложенные создателями. Благодаря их героизму удалось сохранить множество экспонатов, которые были признаны новыми властями идеологически чуждыми. Но, к сожалению, потерь все же не удалось избежать, в том числе среди членов коллектива музея, которых увольняли, заподозрив в нелояльности к коммунистическому режиму.

В 1930 годах в музее организовывались встречи с такими выдающимися личностями, как Нильс Бор, а также с героями-челюскинцами и летчиками из экипажа Валерия Чкалова, совершившими невероятный на тот момент беспосадочный перелет из столицы СССР в Нью-Йорк.

В первые годы Великой Отечественной войны Политехнический музей в Москве закрывают для посещений, но уже в 1944 году там восстанавливается прежний режим работы.

История музея с 1950-го по 2000 год

Бурное развитие прикладных научных направлений послевоенного периода приводит к открытию новых экспозиций и разделов, посвященных химии полимеров и космонавтике. В 1991 году Политехнический музей, экскурсии по которому не переставали пользоваться популярностью даже в самые трудные для страны годы, Указом Президента РФ был включен в число особо ценных объектов культурного достояния России.

Московский Политехнический музей в XXI веке

В начале 2000 годов стало ясно, что требуется новый подход как к оформлению экспозиции, так и к организации экскурсий. Однако первые годы нового тысячелетия были далеко не лучшим временем для экономики страны, которая только пыталась прийти в себя после затяжного кризиса. И лишь в 2010 году был дан старт модернизации, а в 2013-м закрыто на реконструкцию здание. Политехнический музей при этом не прекратил свою работу, так как его фонды были перемещены на временные площадки. В частности, сегодня часть его экспонатов можно увидеть на ВДНХ, в павильоне номер 26. Кроме того, подразделения музея, в том числе его библиотека, действуют на территории КЦ ЗИЛ, где также разместился Университет детей, лекторий и научные лаборатории.

Те, кто уже посетил новую экспозицию, действующую в павильоне номер 26, утверждают, что она сегодня является одним из значимых мест в Москве для всех интересующихся последними достижениями науки и техники. Судя по отзывам, создатели этой временной площадки для размещения части экспозиции Политехнического музея проделали огромную работу и учли самый передовой опыт европейских коллег. В результате получилась великолепная интерактивная выставка, где каждый желающий может почувствовать себя исследователем, делающим важное научное открытие.

Политехнический музей на ВВЦ действует под девизом “Россия делает сама”, и его экспозиция большей частью посвящена отечественным ученым и их научным достижениям.

Экскурсии по павильону № 26 на ВДНХ

Когда посетитель приходит в политехнический музей на ВДНХ, то в каждом выставочном зале его встречают гиды. Но это не аккуратные старушки или строгие дамы в возрасте, которые сопровождали посетителей в здании на Новой площади. Дело в том, что данная экспозиция оснащена по последнему слову техники, и даже гиды там интерактивные. Поэтому если визитер хочет послушать информацию о разделе или о том или ином экспонате, то ему достаточно встать на специальный круг, снабженный датчиками. Кроме того, рядом с витринами имеются планшеты, воспользовавшись которыми, можно узнать много интересного.

Экспозиция

Те, кто бывал в здании музея на Новой площади, возможно, даже не заметили макета ядерной бомбы, который там был установлен на лестнице. А вот в новой экспозиции на ВДНХ ему отведено главное место. Более того, встав на особую площадку, можно почувствовать на себе некоторые факторы, вызываемые ядерным взрывом: сильное вибрирование от резкий порыв ветра и др. В этом же зале посетителям предлагают написать свои пожелания на бумажных журавликах, которые в Японии символизируют память о жертвах

Особый интерес у посетителей вызывает космический сектор, где выставлена экипировка космонавтов и можно понаблюдать за реализацией некоторых экспериментов, проводимых на МКС, таких как гидропоника. Кроме того, людей всегда интересуют бытовые подробности жизни на орбите, и единственное место, где обычный человек может, например, увидеть, как выглядит космический унитаз — это Политехнический музей. Отзывы также рекомендуют побывать в разделе "Иллюзии", где представлены уникальные голограммы, а также 3D-фильм, которому более 40 лет.

Что показать детям?

В последние десятилетия во многих странах стали открывать образовательные центры музейного типа для детей, главной целью деятельности которых является популяризация науки и зарождение интереса к ней у школьников. Отзывы туристов и москвичей подтверждают, что новый Политехнический музей в Москве, фото которого не могут дать полного представления обо всем разнообразии его экспозиций, является одним из лучших мест в столице для посещения с детьми. Обязательно стоит побывать в разделах "Аналоги природы", "Новый антропогенез" и "За пределами Земли". Кроме того, в музее регулярно, особенно в период каникул, организуются различные При этом родителям следует учесть, что для сохранности экспонатов в музейных залах поддерживается постоянная температура около +18 градусов, и детей на длительные экскурсии следует приводить одетыми потеплее.

Цены

Политехнический музей в Москве (фото из его временного павильона на ВДНХ см. ниже) открыт для посещений со вторника по воскресенье с 10:00 и до 20:00 (понедельник - выходной день). Цена входного билета для взрослых — 300 рублей, для студентов и пенсионеров — 150 рублей. Для ветеранов, инвалидов, несовершеннолетних и некоторых других категорий посещение музея бесплатно.

Политехнический музей — один из старейших научно-технических музеев мира, расположен в самом центре Москвы на Новой площади. Добраться до музея можно на метро, ну или проехать на машине. Находится он недалеко от Кремля на станции метро Лубянка или Китай-город.

Знакомство с музеем, в зависимости от времени, которым располагает посетитель, может занять до нескольких часов. Лично я пробежал почти все выставочное пространство за полтора часа, а это не много ни мало 65 выставочных залов в рамках большого четырёхэтажного здания.


На каждом этаже свои разделы и экспонаты. На первом - транспорт; на втором: авиация, энергетика, метеорология, связь, оптика, радиоэлектроника, металлургия, горный раздел и химия; на третьем и четвёртом: автоматика, кибернетика, вычислительная техника, приборы времени и космонавтика

Сегодня Политехнический музей — крупнейший технический музей России, хранит свыше 160 тыс. музейных предметов, около 150 музейных коллекций по различным областям техники и научных знаний. Экспозиции музея рассказывают об истории техники и её творцах, поясняют принципы действия различных технических устройств.

Некоторые крупные инсталляции размещены прямо в фойе.

1-2. Первая русская ядерная бомба. Её подарили Политехническому музею в 1995 г. после выставки «Атомной отрасли России - 50 лет».

В зале авиации представлены макеты различных моделей самолётов и летательных аппаратов.

Хотя, для того чтобы увидеть самолеты, достаточно чаще поднимать глаза к потолку.

Очень понравился зал про фототехнику.

В 1839 году был открыт первый практический способ фиксации светописных изображений - дагеротипия. Одновременно с ним на свет появились и первые дагеротипные аппараты, в конструкцию которых вошли элементы ящичной камеры-обскуры: светонепроницаемый корпус, оптическая схема, механизм наведения на резкость

9. Фотоаппарат «OP-3000»

11. Вся химия справа, в то время, входила в комплектацию фотоаппарата

12. Стереофотоаппарат 1880 — 1920 г.

13. Изображение было действительно объемным. Я проверял.

14. Собрание первых советских серийных фотоаппаратов, среди которых “ФАГ”, “Пионер”, “ФЕД”, “Репортер”, “Спорт”.

15. Я уверен такой фотоаппарат был у каждого. Polaroid.

16. А это его «дедушка» из далекого прошлого, тоже «Polaroid»

18. Фотографии далекого прошлого

Следующий зал - зал радиоэлектроники.

Изобретение радио - одно из самых замечательных достижений в истории техники. Как средство связи, радио не знает препятствий ни на суше, ни в океанских просторах. Оно является единственным средством связи с движущимися и труднодоступными объектами.

Первым практически пригодным устройством механической записи и воспроизведения звука был фонограф, созданный известным американским изобретателем Томасом Эдисоном в 1877 году. В 1887 году немецкий инженер Эмиль Берлинер запатентовал граммофон — устройство для воспроизведения звука с дискового звуконосителя.

20. Граммофон со струнным резонатором.

Для улучшения качества звучания используется "цитра" - струнный резонатор, реагирующий на выходящие звуковые волны так, что их амплитуда и частотный диапазон при акустическом резонансе возрастают, увеличивая при этом громкость и качество звучания.

В зале компьютерной техники посетители смогут познакомиться с краткой историей развития процессоростроения на примере Intel. Выставка "От песка до процессора" рассказывает о том, с чего все начиналось, как организовано современное производство и каковы перспективы отрасли. С помощью интерактивного монитора желающие могут рассмотреть в увеличенном масштабе, из чего состоит "мозг компьютера" - микропроцессор.

21. Исходный материал.

22. 300-mm кремниевая пластина с готовыми процессорами

23. Готовые микропроцессоры. Процесс производства микропроцессора занимает порядка 2 месяцев.

Зал часов.

Экспозиция построена на отдельных рассказах по истории мирового и отечественного искусства хронометрии. Прослеживается эволюция приборов времени — от древнейших, солнечных, до современных, электронных, часов.

Представлены часы различных конструкций, механические — с традиционными и оригинальными устройствами; электромеханические и электронные эталоны — хранители времени, часовые системы общественного пользования, приборы времени бытового и технического назначения.

Космонавтика.
Существующая экспозиция “История космонавтики” создана в начале 1980—х годов. Но уже в 1957 году Политехнический музей первым в стране стал знакомить посетителей с достижениями космонавтики.

Для детей была бы полезной прогулка или экскурсия по Политехническому музею. Да и взрослым хотя бы раз в него сходить стоит, чтобы знать, как создавались те или иные вещи, без которых мы сейчас не представляем себе нашу комфортную жизнь.

Анонс:




Top