В каком монастыре сидела салтычиха. Где похоронена Дарья Салтыкова (Салтычиха)? Где находится ее могила? Могила Дарьи «Салтычихи» Салтыковой


Могила Дарьи Николаевны Салтыковой в Донском монастыре .

Полное имя: Дарья Николаевна, урождённая Иванова, вдова гвардии ротмистра Глеба Салтыкова. Из столбовых дворян. В Вологодской, Костромской и Московской губерниях за Салтыковой числилось более 600 душ. Имела от мужа двух сыновей - Фёдора (умер в 1801 г.) и Николая (умер в 1750 г.).

В продолжении 10 или 11 лет Дарья Николаевна Салтыкова погубила более ста своих крепостных. Большая часть погубленных были женщинами, в том числе были девочки лет 11-12.

Гнев Салтыковой вызывала только одна причина - нечистое платье или грязное мытьё полов. Часто побои Салтыкова наносила лично, используя для этого скалку, вальки, палки или поленья. Иногда по её приказанию конюхи или гайдуки наказывали несчастных розгами, батогами, кнутом или плетьми. Побои были настолько жестокими, что обычно заканчивались смертью жертвы сразу же или вскоре после экзекуции.

Иногда Салтыкова прибегала к особо изощрённым жестокостям.


Так, у одной женщины Сатлыкова опалила на голове все волосы. Другую жертву били головой о стену, поливала на голову из чайника кипяток, щипала уши раскалёнными «припекательными щипцами». Одну «девку» приказала в октябре загнать кнутом в воду по горло, где та пробыла четверть часа. Другую самолично скинула с крыльца. Все эти люди вскоре после истязаний умерли.

Описанные убийства происходили в подмосковном её селе Троицком (Подольского уезда) или в доме Салтыковой в Москве - на углу Кузнецкого моста и Лубянки, где позднее помещалась ВЧК, что при должной фантазии может наводить на мысль о переселении духа Салтычихи в некоторых сотрудников этого славного учреждения.

Помимо личных людей Салтыковой, выполнявших экзекуции, т.е. фактически являвшихся палачами, её преступную деятельность покрывали некоторые священники, погребая заведомо убитых людей. Впрочем бывали случаи, когда священники отказывались это делать. В таких случаях Салтыкова приказывала хоронить тела ночью в лесу. А её управляющий подавал на её имя фальшивое явочное прошение о том, что люди якобы бежали.

Нельзя сказать, что никто не пытался привлечь внимание властей к преступной деятельности Салтыковой. Но до коронации Екатерины Второй все такие «доносы» о жестокостях решались полицейскими врачами в пользу помещицы. Причём своё подтверждение давали даже врачи. Доносчики же наказывались кнутом за «ложный донос», ссылались в Сибирь, а иногда и выдавались Салтыковой обратно по её личной просьбе. Нечего и говорить, что ожидало тех, кто осмелился писать такие «доносы».

Салтыкова была ещё совсем не старой женщиной и сердце её, что называется, было открыто для любви. Правда и любовь её принимала извращённые формы. Так, она имела связь с инженером Тютчевым. Однако затем Тютчев оставил сумасшедшую помещицу и сделал предложение некой Панютиной. В отместку Салтыкова решила сжечь дом Тютчева. Для чего выдала своим людям состав их пороха, серы и пакли. Но её люди не решились на поджог. Однако Салтыкова не успокоилась. Когда Тютчев женился на Панютиной и поехал в своё орловское имение мимо владений Салтыковой, последняя приказала своим крепостным убить молодожёнов. Но Тютчева предупредили и он подал на Салтыкову донос. Однако следствие опять закончилось ничем.

Только в 1762 году, по вступлении на престол Екатерины II, наконец за Салтыкову взялись серьёзно. Буквально через две недели после коронации началось следствие, которое закончилось только в 1768 году. Салтыкова всё отрицала, объясняя все наветы злобностью своих крепостных. Для того, чтобы заставить Салтыкову раскаяться, к ней привели духовника. После длительной беседы духовник вынужден был признать, что не видит в Салтыковой ни сознания содеянного, ни раскаяния. После этого чиновники, проводившие следствие, просили Екатерину II разрешить им подвергнуть Салтыкову пытке. Однако Салтыкова по своему родству и связям покойного мужа принадлежала к самым знатным людям того времени. И Екатерина II не разрешила подвергнуть её пытке, но приказала передать, что пытки не миновать, если та не признается добровольно. Салтыкову подвергли только психологической пытке - ей показали пытку над другим преступником. Однако вряд ли то, что она увидела, было страшнее чем то, что она сама проделывала над своими людьми. Не исключено даже что Салтыкова получила удовольствие от вида пытки. И душегубица осталась при своих показаниях - крепостные всё врут, убийств не было, а были побеги крепостных.

Тем не менее следствие собирало свидетельства. Возможно это было одно из первых уголовных дел, проводившихся в привычной нам манере - путём сбора свидетельских показаний, улик, обысков и т.п. 2 октября 1768 года Императрица вынесла решение по делу Салтыковой. 10 декабря был опубликован специальный сенатский указ. В указе было сказано следующее:

«

Указ ея императорского величества самодержицы всероссийской. Из правительствующего сената объявляется во всенародное известие.

Вдова Дарья Николаевна, которая по следствию в юстиц-коллегии оказалась, что немалое число людей своих мужского и женского полу, бесчеловечно, мучительски убивала до смерти, за что по силе всех законов приговорено казнить её смертью, о чём от сената ея императорскому величеству поднесен был доклад. Но ея императорское высочество, взирая с крайним прискорбием на учинённые ею бесчеловечные смертные убийства, и что она по законам смертной казни подлежала, от той приговоренной смерти её Дарью освободит, а вместо смерти повелеть соизволила:

1-е. Лишить её дворянского названия, и запретить во всей Российской империи, чтобы она ни от кого, никогда, ни в каких судебных местах и ни по каким делам впредь именова не была названием рода ни отца своего, ни мужа.

2-е. Приказать в Москве в нарочно к тому назначенный и во всем городе обнародованный день вывести её на первую площадь, и поставя на эшафот прочесть перед всем народом заключённую над нею в юстиц-коллегии сентенцию, с исключением из оной, как выше сказано, название родов ея мужа и отца, с присовокуплением к тому того ея императорского величества указа, а потом приковать её стоящую на том же эшафоте к столбу, и прицепить на шею лист с надписью большими словами: «мучительница и дущегубица».

3-е. Когда она выстоит целый час на том поносительном зрелище, то чтобы лишить злую ея душу в сей жизни всякого человеческого сообщества, а от крови человеческой смердящее ея тело предать собственному промыслу Творца всех тварей, приказать, заключа в железы, отвести оттуда её в один из женских монастырей, находящихся в Белом или Земляном городе, и там под которой ни есть церькви посадить в нарочно сделанную подземельную тюрьму, в которой по смерть ея содержать таким образом, чтобы она ни откуда в ней свету не имела. Пищу ей обыкновенную старческую подавать туда со свечею, которую опять у ней гасить, как скоро она наестся. А из того заключения выводить её во время каждого церьковнаго служения в такое место, откуда бы она могла оное слышать, не входя в церковь…

…Сообщники же ея, дворовые люди, которые в смертных убийствах с нею участие имели, и поп, который оныя тела заведомо погребал, по снятии с него священнического сана, наказаны кнутом с вырезанием ноздрей и поставлением знаков сосланы в Нерчинск в вечную работу.

И о том во исполнение предписанного ея императорского величества высочайшего указа правительствующий сенат приказали: во всём государстве публиковать печатными указами, что через сие и публикуется

»

Салтыкова просидела в подземной тюрьме в московском Ивановском женском монастыре с 1768 по 1779 год. После этого ей сделали послабление и перевели в застенок, пристроенный к стене храма, где она находилась вплоть до своей смерти 21 ноября 1800 года.

В 1862 году в «Русских достопамятностях», выпуск пятый (судя по всему что-то вроде жёлтой прессы того времени) была напечатана заметка, в которой Салтыкова называлась «извергом женского пола и человечества». В заметке про её заключение говорилось, что «насущную скудную пищу подавал ей солдат сперва в окно, потом в дверь. Там она, по сказаниям старожилов родила от своего караульного… Молва народная даже обвиняла её в людоедстве, будто бы Салтычиха употребляла себе на жаркое вместо сладкого мяса, женские груди». Застенок, в котором до смерти содержалась Салтыкова, разобран в 1860 году.

Стоит отметить, что конечно же историю про Салтычиху активно использовала вся т.н. «прогрессивная общественность», чтобы показать, какие зверские порядки творились в России до революции. Однако же даже беглое изучение этой истории говорит, что случай с Салтыковой был эксцессом, который взволновал даже привыкшую к смерти общественность конца XVIII века. Что неоспоримо, крепостная система ввергла крестьян в ужасные условия, если их хозяином становился психопат и садист вроде Салтыковой. Правда история других похожих случаев не сохранила. Более того, следствие над Салтыковой вызывало в образованном обществе дискуссию о крепостном праве. В тое время Вольное Экономическое Общество, одним из деятелей которого был приближённый к Екатерине II граф Г.Г.Орлов, предложило на общественное обсуждение вопрос о крепостном праве в России. Идея освобождения крестьяне от крепостной зависимости неоднократно посещали Екатерину II. Есть свидетельства, что существовал начертанный собственной рукой императрицы проект закона, по которому все дети крепостных, рождённые после 1785 года, должны были считаться свободными.

Эта дата была выбрана не случайно. 21 апреля 1785 была дарована вольная грамота дворянству (с этого момента дворяне освобождались от обязательной государственной службы). В связи с чем логичным выглядело бы и параллельное освобождение от крепостной зависимости крестьян, поскольку крепостная зависимость крестьян от дворянства была справедлива только в той мере, в какой и сами дворяне были как бы крепостными государства. Однако проект об освобождении крестьянских детей с 1785 года так и остался проектом. А отмена крепостного права произошла только спустя 76 лет, когда было уже слишком поздно.

По материалами журнала «Русский архивъ», выпуск 2 за 1865 год.

Ну и добавлю толику мистически-фантастического, но при этом реального. Как-то поздним ноябрём прошедшего года был я недалеко от Донского монастыря. Решил зайти на могилы Ивана Ильина и Владимира Каппеля. Время было ещё не очень поздно, но уже сумеречно. Обычно среди могил ходят любопытнее, смотрят, читают. Но тут и время уже сумеречное, и мокрый снег пошёл. В общем никого нет. Только возле какой-то стариной могилы тётка в стареньком балоневом пальто крутится, словно ждёт что-то. Ну я мимо прошёл, дошёл до Ильина, Каппеля, Деникина. Постоял минуты две. Темно уже почти, мокрый снег усилился. В общем не то время, чтобы там долго задерживаться. Пошёл обратно.

Вдруг эта давешняя тётка, когда я мимо шёл, ко мне неожиданно подходит и просит милостыню. Словно только меня и ждала. Чего она в такое время в таком месте за милостыней стоит, ведь нет тут никого? Но решил дать мелочи. Вытащил мелочи сколько было в карманах, и сую ей в протянутую руку. Потом глянул ей в лицо и прямо как в кино - страх меня взял, хотя вообще-то заставить меня волноваться не так уж просто. Вроде ничего особенного в лице. Но какое-то эдакое - тянет сказать «мертвецкое», но не такое. А просто страшное. Но не старое, а лет 30-40. Зубы кривые. И глаза какие-то нехорошие. Ну реально страх меня пробил, такой знаете, как в детстве ночью в лесу, когда кто-то скажет «смотри, приведение!» Ну я быстрым шагом пошёл в Большой собор монастыря. Почему-то решил, что надо непременно а собор зайти. Зашёл.

Встал к ларьку за свечами, а сам на двери входные смотрю. Тут дверь открывается слегка и эта тётка втекает. И начинает недалеко от свечного ларька тереться и на меня поглядывать. Ну прямо «Вий» какой-то. Я свечи купил и быстрее к алтарю. Свечи ставлю, а сам чего-то нервничаю и на главный вход гляжу. А там уже эта тётка. Тоже глазами чего-то ищет. Меня увидела и стоит на меня глядит. Неприятно как-то. Страха правда уже особого нет, но всё равно знаете как-то не того. Темно за окном, храм полусумрачный, службы нет, людей мало. И эта странная тётка за мной следит. А я всё в голове прикидываю - правильно я ей милостыню дал, или не надо было, или мало дал. В общем нервы совсем что-то того, шалят. В общем поставил свечи и через боковой притвор утёк. Потом на улицу и скорее из монастыря. Перепужался, однако. Правда тётка за мной уже не последовала.

А к чему я это? Ах да, забыл сказать. Могила, возле которой тётка крутилась, когда я мимо проходил, это была могила Салтыковой Дарьи Николаевны.

Вот, собственно, и всё.

PS : Прежде чем оставить комментарий, прочтите

Есть на карте Ленинского района Подмосковья Посёлок Завода Мосрентген или просто Мосрентген. Градообразующим предприятием посёлка является завод «Мосрентген», производивший медицинскую технику и рентгеновские аппараты. Однако сквозь режущее слух и глаз советское слово просвечивается более древнее, истинно-историческое название этой местности - усадьба Троицкое. И быть этой усадьбе затерянной среди прочих в Подмосковье, если не имя её владелицы, прославившей Троицкое на весь криминальный и не только мир - Дарьи Николаевны Салтыковой, знаменитой Салтычихи, использовавшей Троицкое для кладбища своих невинных жертв

Добро пожаловать в Мосрентген


В 17 веке на месте поселка Мосрентген располагалась деревня Говорово. В 1680-е года здесь была сооружена думным дьяком А.И. Ивановым Троицкая церковь, а деревня стала называться селом Троицким. Освящение храма состоялось в 1696

На другом берегу сохранившихся прудов располагалась усадьба Троицкое, от которой до нас лишь дошли отголоски роскошного парка


Основал усадьбу любимец царевны Софьи Ф.Л. Шакловитый, он управлял отрядами стрельцов и был казнен Петром Великим за неповиновение в 1689 году


После этих печальных событий Петр подарил усадьбу А.И. Иванову. В 1696 году новый хозяин имения закончил строительство церкви Святой Троицы, и деревня стала селом под названием Троицкое. В XVIII веке хозяйкой усадьбы Троицкое была внучка Иванова, Дарья Салтыкова - Салтычиха


Салтычиха и "прославила" усадьбу в истории - 29 лет Троицкое вплотную было связано с фамилией самой кровожадной женщины России тех времен

А в Троицком храме отпевали жертв помещицы и хоронили их за церковью. Кстати иногда до смерти замученные крепостные работницы находили свой последний приют поблизости от Троицкого на сельском кладбище. Позднее это кладбище стало самым крупным в Европе (206 га) и носит название Хованское


Сейчас за церковью кладбища нет, здесь разбит сад...
После Салтычихи усадьбу приобрёл писатель Борис Салтыков, родственник её супруга. Позже Троицкое перешло в собственность Николая и Пелагеи Тютчевых. В этих местах провёл свои детские и юношеские годы их внук, известный русский поэт Фёдор Тютчев


Территория храма огорожена изящной оградой


Церковные врата гостеприимно раскрыты, каждый проходящий через них мысленно или вслух обращается к Богородице, но не каждый знает, что творила здесь Дарья Салтыкова


В 1930-е гг. храм был закрыт и, как многие другие церкви, разорен. Здание использовалось как магазин, затем как общежитие, а до недавнего времени здесь размещалась лаборатория Института физики земли АН СССР. В 90е годы вернули верующим

После 1917 г. Троицкое получило новое название - подсобное хозяйство «Теплый стан». Здесь располагались мастерские, на базе которых возник завод рентгеновской техники. В 1944 г. поселок по названию завода был переименован в Мосрентген. На протяжении полувека завод «Мосрентген» являлся градообразующим предприятием, т. е. отвечал за социальную, коммунальную, культурную и другие сферы жизнедеятельности поселка. В Мосрентгене находился военный городок «Видное-4», в настоящее время городок является открытым и собой отдельного субъекта не представляет

Завершив рассказ об усадьбе, я хочу рассказать о Дарье Салтыковой, "прославившей" Троицкое в истории

После А. Иванова Троицкое достается его сыну Николаю, служившему секундант-лейтенантом на флоте. После него остались три дочери - Аграфена, вышедшая замуж за действительного статского советника Ивана Никифоровича Тютчева, Марфа, жена полковника Измайлова, и самая младшая, Дарья, вышедшая за ротмистра лейб-гвардии Конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова. В 1747 году между сестрами был произведен раздел имений, и Троицкое досталось младшей из сестер. С этого времени начинается самая страшная страница в истории этих земель.

Дарья Николаевна Салтыкова родилась в марте 1730 года. Довольно рано она вышла замуж и родила двух сыновей - Федора и Николая. Благодаря своему мужу и бракам старших сестер Салтыкова принадлежала к лучшему обществу середины XVIII столетия, но в историю она вошла под именем "Салтычихи" из-за бесчеловечных издевательств над своими крепостными. Супруг ее, Глеб Алексеевич Салтыков, в офицерских кругах считался любителем женщин пухленьких, румяных. Досталась же ему в жены девушка блеклая, худосочная, роста маленького, к тому же читать-писать не умеющая. Гулял от нее ротмистр напропалую, а в 1756 году он слег с горячкой и умер.
Осталась помещица Салтыкова в 26 лет одна при детях и хозяйстве: поместье в селе Троицком Подольского уезда, дом в Москве, еще кое-что по мелочи в Вологодской и Костромской губерниях. 600 крепостных за ней числились.
Вскоре после смерти ее мужа, с 1756 года, сначала исподволь, а затем открыто начали распространяться упорные слухи о ее жестокости. На протяжении шести лет ее крестьяне по крайней мере 21 раз подавали жалобы на невыносимые издевательства, творимые ею. Но каждый раз, благодаря связям Салтыковой и щедрым подачкам кому следовало, дела закрывались, а сами жалобщики выдавались помещице.
По ночам из Троицкого выносили тела дворовых девок, обезображенные настолько, что даже «прикормленный» Салтыковой священник не решался отпевать их в церкви. Кто ж поверит, что они от хвори померли, коли зубы выбиты и уши порваны? Закапывали так, в овраге, без отпевания. Дарья Николаевна при этом присутствовала, а потом садилась в коляску и приказывала поспешать, а то Николай Андреевич заждался.
Однажды, объезжая владения, 25-летняя вдова услышала выстрелы в своем лесу. Это ее удивило, так как, зная ее характер, соседи не осмелились бы на такое. Слуги бросились ловить браконьера. Им оказался молодой дворянин, инженер Николай Андреевич Тютчев (1720-1797). Капитан Тютчев занимался межеванием земель и проводил топографическую съемку местности к югу от Москвы, по Большой Калужской дороге.

Его увели в плен в усадьбу Салтычихи, которой он понравился. Поначалу она отнеслась к нему, как к простому мужику, но когда попыталась распускать руки, выведенный из терпения Тютчев ударом кулака сбил ее с ног.
После этого любовь Салтычихи к Тютчеву становится еще более крепкой, но Тютчеву такая подруга нравилась мало, и он решил сбежать из Троицкого. Салтычиха, предчувствуя бегство любовника, удвоила бдительность. При попытке побега дед Тютчева был схвачен и брошен в холодный сарай, из которого ему помогла выбраться одна из дворовых девок.
Достоверно известно, что перед Великим постом 1762 года капитан покинул Дарью Николаевну и посватался к ее соседке по имению, девице Пелагее Панютиной.

Дарья Салтыкова, узнав о сопернице, приняла решение извести ее. Она попыталась взорвать московский дом Панютиной, для чего конюхом Салтыковой было куплено по ее поручению пять фунтов пороху и изготовлено самодельное взрывное устройство, которое надлежало "подоткнуть под застреху дома", после чего дом следовало поджечь, "чтобы оный капитан Тютчев и с тою невестою в том доме сгорели". Однако планам Салтыковой не удалось было сбыться.
После неудачной попытки взрыва Салтыкова узнала, что Панютина и Тютчев отправляются в Брянский уезд в поместье невесты Овстуг. Их путь лежал по Большой Калужской дороге,где была устроена засада: жениха и невесту поджидали дворовые Салтычихи, вооруженные ружьями и дубинами. Тютчевы бежали из родных мест, ночью, лесными тропами, обманув выставленных Салтычихой вокруг их деревни соглядатаев.
Спустя пол века в Овстуге и родился Ф. И. Тютчев

Капитан Тютчев был тот еще ходок и в этом походил на усопшего супруга. Поэтому часто именно он был причиной гнева помещицы, обрушивающегося на прислугу.
Однажды призвала она к себе поломойку, которую, как видела в окошко, хлопнул капитан по заду, и давай вычитывать: «Нечисто моешь!» Девка слова не смела сказать в оправдание. Салтыкова пуще разъярилась: за волосы девку – и об стенку. Брызнула кровь из рассеченного лба, а Салтыкова, придя в неистовство, взяла кочергу и ударила с размаху. Удар пришелся в висок. Поломойка упала, а Дарья Николаевна рассмеялась: как сладка месть!
– Уберите... дуру, – дала распоряжение Салтыкова гайдукам, стоявшим у дверей. – В погреб ее! И пусть запрягают. В церковь поеду.
Надо было договориться со священником. Тот заупрямился, но Дарья Николаевна напомнила о щедрых подношениях, которые он получал от нее, и поп согласился отпеть скончавшуюся «от неизвестной болезни рабу божию». Наутро покойнице повязали платок, прикрыв рану на виске, и тело ее было предано земле. Все прошло тихо, вот только муж, конюх Мартын, убивался, плакал даже. А пол в зале был вымыт. Новая поломойка постаралась.

Следующее убийство произошло неделю спустя. Николай Андреевич снова бросил жадный взгляд на проходящую по двору девку, и полчаса спустя та уже стояла перед помещицей.
– Дармоедка! – в голос кричала Салтыкова, потом подхватила полено, лежащее у печи, и ударила девку по голове. Та повалилась на пол. Салтыкова же упала в кресло.
– Всыпьте ей! До смерти бейте!

Часто, но не всегда, а со временем Николай Андреевич и вовсе стал ни при чем, уж больно по сердцу пришлись Дарье Николаевне экзекуции. Повод она уже не искала, начиная с обвинений в лени, нечистоте и обжорстве, с зуботычин и щипков, после чего наступал черед ударов палкой или поленом. Когда истязаемая падала, Салтычиха, так теперь за глаза величали помещицу дворовые, била ее головой о стену, обваривала кипятком. На возраст не смотрела, однажды так толкнула одиннадцатилетнюю девчушку, наследившую в сенях, что та упала с крыльца, сломав при этом шею.


Отчего-то особенно не задерживались при дворе и мужьях жены конюхов. Каждый из этих дюжих молодцов «заботами» Салтычихи сменил по две-три жены. Через конюхов в конце концов Дарья Николаевна и пострадала.
Последней жертвой помещицы в 1762 году стала Фекла Герасимова. После стандартной процедуры избиений, девушку хоронили заживо. На теле пострадавшей были многочисленные ссадины, местами на голове с корнем выдраны волосы.
В 1762 году двум ее крестьянам - Савелию Мартынову и Ермолаю Ильину (у последнего "Салтычиха" убила по­следовательно трех жен!) - удалось подать челобитную Екатерине П. Были попытки снова положить дело под сукно, но императрица, увлекавшаяся в то время разговорами о справедливости, не позволила закрыть дело. После первоначального опроса свидетелей в октябре 1762 года Сенат поручил Юстиц-коллегии "наикрепчайше исследовать" это дело. Началось следствие, и выявились ужасающие подробности. Спустя год, в ноябре 1763-го, в Сенат было доложено, что по произведенному следствию Дарья Николаевна оказалась в "смертоубийствах весьма подозрительною".
В вину Дарье Николаевне вменялась смерть 139 дворовых людей laquo;мужеска и женска пола», которых она «мучительски убила до смерти». Но доказать удалось лишь ее причастность к 75 случаям.

Сама Салтыкова все обвинения категорически отрицала, и по тогдашним законам ее надлежало пытать для выяснения истины. Предполагалось приставить к ней священника, повлиять на нее присутствием на пытке других лиц. Но ни одна из этих мер не подействовала: Салтыкова упорно отрицала свою вину в каких-либо жестокостях по отношению к крепостным, а всех без вести пропавших из их числа объявляла сбежавшими. Однако следствие, проведенное в Троицком, определило обратное. По показаниям свыше 200 свидетелей было твердо установлено, что ею было убито, по крайней мере, 38 человек. Еще 26 смертей также должны были быть приписаны ей, но следственная комиссия не могла найти достаточных улик, чтобы прямо обвинить в них подсудимую. Всех поразило то, что жертвы были не просто убиты в порыве злобы, а медленно и жестоко замучены. Предлогом для преступления обычно являлась ничтожнейшая причина - дурное, по мнению помещицы, мытье пола или посуды, измятое платье...
Из 74 человек, погибших от рук "Салтычихи", только двое было мужчин, остальные - женщины или девочки: в ноябре 1759 года в ходе суточной пытки скончался Хрисанф Андреев, в сентябре 1761 года Салтычиха забила до смерти мальчика Лукьяна Михеева.
Окончательный приговор был объявлен в октябре 1768 года. Виновную было приказано лишить дворянства, впредь запрещалось называть ее как по фамилии мужа, так и по фамилии отца, а именовать как Дарью Николаеву, возвести ее на эшафот, повесить на шею доску с надписью "мучительница и душегубица", и после того, как она простоит с ней час, поместить навечно в темную землянку в одном из женских монастырей. Спустя две недели приговор был приведен в исполнение. "Салтычиха" была заточена в Ивановском монастыре.


На приговоре Екатерина II самолично везде испраила слово "она" на "он", показав тем самым, что Салтычиха не имеет право называться женщиной. В конце приговора императрица резюмировала 3 фразами: "Урод рода человеческого"


В Ивановском монастыре осужденную поместили в «подземельную камеру», где бы узница «света не могла иметь никакого». Выводили ее из камеры лишь во время богослужения, но запирали в сарае за пределами церкви, откуда она «могла бы слышать церковное служение».

До 1779 года сидела Салтычиха в подземелье, а дальше случилось неожиданное. Караульный солдат, который подавал ей еду, снасильничал над узницей, а может, она его соблазнила. Родила Салтычиха ребенка, которого у нее тут же отобрали и передали на попечение родственникам.


Умерла Салтыкова уже в новом столетии - в ноябре 1801 года, мучаясь в бешеных припадках безумия. Похоронена в Донском монастыре вместе с членами семьи Салтыковых. Застенок же ее вместе с церковью был разобран в 1860 году.

Технология убийства
Дарья Николаевна была на редкость кровожадной и безжалостной убийцей. Пытки, предпринимаемые ею в отношении крепостных, носили длительный и извращенный характер. Своих жертв Салтычиха могла мучить на протяжении суток. Если барыня уставала наносить увечья, она приказывала своим крестьянам продолжать за нее мучить жертву, отходила в сторону и наблюдала кровавое зрелище. Под страхом наказания крепостные выполняли любую волю своей барыни.
Салтычиха была великой выдумщицей. После избиения поленом, она любила приложиться горячими щипцами для завивки волос к ушам провинившихся и таскать их за собой таким способом. По рассказам свидетелей, почти у всех забитых до смерти людей отсутствовали на голове волосы. Убийства в доме Салтыковой вошли в систему примерно в 1757 году. В декабре этого года была забита до смерти беременная крепостная.

Версии
Первая.
Ученые - криминалисты и историки сходятся в одном: в данном случае на лицо серьезное психическое расстройство. Есть мнение, что Салтыкова была эпилептоидным психопатом. Именно у людей с таким диагнозом часто происходят вспышки немотивированной агрессии, которые приводят к самым жестоким и изощренным убийствам. Нападения на людей психопаты совершают в состоянии крайнего раздражения. Данной категории лиц присущи следующие качества: беспричинное мрачное настроение, усиливающиеся на протяжении длительного времени, садизм, который может проявляться, как в отношении животных, так и в отношении людей, неспособность контролировать гнев даже в тех случаях, когда он представляет опасность для жизни самого психопата, невысокая сексуальная активность, склонность к накопительству, ревность доходящая до крайних форм.

Салтыкова, как нельзя лучше подходит под это описание. По описаниям современников это была мрачная женщина, с вечно плохим настроением, находящаяся в крайней тоске, все ее садистские наклонности ярко проиллюстрированы в ходе следствия.
Покушение на капитана Тютчева еще одно доказательство в пользу этой версии - Салтыкова не смогла контролировать свою ревность, дошедшую до крайних форм.
Вторая.
Из огромного количества замученных Салтыковой людей большинством были женщины, в основном молодые и миловидные. Есть версия, что посягательства на жизнь женщин свидетельствует о существовании у Салтыковой латентной гомосексуальности. Многие эпилептоидные психопаты демонстрируют свою гомосексуальность через унижения и избиения сексуально интересных объектов.
Помещица Салтыкова, прежде чем напасть на свою жертву и подвергнуть ее самым изощренным пыткам, долго наблюдала за тем, как девушки моют пол; нападала Салтычиха на своих жертв со спины и неожиданно.
Вот такая вот история.

Живу в Москве, а в некрополе Донского монастыря оказался впервые.


Прочел когда-то Акунина "Кладбищенские истории", одна его глава произведения была посвящена Донскому кладбищу. Отложилось, что надо бы зайти при случае. Внезапно случай наконец свершился.

Внутри храма - никого. Эконом Донского монастыря Иеромонах Фома (Демчук) широко открывает двери собора, чтобы показать его изнутри и рассказать о планах по восстановлению этого удивительного памятника культуры.

Резной золоченый величественный иконостас в стиле 19 века, который раньше был на этом месте, к сожалению, был полностью уничтожен. Поэтому, мы будем восстанавливать его по архивным фотографиям, - рассказывает отец Фома. - На это уйдет около двух лет. Также мы будем изготовлять киоты специально под сохранившиеся у нас иконы 19 века.

Храм Михаила Архангела, построенный в стилистике классического московского ампира, даже в таком полуразрушенном виде сохранил свое величие и стать. Белоснежные колонны и пучковатые пилястры еще помнят князей Голицыных.

Здесь похоронены родители Дмитрия Голицына: отец Владимир Борисович и мать Наталья Петровна, которая, кстати, и послужила прототипом старой графини Пушкинской «Пиковой дамы», - указывает на надгробия отец Фома.

Некрополь Донского монастыря вместил в себя весь цвет, всю интеллигенцию дореволюционной Москвы. Здесь похоронены многие герои войны 1812 года, представители княжеского рода Голицыных, Щербатовых, поэт Чаадаев и Салтычиха. Сюда перенесли останки Деникина, Капеля, философа Ильина, Ивана Шмелева, здесь похоронен Солженицын.

Самая необычная, удивительная могила в Некрополе - это захоронение печально известной Салтычихи. Помещица-садистка Дарья Салтыкова состояла в родстве с достойными и знаменитыми родами: Мусиными-Пушкиными, Давыдовыми, Строгановыми, Толстыми. Была очень набожной, что не помешало ей прославиться в роли жестокой убийцы.

Городской ее дом стоял там, где ныне располагаются здания ФСБ России. Салтыкова собственноручно мучила своих крепостных, подвергала их пыткам, забивала насмерть. Покушалась и на жизнь деда поэта Тютчева - из ревности. И ведь прожило это чудовище 71 год, из них - 33 года в тюрьме (в особой камере Ивановского женского монастыря). Отменное здоровье было у Салтычихи!

Мне бы заранее подробнее пошарить в инэте на предмет надгробия Салтычихи (Салтыкова Дарья Николаевна), а так.. Помнил фото в его книге, к тому "каменному колу" и пришел, а зря, хотя и помнил, что это лишь художественное предположение. Прошарил инфу после, выбрал то, что мне показалось более близко к...

Утверждается, и не в одном источнике, что ее могила нижняя, в центре, что там даже видна надпись, с той стороны вроде, что закрыл не так давно завалившийся рядом саркофаг.Смотритель же рассказал, что это надгробие ее старшего сына, умершего в тот же год.

Цитаты из разных источников:

"Я и ранее встречал снимки именно этой могилы, но тогда ещё памятник не был упавшим и надпись была видна."

"К могиле Салтычихи приходят те, чьи родственники в тюрьме или под следствием. Считается (кем-то), что Салтычиха является защитницей заключенных."

Цитата в т.ч. - искусствоведа М. Ю. Коробко, российский историк, писатель, архивист, москвовед, топонимист, публицист, журналист.


"Однако у Салтычихи есть и народное надгробие, то, под которым она похоронена согласно тайному народному знанию, передающему из поколения в поколение! Умиляют трогательные цветочки и надпись, сделанная фломастером, в ней Салтычиха ошибочно названа Екатериной."

Что касается 139 крестиков на надгробии (по числу жертв), в Википедии указано так, но в других источниках:

"Ее признали виновной в 38 убийствах, хотя реальное число жертв составляло от 64 до 79 человек. Позже откуда-то взялось гораздо большее число - 139 убитых, которое до сих пор повторяют многие авторы. Энциклопедии предпочитают более осторожную оценку - «более 100 человек». Истинного количества жертв уже, видимо, никто не узнает. С одной стороны, немалая часть пропавших крепостных могла действительно уйти в бега, чтобы не стать жертвами Салтычихи. С другой - часть погибших могла остаться незамеченной: вряд ли власти проявляли большое рвение при подсчете убитых крестьян."

А так, нашел только этот камень, хотя помню - те надгробия, с завалившимся саркофагом видела, даже помню где, но не придал значения.

Акунин: "Что же до Салтычихи, то на ее надгробии время не сохранило ни единого слова и ни единой буквы. Она существовала на самом деле, московская помещица Дарья Николаевна Салтыкова, замучившая до смерти сто крепостных, – вот единственное, что подтверждала могила. Но чудовища не поддаются дефиниции, устройство их души темно и загадочно, и самый уместный памятник монстру – фигура умолчания в виде голого серого обелиска, напоминающего силуэтом загнанный в землю осиновый кол".

Мне это кол не напомнило, к тому же там немало подобных надгробий.

Лампаду принес не я!


Из "Кладбищенских историй" Акунина опять же - "В пяти шагах от места упокоения русской современницы маркиза де Сада из земли произрастает диковинное каменное дерево в виде сучковатого креста масонский знак в память поручика Баскакова, умершего в 1794 году. Никакой дополнительной информации, а жаль."

Справедливости ради, он и не претендует на точность в книге. Хотя, видимо, с его подачи возник "народный" памятник Салтыковой?..

Наиболее редкий тип креста: Гора Голгофа с крестом в виде ствола дерева с обрубленными ветками. Ставилось такое надгробие на могиле последнего представителя рода, символизируя конец династии. Подобный надгробный памятник ошибочно называют масонским.

«Распространенные типы старинных нагробных памятников»

А здесь более развернутый вариант на тему

«Древовидные могилы»

Ориентир отсюда - настоящее надгробие Салтычихи с завалившимся рядом надгробием, на территории монастыря (вход с большой колокольней) - от входа - к правой стене монастыря. На фото - на заднем плане в районе башни, чуть дальше белого креста, там еще скульптура девушки с вазоном. Хотя.. я сам надпись все же не смотрел.


Надписи на камне спереди и справа, забыл.. слева вроде тоже было.. или нет.. не помню..

А в списке похороненных в некрополе Донского монастыря - Баскаковы:

Баскаков Василий Васильевич (1765-1794) - секунд-майор

Баскаков Иван Егорович (1753-1798) - надворный советник, дед поэта Н. П. Огарева

Баскакова (ур. Хитрово) Вера Петровна (1743-1827) - его жена

Баскаков Петр Васильевич (ск. 1794) - поручик

Баскаков Алексей (p. 1761)

Баскакова Анна Филипповна (1817-1889) - девица



Дарья Николаевна Салтыкова 1730 - 1801.

О потретах. Чаще всего ее путают с Дарьей Петровной Салтыковой, да и я вначале..

На портрете совсем другая представительница разветвленного семейства Салтыковых. Более того, урожденная Чернышева, Дарья Петровна, родная сестра пушкинской "Пиковой Дамы" Натальи Петровны Голицыной. Дарья Петровна была замужем за фельдмаршалом Иваном Петровичем Салтыковым, сыном героя Семилетней войны Петра Семеновича Салтыкова. Так что она Салтыкова не по рождению, а через мужа. К "той самой" Салтычихе эти близкие ко двору Салтыковы имели очень далекое отношение, седьмая вода на киселе. А портрет этот - миниатюра работы А.Х.Ритта, 1790-х годов, из Эрмитажа. Есть парный портрет ее супруга. А вот изображения Салтычихи до сих пор неизвестны, увы. Так что ее злодейский облик мы можем только фантазировать. Дарья Петровна в молодости. В Париже ее портрет писал Франсуа Друэ, он в ГМИИ Пушкина в Москве. Так что эта Салтыкова была хорошая и не безобразничала. На всякий случай, мне можно верить, уж я по этим Чернышевым книгу написал.


**********************************

Итак, портретов Дарьи Николаевны Салтыковой не сохранилось, а публикаций огромное количество...

"..Дарья Салтыкова сжила со свету десятки своих крестьян. Почти все они были молодыми женщинами - среди жертв оказалось только двое мужчин и пять девочек 11-15 лет..."

"...служанка Прасковья Ларионова - сначала садистка избивала ее сама, а потом отдала гайдукам, крича при этом: «Бейте до смерти! Я сама в ответе и никого не боюсь!» Забитую до смерти Прасковью повезли в Троицкое, бросив в сани ее грудного ребенка, который замерз по дороге. Той же дорогой везли Катерину Иванову, у которой конюх Давыд «видел от бою ноги опухлые и из седалища текла кровь»..."и т.д.

Например одна из публикаций:

Помещица Дарья Николаевна Салтыкова. Женщина-душегуб

В 1768 году рядом с Лобным местом у позорного столба стояла помещица Дарья Салтыкова - знаменитая Салтычиха, насмерть замучившая как минимум 138 своих крепостных. Пока дьяк зачитывал с листа совершенные ею преступления, Салтычиха стояла с непокрытой головой, а на ее груди висела дощечка с надписью "Мучительница и душегубица". После этого ее отправили на вечное заточение в Ивановский монастырь…

Дарья Николаевна Салтыкова (в девичестве Иванова), дочь приближённого к Петру I думного дьяка, состоявшего в родстве с Давыдовыми, Мусиными-Пушкиными, Строгановыми и Толстыми. Родилась в 1730 году в подмосковном селе Троицкое (ныне – посёлок завода Мосрентген, примыкающий к Москве в районе Тёплого Стана). Её дед, Автоном Иванов, был крупным деятелем времён царевны Софьи и Петра I. Вышла замуж за ротмистра лейб-гвардии Конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова (ум. около 1755), дядю Николая Ивановича Салтыкова, будущего светлейшего князя. У них родилось два сына, Фёдор (1750-1801) и Николай (ум. 1775), которые были записаны на службу в гвардейские полки.

Овдовев в возрасте двадцати шести лет, получила в своё полное владение около шестисот крестьян в поместьях, расположенных в Московской, Вологодской и Костромской губерниях. Следователь по делу вдовы Салтыковой, надворный советник Волков, основываясь на данных домовых книг самой подозреваемой, составил список из 138 фамилий крепостных, судьбу которых предстояло выяснить. Согласно официальным записям 50 человек считались «умершими от болезней», 72 человека - «безвестно отсутствовали», 16 считались «выехавшими к мужу» или «ушедшими в бега». По показаниям крепостных крестьян, полученным во время «повальных обысков» в имении и деревнях помещицы, Салтыковой было убито 75 человек, в основном женщин и девушек.



издание о-ва "Друзья Детей"..

До смерти мужа за Салтычихой не замечалось особой склонности к насилию. Но примерно через полгода после овдовения она начала регулярное избиение прислуги. Основными поводами для наказания были недобросовестность в мытье полов или стирке. Истязания начиналось с того, что она наносила провинившейся крестьянке удары попавшимся под руку предметом (чаще всего это было полено). Провинившуюся затем пороли конюхи и гайдуки, порой до смерти. Салтычиха могла облить жертву кипятком или опалить ей волосы на голове. Также Салтычиха использовала для истязаний горячие щипцы для завивки волос, которыми хватала жертву за уши. Она часто таскала людей за волосы и при этом била их головой о стену длительное время. Многие убитые ею, по словам свидетелей, не имели волос на голове, Салтычиха рвала волосы пальцами, что свидетельствует о её немалой физической силе. Жертв морили голодом и привязывали голыми на морозе. Салтычиха не любила и разбивала влюблённые пары, которые вот вот собирались пожениться.

В одном эпизоде досталось от Салтычихи и дворянину Николаю Тютчеву - деду поэта Фёдора Тютчева. Молодой капитан, занимавшийся в 1760 г. сверкой границ подмосковных владений Салтыковой с записями в земельном кадастре, сделался любовником молодой вдовушки. Все было поначалу хорошо, но в январе 1762 г. Тютчев собрался жениться на девице Панютиной.

(Салтыковой было тогда 32, ему 42, а где-то упоминается - якобы он моложе ее)

Салтыкова решила уничтожить неверного возлюбленного, причем сделать это в самом что ни на есть буквальном смысле. Конюх Савельев в два приема приобрел 2 кг. пороха, который после добавления серы и трута был завернут в легковоспламеняющуюся пеньку. Получилась мощная бомба.

По приказу Салтыковой были предприняты две попытки заложить эту бомбу под московский дом, в котором проживали капитан Тютчев и его невеста. Обе попытки сорвались из-за страха посланных крепостных перед расплатой сорвались. Робкие конюхи - Иванов и Савельев - были жестоко выпороты, но неудачные попытки подрыва дома заставили Салтыкову пересмотреть план. Она решила организовать засаду на пути проезда капитана в Тамбов, куда ему надлежало отправиться по делам службы в апреле 1762 г. В засаде должны были участвовать 10-12 мужиков из подмосковных имений Салтыковой. Дело выходило нешуточное: нападение на дворянина при выполнении им государственного задания тянуло уже не на грабеж, а на заговор! Сие грозило мужикам даже не каторгой, а отсечением головы. Крепостные Салтыковой подкинули капитану "подметное письмо" (анонимку), в котором предупредили его о готовящемся на него покушении. Тютчев официально уведомил власти о возможном нападении и получил в качестве охраны на время проезда в Тамбов 12 солдат. Салтыкова, узнав об охране капитана, в последний момент отменила нападение.

Жалоба императрице

Жалоб на жестокую помещицу всегда шло много и при Елизавете Петровне, и при Петре III, но все дела о жестокостях оказывались решенными в ее пользу. Доносчиков наказывали кнутом, ссылали в Сибирь. Она не скупилась на подарки властям, а, с другой стороны, фамилия-то была уважаемая.

Вместе с тем Салтычиха вела внешне набожный образ жизни. Она делала пожертвования церкви и ежегодно совершала паломничества к православным святыням, таким как Киево-Печерская лавра.

Первоначальные жалобы крестьян привели лишь к наказаниям жалобщиков, поскольку у Салтычихи было много влиятельных родственников, и ей удавалось подкупать должностных лиц. Но двум крестьянам, Савелию Мартынову и Ермолаю Ильину, жён которых она убила, в 1762 году всё же удалось передать жалобу только что вступившей на престол Екатерине II.

Следствие

Хотя Салтычиха принадлежала к знатному роду, Екатерина II использовала её дело в качестве показательного процесса, который ознаменовал бы новую эпоху законности.

Московской юстиц-коллегией было произведено следствие, продолжавшееся шесть лет. Следствием занимался безродный чиновник Степан Волков и его помощник надворный советник князь Дмитрий Цицианов. Они проанализировали счётные книги Салтычихи, что позволило установить круг подкупленных чиновников. Следователи также изучили записи о движении крепостных душ, в которых было отмечено, какие крестьяне были проданы, кто был отправлен на заработки и кто умер.

Было выявлено много подозрительных записей о смертях. Так, например, двадцатилетняя девушка могла поступить на работу в качестве прислуги и через несколько недель умереть. Согласно записям, у Ермолая Ильина (одного из жалобщиков, который служил конюхом) умерло подряд три жены. Некоторых крестьянок будто бы отпускали в родные деревни, после чего они тут же умирали или пропадали без вести.

Изучение архивов канцелярии московского гражданского губернатора, московского полицеймейстера и Сыскного приказа выявило 21 жалобу, поданную на Салтычиху её крепостными. Все жалобщики были возвращены помещице, которая произвела над ними собственный суд.


Салтычиху взяли под стражу. При допросах применялась угроза пытки (разрешение на пытку получено не было), но она ни в чем не созналась. Малоэффективной оказалась и пытка известного разбойника в присутствии Салтычихи с извещением, что она будет следующая. Возможно, что она была осведомлена о том, что пытки к ней применены не будут. Не сработали и уговоры раскаяться священника московской церкви Николая Чудотворца Дмитрия Васильева.

Затем был произведён повальный обыск в московском доме Салтычихи и в Троицком, сопровождавшийся опросом сотен свидетелей. Были обнаружены бухгалтерские книги, содержавшие информацию о взятках чиновникам московской администрации, а опрошенные рассказали об убийствах, сообщили даты и имена жертв.

Взятки получили начальник полицеймейстерской канцелярии Молчанов, прокурор Сыскного приказа Хвощинский, присутствующие Сыскного приказа Вельяминов-Зернов и Михайловский, секретарь Тайной конторы Яров, актуариус Сыскного приказа Пафнутьев.


Черно-белая иллюстрация. Изображение расправы помещицы Подольского уезда Д.Н.Салтыковой над крестьянами. (Великая Реформа. Т. 1 - М., 1911) (автор П.В.Курдюмов)

Весной 1765 года следствие в московской Юстиц-коллегии было формально окончено и направлено для дальнейшего рассмотрения в 6-й Департамент Правительствующего сената.

По итогам следствия Волков пришёл к заключению, что Дарья Салтыкова «несомненно повинна» в смерти 38 человек и «оставлена в подозрении» относительно виновности в смерти ещё 26 человек.

Суд и приговор

Судебное разбирательство длилось более трех лет. В конце-концов, судьи признали обвиняемую «виновной без снисхождения» в тридцати восьми доказанных убийствах и пытках дворовых людей. Однако сенаторы не стали выносить конкретного приговора, переложив бремя принятия решения на царствующего монарха - Екатерину II.

В течение сентября 1768 года Екатерина II несколько раз переписывала приговор. Сохранилось четыре собственноручных наброска приговора императрицы.

2 октября 1768 года Екатерина II направила в Сенат указ, в котором очень подробно описала как наложенное на Салтыкову наказание, так и порядок его отправления. На полях этого указа рукою Екатерины возле слова она поставлено он. Императрица хотела сказать, что Салтыкова недостойна называться женщиной.

Салтыкова Дарья Николаевна была осуждена:

1. к лишению дворянского звания;

2. пожизненному запрету именоваться родом отца или мужа (запрещалось указывать свое дворянское происхождение и родственные связи с иными дворянскими фамилиями);

3. отбыванию в течение часа особого «поносительного зрелища», в ходе которого осужденной надлежало простоять на эшафоте прикованной к столбу с надписью над головой «мучительница и душегубица»;

4. к пожизненному заключению в подземной тюрьме без света и человеческого общения (свет дозволялся только во время приёма пищи, а разговор - только с начальником караула и женщиной-монахиней).

Помимо этого, императрица своим указом от 2 октября 1768 года постановила вернуть двум сыновьям всё имущество матери, до той поры находившееся в опекунском управлении. Также указывалось предать наказанию ссылкой на каторжные работы сообщников Дарьи Салтыковой (священника села Троицкого Степана Петрова, одного из «гайдуков» и конюха помещицы).



Наказание осуждённой Дарьи Николаевой было исполнено 17 октября 1768 года на Красной площади в Москве. В московском Ивановском женском монастыре, куда прибыла осуждённая после наказания на Красной площади, для неё была приготовлена особая камера, названная «покаянной». Высота отрытого в грунте помещения не превышала трёх аршин (то есть 2,1 метра), оно полностью находилось ниже поверхности земли, что исключало всякую возможность попадания внутрь дневного света. Узница содержалась в полной темноте, лишь на время приёма пищи ей передавался свечной огарок. Салтычихе не дозволялись прогулки, ей было запрещено получать и передавать корреспонденцию.

По крупным церковным праздникам её выводили из её тюрьмы и отводили к небольшому окошку в стене храма, через которое она могла прослушать литургию. Жёсткий режим содержания продлился 11 лет, после чего был ослаблен: осуждённая была переведена в каменную пристройку к храму с окном. Посетителям храма было дозволено смотреть в окно и даже разговаривать с узницей. По словам историка, «Салтыкова, когда бывало соберутся любопытные у окошечка за железною решеткой ее застенка, ругалась, плевала и совала палку сквозь открытое в летнюю пору окошечко».



Соборная церковь в бывшем Ивановском Монастыре.

В левой пристройке держали в заключении "Салтычиху".

После смерти заключённой её камера была приспособлена под ризницу. Провела в тюрьме тридцать три года и умерла 27 ноября 1801 года.

Похоронена на кладбище Донского монастыря, где погребалась вся ее родня.

_________________

Интересные факты

* Начиная с 1764 года в Москве, а затем и по всей империи был распространён слух о том, что Салтыкова не только убивала крестьян, но употребляла в пищу их мясо. Следствию удалось достоверно установить абсурдность подобных обвинений.

* По некоторым данным, в 1779 году (в возрасте почти 50-ти лет) Дарья Салтыкова родила в тюрьме ребёнка от караульного солдата.

* Городской дом Салтычихи в Москве находился на углу улиц Большая Лубянка и Кузнецкий Мост, то есть на месте, где позже были построены здания, принадлежавшие ныне ФСБ России. Усадьба, где, как правило, она совершала убийства и истязания находилась на территории поселка Мосрентген (Троицкий парк) рядом с МКАД в районе Теплого стана.

* Салтыкову прозвали русский Маркиз-де-Сад. Или просто Салтычиха.

__________________________________

В России «Салтычих» было много

«Второй Салтычихой» в народе называли жену помещика Кошкарова, жившую в 40 годах XIX века в Тамбовской губернии. Она находила особое наслаждение в тиранстве над беззащитными крестьянами. У Кошкаровой была определена норма для истязаний, от пределов которой она выходила только в крайних случаях. Мужчинам полагалось давать по 100 ударов кнутом, женщинам – по 80. Все эти экзекуции производились помещицей лично.

Предлогами к истязаниям чаще всего служили разные упущения по хозяйству, иногда очень незначительные. Так, повара Карпа Орлова Кошкарова исхлестала кнутом за то, что в супе оказалось мало луку.

Еще одна «Салтычиха» обнаружилась в Чувашии. В сентябре 1842 года помещица Вера Соколова забила до смерти дворовую девку Настасью, отец которой рассказал, что госпожа часто наказывала своих крепостных «драньем за волосы, а иногда заставляла сечь розгами и плетью». А другая служанка пожаловалась, что ей «барыня кулаком перешибла нос, а от наказаний плетью на бедре остался шрам, а зимой ее в одной рубашке заперли в отхожее место, из-за чего она отморозила себе ноги»…

_________________

Хотя история столбовой дворянки Салтыковой стала известна, но сколько загубленных душ осталось сокрыто. Счет не на людей - владельцы душ, как у дьявола.

«Репринты старинных книг»

Салтычиха - не уникальное явление в мировой истории. Мы знаем имена не менее страшных преступников. Например, Жиль де Ре - «Синяя борода» - убил в XV веке более 600 детей, а венгерская графиня Эржебет Батори уже в XVII столетии замучила почти 300 человек. В последнем случае совпадение почти буквальное - графиня тоже взялась за зверства после смерти мужа, и ее жертвами тоже были в основном женщины и девушки.

Правда, она, по слухам, купалась в их крови, желая сохранить красоту, и вдобавок приносила жертвы дьяволу. С Салтычихой все было иначе - каждое воскресенье она ходила в церковь и ревностно замаливала грехи.

Почтовая открытка «Москва. Большая Лубянка» из серии московских видов, отпечатанных в 1910 году методом фототипии известным фотографом Павлом Георгиевичем Фон-Гиргенсоном по заказу Гамбургского фотоателье «Knackstedt & Näther». На лицевой стороне открытки хорошо виден угол построенного в 1897-1900 годах здания одного из крупнейших в Российской империи Страхового общества «Россiя». Значительный доход этому страховому обществу приносила недвижимость, в том числе и доходные дома, которых лишь на одной Лубянке у «Россiи» было четыре. После революции общество было расформировано, а комплекс зданий на Лубянке постепенно перешёл в ведение печальной известной ВЧК. Позже, после первоначальной надстройки на несколько этажей и последующей полной переделки с изменением фасада под руководством архитектора Алексея Викторовича Щусева, здесь располагались ОГПУ, МГБ, КГБ и ФСБ. В результате родилась расхожая шутка: раньше на Лубянке был Госстрах, а теперь Госужас.

Чуть левее здания на Лубянке, почти по центру, видны выглядывающие из-за крыш домов купола Церкви Введения Пресвятой Богородицы, ныне не сохранившейся, стоявшей на углу Кузнецкого моста (бывшей Введенской) и Большой Лубянской улицы. Место это у многих москвичей ассоциируется со зверствами ЧК-ГПУ-МГБ, на протяжении почти 30 лет (с 1918 по конец 1940-х годов) проводивших в подвалах жилых домов №№7 и 8, расположенных на соседнем Варсонофьевском переулке и в гаражах ЧК (они сохранились по сей день) массовые расстрелы. Однако намного раньше революции, ещё в середине XVIII века, в этом месте проводились пусть и не такие массовые, но не менее изощренные пытки и убийства, некоторые жертвы которых были тайно захоронены во дворе близлежащих церквей, в частности Церкви Введения Пресвятой Богородицы.

Если ехать по внешней стороне МКАД от Ленинского проспекта в сторону Калужского шоссе, то на 41-м километре кольцевой автодороги, справа, аккурат напротив расположенного за внешним радиусом МКАД посёлка , можно увидеть крупный строительный рынок, вот уже не первый год пытающийся превратиться в респектабельный торговый комплекс в виде дворцов в стиле петербургского барокко, включающий в себя собственно рынок, а также офисы, рестораны, автосервисы и прочие остро необходимые для современной Москвы заведения.

Стройка раскинулась широко, потеснив зелёные рощи и луга, которые теперь виднеются лишь на заднем плане. Со спутникового снимка Google эти дубравы хорошо видны, как и расположенные за ними три продолговатых пруда, вдоль которых проходит Проектируемый проезд 139.


Снимок с карты Google: хорошо видна МКАД, строительный рынок (нижний правый угол) и три пруда с остатками парка бывшей усадьбы Д.Салтыковой

Это и есть созданный в 1944 году посёлок Мосрентген, некогда закрытый и очень секретный (в нём располагался военный городок и завод по изготовлению рентгеновской аппаратуры). В наши дни посёлок Мосрентген открыт всему миру — правда, заезжают сюда немногие. Те же, кто всё-таки съезжают с МКАД на Проектируемый проезд, рано или поздно упираются в постамент с надписью «Мосрентген», расположенный на границе двух прудов, напротив которого сияет свежей краской Храм Живоначальной Троицы — единственная архитектурная достопримечательность посёлка.


Несмотря на то, что в результате более поздних перестроек внешне храм выглядит едва ли не классическим, возведён он был в самом конце XVII века и своим появлением дал новое имя располагавшейся здесь деревеньке Говорово. Получив храм, деревенька стала селом, а имя взяла от храма и нареклась Троицким.

Село Троицкое на карте первой половины XIX века (слева внизу). Хорошо видны четыре пруда, три из которых существуют и сегодня. Рядом село Тёплыя Станы — оно перешло к Салтыковой после смерти её отца.

Владельцем земли здесь был думный дьяк Автоном Иванов, возглавлявший при Петре I Поместный приказ. Это было одно из самых влиятельных учреждений того времени, ведавшее списками всех поместий и вотчин, равно как и перечнем (столбцами) их владельцев — дворян — отсюда и пошло выражение «столбовой дворянин». Видимо, в соответствии со своим статусом решил Иванов и изменить принадлежащую себе вотчину, построив храм и превратив деревню в село. А его сын Николай Автономович Иванов основал здесь настоящую барскую усадьбу с прудами. Судя по парадному входу Троицкого храма, обращенному на север, можно предположить, что барская усадьба располагалась сразу же на другой стороне каскада прудов, разделенных широкой аллеей — вполне пригодной для чинного шествия господ-помещиков с дворней к храму. Об этом же говорят и старинные карты.

Село Троицкое на карте 1812 года. Хорошо видны постоялые дворы по обе стороны дороги в районе села Тёплые станы (здесь согревались и останавливались на постой извозчики — перевозчики грузов), а также церковь (красный квадратик ниже прудов) и — по другую сторону пруда — само село Троицкое (ошибочно названо на карте Троцкое) с барской усадьбой.

Если сравнить предыдущую карту с увеличенным изображением современного спутникового снимка от Google, можно увидеть, что барская усадьба Салтычихи была расположена примерно на месте нынешнего спортивного клуба, по злой иронии судьбы названного «Будь здоров!»

Храм Живоначальной Троицы и в наши окружён небольшой рощицей с примыкающими к ней пустырями, незастроенными и заросшими травой. Словно какая-то неведомая сила вот уже два с лишним века не даёт подступиться к нему новостройкам. Основную версию того, почему пустуют вроде бы привлекательные земли вокруг храма, дают местные старожилы: дело в том, что под этими вековыми деревьями и по сей день покоятся останки почти полутора сотен человек, замученных до смерти местной помещицей Дарьей Николаевной Салтыковой — печально известной «Салтычихой», на надгробии которой в Донском монастыре и по сей день появляется надпись «Убийца». Но ещё страшнее то, что пособником чудовищных преступлений озверевшей помещицы был не кто иной как тогдашний настоятель Троицкого храма…


Пустыри и небольшие дубравы окружают Троицкий храм и по сей день. Местные жители слишком хорошо знают, чьи останки покоятся в этой земле.

Одна из самых жестоких убийц России, которую Екатерина Великая приказала даже запретить называть женщиной и впредь именовать «сие чудовище мущиною», родилась в 1730 году в семье сына Автонома Иванова — Николая и его соседки по усадьбе Троицкое — Анны Ивановны Давыдовой. Фамилию Салтыкова она обрела после того, как девятнадцати лет от роду очень удачно вышла замуж за ротмистра лейб-гвардии конного полка Глеба Салтыкова — представителя знатного рода московских генерал-губернаторов и главнокомандующих. Брак дал Дарье не только знатную фамилию, заставлявшую дрожать всю московскую чиновничью братию, но и получить обширные новые владения в Вологодской и Костромской губерниях, сотни душ крестьян и ко всему этому — большую городскую усадьбу в престижном месте — на пересечении Введенской улицы (ныне Кузнецкий мост) и улицы Сретенки (ныне Большая Лубянка).

Когда-то этот участок принадлежал князьям Голицыным, построившим здесь двухэтажные каменные палаты и деревянные строения вокруг. Эти постройки и перешли к Салтыковым, позже перестроившим их в более современном классическом стиле. Место это было не только престижное, но и набожное — вокруг усадьбы было с десяток церквей, ближайшей из которых была Церковь Введения Пресвятой Богородицы (располагалась на месте нынешней парковки на углу Кузнецкого моста и Большой Лубянки, неподалеку от памятника Воровскому), Церковь Софии Премудрости Божией (она существует и по сей день напротив Детского мира на Пушечной улице).


Церковь Софии премудрости Божией на нынешней Пушечной улице (бывш.Софийке).

Вскоре после замужества Дарья родила двух сыновей, а ещё через 6 лет её сиятельный муж простудился по дороге из Москвы в Петербург и умер. А после того, как умер и её отец Николай Иванов, Дарья Салтыкова стала наследницей огромного состояния, включавшего поместья Троицкое и Тёплые станы (когда-то там находились постоялые дворы (станы), где ямщики согревались чаем или чем-нибудь покрепче). В обоих селениях жило очень много крестьян - в основном женщины и дети, поскольку половину мужиков забрали на неравно начавшуюся войну с Пруссией.
Именно в период пребывания в Троицком и стали проявляться зверские наклонности ещё молодой помещицы. Безграмотная (она даже не умела писать) и вздорная, властная и вечно недовольная, Дарья Салтыкова всегда была тяжела на руку и регулярно избивала свою дворню и прислугу, и даже будто бы однажды набросилась с ножом на собственного сына Николая. Впрочем, избиение челяди помещиками в те времена было делом обычным. Необычным было лишь то, что наказания и избиения Салтычихой своих крепостных становились всё более жестокими, и вскоре стали приводить к их смерти. Заметили также, что свою злобу помещица вымещала преимущественно на девушках и женщинах, особенно если те собирались выходить замуж. Позже в списке замученных ею появились и мужчины, и даже дети.

Зверства, которым подвергала несчастных обезумевшая помещица, сегодня хорошо известны: она била их палками и поленьями, секла кнутом и порола батогами, жгла уши раскаленными щипцами, выдирала и даже выжигала огнём волосы, била головой об углы мебели и дома, обваривала с ног до головы кипятком, часами держала голыми на морозе. Поводом для экзекуции чаще всего случалось «плохое мытьё полов», но часто повода не было вовсе или он был надуман. Так, свою самую старую служанку она «за плохой пригляд» велела бить плетьми, переломать ей руки и ноги в четырех местах (!) и, калекой, сослала с глаз вон. Другого несчастного своего слугу — молодого человека по имени Хрисанф Андреев — Салтычиха убивала целый день: сначала секла кнутом, затем оставила голым на ночь на морозе, затем, почти бездыханного, обваривала кипятком и снова била — в том числе ногами, покуда несчастный не скончался. Причём происходило всё это не в деревенской глуши Троицкого, а прямо в городской усадьбе на Сретенке. Неизвестно, о чём думали соседи, слушая целый день и ночь крики и стоны несчастного. С Хрисанфом у Салтычихи, впрочем, случилась проблема: когда после бесчисленных ударов в живот обмороженный, избитый и обваренный кипятком юноша перестал подавать признаки жизни, Салтычиха приказала своему сподручному Богомолову (он выполнял у нее роль палача) отвезти бездыханное, но еще живое тело в Троицкое — из города с глаз долой. По дороге несчастный умер, и Богомолов попытался договориться со старостой Троицкого о захоронении покойника. Тот, однако, отказался хоронить без церковного благословения. Тогда Богомолов отвёз труп на кухню барского дома и в сердцах (убитый приходился ему родным племянником) отправился в сыскной приказ, где и доложил обо всём. Увы, ничего из этого не вышло: Богомолова взяли в кандалы и отдали на растерзание Салтычихе, а чиновники придумали версию, будто Андреев не умер от пыток, а сам замёрз в лесу после побега.


По утрам этой дорогой тянулись крестьяне на утреннюю молитву. Сама Салтычиха тоже была набожной и щедро одаряла нищих на паперти. А по ночам этой же дорогой на телегах везли на церковный погост трупы замученных…

После этой истории Салтычиха лишь укрепилась в сознании своей безнаказанности. Но меры тем не менее предприняла: стала систематически раздавать взятки чиновникам Сыскного приказа, врачам (они освидетельствовали тела убитых) и другим «нужным» людям. Во время следствия у неё обнаружили целых гроссбух таких взяток с именами и суммами. Салтыкова также застращала настоятеля Храма Живоначальной Троицы в своём имении Троицкое — священника Степана Петрова, превратив его в своего подручного. Теперь он беспрекословно принимал на погребение истерзанные ею тела, в том числе детей и младенцев.
Уладив проблему, Салтыкова продолжила истязания и убийства, в том числе в своём городском доме на Лубянке, откуда изувеченные трупы неизменно доставлялись в Троицкий храм.


А.К.Саврасов. «Сельское кладбище в лунную ночь».

Сгубила Салтычиху не только безудержная жестокость, но и полнейшее отчаяние, в которое она ввергла свою дворню. В частности, верного ей конюха Ермолая Ильина (не раз вынужденного участвовать в экзекуциях в роли палача), всех трёх жён которого Салтычиха собственноручно забила до смерти, причём последняя была убита будучи беременной. Взяв с собой своего товарища Савелия Мартынова, чья жена тоже погибла от рук Салтычихи, оба крестьянина отправились в Санкт-Петербург искать правды у только что занявшей престол императрицы. В Москву жаловаться было себе дороже — всех предыдущих жалобщиков московские власти (а в родстве с Салтычихой состоял сам генерал-губернатор!) отправляли ей обратно на погибель. Но в 1762 году Савелию и Ермолаю каким-то чудом удалось вручить челобитную императрице. Та не могла поверить в написанное и передала дело в правительствующий сенат и юрист-коллегию.
Позже, в ходе устроенного Екатериной Великой следствия, данные челобитной полностью подтвердятся. Мало того, станет известно, что часть трупов Салтычихе удавалось закапывать и неподалёку от своей городской усадьбы, в том числе во дворе Введенской церкви (она располагалась на месте нынешней автопарковки на углу Кузнецкого бульвара и Лубянки), где было захоронено тело младенца, родившегося в результате выкидыша у одной из крестьянок, умершей под пытками в доме садистки на Кузнецком мосту…

Храм Введения Пресвятой Богородицы на углу Кузнецкого моста и Большой Лубянки, 1906 год. Позади храма справа и слева — доходные дома страхового общества «Россiя», сохранившиеся и теперь. Ранее на их месте стояла городская усадьба Салтыковой.

Начавшееся следствие мало смутило Салтычиху, всерьез рассчитывавшую на свои связи и на покровительство со стороны родственника своего покойного мужа — московского Главнокомандующего, героя войны, генерал-фельдмаршала Петра Семёновича Салтыкова. Более того, уже во время начавшегося следствия Салтычиха пыталась организовать двойное убийство — причём не крепостного, а помещика-соседа, своего недавнего любовника капитана Николая Тютчева, деда великого поэта Фёдора Тютчева. Вся вина того заключалась в том, что после романа с Салтычихой он решил связать свою жизнь с другой. Салтычиха послала своих людей сперва сжечь усадьбу Тютчева, а затем отравить его — но люди испугались и дело стало известно следователю. Кстати, вёл её дело самый «незнатный» из московской юрист-коллегии следователь — некто Степан Волков. Все остальные, более знатные московские члены коллегии, побоялись связываться с могущественной родственницей генерал-губернатора. Именно он проявил недюжинное упорство, расследуя злодеяния безумной убийцы вопреки почти организованному сопротивлению полицейского ведомства. Впрочем, действия Волкова получали полную поддержку императрицы Екатерины II, желавшей создать из дела Салтыковой громкий прецедент, способный стать отправной точкой на пути России «из варварства к просвещению». Следствие над Дарьей Салтыковой длилось почти 6 лет. Следователям удалось доказать «несомненную вину» Салтычихи в 38 убийствах, хотя показания свидетелей сходились на цифре в 139 замученных.
В октябре 1768 года (аккурат с началом войны с Турцией за Крым) Екатерина II собственноручно составила приговор, и 17 октября Дарья Салтыкова, простояв час у позорного столба возле Лобного места на Красной площади с надписью «мучительница и душегубица», была лишена дворянского звания, имущества, материнских прав, а также права использовать фамилию Салтыкова и отправлена на пожизненное заточение в специально для этого приготовленную подземную темницу, расположенную в московском Ивановском женском монастыре.


Ивановский монастырь и келья Салтыковой (слева, с маленьким окошком) до пожара 1812 года.

У монастыря этого всегда была дурная слава. Служил он не столько Богу, сколько царям земным, и ещё со времён Ивана Грозного был местом принудительного заточения опальных матрон высокого происхождения. Здесь, в частности, закончили свои дни обе жены сына Ивана IV — царевича Иоанна, насильно постриженные в монахини его властительным отцом. По одной из научных исторических версий, Иван Грозный нанёс смертельный удар своему сыну, когда тот попытался заступиться за свою третью жену, на которую с побоями накинулся его самодержный отец.
Как бы то ни было, в этом самом Ивановском монастыре, в земляной келье и в полной темноте (ей не разрешалось иметь окон, а пользоваться свечой дозволялось лишь во время приёма пищи) и одиночестве Салтычиха провела долгие 11 лет, после чего её, уже полубезумную, перевели в другую камеру — каменную и с выходящим в храм окном, через которое она плевалась и пыталась ударить палкой посетителей.

Но нет худа без добра: в своём длившемся более 30 лет заточении Дарья Салтыкова благополучно пережила эпидемию чумы, выкосившую пол-Москвы в 1770-1771 годах и приведшую к падению московского главнокомандующего генерал-фельдмаршала Салтыкова.
Дарья Салтыкова умерла 27 ноября 1801 года и была захоронена на территории Донского монастыря, где и поныне находятся как желающие припомнить преступнице её злодеяния, так и поклониться этому сомнительному идолу. Правда, за надгробие Салтыковой часто принимают стоящий по соседству остроконечный памятник, форму которого стали даже объяснять образом «забитого в землю кола». К нему несут цветы и иконки — говорят, это делают люди, чьи родственники находятся под следствием за убийства.

Надгробный памятник, ошибочно приписываемый Д.А.Салтыковой. На нем можно увидеть иконки и прочие знаки почитания от странных «поклонников» наследия помещицы.

На самом деле надгробие Салтычихи стоит рядом (на снимке оно слева). Справа к нему прислонилось надгробие её сына Фёдора, умершего в том же 1801 году, что и его мать. Говорят, что при желании на надгробии Салтычихи можно различить 139 выцарапанных крестиков — в память о замученных ею людях.

Однако настоящая могила Дарьи Салтыковой — небольшое каменное надгробие по соседству, безо всяких надписей (как-никак, Екатерина запретила называть преступницу её именем). Рядом с надгробием Салтычихи стоит ещё одно, похожее — то могила одного её сына Фёдора.
Ивановский монастырь, где мучительница провела 30 лет своего заточения, стоит до сих пор на углу ул.Забелина и Малого Ивановского переулка. Монастырь этот полностью выгорел в пожаре 1812 года, каменный храм, в пристройке которого Салтычиха плевалась в прихожан, был разобран в 1860 году. Символично, что в советское время здание монастыря было передано НКВД и МВД — в нём и по сей день располагается Московский университет МВД РФ. Так что единственное, что со времен Салтычихи осталось неизменным — это Церковь Владимира в Старых Садах, оставшаяся такой, какой в своей последней поездке к месту заточения её наверняка видела душегубица.


Бывшее владение Дарьи Салтыковой на Лубянке тоже оставило после себя дурную славу. В начале века на месте усадьбы были построены доходные дома, после революции перешедшие в ведомство ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ. А на бывшем заднем дворе этого владения — в подвалах домов и до сих пор стоящих гаражей НКВД по Варсонофьевскому переулку (дом 9 стр.6) в 1920-1930-х годах были расстреляны, по разным оценкам, свыше 15 000 человек.

Не миновала печальная аура и село Троицкое с его страшным погостом у церкви. В 1944 году село было переименовано в Мосрентген и стало закрытым посёлком, однако не поменяло своей сомнительной кармы. В 1962 году здесь было создано крупное захоронение радиоактивных отходов — в основном, кобальта-60 и цезия-137. Первоначально для хранения радиоактивных отходов был вырыт бетонный колодец, и среди местных женщин ходило даже поверье, что в случае нежелательной беременности надо просто… посидеть над колодцем на корточках минут 10 — и результат гарантирован.


1970-е годы. Мальчишки купаются в прудах бывшего имения Салтыковой. Захоронения радиоактивных материалов находятся менее чем в полукилометре отсюда… На заднем плане — обезглавленная церковь Живоначальной троицы.

Позже хранилище, по-видимому, расширили и законсервировали, сделав над ним саркофаг. Однако известно, что радиоактивные материалы хранятся глубоко под землёй в воде. Где теперь расположен этот саркофаг и насколько он надёжен — нам, возможно, расскажут наши читатели.

Удивительным образом зверства полоумной Салтычихи не затронули другого её имения, расположенного в село Красное по Калужской дороге (ныне территория поселения Красная Пахра), где и поныне сохранились каменный дворец Салтыковых и Храм Иоанна Богослова. Впрочем, не затронули или не получили столь широкой огласки? По крайней мере, названия некоторых окружающих село Красное деревень и сёл — Страдань, Колотилово, Дерибрюхово — заставляют задуматься… И как знать, не ждут ли нас впереди новые «открытия» о делах самой кровавой помещицы России.

в каком месте,

где похоронена,

дарья салтыкова,

образование

ответить

комментировать

в избранное

11 ответов:

СТЭЛС

1 неделю назад

Наверное одна из самых жестоких и кровавых женщин в истории, и не только в истории Российской — Салтычиха (Салтыкова Дарья Николаевна, в девичестве Иванова) похоронена в пределах своего семейного некрополя, на старом кладбище в Донском монастыре.

Официально могила Салтычихи выглядит как каменный кол на постаменте, с едва проглядывающими надписями "..Салтыкова.." "..салтычиха" "..убийца"

Однако сторожилы передают из поколение в поколение, иную информацию. На самом деле останки этого зверя в человеческой плоти, лежат немного ниже этого памятника, а именно в одном из этих каменных гробов — в левом.

Недавно на каменном колу памятника появилась цепь на которой висят 138 нательных крестиков, по числу невинно загубленных ею душ…

У вас тоже возник резонный вопрос "почему эту убийцу похоронили на территории монастыря?" Это все потому что Екатерина II долго выбирала наказание для нее, четырежды переписывая приговор. Слишком велика была дилемма, между справедливым наказанием и гуманностью. Именно поэтому Салтычиху не казнили а заточили в яму где она просидела 11 лет. Умерла она в 71 год. Родственные связи её лишать не стали, и после смерти положили рядом со своим дворянским родом.

комментировать

в избранное

отблагодарить

Иван Страт-ен

1 неделю назад

Арест помещицы садистки Дарьи Салтыковой для екатерининского века был событием из ряда вон выходящим. Судили барыню за замученных крестьян и преступлений было так много, что добрая императрица матушка была вынуждена подписать приговор о пожизненном тюремном заключении Салтычихи в одиночной камере. Преступницу лишили дворянства и впредь велели именовать Дарьей Николаевой дочерью, не упоминая фамилии отца, или покойного супруга. Дело было столь неординарным, что наказание осужденной поручили церкви (этот орган власти нередко брал на себя решение спорных дел) и она была отправлена в Иоанно-Предтеченский женский монастырь. После 30-ти лет одиночной камеры Дарья скончалась. Однако, родня не отреклись от убийцы и не забыла ее. После смерти тело Дарьи было погребено на территории Донского монастыря, где хоронили знать. Покоится злодейка в одном из этих каменных саркофагов, а во втором лежит ее сын:

комментировать

в избранное

отблагодарить

Подсн-ежник

3 дня назад

Дарья Салтыкова, более известная как Салтычиха, стала известна после страшных деяний, поражающих своей жестокостью. В течение пяти лет женщина зверски убила более ста крепостных и едва не отправила в мир иной великого русского поэта Федора Тютчева.

Умерла Салтычиха в возрасте семидесяти одного года и даже перед смертью не покаялась в содеянном.

Похоронена Салтычиха на кладбище Донского монастыря, где была похоронена вся ее родня. Находится монастырь в столице России.

комментировать

в избранное

отблагодарить

Одува-нчик Даша

3 дня назад

Дарья Николаевна Салтыкова (Салтычиха) известна как самая жестокая женщина в истории России. Она всячески издевалась и убивала подопечных ей крестьян за что и была наказана — села в тюрьму. Там она провела остаток своей жизни и скончалась в возрасте 71-го года.

Её могила находится в рядом с семьей на территории Донского монастыря в городе Москва.

О её могиле ходили различные слухи, но это всего лишь мифы.

комментировать

в избранное

отблагодарить

Л-И-К

4 дня назад

Дарья Салтыкова, хоть и провела в заточении более 30 лет и за человека не считалась, но после смерти похоронили её на Донском кладбище в Москве. Массивное надгробие стоит на месте её захоронения. Нет сведений, кто их устанавливал. Ведь она считалась убийцей, а такое богатое надгробие? Возможно это сделали 2 её сына (в сериале сын один), которые после её заточения получили все её богатое наследство.

комментировать

в избранное

отблагодарить

Dima5-5

6 дней назад

Помещица Дарья Николаевна Салтыкова, известная своей жестокостью, похоронена на территории Донского Монастыря, который расположен в Москве. Могила Дарьи Салтыковой выглядит следующим образом:

Умерла Дарья Салтыкова в 1801-ом году в возрасте 71 года.




Top