В каком монастыре сидела салтычиха. Салтычиха и ее могила

Живу в Москве, а в некрополе Донского монастыря оказалась впервые. Конечно пришла туда не только на это посмотреть, хотела увидеть некрополь в целом.

Прочла когда-то Акунина "Кладбищенские истории", одна глава посвящена Донскому кладбищу. Отложилось, что надо бы зайти при случае. Внезапно случай наконец свершился. Мне бы заранее подробнее пошарить в нэте на предмет надгробия Салтычихи (Салтыкова Дарья Николаевна), а так.. Помнила фото в его книге, к тому "каменному колу" и пришла, а зря, хотя и помнила, что это лишь художественное предположение. Прошарила инфу после, выбрала то, что мне показалось более близко к...
Утверждается, и не в одном источнике, что ее могила нижняя, в центре , что там даже видна надпись, с той стороны вроде, что закрыл не так давно завалившийся рядом саркофаг. В ролике под постом, монах рассказал, что это надгробие ее старшего сына, умершего в тот же год.
Если бы заранее нашла, залезла бы посмотреть, или попытаться прощупать надпись)
Цитаты из разных источников:
"Я и ранее встречал снимки именно этой могилы, но тогда ещё памятник не был упавшим и надпись была видна."
"К могиле Салтычихи приходят те, чьи родственники в тюрьме или под следствием. Считается (кем-то), что Салтычиха является защитницей заключенных."


Цитата в т.ч. - искусствоведа М. Ю. Коробко, российский историк, писатель, архивист, москвовед, топонимист, публицист, журналист. На фото ниже ссылка на его ЖЖ.
"Однако у Салтычихи есть и народное надгробие, то, под которым она похоронена согласно тайному народному знанию, передающему из поколения в поколение! Умиляют трогательные цветочки и надпись, сделанная фломастером, в ней Салтычиха ошибочно названа Екатериной."

Ориентир отсюда - настоящее надгробие Салтычихи с завалившимся рядом надгробием, на территории монастыря (вход с большой колокольней) - от входа - к правой стене монастыря. На фото - на заднем плане в районе башни, чуть дальше белого креста, там еще скульптура девушки с вазоном. Хотя.. я сама надпись все же не смотрела.

Надписи на камне спереди и справа, забыла.. слева вроде тоже было.. или нет.. не помню..
А в списке похороненных в некрополе Донского монастыря - Баскаковы:
Баскаков Василий Васильевич (1765-1794) - секунд-майор
Баскаков Иван Егорович (1753-1798) - надворный советник, дед поэта Н. П. Огарева
Баскакова (ур. Хитрово) Вера Петровна (1743-1827) - его жена
Баскаков Петр Васильевич (ск. 1794) - поручик
Баскаков Алексей (p. 1761)
Баскакова Анна Филипповна (1817-1889) - девица


______

Дарья Николаевна Салтыкова 1730 - 1801.
**********

О потретах. Чаще всего ее путают с Дарьей Петровной Салтыковой , да и я вначале..

На портрете совсем другая представительница разветвленного семейства Салтыковых. Более того, урожденная Чернышева, Дарья Петровна , родная сестра пушкинской "Пиковой Дамы" Натальи Петровны Голицыной. Дарья Петровна была замужем за фельдмаршалом Иваном Петровичем Салтыковым, сыном героя Семилетней войны Петра Семеновича Салтыкова. Так что она Салтыкова не по рождению, а через мужа. К "той самой" Салтычихе эти близкие ко двору Салтыковы имели очень далекое отношение, седьмая вода на киселе. А портрет этот - миниатюра работы А.Х.Ритта, 1790-х годов, из Эрмитажа. Есть парный портрет ее супруга. А вот изображения Салтычихи до сих пор неизвестны, увы. Так что ее злодейский облик мы можем только фантазировать. Дарья Петровна в молодости. В Париже ее портрет писал Франсуа Друэ, он в ГМИИ Пушкина в Москве. Так что эта Салтыкова была хорошая и не безобразничала. На всякий случай, мне можно верить, уж я по этим Чернышевым книгу написал.
(цитата от av4)

**********************************

Итак, портретов Дарьи Николаевны Салтыковой не сохранилось , а публикаций огромное количество...
"..Дарья Салтыкова сжила со свету десятки своих крестьян. Почти все они были молодыми женщинами - среди жертв оказалось только двое мужчин и пять девочек 11-15 лет..."
"...служанка Прасковья Ларионова - сначала садистка избивала ее сама, а потом отдала гайдукам, крича при этом: «Бейте до смерти! Я сама в ответе и никого не боюсь!» Забитую до смерти Прасковью повезли в Троицкое, бросив в сани ее грудного ребенка, который замерз по дороге. Той же дорогой везли Катерину Иванову, у которой конюх Давыд «видел от бою ноги опухлые и из седалища текла кровь»..."
и т.д.

Например одна из публикаций:

__
Помещица Дарья Николаевна Салтыкова. Женщина-душегуб
В 1768 году рядом с Лобным местом у позорного столба стояла помещица Дарья Салтыкова - знаменитая Салтычиха, насмерть замучившая как минимум 138 своих крепостных. Пока дьяк зачитывал с листа совершенные ею преступления, Салтычиха стояла с непокрытой головой, а на ее груди висела дощечка с надписью "Мучительница и душегубица". После этого ее отправили на вечное заточение в Ивановский монастырь…

Дарья Николаевна Салтыкова (в девичестве Иванова), дочь приближённого к Петру I думного дьяка, состоявшего в родстве с Давыдовыми, Мусиными-Пушкиными, Строгановыми и Толстыми. Родилась в 1730 году в подмосковном селе Троицкое (ныне – посёлок завода Мосрентген, примыкающий к Москве в районе Тёплого Стана). Её дед, Автоном Иванов, был крупным деятелем времён царевны Софьи и Петра I. Вышла замуж за ротмистра лейб-гвардии Конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова (ум. около 1755), дядю Николая Ивановича Салтыкова, будущего светлейшего князя. У них родилось два сына, Фёдор (1750-1801) и Николай (ум. 1775), которые были записаны на службу в гвардейские полки.

Овдовев в возрасте двадцати шести лет, получила в своё полное владение около шестисот крестьян в поместьях, расположенных в Московской, Вологодской и Костромской губерниях. Следователь по делу вдовы Салтыковой, надворный советник Волков, основываясь на данных домовых книг самой подозреваемой, составил список из 138 фамилий крепостных, судьбу которых предстояло выяснить. Согласно официальным записям 50 человек считались «умершими от болезней», 72 человека - «безвестно отсутствовали», 16 считались «выехавшими к мужу» или «ушедшими в бега». По показаниям крепостных крестьян, полученным во время «повальных обысков» в имении и деревнях помещицы, Салтыковой было убито 75 человек, в основном женщин и девушек.


издание о-ва "Друзья Детей"..

До смерти мужа за Салтычихой не замечалось особой склонности к насилию. Но примерно через полгода после овдовения она начала регулярное избиение прислуги. Основными поводами для наказания были недобросовестность в мытье полов или стирке. Истязания начиналось с того, что она наносила провинившейся крестьянке удары попавшимся под руку предметом (чаще всего это было полено). Провинившуюся затем пороли конюхи и гайдуки, порой до смерти. Салтычиха могла облить жертву кипятком или опалить ей волосы на голове. Также Салтычиха использовала для истязаний горячие щипцы для завивки волос, которыми хватала жертву за уши. Она часто таскала людей за волосы и при этом била их головой о стену длительное время. Многие убитые ею, по словам свидетелей, не имели волос на голове, Салтычиха рвала волосы пальцами, что свидетельствует о её немалой физической силе. Жертв морили голодом и привязывали голыми на морозе. Салтычиха не любила и разбивала влюблённые пары, которые вот вот собирались пожениться.
В одном эпизоде досталось от Салтычихи и дворянину Николаю Тютчеву - деду поэта Фёдора Тютчева. Молодой капитан, занимавшийся в 1760 г. сверкой границ подмосковных владений Салтыковой с записями в земельном кадастре, сделался любовником молодой вдовушки. Все было поначалу хорошо, но в январе 1762 г. Тютчев собрался жениться на девице Панютиной.

(Салтыковой было тогда 32, ему 42, а где-то упоминается - якобы он моложе ее)

Салтыкова решила уничтожить неверного возлюбленного, причем сделать это в самом что ни на есть буквальном смысле. Конюх Савельев в два приема приобрел 2 кг. пороха, который после добавления серы и трута был завернут в легковоспламеняющуюся пеньку. Получилась мощная бомба.
По приказу Салтыковой были предприняты две попытки заложить эту бомбу под московский дом, в котором проживали капитан Тютчев и его невеста. Обе попытки сорвались из-за страха посланных крепостных перед расплатой сорвались. Робкие конюхи - Иванов и Савельев - были жестоко выпороты, но неудачные попытки подрыва дома заставили Салтыкову пересмотреть план. Она решила организовать засаду на пути проезда капитана в Тамбов, куда ему надлежало отправиться по делам службы в апреле 1762 г. В засаде должны были участвовать 10-12 мужиков из подмосковных имений Салтыковой. Дело выходило нешуточное: нападение на дворянина при выполнении им государственного задания тянуло уже не на грабеж, а на заговор! Сие грозило мужикам даже не каторгой, а отсечением головы. Крепостные Салтыковой подкинули капитану "подметное письмо" (анонимку), в котором предупредили его о готовящемся на него покушении. Тютчев официально уведомил власти о возможном нападении и получил в качестве охраны на время проезда в Тамбов 12 солдат. Салтыкова, узнав об охране капитана, в последний момент отменила нападение.

Жалоба императрице
Жалоб на жестокую помещицу всегда шло много и при Елизавете Петровне, и при Петре III, но все дела о жестокостях оказывались решенными в ее пользу. Доносчиков наказывали кнутом, ссылали в Сибирь. Она не скупилась на подарки властям, а, с другой стороны, фамилия-то была уважаемая.

Вместе с тем Салтычиха вела внешне набожный образ жизни. Она делала пожертвования церкви и ежегодно совершала паломничества к православным святыням, таким как Киево-Печерская лавра.
Первоначальные жалобы крестьян привели лишь к наказаниям жалобщиков, поскольку у Салтычихи было много влиятельных родственников, и ей удавалось подкупать должностных лиц. Но двум крестьянам, Савелию Мартынову и Ермолаю Ильину, жён которых она убила, в 1762 году всё же удалось передать жалобу только что вступившей на престол Екатерине II.

Следствие
Хотя Салтычиха принадлежала к знатному роду, Екатерина II использовала её дело в качестве показательного процесса, который ознаменовал бы новую эпоху законности.
Московской юстиц-коллегией было произведено следствие, продолжавшееся шесть лет. Следствием занимался безродный чиновник Степан Волков и его помощник надворный советник князь Дмитрий Цицианов. Они проанализировали счётные книги Салтычихи, что позволило установить круг подкупленных чиновников. Следователи также изучили записи о движении крепостных душ, в которых было отмечено, какие крестьяне были проданы, кто был отправлен на заработки и кто умер.

Было выявлено много подозрительных записей о смертях. Так, например, двадцатилетняя девушка могла поступить на работу в качестве прислуги и через несколько недель умереть. Согласно записям, у Ермолая Ильина (одного из жалобщиков, который служил конюхом) умерло подряд три жены. Некоторых крестьянок будто бы отпускали в родные деревни, после чего они тут же умирали или пропадали без вести.
Изучение архивов канцелярии московского гражданского губернатора, московского полицеймейстера и Сыскного приказа выявило 21 жалобу, поданную на Салтычиху её крепостными. Все жалобщики были возвращены помещице, которая произвела над ними собственный суд.

Салтычиху взяли под стражу. При допросах применялась угроза пытки (разрешение на пытку получено не было), но она ни в чем не созналась. Малоэффективной оказалась и пытка известного разбойника в присутствии Салтычихи с извещением, что она будет следующая. Возможно, что она была осведомлена о том, что пытки к ней применены не будут. Не сработали и уговоры раскаяться священника московской церкви Николая Чудотворца Дмитрия Васильева.
Затем был произведён повальный обыск в московском доме Салтычихи и в Троицком, сопровождавшийся опросом сотен свидетелей. Были обнаружены бухгалтерские книги, содержавшие информацию о взятках чиновникам московской администрации, а опрошенные рассказали об убийствах, сообщили даты и имена жертв.
Взятки получили начальник полицеймейстерской канцелярии Молчанов, прокурор Сыскного приказа Хвощинский, присутствующие Сыскного приказа Вельяминов-Зернов и Михайловский, секретарь Тайной конторы Яров, актуариус Сыскного приказа Пафнутьев.

Черно-белая иллюстрация. Изображение расправы помещицы Подольского уезда Д.Н.Салтыковой над крестьянами. (Великая Реформа. Т. 1 - М., 1911) (автор П.В.Курдюмов)

Весной 1765 года следствие в московской Юстиц-коллегии было формально окончено и направлено для дальнейшего рассмотрения в 6-й Департамент Правительствующего сената.
По итогам следствия Волков пришёл к заключению, что Дарья Салтыкова «несомненно повинна» в смерти 38 человек и «оставлена в подозрении» относительно виновности в смерти ещё 26 человек.

Суд и приговор
Судебное разбирательство длилось более трех лет. В конце-концов, судьи признали обвиняемую «виновной без снисхождения» в тридцати восьми доказанных убийствах и пытках дворовых людей. Однако сенаторы не стали выносить конкретного приговора, переложив бремя принятия решения на царствующего монарха - Екатерину II.
В течение сентября 1768 года Екатерина II несколько раз переписывала приговор. Сохранилось четыре собственноручных наброска приговора императрицы.
2 октября 1768 года Екатерина II направила в Сенат указ, в котором очень подробно описала как наложенное на Салтыкову наказание, так и порядок его отправления. На полях этого указа рукою Екатерины возле слова она поставлено он . Императрица хотела сказать, что Салтыкова недостойна называться женщиной.

Салтыкова Дарья Николаевна была осуждена:
1. к лишению дворянского звания;
2. пожизненному запрету именоваться родом отца или мужа (запрещалось указывать свое дворянское происхождение и родственные связи с иными дворянскими фамилиями);
3. отбыванию в течение часа особого «поносительного зрелища», в ходе которого осужденной надлежало простоять на эшафоте прикованной к столбу с надписью над головой «мучительница и душегубица»;
4. к пожизненному заключению в подземной тюрьме без света и человеческого общения (свет дозволялся только во время приёма пищи, а разговор - только с начальником караула и женщиной-монахиней).

Помимо этого, императрица своим указом от 2 октября 1768 года постановила вернуть двум сыновьям всё имущество матери, до той поры находившееся в опекунском управлении. Также указывалось предать наказанию ссылкой на каторжные работы сообщников Дарьи Салтыковой (священника села Троицкого Степана Петрова, одного из «гайдуков» и конюха помещицы).

Наказание осуждённой Дарьи Николаевой было исполнено 17 октября 1768 года на Красной площади в Москве. В московском Ивановском женском монастыре, куда прибыла осуждённая после наказания на Красной площади, для неё была приготовлена особая камера, названная «покаянной». Высота отрытого в грунте помещения не превышала трёх аршин (то есть 2,1 метра), оно полностью находилось ниже поверхности земли, что исключало всякую возможность попадания внутрь дневного света. Узница содержалась в полной темноте, лишь на время приёма пищи ей передавался свечной огарок. Салтычихе не дозволялись прогулки, ей было запрещено получать и передавать корреспонденцию.
По крупным церковным праздникам её выводили из её тюрьмы и отводили к небольшому окошку в стене храма, через которое она могла прослушать литургию. Жёсткий режим содержания продлился 11 лет, после чего был ослаблен: осуждённая была переведена в каменную пристройку к храму с окном. Посетителям храма было дозволено смотреть в окно и даже разговаривать с узницей. По словам историка, «Салтыкова, когда бывало соберутся любопытные у окошечка за железною решеткой ее застенка, ругалась, плевала и совала палку сквозь открытое в летнюю пору окошечко».

Соборная церковь в бывшем Ивановском Монастыре.
В левой пристройке держали в заключении "Салтычиху".

После смерти заключённой её камера была приспособлена под ризницу. Провела в тюрьме тридцать три года и умерла 27 ноября 1801 года.
Похоронена на кладбище Донского монастыря, где погребалась вся ее родня.
_________________
Интересные факты

* Начиная с 1764 года в Москве, а затем и по всей империи был распространён слух о том, что Салтыкова не только убивала крестьян, но употребляла в пищу их мясо. Следствию удалось достоверно установить абсурдность подобных обвинений.
* По некоторым данным, в 1779 году (в возрасте почти 50-ти лет) Дарья Салтыкова родила в тюрьме ребёнка от караульного солдата.
* Городской дом Салтычихи в Москве находился на углу улиц Большая Лубянка и Кузнецкий Мост, то есть на месте, где позже были построены здания, принадлежавшие ныне ФСБ России. Усадьба, где, как правило, она совершала убийства и истязания находилась на территории поселка Мосрентген (Троицкий парк) рядом с МКАД в районе Теплого стана.
* Салтыкову прозвали русский Маркиз-де-Сад. Или просто Салтычиха.
__________________________________
В России «Салтычих» было много

«Второй Салтычихой» в народе называли жену помещика Кошкарова, жившую в 40 годах XIX века в Тамбовской губернии. Она находила особое наслаждение в тиранстве над беззащитными крестьянами. У Кошкаровой была определена норма для истязаний, от пределов которой она выходила только в крайних случаях. Мужчинам полагалось давать по 100 ударов кнутом, женщинам – по 80. Все эти экзекуции производились помещицей лично.

Предлогами к истязаниям чаще всего служили разные упущения по хозяйству, иногда очень незначительные. Так, повара Карпа Орлова Кошкарова исхлестала кнутом за то, что в супе оказалось мало луку.

Еще одна «Салтычиха» обнаружилась в Чувашии. В сентябре 1842 года помещица Вера Соколова забила до смерти дворовую девку Настасью, отец которой рассказал, что госпожа часто наказывала своих крепостных «драньем за волосы, а иногда заставляла сечь розгами и плетью». А другая служанка пожаловалась, что ей «барыня кулаком перешибла нос, а от наказаний плетью на бедре остался шрам, а зимой ее в одной рубашке заперли в отхожее место, из-за чего она отморозила себе ноги»…
«текст отсюда»
_________________

Хотя история столбовой дворянки Салтыковой стала известна, но сколько загубленных душ осталось сокрыто. Счет не на людей - владельцы душ, как у дьявола.

«Репринты старинных книг»

_____________
Салтычиха - не уникальное явление в мировой истории. Мы знаем имена не менее страшных преступников. Например, Жиль де Ре - «Синяя борода» - убил в XV веке более 600 детей, а венгерская графиня Эржебет Батори уже в XVII столетии замучила почти 300 человек. В последнем случае совпадение почти буквальное - графиня тоже взялась за зверства после смерти мужа, и ее жертвами тоже были в основном женщины и девушки. Правда, она, по слухам, купалась в их крови, желая сохранить красоту, и вдобавок приносила жертвы дьяволу. С Салтычихой все было иначе - каждое воскресенье она ходила в церковь и ревностно замаливала грехи.

На момент смерти Салтычихе был 71 год, потому вероятной и официальной причиной смерти считается старость. Несмотря на незавидную судьбу и довольно строгое содержание, «кровавая барыня» пережила обоих своих сыновей.

В качестве места захоронения Салтыковой было выбрано кладбище Донского монастыря. Помещица воссоединилась с родственниками только после смерти, так как могила Салтычихи размещена среди захоронений других её родственников, включая сыновей. Впрочем, могила Салтычихи, её надгробие и прочие подробности захоронения овеяны многочисленными мифами и слухами.

Могила Дарьи «Салтычихи» Салтыковой

Так в книге Бориса Акунина «Кладбищенские истории» содержится информация о предполагаемой могиле Салтыковой:

«Что же до Салтычихи, то на ее надгробии время не сохранило ни единого слова и ни единой буквы. Она существовала на самом деле, московская помещица Дарья Николаевна Салтыкова, замучившая до смерти сто крепостных, – вот единственное, что подтверждала могила. Но чудовища не поддаются дефиниции, устройство их души темно и загадочно, и самый уместный памятник монстру – фигура умолчания в виде голого серого обелиска, напоминающего силуэтом загнанный в землю осиновый кол».

На самом же деле могила душегубицы расположена в другом месте. Даже надгробие сохранилось, но по причине отсутствия ухода за местами захоронения,прочитать надпись не представляется возможным - завалилось надгробие за соседние плиты.

С подачи писателя приметная могила стала почти «достопримечательностью», к которой даже иногда приносят цветы и лампадки. К слову, могила Салтычихи - место не простое да и гости тут особые. Приходят сюда родственники граждан отбывающих заключение. То ли помощи простят, то ли отмщения.

Настоящая могила Салтычихи расположена на том же кладбище и найти её можно так: от входа с большой колокольней к правой стене монастыря; главный ориентир - скульптура девушки с вазоном и белый крест. (Ссылка на фото-экскурсию к могиле Салтычихи)

Могила Дарьи «Салтычихи» Салтыковой на нижнем фото, слева. Рядом могила старшего сына.

По официальным записям 50 человек умерли от болезней, 72 - пропали без вести, 16 считались выехавшими к мужу или ушедшими в бега. Сами крепостные уверяли, что Салтыкова убила 75 человек, в основном женщин и девушек.

Усадьба, где она обычно совершала убийства и истязания, находилась на территории поселка Мосрентген. По иронии судьбы, в 1930-е годы в ней размещалось управление НКВД СССР.

До смерти мужа Дарья Салтыкова не была склонна к насилию. Но примерно через полгода после овдовения она начала регулярно избивать прислугу за недобросовестное мытье полов или стирку. Вначале Салтычиха била провинившуюся крестьянку попавшимся под руку предметом (чаще всего это было полено). Затем крепостную пороли конюхи и гайдуки, порой до смерти.

Салтычиха могла облить жертву кипятком или опалить ей волосы. Также Дарья Салтыкова использовала для истязаний горячие щипцы для завивки волос, которыми хватала жертву за уши. Часто она таскала людей за волосы и била головой о стену. Свидетели подтверждали, что многие ее жертвы не имели волос на голове. Но особенно сильно Салтычиха не любила влюбленные пары, которые собирались пожениться. Она всячески старалась их разрушить.

Жалоб на жестокую помещицу было много. Но Дарья Салтыкова принадлежала к известному дворянскому роду и не скупилась на подарки властям. Поэтому все дела решали в ее пользу, а доносчиков наказывали кнутом и ссылали в Сибирь.

Но двум крестьянам, Савелию Мартынову и Ермолаю Ильину, жен которых она убила, удалось в 1762 году передать жалобу только что вступившей на престол Екатерине II. Следствие по делу Салтычихи шло 6 лет.

Подземелья и тайные ходы Москвы

В результате Дарью Салтыкову признали виновной в смерти 38 человек и подозревали в убийстве еще 26. Сенаторы не стали выносить приговора, переложив бремя принятия решения на Екатерину II.

Императрица отметила, что Салтычиха не имеет права носить имя женщины и может зваться или «уродом рода человеческого», или «мужчиной». Ее лишили дворянства, запретили указывать дворянское происхождение и родственные связи с иными дворянскими фамилиями. Также помещицу приговорили к пожизненному заключению в подземной тюрьме без света и человеческого общения (свет дозволялся только во время приема пищи, а разговор - только с начальником караула и женщиной-монахиней).

Салтычихе пришлось в течение часа простоять на эшафоте прикованной к столбу с надписью «мучительница и душегубица». После этого ее доставили в , где она провела в заключении 23 года до самой смерти.

По иронии судьбы через некоторое время владение Салтыковой перешло к главному врачу городских тюрем Ф.П. Гаазу, жизненным девизом которого была фраза «Спешите делать добро».

В начале XIX века эти земли достались братьям Голицыным. Они устроили здесь магазины и доходные дома. В 1835-1836 годах здесь даже снимал квартиру скульптор И.П. Витали.


Могила Дарьи Николаевны Салтыковой в Донском монастыре .

Полное имя: Дарья Николаевна, урождённая Иванова, вдова гвардии ротмистра Глеба Салтыкова. Из столбовых дворян. В Вологодской, Костромской и Московской губерниях за Салтыковой числилось более 600 душ. Имела от мужа двух сыновей - Фёдора (умер в 1801 г.) и Николая (умер в 1750 г.).

В продолжении 10 или 11 лет Дарья Николаевна Салтыкова погубила более ста своих крепостных. Большая часть погубленных были женщинами, в том числе были девочки лет 11-12.

Гнев Салтыковой вызывала только одна причина - нечистое платье или грязное мытьё полов. Часто побои Салтыкова наносила лично, используя для этого скалку, вальки, палки или поленья. Иногда по её приказанию конюхи или гайдуки наказывали несчастных розгами, батогами, кнутом или плетьми. Побои были настолько жестокими, что обычно заканчивались смертью жертвы сразу же или вскоре после экзекуции.

Иногда Салтыкова прибегала к особо изощрённым жестокостям.


Так, у одной женщины Сатлыкова опалила на голове все волосы. Другую жертву били головой о стену, поливала на голову из чайника кипяток, щипала уши раскалёнными «припекательными щипцами». Одну «девку» приказала в октябре загнать кнутом в воду по горло, где та пробыла четверть часа. Другую самолично скинула с крыльца. Все эти люди вскоре после истязаний умерли.

Описанные убийства происходили в подмосковном её селе Троицком (Подольского уезда) или в доме Салтыковой в Москве - на углу Кузнецкого моста и Лубянки, где позднее помещалась ВЧК, что при должной фантазии может наводить на мысль о переселении духа Салтычихи в некоторых сотрудников этого славного учреждения.

Помимо личных людей Салтыковой, выполнявших экзекуции, т.е. фактически являвшихся палачами, её преступную деятельность покрывали некоторые священники, погребая заведомо убитых людей. Впрочем бывали случаи, когда священники отказывались это делать. В таких случаях Салтыкова приказывала хоронить тела ночью в лесу. А её управляющий подавал на её имя фальшивое явочное прошение о том, что люди якобы бежали.

Нельзя сказать, что никто не пытался привлечь внимание властей к преступной деятельности Салтыковой. Но до коронации Екатерины Второй все такие «доносы» о жестокостях решались полицейскими врачами в пользу помещицы. Причём своё подтверждение давали даже врачи. Доносчики же наказывались кнутом за «ложный донос», ссылались в Сибирь, а иногда и выдавались Салтыковой обратно по её личной просьбе. Нечего и говорить, что ожидало тех, кто осмелился писать такие «доносы».

Салтыкова была ещё совсем не старой женщиной и сердце её, что называется, было открыто для любви. Правда и любовь её принимала извращённые формы. Так, она имела связь с инженером Тютчевым. Однако затем Тютчев оставил сумасшедшую помещицу и сделал предложение некой Панютиной. В отместку Салтыкова решила сжечь дом Тютчева. Для чего выдала своим людям состав их пороха, серы и пакли. Но её люди не решились на поджог. Однако Салтыкова не успокоилась. Когда Тютчев женился на Панютиной и поехал в своё орловское имение мимо владений Салтыковой, последняя приказала своим крепостным убить молодожёнов. Но Тютчева предупредили и он подал на Салтыкову донос. Однако следствие опять закончилось ничем.

Только в 1762 году, по вступлении на престол Екатерины II, наконец за Салтыкову взялись серьёзно. Буквально через две недели после коронации началось следствие, которое закончилось только в 1768 году. Салтыкова всё отрицала, объясняя все наветы злобностью своих крепостных. Для того, чтобы заставить Салтыкову раскаяться, к ней привели духовника. После длительной беседы духовник вынужден был признать, что не видит в Салтыковой ни сознания содеянного, ни раскаяния. После этого чиновники, проводившие следствие, просили Екатерину II разрешить им подвергнуть Салтыкову пытке. Однако Салтыкова по своему родству и связям покойного мужа принадлежала к самым знатным людям того времени. И Екатерина II не разрешила подвергнуть её пытке, но приказала передать, что пытки не миновать, если та не признается добровольно. Салтыкову подвергли только психологической пытке - ей показали пытку над другим преступником. Однако вряд ли то, что она увидела, было страшнее чем то, что она сама проделывала над своими людьми. Не исключено даже что Салтыкова получила удовольствие от вида пытки. И душегубица осталась при своих показаниях - крепостные всё врут, убийств не было, а были побеги крепостных.

Тем не менее следствие собирало свидетельства. Возможно это было одно из первых уголовных дел, проводившихся в привычной нам манере - путём сбора свидетельских показаний, улик, обысков и т.п. 2 октября 1768 года Императрица вынесла решение по делу Салтыковой. 10 декабря был опубликован специальный сенатский указ. В указе было сказано следующее:

«

Указ ея императорского величества самодержицы всероссийской. Из правительствующего сената объявляется во всенародное известие.

Вдова Дарья Николаевна, которая по следствию в юстиц-коллегии оказалась, что немалое число людей своих мужского и женского полу, бесчеловечно, мучительски убивала до смерти, за что по силе всех законов приговорено казнить её смертью, о чём от сената ея императорскому величеству поднесен был доклад. Но ея императорское высочество, взирая с крайним прискорбием на учинённые ею бесчеловечные смертные убийства, и что она по законам смертной казни подлежала, от той приговоренной смерти её Дарью освободит, а вместо смерти повелеть соизволила:

1-е. Лишить её дворянского названия, и запретить во всей Российской империи, чтобы она ни от кого, никогда, ни в каких судебных местах и ни по каким делам впредь именова не была названием рода ни отца своего, ни мужа.

2-е. Приказать в Москве в нарочно к тому назначенный и во всем городе обнародованный день вывести её на первую площадь, и поставя на эшафот прочесть перед всем народом заключённую над нею в юстиц-коллегии сентенцию, с исключением из оной, как выше сказано, название родов ея мужа и отца, с присовокуплением к тому того ея императорского величества указа, а потом приковать её стоящую на том же эшафоте к столбу, и прицепить на шею лист с надписью большими словами: «мучительница и дущегубица».

3-е. Когда она выстоит целый час на том поносительном зрелище, то чтобы лишить злую ея душу в сей жизни всякого человеческого сообщества, а от крови человеческой смердящее ея тело предать собственному промыслу Творца всех тварей, приказать, заключа в железы, отвести оттуда её в один из женских монастырей, находящихся в Белом или Земляном городе, и там под которой ни есть церькви посадить в нарочно сделанную подземельную тюрьму, в которой по смерть ея содержать таким образом, чтобы она ни откуда в ней свету не имела. Пищу ей обыкновенную старческую подавать туда со свечею, которую опять у ней гасить, как скоро она наестся. А из того заключения выводить её во время каждого церьковнаго служения в такое место, откуда бы она могла оное слышать, не входя в церковь…

…Сообщники же ея, дворовые люди, которые в смертных убийствах с нею участие имели, и поп, который оныя тела заведомо погребал, по снятии с него священнического сана, наказаны кнутом с вырезанием ноздрей и поставлением знаков сосланы в Нерчинск в вечную работу.

И о том во исполнение предписанного ея императорского величества высочайшего указа правительствующий сенат приказали: во всём государстве публиковать печатными указами, что через сие и публикуется

»

Салтыкова просидела в подземной тюрьме в московском Ивановском женском монастыре с 1768 по 1779 год. После этого ей сделали послабление и перевели в застенок, пристроенный к стене храма, где она находилась вплоть до своей смерти 21 ноября 1800 года.

В 1862 году в «Русских достопамятностях», выпуск пятый (судя по всему что-то вроде жёлтой прессы того времени) была напечатана заметка, в которой Салтыкова называлась «извергом женского пола и человечества». В заметке про её заключение говорилось, что «насущную скудную пищу подавал ей солдат сперва в окно, потом в дверь. Там она, по сказаниям старожилов родила от своего караульного… Молва народная даже обвиняла её в людоедстве, будто бы Салтычиха употребляла себе на жаркое вместо сладкого мяса, женские груди». Застенок, в котором до смерти содержалась Салтыкова, разобран в 1860 году.

Стоит отметить, что конечно же историю про Салтычиху активно использовала вся т.н. «прогрессивная общественность», чтобы показать, какие зверские порядки творились в России до революции. Однако же даже беглое изучение этой истории говорит, что случай с Салтыковой был эксцессом, который взволновал даже привыкшую к смерти общественность конца XVIII века. Что неоспоримо, крепостная система ввергла крестьян в ужасные условия, если их хозяином становился психопат и садист вроде Салтыковой. Правда история других похожих случаев не сохранила. Более того, следствие над Салтыковой вызывало в образованном обществе дискуссию о крепостном праве. В тое время Вольное Экономическое Общество, одним из деятелей которого был приближённый к Екатерине II граф Г.Г.Орлов, предложило на общественное обсуждение вопрос о крепостном праве в России. Идея освобождения крестьяне от крепостной зависимости неоднократно посещали Екатерину II. Есть свидетельства, что существовал начертанный собственной рукой императрицы проект закона, по которому все дети крепостных, рождённые после 1785 года, должны были считаться свободными.

Эта дата была выбрана не случайно. 21 апреля 1785 была дарована вольная грамота дворянству (с этого момента дворяне освобождались от обязательной государственной службы). В связи с чем логичным выглядело бы и параллельное освобождение от крепостной зависимости крестьян, поскольку крепостная зависимость крестьян от дворянства была справедлива только в той мере, в какой и сами дворяне были как бы крепостными государства. Однако проект об освобождении крестьянских детей с 1785 года так и остался проектом. А отмена крепостного права произошла только спустя 76 лет, когда было уже слишком поздно.

По материалами журнала «Русский архивъ», выпуск 2 за 1865 год.

Ну и добавлю толику мистически-фантастического, но при этом реального. Как-то поздним ноябрём прошедшего года был я недалеко от Донского монастыря. Решил зайти на могилы Ивана Ильина и Владимира Каппеля. Время было ещё не очень поздно, но уже сумеречно. Обычно среди могил ходят любопытнее, смотрят, читают. Но тут и время уже сумеречное, и мокрый снег пошёл. В общем никого нет. Только возле какой-то стариной могилы тётка в стареньком балоневом пальто крутится, словно ждёт что-то. Ну я мимо прошёл, дошёл до Ильина, Каппеля, Деникина. Постоял минуты две. Темно уже почти, мокрый снег усилился. В общем не то время, чтобы там долго задерживаться. Пошёл обратно.

Вдруг эта давешняя тётка, когда я мимо шёл, ко мне неожиданно подходит и просит милостыню. Словно только меня и ждала. Чего она в такое время в таком месте за милостыней стоит, ведь нет тут никого? Но решил дать мелочи. Вытащил мелочи сколько было в карманах, и сую ей в протянутую руку. Потом глянул ей в лицо и прямо как в кино - страх меня взял, хотя вообще-то заставить меня волноваться не так уж просто. Вроде ничего особенного в лице. Но какое-то эдакое - тянет сказать «мертвецкое», но не такое. А просто страшное. Но не старое, а лет 30-40. Зубы кривые. И глаза какие-то нехорошие. Ну реально страх меня пробил, такой знаете, как в детстве ночью в лесу, когда кто-то скажет «смотри, приведение!» Ну я быстрым шагом пошёл в Большой собор монастыря. Почему-то решил, что надо непременно а собор зайти. Зашёл.

Встал к ларьку за свечами, а сам на двери входные смотрю. Тут дверь открывается слегка и эта тётка втекает. И начинает недалеко от свечного ларька тереться и на меня поглядывать. Ну прямо «Вий» какой-то. Я свечи купил и быстрее к алтарю. Свечи ставлю, а сам чего-то нервничаю и на главный вход гляжу. А там уже эта тётка. Тоже глазами чего-то ищет. Меня увидела и стоит на меня глядит. Неприятно как-то. Страха правда уже особого нет, но всё равно знаете как-то не того. Темно за окном, храм полусумрачный, службы нет, людей мало. И эта странная тётка за мной следит. А я всё в голове прикидываю - правильно я ей милостыню дал, или не надо было, или мало дал. В общем нервы совсем что-то того, шалят. В общем поставил свечи и через боковой притвор утёк. Потом на улицу и скорее из монастыря. Перепужался, однако. Правда тётка за мной уже не последовала.

А к чему я это? Ах да, забыл сказать. Могила, возле которой тётка крутилась, когда я мимо проходил, это была могила Салтыковой Дарьи Николаевны.

Вот, собственно, и всё.

PS : Прежде чем оставить комментарий, прочтите




Top