В каком веке жил альбов. Николай михайлович альбов

Михаи́л Ни́лович А́льбов (8 (20) ноября 1851, Санкт-Петербург - 12 (25) июня 1911, Санкт-Петербург) - русский писатель, беллетрист.

Родился в Санкт-Петербурге в семье дьякона церкви почтового департамента, мать была полудворянского рода. Грамоте его обучила довольно рано тётка по матери Т. М. Башмакова, и он уже с малолетства пристрастился к чтению. Первая книга, произведшая сильное впечатление на восприимчивое воображение ребёнка, была «Робинзон Крузо», затем «Давид Копперфильд» и «Мёртвые души». От природы мечтательный, Альбов рос в полном одиночестве, без детского общества и без матери (которой лишился, когда ему было полтора года): всё это заставило его целиком уйти в мир созданных им фантазий. Отчасти сказывалась и наследственность: мать его была натура поэтическая, она любила музыку, писала стихи и была «не ко двору» в семье бедного дьякона.
На одиннадцатом году жизни Альбов поступил во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию, где со 2-го класса стал писать повести; первая была юмористическая, навеянная «Мёртвыми душами» - «Растрепалкин». За ней последовало множество рассказов, где героями являлись испанцы и итальянцы, даже в подражание Монте-Кристо был написан роман «Английский матрос». В 13 лет Альбов написал рассказ в форме дневника «Записки подвального жильца» и отправил в «Петербургский листок», где его приняли. С этих пор юный романист совсем забросил учёбу и из 4-го класса, просидев в нём три года, должен был выйти. К этому времени относится сочинение первой большой повести «На новую дорогу» (1866).

В 1867 году Альбов опять поступил в гимназию - в Пятую, по окончании которой в 1873 году поступил в университет на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1879 году.

С лета 1877 года по весну 1878 года он пробыл в качестве брата милосердия в Дунайской армии.

По окончании университета Альбов год пробыл на службе в Эстляндском акцизном управлении, с 1879 года посвятил себя исключительно литературному труду.
С 1891 года по 1894 год был редактором беллетристического отдела и официальным редактором «Северного вестнике». В 1898 году состоял помощником редактора екатеринославской газеты «Приднепровский край». Кроме того, Альбов участвовал в «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Еженедельном обозрении», «Осколках» и др.
Скончался в Санкт-Петербурге 12 (24) июня 1911 года. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.

Михаил Нилович Альбов (8 (20) ноября 1851, Санкт-Петербург — 12 (25) июня 1911) — русский писатель, беллетрист.

Биография

Отец его былъ дьяконом церкви почтового департамента, мать полудворянского рода. Грамоте его обучила довольно рано тётка по матери Т. М. Башмакова, и он уже с малолетства пристрастился к чтению. Первая книга, произведшая сильное впечатление на восприимчивое воображение ребёнка, была «Робинзон Крузо», затем «Давид Копперфильд» и «Мертвые души». От природы мечтательный, Альбов рос в полном одиночестве, без детского общества и без матери (которой лишился когда ему было полтора года): всё это заставило его целиком уйти в мир созданных им фантазий. От части сказывалась и наследственность: мать его была натура поэтическая, она любила музыку, писала стихи и была «не ко двору» в семье бедного дьякона. На одиннадцатом году жизни Альбов поступил во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию, где со 2-го класса стал писать повести; первая была юмористическая, навеянная «Мертвыми душами» — «Растрепалкин». За ней последовало множество рассказов, где героями являлись испанцы и итальянцы, даже в подражание Монте-Кристо был написан роман «Английский матрос». В 13 лет Альбов написал рассказ в форме дневника «Записки подвального жильца» и отправил в «Петербургский листок», где его и приняли. С этих пор юный романист совсем забросил учёбу и из 4-го класса, просидев в нём три года, должен был выйти. К этому времени относится сочинение первой большой повести «На новую дорогу» (1866). В 1867 году Альбов опять поступил в гимназию, но уже в Пятую, по окончании которой в 1873 году перешёл в университет на юридический факультет, который и окончил в 1879 году. С лета 1877 года по весну 1878 года он пробыл в качестве брата милосердия в Дунайской армии. По окончании университета Альбов год пробыл на службе в Эстляндском акцизном управлении, с 1879 года посвятил себя исключительно литературному труду. С 1891 года по 1894 год был редактором беллетристического отдела и официальным редактором «Северного вестнике». В 1898 году состоял помощником редактора екатеринославской газеты «Приднепровский край». Кроме того, Альбов участвовал в «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Еженедельном обозрении», «Осколках» и др.

Творчество

Первым произведением Альбова, напечатанным в больших литературных журналах, был роман «Пшеницыны» в «Деле» в 1873 году. Многие рассказы Альбова появлялись отдельными изданиями, другие — собраны в «Повестях М. Н. А.» (изданные в Санкт-Петербурге в 1884 году (1-е издание) и в 1887 году (2-е издание)). Произведения Альбова печатались в «Петербургском листке», «Сыне Отечества», «Воскресном досуге» и др.

Произведения Альбова делятся на две группы: одна часть рассказов видимо навеяна Достоевским. В них разбираются темы психологические, а часто и психиатрические («День итога», «Как горели дрова» и т. д.). Эти рассказы отличаются мрачным характером. В них сказывается влияние одинокой и грустной молодости автора. Почти все они относятся к раннему периоду творчества и потому носят более субъективный, рефлективный характер, чем последующие. Лучший рассказ этого направления — наиболее законченный, отделанный и типичный — «День итога» (напечанный в «Слове» в 1879 году). Герой его Глазков не лишён болезненной оригинальности. Сам автор прекрасно охарактеризовал его словами: «Ты — сочетание стремлений орла и сил Божьей коровки: так это есть, и переменить этого ты не можешь». В силу этого является раздвоенность личности, вечный самоанализ, парализующий всякое искреннее движение души, болезненно развито самолюбие и рисовка во всём. В Глазкове два человека: один живёт в действительности, другой с насмешкой контролирует его поступки. Отсюда вытекает неестественность, желание так или иначе обратить на себя внимание, Глазков даже лишить себя жизни не может просто: всё делается с разными вычурами: перед смертью он произносит речь, где говорит о высшем блаженстве поклониться самому себе. Он напоминает «Двойника» Достоевского и героя «Записок из подполья» своим возмутительным поведением с несчастными забитыми существами, искренно ему преданными. «Человек — деспот от природы, и любит быть мучителем», — говорит Глазков, подобно герою «Записок из подполья», который находил «жгучее наслажденье оскорблять». Вполне понятно, что люди этого типа остаются совершенно одиноки, тяготятся этим и жизнь становится для них настолько отвратительною и невыносимою, что насильственный исход неизбежен.

Вторая группа рассказов Альбова носит совсем другой характер: это ряд жанровых картинок, тепло, искренно и талантливо написанных. Мрачный колорит почти совсем исчезает. На первый план выступает наблюдатель. Таковы: «Конец неведомой улицы», I часть «0 людях взыскующих града» («Воспитание Лёльки»), «Тоска», «Юбилей», «Рыбьи стоны» и др. «Ряса» представляет переходную ступень от первой группы рассказов ко второй. «Конец неведомой улицы» — целая хроника будничной жизни изображённого Альбовым уголка. Нужно иметь незаурядное дарование, чтобы из такого ничтожного материала создать такую занимательную вещь. Очень трогательно, с горячим чувством и поэтично изображён мир забитого ребёнка в «Воспитании Лёльки». В упрёк можно поставить Альбову только то, что он иногда запутывается в подробностях, желая слишком точно (протокольно) изобразить хорошо изученную им среду мелкого петербургского мещанства и духовенства. Остаётся пожалеть, что у Альбова, в силу условий личной жизни, узкий круг наблюдений. Из всего сказанного видно, что Альбов не является представителем какого-нибудь общественного течения, а занят изображением личной жизни, помыслов и чувств действующих лиц.

Михаи́л Ни́лович А́льбов (8 (20) ноября 1851, Санкт-Петербург - 12 (25) июня 1911, Санкт-Петербург) - русский писатель, беллетрист.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге в семье дьякона церкви почтового департамента, мать была полудворянского рода. Грамоте его обучила довольно рано тётка по матери Т. М. Башмакова, и он уже с малолетства пристрастился к чтению. Первая книга, произведшая сильное впечатление на восприимчивое воображение ребёнка, была «Робинзон Крузо», затем «Давид Копперфильд» и «Мёртвые души ». От природы мечтательный, Альбов рос в полном одиночестве, без детского общества и без матери (которой лишился, когда ему было полтора года): всё это заставило его целиком уйти в мир созданных им фантазий. Отчасти сказывалась и наследственность: мать его была натура поэтическая, она любила музыку, писала стихи и была «не ко двору» в семье бедного дьякона.

На одиннадцатом году жизни Альбов поступил во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию, где со 2-го класса стал писать повести; первая была юмористическая, навеянная «Мёртвыми душами» - «Растрепалкин». За ней последовало множество рассказов, где героями являлись испанцы и итальянцы, даже в подражание Монте-Кристо был написан роман «Английский матрос». В 13 лет Альбов написал рассказ в форме дневника «Записки подвального жильца» и отправил в «Петербургский листок», где его приняли. С этих пор юный романист совсем забросил учёбу и из 4-го класса, просидев в нём три года, должен был выйти. К этому времени относится сочинение первой большой повести «На новую дорогу» (1866).

В 1867 году Альбов опять поступил в гимназию, но уже в Пятую, по окончании которой в 1873 году перешёл в университет на юридический факультет, который окончил в 1879 году.

С лета 1877 года по весну 1878 года он пробыл в качестве брата милосердия в Дунайской армии.

По окончании университета Альбов год пробыл на службе в Эстляндском акцизном управлении, с 1879 года посвятил себя исключительно литературному труду .

С 1891 года по 1894 год был редактором беллетристического отдела и официальным редактором «Северного вестнике». В 1898 году состоял помощником редактора екатеринославской газеты «Приднепровский край». Кроме того, Альбов участвовал в «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Еженедельном обозрении», «Осколках» и др.

Скончался в Санкт-Петербурге 12 (24) июня 1911 года. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.

Творчество

Первым произведением Альбова, напечатанным в больших литературных журналах, был роман «Пшеницыны» в «Деле» в 1873 году. Многие рассказы Альбова появлялись отдельными изданиями, другие - собраны в «Повестях М. Н. А.» (изданные в Санкт-Петербурге в 1884 году (1-е издание) и в 1887 году (2-е издание)). Произведения Альбова печатались в «Петербургском листке», «Сыне Отечества», «Воскресном досуге» и др.

АЛЬБОВ Михаил Нилович родился в семье дьякона - писатель.

Отец его происходил из новгородского рода Озерских. В самом раннем детстве Михаил Нилович лишился матери, поэтессы-любительницы. Воспита­нием и обучением ребенка занималась его тетка Т. М. Башмакова. Страсть к литера­турному творчеству возникла у Альбова очень рано.

Гимназистом второго класса он написал «юмористическую» повесть «Растрепалкин» , навеянную похождения­ми Чичикова.

Затем последовал приключенческий роман «Английский матрос» , «в котором действие происходило одновре­менно в Англии, Испании, Америке и изображена была даже испанская инкви­зиция».

Вскоре появились рассказы «Петер­бургские мизерабли», «Сбежала собачка» и другие. Увлечение творчеством привело к пол­ному забвению гимназических наук, и Альбов был исключен из гимназии. Это весьма огорчило молодого автора, но нисколько не умерило его литературного пыла.

В 1867 Альбов М.Н. поступил в 4-й класс 5-й петер­бургской гимназии, которую окончил в 1873. Литературным трудом Альбов продолжал заниматься и в Петербургском университете, где он учился на юридическом факультете (1873-79). В первый же студенческий год он написал повесть «Пшеницыны» , вы­звавшую резкую рецензию романиста А. В. Авдеева.

Во время русско-турецкой войны Альбов, оставив университет, уходит добровольцем на фронт и в качестве фельдшера находится в рядах Дунайской армии. По возвращении в Петербург он продолжил занятия в университете и в 1879 закончил его. По выходе из универ­ситета все помыслы писателя также были отданы литературе. Как и многие его собратья по творчеству, жил Альбов бедно: писал много, напряженно, а оплачивался этот труд весьма скупо.

В 1891-95 он был официальным редактором журнала «Север­ный вестник» и испытал на этом посту немало нравственных мучений: фактически идейное направление журнала определя­лось участием в нем А. Л. Флексера (Волынского), злобно порочившего насле­дие революционеров-демократов.

С 1894 Альбов жил преимущественно в Полтаве, Екатеринославе, сотрудничал в газетой «При­днепровских край», где напечатал роман «Хитрый план Мамаева» .

В 1901 Михаил Нилович вер­нулся в Петербург.

Мучительный недуг - туберкулез горла - изнурял писателя. По­следние восемь лет жизни он почти ниче­го не писал и умер совершенно забытым.

Повесть «Пшеницыны» - первое круп­ное произведение Альбова. Она представляет собой одну из многих в русской литера­туре вариаций темы жизни людей, уни­женных социальным неравенством и ос­корбленных социальной несправедливо­стью. Внимание автора всецело сосредо­точено на раскрытии душевного мира героя повести - мелкого чиновника Пшеницына. Главное достоинство этого произведения заключается в его гуманистическом пафосе. Значи­тельным произведением Альбова М.Н. является хро­ника «Конец Неведомой улицы» («Дело», 1882, кн. 11-12), рисующая нескладную, уродливую жизнь ремесленников, ме­щан - обитателей петербургских окраин­ных закоулков.

В 1883 Альбов создал роман «Ряса» («Дело», № 10-12) - яркое анти­клерикальное произведение, разоблачаю­щее лживость, вредность религии.

Наибо­лее известным произведением Альбова является трилогия «День да ночь» (1890 - 1903). Главное внимание автора направлено на изображение маленьких людей, обижен­ных и озлобленных жизнью, живущих на грани нищеты. Господствующим настрое­нием героев всех романов трилогии («Тоска», «Сирота», «Глафирина тайна») является глубокое уныние, неудовлетво­ренность собой, бессмысленностью и пош­лостью однообразного существования. Од­нако подспудно в них зреет «неистовая злоба», протест против удушливой атмо­сферы обывательщины, горячая убеж­денность в том, что эта кошмарная жизнь не может быть вечной и должно наступить время, когда все изменится и все обездо­ленные станут жить хорошо, счастливо. В этом отношении значительный интерес представляет в трилогии образ Емельяна Самострелова. Он не многословен, но в нем зреет «неистовая злоба к врагам» и «громоносное слово». Самострелов по ночам работает для подпольной типографии.

Ряд больших произведений Альбова Михаила Николаевича («Пшеницыны», «Конец Неведомой улицы» , трило­гия «День да ночь» , многие рассказы) и поныне представляет не только истори­ко-литературный интерес, но и вполне заслуживает внимания советских читате­лей своей демократической, гуманистичес­кой направленностью, глубоким знанием жизни и занимательностью.

Умер - , близ Петер­бурга.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

Отец его былъ дьяконом церкви почтового департамента, мать полудворянского рода. Грамоте его обучила довольно рано тётка по матери Т. М. Башмакова, и он уже с малолетства пристрастился к чтению. Первая книга, произведшая сильное впечатление на восприимчивое воображение ребёнка, была «Робинзон Крузо», затем «Давид Копперфильд» и «Мертвые души». От природы мечтательный, Альбов рос в полном одиночестве, без детского общества и без матери (которой лишился когда ему было полтора года): всё это заставило его целиком уйти в мир созданных им фантазий. От части сказывалась и наследственность: мать его была натура поэтическая, она любила музыку, писала стихи и была «не ко двору» в семье бедного дьякона. На одиннадцатом году жизни Альбов поступил во Вторую Санкт-Петербургскую гимназию, где со 2-го класса стал писать повести; первая была юмористическая, навеянная «Мертвыми душами» - «Растрепалкин». За ней последовало множество рассказов, где героями являлись испанцы и итальянцы, даже в подражание Монте-Кристо был написан роман «Английский матрос». В 13 лет Альбов написал рассказ в форме дневника «Записки подвального жильца» и отправил в «Петербургский листок», где его и приняли. С этих пор юный романист совсем забросил учёбу и из 4-го класса, просидев в нём три года, должен был выйти. К этому времени относится сочинение первой большой повести «На новую дорогу» (1866). В 1867 году Альбов опять поступил в гимназию, но уже в Пятую, по окончании которой в 1873 году перешёл в университет на юридический факультет, который и окончил в 1879 году. С лета 1877 года по весну 1878 года он пробыл в качестве брата милосердия в Дунайской армии. По окончании университета Альбов год пробыл на службе в Эстляндском акцизном управлении, с 1879 года посвятил себя исключительно литературному труду. С 1891 года по 1894 год был редактором беллетристического отдела и официальным редактором «Северного вестнике». В 1898 году состоял помощником редактора екатеринославской газеты «Приднепровский край». Кроме того, Альбов участвовал в «Вестнике Европы», «Русской мысли», «Еженедельном обозрении», «Осколках» и др.

Творчество

Первым произведением Альбова, напечатанным в больших литературных журналах, был роман «Пшеницыны» в «Деле» в 1873 году. Многие рассказы Альбова появлялись отдельными изданиями, другие - собраны в «Повестях М. Н. А.» (изданные в Санкт-Петербурге в 1884 году (1-е издание) и в 1887 году (2-е издание)). Произведения Альбова печатались в «Петербургском листке», «Сыне Отечества», «Воскресном досуге» и др.

Произведения Альбова делятся на две группы: одна часть рассказов видимо навеяна Достоевским. В них разбираются темы психологические, а часто и психиатрические («День итога», «Как горели дрова» и т. д.). Эти рассказы отличаются мрачным характером. В них сказывается влияние одинокой и грустной молодости автора. Почти все они относятся к раннему периоду творчества и потому носят более субъективный, рефлективный характер, чем последующие. Лучший рассказ этого направления - наиболее законченный, отделанный и типичный - «День итога» (напечанный в «Слове» в 1879 году). Герой его Глазков не лишён болезненной оригинальности. Сам автор прекрасно охарактеризовал его словами: «Ты - сочетание стремлений орла и сил Божьей коровки: так это есть, и переменить этого ты не можешь». В силу этого является раздвоенность личности, вечный самоанализ, парализующий всякое искреннее движение души, болезненно развито самолюбие и рисовка во всём. В Глазкове два человека: один живёт в действительности, другой с насмешкой контролирует его поступки. Отсюда вытекает неестественность, желание так или иначе обратить на себя внимание, Глазков даже лишить себя жизни не может просто: всё делается с разными вычурами: перед смертью он произносит речь, где говорит о высшем блаженстве поклониться самому себе. Он напоминает «Двойника» Достоевского и героя «Записок из подполья» своим возмутительным поведением с несчастными забитыми существами, искренно ему преданными. «Человек - деспот от природы, и любит быть мучителем», - говорит Глазков, подобно герою «Записок из подполья», который находил «жгучее наслажденье оскорблять». Вполне понятно, что люди этого типа остаются совершенно одиноки, тяготятся этим и жизнь становится для них настолько отвратительною и невыносимою, что насильственный исход неизбежен.

Вторая группа рассказов Альбова носит совсем другой характер: это ряд жанровых картинок, тепло, искренно и талантливо написанных. Мрачный колорит почти совсем исчезает. На первый план выступает наблюдатель. Таковы: «Конец неведомой улицы», I часть «0 людях взыскующих града» («Воспитание Лёльки»), «Тоска», «Юбилей», «Рыбьи стоны» и др. «Ряса» представляет переходную ступень от первой группы рассказов ко второй. «Конец неведомой улицы» - целая хроника будничной жизни изображённого Альбовым уголка. Нужно иметь незаурядное дарование, чтобы из такого ничтожного материала создать такую занимательную вещь. Очень трогательно, с горячим чувством и поэтично изображён мир забитого ребёнка в «Воспитании Лёльки». В упрёк можно поставить Альбову только то, что он иногда запутывается в подробностях, желая слишком точно (протокольно) изобразить хорошо изученную им среду мелкого петербургского мещанства и духовенства. Остаётся пожалеть, что у Альбова, в силу условий личной жизни, узкий круг наблюдений. Из всего сказанного видно, что Альбов не является представителем какого-нибудь общественного течения, а занят изображением личной жизни, помыслов и чувств действующих лиц.




Top