В комнату вошел старик 50 лет. Пишет Ёшкин Кот

16-летний Пушкин написал о Карамзине: «В комнату вошел старик лет 30». Это можно было бы списать на юношеское восприятие возраста. Сказал же мне 15-летний сын в мои 35: «Батя, когда я буду такой старый, как ты, мне уже тоже ничего не нужно будет». Но вот слова Ю.Тынянова: «Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было тридцать четыре года – возраст угасания».

Сегодня вполне серьёзно обсуждают, не заканчивается ли юношеский возраст лишь к 30-ти годам. Повернётся ли у кого-нибудь язык сказать о 42-летней госпоже N – президенте банка, давшего кредит под хороший процент: «Старуха»? Внешние и внутренние границы старости на карте жизни разительно изменились и продолжают изменяться.

В настоящее время пятую часть населения наиболее развитых регионов составляют лица в возрасте 60-ти лет и старше, а к 2050 году, по прогнозным оценкам, их доля возрастёт до трети».

Это не только становится экономической проблемой, но и серьёзно сказывается на возрастной структуре занятости, межпоколенных отношениях, социо-культурном ландшафте. Использование потенциала старости привлекает всё большее внимание исследователей, выходящее далеко за пределы только геронтологии и гериатрии, как это ещё недавно было.

Дать единое определение старости, вывести какую-то её общую формулу по существу невозможно.

Хронологическая старость. У древних греков возрастом старости считался время от 43-х до 63-х лет, в Древнем Риме – от 60-ти лет. По действующим сегодня критериям Всемирной Организации Здравоохранения, это возраст от 75-ти до 89-ти лет. Ей предшествует пожилой возраст – от 60-ти до 74-х лет. За ней следует возраст долгожительства.

Физиологическая старость – «Заключительный период жизни, характеризующийся ограничением адаптационных возможностей организма и морфологическими изменениями в различных органах и системах». Слово «человек» в таких определениях не обязательно – они с равным успехом подходят и для животных. С физиологическим старением связано представление о старости как болезни, которую можно предупреждать и лечить. К нему восходят старые и новые идеи замедления старения и продления жизни лет до 200–300.

Социальная старость – «заключительный период человеческой жизни, условная граница которого с периодом зрелости связана с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества». Её возрастные границы широко варьируют в зависимости от культуры, времени, общественного уклада и т.д.

Психологическая старость не совпадает с остальными её гранями. «Трагедия не в том, что мы стареем, а в том, что остаёмся молодыми» – заметил Виктор Шкловский. «Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!» – вторит ему Фаина Раневская и добавляет: «Старость – это просто свинство. Я считаю, что это невежество бога, когда он позволяет доживать до старости». В широком смысле слова психологическая старость это то, как проявляют себя названные выше стороны в поведении и переживаниях человека. Здесь можно выделить, по крайней мере, три аспекта.

Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!

Фаина Раневская

Первый связан с возрастными изменениями психики – от незначительных до патологии – и выходит далеко за пределы темы этого очерка. Единственное, что хотелось бы заметить, это то, что вклад индивидуального здесь значительно больше, чем собственно возрастного.

Второй фокусируется на психологической переработке всего того, что приносит с собой возраст, или, иначе говоря, о приспособлении к старости, совладании с ней. Многие авторы пытались типологизировать психологию старости. Упомяну лишь выделенные Д. Бромлеем стратегии приспособления:

1. Конструктивный – отношение к старости положительно, она переживается, я бы сказал, как бабье лето с праздником урожая. Это стратегия хорошо интегрированной, зрелой, полагающейся на себя личности, позволяющая принять возраст и получать удовольствие от жизни, несмотря на её конечность.

2. Зависимый – в общем позитивное восприятие старости, но с тенденцией ожидать от других помощи в обеспечении жизни и душевной поддержки. Оптимизм сочетается с непрактичностью.

3. Оборонительный – подчёркнутая независимость, необходимость быть в действии, стремление работать как можно дольше, сожаления о прошедшей молодости. Придерживающиеся этой стратегии не любят делиться проблемами, склонны держаться привычек и т.д., прямо и косвенно настаивая на том, что они «о’кей» и справляются с жизни сами. Это проявляется даже в семье.

4. Враждебный – старость, уход на пенсию не принимаются, будущее окрашено страхом беспомощности, смерти. Напряжение разряжается через повышенную активность и при этом недоверчивость, подозрительность, агрессивность, обвинения в своих неудачах других, враждебность к молодежи, злость на весь мир.

5. Самоненавидящий – тот же страх старости, но агрессия направлена на себя. Эти люди обесценивают собственную якобы неправильно и плохо прожитую жизнь, воспринимают себя как жертв обстоятельств и судьбы, пассивны, часто депрессивны. Нет ни бунта против старости, ни зависти к молодым, смерть видится избавлением от страданий.

Хотя у каждого при знакомстве с этими стратегиями возникают ассоциации с живыми людьми, это только стратегии, типы приспособления, а не типы людей, в жизни которых разные стратегии могут сочетаться и изменяться.

Третий аспект – личностное развитие. По Э. Эриксону, в старости разрешается конфликт «цельность – безнадёжность». Неблагоприятное его разрешение – отчаяние из-за неудавшейся, несложившейся жизни, безвозвратно упущенных возможностей; благоприятное – мудрость, спокойная подготовка к уходу (5-я vs. 1-ая стратегии по Д. Бромлею).

Молодость с учетом того, как разрешение более ранних конфликтов развития встречалось с жизнью, решала конфликт близости и одиночества: способности разделять свою жизнь с другим без страха потерять себя и ухода в одиночество, по существу – способности и неспособности к любви.

Зрелость – разрешение конфликта «производительность – застой»: чувство сопричастности, забота о других vs. самопоглощённость. На ходе разрешения конфликта старости серьёзно сказывается разрешение конфликтов предшествующих стадий развития. Но она бывает способна на такие прорывы в личностном развитии, которые не всякой молодости по силам.

Цифры цифрами, но где тот порог, переступая который, человек может сказать себе, что вступает в неё?

На языке essentia говоря, там, где физическое старение достигает некоей критической массы и встречается с критическим сужением поля занятости и социальной востребованности. В сегодняшних западных (информационно-технологических) обществах социальным порогом старости считается выход на пенсию по возрасту, но кто-то уходит на неё в декретированном возрасте, а кто-то не уходит вообще.

На языке existentia, старость – это когда человек чувствует себя старым и строит свои поведение и жизнь, исходя из этого чувства. Само по себе это не определяет качества переживания старости: оно складывается в её встрече с индивидуальным опытом жизни, изменяющимся местом старости в социальных системах, социо- и этнокультурными портретами старости и стереотипами отношения к ней у поколения детей и т.д. Но так или иначе в старости сходятся и представлены в сгущённом виде основные данности существования – «неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим; свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим; наше экзистенциальное одиночество и, наконец, отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни» (И.Ялом).

Лет 10-12 тому назад мне пришлось консультировать человека, обратившегося по поводу отношений со своим другом: «Разрываюсь между желанием помочь ему, что – понимаю! – не в моих возможностях, и обидой». Его друг – талантливый учёный из тех, кого уважительно называют self-made-man, пробивший дорогу в жизни и науке собственным лбом, прямой, требовательный и категоричный, своего рода романтик бескомпромиссности, отнюдь не лишенной односторонности и чреватой конфликтами. Поначалу это помогает ему и выводит на достаточно высокий служебный уровень, где его набыченность всё больше вступает в противоречие с требуемой на его посту гибкостью в административных и человеческих отношениях, приводя его к конфликтам и периодическим депрессиям с выраженной психосоматической компонентой. В 60 он оказывается перед лицом выбора между унизительным для него переходом под начало одного из своих подчинённых и уходом на пенсию, чувствует себя загнанным в угол, выбирает второе и погружается в депрессию, замыкающуюся в порочный круг с теперь уже действительно медицинскими проблемами.

Всё то, что он раньше хотел сделать и написать, но не успевал, теперь, когда на это есть время, остаётся несделанным и ненаписанным. Своё мироощущение он выразил в письме моему клиенту, с которым был связан больше сорока лет: «... с тех пор, как молчу, я переживаю обиду и раздражение на всех и вся. Это стало моим мировоззрением, я ни с кем не делюсь им, лишь периодически взрываюсь. Ненавижу людей, все – враги. В отношении тебя – у меня взорвалась злоба, ты такой тонкий и гуманный, но...» – дальше следовала разрывающая отношения тирада в духе рассказов М. Зощенко. Было ясно, что это своего рода призыв о помощи, возможности ответа клиента на который мы и обсуждали. Дальнейшая судьба этих людей и их отношений мне неизвестна, но фраза моего клиента: «Он так боится смерти, что сам при жизни ложится в могилу», – осталась в памяти.

Не менее светло восприятие старости Михаилом Пришвиным: «Вот счастье бывает какое – дожить до преклонного возраста и не склоняться, даже когда согнётся спина, ни перед кем, ни перед чем, не отклоняться и стремиться вверх, наращивая годовые круги в своей древесине». И в другом месте: «Я теперь опираюсь не на количество лет, а на качество дней своих. Дорожить надо каждым днём своей жизни». В последнюю свою осень (на 81-ом году) он даёт блестящую метафору своего восприятия старости: «Осень в деревне тем хороша, что чувствуешь, как быстро и страшно проносится жизнь, ты же сам сидишь где-то на пне, лицом обращённым к заре, и ничего не теряешь – всё остаётся с тобой».

Коль скоро старость уж дана нам, это наша свобода – мучиться ею или получать от неё удовольствие.

Возраст - дело относительное....

Л.Стивенсон:"Еле шаркая ногами и покашливая, в комнату вошел дряхлый 50 летний старик" ....

Наткнувшись на эту фразу, стал копать в литературе 19 века и еще ранее...

Но вначале обнаружил у защитника детей Астахова (в наши дни) "женщина в 25 лет уже покрыта глубокими морщинами"

Матери Джульетты было 28.

16-летний Пушкин писал: "В комнату вошел старик лет 30".

Марья Гавриловна из "Метели" Пушкина была уже немолода: "Ей шел 20-й год".

Тынянов: "Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было 34 года, возраст угасания".

Старухе процентщице из романа Достоевского "Преступление и наказание" было 42
года.

Анне Карениной на момент гибели было 28 лет, старику мужу
Анны Карениной - 48 лет (в начале описанных в романе событий всем на 2 года
меньше). Вронскому было 28 лет ("начинающий плешиветь" - так Толстой описывал его).

Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в "Трех мушкетерах" осады
крепости Ла-Рошель было 42 года.

У Толстого про "княгиню мариванну, старуху 36 лет".

У Лермонтова в повести "Княгиня Лиговская": "Главным ее недостатком была бледность, как у всех петербуржских красавиц, и старость, девушке уж исполнилось 25. На радость нашим местным джентльменам."

В 19 веке брачный возраст был для женщин 15-17 лет.

Чехов: "На свадьбе младшей сестры Манюси 18 лет у старшей ее сестры Вари случилась истерика. Потому что этой старшей было уже 23, и время ее уходило, а может быть, уже ушло..."

Гоголь: "дверь нам открыла старуха лет сорока".

В те времена в русской литературе сплошь и рядом можно было прочесть, как женщина лет 30-35 надевала чепец, аки старушка, и вывозила на бал 15-летнюю дочь-невесту.

Не случайно Татьяна Ларина в свои 18 лет уже считалась почти старой девой, и потому тетушки-нянюшки-кумушки сетовали: "Пора,пора бы замуж ей, ведь Оленька ее моложе".

У Ги Бретона, который описывает французскую историю на любовных примерах, не только женщины считались пожилыми в 25 лет, но и мужчины в 30. Рожали тогда лет в 13-14, иногда в 12. Поэтому у 15-летней матери любовники менялись как перчатки и она смотрела свысока на 20-25-летнюю старуху. С тех пор времена изменились в истерично-целомудренную сторону (разительная разница в возрасте, когда теряют девственность).
Еще, например, в другой литературе тех лет можно встретить выражения: "в комнату вошел глубокий старик с клюкой 40-ка лет отроду, его поддерживали под руки молодые мужчины 18 лет" или " она жила так долго, что придворные уже и не знали сколько этой фройлине лет. На самом же деле эта дряхлая женщина умерла в 50 лет от старости, а не от болезни".

Или: "Король объявил своей королеве, что ссылает ее до смерти в монастырь ввиду старости. Он нашел себе молодую жену 13 лет, которую хочет сделать своей королевой. Обливаясь слезами, жена бросилась в ноги к своему повелителю, но старый король (ему было 30 лет) был непреклонен, он объявил ей о беременности своей новой возлюбленной"

Зюскинд "Парфюмер":
"...мать Гренуя, которая была еще молодой женщиной (ей как раз
исполнилось двадцать пять), и еще довольно миловидной, и еще
сохранила почти все зубы во рту и еще немного волос на голове,
и кроме подагры, и сифилиса, и легких головокружений ничем
серьезным не болела, и еще надеялась жить долго, может быть,
пять или десять лет..."

В Разоблачение сенсации. Возраст литературных героев.

По Интернету (вконтакте, одноклассниках и на форумах) распространился следующий текст, много раз его встречала, а сегодня вспомнили в разговоре.

Старухе-процентщице из романа Достоевского "Преступление и наказание" было 42 года.

Маме Джульетты на момент событий, описанных в пьесе, было 28 лет.

Марья Гавриловна из "Метели" Пушкина была уже немолода. Ей шёл 20 год.

Бальзаковский возраст - 30 лет.

Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была 16-ти летняя дочь на выданье).

Анне Карениной на момент гибели было 28 лет, Вронскому - 23 года. Старику - мужу Анны Карениной - 48 лет.

Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в "Трёх мушкетерах" осады крепости Ла-Рошель было 42 года.

Из записок 16-ти летнего Пушкина: "В комнату вошел старик лет 30-ти". Это был Карамзин.

У Тынянова Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было 34 года - возраст угасания.

Так вот!!!
Это все притянуто за уши и вообще неправда!

Давайте разбираться по порядку.
- Старухе-процентщице из романа Достоевского "Преступление и наказание" было 42 года.
Первоисточник:
"Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти , с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела."

- Маме Джульетты на момент событий, описанных в пьесе, было 28 лет.
На деле еще меньше, но тогда были приняты ранние браки.
Первоисточник:
Мама говорит Джульетте:
Ну что ж, подумай. У веронской знати
В почете ранний брак. Я тоже, кстати,
Тебя довольно рано родила -
Моложе я, чем ты теперь, была.

А чуть раньше говорится, что Джульетте нет ещё 14 лет:
Она ребенок. Ей в новинку свет
И нет еще четырнадцати лет.

- Марья Гавриловна из "Метели" Пушкина была уже немолода. Ей шёл 20 год.
Кто дал такое определение: "немолода"? Во всей повести не встречается ни слово "молода", ни "немолода".
Первоисточник о возрасте говорит только следующее:
"В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу."

- Бальзаковский возраст - 30 лет.
Вот что сообщает нам всезнающая Википедия:
Бальзаковский возраст - выражение, ставшее общеупотребительным после появления романа "Тридцатилетняя женщина" французского писателя Оноре де Бальзака. Героиня этого романа виконтесса д’Эглемон отличалась независимостью, самостоятельностью суждений и свободой в проявлении своих чувств. В первые годы после выхода романа в свет это выражение употреблялось иронически по отношению к женщинам, которые были похожи или стремились походить на героиню бальзаковского романа. Позже это значение термина забылось.
Бальзаковский возраст - женщина в возрасте от 30 до 40 лет (шутл.-ирон., иносказательно). Современное понимание термина, происходящее от романа Оноре де Бальзака.

- Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была 16-ти летняя дочь на выданье).
Опять-таки из Википедии:
О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. ...Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях никак не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте.

- Анне Карениной на момент гибели было 28 лет, Вронскому - 23 года. Старику - мужу Анны Карениной - 48 лет.
Не нашла, длинный роман, да и перечитать собиралась.
Собственно, упоминания о возрасте Анны нет, только говорится, что она на 20 лет младше мужа была.
Никто не знает, а???

- Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в "Трёх мушкетерах" осады крепости Ла-Рошель было 42 года.
В романе ни разу не встречается слово "старикан", а по отношению к Ришелье не употребляется и определение "старик".
Первоисточник: "У камина стоял человек среднего роста, гордый, надменный, с широким лбом и пронзительным взглядом. Худощавое лицо его еще больше удлиняла остроконечная бородка, над которой закручивались усы. Этому человеку было едва ли более тридцати шести - тридцати семи лет, но в волосах и бородке уже мелькала седина. Хотя при нем не было шпаги, все же он походил на военного, а легкая пыль на его сапогах указывала, что он в этот день ездил верхом.
Человек этот был Арман-Жан дю Плесси, кардинал де Ришелье, не такой, каким принято у нас изображать его, то есть не согбенный старец, страдающий от тяжкой болезни, расслабленный, с угасшим голосом, погруженный в глубокое кресло, словно в преждевременную могилу, живущий только силой своего ума и поддерживающий борьбу с Европой одним напряжением мысли, а такой, каким он в действительности был в те годы: ловкий и любезный кавалер, уже и тогда слабый телом, но поддерживаемый неукротимой силой духа..."
И да, ему, действительно, было 42. Но стариком его не называют.

- Из записок 16-ти летнего Пушкина: "В комнату вошел старик лет 30-ти". Это был Карамзин.
Не нашла текст записок. Но Карамзин родился в 1766 году, а Пушкин - в 1799. Т.е., когда Карамзину было 30 лет, Пушкина не было еще и, как сейчас говорят, в проекте. В то время, когда Пушкину было 16, Карамзину было (считаем) около 49.
Возможно, в 16 лет Пушкин вспоминает, как к ним приезжал Карамзин. Карамзину на момент визита было 34, если верить Тынянову, а Пушкину - 1 год. Вряд ли он запомнил.

- У Тынянова Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было 34 года - возраст угасания.
Ну да, цитата точная. Но... неполная.

По Интернету гуляет вот такой прогон:

Марья Гавриловна из "Метели" Пушкина была уже немолода: "Ей шел 20-й год".
Маме Джульетты на момент событий, описанных в пьесе, было 28 лет.
<<Бальзаковский возраст>> - 30 лет.
Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была
16-летняя дочь на выданье).
Старухе процентщице из романа Достоевского <<Преступление и наказание>>
было 42 года.
Анне Карениной на момент гибели было 28 лет, Вронскому - 23 года,
старику мужу Анны Карениной - 48 лет (в начале описанных в романе
событий всем на 2 года меньше).
Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в <<Трех мушкетерах>>
осады крепости Ла-Рошель было 42 года.
Из записок 16-летнего Пушкина: <<В комнату вошел старик лет 30>> (это
был Карамзин).

Ему было тридцать четыре года - возраст угасания>>.
Поэму <<Руслан и Людмила>> Пушкин написал в 19 лет.
Великое математическое открытие гениальный Эварист Галуа сделал в 19
лет - <<группы Галуа>> (в 20 лет был убит на дуэли по политическим
мотивам). Галуа был самый молодой из великих и самый великий из
молодых.

По замыслу создателя, надёргавшего фактов в эдакий яркий пучок, прочитавший должен ужаснуться скоротекущей жизни своей, осознать, как не дорожим мы ныне годами, не то, что наши предки.
Я на эту подборку напоролся у Ксении , однако, позднее обнаружил, что бацилла уже распространилась по Тырнету, проникнув в эти ваши "Фконтакты" и "Одноглазники". Каждый перепост обрастает десятком комментов "философского" характера, вздыханиями и пр.
Собственно, меня прежде всего, смутила старуха-процентщица.

Я читал роман и сразу был уверен, что тут накосячено. Бабий век, конечно, короток, и 42 года - это не первая свежесть и, даже не вторая. Однако, называть женщину в 42 года "старухой", даже на мой циничный взгляд, несколько преждевременно.
К своему немалому удивлению, почитав комменты, я обнаружил, что оказался едва ли не первым, кто додумался открыть первоисточник. Предчуствия меня не обманули:
"Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти , с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Должно быть, молодой человек взглянул на нее каким-нибудь особенным взглядом, потому что и в ее глазах мелькнула вдруг опять прежняя недоверчивость.
-- Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц, -- поспешил пробормотать молодой человек с полупоклоном, вспомнив, что надо быть любезнее."

"Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в «Трех мушкетерах» осады крепости Ла-Рошель было 42 года."

Дюма нигде не называет Ришелье "стариканом". Хотя бы потому, что в "Трёх мушкетёрах" Ришелье...намного моложе! Читаем:
"У камина стоял человек среднего роста, гордый, надменный, с широким лбом и пронзительным взглядом. Худощавое лицо его еще больше удлиняла остроконечная бородка, над которой закручивались усы. Этому человеку было едва ли более тридцати шести — тридцати семи лет, но в волосах и бородке уже мелькала седина. Хотя при нем не было шпаги, все же он походил на военного, а легкая пыль на его сапогах указывала, что он в этот день ездил верхом.
Человек этот был Арман-Жан дю Плесси, кардинал де Ришелье..."

И далее:"Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была 16-летняя дочь на выданье). "
Это - чистейшей воды фантазия. Личность Сусанина вообще покрыта мраком истории, неизвестен ни возраст его, ни родители, ни социальный статус (он был не просто крестьянином, а старостой или подъячим). Однако большинство исследователей (гуглите сами, ладно?) сходятся в том, что к моменту его смерти, дочь Сусанина, Антонида уже была замужем, у Сусанина были внуки. В 32 года? Вряд ли.

Зато - маме Джульетты было не 28 лет, а МЕНЬШЕ:

Here in Verona, ladies of esteem,
Are made already mothers. By my count,
I was your mother much upon these years
That you are now a maid.

Что означает (в переводе Екатерины Савич):

Ну что ж, подумай. У веронской знати

В почете ранний брак. Я тоже, кстати,

Тебя довольно рано родила --

Моложе я, чем ты теперь, была.

А чуть раньше няня говорит, что Джульетте нет ещё 14ти. Отметим, что речь идёт о браках в среде знати, а в те неспокойные времена, даже короли, чтобы упрочить своё положение, приобрести ещё землицы или не потерять то, что уже есть, случалось, обручали потомков ещё в колыбельке. Кстати, в Вероне, "где встречают нас событья", далеко не все в восторге от моды на ранние браки. Так, старик Капулетти, отвечает Парису:

Скажу вам то, что раньше говорил!

Она ребенок. Ей в новинку свет

И нет еще четырнадцати лет.

Когда б еще два года пролетело,

Она бы для замужества созрела.

А когда Парис, всё же, наседает: "И помоложе под венец идут." - Капулетти резко его обрывает: "Зато их дети долго не живут!"

У Тынянова: "Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся.
Ему было тридцать четыре года - возраст угасания>>.

Загляните в повесть Тынянова "Пушкин", там автор чётко даёт понять, какое именно угасание он имеет ввиду:

"Главным лицом был, разумеется, не граф. Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было тридцать четыре года - возраст угасания.

Время нравиться прошло,
А пленяться, не пленяя,
И пылать, не воспаляя,
Есть дурное ремесло.

Морщин еще не было, но на лице, удлиненном, белом, появился у него холод.Несмотря на шутливость, несмотря на ласковость к щекотуньям, как называл он молоденьких, - видно было, что он многое изведал."

Весьма точно замечено. В 34 года действительно, на каждую бабу не кидаешься. В этом возрасте мужчина начинает ценить в женщине шарм, класс, если угодно. И понимает, что дама с шармом - явление весьма редкое, а другие ему просто не нужны. И влечение потихоньку угасает...

"Анне Карениной на момент гибели было 28 лет, Вронскому - 23 года"
Очевидно, я должен подпрыгнуть на стуле от радости узнавания и понимающе закивать головой... "Каренину" читал кто-нибудь? На всякий случай, напоминаю сюжет: Сравнительно молодая московская фифа, живущая на полном мужнином обеспечении, сбагрившая единственного ребёнка хорошей няне, измучена фитнесом, соляриями, клубами и бутиками. Чтобы как-то развеять смертельную скуку, она заводит интрижку с молодым, продвинутым курсантом из культурной столицы. Курсант, в свою очередь, сыт по горло от 17-летних дурищ, которые гроздьями вешаются на него на дискотеках и которых, как бы незаметно, подсовывают ему знакомые мамашки. Курсанту хочется чего-то с перчиком и солью, пусть даже и бэушного. Бабах! Всё у них закрутилось и привело к неизбежному финалу: он подлец, ему нужно было только одно, для неё жизнь утратила смысл и она умирает, наглотавшись таблеток, бросившись под поезд...
Где тут сенсация? Да, конечно - когда нас, 17-18 летних дрищей заставляли это читать, Каренина и Вронский казались нам страшно взрослыми и серьёзными дядькой и тётькой. Но сейчас-то - неужели мы не понимаем, что таких историй по Москве и области - в месяц до сотни?
Я никоим образом не намерен преуменьшить значение "Анны Карениной" для русской литературы. В поступках толстовских героев есть нерв и характер, но, вот чего в них нет - так это дешёвой сенсации.

Ну и, на десерт - совсем лёгкое: Пушкин написал, Галуа открыл. Да, написал. Ага, открыл. Есть и более яркие примеры: Моцарт в 10 лет зашибал деньгу концертами, что твоя Леди Гага. Это, кстати, по поводу "самый молодой из великих и самый великий из молодых."
Нужно понять простую вещь: эти парни - гении. У них свой век, они живут иной природой. Переживаете, что в 19 лет ничего не сделали "на века"? Вспомните о том, что мало кто из ярких звёзд сиял до 40ка лет. То есть, если вы считаете, что к 20ти годам должны войти в историю - готовьтесь после 30ти выйти из жизни и лечь в уютный гробик. Готовы? То-то...
Что же из этого следует? Следует жить. 19ть вам или 69ть. Во все времена возраст воспринимался одинаково: всегда 20летние были ещё мальчиками, а 60летние - стариками. Так пребудет и впредь.

Основную идею создателей «Москва слезам не верит» высказала главная героиня фильма Катерина. А я хочу напомнить о Пушкине и его «Евгении Онегине».
А кстати: Ларина проста, но очень милая старушка;(Гл. третья.ст.четвертый).
Кто-нибудь когда-нибудь задумывался почему Ларина пусть и простая, и милая, но старушка-то?
А вот меня это всегда смущало.
(Гл.вторая. всеобщее знакомство) О будущей «старушке»:… в то время был еще жених ее супруг, но по неволе, она вздыхала по другом.
…. (который) был важный франт, игрок и гвардии сержант.
Как он, она была одета всегда по моде и к лицу:
Но, не спросясь ее совета, девицу повели к венцу.
И, чтоб ее рассеять горе, разумный муж уехал вскоре в свою деревню…..
Предполагаю, если Пушкин ни о какой-либо деятельности супруга(кроме деревенской сытой жизни)после женитьбы не сообщает, значит воинское звание он уже имел(для достижения требуется достаточно большой промежуток времени) и поэтому делаю вывод, что ему могло быть около сорока (м.б. и больше) на тот момент.
Смиренный грешник Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир(!)…(эпитафия).
Ну а жена, явно была моложе и даже возможно на много. Потому и скорее, «не спросясь» девицу повели к венцу, как бы чего не натворила от придуманной любви, начитавшись романов и наслушавшись глупостей от московской кузины; сержант-то, не спроста, крутится поблизости. Думаю, что девице не было и двадцати(а м.б.и того меньше) лет.
Жизнь в провинции, тем более, в деревне стирает многие условности, упрощается мышление(чего ради выставляться в одежде, манерах и словах на показ, кроме нас-то никого, все свои и такие же, так чего выделяться), вся жизнедеятельность человека сводится к оптимальному минимуму самого необходимого(причем в спокойствии: обилии пищи и сна нет никаких ограничителей, куда и для чего спешить, торопиться) круга(набора) операций(все происходит сегодня – как и вчера, и завтра как сегодня; для кого-то замкнутый, в своей обыденности круг, но это и есть реальная жизнь). Чисто из своих наблюдений сделала такой вывод:, что бы женщина очень сильно постарела, да так, что окружающие видели в ней старуху, нужно, чтобы или жизнь в целом была непосильно тяжелой, суровой, причем беспросветная безысходность/безнадега (надежда она все равно смягчает морщинки тихой улыбкой) или сиюминутный страшной силы удар по ЦНС – как-то вдруг жестокая болезнь или страшное известие/сообщение(осознание безысходности ситуации). Но Пушкин описывает нам быт и жизнь семьи Лариных, просто на зависть, благополучными.
…. и обновила наконец на вате шлафор и чепец… супруга всего лишь раздобрела от сытой и размеренной деревенской жизни, она сменила узкий корсет на теплое нижнее белье, а прозрачный пеньюар на ватный ночной халат. Нормальное решение, очень правильное для жизни, где хвастаются иными успехами, возможностями, приобретениями. Тем более, что ….муж любил ее сердечно, в ее затеи не входил. Во всем ей веровал беспечно, а сам в халате ел и пил.
Не знаю откуда, но почему-то знаю, что Татьяне на момент знакомства с (читателем) Онегиным было примерно девятнадцать лет, а Ольге - чуть больше шестнадцати. Не сложные арифметические вычисления, пусть даже и приблизительные, и получается, что Лариной (их матери, кстати об имени: Pachett - Прасковья???) было около сорока (а м.б.и меньше). Почему же на момент знакомства с (читателем) Онегиным Пушкину она представляется старухой? В романе он признается, что ему самому около тридцати (гл.шестая, описание сцен дуэли) и неужели же тридцатилетнему мужчине, любителю женщин, сорокалетняя Ларина видится такой уж древней? Предполагаю, что сработал фактор отсутствия лоска, блеска, гордости и надменности, ну и, естественно, вне моды и времени наряды «провинциальной простоты». Возможно столичная ее ровесница, этакая светская «Грандекобра», произвела бы на гостя совершенно иное впечатление???




Top