В начале 20 века российская культура переживала. Русская культура начала XX века (серебряный век)


В художественной культуре начала XX века буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры, пережитый в XIX в., сменяется ее серебряным веком, новым и прихотливым расцветом. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа 19–20 вв.


Первоначальное употребление термина было скорее негативным, т.к. серебряный век, наступающий после золотого, подразумевает спад, деградацию, декаданс (упадок, культурный регресс). Поэтому выражение «серебряный век» должно было указывать на понижение качества явления, его регресс. При таком понимании русская литература серебряного века (модернизм) противопоставлялась «золотому веку» Пушкина и его современников как «классической» литературе.


В дальнейшем понятие «серебряный век» поэтизировалось и потеряло негативный оттенок. Оно было переосмыслено как образное, поэтическое обозначение эпохи, отмеченной особым типом творчества, особой тональностью поэзии, с оттенком высокого трагизма и изысканной утонченности.




Максим Горький. Портрет работы В. Серова. В. Г. Короленко. Портрет работы И. Е. Репина г.




Своеобразным манифестом нового направления в духовной жизни России стал сборник «Вехи» (автор – В.Г. Короленко),опубликованный в 1909 г. такими мыслителями, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П. Б. Струве, С.Л. Франк. Основные идеи: - Русская интеллигенция – главный виновник русской революции, поставившей страну на грань национальной катастрофы, - Социальный прогресс возможен лишь путем эволюционных изменений. - Необходима выработка новых религиозно- нравственных идеалов, основанных на христианском учении.





К. С. Петров - Водкин Художник, писатель, патриот, признанный выдающимся после персональной выставки лишь в 1966 году. Его картины выставляются во многих галереях в нашей стране и за рубежом. Он одновременно был и писателем, автором великолепных мемуаров, В 1910-е годы складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкин где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты».


К. С. Петро́в-Во́дкин. Купание красного коня» 1912 Внешне, по "сюжету", все в картине было предельно просто. Юноши, почти подростки, купают коней в пруду. Краски полотна ясные, яркие, и доминирует красный. Внешне все в картине спокойно, размеренно, даже статично. А зрителю передается состояние какой-то невысказанной тревоги… «Купанье красного коня» и в самом деле парадоксальная картина. Все в ней на контрастах, и именно их строгое взаимодействие создает ту внутреннюю напряженность, которая передается зрителю»






Акмеисты (от греческого слова «акме» цветущая пора, высшая степень чего-либо) призывали очистить поэзию от философии и всякого рода «методологических» увлечений, от использования туманных намеков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями, пороками, злом и несправедливостью, демонстративно отказываясь от решения социальных проблем и утверждая принцип «искусство для искусства».




Русский авангард (От фр. «передовой».) Противоположность модерна и символизма. Характерны: -поиск новых форм и средств выражения, -разрыв с традициями прошлого, -эксперименты в области искусства. Его приверженцы – футуристы в поэзии и абстракционисты в живописи – пытались творить в стиле ожидаемого ими будущего.


Футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадежно устарело. В своих крикливых и дерзко написанных манифестах они прославляли новую жизнь, развивающуюся под влиянием науки и технического прогресса, отвергая все, что было «до», заявляли о своем желании переделать мир, чему, с их точки зрения, в немалой степени должна содействовать поэзия. Футуристы стремились овеществить слово, связать его звучание непосредственно с тем предметом, которое оно обозначает. Это, по их мнению, должно было привести к реконструкции естественного и созданию нового, широко доступного языка, способного разрушить словесные преграды, разобщающие людей.


Афиша 1-го съезда футуристов. Футуристы уделяли внимание не содержанию, а форме поэтической конструкции. они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия - «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» «Облако в штанах». Футуризм объединил разные группировки, среди которых наиболее известными были: кубофутуристы (В. Маяковский, В. Каменский, Д. Бурлюк, В. Хлебников), эгофутуристы (И. Северянин), группа «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак и др.).







Василий Кандинский "Пестрый ансамбль" г Василий Кандинский "В черном квадрате" г


Казимир Малевич Чёрный квадрат. Казимир Малевич (вершина абстракционизма)


Красный квадрат» картина Казимира Малевича, написанная в 1915 году. Представляет собой красный четырёхугольник на белом фоне, несколько отличающийся по форме от квадрата. В каталоге выставки 1915 года он получил второе название «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». Отмечено, что «Красный квадрат», как и «Чёрный квадрат», обладает тем свойством, что площадь белого фона равна площади закрашенного квадрата. В 1920 году Малевич писал об этой картине, что «в общежитии он получил ещё значение» «как сигнал революции».


Борис Михайлович Кустодиев Кустодиев, как всякий крупный художник, плохо умещается в "ячейки « художественных направлений. Он испытывал симпатию к тем или иным живописцам, участвовал в ряде художественных объединений, но, по большому счету, всегда шел своим путем. Старые передвижники обвиняли Кустодиева (ученика Репина!) в "лубочности" и "несерьезности». Авангардисты, напротив, пеняли ему на то, что он никак не может перерезать пуповину, связывавшую его с Репиным. Модернисты считали его безнадежно "прямолинейным«. Пролетарские художники называли "певцом купеческо-кулацкой среды". Кустодиев Б.М. Автопортрет на охоте Автопортрет на охоте.
36


Есенин Сергей Александрович Его стихи, рожденные фольклором, постепенно сами превратились в фольклор. Пришедший из рязанского села в петроградские литературные салоны, Есенин в салонного поэта не превратился. Страшась исчезновения милого его сердцу патриархального уклада, он называл себя "последним поэтом деревни". Есенин воспевал революцию, но иногда, по собственному признанию, не понимая, "куда несет нас рок событии", опускался в трюм кабака накреняющегося от бурь корабля революции.




Александр Николаевич Скрябин Русский композитор и пианист,композитор пианист одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры. Пытался воплотить в жизнь идеи соединения звука и света, предвосхитив тем самым появление современной светомузыки.



Фото Ф.Шаляпина 1898 г Федор Иванович Шаляпин. Этот певец проложил дорогу оперным и драматическим артистам, которые до того времени появлялись за границей. «Он должен быть признан за первого русского артиста…запевшего в Европе настоящую русскую музыку по русскому образцу». (театральный деятель В.А. Телятевский).


РОССИЯ в 1900-1920 гг.

Тема №30: Россия в начале века: самодержавие и общество; сословный строй; экономическое и политическое раз­витие, его противоречия; проблемы модернизации. Реформы С. Ю. Витте.

Культура в начале XX в.

Определите не менее двух целей экономической политики С. Ю. Вит­те. Приведите не менее трех примеров реализации этой экономической политики.

№184. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие основные цели экономической политики С. Ю. Витте:

1) ускорение индустриализации страны;

2) создание рыночной экономики;

3) интеграция экономики России в мировую систему.

2. Могут быть приведены следующие примеры реализации экономической по­литики С. Ю. Витте:

1) ускоренное железнодорожное строительство;

2) активное вмешательство государства в финансово-экономическую жизнь страны - покровительство промышленности, выдача денежных кредитов;

3) финансовая реформа, целью которой было укрепление рубля;

4) привлечение иностранных капиталов.

Назовите не менее двух объединений художников, композиторов, деятельность которых относится к XIX - началу XX в. Приведите не менее трех характерных черт одного из названных объединений.

№ 185. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие творческие объединения:

1) «Товарищество передвижных художественных выставок» (передвижники)

2) «Могучая кучка» (Балакиревский кружок); I

3) «Мир искусства».

2. Могут быть приведены характерные черты одного из названных объединении:

А) «Товарищество передвижных художественных выставок»:

1) стремление следовать принципам реализма;

2) отказ от эстетических канонов академизма;

3) стремление отображать жизнь простого народа, его бедствия и страда­ния;

4) устройство передвижных выставок;

5) критика существующих порядков.

Б) «Могучая кучка»:

1) создание национальной оперы;

2) отказ от шаблонов итальянского музыкального искусства;

3) использование в музыкальных произведениях народных мотивов;

4) народ - участник сценического музыкального действа (оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Псковитянка»).

В) «Мир искусства»:

1) популяризация западноевропейского искусства;

2) возрождение наследия прошлых эпох (XVIII - начало XIX в.);

3) противопоставление творчества «мирискуссников» реалистическому направлению;

4) отказ от эстетических принципов академизма.

Ниже приведены две точки зрения об экономическом развитии России в начале XX в.:

1. В начале XX в. Россия была среднеразвитой страной с развиваю­щейся экономикой, а отечественный капитал занимал лидирую­щее положение в народном хозяйстве страны.



2. Россия в начале XX в. была глубоко отсталой страной и находи­лась в полуколониальной зависимости от стран Запада.

№186. (С5) Ответ:

1) в начале XX в. по объемам добычи железной руды, выплавке чугу­на и стали, производству тканей и сахара Россия занимала 4-5 места в мире, а по нефтедобыче - 1 место (благодаря созданию Бакинского нефтепромышленного района);

2) существовала развитая банковская система (например, Русско-Азиат­ский банк);

3) шел процесс создания национальных монополий («Продамет», «Прод-вагон», «Продуголь» и т.д.);

4) возникли финансово-промышленные группы во главе с Путиловым, Рябушинским и др.;

5) около 70 % промышленных предприятий в начале XX в! было акциони­ровано.

1) Россия отставала от стран Запада по объему промышленной продукции на душу населения;

2) в промышленности была низкая производительность труда;

3) Россия занимала скромное место в мировой торговле;

4) многоукладность экономики и крепостнические пережитки в деревне тормозили экономическое развитие страны.

Ниже приведены две точки зрения о влиянии государства на разви­тие экономики России в начале XX в.:

1. Государственное вмешательство имело решающее значение в индустриализации царской России, позволив патриархальной империи в короткий срок войти в число развитых индустриаль­ных держав.



2. Государственное вмешательство не имело решающего значения. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется

более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

№187. (С5) Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) государство играло весьма активную роль в экономической жизни доре­волюционной России, владея сетью железных дорог, промышленными предприятиями, особенно в оборонной отрасли;

2) правительство способствовало созданию тяжелой индустрии, росту бан­ков;

3) государство содействовало развитию железнодорожного строительства;

4) царское правительство проводило протекционистскую политику.

При выборе второй точки зрения:

1) многоукладный характер экономики препятствовал государственному регулированию всех экономических процессов;

2) экономика зависела больше от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций, чем от государственного вмешательства;

3) создание в промышленности крупных объединений, предприятий - монополий, образование финансового капитала происходило под влия­нием рыночного механизма без серьезного вмешательства со стороны правительства.

Ниже приведены две точки зрения о развитии культуры в России в начале XX в.:

1. В начале XX в. русская культура переживала упадок.

2. В России в начале XX в. был самый настоящий культурный ре­нессанс.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

№ 188. (С5) Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) в России грамотность населения была намного ниже, чем в странах За­падной Европы;

2) русская литература «серебряного века» не продолжала традицию созда­ния «больших романов»;

3) в начале XX в. часть интеллигенции была охвачена настроениями обще­ственного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство.

При выборе второй точки зрения:

1) в культурной жизни начала XX в. шли поиски путей обновления форм художественного творчества, переоценка ценностей, возрастал интерес к духовному миру личности («серебряный век» русской культуры);

2) в поэзии яркими явлениями стали новые направления в литературе: символизм (А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый и др.), акмеизм (Н. Гуми­лёв, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.), футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский и др.);

3) в это время продолжали работать Л. Толстой, А. Чехов, произошел рас­цвет творчества М. Горького;

4) великолепными достижениями отмечено музыкальное искусство (твор­чество С. Рахманинова, И. Стравинского, А. Скрябина, С. Прокофьева);

5) Московский Художественный театр, созданный К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко, стал центром формирования новых прин­ципов театрального искусства.

Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-е гг. и в 1907-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих ха­рактеристик), а что - различным (не менее трех различий). Запишите ответ в форме таблицы.

№ 189. (С7) Ответ:

1) низкий уровень товарности крестьянских хозяйств;

2) сохранение неравноправного положения крестьян;

3) низкий уровень производительности крестьянских хозяйств;

4) сохранение общины;

5) участие крестьян в работе земств;

6) недостаток земли (малоземелье);

7) развитие наемного труда в сельском хозяйстве.

С7.2 Различия:

Период 1870-х гг. Период 1907-1914 гг.
Временнообязанное положение крестьян Крестьяне не имели никаких обязанностей перед бывшими помещиками
Крестьяне платили подушную подать
Выкупные платежи Выкупные платежи отменены
Крестьяне ограничены в своем праве покидать общину Крестьяне имели право на свободный выход из общины с наделом
Крестьяне могли получить ссуды че­рез Крестьянский банк
Развитие хуторского хозяйства, отрубов (результат столыпинской ре формы)
Усиление социального расслоения крестьян
Крестьяне не имели никаких политических прав Крестьяне могли избирать и избираться в Государственную думу

Сравните положение промышленных рабочих (их общественный статус, условия труда и т.д.) в 1870-е гг. и в 1906-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

№ 190. (С7) Ответ:

С7.1В качестве общего могут быть названы:

1) тяжелые условия труда;

2) низкая заработная плата;

3) тяжелые бытовые условия;

4) использование женского и детского труда;

5) крестьянское происхождение большинства рабочих;

6) преобладание неквалифицированного труда;

7) отсутствие или недостаточный уровень социальной защиты.

С7.2 Различия:

Сравните положение дворянства и буржуазии в Российской Импе­рии в начале XX в. (до 1905 г.). Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.

№ 191. (С7) Ответ:

С7.1В качестве общего могут быть названы:

1) весомое положение в структуре общества;

2) владение средствами производства.

С7.2 Различия:

Сравните экономический и политический строй России в кон­це XIX в. и перед Первой мировой войной. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.

№ 192. (С7) Ответ:

С7.1 В качестве общего могут быть названы:

1) существование монархии;

2) существование сословий;

3) быстрое развитие капитализма в промышленности.

С7.2 Различия:

В начале века культура переживала подъем. В искусстве и особенно в литературе это стало называться «серебряным веком».Изменения в экономич. и полит. жизни создали новые условия для развития образования и науки. Модернизация стимулировала научно-техническую революцию, требовалось все больше специалистов. Мучительный переход к индустриальному обществу, смена темпа жизни, жизненных ориентиров, растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы породил новые течения в искусстве - символизм, импрессионизм, акмеизм, футуризм, …

Образование:

Гос расходы на образование выросли(!)

Начальное образование разделялось на светское и церковное, а среднее образование на классическое (гимназии) и реальное (реальные училища). Обучение в средних уч. заведениях было платным. (+)- это: рост количества уч. заведений; демократизация состава учащихся; развитие женского образования, разрешение студенческих организаций, восстановление выборности деканов и ректоров. (-)- это: ограничения для получения образования выходцам из низших слоев и представителям некоторых национальностей; отсутствие обязательного начального образования.

В быт входили трамваи, электричество, автомобили, телеграф, кинематограф.

Наука:

Общественные науки

Платонов, Ключевский, Милюков, Покровский – историки; Бердяев, Булгаков, Франк – философы;

Плеханов, Струве, Туган-Барановский, Чаянов – социальные и экономические исследования

«Вехи»- сборник философских статей

Литература

Живопись

Объединения художников – «Мир искусства» (Бенуа и Дягилев основатели); «Голубая роза»; «Бубновый валет»

Музыка- Римский-Корсаков -опера «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок»; Глазунов - балет «Раймонда», «Времена года»; Скрябин ; Рахманино в -пианист, дирижер, композитор; Стравинский - «Петрушка», «Весна священная»

Театр режиссер ы- Станиславский и Немирович-Данченко (Моск.худ. театр МХАТ, осн в 1898 году, меценат Морозов) Мейерхольд, Вахтангов Актеры- Ермолова, Качалов, певцы - Шаляпин, Собинов балерины -–Кшесинская, Павлова, Нежинский;

Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны»

Кино- первая русская игровая картина «Стенька Разин и его княжна»(1908). «Оборона Севастополя» (1911);

режиссеры-Протазанов, …

актеры- Вера Холодная…

Февральская революция (1917 год)

Причины : (те же что и у 1-ой революции, т.к. она закончилась поражением + усталость от 1-ой мировой войны+ распутинщина)

1. Аграрный вопрос оставался самым острым. Крестьянство страдало от малоземелья, боролось против помещиков.

2. Отсутствие справедливого раборчего законодательства ухудшало отношения между рабочими и предпринимателями.

3. Русификационная политика правительства порождала у национальных меньшинств стремление к независимости.

4. Самодержавие, как пережиток, находилось в кризисном состоянии. (о кризисе свидетельствовала министерская чехарда, распутинщина)

5. Народ ждал прекращение кровопролитной войны.

6. Экономическая разруха, вызванная войной, привела большинство населения страны к обнищанию и голоду.

Характер революции: буржуазно- демократический. (осн.задачи – свержение самодержавия, установление дем. республики…)

Повод: Закрытие Путиловского завода, массовые выступления совпавшие с Международным Женским днем.

Движ. силы : буржуазия, рабочий класс, крестьянство

Гегемон: среди историков нет единого мнения – большевики? Буржуазия? Массы действовали стихийно?

23 февраля – экономическая забастовка, демонстрации, лозунги «Верните наших мужей!», «Хлеба!»

«Долой самодержавие!»

Итог: Революция победила

Россия самая свободная страна

«Мелкобуржуазная волна захлестнула все»

В стране сложилось двоевластие

Словарь:

1. Приказ № 1 Петроградского Совета (о демократизации в армии)

2. Таврический дворец (заседания Думы)

3. Псков (по дороге из ставки из Могилева в Псков Н-2 подписал акт об отречении)

4. Великий князь Михаил (брат царя, в пользу которого отрекся Н-2 после того как уже отрекся в пользу сына Алексея, но Михаил тоже отрекся –потом он жил в Гатчине до марта 1918 сослан в Пермь и убит большевиками, а Н-2 расстреляли большевики в Екатеринбурге в 1918 году 17 июля.)

Россия между революциями

Основные события

· апрель - приезд ВИЛ из Швейцарии (Цюрих)

· апрель - выступление ВИЛ с «Апрельскими тезисами»

· Август - Корниловский мятеж

· Август - большевизация Советов

Личности

1. Чхеидзе – меньшевик, глава Петроградского Совета

2. Троцкий – большевик, глава Петроградского Совета (с августа)

3. Князь Львов – глава Временного прав-ва, (март-июль)

4. Керенский – эсер, министр юстиции, затем глава Временного прав-ва (июль-октябрь)

5. Милюков – министр иностр. дел Врем. прав-ва (до 1 кризиса)

6. Гучков – министр военный и морской (до 1-го кризиса)

7. Корнилов – Верховный главнокомандующий

Словарь

· Зимний дворец – там Временное правительство.

· Нота – заявление

· Большевизация Советов - большевики побеждают на выборах в Советы

· Учредительное собрание – собрание которое должно решить судьбу страны.

Двоевластие -

период с марта по июль 1917 года. Суть- одновременное существование двух властей

1. Временного правительства – орган буржуазии (власть без силы)

2. Совета рабочих депутатов – орган рабочих (сила без власти)

«Апрельские тезисы»

(«О задачах пролетариата в данной революции»)

XX век – особый век русской истории. Он настолько трагичен, динамичен, насыщен социальными революциями (начало века) и социальными и иными катастрофами (включая в последние десятилетия техногенные и экономические), как ни один из периодов российской истории. Создаётся такое впечатление, что российская история в этот период специально подобрала весь набор событий ужасных и трагических, и в то же время героических: три революции, свержение самодержавия, гражданская война, коллективизация и индустриализация, отечественная война, освоение космоса, развал СССР – всё в этом наборе так взаимосвязано и переплетено, что тяжело однородно оценить каждое их этих событий. Особенно это ощутимо на фоне спокойного и классического XIX века российской истории.

В культуре XX века можно выделить дореволюционную культуру “серебрянного века”, тесно связанную с культурой XIX века, и послереволюционную культуру, иногда называемую советской культурой, хотя правильнее было бы назвать её культурой Советской России или культурой советской эпохи.

В начале XX века русская культура переживает невиданный взлёт. Особенно он нагляден в литературе и изобразительном искусстве. В литературе появляется несколько новых направлений. Продолжают творить последователи реализма: А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, А.Н. Горький, появляются новые имена – А.И. Куприн, И.А. Бунин, В.Т. Короленко и другие. Продолжает развиваться символизм, о котором речь шла в теме, посвященной культуре XIX века. Появляется новое направление в русской поэзии – акмеизм. Его последователи /Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий, М.А. Кузьмин / выступили за возврат к предметности, точному значению поэтического языка. Русский футуризм был рассмотрен в теме “Мировая культура XX века ”. В объединении художников “Мир искусства XX века ” созданном А.Н. Бенда проявили себя Л.С. Бонст, Е.Е Лансере, М.В.Добужинский, К.А. Сомов, Б.Н. Кустодиев, П.К. Рерих и другие.

В этот период наблюдается расцвет философской и общеполитической мысли, выраженной как представителями русской религиозно-этической философии (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, В.В. Розанов, Л.И. Шестов и другие), так и русского космизма (Н.Ф.Фёдоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и другие). Русская дореволюционная наука представлена именами И.И. Мечникова, К.А. Тимирязева, И.В. Мичурина И.П. Павлова, П.Н. Лебедева, Н.Е. Жуковского. В конце 90-х годов XIX – начале XX века наблюдается расцвет русского театра и сценического искусства. В 1898 году начал свою деятельность Московский Художественный театр, основанный К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко, объединивший молодых актёров, получивших мировую славу: Качалова, Москвина, Книппер-Чехову и других. В театрах России выступают талантливые артисты: В.Ф. Комиссаржевская, М.Н. Ермолова, М.Г. Савина и другие. В этот период начинается деятельность оперных певцов Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Неждановой. В области просвещения поднимается процент грамотных, увеличивается число высших и средних учебных заведений и число обучающихся в них, растёт количество библиотек, бурно развивается печать и книгоиздательская деятельность.



Мы не будем специально останавливаться на социокультурном значении Октябрьской революции, так как оно требует значительного исследования, хотя значение это, безусловно, огромно. Было приостановлено поступательное развитие предшествующей русской культуры “серебрянного века”.

Для первых десятилетий существования советской власти (20-30-е годы) характерны такие явления как “культурная революции” и связанная с ней новая культурная политика, направленная на формирование нового советского человека и создание пролетарской культуры, опирающейся на идеологию марксизма, считавшегося на протяжении всего периода культуры советской эпохи единственно верной формой мировоззрения.

В этот период происходит уничтожение, так называемой буржуазной и дворянской интеллигенции, искусственное выращивание новой советской пролетарской интеллигенции, необходимость в которой диктовалась экономическими и политическими причинами. К числу позитивных моментов новой культурной политики следует отнести почти полное уничтожение неграмотности в СССР (к концу 30-х годов), подъем и расцвет системы образования (как среднего так и высшего), расцвет многонациональных культур на территориях бывших окраин Российской империи (в том числе и на территории Белоруссии), бесплатный доступ народа к сокровищницам мировой и отечественной культуры.

Вместе с тем происходило разрушение многих памятников культуры, прежде всего церквей, монастырей, предметов религиозного культа, представлявших огромную художественную и историческую ценность, но считавшихся пережитками прошлого.

В 30-60-е годы наблюдается расцвет советской науки, но, к сожалению, почти все открытия и разработки были ориентированны на военные цели.

В культуре советской эпохи можно выделить два основных направления: официальное, составлявшее основу советской культуры, и оппозиционное, либо полностью, либо частично находившуюся в “тени”, включавшую как культуру “подполья”, инакомыслия, получившую название “андеграунд”, так и культуру русского зарубежья.

Интересна и своеобразна литература советской эпохи. В 20-начале 30-х годов в литературе царила атмосфера свободы творчества, раскрепощённости, плюрализма. Продолжали существовать такие направления в поэзии как символизм, футуризм, акмеизм. Особенно ярко проявили свой талант поэты В.В. Маяковский, С.Е. Есенин, А.А. Блок,

В начале 30-х годов стала оформляться официальная литература, получившая название “социалистический реализм”. Основной толчок ей был дан А.М.Горьким и I Всесоюзным съездом писателей. Но даже в этом официальном жанре работали такие выдающиеся писатели как М.А. Шолохов, К.Г. Паустовский, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский, А.А. Фадеев. Из поколения 50-70-х годов Ю.В. Бондарь, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин и другие.

На 20-30-е годы приходится пик творчества таких гениальных писателей советской эпохи как М.А. Булгаков и А.П. Платонов, противопоставивших свое творчество официальному направлению социалистического реализма. В 50-60-е годы наиболее яркие талантливые писатели неофициального направления литературы советской эпохи – Б.Л. Пастернак и А.И. Солженицын (оба лауреаты Нобелевской премии по литературе). В живописи, также как и в литературе, существуют официальное (реалистическое) и авангардистское направления, причём представители последнего продолжали в 30-40-е годы своё творчество за границей. К нему относятся абстракционизм В.И. Кандинского, супрематизм К.С. Малевича, конструктивизм В.Е. Татлина, творчество П.Н. Филонова, М.З. Шагала. Представители официального направления – М.Б. Греков, И.Л. Бродский, А.М. Герасимов, Б.В. Иогансон и другие.

Очень интересно творчество деятелей культуры русского зарубежья от первой послереволюционной волны эмиграции до так называемой третьей волны 70-х годов – И.А. Бунин, В.В. Набоков, А.П. Куприн, С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин и сотни других выдающихся писателей, поэтов, музыкантов, художников, философов, учёных были вынуждены оставить родину и провести значительную часть жизни за границей (Э.Неизвестный, М.Шемякин, В.Войнович, А.Зиновьев).

Эффектный женский клатч со скидкой 50%. Писк моды 2016

Качественная натуральная кожа и необычный дизайн. В подарок...

ПОДРОБНЕЕ

В начале XX в. наблюдался подъем в области образования: росло число-учебных заведений, активизировалась деятельность учительства, преподавателей высших учебных заведений. Активно развивалось издательское дело. Отечественная наука обогатилась рядом достижений мирового значения (работы К. А. Тимирязева, И. П. Павлова, И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, Н. И. Жуковского, К. Э. Циолковского, А. С. Попова и др.). Значительный шаг вперед был сделан и в таких областях знаний, как геология, география, металлургия, военное дело, а также философия, история и т. д. Конец XIX - начало XX в. - “серебряный век” российской культуры, время расцвета религиозно-философской мысли (Н. А. Бердяев, С. Н. Трубецкой, К. Н. Леонтьев и др.). Идет поиск новых форм в литературе, искусстве. В литературе наряду с традиционным, реалистическим направлением появились и другие - символизм, имажинизм, футуризм и т. д. Литература поднимает проблемы нравственного развития человека, настоящего и будущего России (произведения Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, В. Я. Брюсова, А. А. Блока, В. В. Маяковского, В. Хлебникова и др.). Создаются объединения художников (“Союз русских художников”, “Мир искусства”, “Голубая роза” и др.). Идут поиски новых решений и форм в архитектуре и скульптуре. Музыкальное искусство было представлено творчеством А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова, С. И. Танеева и др. Период расцвета переживали драматический театр и балет. “Русские сезоны”, начиная с 1907 г. проводившиеся в Париже С. П. Дягилевым, стали триумфом русской культуры. Искусство развивалось при содействии предпринимателей-меценатов (С. Т. Морозова, С. И. Мамонтова, П. М. Третьякова и др.). Культура России начала XX в. отмечена высоким уровнем развития, многими достижениями, пополнившими сокровищницу мировой культуры. Она ярко выразила переломный характер своего времени, его поиски, трудности, как прогрессивные, так и кризисные явления.

38. Первая российская революция 1905-1907 годов

Обострение противоречий внутри страны, и поражение в Русско-японской войне привели к серьезному политическому кризису. Власти оказались неспособны изменить ситуацию. Причины революции 1905 - 1907 гг.: нежелание высшей власти проводить либеральные реформы, проекты которых были подготовлены Витте, Святополком-Мирским и другими; отсутствие каких-либо прав и нищенское существование крестьянского населения, составлявшего более 70% населения страны (аграрный вопрос); отсутствие социальных гарантий и гражданских прав у рабочего класса, политика невмешательства государства в отношение предприниматель – рабочий (рабочий вопрос); политика насильственной русификации по отношению к нерусским народам, которые составляли в то время до 57% населения страны (национальный вопрос); неудачное развитие ситуации на русско-японском фронте.

Первая российская революция 1905 – 1907 гг. была спровоцирована событиями, происходившими в начале января 1905 г. в Петербурге. Вот основные этапы революции. 1) Зима 1905 г. – осень 1905 г. Расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 г., получивший название «Кровавого воскресенья» привел к началу забастовок рабочих практически во всех регионах страны. Так же, отмечались волнения в армии и на флоте. Одним из важных эпизодов первой русская революция 1905 – 1907 гг. стал мятеж на крейсере «Князь Потемкин Таврический», произошедший 14 июня 1905 г. В этот же период усиливается движение рабочих, активизируется крестьянское движение. 2) Осень 1905 г. Этот период является наивысшей точкой революции. Всероссийская Октябрьская стачка, начатая профсоюзом печатников, была поддержана многими другими профсоюзами. Царь издает манифест о даровании политических свобод и создании Государственной думы как законодательного органа. После того, как Николаем 2 были дарованы права на свободу собраний, слова, совести, печати «Союз 17 октября» и конституционно-демократическая партия, а так же, эсеры и меньшевики объявляют о завершении революции. 3) Декабрь 1905 г. радикальное крыло РСДРП поддерживает вооруженное восстание в Москве. На улицах – ожесточенные баррикадные бои (Пресня). 11 декабря публикуется положение о выборах в 1 Государственную думу.

1906 г. – первая половина 1907 г. Спад революционной активности. Начало работы 1 Государственной думы (с кадетским большинством). В феврале 1907 г. созывается 2 Государственная дума (по своему составу - левая), но уже через 3 месяца она распускается. В этот период забастовки и стачки продолжаются, однако постепенно контроль над страной правительства восстанавливается.

Стоит отметить, что наряду с утратой правительством поддержки армии и всероссийской Октябрьской стачкой, закон об учреждении Думы, дарование свобод (слова, совести, печати и т.д.) и изъятие из определения власти царя слова «неограниченная» являются основными событиями революции 1905 – 1907 гг.

Итогом революции 1905 - 1907 гг., носившей буржуазно-демократический характер, стал ряд серьезных преобразований, таких, как формирование Государственной думы. Политические партии получили право действовать на законных основаниях. Улучшилось положение крестьян, поскольку были отменены выкупные платежи, так же, им было даровано право на свободное передвижение и выбор места жительства. Но, они не получили в собственность землю. Рабочие завоевали право легально образовывать профсоюзы, сократилась продолжительность рабочего дня на заводах и фабриках. Часть рабочих получила избирательные права. Национальная политика стала более мягкой. Однако, важнейшее значение революции 1905 – 1907 гг. заключается в изменении мировоззрения людей, что подготовило почву для дальнейших революционных преобразований в стране.




Top