Валерий левенталь народный художник ссср. Ушел из жизни «мастер осмысленной красоты» Валерий Левенталь

(17.8.1938, Москва – 8.6.2015)

Театральный художник. Народный художник СССР (1989).

В 1956-1962 гг. учится во ВГИКе (факультет изобразительного оформления фильма). Дебютирует как театральный художник в 1963 г. спектаклями “Мать своих детей” А. Афиногенова (Театр им. Ермоловой) и “Хари Янош” З. Кодаи (Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). С 1965 г. - художник-постановщик Большого театра, в 1988-1995 гг. - главный художник. Оформил более 230 опер, балетов, драматических спектаклей на родине и за рубежом.

На сцене МХАТ в 1979-2002 гг. Левенталь оформил 15 спектаклей, начав с пьесы А. Гельмана “Мы, нижеподписавшиеся” и соорудив на поворотном круге сцены на Тверском бульваре с гиперреалистической дотошностью не только вагон пассажирского поезда, что диктовалось сюжетом, но и натуральный тепловоз. Неожиданное начало для художника, зарекомендовавшего себя как активного представителя живописного направления сценографии (Левенталь постоянно и много занимался станковой живописью - натюрморты, портреты). В первой же чеховской постановке на мхатовской сцене (“Чайка”, 1980) он демонстративно и последовательно решает пьесу средствами театральной живописи: наклонный задник с перетекающими пятнами цвета, живыми, дышащими, пульсирующими, как музыкальные созвучия, система прописанных тюлевых завес и боковых подборов, скрадывающих определенность пятен - беспредметная живопись на темы русской природы, чеховского колдовского озера. Минимум мебели, никаких павильонов, никаких стен (свет вырывал нужное пространство) и единственный элемент “жесткой” декорации - ампирная беседка, которая то приближается к зрителю, то удаляется от него, где и происходит не только треплевский спектакль, но и важнейшие сцены Нины и Треплева. Основная игровая площадка уходит в глубину сцены, из которой надвигается на первый план беседка - так происходит укрупнение планов.

В “Дяде Ване” (1985) художник пропитывает декорацию воспоминаниями об искусстве чеховских современников - ассоциации с левитановскими пейзажами, с симовскими интерьерами. Разумеется, все было другое, никогда В. А. Симов не разорвал бы тщательно спланированный и безупречно обставленный дом Войницких, а у Левенталя он распахивается, как створки огромных ворот, крылья дома уходят в глубину, открывая пригорок с вросшей в него деревянной лестницей с шаткими перильцами и “тысячи верст золотой осени” вдали. Так природа входит в спектакль, в жизни героев, их судьбы, словно музыкальная тема. И своеобразным “рондо” является эпиграф и финал спектакля, когда за черным тюлевым занавесом мы видим силуэт большого двухэтажного усадебного дома (тема Дома важна для режиссера и художника) с бессонным светящимся окном. Тщательно разработанные интерьеры, обставленные разноперой, но обжитой, старой и соотносимой друг с другом мебелью, где в буфете стоит вполне “употребимая” посуда, а в стеклах буфета отражается лицо Сони, подошедшей сюда со свечой, а на стол бросает неяркий круг света высокая керосиновая лампа с матовым шаром-абажуром, на стены и мебель падают удивительно естественные тени (свет - Ефим Удлер).

Левенталь не мыслит Чехова без постоянного и могучего аккомпанемента природы (он подтвердил это в декорациях к балетам Р. Щедрина “Чайка” и “Дама с собачкой”). И в “Трех сестрах” (1997) он окружает сцену трехслойным панно, где за ритмически организованной вязью темных голых древесных стволов и ветвей виднеются березы, а за ними - то нежная зелень ранней весенней листвы, то пламенеющие краски осени, то мохнатые от инея кроны деревьев. Эта природная среда дышит, живет, аккомпанируя жизни людей в прозоровском доме. Дом этот опять-таки чем-то напоминает симовские декорации первых спектаклей МХТ (старое серо-коричневое дерево дощатой обшивки, застекленная веранда, парадный вход с штукатуренными колоннами, беленые карнизы и наличники окон). По первому предъявлению - дом как дом, но когда он начинает свое движение по кругу и оборачивается “изнанкой”, то вы видите интерьер особняка. На вытянутой широкой платформе - именинный стол, стулья, рояль, старое летнее плетеное кресло, жардиньерка с цветами, на стене - большой портрет генерала Прозорова и т.п. - все, что требуется не только для характеристики быта, но и для нормального актерского существования. Каждому акту соответствует свой цвет стен, меняет свои места мебель, что-то выносится на центральную часть сцены, ближе к рампе. Все достоверно, легко. Движение “стенки” постоянно в ходе всего спектакля (по кругу справа налево) и поэтому так впечатляет работа сценографии в финале. Убит Тузенбах, ушел полк, остались на огромной сцене три женские фигурки, и вдруг прозоровский дом замер и впервые, изменив своей схеме движения, стал фронтоном параллельно рампе и начал медленно и неостановимо удаляться в глубину сцены, словно уменьшаясь в размере. И если раньше художник подчеркивал, как, в сущности, мал этот дом по сравнению с бесконечным небом и вечным кружевом ветвей и стволов, то теперь это ощущение оборачивается болью. И последний аккорд художника: плоскости панно начинают первое в спектакле и единственное свое движение: они медленно опускаются, накрывая, как похоронной пеленой, удаляющийся дом. Погребение. Кончился дом Прозоровых, нет его больше.

Кроме упомянутых, Валерий Левенталь оформил на сцене МХАТ пьесы А. Гельмана “Скамейка” (1984) и “Чокнутая” (1986), “Перламутровая Зинаида” М. Рощина (1987), “Московский хор” Л. Петрушевской (1988), “Варвары” М. Горького (1989), “Вишневый сад” А. Чехова (1989), “Любовь в Крыму” С. Мрожека (1995), “Гроза” А. Островского (1996), “Венецианский антиквар” К. Гольдони (2001), “Священный огонь” С. Моэма (2002), “Вечность и ещё один день” М. Павича (2002).

Родился в 1938 году. В 1962 году окончил ВГИК (ученик Ю.И. Пименова и М.И. Курилко). Еще студентом стал художником-постановщиком первых фильмов Я. Сегеля и П. Тодоровского. В 1963 г. дебютировал как театральный художник в Театре им. М.Н. Ермоловой и в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (оформил здесь постановку оперы З. Кодаи "Хари Янош", осуществленную режиссером Л.Д. Михайловым).

В 1965 году был приглашен художником-постановщиком в Большой театр, где работал до 1995 года (последние 7 лет – главным художником). Создавал декорации и костюмы к оперным и балетным спектаклям этого театра; в балете сотрудничал с Ю.Н. Григоровичем ("Корсар" А. Адана и Л. Делиба, "Дон Кихот" Л. Минкуса), О.М. Виноградовым ("Асель" В. Власова), В.В. Васильевым ("Икар" С. Слонимского, "Макбет" К. Молчанова), М.М. Плисецкой ("Анна Каренина", "Чайка" и "Дама с собачкой" Р. К. Щедрина), в опере наиболее продолжительным и плодотворным был творческий союз художника с выдающимся режиссером Б.А. Покровским (в числе постановок этого режиссера, оформленных В.Я. Левенталем: "Князь Игорь" А.П. Бородина, "Отелло" Дж. Верди, "Тоска" Дж. Пуччини, "Семен Котко", "Обручение в монастыре" и "Игрок" С.С. Прокофьева, "Мертвые души" Р.К. Щедрина).

С Покровским же художник осуществил свою первую работу за рубежом – "Хованщину" Мусоргского в Софии (1966). Впоследствии много работал в театрах Европы, Америки, Японии. В Италии работал в театрах "Ла Скала", "Коммунале" и др. В Германии оформил более 30 спектаклей, сотрудничал со знаменитыми немецкими оперными режиссерами – Вальтером Фельзенштейном и Гарри Купфером. Поддерживал творческие связи с сыном Вальтера Фельзенштейна Иоханнесом, интендантом оперного театра в Дессау; оформил в Дессау постановки целого ряда опер Верди, "Богему" Дж. Пуччини.

В России работал по приглашениям во многих театрах помимо ГАБТа. Сотрудничал с О.Н. Ефремовым, А.В. Эфросом, М.А. Захаровым, В.Н. Плучеком, Л.В. Якобсоном и другими мастерами российской сцены. Оформлял постановки Московского академического Художественного театра (спектакли по пьесам А. Гельмана, М. Рощина, Л. Петрушевской, С. Мрожека, А. Островского, а также "Чайку", "Дядю Ваню", "Вишневый сад" и "Три сестры" А. Чехова), Театра на Таганке ("Вишневый сад" Чехова), Театра Сатиры ("Женитьба Фигаро" П.О. Бомарше) и др.

Работал в кино и на телевидении.

С 1983 года преподавал на художественно-постановочном факультете Школы-Студии при МХАТ (с 1988 года профессор, создал отделение подготовки театральных художников). Поддерживал постоянный творческий контакт с Музыкальным театром им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В числе работ, осуществленных художником на этой сцене – оперные постановки Л. Д. Михайлова ("Кола Брюньон" Д.Б. Кабалевского, "Любовь д"Артаньяна" М.С. Вайнберга, "Любовь к трем апельсинам" С.С. Прокофьева), Б.А. Покровского ("Таис" Ж. Массне), А.Б. Тителя ("Сказки Гофмана" Ж. Оффенбаха), балеты Д.А. Брянцева ("Оптимистическая трагедия" М. Броннера, "Дама с камелиями" Дж. Верди – В. Корчагина, "Цирк приехал!" на музыку К. Сан-Санса и В. Бесединой), О.В. Виноградова ("Золушка" С.С. Прокофьева).

Премии:

Вале́рий Я́ковлевич Левента́ль 17 августа , Москва , СССР - 8 июня , Балтимор , штат Мэриленд , США) - советский и российский театральный художник, сценограф , педагог, профессор.

Биография

С 1965 года Левенталь был художником-постановщиком Большого театра , в 1988-1995 годах - его главным художником .

Начиная с 1979 года много работал во МХАТе , а после раздела театра в 1987 году - в МХТ им. Чехова , оформил спектакли по пьесам А. Гельмана , М. Рощина, С. Мрожека , А. Островского , а также чеховские постановки Олега Ефремова : «Чайку », «Дядю Ваню », «Вишнёвый сад » и «Три сестры » .

Левенталь оформлял спектакли и за рубежом, как в драматических, так и в музыкальных театрах, в том числе в «Ла Скала » и «Коммунале» .

Последняя работа В. Левенталя в Большом театре - детская опера «История Кая и Герды» в 2014 года . В феврале 2016 года, после смерти художника, была представлены последние сделанные им декорации в балете Дон Кихот .

Он скончался в США (в Балтиморе) в клинике Джона Хопкинса. Похоронен неподалеку от Балтимора (штат Мэриленд), где он жил на своей ферме.

Награды и звания

  • - Заслуженный художник РСФСР .
  • - Орден «Кирилл и Мефодий» II степени (Болгария).
  • - Серебряная медаль АХ СССР .
  • - Народный художник РСФСР .
  • - Член-корреспондент АХ СССР .
  • - Народный художник СССР .
  • - Государственная премия Российской Федерации .
  • - Действительный член РАХ .
  • - Орден Дружбы .
  • - Почётный профессор ВГИКа .

Напишите отзыв о статье "Левенталь, Валерий Яковлевич"

Примечания

Литература

Луцкая Е. Валерий Левенталь. - М .: Советский художник, 1989.

Ссылки

  • на сайте РАХ
  • на сайте МАМТ .

Отрывок, характеризующий Левенталь, Валерий Яковлевич

Старый граф поехал домой; Наташа с Петей обещались сейчас же приехать. Охота пошла дальше, так как было еще рано. В середине дня гончих пустили в поросший молодым частым лесом овраг. Николай, стоя на жнивье, видел всех своих охотников.
Насупротив от Николая были зеленя и там стоял его охотник, один в яме за выдавшимся кустом орешника. Только что завели гончих, Николай услыхал редкий гон известной ему собаки – Волторна; другие собаки присоединились к нему, то замолкая, то опять принимаясь гнать. Через минуту подали из острова голос по лисе, и вся стая, свалившись, погнала по отвершку, по направлению к зеленям, прочь от Николая.
Он видел скачущих выжлятников в красных шапках по краям поросшего оврага, видел даже собак, и всякую секунду ждал того, что на той стороне, на зеленях, покажется лисица.
Охотник, стоявший в яме, тронулся и выпустил собак, и Николай увидал красную, низкую, странную лисицу, которая, распушив трубу, торопливо неслась по зеленям. Собаки стали спеть к ней. Вот приблизились, вот кругами стала вилять лисица между ними, всё чаще и чаще делая эти круги и обводя вокруг себя пушистой трубой (хвостом); и вот налетела чья то белая собака, и вслед за ней черная, и всё смешалось, и звездой, врозь расставив зады, чуть колеблясь, стали собаки. К собакам подскакали два охотника: один в красной шапке, другой, чужой, в зеленом кафтане.
«Что это такое? подумал Николай. Откуда взялся этот охотник? Это не дядюшкин».
Охотники отбили лисицу и долго, не тороча, стояли пешие. Около них на чумбурах стояли лошади с своими выступами седел и лежали собаки. Охотники махали руками и что то делали с лисицей. Оттуда же раздался звук рога – условленный сигнал драки.
– Это Илагинский охотник что то с нашим Иваном бунтует, – сказал стремянный Николая.
Николай послал стремяного подозвать к себе сестру и Петю и шагом поехал к тому месту, где доезжачие собирали гончих. Несколько охотников поскакало к месту драки.
Николай слез с лошади, остановился подле гончих с подъехавшими Наташей и Петей, ожидая сведений о том, чем кончится дело. Из за опушки выехал дравшийся охотник с лисицей в тороках и подъехал к молодому барину. Он издалека снял шапку и старался говорить почтительно; но он был бледен, задыхался, и лицо его было злобно. Один глаз был у него подбит, но он вероятно и не знал этого.
– Что у вас там было? – спросил Николай.
– Как же, из под наших гончих он травить будет! Да и сука то моя мышастая поймала. Поди, судись! За лисицу хватает! Я его лисицей ну катать. Вот она, в тороках. А этого хочешь?… – говорил охотник, указывая на кинжал и вероятно воображая, что он всё еще говорит с своим врагом.
Николай, не разговаривая с охотником, попросил сестру и Петю подождать его и поехал на то место, где была эта враждебная, Илагинская охота.
Охотник победитель въехал в толпу охотников и там, окруженный сочувствующими любопытными, рассказывал свой подвиг.
Дело было в том, что Илагин, с которым Ростовы были в ссоре и процессе, охотился в местах, по обычаю принадлежавших Ростовым, и теперь как будто нарочно велел подъехать к острову, где охотились Ростовы, и позволил травить своему охотнику из под чужих гончих.
Николай никогда не видал Илагина, но как и всегда в своих суждениях и чувствах не зная середины, по слухам о буйстве и своевольстве этого помещика, всей душой ненавидел его и считал своим злейшим врагом. Он озлобленно взволнованный ехал теперь к нему, крепко сжимая арапник в руке, в полной готовности на самые решительные и опасные действия против своего врага.
Едва он выехал за уступ леса, как он увидал подвигающегося ему навстречу толстого барина в бобровом картузе на прекрасной вороной лошади, сопутствуемого двумя стремянными.
Вместо врага Николай нашел в Илагине представительного, учтивого барина, особенно желавшего познакомиться с молодым графом. Подъехав к Ростову, Илагин приподнял бобровый картуз и сказал, что очень жалеет о том, что случилось; что велит наказать охотника, позволившего себе травить из под чужих собак, просит графа быть знакомым и предлагает ему свои места для охоты.
Наташа, боявшаяся, что брат ее наделает что нибудь ужасное, в волнении ехала недалеко за ним. Увидав, что враги дружелюбно раскланиваются, она подъехала к ним. Илагин еще выше приподнял свой бобровый картуз перед Наташей и приятно улыбнувшись, сказал, что графиня представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей, про которую он много слышал.
Илагин, чтобы загладить вину своего охотника, настоятельно просил Ростова пройти в его угорь, который был в версте, который он берег для себя и в котором было, по его словам, насыпано зайцев. Николай согласился, и охота, еще вдвое увеличившаяся, тронулась дальше.

Левенталь Валерий Яковлевич

Художник-постановщик, театральный художник, сценограф, педагог.

Окончил ВГИК (1962). Учился у Ю. И. Пименова, Б. В. Дубровского-Эшке, М. М. Курилко-Рюмина.

В 1963 г. дебютировал как театральный художник в Театре имени М. Н. Ермоловой и в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

С 1965 г. работал художником-постановщиком, а в 1988-1995 гг. - главным художником Большого театра.

Начиная с 1979 г. на сцене Художественного театра оформил спектакли по пьесам А. Гельмана, М. Рощина, Л. Петрушевской, С. Мрожека, А. Островского, а также «Чайку», «Дядю Ваню», «Вишневый сад» и «Три сестры» А. Чехова, поставленные О. Ефремовым.

Работал в Италии в театрах «Ла Скала», «Коммунале» и в других зарубежных музыкальных и драматических театрах.

Преподавал в Школе-студии МХАТ, где был первым руководителем отделения по специальности «художник-постановщик театра» кафедры художественного оформления спектакля (1982-95); прочитал курс лекций по сценографии в Йельском университете (США, 1991-92). Почётный профессор ВГИКа.

Академик Российской академии художеств (отделение театрально- и кинодекорационного искусства (1997; член-корреспондент 1988).

Заслуженный художник РСФСР (1976).
Народный художник РСФСР (1982).
Народный художник СССР (1989).

театральные работы

Основные работы в области сценографии:

«Хари Янош» З.Кодаи (1963),
«Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха (2011) в Музыкальном театре им.К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко;

«Золушка» (1964) и «Ромео и Джульетта» (1965) С.Прокофьева в Театре оперы и балета Новосибирска;

«Хованщина» М.Мусоргского в Народной опере, София (1966);

«Доходное место» А.Островского (1967), «Женитьба Фигаро» П.Бомарше (1969) в Театре Сатиры;

«Любовь к трем апельсинам» (1968) и «Война и мир» (1974) С.Прокофьева, «Скрипач на крыше» Д.Бокка (1970), «Дон Жуан» (1987) и «Волшебная флейта» (1998) В.-А.Моцарта в Комише опер, Берлин; «Семен Котко» (1970), «Игрок» (1974) и «Обручение в монастыре» (1982) С.Прокофьева, «Мертвые души» Р.Щедрина (1977), «Отелло» Дж.Верди (1978), «Дама с собачкой» Р. Щедрина (1986), «Млада» Н.Римского-Корсакова (1989), «Орлеанская дева» П.Чайковского (1990), «Князь Игорь» А.Бородина (1993), «Чародейка» П.Чайковского (2012) в Большом театре;

«Женитьба» Н.Гоголя в Театре на Малой Бронной (1975);

«Катерина Измайлова» Д.Шостаковича в Театре оперы и балета, Варшава (1976);

«Чайка» (1980), «Вишневый сад» (1984), «Дядя Ваня» (1985) и «Три сестры» (1997) А.Чехова в МХАТе; «Луиза Миллер» Дж.Верди в Ландес театре, Дессау (1995); «Мария Стюарт» Ф.Шиллера в Малом театре (2006).

призы и награды

Государственная премия Российской Федерации (1994).
Орден Кирилла и Мефодия II степени (Болгария),1976.
Серебряная медаль АХ СССР (1978).
Международная театральная премия им. К. С. Станиславского (1997)
Орден Дружбы (1999).
Золотая медаль АХ СССР (2004).
Орден «За служение искусству» (2013) Российской академии художеств

Левенталь Валерий Яковлевич Левента́ль Валерий Яковлевич

(р. 1938), художник театра, народный художник СССР (1989), действительный член РАХ (1997). Оформил много спектаклей музыкальных и драматических театров в России и за рубежом. Главный художник Большого театра в 1988-95. Государственная премия Российской Федерации (1994).

ЛЕВЕНТАЛЬ Валерий Яковлевич

ЛЕВЕНТА́ЛЬ Валерий Яковлевич (р. 17 августа 1939, Москва), российский театральный художник. Народный художник СССР (1989). Действительный член Российской академии художеств (1997). Государственная премия России (1995).
В 1962 окончил ВГИК (педагоги Ю. И. Пименов, М. И. Курилко). С 1963 оформлял музыкальные и драматические спектакли в Москве, работал в кино и на телевидении. В 1965-95 в Большом театре (с 1988 главный художник). Оформил оперы: в Московском музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко - «Хари Янош» З. Кодаи (1963), «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (1978); в Большом театре - «Чио-Чио-сан» Д. Пуччини (1966), «Семен Котко» Прокофьева (1970), «Тоска» Пуччини (1971), «Игрок» Прокофьева (1974), «Мертвые души» Р. К. Щедрина (1977), «Отелло» Дж. Верди (1978), «Катерина Измаилова» Д. Д. Шостаковича (1980), «Кармен» Ж. Бизе (1981), «Обручение в монастыре» Прокофьева (1982), «Ночь перед рождеством» Н. А. Римского-Корсакова (1990), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1991), «Князь Игорь» А. П. Бородина (1993). Работал с режиссерами Л. Д. Михайловым, Б. А. Покровским (см. ПОКРОВСКИЙ Борис Александрович) , А. Б. Тителем (см. ТИТЕЛЬ Александр Борисович) .
Оформил балеты: «Золушка» (1964) и «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1965; оба - в Новосибирском театре оперы и балета); в Большом театре - «Асель» В. А. Власова (1967), «Анна Каренина» Щедрина (1972), «Икар» С. М. Слонимского (1976), «Чиполлино» К. С. Хачатуряна (1977), «Макбет» К. В. Молчанова (1980), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» Щедрина (1985), «Дон Кихот» Л. Минкуса (1994). Работал с балетмейстерами О. М. Виноградовым (см. ВИНОГРАДОВ Олег Михайлович) , Л. В. Якобсоном (см. ЯКОБСОН Леонид Вениаминович) , М. М. Плисецкой, В. В. Васильевым (см. ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович) , Г. А. Майоровым, Д. А. Брянцевым (см. БРЯНЦЕВ Дмитрий Александрович) , Ю. Н. Григоровичем (см. ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич) .
Оформил спектакли в драматических театрах: в Московском театре Сатиры - «Доходное место» А. Н. Островского (1967), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1969), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1972), «Клоп» В. В. Маяковского (1975), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1977); в Театре на Малой Бронной - «Женитьба» (1975) и «Дорога» по «Мертвым душам» Гоголя (1980), «Чайка» (1982) и «Три сестры» А. П. Чехова (1982); в Театре на Таганке - «Вишневый сад» Чехова (1975); в МХАТ - «Чайка» (1980) и «Дядя Ваня» Чехова (1985), «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина (1987), «Варвары» М. Горького (1989), «Вишневый сад» (1989) и «Три сестры» Чехова (1997) и др. Работал с ведущими режиссерами В. А. Плучеком (см. ПЛУЧЕК Валентин Николаевич) , М. А. Захаровым (см. ЗАХАРОВ Марк Анатольевич) , А. В. Эфросом (см. ЭФРОС Анатолий Васильевич) , О. Н. Ефремовым (см. ЕФРЕМОВ Олег Николаевич) , С. Ю. Юрским. Оформлял также спектакли в Германии, Польше, Австрии, Италии, Японии, США. Ко многим спектаклям эскизы костюмов делала его жена, замечательный театральный художник Марина Соколова (1939-1992).
Работам Левенталя свойственны стилистическое разнообразие, музыкальность колорита, изысканность цветовой гаммы, неожиданность и новизна пространственных решений, поэтичность сценической атмосферы, смелые эксперименты с костюмами. Художник всегда тонко разрабатывает световую партитуру спектаклей, стремится к поиску единого образа места действия. В 1983-96 преподавал на художественно-постановочном факультете Школы-студии при МХАТ (создал отделение подготовки театральных художников).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Левенталь Валерий Яковлевич" в других словарях:

    - (р. 17 августа 1938), российский художник театра и кино, действительный член Российской академии художеств (1997). Как художник Валерий Левенталь начал работать в кино в 1958 году. В 1962 году он окончил ВГИК, первый театральный спектакль оформил … Энциклопедия кино

    - (р. 1938) российский театральный художник, народный художник СССР (1989), член корреспондент АХ (1988). Оформил многие спектакли музыкальных и драматических театров в России и за рубежом. В 1988 95 главный художник Большого театра.… … Большой Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Левенталь. Валерий Яковлевич Левенталь Дата рождения: 17 августа 1938(1938 08 17) (74 года) Место рождения: Москва … Википедия

    Художник, член корреспондент Российской академии художеств; родился 17 августа 1938 г. в г. Москве; окончил ВГИК в 1963 г.; с 1963 г. работал художником декоратором в различных театрах; с 1965 г. в Большом театре; создатель сцен и костюмов для… … Большая биографическая энциклопедия Википедия

    Валерий Яковлевич (род. 1938), театральный художник, народный художник СССР (1989), действительный член PAX (1997). Оформлял спектакли музыкальных и драматических театров в России и за рубежом. В 1988 95 главный художник Большого театра.… … Русская история

    Валерий Яковлевич Левенталь Дата рождения: 1938 Место рождения: Москва, СССР Валерий Яковлевич Левенталь (р. 1938, Москва) российский театральный художник, народный художник СССР (1989), член корреспондент Академии художеств (1988). Оформил… … Википедия




Top