Васильев летят мои кони доктор янсен. Доктор янсен сочинение самопожертвование

Вопрос: Напишите пожалуйста сжатое изложения70-150 О докторе Янсене из кн. «Летят мои кони...» (Васильев) Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью. Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсе-на был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. Человек, при жизни возведенный в ранг святого, уже не волен в своей смерти, если, конечно, этот ореол святости не создан искусственным освещением. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, не он искал героическую гибель, а героическая гибель искала его. Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в одном катании - стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъеме из тьмы - таилась притягательная сила этого развлечения. Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую, «германскую» войну, где применялись реальные отравляющие вещества. И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку. Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось. Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.

Напишите пожалуйста сжатое изложения70-150 О докторе Янсене из кн. «Летят мои кони...» (Васильев) Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью. Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсе-на был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. Человек, при жизни возведенный в ранг святого, уже не волен в своей смерти, если, конечно, этот ореол святости не создан искусственным освещением. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, не он искал героическую гибель, а героическая гибель искала его. Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в одном катании - стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъеме из тьмы - таилась притягательная сила этого развлечения. Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую, «германскую» войну, где применялись реальные отравляющие вещества. И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку. Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось. Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.

Ответы:

Я уже смутно помню этого худощавого человека, который неутомимо ходил по Смоленску в любую погоду, не зная праздников и выходных. Доктор Янсен всегда жил для людей, говорил правду, терпеливо и самозабвенно исполнял свой врачебный долг перед народом и считался чуть ли не святым. Погиб он героически, мученически, спасая детей из канализационного колодца. В городе у нас часто прорывалась канализация, и тогда рыли большие колодцы, через которые откачивались сточные воды. Мы, мальчишки, поздними вечерами развлекались там, спускаясь в бадьях в эту преисподнюю, заполненную метаном, воображая себя бойцами, идущими в газовую атаку. Однажды верёвка оборвалась, и двое мальчишек рухнули в колодец, обречённые задохнуться там насмерть. Доктор Янсен вытащил одного, затем, не отдохнув, полез за другим, успел привязать к нему верёвку, но сам потерял сознание и не смог спастись. Ценой жизни двоих мальчиков стала жизнь доктора, на похороны которого пришёл весь Смоленск. Такие люди святы не только в жизни, но и в смерти.

Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью.
Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсе-на был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. Человек, при жизни возведенный в ранг святого, уже не волен в своей смерти, если, конечно, этот ореол святости не создан искусственным освещением. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, не он искал героическую гибель, а героическая гибель искала его.
Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.
В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в одном катании - стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъеме из тьмы - таилась притягательная сила этого развлечения.
Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую, «германскую» войну, где применялись реальные отравляющие вещества.
И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку.
Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.

Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.

Показать текст целиком

Способность жить не для себя, а для других, следую неутомимому внутреннему желанию помочь. Насколько это ценится обществом? Остались ли еще люди, верные неоплатному долгу перед народом? Над этой проблемой заставляет нас задуматься Б. Л. Васильев - русский писатель.

Человек всегда стремился удовлетворить в первую очередь лишь свои интересы. Однако есть люди, для которых помощь ближнему, верное служение своей профессиии призванию без учета собственных интересов стоят на первом месте. Их "великое терпение"и "неутомимые ноги" находят отклики в сердцах людей. Их любят, уважают, почитают.

Б.Л. Васильев рассказывает нам о докторе Янсене, верно служащей своей профессии-помогать людям. Врачебный и человеческий авторитет доктора был выше, "чем можно себе вообразить в наше время", убеждает нас автор. Янсен был всегда внимательным к больному, люди спрашивали его совета по вопросам быта. Васильев говорит, что такие люди "перестают быть только специалистами", а благодарная молва людей приписывает им "мудрость, граничащую со святостью". Автор хочет убедить нас в том,что люди, подобные Янсену, дарят обществу спасение, физическое и духовное, заставляют поверить, что человек не один на один с бедой и помощь обязательно придет.

Подобную проблему в своем произведении "Триумфальная арка" рассматривает Э.М. Р

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Как пронзительную исповедь, как итог всей своей жизни написал Борис Васильев «Летят мои кони».

Краткое содержание повести составить трудно, ведь в произведении нет ничего лишнего. Книга написана сжато (только самое запомнившееся, яркое, главное) о себе, своей семье, своем времени, пути в творчество. Повесть в 36 страниц, но прочитать получается примерно за четыре часа. Ведь пишет автор с трепетом о самом сокровенном, самом дорогом для себя. Поэтому не однажды невольно останавливаешься и задумываешься на фразах автора. Его мысли, сравнения лаконичны и глубоки.

Предельно откровенно рассказал о своей жизни Борис Васильев («Летят мои кони»). Краткое содержание книги − образное переосмысление всей жизни, выражение глубокой человеческой благодарности родителям и людям, благодаря которым ему удалось реализовать свое призвание.

Образы этих людей, созданные настоящим мастером слова, завораживают своей неповторимостью.

Пересказывать повесть можно многовариантно. Нельзя только одного: допустить равнодушия. Это просто невозможно сделать, обсуждая повесть, в которую писатель вложил всего себя, действительно являющуюся «кубическим куском дымящейся совести». Такую книгу стоит держать у себя в библиотеке как друга − советчика и вдохновителя.

Васильев о внутренней потребности написать повесть

Так с чего начать рассказ о том, что поведал о себе Борис Васильев («Летят мои кони»)? Краткое содержание повести начнем излагать с образного обоснования автором, почему он взялся за написание книги. Он мотивировал это сравнением жизни человеческой с дугообразным мостом, переброшенным через реку бытия. Если следовать этой аналогии, то детство, молодость уходят на то, чтобы подниматься вверх, но этот подъем с годами сменяется спуском. Поэтому важно не опоздать вспомнить и запечатлеть все, что было дорого в детстве и юности. Ведь эти годы очень важны.

И вот на нисходящей траектории движения по этому мосту есть точка условного невозврата. Человек, оглянувшись, уже не сможет увидеть путь, преодоленный в детстве и юности.

Переосмысление возраста

Эпиграфом произведения служит сухая строка, являющаяся стандартным началом любой автобиографии, свидетельствующая о рождении его автора: 21.05.1924 г. Впрочем, эпиграф контрастирует с первой же строкой повести «Летят мои кони».

Борис Васильев пишет том, что едет с ярмарки. Эта фраза является лейтмотивом повести, она повторяется не однажды. Что это означает в буквальном смысле? Ярмарка выступает собирательным образом восходящих пролетов «моста жизни»: детства, молодости, активной зрелости. О необычном багаже, состоящем из вещей нематериальных, рассказывает автор в повести «Летят мои кони». Весь текст, словно состоит из ярких воспоминаний, впечатлений и захватывающих размышлений.

Смоленск − малая родина писателя

Воспоминания свои Борис Львович тесно связывает с родным городом Смоленском. С детства Васильев мечтал быть историком. С благодарностью он вспоминает школьных учителей, воспитывающих гражданственность и любовь к малой родине. Это был период смены двух эпох. Страна отходила от ран гражданской войны. Древний город, когда-то выросший на пути из варяг в греки, был интернационален: русские, поляки, литовцы, евреи... Польские кварталы, латышские улицы, татарские пригороды... Писатель сравнивает с плотом вечно пограничный Смоленск, соседствовавший в разные времена с Литвой, Речью Посполитой, и через который проходила черта оседлости. Разные люди составили население города-плота, спасаясь от произвола, преследования...

Детские воспоминания

О том, как изголодавшиеся по миру разные люди не делили себя на победителей и побежденных, а помогали друг другу, рассказывает повесть «Летят мои кони».

Борис Васильев по-детски ярко и образно рассказывает об улицах города с сотнями ломовых извозчиков; с восхищением повествует о руинах средневековой темницы в Лопатинском саду, о месте, где по приказу Святополка зарезали священномученика князя Глеба, о Варяжской улице, рвах Королевского бастиона, древних курганах, о древнем дубе на Покровской горе, который, по преданиям, был одним из священных деревьев в роще, посаженной еще древними славянами-кривичами.

Он вспоминает, как в 1936 г в осушенном крепостном рве ребятня обнаружила оружейный клондайк: от средневековых татарских сабель до времен Первой мировой войны.

Писатель о своем рождении. Доктор Янсен

Родился он в доме Павловых на Покровской горе в семье красного командира, участника четырех войн, раненного белоказаками и контуженного немцами.

Но в появлении на свет Бориса Васильева есть заслуга еще одного человека, не являющегося ему родственником. Яркий и пронзительный образ Человека с большой буквы, любимого всем Смоленском, врача волей Господней доктора Янсена действительно патетичен. Это он посоветовал маме будущего писателя, страдающей чахоткой, рожать: «Рожайте, Эля. Роды − это великое чудо»... Семь лет спустя неверующая прежде мама писателя стояла на коленях в грязи и истово молилась... Все население пришло на похороны последнего святого города. Бессребреник Янсен, не ведающий выходных, живущей предельно аскетично, погиб, спасая двух мальчишек, попавших в канализационный колодец.

Семья Васильевых. Образ отца

Подробно писатель рассказывает о своей семье: о папе, маме, бабушке, двух сестрах Гале и Оле. Благодаря пайку отца семья не голодала, вспоминает Васильев Борис Львович («Летят мои кони»). Однако в доме всегда было только самое нужное. Культ труда отличал образ жизни Васильевых.

Трогательно и душевно изображен образ отца. Невысокий мужчина, всем сердцем принявший Революцию, он, опаленный войной, любил и декламировал поэзию, инициировал и создал автоклуб для детей. А однажды Борис Львович стал свидетелем настоящего мужества отца, когда тот воспрепятствовал пожару, выкатив из огня раскаленную и неподъемную бочку с бензином. Бессребреник, всегда одетый в офицерскую форму, не признающий другого транспорта, кроме велосипеда. Он был счастлив, когда сын поступил в бронетанковую академию, и несчастен, когда тот оставил ее для творческой работы в театре. Отец не дожил один год до окончательного творческого становления сына. Писатель, пройдя длительный период творческих поисков, написав повесть «А зори здесь тихие», пришел на могилу отца с той фразой, которую тот не дождался при жизни: «Папа, я сделал...».

Впечатляющим представляется сон, в котором Борис Львович видит покойного отца, гуляющим с ним по старому, запущенному саду. Небо затянуто осенними тучами, но в саду тихо, светло и тепло. Кусты смородины и крыжовника засыпаны листьями. Под ними, кроме ягод, лежат яблоки. Однако солнца не видно. Весь свет исходит от отца, спокойного, не выражающего сыну ни порицания, ни одобрения, угощающего его прохладными яблоками, поднятыми с земли.

Бабушка − первый учитель творчества

Уникален мастерски переданный писателем образ его любимой бабушки, неуемной фантазерки, благородной, непрактичной и душевно щедрой женщины. В своем наивном стремлении к добру и справедливости она чем-то напоминает Дон-Кихота. Это она своим примером пробудила у маленького Бориса стремление к творчеству. За мгновение перед смертью она, прежде молчавшая, открыла глаза и строго вопросила у дочери: «Где Боря, Эля? Где мой Боря?..».

Васильев − идеалист, круто меняющий свою судьбу

О жизненных и творческих поисках подробно рассказывает читателям полное содержание «Летят мои кони». Васильев рассказывает о том, как он трижды по собственной воле круто менял свою судьбу. Впервые − поступив на инженерный факультет в бронетанковую академию. Второй раз − в 1954 году, демобилизовавшись «для занятий литературным трудом», точнее говоря, желая писать театральные пьесы.

Третий раз − в 1969 году, когда писатель с 25-летним стажем наконец осознал и ощутил особенности своего таланта, понял, что и как ему следует писать, перестал работать «на хлеб насущный» и начал действительно творить. Он сменил театр на кинематограф и не ошибся.

Впечатления от войны умалчиваются писателем-фронтовиком

Борис Львович, фронтовик и одновременно мыслитель, гуманист, в книге очень кратко пишет о своем участии в Великой Отечественной войне. Он не идеализирует войну, считая науку убивать вынужденной, неестественной. Писатель вспомнил эпизод, когда с посеревшим лицом директор школы 22.06.1941 года сообщил ему и еще трем его одноклассникам о начале войны. Какой была реакция ребят? В ту пору мальчишки знали все типы оружия так, как сегодняшние ребята ориентируются в марках автомобилей... Реакция была парадоксальной: четверо мальчишек, не сговариваясь, закричали: «Ура!..». А домой с фронта из них вернулся лишь Борис. Писатель, пережив войну, просто перелистнул эту страницу своей биографии.

Восхождение к творчеству

На 36 страницах текста рассказывает о себе, о своих местах, стремлениях в автобиографической повести «Летят мои кони» Борис Васильев. Содержание его рассказа о творческом пути включает несколько этапов. Он с благодарностью вспоминает людей, которые помогли ему в творческом становлении.

Руководитель ЦТСА (Центрального театра Советской Армии) Дмитриевич, беседовавший 3 мая 1954 г. с молодым писателем Васильевым, написавшим пьесу «Танкисты», повлиял на его решение о демобилизации.

Директор сценарной студии Дулгеров В.Е., способствовавший продвижению киносценария фильма «Очередной рейс» и съемке одноименного фильма Свердловской киностудией. Эта студия запомнилась знакомством с Ю. Друниной и К. Рапопортом.

Режиссер Петров Владимир Михайлович, способствовавший осознанию писателем особенностей своего таланта. Он первый начал серьезно работать с Васильевым. К сожалению, это продлилось недолго: режиссер умер достойной смертью прямо на съемочной площадке.

Писатель которому Борис Львович поведал о своих творческих планах в 1954 году. Он способствовал созданию повести «А зори здесь тихие», принесшей Васильеву всесоюзную известность. Далее были написаны «В списках не значился», «Завтра была война», «Великолепная шестерка», «Неопалимая купина».

В сердце каждого настоящего офицера нашла свой отзыв фраза Бориса Васильева «Есть такая профессия − Родину защищать!» из фильма «Офицеры», где блистательно сыграли Юматов и Лановой.

В последние годы жизни Васильев писал о древнерусских князьях.

Заключение

Не случайно написал повесть Васильев Борис Львович «Летят мои кони». Текст произведения читается запоем. Читатели повести замечают парадокс: писатель настолько полнокровно рассказывает о своем бытии, что вызывает у них самих ответную потребность серьезно размышлять о собственной жизни.

Захватывающе излагает свои мысли Борис Васильев («Летят мои кони»). Краткое содержание повести, следуя ходу мысли его автора, должно содержать и черты документальности, и глубокую жизненную философию, и тонкий ненавязчивый юмор. Сама повесть не следует буквально за хронологическим порядком событий. Она похожа, как и жизнь автора (по его же признанию), на яркое лоскутное одеяло. Писатель раскрывает перед нами весь свой творческий потенциал, все свои нематериальные богатства. Он действительно предстает перед нами без всякого чванства, но с подлинным достоинством человека творческого.

Еще раз об экзаменационном изложении
в 9-м классе

Работа над изложением на уроках русского языка является важной составляющей подготовки к выпускному экзамену за курс основной школы. Традиционный экзамен по русскому языку в 9-м классе – это подробное или сжатое, по выбору учащихся, изложение с дополнительным творческим заданием – ответом на поставленный вопрос, т.е. мини-сочинением.

Материалом для этого вида письменной работы, разумеется, могут служить тексты, предложенные в сборниках вариантов Государственной итоговой аттестации по русскому языку. Однако хочу обратить внимание коллег на несколько забытый уже (и совершенно необоснованно!) “Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы”, авторами-составителями которого являются Л.М. Рыбченкова и В.Л. Склярова. В нем даны два варианта заданий для каждого текста: это может быть подробное изложение без изменения или с изменением лица как первая часть работы и ответ на вопрос – как вторая (первый вариант); второй вариант предусматривает написание сжатого изложения и развернутый ответ на вопрос.

Авторы сборника отмечают, что, во-первых, варианты заданий отличаются степенью сложности. Безусловно, второй более труден: он требует не только умения использовать разные способы сжатия текста при сохранении основного содержания, но и знания литературных произведений и способности их анализировать; серьезного знакомства с музыкой, живописью, историей России и т.д.

Во-вторых, текст, созданный учеником, может органически вписываться в структуру текста изложения или продолжать его, а может представлять собой отдельную самостоятельную часть работы – последнее наиболее распространено. Право выбора варианта на экзамене представлено ученику, а наша учительская задача – подготовка детей к различным вариантам работы.

Анализируя тексты изложений на занятиях по подготовке к письменному экзамену, можно предложить девятиклассникам разные задания:

Определить тему, основную мысль, стиль и тип (типы) речи текста;

Выделить микротемы и составить план;

Продумать логические связи между частями текста и найти конкретные связки;

Составить различные варианты высказываний – с использованием лексических средств, соответствующих стилю и типу речи, в том числе выразительных средств языка.

Важно при этом (особенно в подробном изложении) сохранить своеобразие авторской манеры.

К сожалению, речь учеников часто бедна и невыразительна, изобилует ненужными повторами, фактическими неточностями и логическими ошибками. Именно поэтому грамотный анализ текста на уроке (возможно, и на дополнительных занятиях, факультативах) необходим. При этом, безусловно, следует уделять внимание также повторению орфографии и пунктуации, например: составлять схему предложений с комментарием расстановки знаков препинания, выделять наиболее сложные орфограммы, объясняя – там, где это возможно, – их написание. Необходимо комментировать фактические данные (даты, фамилии, географические наименования, названия книг, фильмов, музыкальных произведений и т.п.). Ученики должны уметь пользоваться разными словарями; они могут выяснить значение непонятных слов в толковом словаре, а затем проверить их написание по орфографическому словарю; при необходимости можно обратиться к словарям синонимов, антонимов и другим.

Публикация статьи произведена при поддержке агентства недвижимости «Домус финанс». В широкий спектр предложений компании «Домус финанс» входят услуги продажи квартир в новостройках. На Ваш выбор представлена недвижимость в таких жилищных комплексах Подмосковья, как Новое Пушкино , Антей, Лесной Городок, Золотые Ворота и многих других. Узнать больше о предоставляемых услугах и ознакомиться с каталогом предлагаемой недвижимости можно на официальном сайте агентства недвижимости «Домус финанс», который располагается по адресу http://www.domus-finance.ru

АНАЛИЗ ТЕКСТА “О ДОКТОРЕ ЯНСЕНЕ”
(ИЗ КНИГИ Б.ВАСИЛЬЕВА “ЛЕТЯТ МОИ КОНИ...”)

Текст взят из “Сборника текстов…” Л.М. Рыбченковой и В.Л. Скляровой.

Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представляющегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти города Смоленска без выходных и праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днем и ночью.

Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. Человек, при жизни возведенный в ранг святого, уже не волен в своей смерти, если, конечно, этот ореол святости не создан искусственным освещением. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, не он искал героическую гибель, а героическая гибель искала его.

Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.

В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в одном катании – стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъеме из тьмы – таилась притягательная сила этого развлечения.

Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую, “германскую” войну, где применялись реальные отравляющие вещества.

И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку.

Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.

Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.

Варианты заданий

1-й вариант

подробно .

2. Ответьте на вопрос: “Как вы думаете, почему доктора Янсена еще при жизни назвали святым?”.

2-й вариант

1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато .

2. Выскажите свое впечатление о рассказе.

Остановимся вначале на первом варианте. При первом прослушивании ученики должны понять содержание; определить стиль и основной тип речи, тему и основную мысль текста; продумать его возможный заголовок; выявить количество и последовательность микротем и вчерне, на основе микротем, составить план изложения.

Ученики определят, что текст рассказывает о работе смоленского доктора Янсена, посвятившего себя служению людям, и о его героической гибели.

Самостоятельно или с помощью учителя они вспомнят, что автор текста – известный писатель Борис Васильев, что он также автор таких произведений, как “А зори здесь тихие”, “Не стреляйте в белых лебедей”, “В списках не значился”. Книга “Летят мои кони...” – это воспоминания писателя о большой и нелегкой жизни, о встречах с удивительными людьми (в том числе и с доктором Янсеном) и событиях в стране.

Документальные рассказы, из которых состоит книга, написаны в публицистическом (или художественно-публицистическом) стиле, для которого характерны образность, эмоциональность, оценочность и призывность, используются такие языковые средства, как эпитеты, сравнения, метафоры, восклицательные предложения.

Очерк о докторе Янсене соединяет в себе два типа речи: повествование (первый, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой абзацы) и рассуждение (второй и восьмой абзацы). Вспомним, что повествование – это рассказ о событии или человеке, на первый план здесь выдвигается развитие сюжета. Особенность текста-рассуждения в том, что в нем звучит размышление о событии, человеке, конкретном или отвлеченном предмете или доказательство, объяснение какой-либо мысли.

Тема текста – рассказ о жизни и смерти известного в Смоленске доктора, который назван “последним святым города”. Просим ребят найти в тексте фразу, в которой заключается основная мысль. “Он обладал редчайшим даром жить не для себя...” (второй абзац).

Ученики, вероятно, предложат несколько вариантов заголовка, среди которых могут быть такие: “Последний святой города Смоленска”, “Он обладал редчайшим даром жить не для себя...”.

В тексте восемь абзацев, причем третий и шестой абзацы состоят каждый из одного предложения, важного для понимания смысла очерка и раскрытия характера его героев – городского врача и мальчишек, мечтавших подражать своим отцам, прошедшим гражданскую и мировую войны (об этом следует сказать особо).

План изложения может быть таким.

План

2. Почему люди называли доктора Янсена святым?

3. Какой можно назвать гибель доктора?

4. Катание в канализационных колодцах.

5. Чем мальчиков притягивало опасное катание? (или) “Мы... летели в смрадные дыры, как в газовую атаку”.

6. Как доктор Янсен спас двоих мальчиков?

При втором прочтении девятиклассники дорабатывают план, обращают внимание на фактические данные (Смоленск, доктор Янсен, мировая “германская” и гражданская войны), на языковые средства выразительности, используемые Б.Васильевым: эпитеты (“неутомимые ноги”, “горькая правда”, “благодарная молва”), сравнения (“летели в смрадные дыры, как в газовую атаку ”), метафоры (“провал в преисподнюю ”, “доктор... сражался за людские жизни ”, “ценой своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков ”), олицетворения (“болезни... не знали ни выходных, ни праздников”).

Отдельно поговорим о правописании орфографически трудных слов: интеллигент, специалист, искусственное освещение, канализационный колодец, притягательная сила, отравляющие вещества, от мала до велика, разговорного пацан.

Анализируя синтаксические конструкции, встречающиеся в тексте, ученики под руководством учителя разбирают сложные предложения, составляют их схемы, выявляют однородные и обособленные (причастные и деепричастные обороты) члены предложения и знаки препинания при них.

Заметим, что повествование ведется от первого лица. В задании к этому изложению замена лица не требуется, но ученики должны быть к такой замене готовы и уметь вместо я использовать лексемы автор текста, известный российский прозаик, Борис Васильев, он.

На подготовительном занятии девятиклассники продумывают ответ на поставленный вопрос (творческое задание), оформляют его в виде устного мини-сочинения – отдельной самостоятельной части работы или продолжения изложения. Стоит, вероятно, вспомнить, обращаясь к толковому словарю, значение слов святой, святость, назвать имена русских святых, известных школьникам из курса литературы и истории или из других источников (князья Борис и Глеб, Петр и Феврония Муромские, Сергий Радонежский). В беседе о них будут звучать слова самоотречение, самопожертвование, долг, терпение, любовь к людям, ореол святости, мученическая гибель. Спросим ребят: применимы ли эти слова к доктору Янсену? Могут ли ученики подтвердить свое мнение, опираясь на текст? Да, доктор в полной мере обладал “редчайшим даром жить не для себя, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была”. Получив одну из самых гуманных профессий – профессию врача, Янсен оказался не просто отличным специалистом, он был истинным врачевателем не только телесных болезней, но и человеческих душ, абсолютным бессребреником (у которого не было денег на извозчика, и по обширнейшему участку – району бедноты – он ходил пешком), готовым в любую минуту, в будни и в праздники прийти на помощь тем, кто в этой помощи нуждался. Именно поэтому ему “благодарная молва приписывает мудрость, граничащую со святостью”.

Продумывая второй вариант сжатое изложение, ученики должны вспомнить о трех способах сжатия текста (удаление, объединение, обобщение) и обговорить возможность их применения в работе с сохранением при этом всех восьми абзацев. Привожу возможный текст сжатого изложения с изменением лица.

Писатель Борис Васильев вспоминает о своем смоленском детстве и о городском враче Янсене, который в бедном районе города от зари до зари неутомимо, пешком, в будни и в праздники, в любую погоду обходил больных и боролся с болезнями, спасая людские жизни.

Этот доктор имел высочайший авторитет, как врачебный, так и человеческий, потому что обладал редчайшим даром жить не для себя, заботиться не о себе и всегда говорить правду людям. Жители Смоленска называли его за эти качества святым. В понимании людей жизнь святого человека неизбежно заканчивается особой, мученической гибелью.

Так и случилось с доктором Янсеном: он задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.

В городе уже была канализация, которую часто и долго ремонтировали, оставляя привязанную веревкой бадью в глубоком колодце. Вечерами ребята развлекались, стремительно спускаясь в бадье вниз и медленно поднимаясь наверх. Это было не только развлечение для мальчиков.

Воздух в глубине был насыщен опасным вредным газом метаном, и это напоминало детям недавнее прошлое их отцов, прошедших гражданскую и “германскую” войны. Они пережили газовые атаки, во время которых применялись реальные отравляющие вещества.

Мальчики летели вниз, как в газовую атаку.

Однажды, когда мальчишки решили прокатиться вдвоем, веревка оборвалась. Рядом случайно оказался доктор Янсен. Он послал оставшихся перепуганных ребят за помощью, но не стал ее дожидаться и сам полез вниз. Вытащил одного из пацанов, уже потерявших сознание, и спустился за другим. Привязал его к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчика спасли, доктора – не смогли.

Своего Доктора, последнего святого Смоленска, хоронил весь город – от мала до велика.

Творческое задание второго варианта сформулировано так: Выскажите свое впечатление о прочитанном тексте”. Полагаю, на подготовительном занятии учеников можно разбить на микрогруппы (по три–четыре человека), в которых могут быть объединены сильные и слабые ученики. Они обсуждают предложенную тему высказывания, определяют свое понимание текста и записывают вчерне план устного мини-сочинения, опорные слова и цитатные аргументы (последние должны быть емкими, но краткими, так как на уроке во время работы над изложением и на экзамене текстом пользоваться нельзя – рассчитывать нужно только на память).

Суть устного высказывания сводится к тому, что автор поднимает очень важную (особенно в современном жестоком и равнодушном мире) проблему – проблему активного милосердия. Пример бескорыстия, великого терпения и “редчайшего дара жить не для себя” подает нам скромный городской врач, самоотверженно выполнявший “долг интеллигента перед своим народом”. Хорошо, если ученики смогут привести примеры бескорыстного служения людям из современной жизни – их мало, но они все-таки есть, – и сопоставить наших современников с доктором Янсеном (например, существуют ли, по их мнению, среди сегодняшних врачей похожие на “последнего святого Смоленска” или он, добрый, отзывчивый, самоотверженный, довольствующийся лишь скромным жалованием врача, действительно последний святой? ). Такие произведения, как очерк о докторе Янсене, не только трогают душу, их невольно вспоминаешь тогда, когда складывается трудная ситуация, требующая твоей помощи.

И, пожалуй, последнее, что мне как учителю и как человеку, которого взволновала история жизни и смерти смоленского врача, хочется сказать: в кабинете русского языка у меня висит небольшой плакат со словами современной русской писательницы Марии Семеновой: “Помоги сегодня тому, кто нуждается в помощи, и тогда завтра кто-то поможет тебе”. Мы не должны призывать наших воспитанников повторить подвиг “последнего смоленского святого”, да это и не нужно: святых все-таки единицы. Но стать добрее, душевнее, отзывчивее к чужой беде они могут. И в этом, думается, им поможет знакомство с рассказом о судьбе настоящего Доктора.

Л.В. ТОРОПЧИНА,
гимназия № 1549,
г. Москва

Сочинение по тексту:

Борис Львович Васильев в своём тексте рассуждает о людях, способных пожертвовать собой ради других.

Перед нами текст, из которого мы узнаем о жизни доктора Янсена: Работал врачом, к своей профессии относился очень ответственно, был очень уважаемым человеком, каждый к нему обращался даже за житейским советом. Доктор, спасая жизнь двух мальчишек, провалившихся в колодец, сам погибает.

Мнение Бориса Львовича Васильева очевидно. Он считает, что пожертвовать своей жизнью ради других может тот человек, который любит людей.

Я считаю, что автор прав. Ведь пойти на такой поступок может далеко не каждый. Например, Маргарита из произведения М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в буквальном смысле жертвует собой. Смыслом всей её жизни становится Мастер. Ради которого героиня соглашается быть королевой бала у Сатаны. После чего её душа с душой Мастера вместе навсегда, хотя физически они оба мертвы.

В современном мире часто встречаются люди, которые готовы жертвовать собой, например сотрудники МЧС. Ежедневно они выполняют опасные задания, рискую собственной жизнью.

Я считаю, что если не все, то очень многие люди, находясь в тех или иных условиях, готовы к самопожертвованию.

Текст Б. Васильева:

Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью.
Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсе-на был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. Человек, при жизни возведенный в ранг святого, уже не волен в своей смерти, если, конечно, этот ореол святости не создан искусственным освещением. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, не он искал героическую гибель, а героическая гибель искала его.
Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.
В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в одном катании — стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъеме из тьмы — таилась притягательная сила этого развлечения.
Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую, «германскую» войну, где применялись реальные отравляющие вещества.
И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку.
Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.
Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора.

По Б. Васильеву




Top