Василий кандинский биография и картины. Василий Васильевич Кандинский: картины и биография

Художники Эпохи Возрождения задали высокую планку в изобразительном искусстве. Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли, . В лучшие Музеи Мира редко попадают дилетанты.

Василий Кандинский (1866-1944) – один из крупнейших художников XX века, тех, кто не только смог конкурировать с великими живописцами прошлого, но открыл новое направление в искусстве – абстракционизм.

В 30 лет он оставил карьеру профессора юриспруденции, посетив оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре и выставку импрессионистов, где он увидел работу «Стога сена».

В 1896 году Кандинский, решив стать художником, отправляется в Мюнхен, и записывается в престижную частную школу югославского художника Антона Ажбе. Позднее Кандинский поступает в Мюнхенскую академию художеств, в класс Ф. Штука, «первого немецкого рисовальщика». Там были довольны студентом, но его палитру считают слишком яркой. Кандинский целый год пишет исключительно в черно-белой гамме, «изучая форму как таковую» .

И именно эта работа над композицией двигает его вперед, так как в монохромной живописи он не отвлекается на так любимый им цвет. И в дальнейшем это дает возможность стремительному развитию Кандинского в искусстве.

Одна из моих любимых работ - зимний пейзаж Василия Кандинского. Эта работа идеальна по цвету, простоте линий, композиции, ее сложно повторить, при всей кажущейся простоте. Она была написана в Мюнхенский период, когда художник быстро стремительно удалялся от изображения вееров, кринолинов и всадников в сторону абстрактного пейзажа и позднее чистой абстракции.

По мнению Кандинского, то произведение прекрасно, где форма соответствует внутреннему содержанию. Пространство в виде формы ее ограничивающей. Эти два элемента – краска и рисунок – существенный, вечный, неизменный язык живописи.

Совершенно неожиданные цвета. Желтая, розовая, голубая и синяя гамма «Зимнего пейзажа» передает настроение зимы, хотя традиционно зима изображалась в белых и голубых тонах.

Цвет здесь создает определенную эмоцию, и несмотря на теплую цветовую гамму – мы чувствуем тишину зимы, уют, камерность картины.

В своей статье Кандинский говорит о том, что произведения искусства состоят из двух элементов: внутреннего и внешнего. Внутренний элемент, взятый отдельно, есть эмоция души художника, которая подобно материальному музыкальному тону одного инструмента, усиливает соответствующий музыкальный тон другого, вызывает душевную вибрацию человека, который смотрит на картину.

В то время, когда душа связана с телом, она обыкновенно может воспринимать всякую вибрацию только через чувства. Эта вибрация и есть связь нематериального и материального мира.

Другая работа Василия Кандинского: «Восточное», написанная в 1909 году. Здесь с помощью цветового сочетания желтого, красного, белого, синего создается энергия полотна. Интересно, что именно белый цвет и акценты синего и красного держат композицию картины. Точно подобранная цветовая гамма создает настроение, персонажи изображены условно, поскольку важна общая энергия происходящего события.



«Качество художественного произведения может быть оценено вполне только его автором: только ему дано видеть, соответствует ли и насколько найденная им форма содержанию» (Василий Кандинский «О духовном в искусстве»)

В работе «Мягкая напряженность» (1923) мы видим, как через линию и острые элементы, можно передать психологическое состояние человека.

Вот еще одна из работ Кандинского – «Композиция VIII» 1923 года. Здесь уже видно, что художник сложился, уже была написана работа «О духовном в искусстве». На полотне мы видим, как с помощью линий и точек, создается динамика. В работе нет ничего лишнего, ни одной фальшивой ноты.

В обычной жизни мы легко можем определить встречу с истинным произведением искусства – сходив на выставку того или иного художника, мы еще несколько часов или дней находимся под впечатлением от увиденного: энергия искусства согревает наше сердце, душа умиротворена гармонией цвета и формы.

Диалог с Василием Кандинским актуален и сегодня – его картины – артефакты подлинного высокого искусства. Путь Кандинского множество раз подтвердил, что истинное произведение искусства возникает таинственным, загадочным, мистическим образом «из художника». Отделившись от него, оно получает самостоятельную жизнь, становится личностью, самостоятельным, духовно дышащим субъектом, ведущим также и материально реальную жизнь; оно является существом. И к этому надо стремиться всем людям, которые решили связать свою жизнь с искусством и творить.

1. Кандинский начал серьезно заниматься искусством в 30 лет. До этого он с успехом изучал экономику и право: место профессора юриспруденции в Дерптском университете ему уже было обеспечено. Но он решил отказаться от многообещающей карьеры и отправился в Германию обучаться живописи.

Кандинский – доцент Московского Университета, 1893 год


2. Картина "Стога" кисти Клода Моне стала для Кандинского настоящим откровением, которое оказалось важной вехой на его пути к абстракции. В книге «Ступени» 1913 года он вспоминает: «И вот сразу я увидел в первый раз картину. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это - стог сена. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно. Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей. <...> Но глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины»

Клод Моне "Стог сена. Конец лета. Утро", 1891 год

3. Кандинского называют «пионером абстракции». На самом деле, в этом направлении он шел рука об руку к Мондрианом, Малевичем, Пикабия и другими. Вообще, в начале 1910-х гг в живописи назрела необходимость прорыва границ фигуративности и это видно в работах многих художников. Однако Кандинский был единственным, кто теоретически обосновал существование искусства за этими границами. Поэтому именно его акварель 1910 года считается точкой отсчета.

"Без названия (Первая абстрактная акварель)", 1910 год, 49.6 x 64.8 см Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду

4. Единственный сын Кандинского, Всеволод умер в трехлетнем возрасте, в 1920 году.

5. Кандинский был синестетиком. Синестезия – есть особая форма восприятия мира, когда раздражение одних органов чувств вызывает ощущения, характерные для других. Например, синестетик «слышит цвета», «видит звуки» и т.д.

"Импрессия III (Концерт)", 1911 год, 77.5 x 100.0 см Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе

6. Несколько картин Кандинского вместе с сотнями произведений других художников были конфискованы нацистами во время борьбы с авангардным искусством и представлены публике в рамках печально известной выставки «дегенеративное искусство» в 1937 -1941 годах.

Гитлер на выставке «дегенеративное искусство», 1937 год

7. Самая дорогая картина Кандинского на данный момент – это «Эскиз к импровизации №8». Она была продана 7 ноября 2012 года на аукционе Кристис за 23 млн. долларов.

"Эскиз к импровизации 8", 1909 год, 98.0 x 70.0 см

Василий Кандинский родился 16 декабря (4 декабря ст. ст.) 1866 г. в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832–1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию, получает также художественное и музыкальное образование. В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета, где изучал экономику и право. В 1889 г. прервал учебу по состоянию здоровья, участвовал в этнографической экспедиции в Вологодской губернии.

"Изар" 1901

В 1893 г. В.Кандинский окончил юридический факультет. Работал художественным директором Кушнерёвской типографии в Москве (1895).

"Старый город" 1902

"Прогулка" 1903

"Прощание" 1903

"Синий всадник " 1903

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно - в возрасте 30 лет. В 1896 г. он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 г.

"Двое на лощади" 1906

С 1897 г. обучался живописи в частной студии А. Ашбе.

"Осенний пейзаж" 1908

В 1900 г. поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где обучался у Франца фон Штука. С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нем школу, в которой сам же и преподавал.

"Импровизация №6" 1909

С 1900 г. Кандинский много путешествует, посетив Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Участвовал в выставках Московского товарищества художников.

"Мурнау. Сад" 1909

В 1910 и 1912 г. также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи.

Первая абстрактная акварель 1910

"Лирическое" 1911

В 1909 г. Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 - альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты, Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина а также Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.

"Картина с белой каймой" 1913

В 1914 г. художник вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами.

"Всадник Святой Георгий" 1916

После революции 1917 г. Кандинский активно занимался общественной работой.
В 1918 г. он участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе и издал свою автобиографическую книгу «Ступени» (М., 1918).

"Синий гребень" 1907(?)

"Смутное" 1917

"Сумеречное 1917"

"Южное" 1917

В 1918-1919 г. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919-1921 г. - председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, почётным профессором Московского университета. Кандинский также был избран вице-президентом РАХН. Продолжал он и писать - в этот период, в частности, созданы декоративные композиции на стекле «Амазонка» (1918) и «Амазонка в горах» (1919).

"Белая линия" 1920

В декабре 1921 г. Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Россию он уже не вернулся.

"Чёрная решётка" 1922

В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись и стал видным теоретиком школы «Баухауз». Вскоре Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.

"Несколько кругов" 1926

В 1928 г. художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 г. к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию.

"Этажи" 1929

С 1933 по 1944 г. он жил в Париже, активно участвуя в интернациональном художественном процессе.

"Причудливое" 1930

В 1939 г. Василий Кандинский принял французское гражданство. Умер Кандинский 13 декабря 1944 г.
в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен.

"Небесно-голубое" 1940

Последняя акварель 1944

"Художник - "царь" (как его называет Сар Пеладан" не только потому, что велика его власть, а потому, что велики и его обязанности.

Раз художник является жрецом "прекрасного", то это прекрасное следует искать при помогли того же принципа внутренней ценности, который мы всюду находили. Это "прекрасное" можно мерить только масштабом внутреннего величия и необходимости, которые до сих пор всюду и всегда верно служили нам.

Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости. Прекрасно то, что прекрасно внутренне.

Под этим прекрасным, само собою разумеется, не следует понимать внешнюю или даже внутреннюю общепринятую нравственность, а все то, что даже и в совсем неосязаемой форме совершенствует и обогащает душу. Поэтому, например, в живописи внутренне прекрасен каждый цвет, ибо каждый цвет вызывает душевную вибрацию, и каждая вибрация обогащает душу. И поэтому, наконец, внутренне прекрасным может быть все то, что внешне "уродливо". Так это в искусстве, так оно и в жизни. И поэтому во внутреннем результате, т. е. в воздействии на душу других, нет ничего "уродливого".

Метерлинк (который является одним из передовых поборников, одним из первых душевных композиторов сегодняшнего искусства, из которого возникнет искусство завтрашнее) говорит: "Нет на земле ничего, что сильнее жаждало бы прекрасного и легче бы в прекрасное преображалось, чем душа. Поэтому-то лишь немногие души на земле противостоят господству отдающейся прекрасному души".

И это качество души есть то масло, с помощью которого возможно медленное, едва заметное, временами внешне задерживающееся, но неизменное, непрерывное движение духовного треугольника вперед и ввысь."





"Композиция 9" 1936

"Фуга" 1914



"Композиция 10" 1939





"Gloomy Situation" (Мрачное состояние) 1933

"Чёрное пятно" 1912



"Interior my dining room" 1909


"Решительное розовое" 1932


"Вокруг круга" 1940




"Композиция 218"


"Композиция 321"

"Композиция 224"


"Светлая картина" 1913

"Зимний пейзаж"


"Без названия" 1916

Творчество Василия Васильевича Кандинского - уникальное явление русского и европейского искусства. Именно этому художнику, наделённому могучим дарованием, блестящим интеллектом и тонкой духовной интуицией, суждено было совершить подлинный переворот в живописи и создать первые абстрактные композиции.

Судьба Кандинского складывалась не совсем обычно. До тридцати лет он и не помышлял об искусстве. Закончив в 1893 г. юридический факультет Московского университета, он начал работать над диссертацией, участвовал в этнографической экспедиции на север России, а в 1896 г. получил приглашение из университета в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) занять должность приват-доцента. Но в том же году Кандинский внезапно изменил свою жизнь. Поводом для этого послужило впечатление от картины «Стог сена» Клода Моне на Французской индустриальной и художественной выставке в Москве. Отказавшись от кафедры, он уехал в Германию учиться живописи. Кандинский обосновался в Мюнхене, который на рубеже веков был признанным центром немецкого модерна. Он занимался сначала в частной школе живописи, а позднее в Мюнхенской академии художеств у Франца фон Штука.

Живя в Германии, Кандинский почти каждый год приезжал в Россию и представлял свои работы на выставках Московского товарищества художников, Нового общества художников и др. В журналах «Мир искусства» и «Аполлон» появлялись его статьи об искусстве Германии, сыгравшем столь важную роль в формировании творческой личности живописца. В то же время Кандинского волновала и вдохновляла русская художественная традиция: иконы, древние храмы, сказочные персонажи. Все они часто присутствуют в его работах, что говорит о влиянии на него мастеров «Мира искусства».

Кандинский был прирождённым лидером. Уже с 1901 г., едва закончив обучение, он возглавил художественное общество «Фаланга», участвовал в его выставках и работал в созданной при нём школе. В 1909 г, мастер организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», а в 1912 г. - группу «Синий всадник».

В работах Кандинского 1900- 1910 гг. чувствуются разнообразные влияния: от немецкого экспрессионизма и французского фовизма («Вид Мурнау», 1908 г.; «Дома в Мурнау на Обермаркте», 1908 г.) до российского «Мира искусства» («Дамы в кринолинах», 1909 г.). Не без воздействия символизма Кандинский обратился к графике, создав цикл гравюр на дереве «Стихи без слов» (1903 г.).

В начале 10-х гг. ясно определилось главное направление творческих поисков Кандинского: он хотел сосредоточить все средства живописи на передаче сложной системы чувств и ощущений, которые живут в потаённых глубинах души художника и не зависят от материального мира. Теоретически мастер сформулировал эту проблему в книге «6 духовном в искусстве» (1911 г.), но практическое решение пришло к нему внезапно и необычно. Художник сам описал происшедший в его сознании переворот в работе «Ступени» (1918 г.): «Я... вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислонённая к стене и стоявшая на боку... В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам».

Наверное, в ту минуту потрясённый мастер вряд ли осознавал, что случайно поставленная на бок картина станет истоком нового направления в искусстве - абстракционизма. По Кандинскому, именно линия и цветовое пятно, а не сюжет являются носителями духовного начала, их сочетания рождают «внутренний звук», вызывающий отклик в душе зрителя.

Все абстрактные произведения Кандинского, по его собственным словам, разделяются на три группы (по степени отдаления от предмета): импрессии, импровизации и композиции. Если импрессия рождается как прямое впечатление от внешнего мира, то импровизация бессознательно выражает внутренние впечатления. Наконец, композиция - это высшая и самая последовательная форма абстрактной живописи. В ней нет прямых связей с реальностью. Цветовые пятна и линии образуют захватывающую дух стихию движения. Композиции Кандинского не имели индивидуальных названий - только номера (из десяти таких работ сохранилось семь).

Создавая абстрактные композиции, Кандинский фактически изменил природу живописи - искусства, тесно связанного с повествованием, - и приблизил её к музыке, которая призвана не изображать, а выражать наиболее сложные душевные состояния.

В 1914 г., после начала Первой мировой войны, Кандинский вернулся в Москву. Вторая половина 10-х и 20-е гг. были для него периодом активной общественной и педагогической деятельности: он работал в организации по охране памятников, руководил Институтом художественной культуры (ИНХУК), преподавал в Государственных художественных свободных мастерских, не прекращая при этом работать как живописец. Абстрактные полотна Кандинского тех лет стали мягче и светлее по колориту, усилилась роль линии, большее внимание уделялось свободному пространству.

Пребывание Кандинского в России было недолгим, в конце 1921 г. он навсегда покинул страну. Известный немецкий архитектор Вальтер Гропиус пригласил его преподавать в «Баухаузе» - высшей архитектурной и художественной школе, которая находилась в Веймаре, а в 1925 г. переехала в Дессау. Здесь он написал книгу «Линия и точка на плоскости». Тогда же к Кандинскому пришло настоящее мировое признание. Он участвовал в многочисленных выставках в городах Германии, публиковал теоретические труды, в 1923 г. устроил первую персональную выставку в Нью-Йорке.

В отличие от «романтического» мюнхенского этот период в творчестве Кандинского обычно называют «холодным» или «классическим». В его работах пятно всё более уступало место линии, живописность - сухому геометризму, динамика - равновесию. Наряду с треугольниками и квадратами композиции включали в себя круг как символ совершенства и полноты мироздания.

В 1933 г., после прихода к власти нацистов и закрытия «Баухауза», художник эмигрировал во Францию. Он напряжённо работал в 30-х гг., но его творчество оказалось в стороне от главной линии развития современного искусства. Другие мастера шли по пути освоения новых форм абстрактной живописи, который когда-то проложил Кандинский.

Юрист по образованию, стать художником Василий Кандинский решил в 30 лет. Шёл 1895 год, и в Москве проходила выставка импрессионистов. Одной из экспонируемых картин был «Стог сена» Клода Моне, который-то и потряс Кандинского до глубины души: о том, что изображено на полотне, будущий реформатор художественного языка догадался лишь после прочтения названия работы. Воодушевлённый и заражённый новыми идеями, он отправился в Мюнхен - один из центров европейского искусства того времени.

Оказавшись в Европе, Кандинский познакомился с Алексеем Явленским, Иваном Билибиным, Кузьмой Петровом-Водкиным, Игорем Грабарем. Первые навыки в построении композиции, работе с формой и цветом он получил в частной студии Антона Ажбе, после этого учился в Мюнхенской академии художеств. Несколько раз он участвовал в выставках общества «Бубновый валет», а в 1909 году вместе с Францем Марком основал знаменитое общество «Синий всадник», целью которого было освободить искусство от строгого академизма. Название союза Кандинский объяснял так: «Мы оба любили синий, Марк - лошадей, я - всадников…»

Вернувшийся на родину Кандинский Октябрьскую революцию поначалу принял восторженно: в первое время большевики активно поддерживали левые течения в искусстве. Художник даже пробовал сотрудничать с советской властью, но вскоре понял, что ему - потомку дворян и космополиту - не по пути с пролетарской диктатурой. В 1921 году он вернулся в Германию, а в 1933 эмигрировал по Францию, где и провёл остаток жизни.

Первым нефигуративным произведением Кандинского, положившим начало целому направлению в искусстве, стала акварель «Без названия», созданная в 1910 году. Сегодня она хранится в парижском Центре Помпиду.

Кандинский был синестетиком: цвета ассоциировались у него с совершенно конкретными звуками. Так, он говорил, что «синий цвет, представленный музыкально, похож на виолончель, делаясь темнее, он напоминает звуки контрабаса, а в самой глубокой и торжественной форме - низкие звуки органа», красный «звучит как труба или как удары литавр», а белый «действует на психику человека как великое безмолвие, соответствующее в музыкальном отношении паузам». Возможно, именно благодаря этому дару Кандинскому удавалось сочинять настоящие цветовые симфонии.

Картину «Без названия» мы уже вспоминали, но укажем ещё несколько полотен, без которых немыслимо ни творчество Кандинского, ни абстракционизм в целом. «Композицию VI» живописец изначально хотел назвать «Потоп», и, возможно, в некоторых формах действительно угадываются очертания обломков корабля и тонущих предметов. Впоследствии художник говорил, что неправильно было задавать работе конкретный мотив, ведь внешнее всё равно растворилось во внутреннем. «Композицию VII» многие специалисты считают пиком творчества Кандинского. В водовороте образов переплетаются сразу несколько тем - от воскрешения из мёртвых до Судного дня. «Композиция VIII» заметно отличается от предыдущих работ художника со схожими названиями, ведь в ней он впервые обратился к чётким геометрическим формам. Кстати, именно при описании этой картины Кандинский сравнивал цвета со звуками. Эти полотна - конечно, лишь вершина творческого айсберга мастера.




Top