Василий сергеевич калинников сообщение. Архипелаг святая русь

«Не роняй старь: она новизну держит»

орловская пословица

Меняются времена. Уходит в прошлое то, что должно уйти. Человеку нужно знать, откуда оно - настоящее, где его корни. Так рождалась музыка, прошедшая века и сохранившая способность активно воздействовать на человека.

Давайте познакомимся с жизнью и творчеством самого неизвестного из самых талантливых русских композиторов, нашего земляка, прославившего г. Орёл, Василия Сергеевича Калинникова, совершив небольшую экскурсию по местам, связанным с его именем. А в качестве музыкального эпиграфа возьмём музыку его знаменитой Первой симфонии:

Не найти гениальней и проще

Ритмов тех, что подскажет капель.

Соловей, растревоженный в роще,

Пастуха зоревая свирель…

Лошадей пробегающих топот,

И визгливые скрипы дверей,

И колосьев взволнованный шёпот,

И унылая песнь косарей.

Ничего нет на свете чудесней

И прекраснее нет ничего,

Чем простая народная песня,

Что в душе разливалась его.

1866 - 1901 С. Широбоков

Имя русского композитора Василия Калинникова, прожившую короткую, полную драматизма жизнь, стоит особняком среди композиторских имён. Его судьба оказалась трагичной. Он не прожил и 35 лет, а то, что создал, поразительно не только по качеству музыки, но и по тому, что всё это создавалось в невыносимых условиях, постоянной нужде, при беспрерывных физических страданиях. И при этом его музыка - светлый гимн жизни! Вопреки всем несчастьям Калинников воспел вечную красоту жизни. Он учил нас дорожить каждым мгновением нашего земного бытия. Из тёмного колодца жизни он видел звёзды…

Василий Сергеевич Калинников родился 1 января 1866 года в селе Воин Мценского уезда Орловской губернии в семье станового пристава Сергея Фёдоровича Калинникова и его жены Ольги Ивановны.

Остановка 1. СЕЛО 1-й ВОИН

Селом владел московский вице-губернатор, а потом рязанский губернатор, тайный советник Пётр Петрович Новосильцев . (Приложение 1)

В середине прошлого века село Воин было очень незаметным уголком России. Тишина здесь была такая, что известный сторожил этих мест И.С. Тургенев писал:

«Это - совершенная глушь - тихая, зелёная, печальная».

Усадьба Новосильцева, Первый Воин

В тихих зимних сумерках незаметно подобрался предновогодний зимний вечер наступающего 1866 года. В народе этот вечер называли Васильевым. В доме пристава всё прибрано, лавки блестели чистотой, русская печь пышет тёплым духом, пахнет свежеиспечённым хлебом и жареной свининой. Обеденный стол накрыт белой скатертью, затеплена восковая свеча перед образом. Сели за трапезу, приговаривая:

«Василий щедрый, будь счастлив на гладких свиней!».

Только не удалось спокойно проводить старый год. Новая жизнь властно заявила о себе и раздался крик новорожденного. С новым годом пришёл Васильев день, а, значит, и мальчика назвали Василием.

(Дом, где родился Калинников, не сохранился, он сгорел).

Быстро идёт время, Вася подрастает. Родители иногда берут его с собой в церковь. Он в 3,5 года ещё не понимает, что там происходит, но что не могло не взволновать, не встревожить, так это пение в церкви, тихое, стройное пение любительского хора, которым руководит отец. Душа его замирала от этих звуков, и он не мог понять, что с ним происходит, широко открывал, точно от страха, глаза и боялся шевельнуться. Вскоре в этом хоре будет петь и Василий. Рождённый музыкантом, он должен был встретиться с музыкой, и между ними должно было состояться первое объяснение - признание в своих чувствах.

В доме Новосильцевых мальчик впервые услышал звучание фисгармонии - он плакал, согнувшись комочком под окном террасы. Отца радовало, что любовь к музыке, старинная певческая культура нескольких поколений церковнослужителей (отец и дед Сергея Фёдоровича - дьяконы) найдёт продолжение в хрупком Васе. Вскоре в семье Калинниковых появилась своя фисгармония, но не большая, а маленькая - ручная немецкая гармония (гармонифлют), на которой он научился самостоятельно. (Приложение 2).

Вот как вспоминала эти выступления мать будущего композитора, Софья Николаевна:

«…На домашних вечеринках маленького Васю сажали на высокую табуретку, давали в руки инструмент, который был чуть ли не больше его самого, и он начинал с увлечением наигрывать вальсы, польки, кадрили из русских песен, и эта игра наполняла гордостью сердце маленького музыканта»

(из письма первому биографу Калинникова В. Пасхалову)

Музыкант Александр Викторович Затаевич свидетельствовал:

«…Пишущий эти строки … ясно хранит в своей памяти образ хилого, задумчивого мальчугана Васи,… удивляющего своих близких любовною игрою на гармонифлюте в семье Калинниковых. Музыка с самых ранних лет владела существом этого юноши, навсегда запечатлев в нём образы и явления окружающей его сельской природы».

(Из рецензии на исполнение Первой симфонии Калинникова в Варшаве, 1904)

Отец сам начал заранее обучать Василия чтению и письму, до поступления в училище, а в возрасте 8 лет мальчик начал изучать французский язык, вероятно с помощью Ивана Петровича Новосильцева.

Когда Васе исполнилось 10 лет, семья (кроме него уже подрастали братья Николай, Виктор, Аркадий и сестра Александра) собралась переезжать в губернский город Орёл. Первым в августе 1876 отец повёз на учёбу старшего сына. До Орла более 40 вёрст. Будет остановка на обед, тишина и лёгкая дремота под пение птиц и треск кузнечиков. И слух Васи будет жадно ловить эти звуки тишины. В нём всегда что-то пело, а теперь эта неведомая песня без слов как будто вышла наружу.

Окрестности села Первый Воин

Въезд в г. Орёл со стороны Мценского района

Остановка 2 Калинников поступил в 1-е духовное училище. (Приложение 3)

Железнодорожная больница на 3-й Курской (на этом месте располагалось духовное училище)

Он числился иносословным (не духовного сословия) и учился за плату - 10 рублей в год (немалые деньги по тому времени). В училище преподавали духовные дисциплины, церковное пение, чистописание, русский и греческий языки, латынь, арифметику, географию; обучались 4 класса. Преподаватели не трудились объяснять урок, считая, что учебника достаточно, только старательно выискивали «лентяев» и били их по щекам, обрывали уши, волосы, ставили на колени, оставляли без обеда, наказывали розгами. Хорошие педагоги всё же были. Василия учителя вряд ли наказывали. Так как он сильно заикался, на уроках отвечать приходилось письменно и мальчик старался. 1-й класс он закончил на все «5» и оказался в этом учебном году во всём училище единственным отличником (итоги годовых экзаменов училищ и семинарии публиковали «Орловские епархиальные ведомости»).

♫ Остановка 3.

Через три года вся семья Калинниковых перебралась в Орёл, ведь все сыновья уже учились в духовном училище. Семья снимала жильё на той же 3-ей Курской улице, где находилось 1-е духовное училище недалеко от железной дороги, в доме дьякона А. Морозова . (Приложение 4)

♫ Остановка 4 .

Морозов отличал особую любовь Василия к церковному пению, проявляющуюся во время учёбы в училище, которую поддерживал и развивал отец: во время каникул Сергей Фёдорович с 5-ю своими детьми, предварительно спевшись дома, в воскресенье и праздничные дни пел литургии в всенощное бдение, доставляя великое утешение и священнослужителям, и прихожанам в приходской Ахтырской (Никитской) церкви на 4-й Курской улице.

(Приложение 5)

Дом на 3-ей Курской улице

Ахтырская (Никитская) церковь на 4-й Курской улице

Музыка по-прежнему притягивала и интересовала Калинникова. Он не расставался со своей ручной фисгармонией, пел в училище, изучал на уроках «нотный обиход», исполнял в ученическом хоре церковные песнопения во время служб, различные духовные сочинения и народные песни в праздники.

Остановка 5 Звала Васю и музыка аккордов, которую слышал он в доме помещика Новосильцева, и вот сейчас, в городском парке в исполнении духового оркестра. (Приложение 6)

Городской парк

Орёл был тогда крупным культурным центром. Перенесёмся мысленно в то время и совершим прогулку по улице Болховской (теперь Ленина).

♫ Остановка 6

Перейдя Александровский мост через Орлик, можно было заглянуть в сад Купеческого собрания («Аквариум») , в котором играл оркестр, а по вечерам устраивались танцы. (Приложение 7)

♫ Остановка 7

Выше, на площади, перед Георгиевской церковью (кинотеатр «Победа») каждый год устраивалась большая ярмарка с настоящим гулянием, представлением Петрушки, песнями, плясками.

♫ Остановка 8

Перейдя улицу чуть наискосок в здании филармонии (Приложение 8)

ул. Ленина 23 - Орловская Государственная Филармония

Василий часто общался с этим музыкантом и имел возможность знакомиться с музыкальной литературой и посещать концерты и спектакли, ведь организацию многих выступлений, распространение билетов брал на себя магазин Генчеля.

Венедикт Флорианович Генчель был талантливым музыкантом - играл на многих музыкальных инструментах, занимался композицией, имел страсть к импровизациям. Орловцы считают, что Бенедикт Флорианович Генчель послужил Тургеневу прототипом Лемма в романе «Дворянское гнездо».

И.С. Тургенев

В 1861 году Генчель участвовал в создании Орловского филармонического общества, а 2 января 1877 года в торжественной обстановке было открыто Орловское отделение Русского музыкального общества и проведено его первое заседание. Оно проходило в купеческом собрании на Садовой улице (где теперь главпочтамт), а позже располагалось на Болховской напротив Георгиевской (Тургеневской) улицы . Был избран совет старейшин общества, председателем совета старейшин был утвержден М. Н. Волков, музыкальным директором - В.Ф.Генчель. По приглашению Орловского отделения общества в Орел приезжал его почетный член Н.Г. Рубинштейн, итальянский скрипач Сарасате.

Здание Главпочтамта в Орле

♫ Остановка 9

14 сентября 1877 года Орловское музыкальное общество открыло училище, где желающие могли обучаться игре на оркестровых инструментах, на фортепиано, на органе, хоровому пению, соло и пр. (Приложение 10) . На торжественном открытии музыкального училища среди первых его учеников и их родителей не было Васи Калинникова и его отца - Сергей Фёдорович нёс свою нелёгкую службу в Воине, зарплату ему не прибавили, а вот расходы в Орле выросли - поступил в духовное училище второй сын - Николай. Где взять средства на музыкальную учёбу, на приобретение инструмента?

Ул.Ленина 39 - на втором этаже было открыто Орловское музыкальное училище

Ныне существующее здание Орловского музыкального училища построено в конце 40-годов после войны на пл. Мира 9.

♫ Остановка 10

А какие концерты проходили в великолепном зале Дворянского собрания ! Здесь выступали все приезжие знаменитости. (Приложение 11)

♫ Остановка 11

Был ещё на Болховской улице книжный и музыкальный магазин Кашкина . (Приложение 12)

Ул. Ленина, 19 - дом, в котором находился музыкальный магазин Кашкина

Кашкин играл на фортепиано, пробовал сочинять музыку, он устроил у себя книжную и нотную библиотеку и желающие могли по абонементу брать на дом книги и ноты. (Приложение 13) Особенно много в магазине Кашкина было самых разных механических инструментов (усовершенствованных шарманок «Аристон»), в том числе механическое пианино для салонной игры, которое имело в запасе множество танцевальных пьес. Инструмент удивил Васю, но оставил его сердце холодным - не было живого человека, выражающего своё отношение к тому, что исполняет.

Остановка 12

Закончив в 1880 году духовное училище, Василий подал документы и сдал приёмные экзамены в семинарию . Она была тоже недалеко, чуть более тысячи шагов от дома, где он жил, - окружённое парком добротное трёхэтажное каменное здание со стенами метровой толщины, гулкими полутёмными стометровыми коридорами шириной в пять метров, большими классными комнатами. (Приложение 14)

Учёба теперь была бесплатной. Духовенство взяло на себя заботы об учёбе юношей, которые готовились к служению православной церкви.

Предметов теперь много, помимо чисто церковных дисциплин были русская словесность с историей литературы, математика, физика, греческий, латынь, история, начала философии, логика, психология церковное пение. И отметки стали дробные (4 ½ , 3 ½ , 2 ½ ).

Здание бывшей духовной семинарии

Особое внимание было обращено на нравственное воспитание, развитие природных дарований учащихся. Любительское искусство в семинарии процветало - существовал любительский оркестр, ставились пьесы русских и зарубежных драматургов.

«Занятия музыкою, живописью и другие подобные упражнения, развивающие эстетический вкус и отвлекающие от праздности и грубых удовольствий, - как гласил устав семинарии, - должны быть не только дозволяемы, но даже поощряемы, с тем, чтобы они были строго нравственны» .

Успеваемость Калинникова за годы учёбы в семинарии ослабевает - «хромает» математика, греческий и некоторые другие предметы. Его полностью захватила Музыка. Василий Калинников стал правой рукой семинарского учителя пения Николая Никифоровича Солнцева, который должен был кроме преподавания пения на уроках разучивать с воспитанниками молитвы, предназначенные для общего пения (Солнцев и Калинников поддерживали дружеские отношения и в дальнейшей жизни).

Необычайно острое ощущение музыкальных созвучий, болезненно реагирующее на любую фальшь при абсолютном слухе, выделило его среди просто поющих. Взрослые музыканты не испугались поставить мальчика во главе большого хора семинарских воспитанников и ректор семинарии утвердил ученика Василия Калинникова регентом семинарского хора .

Семинарский хор стал замечательным музыкальным коллективом, выступавшим и за пределами семинарии, внося свою посильную лепту в музыкальную жизнь города.

Духовная музыка пробудила в нём дух творчества, в семинарии он сочинил свои первые духовные песнопения.

Стало ясно, что Василию нужно серьёзно учиться музыке. Нотную грамоту (нотный обиход) он изучал на уроках в училище и семинарии. Необходимо было освоить фортепиано - основной инструмент каждого настоящего музыканта, особенно композитора и дирижёра. Первые уроки игры на этом инструменте давал, возможно, Солнцев. Василий, благодаря большому желанию и усердию научился бегло разбирать ноты, но руки у него были поставлены плохо.

Очень важную роль в жизни юного Калинникова сыграл мценский врач Александр Васильевич Евланов , служивший при земской больнице села Воин, истинным призванием которого была музыка (он овладел игрой на скрипке, фортепиано, был завсегдатаем симфонических концертов и музыкальных спектаклей). Встретились они в селе Воин после 1880 года во время летних каникул, когда Вася приезжал погостить к родственникам. Обнаружив в глухой провинции необыкновенно одарённого мальчишку-семинариста, Евланов перенёс на него всю свою любовь к музыке, ввёл его в свой музыкальный мир, начал готовить Калинникова к профессии музыканта. Было решено не заканчивать семинарию - вместо 6-ти ограничиться 4-мя классами, которые приравнивались к полному курсу гимназии, что давало право поступать в высшее учебное заведение.

Решающий шаг в осуществлении самой возможности Василия поступать в консерваторию сделал отец. Надо было материально обеспечить учёбу, платить за неё и на что-то жить. Сергей Фёдорович получил назначение помощником уездного исправника в г.Дмитровск. Добраться туда можно было лишь за 2 дня. Денег, правда, теперь платили больше, но и семья разделилась на две части. Закончив учёбу, Василий побывал у отца в Дмитровске, где и познакомился со своей будущей женой - одной из дочерей священника Ливанова Софьей. Соня очень любила музыку, бегло играла на фортепиано и с восхищением слушала выразительную игру Василия.

Юный Василий выступал активным организатором и участником концертов и музыкальных вечеров в сёлах и городах: в 1883 году - концерт в селе Воин, устроенный совместно с учителем и другом А.В. Евлановым, в 1884 - хоровые концерты при участии местных любителей музыки в Дмитровске, в 1886 - концерты в Брянске и Бежице, летом 1887 - большой концерт в Орле с участием воспитанников духовной семинарии и местных музыкантов-любителей.

Перед отъездом в Москву - визит к Евланову на Воин. Александр Васильевич благословил Василия на трудный путь артиста, снабдив его советами, адресами, письмами. Гуляя на прощание по саду, юношу встретился с Иваном Петровичем Новосильцевым, в разговоре с ним прозвучали пророческие и очень значимые слова будущего великого композитора:

«…Правда, Глинкою я не буду, да и не могу им быть, ибо моя фамилия Калинников».

Остановка 13 Ж/Д вокзал (Приложение 15)

В 1884 году 18-летний Калинников уехал в Москву и поступил в консерваторию, а через полгода перешёл музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, где можно было учиться бесплатно. В этот год Калинников очень сильно бедствовал. (Приложение 16)

Нужно было зарабатывать на жизнь и поэтому, когда ему предложили играть в оркестре Московской частной оперы , он согласился. Служба в опере дело нешуточное - ежедневные репетиции и спектакль, а то и два в день. Думается, ни один композитор Х1Х, ХХ веков не прошёл в годы учения такой громадной практической школы постижения музыки.

Молодость есть молодость! Она берёт своё, несмотря ни на какие лишения и тяготы жизни. В 1888 году Василий женился на Софье Николаевне Ливановой, которую страстно любил, уважал и был готов ради неё на всё. В это время композитор пишет только романсы - мелодичные, певучие.

А дальше всё было, казалось бы, как нельзя лучше: училище закончено на 5+, предложено место в Итальянской опере. Но зловещая болезнь - туберкулёз - вынудила сменить климат и переехать в Ялту. Курорт требовал денег, и Калинников сочиняет много музыки, чтобы обеспечить семью.

Перу Калинникова принадлежат 2 симфонии, симфонические картины, он мечтал об опере «В 1812 году» - написал только пролог (знаменательно, что его первым оркестровым произведением была симфоническая картина «Нимфы» на сюжет одноимённого произведения в прозе И.С. Тургенева).

В Ялте его посещают Чехов, Бунин, Горький, Куприн, Рахманинов. Они видят, что композитор погибает столько же от болезни, сколько от материальной нужды, при том, что ялтинские доктора лечат больных туберкулёзом бесплатно.

Между тем, музыка Калинникова завоёвывает всё больше слушателей не только в России, но и в Европе. Гонорары от концертов поступают композитору, но дни его сочтены. 29 декабря 1900 года в Ялте Калинников скончается, не успев осуществить многие свои замыслы.

Самое известное из всех его произведений - Первая симфония . Композитор положил в основу своей симфонии народную песню, которую он возвёл на высокую ступень художественности. Это о ней сказал Чайковский, который высоко ценил композитора и помогал ему:

« Существуют такие редкие сочинения, которые обладают свойством одинаково нравиться и тонкому ценителю и большинству слушателей. Красота их неувядаема; чем больше их слушают, тем больше их любят».

Мелодию из 1 - й симфонии Орловского композитора В . С . Калинникова исполняют башенные часы , установленные в центре ансамбля внешнего здания вокзала, она выбита на надгробном памятнике композитора в Ялте,

Мемориальная доска на

здании железнодорожного вокзала г.Орла

Надпись на надгробном памятнике композитора

в Ялте

♫ Остановка 14

Немалая заслуга в изучении жизни и деятельности композитора на его родине принадлежат музею, созданному в областной детской музыкальной школе имени В.С. Калинникова под руководством преподавателя Евгения Александровича Кубарева. (Приложение 17)

Сквер в створе улиц 1-й Посадской и Комсомольской возле музыкальной школы № 1

им. В.С.Калинникова

Трепетной сыновьей любовью дышат письма Калинникова к отчей стороне во все времена его жизни:

«Орёл с его тишиною и незатейливостью кажется мне раем…»

МБОУ «Спасско-Лутовиновская средняя общеобразовательная школа имени И.С.Тургенева» Мценский р-н Орловской области

П О И С К О В О Е

З А Д А Н И Е

Выполнили обучающиеся 11 класса

Классный руководитель учитель музыки Зуева О.А.

с.Спасское-Лутовиново, 2016

Цели и задачи:

Познакомить обучащихся с жизнью и творчеством композитора-орловца В.С. Калинникова.

Расширить кругозор школьников, вызвать чувство гордости за родной край, прославивших его людей; желание приобщиться к культурному наследию Орловщины.

Познакомить с историей родного края Х1Х века, культурной жизнью Орла того времени.

Воспитывать трудолюбие, умение поставить цель в жизни и стремиться к её достижению на примере жизненного подвига Калинникова.

Развивать эстетический вкус обучащихся, приобщая их к слушанию классической, духовной, народной, современной музыки.

Ценностная ориентация школьников.

Источники информации:

Г.Пожидаев «Василий Калинников Симфония жизни в 4-х частях» М,1993

П.Сизов «Музыкальная Орловщина» Приокское книжное издательство, Тула,1980

Александр Лысенко, Олег Попов, Виталий Сидоров «Орёл вчера и сегодня», издательство «Вешние воды», 2000

Владимир Матвееви «Орёлъ на старых открытках» Орёл, 2005

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона

http://temples.ru/card.php?ID=11406

http://daria-iz-orla.livejournal.com/10560.html?thread=199232

http://orlovskiykray.ucoz.ru/publ/istorija_goroda_orla/orlovskij_gorodskoj_park_kultury_i_otdykha/3-1-0-10

Добрынин Д. Орловский городской публичный Шредерский сад и его история. Орел, 1860.

Пясецкий Г. Исторические очерки города Орла. Орел, 1874.

"Орёл из века в век" (Орловская правда, 1930г.)

М. Нюрнберг
Василий Калинников

(1866-1901)
краткий очерк жизни и творчества
книжка для юношества
"Музыка", 1964г.
(pdf 5.31 Мб)

ВВЕДЕНИЕ

В январе 1966 года исполнится 100 лет со дня рождения и 65 лет со дня смерти талантливого русского композитора Василия Сергеевича Калинникова (1866— 1901). Нет сомнения, что этот юбилей будет достойно" отмечен нашей музыкальной общественностью и значительно повысит интерес широких кругов любителей русской классической музыки к жизни и творчеству автора популярнейшей Первой симфонии.
Однако Калинников отнюдь не принадлежит к тем композиторам, которых вспоминают лишь в юбилейные даты: лучшие его произведения и в настоящее время исполняются в концертах, звучат по радио, изучаются в консерваториях; о нем издаются книги; в учебниках по истории русской музыкальной культуры ему посвящаются специальные главы. И это вполне по заслугам, так как Калинников — «Кольцов русской музыки», по определению академика Б. В. Асафьева,— создал яркие и самобытные, глубоко национальные по характеру произведения, приумножившие славу нашего отечественного искусства.

Вся недолгая творческая жизнь Калинникова, включая ученический этап, протекла в течение последних 13 лет XIX века. Это были годы исключительно яркого расцвета русской музыкальной и театральной культуры. В первую их половину слава и гордость русского искусства — Петр Ильич Чайковский (1840—1893) создал свои последние шедевры: оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», балеты «Спяшая красавица» и «Щелкунчик», Пятую и Шестую («Патетическую») симфонии. С огромным творческим подъемом в Т890-е годы работал и другой наш великий композитор — Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908), создавая оперу за оперой: «Младу», «Ночь перед рождеством», «Садко», «Моцарта и Сальери», «Царскую невесту», «Сказку о царе Салтане». Необычайно пышно расцвело за эти годы и творчество крупнейшего русского симфониста Александра Константиновича Глазунова (1865—1936), обогатившего симфоническую литературу Третьей, Четвертой, Пятой и Шестой симфониями и многими другими оркестровыми произведениями («Лес», «Кремль», «Весна» и пр.), а театр — роскошными балетами «Раймонда», «Времена года», «Барышня-служанка». Ценнейший вклад в сокровищницу русской музыки внес в те годы и крупный композитор и теоретик Сергей Иванович Танеев (1856—1915), создавший замечательную, глубоко своеобразную оперу «Орестея» (по трилогии древнегреческого поэта-трагика Эсхила) и свою лучшую, Четвертую, симфонию (до-минор). Необходимо отметить также, что с 1890 года начала сценическую жизнь одна из самых монументальных русских опер — «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина (1833—1887),— оконченная Римским-Корсаковым и Глазуновым и впервые поставленная в Петербурге. А сколько разнообразных и по сюжетам и по музыке опер было создано в 1890-х годах другими русскими композиторами! Назовем хотя бы «Сон на Волге» и «Рафаэль» А. С. Арен-ского (1861—1906), «Дубровский» Э. Ф. Направника (1839—1916), «Алеко» С. В. Рахманинова (1873—1943), «В грозу» и «Елка» В. И. Ребикова (1866—1919), «Сарацин» Ц. А. Кюи (1835—1918).

Значительное развитие в 1890-х годах получила также русская вокальная и инструментальная камерная музыка. Среди композиторов, создавших в те годы замечательные романсы, инструментальные пьесы и ансамбли (трио, квартеты и пр.), были Аренский, Рахманинов, Глазунов, Танеев; в области фортепианной музыки засияла «звезда первой величины» (по определению Римского-Корсакова) — Александр Николаевич Скрябин (1872—1915), сочинивший тогда свои первые три сонаты и множество поэтичных прелюдий, этюдов, мазурок и других пьес (а в симфоническом жанре—концерт для рояля с оркестром).
На большой высоте в 1890-х годах находилась и русская исполнительская культура: театральная и концертная жизнь тогда била ключом гае только в Москве и Петербурге, но и в ряде других крупных городов нашей страны —в Киеве, Харькове, Одессе, Тифлисе, Казани... Среди выдающихся отечественных исполнителей в те годы выдвинулись певцы Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, И. В. Ершов, пианисты К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, дирижеры В. И. Сук. В. И. Сафонов и многие другие таланты.
Значительное оживление в музыкальную жизнь Москвы, Петербурга и некоторых других городов вносили регулярные гастроли зарубежных оперных певиц, певцов и целых трупп (преимущественно итальянских), а также пианистов, скрипачей, виолончелистов, дирижеров. В свою очередь, наиболее даровитые русские артисты и музыканты с честью гастролировали за границей, прославляя наше отечественное искусство, которое процветало, несмотря на множество препон со стороны реакционного царского правительства.
Яркими творческими достижениями отмечена и литература 1890-х годов: Л. Н. Толстой создал тогда свой последний роман «Воскресение», в котором, как и в ряде других сочинений, «обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс» (В. И. Ленин); Антон Павлович Чехов написал в те годы свои лучшие рассказы, повести, пьесы; могучий призыв к борьбе против старого мира прозвучал в «Песне о Соколе» и других ранних произведениях Максима Горького; появилась целая плеяда других молодых талантов, среди них — писатели А. С. Серафимович, В. В. Вересаев, A. И. Куприн, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, С. И. Гусев-Оренбургский, поэты В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, юный А. А. Блок... Интенсивно творили передовые, русские художники И. Е. Репин, В. И. Суриков, B. Н. Васнецов...

Можно представить себе, как в обстановке столь кипучей и многообразной художественной жизни России 1890-х годов трудно было пробиться, заявить о себе каждому молодому дарованию, не имеющему покровительства свыше... Ведь сколько молодых талантов, особенно вышедших из народных масс, в дореволюционной России было целиком предоставлено самим себе и, не имея сил бороться с материальной нуждой и безучастностью правящих сфер, гибло, не успев развиться, расцвести.
Такая угроза тяжелым камнем висела и над творческой судьбой Калинникова — выходца из народа, бедняка, и к тому же с молодости терзаемого неизлечимым недугом, но страстно мечтавшего «жить, работать и хоть что-нибудь хорошее сделать в жизни — оставить после себя хоть маленький след... внести в музыку хоть маленькую лепту» (письмо от 13 июля 1894 г.).
Как увидим из дальнейшего, ценой огромного труда и упорной воли, вопреки всем препятствиям на своем пути, Калинников осуществил эту мечту.
«Биография Калинникова, — пишет известный советский историк русской музыки Ю. В. Келдыш,— представляет собой яркий пример жизненной участи художника, вышедшего из «низов общества», в условиях старого эксплуататорского строя. Вынужденный пробивать себе путь к высотам искусства ценой мучительных лишений и борьбы, он в конце концов надорвал свои силы и был сломлен окружавшей его действительностью, далеко не осуществив всех своих возможностей». Однако «маленькой лепты», внесенной Калинниковым в сокровищницу русской музыки, оказалось достаточно, чтобы и в наше время его имя не было забыто, а творчество продолжало полнокровно жить. И это несмотря на новые огромные достижения передовых композиторов первых двух третей XX века!

13 января 1866 - 11 января 1901

русский композитор

Биография

Калинников происходил из чиновничьей семьи, образование получил в орловской духовной семинарии, где начал обучаться музыке и некоторое время дирижировал хором. В 1884 поступил в подготовительные классы при Консерватории, однако, не имея возможности платить за обучение, через несколько месяцев был отчислен. Тем не менее, ему удалось получить место в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, где учился по классам фагота и композиции до 1891 года. Среди его педагогов были С. Н. Кругликов, А. А. Ильинский , П. И. Бларамберг. Калинников также посещал лекции В. О. Ключевского , которые тот читал в Московском университете.

Не имея надёжного заработка, Калинников вынужден был периодически играть в театральных оркестрах на скрипке, фаготе или литаврах, а также заниматься переписыванием нот. Поддержку музыканту оказывал музыкальный критик Семён Кругликов, одобрительно отзывался о его таланте Пётр Чайковский , рекомендовавший его на пост дирижёра Малого театра в 1892 году. Помимо дирижёрской деятельности, Калинников в этот период также давал частные уроки теории музыки и пения.

Осенью 1893 года здоровье композитора резко ухудшилось (проявились признаки туберкулёза), и он уехал в Крым, где и провёл оставшиеся годы жизни, продолжая сочинять.

Стиль Калинникова продолжает традиции русской музыкальной классики (композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского). Наиболее известное сочинение Калинникова - Первая симфония g-moll, написанная в 1895 году и посвящённая Кругликову. Впервые исполненная на концерте Русского музыкального общества в Киеве , она имела огромный успех и вскоре прочно вошла в репертуар как отечественных, так и зарубежных оркестров.

Основные сочинения

  • Пролог к неоконченной опере «В 1812 году» (1899-1900)
  • Музыка к драме А. К. Толстого «Царь Борис» (1898)
  • Симфония № 1 g-moll (1894-1895)
  • Симфония № 2 A-dur (1895-1897)
  • Интермеццо № 1 fis-moll (1896)
  • Интермеццо № 2 G-dur (1897)
  • Фуга d-moll (1889)
  • «Нимфы», симфоническая картина по Тургеневу (найдена в 1951)
  • «Былина», увертюра (1892)
  • «Кедр и пальма», симфоническая картина по Гейне (1897-1898)
  • «Царь Борис» (1899)
  • Скерцо F-dur
  • Модерато es-moll
  • «Грустная песенка»
  • Русское интермеццо
  • Менуэт Es-dur
  • Вальс A-dur
  • Элегия h-moll
  • Романсы для голоса и фортепиано на стихи Пушкина , Плещеева , Фофанова и других поэтов
  • Хоры a capella и с сопровождением оркестра

Увертюра «Былина» и мелодия Гимна СССР

В связи с предложением ввести мелодию Гимна СССР в качестве Гимна России в 2000 году появились предположения, что мелодия гимна принадлежит не А. В. Александрову , а Василию Калинникову, поскольку в увертюре Былина (1893) фактически точно воспроизводится мелодия гимна СССР. Выдвигались и другие предположения против авторства Александрова: так, композитор А. Н. Атаров считал, что Александр вдохновлялся «Весенними странствиями» Р. Шумана . По мнению Б. В. Грызлова , указавшего тогда в своём выступлении в Госдуме на сходство между «Былиной» и гимном, «..это лишь продолжение музыкальной традиции. Таким образом, прямолинейная идеологизация мелодии Александрова представляется необоснованной». Грызлов посчитал, что это сходство - скорее аргумент в пользу мелодии Александрова. Следует отметить, что время сочинения «Былины» (1893-1893) известно лишь предположительно: при жизни композитора она не исполнялась и была восстановлена по оркестровым партиям, сохранившимся в Государственном центральном музее музыкальной культуры. Впервые она была исполнена по радио 26 июля 1950 года оркестром под руководством С. Горчакова; сама партитура издана в 1951. Нет данных о том, что А. В. Александров имел возможность ознакомиться с «Былиной» в архиве.

Увековечение памяти

  • 3 августа 2009 года на родине композитора в городе Орле торжественно был открыт памятник. Перед установкой монумента был отремонтирован и благоустроен сквер в створе 1-й Посадской и Комсомольской улиц возле музыкальной школы № 1, носящей имя Калинникова. Проект памятника был создан ещё 20 лет назад и только теперь его реализовали скульптор Леонид Бугай и архитектор Владимир Блинов. Памятник представляет собой полуфигуру композитора в творческом порыве под сенью ветвей калины, внизу - фигура сидящего мальчика, играющего на свирели. На постаменте вместо привычного названия - копия росписи композитора. Открытие памятника Василию Сергеевичу Калинникову в сквере его имени сопровождалось исполнением учениками музыкальной школы Калинникова 1-й симфонии, являющейся неофициальным гимном города Орла .
  • В районе Северном г. Москвы музыкальная школа № 41 носит имя В. С. Калинникова.
  • В Северном и Железнодорожном районах г. Орла именем В. С. Калинникова названы улица и проезд.

Творческое наследие Василия Калинникова значительно меньше, чем большинства его коллег - причиной тому короткая и во многом трагическая жизнь. Композитор успел создать немного - несколько оркестровых сочинений, кантату, инструментальные пьесы и хоры. Но в числе этого немногого - две симфонии, первая из которых по праву занимает свое место среди значительных произведений этого жанра. Калинников - единственный русский композитор XIX века, не принадлежавший к дворянскому сословию, «вышедший из народа», как было принято говорить раньше. Примечательно, что несмотря на чрезвычайно тяжелые условия жизни, приведшие к преждевременной смерти, музыка его светла, полна оптимизма и здорового мироощущения. «...Калинников мог писать лирично, без банальности и сентиментальности, потому что, как ни у кого из композиторов его поколения... сердечность и непосредственность были ему действительно присущи. Это Кольцов русской музыки, с той разницей, что родиной его была не Воронежская, а Орловская область», - писал академик Асафьев. И действительно, многое роднит этих художников - и задушевность, лирическое обаяние творчества, и непосредственная связь с народной жизнью, и трагическая судьба, отмеченная тяжелой болезнью и ранней смертью. Несмотря на то, что творческий путь Калинникова продолжался всего десять лет, можно с уверенностью сказать, что по складу дарования он - прежде всего симфонист. В его симфонических сочинениях своеобразно переплавлены черты эпического русского симфонизма Бородина и лирическая открытость и теплота Чайковского.

Калинников родился в селе Воины, близ Мценска 1(13) января 1866 года в семье станового пристава, происходившего из духовного сословия и женатого на дочери дьякона, но избравшего по каким-то причинам другой жизненный путь. Человек малообразованный, он очень любил музыку и немного играл на гитаре. Охотно пел в церковном хоре, сначала один, а потом с сыновьями, которых у него было четверо. Любя своих детей, он чрезвычайно заботился о том, чтобы они получили образование, и когда дети подросли, семья переехала в город Орел. Василий, хорошо подготовленный отцом, поступил сразу на второй курс Орловского духовного училища. Учитывая показанные на вступительном экзамене способности, его взяли бесплатным учеником - это было важно для семьи, находившейся в стесненных материальных обстоятельствах.

Незаурядное музыкальное дарование будущего композитора проявилось очень рано. Он самоучкой научился играть на гармонике, когда был так мал, что еле удерживал ее на коленях. Еще живя в Воинах, мальчик обратил на себя внимание земского врача А. Евланова, недурно игравшего на скрипке. Он и стал первым музыкальным учителем Василия, причем занимался с ним не только игрой на скрипке, но и начатками нотной грамоты, знакомил с музыкальной литературой. Это знакомство продолжилось и тогда, когда семья уехала: все каникулярное время мальчик проводил в доме Евланова. Там постоянно звучала музыка, часто устраивались домашние спектакли, и юный Калинников был их активным участником. В 14 лет Калинников окончил училище и был зачислен в Духовную семинарию. Он старался не быть иждивенцем родителей, которые и так еле сводили концы с концами: подрабатывал перепиской нот, давал грошовые уроки, брался дирижировать хором на свадьбах и похоронах.

В семинарии оценили талант ученика: несмотря на юный возраст, ему был доверен семинарский хор. Став его регентом, Калинников с увлечением и энергией отдался этому делу. В «Русской музыкальной газете» даже появилась заметка, в которой говорилось, что «стройное пение семинарского хора под управлением Василия Калинникова удовлетворяло самых строгих ценителей и критиков церковного пения».

Весной 1884 года, по окончании четырех классов семинарии, которые вместе с духовным училищем соответствовали полному гимназическому курсу, Калинников отказался от продолжения занятий на следующих, богословских курсах, и поехал в Москву. Его мечтой было поступить в консерваторию, и в августе он предстал перед экзаменационной комиссией. Поскольку предъявить профессорам он мог только прекрасный слух и некоторые навыки игры на скрипке, его приняли в классы сольфеджио и элементарной теории музыки. Оба курса он прошел за год, но на этом его консерваторское обучение закончилось: плата, сто рублей в год, была для него непосильной. К счастью, в эти годы при Московском филармоническом обществе существовали музыкально-драматические курсы, руководимые учеником Листа пианистом и дирижером П. Шостаковским. Туда и перешел Калинников, причем, кроме класса теории и композиции, стал заниматься в классе фагота. Такой странный выбор объяснялся очень просто - по уставу Филармонического общества ученики класса духовых инструментов освобождались от платы за обучение.

Педагоги на курсах были прекрасные. Гармонию Калинников проходил у С. Кругликова, контрапункт и фугу - у А. Ильинского, композицию и оркестровку - у П. Бларамберга. Это были педагоги талантливые, опытные, ничуть не хуже консерваторских. Но в консерватории было одно очень важное преимущество - она, в отличие от этих курсов, давала отсрочку от военной службы.

Годы учения были очень трудными - занятия по двум специальностям отнимали много времени. Как фаготист Калинников обязан был работать в ученическом оркестре. Кроме того, для получения диплома по композиции необходимо было сдать курс фортепианной игры, а этим инструментом он не владел вовсе. Пришлось начинать с самого начала, работать много и усидчиво. А ведь надо было и зарабатывать на жизнь! Калинников брался за любую работу - делал различные переложения, играл в частных оркестрах, писал оперетты для украинской труппы, расписывал партии оркестровых сочинений. Летом вместо отдыха нанимался в оркестры. Кроме того, чтобы не быть забранным в армию, приходилось все время за символическую плату давать уроки хорового пения в школах: учителя начальных городских школ также освобождались от воинской повинности.

Такая жизнь - полуголодная, на постоянном пределе сил, - ослабила его от природы здоровый организм, и осенью 1887 года, когда поступившему на постоянную службу в оркестр театра «Парадиз» Калинникову пришлось по многу часов сидеть на сквозняке в плохо отапливаемом помещении, он заболел плевритом, который перешел в туберкулез горла. В 1888 году умер отец Калинникова. Для музыканта это была огромная утрата: отец понимал его, разделял его стремления. Сохранилось письмо к сыну, показывающее, насколько незаурядным человеком был необразованный полицейский чин: «Все знаменитости по всем отраслям человеческого знания приобрели славу упорным систематическим трудом. Поэтому погрузись в мир музыкальной науки, работай систематически и будь уверен, что выйдешь на широкую дорогу. У тебя много задатков для того, чтобы при твоих способностях к музыке выработать недюжинный талант, а остальное пойдет своей дорогой. Знай, что тебе предстоят трудности и неудачи, но ты не ослабевай, борись с ними, борись с ними с энергией и никогда не отступай».

Мало того, что велико было горе утраты, теперь Калинников остался главой большой семьи: его три брата и сестра еще учились, им необходима была помощь. «Прежде всего жизнь моя переменилась и переменился я сам, - пишет он в том же году одному из братьев. - Я жил без забот, одной только консерваторией и науками. Жизнь и человеческие отношения я видел только издалека и потому мало понимал и знал их. Теперь совсем другое». К счастью, «другое» было не только плохим. Калинников женился. Его избранницей стала скромная девушка, дочь священника. Она училась музыке, неплохо играла на рояле и любила своего талантливого мужа. На всю жизнь Софья Калинникова стала ему верной подругой и помощницей, защитницей его интересов.

В годы учения были созданы первые произведения Калинникова, причем сразу выявилось его пристрастие к оркестровым жанрам - 1889 год отмечен созданием симфонической картины «Нимфы» по стихотворению в прозе Тургенева, 1890-й - кантатой «Иоанн Дамаскин» по стихотворению А. К. Толстого, увертюра к которой была исполнена на публичном «акте» с большим успехом; в 1891-м появляется «Серенада» для струнного оркестра.

В 1892 году Калинников закончил полный курс обучения. Началась самостоятельная композиторская деятельность. К этому времени он уже четыре года был болен. Фагот пришлось оставить - в том же оркестре он стал играть на литаврах. Много занимался с учениками, причем не со всеми за плату: были талантливые молодые люди, которым он давал уроки безвозмездно. Сочинению посвящались все свободные часы. Были написаны фортепианные пьесы, накапливались наброски первой, соль-минорной симфонии. В следующем году по настоянию врачей Калинниковы поехали в Крым - его климат считался целительным для подобных больных. Вначале композитору там очень понравилось. Он писал восторженно одному из своих учеников: «Видали ли Вы горы и море? Дышали ли Вы их дыханием, наслаждались ли безбрежностью с одной стороны и заоблачностью с другой? Слушали ли прибой волн и упивались ли ароматом чудесного горного воздуха? Если нет, то Вы много потеряли». Он надеялся вылечиться и вернуться в Москву, к активной музыкальной жизни, но прошло больше года, и наступило ухудшение. Стало ясно, что болезнь неизлечима. Калинников, привыкший к активной жизни, раньше всегда окруженный молодежью, мучительно переживал одиночество. В одном из последних своих писем, от 16 мая 1900 года, он сообщал: «У нас редко кто бывает. Наша жизнь течет так однообразно, уныло... Таков уж мой удел. О жизненных невзгодах не пишу... Да и скучно жаловаться на судьбу».

На творчество композитору было отпущено совсем немного времени - меньше десяти лет. Но он успел сделать многое. В 1895 году была закончена Первая симфония, в 1897-м - Вторая. После колоссального успеха Первой симфонии в Киеве в феврале 1897 года там была устроена подписка в пользу автора. Денег собрали столько, что Калинников мог поехать из опостылевшего Крыма на французскую Ривьеру. Правда, мысль об этом композитора не радовала. Он уже знал, что никакой надежды на целительность южного климата нет и с большим удовольствием поехал бы на родину, в Орловскую губернию. Однако послушно выехал в Одессу, чтобы плыть в Марсель, а оттуда ехать в Ниццу. Но уже в Одессе подумал, что в климате Крыма и Ниццы нет особой разницы, решил, как писал в одном из писем, «наплевать» на свое отвращение к Крыму, давно сменившее прежнюю увлеченность, и через несколько дней был снова в Ялте.

Лето он решил провести на родине. Туда съехались родные - мать, сестра, братья. Поскольку своего дома давно не было, сняли подходящее помещение. Об этом Калинников писал так: «Поселились мы в так называемой Поповке у однодворца Овсянникова. Вероятно не забыли у Тургенева в «Записках охотника» такую фамилию? Тургенев, говорят, писал свой портрет с отца нашего хозяина. Любопытно, что теперешний Овсянников не имеет понятия о Тургеневе и превратился в заправского мужичка, живущего только немного почище других». Дальше композитор уверял, что давно уже не проводил лето так приятно и в такой мирной обстановке: «Говорят, что родина мила сердцу не милыми красотами, а воспоминаниями детства. Но, право же, здесь налицо и то и другое». Там Калинников закончил Вторую симфонию, после чего поехал в Москву.

Он чувствовал себя несколько лучше: возможно, родной воздух, радость свидания с близкими поддержали его силы. На этот раз его удалось уговорить поехать лечиться за границу. По совету врачей он отправился в Меран и Ментону. Меран - курорт в Южном Тироле для легочных больных - понравился композитору: «Меран чудное место, - писал он оттуда. - Тепло, как у нас в июне, солнце жарит вовсю, и красота кругом неописуемая. Но, в общем все это чужое, и я в будущем предвижу огромную скуку...» Скука наступила тем скорее, что Калинников не знал иностранных языков, а поехать пришлось без жены. Одиночество быстро берет свое. Правда, там ему хорошо работается - создана симфоническая картина «Кедр и пальма» по стихотворению Г. Гейне. В Ментоне, куда он затем перебрался, было не так тоскливо - нашлось несколько русских, с которыми он общался. Одна из новых знакомых, художница, написала его портрет. Из Ментоны он съездил в Париж, где виделся с знаменитым дирижером Ш. Ламуре. Тот заинтересовался Первой симфонией молодого русского, было намечено ее исполнение.

В начале мая 1898 года композитор вернулся в Россию. Началась работа над музыкой к трагедии «Царь Борис» А. К. Толстого. 28 января 1899 в Малом театре состоялась премьера спектакля, но Калинников на ней не был - он уехал в Петербург на генеральную репетицию Первой симфонии, которая должна была там исполняться 30 января. Вернувшись в Москву, он только из телеграммы узнал о громадном успехе сим фонии в Петербурге. Его известность росла. К 1899 году не осталось почти ни одного про винциального отделения Русского музыкального общества, которое не исполнило бы Первой симфонии. Звучали и другие произведения. Стали поступать кое-какие авторские отчисления от исполнений. В 1897 году Калинников написал Пролог оперы «1812 год», которую ему заказал известный меценат Савва Мамонтов, предложивший собственное либретто. По совету Мамонтова, получив от него деньги на дорогу, Калинников вместе с женой поехал в Сухуми. Оттуда он писал: «Приехал я в Сухуми с целью лечиться и работать и как раз ни того, ни другого не могу делать. Всякому больному нужны известные удобства, без которых никакой климат ничего не значит. В Сухуми же вы не найдете самых элементарных удобств. Квартир нет, гулять положительно негде, кроме крохотного жалчайшего бульвара, расположенного среди пристаней и вблизи базара. Савва Иванович (Мамонтов. - Л. М.) приводил в пример сына Рукавишникова, который здесь поправился. Но ведь Рукавишниковы купили себе отдельную дачу, за которую заплатили 60 тысяч рублей и которую снабдили всеми удобствами. При таких условиях, конечно, можно жить и лечиться. Но больным, принужденным жить в городе, устроиться здесь сносно невозможно».

Калинников вновь перебрался в Ялту, но было уже поздно. Неудачная поездка на Кавказ окончательно подорвала его силы. Правда, он продолжал сочинять, хотя сердце не лежало к навязанной ему опере. Однако это были реальные деньги: Мамонтов выплачивал ежемесячный гонорар, достаточный для скромной жизни маленькой семьи. И Калинников работал. В июне 1899 года Мамонтов, захватив с собой нескольких артистов принадлежащей ему московской Частной оперы, приехал в Ялту, чтобы познакомиться с написанным. Музыка всем очень понравилась, и окрыленный успехом, композитор продолжал сочинение, как вдруг, подобно удару, обрушилось известие, что Мамонтов арестован по обвинению в растрате. Калинников искренне сочувствовал Мамонтову. Но его собственное материальное положение в результате стало просто катастрофическим. Перед ним встал призрак голода. На помощь при шли московские друзья-музыканты. Под видом гонорара от нотоиздателя Юргенсона они выслали ему деньги.

В июне 1900 года распространилось известие, что состояние Калинникова безнадежно. К нему в Ялту приезжают проститься многие представители музыкального мира России. Рахманинов, Кюи, Гречанинов и другие музыканты меньшего масштаба совершали своего рода паломничество к коллеге, умиравшему не только от болезни, но и от нужды. Так, стало известно, что композитор и его жена отказывают себе в пище. Ведь у больного расходов становилось значительно больше: нужно было оплачивать визиты врача, фельдшерицы, покупать лекарства. А Ялта была одним из самых фешенебельных, следовательно, дорогих, курортов.

Друзья, как могли, помогали, но их возможности были ограничены, да и, живя в Москве, они не представляли, сколько требуется средств. В отчаянии Калинников решил уехать из Ялты. Он хотел обосноваться в родной Орловской губернии, но врачи категорически запретили ему уезжать из Ялты. По свидетельству очевидцев, семья голодала в буквальном смысле. Только этим было вызвано письмо композитора с такими словами: «Похлопочите, дорогой мой друг, кликните клич, и, авось, найдутся добрые души и не оставят больного мусикийца...» Можно представить, как тяжко было ему писать эти слова. В то же время он пишет в другом письме: «Шестой год борюсь с чахоткой, но она меня побеждает и медленно, но верно берет верх. А всему виною проклятые деньги! И болеть-то мне приключилось от тех невозможных условий, в которых приходилось жить и учиться». Деньги нашлись - от Филармоническо го общества, от знакомых, от Шаляпина. Но состояние больного неуклонно ухудшалось. Он скончался 29 декабря 1900 (11 января 1901 года по новому стилю) года.

Л. Михеева

2011-2012. JumpMusic.

Событий, сольных, выступлений.

Альбомы, музыка и песни онлайн.

Видеоклипы артистов онлайн

Василий Сергеевич Калинников (1 января 1866, село Воины Орловской губернии - 29 декабря 1900 , Ялта) - русский композитор.

Биография

Калинников происходил из чиновничьей семьи, образование получил в орловской духовной семинарии, где начал обучаться музыке и некоторое время дирижировал хором. В 1884 поступил в подготовительные классы при Консерватории, однако, не имея возможности платить за обучение, через несколько месяцев был отчислен. Тем не менее, ему удалось получить место в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, где учился по классам фагота и композиции до 1891 года. Среди его педагогов были С. Н. Кругликов, А. А. Ильинский, П. И. Бларамберг. Калинников также посещал лекции В. О. Ключевского, которые тот читал в Московском университете.

Не имея надёжного заработка, Калинников вынужден был периодически играть в театральных оркестрах на скрипке, фаготе или литаврах, а также заниматься переписыванием нот. Поддержку музыканту оказывал музыкальный критик Семён Кругликов, одобрительно отзывался о его таланте Пётр Чайковский, рекомендовавший его на пост дирижёра Малого театра в 1892 году. Помимо дирижёрской деятельности, Калинников в этот период также давал частные уроки теории музыки и пения.

Осенью 1893 года здоровье композитора резко ухудшилось (проявились признаки туберкулёза), и он уехал в Крым, где и провёл оставшиеся годы жизни, продолжая сочинять. Скончался 29 декабря 1900 (11 января 1901), похоронен на Поликуровском кладбище в Ялте. На надгробном памятнике высечены ноты главной темы его первой симфонии g-moll.

Творчество

Стиль Калинникова продолжает традиции русской музыкальной классики (композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского). Наиболее известное сочинение Калинникова - Первая симфония g-moll, написанная в 1895 году и посвящённая Кругликову. Впервые исполненная на концерте Русского музыкального общества в Киеве, она имела огромный успех и вскоре прочно вошла в репертуар как отечественных, так и зарубежных оркестров.

Основные сочинения

  • Пролог к неоконченной опере «В 1812 году» (1899-1900)
  • Музыка к драме А. К. Толстого «Царь Борис» (1898)
  • Симфония № 1 g-moll (1894-1895)
  • Симфония № 2 A-dur (1895-1897)
  • Интермеццо № 1 fis-moll (1896)
  • Интермеццо № 2 G-dur (1897)
  • Фуга d-moll (1889)
  • «Нимфы», симфоническая картина по Тургеневу (найдена в 1951)
  • «Былина», увертюра (1892)
  • «Кедр и пальма», симфоническая картина по Гейне (1897-1898)
  • «Царь Борис» (1899)
  • Скерцо F-dur
  • Модерато es-moll
  • «Грустная песенка»
  • Русское интермеццо
  • Менуэт Es-dur
  • Вальс A-dur
  • Элегия b-moll
  • Романсы для голоса и фортепиано на стихи Пушкина, Плещеева, Фофанова и других поэтов
  • Хоры a capella и с сопровождением оркестра

Увертюра «Былина» и мелодия Гимна СССР

В связи с предложением ввести мелодию Гимна СССР в качестве Гимна России в 2000 году появились предположения, что мелодия гимна принадлежит не А. В. Александрову, а Василию Калинникову, поскольку в увертюре Былина (1893) звучит тема, начальными тактами совпадающая с мелодией гимна СССР. Выдвигались и другие предположения против авторства Александрова: так, композитор А. Н. Атаров считал, что Александр вдохновлялся «Весенними странствиями» Р. Шумана. По мнению Б. В. Грызлова, указавшего тогда в своём выступлении в Госдуме на сходство между «Былиной» и гимном, «..это лишь продолжение музыкальной традиции. Таким образом, прямолинейная идеологизация мелодии Александрова представляется необоснованной». Грызлов посчитал, что это сходство - скорее аргумент в пользу мелодии Александрова. Следует отметить, что время сочинения «Былины» (1893-1893) известно лишь предположительно: при жизни композитора она не исполнялась и была восстановлена по оркестровым партиям, сохранившимся в Государственном центральном музее музыкальной культуры. Впервые она была исполнена по радио 26 июля 1950 года оркестром под руководством С. Горчакова; сама партитура издана в 1951. Нет данных о том, что А. В. Александров имел возможность ознакомиться с «Былиной» в архиве.

Увековечение памяти

  • 3 августа 2009 года на родине композитора в городе Орле торжественно был открыт памятник. Перед установкой монумента был отремонтирован и благоустроен сквер в створе 1-й Посадской и Комсомольской улиц возле музыкальной школы № 1, носящей имя Калинникова. Проект памятника был создан ещё 20 лет назад и только теперь его реализовали скульптор Леонид Бугай и архитектор Владимир Блинов. Памятник представляет собой полуфигуру композитора в творческом порыве под сенью ветвей калины, внизу - фигура сидящего мальчика, играющего на свирели. На постаменте вместо привычного названия - копия росписи композитора. Открытие памятника Василию Сергеевичу Калинникову в сквере его имени сопровождалось исполнением учениками музыкальной школы Калинникова 1-й симфонии, являющейся неофициальным гимном города Орла.
  • Расположенная в районах Лианозово и Северный г. Москвы, музыкальная школа № 41 носит имя В. С. Калинникова.
  • В Северном и Железнодорожном районах г. Орла именем В. С. Калинникова названы улица и проезд.
  • В городе Ялта в Крыму с 1 июня 1965 года существует улица Калинникова на которой расположена средняя школа № 10.
  • Наименование «Композитор Калинников» носил теплоход Енисейского речного пароходства. Построен был в 1957 г. и до 1997 г. совершал рейсы между Красноярском и Дудинкой. Теплоход описывается в книге Виктора Астафьева «Царь Рыба» (новелла «Сон о белых горах», на основе которой был снят фильм Таёжная повесть).



Top