Василий смоленцев ушел из калинова моста.

Калинов Мост
Гитара из гитар!

Разбуди меня ночью, растолкай и гневно вопроси: "А скажи–каты мне быстренько, братец, три фамилии лучших российских гитаристов",ни на секунду не задумавшись, назову я их вам. Это... Короче, Василий Смоленцевиз КАЛИНОВА МОСТА среди них будет всенепременно...

КАЛИНОВ МОСТ выступит в Минске 25 апреля. За полторы недели до концерта"Музыкальная газета" позвонила в Новосибирск, где в одной изстудий обнаружила Василия, и задала ему несколько вопросов.

Что, группа КАЛИНОВ МОСТ приступила к записи нового альбома?

Да нет, просто мы как бы руку набиваем, испытываем аппаратуру.

Программу "Оружие" вы еще катаете по России, СНГ или всемысли уже заняты подготовкой новой программы?

Мы еще не так много выступали с программой "Оружие", малокто ее слышал. Мы совсем немного ее играли–то, объехали с ней мало городов.Гастрольный график у нас не слишком большой, на сегодняшний день мы нетянем на такие туры, какой, скажем, был у ДДТ, "Мир номер ноль".И сами не хотим, и внутренне не готовы, надо как–то настраивать себя натакие туры, подтягиваться, подтягивать финансовые возможности.

Как принимается ваша программа? Где получше, где - не очень?

Везде одинаково. Крайностей каких–то нет, что, видимо, зависит отсвойств характера нашей публики, которая за двенадцать–тринадцать лет привыклак нам таким, какие мы есть. Зритель к нам ровно относится.

Публика сейчас на концерты МОСТА приходит больше любящая ваше творчествоили знающая о вас понаслышке?

Она всякая. Есть те, кто следит за нашим творчеством с первых днейпоявления КАЛИНОВА МОСТА, с первых его альбомов. А кто–то и недавно насоткрыл. Разная публика.

Если говорить конкретно о Василии Смоленцеве как о музыканте, то...

У меня есть незаконченное музыкальное образование: я отучился четырегода в Новосибирске в музыкальной школе по классу скрипки. А в КАЛИНОВМОСТ я, в общем–то, попал в 86 году случайно. Я видел пару их выступлений,мне они сразу понравились. Ну и Дима Ревякин как–то через посредников меняпригласил к себе. Он меня уже, оказывается, слышал на каких–то местныхфестивалях, на которых я выступал в составе группы ЛЕВЫЙ БЕРЕГ. А когда,по–моему, возникли проблемы с гитаристом КАЛИНОВА МОСТА - он перестал ходитьна репетиции, еще что–то, - то Ревякин меня и выбрал.

Притирались друг к другу быстро?

Наоборот, долго! Я же самый молодой тогда был в группе, восемнадцатьлет мне было, а они - постарше. То есть поначалу сказывалась во взаимоотношенияхразница в возрасте. Потом еще я ведь и совершенно другую музыку в ЛЕВОМБЕРЕГЕ играл, хотя она тоже была гитарной группой, была и акустическаягитара, и электрическая, само собой. А когда я пришел в МОСТ, то Дима менякак бы направлял, учил: тут вот пожестче сыграй, тут помягче. Может, потомуменя и взяли, что я мог выдать тот звук, который в данный момент временибыл нужен группе... Кстати, что интересно: у певца БЕРЕГА фамилия былаРевякин! Правда, звали его Сергей.

Музыку КАЛИНОВА МОСТА в то время уже называли "русский национальныйфолк–рок"...

Да, что–то такое было. Мы не сопротивлялись особо: хотите так называть- пожалуйста, так - тоже ничего. Нам даже самим было интересно, кто к какомустилю музыки нас относит.

Альбом "Оружие" для вас является чем–то особенным?

Я рассматриваю его как некую точку, как некий законченный цикл, начавшийсяс "Выворотня" или даже с нашего первого, какого–нибудь подвальногоальбома. В "Оружие" как бы вошло все–все, что мы делали понемногудвенадцать лет. Ничего там нового нет.

Вот здорово! Обычно музыканты группы, записавшей новый альбом, говорято том, что, мол, эта работа стала нашим новым шагом туда–то и туда–то...

Мы тоже так иногда говорим, а потом оглядываемся - вроде как никудаи не вышли, все там же, елки–палки!

Несколько лет назад вы уходили из группы. Что тому послужило причиной?

Да чего–то я крайним оказался. Мы как раз впервые приехали в Москву,нужно было за нее зацепиться, и как–то сложно она нам давалась, что сказалосьна внутренних отношениях в группе. У нас так бывало, что вдруг кто–то начиналскользить к краю, и остальные его поддавливали в этот момент, не мешали.И вот однажды, когда я приехал в 88 году в Москву, меня сразу попросилиотправляться домой. Дима попросил. Но спокойно так попросил, без ссор.И месяцев восемь–девять я был вне группы. А потом позвонил Ревякин, извинился,сказал, что все не так как–то с тобой получилось и не в тебе дело было.Он с годами вообще все меньше и меньше становится импульсивнее.

КАЛИНОВ МОСТ в те годы работал со Стасом Наминым (он нам много помогалс записями пластинок, почти все наши работы выпустил, ничего плохого пронего сказать не могу), с его центром. Лет шесть мы посотрудничали со Стасом,а последнюю пластинку у него мы записали в 94 году.

Я помню, в тот период времени ходили разговоры о том, что КАЛИНОВМОСТ продался Намину, продался шоу–бизнесу, заиграл более популярную музыку...

Чего–то такое говорили, но мы и действительно хотели стать популярнее,вносили какие–то такие элементы в музыку, однако кардинально ничего неменялось. В нас хватало "популярности" на полпесни, на какой–тоштрих в песне, но целиком мы, что называется, не опопсели, что–то внутрине давало нам сорваться.

Уйдя из КАЛИНОВА МОСТА, чем вы занимались?

Гитарой. В других группах я не играл.

Ваши коллеги - музыканты из других команд, - музыкальная критика высокооценивают ваше профессиональное мастерство...

Спасибо, очень приятно слышать...

Сколь много времени в день вы уделяете гитаре? Кто вам интересениз музыкантов–гитаристов, читаете ли вы специальную литературу по инструменту?Есть ли у вас приоритеты среди гитар той или иной фирмы?

Я занимаюсь два–три часа в день, но бывает, что неделю, а то и месяцв руки ее не беру (правда, такое случается совсем редко). Музыканты...Да никаких новых фамилий я вам не назову, все те же великие, на которыхвоспитывались многие поколения наших гитаристов, с которых мы все и "снимали".Прессу не читаю, как–то она мне без надобности. Гитары - "Gibson"и "Fender". А на концерте я одну гитару использую.

У КАЛИНОВА МОСТА была примечательная встреча с Брайаном Мэем...

Да, мы с ним встретились в Англии в аэропорту. Подарили ему пластинку,взяли автограф, поблагодарили за все то, что он для нас сделал. Для насвсех. Мы же на QUEEN росли, воспитывались.

Отклик какой–то был от Мэя на пластинку?

Что–то такое было. Но что, точно не помню.

Многие выдающиеся гитаристы, участники великих групп, параллельноработе в команде еще записывают и сольные альбомы - или чисто гитарные,или даже с вокалом - своим либо чужим. У вас подобного желания не возникало?

Желание есть, есть кое–какие идеи, но... это только идеи и желание.О чем–то конкретном говорить не приходится.

"Калинов мост" - потому-что в русских
народных сказках это извечное место
борьбы добра со злом.
Дмитрий Ревякин

Группа "Калинов Мост", получившая титул "легенды русского рока", родилась в Новосибирске осенью 1984 года. У истоков ее стояли два Димы - Ревякин, писавший тексты и музыку, и Селиванов - местный культовый гитарист, которому принадлежало большинство мелодических и аранжировочных решений. Оба они учились тогда в НЭТИ (Новосибирском электротехническом институте).

Дуэт сложился после того, как обоих Дим забраковала некая институтская комиссия по отбору кадров в художественную самодеятельность - так, сразу после неудачного прослушивания, прямо под дверями кабинета, где заседала эта самая комиссия, начал свое существование будущий "Калинов Мост". Впрочем, группу сначала окрестили "Здоровье", потом она превратилась в "Равноденствие". И вообще она возникла как коллектив только в 1985 - 86 гг., когда к тандему Ревякин-Селиванов добавляются басист Андрей Щенников и барабанщик Виктор Чаплыгин, игравший в легендарной новосибирской команде "Ломбард".

Репетиции были редкие, никто поначалу всерьез их не воспринимал. Дима Селиванов то приходил поиграть, то исчезал - и как-то раз исчез перед самым концертом. Пришлось срочно искать замену - так на горизонте появился 18-летний Вася Смоленцев из группы "Левый берег". Разучив в рекордно короткий срок репертуар, он спас положение, стойко отыграв на сцене полуторачасовую программу. После этого концерта (ноябрь 1986 г.), на котором Ревякин сгоряча представил публике нового соло-гитариста как "восходящую звезду", Смоленцев остается в команде.

Итак, осенью 1986 года формирование "золотого состава" завершается. Затем появляется и ИМЯ - "Калинов Мост" - название мифологические, концептуальное, ИМЯ, КОТОРОЕ ОБЯЗЫВАЕТ.

В декабре 1986 г. начались репетиции нового альбома в ГРТУ (городской радиотрансляционный узел) 27-19 декабря новый материал был записан, а 11 января 1987 г."Мост" дал первый полноценный концерт в НЭТИ. Тогда состоялось знакомство "мостов" с Кинчевым, и благодаря ему "Мост" впервые выезжает "из глубины сибирских руд" в европейскую часть России. В январе 1987 г. в Ленинграде - Мекке советского рока - на сцене ЛДМ оказывается безвестная команда из сибирского далеко.

12 сентября 1987 года "Мост" выступил на легендарном фестивале в Подольске - перед изумленной публикой неожиданно предстала группа небывалой творческой мощи. Однако, исполняя песню про полонян, Дима пропел прямо в микрофон с безупречной артикуляцией одно из тех самых слов, которые очень просили со сцены не употреблять. В результате приза сибирским матерщинникам не дали - но и Бог с ним, с призом. Главное, что именно с выступления на "советском Вудстоке" началась общенациональная известность "Моста".

Весной 1988 г. -"Калинов Мост" познакомился со Стасом Наминым,он предложил команде работать и творить под патронажем SNC - а, значит, возможность записываться в профессиональной студии. Все лето они обдумывали это интересное предложение. Осенью 1988 года "Мост" передислоцировался в Москву. Новая профессиональная ипостась, в которой должен был предстать "КМ", вырисовывалась через череду проб и ошибок. И одной из первых ошибок было изгнание Смоленцева, которому инкриминировали дилетантизм и плохое чувство ритма. В течение полугода (с ноября 88-го до весны 1989 года) "Мост" играл с Владимиром Бугайцом из группы "Ломбард".

Весной 1989 года Ревякин позвал назад Смоленцева - и воссоединившийся "золотой состав" отбывает на историческую родину, решив избрать тактику "набегов" на Москву. Отрепетировав дома новый материал, "Мост" записывает на SNC свой первый студийный альбом - "Выворотень" (ноябрь-декабрь 1990 года). Затем через год, зимой 1991 г. - сразу два альбома. Полуакустический "Узарень" делался на SNC по заказу Стаса Намина, и одновременно для себя и на свои деньги на ВПТО "Видеофильм" "КМ" пишет жесткую, электрическую "Дарзу" (1991г.).

В мае 1992 г. в студии SNC записывается unplugged "Ливень", а летом "Калинов Мост" участвует в фестивале памяти Виктора Цоя - это было одно из сильнейших выступлений "Моста". Но этот год принес не только удачи. Тогда же в 1992-м отношения в группе дали трещину.После тура (Братск-Ангарск-Красноярск) группа фактически разваливается - Ревякин и Смоленцев остаются вдвоем. Так вдвоем они тащили на себе всю огромную работу по подготовке и записи будущего "Пояса Ульчи" - монументального песенного эпоса, который и поныне остается вершинным альбомом "КМ". На помощь были призваны новосибирские музыканты Олег Татаренко (бас) и Александр Владыкин (клавиши), с которыми и началась студийная работа - в декабре 1992 г.

К концу записи "золотой состав" "Моста" сделал попытку объединиться снова - тогда, 4 июня 1993 года был сыгран концерт в московском клубе "А", который затем был издан как бутлег "Никак 406". К сожалению, эта попытка примирения вскоре потерпела фиаско. Через год, летом 1994 года група "ДДТ", обеспокоенная состоянием полураспада, в котором уже почти два года пребывал "КМ", организует совместную акцию в поддержку "Моста" - большие концерты в Петербурге и в Москве.

После нескольких концертов (Н-ске и Норильске) наконец в мае 95-го "Мост" появляется в Москве и выступает в прямом эфире телекомпании "Свежий ветер" (программа "Живьем с Максом") в составе Ревякин - Смоленцев - Чаплыгин - Татаренко (бас) - Владыкин (клавиши).Запись этого выступления и была выпущена на SNC под названием "Травень" (1995 г.)

28 февраля 1997 года группа вновь встретилась после двухлетнего перерыва в хрестоматийном составе "Ревякин- Смоленцев - Чаплыгин - Щенников"и дала концерт в московской "Горбушке", посвященный выходу архива "Калинова Моста" на фирме "Мороз Рекордс".

Запись "Оружия" длилась почти год - с осени 1997 года до августа 1998-го. Работа началась зимой 97/98 в Новосибирске, на студии им. Владимира Бугаева - там родились аранжировки и материал был окончательно собран из кусочков в единое целое. Там же "КМ" расстался с басистом Андреем Щенниковым - одним из "отцов-основателей" группы и дальнейшая работа над "Оружием" происходила с Олегом Татренко.

Клип на "Родную" был снят в июле 98-го, сведение "Оружия" закончилось 11 августа - окончание работы над альбомом "мосты" отметили походом на "Роллинг Стоунз" и отъездом домой на каникулы. Передышка была необходима - осенью начался "сбор урожая". "Оружие" и особенно "Родная" начали приносить плоды - чередой пошли презентации, пресс-конференции, концерты, выступления по радио и ТВ.После презентаций в трех городах - Новосибирске, Москве и Санкт-Петербурге, "КМ" отправился в заграничный вояж. В Израиле состоялись два концерта - в Хайфе и Тель-Авиве.

"Калинов Мост" - легендарная сибирская рок-группа (местом рождения самой группы считается город Новосибирск, колыбелью же лидера группы и автора песен - Дмитрия Ревякина - можно считать Забайкалье, где он провёл детство и где до сих пор черпает свои жизненные и творческие силы). Музыкальный стиль группы журналисты чаще всего определяют как фолк-рок. Конечно же, это весьма условно. И сами музыканты не раз отвергали этот ярлык. "Калинов Мост", как любая подлинно творческая и самобытная группа, не укладывается в рамки какого-либо известного стиля, и если и давать их песням определение, то только "калиновомостовские". Или просто "песни". Самому Ревякину близка казачья культура, казачий дух. В последнее время он не раз называл творчество группы "современными казачьими песнями".
Но начиналось всё с настоящего сибирского рока. Если кого и можно было с полным основанием так назвать, то именно "Калинов Мост" образца 1986-1989 годов. То, о чём писали: эпический "широкий" звук, утробная мощь, ревякинский "медвежий" рык ("ревякин" - сиб. диалектн. "медведь"). На память об этом периоде остались концертные записи - альбомы "Надо было", "Вольница". С этой программой группа произвела фурор на знаменитом Подольском рок-фестивале ("советском Вудстоке") в 1987 году.
"Калинов Мост" - одна из немногих групп, которые с полным правом могут носить имя "легенды русского рока". И даже среди этих немногих групп - она особенная. Особенно загадочная, легендарная и даже мифологичная. Во-первых, мифологично само имя группы - "Калинов Мост". Столь серьёзного, символичного названия нет, пожалуй, больше ни у кого из известных отечественных рок-групп. В русских народных сказках калинов мост (раскалённый, огненный мост) - место битвы героя с нечистой силой. Это символ борьбы добра со злом, причём решающего момента этой борьбы. И важно, что сам Дмитрий Ревякин, который, как и полагается настоящему поэту, очень внимателен к Слову, осознаёт ответственность принятого группой Имени. В разные моменты истории группы этот многозначный символ преломлялся разными своими гранями. Называлась и "индийская богиня смерти (растворения) Кали", и "низший солнечный цикл", и "борьба с самим собой", и вообще любой момент инициации, перехода из одного состояния в другое. Сейчас Ревякин предлагает понимать "Калинов Мост" как "мост от безбожия к Богу".
Хотя группа громко заявила о себе уже в 1986-87 гг., первый студийный альбом "Выворотень" (корнями наружу) вышел в 1990 г. И на нём не было ни одной (!) из песен, которые уже успели принести группе славу. Это вторая загадка. Песни были не просто другие, а совершенно иные по поэтике, совершенно непонятно откуда пришедшие к автору (Д. Ревякину) таинственные образы, хитросплетения слов. И специфический мелос, в который помимо "блюзовых" и "роковых" элементов вплавились этнические мотивы, шаманские песнопения. В следующих двух альбомах, которые записывались одновременно в 1991 г. - "Узарень" и "Дарза", поэтика ещё усложнилась, явственнее стало ощущаться словотворчество в духе Велимира Хлебникова. При этом по звуку альбомы очень разные. Мягкий, полуакустический "Узарень" (озарение) и жёсткая, электрическая "Дарза" (вызов, дерзновение). Долгой и сложной оказалась работа над альбомом "Пояс Ульчи" (У - движение, Л - любовь, Ч - честь - путь людей к гармонии). В записи принимало участие рекордное количество приглашенных музыкантов - и каких! Сергей Воронов, Инна Желанная, Вадим Голутвин, Александр Чиненков, Сергей Мазаев - настоящее созвездие имен. "Пояс Ульчи" до сих пор остаётся одной из самых красивых и интересных записей в отечественной рок-музыке. Но в самой группе отношения осложняются. Летом 1994 года группа "ДДТ", обеспокоенная состоянием полураспада, в котором уже почти два года пребывал "КМ", организует совместную акцию в поддержку "Моста" - большие концерты в Петербурге и в Москве. В мае 95-го "Мост" появляется в Москве и выступает в прямом эфире телекомпании "Свежий ветер" (программа "Живьем с Максом"). Запись этого выступления и была выпущена на SNC под названием "Травень" (май). Возможно, облегченность и некоторая "припопсованность" звучания, ранее нехарактерные для этой команды, сделали "Травень" самым кассовым на определённый момент альбомом "Калинова Моста". Тем не менее, группа оказалась в ситуации достаточно жесткого выбора: "или коммерциализироваться, или погибнуть". Четверо музыкантов из Новосибирска пошли по второму пути. "Калинов мост" был разведён.
Однако путь легенды и развитие мифа на этом не закончились. Группа вновь собралась в 1997 г. А в 1998 был записан альбом "Оружие" (Орати - пахать плугом, Жиче - жить). Возвращение "Калинова Моста" на новом уровне. Песня "Родная" с этого альбома до сих пор остаётся визитной карточкой группы и часто появляется в эфире радиостанций. В 2000 г. группа записывает макси-сингл "Иерусалим". Ещё яснее проявляется неизменно присущая песням группы духовная направленность. В 2001 г. выходит альбом "Руда", на котором были записаны ранее не издававшиеся и заново переработанные старые песни (1984 - 1988). Очень интересный альбом, по которому можно проследить зарождение уникального "калиновомостовского" стиля, начиная с самой первой песни, написанной Д. Ревякиным, и заканчивая поразительным и пронзительным 10-минутным эпическим полотном "Казак" (посвящение А. Башлачёву).
В активе группы несколько видеоклипов (среди которых настоящие произведения искусства - "Сберегла" и "Родная"), выступления на радио, на телевидении, участие в крупнейших отечественных рок-фестивалях ("Крылья", "Нашествие"). Наиболее органичным и потому удачным для сибиряков был фестиваль "В горах, на быстрой реке" (Горный Алтай, р. Катунь), по итогам которого был выпущен концертный альбом - "Катунь" (1999).
Нынешний этап в развития группы Дмитрий Ревякин называет "мессианским". Альбом "SWA" (2006) (Сва - древний, огнеобразующий корень, который в переводе с санскрита означает - "эго", "сущность") - это цикл лирических песен "о взаимоотношениях полов в эсхатологические времена", - по словам Дмитрия, альбом несёт в себе скрытое послание - повышение рождаемости, улучшение демографической ситуации в России. Альбом записывался целых пять лет (именно столько прошло со времени выхода предыдущей "Руды"). И не зря. Звук, поэзия, музыка - всё на высшем уровне. Песни, которые воспитывают благородство чувств.
Мессианские мотивы разворачиваются и усиливаются в альбоме "Ледяной поход" (2007). Ревякин не скрывает, что это прямое указание на одноимённое историческое событие времён Гражданской войны (1919-1920), и имеется в виду именно Великий Сибирский Ледяной поход - отступление остатков Армии Колчака в Забайкалье. Однако "Ледяной поход" у "Калинова моста" приобретает особый смысл и новое оптимистичное свечение. Лидер группы видит возрождение России с Востока, из Сибири, где до сих пор зреет неисчерпаемый человеческий и природный потенциал и откуда суждено родиться "новым пионерам" (так называется одна из песен).
Вышедший в 2009 году альбом "Сердце", посвящён памяти супруги Дмитрия Ревякина и представляет собой образцовый цикл песен о чистой любви и безграничной верности. Идеальный пример отношения к любимой и возвышенный светлый образ её самой - хранительницы, вдохновительницы, которая в преображённом виде олицетворяет собой песню для "поэта, героя и воина". Альбом, который по понятным причинам вполне мог стать тяжёлым, трагическим, оказался, не теряя полноты печали и страдания, очень светлым, ЖИЗНЕутверждающим во всех смыслах. Прежде всего, в смысле Жизни Вечной.
Важной для "Калинова Моста" вехой стал выход сурового и пламенного, триллероподобного альбома "Эсхато" (2010) ("эсхато" - корень слова "эсхатология" - учение о Конце Времён), две песни с которого впервые в истории группы много недель возглавляли хит-парад "Чартовой Дюжины" на "Нашем радио". "Калинов Мост" предлагает здесь взгляд на последние времена не с точки зрения напуганного катаклизмами обывателя, а с точки зрения воинов, рыцарей веры, которые понимают, что происходит вокруг, не приемлют окружающего распада, готовы мужественно встретить очистительную бурю и даже воскликнуть словами Апокалипсиса и одной из песен: "Гряди, День Гнева!".
В последнее время группа находится в прекрасной музыкальной и творческой форме. Записан и ожидает опубликования трибьют-альбом, посвящённый Александру Башлачёву. Вышел новый альбом "Золотое толокно" (2012). Постоянно записываются новые песни, готовятся концертные dvd. Группа ярко отметила свой Четверть-вековой (1986-2011) юбилей праздничными концертами с участием звёзд российского рока.
Чувствуется, что Дмитрий как поэт и пророк нащупал нить Ариадны, почуял свежий ветер и готов поймать его в свои паруса. Нас ждёт преображение, новая ступень и новый свет впереди. Миф живёт, Легенда продолжается, и каждый слушатель принимает в этом участие.

Назвать группу «Калинов мост» бессменному лидеру рок-коллектива Дмитрию Ревякину предложила будущая супруга. С годами символика моста к царству мертвых сменилась ассоциациями с переходным состоянием: с 1986 года несколько раз менялись не только составы группы, но и стиль ее творчества. От фолка и блюза - к «новым казачьим песням», от языческих образов – к библейским мотивам.

Группа "Калинов мост"

Знаковым для отечественной музыки критика признала пятый студийный альбом «Оружие». Ревякин же ключевым для коллектива считает «Ледяной походъ». И хоть музыкант говорил, что с выходом этого альбома миссия «Калинова моста» выполнена, группа продолжила творить.

История создания и состав

Официально точкой отсчета истории группы «Калинов мост» считается 1986 год, когда вышел одноименный дебютный магнитоальбом. Но первые концерты ансамбля, который собрал увлеченный поэзией студент Новосибирского электротехнического института Дмитрий Ревякин, состоялись гораздо раньше. Подрабатывая диджеем на дискотеках, Ревякин мечтал, что будет создавать собственную музыку.


"Золотой состав" группы "Калинов мост"

К нему присоединились учащиеся того же института: Виктор Чаплыгин сел за барабаны, бас-гитаристом стал Андрей Щенников, а гитаристом на протяжении 1986 года был Дмитрий Селиванов, с которым до этого Ревякин играл в коллективе «Здоровье». Вскоре из-за разногласий тезка лидера покинул «Калинов мост», и на его место пришел Василий Смоленцев. Квартет оказался настолько крепким, что просуществовал в таком виде десятилетие. Считается «золотым составом» новосибирского коллектива.


Первым из этого состава группы уходит Щенников. В это время музыканты работают над пятым студийным альбомом «Оружие» и для записи партий баса приглашают Олега Татаренко. Он работает с «Калиновым мостом» на протяжении 1999 года, а затем его сменяет Евгений Барышев, который остается в коллективе до 2003 года.


Однако стоит ансамблю обзавестись постоянным басистом, возникает вакансия гитариста: в 2001 году Смоленцев прекращает сотрудничество с Ревякиным и Чаплыгиным. По году после него в составе «КМ» играют Стас Лукьянов и Евгений Колмаков, а в 2003 году к группе присоединяется Игорь Хомич. В этот же год на место басиста возвращается Олег Татаренко.


Ни Татаренко, ни Хомич не задерживаются в группе дольше нескольких лет. С середины 2006 года «Калинов мост» находит нового гитариста. Им становится Константин Ковачев, который в дальнейшем в некоторых песнях ансамбля играет на лютне, гуслях и клавишных. Чуть позже место Татаренко занимает Андрей Баслык. Бас-гитарист также отвечает и за бэк-вокал. Наряду с бессменными Ревякиным и Чаплыгиным Баслык и Ковачев являются музыкантами текущего состава рок-группы.

Музыка

Начальный этап творчества группы – до 90-х годов – близок по философии и стилистике к движению хиппи. Не случайно песня «Девочка летом» с первого магнитоальбома, вышедшего в 1986 году, попала в саундтрек картины «Дом Солнца». Фильм, посвященный жизни «детей цветов» в СССР, снял , использовав для сюжетной основы повесть .

Также в этот период появляются композициис гражданской лирикой: «Сибирский марш», «Казак» и другие.

«И песни у нас были на уровне манифестов, и страна жила ожиданиями», - вспоминает в интервью журналу «MAXIM» солист Дмитрий Ревякин.
"Калинов мост" - "Девочка летом"

«Калинов мост» получает положительные отзывы от коллег по цеху: , . В 1987 году команда впервые выступает в Петербурге, и публике новосибирцев представляет . Музыканты выступают в рок-клубах, на фестивалях, участвуют в квартирниках.

В 1989 году Ревякин возвращается в Новосибирск, и остальные участники группы вынуждены играть наконцертах и гастролях чужие песни, в основном зарубежных коллективов. За полтора года Дмитрий создает материал, который позволяет коллективу начать сотрудничество с Центром .


В 1991 году записывается первый студийный альбом «Выворотень», одновременно создаются и записываются композиции для пластинок «Узарень» и «Дарза». Лирика этого периода отмечена использованием анахронизмов, старославянского языка, образов, характерных для языческой культуры. Жанр музыки Ревякин позднее определяет как «новые казачьи песни».


Широкую известность, а вместе с ней и финансовую стабильность «Калинову мосту» приносит альбом «Оружие». В отличие от предыдущих пластинок, аранжировки лишены звучания клавишных и духовых, а акустическая гитара едва заметна за жесткостью ударных и напором электрогитар. Воинственность, которой проникнута музыка на пластинке, впечатлила критиков, назвавших «Оружие» знаковым альбомом для отечественного рока. Хитом становится песня «Родная», на нее снимают второй в истории «Калинова моста» клип. В 2016 году группа исполнила песню совместно с участницей конкурса «Синяя птица» Аленой Коротаевой.

"Калинов мост" и Алена Коротаева - "Родная"

Три года спустя популярность коллектива закрепляет альбом «Руда», но затем в выпуске нового материала наступает перерыв. Продолжая гастролировать, «Калинов мост» переживает смену состава. На нестабильность периода накладывается личная трагедия: от сердечного приступа умирает жена вокалиста Дмитрия Ревякина, Ольга. Через год после печального события и пять лет спустя после выхода предыдущего альбома «Калинов мост» презентует пластинку «SWA». Лиричный, наполненный балладами релиз посвящен Ольге Ревякиной.

Альбом SWA группа "Калинов мост" посвятила Ольге Ревякиной

Позднее в дискографии новосибирцев появится похожая пластинка – альбом «Сердце», выпущенный в 2009 году. Но между двумя релизами в 2007 году выйдет «Ледяной походъ», который Ревякин назовет вершиной творчества группы и выполнением ее миссии. Первую скрипку играет идейная лирика, в которой ощущается симпатия автора православию и Белому движению.

"Калинов Мост" - "Иерусалим"

В конце «нулевых» «Калинов мост» приглашают стать хедлайнером организаторы крупнейших фестивалей: «Нашествие», «Рок-этно-стан», «Сердце Пармы» и других. Внимание со стороны музыкальных продюсеров становится стартовой площадкой для творчества группы во втором десятилетии 21 века. С 2010 года Ревякин и компания выпускают пять альбомов, начиная с необычно дерзкого «Эсхато» с воинственным хитом «Мать Европа». Мировоззренческий, созерцательный альбом «Золотое толокно» сменяет урбанистическая, жесткая пластинка «Contra».

"Калинов мост" - "Камчатка"

В 2016 году группа выпустила 16-й студийный альбом «Сезон овец». Примечательно, что средства для выхода релиза собирали с помощью краудфандинга. Благодаря успешной кампании презентация нового блока творчества новосибирцев состоялась, а участники сбора получили цифровые копии пластинки.

«Калинов мост» сейчас

В феврале 2018 года в рамках премии «Чартова дюжина» Дмитрий Ревякин получил от «Нашего радио» награду в номинации «Солист года». И не случайно: хит «Калинова моста» «На Урал» звучал в эфире станции весь 2017 год.


Группа "Калинов мост" в 2018 году

В апреле 2018 года новосибирцы объявили о запуске краудфандинговой кампании по сбору средств для выпуска альбома «Даурия». Название дано в честь старинного именования Забайкальского края, родного для Ревякина. Ожидается, что запись пройдет в студии Стаса Намина. Выход релиза запланирован на декабрь 2018 года.

Дискография

  • 1986 – «Калинов мост»
  • 1990 – «Выворотень»
  • 1991 – «Узарень»
  • 1991 – «Дарза»
  • 1994 – «Пояс Ульчи»
  • 1998 – «Оружие»
  • 2001 – «Руда»
  • 2006 – «SWA»
  • 2007 – «Ледяной походъ»
  • 2009 – «Сердце»
  • 2010 – «Эсхато»
  • 2011 – «Золотое толокно»
  • 2013 – «Contra»
  • 2015 – «Циклон»
  • 2016 –«Сезон овец»

Клипы

  • 1998 – «Родная»
  • 1999 – «Сберегла»
  • 2006 – «Через край»
  • 2007 – «Камчатка»
  • 2009 – «Так случилось»
  • 2013 – «Фитилек»
  • 2015 – «На краю земли»

Два концерта в Красноярске - концерт Калинова Моста в клубе «Подиум» и концерт Машины Времени в БКЗ - состоялись с перерывом в сутки. Андрей Шевелев рассказывает о каждом из них.

Калинов Мост в этом туре представляет новый альбом под названием «Контра». И он из разряда тех альбомов, про которые критики потом обычно пишут в больших обзорных статьях «альбом считается спорным» или «альбом считается сложным для восприятия», что-нибудь в этом роде.

Если ты с Дмитрием Ревякиным прожил последние 25 лет и прослушал всю предыдущую «линейку» альбомов, то тогда «Контра» тебе не кажется такой уж сложной и спорной, хотя есть в этом альбоме, скажем так, несколько вещей, которые меня даже несколько напугали, несмотря на весь мой предыдущий опыт общения с музыкой Калинова Моста.

Ни в коем случае не порекомендую этот альбом для первого знакомства с группой, для первого прослушивания. Для первого знакомства можно взять какой-нибудь хороший сборник, например, «Улетай» или сборник из серии «Легенды русского рока». Можно также начинать с альбомов «Оружие», «SWA», «Ледяной походъ». Возможно, еще «Выворотень».

И тем не менее! Новая программа играется вживую, достаточно успешно. Что интересно, в альбоме есть несколько вещей настолько драйвовых и динамичных, что, когда я потом послушал его дома, я удивился, почему они вот эти-то вещи не сыграли? Почему выбрали другое?

Но, в целом, очень интересно была построена программа. Там были все ожидаемые народом хиты, но они были настолько удачно расставлены, среди таких неочевидно хитовых песен, то есть, тоже хороших, тоже замечательных, но которые не так часто играются на концертах. И плюс песни из нового альбома.

В общем, всё вместе так любопытно сложилось: когда одна песня заканчивается, ты думаешь: о! а что дальше? На что они перейдут, какой будет следующий шаг, какое слово будет сказано в этом разговоре с публикой?..

Как ни грустно, в чем-то товарищ Сталин был прав, говоря «нэзаменимых людэй нэт». Дело в том, что звук Калинова Моста, у многих, начиная с 80-х годов ассоциировался с игрой гитариста Василия Смоленцева. Поэтому, когда Василий заявил, что он уходит из группы окончательно и бесповоротно и с Ревякиным больше сотрудничать не будет, многие это восприняли, как финал Калинова Моста.

Гитарист Константин Ковачев, который сегодня играет в группе, уж сколько... я думаю, больше пяти лет он в составе Моста... Я могу ошибиться сейчас, но все-таки он с ними уже достаточно продолжительный срок — 5-7 лет, наверное. В общем, такое ощущение, что группа всегда играла с этим гитаристом. И его манера настолько здорово вписалась в мелодические, в ритмические структуры, которые придумывает Ревякин, что кажется, будто этот человек в группе был всегда.

И вот какой момент еще очень важен: если бы эта группа пела на каком-нибудь эскимосском языке, и я бы не понимал вообще ни слова, я все равно прослушал бы весь концерт он начала и до конца, просто потому, что они очень здорово играют. Это был такой маленький, компактный, классный, плотный очень по звучанию, рок-бэнд. При этом, на предыдущий концерт они приезжали вчетвером, а в этот раз они были впятером с клавишником Александром Владыкиным.

Что интересно: клавиши в общем балансе инструментов не слишком были выделены, а просто такую атмосферу создавали: вроде бы их нет, но вслушаешься и понимаешь, что на самом деле они просто очень тонко сделаны и так на тебя действуют, что ты их не замечаешь. А на самом деле они есть и еще как.

Ну и Виктор Чаплыгин, ветеран Калинова Моста, замечательный барабанщик, потому что в этих песнях ревякинских, там на барабанах-то играть не просто! Там, скажем, барабанщик-дровосек, какой бы он ни был мощный, с каким бы он ни был мощным ударом, и с какой бы он ни был техникой... так вот, дровосек ничего хорошего не сделает. Там нужна манера весьма пластичная — где-то очень тихо, буквально щеточками, шепотом, каким-то шумом травы на ветру. А где-то наоборот, нужно втык такой, очень хороший, дать. И вот у Чаплыгина это прекрасно получается.

В общем, я так думаю, что все, кто на концерте был, остались очень довольны. Единственное, конечно, мне бы хотелось, чтобы на концерты Калинова Моста приходило бы людей побольше. Просто почему-то последнее время (ну, понятно почему, ведь на этой группе не озолотишься) их концерты делаются в каких-то таких периферийных клубах... Нет, не подумайте, звук был очень хороший, все было четко — слова, инструменты.

Просто-напросто рекламная компания была проведена настолько скромно, что... Вот, скажем, несколько моих знакомых, которые слушают Калинов Мост, любят его, узнали о концерте буквально в последний момент, потому что я им позвонил - спросил, а вы вообще на Калинов Мост-то сегодня собираетесь?

Меня когда спрашивают об отношении к скачиванию музыки из интернета, я всегда отвечаю так: качал, качаю и буду качать! Так же, как в советские времена кассеты-катушки переписывал и нисколько по этом поводу не комплексовал. Но при этом, любой, для кого музыка - это не просто фон, а что-то большее, должен понимать, что, если мы в это не будем вкладывать какую-то копеечку, то хорошей музыки будет все меньше и меньше, потому что музыкантам все труднее и труднее ее делать.

Не у всех есть финансовые возможности собрать крупные залы по 10-15 городам, заработать концертным туром и себе на жизнь, и музыкантам на зарплату, и на запись нового альбома. Поэтому каждый из нас должен для себя определить какой-то круг своих любимых групп и музыкантов - и ходить на концерты за деньги и\или покупать фирменную продукцию — компакт-диски, DVD, футболки какие-нибудь на концертах.

Просто определитесь, кто для вас наиболее дорог, кто вам больше всего доставляет вам радости и удовольствия своей музыкой и поддерживайте его своим рублем. Я, например, практически никогда не ухожу с концерта Калинова Моста без покупок. В прошлый раз я купил DVD, их концерт в Новосибирске 2010 года, в этот раз новый альбом «Контра» в таком нормальном, коллекционном издании, с буклетом, в картоне, все очень хорошее, с отличным дизайном, и три магнитика на холодильник.

Магнитики с обложками альбомов, кстати, великолепно смотрятся — «Выворотень», «Дарза» и «Улетай», сборник лучших вещей. Хотел купить еще с альбомом «Оружие», потому что это моя любимая пластинка у Моста, но, как мне сказал их турменеджер, такие все разобрали.

Да, для таких групп, у которых бюджет не велик, это особенно важно. И надо понимать, что эти средства не идут в карман какой-то звукозаписывающей компании, каким-то жирным котам. Это они продают сами: вот они едут минимальным составом - пятеро музыкантов, звукорежиссер и турменеджер, который таскает с собой чемоданы со всеми этими дисками, книжками, магнитиками, футболками... словом, господа! Ну, вы на пиво больше тратите в пятницу вечером! Купите, потому что уже необходимо.








Top