Васко да гама цель путешествия. Васко да гама - кровавый путь в индию

Именно они первыми среди европейцев ступили на этот континент в 15 столетии. В период Великих открытий особенно прославился Васко Да Гама, который смог обогнуть Африку со своей экспедицией.

Этот известный португалец имел дворянское происхождение, был рыцарем, в связи с этим он мог стать только морским офицером. К тому же он изучил математику, астрономию и навигацию, эти науки ему помогали в деятельности.

Так как Васко Да Гама зарекомендовал себя как решительный и целеустремлённый молодой офицер, способный организованно и эффективно выполнять задания, то король Мануэл 1 возложил на него обязательство открыть путь в далёкую Индию, для этого были созданы все условия.

Путешествие Васко Да Гама в Африке

Необходимость в морском пути для Португалии была существенной, так как эта страна на западе Европы не имела выхода к основным торговым маршрутам. Данное положение дел означало, что португальцам приходилось очень дорого платить за иностранные товары, например, за индийские пряности, а вот экспорт составлял очень малую долю. Всё это угнеталось послевоенным экономическим состоянием страны.

Однако Португалия имела определённое преимущество - географическое положение, благодаря которому можно было отправляться в Западную Африку и дальше. Поэтому возникла идея найти собственный путь в страну, богатую пряностями.

С начала 15 века португальские мореплаватели изучали западное побережье «чёрного континента», не попадая в они продвигались на юг по воде. Можно отметить такие имена, которые морским или сухопутным путём направлялись через африканскую территорию к Индии:

  • Генрих Мореплаватель;
  • Диогу Канн;
  • Перу да Ковильяна;
  • Афонсу ди Пайву;
  • Бартоломеу Диаш.

Удостоверившись в возможности обойти Африку, Мануэл 1 приказал подготовить экспедицию, которая всё же преодолеет весь путь. Руководить ею назначили именно Да Гаму.

Экспедиция должна была осуществляться на четырёх кораблях, сооружённых накануне:

  • Сан-Габриэл - флагман, крупный трёхмачтовый нао;
  • Сан-Рафаэл - такой же корабль, управляемый Паулу, братом Да Гама;
  • Берриу - лёгкая каравелла;
  • Безымянный - перевозивший всяческие припасы.

Естественно, король обеспечил моряков наиболее современными приборами, также они могли пользоваться лучшими картами. Перу Аленкер, который стал обер-штурманом, до этого уже бывал возле мыса Доброй Надежды в экспедиции Бартоломеу Диаша.

Всего более ста людей должны были отправляться в этот дальний путь, среди них были всевозможные специалисты, помогающие в дороге и налаживании контактов со встречающимися народами.

Началось путешествие Васко Да Гама в Африке из Лиссабона, откуда армада вышла 8 июля 1497 года. Путь на юг вдоль уже был достаточно изучен, поэтому экспедиция шла изведанной дорогой.

4 ноября корабли остановились в некоторой бухте, которой они же дали имя Святой Елены. Это было необходимо для ремонта. Однако с местными жителями команда не наша общего языка, что привело к вооружённому столкновению и ранению самого руководителя (Васко получил ранение стрелой в ногу).

К мысу Доброй Надежды экспедиция подошла в ноябре, только обходить его пришлось долго в связи с тем, что был шторм. После такой сложности следовал ремонт, осуществляемый в Моссел Бей (бухта). Так как последнее судно, являющееся складом, было очень повреждено, то его сожгли, переместив груз и экипаж на оставшиеся корабли.

На этих землях путешественники, общаясь с туземцами, смогли закупить нужную еду. Ещё они обменяли взятые товары на местные украшения, сделанные местными из слоновой кости.

Дальше флотилия держала путь на северо-восток, огибая Африку, именно до тех земель ранее доходил Диаш. Затем корабли проплывали вдоль ещё неизвестного им , однако местные народы не удивлялись европейцам, так знали о них от арабских купцов.

Путешественники останавливались в Мозамбике, однако встретили непонимание со стороны административных органов. Арабы понимали, что португальцы являются потенциальными конкурентами, поэтому всячески старались навредить членам экспедиции. Да Гама принял вызов и перед отправкой обстрелял прибрежный город из бомбард.

За февраль мореходцы добрались до Момбаса, а следом - до Малинди. Там европейцы впервые пересеклись с индийскими купцами. С помощью найденного лоцмана экспедиция Васко Да Гамы дошла до долгожданного берега Индии, что случилось в 1498 году, 20 мая.

Однако наладить контакты с местными жителями и правительством португальцам не удалось, так как мусульманские купцы по-разному им мешали и оговаривали.

Обстреляв побережье, экспедиция Васко Да Гамы отправилась домой, ведь задание они уже выполнили и что смогли наторговали. Обратный путь был также интересен и непрост:

  • Могадишо - 2 января 1499 года;
  • Малинди - 7 января;
  • Момбаса - 13 января (сожгли одно из суден);
  • Занзибар - 28 января;
  • остров Сан-Жоржи - 1 февраля;
  • мыс Доброй Надежды - 20 марта;
  • острова Зелёного мыса - 16 апреля;
  • 10 июля один из кораблей доплыл до Португалии, чтобы известить об успехе экспедиции;
  • Васко Да Гама добрался до Лиссабона к сентябрю 1499 года.

Первое путешествие Васко да Гамы: как европейцы открыли Индию.

Предыстория

Была торговым партнером Европы с древнейших времен. Самые искусные золотые украшения, богатые ткани, драгоценные камни, пряности, невиданные плоды — это далеко не полный перечень того, в чем остро нуждалась Европа, вернее её правители, короли, герцоги, князья.

Исторически сложилось так, что посредниками в торговле с Востоком выступали арабы. Путь в сказочную страну был им отлично известен, а после возникновения ислама и многочисленных войн в Азии, Индия и вовсе стала частью мусульманского мира.

На протяжении тысячелетия все товары с Востока приходили в Византию, умевшую ладить с соседями, а иногда и надавить на них. Времена расцвета прошли, и теперь соседи уже с удовольствием давили на дряхлеющую и постоянно уменьшающуюся империю.

С приходом монголов, которые смысла в торговле с Европой не видели, всё усложнилось еще больше. Старые караванные пути пустовали, товары в Старый Свет попадали через множество посредников, что, разумеется, цены на индийские изыски совсем не уменьшало.

Сама Европа остро нуждалась в золоте, которого становилось катастрофически мало. Общий язык с мусульманами сумели найти только хитроумные венецианцы и генуэзцы, взвинтившие цены настолько, что товары из Индии стали доступны только королевским особам, да и то не из каждого монаршего дома.

Начало

Долгое время была последней страной, куда привозили восточные роскошества. Все "сливки" уже снимали в Северной , на юге , в . Поэтому португальским грандам доставалось что попроще. Мириться с подобным положением было нельзя.

Есть еще одно обстоятельство подтолкнувшее португальских монархов к организации многочисленных экспедиций в экзотические страны. После окончания реконкисты (отвоевания территории у мусульман на Пиренейском полуострове) многочисленные дворяне, умеющие только воевать, создавали все больше проблем в королевстве. Кормить их всех было накладно, постоянно с кем-то воевать было еще накладней. Эту силу и энергию необходимо было каким-то образом направить и организовать. Опасные путешествия — отличный вариант: в случае успеха — доходы намного превысят расходы, в случае неудачи — особо плакать никто и не будет.

Интересы Лиссабона в первую очередь были направлены на Африку, сулившую и золото, и рабов, и множество других выгод. На пути к богатству, правда, стояли мавры, изгнанные, но непокоренные, нашедшие приют на севере Черного континента. Но их ведь можно обойти. Индия долгое время была лишь мечтой. Но и её время настало.

До Васко да Гамы , открывшего-таки путь в Индию, попыток обнаружить морской путь к пряностям было несколько. Отважные португальские моряки и капитаны довольно хорошо изучили западное побережье Африки. Самый удачливый и отважный из них — Бартоломеу Диаш — достиг (названного так позднее, как напоминание о поисках Индии). Однако, был вынужден вернуться, не достигнув цели. Моряки взбунтовались, да и офицеры были за возвращение, напуганные расстоянием и продолжительностью путешествия. История ждала Васко да Гаму, по-настоящему сильного человека.

Подготовка

Самый опытный моряк в Португалии, был готов повторить попытку достичь Индию морем. Король же был другого мнения. Оценив опыт и знания Диаша, монарх здраво рассудил, что посылать такого человека в опасное плаванье — непрактично. А тут как раз была получена депеша о победе молодого капитана да Гамы, что отправился выполнять приказ короля вместо своего отца и отвоевал галеру с золотом у французских корсаров. На него и пал выбор короля.

В помощь не слишком опытному капитану были выделены лучшие офицеры, опытные моряки, несколько переводчиков и десяток каторжников для выполнения опасных поручений — всего около 170 человек. Подготовкой кораблей занимался лично Диаш, знавший толк в этом деле. Он же и наставлял Васко да Гаму , делился опытом и давал советы.

Вперед!

Летом 1497 года началось судьбоносное плавание, открывшее путь португальцам к вожделенной Индии. Три военных корабля и один транспортный. Все суда вооружены самым серьезным образом, даже на самом маленьком суденышке располагалась дюжина мощных пушек, призванных помочь в осуществлении грандиозного замысла. Общее количество орудий на кораблях — 52! Впереди был путь длинною в два года.

Решив не совершать ошибок предшественников, ведет корабли вдали от берегов Африки. Это избавило экспедицию от ненужных встреч с маврами, местным населением и испанскими конкурентами. Впрочем, по пути португальцам всё же удалось захватить и разграбить арабское торговое судно. Но это так, случай.

Интересно, что на пути к югу Африки, Васко да Гама едва не открыл Бразилию, никому тогда еще неизвестную. Проплыви корабли несколько миль западнее и Кабрал, открывший эту землю три года спустя, следуя по маршруту да Гамы, стал бы лишь вторым европейцем, побывавшим в Южной Америке. Случилось так, как случилось.

Вокруг Африки

Пополнив запасы воды и пищи на Островах Зеленого Мыса, корабли под командованием амбициозного и молодого путешественника Васко да Гамы отправились на Запад, чтобы "поймать" нужный ветер, так необходимый для того, чтобы достичь сложного и неприступного южного мыса.

Три месяца в открытом море не лучшим образом повлияли на команду. Когда, наконец, корабли пристали к берегу, матросы бросились искать себе любовных приключений. Местные племена терпеть выходки каких-то странных и агрессивных людей были не готовы. Начались стычки, в результате которых эскадра была вынуждена убираться восвояси. А затем начался шторм, страшный и многодневный.

Мыс Доброй Надежды был преодолен, но команду свалила цинга. Остановка была необходима. Матросы приключений уже не хотели, поэтому местное население приняло чужестранцев благожелательно. Удалось пополнить запасы воды и провианта, а также выгодно выменять у аборигенов украшения из слоновой кости.

Матросы умирали от цинги. Скоро людей стало не хватать, было принято решение уничтожить наиболее пострадавший корабль. Команду перераспределили на три оставшиеся.

Путь к Индии

Попав в Индийский океан, португальцы оказались в водах, неизвестных европейцам. Вот тут и понадобились каторжане. Эту практику использовали с незапамятных времен. Когда перед мореплавателями возникал неизвестный берег, на него высаживали приговоренных к смерти преступников. Через несколько дней подплывали к берегу снова. Если преступник был жив, значит ему удалось найти общий язык с местным населением — команда может высаживаться. Если несчастный исчезал, то просто плыли дальше. Такая вот методика.

Неизвестность пугала команду. На судах начался ропот. Многие офицеры также были настроены на возвращение. Но не таков да Гама. Он демонстративно выбрасывает в море навигационные приборы. Демонстрируя этим, что ни при каких условиях не вернется, не достигнув цели. Напуганные такой фанатичностью, матросы замолчали.

В те времена все Восточное побережье Африки было вотчиной арабских купцов. Они были уважаемыми людьми, их охотно принимали местные правители. Активно посещали это место и индийские торговцы. Все они были конкурентами португальцев, поэтому редко где их ждал хороший прием.

Правитель Мозамбика принял португальцев торжественно и красиво. преподнес подарки от своего короля. Здесь всё гостеприимство и закончилось. Правитель был оскорблен "убогостью" подношений. Арабские конкуренты португальцев нашептывали о пришельцах всевозможные пакости. Команду Васко да Гамы обвиняли в пиратстве. Пришлось уносить ноги.

Следующая остановка — Момбаса. Здесь также контакта не получилось. Обиженный путешественник Васко да Гама даже захватил небольшое судно с экипажем и обстрелял город.

Счастливым случаем стало то, что правитель следующего портового города Малинди был заклятым врагом Момбасы. Здесь португальцам наконец удалось немного отдохнуть, подкормиться, справиться с цингой. Правитель был столь любезен, что помог найти лоцмана до Индии. Разумеется не просто так, а в обмен на обещание хорошенько потрепать Момбасу обстрелами на обратном пути.

В стране чудес

В Индию (Каликут) португальцы прибыли в конце мая 1498 года. Здесь их снова ждет пышный прием, затем неприязнь со стороны местных властей. Виной всему "бедность" подарков и интриги конкурентов. Но Васко да Гаме удается добиться главного — открытия торговой фактории.

Португальские товары продавались плохо. Арабы и индийцы часто затевали споры о том, какие пошлины должны платить пришельцы. Спустя три месяца пребывания в Индии, эскадра снова вышла в море.

Путь домой

На этот раз ведет себя как самый настоящий пират: захватывает пару десятков рыбаков в плен, грабит суда, встречающиеся на пути. Самим португальцам приходится отбиваться от пиратов.

И снова небольшая передышка в Малинди. И снова море. Теперь в эскадре только два корабля. К моменту возвращения на родину в команде Васко да Гамы осталось только 55 человек, измученных, обессилевших. На Анзорских островах да Гама оставляет могилу родного брата, служившего у него офицером.

Итог

31 августа 1499 перед королем Португалии стоял изможденный, постаревший человек, в котором трудно было узнать молодого и амбициозного офицера из старинного рода да Гама. Рядом с ним лежал золотой идол весом в 30 килограмм. На груди идола сверкал огромный алый рубин. В глазницы были вставлены два зеленых изумруда, сверкающих алчно... Индия была открыта.


Библиотека компании «Россиянка». Whatsapp .: (+91) 98-90-39-1997

Все статьи и фото сайта зарегистрированы в Google и Yandex как первоисточник.
Публикация разрешена только с прямой ссылкой на .

Посетить место резиденции Васко да Гамы в Индии и Старый Гоа (Old Goa) - столицу всех португальских владений на Востоке в 16 веке можно в ходе нашей экскурсии: Поездка по северному Гоа

Кликните на любую картинку и она увеличится

Кто и почему в Испании и Португалии был заинтересован в открытии новых земель в XV в.


Португалия и Испания первыми среди европейских стран предприняли поиски морских путей в Африку и в Индию. В этом были заинтересованы дворяне, купцы, духовенство и королевская власть этих стран. Попытаемся разобраться, какие цели каждая из групп преследовала.

Дворяне. С окончанием реконкисты, а в Португалии она окончилась в середине XIII в., в Испании - в конце XV в., масса мелкопоместных дворян - идальго, для которых война с маврами была единственным занятием, осталась без дела. Эти дворяне презирали все виды деятельности кроме войны и, когда увеличилась их нужда в деньгах, в следствии развития товарно-денежных отношений, многие из них очень скоро оказались в
долгу у ростовщиков. Поэтому идея разбогатеть в Африке или и восточных странах представлялась этим рыцарям реконкисты увлекательной. Умение воевать, приобретённое ими в войнах с маврами, любовь к приключениям, жажда военной добычи и славы вполне годились для нового трудного и опасного дела - открытия и завоевания неизвестных торговых путей, стран и земель.
Именно из среды небогатых португальских и испанских дворян вышли в XV-XVI вв. смелые мореплаватели, жестокие завоеватели-конкистадоры, уничтожившие государства ацтеков и инков, алчные колониальные чиновники. «Они шли с крестом в руках и с ненасытной жаждой золота в сердце», - пишет об испанских конкистадорах один современник.


Богатые горожане и купцы Португалии и Испании охотно давали деньги на морские экспедиции, которые сулили им обладание важнейшими торговыми путями, быстрое обогащение и главенствующее положение в торговле.

Католическое духовенство освящало религиозным знаменем кровавые дела конкистадоров, ведь благодаря последним, оно приобретало новую паству за счёт новообращённых в католичество народов и, как следствие, увеличивало свои земельные владения и доходы.

Наконец, королевская власть была очень заинтересована в открытии новых стран и торговых путей. Испытывавшее тяжёлый феодальный гнёт нищее крестьянство и малоразвитые города не могли дать королям достаточно денег, чтобы покрыть те расходы, которых требовал их режим. Кроме того, многочисленные воинственные дворяне, оставшиеся без дела после реконкисты, представляли опасность для короля и городов, так как их могли легко использовать крупные феодалы в борьбе против королевской власти. Короли Португалии и Испании призывали дворян к открытию и завоеванию новых стран и торговых путей.

Почему португальцы выбрали экспансию именно на восток

Морской путь, связывавший итальянские торговые города со странами Северо-Западной Европы, проходил через Гибралтарский пролив и огибал Пиренейский полуостров. С развитием морской торговли в XIV-XV вв. повысилось значение прибрежных португальских и испанских городов. Но этого им было мало - Португалия и Испания сами хотели развивать флот и торговлю.

Однако экспансия Португалии и Испании была возможна только в сторону неведомого Атлантического океана, потому что торговля по Средиземному морю уже ранее была захвачена могущественными морскими городами-республиками Италии, такими как Генуя и Венеция, а торговля по Северному и Балтийскому морям - союзом немецких городов Ганзой. Географическое положение Пиренейского полуострова, выдвинутого далеко на запад в Атлантический океан, благоприятствовало такому направлению экспансии. Когда в XV в. в Европе усилилась необходимость искать новые морские пути на Восток, менее всего в этих поисках была заинтересована монополизировавшая в своих руках всю торговлю между странами Северо-Западной Европы Ганза, как впрочем и Венеция, которой хватало и средиземноморской торговли. К тому же, а рабские государства в Северо-Западной Африке были сильны и не позволяли португальцам осуществить экспансию на восток, вдоль средиземноморского побережья Африки. Кроме того, в этой части Средиземного моря бесчинствовали арабские пираты. Португальцам и испанцам не оставалось ничего другого, как стать пионерами в поисках новых морских путей через Атлантический океан.

Генрих Мореплаватель и успехи первой половины XV века

После завоевания португальскими войсками в 1415 г. марокканского порта Сеуты - крепости мавританских пиратов, расположенной на южном берегу Гибралтарского пролива, началось продвижение португальцев на юг, вдоль западного побережья Африки к Западному Судану. Отсюда по суше на север привозились золотой песок, рабы и слоновая кость. Португальцы стремились проникнуть далее на юг от Сеуты в «море мрака», как тогда называли неизвестную европейцам южную часть Атлантического океана.

Первым, кто организовал экспедицию португальцев в первой половине XV в. вдоль западного африканского побережья был португальский принц Энрико (Генрих Мореплаватель). На юго-западном берегу Португалии, на каменистом мысе в Сагрише, далеко выступающем в океан, были построены обсерватория и верфи для строительства кораблей, а также основана мореходная школа. Сагриш стал для Португалии морской академией. В нём португальские рыбаки и матросы под руководством итальянских и каталонских моряков проходили обучение морскому делу, там занимались усовершенствованием кораблей и навигационных приборов, вычерчивались по сведениям, привозимым португальскими мореходами, морские карты и разрабатывались планы новых экспедиций. Со времён реконкисты португальцы были знакомы с арабской математикой, географией, навигацией, картографией и астрономией. Средства на подготовку путешествий Генрих черпал из доходов возглавляемого им духовно-рыцарского ордена Иисуса, а также получал путём организации ряда торговых компаний на паях у богатых дворян и купцов, рассчитывавших увеличить свои доходы посредством заморской торговли. Принц Генрих Мореплаватель сначала был против работорговли, но потом начал ее поощрять, так как она приносила ему сказочные богатства. В Западную Африку стали регулярно отправляться его корабли для ловли невольников и приобретения золотого песка, слоновой кости и пряностей, обмениваемых у негров на безделушки. Надежда на ограбление всего африканского побережья несколько ускорила португальское продвижение на юг.

Но трудности с набором смельчаков, которые отправились бы в неведомые моря, оставались. Положение значительно улучшилось после того, как в 1419 г. португальцы обогнули мыс Ном и открыли о. Мадейра, в 1432 г. овладели Азорскими островами, а в 1434 г. Жил Эанниш обогнул мыс Бохадор, южнее которого жизнь считалась в средние века невозможной. Нуньо Тристан достиг Сенегала, привез местных жителей и выгодно продал. Торговля африканскими рабами уже вовсю процветала, и оправдывала расходы на мореплавание. В середине 40-х годов португальцы обогнули Зелёный Мыс и достигли побережья между реками Сенегал и Гамбия, густозаселённого и богатого золотым песком, слоновой костью и пряностями. В 60-70-х годах португальские моряки достигли побережья Гвинейского залива и пересекли экватор. Были присоединены к португальской короне Гвинея и Конго, поставлявшие рабов и золото. К 1482 г. они достигли устья реки Конго, где и основали главную базу на пути освоения всего африканского побережья. На португальских картах Африки появились названия новых земель: «Перечный берег», «Берег слоновой кости», «Невольничий берег», «Золотой берег».В 1486 г. экспедиция Диого Кана достигла мыса Кросс. Мореходы приблизились к южной оконечности Африканского континента. Но для королей Португалии это были второстепенные открытия - их манил путь к «островам пряностей».

Пряности на вес золота

Пряности использовали для улучшения вкуса пищи, хранения и обеззараживания продуктов. Монополию на торговлю пряностями сохраняли арабы, которые покупали перец, корицу и другие приправы в индийских портах: Каликуте, Кочине, Канануре, а затем на небольших кораблях доставляли в порт Джидду недалеко от Мекки. Затем караваны по пустыне привозили груз в Каир, где его сплавляли на баржах по Нилу до Александрии. А там пряности продавали итальянским купцам из Венеции и Генуи. Те, в свою очередь, распространяли товар по всей Европе. Разумеется, на каждом этапе цена специй возрастала, а в конечных пунктах становилась заоблачной. Португалия жаждала открытия морского пути в Индию. Сохранился документ, подтверждающий, что солдаты в Генуе получали часть зарплаты в золотых монетах, а часть в пряностях на вес этих монет.

Бартоломеу Диаш и первая попытка достичь «страны специй» в 1487 г.

3 февраля 1488 г., через 5 месяцев плавания, суда великого адмирала той эпохи Бартоломеу Диаша обогнули мыс Доброй Надежды - южной точки Африки. Далее, из-за двухнедельного тяжелейшего шторма и отказа команды, страдавшей от голода, плыть вперед, адмиралу пришлось вернуться в Лиссабон. У реки Рио до Инфанте (река Принцев) он поставил падран - каменный столб с королевским гербом, подтверждающий португальский суверенитет над новыми землями. Адмирал утверждал, что от Южной Африки можно пройти морем до берегов Индии. Это же подтвердил и Педро Ковельяно, посланный в 1487 г. португальским королём на поиски кратчайшего пути в Индию через страны Северной Африки и Красное море и побывавший на малабарском побережье Индии, в городах Восточной Африки и на Мадагаскаре. В своём донесении королю, посланном из Каира, он сообщал, что «португальские каравеллы, которые ведут торговлю в Гвинее, плавая от одной страны к другой курсом на о. Мадагаскар и порт Софала, легко смогут пройти в эти восточные моря и подойти к Каликуту, ибо, здесь всюду находится море». Через 10 лет Васко да Гаме предстояло сделать то, что не удалось Бартоломеу Диашу. Да, такой командор, как да Гама, не позволил бы команде тогда взбунтоваться.

Почему продолжить дело Бартоломеу Диаша доверили Васко да Гаме

Васко да Гама родился примерно в 1460-1469 гг в португальском городке Синиш и происходил из старинного дворянского рода. Отец, Иштеван да Гама был главным управителем и судьей городов Синиш и Сильвиш. В 1480-х вместе с братьями он вступил в орден Сантьяго. Образование и искусство навигации получил в Эворе. Васко с молодых лет участвовал в морских сражениях. Когда в 1492 г. французские корсары захватили португальскую каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию, король поручил ему пройти вдоль французского побережья и захватить все французские суда на рейдах. После этого королю Франции пришлось вернуть захваченное судно. Тогда впервые о Васко да Гаме узнали. Современники будущего великого мореплавателя говорили о нем, что он не боялся ответственности, был фанатичен в достижении честолюбивых целей, а это ценилось в Европе в ту эпоху. Кроме того, он часто срывался на гнев, был жадным и деспотичным. У него напрочь отсутствовали дипломатические качества, впрочем в те годы это не ценилось высоко.

Не удивительно, что именно такому опытному мореходу король Мануэль I (1495-1521 гг) поручил необычное дело - открыть морской путь в Индию, который до этого пытался сделать Колумб, и, как известно, 12 октября 1492 г. вместо Индии открыл Америку. Технически португальцы были готовы к далеким путешествия: к концу XV столетия они уже активно использовали в плаваниях астролябию, квадрант и угломерную линейку, а по полуденному солнцу и таблицам склонения научились определять долготу.

Подготовка к историческому путешествию к берегам Индии 1497-98 гг

Она началась в 1495 г. Васко да Гама разрабатывал теоретическую часть, изучая карты и навигацию, а под руководством Бартоломеу Диаша в это время строились корабли с учетом всех достижений тех времен. Косые паруса были изменены на прямоугольные, что повысило устойчивость судов, снизив их осадку. На случай столкновений с арабскими пиратами на палубах разместили по 12 пушек. Водоизмещение было увеличено до 100-120 тонн для больших запасов пищи и пресной водой, а также всего необходимого из расчета на трехгодичное плавание. Рыбу предполагалось ловить по ходу, а за водой через многомесячные промежутки причаливать к портам. Вот как выглядел дневной паек моряка, отправлявшегося в Индию: полфунта сухарей, фунт солонины, 2.5 пинты воды (1.6 л), 1/12 пинты уксуса и 1/24 пинты оливкового масла. В пост мясо заменяли на 0.5 фунта риса или сыра. От вина португальцы не в силах были отказаться и в море, поэтому каждому в день выдавали 0.7 л вина. Еще корабли везли бобы, муку, чечевицу, чернослив, лук, чеснок и сахар. В трюмы не забыли положить товары для торговли с африканскими аборигенами: полосатые и ярко-красные ткани, кораллы, колокольчики, ножи, ножницы, дешевые оловянные украшения для обмена на золото и слоновую кость.

Известно, что так и не удалось изобрести, что-либо существенное, чтобы в трюмы плоскодонных португальских кораблей с высоким носом по ходу плавания не просачивалась вода. Часть продуктов попросту подвергалась гниению и через какое-то время плавала на поверхности вместе с крысами. Другая проблема, где и как спать экипажу также в те времена еще не была решена. Знаменитые индейские гамаки «от Колумба» в широкое употребление еще не вошли. Команде приходилось спать, где попало. А о санитарных условиях на кораблях можно легко догадаться.

Капитаном флагмана «Сан-Габриэль» был поставлен опытный Гонсалу Алвариш. Второй корабль «Сан-Рафаэль» да Гама доверил брату Пауло. Кроме того, в экспедиции участвовали еще «Сан-Мигель» (другое название «Берриу») - старое легкое судно с косыми парусами под командованием Николау Коэльо и безымянное грузовое судно под началом капитана Гонсалу Нуньеша. Средняя скорость флотилии при благоприятном ветре могла составить 6,5-8 узлов.

Костяк команды из 168 человек составили те, кто плавал с Бартоломеу Диашем. 10 человек из команды были преступниками, выпущенными из тюрьмы специально для экспедиции. Их не жалко было высаживать для разведки в особо опасных районах Африки.

Отплытие в неизвестность


Жарким днем 8 июля 1497 г. во время молебна всем путешественникам по традиции отпустили грехи (такую традицию выпросил когда-то Генрих Мореплаватель у папы Мартина V). На борт взошли Васко да Гама и Бартоломеу Диаш. Раздался пушечный залп и 4 судна вышли из порта Лиссабона.

Через неделю корабли достигли Канарских о-ов. Суда потерялись в тумане и встретились вновь у о-ов Зеленого Мыса. Здесь пополнили запасы пресной воды и провизии. А Диаш высадился, чтобы с другими кораблями плыть дальше, в новую крепость Сан Жоржи да Мина на гвинейском побережье - он был назначен губернатором Гвинеи.

Далее корабли попали в полосу сильных восточных ветров, которые не позволили идти вперед известным путем вдоль Африки. Где-то в районе 10° северной широты да Гама впервые проявил себя решительно - приказал повернуть на юго-запад, чтобы попытаться в открытом океане обойти ветры. Он сделал дугу по Атлантическому океану, почти дойдя до берегов тогда еще неизвестной Бразилии. Каравеллы удалились от Африки на расстояние в 800 морских миль. Три месяца суда не встречали на горизонте какой-либо земли. Пища на экваториальной жаре портилась, а вода стала негодной. Пришлось пить морскую воду. Питались несвежим соленым мясом, заготовленным впрок. Здоровье команды было существенно подорвано. Зато был открыт удобный путь с попутными воздушными потоками к мысу Доброй Надежды. Корабли также избегали попадания в зону полного штиля, когда они подолгу могли простоять на месте, а это грозило медленной смертью всего экипажа. И сегодня редкие парусные суда ходят именно по этому маршруту. После экватора корабли, наконец, не теряя нужного им ветра, смогли повернуть на восток.

Компания "Россиянка" уже 16-й год занимается экскурсиями в Гоа. Наш сайт: . Телефон в Гоа: +91 860-551-5934, WhatsApp: +91 989-039-1997 или +380 982 314-158.

У берегов южной Африки

27 октября моряки увидели китов, потом птиц и водоросли - суша была рядом. Представьте, как моряки восприняли долгожданный возглас вахтенного: «Земля!» Это было африканское побережье у бухты Святой Елены. Здесь да Гама планировал задержаться: помимо пополнения запасов необходимо было подвергнуть корабли кренгованию, то есть вытащить их на берег и очистить днище от ракушек и моллюсков, которые серьезно замедляли ход и разрушали древесину. Однако да Гама был надменен и жесток по отношению ко всем язычникам и, как следствие, у португальцев возник конфликт с местными жителями - низкорослыми воинственными бушменами. После того как командир экспедиции был ранен в ногу, пришлось срочно отчаливать.

Через 93 дня плавания от берегов Португалии, моряки достигли мыса Доброй Надежды. Снова, как и в случае с Бартоломеу Диашем, после невероятной по силе бури, сговорившиеся матросы, потребовали повернуть назад. Тогда да Гама на глазах у всех выбросил навигационные приборы в море. «Посмотрите!» - крикнул он. - «Мне не нужно другого путеводителя, кроме Господа. Если я не достигну цели, Португалия никогда меня больше не увидит!».

22 ноября 1497 г. эскадра обогнула мыс Доброй Надежды. В это время был затоплен один поврежденный корабль. Через три дня оставшиеся корабли зашли в бухту Святого Бласа (Сан Браш - ныне Мосселбай в ЮАР). Каравеллы были отремонтированы: залатали обшивку, подшили разорванные паруса и снасти, закрепили расшатанные мачты. Вышедших из джунглей готтентотов, припугнули выстрелами из бомбард. Здесь же установили столб - падран.

16 декабря добралась до последнего пункта, достигнутого Б. Диашем - Рио до Инфанте. Далее первооткрывателем становился Васко де Гама. После четырёх месяцев плавания и пройденных 4400 км, португальцы остановились в бухте Святой Елены на отдых. В Рождественские дни да Гама, обогнул мыс Игольный и проплыл вдоль южного побережья сегодняшней ЮАР. Этот высокий берег он обозначил на карте как «Наталь», что значит Рождество.

Далее предстоял путь на север. В январе экспедиция миновала устье рек Лимпопо и Замбези (позже эта территория стала португальской колонией Мозамбик). Корабли опять начали разрушаться. От однообразной пищи у половины экипажа проявилась цинга - гноились и кровоточили десны, распухли колени и голени, многие не могли даже ходить. Несколько десятков человек умерли. Европейские моряки столкнулись и с другими доселе неизвестными проблемами: течениями невиданной силы, идущими вдоль мелей и рифов, а также с многонедельным безветрием. В мозамбикском порту Келимане португальцы простояли больше месяца, и только потом поплыли вверх по Мозамбикскому проливу, разделяющему Африку и о. Мадагаскар. Пролив является самым длинным проливом на Земле - около 1760 км, наименьшая ширина - 422 км, наименьшая глубина - 117 м. Идти на этом этапе пришлось очень осторожно и только днем - легко было налететь на один из сотен маленьких островов. Было очевидно, что не имея карт и лоцмана, путешествие почти обречено на смерть.

2 марта корабли подплыли к арабскому порту Мозамбик (на севере сегодняшнего государства Мозамбик). Жители города поначалу приняли португальцев за своих единоверцев, так как одежда мореплавателей истрепалась и потеряла национальные признаки. Местный правитель даже подарил Васко да Гаме в знак дружбы четки. Но высокомерный и заносчивый капитан, который никогда не имел дипломатического дара, посчитал горожан дикарями и попытался предложить эмиру в подарок красный колпак. Разумеется, местный правитель с негодованием отверг такой подарок. Атмосфера накалялась.

Эмир еще до разрыва отношений успел предоставить в распоряжение флотилии двух знатоков морского дела, но один из них тут же сбежал, а второй, был ненадежен: вскоре после отплытия, он пытался выдать какие-то встреченные острова за материк. Разъяренный командир велел привязать лгуна к мачте и лично жестоко высек. Остров, где это случилось занесли на карту под именем Исла до Асоутаду (Высеченного).

Земли «диких» черных племен в Мозамбике заканчивались и дальше начиналась зона арабского морского торгового союза, а на берегах стояли мусульманские порты. В свою очередь, арабы активно колонизировали восточную Африку, скупая в глубине материка амбру, металлы и слоновую кость. Конкуренты им были не нужны.


7 апреля португальцы подошли к еще одному крупному порту на пути - Момбасе (ныне город Кении), где арабы силой пытались захватить каравеллы. Едва удалось спастись. Здесь впервые португальцы столкнулись с враждебностью местных арабов и применили артиллерию. Снабжение провизией и водой стало затруднительным.

Наконец, удача! 14 апреля моряки были радушно приняты в порту Малинди, всего 120 км севернее Момбасы. Здесь Васко де Гама увидел 4 корабля из Индии. Тогда он понял, что Индия может быть достигнута. Местный эмир был противником шейха Момбасы, и хотел приобрести новых союзников, тем более вооруженных огнестрельным оружием, которого арабы не имели.

Шейх предоставил им самого знаменитого лоцмана индийских морей, Ахмеда ибн Маджида из Омана. Ахмед ходил по морям, применяя астролябию, еще до рождения Васко. Он оставил после себя руководства по мореходству, часть которых сохранилась и находится в музее в Париже. В то время арабы значительно превосходили португальцев как в области морской навигации, так и астрономии. Поднявшись на борт «Сан-Габриэль», лоцман деловито развернул перед изумленным капитаном точные карты западного побережья Индии со всеми азимутами и параллелями. Теперь можно было идти четко по курсу. В конце апреля красные паруса португальских каравелл поймали попутный муссон и двинулись на северо-восток. Всего через 23 дня моряки увидели чаек с индийского берега.

Долгожданная Индия


20 мая 1498 г. капитан со своего капитанского мостика на «Сан-Габриэль» увидел бурый берег Индии в районе города Каликут (ныне город Кожикоде в индийском штате Керала). Так, благодаря мастерству опытного араба, был открыт морской путь из Европы в Индию вокруг Африки. Он занял десять с половиной месяцев; было пройдено более 20 тыс. км. Каликут был одним из крупнейших торговых центров Азии, «пристанью всего Индийского моря», как назвал этот порт русский купец Афанасий Никитин, побывавший в Индии во второй половине XV в. Сюда доставляли те самые предметы роскоши, о которых мечтали богачи в Европе. На базарах Каликута продавалось все. В воздухе стоял терпкий запах перца, корицы, гвоздики, мускатного ореха. Лекари предлагали лекарства: алоэ, камфару, кардамон, асафетиду, валериану. В изобилии имелись ароматные миро и сандал, синие краски (индиго), кокосовое волокно, слоновая кость. Поставщики фруктов раскинули свой яркий и сочный товар: апельсины, лимоны, дыни, манго. Кое-что европейцы увидели впервые, например, такое большое количество слонов.

Васко попросил, чтобы на аудиенцию к правителю его несли в богатом паланкине (носилки-шатер), в окружении трубачей и знаменосцев. Местный принц (заморин), по праву считая себя «властителем моря», встретил да Гаму и его ближайшего помощника офицера Фернана Мартина радушно. Заморин восседал на троне из слоновой кости, на зеленом бархате, одетый в златотканую одежду. На пальцах его рук сверкали перстни с драгоценными камнями - арабская Индия привыкла к роскоши. И, представьте, такому правителю да Гама подарил дешевую андалусскую полосатую материю, те же красные колпаки и ящик сахара, что и вождям африканских племен! Разумеется, заморин подарки отверг, как когда-то и властитель Мозамбика.


Вскоре раджа услышал о бесчинствах португальцев в Африке. В аско да Гама заверил раджу, что он проделал длительный путь во имя Иисуса и просит теперь правителя дать разрешение на основание фактории в Каликуте. Но заморин ответил отказом и разрешил пришельцам

только продать свои товары и удалиться. Товары с трудом были сбыты только через 2 месяца. На вырученные деньги были закуплены специи, медь, ртуть, янтарь и драгоценности. Арабские купцы, почуяв конкуренцию со стороны высокомерных португальцев, подговаривали заморина к сожжению их кораблей. А масла в огонь подлил сам да Гама. Прежде чем отправиться в обратный путь, он предложил заморину сделать подарок португальскому королю, а именно, погрузить около полутонны корицы и гвоздики. Заморина это так оскорбило, что он приказал да Гаме оставаться на берегу под домашним арестом, а также сдать все парусное снаряжение и корабельные рули; также потребовал большую пошлину за уже купленные пряности. А пока пошлина не будет заплачена, оставшиеся на берегу португальцы, берутся в плен. Тогда Гама взял в плен знатных лиц, в это время осматривавших корабли и приобретавших португальские товары. Корабли немедленно развернулись, готовые отплыть. Парламентер принес письмо португальцев с угрозой: все пленники будут навсегда увезены за море, если индусы немедленно не снимут арест с уже купленных предметов и не освободят офицера Диего Диаша, который застрял на берегу с некоторыми товарами. Заморин уступил - произошел обмен заложниками. Португальцев доставили на корабли, однако, да Гама освободил лишь 6 высокопоставленных заложников из 10, обещав отпустить остальных после возврата задержанных товаров. Но товары не были возвращены. Экспедиция покинула Каликут с заложниками на борту. Идея была показать арабской знати могущество Лиссабона и со следующей экспедицией вернуть их назад. Португальцы легко ушли от преследовавших их индийских лодок и даже напали на несколько торговых судов.

Побег из Индии

Путь обратно к Африке оказался в 4 раза дольше. В безвыходной ситуации да Гама был вынужден покинуть Индию раньше, чем задул попутный северо-восточный муссон, которым всегда пользовались арабы. Теперь дорога до Африки заняла целых три месяца - с начала октября 1498 г. по 2 января 1499 г. Цинга и лихорадка унесли еще 30 человек из и без того небольшого экипажа, так что теперь на каждом из кораблей оставалось буквально по 7-8 работоспособных матросов вместо 42 по штату, что явно было недостаточно для эффективного управления судами.

7 января удача опять улыбнулась отважным морякам, когда их силы были уже на исходе - они добрались до дружественного Малинди. Снова удалось загрузить продукты и воду. Из трех судов хуже всех дела обстояли с каравеллой «Сан-Рафаэль». Сил на ремонт не было, да и плыть на ней стало бы некому. Остатки команды с грузами из трюмов перешли на флагман, а «Сан-Рафаэль» сожгли.

28 января миновали о. Занзибар, а 1 февраля сделали остановку на о. Сан Жоржи у Мозамбика. 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды. А потом всего 27 дней шли с попутным ветром до Зеленого Мыса, куда 2 судна прибыли 16 апреля. Там они попали в мертвый штиль, а потом сразу в шторм.

Возвращение домой

Первым, с вестью об успехе экспедиции 10 июля 1499 г. в Лиссабон прибыл корабль «Сан-Мигель» под командованием Коэльо. Сам командор задержался на Азорских о-вах из-за болезни брата Пауло. Возможно, первый и последний раз капитан проявил сострадание и действительно тяжело пережил смерть брата. Он уже не думал о триумфальном возвращении и поручил руководить каравеллой «Сан-Габриэль» Жоану да Са. Только через несколько недель, 18 сентября 1499 г. Васко да Гама торжественно вернулся в Лиссабон.

Цена величайшего географического открытия в истории человечества была такова: 8 июля 1497 г. к берегам Индии отправились 168 человек на 4 кораблях, а в сентябре 1499 г. в Лиссабон вернулись только 55 моряков на двух судах. За два с лишним года они проплыли 40 тыс. км. На португальские карты впервые было нанесено более 4 тыс. км восточного побережья Африки от устья реки Грейт Фиш до порта Малинди. Тогда казалось, что Васко де Гама открыл более богатую землю, чем Колумб. Мореплаватель доказал, что моря вокруг Индостана не являются внутренними.

Вернувшись в Португалию, капитан был встречен с большим почётом, наделен титулом «дон» и пенсией в 1000 крузаду, правом вечного беспошлинного вывоза любых товаров из новооткрытой Индии. Впрочем, самому награжденному этого показалось мало, и он попросил дать ему в личное владение родной город Синиш. Но город принадлежал тогда ордену Святого Иакова, великим магистром которого числился герцог Коимбрский, незаконный сын покойного короля Жоана II. Король грамоту адмиралу подписал, но якобиты категорически отказались отдавать свою собственность. Монарху чтобы выйти из ситуации, пришлось присвоить Васко да Гаме титул "Адмирала Индийского океана" со всеми почестями и привилегиями.

Вскоре мореплаватель женился на донье Катарине де Атаиде, дочери весьма влиятельного сановника. Супруга родила ему пятерых детей: Франсишку, Эштеван (1505-1576, губернатор Индии), Пауло, Криштован, Педро. Есть предположение, что было еще 2 дочери. Но любил ли их отец? После смерти брата, гуманные черты в характере Васко да Гамы больше не появлялись. Наоборот, у современников этот человек внушал страх. Вместе с тем, Васко де Гаму очень почитали за его подвиги. Выжившие моряки также стали героями, и гордо рассказывали страшные истории о бедствиях, через которые их провели воля и мужество их предводителя

Вы читаете статью из библиотеки компании "Россиянка" . Отдых в Гоа: мини-отели, дома и виллы в аренду, экскурсии, авиабилеты, такси.

Экспедиция под руководством адмирала Кабрала в 1500 г .

Для Португалии необходимо было решительно продолжать начатое дело, чтобы никому не дать обойти себя в Индии. На следующий год по проторенному пути отправилась эскадра в 13 судов и 1.5 тыс. человек. Флот возглавил знатный дон Педру Алвареш Кабрал, которому повезло открыть по пути Бразилию и Мадагаскар. В Каликуте его тоже ждал успех - внушительный вид флотилии быстро настроил индусов на мирный лад. Португальские мореплаватели и сам адмирал занялись мелким разбоем в бухте Каликута, а португальские купцы требовали, чтобы им отдавали все лучшие товары рынка. Разразилось восстание и пятьдесят португальцев были перебиты. В ответ Кабрал сжег и потопил не только все мусульманские, но и все индийские корабли в бухте Каликута, а затем обстрелял сам город, но захватить важный для торговли порт ему не удалось. Он закупил груз пряностей в Кочине и вернулся в Лиссабон. Португальцы получили баснословные прибыли.

1. Портрет первооткрывателя Бразилии Педру Алвареша Кабрала.

2. Карта плавания да Гамы (зеленая линия) и адмирала Кабрала (розовая линия).

Вторая экспедиция Васко да Гама 1502 г.

10 февраля 1502 г., чтобы основать в Индии укрепления и подчинить страну, король Мануэль I послал эскадру из 10 кораблей снова во главе с доном Васко да Гамой. Во втором путешествии к берегам Индии адмирала сопровождали еще 10 кораблей. Пять быстроходных военных каравелл находились под командованием дяди адмирала - дона Висенти Судре. Они должны были препятствовать арабской морской торговле в Индийском океане, курсируя между Индией и Египтом, нападая на их корабли. А еще пять - под командой племянника адмирала, Иштвана да Гама и предназначались для охраны факторий в Индии.

По пути, у о-ов Зеленого Мыса адмирал показал индийским послам, возвращавшимся на родину, груженную золотом каравеллу. Послы были поражены, впервые увидев столько драгоценного металла. Васко да Гама проплыл какое-то время вдоль побережья Бразилии, которую он запросто мог бы открыть во время своего первого плавания. Но, как сказано выше, адмирал Кабрал, следуя путем Васко да Гамы, сделал это раньше.

Попутно, Васко да Гама основал форты и фактории в Софале и Мозамбике. Сюда везли золото и зубы бегемотов, которые, будучи более твердыми и белыми, ценились тогда даже больше, чем знаменитая слоновая кость. Также во время своего второго плавания командор покорил арабского эмира Килвы и наложил на него дань. Адмирал разгромил посланный против него арабский флот из 29 кораблей. На островах, неподалеку от о. Занзибар, португальцы обложили налогом местного эмира Ибрагима и заставили его признать владычество короля Мануэля I. У о. Анджидива в районе Гоа, желая отомстить за убиенных португальцев и вселить страх в местных жителей, да Гама сжег арабское судно «Мери», заперев в трюме триста мусульманских паломников с женами и детьми.

30 апреля 1502 г. Васко да Гама добрался до основной своей цели - Каликута. Местные жители увидели под его руководством уже не три корабля с умирающими матросами, а целую флотилию, вооруженную до зубов. Заморин перепугался и незамедлительно отправил послов с предложением мира и возмещения нанесенного ранее ущерба. Но адмирал заломил слишком высокую цену за спокойную жизнь индийского города. Он потребовал изгнать из Каликута всех арабов. Раджа отказался. Португалец реагировал опять же в своем духе - повесил 38 захваченных на берегу индусов и начал планомерный обстрел города. Каликут обстреливали из пушек до тех пор, пока в расшатавшихся от орудийной отдачи корпусах кораблей не открылась течь. Заморин направил послов в Кочин, чтобы открыть глаза союзнику португальцев на их зверства, но лодку перехватили, а посланникам отрезали уши и носы и, пришив на их место собачьи, вернули послов обратно. Дон Васко, оставив семь кораблей для блокады Каликута под командованием Висенти Судре, уплыл в Кочин торговать

Факторию и форт пришлось основать в Канануре. Португальцы взяли порт под полный таможенный контроль, и топили любые суда, входившие без разрешения в гавань. В порту Кочин были оставлены пять кораблей. Так возникли первые европейские военные базы за океаном. Так началась невеселая история для индийского населения, проживающего на берегу Аравийского моря.

3 января 1503 г. в Кочин прибыл дипломат от заморина с предложением мира. К послу применили пытки, и тот признался, что против португальцев арабы собирают большой флот, а пока просто усыпляют их бдительность. Дон Васко немедленно отплыл снова в Каликут и уничтожил суда противника. Часть их расстреляли из мощных пушек, часть взяли на абордаж. На захваченных кораблях нашли много золота, а на одном - целый гарем молодых индианок. Самых красивых отобрали в подарок королеве, остальных раздали матросам.

20 февраля 1503 г. адмирал отправился домой. Во время плавания были открыты Амирантские о-ва (сейчас входят в состав Республики Сейшельские о-ва), о. Вознесения и о. Св. Елены, находящиеся в самом центре Атлантического океана (позже на о. Св. Елены томился в заточении Наполеон).

Васко переехал жить в португальский город Эвору, где он когда-то учился. Он построил себе великолепный дворец, стены которого были украшены изображениями пальм, индусов и тигров. Там адмирал провел 12 лет.



Португальская почтовая марка с изображением Васко да Гамы

Захват Гоа, Малакки и Макао

Тем временем, 25 ноября 1510 г. вице-король португальской Индии Альфонсо де Альбукерке овладел крепостью Гоа на западном побережье Индии. Схватка с султаном Биджапура Юсуф ом Адиль Ханом была кровопролитной. Медные бомбарды обратили в руины старую столицу. Битва закончилась традиционным для португальцев уничтожением всех мусульман, включая женщин и детей. Вице-король вспомнил, что в этот день славной победы чествуют Святую Екатерину . У ворот, через которые португальские солдаты вошли в Гоа, он повелел построить храм в ее честь - первую христианскую церковь в Гоа (сейчас собор Св. Екатерины - самый большой католический собор в Азии). Эта благословенная земля стала форпостом для захвата новых территорий и пиратского могущества на море. Крепость в Гоа превратилась в столицу вице-королей Португалии.

В 1510 г. был также захвачен иранский порт Ормуз. А в 1511 г. де Альбукерке взял Малакку (сейчас город Малайзии), богатый торговый город в Малаккском проливе, запирающий вход в Индийский океан с востока. Со взятием Малакки португальцы перерезали главный путь, связывающий страны Передней Азии с основным поставщиком пряностей - Молуккскими островами (сейчас Индонезия) и вышли в Тихий океан. Ещё через несколько лет они захватывают эти острова полностью и завязывают морскую торговлю с Южным Китаем. В 1513 г. португальцы добрались до Макао и острова, на котором сейчас расположен Гонконг. В 1535 г. они получили разрешение швартовать в Макао свои корабли и торговать с них. Через 18 лет они добились строительства складов для привезенной из Европы продукции, а в 1553 г. уже основали тут постоянное поселение с укреплениями и активно начали торговать на ярмарке в китайском г. Гуанджоу. Территория Макао была взята у Китая в аренду за 185 кг серебра ежегодно .

Последняя экспедиция Васко да Гамы

Васко де Гаму тяготило затворничество в своем дворце. Раз король не назначает его командовать экспедициями португальцев, он стал просить у суверена позволения предложить свои услуги какой-нибудь другой державе. Это было нормальной практикой в ту эпоху. Например, так же поступил Магеллан, а Колумб прославил испанскую корону, будучи итальянцем. В 1519 г. Мануэль I подарил своему верному слуге во владения города Видигейра и Вила дос Фрадес и присвоил титул графа Видигейры, однако, не пожелал отпустить национального героя служить другим государствам.

А вот новый король Жуан III (1521-1557 гг), получавший все меньше прибыли, решил назначить пятым вице-королем 64-летнего сурового и неподкупного Васко да Гаму. Еще в 1505 г. король Мануэль I по совету Васко да Гамы, учредил должность вице-короля Индии. Сменявшие друг друга, Франсишку де Алмейда и Аффонсо де Албукерки жестокими мерами укрепляли власть Португалии на земле Индии и в Индийском океане. Однако, после смерти де Альбукерки в 1515 г. его приемники оказались алчными и неспособными.

Уже седой мореплаватель в третий раз ступил на борт корабля, идущего в «страну пряностей» 9 апреля 1524 г. в составе 14 судов. Легенда гласит, у Дабула, что на 17° северной широты, флот попал в зону подводного землетрясения. Экипаж пришел в суеверный ужас, и только уверенный в себе адмирал обрадовался: «Смотрите, даже море трепещет перед нами!».

Сразу же по прибытии в Индию, Васко да Гама принял твердые меры против злоупотреблений колониальной администрации. Он пресек самые вопиющие злоупотребления вроде продажи пушек арабам и арестовал нескольких самых продажных чиновников (в том числе бывшего главу индийских колоний Португалии дона Дуарти ди Минезиша). Для успешной борьбы с легкими арабскими судами он построил несколько судов такого же типа, запретил частным лицам вести торговлю без королевского разрешения и льготами старался привлечь как можно больше людей на морскую службу. Вице-король устроил себе роскошный двор и набрал двести человек личной гвардии из туземцев.

Но вдруг, посреди этой бурной деятельности, никогда не страдавший болезнями крепкий человек стремительно занемог. Начались сильные боли в голове. Рождественским днем 24 декабря 1524 г. в 15 часов в городе Кочине адмирал да Гама умер. Сначала он был похоронен в соборе Гоа. Через 15 лет его останки перевезли на родину и захоронили в небольшой церкви Кинта ду Карму в Алентежу, а в 1880 г. их перенесли в монастырь в Лиссабоне. На той могиле начертано: «Здесь покоится великий аргонавт дон Васко да Гама, Первый граф Видигейры, адмирал Восточной Индии и ее знаменитый открыватель».




1. Монастырь dos Jerónimos в Лиссабоне, где покоится Васко да Гама.
2. Гробница Васко да Гама в монастыре.

3 . Белемская башня в честь мореплавателя (1515-21 гг), Лиссабон.

Новые открытия и успехи Португалии

На фото . Памятник да Гаме в его родном городе Синиш.

Через 18 лет после смерти великого мореплавателя португальские корабли достигли берегов далёкой Японии и основали там первую европейскую факторию. С открытием морского пути из Западной Европы в Индию и в Восточную Азию, была создана огромная колониальная империя Португалии, простиравшаяся от Гибралтара до Малаккского пролива. Португальскому вице-королю Индии, находившемуся в Гоа, подчинялись пять губернаторов, управляющих Мозамбиком, Ормузом, Маскатом, Цейлоном и Малаккой. Португальцы подчинили своему влиянию также крупнейшие порты Восточной Африки. Пик португальского владычества пришелся на начало XVI века, когда Португалия приобрела своего главного и самого щедрого покупателя и продавца - Виджаянагарскую империю . Красивая столица богатейшего индуистского государства - Хампи (Виджаянагара) с 500 тыс. населением, был сплошным базаром. Португальцы привозили сюда арабских лошадей, китайский фарфор, шафран из Кашмира, дерево, бархат, дамастную ткань, сатин, ярко красные ткани, изысканные вещи из Бенгалии, драгоценные камни. Для отправки в свою страну загружали себе на борт железо, специи, алмазы, жемчуг, готовые ювелирные изделия, рис, лекарства, мироболан и другие лекарства, а также масла и благовония. Их интенсивная торговля шла через порт Гоа, достигшего наивысшего развития в этот период.

Причины утраты португальского господства в XVI веке

Важнейшее в истории человечества открытие морского пути, связавшего Европу с Азией, было использовано феодальной Португалией для собственного обогащения, для грабежа и угнетения народов Африки и Азии. Пришельцы, на которых Папа Римский возложил миссию обращать язычников в христианскую веру, разрушали храмы и возводили свои церкви. В колониях сжигались еретики, царили разврат и подстрекание солдат брать в наложницы индианок. Пиратство стало одним из инструментов колониальной политики Португалии, а офицеры флота Его Величества стали пиратами. Вице-короли были алчными и сменялись один за другим, рано умирая от ран и болезней. Такая политика привела к постепенной потере Португалии завоеванных Васко да Гамой позиций. Все португальские колонии перешли в руки других морских держав: Англии, Франции, Голландии, Дании. В Индии только Гоа, Даман и Диу, вплоть до 1961 г. оставались португальскими колониями. В них продолжались бесчинства - только в 1812 г. в Гоа была отменена инквизиция.

Герои эпохи Великих географических открытий

Колумб, Магеллан и Васко да Гама стали главными знаменитостями эпохи Великих географических открытий. Интересно, что первые двое искали, то что нашел в конце концов именно да Гама - богатые пряностями земли Индии.

О Васко да Гама помнили, его боготворили. Правнук мореплавателя, который был вице-королем Португалии в 1597- 1600 гг., воздвиг в честь своего великого предка Арку вице-королей, через которую сейчас проходит дорога к реке Мандови, набережной и причалам. Помнят его и сегодня. В 1988 г. весь мир отмечал 500-летие первого путешествия Васко да Гама. В устье Тежу (Лиссабон) был торжественно открыт самый длинный в Европе мост, названный в честь великого мореплавателя, первого пирата Индийского океана, открывателя и разрушителя.

В истории человечества открытие морского пути из Европы в Индию было выдающимся событием. Вплоть до открытия Суэцкого канала в 60-х годах XIX в. морской путь вокруг Южной Африки был главной морской дорогой, по которой велась торговля между странами Европы и Азии и происходило проникновение европейцев в бассейны Индийского и Тихого океанов.



1. Карта плавания Васко да Гамы и Фернана Магеллана (синия линия).
2. Карта плавания Магеллана в 1519-22 гг.

4-5. Карты плавания Колумба в 1492-1502 гг.



Город Васко да Гама в Гоа

Сегодня город является конечным пунктом железнодорожной линии, ведущей в Гоа . В 1703 г. в связи с очередной эпидемией чумы, поразившей Гоа, маленький городок ненадолго стал столицей Гоа. Морской порт Мармагао у города Васко да Гама сейчас один из важнейших в Индии. Причалы здесь существовали уже в XVI в. Сейчас жизнь в этом портовом городке стала очень тихой. А раньше улицы Васко да Гама заполняли искатели приключений - подвыпившие моряки и разгоряченные путешественники. Их местом отдыха на протяжении веков была улица «красных фонарей». Сейчас рядом с ней находится аэропорт Даболим. А несколько лет тому назад указом правительства этот «народный промысел» был запрещен.
Базилика Бом Иисус в Гоа
Франциск Ксаверий - покровитель Гоа
Церкви Старого Гоа и Панаджи
В чем разница: православие, католичество, протестантизм
Что такое буддизм
Фото Гоа

Публикация всех статей и фотографий с этого сайта разрешается только с прямой ссылкой на .
Звоните в Гоа: +91 98-90-39-1997, в России: +7 921 6363 986

Васко да Гама (правильное произношение Вашку да Гама) - португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий. Командующий морской экспедицией, которая впервые в истории проплыла из Европы до Индии. 6-й губернатор Португальской Индии и 2-й Вице-король Индии (в 1524 году), 1-й граф Видигейра .

Васко да Гама с молодых лет участвовал в морских сражениях. Впервые о Васке да Гаме узнали, после выполнения им задания португальского короля. Когда в 1492 г. французские корсары захватили португальскую каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию, король поручил ему пройти вдоль французского побережья и захватить все французские суда на рейдах. Молодой дворянин выполнил это поручение весьма быстро и эффективно, и после этого королю Франции пришлось вернуть захваченное судно.

Предпосылками для снаряжения экспедиции Васко да Гамы было то, что после открытия испанскими экспедициями Колумба «Западной Индии» португальцам нужно было спешить, чтобы закрепить за собой «права» на Восточную Индию. В 1497 г. была снаряжена эскадра дли разведки морского пути из Португалии - вокруг Африки - в Индию. По неизвестным причинам руководителем экспедиции стал не Бартоломеу Диаш (к тому времени опытный мореплаватель), а молодой придворный знатного происхождения пока не зарекомендовавший себя ничем, кроме захвата каравана французских торговых кораблей Васко (Вашку) да Гама, на которого выбор короля Мануэли I. Экспедиция включала в себя три судна: два тяжелых корабля и одно быстроходное судно. Кроме того, экспедицию сопровождало транспортное судно с припасами. Экипаж всех судов достигал 140 - 170 человек, в него входило 10 - 12 преступников (для опасных поручений).

8 июля 1497 г. флотилия вышла из Лиссабона и прошла, вероятно, до Сьерра-Леоне. Оттуда, чтобы избежать противных ветров и течений у берегов Экваториальной и Южной Африки, флотилия повернула на юго-запад, а за экватором повернула на юго-восток. Более точных данных о пути Гамы в Атлантике нет, а предположения, будто он подходил к берегу Бразилии, основаны на маршрутах позднейших мореплавателей, начиная с Кабрала.

После почти четырех месяцем плавания 1 ноября 1497 г. португальцы обнаружили на востоке землю, а через три дня вошли в широкую бухту, которой дали имя Св. Елены (Сент-Хелина, 32° 40" ю. ш.), и открыли устье р. Сантьягу (теперь Грейт-Верг). После небольшой остановки и попытки наладить отношения с местным населением экспедиция двинулась дальше. Обогнув южную оконечность Африки, португальцы стали па якорь в «Гавани пастухов. Опять же были предприняты попытки наладить отношения с местным населением, с которым моряки в последствии вели «немой торг».

К концу декабря 1497 г. к религиозному празднику рождества, португальские суда, шедшие на северо-восток, находились приблизительно у 31° ю. ш. против высокого берега, который Гама назвал Натал («Рождество»). 11 января 1498 г. флотилия остановилась в устье какой-то, ранее, не известной португальцам, реки. Когда моряки высадились, к ним подошла толпа людей. Португальцев они встретили очень дружелюбно, и Гама назвал эту землю «страной добрых людей».

Продвигаясь на север, суда 25 января пошли в лиман у 18° ю. ш., куда впадало несколько рек. Местные жители и здесь хорошо приняли чужеземцев. Рассказ одного из местных жителей о том, что он уже видел корабли, подобные кораблям Васко да Гамы, а так же наличие товаров, несомненно, азиатского происхождения, убедили Гаму в том, что он приближается к Индии. Он назвал лиман «рекой добрых предзнаменований» и поставил на берегу падран. С запада в лиман впадает Кваква - северный рукав дельты Замбези. В связи с этим обычно не совсем правильно говорят, что Васко да Гама открыл устье Замбези, и переносят на низовье реки название, которое он дал лиману. Около месяца португальцы стояли в устье Кваквы, ремонтируя суда. 24 февраля 1498 г. флотилия вышла из лимана. Держась подальше от берега, окаймленного цепью островков, и останавливаясь по ночам, чтобы не сесть на мель, она через пять дней достигла у 15° ю. ш. порта Мозамбик. Арабские одномачтовые суда (доу) ежегодно посещали порт и вывозили оттуда главным образом рабов, золото, слоновую кость и амбру. Через местного шейха (правителя) Гама нанял в Мозамбике двух лоцманов. Но арабские торговцы угадали в пришельцах опасных конкурентов, и дружелюбные отношения вскоре сменились враждебными.

1 апреля 1498 г. флотилия ушла из Мозамбика на север. Не доверяя арабским лоцманам, Васко да Гама захватил у берега небольшое парусное судно и пытал его хозяина, чтобы получить сведения, нужные для дальнейшего плавания. Через неделю флотилия подошла к портовому городу Момбаса (4° ю. ш.). Из-за враждебного отношения Васко да Гама вынужден был покинуть порт. Выйдя из Момбасы, Васко да Гама задержал в море арабское доу, разграбил его и захватил 19 человек. 14 апреля он стал на якорь в гавани Малинди (3° ю. ш.).

Местный шейх дружелюбно встретил Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союм против общего врага и дал им надежного лоцмана Ахмеда Ибн Маджчда, который должен был довести их до Юго-Западной Индии. С ним португальцы вышли 24 апреля 1498 г. из Малиндн. Ибн Маджид взял Куре на северо-восток и довел суда до Индии, берег которой показался 17 мая 1498 г. Маршрут следования флотилии показан на рисунке 3.2

Рис 3.2

Увидев индийскую землю флотилия под руководством лоцмана Ахмеда Ибн Маджчда отошла подальше от опасного берега и повернула на юг. Через три дня показался высокий мыс, вероятно гора Дели. К вечеру 20 мая 1498 г. португальские суда, продвинувшись к югу около 100 км, остановились на рейде против города Каликут (в настоящее время Кожикоде).

На обратном маршруте португальцы захватили несколько торговых судов. Так же, приходилось отбиваться от пиратов. Трехмесячный маршрут к берегам Африки сопровождали жара и болезни экипажей. И только 2 января 1499 года моряки увидели богатый город Могадишо. Не решаясь высадиться с немногочисленной измученной лишениями командой, да Гама приказал «для острастки» обстрелять город из бомбард.

7 января мореплаватели прибыли в Малинди, где за пять дней благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки окрепли. Но все равно экипажи так уменьшились, что 13 января 1499 г. на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января 1499 г. миновали остров Занзибар, а 1 февраля 1499 г. сделали остановку у острова Сан-Жоржи, у Мозамбика, 20 марта 1499 г. обогнули мыс Доброй Надежды. 16 апреля 1499 г. суда дошли до стровов Зелёного мыса. Оттуда Васко да Гама послал вперёд корабль, который 10 июля 1499 г. доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни брата - Паулу да Гама. В августе или в сентябре 1499 г. Васко да Гама торжественно вернулся в Лиссабон. Возвратились лишь два судна и 55 человек .

Таким образом, хотя, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной - выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на экспедицию.

Экспедиция выяснила, какие огромные выгоды может принести для них непосредственная морская торговля с Индией при надлежащей экономической, политической и военной организации дела. Открытие для европейцев морского пути в Индию было одним из величайших событий в истории мировой торговли. С этого момента и до прорытия Суэцкого канала (1869 г.) основная коммерции Европы со странами Индийского океана и с Китаем шла не через Средиземное море, а через Атлантический океан - мимо мыса Доброй Надежды. Португалия же, державшая в своих руках «ключ к восточному мореходству», стала в XVI в. сильнейшей морской державой, захватила монополию торговли с Южной и Восточной Азией и удерживала ее 90 лет - до разгрома «Непобедимой армады» (1588 г.) .

Так же экспедиция Васко да Гамы внесла свой вклад в исследование природы Африки. Несмотря на то, что исследовать внутренние районы Африки европейцы начали только в конце XIX в., данные полученные в экспедиции Васко да Гамы описывали большую площадь земель прибрежной зоны.

Именно мореплавателю Васко да Гама Индия обязана своим «открытием». Васко да Гама не только нашел эту чудесную страну, но и наладил с ней торговые отношения, а также совершил немало других захватывающих путешествий. Он фактически колонизировал индийские берега и стал на них вице-королем.

Юные годы будущего первопроходца

Дата рождения Васко да Гама доподлинно неизвестна. Историки считают, что он родился в период с 1460 до 1469 года в Португалии. Его отец был известным и знатным рыцарем. В семье у Васко было четыре брата. Все дети получили хорошее образование. Изучали математику, навигацию и астрономию. Учителем маленького Васко был сам Закуто. В 20 лет Васко да Гама вступил в орден Сантъяго.

Зрелые годы мореплавателя

Впервые, как о выдающейся личности, о Васко заговорили в 1492 году. Тогда он умудрился отбить у французских пиратов португальский корабль. Смелый юноша сразу попал под внимание португальских властей. Ему предложили отправиться в длительную и опасную экспедицию, и он согласился. Подготовка к плаванию проводилась очень тщательно. Васко сам отобрал большую часть команды, проверил запасы провизии и состояние кораблей.

В 1497 году армада кораблей отправилась из Лиссабона к Канарским островам. Доблестный Васко возглавил эту морскую процессию. В середине зимы корабли Васко да Гама достигли берегов ЮАР. Там команда пополнила запасы провизии. Один из кораблей вышел из строя, его пришлось затопить.

После мыса Доброй Надежды армада заходила в порты Мозамбика и Момбаса. В Малинди Васко долго искал себе проводника. В итоге им стал Ахмад Ибн Маджид. Получив сведения, армада взяла курс к индийским берегам. Впервые в Малинди Васко да Гама увидел индийских купцов, смог лично убедиться в ценности их товаров. В 1498 году корабли Васко достигли Каликута.

Пробыв в Индии год, да Гама отдал приказ о возвращении в Португалию. Эта экспедиция не только прославила его, но и обогатила. Ведь на своих кораблях он привез столько товаров, что хватило окупить стоимость экспедиции, и еще осталось.

Второй поход на Индию для Васко случился в 1502 году. Король Мануэль пожелал, чтобы именно да Гама возглавил новую армаду. Зимой корабли отправились в путь. В ходе экспедиции люди сумели основать форты в Мозамбике и Софале. Также мореплаватели принудили эмира Килву регулярно платить им дань. Затем в Индии вновь наполнили свои трюмы товарами, и успешно возвратились домой. Вторая экспедиция не была легкой, так как португальцам пришлось сражаться с арабскими мореплавателями, державшими это направление в качестве монополистов.

Васко да Гама долгое время получал от монарха Португалии лишь деньги и благодарность. Но в 1519 году король пожаловал Васко титул графа и землю. Это можно было считать настоящим успехом по меркам того времени. Ходили слухи, что бастард да Гама так жаждал получить титул, что пригрозил самому королю уйти из мореходства, если он не одарит его желаемым. Король согласился с доводами Васко, и титул был ему назначен.

Третья поездка Васко да Гама в Индию состоялась при короле Жуане Третьем. В третье путешествие мореплаватель был отправлен, как вице-король Индии. Там он правил железной рукой, пока не скончался от малярии в 1524 году. Лишь через 15 лет его останки доставили в Португалию для достойного погребения.

В чем заключались открытия мореплавателя?

Все дело в том, что в те годы, Индия, как страна, уже была известна Старому свету. Но Васко да Гама сумел открыть прямой морской путь туда. На этом пришел конец монополии арабов, а европейцы начали активную колонизацию Индии. Колонизационная политика португальцев была жесткой и кровавой. На индийских берегах уничтожались целые поселки. Португальцы при завоевании земель не щадили ни женщин ни детей, а с мужчинами расправлялись изощренно и долго.

Еще да Гама стал первым европейцем, которому удалось обогнуть все африканские берега. Кроме того, именно Васко да Гама подробно исследовал побережье Африки на Юге. До него это не удавалось сделать ни одному белому мореплавателю. Так появились более подробные морские и сухопутные карты индийских и африканских земель.

Васко да Гама: характер

Каким человеком был известный первопроходец? Согласно историческим данным да Гама обладал следующими качествами характера:

  • Честолюбивый;
  • Властный;
  • Эмоциональный;
  • Жадный;
  • Жестокий;
  • Отважный;
  • Доблестный.

Только человек, обладающий всеми перечисленными качествами, а также обожавший путешествия, мог успешно преодолеть все тяготы пути, и любым способом добиваться успеха. В качестве вице-короля Васко да Гама правил жестко и непреклонно. За малейшее неповиновение он всегда карал отступника с особой изощренностью.

Личная жизнь Васко да Гама

Личная жизнь жесткого и честолюбивого первопроходца, как и всей знати того времени, не придавалась огласке. Поэтому о ней известно не так много. Есть сведения, что Васко был женат на дворянке Катарине ди Атаиди. В этом браке у Васко было шестеро детей.

Старшего сына мореплавателя звали Франсишку. Именно он стал наследником титула отца, но никогда не отправлялся с ним в плавание, оставаясь дома.

Второй сын Эштеван был с отцом в третьем плавании к индийским берегам. Там он получил титул губернатора Португальской Индии. Являлся капитаном Малакки.

Третий сын Васко Паулу также был с ним в третьем плавании. Около Малакки он погиб в морском сражении.

Криштован, четвертый отпрыск семьи да Гама, также бывал в Индии, как и его братья Педру и Алвару. Дочь Васко да Гама Изабель была выдана замуж за дона Игнасиуса де Норонья, который имел графский титул.

В 1747 году мужская сторона рода Васко да Гама перестала существовать. Титул начал передаваться по женской линии. Сегодня у Васко да Гама также есть потомки.

Васко да Гама: интересные и кровавые факты

Если кому-то покажется, что открытие морского пути в Индию было легким приключением, то этот человек просто ничего не знает о нравах и законах того времени. Чтобы добиться влияния на индийских берегах Васко да Гама совершал жестокие и импульсивные поступки. Участвовал в морских боях, грабил и убивал.

Истории известны о Васко да Гама следующие сведения:

  • Мореплаватель был бастардом. Он родился от порицаемой обществом связи, но знатный отец мальчика все же забрал его к себе, чтобы растить сына в роскоши. С детства Васко знал, что не вправе рассчитывать на отцовское наследство, поэтому всеми силами стремился заслужить титул самостоятельно;
  • При первом захвате пиратского корабля Васко изощренно пытал команду. Поползли слухи о его садистских наклонностях;
  • Подвиги да Гама предсказал астролог Авраам Бен Закуто, который был учителем Васко;
  • Первая армада да Гама состояла всего из 4-х кораблей;
  • Когда команда в плавании заболела цингой и взбунтовалась, Васко да Гама приказал заковать бунтовщиков в цепи;
  • За первую экспедицию мореплаватель получил от короля 1000 круазад и звание адмирала;
  • Во втором плавании Васко да Гама захватил индийское судно, закрыл пленных в трюме и поджег. Пощады не получили даже женщины и дети;
  • В команде Васко всегда присутствовали преступники, которых он часто отправлял в разведку;
  • Во время колонизации Индии Васко да Гама совершил немало зверств, от которых нормальный человек не перестал бы содрогаться.

Известно, что Васко в пути всегда использовал астролябию и секстант. Рисовал карты при помощи меридианов и параллелей. Менял у туземцев ткани на украшения из слоновой кости. Придумал морскую полицию.

Сегодня вокруг неоднозначной личности Васко да Гамы ведутся многочисленные споры. Несмотря на это, его именем назван город на Гоа. Он считается героем Португалии. В его честь назван самый длинный европейский мост. Его портреты изображены на португальских банкнотах и монетах.

Бразильский футбольный клуб также назван в честь да Гамы. На луне есть кратер имени Васко да Гамы. Еще на свете существует одноименная с мореплавателем награда, которую вручают за выдающиеся достижения в области географии.

В целом, жизнь, путешествия и личность выдающегося мореплавателя вызывают много вопросов. В его биографии присутствует множество пробелов, а его деяния многим кажутся слишком жестокими. Но достижения Васко неоспоримы и признаны во всем мире. Хотя даже для того времени, когда жил мореплаватель, некоторые его поступки заставляли людей дрожать от ужаса, если они о них слышали.




Top