Ватагин художник анималист от чего умер. Ватагин в

«С тех пор, как я помню себя, моим любимым занятием было рисование»,-вспоминает Ватагин в своих автобиографических заметках. Следует добавить, что в этом рисовании главная роль была отведена животным и можно только удивляться поразительной верности Ватагина своему детскому пристрастию, так как вся жизнь художника была отдана изучению и изображению мира животных.

В 1898 году Ватагин поступает в студию художника-акварелиста Н. А. Мартынова. Педагогическая система Мартынова заключалась в отсутствии всякой системы. Он ставил перед учеником чучело какого-нибудь зверя и предоставлял тому действовать, как он умеет, требуя лишь «законченности» рисунка. Проучившись таким образом несколько лет, Ватагин, как вспоминает он сам, «приобрел привычку доводить рисунок до конца, передавать подробности, часто скучные, и добросовестно исполнять работы мало интересные».

В 1903 году, будучи студентом второго курса университета, Ватагин поступает в художественную школу К. Ф. Юона. Каково же было его изумление, когда, показывая работы учителю, он услышал вопрос: «А где же искусство?» Впервые узнает о~н о существовании принципов техники, о характере цвета, линии, формы, о законах композиции. С этого времени начинается «борьба» науки и искусства в творчестве Ватагина. Это было тем более трудно, что в течение всей жизни Ватагин работал в области научной иллюстрации, требовавшей от него как раз точного «научного» рисования. Ученый-зоолог и художник-анималист с трудом уживались в одном человеке. Следы этой борьбы заметны на многих произведениях художника.

Стиль работ Ватагина начала 1900-х годов складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и за границей. Он объездил север и юг России, в течение нескольких лет рисовал в зоопарках Европы, собирая материал об экзотических животных для Московского университета, посетил Грецию, Сицилию, Константинополь. Страницы его альбомов заполнены рисунками зверей вперемежку с набросками развалин Акрополя, Олимпии, Микен, акварельными пейзажами Палермо, Неаполя, Помпеи. Он оставил несколько десятков увесистых папок с рисунками и акварелями, по ним можно проследить всю сложную и многообразную «географию» его жизни.

Все свободное время Ватагин проводил в музеях, изучая в подлинниках величайшие произведения мирового искусства. В Афинском музее его поразила египетская скульптура. Отныне искусство Египта с его полными значительности образами животных, лаконизмом формы, изысканностью силуэта надолго подчинит себе воображение художника.

Первые скульптурные опыты Ватагина относятся к 1908 году и носят следы подражания египетскому искусству,-это рельефы «Кондор», «Бизон», «Обезьяна», круглая скульптура в дереве и камне. Одна из лучших работ этого периода- «Голова белого медведя» (1911, дерево). Мощная, выразительная, вырубленная конкретно и смело,-скульптура создает образ, полный «звериного достоинства». Обращение к египетскому искусству и к дереву как материалу, требующему более условного решения формы, было частью сознательной борьбы художника по преодолению свойственной ему склонности к натурализму.

Дальнейшие усилия художника направлены к созданию эмоционального и живого образа зверя, его характерных жестов, повадок, пластики, к достижению «простоты и понятности изображения». Он работает серьезно и углубленно, стараясь выйти за пределы зоологической трактовки образа. Постепенно он вырабатывает язык простой и ясный. Его «палитра» обогащается, помимо дерева, он работает в мраморе, фаянсе, терракоте, майолике, режет по кости. Он досконально изучил возможности различных материалов и научился ими пользоваться.

Чувство неиссякаемой любви к животному миру, восторг и преклонение перед его поразительным разнообразием и совершенством,-лежали в основе творчества Ватагина. Он часто обращается к жанру звериного портрета: «Голова оранга», «Голова гориллы», «Голова львицы» и др. В них он пытливо и доброжелательно проникает во внутренний мир зверя. В жанровых скульптурах он умеет тактично и неясно передать проявления звериной ласки, дружбы, любви. Таковы его «Играющие пантеры», «Играющие медведи», «Обезьяна с детенышем» и многие другие. Ватагин обладал «чувством зверя», как говорил он сам, помогающим ему любить и творчески осмысливать мир живой природы.

Лучшие дня

Пробовал Ватагин работать и в жанре декоративной парковой скульптуры. Так, в 1931-1932 годах он оформил вход на новую территорию Московского зоопарка, а в 1935 году за 12 дней вылепил три величественные фигуры львов, украшающие спуск к морю в одном из крымских санаториев. Много занимался керамикой, создавая как уникальные работы, так и произведения для массового производства. Хорошо известна его серия «Промысловые звери СССР».

Как уже упоминалось, Ватагин всю жизнь занимался научной иллюстрацией. Он иллюстрировал учебники, зоологические таблицы, путеводители по зоосадам. Много лет работал для Дарвиновского и Зоологического музеев, создав более 400 живописных панно и около 100 скульптур и скульптурных групп на мотивы первобытной культуры. Нельзя сказать, чтобы эта работа угнетала художника. Она была близка Ватагину-ученому. К тому же Ватагин наделил научную иллюстрацию той долей художественности и живости, которая в то время была ей недоступна.

Еще в 1910 году, будучи в Берлине, Ватагин изучал технику литографии в мастерской известного немецкого графика Капштейна. В этой технике выполнены многие работы Ватагина: альбом «Индия», появившийся после его поездки в Индию в 1913 году, альбом «Рисунки»-по материалам зарисовок в Московском зоопарке, серия кавказских пейзажей по впечатлениям экспедиции 1929 года. В 1938 году Ватагин выпускает две серии: «Звери» и «Ископаемые», а в 1944 году серию «Звериное и птичье детство и материнство». И, конечно, самая известная графическая работа Ватагина- иллюстрации к его любимой книге «Маугли». В ней объединились его глубокое знание животного мира и фантастические воспоминания путешествия художника по Индии.

Помимо «Маугли» Ватагин проиллюстрировал большое количество детских книг с произведениями А. Чехова, Л. Толстого, Джека Лондона, Сетон-Томпсона и других.

Много лет своей жизни посвятил Ватагин научно-исследовательской работе. Им создан труд «Образ животного в искусстве», в котором его интересовали роль и значение анимализма в различные эпохи развития искусства.

Бескорыстная преданность Ватагина делу своей жизни, требовательность к себе, способность учиться до конца своих дней сделали его одной из выдающихся фигур в анималистическом жанре. Его можно назвать основоположником московской анималистической школы.

Василий Алексеевич Ватагин был великим тружеником - поражает огромное количество работ, оставшихся после него. Произведения Ватагина хранятся во многих музеях страны, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее.

, СССР

Подданство:

Российская империя Российская империя

Гражданство:

СССР СССР

Жанр: Стиль: Звания:
Премии:

Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина ()

Василий Алексеевич Вата́гин (1883 - 1969) - русский и советский график и скульптор-анималист . Народный художник РСФСР (). Действительный член АХ СССР (). Лауреат Сталинской премии третьей степени (). Профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановского) .

Биография

В. А. Ватагин родился 20 декабря 1883 (1 января ) года в Москве, в семье преподавателя гимназии. Художественное образование начал получать с 1898 года в студии Н. А. Мартынова , затем, уже учась на втором курсе естественного факультета Московского университета (с 1903) занимался два года в художественной школе К. Ф. Юона . Ещё студентом начал работать с М. А. Мензбиром , позднее подготовил таблицы для его зоогеографического атласа. Университет он закончил в 1907 году.

С 1908 года начал самостоятельно работать с различными скульптурными материалами - деревом, камнем, фаянсом, костью и др. Будучи в Берлине, под руководством известного немецкого графика Капштейна освоил технику литографии . В этой технике выполнены многие его произведения, в частности альбом «Индия», альбом «Рисунки» - по материалам зарисовок в Московском Зоопарке , серия кавказских пейзажей. Был членом Московского Товарищества Художников (с 1911 года) и Общества Русских Скульпторов.

В начале XX века много путешествовал по России, Европе, Азии.

В 1909 году состоялась его первая персональная художественная выставка в Москве.

Осенью 1913 года он обвенчался с дочерью художницы Антонины Леонардовны Ржевской - Антониной Николаевной . У них было две дочери: Ирина и Наталья.

Ватагин проявил себя и как иллюстратор, оформив большое количество книг, среди которых произведения Р. Киплинга , Д. Лондона , Л. Толстого , Э. Сетон-Томпсона . Также написал и проиллюстрировал свою собственную книгу «Изображение животного. Записки анималиста» (1957).

Среди учеников Ватагина - известные художники-анималисты Д. Горлов , Г. Никольский , В. Смирин , В. Трофимов .

Много лет художник был штатным сотрудником Дарвиновского музея, сотрудничал с Зоологическим музеем: создал множество панно и скульптур для оформления залов и музейных экспозиций. Работал Ватагин и в сфере садово-парковой скульптуры, в частности вместе с Д. Горловым оформил вход в Московский Зоопарк (1936 ; не сохранился, разобран при перестройке главного входа в 1964 году).

В период 1963-1969 годов преподавал на керамическом факультете МВХПУ (Строгановское училище), с 1964 года - в качестве профессора.

Наиболее известные работы

Произведения художника находятся в экспозициях многих музеев, в том числе Третьяковской галереи и Русского музея . Крупнейшим собранием анималистической живописи, графики и скульптуры художника обладает Государственный Дарвиновский музей.

  • Обезьяний шкаф (1908-1909)
  • Голова белого медведя (1911)
  • Орел (1913)
  • Тигр (1925-1926), бронза – Третьяковская галерея
  • Кречет (1936)
  • Семья бегемотов (1954)
  • Кот-манул (1957), керамика - Русский музей
  • Панда (1964)

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1952) - за скульптурные работы на анималистические темы
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1968) - за серию анималистических скульптур

Память

  • Имя присвоено Детской художественной школе.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ватагин, Василий Алексеевич"

Примечания

Источники

  • Двести лет Академии художеств СССР. Каталог выставки . - Л.-М.: Искусство, 1958. - с.215.
  • Ватагин В. Как лепить животных // Художник. 1962, № 5. С.53-56.
  • Русские художники. Энциклопедический словарь. // Ю. Я. Герчук, И. А. Башинская, Т. Б. Вилинибахова и др. - СПб., «Азбука» - 2000. - ISBN 5-267-00064-7
  • Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста. - М., «Сварог и К» - 1999. - ISBN 5-93070-013-3
  • Ватагина И. В. // Журнал «Московский журнал. / Грубее А. А.. - М .: ГУП «Редакция журнала «Московский журнал», 2001. - № 5, май .

Ссылки

  • (Проверено 9 апреля 2012)
  • (Проверено 9 апреля 2012)
  • (Проверено 9 апреля 2012)

Отрывок, характеризующий Ватагин, Василий Алексеевич

Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.
К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.
– То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило.
– Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.
Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.
– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.
– Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.
Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу.
– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!..
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
– Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».

Василий Алексеевич Ватагин (1883/1884–1969) - русский художник, скульптор, анималист, представитель символизма. Родился в Москве 20 декабря 1883 (1 января 1884) в семье преподавателя гимназии. Учился на естественном отделении Московского университета (1902–1907), попутно посещая студии Н.А.Мартынова (с 1899) и К.Ф.Юона (1904–1906). Работал также в студии К.Ф.Капштейна в Берлине (1910). Скульптурой занимался самостоятельно (с 1909). В 1903–1913 путешествовал по Западной Европе; совершил поездки в Индию и на Цейлон. Испытал влияние древнеегипетской и древнеиндийской культуры. Выезжал на север России, Кавказ, Среднюю Азию, Дальний Восток, дважды (в 1927 и 1961) писал наброски в заповеднике Аскания-Нова.
Лучший анималист в русском искусстве 20 в. (имея в виду тех художников, что целиком посвятили себя этому жанру), проявил в своих произведениях по-своему мистическую убежденность в тайной мудрости природы, наглядно раскрывающейся в фауне. Тема «переселения душ», наделяющая его зверей почти человеческой характерностью, служит мифологическим фоном всего ватагинского творчества. Стиль мастера вполне может быть определен как символизм, включающий немало ориентальных мотивов, в особенности в раннем творчестве (Сидящий слон, крашеное дерево, 1915, частное собрание, Москва). Виртуозно работал в разных техниках и материалах, варьируя фактурные эффекты применительно к разным биологическим видам (Моржи, дерево, 1909; Тигр, бронза, 1925–1926; оба – в Третьяковской галерее, Москва; Кот-манул, керамика, 1957, Русский музей, Петербург). Едва ли не самыми любимыми его «героями» были обезьяны (Обезьяний шкаф, 1908–1909, частное собрание, Москва; две «головы орангов», 1927, Третьяковская галерея; все работы – дерево). Успешно выступал как график (альбом литографий Индия, 1922) и художник книги (цикл литографий к Маугли Р.Киплинга, 1926).
Наряду с литературными сочинениями о животных (текстами того же Киплинга, а также Л.Н.Толстого, Дж.Лондона, Э.Сетон-Томпсона) проиллюстрировал немало научных изданий. Из его «естественнонаучных» вещей (всю жизнь он ощущал себя как бы в пограничье между зоологией и искусством, что обеспечивало, впрочем, известную независимость) наиболее значительны картины, написанные в 1930–1950-х годах для Дарвиновского и Зоологического музеев; лучшие из них представляют собой вполне самоценные художественные панно в стиле модерн. Оформил входы в Московский зоопарк (1931–1932; не сохранились, разобраны при перестройке 1980-х годов). С 1919 много работал и как педагог – в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и других институтах. В 1957 опубликовал учебно-очерковую книгу Изображение животного. Записки анималиста.
Умер Ватагин в Москве 31 мая 1969.

« К ак художник я преклоняюсь перед животным миром - мощным проявлением красоты. Как биолог я признаю в животном собрата человека и преклоняюсь перед стихией животного. Как человек я не могу забыть огромной жертвенной роли животного в построении человеческой цивилизации», - писал В.А. Ватагин. Эти «три кита», своеобразное творческое кредо художника, ясно обнаруживаются на выставке в Третьяковской галерее «В.А. Ватагин. Скульптура. Живопись. Графика. К 125-летию со дня рождения» из собраний ГТГ и Дарвиновского музея, где впервые, наряду со скульптурой, демонстрируются его картины и графика.

Амурский тигр. 1934

Зоолог, страстный путешественник, объездивший полмира, проработавший пятьдесят лет в Государственном Дарвиновском музее, автор научных публикаций, иллюстраций для разных изданий, Ватагин, как никакой другой художник или скульптор, любил и понимал животный мир, умел с поразительной наблюдательностью раскрывать в своих персонажах самое характерное. Надменные птицы-носороги, спесивый верблюд, угрожающе восседающий мандрил... никто не мог сравниться с выдающимся анималистом в передаче нрава животных, птиц и нахождении высокой степени обобщенности в их изображениях.

Ара красный. 1919

Как мастерски обрабатывал он дерево, добиваясь лаконизма форм и экспрессии («Слон», 1917, «Медведь, балансирующий на шаре», 1955, «Орел», 1913)! Ватагин одинаково хорошо владел разными материалами: майоликой, мрамором, фаянсом, резной костью, терракотой, хотя дерево у него явно доминирует. Антилопы гну, моржи, медведи, попугаи, обезьяны предстают на выставке в двойном варианте: на картинах и в скульптурах, что дает более полное и яркое представление об этих персонажах, их красоте, грации, ловкости.

Кошка. 1925

Мастер психологических портретов животных, Ватагин представлен на выставке и в ином качестве – необычными работами 1920-х годов: «Портрет В. Поленова» из Тарусской картинной галереи и «Портрет матери» из собрания семьи художника.

Василий Алексеевич Ватагин (1884-1969) родился и вырос в Москве. Учился на естественном факультете Московского университета и одновременно в частной художественной школе Н.А. Мартынова, а затем в художественной студии К.Ф. Юона. Став ученым, Василий Алексеевич не оставил занятий искусством, которое впоследствии стало делом его жизни.

Ватагин заложил основы анималистического жанра в русском советском искусстве, стал народным художником РСФСР и действительным членом Академии художеств, но в душе продолжал быть ученым-естествоиспытателем. Талант скульптора и графика органически сочетался в нем с научной эрудицией. В его произведениях чувствуется любовное отношение к природе, знание характеров и повадок животных, понимание их эмоций.

Ватагин - автор монументально-декоративного оформления Московского и Берлинского зоопарков. В этих работах проявляется его фантазия скульптора-анималиста. Напротив, его стенные росписи в Зоологическом музее отличает суховатая научная достоверность. Будучи в течение нескольких лет профессором Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского), Василий Алексеевич воспитал многих талантливых молодых анималистов.

Совершенно особое место в воспитании любви к животному занимает художник. Анималист - это одна из узких специализаций художника, избравшего объектом своего изображения животное. Но когда-то анималистом был любой первобытный художник. Анатом, зоолог, охотник, колдун - художник на открытой скале или на искусственно освещенной стене пещеры изображал животное с гораздо большим знанием дела, чем тоненькую, схематичную, нарисованную бесплотными черточками фигурку человека.

В России первые «чистые» анималисты появились только в XX веке, и крупнейший из них - Василий Алексеевич Ватагин.

Как счастлив деревенский ребенок, которого окружает целый мир зверей. Всех этих радостей лишен городской ребенок, и к москвичу Васе Ватагину животное пришло через книгу. Брем, вызубренный назубок, стал Васиной библией, а мечты о далеких странах и удивительных зверях - его единственной мечтой.

Никому не пришло в голову, что бесконечно рисующий зверей мальчик должен стать художником-анималистом: окончив гимназию, Ватагин поступил на естественный факультет Московского университета.

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках - и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты маленького москвича - живые звери словно вставали со страниц Брема, шевелили щупальцами причудливо окрашенные медузы, пальмы качали над ним своей широкой кроной, и под колоннадой индийского храма медленно и важно проходили слоны.

Если прочесть книгу Ватагина «Изображение животного», из нее можно узнать, что художник был недоволен своей жизнью. Он всю жизнь разрывался между двумя диаметрально противоположными задачами - создать точную, объективную и сухую научную иллюстрацию, требующую локального цвета, мелочной и отчетливой прорисовки деталей, и художественные образы зверей, выразительные, эмоционально окрашенные, предполагающие некоторое отклонение от натуры, пропуск многих деталей, свободный полет творческой фантазии и воображения.

Иногда художник делал более творческой, чем следовало, научную иллюстрацию и менее творческим, очень близко копирующим природу, художественное изображение животного. Тогда заказчик научной иллюстрации гневно говорил Ватагину: «Что вы мне здесь Художественный театр намазали?!»

Но такие вторжения искусства в естествознание и сухого естествознания в искусство происходили все реже. Ватагин-художник научился остерегаться слишком дотошного «знания костей», которым располагал Ватагин-ученый и от которого предостерегал еще Леонардо да Винчи.

Свое удивительное «знание костей» животных Ватагин вкладывал в огромное количество работ, за десятилетия труда созданных для Дарвиновского, Антропологического и Зоологического музеев, в свои мастерские иллюстрации к энциклопедии и Брему.

В зоологических изображениях Ватагин сух, объективен и точен. В анималистических образах он настоящий «поэт звериного царства».

И не только поэт. Он портретист звериного царства. Самое сильное впечатление от творчества В. А. Ватагина - сложные, психологически точные и глубокие портреты животных. Василий Алексеевич Ватагин создал целую галерею запоминающихся портретов животных.

Вот керамика «Кот Манул». Кот Манул - наглец и захватчик. Его не спутаешь ни с каким другим котом. У него широкая самодовольная морда, полосатые щеки и полосатый хвост. Желтые глаза, равнодушные и наглые. Манул - тиран дома и гроза квартала.

Вот «Умирающий Ганс». Рисунок сделан за три дня до смерти обезьяны. У Ганса большие, печальные, больные и всепонимающие глаза.

Деревянная скульптура «Печальная обезьяна». Это вдова Ганса. Когда Ганс умер, она долго сидела неподвижно, сжавшись, охватив голову руками, как человек, глубоко горюющий о близком.

Два орангутанга - самец и самка. Два портрета. У него далеко вперед выступающие мощные челюсти, прямо поставленная голова, самоуверенный взгляд. Она - жеманно наклонившая голову, с глуповатыми, близко посаженными глазами, с почти отсутствующим крошечным носиком.

Детеныш оранга, с нелепыми тоненькими четырьмя ручками, с непомерно большой, как продолговатая тыковка, головой, с обыкновенными младенческими глазами. Художник считал, что про обезьян неловко говорить «морда», потому что у них лицо выразительное, сложное, почти как у людей.

В создании выразительных и поэтичных изображений животных Ватагину-скульптору помогает художественно использованный материал. Особенно пленяет художника дерево, ритм роста которого кажется ему сходным с ритмом движения животных и изгибы ветвей которого приводят его в изумление точнейшим повторением изгибов тел ползущих змей и ныряющих рыб.

Ватагин, работая с деревом, всячески старается не нарушить его природную пластику, он угадывает в изгибе ствола, коряги движение словно затаившегося в них зверя. Задумав создать сидящую «Обезьяну с орехом», мастер долго искал изогнутый под прямым углом сук, чтобы слои древесины плавно текли по скульптуре, а не резали ее поперек.

Особенно хороши рисунки и низкие рельефы, созданные с минимальной затратой художественных средств на простых, грубо распиленных досках. Художник в разводах древесных слоев, в рисунке сучков угадывает то чешую, плавники и зубастую голову рыбы, то страшного дракона с выпученными, как у лягушки, глазами. Один из зрителей, плененный превращением почти на глазах простой грубой доски в художественное произведение, написал в книге отзывов: «Здесь есть таинство искусства». «Таинство искусства», чудесное слияние образа и материала есть во многих работах художника. Мертвый материал словно оживает в руках Ватагина, безошибочно превращающего тонкую перламутровую пластинку в сверкающую светом и цветом тропическую рыбку или извлекающего из серой плотной древесины векового дерева серых плотных, массивных, неповоротливых тюленей.

Но «таинство искусства» выступает не менее поразительно, когда, отказавшись от бесконечного богатства природных материалов - от древесины, покрытой разводами тончайших слоев, от камня сложной окраски, от мамонтовой кости и перламутра, - художник ограничивает себя скромными средствами графики.

Из графических работ Ватагина лучшая серия - иллюстрации к «Маугли».

На выставках листы этой серии более всего волнуют сердца зрителей. Именно о них пишут: «Вспоминаю детство. Первая книжка с рисунками Ватагина - «Маугли». Слоны. Тигры. Большое ему спасибо…», «Эту книгу мы запомнили на всю жизнь благодаря таланту не только Киплинга, но и Ватагина…»

И снова зрители разглядывают рисунки: крошечный голенький детеныш - «Лягушонок» - жадно сосет волчицу; волчата смотрят на него в невероятном изумлении.

Иллюстрация к «Маугли»

Почему так волнует сердце человека любой рассказ о дружбе человека с животным? Может быть, корни мечты о такой дружбе уходят в седую древность, когда не была приручена даже собака, когда у мужчины не было коня, а женщина никогда еще не доила корову?

Как бы то ни было, графическая серия Ватагина о романтической дружбе человека с животными воспитывает уже не одно поколение.

Ватагин относится к животным серьезно. Он «зверопоклонник». «Как биолог я признаю в животном собрата человека и преклоняюсь перед стихией животного - предшественника человека на Земле. Как человек я не могу забыть огромной жертвенной роли животного в построении человеческой цивилизации».

Художника, как всякого естествоиспытателя, привыкшего с уважением относиться к созданиям природы, огорчает бессмысленная жестокость, часто проявляемая по отношению к животным.

Человеку образованному, культурному, живущему полнокровной, счастливой жизнью, свойственна разумная, спокойная любовь к животному как к другу и помощнику, как к чудесному созданию природы, общение с которым может человека многому научить и доставляет радость. Животные знают много удивительных секретов, которые еще только открывают наука и техника. Инженер учится у животного, биолог изучает животное и восхищается им.

Благожелательности ко всему живому, гуманизму, широте восприятия мира учит зрителей творчество Ватагина. Художник приобщает к царству животных всех, городской жизнью оторванных от жизни степей, гор и лесов.

Мир животных еще не открыт до конца. Он хранит еще много тайн для ученых. В изобразительное искусство животное обязательно войдет полнокровным объектом, и анимализм, с которого началась вся история искусства, займет должное место в искусстве современном, как занял его, например, пейзаж, еще недавно казавшийся не имеющим права на самостоятельное существование.


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией




Top