Ватагин скульптуры животных. Биография

«С тех пор, как я помню себя, моим любимым занятием было рисование»,-вспоминает Ватагин в своих автобиографических заметках. Следует добавить, что в этом рисовании главная роль была отведена животным и можно только удивляться поразительной верности Ватагина своему детскому пристрастию, так как вся жизнь художника была отдана изучению и изображению мира животных.

В 1898 году Ватагин поступает в студию художника-акварелиста Н. А. Мартынова. Педагогическая система Мартынова заключалась в отсутствии всякой системы. Он ставил перед учеником чучело какого-нибудь зверя и предоставлял тому действовать, как он умеет, требуя лишь «законченности» рисунка. Проучившись таким образом несколько лет, Ватагин, как вспоминает он сам, «приобрел привычку доводить рисунок до конца, передавать подробности, часто скучные, и добросовестно исполнять работы мало интересные».

В 1903 году, будучи студентом второго курса университета, Ватагин поступает в художественную школу К. Ф. Юона. Каково же было его изумление, когда, показывая работы учителю, он услышал вопрос: «А где же искусство?» Впервые узнает о~н о существовании принципов техники, о характере цвета, линии, формы, о законах композиции. С этого времени начинается «борьба» науки и искусства в творчестве Ватагина. Это было тем более трудно, что в течение всей жизни Ватагин работал в области научной иллюстрации, требовавшей от него как раз точного «научного» рисования. Ученый-зоолог и художник-анималист с трудом уживались в одном человеке. Следы этой борьбы заметны на многих произведениях художника.

Стиль работ Ватагина начала 1900-х годов складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и за границей. Он объездил север и юг России, в течение нескольких лет рисовал в зоопарках Европы, собирая материал об экзотических животных для Московского университета, посетил Грецию, Сицилию, Константинополь. Страницы его альбомов заполнены рисунками зверей вперемежку с набросками развалин Акрополя, Олимпии, Микен, акварельными пейзажами Палермо, Неаполя, Помпеи. Он оставил несколько десятков увесистых папок с рисунками и акварелями, по ним можно проследить всю сложную и многообразную «географию» его жизни.

Все свободное время Ватагин проводил в музеях, изучая в подлинниках величайшие произведения мирового искусства. В Афинском музее его поразила египетская скульптура. Отныне искусство Египта с его полными значительности образами животных, лаконизмом формы, изысканностью силуэта надолго подчинит себе воображение художника.

Первые скульптурные опыты Ватагина относятся к 1908 году и носят следы подражания египетскому искусству,-это рельефы «Кондор», «Бизон», «Обезьяна», круглая скульптура в дереве и камне. Одна из лучших работ этого периода- «Голова белого медведя» (1911, дерево). Мощная, выразительная, вырубленная конкретно и смело,-скульптура создает образ, полный «звериного достоинства». Обращение к египетскому искусству и к дереву как материалу, требующему более условного решения формы, было частью сознательной борьбы художника по преодолению свойственной ему склонности к натурализму.

Дальнейшие усилия художника направлены к созданию эмоционального и живого образа зверя, его характерных жестов, повадок, пластики, к достижению «простоты и понятности изображения». Он работает серьезно и углубленно, стараясь выйти за пределы зоологической трактовки образа. Постепенно он вырабатывает язык простой и ясный. Его «палитра» обогащается, помимо дерева, он работает в мраморе, фаянсе, терракоте, майолике, режет по кости. Он досконально изучил возможности различных материалов и научился ими пользоваться.

Чувство неиссякаемой любви к животному миру, восторг и преклонение перед его поразительным разнообразием и совершенством,-лежали в основе творчества Ватагина. Он часто обращается к жанру звериного портрета: «Голова оранга», «Голова гориллы», «Голова львицы» и др. В них он пытливо и доброжелательно проникает во внутренний мир зверя. В жанровых скульптурах он умеет тактично и неясно передать проявления звериной ласки, дружбы, любви. Таковы его «Играющие пантеры», «Играющие медведи», «Обезьяна с детенышем» и многие другие. Ватагин обладал «чувством зверя», как говорил он сам, помогающим ему любить и творчески осмысливать мир живой природы.

Лучшие дня

Пробовал Ватагин работать и в жанре декоративной парковой скульптуры. Так, в 1931-1932 годах он оформил вход на новую территорию Московского зоопарка, а в 1935 году за 12 дней вылепил три величественные фигуры львов, украшающие спуск к морю в одном из крымских санаториев. Много занимался керамикой, создавая как уникальные работы, так и произведения для массового производства. Хорошо известна его серия «Промысловые звери СССР».

Как уже упоминалось, Ватагин всю жизнь занимался научной иллюстрацией. Он иллюстрировал учебники, зоологические таблицы, путеводители по зоосадам. Много лет работал для Дарвиновского и Зоологического музеев, создав более 400 живописных панно и около 100 скульптур и скульптурных групп на мотивы первобытной культуры. Нельзя сказать, чтобы эта работа угнетала художника. Она была близка Ватагину-ученому. К тому же Ватагин наделил научную иллюстрацию той долей художественности и живости, которая в то время была ей недоступна.

Еще в 1910 году, будучи в Берлине, Ватагин изучал технику литографии в мастерской известного немецкого графика Капштейна. В этой технике выполнены многие работы Ватагина: альбом «Индия», появившийся после его поездки в Индию в 1913 году, альбом «Рисунки»-по материалам зарисовок в Московском зоопарке, серия кавказских пейзажей по впечатлениям экспедиции 1929 года. В 1938 году Ватагин выпускает две серии: «Звери» и «Ископаемые», а в 1944 году серию «Звериное и птичье детство и материнство». И, конечно, самая известная графическая работа Ватагина- иллюстрации к его любимой книге «Маугли». В ней объединились его глубокое знание животного мира и фантастические воспоминания путешествия художника по Индии.

Помимо «Маугли» Ватагин проиллюстрировал большое количество детских книг с произведениями А. Чехова, Л. Толстого, Джека Лондона, Сетон-Томпсона и других.

Много лет своей жизни посвятил Ватагин научно-исследовательской работе. Им создан труд «Образ животного в искусстве», в котором его интересовали роль и значение анимализма в различные эпохи развития искусства.

Бескорыстная преданность Ватагина делу своей жизни, требовательность к себе, способность учиться до конца своих дней сделали его одной из выдающихся фигур в анималистическом жанре. Его можно назвать основоположником московской анималистической школы.

Василий Алексеевич Ватагин был великим тружеником - поражает огромное количество работ, оставшихся после него. Произведения Ватагина хранятся во многих музеях страны, в том числе в Третьяковской галерее и в Русском музее.

(1969-05-31 ) (85 лет)

Василий Алексеевич Вата́гин (1883 - 1969) - русский и советский график и скульптор-анималист . Народный художник РСФСР (). Действительный член АХ СССР (). Лауреат Сталинской премии третьей степени (). Профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановского) .

Биография

В. А. Ватагин родился 20 декабря 1883 (1 января ) года в Москве, в семье преподавателя гимназии. Художественное образование начал получать с 1898 года в студии Н. А. Мартынова , затем, уже учась на втором курсе естественного факультета Московского университета (с 1903) занимался два года в художественной школе К. Ф. Юона . Ещё студентом начал работать с М. А. Мензбиром , позднее подготовил таблицы для его зоогеографического атласа. Университет он закончил в 1907 году.

С 1908 года начал самостоятельно работать с различными скульптурными материалами - деревом, камнем, фаянсом, костью и др. Будучи в Берлине, под руководством известного немецкого графика Капштейна освоил технику литографии . В этой технике выполнены многие его произведения, в частности альбом «Индия», альбом «Рисунки» - по материалам зарисовок в Московском Зоопарке , серия кавказских пейзажей. Был членом Московского Товарищества Художников (с 1911 года) и Общества Русских Скульпторов.

В начале XX века много путешествовал по России, Европе, Азии.

В 1909 году состоялась его первая персональная художественная выставка в Москве.

Осенью 1913 года он обвенчался с дочерью художницы Антонины Леонардовны Ржевской - Антониной Николаевной . У них было две дочери: Ирина и Наталья.

Ватагин проявил себя и как иллюстратор, оформив большое количество книг, среди которых произведения Р. Киплинга , Д. Лондона , Л. Толстого , Э. Сетон-Томпсона . Также написал и проиллюстрировал свою собственную книгу «Изображение животного. Записки анималиста» (1957).

Среди учеников Ватагина - известные художники-анималисты Д. Горлов , Г. Никольский , В. Смирин , В. Трофимов .

Много лет художник был штатным сотрудником Дарвиновского музея, сотрудничал с Зоологическим музеем: создал множество панно и скульптур для оформления залов и музейных экспозиций. Работал Ватагин и в сфере садово-парковой скульптуры, в частности вместе с Д. Горловым оформил вход в Московский Зоопарк (1936 ; не сохранился, разобран при перестройке главного входа в 1964 году).

В период 1963-1969 годов преподавал на керамическом факультете МВХПУ (Строгановское училище), с 1964 года - в качестве профессора.

Наиболее известные работы

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Меориальная доска В. А. Ватагину в Лазаревском

Произведения художника находятся в экспозициях многих музеев, в том числе Третьяковской галереи и Русского музея . Крупнейшим собранием анималистической живописи, графики и скульптуры художника обладает Государственный Дарвиновский музей.

  • Обезьяний шкаф (1908-1909)
  • Голова белого медведя (1911)
  • Орел (1913)
  • Тигр (1925-1926), бронза – Третьяковская галерея
  • Кречет (1936)
  • Семья бегемотов (1954)
  • Кот-манул (1957), керамика - Русский музей
  • Панда (1964)

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1952) - за скульптурные работы на анималистические темы
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1968) - за серию анималистических скульптур

Память

  • Имя присвоено Детской художественной школе.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ватагин, Василий Алексеевич"

Примечания

Источники

  • Двести лет Академии художеств СССР. Каталог выставки . - Л.-М.: Искусство, 1958. - с.215.
  • Ватагин В. Как лепить животных // Художник. 1962, № 5. С.53-56.
  • Русские художники. Энциклопедический словарь. // Ю. Я. Герчук, И. А. Башинская, Т. Б. Вилинибахова и др. - СПб., «Азбука» - 2000. - ISBN 5-267-00064-7
  • Ватагин В. А. Изображение животного. Записки анималиста. - М., «Сварог и К» - 1999. - ISBN 5-93070-013-3
  • Ватагина И. В. // Журнал «Московский журнал. / Грубее А. А.. - М .: ГУП «Редакция журнала «Московский журнал», 2001. - № 5, май .

Ссылки

  • (Проверено 9 апреля 2012)
  • (Проверено 9 апреля 2012)
  • (Проверено 9 апреля 2012)

Отрывок, характеризующий Ватагин, Василий Алексеевич

Серые глаза погрустнели...
– Мы не давали. Дал наш Гость. Он был не отсюда. И, к сожалению, ока-зался «чёрным»...
– Но Вы ведь в и д и т е!!! Как же вы могли допустить такое?! Как Вы могли принять его в свой «священный круг»?..
– Он нашёл нас. Так же, как нашёл нас Караффа. Мы не отказываем тем, кто способен нас найти. Но обычно это никогда не бывали «опасные»... Мы сделали ошибку.
– А знаете ли Вы, какой страшной ценой платят за Вашу «ошибку» люди?!.. Знаешь ли ты, сколько жизней ушло в небытие в изуверских муках, и сколько ещё уйдёт?.. Отвечай, Север!
Меня взорвало – они называли это всего лишь ошибкой!!! Загадочный «подарок» Караффе был «ошибкой», сделавшей его почти неуязвимым! И беспомощным людям приходилось за это платить! Моему бедному мужу, и возможно, даже моей дорогой малышке, приходилось за это платить!.. А они считали это всего лишь ОШИБКОЙ???
– Прошу тебя, не злись Изидора. Этим сейчас не поможешь... Такое иногда случалось. Мы ведь не боги, мы люди... И мы тоже имеем право ошибаться. Я понимаю твою боль и твою горечь... Моя семья так же погибла из-за чьей-то ошибки. Даже более простой, чем эта. Просто на этот раз чей-то «подарок» попал в очень опасные руки. Мы попробуем как-то это исправить. Но пока не можем. Ты должна уйти. Ты не имеешь права погибнуть.
– О нет, ошибаешься Север! Я имею любое право, если оно поможет мне избавить Землю от этой гадюки! – возмущённо крикнула я.
– Не поможет. К сожалению, ничто тебе не поможет, Изидора. Уходи. Я помогу тебе вернуться домой... Ты уже прожила здесь свою Судьбу, ты можешь вернуться Домой.
– Где же есть мой Дом?.. – удивлённо спросила я.
– Это далеко... В созвездии Орион есть звезда, с чудесным именем Аста. Это и есть твой Дом, Изидора. Так же, как и мой.
Я потрясённо смотрела на него, не в состоянии поверить. Ни даже понять такую странную новость. Это не укладывалось в моей воспалённой голове ни в какую настоящую реальность и казалось, что я, как Караффа, понемногу схожу с ума... Но Север был реальным, и уж никак не казалось, чтобы он шутил. Поэтому, как-то собравшись, я уже намного спокойнее спросила:
– Как же получилось, что Караффа нашёл Вас? Разве же у него есть Дар?..
– Нет, Дара у него нет. Но у него есть Ум, который ему великолепно служит. Вот он и использовал его, чтобы нас найти. Он о нас читал в очень старой летописи, которую неизвестно, как и откуда достал. Но он знает много, верь мне. У него есть какой-то удивительный источник, из которого он черпает свои знания, но я не ведаю, откуда он, и где можно этот источник найти, чтобы обезопасить его.
– О, не беспокойся! Зато я об этом очень хорошо ведаю! Я знаю этот «источник»!.. Это его дивная библиотека, в которой старейшие рукописи хранятся в несметных количествах. Для них-то, думаю, и нужна Караффе его длинная Жизнь... – мне стало до смерти грустно и по-детски захотелось плакать... – Как же нам уничтожить его, Север?! Он не имеет права жить на земле! Он чудовище, которое унесёт миллионы жизней, если его не остановить! Что же нам делать?
– Тебе – ничего, Изидора. Ты просто должна уйти. Мы найдём способ избавиться от него. Нужно всего лишь время.
– А за это время будут гибнуть невинные люди! Нет, Север, я уйду только тогда, когда у меня не будет выбора. А пока он есть, я буду бороться. Даже если нет никакой надежды.
К Вам привезут мою дочь, береги её. Я не смогу её сберечь...
Его светящаяся фигура стала совершенно прозрачной. И начала исчезать.
– Я ещё вернусь, Изидора. – прошелестел ласковый голос.
– Прощай, Север... – так же тихо ответила я.
– Но, как же так?! – вдруг воскликнула Стелла. – Ты даже не спросила о планете, с которой пришла?!.. Неужели тебе было не интересно?! Как же так?..
Если честно, я тоже еле выдержала, чтобы не спросить Изидору о том же! Её сущность пришла извне, а она даже не поинтересовалась об этом!.. Но в какой-то мере я наверное её понимала, так как это было слишком страшное для неё время, и она смертельно боялась за тех, кого очень сильно любила, и кого всё ещё пыталась спасти. Ну, а Дом – его можно было найти и позже, когда не останется другого выбора, кроме, как только – уйти...
– Нет, милая, я не спросила не потому, что мне не было интересно. А потому, что тогда это было, не столь важно, как-то, что гибли чудесные люди. И гибли они в зверских муках, которые разрешал и поддерживал один человек. И он не имел права существовать на нашей земле. Это было самое важное. А всё остальное можно было оставить на потом.
Стелла покраснела, устыдившись своего всплеска и тихонечко прошептала:
– Ты прости, пожалуйста, Изидора...
А Изидора уже опять «ушла» в своё прошлое, продолжая свой удивительный рассказ...
Как только Север исчез, я тут же попыталась мысленно вызвать своего отца. Но он почему-то не отзывался. Это меня чуточку насторожило, но, не ожидая ничего плохого, я попробовала снова – ответа всё также не было...
Решив пока что не давать волю своему воспалённому воображению и оставив на время отца в покое, я окунулась в сладкие и грустные воспоминания о недавнем визите Анны.
Я до сих пор помнила запах её хрупкого тела, мягкость её густых чёрных волос и необычайную смелость, с которой встречала свою злую судьбу моя чудесная двенадцатилетняя дочь. Я несказанно гордилась ей! Анна была борцом, и я верила, что, что бы ни случилось, она будет бороться до конца, до последнего своего вздоха.
Я пока не знала, удастся ли мне её сберечь, но поклялась себе, что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы спасти её из цепких лап жестокого Папы.
Караффа вернулся через несколько дней, чем-то очень расстроенный и неразговорчивый. Он лишь показал мне рукой, что я должна следовать за ним. Я повиновалась.
Пройдя несколько длинных коридоров, мы очутились в маленьком кабинете, который (как я узнала позже) являлся его частной приёмной, в которую он очень редко приглашал гостей.
Караффа молча указал мне на стул и медленно уселся напротив. Его молчание казалось зловещим и, как я уже знала из собственного печального опыта, никогда не предвещало ничего хорошего. Я же, после встречи с Анной, и неожиданного прихода Севера, непростительно расслабилась, «усыпив» в какой-то мере свою обычную бдительность, и пропустила следующий удар...
– У меня нет времени на любезности, Изидора. Вы будете отвечать на мои вопросы или от этого сильно пострадает кто-то другой. Так что, советую отвечать!
Караффа был злым и раздражённым, и перечить ему в такое время было бы настоящим сумасшествием.
– Я попытаюсь, Ваше святейшество. Что Вы хотите узнать?
– Ваша молодость, Изидора? Как Вы получили её? Вам ведь тридцать восемь лет, а выглядите Вы на двадцать и не меняетесь. Кто Вам дал Вашу молодость? Отвечайте!
Я не могла понять, что так взбесило Караффу?.. За время нашего, уже довольно-таки длительного знакомства, он никогда не кричал и очень редко терял над собой контроль. Теперь же со мной говорил взбешённый, вышедший из себя человек, от которого можно было ожидать чего угодно.

Как художник я преклоняюсь перед животным миром - мощным проявлением красоты. <..>
Как биолог я признаю в животном собрата человека и преклоняюсь перед стихией животного - предшественника человека на Земле.
Как человек я не могу забыть огромной жертвенной роли животного в построении человеческой цивилизации.

В.А. Ватагин

125 лет со дня рождения Василия Алексеевича Ватагина (1884-1969) - прекрасный повод для того, чтобы более объемно представить его творчество. Спектр деятельности мастера был довольно широк: иллюстрирование книг, как научных, так и художественных, живопись, графика, скульптура, написание сочинений о животных для детей и об анималистике для взрослых, преподавание, оформление музейных пространств. Он создал галереи портретов деятелей науки и культуры, панно на темы зоологии, палеонтологии и зоогеографии. С 1908 года Ватагин постоянно сотрудничал с Дарвиновским музеем, в экспозиции которого представлено более 50 картин и скульптур художника. Можно сказать, что выставка его произведений проходит здесь каждый день. Однако в фондах хранится немало работ, еще не показанных широкому кругу зрителей.

Дарвиновский музей совместно с Третьяковской галерей подготовил две выставки, где демонстрируется более 150 произведений мастера. Многие посетители, которые знают Ватагина как скульптора, смогут увидеть его графику и масштабные живописные произведения.

Василий Алексеевич в 1907 году окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, получив ученую степень кандидата зоологических наук. Однако основным призванием его жизни стало искусство анималистики, и знание зоологии в этом художнику значительно помогало.

В 1907—1908 годах Ватагин трудился над серией акварелей с изображением животных. В нее вошли большие ватманские листы («Кенгуру рыжий», «Жираф», «Гуанако», «Лама», «Верблюд двугорбый» и другие), над которыми художник работал, собирая материал к «Зоогеографическому атласу» М.А. Мензбира в зоологических садах и музеях в Германии, Нидерландах, Бельгии, Франции, Великобритании, в Московском зоопарке. Даже изображая животных одного вида, художник для каждого зверя подбирал особенные средства выразительности.

В 1913—1914 годах Василий Алексеевич побывал на Цейлоне и в Индии. Из этого путешествия, обогатившего его впечатлениями на всю жизнь, художник привез 180 акварелей и рисунков тушью.

В 1919 году Ватагин преподавал в Москве в 1-х Государственных свободных художественных мастерских (бывшем Строгановском училище), сначала — на кафедре скульптуры, потом — литографии’. В тот период он работал над серией автолитографий «Индия»; подготовил два выпуска по 11 автолитографий. На одном из листов — «Сумерки» (1919) — изображены идущие вдоль реки друг за другом слоны и два погонщика. Темные силуэты животных и людей выделяются на фоне бликов воды, тень от деревьев играет в прятки с просветами неба. Слоны сами по себе завораживают зрителя, а атмосфера приближающейся ночи добавляет таинственности этой работе. Композиция с купающимся слоном перейдет в иллюстрации к «Маугли». Позже, в 1922 году, Ватагин выполнил 43 автолитографии и фототипии. В серию вошло 14 индийских пейзажей, изображений храмов, слонов, буйволов. Альбом «Индия. 14 автолитографий В. Ватагина» получил высокую профессиональную оценку.

Эмоциональное впечатление от поездки не могло реализоваться только в графических произведениях. В 1921 году Ватагин написал картину «Цейлон», где запечатлел идиллическую сцену: среди буйной растительности на стволе дерева возлежит дремлющий леопард, вокруг летают попугаи и другие тропические птицы. Охота — неотъемлемая часть жизни хищников, но когда все сыты, то в джунглях и звери, и птицы мирно сосуществуют друг с другом. Ватагин сделал акцент не на изображении отдельных видов животных, а на самой природе, воплотив в картине то буйство красок, которое видел в своем индийском путешествии. Здесь он не сковывает себя строгостью графических техник, а целиком отдается во власть цвета.

Порой в одной станковой работе сложно показать жизнь животных во всем ее разнообразии. В 1919—1920 годах Ватагин создал триптихи «Журавли» и «Бобры». Много лет спустя, в 1948 году он вновь обратился к теме бобров, написав картины «Бобровые хатки», «Строительство бобров», «Бобр за работой», в которых использовал только два цвета — умбру и зеленый. Затруднительно привести примеры посвященных животным триптихов, созданных другими авторами, это своего рода ноу-хау Ватагина.

Серия, выполненная в 1919 году, посвящена пестрым, ярко расцвеченным обитателям тропических лесов — попугаям. В нее вошли работы «Ара гиацинтовый и ара сине-желтый», «Аракрасный», «Ара гиацинтовый в работе. Различение цветовых сочетаний», «Какаду молуккский», «Ара красный в работе. Различение цветовых сочетаний». Во всех произведениях изображены экспериментальные попугаи известного российского зоопсихолога Н.Н. Ладыгиной-Котс. Птицы представлены в натуральную величину, композиция картин проста и ясна. Несмотря на то, что серия выполнена маслом, в ней пока еще преобладают графические качества. Художник работал цветом, обозначая оперение птиц и фон, но не решал собственно живописных задач — передачи световоздушной среды, игры оттенков и рефлексов. Позже живопись Ватагина становится мягче.

Ватагин — признанный мастер скульптуры. В 1908 году он выполнил одни из первых своих произведений — деревянный рельеф «Сидящий кондор» и «Обезьяну», а в 1909 году — «Моржей». Значительная коллекция созданной им деревянной скульптуры принадлежит Третьяковской галерее.

Хочется особо отметить деревянную скульптуру «Кенгуру» (1921, ГТГ). В этой работе применен особый прием: животное оборачивается и бросает взгляд назад, как бы проверяя, не угрожает ли ему опасность. Таким образом, скульптура приобретает действительно объемное звучание, у нее нет провальных зон, когда зритель может видеть только хвост или спину животного. «Кенгуру» — особая скульптура со множеством точек осмотра. Интересно, что послужило толчком к созданию подобной работы? Скульптор говорил, что порой материал сам диктовал изменения первоначального замысла. Возможно, эскиз не подразумевал подобного динамичного образа, и этот живой ракурс кенгуру продиктован пластическим изгибом дерева.

Ватагин оформлял множество детских книг (произведения Э. Сетона-Томпсона, Дж. Лондона, В.В. Бианки), став практически классиком книжной иллюстрации, но пожалуй, наибольшую известность ему принесла работа над книгой «Маугли» Джозефа Редьярда Киплинга, которая началась в 1922-м и продолжалась вплоть до 1950-х годов. Художник выполнил около 200 рисунков, к которым многократно возвращался.

В 1922 году вышла в свет книга с сотней иллюстраций. В издании 1934 года на разворотах размещено по три-четыре небольших рисунка, отражающих развитие сюжета. В книге, выпущенной в 1965 году, от подобной кинораскадровки отказались. Иллюстраций в ней меньше, но они более проработаны, выразительны, закончены. Рисунки выполнены тушью, карандашом, в технике автолитографии. Напряженное сочетание черного и белого цветов передает ощущение наполненной опасностями жизни дикой природы («Маугли научился прыгать с ветки на ветку»; «Стадо уже не могло остановиться»; «Хатхи шагнул вперед — и было видно, что он и есть хозяин джунглей»). Художник также уделил большое внимание особенностям индийской жизни. Можно насчитать 12 переизданий книги с иллюстрациями Ватагина, значит, его рисунки полюбились читателям, как и сказки Киплинга.

После поездки в 1926 году в Берлинский зоопарк Ватагин активно работал над изображениями обезьян, создал многочисленные рисунки и скульптуры. В рисунках у орангутангов, павианов, шимпанзе и горилл больше деталей, чем в скульптурных работах. Художник прорисовывает подробности их мимики (вытянутые губы, круглые выразительные глаза), а также особенности фигур (цепкие лапы, извивающиеся хвосты, гибкие тела). В скульптуре, в первую очередь деревянной, он вынужден работать массами («Голова оранга», 1927; «Группа обезьян», 1939; «Шимпанзе», 1930-е; «Печальная обезьяна», 1964; все — из собрания Третьяковской галереи). Именно сидящее животное, когда лапы и туловище образуют силуэт без просветов, выбирает в дереве Ватагин. А ведь обезьяны очень подвижны; динамичные образы им более свойственны, нежели задумчивосозерцательные. В связи с этим стоит обратить внимание на глиняную и гипсовую скульптуру из собрания Дарвиновского музея. В фонды естественнонаучного музея попали работы, выполненные именно из гипса. Порой можно услышать о пренебрежительном отношении к произведениям такого рода; считается, что деревянная скульптура более выразительна. Невозможно однозначно согласиться с таким мнением. Глиняная и гипсовая скульптура в силу особенностей материала имеет иные средства выразительности. Здесь художнику легче передать движение и детали. В гипсе выполнены «Шимпанзе стоя», «Орангутан старый на ходу» (оба — 1927), «Орангутан стоя» и весьма интересный «Орангутан молодой сидя» (оба - 1929).

В 1931 году Ватагин написал несколько картин с изображением райских птиц - обитателей влажных тропических лесов, невероятно разнообразных по форме и окраске оперения. Композиция картин динамична. Несколько самцов с раскрытыми клювами распушили свои персиковые и голубые хвосты и крылья, и не сразу разглядишь неприметную самочку, ради которой устроено это представление. Самцы исполняют брачные танцы и буквально висят на ветках вверх лапками, чтобы привлечь к себе внимание. В зависимости от задачи художник изменил манеру письма: в отличие от использования больших плоскостей при изображении крупных животных, райских птичек Ватагин пишет мелкими мазками, более четко прорабатывая детали.

Одна картина не может рассказать обо всех повадках зверей. В сериях мастер создавал эпические повествования о жизни животных. В 1932 году исполнен «медвежий» цикл, написанный маслом на фанере: медведь в поисках меда; медведь задрал лося; медведь в овсе; медведь на грушевом дереве; медведь, разоряющий муравейник; медведица с медвежатами за рыбной ловлей. Познакомиться с образом жизни дикого зверя при помощи живописных произведений гораздо безопаснее, чем в естественной среде обитания. Признаемся, что он имеет мало общего с жизнелюбивым мишкой из русских народных сказок.

В 1934 году художник работал над серией, посвященной семейству кошачьих. Художественное собрание Дарвиновского музея пополнилось картинами «Амурский тигр», «Тигр персидский», «Тигр суматрский». Необычный по окраске персидский тигр — светлого, близкого к песочному цвета, с тонкими коричневыми полосками — запечатлен притаившимся у воды среди камней и песка. На картине «Амурский тигр» изображены два зверя снежной зимой. Тигр на первом плане довольно массивен, ничто не ускользнет от внимательного взгляда его желтых глаз. На дальнем плане, возможно, его подруга (брачный сезон этих хищных кошек приходится на зимний период).

В трогательной семейной сцене «Диморфизм у леопардов» (1934) художник применил табличный прием, который использовал в оформлении «Зоогеографического атласа». На картине только одно животное — черная пантера — написано в спокойной позе, а леопард и четверо детенышей переданы в прыжке. Четыре котенка — четыре «прыгающих» ракурса. Безусловно, такие динамичные положения могут быть только в живописи; скульптура требует опоры, а значит, подобные «летящие» позы практически исключены. Пятнистый окрас животных повлиял на общий замысел картины: пятнами света и тени решена песчаная почва, пятнами светлой и темной зелени переданы листья деревьев. Мелкие пятна уравновешиваются крупными, и композиция приобретает цельность.

В 1937 году Ватагин создал скульптуру «Сивуч», а в 1938-м работал над живописной серией, посвященной морским обитателям. Он написал белуху, кита-касатку, кита-полосатика в темных водах северных морей, веселую стайку дельфинов в лазурных южных морских просторах, где вода светится отблесками солнца, дюгоня — водное млекопитающее, похожее на ламантина. Картины эти отличаются и по изображению животных, и по передаче водной стихии.

Ватагину было интересно решать большие пространственные задачи. В монументальном полотне «Слоны в индийских джунглях» (1941) переданы стихия джунглей и мощь огромных животных. Эту тему продолжают «Слон в саваннах», «Слоны на водопое».

С живописной точки зрения очень красива работа «Диморфизм у кречетов» (1934), на которой птицы с белым оперением выделяются на фоне темных собратьев. Пастели с кречетами художник выполнял еще в 1902—1906 годах. Иллюстрации с их изображением Ватагин готовил и для книги выдающегося отечественного зоолога ГП. Дементьева «Сокола-кречеты».

В 1946 году созданы картины «Леопард китайский», «Леопард персидский» и «Леопард индийский», а также живописный триптих «Пума канадская», «Пума в пампасах Патагонии», «Пума в джунглях», на котором запечатлено удивительное животное, обитающее и в жарких степях, и в снежных горах. По подготовительным рисункам из фондов музея видно, что Ватагин задумывал триптих цельно, сразу решал композиционно все три картины.

В 1960 году появились картины «Попугаи ара сине-желтые», «Попугаи ара красные», «Попугаи ара гиацинтовые». Своеобразный триптих написан на больших холстах, в нем не осталось и следа от жесткой графической манеры, в которой написана ранняя серия с экспериментальными попугаями. Это произведения зрелого мастера, подлинного живописца.

Живописная манера Ватагина сложилась довольно рано. Ее особенность — тонкое письмо, отчасти такая форма работы напоминает фреску. Если присмотреться, под слоями масляной живописи можно увидеть предварительный рисунок карандашом. Прозрачное письмо оставляет впечатление, что картины создавались легко, за короткий промежуток времени. Действительно, художник писал быстро, отчасти в силу того, что постоянно был обременен большим объемом работы, но, главным образом, благодаря тому, что был максимально собран и сосредоточен. Ему помогал скульптурный опыт держать образ в голове и выделять главное.

Мастер четко разделял задачи научной иллюстрации, художественной иллюстрации и живописного произведения. В первом случае он предельно ясно прорисовывал все особенности строения зверей и птиц, окружающий ландшафт, аккуратно прорабатывал всю поверхность листа. В художественной иллюстрации действовал иначе. В иллюстрациях к «Маугли» Ватагин выделяет главных героев, легко намечая остальных обитателей джунглей, природа здесь отходит на второй план. В станковых живописных полотнах манера письма снова меняется. Создавая художественный образ, Ватагин пишет крупными поверхностями, широкими мазками. Перед нами то дотошный педант, то лихой мастер кисти. Эти особенности рождались не спонтанно, а в результате четкого понимания того, что каждый вид изобразительного искусства имеет свои задачи, которым художник следовал неукоснительно.

Творчество Василия Алексеевича Ватагина пришлось на сложный исторический период (две войны, революция), но признаем, что его жизнь в искусстве сложилась удачно. Время революционного переустройства трагически отразилось на судьбах многих художников. Те из них, кто не смог реализовать себя в новых политических условиях, вынуждены были покинуть Родину. Избрав темой жизнь животных, Ватагин максимально удалился от конъюнктурных политических заказов. Возможно, работа в Дарвиновском музее поставила художника в разряд простого исполнителя идей А.Ф. Котса (основателя музея, ставшего на всю жизнь другом Ватагина), но в то же время она позволила ему работать масштабно, создавать монументальные скульптуры и картины. Ватагин трудился напряженно, сам рубил из дерева, создал сотни набросков, огромные полотна. В это трудно поверить, но его реалистическая живопись не сразу получила признание. В первую очередь общественность оценила его как скульптора. Хотя и скульптура, и живопись — равноценные грани таланта мастера. Порой кажется, что Ватагин нарисовал, написал, изваял всех животных, и не осталось тем для других авторов. Напротив, его искусство вдохновило многих молодых художников посвятить себя анималистике.

Надеемся, что выставки, открывшиеся в Третьяковской галерее и в Дарвиновском музее, помогут зрителям расширить представление о выдающемся художнике, познакомив с разными гранями его творчества.

В Зоологическом музее МГУ открылась выставка анималиста Василия Алексеевича Ватагина, штатного художника музея с 1931 года. Он внес немалый вклад в развитие российской зоологии и зоогеографии, его иллюстрации до сих пор имеют научную ценность. Отдельно можно упомянуть т.н. «этограммы», — где животное изображено на одном листе в разные моменты времени, в разных позах, — т.е. зарисовки для исследования поведения. Почти вся его жизнь связана с нынешним зданием Зоомузея, сначала как студента, потом как профессионала.

Посетителя Зоологического музея МГУ, что называется с самого порога, уже в фойе — таинственном, высоком, чуть темноватом — встречают огромные живописные панно, изображающие жизнь живой природы. Это тоже работы Василия Ватагина. Его называют основоположником российской анималистики, его труд отмечен многими титулами и наградами. Зоологическому музею МГУ Ватагин отдал три десятка лет своей работы. Сейчас в музее открыта уникальная выставка его работ «Связь длиною в жизнь».

Удивительная связь научных знаний о природе и их художественного переосмысления — это творчество Ватагина. Звери в его рисунках, живописных полотнах, скульптуре — абсолютные личности, не менее, а даже более яркие и осмысленные, чем люди. Если в сюжете Ватагинской картины мы видим человека — то это фон, а главными героями остаются животные и мир природы. И в то же время, ни один зоолог, ученый не найдет здесь недостоверности. Даже в самых сложных по художественному звучанию работах, которые знатоки искусства относят к символизму, к стилю модерн, к ориенталистике и увлечению древними культурами — Ватагин безупречно точен как ученый, знающий устройство живого существа.

Василий Алексеевич родился в 1884 году в большой семье, в которой кроме него было еще четверо братьев. Все братья Ватагины учились в Московском университете на разных факультетах. Василий выбрал физико-математический факультет — именно на нем преподавали тогда биологию. С 1902 г. этот факультет располагался в нынешнем здании Зоомузея, и для Ватагина эти стены были той самой Alma mater, связи с которой он не потерял до конца жизни.

В 1904 году, уже будучи студентом университета, он начал посещать классы рисования, организованные известным русским живописцем К.Ф. Юоном. А в Университете его, как сказали бы сейчас, «научным руководителем» стал знаменитый профессор Михаил Александрович Мензбир — зоолог, зоогеограф, основатель российской орнитологии. Рисовальные таланты студента Ватагина не укрылись от его внимательного глаза, и профессор поручил ему иллюстрирование своих научных трудов.

В 1908 году Василия Ватагина отправили в командировку за границу, для создания серии иллюстраций для Зоогеографического атласа. Ватагин рисовал животных с натуры в зоопарках и музеях Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Англии. По воспоминаниям самого Ватагина, Мензбир пресекал любые попытки своего ученика к уклонению от науки в искусство: «Что вы мне тут Художественный театр намазали!» Другой профессор — Константин Юон спрашивал молодого живописца: «А где же искусство?» Эти вопросы стали для Василия Ватагина главным творческим противоречием в жизни.

Василий Ватагин всегда говорил, что ему не хватало специального художественного образования. Жизнь все время возвращала его с горних высот чистого искусства, вновь и вновь — к работе в экспедициях, зоопарках, музеях. Но так или иначе — для каждого, кто видит сейчас эти работы очевидно, что искусство находило себе место на этих живописных листах, и можно смело утверждать, что каждый из них — художественное произведение.

В те времена, когда искусство и техника фотографии не достигло еще нынешних высот, когда не было ни фотошопа, ни иных компьютерных программ обработки изображений, биологический рисунок имел почти такую же ценность, как научная работа. В составе практически каждой серьезной экспедиции имелся штатный художник, который был обязан вести изобразительный дневник экспедиции, зарисовывать животных и растения, анатомические исследования и многое другое. Руками живописцев создавалась самая настоящая фундаментальная наука, дававшая пищу для последующих исследований современников, а иногда незаменимая и по сей день.

Степень точности, подробности и достоверности старых зоологических и сравнительно-анатомических атласов переоценить просто невозможно для любого исследователя. А для того, кто обладает художественным зрением, очевидно изящество, особая эстетика научного рисунка, дававшаяся не каждому живописцу или графику — а только ученому-художнику. Эти две стороны его труда были неразделимы. Ватагин был одним из таких исключительных творцов, которых во всем мире можно пересчитать по пальцам.

Анна Тихомирова, главный хранитель Зоологического музея МГУ:
«Ватагин был художником в двух ипостасях. С одной стороны — он был мастером научной иллюстрации, когда было необходимо быть максимально приближенным к оригиналу. До сих пор художественные иллюстрации, например, в определителях птиц, имеют гораздо большую ценность, чем фотографии — хотя бы потому, что крайне мало фотографий имеют такой ракурс, что можно видеть все необходимые определительные признаки.

Биологический рисунок всегда выделяет какие-то важные детали для конкретных целей, подстраивает изображение под них.
И вторая ипостась — это Ватагин-художник, который стремился реализовать какой-то свой художественный замысел, сделать то, что не делал никто до него. Эти два начала боролись в нем, как можно понять, читая его воспоминания. Оформление музеев, скорее, можно отнести к научной иллюстрации, в которой он себе что-то позволял. С одной стороны, у него была задача показать что-то, чего нет в экспозиции, дополнить и обогатить ее изобразительные ряды, показать животных в их естественной среде обитания — в пустыне, в море, во льдах. Фриз с динозаврами в зале сравнительной анатомии — один из лучших тому примеров.

Его наброски, которые он делал в зоопарках, где животное изображено на одном листе в разные моменты времени, в разных позах — это полноценные «этограммы», зарисовки поз для исследования поведения. Так что, если хорошенько покопаться в рисунках Ватагина — можно многое почерпнуть для современных научных работ. Ватагин видел действительность, видел свои объекты глазами зоолога, обладавшего знанием и пониманием устройства живого. То есть, как зоолог, он рисовал правильно, а как художник — еще и красиво!»

В 1921 г Василий Ватагин принял участие в морской арктической экспедиции Плавучего морского научного института на ледокольном пароходе «Малыгин». Экспедиция в Баренцево море и на Новую Землю длилась 47 дней. Ватагин был художником этой экспедиции и оставил множество рисунков морских и сухопутных обитателей Арктики, полярных пейзажей.

В первые десятилетия XX века Василий Ватагин творил для двух московских музеев, в первую очередь — Дарвиновского, где он, фактически, являлся соавтором создателя музея Александра Котса.

С 1931 года Ватагин — штатный художник Зоомузея МГУ. Этот музей уже сам по себе является огромной постоянно действующей выставкой его анималистической живописи. Живописные панно в фойе являются настоящей визитной карточкой музея. Уникальный живописный фриз на тему истории живого мира Земли украшает один из залов, посвященный сравнительной анатомии животных. Да и вообще, картины Ватагина — более сотни — можно встретить практически по всей постоянной экспозиции.

Зоомузей МГУ обладает самой большой коллекцией графики Василия Ватагина в музейном собрании. Эта коллекция до сих пор не опубликована. Эта выставка — один из первых шагов на пути к тому, чтобы познакомить публику с творчеством этого замечательного ученого-художника. На ней представлено около 100 графических работ В.А. Ватагина из фондов Зоологического музея МГУ, большинство из которых экспонируется впервые, а также скульптура, макеты к книжной иллюстрации, документы, личные вещи и фотографии В.А. Ватагина, сделанные в период его работы в музее, из фондов Зоологического музея МГУ и из личных архивов семьи В.А. Ватагина.

В популяризации творчества Василия Ватагина сегодня сотрудничают два музея, которые хранят большую часть его художественного наследия.

Анна Клюкина — директор Государственного Дарвиновского музея:
«Издать большой альбом творчества Ватагина было бы очень хорошо, и можно было бы объединить усилия двух наших музеев. В Дарвиновском музее мы уже издавали каталог графики Василия Ватагина. У нас немало даже сувенирной продукции с рисунками Ватагина. В общем, мы стараемся популяризировать творчество Ватагина».

До сих пор в МГУ на биологическом факультете студентам — даже тем, кто совершенно чужд всякому художеству — с самого первого курса приходится очень много рисовать. Нужно зарисовывать препараты животных и растений на практикумах, полевых практиках. Это путь первопроходцев классической науки, который воспитывает умение видеть, выделять и запоминать главное — навык, необходимый ученому любой эпохи, не только естествоиспытателям прошлого, но и современным, вооруженным всеми технологиями века. Никакая фототехника не заменит собственных глаз и зрительного запечатления строения живого существа.

Михаил Калякин, директор Зоологического музея МГУ:
«Человек, который приходит в Зоологический музей, он сам того не понимая, сразу берется в плен Ватагиным. Будучи биологом сначала, а только потом художником, он положил первый камень в здание нашей анималистики. Его рисунок — исключительно правильный биологический рисунок. И любой биолог произведения Ватагина воспринимает не просто как художественные работы — потому что с точки зрения ученого они безупречны. С любой точки зрения — как устроено животное, как оно двигается, как устроены его покровы, будь то мех или перья.

Ведь это очень сложно — изобразить птичье перо. Возьмите 5-10 художников, которые рисуют птиц, и сравните — у кого достигнута не только похожесть, но и достоверность, ощущение живого. Могу поручиться, что найдете немногих.

Кстати, параллельно с выставкой Ватагина у нас сейчас действует выставка другого замечательного художника-анималиста, нашего современника Вадима Алексеевича Горбатова. Их работы не похожи друг на друга — но это тот редкий случай, когда оба художника очень любимы зоологами-профессионалами. Оба они — художники-полевики, путешественники, участники многих экспедиций. Вадима Горбатова связывает давняя дружба со многими орнитологами, которых мы все считаем классиками».

Вадим Горбатов, художник-анималист:

Анималистика — это такой странный жанр среди изобразительного искусства. Для него важно иметь какое-то изначальную любовь и восхищение перед природой, перед живыми существами. Врожденный анималист — вечно удивляется и вечно рисует! Это проявляется с детства. А дальше, когда творчество становится уже зрелым, профессиональным, эти самые любовь и восхищение рождают интерес. Тогда художник начинает изучать свой объект, знакомиться с научной литературой, с исследователями. Контакты с профессиональными зоологами ему становятся необходимы. Отсюда возникают дружбы, причем многолетние, совместные путешествия, экспедиции. А есть и другой путь — как у Василия Ватагина, когда ученый, знаток природы, тоже влюбленный в нее с детства, становится художником, но идет он к этому через науку. Этот сплав в анималистах — он очевидный, но независимо от пути, рождается он от восхищения тем миром, который вокруг тебя».

Думаю, что безо всякой натяжки можно сказать, что среди зоологов у нас в стране нет таких, кто не знал бы имени Василия Ватагина. Его картины, висящие сегодня в учебных аудиториях биофака МГУ, вполне можно рассматривать как часть образовательного наследия, как напоминании о связи с поколениями отечественных естествоиспытателей, их видением мира, нашедшем отражение в их научных трудах. Совершенно неведомо как, на уровне неосознанном, Ватагин безошибочно отличается «своими» от многих и многих «чужих». В чем секрет? Вероятно, в том, что художника и настоящих ученых-биологов объединяет огромная любовь к природе, к ее обитателям и вера в ее мудрость и красоту.

Василий Алексеевич Ватагин (1883-1969) - известный российский художник-анималист, скульптор, ученый-зоолог, действительный член Академии художеств. Основатель Дарвиновского музея Александр Федорович Котс одним из первых обратил внимание на талант молодого художника. Практически с самого основания музея в 1907 году началось сотрудничество живописца и скульптора В.А. Ватагина и директора музея А. Ф. Котса. Ватагин по праву считается сооснователем Дарвиновского музея. За 40 лет работы в нем он создал более 400 живописных, а также около 100 скульптурных работ.
Родился Ватагин в Москве в 1883 году. С детских лет он увлекался рисованием, с 15 лет посещал студию художника-акварелиста Н. А. Мартынова. В 1902 году Василий поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Дополнительно учился в студии живописца К. Ф. Юона.
Окончив университет, художник совершил несколько поездок по зоологическим садам Западной Европы, побывал в Средней Азии, Индии, на Севере России, где выполнил большое число набросков животных и птиц, которые в дальнейшем стали незаменимыми помощниками в работе над различными произведениями - зоологической иллюстрации, станковой живописи, книжной иллюстрации, скульптуры.
Коллекция изобразительного искусства Дарвиновского музея начала формироваться ватагинскими рисунками обезьян. Художник запечатлел экспериментальных приматов, за которыми наблюдала Н. Н. Ладыгина-Котс. Разнообразие внешности и окраски обезьян, их ярко выраженный «психологизм» давали живой материал как для рисунка, так и для скульптуры. Уже в самой первой «обезьяньей» серии наметились главные особенности ватагинского дарования: фиксация неуловимых, мимолетных движений, понимание животной мимики. В фондах Дарвиновского музея палитра обезьяньих эмоций представлена более чем полно зарисовками с натуры. Тема хищников проиллюстрирована в нескольких сериях картин Ватагина. Метод серийного показа позволяет проследить ряд сцен из жизни того или иного вида в различных местах его обитания. Одна из таких серий, рассказывающая о буром медведе, представлена картинами, выполненными в 1932 году. Об этой серии А.Ф. Котс писал: «Шесть картин! Медведь - властитель северной тайги, сваливший лося; медведь в овсе и он же разгребает муравейник; тот же “мишка” у дупла за добыванием меда; он же на Камчатке за рыбалкой; он же на Кавказе на плодовом дереве. Один и тот же зверь, но в разных ситуациях, в различных позах, за различным “делом”». Автор прекрасно знал модель, поэтому в каждом из сюжетов представил медведя крупным планом. Возможно, он сделал это в знак большого уважения к животному, издревле почитаемому на Руси. При этом художник соединил в портретах данного персонажа документальные подробности с художественным видением.
Особенно удавались Ватагину изображения диких кошек. На своих полотнах он запечатлел пластичность гордых тигров, царственность львов, гибкость стройных леопардов, изящество и скрытность пум. Художник создал ряд серий, каждая из которых представляет собой живописное повествование о разнообразии этих грациозных хищников. Он тщательно выписал их впечатляющую окраску с четко очерченными пятнами, кольцами и полосами. Будучи зоологом, Ватагин всегда был исключительно точен, но при этом заботился еще и о том, чтобы звериный облик органично вписывался в окружающую обстановку. Об этом художник писал: «Удачно найденное композиционное и красочное отношение животного к ландшафту - одно из условий анималистической живописи. При нарушении этих отношений в ту или иную сторону картина может быть “пейзажем с фигурой” или приблизиться к зоологической иллюстрации». В.А. Ватагин прекрасно справлялся с задачей изображения животного в природе, его звери живут в картинах - выращивают потомство, охотятся, отдыхают. Художник посвятил им всю жизнь.

1. В. А. Ватагин. Голова мартышки. 1913.
Бумага, акварель. 20x18. Дарвиновский музей.

2. В. А. Ватагин. Мартышка Диана. 1913.
Бумага, акварель. 44,5x33,3. Дарвиновский музей.

3. В. А. Ватагин. Детство бегемота. 1920.
Ватман, масло. 96x69. Дарвиновский музей.

4. В. А. Ватагин. Крокодилова зубочистка. 1920.
Акварель, ватман. 85x58. Дарвиновский музей.

5. В. А. Ватагин. Школа турят. 1920.
Ватман, масло. 71x98. Дарвиновский музей.

6. В. А. Ватагин. Буйвол и цапли. 1920.
Ватман, масло. 84x58. Дарвиновский музей.

7. В. А. Ватагин. Медведь в поисках меда. 1932.
Фанера, масло. 162x109. Дарвиновский музей.

8. В. А. Ватагин. Медведь за рыбной ловлей. 1932.
Фанера, масло. 133x162. Дарвиновский музей.




Top