Ватикан пинакотека картины подлинники. Музеи ватикана привезли в третьяковскую галерею шедевры своей коллекции

– памятник мировой культуры. То, что начиналось с небольшой коллекции скульптур, со временем переросло в крупнейший музейный комплекс с одной из прекраснейших художественных коллекций на планете. Внутреннее убранство дворцов, где хранятся произведения искусства, также невероятно. собирают ежегодно до шести миллионов посетителей, находясь в , в пределах государства Ватикан. Это одно из тех мест, которые нужно посетить хотя бы раз в жизни.

Основали два папы 18 веке Климент XVI (1769-1774) и Пий VI (1775-1799), которые впервые открыли публике коллекции произведений искусства в целях культурного просвещения народа. Первый музейный комплекс, таким образом, носит имя своих покровителей – Музей Пия-Климента (Museo Pio-Clementino). Происхождение самих коллекций берет начало гораздо глубже в истории.

Все началось в 1480 г с обнаружения в Анцио (Anzio) римской статуи II в. до н.э. «Аполлона Бельведере» (L’Apollo del Belvedere) греческого скульптора Леокария. Она до сих пор является одной из самых замечательных. В 1503 Юлий II установил статую в Восьмиугольном дворе (Cortile Ottagono), или Дворе Статуй (Cortile delle Statue), положив начало папской коллекции античных классических статуй.

Здесь Папа Юлий II Ровере (1503-1515) собрал внушительную коллекцию античных скульптур, что символизировало переход Рима от Цезарей к Папам. Во второй половине 18 в., когда папы Климент XVI и Пий VI решили сделать из этой коллекции музей, Двор стал центром нового проекта. Несмотря на некоторые изменения, многие скульптуры, в том числе и Аполлон и знаменитый Лаоокон (Laocoonte) находились здесь до середины 16 в. В последующие столетия другие папы добавляли в коллекцию свои ценные произведения искусства.

На сегодняшний день музеи Ватикана состоятся из тридцати, и они образуют внушительный архитектурный комплекс, занимающий два дворца.

Сикстинская Капелла

К самой Сикстинской Капелле мы еще вернемся в отдельной статье. Скажем лишь, что это одно из самых известных культурных сокровищ Ватикана и мира, которое входит в общий музейный комплекс. Поэтому и посетить ее можно по единому билету. Известно, что построена она была в 1475-1481 , во время правления папы Сикста IV , откуда и получила свое название. Считаем уместным привести цитату Иоганна Вольфганга фон Гете из «Путешествия по Италии». «Не видя Сикстинскую Капеллу, нельзя понять, на что способен человек».

В 1508 папа Юлий II пригласил Микеланджело расписать ее потолок. Микеланджело, считавший себя скорее архитектором и скульптором, а не художником, взялся за работу неохотно, но решил изобразить под потолком девять сцен из Ветхого Завета, самая известная из которых – «Сотворение Адама» (Creazione di Adamo), где бог спускается с небес, чтобы вдохнуть жизнь в Адама. Стены Капеллы полностью покрыты фресками. Самая знаменитая – «Страшный суд» (Giudizio Universale) на стене с алтарем, также работы Микеланджело. В целом, весь музейный комплекс интересен и стоит того, чтобы его посетить, ведь все его залы и коридоры богато украшены мрамором, фресками и исключительными шедеврами, равных которым нет в мире.

Музеи Ватикана и их коллекции

Лучше не пытаться осмотреть все за один раз (музеи Ватикана – это маршрут более 4,5 км!), а сосредоточиться на конкретных вещах, которые вы хотите посмотреть. В противном случае появляется риск пропустить нечто важное. Убедитесь также, что у вас останется свободное время и силы на осмотр Сикстинской Капеллы и Залов Рафаэля (Stanze di Raffaello), расположенных в конце маршрута. Для наилучшей организации потока туристов музеи Ватикана предлагают 4 экскурсионные программы. Они различаются по содержанию и по времени (от 1,5 до 5 часов), будьте внимательны, не переутомитесь. Все маршруты заканчиваются в Сикстинской Капелле.

: четыре музея с обширной коллекцией греческого и римского античного искусства – Одно из самых впечатляющих мест. Среди самых известных скульптур – статуи Лаокоона, Аполлона и Афродиты в Музее Пия-Климента, который является ядром всего музейного комплекса. Большинство его статуй были найдены в Риме или его окрестностях. Хочется особо выделить Апоксиомена (Apoxyomenos) – мраморную копию 1 в. известной бронзовой статуи Лизиппа. Она была найдена в 1849 в Трастевере и сразу же приобрела всемирную славу. Она изображает атлета, очищающего грязь с тела скребком. Фиговый листок добавили позже, так как в античности цензуры в искусстве не было.

Шедевры музеев Ватикана

Содержат множество шедевров, среди которых – Аполлон Бельведере, еще одна римская копия с работы греческого скульптора Леохара. Статуя бога Аполлона с вытянутой рукой описывается в истории искусства как образец идеальной эстетической красоты. Еще одна известная статуя – Лаокоон , открытый в 1506 на Оппие на крупных раскопках при участии Микеланджело и Джулиано Сангалло. Последний был приглашен папой для оценки находок, которые по описанию походили на те, о которых писал Плиний.

Группа Лаокоона

Группа Лаокоона была выполнена в 30 г до н.э. тремя скульпторами Роди (Rodi), вероятно, скопировавшими оригинал 2 в. до н.э. Изображает легендарную сцену из Энеиды: троянский священник Лаокоон и двое его сыновей борются с двумя морскими змеями. Эпизод олицетворяет месть Афины за то, что священнослужитель Аполлона Лаокоон пытался внутри коня попасть в Трою и предупредить жителей. В истории искусства открытие Лаокоона стало переломным моментом, повлиявшим на целые поколения мастеров. среди них Микеланджело, Тициан, Эль Греко, Андрэа Сарто . В частности, Микеланджело был потрясен детальным изображением мужского тела. Многие его последующие работы, например, Святой Маттео (San Matteo), Раб Непокорный (Schiavo ribelle) и Раб Умирающий (Schiavo morente) – плоды вдохновения Лаокооном. Король Франции в 1540 г заказал сделать бронзовую копию Лаокоона для королевского дворца.

Также можно сказать, что именно с этой композиции зародилась художественная критика. С анализа Готтольда Эфраима Лессинга в 1766, где он утверждает, что нельзя сравнивать визуальное искусство и поэзию в их современных смыслах. Статую во время завоевания Италии в 1799 вывез Наполеон, и какое-то время она находилась в Лувре. После падения Наполеона в 1815 под руководством Антонио Канова (который не раз изображал французского императора в своих произведениях) она вернулась в Ватикан и была реставрирована. Лишь в 1906 правая рука Лаокоона, потерянная в 60-х, была восстановлена.

Во время прогулки по Музею Пия-Климента поражает красота Зала Муз (Sala delle Muse), украшенного фресками, изображающими Аполлона и муз, созданными в конце 18 в. Томмазо Конка . Зал, открытый для посещения в 1784, был задуман для размещения серии скульптур, найденных на так называемой вилле Кассия (villa di Cassio) у Тиволи (Tivoli). Несколько скульптур муз, их Предводитель Аполлон, Афина, Гермес и просто фигуры людей.

В так называемом Дворе Бельведере (Cortile di Belvedere) находится еще одна знаменитая скульптура, Торс Бельведере (Torso del Belvedere), найденная на Поле Цветов (Campo dei Fiori) и принадлежащая Аполлонию (сыну Нестора), греческому скульптору 1 в. до н.э. К сожалению, ноги и руки не сохранились, однако торс считается образцом мужской анатомии. Почему даже сегодня эта статуя так важна для истории искусства? Она вдохновила Микеланджело на обнаженные образы для потолка Сикстинской Капеллы.

Круглый Зал

Рядом расположен Круглый Зал (Sala Rotonda), повторяющий форму Парфенона. Его пол пестрит римской мозаикой начала 3 в. н.э. с изображениями морских монстров и героев мифов. Его нашли в Отриколи (Otricoli), небольшом городке в Умбрии (Umbria). Оттуда же привезли копию бюста Нептуна работы греческого скульптора Бриассида 4 в. до н.э. В центре зала – гигантский порфировый бассейн Нерона. В нишах по периметру установлены статуи. Самая впечатляющая из них – бронзовая статуя Геркулеса 2 в. н.э.

К другим интересным залам Музея Пия-Климента относится Галерея Статуй (Galleria delle Statue) с чарующей скульптурой Спящей Арианны (Arianna Addormentata), ставшей источником вдохновения для многих неоклассицистов. Ее купил папа Юлий II в 1512 для Двора Статуй в Бельведере, где она заняла место рядом с фонтаном. Из-за украшения в виде змеи на руке многие полагали, что это Клеопатра, которая покончила жизнь самоубийством, дав себя укусить гадюке. Однако в 700 г в ней распознали Арианну, принцессу Крита и дочь царя Миноса, которая, после того как помогла Тесею в Лабиринте Минотавра, была оставлена героем спящей на острове Нассо; там она проснулась, когда явился Дионис и взял ее в жены.

Весьма интересен также Зал Животных (Sala degli Animali) с прекрасной коллекцией скульптур и мозаик с животными, Кабинет Масок (Gabinetto delle Maschere) с изображениями масок на стенах и полу из виллы Адриана (Villa Adriana) в Тиволи. Зал Греческого Креста (Sala a Croce Greca) вмещает саркофаги Елены (матери императора Константина) и ее внучки Константины.

Музей Кьярамонти

Музей Кьярамонти назван в честь своего основателя Пия VII, который родился в Чезене и носил имя Луиджи Барнаба Кьярамонти. Музей, оформленный и украшенный Антонио Канова, занимает часть галереи длиной 300 м, спроектированной Браманте в 1507 г по заказу Юлия II для объединения Папского Дворца с дворцом Бельведере.

В Музее Кьярамонти впечатляющее количество статуй, среди которых много бюстов, которые римляне делали как портреты своих предков. Остальная галерея занята собранием надгробных надписей (Galleria Lapidaria), насчитывающих более 4000. К сожалению, для публики она закрыта, а чтобы туда попасть, нужен специальный пропуск. В галерее есть Новый коридор (Braccio Nuovo) с красивым полом, выложенным римской мозаикой. имеют и некоторые римские статуи, в том числе мраморную статую Августа из Прима Порта (Augusto di Prima Porta), изображающую императора Августа, высотой 2,04 м, найденную в доме Ливии Друзиллы, жены Августа, на вилле Ливия (Villa Livia) в Прима Порта (Prima Porta) в окрестностях Рима, отсюда и название.

Еще одной характерной скульптурой Музеев Ватикана является персонифицированный аллегорический Нил. Бог величественной реки изображен лежащим на боку, опершимся на сфинкса мудрым бородатым мужчиной. У его ног лежит крокодил, а в руках бога – корзина с зерном – символ плодородия земли в долине Нила, результат периодических разливов реки. 16 детей, играющих на нем, символизируют 16 локтей – идеальную высоту подъема уровня воды, которая может обеспечить хороший урожай. Также маленькие ангелы олицетворяют детей Нила, египтян, великую цивилизацию, представленную в композиции еще и сфинксом, которая зародилась только благодаря существованию этой реки. Очеловечивание рек александрийскими скульпторами впоследствие переняли и римляне.

Светский григорианский музей

Светский григорианский музей (Museo Gregoriano Profano) также располагает ценнейшей коллекцией римских и греческих статуй. Он был основан в 1844 г Григорием XVI , сейчас содержит скульптуры, саркофаги, рельефы и памятники, большая часть которых восходит к периоду Римской империи (1-2 в. до н.э.). Самая главная достопримечательность музея – возможно, скульптуры Афины и Марса , копия бронзовых оригиналов 5 в. до н.э. работы греческого скульптора Мирона . Достойны внимания также мозаики в Термах Каракаллы (Terme di Caracalla) и фрагменты Парфенона.

Григорианский музей этрусков

Григорианский музей этрусков (Museo Gregoriano Etrusco) также построен благодаря Папе Григорию XVI в 1837 . Это один из важнейших музеев в своем роде, несмотря на то, что в самом Риме есть Национальный музей этрусков (Museo Nazionale Etrusco) на вилле Боргезе, основанный сразу после объединения Италии. хранят исключительную коллекцию ваз, раскрывающих греческое влияние в декоративном искусстве этрусков, а также греческих ваз, найденных в этрусских некрополях, и италиотских ваз (сделанных в эллинских городах на юге Италии), позволяющих проследить историю этого древнего народа.

Примечательный экземпляр – амфора с изображениями Ахиллеса и Аякса, играющих в кости. Также интересны объекты, найденные в гробнице Реголини-Галасси в Черветери (Cerveteri), среди которых деревянный трон и карета 7 в. до н.э. Самая примечательная статуя – бронзовый Марс из Тоди (Marte di Todi) 5 в. до н.э. Экспонаты этого музея – вещи с раскопок на территории проживания этрусков, сегодняшнего северного Лацио (Lazio), в основном древние и обладающие исключительной важностью. Сам музей – уже произведение искусства, ведь он находится внутри Дворца Иннокентия VIII (Palazzetto di Innocenzo VIII), соединенного со строением времен Пия IV, где можно полюбоваться богатыми украшениями, среди которых – фрески Федерико Бароччи (1563), Санти Ди Тито и Помаранче (1564).

Григорианский музей Египта

Посвященные Египту были созданы благодаря интересу Григория XVI к Египту и египтологии. В девяти залах вы можете полюбоваться на коллекцию стел и иероглифов 2500 г до н.э., римские копии египетских статуй 2 в. н.э., а также мумии и саркофаги, датируемые 1000 г до н.э., найденные в некрополе Дейр Эль-Бари (Deir el-Bahri) в Тeбе (Tebe). Интересны также статуи египетских божеств. Интерес Григория XVI и некоторых других пап к Египту связан с ролью этой страны в Священном Писании. Девять залов расположены полукругом и выходят на террасу «Семени шишки» (“Nicchione della Pigna”), в которой размещены скульптуры. Два последних зала посвящены экспонатам из Месопотамии и сегодняшней Палестины.

Картинная галерея Ватикана

Картинная галерея Ватикана (Pinacoteca Vaticana) – относительно новый музей, был торжественно открыт в 1932 г Пием XI . В 16 залах висят картины с 12 по 19 в. Большая их часть – творения итальянских мастеров, но представлены и некоторые зарубежные художники. В частности, целая комната посвящена австрийскому художнику Петеру Менцелю . Одна из его наиболее выдающихся работ – «Стефанийский Триптих» (Trittico Stefaneschi).

Есть также зал, посвященный Рафаэлю, в котором находятся и гобелены фламандца Питера ван Альста, выполненные им в лавке в Брюсселе по наброскам Рафаэля и его учеников. Эти наброски хранятся сейчас в Музее Виктории и Альберта (Victoria&Albert Museum) в Лондоне. Среди замечательных работ самого Рафаэля – «Увенчание Девы Марии» (L’Incoronazione della Vergine), которую он написал уже в возрасте 19 лет. Представляют интерес «Сан Джироламо» (San Girolamo) Да Винчи (1480), «Мадонна Фрари» (Madonna dei Frari) Тициана (1535), «Отдых во время бегства в Египет» (Riposo durante la fuga in Egitto) Федерико Бароччи (1573) и «Снятие с креста» (Deposizione) Караваджо (1603).

Музей современного религиозного искусства

Коллекция современного религиозного искусства размещена в 55 комнатах. Она была основана в 1973 по желанию Папы Павла VI и является самым крупным музеем в своем роде. Здесь представлены работы самых известных художников в мире: Гуттузо, Дали, Кандинский, Кокошка, Корбузье, Мунх, Пикассо, Родин и Ван Гог. с религиозным искусством подтверждают способность современного искусства передать религиозные чувства. Коллекция собрана, преимущественно, из пожертвований. Музей расположен в Апартаментах Борджия (Appartamento Borgia), на первом этаже Папского Дворца, нескольких подземных помещениях и нескольких – на верхних этажах Сикстинской Капеллы, где изначально находились церемониальные магистры (Magistri Caeremoniarum), ответственные за церемонии и отчасти – за документацию.

Христианский Музей Пия

Христианский Музей Пия (Museo Pio Cristiano) содержит коллекцию скульптур, саркофагов и мозаик раннехристианской эпохи. Музей был основан Пием IX в 1854 , через два года после утверждения религиозной археологической комиссии, основной задачей которой стало проведение и охрана раскопок; первыми в музей должны были попасть те находки, сохранность которых на месте обеспечить было невозможно. Самая большая ценность музея – статуя Доброго Пастуха (Statua del Buon Pastore), созданная в 3 в. н.э. Пастух изображен с ягненком на плечах, одетый в тунику без рукавов и сумкой через плечо. Статуя олицетворяет Христа и Жертву, принесенную им ради спасения людей – намек довольно явный, он отсылает на Святое Писание от Луки, где объясняется причина поступка пастуха. Такие обычно жертвуют лучшее из того, что имеют, на милость богу.

Миссионерский этнологический музей

Миссионерский этнологический музей (Museo Missionario Etnologico), основанный Пием XI в 1926 г, содержит экспонаты на религиозную тематику с четырех частей света: Азии, Океании, Африки и Америки. Более 100000 объектов были переданы в коллекцию миссионерами. Изначально Музей располагался в Латеранском дворце (Palazzo del Laterano), но в 1973 переехал. Среди самых интересных предметов – мексиканская статуя бога Кветцалкоатля, маска из Сьерра Леоне и деревянная скульптура божества Туматауенга из французской Полинезии.

Апостольская библиотека Ватикана

Библиотека Ватикана основана в 1450 г папой Николаем V , и тогда насчитывалось всего 340 книг. Сегодня это одна из самых влиятельных и уважаемых библиотек в мире, а в ее хранилищах – более полумиллиона книг и 60000 манускриптов. Образы особо ценных экземпляров можно увидеть в Сикстинском Салоне – великолепном зале длиной 80 м и шириной 15 м, построенном в 1588 г Доменико Фонтана , богато украшенном, с расписанными стенами и цветными светильниками.

В библиотеке расположены также и некоторые музеи Ватикана , например, Светский и Сакральный. В последнем хранятся древние христианские реликвии, найденные в римских катакомбах: чаши и другие предметы, зачастую выполненные из дорогостоящих материалов, к примеру, слоновой кости или средневековой глазури. Недавно появилась информация, что японская фирма Ntt Data решила оцифровать около 82 тысяч текстов, среди которых Урбинская Библия, Божественная комедия с иллюстрациями Боттичелли, Илиада на греческом языке с латинским переводом 15 в.

Исторический музей Ватикана

Исторический музеи Ватикана (Museo Storico Vaticano) дает представление о необычной и иногда мятежной истории Ватикана. Был основан в 1973 папой Павлом VI и первоначально размещался рядом с Картинной галереей Ватикана, однако в 1991 г был перенесен в Латеранский дворец у заднего входа базилики Святого Джованни (basilica di San Giovanni) в Латерано (Laterano). содержат коллекцию оружия и обмундирования вооруженных войск Папы, а также портреты Пап и так называемые папа-мобили – кареты и автомобили, на которых ездили Папы. Существуют планы вновь перенести музей в Ватикан. Сейчас посетить его можно только заранее заказав групповую экскурсию.

Музейный комплекс Ватикана

После посещения музеев самое время уделить внимание самому музейному комплексу, возведенному между XII и XIX в. и служившему тогда основной резиденцией пап. Некоторые залы, среди них и Сикстинская Капелла, и сейчас иногда используются понтификами. Однако сегодня Папа – фигура скорее духовная, в отличие от времени до объединения Италии, когда он выступал еще и как глава светского королевства, а комплекс в Ватикане отражал важность его персоны. Папы приглашали лучших архитекторов и художников для украшения своих дворцов, поэтому сегодня определенно стоит взглянуть на результат.

Дворы и галереи Музейного комплекса Ватикана

Музейный комплекс состоит из двух дворцов: Бельведере , построенный в конце 15 в., на севере и Апостольский , прилегающий к базилике Святого Петра (Basilica di Pietro) и являющийся основной папской резиденцией с момента переноса ее из Авиньона в 1377, на юге. Настоящий дворец был построен в середине 15 в., сменив предыдущий 5 в. В самом начале 16 в. Браманте соединил дворцы двумя длинными крыльями, образующими обширный двор – Двор Бельведере. В 1585-1590 еще одно крыло – библиотеки – разделило двор надвое. Нижний двор еще носит название Двор Бельведере , а верхний известен как Двор Шишки (Cortile della Pigna).

Постройка нового крыла в 1820 образовала еще один небольшой двор в центре – библиотечный. Он, как и Двор Бельведере, закрыт для посетителей, однако все приезжие с удовольствием приходят полюбоваться на прекраснейший Двор Шишки. Шишка – это хитрая античная фонтанная система, обнаруженная недалеко от Парфенона у терм Агриппы, которая, предположительно, принадлежала храму богини Исиды. Вода текла по ступеням, а по бокам были установлены два бронзовых павлина. Оригинал этого фонтана сейчас в новом крыле. Посередине двора стоит новая бронзовая статуя под названием «круг, заключенный в сферу» работы Арнальдо Помодоро 1990 г.

Галереи Музеев Ватикана

Два крыла, соединяющие Апостольский дворец и Дворец Бельведере, в длину около 300 м каждое. В восточном располагается уже упомянутый Музей Кьярамонти и Лапидарий , к сожалению, закрытый для публики. Западное крыло занимают три галереи. Одна – Галерея Канделябров (Galleria dei Candelabri) – около 80 м длиной, с греческими и римскими скульптурами. Вторая – Галерея Гобеленов (Galleria degli Arazzi) с гобеленами 17 в.

И последняя – и самая длинная, 175 м – Галерея Географических карт (Galleria delle Carte Geografiche). Стены этой галереи покрыты большими рисунками карт, созданными Антонио Данти в 1580-1583 благодаря необходимой информации, полученной от его брата Эгнацио Данти, доминиканского священника, затем епископа, а также географа, математика и архитектора. На картах отображены города Италии, острова Средиземного моря и папские территории. А фрески на потолке рассказывают о событиях, происходивших в этих местах.

Залы Апостольского дворца

Папы эпохи Возрождения приглашали лучших художников для росписи своих роскошных резиценций. Многие залы, в том числе Апартаменты Борджия и залы Рафаэля , открыты для публики и вкючены в экскурсионные программы по Музеям Ватикана.

Апартаменты Борджия

Апартаменты Борджия состоят из нескольких покоев, бывших личными покоями Александра VI, Родриго Де Борджия. Папа всячески поддерживал искусство, и пригласил Пинтуриккьо украсить комнаты фресками. С 1492 по 1495 Пинтуриккьо с учениками расписывал покои Борджия. Фрески изображают религиозные (мучения святых и чудеса веры) и средневековые сюжеты (Тривиум и Квадриум таких наук, как грамматика, риторика, диалектика и т.п.).

Капелла Николая V

Посетители зачастую напрасно пропускают Капеллу Николая V, искусно украшенную фресками Фра’Анджелико в 1447-1449 гг, изображающими эпизоды из жизни святых Стефано и Лоренцо.

Залы Рафаэля

Залы Рафаэля (Stanze di Raffaello) выбрал в качестве личных покоев Юлий II, не желавший жить в тех же апартаментах, что и его предшественник (кстати, эти комнаты расположены прямо над апартаментами Борджия). Увидев работы 25-летнего художника и архитектора Рафаэля Санти, папа решил поручить роспись своих покоев ему. С 1508 Рафаэль работал над украшением этих комнат, забыв о других проектах, в том числе Базилике Святого Петра, над которой он трудился после смерти Браманте. Рафаэль умер в 1520, когда ему было всего 37, так и не завершив роспись папских апартаментов: доделывали работу по его рисункам его ученики. Данные фрески считаются абсолютными шедеврами искусства эпохи Возрождения.

Первая комната, оформленная Рафаэлем, носит название Зал Константина (Sala di Costantino), законченный уже учениками мастера, Джулио Романо и Франческо Пенни. Изображает сцены из жизни римского императора Константина, который впервые сделал христианство официальной религией. Фреска «Битва на мосту Мильвио» рассказывает о сражении между Константином и Мессенцио, когда, не имея численного перевеса, войско императора Константина оттеснило войско Мессенцио и потопило его в реке.

Следующая комната – Комната Элиодоро (Stanza di Eliodoro), с фресками на библейскую тематику и самой приметной – «Изгнание Элиодоро». На ней изображен папа Юлий II, сам Рафаэль и его ученик Джулио Романо. Когда Рафаэль написал «Встречу Льва Великого с Аттилой», Юлий II уже умер, а его преемник, Лев X был изображен на фреске дважды: сначала самим Рафаэлем – как кардинал, а затем ассистентом – как Лев I.

Комната Подписания

Комната Подписания (Stanza della Segnatura) названа в честь наивысшего трибунала Святого престола, и это единственная комната, полностью расписанная художником лично. Потолок являет самую знаменитую фреску Залов Рафаэля – «Школу Афины». Этот абсолютный шедевр искусно, с точным знанием о перспективе, вписан в глубокий неф. На картине вы найдете таких известных персонажей как Платон и Аристотель, слившихся в процессе философского диспута, Эвклида, Сократа, Пифагора и Архимеда. Также Рафаэль изобразил некоторых своих современников: не считая себя, своего друга Браманте, папу Юлия II, Леонардо Да Винчи и своего соперника Микеланджело, работавшего в это время над Сикстинской Капеллой.

Последняя из четырех комнат – Комната Пожара Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo), по названию одной из фресок, расписывалась с 1514 по 1517, во время правления Льва X. Именно он выбрал основной темой комнаты жизни своих тезок, Льва III и Льва IV. Самая главная фреска «Пожар Борго» изображает, как Лев IV тушит пожар, сотворив крестное знамение. Это событие имело место в 847 г, когда страшный пожар уничтожил квартал напротив античной базилики Святого Петра, которую сегодня называют Борго. Лев IV произнес благословение, стоя на Ложе, и чудесным образом погасил огонь, сохранив при этом жизнь людям. Фреска также проводит параллель с античной сценой, изображая Энея, несущего на плечах своего отца Анхиса из объятой пламенем Трои.

Ложа Рафаэля

Зал Константина соединен с Ложей Рафаэля (Loggia di Raffaello), еще одним шедевром великого мастера. К сожалению, сюда можно попасть, только имея особое разрешение. Ложа украшена 12 фресками на библейскую тему и тянется вдоль всего восточного крыла на 65 м (ее ширина – около 4 м).

Винтовая лестница

Прежде чем выйти из музейного комплекса, не упустите возможность полюбоваться самой знаменитой лестницей в мире. Она была построена в 1932 Джузеппе Момо как двойная спираль, одна сторона которой вела вверх, а другая – вниз. Прекрасное бронзовое произведение искусства, украшенное папскими гербами.


Warning : getimagesize(userfiles/gallery/f8/b_f85d80ec71a2c4b3dba8687b314a3e6c.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /var/sites/сайт/htdocs/application2012/views/scripts/publication/show-publication.phtml on line 126
Музеи Ватикана, Photo © Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Шедевры Рафаэля, Караваджо и других великих итальянцев на три месяца переехали в Москву


Третьяковская галерея открыла главную выставку года - «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Первая заповедь посетителям: подойти к папским сокровищам без удостоверения личности не позволят.

Золотой дождь пролился на наши головы. Правда, собирать драгоценные крупицы золота лишь на сетчатку глаза - или, если повезет, в объектив фотокамеры. Ведь драгоценности - это картины, присланные из Ватикана. Первая в истории московская гастроль сокровищ папской Пинакотеки открывается в Третьяковке уже сегодня. Однако готовиться к посещению надо всерьез и задолго. Электронные билеты раскуплены до конца декабря, а в кассу поступают лишь 30 билетов на сеанс. Такие сеансы рассчитаны всего на полчаса, правда, обещано, что в залах сможем оставаться и дольше. В самом деле, 30 минут на 42 картины - маловато: пусть даже не все они абсолютные шедевры, внимания заслуживает каждая.

Для генерального директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой выставка - один из главных проектов года. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Мы давно привыкли, что очередь чаще стоит в ГМИИ им. Пушкина к зарубежным звездам вроде Клода Моне и Сальвадора Дали либо к шедеврам особенно знаменитых западных музеев. Традиция эта идет еще от прощания с Дрезденской галереей и триумфа проекта «Москва-Париж». Третьяковка, как музей национального искусства, вроде бы должна показывать свое, родное. Ан нет, в этих рамках ей давно тесно. Можно вспомнить роскошную подборку шедевров из цикла «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею» к 150-летию ГТГ, выставку Уистлера или проект «Во Христе / In Christo» - опыт межмузейного обмена России и Италии. Тогда в Москве демонстрировались произведения Джотто и его круга, а в Баптистерии во Флоренции - иконы Рублева и Дионисия. Можно еще дальше углубиться в историю, но именно московско-флорентийский обмен «художественными и духовными шедеврами», как позиционировали их оба музея, интереснее всего в нынешнем контексте. Правда, в 2011 году серьезного паломничества к Джотто не наблюдалось, хотя гений Проторенессанса - одна из важнейших фигур всего искусства Европы. Но с тех пор в России многое изменилось: религиозное и традиционное искусство стало вызывать больше интереса, приближаясь к поклонению святым мощам и прочим чудесам. Напротив, к творчеству современному охладели не только массы, но и государство. Теперь у живописи, тесно связанной с историей христианства, пусть и в западном изводе, гораздо выше шансы на успех. Особенно если это выставка из музеев Ватикана, а они входят в десятку главных арт-сокровищниц мира. Несмотря на то, что Пинакотека (т.е. коллекция живописи) сравнительно невелика, всего около 500 картин, она занимает ключевое место среди старейших музеев-грандов. В Москву же привезли почти десятую часть этого поистине великого собрания! А это пять веков истории живописи Италии и параллельно - рассказ о том, как складывалась папская коллекция. Вбирая в себя эволюцию искусства христианского мира, она сочетала его с шедеврами предыдущих эпох, помещая их вместе в сердце Рима - Вечного города. В итоге «Roma Aeterna» осмысливался не только как цитадель Святого Престола, но и как мост между цивилизациями, стоящий в безграничном круге истории.

Российский куратор выставки Аркадий Ипполитов рассказывает о самом крупном экспонате - «Положении во гроб» Караваджо. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Однако Третьяковка попала в заложники ею же самой недавно введенной моды на выставки-блокбастеры. Конечно, очереди бывали там и раньше - то к Васнецову, то к Левитану. Однако такого ажиотажа, какой возник год назад вокруг выставки Серова, явно не ожидали сами организаторы, несмотря на мощную пиар-кампанию. Приобщиться к его творчеству вопреки морозам пришли полмиллиона человек. Впрочем, рекорд побил Айвазовский, обошедший Серова на сто тысяч билетов. Прорваться к его маринам стало своего рода спортивным достижением. Зрители специально приезжали из других городов и гордо отчитывались в соцсетях. Ничуть не сомневаюсь, что такие подвиги возможны лишь при наличии сильного интереса к художнику. Но задаюсь вопросом, будет ли он еще сильнее в отношении тех трех десятков не очень «раскрученных» в России авторов, которые собраны на ватиканском фесте? Используя это слово, имею в виду не фестиваль, но скорее праздник. Великолепное следствие первой за долгие годы встречи глав двух церквей - Римско-католической и Русской православной, когда, собственно, наши предстоятели и договорились об обмене экспозициями: в ответ на жест Рима в Ватикан пошлют коллекцию русских шедевров XIX века. В обсуждении состава экспозиции в Москве лично участвовал папа Франциск - и к нам как знаковое произведение привезли икону его небесного покровителя Франциска Ассизского. Возможно, это самое раннее изображение легендарного святого: Маргаритоне д’Ареццо написал его вскоре после канонизации великого уроженца Ассизи в 1228 году.

Открывать выставку папа Римский прислал кардинала Джузеппе Бертелло - в алой шапочке и черной сутане с алыми кистями он тоже казался персонажем одной из картин. Большинство произведений впервые покинули Ватикан, и меры безопасности на выставке суровы - от приглушенного света (гризайли Рафаэля вообще тонут в полутьме) до защитных ступенек и барьеров, предохраняющих экспонаты. Некоторые вещи очень массивны и сложны по конфигурации, как «Оплакивание» Карло Кривелли - дугообразная люнета, венчавшая большой алтарь, нелегко переносит транспортировку. Для нее выстроена особая ниша, да и вся архитектура выставки затейлива и ассоциирована с известными зданиями Ватикана, включая овальный двор собора св. Петра.

Серия Донато Крети «Астрономические наблюдения» отражает настроения века Просвещения. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Зритель входит в строгое, отделанное панелями под дуб пространство, отдающее мистикой Средневековья, в его центре - малом зале - повешена единственная икона XII века, раритетная и самая старая на выставке, с потемневшим строгим ликом Христа Благословляющего. Романская аскеза отступает, по мере того как зритель движется к Раннему и затем Высокому Ренессансу, минуя такие шедевры, как почти скульптурное «Оплакивание Христа» венецианца Джованни Беллини и «Чудеса св. Винченцо Ферреры» Эрколе де Роберти - фриза с множеством житийных сцен, написанных с тонкостью миниатюриста. Две висящие рядом маленькие иконы, из-за хрупкости заключенные в термовлагостойкие капсулы, позволяют проследить, как менялась иконография одного сюжета - «Рождество», как по-разному, но всегда с теплотой реальной жизни флорентиец Мариотто ди Нарди и сиенец Джованни ди Паоло выписывали фигуры Марии и Младенца, спящего Иосифа и услышавших Благую Весть пастухов, которым не уступают в благоговении стоящие у яслей евангельские вол и осел… И с радостью небожителей взирают на чудо Рождества ангелы на фресках Мелоццо да Форли, сохранивших отверстия для крепления золоченых нимбов. Один из ангелов стал «лицом» выставки, прилетев на ее афишу.

Самый большой зал, где приглушенное освещение создает драматическую атмосферу барокко, тоже населен святыми, но осенен иными чудесами. Среди картин Веронезе, Гверчино, Джентилески, Креспи, Гвидо Рени царит гигантское «Положение во гроб» Караваджо, открывшее новый, XVII век. Хотя этот манифест Контрреформациии уже знаком московским зрителям (был на выставке в ГМИИ 5 лет назад), нельзя не пережить заново трагизм сцены вместе с ее участниками (художник-бунтарь откровенно делал ставку на «типы из народа», возмущая благочинную римскую публику). Вторит ему такое же крупное, написанное для собора св. Петра полотно Пуссена «Мученичество св. Эразма»: куратор проекта Аркадий Ипполитов нарочито повесил его напротив шедевра Караваджо, акцентируя отличия манеры французского римлянина, предвестника стиля классицизма.

Так у нас на глазах музей-зрелище превращается в музей-храм. Собственно, в России к хранилищу искусства всегда и относились, как к месту святому, уж точно «намоленному». Однако в отечественной истории музеи начинались как собрания по преимуществу светские, включая и Третьяковку, приросшую иконами уже на позднем этапе коллекционерской деятельности Павла Третьякова, за счет семейного собрания. Сегодня никого не удивить экспозициями древнерусского и византийского искусства - сакральностью и происхождением оно тесно связано с тем, что привезли из Рима. Тем интереснее было бы напомнить зрителям, знакомящимся с сокровищами Ватикана, что рядом, в основном здании ГТГ - сопоставимые по значению произведения русской, православной традиции.

Заместитель директора Музеев Ватикана Барбара Ятта проводит экскурсию по вернисажу. Музеи Ватикана, Photo Vatican Museums и Сергея Бирюкова

Такое сравнение позволит увидеть и общие черты, соединяющие страны Европы - земли христианства, и серьезные различия. Итальянская живопись, представшая на выставке в логике развития от готики к Ренессансу, барокко и классицизму, впитала и золотые фоны икон Византии, и статуарность поз античной скульптуры. Кстати, именно с коллекции антиков, найденных в Тоскане, начинались нынешние музеи Ватикана с их грандиозным собранием греко-римской пластики. Аполлон Бельведерский обязан всемирно знаменитым именем Вилле Бельведере, на которой хранил эту статую папа Юлий II - один из основателей музеев Ватикана…

Посланники первого Рима будут гостить в Риме третьем до 19 февраля. Собираясь воздать им честь, будьте бдительны: мы ходим по грешной земле, и Третьяковку замучили спекулянты, возникшие еще в приснопамятной «очереди-на-серова». Дабы обезопасить себя, галерея вводит продажу именных билетов в интернете и просит посетителей не забывать дома паспорт: его придется предъявить вместе с билетом.

Выставка в Третьяковской галерее называется «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Ее куратор Аркадий Ипполитов говорит, что главная идея экспозиции отражена уже в самом ее названии: Roma Aeterna, «вечный город» Рим, связанный с историей духовных поисков Европы от XII века до эпохи Просвещения, квинтэссенция европейского духа. Музеи Ватикана знамениты своими древнеримскими коллекциями античности, так что отчетливо видна преемственность европейской культуры с древних времен до эпохи Возрождения.

Доброжелательные апостолы

В 1480 году художник Мелоццо, происходивший родом из маленькой деревушки Форли, получил важный заказ — расписать базилику Санти-Апостоли в Риме (Храм двенадцати апостолов). Им была задумана большая фреска размером до 17 метров в диаметре, в которой художник рассказывает сюжет Вознесения. Мелоццо да Форли, так его стали позднее звать, впервые смело и революционно использовал в этой росписи неожиданные ракурсы фигур святых, на которых зрители должны смотреть снизу вверх. После открытия законов перспективы возникли проблемы с изображением объектов в правильных пропорциях, чтобы зрители снизу могли их видеть в естественных формах (позднее эту проблему успешно решал Рафаэль). По замыслу художника, с лазурных небес вниз смотрели златокуд-рые ангелы-музыканты, расположенные по периметру фигуры апостолов доброжелательно взирали на прихожан, а посередине была изображена величественная фигура Иисуса.

Куратор выставки Аркадий Ипполитов объясняет, что идея экспозиции опирается на тезис о единстве человечества

Фреска получилась замечательная, и работу художника оплатил кардинал Джулиано делла Ровере, будущий папа Юлий II. Мелоццо был любим и папой Сикстом IV, тем не менее не получил предложения расписывать Сикстинскую капеллу. Директор музеев Ватикана Антонио Паолуччи высказывает предположение, что Гирландайо, Перуджино и Боттичелли (самые знаменитые и активные художники этой эпохи) составили заговор, чтобы не допустить Мелоццо к работам. К тому же Мелоццо, который работал в Вечном городе на протяжении нескольких лет, считался «слишком римским», а в то время была мода на художников из Тосканы. Сегодня об этом выдающемся художнике мало что напоминает. В 1714 году базилика Санти-Апостоли была перестроена, а фрески Мелоццо уничтожены. Удалось спасти лишь четырнадцать ее фрагментов. Они разделены между Палаццо дель Квиринале («Христос во славе») и Пинакотекой Ватикана (фигуры ангелов и апостолов, которые так любил писать художник, украшают отдельный зал Пинакотеки).

Именно фрагменты с изображениями золотоволосых музицирующих ангелов, ставших символами Рима, удалось привезти в Москву.

Сокровища Пинакотеки

В Пинакотеке Ватикана сосредоточено семь веков истории Папского государства. Институт папства, основанный апостолом Петром в I веке, связывает европейскую цивилизацию с древним миром. Это одна из немногих связей, что сохранилась до наших дней.

Свою историю музеи Ватикана ведут с 14 января 1506 года, когда при раскопках была найдена известная по описаниям римского историка Плиния Старшего античная скульп-турная группа «Лаокоон и его сыновья». Папа Юлий II, будучи покровителем искусств, выкупил эту находку, а работы по ее реставрации поручил Микеланджело. Через месяц мраморная композиция была выставлена для всеобщего обозрения. Это были самые первые образцы живописи художников Древней Греции. Pinakes известных мастеров выставлялись в богатых частных коллекциях и открывались редко. Когда в Ватикане стали собирать коллекцию картин, ей по примеру Древней Греции дали название Пинакотека. Основателем ее стал папа Пий VI, коллекция переезжала в разные залы, пока в 1932 году для нее не было построено новое здание, в котором она сейчас и размещается.

Единый мир

Аркадий Ипполитов, комментируя выставку в Третьяковке, объясняет, что идея экспозиции опирается на тезис о единстве человечества. Поэтому начинается выставка с римской иконы XII века «Христос Благословляющий», которая олицетворяет Вселенную. Но одновременно она говорит и о единстве христианской идеи. Это точка отсчета, в которой христианство было едино, в которой очевидна близость итальянской и русской культур. Понятие Рима для русской культуры на протяжении столетий было очень важным. Шестьсот лет Россия живет с идеей, что Москва — Третий Рим. Эту идею через отобранные работы — 42 произведения на религиозные сюжеты — также представляет нынешняя выставка.

Шестьсот лет Россия живет с идеей, что Москва — Третий Рим. Эту идею через отобранные работы также представляет нынешняя выставка

За «Христом Благословляющим» следует работа Маргаритоне д’Ареццо (XIII век) — предполагается, что это первое изображение святого Франциска Ассизского. Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. В Москву привезли интереснейшую картину «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, перекликающуюся со знаменитым полотном Николая Ге «Что есть истина?» из Третьяковской галереи (почти все русские художники XVIII-XIX веков, окончившие с отличием Академию живописи, после окончания получали стипендию для обучения в Европе, чаще всего это была Италия). Потом следует два образа из жития Николая Чудотворца. Одна из них принадлежит кисти Джентиле да Фабриано, вторая — Фра Беато Анджелико, монаха-бенедиктинца из Флоренции, ставшего величайшим художником раннего Возрождения… Здесь же два «Оплакивания Христа» Карло Кривелли и Джованни Беллини — очень важные в творчестве этих венецианских художников Ренессанса.

Рим как книга

В экспозиции есть несколько работ, притягивающих своей невероятной изобразительной силой и оригинальностью. Это и великое полотно Караваджо «Положение во гроб», и алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написанное специально для собора Святого Петра, и завершающие экспозицию «Астрономические наблюдения» Донато Крети — восемь картин в одной раме, посвященные известным на тот момент планетам Солнечной системы. Полотно было написано, чтобы убедить Папу Климента XI финансировать строительство обсерватории — через несколько лет обсерватория была построена в Болонье. Нынешняя выставка читается как книга — если не полениться и попробовать эту книгу начать читать. Ведь и Рим — город-книга, где античность переплетается с настоящим. Николай Гоголь писал: «Я читаю ее, читаю… и до сих пор не могу добраться до конца; чтение мое бесконечно».

* Пинакотека (в переводе с греческого — хранилище картин) — у древних греков помещение, в котором хранились живописные изображения. У римлян «пинакотекой» называлась комната в доме при входе в атрий, украшенная картинами, а также статуями и другими художественными предметами, которыми особенно дорожил хозяин. Сейчас это слово нередко употребляется в значении «картинная галерея».

Фото: «Музеи Ватикана» и photo vatican museums/фото музеи ватикана

Рассказываю…
У нас с женой были заранее через интернет куплены билеты на 25 ноября, вход в 11:30. Мы пришли минут за 10, немного постояли с такими же «билетниками» и все вместе вовремя вошли внутрь. Дальше бродили по залам сколько угодно. Прочие граждане стояли с утра в очень большой очереди, из которой впускали порциями по 10 человек каждые полчаса.

Экспозиция организована очень хорошо. Картины правильно развешены, на хорошем фоне. Отдельной похвалы заслуживают подписи - крупными буквами, так что людям со слабым зрением очень удобно: можно все прочитать без очков.

Выставка занимает три зала, причем в одном из них - третьем - всего восемь работ мне доселе неизвестного мастера: Донато Крети. О них расскажу в самом конце.

Так что основная и наиболее интересная часть выставки уместилась в двух совсем небольших залах. И это хорошо: неутомительно. Публика-то, в основном, из лиц среднего и пожилого возраста, многие с палочками и костыликами… Это та самая горячо мною любимая советская интеллигенция, к которой отношусь и я сам, и к которой испытываю самые теплые и самые уважительные чувства. Они и есть - хранители и хранительницы культуры, традиции, норм морали и жизни вообще. Те отбросы, которые, как я читал, проводят или недавно проводили шабаш под названием «Конгресс русской интеллигенции» сюда не ходят. Для них ненавидимая и оскорбляемая ими, но служащая и прислуживающая им власть организует отдельные «закрытые» показы по пригласительным билетам. Но - бог с ними! Конец их мерзок и недалек… (На этом свой политический запал считаю полностью истраченным: пошли на выставку!)

Фотографировать запрещено и за этим следят внимательно. Но в интернете уже выложено немало, чем я и воспользовался.

В первом зале 16 работ. Экспозицию открывает Христос Благословляющий, XII век.


Со всей очевидностью - это византийское письмо, византийская школа и т.д. Атрибутировано как «Римская школа». Но мы-то знаем - откуда в XII веке взялись все эти школы…

Вторая по древности работа - «Святой Франциск» (Маргаритоне д’Ареццо).


Затем - пять работ XIV-XV веков разных мастеров.


Посмотрим на них "вблизи".

"Иисус перед Пилатом" (Пьетро Лоренцетти):


"Рождество" (Мариотто ди Нардо):


«Рождество и Благовестие пастухам» (Джованни ди Паоло) - очаровательная в своей сказочности:


«Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль» (Джентиле да Фабриано):

«Сцены жития Николая Чудотворца (Фра Анджелико) приковывают внимание неожиданно радостным и ярким колоритом (который, впрочем, эта фотография не передает):

В картине Карло Кривелли «Оплакивание» я к полной своей неожиданности увидел почти все живописные приемы, которые так эффектно взяли на вооружение прерафаэлиты. Интересно будет узнать - приходило ли это в голову и другим?

Центральное место в первом зале по праву занимает «Оплакивание Христа» Джованни Беллини. Это, конечно, шедевр:

Отмечу, что во всей экспозиции работ, которые я безоговорочно посчитал «подлинными шедеврами» - не так уж и много. Несмотря, порой, на великие имена…

Далее - если продолжить осмотр первого зала «по солнышку», висит продолговатая работа Эрколе де Роберти «Чудеса святого Винченцо Феррара», отличающаяся и живостью сюжета со многими действующими лицами и высокой декоративностью в целом.

Вот ее фрагмент в увеличенном виде.



Затем (а, на самом деле - это первое, что бросается в глаза при входе) на нас будут смотреть ангелы работы Мелоццо да Форли: двое играющих на лютне, один - на виоле:


Этих ангелов ну никак не назвать бестелесными. Да и бесполыми - тоже затруднительно. Очень живые, трепетные, эмоциональные, скажем прямо: возбуждающие лица, губы, глаза… Не случайно эти ангелы растиражированы в сотнях поделок (открыток, магниток и пр.) для туристов, посещающих Рим.

Завершается экспозиция первого зала двумя небольшими работами Перуджино, одну из которых я безоговорочно отношу к колористическим шедеврам: «Святая Юстина» (еще недавно считавшаяся «Святой Флавией»). Снова скажу, что фото не передает всей полнотоы оттенков. Впрочем, эта фраза применима ко всем иллюстрациям:


Вторая работа Перуджино: "Святой Плакидо":


Переходим во второй зал. В нем - еще полторы дюжины работ.

И среди них тоже есть подлинные шедевры. Немного - но есть. (Не относя что-либо к "подлинным шедеврам", я не просто субъективен: я еще и подвержен влиянию сиюминутных настроений, капризам погоды, колебаний цен на редкие металлы, политических новостей, случайно оказавшихся рядом посетителей… В общем - не стоит воспринимать мои нотации всерьез.)

Перечислю, однако, все работы - в том порядке, в котором они появляются при обходе зала слева-направо.

"Троица с мертвым Христом" (Лодовико Карраччи):

«Юдифь и служанка с головой Олоферна» (Орацио Дженилески):

«Отречение Святого Петра» (Пенсионанте дель Сарачене?):

Рядом - одно из центральных полотен экспозиции: «Положение во гроб» (Караваджо):


Далее - «Святой Себастьян, исцеляемый святой Ириной» приписываемый Трофиму Биго:

Справа от него - знаменитое полотно Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел» (несомненный шедевр):


Еще одна работа Гвидо Рени и его мастерской, висит рядом - «Фортуна с кошельком». Хороша, но "не шедевр":


В центре второго зала застекленная, слабо освещенная ради сохранности работ, витринка с небольшими, почти монохромными работами Рафаэля: «Вера» и «Милосердие»:

Слева от неё «Христос во славе» Корреджо:


Справа от витринки с Рафаэлем «Видение святой Елены» кисти Веронезе:


Далее по кругу - «Кающаяся Магдалина» и «Неверие святого Фомы» Гверчино:


А затем - огромное полотно Пуссена «Мученичество святого Эразма», на котором несчастному Эразму вспороли живот и вытягивают из него кишки…

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке представляет уникальный проект: впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции — шедевры XII-XVIII веков, в том числе работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино и Никола Пуссена.

На выставке, куратором которой выступил Аркадий Ипполитов (Государственный Эрмитаж), представлено 42 живописных произведения. Никогда ранее Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка стала событием не только для России и Европы, но и для всего мира.

«Roma Aeterna...» — часть большого проекта: в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Задача показа — представить и собрание Пинакотеки, раздела Музеев Ватикана, и дух Рима, великого города. Коллекция Пинакотеки создавалась как коллекция государства, главой которого является духовное лицо, что и отразилось на ее составе — это величайшее собрание религиозной живописи. Религия же является формой осознания мира, так что религиозное искусство не сводится к набору библейских или евангельских сюжетов, и собрание Пинакотеки Ватикана именно об этом нам и говорит. Оно столь же многообразно, как и культура Рима, поэтому в название выставки включено латинское выражение Roma Aeterna, «Вечный Рим».


Под этим подразумевается то огромное культурное единство, каким стал Рим в истории человечества, город в одно и то же время древний и современный, объединивший в единое целое столь различные эпохи, как Античность, Средние века, Возрождение и барокко. Рим — центр империи, центр религии и центр искусства: можно сказать, что понятие Roma Aeterna является одной из важнейших идей мировой культуры. Именно этой идее и посвящена выставка в Третьяковской галерее.

Каждое произведение, представленное на выставке, исключительно. Начинается она с редчайшего образца римской школы XII века, образа «Христос Благословляющий», который прежде никогда не экспонировался на временных выставках и не покидал пределы Ватикана. За этим образом, хранящим воспоминание о единстве христианства до схизмы, следует работа Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» (XIII век).

Она вошла во все учебники по истории искусства и ценна тем, что является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви. Именно его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Также представлены произведения готических мастеров, крайне немногочисленные в русских собраниях. Среди них «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, своеобразно перекликающийся со знаменитой картиной Николая Ге.


Две пределлы, рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, равно почитаемого православной и католической церковью, стоят на границе готики и Возрождения. Одна из них принадлежит кисти Джентиле да Фабриано, завершающего эпоху интернациональной готики в Италии, чьи произведения не только отсутствуют в русских собраниях, но и вообще не выставлялись в России, вторая — кисти Фра Беато Анджелико, великого флорентийца Раннего Возрождения.

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют.

Величайшей удачей является то, что на выставке будут показаны фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли, предоставляемые Пинакотекой для экспонирования другим музеям в единичных случаях. Росписи этого художника, считающегося одним из крупнейших живописцев кватроченто, были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме и теперь украшают особый зал Пинакотеки.


Работы Мелоццо да Форли столь редки, что по ценности они приближаются к знаменитейшим творениям Сандро Боттичелли и Пьеро делла Франческа. Будучи воспроизведены в огромном количестве на различных сувенирах, его ангелы стали визитной карточкой Рима. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке — «Положение во гроб» Караваджо. Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.

К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях. Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano.




Top