Ведущий передачи очевидное невероятное. Тайна передачи «Очевидное-невероятное

«Я сам был свидетелем рождения одного невероятного слуха, когда обучался в университете, - рассказал Алекс П. в интернет-рассылке, - Сам я родился на Северном Кавказе. Как-то приезжаю домой к родителям из Москвы на каникулы, а они меня спрашивают: «Ты не видел передачи «Очевидное-невероятное» с Капицей?» Якобы была передача, где рассказывалась следующая мистическая история.

Едет тепловоз ночью, и вдруг на стекле кабины, как на экране, возникает женщина в белом и машет рукой, как будто пытаясь остановить поезд. Испугавшись, машинисты останавливают поезд, выходят из кабины и недалеко от тепловоза находят связанного ребенка на рельсах. Расследование показало в дальнейшем, что ребенка на рельсы положил отец (или отчим), чтобы от него избавиться, а в женщине на стекле машинисты признали умершую мать этого ребенка.

Так вот, находились люди (правда в основном женщины) среди знакомых моих родителей, которые с пеной у рта доказывали, что они эту передачу видели собственными глазами. Потом, говорят, Капица удивлялся, что ему начинают приходить письма с какого-то одного региона с целью подтвердить, что передача с такой или похожей историей была. Правда сам я этого не видел».

Очень похожая, а может, и эта же (с учетом искажений при пересказе) история вкратце упоминается в письме на адрес передачи «Очевидное-невероятное», опубликованном еще в советские времена:

«Поезд шел по обычному рейсу. Вдруг машинист заметил женщину, которая махала ему платком. Он остановил поезд, но женщины не оказалось. Прошел немного дальше и увидел, что на рельсах лежат двое связанных детей. Мать их умерла, а мачеха решила от них избавиться. По описанию, женщина, махавшая платком, была мать этих детей. Мы очень просим вас разъяснить в следующей передаче, правда ли это?

Л. и В. Бабай, г. Купянск Харьковской обл.»

Писем на телевидение пришло столько, что Капице пришлось уделить этой теме несколько минут эфирного времени. Он всенародно опроверг «роящиеся слухи» и заверил, что привидений не бывает, попеняв зрителям на легковерность («Журналист», 1982, N 10, стр. 46)

Определенный «хвостик» мистической истории удалось обнаружить в письме покойного В. Б. Вилинбахова уфологу Г.Ф. Полковскому. Письмо было написано 18 июня 1981 года:

«…Прежде всего, отвечаю на вопросы. Слух о передаче «истории» с мертвой женщиной Капицей имел место и у нас. Следовательно, что-то было. Я также не встречал ни одного человека, который бы сам смотрел сию передачу. Получается в целом любопытная история! Все об этом украинском событии мы знали раньше, таковое зафиксировано в протоколах следствия и суда. Почему все выплыло сейчас, оказалось связанным с Капицей и т. п., мне совершенно непонятно…»

Если верить Вилинбахову (а причин не верить нет), то этот случай действительно произошел и был «зафиксирован протоколами». А при чем здесь Капица, остается непонятным.

Вот еще одно письмо ведущему программы «Очевидное - невероятное», опубликованное на страницах «Журналиста»:

«Уважаемый товарищ Капица!

В редакцию нашей газеты обратились читатели с письмом следующего содержания:

«По городу несколько недель ходят слухи, будто бы в одной из передач «Очевидное - невероятное» шел разговор о странном случае. Мужчина познакомился с девушкой и провел с ней вечер в ресторане. Пролил ей вино на платье - осталось пятно. Когда мужчина на следующий вечер зашел домой к девушке, то оказалось, что ее уже два года нет в живых. При разрытии могилы там обнаружили такое же платье с пятном. Экспертиза показала, что пятно поставлено недавно, в течение нескольких дней.

Мы в эту историю не верим, но ее можно услышать в столовой, в поликлинике, от друзей и т. п. Если это неправда, то откуда же выходят такие истории, в которые верит большинство?»

Мы решили подготовить редакционный материал о стихийных процессах передачи информации, где вместе с другими использовать и этот пример. Однако, чтобы избежать каких-нибудь недоразумений, просим вас сообщить: не было ли в передачах «Очевидное - невероятное» повода для возникновения подобных слухов?

С уважением,В. СИРИК, зав. отделом пропаганды газеты «Дзержинец»,г. Днепродзержинск Днепропетровской обл.»

Что это, свидетельство о той же или еще одной несуществующей передаче? И как вообще могли зародиться подобные слухи?

Я предполагаю, что материальная основа для таких слухов была. В определенном регионе (по-видимому, только на юго-западе Советского Союза - Северный Кавказ, часть Украины) по телевидению в передаче «Очевидное - невероятное» показали не то, что видели жители центральной России. Технических возможностей для этого было предостаточно (в те времена сигнал передавался только с вышек-ретрансляторов, соединенных кабелем с московским передающим центром; на всем протяжении кабеля и ретрансляционной техники был возможен перехват сигнала и ввод в эфир заранее смонтированной передачи). Цель? Это мог быть социологический эксперимент по изучению механизмов распространения слухов в обществе, поставленный КГБ, эксперимент по изучению влияния телевидения на народ или, наконец, просто отработка техники перехвата телесигнала. Мистическая тема для подмены передачи была выбрана очень удачно: она достаточно эмоциональна, чтобы на нее обратили внимание и начали рассказывать друг другу о необычной передаче, и в то же время ее было чрезвычайно легко в случае чего опровергнуть (видеотехники у народа в то время не имелось, записей остаться не должно). А то, что для лже-передачи были использованы реальные факты, еще отчетливее указывает на длинные руки андроповского ведомства.

«…Первый канал требовал, чтобы я, во-первых, громил советскую науку и, во-вторых, не возражал против всякой лженауки. Я отказался категорически. Тогда меня выгнали оттуда.

Просто так поставили вопрос ребром?

Именно так. Циничными они были.

Молодёжь, которая пришла на телевидение?

Да, новое руководство. Какие у них были политические установки, можно видеть по результатам их деятельности. Это интеллектуальный разгром России. Иначе я характеризовать их деятельность не могу.

Ну да, ведь ваша передача не была политизирована.

Я не служил ни тогда, ни сегодня никому, кроме интересов дела. Я же был беспартийным ко всему. Хотя это была высшая номенклатура нашей пропаганды и утверждалась на самом высоком уровне. […]

Кто был генератором идей, как зарождались новые передачи?

Генератором идей... оно само получается. Я никогда не знал отказа от своих учёных коллег- все были готовы помочь. Всегда было ощущение того, что надо рассказывать. Главная задача - найти нужного человека. Был бы человек хороший - будет хорошая передача. […]

Повлияла ли на вашу профессиональную судьбу работа над «Очевидным- невероятным»?

Когда я начинал эти передачи в 1973 году, один очень приятный академик - Лев Арцимович- сказал мне: «Знаешь, Сергей, если ты займёшься этим делом, то положишь крест на академической карьере. Что бы ты ни сделал, этого тебе не простят». Так оно и оказалось. […]

У телевизионщиков должна быть ответственность перед обществом?

Тему ответственности я считаю очень существенной, одной из главных. Свобода должна ограничиваться ответственностью. Но наша интеллигенция этого не понимает, это её погубит. Да и вообще тема ответственности является одной из ключевых в современном мире.

У вас необычная для нашего телевидения речь, так говорили в конце XIX века.

Мне говорили как раз знатоки тонкие, что мой русский и английский несовершенны, они друг другу мешают.

Вы на фоне остальных наверняка выделялись. Телевизионных начальников это, наверное, раздражало...

Наверное, выделялся. Но как-то это принималось. Главное, что это принималось. Были иногда мелкие поправки к произношению каких-то слов и т.п. Вообще речь моя идёт от предков: отец был очень крупный ученый мирового класса, мать тоже была очень образованной женщиной, дед - Алексей Николаевич Крылов, известный математик и кораблестроитель.

Как вы относитесь к английскому научпопу? Би-би-си ведь очень много делает фильмов...

Я считаю, что это положительная вещь, очень положительная. Прежде всего - это доходно. И политически, как говорится, они очень корректно это делают.

А с точки зрения научного качества?

Фильмы Би-би-си неглубокие - они довольно поверхностные и упрощают дело.

Ваши передачи были глубже?

Би-би-си редко использует в передачах крупных учёных. А в наших передачах, я думаю, в целом были более крупные люди. И они больше говорили именно по существу проблем науки и общества.

У Вас в основном дискуссия, а у них визуальность?

Да, у нас дискуссия, а у них визуальность и просветительская деятельность. Это тоже очень важно и нужно, но несколько другие методы, другой адрес и другие персонажи.

А канал «Discovery» Вы смотрите?

Иногда смотрю. Добротно очень. Профессиональные вещи, сделанные в ином ключе, иная цель преследуется, и это тоже нужно. Я был в Бостонской студии в Америке. Это клон традиции Би-би-си. Не знаю даже, существует студия сейчас или нет. Я как-то не видел её в последнее время... Карл Саган (американский астроном, астрофизик, популяризатор науки) - вот крупная была личность на телевидении, работал над созданием научно-популярных телесериалов, в частности - серий «Космос». У искусствоведа Кеннета Кларка шла другая серия - «Нагота в искусстве», такая всемирная история искусства. Приглашались крупные личности, которые говорили о своем взгляде на историю искусства. Начиная от Древнего Египта по наши дни. Импрессионисты для него уже были неприемлемы.

Какие-то ваши традиции по-своему развивал, кажется, Александр Гордон в «Ночном разговоре»...

Он талантливый человек. Но он не понимал, о чем говорил. Поэтому приглашал всегда двоих, которых умел стравить. И тогда он мог над ними возвыситься, это такой приём. К тому же, личности у него были второстепенные.

Как понять, что зрителям нравится передача?

Вы прислушиваетесь к тому, что вам говорят друзья и недруги. А потом возникает какое-то мнение. Самокритичность должна быть. Но это зависит именно от того творческого коллектива, который существует. Раньше была переписка по передачам, это очень внимательно отслеживалось, вместо рейтинга было, кстати. К сожалению, Академия Российского телевидения не стала таким органом, который мог бы как-то обсуждать всё, вне партийных интересов. А это очень важно. Например, раньше «ТЭФИ» не превратилась бы в такое... по существу, в правление одного класса. Я же не получил ни одной премии «ТЭФИ». Только в прошлом году в 2008-м, когда ушёл Владимир Познер, мне дали премию «За личный вклад в развитие российского телевидения».

Капица Сергей , Невероятное и неочевидное, в Сборнике интервью: Эфир Отечества. Создатели и звёзды отечественного телевидения и своей работе, Книга 1 / Сост.: В.Т. Третьяков, М., «Алгоритм», 2010 г., с. 113-117 и 120-121.

14 февраля 1928 года родился бессменный ведущий программы «Очевидное - невероятное», профессор Сергей Капица.

В самом конце тридцатых годов в Московской опытно-показательной школе № 32, где учились отпрыски советской элиты, произошел вопиющий случай. В драке на перемене пострадали сыновья наркома Анастаса Микояна и племянник наркома Лазаря Кагановича. Ничего серьезного, обычная мальчишеская потасовка пятиклассников. Вот только «агрессор», отвешивая тумаки, кричал при этом: «Бей наркомчиков!»
В ту эпоху за подобные вещи могло не поздоровиться и самому драчуну, и его родителям. Однако в данном случае обошлось: зачинщика просто перевели в другую школу.

Четыре десятилетия спустя мальчик Сережа Капица, наставивший синяков детям Микояна, станет известен всей стране как «главный телеученый», ведущий телепрограммы «Очевидное - невероятное».

Два Капицы, две премии.

Когда в начале семидесятых годов Сергея Петровича Капицу, к тому времени уже маститого ученого, пригласили на телевидение в качестве ведущего новой научно-популярной программы, он обратился за советом к одному из самых титулованных физиков СССР, академику и Герою Социалистического Труда Льву Арцимовичу.
Арцимович, хорошо относившийся к Капице, вздохнул и сказал: «Попробуйте. Но это вам дорого обойдется. Это обязательно скажется на отношении к вам коллег и разрушит вашу академическую карьеру».
Прогноз оказался точным: Капица вместе со своей программой обрел известность и популярность, но научный мир стал его считать не ученым, а популяризатором науки. В итоге до конца своих дней он так и не получил звание академика, чего по результатам своей научной деятельности, безусловно, заслуживал.
Отец, Пётр Капица, физик с мировым именем, телевизионные эксперименты сына тоже не одобрял, считая, что «его Сережа» занялся «легким жанром».
В 1978 году Капица-старший был удостоен Нобелевской премии по физике. Но год спустя Капица-младший получил премию Калинги: высшую награду ЮНЕСКО за исключительные достижения в области популяризации науки. Так была оценена деятельность Сергея Капицы в качестве ведущего программы «Очевидное - невероятное».

Кошмар «краснобаев и баламутов».

Сегодня под видом научного знания телевидение подсовывает гражданам то откровения астрологов, то сражения медиумов. В лучшем случае нам предлагают программы с научными опытами в стиле «давайте бросим дрожжи в унитаз и посмотрим, что получится».
Для Капицы такой подход был неприемлем. Он не собирался опускаться до уровня публики, а делал все, чтобы поднять знания о науке на принципиально новую высоту.
И у него это прекрасно получалось. Вместе Юрием Сенкевичем и Николаем Дроздовым Капица составлял ударную просветительскую тройку советского телевидения. Сенкевич отвечал за географию и частично историю, Дроздов - за биологию, а Капица брал на себя практически всю остальную область естественных наук.

«Дорогая передача!
Во субботу, чуть не плача,
Вся Канатчикова дача
К телевизору рвалась.
Вместо чтоб поесть, помыться,
Уколоться и забыться,
Вся безумная больница
У экранов собралась»

Песня Владимира Высоцкого «Письмо в редакцию телевизионной передачи „Очевидное - невероятное“ из сумасшедшего дома» - тоже яркий показатель того, насколько высок был уровень популярности программы.

Капица не боялся обсуждать в программе не только серьезные темы, но и околонаучные теории и загадки, например, так называемую «тайну Бермудского треугольника». Однако энтузиастам таких тем приходилось несладко: ведущий давал им высказаться, но тут же жестко оппонировал, разнося в пух и прах все их якобы «достоверные факты».
Выпуск, который вдохновил Высоцкого, как раз был посвящен Бермудскому треугольнику, и в нем Капица наголову разбил Владимира Ажажу, которого впоследствии назовут «отцом отечественной уфологии». «Краснобаем и баламутом», по версии Высоцкого, Ажажа стал выглядеть благодаря профессионализму ведущего, наглядно показавшего, чем настоящая наука отличается от псевдонаучной деятельности.

«Если мы будем продолжать такую политику, то воспитаем страну дураков»

Страшно подумать, что бы сказал бы Сергей Петрович, если бы увидел на ТВ программу, в которой без всякой критики высказываются «сторонники плоской Земли».
В одном из своих последних интервью, Капица говорил: «Я несколько лет назад, выступая на заседании правительства, сказал: „Если мы будем продолжать такую политику в отношении средств массовой информации, то воспитаем страну дураков. Вам будет проще этой страной править, но будущего у этой страны не будет“.
Поднимал я и вопрос об ответственности за распространяемую информацию на заседании Академии российского телевидения. На меня зашикали: „Это же цензура! Как ты смеешь такое говорить?!“ В конце концов я вообще перестал туда ходить: бессмысленно».

Передача, пострадавшая от свободы.

Капица начинал работать на телевидении, когда им руководил Сергей Лапин, человек, «похоронивший» не один проект и безжалостно отлучавший от эфира тех, кто, по его мнению, не вписывался в «генеральную линию».
Но на программе «Очевидное - невероятное» это практически не отражалось. Единственная потеря - из знаменитого пушкинского эпиграфа, открывавшего передачу, вырезали последнюю строчку «И случай, бог изобретатель». Слово «бог» на советском ТВ считалось крамольным.
Об остальном Капица говорил так: «Когда я начинал свою работу на телевидении, тогда всякая публикация в области науки сопровождалась подробными актами экспертизы: что, мол, мы не выдаём секретных сведений. Меня вызвал Сергей Лапин, тогда председатель Гостелерадио, и объяснил: „Сергей Петрович, мы с вас этих экспертиз требовать не будем. Вы должны сами отвечать за то, что говорите. А мы будем смотреть“. Этим я и руководствовался».
«Очевидное - невероятное» - едва ли не единственная программа, которая пострадала не от советской цензуры, а от постсоветской вседозволенности. В начале девяностых телевизионное начальство начало намекать Капице: публике, мол, сейчас нужно не про физику ядра рассказывать, а про зомби, НЛО и телекинез. Профессор Капица вежливо, но твердо пояснил: с этим к нему обращаться не стоит. Кандидаты в экстрасенсы, контактеры с инопланетянами его просто побаивались, поскольку он умело выводил их на чистую воду.
В итоге программа хоть и продолжала существовать вплоть до смерти Капицы, но кочевала с канала на канал и попадала на самое нерейтинговое время. А в прайм-тайм в это время публике скармливали очередную гадалку в восьмом поколении.

«Здоровый и крикливый парень»

У него была потрясающая жизнь. Он родился и первые годы жизни провел в Кембридже, где его отец, Петр Капица, работал в лаборатории «отца» ядерной физики Эрнеста Резерфорда.
«Здоровый и крикливый парень. Серьезен очень и сосет кулак...Теперь не можем придумать имени», - так на следующий день после рождения сына писал своей матери Капица-старший.
Мальчика нарекли Сергеем, но при этом англичане именовали его «Питером», поскольку не могли выговорить русское имя.
Мама звала Сережу Питером только в тех случаях, когда он в чем-то провинился. При этом она переходила на английский язык, хотя в семье Капицы обычно говорили только по-русски.

Научная семья.

Эмигрантом Петр Капица не был: он числился в длительной научной командировке и обычно раз в год приезжал в СССР. Приехав в 1934 году, ученый узнал, что в Англию больше не вернется: таково было решение правительства.
Для Капицы, к тому времени уже ученого с мировым именем, выстроили «золотую клетку»: создали все условия для работы, выкупили в Англии все его оборудование, предложили собрать вокруг себя всех необходимых специалистов, но выезжать за рубеж не позволяли.
Семья переехала в СССР: к тому времени у Капицы уже был брат, которого назвали Андреем.
Андрей Капица, в отличие от брата, все-таки стал академиком. Выдающийся географ и геоморфолог, он считается автором последнего великого географического открытия XX века. В пятидесятых годах он предсказал существование под толщей льда Антарктиды огромного озера. Существование этого озера было подтверждено в девяностых.
Пётр Капица был очень нужен советскому правительству, поэтому ему позволялось больше, чем другим. Он мог себе позволить вступать в полемику со Сталиным, забирал из ведомства Берии людей, над которыми уже был занесен карающий меч органов. Но на излете сталинской эпохи Капица-старший оказался в опале, будучи на несколько лет отстранен от активной научной деятельности.

От катапульты до «Микротрона».

На выпускнике МАИ Сергее Капице опала отца сказалась увольнением из Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Молодой ученый, приложивший руку к созданию первых отечественных систем катапультирования, сменил сферу деятельности. Перейдя в Институт физики Земли, он стал работать над проблемами земного магнетизма. Талант пробьется везде: через два года Капица уже защитил кандидатскую диссертацию.
Со смертью Сталина закончилась опала Петра Капицы, который вернулся к активной деятельности, и сын стал работать под руководством отца. Докторской диссертацией Сергея Капицы стала работа по созданию оригинального ускорителя элементарных частиц «Микротрон».
В 1965 году он получил звание профессора в Московском физико-техническом институте, где на протяжении последующих трех десятков лет преподавал общую физику. Тогда же он начал писать научно-популярные статьи, которые и привели его на телевидение.

В шаге от гибели.

Капица был очень разносторонним человеком. В пятидесятых он, например, стал одним из первых советских аквалангистов и был пионером подводной документальной съемки. В шестидесятых на фестивале документального и спортивного кино в Париже лента Капицы соперничала с работой самого легендарного Жака-Ива Кусто.
Правда, это увлечение, которое ученый сохранил на всю жизнь, его однажды чуть не погубило. Из-за отказа оборудования у берегов Австралии Капица едва смог выбраться на поверхность. Но даже после этого продолжал нырять с аквалангом.
В другой раз смерть караулила ученого прямо в учебном корпусе МФТИ в подмосковном Долгопрудном. Было это в декабре 1986 года, когда популярность Капицы достигла своего пика. Некий поклонник православно-монархических идей, увидевший в ученом «главного жидомасона», проник в аудиторию и ударил Сергея Петровича туристическим топориком по голове. Физик, однако, оказался, человеком крепким: он обезоружил нападавшего, сам сумел вызвать врачей и милицию и только потом потерял сознание.
К счастью, фатальных последствий покушение не имело. Что стало со злоумышленником, которого задержали, точно неизвестно. По некоторым данным, он был признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение.

«У нас за прошедшие 15 лет ни одного научного института не построено, а разорено почти всё, что было»

Как и отец, Сергей Капица был человеком прямолинейным и часто критиковал советский строй. Потому после распада СССР российские власти (как и либеральная общественность) полагали, что ученый будет поддерживать новый курс.
Но не тут-то было. Капица безжалостно критиковал власть имущих за отношение к науке и образованию.
В интервью в 2008 году ученый говорил: «Моего отца в 1935 году Сталин оставил в Советском Союзе, за два года построив ему институт. У нас за прошедшие 15 лет ни одного научного института не построено, а разорено почти всё, что было... На совете министров несколько лет тому назад решили выделить 12 миллионов рублей на квартиры для молодых учёных. А в это время разгорелся скандал с прокурором, который отремонтировал свою квартиру за 20 миллионов. Я за это зацепился и сказал, что, если бы вы выделили 12 миллиардов на квартиры для молодых учёных, вы могли бы поправить дело. А все полумеры бессмысленны».

«Поймите: цель жизни не в выгоде»

Прямой, честный, неудобный - Сергей Петрович Капица всю жизнь был верен себе. За несколько месяцев до смерти, будучи тяжелобольным, он сказал: «После перестройки мы стали думать, что всё измеряется деньгами: я дам учёному миллион долларов, если через неделю он мне принесёт два. Но в науке так дела не делаются! Вы дайте сегодня миллион, а через 100 лет этот миллион стране принесёт миллиард. Но все хотят быстрых денег... Но поймите: цель жизни не в выгоде. Купить себе ещё одну яхту? Можно. Но зачем? Опыт показывает, что насыщение наступает очень быстро. Наши олигархи, к сожалению, ещё не выросли из своих коротеньких штанишек, поэтому им хочется ещё и ещё богатств. Они берут и берут...»
Профессор Капица не жаловал интернет, считая его «мусоркой». Тем не менее, благодаря Всемирной паутине, сегодня любой желающий может посмотреть видеоархив программы «Очевидное - невероятное». Так и сделайте в следующий раз, когда рука с пультом потянется, чтобы переключить на очередной сезон какой-нибудь схватки ясновидцев. Сергей Петрович всегда с нами.


ЗАКРЫТИЕ ПРОГРАММЫ «ОЧЕВИДНОЕ - НЕВЕРОЯТНОЕ». Как и почему Познер и Эрнст уничтожили передачу Капицы

«…Первый канал требовал, чтобы я, во-первых, громил советскую науку и, во-вторых, не возражал против всякой лженауки. Я отказался категорически. Тогда меня выгнали оттуда.

Просто так поставили вопрос ребром?

Именно так. Циничными они были.

Молодёжь, которая пришла на телевидение?

Да, новое руководство. Какие у них были политические установки, можно видеть по результатам их деятельности. Это интеллектуальный разгром России. Иначе я характеризовать их деятельность не могу.

Ну да, ведь ваша передача не была политизирована.

Я не служил ни тогда, ни сегодня никому, кроме интересов дела. Я же был беспартийным ко всему. Хотя это была высшая номенклатура нашей пропаганды и утверждалась на самом высоком уровне.

Кто был генератором идей, как зарождались новые передачи? - Генератором идей... оно само получается. Я никогда не знал отказа от своих учёных коллег- все были готовы помочь. Всегда было ощущение того, что надо рассказывать. Главная задача - найти нужного человека. Был бы человек хороший - будет хорошая передача.

Повлияла ли на вашу профессиональную судьбу работа над
«Очевидным- невероятным»?

Когда я начинал эти передачи в 1973 году, один очень приятный академик - Лев Арцимович- сказал мне: «Знаешь, Сергей, если ты займёшься этим делом, то положишь крест на академической карьере. Что бы ты ни сделал, этого тебе не простят». Так оно и оказалось.

У телевизионщиков должна быть ответственность перед обществом? - Тему ответственности я считаю очень существенной, одной из главных. Свобода должна ограничиваться ответственностью. Но наша интеллигенция этого не понимает, это её погубит. Да и вообще тема ответственности является одной из ключевых в современном мире.

У вас необычная для нашего телевидения речь, так говорили в конце XIX века.

Мне говорили как раз знатоки тонкие, что мой русский и английский несовершенны, они друг другу мешают.

Вы на фоне остальных наверняка выделялись. Телевизионных начальников это, наверное, раздражало...

Наверное, выделялся. Но как-то это принималось. Главное, что это принималось. Были иногда мелкие поправки к произношению каких-то слов и т.п. Вообще речь моя идёт от предков: отец был очень крупный ученый мирового класса, мать тоже была очень образованной женщиной, дед - Алексей Николаевич Крылов, известный математик и кораблестроитель.

Как вы относитесь к английскому научпопу? Би-би-си ведь очень много делает фильмов...

Я считаю, что это положительная вещь, очень положительная. Прежде всего - это доходно. И политически, как говорится, они очень корректно это делают.

А с точки зрения научного качества?

Фильмы Би-би-си неглубокие - они довольно поверхностные и упрощают дело.

Ваши передачи были глубже?

Би-би-си редко использует в передачах крупных учёных. А в наших передачах, я думаю, в целом были более крупные люди. И они больше говорили именно по существу проблем науки и общества.

У Вас в основном дискуссия, а у них визуальность?

Да, у нас дискуссия, а у них визуальность и просветительская деятельность. Это тоже очень важно и нужно, но несколько другие методы, другой адрес и другие персонажи.

А канал «Discovery» Вы смотрите?

Иногда смотрю. Добротно очень. Профессиональные вещи, сделанные в ином ключе, иная цель преследуется, и это тоже нужно. Я был в Бостонской студии в Америке. Это клон традиции Би-би-си. Не знаю даже, существует студия сейчас или нет. Я как-то не видел её в последнее время... Карл Саган (американский астроном, астрофизик, популяризатор науки) - вот крупная была личность на телевидении, работал над созданием научно-популярных телесериалов, в частности - серий «Космос». У искусствоведа Кеннета Кларка шла другая серия - «Нагота в искусстве», такая всемирная история искусства. Приглашались крупные личности, которые говорили о своем взгляде на историю искусства. Начиная от Древнего Египта по наши дни. Импрессионисты для него уже были неприемлемы.

Какие-то ваши традиции по-своему развивал, кажется, Александр Гордон в «Ночном разговоре»...

Он талантливый человек. Но он не понимал, о чем говорил. Поэтому приглашал всегда двоих, которых умел стравить. И тогда он мог над ними возвыситься, это такой приём. К тому же, личности у него были второстепенные. - Как понять, что зрителям нравится передача? - Вы прислушиваетесь к тому, что вам говорят друзья и недруги. А потом возникает какое-то мнение. Самокритичность должна быть. Но это зависит именно от того творческого коллектива, который существует. Раньше была переписка по передачам, это очень внимательно отслеживалось, вместо рейтинга было, кстати. К сожалению, Академия Российского телевидения не стала таким органом, который мог бы как-то обсуждать всё, вне партийных интересов. А это очень важно. Например, раньше «ТЭФИ» не превратилась бы в такое... по существу, в правление одного класса. Я же не получил ни одной премии «ТЭФИ». Только в прошлом году в 2008-м, когда ушёл Владимир Познер, мне дали премию «За личный вклад в развитие российского телевидения».

Капица Сергей, Невероятное и неочевидное, в Сборнике интервью: Эфир Отечества. Создатели и звёзды отечественного телевидения и своей работе, Книга 1 / Сост.: В.Т. Третьяков, М., «Алгоритм», 2010 г., с. 113-117 и 120-121.

«Спасибо тебе, Сергей Петрович, за счастливое детство час в неделю»

А. Малютин

Главный научный сотрудник Института физических проблем, профессор, доктор физико-математических наук Сергей Петрович Капица был известен миллионам и миллионам советских людей, как ведущий самой, как это ни удивительно, захватывающей передачи советского телевидения - «Очевидное - Невероятное».

«Он был лучом света»

Вырастали одни его зрители, становились родителями - и на смену им, а чаще всего, вместе с ними, смотреть эту чудесную передачу садилось новое поколение. Я сама до сих пор помню, как прикипала к экрану и до следующей передачи хватало обсуждений, опытов и экспериментов на какую-нибудь невероятную тему.

Одно то, что физик, сын и внук физиков и инженеров, Сергей Капица допустил в своей передаче году так в 80-м, рассказ о паранормальных явлениях (без преувеличения, весь Союз тогда обсуждал явление бесплотной тени матери перед паровозом, чуть не сбившем ее ребенка) - говорит о том, что его научный интеллект был свободен от условностей, беспределен и отважен. А кроме того…

«Сергей Петрович был тем человеком, который сумел сделать так, чтобы вопросы, связанные с наукой, привлекли массовую аудиторию на телевидении. То есть в нем сочетался талант ученого и популяризатора. И его программа «Очевидное невероятное» долгое время была уникальной. Потом возникли другие, но он был родоначальником этого жанра, сначала на советском телевидении, потом и на российском телевидении » - сказал о нем телеведущий Владимир Познер.

Передача «Очевидное-Невероятное» вышла в эфир в 1973 году, а через 35 лет, в 2008 году, он получил специальный приз «ТЭФИ» за личный вклад в развитие российского телевидения. В нынешнем году Сергей Капица получил первую Золотую медаль Российской академии наук за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний.

Программа «Очевидное-невероятное» выходит и по сей день на телеканале «Культура». Есть ли еще хоть одна такая же программа-долгожитель?

Восемь фактов о Сергее Капице

1. Главный научный сотрудник Института физических проблем, профессор, доктор физико-математических наук Сергей Петрович Капица родился 14 февраля 1928 года в Кембридже (Великобритания) в семье выдающихся российских ученых.

2. Его отец, академик Петр Капица - лауреат Нобелевской премии, член более 30 академий и научных обществ мира, великий физик-экспериментатор, инженер и мыслитель.

3. Дедом Сергея Капицы был математик и кораблестроитель академик Алексей Крылов. Брат Сергея Капицы, член-корреспондент РАН Андрей Капица был ученым-географом; совместно с британскими учеными он открыл подледное озеро Восток в Антарктиде.

4. Свою научную деятельность Сергей Капица начал в 1949 году, работал в таких областях физики, как сверхзвуковая аэродинамика, земной магнетизм, прикладная электродинамика, физика элементарных частиц.

5. Основным предметом исследований Сергея Капицы позже стали демографическая революция, динамика роста населения Земли, применение в прогнозах будущего теории динамических систем и широко известных методов теоретической физики и синергетики.

6. В 1983 году организовал издание в СССР под названием «В мире науки» русской версии научно-популярного журнала Scientific American и был его главным редактором.

7. Капица - автор четырех книг, десятков статей, 14 изобретений и одного открытия. Он выдвинул феноменологическую математическую модель гиперболического роста численности населения Земли. За долгие годы научной деятельности стал лауреатом многочисленных российских и международных премий.

8. Сергей Капица был президентом Евразийского физического общества, членом Европейской академии наук, действительным членом Российской академии естественных наук. Состоял в Совете при президенте РФ по культуре и искусству, в Римском клубе. Награжден орденами «Почета» и «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Лауреат премии Калинги (ЮНЕСКО), Государственной премии СССР (за создание телепередачи «Очевидное - невероятное»), премии РАН за популяризацию науки, премии правительства в области образования.




Top