Величание мадонны боттичелли картина что происходит. Методический анализ произведения с

Из Флоренции


В старинном городе чужом и странно близком
Успокоение мечтой пленило ум.
Не думая о временном и низком,
По узким улицам плетешься наобум...


В картинных галереях - в вялом теле
Проснулись все мелодии чудес
И у мадонн чужого Боттичелли,
Не веря, служишь столько тихих месс...


...


Саша Черный


Пятую часть своего повествования я решил посвятить той части творчества Боттичелли, которая прошла через весь его творческий путь - это изображение Мадонн .


Многие из Вас наверняка смогут назвать не более пяти-шести Мадонн Боттичелли, но их было гораздо больше. По скромным прикидкам я насчитал более пятнадцати и это только из тех, изображения которых мне удалось отыскать. Даты создания многих из них точно не установлены и колеблются зачастую в пределах 10 лет. При этом одному и тому же изображению приписывают различные даты создания картины и разные места пребывания картины. Возможно, что это копии сделанные художником в различные годы и попавшие затем в различные галереи, а может быть просто ошибки авторов, приводящих эти репродукции. История об этом умалчивает. Не будучи ни историком ни искусствоведом, оставлю этот вопрос на них.


Здесь я не смогу остановиться на всех Мадоннах Боттичелли из-за ограниченности объема поста, но по возможности постараюсь остановиться на наиболее ярких образах. Если у читателей возникнут вопросы об остальных картинах - задавайте вопросы и возможно в комментариях или в следующем посте я попытаюсь на них ответить, конечно в пределах компетенции и моих ограниченных знаний в этой области.

В первой части своих рассказов (http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post69921657/ ) о творчестве Сандро Боттичелли я уже приводил 4 репродукции из большой серии изображений Мадонн. Это были картины "Мадонна с младенцем и ангелом " 1465 г., Галерея Воспитательного дома, Уффици; "Мадонна на лоджии " (Madonna della Loggia) 1467 г., галерея Уффици; "Мадонна в розарии " (Около 1470 г, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон,США) (Замечу, что в интернете имеется практически идентичное "зеркальное" изображение, но с названием "Мадонна дель Розето" , помеченное 1460 г, галерея Уффици,Флоренция); и, наконец, "Мадонна с младенцем и двумя ангелами " (1 468-1469, Неаполь, музей Каподимонте). Здесь я не стану на них останавливаться.



Мадонна с младенцем и со святым Иоаном Крестителем, 1468г., Лувр, Париж



Мадонна во славе, около 1469-1470, Уффици, Флоренция

Опираясь на пример Филиппе Липпи и Верроккьо, художник дает обновленную интерпретацию образа Мадонны. Он удлиняет пропорции фигуры, подчерки вает тонкость кистей рук.


На голове Марии прозрачная вуаль - деталь, которую он заимствует у Липпи и будет часто повторять. Свободно ниспадает ее одеяние, не похожее на костюм горожанки, что характерно для картин его учителя, несущих в себе жизненные ассоциации.


С головой, поникшей, словно цветок, Богоматерь выглядит трогательной и хрупкой. почти бесплотной, хотя драпировки пластично облегают ее тело.


Херувимы, образующие ореол вокруг головы Мадонны, - этот символический мотив прославления - лишь подчеркивают смиренность представленного Боттичелли образа.



Мадонна с младенцем и ангелом (Мадонна евхаристии), 1471г., Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США

В замкнутом пространстве с открытым окном, из которого открывается вид на извилистый тосканский пейзаж - реку и холмы, - Боттичелли представил группу фигур, находящихся в более сложной композиционной связи, чем первые образцы его "Мадонн".


Фигуры теперь сближены не столь тесно. Мария со слегка склоненной головой в грустной задумчивости прикасается к колоску. Направление ее взгляда неопределенно. Сидящий на коленях Матери серьезный Младенец поднял руку в жесте благословения.


Юноша-ангел с резко заостренным овалом лица и недетской умудренностью - образ необычный для раннего Боттичелли. Он протягивает маленькому Христу виноград и колосья на блюде, знак таинства Евхаристии, будущих страданий Господа, Его Страстей.


В картине чувствуется атмосфера глубокой задумчивости, отрешенности, и какой-то внутренней разобщенности персонажей.


Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Виноград и колосья - вино и хлеб символическое изображение причастия; по мысли художника, они должны составить смысловой и композиционный центр картины, объединяющей все три фигуры. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. В близкой по времени "Мадонне Бенуа". В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета - символ креста. Но Леонардо этот цветок нужен лишь для того, чтобы создать ясно ощутимую психологическую связь между матерью и ребенком; ему нужен предмет, на котором он может в одинаковой мере сосредоточить внимание обоих и предать целенаправленность их жестам. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Однако она не объединяет, а скорее внутренне разобщает их; задумчиво глядя на нее они забывают другдруга.


В картине царит атмосфера раздумья и внутреннего одиночества. Этому в значительной степени способствует и характер освещения, ровного, рассеянного, почти не дающего теней. Прозрачный свет Боттичелли не располагает к душевной близости, к интимному общению, в то время как Леонардо создает впечатление сумерек: они окутывают героев, оставляют их наедине друг с другом.



Мадонна с восемью поющими ангелами (Берлинская Мадонна), тондо, около 1477 г.

Описания этой картины мне к сожалению не удалось найти, если у кого оно есть - просьба выложить его в комментарии.


Мадонна с книгой, 1479-1485 гг., Музей Польди-Пеццоли, Милан

Картины Ботичелли полны символических образов. Картину “Мадонна с книгой” также называют "Мадонна, обучающая чтению младенца Христа". Умение читать во времена всеобщей безграмотности вызывало почтение. Книги были большой редкостью, по большей части научные или богословские.


Установлено, что книга, лежащая перед Марией - «Часослов Марии», она символизирует авторитет церковного учения.


Вишни, лежащие рядом с книгой, призваны символизировать обетованный рай, дверь в который открылась для верующих во Христа.


Гвозди и терновый венец в руках Младенца символизируют предстоящие страдания Спасителя.



Мадонна Магнификат, около 1481-1486, сцена: Мадонна с Младенцем Христом и пятью ангелами,


тондо, галерея Уффици, Флоренция


Образы мадонн, написанных Боттичелли в середине 1480-х годов, носят более усложненный характер по сравнению с его ранними изображениями Девы Марии. Это относится и к тонко разработанным типам композиции, и к внутреннему содержанию образа. На лице Мадонны неизменно присутствует тень грусти, тревоги и неуверенности, и фигура Младенца изображается, как правило, с симво¬лами Страстей, напоминая о жерт¬венном пути Христа.


Круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. "Мадонна Магнификат" 1485 года, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности;


"Мадонна Магнификат" - "Величание Мадонны" - типичное флорентийское тондо («tondo» - картина или рельеф, круглые по форме, итал.) подчеркивает утонченный характер живописи Сандро Боттичелли. Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные копии его картин, выполнявшиеся учениками Боттичелли по его рисункам и картонам. Прежде всего, это были изображения Мадонны, на которые был огромный спрос. Среди них - этот шедевр.


"Мадонна Магнификат" - самая известная из картин художника на религиозный сюжет, написанных для частных капелл; названа она по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги . Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. от Луки I: 46). Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу, в то время, как двое ангелов поднимают венец над головою Мадонны.


Эта искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, как бы продолжаются жестом одного из прекрасных ангелов и через руки других персонажей замыкаются на короне Марии. Такое кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Как и в "Мадонне с гранатом" Христос держит в руке плод - символ бессмертия, которое он принесет человечеству.


Лицо "Мадонны Магнификат" отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты. Среди них - тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Густые заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета - шарф и прозрачное покрывало - как бы преображают реальную женщину, взятую Боттичелли в качестве модели в идеальный образ Мадонны.



Мария и младенец Христос, фрагмент Алтаря Барди, 1484-85, Берлин, Картинная галерея

Проповеди Савонаролы оказали сильное влияние на многих талантливых, религиозных людей искусства, не устоял и Боттичелли.


Радость, поклонение красоте навсегда ушли из его творчества. Если предыдущие мадонны представали в торжественном величии Царицы Небесной, то теперь это бледная, с глазами полными слез, женщина, много изведавшая и пережившая.


Черты лица, кисти рук Мадонны становятся все более удлиненные, хрупкие, неземные. Вся фигура Богоматери, вертикальные складки одежды, синие полосы накидки, распущенные пряди волос подчеркивают направленность вверх. Лик младенца полон недетской печали.


Окружающая флора, плетенная беседка, окружающий интерьер - все прорисовано с неземной декоративностью.


На правой и левой части алтаря изображены Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист. Их лица строги, печальны, морщинисты от перенесенных невзгод и лишений. На приведенном фрагменте они не видны, если кто-то заинтересован в расширенном варианте репродукции, то напишите в комментариях и я смогу его показать.




Мадонна с гранатом, 1487 г. , тондо, галерея Уффици, Флоренция


(Мадонна с Младенцем Христом и шестью ангелами).



Художник получил общественный заказ от представителей налогового ведомства для Зала заседаний суда палаццо Синьории.


Как "Мадонна Магнификат", картина представляет собой флоренитйское тондо, круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. Но в "Мадонне с гранатом" использован обратный прием, создающий эффект вогнутой поверхности.


Если ранние Мадонны Боттичелли излучают просветленную кротость, порожденную гармонией чувств, то в образах более поздних Мадонн, созданных под влиянием аскетических проповедей Савонаролы, печальный и разочарованный художник отходит от стремления найти воплощение вечной красоты.



Лицо Мадонны на его картинах становится бескровным и бледным, глаза — полными слез. Эти лица еще можно сравнить со средневековыми образами Богоматери, но в них нет торжественного величия Царицы Небесной. Это женщины нового времени, много изведавшие и пережившие.


Алтарная композиция для церкви Святого Варнавы во Флоренции, 1488 г.


Мадонна на троне, четыре ангела и святые - слева: Екатерина Александрийская, Августин, Варнава,
справа: Иоанн Креститель, Игнатий и архангел Михаил.


Страстная глубина переживаний накладывала на произведения Сандро Боттичелли свою печать. Живопись Боттичелли конца 1480-х годов, когда в городе нагнетается атмосфера религиозных брожений, свидетельствует о том, что художника переполняет волнение, он испытывает потрясение, которое позднее приведет к разладу в его душе. В этот период Боттичелли выполнил алтарь для флорентийской церкви Сан-Барнаба. Среди больших религиозных композиций несомненным шедевром является "Алтарь св. Варнавы ".


Благодаря силе исполнения некоторые образы этой композиции выглядят поистине великолепными. Такова св.Екатерина - образ, полный затаенной страсти и потому гораздо более живой, чем образ Венеры; св.Варнава - ангел с лицом мученика.



Иоанн Креститель в алтарном образе Ботичелли - одно из наиболее глубоких и наиболее человечных изображений в искусстве всех времен



Алтарь Сан Марко


(Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном


(Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном

и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием), 1488-90, Уффици, Флоренция

Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко " ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием "), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко. Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию. Центральная часть алтаря отмечена архаическими чертами: фигуры ангелов и святых резко различаются по масштабу; фантастическая ниша, в которую заключена сцена коронования, контрастирует с более реалистической трактовкой пространственного окружения четырех главных персонажей.


Вместе с тем в картинах пределлы немало живости в изображении Иоанна среди нагромождения каменных глыб на острове Патмос или Святого Августина в его почти пустынной келье, в лаконичном и напряженном Благовещении, в сцене покаяния Святого Иеронима в скалистой пещере, наконец, в энергичной фигуре Святого Элигия, чудесным образом выковывающего новую ногу лошади, и в необычности ракурса спешившегося всадника в развевающемся плаще. Белая лошадь в этом эпизоде - леонардовский мотив, обретающий, как и всякое заимствование Боттичелли у других художников, характер глубоко личной интерпретации. В картине заключена та напряженная экспрессия, которая заставляет формы сгибаться, приобретать резкие повороты, деформироваться.


В конце 1480-х годов религиозные образы интимного, камерного плана сменяются в творчестве Боттичелли композициями масштабными, словно обращенными к более массовой аудитории. В решении тем теперь все больше звучат иные интонации, оно наполняется резким Драматическим звучанием. Сам формат произведений Сандро этого периода на религиозные мотивы носит укрупненный характер, что придает им новую значительность. Характерный пример этого типа композиций - алтарь Сан-Марко .


Если в 1484-1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то "Коронование" свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах.


В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. В то же время здесь ощущается некоторый отход от "совершенства пропорций" (возможно, поэтому это произведение и не имело большого успеха). Нарастает напряженность, относящаяся, впрочем, исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени.


Несмотря на широкую известность, которой произведение пользовалось сразу после своего завершения, его ждала нелегкая судьба и долгие годы скитаний. С алтаря в капелле церкви оно переместилось в Зал капитула монастыря Сан Марко, оттуда - в галерею Академии во Флоренции и далее, в 1919 году - в Уффици. Только по завершении его длительной реставрации, проведенной в лаборатории при Опифичио делле Пьетре Дуре в 1989 году, можно считать закончившимися топографические перемещения картины. Что касается реставрации, то она лишь отчасти устранила вред, нанесенный великолепному произведению многочисленными путешествиями из одного помещения в другое. Из-за них безвозвратно утрачено первоначальное обрамление алтаря, которое заменила резная рама, происходящая из ныне несуществующей церкви Баттилани. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Но несмотря на эти"работы отслаивание и выпадение красочного слоя продолжалось, что привело к последней, самой полной реставрации, которая, кажется, остановила процесс разрушения картины.


Сила воздействия этой живописи в значительной мере обусловлена трактовкой небесного видения, насыщенного религиозно-символическими мотивами с апокалиптической окраской. Они навеяны проповедями Савонаролы во Флоренции, которые вскоре привели к политическому перевороту, закончившемуся изгнанием Медичи в 1494 году. Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса, изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами, ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. Явление ангелов на фоне золотых лучей, в ослепительном сиянии, среди дождя роз и земной пейзаж с его скалами и пустынным лугом, на котором стоят святые, кажется, подчеркивают контраст между фантасмагорической притягательной небесной реальностью и тяготами мира материального.


Превосходная реставрация позволяет оценить значимость в творчестве Боттичелли алтаря Сан Марко, который знаменует переход от более реалистических и рациональных изобразительных решений, характерных для живописи кватроченто, к последним произведениям художника.



Мадонна под балдахином, около 1493, Пинакотека Амброзиана, Милан

Картина написана для Гвидо ди Лоренцо, настоятеля Санта Мария дельи Анджели и друга Лоренцо Великолепного.


В 90-е годы в творениях мастера символика приобретает подчеркнуто мистический характер, на первый план выступают темы морально-этического порядка. В отличие от более ранних картин, в этот период Боттичелли ставит акцент на передаче внутренних чувств героев, а не на внешней парадности.

"Мадонна Магнификат" - "Величание Мадонны" - типичное флорентийское тондо (итал. tondo, картина или рельеф, круглые по форме) подчеркивает утонченный характер живописи Сандро Боттичелли. Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные реплики его картин, выполнявшиеся учениками Боттичелли по его рисункам и картонам. Прежде всего, это были изображения Мадонны, на которые был огромный спрос. Среди них - этот шедевр.

Это самая известная из картин художника на религиозный сюжет, написанных для частных капелл; названа она по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги. Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. От Луки, I, 46). Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу, в то время, как двое ангелов поднимают венец над головою Мадонны.

Эта искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, как бы продолжаются жестом одного из прекрасных ангелов и через руки других персонажей замыкаются на короне Марии. Такое кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Как и в "Мадонне с гранатом" Христос держит в руке плод - символ бессмертия, которое он принесет человечеству.

Лицо "Мадонны Магнификат" отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты. Среди них - тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Густые заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета - шарф и прозрачное покрывало - как бы преображают реальную женщину, взятую Боттичелли в качестве модели в идеальный образ Мадонны.

Серия сообщений "ИЗО ":
Часть 1 - Любимая Susan Van Horn.
Часть 2 - Giovanni Battista Torriglia.
Часть 3 - Жак-Лоран Агассе. Нубийский жираф.
Часть 4 - Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Весна.
Часть 5 - Сандро Боттичелли. Весна.
Часть 6 - Поразительный Александр Исачев.
Часть 7 - Карл Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя;
Часть 8 - Винсент-Виллем-ван Гог. Спальня художника в Арле.
Часть 9 - Владимир Суворов. Благословенная Россия и другие картины.
Часть 10 - С.Ю.Жуковский. Интерьер библиотеки помещичьего дома.
Часть 11 - Станислав Юлианович Жуковский. Радостный май.
Часть 12 - Станислав Жуковский.
Часть 13 - Джорджоне-Барбарелли-да Кастельфранко. Спящая Венера.
Часть 14 - Алма-Тадема Лоуренс. Розы Гелиогабала.
Часть 15 - Борис Михайлович Кустодиев. Московский трактир.
Часть 16 - Никола Ланкре. Танцовщица Камарго.
Часть 17 - Лица artinsomnia.
Часть 18 - Цветастый мир Art Of Andrew Daniel.
Часть 19 - Из моей коллекции.
Часть 20 -

Сандро Боттичелли.Мадонна Магнификат. ок. 1481.Дерево, Темпера. 118 ; 118 см
Галерея Уффици, Флоренция

Madonna del Magnificat-тондо Сандро Боттичелли, изображающее Коронование Богоматери двумя ангелами в облике прекрасных отроков. Трое других ангелов держат перед ней открытую книгу, в которую Мария вписывает славословие, начинающееся со слов: Magnificat anima mea Dominum («Величит душа моя Господа»). На коленях Марии восседает младенец Иисус, a в левой руке она держит гранат, символ Божьего милосердия - как и в другом известном тондо Боттичелли, «Мадонна с гранатом».

Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные реплики его картин, выполнявшиеся учениками Боттичелли по его рисункам и картонам. Прежде всего, это были изображения Мадонны, на которые был огромный спрос. Среди них - этот шедевр.

Это самая известная из картин художника на религиозный сюжет, написанных для частных капелл; названа она по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги. Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Ев. От Луки, I, 46). Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу, в то время, как двое ангелов поднимают венец над головою Мадонны.

Эта искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, как бы продолжаются жестом одного из прекрасных ангелов и через руки других персонажей замыкаются на короне Марии. Такое кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Как и в "Мадонне с гранатом" Христос держит в руке плод - символ Мадонна Магнификат. Деталь: Раскрытая книгабессмертия, которое он принесет человечеству.

Лицо "Мадонны Магнификат" отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты. Среди них - тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Густые заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета - шарф и прозрачное покрывало - как бы преображают реальную женщину, взятую Боттичелли в качестве модели в идеальный образ Мадонны.

Точные обстоятельства создания картины неизвестны; выдвигалась гипотеза, что «Мадонна Магнификат» аллегорически изображает семейство Пьеро Медичи, но многие историки это мнение оспаривают. Первое достоверное упоминание о картине относится к 1785 году, когда галерея Уффици выкупила её у некоего Оттавио Магерини. Некоторые отождествляют «Мадонну Магнификат» с тондо из церкви Сан-Франческо-аль-Монте, упоминаемым Вазари, но и эта точка зрения встречает возражения. Тем не менее, искусствоведы практически единодушно сходятся в том, что картина действительно принадлежит кисти Боттичелли.

«Мадонна Магнификат» - самая известная из картин Боттичелли на религиозный сюжет, написанных для частных капелл. Название она получила по первому слову молитвы Богоматери, текст которой хорошо виден на развороте раскрытой книги .

Младенец Христос держит в одной руке гранат, а другой водит руку Мадонны, которая вписывает в развернутую книгу начало благодарственной песни (Евангелие от Луки 1:4):

«И сказала Мария: величит душа Моя Господа»

Двое мальчиков в сопровождении третьего, постарше держат книгу и чернильницу. Два ангела поднимают венец над головою Мадонны, представляют ее как Царицу Небесную. Изящная золотая корона собрана из звездочек, которые символизируют Утреннюю Звезду, как иногда называют Богородицу.

«Мадонна Магнификат» - типичное флорентийское тондо («tondo» - картина или рельеф, круглые по форме, итал.) подчеркивает утонченный характер живописи Сандро Боттичелли. Круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. «Мадонна Магнификат» 1485 года, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности.

Тондо относится ко времени расцвета деятельности мастерской Боттичелли, когда из нее выходили многочисленные копии его картин, выполнявшиеся учениками Боттичелли по его рисункам и картонам. Прежде всего, это были изображения Мадонны, на которые был огромный спрос.

Эта искусно вписанная в круг композиция - одно из наиболее замечательных созданий мастера. Изысканные линии рук, окруживших фигуру младенца Христа, как бы продолжаются жестом одного из прекрасных ангелов и через руки других персонажей замыкаются на короне Марии. Такое кольцо рук подобно некоему водовороту, в центре которого виден отдаленный мирный пейзаж. Как и на картине «Мадонна с гранатом» Христос держит в руке гранат - символ страдания и бессмертия, которое он принесет человечеству. Вся картина пронизана атмосферой задумчивой меланхолии.

Лицо «Мадонны Магнификат» отмечено всеми качествами, входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты. Среди них - тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Густые заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета - шарф и прозрачная вуаль - как бы преображают реальную женщину, взятую Боттичелли в качестве модели в идеальный образ Мадонны.

Эта картина была самым дорогостоящим произведением Боттичелли, при его создании использовано самое большое количество золотой краски. Обычно золото, как самую дорогую краску, в таких количествах не использовали; при заказе картины такие условия подробно оговаривались.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • 1. Сведения о Боттичелли
  • 2. Описание картины
  • 3. Популярность картины и история одного из учеников Боттичелли
  • Заключение
  • Глоссарий

1. Сведения о Боттичелли

Сандро Боттичелли, (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя - Алессандро ди Мариано Филипепи Alessandro di Mariano Filipepi; 1445 г. - 17 мая 1510 г.) - итальянский живописец тосканской школы. Представитель Раннего Возрождения. Прозвище "Боттичелли" (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком. Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио. В 1462 году он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.

Первые самостоятельные произведения Боттичелли - несколько изображений Мадонн - по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны: "Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем" (1465-1470), "Мадонна с Младенцем и двумя ангелами" (1468-1470), "Мадонна в розовом саду" (около 1470), "Мадонна Евхаристии" (около 1470). С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. Картина "Аллегория Силы" (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470-1472 он пишет диптих об истории Юдифи: "Возвращение Юдифи" и "Нахождение тела Олоферна". В 1472 имя Боттичелли впервые упоминается в "Красной книге" компании святого Луки. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи. На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина "Святой Себастьян" с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта Мария Маджоре, чем объясняется её вытянутый формат. "Поклонение волхвов" (около 1475)

Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленное полотно "Поклонение волхвов", на котором помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. Вазари писал: "Поистине произведение это - величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется". В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны "Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи" (1474-1475), портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам. В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи, по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.

Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. "И тогда он завоевал себе … во Флоренции и за ее пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своем римском дворце и пожелавший расписать ее, распорядился поставить его во главе работы". В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла.

В начале 1480-х годов Боттичелли создал "Мадонну дель Магнификат " (1481-1485), картину, прославленную уже при жизни художника, о чём свидетельствуют многочисленные копии. Она является одним из тондо Боттичелли. Подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века.

3. Описание картины

Картина Сандро Боттичелли "Мадонна дель Магнификат" (Magnificat, наименование церковного песнопения, величание) или Дева Мария с младенцем Христом и пятью ангелами. Тондо, размер картины, диаметр 118 см, дерево, темпера. Картина "Мадонна дель Магнификат" известна также под названием "Мадонна во славе", где богоматерь с младенцем представлена в окружении венчающих ее ангелов.

Мадонна дель Магнификат 1482-83. Галерея Уффици, Флоренция

Мать смотрит с нежностью на ребёнка. Взгляд Богородицы отличается спокойствием, духовной отстранённостью. Многие образы на картинах Боттичелли изображены спокойными, почти не выражающими никаких чувств, но, тем не менее, в них проявлена внутренняя, духовная глубина, глубина прозрения, мудрости, спокойствия и соприкосновения с миром иным. На картине изображены семь персонажей - Мария с младенцем и пять ангелов, причем все очень близко друг к другу, но картина абсолютно не кажется тесной, а наоборот, просторной и гармоничной. Ангел в красном одеянии нежно обнимает за плечи двух сидящих, держащих книгу. На заднем плане виднеется речушка, уходящая вдаль к желто-зеленым, освещенным солнцем деревьям и синему небу. Это делает картину трёхмерной. Ангел в желтом напоминает Венеру в "Рождении Венеры" - другом шедевре Боттичелли.

"Магнификат" - название католической хвалебной песни Девы Марии, данное этому славословию по первой строке: "Magnificat anima теа Dominum" - "Величит душа Моя Господа", поэтому картина имеет второе наименование, которое переводится как "Величание Мадонны". У Боттичелли (1445-1510) Богоматерь держит в руке перо, приготовившись обмакнуть его в чернила и дальше записывать в книге слова из Евангелия от Луки, на которые и написано песнопение.

3. Популярность картины и история одного из учеников Боттичелли

ботичелли живописец мадонна христианство

Когда картина была готова, многим хотелось приобрести этот шедевр, но автор написал его для церкви Сан Франческо, и удовлетворить всех желающих он не мог. Однако спрос рождает предложение, и ученики Боттичелли принялись писать и продавать копии картины (за меньшую цену). Повезло даже одному из самых бесталанных, некоему Бьяджо: сам маэстро сторговал его "магнификат" за целых шесть флоринов. Но когда в назначенный день подмастерье привел заказчика, то обомлел: на копии ангелы, окружающие Пресвятую Деву, были облачены в красные капюшоны, подобные тем, какие носили члены судейской коллегии флорентийской Синьории. Удивлению Бьяджо не было границ, он точно знал, что никаких капюшонов не писал, и что перед тем, как отправиться за покупателем, еще раз внимательно осмотрел свое произведение - никаких капюшонов. И вот теперь и заказчик, и наставник, и товарищи по мастерской - все в один голос расхваливали его копию, словно не замечая этой невесть откуда появившейся детали. Растерянный Бьяджо молча выслушал комплименты, проводил клиента, не понимая, в чем дело, а когда вернулся, картина висела на том же месте, и никаких капюшонов на головах ангелов снова не было. Он кинулся с расспросами, но окружающие лишь удивленно пожимали плечами и говорили, что у Бьяджо от радости за выгодную сделку, наверное, помутился разум. Они были так убедительны, что парень чуть не поверил. И только хохот, раскатившийся по мастерской, развеял его сомнения: он стал жертвой очередного розыгрыша, осуществленного маэстро. Картонные капюшоны учитель наклеил белым воском, когда его подмастерье отправился за купцом, а когда обескураженный автор ушел провожать будущего владельца своего творения, ученики их отклеили.

Щедрый Боттичелли с презрением относился к деньгам и влечению к ним, столь характерному для купеческой Флоренции. Подобными мистификациями он стремился привить такое же отношение к ним и своим ученикам.

Заключение

Сандро Боттичелли был выдающийся художник раннего Возрождения. Писал картины на темы мифологии и религии. Для картин Сандро Боттичелли свойственна духовная красота лиц, сочетание христианства и язычества, мистицизм, тревожная пытливость. Творчество Боттичелли, впитавшее в себя лучшие традиции итальянского искусства 15 века, отразило глубокие противоречия духовной жизни Флоренции конца столетия. Слава Боттичелли-рисовальщика была велика. Вазари писал, что он "рисовал столь великолепно, что после его смерти художники бросились разыскивать оставшиеся после него рисунки. У меня самого, - продолжал Вазари, - сохранилось несколько рисунков Боттичелли, выполненных с неподражаемым мастерством и непринужденностью".

Глоссарий

" Магни м фикат " (по первому слову первого стиха "Magnificat anima mea Dominum") - славословие Девы Марии из Евангелия от Луки (Лк. 1:46-55) в латинском переводе

Те м мпера (итал. tempera, от латинского temperare - смешивать краски) - краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов.

Флорин (итал. fiorino) - название золотых монет, которые впервые начали чеканить во Флоренции (лат. Florentia) в 1252 году (отсюда и название монеты) и позже стали выпускать в других странах.

Колорит изображения (итал. colorito, от лат. color - краска, цвет) - общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.

Тондо - круглая по форме картина или барельеф (сокращение от итал. rotondo - круглый).

Диссонанс - (ново лат. dissonantia, от част. dis, и sonare звучать). Негармоническое, неприятное для слуха сочетание звуков.

Капелла (от лат. capella уменьшительное от сарра) - тип католического строения. На русский язык обычно переводится словом "часовня".

Компози м ция (лат. compositio - составление, связывание, сложение, соединение)

Периферийная зона характеризуется наличием преимущественно усадебной застройки, реконструкция которой предусматривает сохранение и инженерное благоустройство капитальной застройки.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Боттичелли Сандро как итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Анализ работы "Мадонна и младенец с ангелом". "Весна", семантика картины. "Рождение Венеры", сюжет. Композиция работы "Святое Собеседование".

    презентация , добавлен 28.05.2013

    Начало творческого пути художника эпохи итальянского Возрождения Сандро Боттичелли. Учеба в мастерской Фра Филиппо Липпи, влияние творчества Андреа Верроккьо и первые работы. Сюжеты картин художника: "Весна", "Рождение Венеры", "Мадонна с гранатом".

    реферат , добавлен 06.05.2009

    Биографические сведения о жизни и творчестве Сандро Боттичелли – итальянском живописце эпохи раннего Возрождения, представителе флорентийской школы. Его наиболее известные картины "Весна", "Исцеление прокаженного и искушение Христа", "Рождение Венеры".

    презентация , добавлен 07.11.2014

    Анализ жизненного пути и творческой деятельности Сандро Боттичелли - известного итальянского художника. Композиция и особенности картины "Спящая Венера", которая ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения, и с сюжетом "Коронования Девы".

    реферат , добавлен 04.05.2011

    Флорентийский неоплатонизм. Творчество Сандро Боттичелли. Ранний период творчества. Мифологические картины. Религиозные картины. Поздние работы. Уровень культурного развития средневекового общества. Культура итальянского Возрождения.

    реферат , добавлен 30.03.2007

    Краткие биографические сведения о жизни художника Рафаэля. Раннее произведение Рафаэля, названное "Мадонна Конестабиле". Флорентийский период творчества, цикл "Мадонна с младенцем". Картины римского периода, их особенность и контакт со зрителем.

    реферат , добавлен 17.05.2006

    Живопись Сандро Боттичелли, тонкость и выразительность ее стиля. Энергичные охристые тени для передачи телесного цвета как характерная черта стиля художника. Чувственное начало в трех картинах с изображением Венеры, прославление чистоты и непорочности.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Флоренция - "колыбель изящных искусств". Флорентийская школа. Флорентийская живопись раннего Возрождения. Доменико Гирландайо. Женский портрет. Светские произведения 1480-х годов Сандро Боттичелли. Обучение мастерству, ранние работы, пребывание в Риме.

    реферат , добавлен 08.11.2016

    Алессандро ди Мариано Филипепи, известный как Сандро Боттичелли. История возникновения его прозвища. Первое упоминание о Боттичелли в налоговой записи его отца. Работа подмастерьем в ювелирной мастерской брата. Оформление построенной Сикстинской капеллы.

    презентация , добавлен 23.04.2012

    Основные черты и этапы культуры эпохи Возрождения. Данте Алигьери и Сандро Боттичелли как крупнейшие представители раннего Ренессанса. Творчество Леонардо да Винчи. Особенности и достижения литературы, архитектуры, скульптуры и искусства Ренессанса.




Top