Величественная бронза А. Морана

Бюст Оренбургского военного губернатора Василия Алексеевича Перовского.
(г. Оренбург)
В истории нашего края годы правления Перовского по праву считаются "золотым временем". В Оренбурге В.А.Перовский служил два раза: с середины 1833 года по 1841 год и с мая 1851 года по апрель 1857 года. Благодарные оренбуржцы решили построить памятник человеку, почти пятнадцать лет своей жизни отдавшему активному и плодотворному управлению краем. Это событие произошло в год 210-летия со дня рождения Василия Алексеевича Перовского. Автор модели памятника - заслуженный художник Р.Ф., оренбургский скульптор Петина Надежда Гавриловна. Она работала над памятником 12 лет. Отливку бюста губернатора в нашем городе производили впервые. Эту работу поручили оренбургскому комбинату "Пласт". Город оплатил сырье, металл; затраты по изготовлению взял на себя комбинат. Открытие памятника было приурочено к празднованию Дня города 3 сентября 2005г.
Бюст Перовского В.А. вылит из бронзы. Пьедестал, на котором стоит бюст, выполнен из гранита архитектором Станиславом Евгеньевичем Смирновым. На пьедестале объемными, накладными буквами, написано имя и годы рождения и правления губернатора:Перовский Василий Алексеевич (09.02.1795-08.12.1857) генерал-губернатор Оренбургского края 1833-1842, 1851-1857 . В.А.Перовский изображен в самом расцвете сил. Голова повернута вправо, его взгляд строг и задумчив, он устремлен вдаль, будто-бы осматривая свои владения. Возле бюста всегда многолюдно, и, особенно, много детей с родителями, так как парк имени Кирова и сквер, в том числе, всегда были и остаются излюбленным местом отдыха горожан.

Литература

  1. Губернаторы Оренбургского края. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1999. - 400 с.
  2. Дорофеев, В. В. Василий Перовский и Оренбуржье: к 250-летию со дня рождения / В. В. Дорофеев. - Оренбург: ИПК "Южный Урал", 1995. - 48 с.
  3. Савельзон, В. Л. Оренбургская история в лицах. 50 портретов на фоне эпохи / В. Л. Савельзон. - Оренбург: ИПК "Южный Урал", 2000. - 320 с.
  4. Галиева, А. Принимай подарки, Оренбург / А. Галиева // Вечерний Оренбург. - 2005. - 8 сентября (N 36). - С. 4-5.
  5. Овчинникова, Н. И каждому воздать по заслугам его / Н. Овчинникова // Южный Урал. - 2005. - 10 августа (N 155-156). - С. 1-3.

У завода «Красный октябрь» в Волгограде стоит памятник. Бронза в огне, а внутри огненной бронзы моряк. Художник сумел передать в металле яростный взгляд моряка в последние минуты жизни....

У завода «Красный октябрь» в Волгограде стоит памятник. Бронза в огне, а внутри огненной бронзы моряк. Художник сумел передать в металле яростный взгляд моряка в последние минуты жизни.

Он стоит, отсекая руками врага, не давая пройти ему через себя, сгорающему в пламени Сталинграда. Уже огонь не отпустит его, но и враг не пройдет через пламя сгорающего матроса. Михаил Паникаха навечно остался в городе, куда не пустил врага.

Парень призван в Красную армию с Украины. Тихоокеанский флот начало его службы. Но война изменила путь моряка. Он теперь в Сталинграде. Все подавали рапорт об отправке на фронт. Ему повезло. Он попал в избранные.

Мамаев курган и тогда был таким же, только рвались снаряды, и немцы шли из-за кургана на бойцов, стоящих насмерть среди огня. Враг шел в Сталинград, надеясь прорваться к нефтяному Кавказу.


Атака катилась одна за одной. Тихоокеанцы приняли бой с танками, имея в руках только винтовки. Техники не было. Семь танков шли на живых людей, но только ярость сияла в глазах моряков. Михаил оказался в окопе, среди немецких танков.

Как человек принимает решение, уйти из жизни, прихватив с собой врага? Это ведь невероятно страшно. И больно. У парня остались только гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Он полз вперед.


Пуля попала в бутылку со смесью. Он вспыхнул ярким факелом в одно мгновение. Последние силы истратил герой, чтобы броситься горящим факелом на гитлеровский танк. Горящий человек приклеился к вражеской машине.


Ему был 24 года. У него не осталось детей. Он ушел из жизни, не пустив врага в город на Волге. И продолжает гореть на улице Волгограда уже много лет.

Подвиг Михаила Паникахи стал известен всей стране. Д. Бедный посвятил ему стихи:

… Он сжег врага своим огнем!
Легенды сложатся о нем,
Бессмертном нашем краснофлотце!

Термин «художественная бронза» включает в себя огромное разнообразие техник и множество скульптурных, прикладных и декоративных изделий. Это мелкая скульптурная пластика, разнообразные кабинетные предметы (письменные приборы, пресс-папье, рамки для миниатюр и фотографий), декоративные вазы, каминные часы и пр.

Литье из бронзы достигло своего ярчайшего расцвета в XVIII -XIX веках. В этом виде искусства воедино слились фантазия художника и скульптора, мастерство модельщика, опыт литейщика, виртуозность чеканщика, кропотливость позолотчика, совершенство технической мысли и технологий своего времени. Начиная с XVIII века в Европе лидером по производству бронзовых изделий неповторимой красоты стала Франция. Не отставали от нее Германия, Италия, Австрия (венская бронза), Россия и т.д.

"Лукреция" - около 1851 года. Бронзовая скульптура с литейного производства Thiebaut Фрер. (Предприятие было создано в 1851 году Виктором Thiébaut. Чуть позднее Виктор Thiébaut вошел в партнерство с известными скульпторами: Давидом д"Анже, Карпо, Falguière, компанией Carrier-Belleuse, Полем Дюбуа и Прадье. В 1898 году с этим производством подписал контракт сам Роден - здесь были отлиты две его работы: Святой Иоанн Креститель и Триумф молодежи). Высота статуэтки 12 дюймов.

Сегодня раритеты в виде бронзовых бюстиков, статуэток и предметов канцелярской утвари время от времени выставляются на аукционные торги. Как правило, вещи датируются концом позапрошлого -- началом прошлого столетия; это период последнего расцвета художественной бронзы.


Статуэтка Грегуара Жана Луи (Франция, 1840-1890). Бронза на красном мраморе. Высота - 21 с четвертью дюймов.


"Сабрина" - Холми Кардуэлл (Англия, 1815-1887). Бронзовая статуэтка создана в 1865 году. Холм Кардуэлл родился в Манчестере в 1834 году, переехал в Париж в 1841 году и учился у Давида д"Анже (1788-1856). Мраморный оригинал статуэтки был впервые выставлен в Королевской Академии в Лондоне в 1855 году под названием "Сабрина" с сопроводительной поэмой Джона Мильтона.


"Антиопа" - Леон (Франция, 1840-1916). Бронза, дата создания - около 1900 г. Высота 16 дюймов


"Туалет Венеры" - Карой Шекели (Венгрия, 1882-1942). Статуэтка создана в 1931 г., бронза на розовом мраморе. Высота 15,5 дюймов.

Статуэтка "Афина" . Около 1910 года. Венская бронза. Высота 14,5 дюйма

"Купальщица" (Германия/Австрия, около 1910). Бронза. Высота - 23 см


"Танец обнаженной с рогами изобилия" - Е.Saalmann (Германия, 1890 -1930). Бронза, дата создания - около 1900 г. Высота 15,5 дюйма.

"Кой" - Филипп Иоганн Фердинанд (Фриц) Прейс (Германия, 1882 -1943). Бронза с позолотой бронза. Дата создания - 1930 г. Высота 9 см.


"Лесная нимфа" - Марсель Bouraine (Франция,1886-1948). Бронза с зеленым патинированием, хитон серебряной листвой и коричневой эмалью. Высота 21,5 дюймов.


"Диана Королева амазонок" - Карл Нейгауз (Германия,1881-). Бронза с золочением, дата создания - 1919 год. Высота 15,14 дюйма.


Женщина позирует в качестве модели - Жюль Левассер (Франция, 1831-1888). Бронза с золочением. Высота 8 и 3/4 дюйма

"Ню" - Л.Eisenberger (Германия, 1890-1930). Бронза с холодной росписью. Высота 17 дюймов.

"Колыбельная" (Психея, играющая на скрипке) - Сильвен Kinsburger (Франция, 1855-1935). Бронза - около 1891 года. Высота 22 дюйма


"Андромеда" (без подписи). Венская бронза polychromed. Дата создания - около 1910 года. Высота 14 дюймов.

Содержимое страницы

Введение

О роли Кузбасса в Великой Отечественной войне сказано очень много слов, написаны сотни книг, художественных и документальных. Кузбасс помогал фронту не только своим углем и металлом, но и главным своим ресурсом – человеческим. На защиту Родины встали тысячи наших земляков. В их боевых делах воплотились стойкость и мужество всего русского народа.

Неслучайно, сибирские части всегда направлялись на ответственные участки фронта. Где бы ни сражались сибиряки - кузбассовцы, они проявляли героизм, до конца оставались патриотами, не теряли достоинства и гуманности. Подвиг одного из наших земляков увековечен в бронзе. Одним из символов Тяжинского района, который находится на севере Кемеровской области, на границе с Красноярским краем, является изображение памятника советскому воину-освободителю, установленному в Трептов - парке.

Копия берлинского монумента венчает мемориальный комплекс на площади Победы в Тяжине (Приложение 1).

Это изображение можно увидеть на баннере при въезде в поселок Тяжинский с надписью: «Гордость Тяжинского района - Масалов Николай Иванович – человек-легенда» (Приложение 2).

Именем Н.И. Масалова названа Тяжинская центральная районная библиотека. В местном краеведческом музее развернута экспозиция, посвященная этому человеку. Жители района знают, что Н. И. Масалов во время боев в Берлине вынес из - под обстрела немецкую девочку и стал прообразом для монумента в Трептов - парке. Поэтому целью работы является установление реальности исторической основы легенды о кузбасском солдате, вынесшем из-под обстрела немецкую девочку.

Подвиг солдата

Передовые части советских войск, в апреле 1945 года вышли к Берлину. В это время, 220 гвардейский стрелковый полк, в котором служил сержант Н. И. Масалов знаменосцем, начинал наступление по правому берегу реки Шпрее. Более двадцати тысяч советских воинов погибло при штурме Берлина. Под старыми платами братских могил и под курганом главного монумента мемориала в Трептов – парке, покоится более пяти тысяч солдат.

Эти солдаты, своими собственными глазами видели страдания мирных жителей Берлина. Ни для кого не секрет, что в любой войне, в первую очередь, страдают дети. Истосковавшиеся по своим детям, русские солдаты не могли спокойно смотреть на страдания немецких ребятишек. Так, дети подходили к солдатам и протягивали пустые консервные банки или просто свои худенькие ладошки. А русские солдаты, совали в эти руки хлеб, куски сахара или просто усаживали их за свой солдатский котелок, роняя слезы с глаз. Когда русские войска готовились к атаке, в ходе одного из уличного боя, Николай увидел маленькую германскую девочку, которая сидела под мостом и тихо плакала. Ее мать лежала рядом.

Она была убита. Николай Иванович раньше других услышал детский плач и кинулся спасать девочку. Территория перед мостом простреливалась. Сержант Масалов полз, ощупывая руками каждую трещину, прижимаясь к асфальту (площадь была заминирована). Русский солдат поднял на руки немецкого ребенка. Заметив это, немцами был открыт яростный огонь по их силуэту. Несмотря на пулеметные очереди, Николаю Ивановичу удалось встать и, одной рукой прикрывая от пуль девочку, а другой, держа автомат, побежать обратно. Именно в этот момент над землей поднялся ослепительный диск солнца. Его лучи как - будто нанесли удар по вражеским окопам, на некоторое время ослепив стрелков. Одновременно с этим - ударили русские пушки, началась атака. Со стороны казалось, что весь фронт салютует подвигу нашего земляка.

Памятник советскому воину-освободителю

После этого события, через несколько дней, в полк приехал скульптор Е. В. Вучетич и сразу нашел Николая Ивановича Масалова. Скульптор сделал несколько набросков с сержанта, попрощался, и уехал. Вряд ли Николай Иванович мог предположить, для чего именно он понадобился ваятелю? Однако Вучетич не случайно обратил внимание на воина - сибиряка. Он выполнял задание фронтовой газеты - скульптор подыскивал типаж для плаката, посвященного Победе советского народа в Отечественной войне. Эскизы и наброски, которые сделал Вучетич в полку - пригодились ему позже, когда он приступил к работе над проектом знаменитого ансамбля – памятника, расположенного в Трептов - парке.

Дело происходило так. Климент Ефремович Ворошилов, после Потсдамской конференции глав союзных держав, осенью 1945 года, вызвал Вучетича к себе и предложил ему начать подготовку скульптурного ансамбля - памятника, который был бы посвящен Победе советского народа над фашистской Германией. По первоначальному плану, предполагалось поместить величественную фигуру Сталина в бронзе, с изображением Европы или глобусным полушарием в руках в центре композиции. Из воспоминаний самого скульптора: «Многие художники, скульпторы смотрели главную фигуру ансамбля.

Они хвалили и восхищались работой. Но я чувствовал некоторую неудовлетворенность выполненным результатом. И сделал выбор - необходимо найти другое решение. Мне сразу стали вспоминаться советские воины, которые выносили немецких детей из зоны огня, в дни штурма Берлина. Позже, я снова вернулся в Берлин. Мне удалось сделать несколько сотен фотографий, а главное, зарисовок. Также успел побывать в гостях у советских солдат и несколько раз меня представляли героям. Именно в последней поездке и вызрело новое, свое решение: на монументе должен быть изображен солдат, с ребенком на груди.

Затем, вылепил фигуру воина метровой высоты. Под ногами - фашистская свастика, в правой руке автомат, а левая придерживает трехлетнюю девочку». Далее, под светом кремлевских люстр, пришло время продемонстрировать оба проекта. Причем первый вариант памятника - монумент вождя. - Слушайте, Вучетич, вам не надоел этот, с усами? – спросил Иосиф Виссарионович. Сталин указал мундштуком трубки в сторону полутораметровой фигуры. - Это пока эскиз, - попытался кто-то заступиться. - Автор был контужен, но не лишен языка, - отрывисто бросил Сталин и устремил взгляд на вторую скульптуру. - А это что? Вучетич поспешил снять пергамент с фигуры солдата. Иосиф Виссарионович осмотрел его со всех сторон, скупо улыбнулся и сказал: - Вот этого солдата мы и поставим в центре Берлина, на высоком могильном холме... Только знаете, Вучетич, автомат в руке солдата надо заменить чем-то другим.

В наше время, автомат – это утилитарный предмет. Памятник же будет стоять в веках. Пускай держит что-то более символичное. Ну, скажем меч. Увесистый, солидный. Этим мечом солдат разрубил фашистскую свастику. Меч уже опущен, но горе будет тому, кто вынудит богатыря снова поднять этот меч. Согласны!? Вот так, с согласия Сталина, началось строительство памятника в Берлине, на котором был изображен не он сам, а советский солдат с ребенком. Выполнение проекта приравнивалось к заданию чрезвычайной важности. Даже было создано специальное строительное управление. 39 конкурсных проектов набралось к концу 1946 года. Перед их рассмотрением в Берлин приехал Вучетич. Идея памятника целиком и полностью завладела воображением скульптора... Работы по сооружению памятника воину - освободителю начались в 1947 году и продолжались больше трех лет. Более 7 тысяч специалистов было задействовано. Огромную площадь занимает мемориал - 280 тысяч квадратных метров. Черные и цветные металлы, тысячи кубометров гранита и мрамора - заявка на материалы озадачила даже Москву.

Складывалась крайне затруднительная ситуация. Однако делу помог интересный случай. Из воспоминаний заслуженного строителя РСФСР, Г. Кравцова: «Ко мне пришел изможденный немец, бывший узник гестапо. Он видел, как в развалинах зданий наши солдаты выбирают куски мрамора, и поспешил с радостным заявлением: ему известен в 100 километрах от Берлина, на берегу Одера, потайной склад гранита. Он сам разгружал камень и чудом избежал расстрела... И эти груды мрамора, оказывается, по заданию Гитлера, были припасены для строительства памятника победы над Советским Союзом. Вот ведь как получилось. Но историю не обмануть!» Пьедестал этого зловещего памятника должен был представлять колоссальное строение длиной и шириной по 300 метров. На нем - зал-купол высотой в 220 метров. 20 миллионов кубических метров должна была составить общая кубатура этого сооружения. На вершине купола - огромный орел, вонзивший когти в зажатый им земной шар. В купольном зале планировалось вместить 180 тысяч человек, перед которыми фюреру не терпелось выступить с победной речью. Для памятника было уже все готово. Не хватило лишь одного - победы. Но Победа пришла, Победа русского народа. Пришла не сама по себе, ее добыли в жестоких боях воины с красными звездами на пилотках. И заготовленный гранит пошел по другому назначению - из него был воздвигнут грандиозный памятник советскому воину - освободителю в Трептов - парке

Жизненный путь героя

Родился Николай Масалов в крестьянской семье Тисульского района (село Вознесенка). Окончив 3 класса местной школы, отправился работать в колхоз, так как в период до 6 класса очень сильно болел – результат неудачной рыбалки по первому льду (Масалов провалился под лед). А когда выздоровел – сильно отстал от своих ровесников. Идти в школу с младшими братьями – наотрез отказался. Добросовестно работав в колхозе – окончил шестимесячные курсы трактористов и вновь продолжил трудиться в родном селе.
Николай Масалов, в возрасте семнадцати лет, был призван на фронт. В рядах Красной Армии получил специальность минометчика. Приняв боевое крещение в марте 1942 на брянском фронте, под Касторной, передислоцировался на новые места: Елец, Орел, Курск. Его полку несколько раз приходилось вырываться из окружения, при этом нередко использовали штыки – берегли каждый патрон.

Позже, полк переформировали, и он вошел в состав армии генерала Чуйкова, которая героически обороняла Сталинград. За оборону города – героя, полк получил гвардейское знамя, а Николай Иванович Масалов должность ассистента в знаменном взводе.
За годы на войне, Николай Масалов получил три ранения и две контузии, а после победного штурма Зееловских высот в 1945 году, представлен к награждению орденом Славы 3-ей степени (Приложение 5).

В родное село, Масалов вернулся сразу после демобилизации. Но из – за полученных боевых ранений - работа трактористом была ему не под силу. Долгое время проработал заведующим хозяйственной части в тяжинском детском саду.

Известность к Николаю Ивановичу пришла в середине 60-х годов. О нем писали не только центральные советские газеты и журналы, но и зарубежные средства массовой информации (Приложение 6). Позже, советские и германские кинематографисты объединились для съемок фильма о нем, и на экраны вышел полнометражный документальный фильм «Парень из легенды». В 1969 году Николай Иванович Масалов звание почетного жителя Берлина.

После широкой известности и интереса к его личности, Николай Иванович был частым гостем в школы, а также участником организованных встреч с пионерами (Приложение 8). Однако герой не любил рассказывать о своем подвиге, потому что считал, что на его месте таким же образом поступил бы каждый советский солдат. По этой причине, при жизни Масалова, никто не мог догадываться, какие уникальные материалы накопил герой: награды, фотографии, книги, альбомы и грамоты, письма и открытки, вырезки из газет и журналов (Приложения 5,6,7).

Только после смерти Николая Ивановича (20 декабря 2001 года), его дочерью – Валентиной, было передано бесценное наследие в поселковую администрацию Тяжинского района. Полученные материалы использовались для написания книги «Человек из легенды».

Достоверность лененды

Истории известно, что дни войны русские солдаты, не жалея собственных жизней спасали немецких детей. Писателю и военному корреспонденту Борису Полевому удалось взять в госпитале последнее интервью у солдата, который тоже спас ребенка, так же, как и Масалов, Трифона Лукьяновича из Минска. Он услышал плач ребенка, как вспоминал Трифон - сработал отцовский инстинкт. Ведь, в первые дни войны, дом Трифона накрыла бомба, похоронив при этом двух его малышей и жену. Передавая немецкого ребенка через парапет набережной, Трифон встал во весь рост, закрыв ребенка от пуль. А сам умер от ран. Эти солдаты спасали чужых детей не ради славы. Этого требовало чувство человечности, которое сохранил каждый русский солдат.

Также, как и Трифон Лукьянович, Николай Иванович Масалов тоже не считал подвигом спасение немецкой девочки.
Впервые о подвиге было упомянуто в книге – воспоминании, Маршала Советского Союза, В. И. Чуйкова «Конец третьего рейха» и стало всеобщим достоянием.
Из воспоминаний самого Масалова, приведу достоверную картину событий: как все было. Под мостом, сержант Масалов заметил трехлетнюю девочку, а рядом лежала убитая мать. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок платья и кричала - плача: «Муттер, муттер!» Раздумывать русскому солдату было некогда. Взяв девочку «в охапку», Николай Иванович поспешил назад, к своим. Единственным желанием, как подчеркивал Масалов, было то, чтобы девочка не стала плакать. Но она как заголосит! Услышав голос, фашисты открыли огонь, благо наши «помогли» - стали палить со всех стволов. «Когда перешел нейтральную зону, сразу же зашел в первый попавшийся дом, чтобы передать ребенка гражданским, но там пусто – никого нет.

Поэтому направился сразу в свой штаб. Помню, товарищи, окружив, смеялись: «Какого ты языка захватил, а сами кто галеты, кто сахар девочке суют, шутками пытаются успокоить». Передав ее из рук в руки капитану – вернулся к знамени».
Из воспоминаний И. Падерина, комиссара 220 полка: «Да, я подтверждаю вылазку Масалова. Вот и исчез наш Николай Иванович, который пользовался большим авторитетом у наших ребят в полку. Я боялся начала стихийной атаки, ведь любая атака – это лишняя кровь, которая не была нужна никому, к тому же в конце войны. У меня осталось такое впечатление, что Масалов как – будто почувствовал нашу тревогу. Вдруг мы услышали его голос: «Я с ребенком, пулемет справа – дом с балконами, заткните ему глотку». Тут же, полк открыл яростный огонь по противнику, без всякой команды. Напряжение было очень высокое. Масалову удалось выйти с девочкой, под прикрытием этого огня. Позже, мы узнали, что Николай был ранен в ногу, но виду не подавал…».

Из воспоминаний Ивана Степановича Одарченко – человека, который выполнял роль натурщика при работе скульптора: «После окончания войны, я продолжил служить в военной комендатуре Вайснезее. На протяжении полутора лет выполнял очень интересное, но весьма необычное поручение для обычного солдата – позировал для создания памятника – монумента в Трептов – парке. Как мне рассказывали близкие знакомые скульптора, профессор Вучетич очень долгое время не мог найти натурщика. Наше знакомство произошло случайно, на одном из спортивных мероприятий меня представили Вучетичу. И уже через месяц после одобрения моей кандидатуры, я был откомандирован для позирования».

Интересная история произошла при выборе девочки для позирования. Было решено искать немецкого ребенка, как и было на самом деле. Но позже, Вучетич принял решение, что на руках у воина – освободителя должна быть наша, советская девочка. Так как советские солдаты, в первую очередь спасали своих жен и детей, и только потом всех остальных. Тем не менее, на войне нет разбора чужой – свой, когда дело идет о жизни малолетнего ребенка. Поэтому, моделью для монумента стала 3-х летняя дочка коменданта Берлина генерала Котикова – Светлана. В одной руке, Иван держал девочку, а в другой, у него был двухпудовый меч – увесистый, двухпудовый символ Великой Победы, как и предложил Иосиф Виссарионович Сталин.

Заключение

Николай Иванович Масалов - воин-кузбассовец, который во время штурма Берлина, рискуя жизнью, вынес из-под огня немецкую девочку. Этот подвиг солдата - сибиряка послужил прообразом при создании монумента советскому воину - освободителю в берлинском Трептов - парке. Достоверность этого факта подтверждена воспоминаниями Маршала Советского Союза В. И. Чуйкова и рассказами сослуживцев солдата, ставшими очевидцами.

Память о герое живет и поныне. В апреле 2004 года центральной районной библиотеке было присвоено имя Н. И. Масалова (Приложение 3). По инициативе Совета старейшин в школах Тяжинского района были проведены смотры - конкурсы, посвященные легендарному солдату. В декабре 2004 года в Нововосточной средней школе создана первая в районе пионерская дружина имени героя - земляка Н. И. Масалова.

Пионерам вручили знамя с вышитым девизом: «За родину, добро и справедливость!». Ребята уже собрали большой материал о Н. И. Масалове, оформили пионерскую комнату, отрядные уголки. В апреле 2005 года руководители тяжинских предприятий и организаций, члены коллегии администрации района и Совета старейшин, представители ветеранского актива провели уроки - реквиемы: «Вспомним, поклонимся тем годам». В каждом из двухсот классов занятие начиналось с истории подвига Николая Масалова. В 2005 году в кемеровском издательстве «Кузбассвузиздат» вышла книга Олега Костюнина «Человек из легенды», в которой рассказывается о жизни Н. И. Масалова.


Выполнила:Нелюбова ДарьяРуководитель:Дробышева И. А

Слайд 2

Цель: изучив скульптурные композиции С. Есенина, постичь тайну поэтического вдохновения поэта, обогатить сведения о Есенине. Задачи: изучить исследовательскую литературу о С. Есенине; самостоятельно проанализировать тему: «С. Есенин в бронзе»; показать народность есенинского творчества, что представляет особую ценность; опираясь на форму и содержание скульптурных композиций С. Есенина, сказать о бессмертии поэта и его творчестве.

Слайд 3

Сергей Тимофеевич Конёнков – один из выдающихся скульпторов  столетия. Он всегда стремился к совершениям огромного размаха, к обобщениям глубоким и всеобъемлющим. Его Ф. М. Достоевский и Бах, Л.Н. Толстой и Суриков, М. Горький и С.В. Рахманинов поражают сложностью психологического портрета. Наивысшего воплощения эти черты творчества мастера достигли в «Автопортрете», удостоенном в 1957 году Ленинской премии. Работа отличается глубоко продуманным композиционным решением. Широкий разворот могучих плеч служит как бы постаментом для гордо откинутой назад головы, лицо обрамляют пряди седых волос, взгляд устремлён далеко вперёд. И, наконец, последним аккордом композиции служит тонкая, но сильная рука, рука художника и труженика. В «Автопортрете» выражены размышления скульптора о назначении художника, вера в силу человеческого духа и разума.

Слайд 4

Конёнков изобразил Есенина в момент его вдохновенного поэтического самовыражения. Схватившийся правой рукой за волосы, левую прижимая к сердцу, с полуоткрытым ртом, - в этот момент он был особенно похож на восторженного певца своей лиры. Жест его рук – это движение импульсивное, полное искренней непосредственности. И поза, так верно схваченная скульптором, явно увиденная и поэтому очень естественная. Есенинский портрет сделан от сердца, с проникновением в тайну поэтического вдохновения.

Слайд 5

…23 октября 1970 года, ненастным осенним днём, в Константиново, на родину поэта Сергея Есенина, приезжал девяностошестилетний художник Сергей Тимофеевич Конёнков в составе делегации деятелей культуры. Газета «Советская культура» проводила тогда на рязанской земле встречу тружеников села с мастерами искусств.

Слайд 6

Скульптор подарил сотрудникам музея фотокопию своего карандашного рисунка Сергея Есенина, оставил тёплую запись в книге почётных писателей. «Помните и любите нашего большого поэта Сергея Есенина, - сказал на прощание скульптор. – Ведь его голос был голосом народа». С.Т. Конёнков покидал «край задумчивый и нежный», родину великого русского поэта. Спустя год, он сам завершил свой долгий, богатый событиями и встречами жизненный и творческий путь.

Слайд 7

Рязанское руководство обратилось к известному рязанскому скульптору Антонине Петровне Усаченко, удостоенной в 1970 году звания лауреата Всесоюзной премии имени Ленинского комсомола за памятник «Скорбящая псковитянка». Антонина Петровна в кратчайшие сроки смогла создать памятник – бюст Есенина. Он был изготовлен на рязанском заводе «Центролит». По замыслу ведущего архитектора Рязани Н.Н. Истомина, скульптуру предполагалось установить на привокзальной площади перед зданием вокзала Рязань – 2.

Слайд 8

Памятник С. Есенину в г.Рязани. Скульптор А. П. Кибальников. 2 октября 1975 г.состоялось торжественное открытие.

Слайд 9

В восточном районе Москвы, за Таганской площадью, среди многочисленных фабрик и заводов, на пересечении Волгоградского проспекта с бульваром, названным в 1964 году Есенинским, установили памятник знаменитому российскому поэту Сергею Александровичу Есенину. Это был первый бронзовый памятник в стране, которую так страстно воспел в своих стихах звонкоголосый Есенин. Открытие состоялось 3 октября 1972 года. Авторы памятника – Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, скульптор Владимир Ефимович Цигаль, архитекторы С.Е. Вахтангов, Ю.В. Юров

Слайд 10

Интересно рассматривать силуэт памятника сбоку, где монолит – пригорок принимает очертания плывущей лодки, а складки одежды за плечами воспринимаются как крылья или трепещущий парус. В глубокой задумчивости, не спеша, привычной лёгкой походкой юноша спускается пригорком. С непокрытой головой он шагает «разросшимся садом» навстречу зрителю, ветру, солнцу. Фигура юного поэта, отлитая в бронзе, стоит практически на земле. Точнее сказать, она движется. Несмотря на то, что отлитая из металла, есть в ней какая – то особая лёгкость, окрылённость.

Слайд 11

Одним из городов России, где свято чтят память о нашем знатном земляке С.А. Есенине, является Воронеж. Здесь, в разное время уже были установлены памятники выдающимся русским художникам слова: А. Кольцову, И. Никитину, И. Бунину. 25 октября 2006 года произошло очередное знаковое событие: был открыт памятник великому земляку С. Есенину. Любовь к поэту подвигла Народного художника России, московского скульптора, лауреата Есенинской премии Анатолия Бичукова передать в дар городу свою работу. Спонсорскую помощь в осуществлении этой культурной акции оказал актёр Сергей Безруков.

Слайд 12

…А я стою, как пред причастьем, И говорю в ответ тебе: Я умер бы сейчас от счастья, Сподобленный такой судьбе. Но, обречённый на гоненье, Ещё я долго буду петь… Чтоб и мое степное пенье Сумело бронзой прозвенеть.

Посмотреть все слайды




Top