Великий и неподражаемый ле корбюзье. Ле корбюзье Ле корбюзье архитектор

Пост почитания Ле Корбюзье
6 октября 1887 года родился Ле Корбюзье – архитектор, художник, автор градостроительных теорий, символ модернизма в архитектуре XX века

Ле Корбюзье создал свой первый архитектурный проект в 17 лет под началом опытного учителя. Это был жилой дом для Луи Фалле, члена совета Школы искусств, в которой тогда еще Шарль-Эдуард Жаннере (настоящее имя Ле Корбюзье) обучался декоративно-прикладному искусству. Далее в серии: и ещё о


Ле Корбюзье (Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) и его творения


В 1914 году архитектор открывает собственную мастерскую в родном швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон, а уже в 1922 году создает свое бюро в Париже и обосновывается там. Особое место в жизни Ле Корбюзье занимала живопись. С его приятелем, художником Амеде Озанфаном, они утвердили в художественном мире термин «пуризм», принципы которого Ле Корбюзье переносил и в свои архитектурные проекты. Пуризм отвергает декоративность, присущую своему предшественнику – кубизму, и провозглашает изображение «очищенной» действительности. В 1920 году они создали журнал «Эспри Нуво» (L`Esprit Nouveau – «Новый дух»), который просуществовал до 1925 года. Издание стало площадкой для дискуссий об искусстве и архитектуре, и именно там Шарль-Эдуард Жаннере под псевдонимом Ле Корбюзье публиковал самые важные для своего творчества статьи, объединенные затем в сборники «К архитектуре», «Планировка города» и другие.


Ле Корбюзье, как и многие его коллеги, стал широко известен благодаря проектам частных вилл. В 20-е годы он построил несколько зданий в модернистском стиле, новом и вызывающем для своего времени – виллу Ла Роша/Жаннере, виллу Штейн в Гарше, виллу Савой в Пуасси. О Ле Корбюзье стали говорить как о представителе архитектурного авангарда, потому как он использовал принципиально новые приемы в проектировании. Отличительными чертами его проектов были белые гладкие фасады, простые геометрические формы, парящие в воздухе объемы, горизонтальное остекление, конструкции из железобетона.

В 1925 году Ле Корбюзье построил на Международной выставке в Париже павильон под знакомым названием «Эспри нуво» как своего рода манифест архитектурного авангарда. Французский павильон был во многом похож на павильон СССР, выполненный нашим соотечественником Константином Мельниковым.

К крупным заказам Ле Корбюзье приступает в начале 30-х годов. В это же время он участвует в конкурсе на постройку здания Центросоюза в Москве и посещает СССР. После Второй мировой войны архитектор проявляет себя как градостроитель и создает планы реконструкции французских городов Сан-Дье и Рошаль. Именно здесь Ле Корбюзье последовательно проводит свою знаменитую идею «Лучезарного города», которая по сей день обсуждается урбанистами и частично находит свое применение в мегаполисах. В его Лучезарном городе все идеально: симметрия в планировке, множество парков и зеленых зон, развитая транспортная система и удобное зонирование. Жилые районы архитектор предлагал застроить многоквартирными домами не выше 50 метров и расселить в них до 2000 людей. Эти идеи частично воплотились в знаменитой Марсельской единице, а затем и в самом крупном проекте архитектора – планировании города Чандигарх в Индии.

1. Вилла Ла Роша/Жаннере в Париже

В 1923 году архитектор строит сдвоенный дом для банкира Рауля Ла Роша и своего старшего брата Альбера Жаннере. В этом проекте впервые проявились основные черты авторского стиля архитектора, по которым мы узнаем его работы: белый цвет, большие вертикальные плоскости, призматические формы. Сейчас в здании виллы Ла Роша функционирует Фонд Ле Корбюзье.

2. Вилла Савой в Пуасси

Совсем недавно вилла Савой и московский Дом Мельникова стали памятниками-побратимами в рамках Российско-французского года культурного туризма 2016–2017. Они оба заслуженно являются символами модернизма в архитектуре. В проекте виллы Савой Ле Корбюзье воплотил все свои новаторские идеи, которые называют также «пять отправных точек архитектуры»: сваи вместо привычного фундамента, белые гладкие фасады, горизонтальное ленточное остекление, плоская крыша, на которой может быть устроен сад, свободная планировка помещений.

3. Здание Центросоюза в Москве

К счастью для нас, по проекту Ле Корбюзье построили здание и в Москве. Центросоюз строился с 1928 года по 1935-й, и за это время архитектор не раз приезжал в Москву, где познакомился с основными фигурами советского авангарда – братьями Весниными, Константином Мельниковым, Моисеем Гинзбургом. Центросоюз является совершенно не типичным офисным зданием и образцом архитектурного модерна. Для российской строительной практики использование железобетонных конструкций было абсолютно новым опытом. С помощью передовых строительных технологий Ле Корбюзье смог применить свой любимый принцип свободной планировки, а также обеспечить внутреннюю систему кондиционирования для создания комфортной рабочей среды. Бесконечные лестницы-пандусы формируют уникальный внутренний облик здания. 15 октября 2015 года перед фасадом здания на Мясницкой улице был открыт памятник Ле Корбюзье.

4. Капелла в Роншане

Заказ на постройку капеллы в Роншане архитектор получил в 1950 году. Здесь он создает удивительную архитектурную форму здания, не похожую на его прежние геометрически правильные объемы. Ле Корбюзье, вдохновляясь природными образами, сделал крышу похожей на панцирь краба или морскую раковину. Внутренне пространство капеллы освещается разноцветными бликами от витражей в южной стене здания.



5. Жилая единица в Марселе

В этом проекте архитектор воплотил свою мечту о «городе-саде». Послевоенный Марсель остро нуждался в жилой площади, и Ле Корбюзье смог вместить в каркас из железобетона 337 квартир, при этом создав комфортные условия для жизни. Дом был вознесен на мощные опоры, внутри которых были размещены трубы коммуникаций. Жилое пространство разделялось на несколько уровней, соединенных «воздушными улицами». На одной из улиц были организованы общие службы снабжения и гостиница, а верхний этаж обзавелся спортивным залом и детским садом.

В облицовке здания Ле Корбюзье впервые использовал «необработанный» бетон (béton brut), который затем применил в строительстве Дворца Ассамблеи в Чандигархе.

6. Монастырь Ла Туретт в Лионе

Уединенный монастырь выполнен полностью в характерном для Ле Корбюзье стиле. Здание построено в форме прямоугольника с внутренним двором, разделенным крытыми галереями. Аскетичный внешний вид монастыря сочетается с удивительной функциональностью, позаимствованной архитектором у проектов многоквартирных домов.

Пространство монастыря вмещает в себя кельи для 100 монахов, церковь, общественную зону с трапезными, библиотекой и залами для собраний. Как и в других своих проектах, архитектор непременно разбавляет серый цвет цветными пятнами. Здесь он раскрашивает капеллу, пристроенную к церкви в синий, красный и желтый цвета.

7. Проект индийского города Чандигарх

Для Ле Корбюзье Чандигарх был первой исключительной возможностью построить полностью новый город. В итоге получилось так, что ему достались разбивка плана ансамбля и сооружение зданий Капитолия – политического центра города. Строительство остальных объектов было поручено британским и индийским архитекторам. Один из самых важных проектов, созданных Ле Корбюзье в Чандигархе, – Дворец Ассамблеи. Он признан наиболее оригинальным и целостным в функциональном плане. В огромный внутренний холл архитектор вместил несколько объемов – зал Верхней палаты с остекленным верхом в виде пирамиды и зал заседаний в форме гиперболоида. Внешне здание выделяется своим причудливым фасадом с изогнутым портиком, обращенным к Капитолию.

Один из самых знаменитых и значимых архитекторов и дизайнеров XX века, самый авторитетный из мастеров современного зодчества, «великий урбанист», называвший дом «машиной для жилья», «великий диктатор от архитектуры», французский архитектор и теоретик искусства Ле Корбюзье был очень разносторонней творческой личностью. Он успевал делать и настенные росписи, эскизы скульптурных композиций и даже ковров. Его постройки можно обнаружить в разных странах - в Швейцарии, Франции, США, Аргентине, Японии, России. Он верил в то, что архитектура способна творить чудеса.

Архитектор

Настоящее имя Ле Корбюзье - Шарль Эдуард Жаннере. Он родился 6 октября 1887 года в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон в семье часовщика-гравера.

Сначала будущий архитектор хотел продолжать семейную традицию, но зодчество настолько увлекло его, что он оставил освоенное им ремесло и занялся добычей необходимых ему знаний. Ле Корбюзье, пожалуй, единственный из известных архитекторов XX века, который не имел специального профессионального образования. Зато он много путешествовал, посещал музеи, подолгу засиживался в библиотеках.

Архитектуру он изучал глубоко и системно. Главным же для него всегда оставалось общение с ведущими архитекторами-практиками. В 1925 году взял себе псевдоним Ле Корбюзье - такую фамилию носил один из предков матери великого архитектора. Избран почётным доктором (honoris causa) университетов Цюриха, Кембриджа, Нью-Йорка, Женевы. Почётный член многих Академий искусств.

Награжден французским Орденом Почётного легиона: орден Рыцаря; орден Командора; орден Офицера высшего ранга, французский орден «За Заслуги». Золотые медали Королевского института Британских архитекторов, Американского института архитекторов, города Флоренция.

Характерные особенности имиджа Ле Корбюзье - строгий темный костюм, галстук-бабочка, а также круглые роговые очки, ставшие его своеобразным фирменным знаком. Умер 27 августа 1965 года. Портрет Ле Корбюзье размещен на современной банкноте номиналом 10 швейцарских франков.

В Москве скоро появится памятник Ле Корбюзье, который в 30-е годы работал в столице по приглашению советского правительства. Предлагается установить скульптурный портрет или памятный знак архитектору на улице Мясницкой (бывшей Кирова), вблизи дома, построенного по его проекту.

Люди долго привыкают ко всему новому, даже если создано оно исключительно для их же блага. А между тем именно Ле Корбюзье разработал теорию воссоздания «очищенных» от деталей предметных форм, так называемого пуризма. Он верил в то, что общество можно усовершенствовать, рационально преобразуя структуру города и жилища.

Свой первый архитектурный проект Э. Жаннере начал в неполные 18 лет. Это был жилой дом, построенный для гравёра Луи Фалле, члена совета Художественной школы. Проект был реализован с помощью профессионального архитектора. Когда строительство было закончено, на заработанные деньги Жаннере совершил свою первую образовательную поездку - по Италии и странам Австро-Венгрии.

Только в 35 лет Ле Корбюзье смог позволить себе уйти с наемной работы и вместе с двоюродным братом Пьером Жаннере открыл в Париже проектную мастерскую. Особенности творчества Ле Корбюзье можно проследить на материале создания архитектурной композиции.

Он создал свои самые значительные произведения только после длительных и трудных поисков первичной архитектурной формы. Как бы ни был сложен план и объем здания, его укладывают из простых пространственных элементов. Эту возможность Корбюзье обрел в железобетоне, а идеальным для стены материалом было стекло.

Самые известные работы - вилла Савой (1931), Швейцарский павильон (1932), Марсельский блок (1951), капелла Роншан (1954), здания комплекса Капитолия в г.Чандигарх, Индия (1951—1957). Архитектор создал систему гармонических величин, которая основывается на пропорциях человеческого тела, так называемый модулор, и предложил ее как исходную в строительстве и художественном конструировании.

Одной из главных заслуг Ле Корбюзье считается то, что в 1926 году он сформулировал свои знаменитые «Пять отправных точек современной архитектуры», которые прекрасно иллюстрировал созданный им в 1926 году план перестройки Парижа «Вуазен» и другие его проекты этого времени:

  • Дом должен устанавливаться на опорах, чтобы внизу продолжалась зеленая зона.
  • Планировка дома должна быть свободной - внутренние перегородки могут размещаться по-разному.
  • Несущая фасадная стена, или, более точно, - фасад должен оформляться в зависимости от гибкой планировки.
  • Обязательным является ленточное окно, в которое сливаются оконные проемы. Таким образом не только улучшается освещение помещений, но и формируется геометрический рисунок фасада.
  • Наверху должна быть плоская крыша-терраса с садом, которая как бы возвращает городу зелень, которую забирает объем здания.

В 1925 году, во время работы над Павильоном «Эспри Нуво», Корбюзье обратился к дизайну мебели. Он создал несколько эскизов мебели, и на осеннем салоне в 1929 году показал несколько моделей, включая кресло LC2 и шезлонг LC4. В период модернизма зародился принцип стандартизации мебели, основоположником которого стал именно Ле Корбюзье.

Он разделил всю мебель на три функциональные категории: столы, стулья и полки - открытые или закрытые - разработал для каждой из этих категорий стандартные формы, которые должны были определять универсальность мебели. Стандартный стол Ле Корбюзье - это многоцелевой стол, стул предназначен и для отдыха и для работы, а шкаф - это система блоков, которые можно группировать по своему усмотрению.

Ле Корбюзье знаменит и своими церковными сооружениями. Ему, протестанту по вероисповеданию, принадлежат проекты церкви Нотр-Дам-Дю-О в Роншане и доминиканского монастыря близ Лиона. Не все проекты Ле Корбюзье были осуществлены. Так, предложенный им в 1927 году на международный конкурс проект здания Лиги Наций в Женеве хотя и набрал наибольшее количество голосов, был объявлен вне конкурса лишь потому, что не был вычерчен китайской тушью.

Первым реализованным проектом общественного сооружения стало для Ле Корбюзье здание Центрального союза потребительских обществ СССР, построенное в 1929-1935 годах. Здесь стеклянная «навесная стена» фасада превращена в огромный экран, в котором отражается вечно изменяющееся небо. Это здание по праву считают самым поэтичным из всех сооружений функциональной архитектуры.

Ле Корбюзье излагал свои мысли так же, как строил: кратко, емко, глубоко. «Большое искусство живет бедными средствами», - не уставал повторять Ле Корбюзье и, отказываясь от форм и приемов традиционного зодчества, активно использовал в своих проектах его основные средства - ритм, пропорции, масштабность. Он упразднил шкалу значимости зданий и считал, что дом может выглядеть как дворец, а дворец как дом.

В зданиях, спроектированных Ле Корбюзье, никогда не было излишней помпезности. Как отмечал один из исследователей его творчества Д. Саймондс, он проектировал «не места и не предметы», а эмоции. До сих пор построенные по его проектам здания остаются своеобразным камертоном развития архитектуры. И если в 50-60-е годы исследователей архитектуры в работах Ле Корбюзье интересовала прежде всего пластическая свобода, то теперь все говорят о «классической» подоснове его творчества.

В каждом проекте Ле Корбюзье гармонично сосуществуют два начала - строгий рационализм и, как сам он говорил, «пластическая страсть». Именно поэтому архитектура Ле Корбюзье и теперь остается современной.

От редакции

К архитектуре. Перевод В.Н. Зайцева
Тезисы

Градостроительство. Перевод В.Н. Зайцева
Общие положения
Порядок
Современный город
Современный город с трехмиллионным населением
План города
Центр Парижа
«План Вуазен» и история Парижа

Декоративное искусство сегодня. Перевод В.Н. Зайцева

Новый дух в архитектуре. Перевод В.В. Фрязинова

Уточнения по поводу современного состояния архитектуры и градостроительства. Перевод В.Н. Зайцева
«План Вуазен» для Парижа. Может ли Буэнос-Айрес стать одним из самых достойных городов мира?
Московская атмосфера

Лучезарный город. Перевод В.Н. Зайцева
Воздух городов
Как решить проблему Парижа?
«Лучезарная ферма»
«Лучезарная деревня», или кооперативная деревня

Пушки, снаряды? Увольте! Жилища? Пожалуйста! Предпочитаешь ли ты воевать? Перевод В.Н. Зайцева

Афинская хартия. Перевод В.В. Фрязинова
Общие положения. Город и его район
Современное состояние городов. Критика и лечебные средства
Историческое наследие городов
Заключение. Основные положения доктрины
Заметки о международных конгрессах современной архитектуры

Жилой комплекс в Марселе. Перевод В.Н. Зайцева
Поношения
Взгляд сверху
Тема
Двадцать четыре часа солнечного цикла
Элементарные условия индивидуальной свободы
Жизнь семьи
Техника
Общение
Осуществление
Заключение
Выводы
От карты Европы через человеческое жилище к новому техническому и социальному балансу
Марсель, бутылка и ящик для бутылок
О долгом пути 1907-1950 годов и о программе па будущее
Программа па будущее

Три человеческих установления. Перевод В.Н. Зайцева
«Зеленый завод»
Жилые строения
Промышленные объекты

Модулёр. Перевод В.В. Фрязинова
Среда, сфера, условия и развитие исследования
Хронология

Письма, заметки и т, п. Перевод В. Н. Зайцева
Пять отправных точек современной архитектуры
На одном из приемов у министра строительства г-на Сюдро
Открытое письмо г-ну префекту
Размышления
Объявление в мастерской Ле Корбюзье
Заявление Ле Корбюзье 27 января 1959 года
Письмо Ле Корбюзье мэру Венеции
Письмо Ле Корбюзье группе архитекторов Иоганнесбурга

Работы Ле Корбюзье
Осуществленные постройки
Неосуществленные проекты
Литературные труды

Послесловие. К.Т. Топуридзе

От редакции

Имя Ле Корбюзье, смелого новатора в архитектуре, теоретика современного зодчества и градостроительного искусства, широко известно во всем мире.

Ле Корбюзье оставил огромное литературное наследство, которое неотделимо от его творчества.

В течение полувека Ле Корбюзье выступал за создание новой архитектуры, нового градостроительства, за то, чтобы обеспечить всех и каждого достойным человека жилищем. Им опубликованы научные исследования, полемические выступления, книги по теории архитектуры и искусства.

Его первая книга «Развитие декоративного искусства в Германии» вышла в свет в 1911 году, когда автору было 24 года. С тех пор Ле Корбюзье до конца своей жизни (1965 г.) не выпускал из рук пера, отстаивая свои идеи.

В книге «К архитектуре», изданной в 1923 году, Ле Корбюзье изложил основы своего понимания задач архитектуры. Из нее мы публикуем лишь часть остро изложенных тезисов, дающих ясное представление о творческом кредо мастера, и несколько других отрывков, развивающих эти тезисы.

Из изданного в Париже в 1925 году капитального труда «Градостроительство» в сборник вошли разделы, в которых Ле Корбюзье обосновал свой проект современного города на 3 млн. жителей и проект реконструкции центра Парижа (так называемый «План Вуазен»).

В сборник включены также отрывки из книг: «Декоративное искусство сегодня» (1925), «Альманах современной архитектуры» (1926), «Уточнения по поводу современного состояния архитектуры и градостроительства» (1930), «Лучезарный город» (1935), «Три человеческих установления» (1945).

Из книги «Модулёр» (1950) переведен отрывок, в котором изложены основные принципы системы композиционного построения и пропорционирования, созданной Ле Корбюзье.

Книги Ле Корбюзье «Афинская хартия» (1943), «Жилой комплекс в Марселе» (1950) взяты полностью. Кроме того, в сборник вошли некоторые из писем и заметок Ле Корбюзье, собранных Софи Дариа в ее книге «Ле Корбюзье» (1964).

В своих книгах и статьях по теории градостроительства и архитектуры Ле Корбюзье выходил за рамки узкопрофессиональных задач, поднимал глубокие социальные проблемы.

Особый интерес представляет его острая, беспощадная критика условий жизни в городах капиталистического мира. Конечно, этот большой гуманист не понимал, что в условиях частной земельной собственности выдвигаемые им смелые градостроительные решения не могут быть осуществлены без серьезных политических сдвигов. Не владея философией марксизма-ленинизма, Ле Корбюзье часто пытался примирить непримиримое.

Но как человек цельный и правдивый, он всегда был на стороне прогресса, свободы и справедливости. В 1938 году Ле Корбюзье резко выступил против тех, кто готовил вторую мировую войну. В 1950 году вместе с другими прогрессивными людьми он поставил свою подпись под Стокгольмским воззванием в защиту мира.

Ле Корбюзье - яркий публицист с очень своеобразным стилем изложения. Форма его литературных произведений полностью подчинена содержанию, поставленной цели. Он часто прибегает к гиперболам, парадоксам, нарочитым повторам. Главное для него - это довести свою мысль до читателя кратчайшим путем. Он всегда стремится к ясности изложения и доходчивости. Он взывает, он требует, он резко критикует. Даже когда Ле Корбюзье высказывает идеи спорные, читатель как бы включается в этот спор, обогащаясь логическим ходом его мыслей и делая собственные выводы.

Снимки с важнейших, построенных по проектам Ле Корбюзье зданий, проекты, эскизы, схемы, рисунки, чертежи и репродукции его живописных и скульптурных работ, помещенные в сборнике (подобрал и подготовил К. Т. Топуридзе), зрительно представят читателю идеи мастера в их замыслах и воплощении и помогут получить представление о творческой лаборатории крупнейшего зодчего современности.

В этом году архитектурное сообщество отмечает 125-летний юбилей великого Ле Корбюзье (Шарля-Эдуара Жаннере-Гри), оказавшего колоссальное влияние на архитектуру XX века. К этой дате в Москве был приурочен ряд событий, в том числе выставка в ГМИИ имени Пушкина, переиздание книги "Ле Корбюзье и мистика СССР" и другие.

Выставка работ Ле Корбюзье в ГМИИ им. Пушкина. Фото: Москва 24

Имя Ле Корбюзье ассоциируется в первую очередь с известной капеллой в Роншане и виллой Савой. Но архитектор является и автором нескольких проектов для Москвы – Дворца Советов, Центросоюза и проекта развития города "Ответ Москве", известного под названием "Лучезарный город". Ле Корбюзье приезжал в Москву три раза – в 1928, 1929 и 1930 годы. Его привлекала новая страна и новые возможности Страны Советов.

В 1931-32 годы в Москве проходил конкурс на здание Дворца Советов. Дворец планировалось разместить на месте взорванного храма Христа Спасителя. Архитектор предложил смелое решение – он подвесил главный зал на параболической арке. Но новаторские идеи Ле Корбюзье не были воплощены – в это время авангард в России уже уступал место советской неоклассике.

Ле Корбюзье работает над проектом Дворца Советов. Фото: ГМИИ им. Пушкина

А дом Центросоюза (Наркомлегпрома) в Москве по проекту Ле Корбюзье был построен. Конкурс на проект здания был объявлен в 1928 году. В нем участвовали русские архитекторы-конструктивисты братья Александр и Виктор Веснины, Борис Великовский, Иван Леонидов и другие. Все они попросили председателя Центросоюза Исидора Любимова, чтобы проектирование было отдано Ле Корбюзье.

Ле Корбюзье, проектируя здание, воплотил в жизнь основные свои постулаты: гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа и горизонтальные крыши. Проект Центросоюза Ле Корбюзье был крайне новаторским, опережающим время. Это касается и примененных материалов, и конструкций, и архитектурного облика. Здание известно своими уникальными внутренними пандусами. Дом Центросоюза был построен в 1936 году при участии архитектора Николая Колли. Он стал одним из первых в Европе больших офисных комплексов со сплошным остеклением. Здание расположено на Мясницкой улице, 39. В настоящее время в нем находится Росстат.

Здание Центросоюза. Фото: Софья Кондрашина

В 1930-е годы в Москве архитекторы разрабатывали "Зеленый город", который планировалось построить на северо-востоке Москвы. Ле Корбюзье пригласили прокомментировать проект. Он предложил архитекторам отказаться от идей дезурбанизации и разработал для города новый проект "Ответ Москве", который известен под названием "Лучезарный город". Ле Корбюзье хотел радикально изменить облик Москвы, застроив почти весь центр Москвы. Не удивительно, что предложение архитектора принято не было.

Во время своих приездов в Москву Ле Корбюзье подружился со многими архитекторами-авангардистами того времени, в том числе с Моисеем Гинзбургом и Александром Весниным. Ле Корбюзье даже использовал наработки Гинзбурга, его чертежи дома Наркомфина, работая над своей "жилой единицей" в Марселе.

Дом Наркомфина. Архитектор Моисей Гинзбург. Фото: ИТАР-ТАСС

Ле Корбюзье - французский архитектор швейцарского происхождения, пионер модернизма, представитель архитектуры интернационального стиля. Здания по его проектам построены по всеми миру – в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, России, Индии и Бразилии. Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье - объемы-блоки, поднятые над землей; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы ("сады на крыше"); "прозрачные", просматриваемые фасады и свободные пространства этажей ("свободный план"). Со временем постулаты Ле Корбюзье стали привычными чертами современной архитектуры.

Подготовила Софья Кондрашина

Ле Корбюзье – французский архитектор швейцарского происхождения, бывший также дизайнером, художником, писателем и публицистом. Является пионером модернизма, представителем архитектуры интернационального стиля, в архитектуре воплощал идеи функционализма. Здания, сконструированные им, находятся по всему миру: в Европе, Америке, Индии, Японии.

Стремясь облегчить жизнь жителям перенаселенных городов, Ле Корбюзье активно занимался городским планирование и был одним из основателей Международного конгресса современной архитектуры (CIAM).

Биография

Шарль-Эдуар Жаннере-Гри родился 6 октября 1887 года в швейцарском городке Ла-Шо-де-Фон в семье часовщика-эмальера.

С детства молодого Шарля привлекали изобразительные искусства и он поступил в Школу искусств в Шо-де-Фоне на курс Шарля Леплатенье, его преподавателем архитектуры был Рене Шапалла, который сильно повлиял на раннее творчество. С момента поступления в школу он начинает самостоятельно заниматься ювелирным делом, создает эмали и гравирует монограммы на крышках часов.

В юности он старался покидать провинциальную атмосферу родного города и путешествовал по Европе. В сентябре 1907 он предпринял первую поездку в Италию, затем через Будапешт в Вену, где он остался на четыре месяца и познакомился с Густавом Климтом и Йозефом Хоффманом. Затем в 1908 году он едет в Париж, где находит работу в офисе Августа Перре, французского пионера в области армированного бетона. Все эти поездки повлияли на него и начал вырабатываться собственный архитектурный стиль. Между октябрем 1910 и мартом 1911 он работал под Берлином на известного архитектора Питера Беренса, где возможно встречался с Людвигом Мис ван дер Роэ и Вальтером Гропиусом. В то время он посетил Дом престарелых и монастырь при нем в долине Эма и это сильно сказалось на его жизненной позиции. Отныне он стал считать, что все люди должны иметь возможность жить тихо и спокойно, как монахи в своей обители.

Позже, в 1911 он совершил поездку на Балканы и посетил Сербию, Болгарию, Турцию и Грецию, вернулся он с примерно 80 блокнотами, полными набросков того, что он видел, в частности Парфенона. Его формы он затем будет восхвалять в своей книге «К архитектуре».

Во время Первой мировой войны Ле Корбюзье преподавал в своей родной школе искусств в Швейцарии и вернулся в Париж лишь когда война была окончена. За эти четыре года в Швейцарии он работал в области теоретической архитектуры, используя современные техники. Среди прочего был проект Дом-ино Хаус – модель, предлагающая открытый план, состоящий из бетонных плит, поддерживаемых минимальным количеством железобетонных колонн по краям. Этот дизайн стал основой для большинства его сооружений на ближайшие 10 лет.

Вскоре он начал свою собственную архитектурную практику, вместе со своим кузеном Пьером Жаннере. Это сотрудничество продлилось до 1950-х, с перерывом на годы Второй мировой войны.

В 1918 году Ле Корбюзье познакомился с художником-кубистом Амеде Озанфаном, в котором нашел родственную душу. Озанфан сподвиг его на живопись и они начали сотрудничать. Отбросив кубизм как иррациональный и «романтический» они опубликовали свой манифест «После кубизма» и основали новое художественное движение, пуризм. Озанфан и и Ле Корбюзье учредили журнал L"Esprit nouveau (Новый дух).

В первом выпуске журнала в 1920 году Шарль-Эдуард Жаннере взял псевдоним Ле Корбюзье (слегка измененная фамилия его деда), под эгидой мысли о том, что каждый может создать нового себя.

В период с 1918 по 1922 Ле Корбюзье не строил зданий, полностью сосредоточившись на теории пуризма и живописи. А в 1922 году он вместе с кузеном Пьером открыли в Париже архитектурную студию. В 20-е годы Ле Корбюзье спроектировал несколько вилл,которые принесли ему известность. Почти все они расположены в окрестностях Парижа. Все они являются постройками в модернистском стиле. О Корбюзье заговорили, новая эстетика вилл будоражила умы европейской публики. Наиболее заметные работы - вилла Ла Роша/Жаннере (1924), вилла Штейн в Гарш (теперь Вокресон, 1927), вилла Савой в Пуасси (1929). Все они отличаются простыми геометрическими формами, белыми гладкими фасадами, горизонтальными окнами, использованием железобетонного каркаса. В этих сооружениях Корбюзье применял свой кодекс архитектора - «Пять отправных точек архитектуры».

В 1925 году Корбюзье с Пьером представили «План Вуазен» - предложение по перестройке Парижа. План предусматривал снесение около 240 гектаров старых построек и возведение на их месте восемнадцати одинаковых небоскребов в 50 этажей. В этом и последующих планах Ле Корбюзье предлагал новые планировочные методы, позволяющие повысить комфорт проживания в городах, создать в них зеленые зоны и сеть транспортых магистралей.

В 1940 году Ле Корбюзье закрыл парижскую мастерскую и перебрался на ферму в Пиренеях. В это время он занимался теоретическими разработками, в частности системы пропорций Модулор, которую затем активно применял в постройках.

После окончания Второй мировой войны во Франции начались восстановительные работы и Ле Корбюзье участвовал в них по приглашению властей. В частности, им были выполнены планы реконструкции городов Сен-Дьё (1945) и Ла-Рошель (1946), ставшие новым оригинальным вкладом в градостроительство.

Для Сен-Дьё Ле Корбюзье спроектировал здание мануфактуры Клод и Дюваль (1946-1951) - четырёхэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов. При строительстве мануфактуры Дюваль были применены так называемые «солнцерезы» (фр. brise-soleil) - изобретённые Корбюзье особые навесные конструкции, защищающие остеклённый фасад от прямых солнечных лучей. Впоследствии «солнцерезы» стали своеобразным фирменным знаком построек Корбюзье, где они выполняют одновременно и служебную и декоративную роль.

В 1947 году было начало строительство знаменитой «Марсельской жилой единицы» – многоквартирного дома с полной инфраструктурой, расположенной внутри одного здания.

В 1950 году Корбюзье начал осуществление самого масштабного своего проекта – новой столицы штата Пенджаб, города Чандигарх. Корбюзье разработал административный центр, жилые кварталы с инфраструктурой, школами, гостиницами. Город строился в течение примерно 10 лет. Непосредственно сам Корбюзье спроектировал Капитолий, административный центр города. Это здания Секретариата, Дворца Правосудия и Ассамблеи. Каждое из них отличается яркой характерностью образа, мощной монументальностью и представляет собой новое слово в архитектуре того времени.

В 50-х и 60-х годах Ле Корбюзье уже пользовался признанной славой архитектурного гения. Он был завален заказами, его имя гремело по всему миру. В это время он построил несколько сооружений, которые закрепили его звание европейского архитектора-авангардиста номер один. Это капелла Роншан во Франции (1955), Бразильский павильон в студенческом городке в Париже, комплекс монастыря Ля Туретт (1957-1960), здание Музея западного искусства в Токио (1959).

Одна из последних крупных работ Корбюзье - построенный в США культурный центр Гарвардского университета, Карпентер-центр визуальных искусств (1959-1962).

В 1928 году Корбюзье участвовал в конкурсе на строительство здания Наркомлегпрома (Дом Центросоюза) в Москве. Он впоследствии было построено по его проекту. Здание Центросоюза явилось совершенно новым для Европы примером решения современного делового здания. Строительство осуществлялось под руководством архитектора Николая Колли.

В 1928, 1929, в начале тридцатых архитектор часто приезжал в Москву в связи со строительством. Здесь он встречался с советскими деятелями культуры, в частности с Мейерхольдом и Эйзенштейном, и восхищался творческой атмосферой, царившей в стране в то время. Особенно его впечатляли достижения советского архитектурного авангарда - братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Константина Мельникова. Позже, Ле Корбюзье участвовал в международном конкурсе на здание Дворца Советов для Москвы (1931), для которого сделал чрезвычайно смелый, новаторский по замыслу проект.

«Пять отправных точек архитектуры»

«Пять отправных точек архитектуры» Ле Корбюзье были опубликованы в журнале «L’Esprit Nouveau» в двадцатые годы. В этих несложных на первый взгляд правилах Корбюзье пытался сформулировать свою концепцию архитектуры нового времени. Вот их свободный пересказ:

Столбы-опоры. Дом приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах, при этом освобождается место под жилыми помещениями - для сада или стоянки автомобиля.

Плоские крыши-террасы. Вместо традиционной наклонной крыши с чердаком под ней, Корбюзье предлагал устраивать плоскую крышу-террасу, на которой можно было бы развести небольшой сад или создать место для отдыха.

Свободная планировка. Поскольку стены больше не являются несущими (в связи с применением ж/б каркаса), внутреннее пространство полностью от них освобождается. В результате внутреннюю планировку можно организовать с гораздо большей эффективностью.

Ленточные окна. Благодаря каркасной конструкции здания и отсутствию, в связи с этим, несущих стен, окна можно сделать практически любой величины и конфигурации, в т.ч. свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла.

Свободный фасад. Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри дома (буквально у Корбюзье: свободно расположены внутри помещений). Наружные стены могут при этом быть из любого материала - легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы.

Модулор

Модулор - это система пропорций, разработанная Ле Корбюзье. Он описал её как «набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике».




Top