Веневский уезд - федор григорьевич солнцев. Русские художники


Федор Григорьевич Солнцев - русский живописец-археолог и реставратор, профессор Императорской Академии художеств, родился 14 апреля 1801 г. в селе Верхне-Никульском Мологского уезда Ярославской губернии в семье крепостных графа Мусина-Пушкина. Склонность к рисованию проявилась у него уже в детстве. На берегу реки Ильдь он собирал мелкие цветные камешки, растирал их с водой и получал красную, синюю и зелёную краски. Рисовал лубочные картинки и иконы, которые видел в церкви. Заметив природную одарённость мальчика, граф дал отцу семейства, Григорию Кондратьевичу, «вольную», что позволило ему определить сына в 1815 г. в Петербургскую Академию художеств. На картины начинающего художника обратил внимание президент Академии, директор Императорской публичной библиотеки А.Н. Оленин, который стал привлекать Солнцева для выполнения различных работ и заказов, нацеливая его в будущем на художественно-археологические исследования. По окончании академического курса в 1824 г. Солнцеву были вручены Малая золотая медаль и аттестат I степени на звание классного художника за дипломную картину «Село Верхне-Никульское. Крестьянское семейство за обедом». В 1827 г. он был удостоен Большой золотой медали за полотно на евангельскую тему «Воздадите кесарево кесарю, а Божия Богови». В 1829 г. Федор Григорьевич выполнил рисунки Рязанских древностей (драгоценных блях, барм, перстней) и с этого времени окончательно связал свою жизнь и творчество с археологией - современники стали называть мастера живописцем-археологом, а впоследствии его полувековая художественно-археологическая деятельность была отмечена золотой медалью Императорского Русского археологического общества. В 1830-е гг. начался новый этап в творческой биографии Солнцева. Он работал в Москве, делая эскизы с древнейших вещей, хранившихся в Оружейной палате Московского Кремля и его соборах, акварельные зарисовки города. Часть созданного им собрания рисунков русской старины VI - XVIII веков, отличавшихся высокой степенью детализации (исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т.д.), была использована позднее при издании шести монументальных томов «Древностей Российского государства» (1849-1853). Был также выпущен большой альбом из 325 рисунков «Типы и костюмы народностей России». Художник неуклонно совершенствовал своё мастерство. За написанную по заданию Академии программную картину «Встреча великого князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием» в 1836 г. он был удостоен почётного звания академика. По проектам Солнцева реставрировались храмы Московского Кремля. Все интерьеры Кремлевского дворца и Оружейной палаты были сделаны по его эскизам: обои, полы, ковры, портьеры, посуда. Солнцев много ездил по древнерусским городам и монастырям, исследуя и срисовывая предметы и памятники старины, делал этнографические зарисовки. Более пяти тысяч рисунков и акварелей, созданных его кистью, позволяют и сегодня составить представление о русской старине. С его помощью иллюстрированы десятки книг. Он преподавал иконопись в Петербургской духовной семинарии и обучал детей живописи в Академии художеств, за что получил ордена св. Анны 2-й степени (1848) и св. Владимира 3-й степени (1861). Реставрировал фрески и раскрывал мозаики Киевского Софийского собора (ХI век), с ювелирной точностью копируя его росписи. В 1876 г. в связи с 50-летием художественной деятельности Солнцеву было присвоено звание профессора и вручена специально выбитая в его честь золотая медаль.

Скончался Федор Григорьевич Солнцев в Петербурге 3 марта 1892 г. Похоронен на Волковском кладбище. Художник прожил долгую жизнь - почти все XIX столетие. Его произведения называли живописной летописью Древней Руси и считали источником возрождения «русского стиля». Именно ему отечественная наука обязана сохранением многих драгоценных материалов нашей истории, и до сих пор он остаётся самым выдающимся представителем в области художественной археологии и этнографии.

СОЛНЦЕВ Федор Григорьевич (14 апреля 1801, с. Верхне-Никульское Мологского уезда Ярославской губ. — 1892, Петербург) — художник, археолог, реставратор.

Из семьи крепостного крестьянина графа И.А. Мусина-Пушкина. Вскоре после рождения Фёдора его отец, получив место кассира в Императорских театрах, уехал в Петербург. Фёдор оставался в деревне с матерью, которая на шестом году начала обучать его грамоте. Но усилия матери, а потом и управляющего имением графов Мусиных-Пушкиных были безуспешны — мальчик вместо уроков разрисовывал свои тетради. Отец, заметивший склонность сына к рисованию, забрал его в Петербург.

В 1815 Солнцев поступил в Академию художеств в Петербурге, где обнаружил необыкновенные успехи. Учился у С. Щукина и А. Егорова. Специализировался« по части археологической и этнографической». В 1824 по окончании курса получил малую золотую медаль за картину« Крестьянское семейство». Как перспективный ученик был оставлен в Академии, и в 1827 за картину« Воздадите Кесарю кесарево, а Божие Богови» получил большую золотую медаль.

Еще во время учёбы Солнцев обнаружил удивительный дар копирования, на который обратил внимание президент Академии А. Н. Оленин. Первым заданием для Солнцева были копии« Рязанских древностей», найденных в 1822, которые он сделал с таким искусством, что, согласно легенде, профессор перспективы М. П. Воробьев принял рисованную бляху за настоящую и пытался взять ее в руки. В 1830-е Солнцев много путешествует по старым русским городам, делая зарисовки утвари и вооружения, предметов церковного культа, археологических находок, зданий, икон, фресок. Сохранилось около 5 тыс. акварельных рисунков с изображением древностей Киева, Чернигова, Новгорода, Смоленска, Полоцка, Рязани, Владимира, Суздаля, Москвы, многих монастырей. С натуры был выполнен альбом рисунков« Типы и костюмы народов России».

Николай I принял Солнцева под свое личное покровительство. «По высочайшему повелению» Солнцев создавал пейзажи, на которых царь дорисовывал батальные сцены, проводил крупные реставрационные работы, выпускал художественные издания. Художественная деятельность Солнцева была т.о. включена в контекст официальной идеологемы« Православие, Самодержавие, Народность». В 1834 Солнцев принял участие в реставрации фресок Дмитриевского собора во Владимире(XII в.). В 1835 сочинял проекты реставрации царских теремов в Кремле, по которым они были возобновлены, за эту работу он был удостоен Владимирского креста. В 1836 за картину« Встреча великого князя Святослава с Иоанном Цимисхием» получил звание академика. В 1838 Солнцев создал рисунки для паркетного пола Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца(архитектор К.А. Тон). В 1843—1851 осуществлял контроль за реставрацией фресок Киевского Софийского собора(XI в.).

Принципы научной реставрации находились ещё в зачаточном состоянии, и «возобновление» было проведено в духе господствовавших тогда вкусов. Утраты были дописаны, все фрески грубо записаны масляной красой, многие изображения написаны заново. К работе привлекались ремесленники-иконописцы, ножом и топором счищавшие древнюю живопись. Несовершенство подобной реставрации осознавалось уже современниками. Акварели Солнцева стали основой 700 литографированных рисунков капитального 6-томного издания« Древности Российского государства»(1846−1853). В его атласе были воспроизведены чудотворные иконы, миниатюры рукописей, парсуны, фрески. В 1853 по рисункам Солнцева были выполнены церковная утварь и облачения священников для Исаакиевского собора в Петербурге(архитектор О. Монферран), фрески которого писал младший брат Фёдора — Егор, выпускник Академии художеств.

В 1850-е Солнцев заведовал работами по изготовлению иконостасов для церквей западных губерний, участвовал во временной комиссии для разбора древних актов Юго-Запада России. В 1859 он стал членом Императорской археологической комиссии. В 1863 Солнцев был удостоен титула« почетного вольного общника» АХ. В 1876 получил звание профессора и в честь 50-летия его деятельности была выбита золотая медаль.

В течение 30 лет Солнцев был попечителем отделения одаренных детей крепостных крестьян в Академии художеств. Он создал живописную энциклопедию русской средневековой и народной жизни в ее вещественных памятниках. Солнцев способствовал развитию иконописания и прикладного церковного искусства, сочиняя образцы« в старинном русском стиле» для художников, мебельщиков, золотых дел мастеров и др. Награжден орденами Св. Анны III степени(1835) и Св. Станислава I степени(1888). Наряду с К. А. Тоном считается зачинателем« русского стиля» в российском искусстве.

Произведения Солнцева хранятся во многих музеях, в т. ч. и в РИАХМЗ, а альбом« Типы и костюмы народов России» — в славяно-балтийском отделе Нью-Йорской публичной библиотеки.

Великий русский критик В.Г. Белинский, анализируя стихотворения М.Ю. Лермонтова, написал: «Наш век - век по преимуществу исторический. Все думы, все вопросы наши и ответы на них, вся наша деятельность вырастает из исторической почвы и на исторической почве» (1). Действительно, благодаря развитию литературы и искусства, стараниями великих и талантливых организаторов русского образования и науки, стараниями русских государственных деятелей, среди которых были государственный канцлер Н.П. Румянцев и директор Императорской академии художеств А.Н. Оленин, возрос подлинный интерес к отечественной истории, к древностям государства. Свой путь становления и развития проходит археология (или древлеведение) - наука о всех без исключения исторических древностях. Одной из важнейших составляющих исторического и художественного познания прошлого стала созданная и методологически проработанная А.Н. Олениным художественная археология. Понятие «художественная археология включало не только точные с соблюдением масштаба, зарисовки археологических древностей и памятников древнерусского зодчества, но их подробное источниковедческое исследование и описание, а также решение вопросов датировки и атрибуции, т.е. проведение так называемой внешней критики источника. Человеком, воплотившим и применившим на практике методы художественной археологии, сформулировавшим ее основные практические задачи, стал художник Ф.Г. Солнцев. Этому художнику также принадлежит честь разработки (совместно с митрополитом Филаретом (Дроздовым) и архимандритом Фотием) нового иконописного канона, соответствовавшего древнерусским традициям, наработкам послепетровской эпохи и веяниям нового времени.

Творческий путь Ф.Г. Солнцева

Художник, живописец, иконописец, график, иллюстратор Федор Григорьевич Солнцев (1801-1892), за огромные достижения в области художественной археологии прозванный современниками «художником-археологом», стал одним из основоположников русского стиля в русском искусстве XIX в. Трудам Солнцева русская наука обязана собранием «Древностей Российского государства»(2). По рисункам Солнцева восстановлены терема и церкви Московского Кремля, украшены залы Императорского Кремлевского Дворца. Ему принадлежит честь открытия и восстановления мозаик и фресок Софии Киевской, Успенского собора Киево-Печерской Лавры, Дмитровского собора во Владимире.

В 1876 г. во время празднования 50-летия художественно-археологической деятельности Ф.Г. Солнцева главный редактор известнейшего журнала «Русская старина» Михаил Иванович Семевский указал, что «художник Солнцев произведениями своими пробудил в русских художниках чувство народного самосознания и уважения к образам, завещанным нам предками»(3).

Федор Солнцев родился 14 апреля 1801 г. в семье крепостных крестьян. Отец, Григорий Константинович, служил по дворцовому ведомству кассиром при императорских театрах. Мать, Елизавета Фроловна, крестьянствовала, жила и скончалась в с. Верхне-Никульском, где и похоронена на сельском кладбище.

В 1815 г. Федор Солнцев по настоянию своего отца покинул село и переехал в Санкт-Петербург. При содействии художника К.И. Головачевского в этом же году поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической, портретной и миниатюрной живописи. Его учителями были известные русские живописцы, профессора С.С. Щукин, А.Е. Егоров и А.Г. Варнек, куратором стал президент Академии А.Н. Оленин. За дипломную работу «Крестьянское семейство перед обедом» (1824) его наградили золотой медалью второго достоинства. Получив звание художника 14 класса и аттестат 1-й степени (4), остался пансионером по классу портретной живописи и был причислен на службу в Академию художеств «по части археологической и этнографической».

В пансионерские годы начинаются активные занятия церковной живописью. Прежде всего, молодой художник принял участие в росписи санкт-петербургской церкви праведников Захарии и Елизаветы при Патриотическом институте и написал образ евангелиста Матфея в парусе Казанского собора. Для церкви Святой Троицы села Верхне-Никульского в 1827 г. он создал несколько образов и эскизы росписи стен. Из икон сохранилась одна: это «Архангел Гавриил». Евангельская тема «Воздадите кесарево кесареви, а Божие Богови» легла в основу композиции итоговой пансионерской работы - акварель «Спаситель и фарисеи» - которую удостоили золотой медали первого достоинства.

Первая известность к художнику пришла после исполнения и публикации рисунков предметов из Рязанского клада, выполненных специально для научного исследования А.Н. Оленина, изданных в 1831 г. (5) и вошедших в историю под названием «Рязанские древности».

В 1836 г. за программную акварельную работу «Свидание князя Святослава Игоревича с греческим императором Иоанном Цимисхием на Дунае в 971 году» Федор Солнцев получил звание академика.

1830-е - 1850-е гг. были наполнены научно-художественными поездками по древнерусским городам, монастырям и церквям, художественными исследованиями предметов и памятников старины, фиксацией, обмером древних памятников зодчества, живописи, церковной утвари, старинных книг, предметов быта. Среди городов были Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Коломна, Александров, Звенигород, Тверь, Торжок, Осташков, Тула, Воронеж, Новгород, Псков, Ладога, Белозерск, Смоленск, Орел, Старая и Новая Рязань, Ярославль, Кострома, Казань, Киев, Чернигов, Полтава, Могилев, Витебск.

Началом работ по художественной фиксации церковно-археологических памятников стала командировка 1830 г. в Москву, по предписанию Академии художеств, «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов, принадлежащих к историческим, археологическим и этнографическим сведениям». В течение десяти последующих лет Ф.Г. Солнцев ежегодно приезжал из Петербурга в Москву. Здесь он рисовал «древности», хранившиеся в Оружейной палате, соборах Московского Кремля и Московских храмах и монастырях, делал акварельные зарисовки различных видов Москвы, получив личный заказ императора Николая I зафиксировать «образ Донской Божией Матери, царское место, все головные украшения, так называемую корону Мономаха, короны Астраханскую, Сибирскую и Казанскую и разные другие вещи» (6).

В 1835-1838 гг., накануне начала работ по строительству Императорского дворца и нового здания Оружейной палаты, Ф.Г. Солнцев участвовал в реставрационных работах в Московском Кремле, возобновляя древние Терема, церкви Рождества Богородицы, Лазарева воскресения, Рождественской и Крестовоздвиженской церквей.

С 1830-х художник Ф.Г. Солнцев начал тесно сотрудничать с архитектором К.А. Тоном, работая в Москве и Санкт-Петербурге. Для нового Императорского дворца, строившегося в Московском Кремле, Солнцев, как главный художник «по части живописи», проектировал паркеты, парадные двери орденских залов (Георгиевского, Александровского и Екатерининского) шпалеры, шторы и ковры. Художественные паркеты парадных «орденских» залов дворца, выполненные по эскизам Ф.Г. Солнцева (1843-1845), по красоте и сложности работы не имеют аналогов.

К началу 1840-х гг. академик живописи Ф.Г. Солнцев создал около трех тысяч рисунков, представлявших древности Российского государства: это виды различных городов, монастырей, храмов, старинных зданий, их интерьеров, зарисовки, обмеры и планы древних архитектурных сооружений, одежды, облачения, церковная утварь, старинные книги, предметы быта, этнографические зарисовки и т.д. Из выполненных рисунков московских и российских древностей для предпринятого по инициативе и на личные средства императора Николая I издания «Древности Российского государства» комиссией (С.Г. Строганов, М.Н. Загоскин, И.М. Снегирев и А.Ф. Вельтман) были отобраны 509 рисунков, хромолитографированные во Франции. По своему содержанию рисунки были распределены по нескольким разделам в соответствии с содержанием текстовых томов: 1 т. - церковная утварь и облачения, 2 т. - царские облачения, 3 т. - оружие, 4 т. - столовая утварь, 5 - русское зодчество (7). Издание увидело свет в 1849-1853.

Художник известен своими реставрационными работами (8). В 1842 г. он участвовал в восстановлении древней стенной живописи Новгородского Знаменского собора; в 1843-1853 гг. проводил работы по открытию и возобновлению древней живописи Киевского Софийского собора и реставрировал фрески Успенского собора Киево-Печерской лавры; в 1844 г. - курировал реставрационные работы в Дмитровском Владимирском соборе; в 1844 и 1859 гг. - открыл древние фрески в Успенском Владимирском соборе; в 1859 г. - фрески церкви Покрова на Нерли и Владимирском Успенском монастыре (9).

С большим интересом и любовью художник работал над созданием рукописных книг. Лицевые богослужебные и четьи книги он создал для членов императорской семьи, по частным заказам и в литературно-художественных кружках.

Среди предметов декоративно-прикладного искусства, созданных по рисункам и эскизам Ф.Г. Солнцева, знаменитые «Кремлевский» (1837-1838) и Константиновский сервизы (1847-1848), рисунки мебели в древнерусском стиле в память об умершей дочери Николая I Александре Николаевне для молельной Александровского дворца в Царском Селе.

Федор Солнцев стал создателем восьми рисунков ларцов-ковчегов, предназначенных для хранения государственных грамот, таких как грамота об утверждении Ивана IV в сане царя, записи о присоединении к Москве княжеств и областей, уставные и княжеские договорные грамоты, царские письма (1852-1853). Ларцы изготовили из бронзы в 1857-1858 гг. в Петербурге на фабрике Ф. Шопена

С 1858 г. и практически до своей смерти по линии Министерства внутренних дел Ф.Г. Солнцев осуществлял попечительские работы за стипендиатами из государственных крестьян - учащимися в Императорской Академии художеств. Среди его учеников русский художник А.П. Рябушкин и гравер И.П. Пожалостин.

Федор Григорьевич скончался 3 марта 1892 г. Его похоронили в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище. На его надгробном памятнике сделана надпись: «Профессор Императорской Академии художеств Федор Григорьевич Солнцев. Археолог, проложивший путь успехам русской церковной иконописи».

Федор Солнцев и Церковное строительство в XIX веке

Начало работам Ф.Г. Солнцева по заказам Священного Синода положили исследования состояния «стенной живописи в Новгородском Знаменском соборе» (10) и разработка эскизов иконостасов и росписей строящихся в Санкт-Петербурге соборов.

В 1839-1847 гг. художник принял участие в возведении по проекту К.А. Тона большого пятикупольного храма во имя святого Митрофана Воронежского на Митрофаниевском кладбище. Он разработал эскизы пятиярусного иконостаса и росписи сводов (11). Новые резные иконостасы из липы и стенная роспись по эскизу Ф.Г. Солнцева создавались в 1850-1851 гг. для церкви Рождества Христова на Рождественской улице (12). В 1862-1863 гг. Ф.Г. Солнцев работал в Александро-Невской лавре, создав эскизы росписей для стен и потолка церкви Успения пресвятой Богородицы, а также эскизы стенописи собора пресвятой Троицы (13). Над выполнением всех трех проектов трудился П.С. Титов. В 1869 г. по эскизу Ф.Г. Солнцева расписывался плафон церкви Вознесения Господня в Вознесенском проезде (12). Над созданием и украшением храмов вместе с Ф.Г. Солнцевым (как и в годы учебы в Академии) часто трудились учившиеся вместе с ним А.В. Нотбек, А.Т. Марков, М.И. Скотти.

Для церквей Санкт-Петербурга художник также выполнил эскизы окладов, крестов, писал иконы. Он написал иконы для церкви священномученика Мирона, строившейся на Обводном канале в 1849-1855 гг. Для собора святителя Спиридона Тримифунтского (Адмиралтейского) в 1863 г. создавался образ Спасителя (15). Интереснейшей работой стало создание эскиза оклада для чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» - одной из самых чтимых икон Санкт-Петербурга, хранившейся в Скорбященской церкви. Богатейшая золотая риза с драгоценными камнями, сделанная по рисунку Ф.Г. Солнцева в мастерской Ф.А. Верховцева, украсила ее в 1859 г.) (16). В 1870-е гг. Ф.Г. Солнцев подарил вместе с другими свои иконы церкви Святой Троицы при Свято-Троицкой Общине сестер милосердия. В 1885 г. по рисунку Ф.Г. Солнцева изготовили из дерева красивый запрестольный крест, который принцесса Е.М. Ольденбургская в том же году подарила храму великомученицы Екатерины при Императорском училище правоведения. В 1863 г. создал рисунки для сооружения нового резного иконостаса для придела св. Саввы Освященного Екатерининского храма московского Новоспасского монастыря.

Ф.Г. Солнцев работал над созданием эскизов иконостасов для соборов древнерусских городов, в том числе для собора во имя Казанской иконы Божией Матери г. Кириллова. Изготовленные по его рисункам резные иконостасы привезли в Кириллов из Петербурга в 1859 г.

В XIX в. строительством и благоустройством новых храмов в России ведало Министерство государственных имуществ. Именно к этому Министерству 28 июля 1858 г. по Высочайшему повелению причислили Ф.Г. Солнцев с целью «производства иконописания для вновь строящихся сельских церквей». В этом же году, в связи с проведенной при императоре Николае I акции воссоединения с Православной Церковью полутора миллионов униатов Литвы, Белоруссии и Украины, он стал заведовать работами по изготовлению иконостасов для церквей Западных губерний, где шли восстановление и ремонт разрушенных церквей и униатские и католические храмы перестраивались под православные с целью укрепления положения православного населения. Эта служба продолжалась в течение восьми лет, до 1866 г. За это время под его наблюдением было изготовлено более 200 иконостасов для церквей западных губерний. Эскизы Ф.Г. Солнцев делал сам, а живописные работы вели Н.А. Майков, А.А. Васильев, П.С. Титов.

Нередко Ф.Г. Солнцев выполнял частные заказы на создание икон и эскизов церковной утвари, о чем свидетельствуют многочисленные записи в его дневниках, например, он создал рисунки «г. полковнику Иловайскому», «князю Волконскому», «для г. Кораблева», «священнику Полисадову», «г. Верховцеву», «в Общину сестер милосердия», «в церковь Рождества Христова, что на Песках», «для г. Ширяева», «для г-жи Всеволожской», «на Афонскую гору», «г-же Збомирской», «для Почаевской Лавры» (17).

В 1885-1892 гг. Ф.Г. Солнцев выполнил рисунки икон и церковной утвари для храма во имя святого Александра Свирского Вауловских имений сенатора В.П. Мордвинова. По этим рисункам его ученик: «иконный изограф Платон Иванович Брусников» и «академик Василий Васильевич Васильев» написали образа святых подвижников Православия. Некоторые из этих икон после революции 1917 г. и закрытия и разорения храмов и монастырей оказались в частных коллекциях и музеях. Несколько икон и рисунков попали в Ростовский музей. Среди прочих сохранились три иконы святого Александра Свирского «в житии». На обороте одной из них сделана запись: «Сiе изображенiе чудесъ преподобнаго Александра Свирскаго писалъ для церкви имени сего угодника Божия въ усадьбе Владимира Павловича Мордвинова селе Ваулове Романовъ-Борисоглебскаго уезда Ярославской губернии по рисунку профессора Феодора Григорьевича Солнцева и подъ его смотрениемъ в С.Петербурге въ январе 1892 года иконный изографъ Платонъ Ивановичъ Брусниковъ» (18).

Ф.Г. Солнцев и вопросы разработки канонов иконописания

В 1843 г. Ф.Г. Солнцев создал рисунок Антиминса, утвержденный Святейшим Синодом. Гравированный, по рекомендации Ф.Г. Солнцева, Л.А. Серяковым (19), Антиминс тиражировали на протяжении нескольких лет. Дальнейшие переработки Антиминса также поручали Ф.Г. Солнцеву, о чем свидетельствуют некоторые донесения в Святейший Синод. Например, 17 июля 1864 г. из хозяйственного управления Обер-прокурору на рассмотрение поступил «изготовленный новый рисунок Антиминса с изменениями, указанными» Обер-прокурором (20). Живое участие в рассмотрении и правках работ Ф.Г. Солнцева принимал митрополит Московский Филарет (Дроздов). В размышлениях по поводу рисунка Антиминса, он отметил составление его «согласно с определением Синода» и указал художнику на то, что «лица Иосифа и Никодима выражают благочестивейшее внимание», но «не так замечательны лица святых жен». Митрополит высказал недовольство «лицом святого апостола Иоанна», которое «представляло детский вид, не выражая ни духовного характера. Ни любви к Господу, ни печали». Самым серьезным было замечание, касающееся порядка размещения фигур: «По древнему обычаю лица мужей и жен не смешивались, а отделялись. Посему Иоанна лучше было поставить непосредственно близ Иосифа, а Марию Клеопову, которая их разбивает, далее после Божией Матери» (21).

Одним из серьезнейших вопросов искусства XIX столетия стали каноны иконописания. Им уделялось много внимания и Святейшим Синодом, и в Строгановском училище, готовившем иконописцев, учеными и художниками. Огромное внимание этой проблеме уделяло Общество любителей древнерусского искусства, созданное при Московском публичном и Румянцевском музеях. Его члены занимались изучением истории иконописания и составляли рекомендации в связи с перспективами его развития во второй половине XIX в.(22). Так В.И. Бутовский, как директор Строгановского училища и член Общества любителей древнерусского искусства, подготовил и издал Строгановский иконописный подлинник. В конце XIX в. русский ученый Н.В. Покровский сделал достоянием науки и художников замечательный памятник русского церковного искусства «Сийский иконописный подлинник»(23).

Теоретических работ на тему особенностей иконописи нового времени художник не оставил, да он специально и не занимался решением теоретических проблем. Своим творчеством он пытался ответить на этот вопрос, показывая, «как можно корректно, в разумных пропорциях соединить традиции иконописи Московской Руси с новациями нового времени». Выбрав свой путь, художник, по мнению историка и искусствоведа Б.В. Сапунова, своим творчеством доказал, что «прямая перспектива, светотени, тонкие переходы цветов, объемность изображения на одной иконе могут сосуществовать с реминисценциями иконописи прошлых веков - обратной перспективой, плоскостным изображением удлиненных фигур, условным пейзажем и другими составляющими древнерусской иконописи» (24).

Логичным итогом реставрационной и иконописной работы Ф.Г. Солнцева, итогом разработки эскизов иконостасов для строящихся и реконструируемых церквей Западных губерний России, для храмов Москвы и Петербурга, результатом исследования имеющихся в распоряжении живописцев иконописных подлинников, стало создание больших лицевых Святцев. В начале 60-х гг. XIX в. по заданию Священного Синода он приступил к их созданию.

«Лицевые Святцы» работы Ф.Г. Солнцева

Мысль о назревшей потребности для художников иметь лицевые Святцы, а не только текстовые иконописные подлинники с описанием внешнего вида святых, была высказана Ф.Г. Солнцевым в беседе с архимандритом Фотием во время посещения Юрьевского Новгородского монастыря в 1833 г. (25). Состоявшаяся беседа между Солнцевым и архимандритом Фотием чрезвычайно интересна, поскольку позволяет понять художника, задумавшего создание лицевых святцев, соответствующих современному состоянию различных слоев общества. Солнцев как изограф искал «удачный синтез элементов традиционного иконного письма с новациями светской живописи нового времени»(26).

Во время беседы с архимандритом Фотием, объясняя тому цель новгородской поездки, Федор Солнцев отметил, что «приехал отыскивать древности, чтобы потом составить полный живописный курс археологии и этнографии для художников». Отвечая художнику, настоятель монастыря принес «иконописный подлинник, который содержал в себе наставления, как следовало изображать святых». «Я посмотрел подлинник <...> и заметил, - пишет Солнцев, - "...для художника этого не достаточно. Художник должен быть и портным; ему нужно знать - какое облачение, в каком веке носили; а здесь нет никаких описаний костюмов и церковных облачений"»(27). Архимандрит Фотий с этим замечанием художника согласился.

В рецензии, предваряющей выход новых печатных Святцев, драматург и поэт Нестор Кукольник (1809-1868), писал, что «издание имело бы обширную пользу для художников при исполнении ими церковной живописи»(28).

Потребность в скорейшей их разработке стала ощутимой в связи с созданием рисовального класса и началом преподавания иконописи в семинарии. В марте 1845 г. он обратился с запиской на имя Обер-прокурора Н.А. Протасова. На ее основе Ведомство Православного исповедания Святейшего правительствующего Синода составило письмо следующего содержания:

«Академик Солнцев, обучающий рисовальному искусству в Санкт-Петербургской семинарии, внес в Духовно-учебное управление записку, в коей изъяснил, что для приготовления учащихся к иконописанию красками, необходимо нужны подлинные изображения ликов святых, их одежд и принадлежностей, коих придерживались старинные иконописцы и которые не в полном составе хранятся доселе в некоторых русских монастырях. Имея намерение составить полный сборник таковых подлинников, нарисовать их верно и тщательно, но и раскрасить в древнем греческом вкусе, Солнцев просит об исходатайствовании ему на то дозволения и вместе свидетельства, по которому бы он мог брать из известных ему монастырей, для соображения или лично, или посредством переписки, старинные книги и святцы, с возвращением оных по миновании надобности. Когда же труд сей окончен будет вполне, то Солнцев просит купить его в здешнюю семинарию для руководства и позволить ему пользоваться изданием оного в публику на правах издателя.

Духовно-учебное управление Святейшего Синода, находя предпринимаемое академиком Солнцевым издание полного сборника ликов святых угодников Божиих весьма полезным в отношении к открытому в здешней семинарии классу рисовального искусства, полагало бы с своей стороны дать ему на оное позволение, с тем однако, чтобы он по мере изготовления рисунков, предварительно выпуску в свет, представлял их на рассмотрение Духовной цензуры установленным порядком. Что ж касается до предполагаемого заимствования старинных книг и святцев от монастырей, то по вниманию к особенной важности сих предметов как памятников древности, вменить в обязанность Солнцеву, чтобы в случае требования оных, всякий раз относился он в том в Духовно Учебное управление, которое на отпуск их должно испрашивать от Святейшего Синода разрешения»(29).

По представленному прошению 3 апреля 1845 г. в Синоде приняли положительное решение. «Святейший Синод, - говорилось в Указе, - находя предпринимаемое академиком Солнцевым издание полного сборника ликов святых угодников Божиих весьма полезным в отношении к открытому в здешней семинарии классу рисовального искусства, согласно с мнением Духовно-учебного управления определяет: разрешить академику Солнцеву издать сборник ликов святых угодников»(30).

При подготовке лицевых Святцев художник использовал девять иконописных подлинников XIV-XV вв.(31) и выполнил труд историка и изографа. Им было использовано и множество изобразительных образов - икон, прорисей, собственных рисунков. Члены Общества Древнерусского искусства, характеризуя проведенную Солнцевым работу и указывая на ее значение, отмечали: «Лицевые Святцы - насущная потребность и церквей, и иконописцев, и публики. Древние лицевые подлинники во многом не удовлетворительны, притом же составляют библиографическую редкость. Как бы ни выполнил г. Солнцев свою задачу, его Святцы во всяком случае принесут несомненную пользу. ...По оконченным оригиналам Святцев работы Ф.Г. Солнцева, можно видеть, что на изучение всего, относящегося к этому предмету, знаменитый академик-иконописец посвятил всю жизнь свою. Дабы сохранить в изображениях древний характер Солнцев в самых типах изображаемых лиц, постановке их, облачениях и одежде, должен был произвести множество изысканий и руководствовался множеством древних памятников, как например, уцелевшею Киевскою стенною иконописью и мозаикою, греческими святцами XI в., <...> Святцами новгородскими, белозерскими, тихвинскими, суздальскими, строгановскими и изданными на бумаге в 1714 г. в царствование Петра I, равно как и древними иконами, сохранившимися в наших церквах, старинными рукописями и утварями и жизнеописаниями святых отцов»(32).

Святцы издали в 1866 г. Они состояли из 12 листов, по 48 недель в каждом, а в каждой неделе по 100 фигур святых. Солнцевские Святцы, по мнению В. Владимирского, «представляли собой целый справочный лексикон, археологический музей»(33). Сам Федор Григорьевич, вспоминая о работе над ними, называл их «едва ли не самой крупной своей работой для Священного Синода»(34). В XIX - начале XX вв. Святцы Ф.Г. Солнцева неоднократно переиздавались в цветном и черно-белом вариантах с различным набором изображений святых.

Анализируя иконописную манеру Ф.Г. Солнцева и отмечая органичность соединения традиции древнерусской иконы с новациями академической живописи, Б.В. Сапунов показал, как художнику удалось этого достичь. Он написал: «По характеру письма миниатюры повторяют схему композиций ″избранных святых″ на минейных иконах Московской Руси. Те же застывшие фигуры, удлиненные пропорции, те же ″лещетки″ - ″горки″ древнерусских икон. Та же традиционная обратная перспектива. Но лики святых выполнены в соответствии с нормами академической живописи нового времени»(35).

Своеобразным продолжением работы над месяцесловном рядом икон стало иллюстрирование трудов архиепископа Филарета (Гумилевского). Для издания его трудов «Жития святых, чтимых православною церковью», «Святые южных славян» и «Жития святых подвижниц восточной церкви» он выполнил более 400 рисунков(36).

Иконописное наследие Ф.Г. Солнцева могло быть огромным. Но, к сожалению, сохранилась только небольшая часть его работ, особенно это касается эскизов икон и церковных росписей и собственно икон. Многие из храмов, в создании образа которых художник принял участие, были разрушены. Были утрачены или разошлись по частным коллекциям его рисунки.

Имеющиеся в нашем распоряжении источники позволяют говорить о том, что одной из важных проблем для Ф.Г. Солнцева была работа над разработкой иконописного канона Русского Православной Церкви периода новой исторической эпохи.

1. Русские писатели о литературном труде. - Л., 1954. - Т. 1. - С. 564.

2. Древности Российского государства. Рис. Ф.Г. Солнцева. - М., 1849-1853. - Вып. I-VI.

3. Большая золотая медаль, поднесенная Императорским Археологическим обществом профессору Ф.Г. Солнцеву 20 мая 1876 г. // Русская старина. - 1876. - Т. XVI. - С. 305.

4. Петров П.Н. Сборник материалов по истории Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за 100 лет ее существования. - СПб., 1865. - Ч.II: 1811-1843. - С. 187, 214; 1866. - Ч.III: 1852-1864.

5. Оленин А.Н. Рязанские русские древности или Известие о старинных и богатых великокняжеских или царских убранствах, найденных в 1822 году близ села Старая Рязань. СПб., 1831.

6. Солнцев Ф.Г. Солнцев Ф.Г. Моя жизнь и художественно-археологические труды // Русская старина. - 1876. - Т. XV I. - С. 275-277.

7. См.: Древности Российского государства. Рис. Ф.Г. Солнцева. Описания А.Ф. Вельтмана и И.М. Снегирева. - М., 1849-1853. - Вып. I-VI.

8. Реставрационные труды Ф.Г. Солнцева были по-разному оценены как его современниками, так и современными специалистами. См.: Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. - М., 1986; Фармозов А.А. Русское общество и охрана памятников культуры. - М., 1990; Лисовский В.Г. Академия художеств. СПб., 1997; Тимофеева Т.П., Новаковская-Бухман С.М. Церковь Покрова на Нерли. М., 2003; Трифонова А. Древний Новгород Федора Солнцева // Родина. - 2007. - № 6. - С. 117-118.

9. См.: Лебединцев П.Г. Возобновление Киево-Софийского собора в 1843-1853 гг. Киев, 1879; Лебединцев П.Г. Возобновление стенной живописи в великой церкви Киево-Печерской лавры в 1840-1843 гг. // Киевские епархиальные ведомости. - 1878. - № 11. - Отд. II. - С. 335-345; Памятники архитектуры в дореволюционной России: очерки истории реставрации. / Под. ред. А.С. Щенкова. - М., 2002.

10. Собко Н.П. Ф.Г. Солнцев и его художественно-археологическая деятельность... С. 481.

11. См.: Исторические кладбища Петербурга. Справочник-путеводитель. СПб., 1993. С. 100; Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. СПб., 1996. Т. 3. С. 177.

12. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга... 1994. Т. 1. С. 220-221.

13. Антонов В.В., Кобак А.В. Указ. соч. С. 36, 45.

14. Там же. С. 167.

15. Там же. С. 130.

16. Антонов В.В., Кобак А.В. Указ. соч. С. 151.

17. Собко Н.П. О художниках и деятелях Академии Художеств, извлечения из отчетов. Солнцев Федор Григорьевич, живописец // ОР РНБ. Ф. 708 (Н.П. Собко). № 875. Лл. 92 - 141.

18. Вауловский Успенский женский скит / Сост. Т.И. Орнатская. - М., 2003.

19. Л.А. Серяков вспоминал: «По приезде из-за границы соя первая в Петербурге работа была для Святейшего Синода по рекомендации академика Ф.Г. Солнцева: мне заказано было сделать по рисунку Федора Григорьевича гравюру Антиминса, за что я получил 900 рублей. Потом меня завалили работами...». См.: Серяков Л.А. Моя трудовая жизнь. Рассказ гравера, академика Л.А. Серякова. 1824-1875 // Русская старина, 1875. Т. XIV. № 11. С. 514.

20. РГИА. Ф. 832. Оп. 1. Д. 87. 1864 г. Л. 39-39 об.

21. РГИА. Ф. 832. Оп. 1. Д. 87. 1864 г. Л. 40-40 об.

22. Подробнее об этом см.: Аксенова Г.В. В.И. Бутовский - первый директор Строгановского училища // Проблемы новой и новейшей истории России. Сб. ст. М., 1999. С. 138-151.

23. Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895-1898.

24. Сапунов Б.В. Ф.Г. Солнцев - знаковая фигура искусства Синодального периода // Музейные записки. Статьи и доклады Музейного отдела Института биологии внутренних войск РАН. Рыбинск-Михайлов Посад, 2007. Вып. I. С. 69-70.

25. См.: Солнцев Ф.Г. Моя жизнь... Т. XV. С. 152.

26. Сапунов Б.В. Православие и русский менталитет. СПб., 2001 (рукопись). С. 3.

27. Солнцев Ф.Г. Моя жизнь... Т. XV. С. 152.

28. Художественная газета. СПб., 1837. № 16. С. 256.

29. О дозволении Солнцеву издать сборник ликов святых угодников // РГИА. Ф. 796. Оп. 126. № 403. Лл. 1-2.

30. О дозволении Солнцеву издать сборник ликов святых угодников... Л. 3-3 об.

31. Солнцев Ф.Г. Моя жизнь... Т. XVI. С. 300.

32. Лицевые Святцы по рисункам академика Солнцева // Сборник на 1866 год, изданный Обществом Древнерусского искусства при Московском публичном музее. М., 1866. С. 156-157.

33. Владимирский В. (свящ. Василий). Заметки о Святцах г. Солнцева // Душеполезное чтение, 1866. № 7. Кн. 2. Отд. II. С.104-107.

34. Солнцев Ф.Г. Моя жизнь... Т. XVI. С. 300.

35. Сапунов Б.В. Ф.Г. Солнцев - знаковая фигура искусства Синодального периода... С. 71.

36. Филарет (Гумилевский). Жития святых, чтимых православною церковью. СПб., 1892; СПб., 1900. 12 тт.; Филарет (Гумилевский). Святые южных славян. СПб., 1893; Филарет (Гумилевский). Жития святых подвижниц восточной церкви. СПб., 1885; СПб., 1898.

Аксенова Галина Владимировна

кандидат исторических наук, доцент

Федор Григорьевич Солнцев родился в 1801 году в с. Верхне-Никульском Мологского уезда Ярославской губернии в семье помещичьих крестьян графа Мусина-Пушкина. В 1815 году отец забрал сына с собой в С.-Петербург, где он работал в доме графа Кутайсова. Здесь Федор Григорьевич начал учиться арифметике, французскому и немецкому языкам, изучать целый ряд общеобразовательных предметов, а также рисованию. В том же году его определили в первый рисовальный класс. Менее чем через полгода Солнцев оказался в натурном классе. Перейдя в третий возраст, Ф.Г. Солнцев выбрал своей специальностью историческую и портретную живопись, и стал работать под руководством известных русских живописцев, профессоров С.С. Щукина, А.А. Егорова и А.Г. Варнека. Работал Солнцев много и интересно, принял участие в росписи Казанского собора.


Солнцев Ф.Г.

Вскоре на картины начинающего художника обратил внимание директор Императорской публичной библиотеки А.Н. Оленин, ставший в 1817 г. Президентом Академии художеств. В 1829 г., почти пять лет спустя после окончания Солнцевым Академии художеств, Оленин привлек его к работе над изданием книги о Рязанских древностях. В мае 1830 года началась работа художника Ф.Г. Солнцева над «срисовыванием старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов, принадлежащих к историческим, археологическим и этнографическим сведениям». Созданное Ф.Г. Солнцевым собрание рисунков русской старины (а их было к концу 40-х гг. более трех тысяч) привлекло внимание императора Николая I, и он пожаловал на их издание около ста тысяч рублей серебром. С 1830 по 1853 гг. Ф.Г. Солнцев много ездил по древнерусским городам, занимаясь исследованием и срисовыванием предметов и памятников старины, делая этнографические зарисовки.

Солнцев за свои труды Всемилостивейше пожалован орденами: св. Владимира 4-й степени, св. Станислава 2-й степени с короною и св. Анны 2-й степени, а за исполненную в программе от Императорской Академии художеств картину награжден Академиком.

Солнцев в Венёве?

Галина Владимировна Аксенова исследователь биографии Ф.Г. Солнцев считает, что художник не посещал Венёв, а сделал свой известный "веневский" рисунок где-то еще. Однако, не стоит отбрасывать тот факт, что главный наставник Федора Григорьевича - Алексей Николаевич Оленин, президент Академии художеств, был веневским помещиком. В 1842 году Солнцев предпринял поездку по Тульскому краю и создал серию рисунков жителей Тульской губернии без указания уездов, за одним исключением. Две работа подписаны "Каширского уезда Тульской губернии 1842г."

Солнцев Федор Григорьевич (1801-1892)– археолог и художник, историк искусства, реставратор.

Отец его, крепостной человек гр. Мусина-Пушкина, поместил сына в своекоштные ученики Академии Художеств (в 1815 г.). Здесь, занимаясь под руководством С. Щукина и А. Егорова, С. быстро выказал успехи в живописи.

При окончании академического курса в 1824 г. за картину "Крестьянское семейство", он получил малую золотую медаль, а в 1827 г. за картину "Воздадите Кесарево Кесарю, а Божия Богови" – большую золотую медаль. После этого С. оставил Академию и некоторое время добывал средства к жизни уроками рисования, писанием портретов и т. п. Тогдашний президент Академии А. Оленин стал направлять С. на ту дорогу, на которой С. потом получил известность. Благодаря Оленину, молодой художник сделался археологом-рисовальщиком и на всю жизнь приковался к исследованию и изображению различных памятников старины.

В 1830 г. по Высочайшему повелению он был отправлен в Москву и другие места Империи "для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и прочих предметов". С. тщательно воспроизводил акварелью всякую старинную вещь, имеющую какое-либо историческое значение, и все свои рисунки пересылал Оленину, который постоянно руководил этими работами (особенно первые годы) и давал ему подробные инструкции.

За свои работы С. причислен в 1833 г. к Академии и к Кабинету Его Величества. С этой поры начинается целый ряд поездок С. по старинным городам России для срисовывания отечественных древностей. До 1836 г. он работал в Новгороде, Рязани, Москве, Торжке и других городах; в Москве занимался в Оружейной палате, в Успенском и Архангельском соборах и в других местах. Срисовывая и подробно исследуя царскую утварь в Оружейной палате, он сделал открытие, что так называемые венец и бармы Мономаха изготовлены при царе Михаиле Феодоровиче, в Греции. Кроме того, он делал наезды в Рязань, Юрьев-Польский, Смоленск и другие города.

В конце 1835 г. он получил от Академии программу для получения звания академика: написать картину "Встреча великого князя Святослава с Иоанном Цимисхием". Через год эта картина (находится в музее императора Александра III) была окончена, и С. сделан академиком. Почти одновременно с этим С. занимался восстановлением древних царских теремов в Кремле, сочинил проекты их реставрации и по ним терема к концу 1836 г. были возобновлены вполне. Император Николай, веривший безусловно в познания С., поручил ему срисовать многие из вещей, находящихся в Оружейной палате и в Благовещенском соборе.

Из громадного количества солнцевских рисунков, изображающих древности, – а их всего наберется более 3000 – ни один не миновал глаз Государя. Исполняя его поручение, С. определил, между прочим, что так называемая корона Астраханского царства сделана при Михаиле Феодоровиче, а корона Сибирская – при Алексее Михайловиче.

С 1837 по 1843 г. С. работал преимущественно в Москве, хотя и посещал другие старинные города. В то же время он принимал участие в устройстве московского Большого Дворца, построенного на месте прежнего, сгоревшего в 1812 г.

Когда, в 1843 г., Оленина не стало, Государь взялся сам руководить С. и отправил его в Киев для срисовывания и восстановления тамошних древностей. Отсюда начинается новая эпоха карьеры С., продолжавшаяся десять лет. Летом он трудился обыкновенно в Киеве, а на зиму перебирался в Санкт-Петербург, куда привозил с собой каждый раз от 80 до 100 рисунков, которые были представляемы им Государю.

Осматривая Киево-Софийский собор, он открыл там стенные фрески XI века. Не ограничиваясь этим открытием, которое можно считать одной из важнейших заслуг С., он приступил по Высочайшему повелению к восстановлению внутренности означенного собора по возможности в том виде, какой она имела, и окончил этот труд в 1851 г. Сверх того, С. снимал виды некоторых храмов, делал рисунки внутренности собора Киево-Печерской лавры, участвовал во временной комиссии для разбора древних актов Юго-Западной России, учрежденной в 1844 г., и был назначен в члены комитета для издания снятых им рисунков. Это издание продолжалось с 1846 по 1853 г. и составило шесть громадных томов "Древностей Российского Государства", в которых большая часть рисунков (до 700) принадлежит С. Крымская война, кончина императора Николая I и наступление эпохи реформ в царствование его преемника на престоле – все это отодвинуло С. на второй план. Тем не менее, с 1853 г. он работал для Санкт-Петербургского Исаакиевского собора, исполнял заказы Святейшего Синода, каковы, например, рисунки антиминсов, изображения святых для помещения в молитвенниках, святцы и т. п.; в течение восьми лет он заведовал работами по изготовлению иконостасов для церквей западных губерний.

С 1859 г. С. снова получает официальные командировки (например, во Владимир на Клязьме) и причисляется к императорской археологической комиссии. Ввиду его заслуг Академия Художеств в 1863 г. дала ему титул ее почетного вольного общника.

В 1876 г. было торжественно отпраздновано 50-летие деятельности С., причем поднесена ему выбитая в его честь золотая медаль и он возведен в звание профессора. Не обладая особенно ярким художественным талантом, С. занял весьма видное место в истории русского искусства своей неутомимой деятельностью на поприще изучения художественных памятников отечественной старины: им исполнено несчетное количество рисунков всякого рода древностей России, из которых многие были потом изданы и составили драгоценный вклад в нашу археологию. Очень любопытны также рисунки простонародных, теперь по большей части уже исчезнувших, костюмов разных местностей России, которые С. с любовью изучал и воспроизводил во время своих путешествий; наконец, ему многим обязаны как русское иконописание, так и орнаментистика построек и утвари, преимущественно церковной.

Ср. Н. Собко "Ф.Г. Солнцев и его художественно-археологическая деятельность" ("Вестник изящных искусств", т. I, стр. 471);
"Моя жизнь и художественно-археологические труды", рассказ Ф. Г. С. ("Русская Старина", 1876, № 1, 2, 3, 5 и 6);
Ф. Булгаков "Наши художники" (т. II, Санкт-Петербург, 1890).
Е. Тарасов
Энциклопедический словарь Брокгауза-Эфрона

* * *
Учился в Академии художеств у А.Г.Варнека. Поощряя склонность студента к этнографическим занятиям, президент Академии А.Н.Оленин организовал первые его экспедиции по русским городам (1830), привезённые оттуда обмеры и рисунки легли в основу "византийских проектов" архитектора К.А.Тона. В результате последующих экспедиций выпустил многотомный альбом "Древности Российского государства" (шесть томов в 1849-1853, четыре в 1871-1887) Преподавал иконопись в Петербургской духовной семинарии. Главный живописец при царских постройках, возводимых Тоном (Большой Кремлёвский дворец, 1837-1850; Оружейная палата, 1844-1850). Писал акварели на исторические сюжеты, украшавшиеся рамами с орнаментами и предметами старины. Любимый художник Николая I, Солнцев работал непосредственно на царскую семью: украшал акварелями домашние альбомы, расписывал фарфоровый сервиз "в древнерусском стиле" (т.н. Солнцевский)
"Русское искусство" Иллюстрированная энциклопедия. Трилистник, Москва. 2001




Top