Вера Горностаева: биография выдающейся пианистки. О В.В

Любовь к музыке и служение ей Вера Горностаева пронесла через всю жизнь. Среди учеников Веры Васильевны Горностаевой более пятидесяти лауреатов международных конкурсов.

Имя Веры Васильевны Горностаевой знакомо всему музыкальному миру. Прекрасный музыкант, удивительный педагог, тонкий и интеллигентный человек, Горностаева особенно хорошо известна воспитанникам Московской Государственной Консерватории. Именно в стенах этого учебного заведения Вера Васильевна провела большую часть своей жизни. Среди выпускников фортепианного факультета немало ее музыкальных “детей” и “внуков”, людей, имеющих счастье учиться у Горностаевой, общаться с ней.

Вера Горностаева родилась в Москве, в интеллигентной семье. Ее отец был инженером-экономистом, мать – музыкальным педагогом, выпускницей консерватории. Стоит ли говорить о том, что первые фортепианные уроки юная Вера получила дома. Мать внимательно следила за музыкальным развитием девочки и вскоре отдала ее в Центральную музыкальную школу. Там Горностаева обучалась у Екатерины Клавдиевны Николаевой, которую потом всю жизнь вспоминала с теплом и благодарностью. А спустя десять лет Вера Горностаева попала в руки к самому Генриху Густавовичу Нейгаузу.

В годы обучения в аспирантуре Вера Горностаева начала свою преподавательскую деятельность. Она работала в одной из детских музыкальных школ Москвы, чуть позже – в институте имени Гнесиных. А через несколько лет после окончания консерватории Горностаева вновь вернулась в родные стены – уже в качестве педагога.

Связь Веры Васильевны с Московской консерваторией – глубокая, сильная, кровная. Ведь и ее мать в свое время училась в этих стенах. Там пианистка получила образование и воспитание, сформировалась как многогранная творческая личность. Этому месту она и решила посвятить всю свою жизнь. Всякий раз, когда ей предлагали перейти на работу в другие музыкальные учреждения (а предлагали многократно, причем лучшие мировые университеты), она удивлялась:

Менять консерваторию? Вы подумайте только, я хожу по коридорам и знаю, что здесь ходили Рахманинов, Чайковский, Скрябин. Да где, какая консерватория мне может это заменить?

Для многих было загадкой: почему такая блестящая пианистка не стала смолоду делать себе фортепианную карьеру, не ушла с головой в концертную деятельность, а решила посвятить себя преподаванию.

Музыкальный путь Веры Горностаевой не похож на жизненные сценарии большинства известных пианистов. Обычно музыканты заняты в первую очередь концертной деятельностью, и только небольшую часть своего времени они готовы посвятить педагогическим занятиям. Горностаева, напротив, поставила на первое место преподавательскую деятельность.

Педагогика

Вера Горностаева: Если говорить о преподавании – это надо очень любить. Но любое дело, которым ты занимаешься, надо очень любить, это ведь понятно, да? Иначе не надо им заниматься.

Вера Горностаева всегда была мудрой женщиной. Она знала: педагогика – это совсем не потеря времени для музыканта. Напротив: тот, кто преподает, получает от занятий такую же огромную пользу, как и тот, кто учится. Работа с одаренным и сильным учеником требует от педагога не только компетентности и собранности, но и мыслительной деятельности, творческого поиска, постоянного анализа, непрерывного движения вперед.

В одном из интервью Горностаева говорила, что именно педагогика сформировала в ней настоящего музыканта. Через несколько лет преподавательской деятельности Горностаева почувствовала, что теперь ей действительно есть, что сказать слушателю через музыку.

Она начала давать регулярные концерты, выезжать на гастроли, записывать пластинки.

Музыка в исполнении Горностаевой всегда преисполняется глубиной и значительностью. В игре Веры Васильевны нет подчеркнутой эмоциональности, нет любви к внешним эффектам, стремления блеснуть техникой. Ни в коем случае. Горностаева всегда спокойна и погружена в музыку.

Неординарная, с собственным творческим почерком, В.В. Горностаева и в жизни, и на сцене всегда вела людей к музыке, и только к ней одной.

Творческие особенности Веры Горностаевой

Профессионализм в искусстве - средство, благодаря которому человек раскрывает свой внутренний мир. И содержание этого внутреннего мира мы всегда ощущаем и в сборнике стихов, и в пьесе драматурга, и в сольном концерте пианиста. Слышны уровень культуры, вкус, эмоциональность, интеллект, характер.

Игра самой Горностаевой – прекрасное подтверждение этого высказывания. Действительно, в ее исполнительстве можно расслышать очень многое. Не только и не столько силу, яркость исполнения, фразировку, аккордику и мелкую технику, сколько тонкий ум исполнительницы, ее аристократичность, интеллигентность, утонченность… Лучшее в исполнительстве Горностаевой – это музыкальная выразительность.

В своей игре Горностаева полностью реализует свои исполнительские возможности. Рояль беспрекословно подчиняется каждому движению ее руки. Кому-то в игре Горностаевой может не хватить силового напора, энергичности, бури эмоций. Этого в ней действительно нет. Зато есть удивительно тонкие эмоциональные переживания, оттенки и полутона.

Более всего Горностаевой удается лирико-созерцательная музыка, широкая, задумчивая кантилена. Например, звучание второй части “Патетической сонаты” Бетховена в исполнении Горностаевой приближается к абсолютному идеалу. А вот бурная, насыщенная музыка, исполняемая на фортиссимо, впечатляет немного меньше.

Фортепианный язык Веры Горностаевой богат и метафоричен, в ее музыке слышна не одна лишь музыка – игра пианистки открывает слушателю множество образов, стоящих за звучанием, затрагивает образно-ассоциативные сферы, заставляет думать, чувствовать, переживать, смотреть на мир сквозь музыкальную призму.

Литературный талант

Вера Горностаева вела активную концертную деятельность, преподавала в консерватории, участвовала в телепередачах, писала литературные эссе…

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Действительно, Вере Горностаевой досталась от природы не только склонность к музыке. Она с удовольствием пишет статьи об известных музыкальных исполнителях, с которыми ее сводила жизнь. Вышла в свет и книга “Два часа после концерта”, в которой Горностаева делится своим музыкальным и жизненным опытом.

Ее литературные заметки и очерки читаются очень легко, они написаны живым, тонким и изящным языком. Меткие характеристики, интересные наблюдения – все это делает статьи Веры Васильевны прекрасным чтением для всех, кто в какой-то степени интересуется музыкой.

Прекрасны статьи-зарисовки Горностаевой о Михаиле Плетневе, Юрии Башмете, Святославе Рихтере, эссе о Генрихе Густавовиче Нейгаузе, воспоминания об Александре Слободянике и других своих учениках.

О творческой молодежи

Часто Горностаева пишет о судьбах творческих молодых людей. Рассказывает о своих учениках, размышляет о том, что помогает, а что мешает молодым исполнителям стать большими музыкантами, мастерами своего дела.

За свою жизнь Вера Васильевна видела многое: что происходит за кулисами филармонии, в учебных заведениях, на концертных площадках. Ее довольно резкая статья “Любит ли музыку директор филармонии” совершенно точно отражает ее мнение на этот счет. Но и слишком быстрые и ранние достижения молодых людей настораживают Веру Васильевну. В одной из статей она назвала успех “очень сильно действующим средством”, и действительно, сколько творческих юношей и девушек в жизни не смогли удержать планку, которую сами себе поставили в 17 лет…

Вредит молодым музыкантам, по мнению Горностаевой, и банальное ремесленничество. Страшно, когда талантливый смолоду человек так и не становится артистической личностью, не развивается интеллектуально и духовно, и с возрастом утрачивает свою непосредственность, не получая взамен мудрости и глубокого опыта.

Спектр деятельности


Телепередача “Открытый рояль”, 1987 год

Вера Горностаева известна широкой публике не только по выступлениям на концертной сцене и статьям. Она много выступала на радио и телевидении, вела циклы музыкально-образовательных передач. Некоторые из них и сейчас можно найти в интернете.

Необыкновенно интересно слушать, как Горностаева рассказывает об известных композиторах и их произведениях, тут же иллюстрируя на рояле свою речь. Особой популярностью в свое время пользовались ее телепередачи “Открытый рояль” и “Представляем молодых”.

Помимо всего прочего, Вера Васильевна успевала посещать разнообразные семинары и конференции, посвященные музыкальной педагогике и фортепианному исполнительству. Она постоянно читала доклады и сообщения, давала отрытые уроки и мастер-классы, проводила консультации, всячески помогала молодым музыкантам на пути к совершенству.

Мне приходилось бывать на подобных семинарах и симпозиумах (их именуют по-разному) в Веймаре, Осло, Загребе, Дубровнике, Братиславе и других европейских городах. Но, откровенно говоря, больше всего по душе мне такие встречи с коллегами в нашей стране - в Свердловске, Тбилиси, Казани… И не только потому, что здесь к ним проявляется особенно большой интерес, о чем свидетельствуют и переполненные залы, и сама атмосфера, которая царит на подобных мероприятиях. Дело в том, что у нас, в наших консерваториях, сам уровень обсуждения профессиональных проблем, по-моему, выше, чем где бы то ни было. И это не может не радовать…
Я чувствую, что приношу тут больше пользы, чем в любой другой стране.

Горностаева постоянно говорила о том, что главное в педагогике – не навязывать ученику готовых решений. Создавая и разрабатывая концепцию исполнения для каждого ученика, Вера Васильевна всегда отталкивалась от природных возможностей своих студентов, от их творческой индивидуальности, душевной направленности. По ее мнению, для настоящего педагога нет другого пути, кроме этого. И практика показывает, что Горностаева была полностью права.

Вера Васильевна Горностаева пришла к исполнительской деятельности, по ее собственному выражению «через педагогику» - путь не совсем обычный. Чаще происходит наоборот: добиваются известности на концертной эстраде и в качестве следующего шага начинают преподавать. Примеры тому - биографии Оборина, Гилельса, Флиера, Зака и других известных музыкантов. В противоположном направлении идут значительно реже, случай с Горностаевой - одно из тех исключений, коими подтверждаются правило.

Ее мать была учительницей музыки, всецело посвятившей себя работе с детьми; «педагог-педиатр», со свойственной ей юмористической интонацией, говорит о профессии матери Горностаева. «Первые уроки фортепианной игры я получила дома,- рассказывает пианистка,- потом занималась в московской Центральной музыкальной школе у блестящего преподавателя и обаятельнейшего человека Екатерины Клавдиевны Николаевой. В консерватории моим учителем был Генрих Густавович Нейгауз».

В 1950 году Горностаева выступила на международно конкурсе музыкантов-исполнителей в Праге и завоевала звание лауреата. Но пришла после этого не на подмостки концерт ной сцены, как естественным было бы ожидать, а в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Спустя несколько лет, с 1959 года, она стала работать в Московской консерватории; преподает там и по сегодняшний день.

«Обычно считают, что педагогика создает серьезные помехи для концертно-исполнительской деятельности,- говорит Горностаева.- Конечно, занятия в классе сопряжены с большими потерями времени. Но - не будем забывать! - и с очень большой пользой для того, кто преподает. Особенно когда посчастливится работать с сильным, талантливым учеником. Надо ведь быть на высоте своего положения, не так ли? - а это значит, надо непрестанно мыслить, искать, вникать, анализировать. И не просто искать - доискиваться ; в конце концов, не поиск сам по себе важен в нашей профессии, важны находки. Убеждена, что именно педагогика, в которую я волею обстоятельств погрузилась на многие годы, сформировала во мне музыканта, сделала тем, кто я есть... Пришло время, когда я поняла, что не могу не играть: очень трудно молчать, если есть что сказать. Примерно с начала семидесятых годов я стала регулярно выступать. Дальше - больше; теперь много разъезжаю, гастролирую в различных городах, записываюсь на пластинки».

Каждый концертант (кроме ординарного, разумеется) примечателен на свой лад. Горностаева вызывает интрес, прежде всего, как личность - самобытная, характерная, с живым и интересным творческим лицом. Не пианизм ее сам по себе привлекает внимание; не внешние аксессуары исполнительства. Возможно, некоторые из сегодняшних (или вчерашних) учеников Горностаевой смогут произвести на сцене более выигрышное впечатление, чем их педагог. В этом вся суть - они, с их уверенной, крепкой, молодцеватой виртуозностью, произведут впечатление более выигрышное ; она - более глубокое и значительное.

Как-то, выступая в печати, Горностаева сказала: «Профессионализм в искусстве - средство, благодаря которому человек раскрывает свой внутренний мир. И содержание этого внутреннего мира мы всегда ощущаем и в сборнике стихов, и в пьесе драматурга, и в сольном концерте пианиста. Слышны уровень культуры, вкус, эмоциональность, интеллект, характер» (Имени Чайковского: Сборник статей и документов о Третьем между народном конкурсе музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского.- М 1970. С. 209.) . Здесь все верно, каждое слово. Слышны в концерта не только рулады или фиоритуры, фразировка или педализация - так полагает лишь малоискушенная часть публики& Слышно и другое...

У Горностаевой-пианистки, например, нетрудно «расслышать» ее ум. Он везде, на всем его отблеск. Ему, бесспорно обязана она лучшим в своем исполнительстве. Тем, прежде всего, что великолепно чувствует законы музыкальной выразительности: досконально знает рояль, знает, чег о можно добиться на нем и как это сделать. А как умело использует она свои пианистические данные! Мало ли у нее коллег лишь частично, в той или иной мере реализующих то, что отпущен им природой? Горностаева полностью раскрывает свои исполнительские возможности - примета и сильных характеров, и (главное!) умов незаурядных. Особенно ощущается эта незаурядность мышления, его высокий профессиональный класс в лучших номерах репертуара пианистки - мазурках и вальсах, балладах и сонатах Шопена, рапсодиях (соч. 79) и интермеццо (соч. 117 и 119) Брамса, «Сарказмах» и цикле «Ромео и Джульетта» Прокофьева, Прелюдиях Шостаковича.

Есть концертанты, захватывающие публику силой своего чувства, обжигающие страстной увлеченностью, аффектацией исполнительской речи. У Горностаевой по-иному. В ее сценических переживаниях основное не количественный фактор (как сильно, ярко...), а качественный - тот, что находит отражение в эпитетах «утонченно», «изысканно», «аристократично» и т. д. Вспоминаются, например, ее бетховенские программы - «Патетическая», «Аппассионата», «Лунная», Седьмая или Тридцать вторая сонаты. Ни мощной динамики в исполнении артисткой этой музыки, ни энергичного, силового напора, ни вихревых страстей. Зато тонкие, рафинированные оттенки эмоций, высокая культура переживания - особенно в медленных частях, в эпизодах лирико-созерцательного характера.

Правда, нехватка «количественного» в игре Горностаевой порой все же дает о себе знать. Ей нелегко на вершинах кульминаций, в музыке, требующей плотного, насыщенного фортиссимо; чисто физические возможности артистки ограничены и в какие-то моменты - это заметно! - ей приходится перенапрягать свой пианистический голос. В той же «Патетической» Бетховена ей обычно более всего удается вторая часть, спокойное Adagio. В «Картинках с выставки» Мусоргского у Горностаевой очень хорош меланхолический «Старый замок» и несколько меньше впечатляют «Богатырские ворота».

И все же, если иметь в виду главное в искусстве пианистки, речь надо вести о другом. М. Горький, беседуя с Б. Асафьевым, заметил однажды; настоящие музыканты тем-то и отличаются, что умеют слышать не одну лишь музыку . (Вспомним Бруно Вальтера: «Только музыкант - всего-навсего полумузыкант».) Горностаевой, говоря горьковскими словами, дано слышать в искусстве музыки не одну лишь музыку; этим она и завоевала право на концертную эстраду. Она слышит «дальше», «шире», «глубже», как это свойственно обычно людям с разносторонним духовным кругозором, богатыми интеллектуальными запросами, развитой образно-ассоциативной сферой - короче, тем, кто сквозь призму музыки умеет воспринимать мир...

При таком характере, как у Горностаевой, при ее активной реакции на все окружающее вряд ли возможным было бы вести односторонний и замкнутый образ жизни. Есть люди, которым от природы «противопоказано» заниматься чем-то одним; им надо чередовать творческие увлечения, менять формы деятельности; контрасты такого рода нимало не смущают их, скорее радуют. Всю свою жизнь Горностаева занималась различными видами труда.

Она хорошо, вполне профессионально пишет. Для большинства ее коллег это занятие не из простых; Горностаева с давних пор испытывала к нему влечение и склонность. Человек литературно одаренный, превосходно чувствующий тонкости языка, она умеет облекать свои мысли в живую, изящную, нестандартную форму. Она неоднократно печаталась в центральной прессе, многие ее статьи получили широкую известность -«Святослав Рихтер», «Размышления у концертного зала», «Человек окончил консерваторию», «Станешь ли ты артистом?» и другие.

В своих публичных высказываниях, статьях и беседа Горностаева касается самой различной проблематики. И всё же есть темы, волнующие ее более всех остальных. Это, прежде всего, сценические судьбы творческой молодежи. Что мешает ярким, одаренным ученикам, которых так много в наших учебных заведениях, что, иной раз, не дает им вырасти в больших мастеров? В какой-то мере - тернии концертного обихода, некоторые теневые моменты в организации филармонической жизни. Горностаева, которая много поездила и понаблюдала, знает о них и со всей прямотой (она умеет быть прямой, если нужно, и резкой) высказалась на этот счет в статье «Любит ли музыку директор филармонии?». Она, далее, против слишком ранних и быстрых успехов на концертной сцене - в них немало потенциальных опасностей, скрытых угроз. Когда Этери Анджапаридзе, одна из ее учениц, получила в семнадцать лет IV премию на конкурсе Чайковского, Горностаева не посчитала лишним во всеуслышание заявить (в интересах самой же Анджапаридзе), что это «непомерно высокая» для ее возраста награда. «Успех,- написала она однажды,- тоже должен приходить в свое время. Это ведь очень сильно действующее средство...» (Горностаева В. Станешь ли ты артистом? // Сов. культура. 1969 29 пар.) .

Но опаснее всего, вновь и вновь повторяет Вера Васильевна, когда перестают интересоваться чем-либо, кроме ремесла, преследуя лишь близлежащие, подчас утилитарные цели. Тогда, по ее словам, молодые музыканты, «даже имея безусловный исполнительский талант, никак не перерастают в яркую артистическую личность, так и оставаясь до конца своих дней ограниченными профессионалами, уже утратившими с годами свежесть и непосредственность юности, но не получившими взамен нее столь необходимого артисту умения самостоятельно мыслить, так сказать, духовного опыта» (Там же.) .

Сравнительно недавно на страницах газеты «Советская культура» появились сделанные ею литературно-критические зарисовки Михаила Плетнева и Юрия Башмета - музыкантов, к которым Горностаева относится с большим уважением. К 100-летию со дня рождения Г. Г. Нейгауза вышло в свет ее эссе «Мастер Генрих», имевшее широкий резонанс в музыкальных кругах. Еще больший резонанс - и еще большие споры - вызвала статья «Кому принадлежит искусство», в которой Горностаева касается некоторых трагических сторон нашего музыкального прошлого («Советская культура», 12 мая 1988 года).

С Горностаевой знакомы, впрочем, не только читатели; знают ее и радиослушатели, и телезрители. Прежде всего, благодаря циклам музыкально-образовательных передач, в которых она берет на себя непростую миссию рассказать о выдающихся композиторах прошлого (Шопене, Шумане, Рахманинове, Мусоргском)-либо о произведениях, написанных ими; одновременно она иллюстрирует свою речь на рояле. Большой интерес вызвали в свое время телепередачи Горностаевой «Представляем молодых», давшие ей возможность познакомить широкую публику с некоторыми дебютантами сегодняшней концертной сцены. В сезоне 1987/88 года основным для нее стал телесериал «Открытый рояль».

Наконец, Горностаева непременный участник различных семинаров и конференций по вопросам музыкального исполнительства и педагогики. Она выступает с докладами, сообщениями, открытыми уроками. Если представляется возможность - показывает студентов своего класса. Ну и, конечно, отвечает на многочисленные вопросы, консультирует, дает советы. «Мне приходилось бывать на подобных семинарах и симпозиумах (их именуют по-разному) в Веймаре, Осло, Загребе, Дубровниках, Братиславе и других европейских городах. Но, откровенно говоря, больше всего по душе мне такие встречи с коллегами в нашей стране - в Свердловске, Тбилиси, Казани... И не только потому, что здесь к ним проявляется особенно большой интерес, о чем свидетельствуют и переполненные залы, и сама атмосфера, которая царит на подобных мероприятиях. Дело в том, что у нас, в наших консерваториях, сам уровень обсуждения профессиональных проблем, по-моему, выше, чем где бы то ни было. И это не может не радовать...

Я чувствую, что приношу тут больше пользы, чем в любой другой стране. Да и языкового барьера не возникает».

Делясь опытом собственной педагогической работы, Горностаева не устает подчеркивать, что главное - не навязывать ученику интерпретаторских решений извне , в директивном порядке. И не требовать, чтобы он играл разучиваемое произведение так, как играл бы его педагог. «Самое важное это выстроить исполнительскую концепцию применительно к индивидуальности ученика, то есть в соответствии с его природными особенностями, склонностями, возможностями. Для настоящего педагога, собственно, иного пути и не существует».

За те долгие годы, что посвятила педагогике Горностаева, через ее руки прошли десятки учеников. Не всем из них доводилось побеждать на исполнительских конкурсах, как А. Слободянику или Э. Анджапаридзе, Д. Иоффе или П. Егорову, М. Ермолаеву или А. Палею. Но все без исключения, общаясь с ней во время занятий в классе, соприкоснулись с миром высокой духовной и профессиональной культуры. А это самое ценное, что может получить в искусстве ученик от учителя.

Из концертных программ, сыгранных Горностаевой в последние годы, некоторые привлекли особое внимание. Например, три сонаты Шопена (сезон 1985/86 года). Или - фортепианные миниатюры Шуберта (сезон 1987/88 года), в числе которых были редко исполняемые Музыкальные моменты, соч. 94. С интересом встретила публика клавирабенд, посвященный Моцарту,- Фантазия и Соната до минор, а также Соната ре мажор для двух фортепиано, сыгранная Верой Васильевной вместе с ее дочерью, К. Кнорре (сезон 1987/88 года).

Ряд сочинений Горностаева восстановила в своем репертуаре после долгого перерыва - в чем-то переосмыслила их, заиграла по-иному. Можно сослаться в это связи хотя бы на Прелюдии Шостаковича.

Все более притягивает ее к себе П. И. Чайковский. Его «Детский альбом» она не раз играла во второй половине восьмидесятых годов как в телепередачах, так и на концертах

«Любовь к этому композитору, наверное, у меня в крови. Сегодня я чувствую, что не могу не играть его музыку - как, бывает, человек не может не сказать чего-то, если есть - что... Некоторые пьесы Чайковского трогают меня чуть ли не до слез - тот же «Сентиментальный вальс», в который я влюблена с детских лет. Только с великой музыкой так бывает: знаешь ее всю жизнь - и всю жизнь восторгаешься ею...»

Вспоминая выступления Горностаевой последних лет, нельзя не назвать и еще одного, быть может, особенно важного и ответственного. Оно состоялось в Малом зале Московской консерватории в апреле 1988 года в рамках фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения Г. Г. Нейгауза. Горностаева в этот вечер играла Шопена. И играла удивительно хорошо...

«Чем дольше я концертирую, тем больше убеждаюсь в важности двух вещей,- говорит Горностаева.- Во-первых, по какому принципу составляет артист свои программы, и есть ли у него вообще принципы такого рода. Во-вторых, учитывает ли он специфику своего исполнительского амплуа. Знает ли, в чем силен, а в чем - нет, где его область в фортепианном репертуар, а где - не его .

Что касается составления программ, то для меня сегодня самое важное - это найти в них определенный смысловой стержень. Здесь имеет значение не только отбор тех или иных авторов или конкретных сочинений. Важно само сочетание их, та последовательность, в которой они исполняются на концерте; иными словами - последовательность-чередований музыкальных образов, душевных состояний, психологических нюансов... Даже общий тональный план произведений, звучащих друг за другом в течение вечера, и тот имеет значение.

Теперь о том, что я обозначила термином исполнительское амплуа. Термин, разумеется, условный, приблизительный, и все же... У каждого концертирующего музыканта должен быть, по-моему, некий спасительный инстинкт, который подсказывал бы - что ему объективно ближе, а что нет. В чем он сможет наилучшим образом проявить себя, а чего ему лучше бы сторониться. У любого из нас есть от природы определенный «диапазон исполнительского голоса» и не считаться с этим по меньшей мере неразумно.

Конечно, сыграть всегда хочется очень многое - и то, и другое, и третье... Желание совершенно естественное для каждого настоящего музыканта. Что ж, учить можно все. Только вот выносить на эстраду надо далеко не все. Я, например, играю дома самые различные сочинения - и те, что мне хочется поиграть самой, и те, что приносят на уроки мои студенты. Однако в программы своих публичных выступлений я ставлю лишь какую-то часть выученного мною».

Концерты Горностаевой начинаются обычно с ее словесного комментария к исполняемым произведениям. Практикуется Верой Васильевной это давно. Но в последние годы слово, обращенное к слушателям, приобрело для нее, пожалуй, особое значение. Кстати, сама она считает, что на нее повлиял тут в чем-то Геннадий Николаевич Рождественский; его пример лишний раз утвердил ее в сознании важности и нужности этого дела.

Впрочем, беседы Горностаевой с публикой имеют мало общего с тем, что делается в этом плане другими. Для нее важна не сама по себе информация об исполняемых произведениях, не фактология, не историко-музыковедческая справка. Главное - это создать определенное настроение в зале, ввести слушателей в образно-поэтическую атмосферу музыки -«расположить» к ее восприятию, как говорит Вера Васильевна. Отсюда ее особая манера обращения к аудитории - доверительная, непринужденно-естественная, лишенная итени менторства, лекторского пафоса. В зале могут находиться сотни людей; у каждого из них будет ошущение, что Горностаева обращается именно к нему, а не к некоему абстрактному «третьему лицу». Она часто читает стихи, беседуя с публикой. И не потому лишь, что сама любит их, а по той простой причине, что они помогают ей ближе всего подвести слушателей к музыке.

Разумеется, Горностаева никогда, ни при каких обстоятельствах, не читает по бумажке. Ее словесные комментарии к исполяемым программам - всегда импровизация. Но импровизация человека, который совершенно ясно и четко знает, что хочет сказать.

Есть особая трудность в том жанре публичного выступления, который избрала для себя Горностаева. Трудность переходов от словесного обращения к аудитории - к игре и обратно. «Раньше это было для меня серьезной проблемой,- рассказывает Вера Васильевна.- Потом немного привыкла. Но все равно, тот, кто думает, что говорить и играть, чередуя одно с другим, это легко - очень заблуждается».

Возникает естественный возрос: каким образом Горностаева все успевает? И, главное, как все у нее получается ? Она деятельный, организованный, динамичный человек - это первое. Второе, не менее существенное - она отличный специалист, музыкант богатой эрудиции, многое повидавший, познавший, перечитавший, передумавший, и, наконец, самое важное - она талантлива. Не в чем-то одном, локальном, ограниченном рамками «от» и «до»; талантлива вообще - широко, универсально, всесторонне. Не отдать ей должного в этом отношении просто нельзя…

Президент Московского Союза музыкантов
Лауреат Международного конгресса студентов в Чехословакии (Прага, 1950, II премия)
Удостоена премии журнала «Огонек» за лучшие статьи года (1985)
Награждена «Орденом Почета» (2008)

Родилась в г. Москве. Мать — пианистка, окончила Московскую консерваторию, отец — инженер-экономист. В 1937-1947 гг. обучалась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс Е. К. Николаевой), в 1947-1952 гг. — в Московской консерватории (класс Г. Г. Нейгауза), в 1952-1955 гг. — в аспирантуре. Благодаря неослабевающей и разносторонней творческой деятельности имеет в музыкальном мире величайший авторитет:

«Вера это неповторимое сокровище, родившееся из ладони великого мастера Генриха Нейгауза. Она первоклассный исполнитель и профессор. Ее ум, гордо и невредимо сохранивший себя вопреки всем резким переменам в российском историческом времени, прочен, как сталь, и вместе с тем гибок...» (японская пианистка Хироко Накамура, предисловие к японскому изданию книги «Два часа после концерта», 2001).

Педагогическая деятельность:

Педагогическую деятельность начала в 1952 г. Преподавала в одной из Детских музыкальных школ Свердловского района Москвы (1952-1953), затем вела класс фортепиано в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (1954-1959).

Была ассистентом профессора А. Л. Иохелеса, который отмечал: «Широкий кругозор, умение видеть перспективу развития каждого ученика, тщательная работа над деталями, не приглушающая, однако, инициативу и индивидуальность ученика, и, главное, творческий подход в интерпретации проходимых со студентом произведений в соединении с безупречным вкусом, позволяют предполагать, что в недалеком будущем Вера Васильевна станет одним из ведущих советских педагогов» (из характеристики. Архив Московской консерватории).

С 1959 г. начала работать на кафедре специального фортепиано Московской консерватории, с 1963 г. — доцент, с 1969 г. — профессор. С 2007 г. — заведующая кафедрой специального фортепиано. Педагогическая работа Горностаевой необычайно многогранна: занятия со студентами, методические сообщения на кафедре, семинары для преподавателей музыкальных школ, училищ, вузов, открытые уроки, консультации, концерты студентов ее класса в различных городах страны.

В 1986 г. состоялся концерт в Большом зале Ленинградской филармонии «Выпускники Московской консерватории по классу профессора В. Горностаевой». Неоднократно принимала участие в международных педагогических семинарах в Болгарии, Германии, Италии, США, Франции, Швейцарии, Японии. Работая по контракту в Токио, провела ряд лекций, открытых уроков, методических конференций. Стремление к расширению характера педагогические деятельности побудило Горностаевой к занятию детской педагогикой.

С 1990 г. начала работать в фортепианной школе «Ямаха-мастер-класс» (Япония), с 1992 г. преподает в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории.

Учебные курсы, мастер-классы:

По всему миру с триумфальным успехом (М. Л. Ростропович) проходят мастер-классы Горностаевой: в России («Летняя школа Московской консерватории», филармонические мастер-классы в зале Дома ученых и других), Великобритании, Германии, Италии, США, Франции, Швейцарии, Японии.

В 1993 г. провела мастер-класс в Нью-Джерси (США), в 1995 г. — в Катании (Сицилия) и Палермо (Италия), в 1990-1994 гг. проводила мастер-классы в Мюнхене (многократно). Мастер-класс и участие в жюри в Глазго (Великобритания).

В 1988-1995 гг. проводила серию мастер-классов на ежегодном музыкальном фестивале в Туре (провинция Турень, Франция).
В 1988 г. в газете «Le Моnde» появилась статья, посвященная педагогическому «методу Горностаевой».

С 2002 по 2007 гг. провела мастер-классы в Японии, Франции, США, Польше, Литве, Эстонии и в городах России.

Ученики:

Среди учеников — около 50 лауреатов конкурсов, в том числе:

  • Александр Слободяник — IV премия, конкурс им. П. И. Чайковского (Москва)
  • Семен Кручин — II премия, Лидс (Великобритания), IV премия, Брюссель (Бельгия)
  • Елена Татулян — II премия, Мюнхен
  • Евгения Захариева — I премия, София, медаль «Золотой Орфей»
  • Дина Иоффе — II премия, конкурс им. Шумана (Цвиккау), II премия, конкурс им. Шопена (Варшава)
  • Павел Егоров — I премия, конкурс им. Шумана
  • Этери Анджапаридзе — IV премия, конкурс им. П. И. Чайковского, I премия, Монреаль (Канада)
  • Юрий Лисиченко — III премия, конкурс им. Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже
  • Ирина Петрова-Чуковская — VI премия, конкурс им. Шопена
  • Михаил Ермолаев-Коллонтай — I премия, Всесоюзный конкурс в Ташкенте (СССР), премия за лучшее исполнение произведений Чайковского на конкурсе им. П. И. Чайковского
  • Алексей Корниенко — III премия, конкурс им. C. В. Рахманинова (СССР)
  • Александр Палей — I премия, конкурс им. И. С. Баха (Лейпциг), Гран-при, конкурс им. П. Владигерова (Болгария)
  • Иво Погорелич (Югославия) — I премия, конкурс им. Касагранда (Италия), I премия, Монреаль
  • Иван Гайан (ЧССР) — V премия, конкурс им. Шумана
  • Мариан Пивка (ЧССР) — I премия, Братислава
  • Наталия Панкова — I премия, конкурс им. Бетховена (Вена)
  • Алексей Ботвинов — III премия, конкурс им. Баха
  • Сергей Бабаян — I премия, конкурс им. Казадезюса (Кливленд, США), I премия, Глазго (Великобритания), I премия в Хамаматцу (Япония)
  • Пятрас Генюшас — II премия, Сарагоса (Испания), I премия, Палм-бич (США)
  • Маргарита Шевченко — I премия, Геттинген (ФРГ), IV премия, конкурс им. Шопена
  • Максим Филиппов — I премия, Португалия, II премия и приз на конкурсах им. С. В. Рахманинова (Москва) и в Лидсе (Великобритания), II премия (Техас)
  • Дарья Петрова — III премия, конкурс им. Шопена, Геттинген (ФРГ)
  • Аяко Уехара, 11 лет (Япония) — I премия, Этлинген (ФРГ), II премия (Сидней), II премия (Хамамацу), I премия на XII Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (2002)
  • Юрие Миура, 13 лет (Япония) — I премия, Геттинген (ФРГ)
  • Мисаки Баба, 13 лет (Япония) — III премия, Геттинген (ФРГ)
  • Аиуко Оба, 13 лет (Япония) — III премия, Миссури (США)
  • Юлия Смольская — I премия (Бухарест), I премия (Солерно), I премия (Болонья), II премия на Международном конкурсе пианистов в Италии (2005)
  • Максим Масюков — I премия (Рига)
  • Юрино Изуми — I премия (Порто)
  • Вадим Агеев — I премия на Международном конкурсе пианистов в Кливленде (США, 2004), I премия на Международном конкурсе пианистов в Неаполе (Италия, 2005)
  • Андрей Ярошинский — диплом на Международном конкурсе имени Ф. Шопена в Варшаве (Польша, 2004), III премия на Международном конкурсе пианистов в Валенсии (Испания, 2006)
  • Станислав Христенко — III премия на Международном конкурсе пианистов в Кливленде (США, 2004), I премия на Международном конкурсе пианистов в Неаполе (Италия, 2006), III премия на Международном конкурсе пианистов в Хамамацу (Япония, 2006)
  • Ольга Козлова — II премия (Рим), I премия и Гран-при на Международном конкурсе пианистов в Веймаре (Германия, 2006), диплом на XIII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского (2007)
  • Вадим Холоденко - III премия на Международном конкурсе пианистов в Солт-Лейк-Сити (США, 2006)
  • Лукас Генюшас - II премия на Международном конкурсе пианистов (Глазго, 2007)

Многие выпускники класса В. В. Горностаевой занимаются концертной деятельностью, преподают в вузах, училищах и музыкальных школах.

Заведующая кафедрой специального фортепиано
Народная артистка РСФСР (1988)

Участие в жюри конкурсов:

Горностаева — непременный участник работы различных конкурсов в России и за рубежом (Глазго, Кливленд, Лидс, Афины, Хамамацу в Японии и другие). Председатель жюри на конкурсе детских музыкальных школ Москвы и Московской области (с 1987 г. — трижды). Председатель жюри Международного юношеского конкурса им. С. Рахманинова (1994).

Председатель жюри детского телевизионного конкурса «Щелкунчик» (Москва, 2002, 2003, 2004). Председатель жюри Международного конкурса им. Г. Г. Нейгауза (2003), председатель жюри юношеского конкурса им. Н. Г. Рубинштейна (2004). Член жюри Международных конкурсов им. М. Каллас в Греции (2004), имени Ф. Шопена в Варшаве (2005), в Кливленде (2005). Председатель жюри Фестивали имени С. И. Танеева (Москва, 2007).

Концертная деятельность. Основной репертуар:

Одно из первых публичных выступлений Горностаевой состоялось в 1953 г. в Большом зале консерватории. В 1956 г. получила II премию и звание лауреата на Международном конкурсе в Праге. С 1955 г. — солистка Москонцерта, с 1957 г. — солистка Всесоюзного государственного концертного объединения, с 1988 г. — солистка Московской государственной академической филармонии.

В репертуаре — произведения Л. ван Бетховена, Й. Брамса, К. Дебюсси, В. А. Моцарта, Ф. Шопена, Р. Шумана, А. Лядова, М. Мусоргского, С. Рахманинова, А. Скрябина, П. Чайковского, а также А. Бабаджаняна, С. Прокофьева, Г. Свиридова, Д. Шостаковича. Играла до 90 концертов в год, концертировала по стране вместе со своими учениками.

С 1960 по 1995 гг. подготовлено и исполнено 15 сольных концертных программ в Большом и Малом залах Московской консерватории, в Концертном зале им. П. И. Чайковского, а также в других городах СССР; монографии: В. А. Моцарт, Р. Шуман, Й. Брамс, Ф. Шопен, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт; смешанные программы: П. Чайковский — М. Мусоргский, С. Рахманинов — А. Скрябин, С. Прокофьев — Д. Шостакович; симфонические: Л. ван Бетховен, В. А. Моцарт, Й. Гайдн, С. Рахманинов, Ф. Шопен.

Долгие годы творческой дружбы связывают пианистку с выдающимися дирижерами современности В. Федосеевым и С. Сондецкисом, в ансамбле с которыми исполнены концерты для фортепиано с оркестром В. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, С. Рахманинова, Г. Галынина, А. Баланчивадзе.

Научные труды. Издания. Публикации:

В 1985 г. Горностаевой присуждена премия журнала «Огонек» за лучшие статьи года. В 1991 г. вышла в свет книга «Два часа после концерта» (М.: Советский композитор) 280 стр., тираж 1000 экз. В 1995 г. книга издана в Японии. В 2004 г. вышло 4-е издание книги. Радио- и телепередачи (всего - 80): Генрих Нейгауз, Мазурки Шопена. 67 TV передач из «Останкино», Москва: «Беседы у рояля» (4), Шуман, Шопен, Мусоргский. Цикл «Музыкальный абонемент» (11): Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист. Цикл «Представляем молодых» (10): Ю. Башмет, А. Аблабердыева, И. Медведева, М. Петухов, Д. Иоффе, М. Ермолаев, М. Плетнев, Э. Анджапаридзе, А. Таврилов, Н. Панкова. Цикл «Музыканты о музыке» (8): беседы с Д. Алексеевым, Н. Гутман, Е. Нестеренко, Р. Щедриным, А. Бабаджаняном, Л. Чижиком, В. Спиваковым. VIII конкурс им. П. И. Чайковского (4). Цикл «Из сокровищницы музыкального искусства» (7): Э. Гилельс, М. Плетнев, Э. Анджапаридзе, С. Рихтер, Я. Флиер. Цикл «Открытый рояль» (23). В 1994 г. — запись цикла «Шедевры фортепианной музыки» — 13 передач в форме мастер-класса с юными японскими пианистами для японского TV NHK. Фирма «Ямаха» выпустила этот цикл в шести видеокассетах (1995).

Аннотации к пластинкам

  • Ф. Шуберт — Экспромты, Музыкальные моменты, Лендлеры
  • Ф. Шопен — Мазурки
  • Ф. Шопен — Четыре баллады

Музыкальная публицистика:

    Статьи в газетах «Советская культура», «Правда», «Известия», «Вечерняя Москва», «Советский музыкант», «Московские новости»:
  • Человек окончил консерваторию
  • Станешь ли ты артистом?
  • Святослав Рихтер
  • Любит ли музыку директор филармонии?
  • Уроки Нейгауза
  • Мастер и фортепиано
  • Испытание успехом
  • Сольный концерт
  • Звучит музыка Моцарта
  • Если ты артист
  • Учить и учиться
  • Мазурки Шопена
  • Времена года
  • Музыкант или пианист
  • Конкурсы и лауреаты
  • Слово о рояле
  • Школа большой музыки
  • Его беспредельность (о Бахе)
  • Вселенная великого композитора
  • Главное не для себя
  • Искусство при свете совести
  • Планета по имени Музыка
  • Споры вокруг имени (Михаил Плетнев)
  • Почему хохочет Моцарт?
  • Башмет-88
  • Мастер Генрих
  • Кому принадлежит искусство?
  • Пианистка Мария Гринберг
  • Жил ли Рахманинов в Свердловске?
  • Чем измерить потери!
  • Музыканты просят слова
  • Освященный именем Рахманинова
  • Чем вы лучше других?
    Статьи в журналах «Советская музыка», «Клуб и художественная самодеятельность», «Огонек», «Музыкальная жизнь»:
  • Два гастролера
  • О моем учителе (памяти Нейгауза)
  • Спустя четыре года (о концерте Ж. Б. Помье)
  • О III Международном конкурсе им. Чайковского
  • Мысли о Ф. Шопене // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 3. М., 1973
  • Интерпретируя романтиков
  • Соната b-moll Шопена (стенограмма урока). Литературная обработка стенограммы Н. Егоровой // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 4. М., 1976
  • О Заке
  • О Флиере
  • Просветительство — это призвание
  • Шопен
  • Вселенная Баха
  • Монолог о фортепиано
  • Тончайшие оттенки чувств
  • Он родился, чтобы писать для рояля (о Шопене)
  • Фортепиано и XX век
  • Шопен — облик, характер, начало пути
  • Три возраста жизни
  • Этюд об одной прожитой жизни (М. В. Юдина)
  • Легенда о бриллианте «голубой воды» и многое другое // Грум-Гржимайло Т. Н. Ростропович и его современники. В легендах, былях и диалогах. М., 1997
  • Нужен ли конкурс имени Н. Рубинштейна?
  • Высокая болезнь (к 100-летию В. В. Софроницкого) // Вспоминая Софроницкого / Сост. А. Скрябин, И. Никонович. М., 2008
  • Из выступления на гражданской панихиде по А. Д. Артоболевской 5 мая 1988 года // Вспоминая Юдину / Сост. А. М. Кузнецов. М., 2008

В 2002-2007 гг. были опубликованы следующие статьи В. В. Горностаевой:

  • Клятва Гиппократа (из воспоминаний о Б. Я. Землянском) // Профессора исполнительских классов. Вып. 2. М., МГК, 2002
  • Портрет в пространстве музыки (автопортрет). Интервью с В. В. Горностаевой // «Музыкальная жизнь», 2004
  • Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба (вступительное слово на авторском концерте) // «Классика XX века» М., 2005
  • Признание в любви» (памяти Л. Н. Наумова) // «Российский музыкант», октябрь 2005
  • Памяти Юрия Лисиченко // «Российский музыкант», февраль 2005
  • Тайна Моцарта // «Музыкальная жизнь», 2006, № 3
  • Насмешливый бес Мстислава Ростроповича (Великому виолончелисту 80 лет) // «Независимая газета», март 2007
  • Найти собственный голос. Исполнитель на все времена (к 60-летию Гидона Кремера) // «Музыкальная жизнь», февраль 2007
  • Итоги конкурса имени П. И. Чайковского (интервью) // «New Times», июль 2007, № 22
  • Само имя его символично. Святослав Рихтер (к 10-летию со дня смерти) // «Музыкальная жизнь», 2007, № 12
  • Генрих Нейгауз — 2008 (Слово перед концертом в Большом зале консерватории, посвященном 120-летию Генриха Нейгауза) // Журнал «Фортепиано», июнь 2008

Дискография:

Записи в фонд радио

  • Сонаты Л. ван Бетховена №№ 7, 9, 14, 23, 26, 32
  • С. Рахманинов — Две прелюдии, Музыкальный момент
  • С. Прокофьев — Сюита «Ромео и Джульетта»
  • П. Чайковский — Детский альбом
  • Ф. Шопен — Три сонаты
  • К. Дебюсси — Шесть прелюдий
  • Г. Свиридов — Трио

Пластинки

  • Д. Шостакович — Двадцать четыре прелюдии; С. Прокофьев — Сарказмы
  • Р. Шуман — Детские сцены, Карнавал
  • Й. Брамс — Вариации на тему Генделя, Хорал ор. 122, 3 интермеццо ор. 117
  • Ф. Шуберт — 4 экспромта ор. 42, 17 вальсов
  • Ф. Шуберт — 2 экспромта ор. 142, 4 музыкальных момента ор. 94, 12 лендлеров
  • Ф. Шопен — 4 баллады
  • Ф. Шопен — 2 сонаты
  • Ф. Шопен — 14 мазурок
  • Л. ван Бетховен — Сонаты ор. 57, 111

Компакт-диски

  • «Запрещенные сокровища империи. Вера Горностаева». Шопен. 3 сонаты, 12 мазурок. Выпущены фирмами «Феникс», США, «Филипс», Япония
  • «Выдающиеся пианисты» (выпущен Музыкальным фондом Ямахи, Япония): Р. Шуман, Ф. Лист, К. Дебюсси, А. Скрябин, П. Чайковский, С. Рахманинов, С. Прокофьев
  • Ф. Шопен. 3 сонаты. Фирма «Классика-рекордс»
  • Ф. Шопен. 16 мазурок. 4 баллады. Фирма «Виста-Вера»
  • П. Чайковский, «Детский альбом». Д. Шостакович, «Танец кукол». С. Прокофьев, «Ромео и Джульетта». Выпущено Московской консерваторией
  • Ф. Шуберт. Лендлеры, вальсы, экспромты, музыкальные моменты. Фирма «Классика-рекордз»
  • Й. Брамс, Г. Гендель, Брамс-Бузони. Вариации и фуга на темы Генделя. Чакона. Два хорала. Фирма «Виста-Вера»
  • Ф. Шопен. 12 мазурок. 3 сонаты. Фирма «Феникс»
  • 9. «Запрещенные сокровища империи. Вера Горностаева». Ф. Шопен. 12 мазурок. Соната № 1. Фирма «Феникс»
  • Ф. Шопен. 3 сонаты. Фирма «Классик ФМ» Англия
  • Л. ван Бетховен. 6 сонат (на двух дисках)

Публикации об этом педагоге:

  • Буклет Вера Горностаева. Пианист. Педагог. Публицист М., 1995.
  • Буклет Музыкальное приношение Вере Горностаевой

Вера Васильевна Горностаева (1 октября 1929, Москва - 19 января 2015, там же) - советская и российская пианистка, педагог, музыкально-общественный деятель, публицист. Профессор и заведующая кафедрой специального фортепиано Московской консерватории. Президент Московского Союза музыкантов. Народная артистка РСФСР (1988).

Биография

Родилась в семье пианистки и инженера.

С 1937 обучалась в Центральной музыкальной школе.

В 1952 окончила МГК имени П. И. Чайковского, а в 1955 - аспирантуру по классу фортепиано (Г. Г. Нейгауза), после которой сразу начала преподавательскую и концертную деятельность.

Творчество

По мнению советских музыковедов Я. М. Платека и Л. Г. Григорьева, «Горностаева раскрывает свои исполнительские возможности едва ли не на все сто процентов - примета и сильных характеров, и (главное!) умов незаурядных».

Педагогическая деятельность

С момента окончания аспирантуры Московской консерватории (1955) преподавала в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (195559).

С 1959 - в Московской консерватории (профессор с 1966 года).

Среди учеников Веры Горностаевой:

Этери Анджапаридзе, Павел Егоров, Сергей Бабаян, Дина Иоффе, Валерий Сигалевич, Марат Губайдуллин, Вадим Агеев, Семён Кручин, Александр Палей, Александр Слободяник, Михаил Ермолаев, Ирина Чуковская, Вадим Холоденко, Карен Корниенко, Андрей Гугнин, Иво Погорелич, Елена Татулян, Алексей Ботвинов.

Семья

Дочь - Ксения Кнорре (1953 г.р.), пианистка. Внуки - Лика Кремер (актриса и телеведущая), Лукас Генюшас (пианист).

Библиография

Вера Васильевна Горностаева написала много статей об известных российских исполнителях, в том числе о Ю. А. Башмете, Г. Г. Нейгаузе, М. В. Плетнёве, С. Т. Рихтере.

Книга:

  • Два часа после концерта. - М.: Советский композитор, 1991. - 280 с.

Статьи:

  • Само имя его символично… // Вспоминая Святослава Рихтера. Святослав Рихтер глазами коллег, друзей и почитателей. - М.: Константа, 2000. - С. 89-102. - ISBN 5-93123-010-6.

Признание заслуг

  • 1966 - заслуженная артистка РСФСР.
  • 1988 - народная артистка РСФСР.
  • 1985 - премия журнала «Огонёк» за лучшие статьи года.

Судьба одной из величайших пианисток России Веры Васильевны Горностаевой была предопределена ещё с рождения. Появившись на свет в Международный день музыки, она всю жизнь посвятила этому прекрасному виду искусства. Сегодня, когда Веры Васильевны уже нет в живых, хочется ещё раз вспомнить о её биографии.

Детство и юность

Вера Горностаева родилась в Москве 1 октября 1929 г. в семье пианистки и инженера-экономиста. Когда девочке было 7 лет, родители отдали её в музыкальную школу, открытую на базе Московской консерватории. Педагогом девочки была Е. Николаева. После окончания (в 1947 г.) музыкальной школы юная Вера поступила в Московскую консерваторию в класс к выдающемуся пианисту Генриху Нейгаузу. Ученица настолько поразила талантом своего педагога, что он всегда отзывался о ней как о «неповторимом сокровище». После окончания консерватории Вера Васильевна поступила в аспирантуру, в которой училась с 1952 по 1955 год.

Карьера

Прославленная пианистка предпочла концертной деятельности педагогическую. Первым местом её работы была Детская музыкальная школа, расположенная в Свердловском районе столицы. Здесь она трудилась в течение года после окончания консерватории (с 1952 по 1953 г.). Затем последовала преподавательская деятельность в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, в котором Вера Васильевна Горностаева обучала студентов игре на фортепиано на протяжении пяти лет.

Уже в те времена её коллеги отмечали, что молодая женщина обладает широким кругозором, позволяющим ей видеть перспективу развития таланта в каждом отдельно взятом ученике. Ей предрекали звание одного из лучших музыкальных педагогов страны, и она это ожидание оправдала. За более чем 60-летнюю преподавательскую деятельность женщина подготовила множество талантливых пианистов, среди которых Марат Губайдуллин, Иво Погорелич, Павел Егоров, Ирина Чуковская и т. д.

В 1959 году Вера Горностаева, биография которой рассматривается в этой публикации, пришла работать на кафедру специального фортепиано в свою альма-матер - Московскую консерваторию. В данном учебном заведении кроме неё также училась когда-то и её мать. С этого момента и до конца жизни педагогическая деятельность пианистки будет проходить в стенах этого учебного заведения. В 1963 году Вера Васильевна стала её доцентом, а спустя ещё 6 лет (в 1969 г.) - профессором.

Всенародное признание

Горностаева объездила многие страны мира со своими мастер-классами, и везде они проходили с большим успехом. Её имя было хорошо известно в Германии, Великобритании, Швейцарии, Франции, США, Италии. В Японии уроки пианистки даже транслировались по центральному телевидению, а о ней самой написали книгу.

Методика обучения Горностаевой была настолько прогрессивной, что женщине предлагали работу в лучших музыкальных вузах планеты. Но Вера Васильевна категорически отказывалась покидать ставшее для неё родным учебное заведение. Она заявляла, что никогда не оставит консерваторию, по коридорам которой ходили такие великие русские композиторы, как Чайковский, Рахманинов и Скрябин.

Концертная, телевизионная и издательская деятельность

В 1953 году в концертном зале Московской консерватории состоялось первое большое выступление Горностаевой. Спустя 2 года Вера Васильевна была принята на работу солисткой Москонцерта. В 1956 г. талантливая пианистка стала лауреатом и обладателем II премии на Международном конкурсе, проходившем в Праге. С 1988 г. Горностаева - солистка столичной Академической филармонии. В этом же году ей было присвоено звание Народной артистки РСФСР.

В Советском Союзе Вера Васильевна Горностаева была известна не только как пианистка и педагог, но и как телеведущая. Она вела передачу «Открытый рояль», посвящённую классической музыке. В ней женщина играла классические произведения и рассказывала зрителям о композиторах. Кроме этого, Горностаевой принадлежит немало публикаций о знаменитых музыкантах: С. Рихтере, М. Плетнёве, а также своём любимом учителе Г. Нейгаузе. В 1991 году она издала книгу под названием «2 часа после концерта».

Личная жизнь

Вера Горностаева была замужем за физиком Вадимом Кнорре (сыном знаменитого советского учёного и писателя Георгия Кнорре). В браке с ним у неё в 1953 году родилась дочь Ксения, которая пошла по стопам матери и стала известной пианисткой. У Веры Васильевны двое взрослых внуков: (известная актриса и ведущая телевидения) и Лукас Генюшас (музыкант).

Последние месяцы жизни и смерть

В октябре 2014 года в Московской консерватории состоялся торжественный парад-фестиваль «Эстафета Веры», посвящённый 85-летию Горностаевой. Прославленную пианистку поздравляли с юбилеем её знаменитые ученики. Ректор консерватории А. Соколов зачитал адресованные ей телеграммы от премьер-министра Д. Медведева и московского мэра С. Собянина. Вера Горностаева блистала на сцене и всем своим видом показывала, что готова и дальше плодотворно трудиться, но 19 января 2015 г. её не стало. Новость об этом на следующий день сообщила журналистам Ксения Кнорре.

Знаменитая пианистка скончалась в реанимации московской клиники, куда была доставлена за 3 недели до смерти. До этого она хорошо себя чувствовала, занималась общественной и преподавательской деятельностью. Причина смерти Веры Горностаевой нигде не была официально оглашена. Похоронили выдающуюся пианистку и педагога в Москве на Даниловском кладбище.




Top