Верещагин: послание человечеству. Сочинение по картине В.В

Василий Верещагин

Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой

Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов художник Василий Верещагин служил на Балканах. Он был своего рода военным репортером: делал карандашные наброски и писал этюды на полях сражений. По возвращении в Россию живописец использовал эти материалы для создания картин балканской серии.

«Это увидено, это наблюдено»

Василий Верещагин был непосредственным участником событий русско-турецкой войны. Во время тяжелого зимнего перехода через Балканы и боев за Шипку художник делал зарисовки в путевом альбоме. В будущем он хотел воссоздать детали батальных сцен наиболее точно, поэтому собирал на полях сражений обмундирование, оружие, предметы военного быта. Позже, работая над полотном, Верещагин дважды ездил в Болгарию, на места былых сражений.
Когда французский живописец Жан Луи Эрнест Месонье увидел картину «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», он воскликнул: «Это увидено, это наблюдено!»

Непарадная война Василия Верещагина

Работая над картинами балканской серии, Василий Верещагин отступил от канонов художников-баталистов: он не писал бравых солдат на полях сражений и парадные победные марши. Героями его полотен стали раненые на переполненных перевязочных пунктах и священники, служащие панихиды по погибшим, пленные солдаты и усталые, замерзшие караульные.
Живописец называл войну «великой несправедливостью». Он говорил: «Передо мною, как перед художником, война, и ее я бью, сколько у меня есть сил, бью с размаху и без пощады».

Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. Фрагмент

Победа под Шипкой и генерал Скобелев

Картина «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» - единственная в балканской серии, на которой Верещагин запечатлел радость победы. Внимание зрителя притягивает динамичная сцена у края полотна. На фоне горы Святого Николая изображен генерал Скобелев на белом коне. Скобелев поздравляет солдат с победой. За ним - офицеры, среди них Василий Верещагин написал и себя (со знаменем на гнедом коне).
В мемуарах живописец вспоминал эти минуты ликования: «Скобелев вдруг дал шпоры лошади и понесся так, что мы едва могли поспевать за ним. Высоко подняв над головой фуражку, он закричал своим звонким голосом: „Именем Отечества, именем государя, спасибо, братцы!“ Слезы были у него на глазах. Трудно передать словами восторг солдат: все шапки полетели вверх, и опять и опять, все выше и выше - ура! ура! ура! ура! без конца. Я написал потом эту картину».

Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. Фрагмент

Выразительные детали

Василий Верещагин написал две картины «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», одна из них хранится в Третьяковской галерее, вторая - в Русском музее Петербурга. Композиции полотен практически одинаковые: на переднем плане - раненые и убитые, сзади - офицеры и солдаты празднуют победу. Однако на полотне Третьяковки передний план разгружен, натуралистичные краски уступили место светлым прозрачным тонам. Художник переписал некоторые фигуры: поза погибшего русского солдата со вскинутыми руками стала еще более неестественной и драматичной. Эти акценты сделали полотно лаконичным и при этом - более экспрессивным.

Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой). Василий Верещагин. 1883-1888. Государственный Русский музей

Сдержанные краски

На картине «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» доминирует стерильный белый цвет. Умелый колорист Василий Верещагин писал все балканские полотна в сдержанных тонах, в отличие от ярких картин из Туркестана и Индии. Это связано и с военными сюжетами, которые художник стремился изобразить во всей их неприглядности, и с местом действия. Яркое солнце Агры и пронзительно синее небо Гималаев сменились пасмурной погодой Балкан, насыщенные пейзажи - жухлой травой и снегами, на смену экзотическим костюмам южан пришла военная форма солдат и офицеров.
Работая с цветом картин балканской серии, Верещагин стремился найти подходящее естественное освещение - без ярких солнечных лучей, равномерное и постоянное в течение суток. В доме под Парижем художник построил две мастерские. Зимой он работал в помещении со стеклянной стеной. А конструкция открытой летней мастерской была так оригинальна, что о ней писали газеты: «Представьте себе огромнейший багажный вагон, открытый с обеих сторон сверху донизу и стоящий колесами на рельсах, описывающих круг величиною с большую арену в цирке. Полотно этой оригинальной железной дороги окружено забором. Внутри вагона находится ручка, посредством которой один человек без труда может приводить в движение всю огромную храмину и делать целый тур по рельсам». Верещагин передвигал мастерскую, подбирая подходящий для работы свет в зависимости от времени суток и погоды.

Полотно В. В. Верещагина «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» написано в 1878 году и относится к Балканской серии картин художника. В картине Верещагин показывает, какой огромной ценой давалась русской армии победа над врагом в русско-турецкой войне в горах Болгарии.

На полотне изображен парад, посвященный победе русских над турками у поселений Шипка и Шейново в 1877 году. Свидетелем этого события Верещагин был лично. Мы видим длинную шеренгу русских солдат и стремительно мчащихся вдоль нее всадников. Впереди своей свиты мчится на белом коне сам генерал М. Д. Скобелев.

Приветственно подняв руку, он поздравляет воинов с победой. В ответ на поздравление командира слышится солдатское «ура!» и летят вверх солдатские фуражки.

На переднем плане полотна – заснеженное поле с замерзшими трупами погибших солдат. Художник специально обостряет драматическую напряженность, показывая рядом со сценой празднования победы огромное поле боя, где лежат неубранные трупы солдат, положивших ради этой победы свои жизни. Гимн героизму русских солдат звучит на картине вместе с суровым повествованием о страданиях и гибели людей.

В полотне «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» видно мастерство большого художника. Композиция полотна кажется очень естественной. Верещагин добивается точности рисунка, использует широкую и свободную технику письма, сочные краски. Без излишнего внимания к деталям художник добивается реалистичности и жизненности изображения.

В своей картине Верещагин остается верным суровой жизненной правде. Он не прославляет отдельную личность, а напоминает зрителю о главных героях войны – простых солдатах, показывает их беспримерные героизм и самоотверженность.

Помимо описания картины В. В. Верещагина «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Холст, масло. 188 x 405

Русский музей

Эта картина В.В. Верещагина завершает его масштабную "Балканскую серию", объединившую около 30 полотен, которую автор создал в Париже в 1878-1879 годах на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. В 1877-1878 годах Россия участвовала в войне с турками за освобождение болгар от Османского ига. В ходе работы Верещагин дважды приезжал на места военных действий, на Шипку и в окрестности Плевны.
После разгрома турок под Шейновом 9 января 1878 года неприятельское войско сложило оружие. Картина, принадлежащая Русскому музею, является авторским повторением. В ней усилен мотив драматической напряженности события, наглядно показано, какой дорогой ценой досталась победа над врагом. Замерзшие тела погибших русских солдат устилают заснеженное поле на переднем плане картины. Слева, у подножия горной гряды, генерал М.Д. Скобелев объезжает шеренги русских солдат и поздравляет их с победой. В его свите, чуть поодаль, рядом со знаменосцем, в белой куртке изображен сам художник. Солдаты отвечают командующему громким и дружным "ура!" и бросают вверх шапки.

Верещагин В.В.

Верещагин Василий Васильевич (1842, Череповец Новгородской губ. – 1904, Порт-Артур)
Живописец-баталист, пейзажист-жанрист, рисовальщик.
Родился в Череповце Новгородской губернии. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге (1853-1860), в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (с 1858), в Императорской Академии художеств у А.Т. Маркова и А.Е. Бейдемана (1860-1863), занимался в Парижской Академии художеств у Ж.Л. Жерома и А. Бида (1864-1866). В 1884 был избран профессором Академии художеств, но отказался от этого звания, стремясь к независимости от официального направления в искусстве.
Много путешествовал - по Кавказу и Дунаю (1863-1865), по Северу России (1887-1888, 1894), был на Кубе и Филиппинах (1901-1902), в Японии (1903). Участник многих боев. Кавалер Георгиевского креста за Самаркандское сражение (1868). Принимал участие в военных действиях в Туркестане, русско-турецкой войне.
Погиб вместе с адмиралом С.О. Макаровым при взрыве флагманского броненосца "Петропавловск" у Порт-Артура во время русско-японской войны.
Создал большие серии полотен - Туркестанскую (1868-1873), Балканскую (1877-1879), Палестинскую (1884-1885), Индийскую и Гималайскую (1870-1880-е), "1812 год" (1887-1904). За картины на тему испано-американской войны 1898-1899 выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира.
Ознаменовал своим творчеством целый этап в развитии мировой батальной живописи. Автор многих литературных произведений и воспоминаний.

Эта картина была написана в 1878 году, отнести ее можно к Балканскому циклу написанных картин. В ней художник нам показывает ценность победы русской армии над врагом в русско-турецкой войне в горах Болгарии.

На картине нарисован парад у поселений Шейново и Шипка 1877 года, этот парад был организован в честь победы русских над турками. Верещагин был очевидцем этого события. На полотне изображена длинная колонна русских солдат, вдоль которых, мчатся всадники. Ведет свиту на белого цвета коне Генерал Скобелев. Его рука поднята вверх, этим жестом он будто поздравляет воинов с победой. В ответ на жест, армия кричит протяжное «ура», и бросает вверх свои солдатские фуражки.

Передний план картины показан нам заснеженным полем, на котором лежат погибшие тела солдат. На мой взгляд, художник специально показывает нам убитых, что бы мы могли прочувствовать весь трагизм атмосферы. Именно через этот контраст счастья от победы, и трупов убитых солдат, мы должны осмыслить ценность человеческой жизни. А может быть, Верещагин хотел показать нам патриотизм убитых солдат, что они сражались за родину и стояли против врага на смерть. Картина очень реалистично передает все событие. Очень жизненно изображение войны.

Хочется отметит, что Верещагин не прославляет воинов оставшихся в живых, а показывает в общем простых солдат, их самоотверженность и героизм, будто напоминает нам, что благодаря им у нас есть все наши просторы и дали. Мне очень понравилась картина этого художника. Она заставила стать гордыми за нашу армию, за простых людей, и с сочувствием и сопереживанием отнестись к тем, кто на этой войне погиб. Ни одна война, не стоит таких жертв и смертей. Каждая потеря для русской армии большая трагедия, потому что каждый воин, каждый солдат ценен, и равен перед остальными.




Top