Верещагин шипка. Верещагин василий васильевич

Полотно В. В. Верещагина «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» написано в 1878 году и относится к Балканской серии картин художника. В картине Верещагин показывает, какой огромной ценой давалась русской армии победа над врагом в русско-турецкой войне в горах Болгарии.

На полотне изображен парад, посвященный победе русских над турками у поселений Шипка и Шейново в 1877 году. Свидетелем этого события Верещагин был лично. Мы видим длинную шеренгу русских солдат и стремительно мчащихся вдоль нее всадников. Впереди своей свиты мчится на белом коне сам генерал М. Д. Скобелев.

Приветственно подняв руку, он поздравляет воинов с победой. В ответ на поздравление командира слышится солдатское «ура!» и летят вверх солдатские фуражки.

На переднем плане полотна – заснеженное поле с замерзшими трупами погибших солдат. Художник специально обостряет драматическую напряженность, показывая рядом со сценой празднования победы огромное поле боя, где лежат неубранные трупы солдат, положивших ради этой победы свои жизни. Гимн героизму русских солдат звучит на картине вместе с суровым повествованием о страданиях и гибели людей.

В полотне «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» видно мастерство большого художника. Композиция полотна кажется очень естественной. Верещагин добивается точности рисунка, использует широкую и свободную технику письма, сочные краски. Без излишнего внимания к деталям художник добивается реалистичности и жизненности изображения.

В своей картине Верещагин остается верным суровой жизненной правде. Он не прославляет отдельную личность, а напоминает зрителю о главных героях войны – простых солдатах, показывает их беспримерные героизм и самоотверженность.

Помимо описания картины В. В. Верещагина «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Эта картина была написана в 1878 году, отнести ее можно к Балканскому циклу написанных картин. В ней художник нам показывает ценность победы русской армии над врагом в русско-турецкой войне в горах Болгарии.

На картине нарисован парад у поселений Шейново и Шипка 1877 года, этот парад был организован в честь победы русских над турками. Верещагин был очевидцем этого события. На полотне изображена длинная колонна русских солдат, вдоль которых, мчатся всадники. Ведет свиту на белого цвета коне Генерал Скобелев. Его рука поднята вверх, этим жестом он будто поздравляет воинов с победой. В ответ на жест, армия кричит протяжное «ура», и бросает вверх свои солдатские фуражки.

Передний план картины показан нам заснеженным полем, на котором лежат погибшие тела солдат. На мой взгляд, художник специально показывает нам убитых, что бы мы могли прочувствовать весь трагизм атмосферы. Именно через этот контраст счастья от победы, и трупов убитых солдат, мы должны осмыслить ценность человеческой жизни. А может быть, Верещагин хотел показать нам патриотизм убитых солдат, что они сражались за родину и стояли против врага на смерть. Картина очень реалистично передает все событие. Очень жизненно изображение войны.

Хочется отметит, что Верещагин не прославляет воинов оставшихся в живых, а показывает в общем простых солдат, их самоотверженность и героизм, будто напоминает нам, что благодаря им у нас есть все наши просторы и дали. Мне очень понравилась картина этого художника. Она заставила стать гордыми за нашу армию, за простых людей, и с сочувствием и сопереживанием отнестись к тем, кто на этой войне погиб. Ни одна война, не стоит таких жертв и смертей. Каждая потеря для русской армии большая трагедия, потому что каждый воин, каждый солдат ценен, и равен перед остальными.

В. Верещагин. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. Масло. 1878-1879.

Верещагин Василий Васильевич

112 лет назад при взрыве броненосца «Петропавловск» у Порт-Артура погиб Верещагин Василий Васильевич (1842-1904) - великий русский художник-баталист. Главная тема многих его произведений - обличение войн и показ мужества и героизма русского народа.

В 1877-1878 годах Верещагин был на русско-турецкой войне и написал цикл картин, посвященный военным событиям. О полотнах балканской серии рассказывает исследователь творчества Верещагина, доктор искусствоведения.
О сочувствием и напряженным вниманием следил русский народ в 1860-1870 годы за ходом освободительной борьбы балканских славян против многовекового османского ига. С восторгом и радостью воспринимал успехи восставших, горько переживал их неудачи. Собирались пожертвования «на братьев болгар». В ряды балканских повстанцев вливались русские добровольцы.
В апреле 1877 года правительству Османской империи была объявлена война. Добровольцами ушли писатели В. Гаршин и В. Гиляровский, революционер С. Степняк-Кравчинский; хирург Н. Пирогов и врач Н. Склифосовский без устали работали в госпиталях прифронтовой полосы. Участниками войны стали художники А. Боголюбов, В. Поленов, Н. Каразин, Е. Макаров… Представители передовой интеллигенции считали своим долгом участвовать в боях за освобождение Болгарии. Добровольцем отправился в действующую армию и художник Василий Васильевич Верещагин.
Верещагин наблюдал войну не как бесстрастный свидетель, а как активный ее участник. По его мнению, подлинную правду о войне он мог передать в картинах, только непосредственно испытав опасности боя.
В июне 1877 года художник получил разрешение участвовать в атаке быстроходного катера «Шутка» на Дунае против турецкого парового фрегата.
Шутка» смело ринулась на врага, но попытка взорвать турецкий корабль не удалась: огнем противника были перебиты проводники мин. Русский катер, получив пробоины, начал наполняться водой, приходилосьее непрерывно откачивать. Только благодаря самоотверженности экипажа судно было спасено. Командир «Шутки», несколько матросов и Верещагин получили ранения.

Преждевременно покинув госпиталь, Верещагин вновь возвратился в армию. Художник ездил по Болгарии, видел «третий» штурм Плевны, ее падение после блокады, был на Шипкинском перевале, на полях сражений под Телишем и Шипкой-Шейново, участвовал в стычках с противником за Балканами, во взятии Адрианополя. Окружающих поражала его храбрость.
Принимая участие в боевых операциях, Верещагин не забывал о творчестве. Он рисовал и писал сцены сражений, бивуаки, переходы войсковых колонн, убитых и раненых. Зарисовки и этюды часто делал под огнем противника.
Верещагин разносторонне изобразил события войны 1877 - 1878 годов. В его серию вошло около тридцати полотен. Многие из них передают сцены и эпизоды, виденные художником. Он показал войну как народную драму, такой, какова она есть на деле, в ее сложной противоречивости, когда победы чередуются с поражениями, а успех достигается тяжелыми жертвами, чудовищным напряжением сил и нервов, страданиями людей, сидением в снежных траншеях, переходами по разбитым дорогам в дождь, по пояс в грязи. Художник старался изобразить «оборотную» сторону войны, ее подлинное лицо. Он не забывал, каких жертв и лишений стоили победы.
Большое полотно «Шипка- Шейново» Верещагина посвящено триумфу русского и болгарского оружия. На картине изображена покрытая снегом долина, ограниченная заснеженными горными вершинами, а справа турецким редутом Шей- ново. Вдоль солдатских шеренг мчится на белом коне сопровождаемый свитой «белый генерал» М. Д. Скобелев. Сняв фуражку и высоко подняв ее над головой, он обращается к войскам с приветствием. Летят вверх солдатские шапки, раздается могучее «ура!». Свита Скобелева, среди которой художник изобразил и себя, едва поспевает за стремительным генералом.
Располагая шеренги войск и движение группы всадников по диагонали, художник достигает впечатления нескончаемости солдатских рядов, большой пространственной глубины картины. Шеренги второго плана подчеркивают громаду гор, таких сурово-неприступных, но пройденных и покоренных русскими и болгарскими солдатами. Центральная группа отнесена на второй план, в то время как передний заполнен телами павших. Композиционной акцентировкой бедствий войны и отдалением сцены триумфа художник подчеркивает тяжесть жертв, ценой которых досталась победа. Гимн мужеству солдата сливается с трагическим звучанием реквиема.

В отечественном батальном искусстве не было принято изображать поражения армии.
В картине «Победители» представлено поле под Телишем, покрытое после неудачного штурма телами павших егерей. По полю бродят турецкие мародеры, которые торжествуют победу, добивают раненых, раздевают убитых. Художник не допустил утрировки или нарочитости. Улыбки и смех «победителей» среди изуродованных тел подчеркивают их звериные повадки. Острый сюжет картины, ее глубокое содержание приобретают особую выразительность. В центре здоровенный детина с ухмыляющимся лицом примеряет мундир русского офицера, веселя соучастников преступления. Его фигура - композиционный центр полотна. Она как бы вбирает в себя настроение «победителей»: бесшабашное веселье, чудовищную
жестокость, жажду стяжательства.
Картина «Побежденные», или «Панихида по убитым», изображает сцену, очевидцем которой был художник. Необозримое поле до горизонта усеяно телами павших русских солдат. Сквозь безлистную поросль кустов, пожелтевшую высохшую траву зритель видит обезображенные турками обнаженные тела, уже обмякшие, потерявшие естественные очертания. Полковой священник отпевает воинов, погибших мученической смертью. Мрачное, покрытое густыми облаками свинцовое небо становится к горизонту зловеще-си- ним. Сухая трава, желтый кустарник - осенняя увядшая природа - оттеняют мертвенность поля битвы и пыток, усиливают настроение гнетущей, безысходной печали. Горизонтальный формат полотна помогает художнику подчеркнуть размеры поля и масштабы трагедии. Неуравновешенная, асимметричная композиция вызывает ощущение беспокойства и этим усиливает трагизм сцены. Цветовое единство картины, отсутствие строгих линий, форм, контуров - результат работы художника-реалиста над совершенствованием живописного языка, размышлений о цветовой взаимосвязи и взаимозависимости явлений мира, понимания оптической роли световоздушной среды, с расстоянием скрадывающей и смягчающей очертания предметов.
В картинах Верещагина показаны истинные герои эпопеи освобождения - солдаты и часть офицерства, проявившие отвагу, верность долгу, Родине.
На неоконченной картине «Атака» изображен эпизод третьего штурма Плевны. По холмистой местности, озаренной отсветами пожаров, под огнем противника пехотное подразделение устремилось к неприятельским укреплениям. То тут, то там лежат погибшие. Судорожно опираясь на ружья, отползают раненые. Картина подкупает правдой, простотой, безыскусственностью. Как непохожи эти припавшие к земле тела на идущих в атаку парадным строем бравых, красивых, статных, лоснящихся от довольства воинов, которых обычно льстиво изображали придворные художники! Драматическая тема страданий солдата выступает на первый план.

Серия картин Верещагина о русско-турецкой войне отличалась крайне важной особенностью. Это были произведения искусства критического реализма. Они содержали оценку событий с демократических позиций, заключали в себе приговор, выносимый художником.
Верещагин болел душой за солдата, приносившего на войне из-за бездарности, произвола правителей и генералитета огромные, часто ненужные жертвы, был смелым обличителем нравов самодержавной верхушки, часто виновной в бессмысленной гибели солдат, в страданиях народа. Конечно, изображение этих сторон войны правительство России находило антипатриотичным. На самом же деле Верещагин выступил как пламенный патриот, как человек, проникнутый страстной заботой о народе.
Художник был участником обороны Шипки. Он видел, как гибли от холода полки солдат, не имевших теплого обмундирования. А в это время генерал Радецкий, который руководил обороной, проводил время в пяти километрах от передовой, с утра до ночи играя в карты. Свои рапорты о положении вверенного ему войска он заканчивал стереотипной фразой: «На Шипке все спокойно!»
В триптихе «На Шипке все спокойно!» художник-демократ изобличил истинное лицо тех генералов, которые, забыв воинский долг, смотрели на солдат как на низшие существа, обрекали их на бессмысленную гибель. Композиция изображает замерзающего часового, до конца верного долгу, но забытого на посту и обреченного на смерть. Триптих с его трагическим содержанием и ироническим названием приобрел в России нарицательный смысл.
Картины Верещагина с их гуманистическим содержанием, получившие высокую оценку передовых кругов общества, вызвали ярость и негодование царского двора. Ни одно из его полотен, посвященных войне 1877-1878 годов, не было приобретено царским правительством. Десяткам различных художников дали заказы на новые полотна об этой кампании. Верещагину не было заказано ни одного: в нем видели бунтаря, нигилиста.
Постепенно балканская серия Верещагина была разрознена. Это стало подлинной трагедией художника - патриота и гуманиста.
Василий Васильевич Верещагин сумел создать монументальные образы русских воинов-освободителей, подняться до широкого обобщения трагедии войны, воспеть подвиг русского народа во имя освобождения болгарских братьев.

Холст, масло. 188 x 405

Русский музей

Эта картина В.В. Верещагина завершает его масштабную "Балканскую серию", объединившую около 30 полотен, которую автор создал в Париже в 1878-1879 годах на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. В 1877-1878 годах Россия участвовала в войне с турками за освобождение болгар от Османского ига. В ходе работы Верещагин дважды приезжал на места военных действий, на Шипку и в окрестности Плевны.
После разгрома турок под Шейновом 9 января 1878 года неприятельское войско сложило оружие. Картина, принадлежащая Русскому музею, является авторским повторением. В ней усилен мотив драматической напряженности события, наглядно показано, какой дорогой ценой досталась победа над врагом. Замерзшие тела погибших русских солдат устилают заснеженное поле на переднем плане картины. Слева, у подножия горной гряды, генерал М.Д. Скобелев объезжает шеренги русских солдат и поздравляет их с победой. В его свите, чуть поодаль, рядом со знаменосцем, в белой куртке изображен сам художник. Солдаты отвечают командующему громким и дружным "ура!" и бросают вверх шапки.

Верещагин В.В.

Верещагин Василий Васильевич (1842, Череповец Новгородской губ. – 1904, Порт-Артур)
Живописец-баталист, пейзажист-жанрист, рисовальщик.
Родился в Череповце Новгородской губернии. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге (1853-1860), в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (с 1858), в Императорской Академии художеств у А.Т. Маркова и А.Е. Бейдемана (1860-1863), занимался в Парижской Академии художеств у Ж.Л. Жерома и А. Бида (1864-1866). В 1884 был избран профессором Академии художеств, но отказался от этого звания, стремясь к независимости от официального направления в искусстве.
Много путешествовал - по Кавказу и Дунаю (1863-1865), по Северу России (1887-1888, 1894), был на Кубе и Филиппинах (1901-1902), в Японии (1903). Участник многих боев. Кавалер Георгиевского креста за Самаркандское сражение (1868). Принимал участие в военных действиях в Туркестане, русско-турецкой войне.
Погиб вместе с адмиралом С.О. Макаровым при взрыве флагманского броненосца "Петропавловск" у Порт-Артура во время русско-японской войны.
Создал большие серии полотен - Туркестанскую (1868-1873), Балканскую (1877-1879), Палестинскую (1884-1885), Индийскую и Гималайскую (1870-1880-е), "1812 год" (1887-1904). За картины на тему испано-американской войны 1898-1899 выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира.
Ознаменовал своим творчеством целый этап в развитии мировой батальной живописи. Автор многих литературных произведений и воспоминаний.

Верещагин Василий Васильевич (Vasily Vereshchagin, 1842-1904), русский художник, мастер батальной картины. Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850-1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858-1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Ж.-Л. Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864). Всю жизнь был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867-1868, 1869-1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза - в Индии (1874-1876, 1882). В 1877-1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Много путешествовал, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-1889 и 1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. В его батальных полотнах публицистически - остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны. Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски - пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато - коричневым, воистину «пустынным» колоритом. Знаменитым символом всей серии стала картина "Апофеоз войны" (1870-1871, Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Из воспоминаний художника Михаила Нестерова: "Наискось от меня, у двери сидел штатский с бледным, как бы слоновой кости лицом, огромным, прекрасно сформированным лбом увеличенным большой лысиной, с орлиным носом, с тонкими губами, с большой бородой. Лицо чрезвычайно интересное, умное, энергичное. В петлице хорошо сшитого пиджака — офицерский георгиевский крест. Ого, подумал я, штатский-то, должно быть, был вояка. Лицо его, чем больше я смотрел на него, было такое знакомое, издавна известное. Где я его видел?.. С некоторым вниманием относились к штатскому и кавалергарды к его беленькому крестику на оранжевой с черным ленточке. И вдруг я вспомнил его лицо. Да это ведь Василий Васильевич Верещагин, знаменитый наш баталист, герой Ташкента, сподвижник Скобелева! Вот кто с нами был сейчас в купе!"

Василий Верещагин

Верещагин - художник легендарной судьбы и славы. Для современников - и на родине, и в Европе - он не только выдающийся живописец, но и отчаянный революционер, порывающий с общепринятым в жизни и творчестве, выдающийся талант и выдающаяся натура - быть может, как натура он даже значительнее, грандиознее, чем как талант. "Верещагин не просто только художник, а нечто большее", - записал Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: "Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее".

Верещагин никогда не писал по заказу, не склонялся на просьбы и увещевания, исходили ли они от властей, от критики или от публики. Человек обостренного до болезненности чувства достоинства, он более всего боялся потери независимости, того, что "последует, когда мне заткнут глотку деньгами", как он однажды выразился. Он не искал поддержки власть имущих, вообще избегал "писания и говорения с важными людьми", поскольку знал за собою особенность быть дерзким и даже грубым против воли. В официальных кругах ему платили тем же: относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными, а его самого готовы были числить главой нигилизма в русском искусстве. "Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным", - Верещагин всю жизнь верен этому принципу и в творчестве, и в убеждениях, и в отношениях с окружающими.
В русском искусстве он стоит особняком. У него нет непосредственных учителей и прямых последователей. Он не связывает себя приверженностью ни к какому художественному объединению, стоит вне партий и кружков, не ищет и не принимает ничьих наград. В 1874 году Верещагин публично отказывается от предложенного ему звания профессора Академии художеств, мотивируя это тем, что считает "все чины и отличия в искусстве безусловно вредными". Этот поступок получает широкий резонанс: по существу, Верещагин первый из русских художников, кто решается гласно, открыто, демонстративно поставить себя вне традиционных порядков, - делает то, "что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же", - как прокомментировал его поступок Крамской.

Балканская серия - кульминация творчества Верещагина. Показанная вместе с Индийской серией впервые в Лондоне и Париже в 1879 году, а затем демонстрировавшаяся (в менявшемся составе и в окружении новых работ) на протяжении 1881-1891 годов во многих городах Европы и Америки, она вновь вызвала огромный интерес к художнику во всем мире. В России серия экспонировалась дважды: в 1880 году в Петербурге и в 1883 - в Москве и Петербурге (с добавлением трех капитальных "плевненских" картин, законченных в 1881 году).

Балканская серия создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. В ходе работы Верещагин дважды приезжал на места военных действий, на Шипку и в окрестности Плевны. По возвращении в Париж он сначала думал вновь приняться за "индийские поэмы", но переход от впечатлений войны к воспоминаниям об Индии был слишком крутым и болезненным, и уже в конце 1878 года он полностью переключается на балканские сюжеты. За два года написано несколько десятков холстов. Верещагин работает с еще большей, чем всегда, одержимостью, в состоянии непроходящего нервного напряжения, не давая себе передышки, почти не отлучаясь из мастерской и никого не допуская в нее.

В Балканскую серию входит около тридцати картин. Она состоит из отдельных групп произведений, своего рода подсерий, "коротеньких поэм", как назвал бы их художник, относящихся к основным эпизодам войны.

Василий Верещагин Снежные траншеи (Русские позиции на Шипкинском перевале)

Василий Верещагин Шипка Шейново, 1879

Василий Верещагин Скобелев под Шипкой

Василий Верещагин Перед атакой. Под Плевной

Василий Верещагин Пикет на Дунае

Василий Верещагин После атаки. Перевязочный пункт под Плевной.

Василий Верещагин Телега для раненых

Василий Верещагин Немецкий шпион

Василий Верещагин Пикет на Балканах

Василий Верещагин /Два ястреба. Башибузуки, 1883

Василий Верещагин /На Шипке все спокойно, 1893

Василий Верещагин Тигр-людоед, 1890-е годы

Василий Верещагин Переход колонны Скобелева М.Д. через Балканы

Василий Верещагин /Угол турецкого редута, взятого Скобелевым 30 августа

Василий Верещагин Победители

Василий Верещагин /Побежденные. Панихида по павшим воинам




Top