Весёловская Межпоселенческая центральная библиотека. Акварелист Захаров Сергей Ефимович Сергей ефимович захаров

Ярослав Жаренов четверг, 1 октября 2015, 15:05

Основатель арт-группы "Мурзилки", художник СЕРГЕЙ ЗАХАРОВ стал широко известен благодаря тому, что рисовал карикатуры на главаря террористов Игоря Стрелкова (Гиркина), а также создал инсталляцию на боевика "Моторолу" в оккупированном Донецке. За это он полтора месяца провел в плену у боевиков. В беседе с журналистом "Апострофа" ЯРОСЛАВОМ ЖАРЕНОВЫМ художник рассказал о своем общении с так называемыми "ополченцами", том, как ему удавалось вести подпольную культурную войну с оккупантами в захваченном городе, а также поделился своими прогнозами относительно будущего Донбасса.

Сергей, вы стали известны после того, как начали рисовать карикатуры на главарей ДНР. Как вам удалось перебороть страх и начать вот такую подпольную борьбу?

У меня появилась задумка. Если бы я не сделал это, то я бы потом всю жизнь жалел. Ты получаешь положительные эмоции от того, что ты рисуешь, а когда где-то размещаешь - это вообще полный восторг. А потом, когда ты видишь в соцсетях отзывы, это дает силы. Страх, естественно, был, я понимал, что это может закончиться чем угодно, особенно, если ты будешь убегать, а в тебя будут стрелять. Имея сейчас опыт подпольной борьбы, я понимаю, что в определенные моменты вел себя беспечно. Сейчас я бы, наверное, в некоторых случаях поступал бы иначе.

- Как, собственно говоря, вы попали в плен?

Тогда я думал, что во время военных действий тобою никто не будет заниматься, поскольку это никому не нужно. Я полагал, что если ты не попадешься на горячем, то искать тебя никто не будет. Сейчас же я уже знаю, что там работали профессионалы высочайшего уровня из ФСБ и ГРУ. Они тебя ведут по сигналу телефона, все отслеживается, все задействовано. Меня, скорее всего, отследили, когда я говорил по телефону с российским журналистом с "Дождя". После этого меня сразу взяли. Некоторые говорят, что он (журналист) меня сдал, а другие говорят, что просто меня "пасли". Напрямую обвинять этого журналиста я не могу.

- Боевики пришли к вам домой?

Не совсем. Это произошло 6 августа 2014 года. В тот день я вышел из своей мастерской, она находится недалеко от дома. Возле выхода меня уже ждали два дорогих джипа. Такие автомобили на тот момент были только у сепаратистов. Из машин вышли двое мужчин, один из которых направил на меня пистолет. Меня затолкали в автомобиль и отвезли в здание СБУ, где начали пытать. Затем был обыск у меня дома. Ради такого события боевики даже оцепили чуть ли не весь квартал - отняли машину, технику, забрали мои работы.

- Когда был самый тяжелый период в плену?

Самыми тяжелыми были первые 10-12 дней. Меня жестко били, пытали. На первый допрос меня привели в один из кабинетов, где, как я сразу заметил, все стены были забрызганы кровью, а на полу валялись бинты и резиновые палки.

Судя по говору, мне кажется, что меня пытали россияне. Была одна женщина в балаклаве, которая особо выкладывалась на "работе", ее называли палачом. Она приставила к моему затылку пистолет и сказала, что ей всегда было интересно, о чем люди думают перед смертью. Я ей посоветовал почитать Федора Достоевского.

- Кажется, был еще один момент, когда вам приставляли пистолет к голове?

Меня привезли в Пролетарский военкомат и держали там. В один вечер тюремщики выпивали, и один из местных командиров "ополченцев" вышел к нам и начал размахивать пистолетом. И тот момент был одним из самых страшных. Разговаривать с ними было невозможно, мы стояли перед ними полностью избитые. Мой "напарник" в тот момент даже обмочился, я и сам не знаю, как выдержал. В глазах террориста с пистолетом не было даже доли адекватности. Потом оказалось, что это они так развлекались.

- Как вам удалось выбраться из плена?

В один из дней меня вывели на улицу и спросили, смогу ли я покрасить "Газель" в камуфляжную расцветку. Я, естественно, согласился, поскольку это стало возможностью хотя бы на время снять наручники. Ранее меня и моего "напарника" сковали одной парой наручников, мы 10 дней везде ходили вдвоем - в туалет, спать, есть, просто сидеть. В какой-то момент один из тюремщиков невзначай сказал: "Докрасишь - пойдешь домой". Я удивился, но меня действительно отпустили. Более того, мне дали пять гривен на проезд и рубашку, чтобы я сменил свою окровавленную футболку.

- А что с документами?

Документы мне не отдали. Сказали прийти на следующий день в здание СБУ. Тогда я думал, что если меня уже отпустили, то снова не заберут, однако я ошибался. После этого я еще месяц пробыл в плену. В день нам два раза разрешали выйти в туалет и дважды кормили. Во второй раз меня уже не избивали.

- Какие условия были в плену?

В первый раз мы фактически спали на бетонном полу, на котором валялись какие-то картонки. Но было не столько холодно, сколько душно. Везде - грязь, запах пота. Вот во второй раз меня держали с арестованными "ополченцами". Я познакомился и общался с ними - мы стали товарищами по несчастью.

- О чем вы беседовали с арестованными боевиками?

Вспоминали прошлую мирную жизнь. О чем вообще могут говорить люди такого склада ума? Это рассказы о своих приключениях по пьяному делу. Там даже был один молодой парень, который четыре дня умудрился быть в запое, находясь в плену. Это было в ночном клубе гостиницы "Ливерпуль" (до войны это были тематический музыкальный отель и кафе в стиле The Beatles, - "Апостроф"). Клуб был занят боевиками, вышедшими из Славянска. Нас держали вместе с ними. Во второй раз, откровенно говоря, я себя чувствовал более или менее комфортно, если вообще можно так сказать о пребывании в плену. В этом ночном клубе были ниши, где под стеклом стояла "Лондонская водка", мы ее оттуда брали, после работы выпивали по 50 грамм и вспоминали мирную жизнь. Телевизор тоже смотрели, правда, только российские и сепаратистские каналы.

- Как удалось выбраться из плена во второй раз?

Мне помогла моя девушка, которая до войны работала в пенитенциарной службе, а с приходом ДНР ушла с работы. Она каким-то образом вышла на начальника тюрьмы, где я сидел. На тот момент я уже отсидел полтора месяца вместо 10 суток, которые якобы должен был там пробыть. Меня отпустили.

- Мнение художника: какой облик имеет война на Донбассе?

Намного проще, чем в триллерах и боевиках. Человек привыкает к тому, что где-то может лежать труп, а где-то может разорваться снаряд. Человек адаптируется к ситуации, и его это уже не шокирует. Это будни войны. Любой дончанин, столкнувшийся с боевыми действиями, уже знает, что такое война, и по своему состоянию уже не отличается от солдата, ведущего бои. Потому что это вокруг него происходит. Он не стреляет, но принимает все это.

- Но когда-то эта война все-таки закончится. Каковы ваши прогнозы насчет будущего Донбасса?

Во-первых, это - дом. Отказаться от желания посещать свой дом я не могу. Поэтому остается надежда, что там будет украинский флаг, украинская территория. Конечно, она будет немного другой. Но я продолжаю надеяться, что ситуация изменится, и предпосылки для этого есть.

Второй вариант предусматривает, что это может быть вотчина того же Рината Ахметова, но под украинским флагом. Ясно одно, конец этому конфликту наступит нескоро. Вот сейчас Путин пытается впихнуть вот эту обезображенную Россией землю обратно в Украину, чтобы мы ее еще и восстанавливали.

Кстати, после освобождения из плена вы перебрались в Киев. Сейчас вы часто видите своих донецких товарищей? Как изменилась их жизнь?

У дончан, которых я встречаю в Киеве, есть работа, есть отдых, власть их постоянно нагибает, но они это терпят. От земляков, которые живут здесь, я постоянно слышал, что они навестят родной дом, когда Донецк вернется в Украину. Но это уже будет ностальгия, и большинство дончан, я думаю, предпочтут остаться на новых обустроенных местах.

Как вы относитесь к поездкам журналистов в оккупированный Донецк? Они ускоряют наступление мира на востоке Украины?

Я категоричен в этом плане: я не вижу пользы и смысла в таких поездках. Приехав в Донецк, ты увидишь чистый, красивый и мирный город. Но как они живут на самом деле, ты не узнаешь. Это можно сделать только изнутри.

- То есть всех особенностей жизни в Донецке они не увидят?

Конечно. Это, прежде всего, социальная неустроенность: проблемы с работой, высокие, по сравнению с довоенным уровнем, цены. Ни одеться красиво, ни пойти в кино, а тупо выжить - купить самое необходимое. И, кроме того, в отношении людей нет открытости, откровенности. Каждый - себе на уме, и понимает, что если поделится своими мыслями и откровениями, это может плохо закончиться.

Город - уже совсем другой. Никто из приезжих журналистов не сможет дать верную оценку ситуации, ему просто не все покажут. Журналист поедет туда с мыслями, что попадет в ад. А в действительности он увидит, что все нормально. Эта оценка не служит никаким показателем, поскольку если воспринимать ее объективно, что это "лучше, чем я ожидал" - значит пытаться увидеть какие-то положительные нюансы, которых на самом деле нет.

Тогда давайте посмотрим на Крым. Крымские татары вместе с "Правым сектором" начали товарную блокаду полуострова. Есть ли смысл в таких действиях?

Могу ответить на примере Донецка. Сейчас чтобы попасть в город из Украины, ты должен заплатить сумасшедшие деньги, поехать через Россию, нарушая закон. Сейчас в Донецке - российский анклав. В магазинах рассчитываются рублями, то есть экономически мы Донбасс отдали. Поэтому товарная блокада Крыма еще больше отрывает полуостров от материковой части страны, предоставляя возможность наполнить российскими товарами местный рынок. С другой стороны, а какого черта мы вообще до сих пор возим туда продукты?!

Давайте поговорим об искусстве. Одна из ваших инсталляций - "Карточный домик" - стала весьма популярной за границей. В чем ее суть?

На больших игральных картах изображены главари боевиков, которые захватывали власть в ДНР и ЛНР. Основой же является изображение российского президента Владимира Путина. Когда карточку Путина, который в этой колоде показан в роли джокера, выбиваешь ногой, то весь домик мгновенно падает.

"Карточный домик" был сделан для Парижа, но я туда не поехал, поскольку официально числился в розыске, как без вести пропавший. Вообще я не считаю эту композицию особым хитом, однако было время, когда она оказалась весьма кстати.

- Что это был за момент?

Мы (фонд "Изоляция", который ранее функционировал в Донецке, - "Апостроф") ездили в города Донецкой области, например, в Славянск и Краматорск. Это два города, в которых началась война. Они испытали много горя и находятся на расстоянии вытянутой руки от линии конфликта. И тем не менее, жители этих городов по разному живут. В Краматорске мы сразу наткнулись на препятствия при реализации идеи провести выставку на центральной улице. Горсовет не одобрял нашу идею и, несмотря на приглашения, так и не посетил мероприятие. Позднее нашей коллеге, отвечающей за коммуникации, поступали звонки практически с угрозами. Там же у нас родилась идея провести флешмоб - пройтись по городу с этими картами. Реакция людей была поразительная: кто-то прятал глаза, стараясь не замечать нас, кто-то плевался. И только однажды из проезжающей мимо машины мы услышали одобряющие слова и гудок клаксона. Я тогда и представить себе не мог - они же были под "властью" террористов, неужели они не видят того, что творится сейчас в Донецке?

- Как все проходило в Славянске?

Хотя города разделяют всего 20 км, ситуация в Славянске была противоположной. Люди активно участвуют в проукраинских движениях: каждую неделю проходит пробег с украинскими флагами, еженедельно мэр держит отчет перед жителями города, несмотря на то, что состав власти мало в чем изменился после попыток захвата города.

- Какие творческие планы на будущее?

У меня есть цель - каждый день делать эскизы для графической новеллы, которую все будут называть комиксами. Хочется успеть до конца года. 1 октября меня пригласили в Славянск. Там мне дают любую стену, которую можно будет изрисовать. Я, наверное, не смогу себе отказать в удовольствии и поеду туда. На Воздвиженке в Киеве будут выставлять "камеру пыток, в которой пытали абстрактное искусство". Это кажется забавным, а на самом деле это - серьезная вещь. Это было раньше в Испании. Мне предложили связать историю, где пытают искусство и нашу историю, где пытают за искусство. Будем творить.

Ярослав Жаренов

Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter

(1900-11-26 ) Место рождения: Дата смерти: Подданство:

Российская империя

Гражданство:

СССР
Российская Федерация

Жанр: Учёба: Стиль: Награды: Работы на Викискладе

Захаров Сергей Ефимович (26.11.1900, Александровск , Сахалинская область , Российская империя - 24 января , Санкт-Петербург, Россия) - живописец, акварелист, дизайнер, художник-монументалист, архитектор, , член Ленинградской организации Союза художников РСФСР) .

Биография

Захаров Сергей Ефимович родился 26 ноября 1900 года в городе Александровске Сахалинской области , где его отец отбывал военную службу в качестве писаря при военном госпитале. В 1910 году семья переехала в Новосибирск. В том же году С. Захаров поступил в Новосибирское реальное училище, которое окончил в 1917 году.

Натюрморт с гранатами. 1980

В 1917-1927 учился в Томском архитектурно-строительном институте. Одновременно в 1917-1922 занимался в Томском художественном училище. После окончания института в 1927-1931 годах жил в Свердловске, был членом Свердловского филиала АХР. Там же в 1927 начал участвовать в выставках АХР. Писал натюрморты, жанровые композиции, пейзажи, портреты, работал в технике акварели и темперной живописи, занимался монументальной живописью и дизайном интерьеров. Работая в Свердловске в Уралгипроземе и Уралжилстрое, принимал участие в проектировании Магнитогорского завода и ряда общественных зданий Свердловска. С 1931 года жил в Ленинграде, куда был командирован Уралжилстроем для повышения квалификации в НИИ коммунального хозяйства. В 1933 году перешёл на работу в ленинградский Облпрофсовет, где участвовал в качестве архитектора в проектировании Театра Ленинского комсомола (1933-1935) и общественных зданий. В 1935 перешёл на работу в мастерскую №7 Ленпроекта, где занимался проектированием школьных зданий. Там же в 1936 году вошёл в бригаду по проектированию здания театра оперы и балета в Сталинабаде . В 1938 был принят в члены Ленинградского Союза советских художников .

В 1938-1939 годах С. Захаров работал главным художником павильона «Хлопок» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. В 1940 году в связи с выполненным проектом внутренней отделки здания театра в Сталинабаде выехал на место строительства для выполнения рабочих чертежей. В мае 1941 вновь выехал в Сталинабад для осуществления авторского надзора за выполнением проекта внутренней отделки театра и росписи плафона зрительного зала. После завершения строительства в 1942 перешёл на работу в Союз художников Таджикистана, состоял членом правления и заместителем председателя Союза. В 1945 два пейзажа горного Таджикистана С. Захарова были приобретены Третьяковской галереей.

После возвращения в Ленинград в 1945-46 годах участвовал в восстановлении здания Ленгорисполкома (бывшего Мариинского дворца), за что был удостоен медали «За доблестный труд в Великую Отечественную войну» . В 1947 Захаров был вновь приглашён в Таджикистан для разработки проекта внутренней отделки Дома правительства в Сталинабаде, а также для выполнения эскизов и осуществления в натуре росписи стен и плафонов (совместно с художницей Зубреевой М. А.). В 1951 за эту работу С. Захаров был удостоен почётного звания Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР .

Параллельно С. Захаров разрабатывал в архитектурно-художественных мастерских Ленизо проекты внутренней отделки советских трансатлантических теплоходов. В 1954 был награждён орденом «Знак Почёта» за деятельность в области развития архитектуры и изобразительного искусства Таджикской ССР. Как художник-станковист работал преимущественно в технике акварели и темперной живописи. Выдающийся акварелист. Всеобщее признание получили натюрморты художника, выполненные в технике акварельной заливки. Свободная, широкая манера письма не мешала художнику убедительно передавать красоту и материальность предметного мира, делая почти осязаемыми прозрачность винограда или сочность разрезанной спелой дыни. Среди станковых произведений, созданных Захаровым, работы «Закат», «Нижний Тагил» (обе 1928), «Лебяжья канавка» (1935), «Проспект 25 Октября» (1937), «Тимур Малик» (1943), «Ленинград. Военный патруль» (1944), «Осень. Валдай» (1946), «Петродворец. Самсон» (1947), «Река Шелонь» (1950), «В Белоруссии», «Лесной ручей» (обе 1953), «Ирисы» (1954), «В Белоруссии» , «Изобилие», «Натюрморт с дыней» (все 1957), «Весна на Малой Охте», «Натюрморт» , «На реке Мсте» (все 1959), «Заводской посёлок» , «Натюрморт с арбузом»

Выдающийся акварелист .

Всеобщее признание получили натюрморты художника, выполненные в технике акварельной заливки.
Писал также жанровые композиции, пейзажи, портреты, работал в технике акварели и темперы, занимался монументальной живописью и дизайном интерьеров.

Акварель С. Е. Захарова — абсолютно уникальное явление живописи, дающее зрителю возможность, при всей легкости и воздушности техники, ощутить пластику, ритм и объемность цвета как средства художественного воздействия.

Живопись его натюрмортов многослойна, полифонична и этими качествами напоминает эффект художественного стекла в изделиях Галле.

Сергей Ефимович родился 26 ноября 1900 года в городе Александровске, Сахалинской области, где отец художника отбывал военную службу в качестве писаря при военном госпитале. В 1910 году семья переехала в Новосибирск. В том же году С. Захаров поступил в Новосибирское реальное училище, которое окончил в 1917 году.

В 1917-1927 учился в Томском архитектурно-строительном институте. Одновременно в 1917-1922 занимался в Томском художественном училище. После окончания института в 1927-1931 годах жил в Свердловске, был членом Свердловского филиала АХР. Там же в 1927 начал участвовать в выставках АХР. Писал натюрморты, жанровые композиции, пейзажи, портреты, работал в технике акварели и темперной живописи, занимался монументальной живописью и дизайном интерьеров. Работая в Свердловске в Уралгипроземе и Уралжилстрое, принимал участие в проектировании Магнитогорского завода и ряда общественных зданий Свердловска. С 1931 года жил в Ленинграде, куда был командирован Уралжилстроем для повышения квалификации в НИИ коммунального хозяйства. В 1933 году перешёл на работу в ленинградский Облпрофсовет, где участвовал в качестве архитектора в проектировании Театра Ленинского комсомола (1933-1935) и общественных зданий. В 1935 перешёл на работу в мастерскую № 7 Ленпроекта, где занимался проектированием школьных зданий. Там же в 1936 году вошёл в бригаду по проектированию здания театра оперы и балета в Сталинабаде. В 1938 был принят в члены Ленинградского Союза советских художников.

В 1938-39 годах С. Захаров работал главным художником павильона Хлопок на Всесоюзной сельско-хозяйственной выставке в Москве. В 1940 году в связи с выполненным проектом внутренней отделки здания театра в Сталинабаде выехал на место строительства для выполнения рабочих чертежей. В мае 1941 вновь выехал в Сталинабад для осуществления авторского надзора по осуществлению проекта внутренней отделки театра и выполнению росписи плафона зрительного зала. После завершения строительства в 1942 перешёл на работу в Союз художников Таджикистана, состоял членом правления и заместителем председателя Союза. В 1945 два пейзажа горного Таджикистана С. Захарова были приобретены Третьяковской галереей.

После возвращения в Ленинград в 1945-46 годах участвовал в восстановлении здания Ленгорисполкома (бывшего Мариинского дворца), за что был удостоен медали «За доблестный труд в Великую Отечественную войну». В 1947 Захаров был вновь приглашён в Таджикистан для разработки проекта внутренней отделки Дома правительства в Сталинабаде, а затем осуществления авторского надзора, а также для выполнения эскизов и осуществления в натуре росписи стен и плафонов (совместно с художницей Зубреевой М. А.). В 1951 за эту работу С. Захаров был удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР.

Параллельно С. Захаров разрабатывал в архитектурно-художественных мастерских Ленизо проекты внутренней отделки советских трансатлантических теплоходов. В 1954 был награждён орденом «Знак Почёта» за деятельность в области развития архитектуры и изобразительного искусства Таджикской ССР. Как художник-станковист работал преимущественно в технике акварели и темперной живописи. Выдающийся акварелист. Всеобщее признание получили натюрморты художника, выполненные в технике акварельной заливки. Свободная, широкая манера письма не мешала художнику убедительно передавать красоту и материальность предметного мира, делая почти осязаемыми прозрачность винограда или сочность разрезанной спелой дыни.

Участник выставок акварели в Румынии и Югославии (1965), Чехословакии (1966), Норвегии (1968), на Кубе (1971). Персональные выставки художника состоялись в Ленинграде (1937, 1951, 1980, 1984), Кирове (1938), Москве (1962, 1965) и Петербурге (1996).

Сергей Ефимович Захаров скончался 24 января 1993 года в Петербурге на девяносто третьем году жизни. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Италии, Франции, Великобритании, Таджикистане, США, Германии и других странах.

Захаров Сергей Ефимович родился 26 ноября 1900 года в городе Александровске, Сахалинской области, где его отец отбывал военную службу в качестве писаря при военном госпитале. В 1910 году семья переехала в Новосибирск. В том же году С. Захаров поступил в Новосибирское реальное училище, которое окончил в 1917 году.

В 1917-1927 учился в Томском архитектурно-строительном институте. Одновременно в 1917-1922 занимался в Томском художественном училище. После окончания института в 1927-1931 годах жил в Свердловске, был членом Свердловского филиала АХР. Там же в 1927 начал участвовать в выставках АХР. Писал натюрморты, жанровые композиции, пейзажи, портреты, работал в технике акварели и темперной живописи, занимался монументальной живописью и дизайном интерьеров. Работая в Свердловске в Уралгипроземе и Уралжилстрое, принимал участие в проектировании Магнитогорского завода и ряда общественных зданий Свердловска. С 1931 года жил в Ленинграде, куда был командирован Уралжилстроем для повышения квалификации в НИИ коммунального хозяйства. В 1933 году перешёл на работу в ленинградский Облпрофсовет, где участвовал в качестве архитектора в проектировании Театра Ленинского комсомола (1933-1935) и общественных зданий. В 1935 перешёл на работу в мастерскую №7 Ленпроекта, где занимался проектированием школьных зданий. Там же в 1936 году вошёл в бригаду по проектированию здания театра оперы и балета в Сталинабаде. В 1938 был принят в члены Ленинградского Союза советских художников.

В 1938-39 годах С. Захаров работал главным художником павильона Хлопок на Всесоюзной сельско-хозяйственной выставке в Москве. В 1940 году в связи с выполненным проектом внутренней отделки здания театра в Сталинабаде выехал на место строительства для выполнения рабочих чертежей. В мае 1941 вновь выехал в Сталинабад для осуществления авторского надзора по осуществлению проекта внутренней отделки театра и выполнению росписи плафона зрительного зала. После завершения строительства в 1942 перешёл на работу в Союз художников Таджикистана, состоял членом правления и заместителем председателя Союза. В 1945 два пейзажа горного Таджикистана С. Захарова были приобретены Третьяковской галереей.

После возвращения в Ленинград в 1945-46 годах участвовал в восстановлении здания Ленгорисполкома (бывшего Мариинского дворца), за что был удостоен медали «За доблестный труд в Великую Отечественную войну». В 1947 Захаров был вновь приглашён в Таджикистан для разработки проекта внутренней отделки Дома правительства в Сталинабаде, а затем осуществления авторского надзора, а также для выполнения эскизов и осуществления в натуре росписи стен и плафонов (совместно с художницей Зубреевой М. А.). В 1951 за эту работу С. Захаров был удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР.

Параллельно С. Захаров разрабатывал в архитектурно-художественных мастерских Ленизо проекты внутренней отделки советских трансатлантических теплоходов. В 1954 был награждён орденом «Знак Почёта» за деятельность в области развития архитектуры и изобразительного искусства Таджикской ССР. Как художник-станковист работал преимущественно в технике акварели и темперной живописи. Выдающийся акварелист. Всеобщее признание получили натюрморты художника, выполненные в технике акварельной заливки. Свободная, широкая манера письма не мешала художнику убедительно передавать красоту и материальность предметного мира, делая почти осязаемыми прозрачность винограда или сочность разрезанной спелой дыни. Среди станковых произведений, созданных Захаровым, работы «Закат», «Нижний Тагил» (обе 1928), «Лебяжья канавка» (1935), «Проспект 25 Октября» (1937), «Тимур Малик» (1943), «Ленинград. Военный патруль» (1944), «Осень. Валдай» (1946), «Петродворец. Самсон» (1947), «Река Шелонь» (1950), «В Белоруссии», «Лесной ручей» (обе 1953), «Ирисы» (1954), «В Белоруссии», «Изобилие», «Натюрморт с дыней» (все 1957), «Весна на Малой Охте», «Натюрморт», «На реке Мсте» (все 1959), «Заводской посёлок», «Натюрморт с арбузом» (обе 1960), «Весна. Таджикистан», «Персики», «Город Душанбе», «Индустриальный пейзаж. Таджикистан» (все 1961), «Натюрморт с птицей» (1963), «Фрукты. Натюрморт» (1964), «Гранаты на сюзане» (1969), «Натюрморт с грушами» (1972), «Натюрморт на серебряном подносе», «Натюрморт с гранатами» (обе 1980), «Натюрморт с кактусом», «Натюрморт с гранатами» (обе 1982), «Натюрморт с грушами», «Натюрморт на полосатой ткани» (обе 1986) и другие. Участник выставок акварели в Румынии и Югославии (1965), Чехословакии (1966), Норвегии (1968), на Кубе (1971). Персональные выставки художника состоялись в Ленинграде (1937, 1951, 1980, 1984), Кирове (1938), Москве (1962, 1965) и Петербурге (1996).

Сергей Ефимович Захаров скончался 24 января 1993 года в Петербурге на девяносто третьем году жизни. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Италии, Франции, Великобритании, Таджикистане, США, Германии и других странах.

Захаров Сергей Ефимович (26.11.1900, Александровск Сахалинской области – 1993, Санкт-Петербург) - советский архитектор, монументалист, живописец и акварелист. Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР (1951). Сын писаря пограничного госпиталя. С 1917 учился в Томском художественном училище (до 1922) и одновременно – в Томском архитектурно-строительном институте (? – 1927). По окончании института работал в строительных и проектных организациях Томска и Свердловска.

Участник выставок с 1927 (Красноярск – Новосибирск – Томск, 1-я Всесибирская), тогда же и до 1931 – член Свердловской организации АХР.

В 1932 переехал в Ленинград, продолжая работать архитектором (1930-е). В 1938 стал членом ЛОСХа. С конца 1930-х работает в Москве (павильон «Хлопок», ВДНХ) и Таджикистане (1936 – 1940, Таджикский театр оперы и балета). В годы войны осуществлял авторский надзор за оформлением построенного театра, создавал настенные росписи, оформлял балетные спектакли. В 1945-1946 участвует в восстановлении здания Ленгорисполкома (б. Мариинского дворца): выполняет для зала приёмов панно «Салют Победы в Ленинграде» (другое название – «Ленинград в День Победы») и ряд других произведений, посвящённых городу-герою. В 1947 – 1956 совместно со Зубреевой М.А. оформил интерьеры Дома правительства Таджикистана («Промышленность, сельское хозяйство и скотоводство» и др.) и Публичной библиотеки им. Фирдоуси в Душанбе («Фирдоуси и герои его поэмы «Шахнаме», «Родина»).

В пятидесятые годы занимался интерьерным проектированием (дизайном) полученных по немецким репарациям теперь советских лайнеров «Адмирал Нахимов» (ранее «Берлин» (1925), впоследствии затонул в Новороссийске в 1986), «Советский Союз» (ранее «Hansa» («Albert Ballin», 1922)) и «Крым». Так для «Адмирала Нахимова» создал портреты русских флотоводцев, панно «Бой при Гангуте».

Сюжеты многослойных, полифоничных натюрмортов и пейзажей С.Е. Захарова, выполненных в технике акварели и темперы и во многом определены экзотикой Таджикистана: «Закат» (1928), «Нижний Тагил» (1928), «Вечер» (1934), «Чинаровая роща» (1936), «Проспект 25 Октября» (1937), «Ирисы» (1954), «Изобилие» (1957), «Натюрморт с дыней» (1957, 1960, 1967), «Персики» (1961), «На Волхове» (1966), «Ленинград. Новая Голландия» (1970), «Ананас» (1975) – все акварели; «Лесоповал на горной реке» (1944, НМРТ им. Бехзода), «Горный Таджикистан. Весна» (Воронежский ОХМ), «Петродворец. Самсон» (1947), «В Белоруссии» (1953), «Весна на Малой Охте» (1959), «Индустриальный пейзаж. Таджикистан» (1961) – все темпера; «Тимур Малик» (1943, м., НМРТ им. Бехзода).

Персональные выставки художника состоялись в Ленинграде – С.-Петербурге (1937, 1951, 1980, 1984, 1996), Кирове (1938) и Москве (1961(1962?) – «Таджикские впечатления»; 1965).

Его произведения находятся в ГРМ (СПб), ГТГ (Москва), НКГ им. Айвазовского (Феодосия, 10 работ), НМР Таджикистан им. Камолиддина Бехзода (Душанбе), Воронежском ОХМ им. И.Н. Крамского, МГУ, в других государственных и частных собраниях России и зарубежья.




Top