Весенние воды тютчев. «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева

История создания

Стихотворение «Весенние воды» было создано Тютчевым в 1830 г. во время пребывания в Германии. Поэт утверждал, что наступление весны в Европе и в России очень схоже между собой.

Жанр стихотворения - пейзажная лирика.


Главная тема

Весеннее пробуждение природы. Тютчев описывает самые первые признаки наступающей весны. Поля еще покрывает снег, но он уже стремительно тает. Земля покрывается сетью бурных ручьев, которые выступают глашатаями нового времени года. В звонком движении талых вод ощущается ликование. Под эти звуки вся природа выходит из зимней спячки. Ручьи разносят «во все концы» счастливую весть о том, что весна уже близко. Она приближается и ведет за собой «хоровод майских дней», которые окончательно прогонят зиму.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф - законченных четверостиший.

Размер стихотворения - четырехстопный ямб, перекрестная рифма.


Выразительные средства

Произведение обладает очень большой динамикой. Автор достигает этого через описание стремительного бега весенних вод. Он применяет множество глаголов: «шумят», «бегут», «гласят». Ощущение безостановочного движения подкрепляется рефреном «Весна идет!». В центральной строфе расположен главный призыв «гонцов весны», усиленный восклицаниями.

Белеющему в полях снегу и «сонному брегу» противопоставляются яркие эпитеты: «теплых», «румяный», «светлый». Очень выразительны метафоры: «весны гонцы», «хоровод… дней». Также автор использует олицетворение: «воды… бегут и будят», «весна… выслала», «хоровод… толпится».


Главная мысль стихотворения

Главная мысль стихотворения - долгожданное наступление чудесного времени года. Зима еще не отступила, но во всей природе быстро распространяются первые приметы пробуждения. Самой значимой из них для автора являются стремительные весенние воды.

План анализ стихотворения Весенние воды


  • История создания
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция.
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения
Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в семье дворян. Детство он провел в имении под названием Овстуг, которое находилось в Орловской губернии. В скором времени будущий поэт перебрался в Москву вместе с родителями и до юношеских лет обучался в домашних условиях под руководством поэта и переводчика Семена Рабича. Он обучал Федора знаниям латыни и античной лирики. К четырнадцати годам одаренный ребенок становится студентом в Московском университете.

После университета Тютчев решает развивать дипломатическую карьеру и отправляется на работу в Мюнхен, а потом и в Турин. Здесь же он встречает свою первую любовь и очень сильно скучает по своей родине. Несмотря на то что автор весьма далеко от России, он продолжает писать свои изысканные произведения.

Федор Иванович Тютчев относится к той категории поэтов, которые способны по-особенному чувствовать своеобразную связь человеческой сущности и натуральной природы. Автор замечает мельчайшие изменения в окружающей среде и максимально красочно отображает их в строках стихотворений.


Произведения Федора Ивановича переполнены изысканным шумом ветра, постоянным пением птиц, шелестящей листвы с деревьев, в строках переливается родниковая вода, а также завывают вьюги. Великий поэт весьма чуток к изменениям натуральной природы во время смены поры года, он способен без особенного труда отобразить словами то, что происходит вокруг него. Именно это показывает тщательный анализ произведений Ф. И. Тютчева.

Анализ произведения «Весенние воды»

Одно из основных, ключевых мест в лирике автора занимает именно пейзажная тематика. Это совсем неудивительно, так как Федор весьма любил окружающую природу и восхищался ее красотами. Так любить окружающий мир способен не каждый. Ярким представителем стихов на пейзажную тематику является шедевр, получивший название «Весенние воды». При проведении тщательного анализа произведения, сразу же становится понятно, что автор весьма чувственно относится к окружающему мира, в особенности к наступлению весенней поры года.

Во многих произведениях, написанных ранее, Федор Иванович отмечал, что зимний период для него максимально близок и нравится больше всего. Это не помешало автору красочно описать смену поры года, описать изначальное весеннее время. Создано произведение «Весенние воды» во время нахождения поэта на территории Германии. В это время он был под впечатлением от окружающего его мира, но все же смог описать особенности природы именно своей родины. В стихотворении присутствует очаровывающее настроение весны, которое свойственно ассоциациям со всего мира.

Только проведя тщательный анализ произведения, можно понять, что в стихотворении «Весенние воды» максимально точно передается атмосфера весеннего периода года. С самых первых строк читателю становится ясно, что описывается первый весенний месяц – март. Здесь сомневаться не приходится – на поле еще лежит снег, в ночное время зима по-прежнему злится и показывает свои проказы, а в дневное время с каждым днем все теплее и теплее греет солнце. Под солнечными лучами снег постепенно тает и превращается в веселые и журчащие ручейки, которые оповещают всех о приходе весенней поры года.

В произведении «Весенние воды» Ф. И. Тютчев максимально удачно использовал приемы аллитерации, поэтому стихотворение получилось максимально живым и по-особенному насыщенным.

Особенности природы в стихотворении «Весенние воды»

Автор прямым текстом указывает, что вот-вот весна возьмет господство. И ему весьма знакома данная пора года, которая отличается капризностью. Он прекрасно понимает, что настоящие теплые дни придут только в мае, именно об этом он и повествует читателю.

Первая часть стихотворения «Весенние воды» имеет большое количество глаголов, которые олицетворяют определенное действие и быструю смену окружающих событий. Во второй части произведения имеется множество прилагательных, которые максимально точно передают читателю особенности весенней поры года и ее смены.

Тщательный анализ произведения дает понять, что автором в сюжете используются специфические отождествления, которые связывают неживые объекты окружающей природы и человеческие особенности. К примеру, весеннее время сравнивается с молодой девушкой, а теплые деньки в мае – это ее дети.

Стихотворение имеет большое количество метафор, которые позволяют создать ассоциацию весны и исключительного человеческого настроения. Федор Иванович дает читателю понять, что постепенно приходит чистая и уже обновленная пора года, после долгой и мучительной спячки просыпается природа. Данные события сравнимы с особенностями жизнедеятельности человека – здесь зарождается надежда, что в скором времени начнется новая жизнь, возникнут счастливые события, радость, а также новые волнующие ощущения.

В стихотворении «Весенние воды» Федор Иванович Тютчев описывает наблюдения за окружающим его миром именно в данную пору года. Он сравнивает это время с уходящей молодостью, которая покинула лирического героя безвозмездно и обратно уже ничего не вернуть. Автору остается только наблюдать за тем, как постепенно обновляется молодая весна, в спешке сменяющая зиму, она желает стать полноправной хозяйкой всего окружающего пространства.

Весеннее время способно практически полностью изменить мир, сделать его максимально красивым и чистым. Именно весна ассоциируется с ранней юностью, простой беспечностью, а также по-особенному чистой заново возникшей жизнью. В качестве гонцов, оповещающих о приходе тепла и уюта, выступают ручейки, которые указывают как на перемены в природе, так и на изменения в душе практически каждого человека.

Особенности структуры написания стиха

Произведение, созданное Федором Ивановичем Тютчевым, состоит из трех отдельных строф, которые имеют четверостишия. Написано стихотворение с помощью четырехстопного ямба, имеющего перекрестную рифмовку.

В стихе присутствует определенная динамика – Тютчев старается передать читателю натуральную природу в виде постоянного и непрерывного движения. Такая своеобразная передача достигается благодаря использованию большого количества повторяющихся слов. Это и весна, и идет, и бежать… Здесь имеются насыщенные зарисовки, полные глаголов – шуметь, бегать, пестрить, блестеть. В произведении также сочетается прямая речь, совместно с изысканными повторениями, к примеру, «весна идет, весна идет». Чтобы одушевить весенние ручьи, используются отождествления природных явлений и сравнение их с человеческой сущностью.


Для создания по-особенному яркого образа весенней поры года, в произведении используется большое количество выразительных средств. Именно необычная художественная зоркость Федора Ивановича Тютчева и его четкость по отношению к природе позволили создать строки, которые понравились критикам того времени и современности.

Стоит рассмотреть основные использованные тропы:

В произведении «Весенние воды» присутствуют аллитерации, использованные с помощью согласных букв «ш» и «с». Такая особенность позволяет максимально живо понять и ощутить потоки бегущей весенней воды. Аллитерация с буквой «б» и сочетание ее с иными согласными подчеркивает изысканность наступления весеннего периода года. Скорая победа весеннего времени над зимним периодом года передается с помощью нарастающей интонации, в конце практически каждой строки присутствуют три восклицательных знака, причем во всех двенадцати строках.

Стихотворение обладает скрытым философским подтекстом. Автор старается объяснить читателю, что в душе у каждой человеческой личности есть своеобразная пора весны, где сердце способно ожить. Так, скорая победа весны над зимой, может случиться в душе у каждого, и для этого есть всё предпосылки.

Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской.

Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли («сонный брег» ). Ночью зима еще основательно хозяйничает на земле, но днем теплое солнышко пригревает землю, пробуждая к жизни предвестников весны – ручьи. Среди множества признаков весны Тютчев выбрал одну, самую характерную ее черту – весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла. Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни» . Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой.

Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике , состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Произведение наполнено динамикой: Тютчев изображает состояние природы как непрерывное движение. Передача движения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идет, бегут, гласят ) и насыщенности зарисовки глаголами (шумят, бегут и будят, бегут и блещут, гласят ). Поэт использует также повторы и прямую речь («Весна идет, весна идет! //Мы молодой весны гонцы, //Она нас выслала вперед!» ) для одушевления весенних ручьев, отождествляя природные явления с человеком. Эти приемы придают особую выразительность стихотворению.

Необыкновенная художественная зоркость Тютчева и его особенная поэтическая чуткость в подборе выразительных средств создали яркий образ весны. Поэт использует разнообразную палитру тропов : эпитеты («румяный, светлый хоровод» , «молодой весны» , «тихих, теплых майских дней» ), метафоры (хоровод дней, сонный брег ), олицетворения («весна идет» , «они гласят» ), повторы, иносказание. Аллитерация ш, с помогает «услышать» бегущие потоки воды, а аллитерация звонких звуков б, бл, гл подчеркивает стремительность наступления весны. Ощущение скорой победы весны передается также с помощью нарастания интонации в конце строк и использования трех восклицательных знаков в 12 строках стихотворения.

Произведение имеет и философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья. Тютчев через обращение к природе раскрывает в своем стихотворении мир человеческой души, ее чаяний и переживаний.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

«Мы, молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд…»
Ф. И. Тютчев

Видели склепы царей
И пирамиды Египта,
И над пучиной морей
Вы пронеслись, как реликты.

Синь крокодильих озёр,
Блеск палестинских нагорий
Видел ваш пристальный взор, -
Всё отразилось во взоре.

Чудо сирийской весны,
Лотосов нильских цветенье…
Пламя афганской войны
Вам обожгло оперенье.

Даже просторы свои
Встретили визгом картечи…
Ласточки, соловьи,
Вы не утратили речи?

А над весенней рекой
Рощицы в сердце стучатся…
Над деревенской стрехой
Вы задохнётесь от счастья.

В зарослях камыша
И в придорожных лозинах
Певчая ваша душа
Вновь запоёт над равниной.

Всей журавлиной тоской,
Удалью соловьиной,
Полем весенним, рекой,
Песенной нашей рябиной.

Ласточке, соловью
Кланяюсь в роще и в поле.
С вами по-русски пою
Я, задохнувшись от боли.

Рецензии

Двадцать лет назад я опубликовал это и еще несколько стихотворений Анатолия Чеснокова в коллективном сборнике стихов и прозы молодых авторов «Дельтаплан» в Кишиневе. Анатолия, жившего тогда в Молдавии, хорошо помню. С душевной болью воспринял прочитанное на его странице сообщение о безвременной гибели этого талантливого поэта. Светлая ему память... Стихи Толи будут жить!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Тютчев был настоящим мастером пейзажной лирики. Особое место в его творчестве занимает смена времен года, ассоциирующаяся поэтом с обновлением. Каждый, кто будет внимательно читать стих “Весенние воды” Тютчева Фёдора Ивановича, сможет проникнуться радостным ожиданием автора.

Стихотворение было создано в 1830 г. Это время поэт проводит в Европе. Его мировоззрение претерпевает незначительную трансформацию. Путешествуя по Германии и Франции, он убеждается, что к русским здесь всегда будут относиться как к “холопам”. В поэзии Тютчева появляются нотки европейского романтизма. Будучи тонким знатоком природы, поэт полагает, что немецкая весна, которую он описал в этом произведении, почти ничем не отличается от русской. Текст стихотворения Тютчева “Весенние воды”, которое проходят на уроке литературы во 2 классе, очень легко учить. Условно оно делится на две части. Сначала лирический герой только чувствует приближение весны. Холодный зимний воздух становится сырым, снежные сугробы сдаются ярким и дерзким солнечным лучам. Слышится возбужденное пение птиц, а шумящие воды будят не только “сонный брег”, но и все живое, уставшее от холода и снега. Сам Тютчев из всех времен года больше всего любил зиму. Но устоять перед обаянием весны он не мог даже в пожилом возрасте. Она является для него символом новой молодой жизни.

Первую часть произведения можно назвать торжественной. Весенние воды ассоциируются поэтом с глашатаями юной, могущественной, властной и доброй волшебницы. Вслед за непредсказуемым мартом и шумным апрелем следует май, предтеча жаркого лета. Во второй части стихотворения лирический герой с теплой, немного грустной улыбкой, размышляет о тихих и ласковых деньках последнего месяца весны. Скачать это стихотворение полностью или учить его в режиме онлайн можно на нашем сайте.




Top