Вещественные источники по истории. Археологические памятники (вещественные источники)

Археологические памятники (вещественные источники)

Археологические памятники многочисленны и разнообразны, и классификация их затруднительна. Исходя из их содержания и назначения, можно разделить все археологические памятники на следующие группы: 1) поселения и отдельные жилища, 2) погребения, 3) горные выработки и мастерские, 4) святилища, 5) пещеры, 6) гидротехнические сооружения (древние системы орошения, каналы, плотины, водопроводы, мелиоративные сооружения), 7) поля древнего земледелия, 8) дороги, 9) укрепленные линии (оборонительные валы, засеки и т. п.), 10) петроглифы (наскальные рисунки), 11) отдельные находки.

Пещеры мы выделяем в особую группу, потому что они по назначению и содержанию могут быть отнесены к любой из первых четырех групп: жилища, погребения, мастерские и святилища.

Поселения и отдельные жилища

По форме поселения разделяются на два вида: укрепленные и неукрепленные. По социально-экономическим признакам и по назначению различают следующие их виды: города, ремесленные поселки, земледельческие поселки, охотничьи и скотоводческие стойбища (стоянки), военные лагери и крепости, феодальные замки, царские дворцы.

В русской археологической литературе для обозначения укрепленных поселений применяется термин "городище". Городищами называются остатки поселений, обнесенных валами и рвами, а также древние города, прекратившие почему-либо свое существование, но сохранившие остатки укреплений. В Западной Европе городища появляются в конце неолитической эпохи и широко распространяются в эпоху бронзы и раннего железного века. В лесной полосе Восточной Европы городища эпохи неолита и бронзы не встречаются, но их очень много в раннем железном веке. Обычно они сооружались на высоких мысах при слиянии рек. Верхняя треугольная площадка мыса отгораживалась от плато или, как говорят, с напольной стороны, одним, двумя или тремя валами, между которыми вырывались рвы. По гребням валов иногда забивали стоймя бревна, устраивая частокол. Таким образом, городища были защищены с напольной стороны валами и рвами, со стороны реки-обрывами мыса. Валы делали или просто насыпные или более сложным способом: на месте валов насыпали слой глины, а на его поверхности разводили костры; повторив эту операцию несколько раз, получали вал, состоящий из пластов обожженной глины, более устойчивый, чем насыпной. Так называемые болотные городища сооружали на болоте, используя естественные холмы и возвышенности или создавая искусственные. Они обычно круглой формы. Вообще же формы городищ разнообразны: круглые, трехугольные, четырехугольные, многоугольные, квадратные, трапециевидные и др.

Ранние городища не велики, обычная их площадь от 2 до 10 тыс. кв. метров. Это не только поселения, но и временные убежища на случай опасности. В "их укрывались жители окрестных неукрепленных поселений во время нападения врагов, хранились запасы продовольствия. Обнаружить городище очень легко: время уничтожило деревянные стены и наземные сооружения, но валы и рвы остались.

Более поздние городища имеют другой вид. Значительно увеличивается их площадь, достигая иногда нескольких квадратных километров. В странах, богатых строительным камнем, земляные валы обкладывались крупными камнями или возводились каменные стены. Там, где не было камня, применяли кирпич и дерево.

В средневековой Руси городские укрепления сооружали следующим образом. На высоких земляных валах ставили бревенчатые срубы, внутренность которых засыпали землей, камнем, щебнем, а (на них устраивали бойницы и башни. Крепостные стены окружали глубокими рвами, наполненными водой. С XII в. для сооружения укреплений начинают применять камень и кирпич.

Для обозначения неукрепленных поселений употребляют термины: "поселение", "стоянка", "селище". "Селище" чисто русский термин, обозначающий остатки неукрепленного сельского поселения феодальной эпохи. Под стоянками обычно разумеются неукрепленные поселения палеолитической и неолитической эпохи, а иногда и эпохи бронзы. Название это неточное, условное, возникшее в археологии в XIX в., когда полагали, что люди каменного и бронзового веков были бродячими охотниками и скотоводами и поселения их носили временный характер, т. е. были стойбищами (стоянками). Потом выяснилось, что это далеко не так, что люди еще в каменном веке подолгу жили на одном месте, но термин остался и живет поныне.

Палеолитические стоянки, если они не пещерные, обычно находятся глубоко в земле, под слоями почвы, песка и глины. Они обнаруживаются или при производстве больших земляных работ, например при рытье котлованов, каналов, железнодорожных выемок, или в осыпях оврагов и береговых обрывов. Жилые остатки палеолитических стоянок очень скудны. Стоянки нижнего палеолита содержат только золу от костров, каменные орудия и осколки и кости животных, редко кости самого человека.

Костные остатки нижнепалеолитического человека в сопровождении кострищ и орудий найдены только в одном месте земного шара. Это - пещерная стоянка Чжоукоутянь в Китае, близ Пекина. Нижние слои этой стоянки некоторые исследователи относят к ашельскому периоду. Орудия шелльской эпохи нигде костными остатками человека не сопровождаются.

Стоянки мустьерского времени несколько богаче. В них масса отбросов охоты и других остатков, значительно толще их "культурный слой", т. е. слой почвы, содержащий жилые (культурные) остатки. Это говорит о том, что многие из них служили обиталищем для нескольких поколений охотников. Более чем на 40 стоянках обнаружены кости человека. Положение некоторых костяков свидетельствует о намеренном захоронении. На некоторых мустьерских стоянках обнаружены следы очажных ям.

Еще богаче стоянки верхнего палеолита. Здесь уже обнаруживаются остатки жилых и даже подсобных сооружений в виде землянок, очаги, ямы для хранения запасов, не говоря уже о разнообразном инвентаре.

Мезолитические и ранненеолитические стоянки мало чем, кроме инвентаря, отличаются от верхнепалеолитических: те же землянки, очаги, ямы.

Особое положение занимают местонахождения мезолитических поселений, называемые "кьёккенмеддингами" - "кухонными остатками". Это огромное скопление пищевых отбросов в виде высоких и длинных куч, содержащих устричные раковины, кости рыб, водоплавающих птиц и, в меньшем количестве, млекопитающих животных. Среди этих остатков обнаруживаются очаги, сложенные из плоских камней, орудия, иногда костные остатки человека.

Мезолитические и ранненеолитические стоянки располагались обычно в низких местах, у воды, что обусловлено рыболовческим характером их хозяйства.

Поздненеолитические поселения, а тем более поселения бронзового века отличаются большим разнообразием и ко многим из них уже совершенно неприменим термин "стоянка". В конце неолитической эпохи в Южной Европе появляются свайные поселения, а в Египте возникают города, строятся ирригационньФ сооружения, воздвигаются пирамиды.

Общий комплекс всех поселений, укрепленных и неукрепленных, от палеолитической стоянки до античного и средневекового города, состоит из многочисленных и разнообразных объектов, как-то: помещения (жилые, хозяйственные и общественные), укрепления, гидросооружения (колодцы, водопроводы, канализация), очаги и кострища, горные, кухонные и прочие отбросы, погребения, инвентарь, мостовые и др.

Под условным термином "помещения" мы разумеем постройки, предназначенные для жилья, хозяйственных нужд, трудовой и общественной деятельности, разделяя их по назначению на четыре вида: 1) жилые, 2) хозяйственные (ремесленные, торговые, постройки под склады, для скота, бани и пр.), 3) общественные (дома для собраний, гимнастические залы, театры, храмы и т. п.), 4) комплексные (представляющие соединение под одной крышей жилых и хозяйственных помещений).

Все эти сооружения различаются по материалу и по форме. Их основной материал: камень, глина, дерево, кость, шкуры. Камень употреблялся!как обработанный, т. е. отесанный, так и необработанный, в виде валунов. Каменные кладки из неотесанного камня обычно скрепляли каким-нибудь цементирующим веществом (глиной, илом и т. п.). Каменные кладки из отесанных камней, особенно так называемые циклопические кладки-из огромных камней, возводили без цементирующих веществ, плотно пригоняя камень к камню. Большинство античных и восточных сооружений построено именно таким способом. Глина применялась в виде кирпичей, в виде обмазки и способом трамбовки. Кирпич употреблялся обожженный и сырцовый, т. е. только высушенный на солнце. Сырцовый кирпич - материал весьма не стойкий, он легко размывается и выветривается; для связи в глину добавляли крошенную солому или скотский навоз. Сырцовый кирпич широко применялся на Востоке, в безлесных районах, где не хватало топлива не только для обжига кирпичей, но и для варки пищи. Глину, смешанную с навозом, употребляли для обмазки стен, сплетенных из ветвей или сделанных из жердей, а также для глинобитных сооружений. Дерево, древесная кора, ветви, кустарниковые породы использовались различными способами и в различных комбинациях. Кость и шкуры животных широко применялись на ранних ступенях развития - в эпохи палеолита, мезолита и неолита. Кости животных использовались для укрепления стен землянок и для каркасов, на которые натягивались шкуры. Для этого употреблялись черепа, бедренные кости и ребра мамонтов, носорогов, в приморских районах-китов, и других крупных животных.

Формы построек весьма разнообразны. Они зависят от назначения сооружения, от материала, от общего культурного уровня строителей, от обычаев и традиций. Можно насчитать сотни и тысячи видов построек - от ветрового заслона до царского дворца. Понятие формы весьма широкое. Форму постройки составляют: ее геометрические очертания, отделка, расположение деталей, вообще вся ее архитектоника. Сооружение может быть круглым, овальным, прямоугольным, многоугольным, одноэтажным, многоэтажным; оно может иметь плоскую крышу, коньковую, купольную или не иметь никакой крыши; может быть с колоннами и без колонн и так далее без конца. Поэтому мы не будем делать попыток классифицировать формы построек, а ограничимся рассмотрением простейших видов.

Самым примитивным жилым сооружением считается ветровой заслон. Это щит, сделанный из древесной коры или ветвей, или из шкур животных, в тропических странах из огромных пальмовых листьев, и поставленный на землю в наклонном положении. Такие заслоны (встречали путешественники у отсталых народов Южной Америки (в Бразилии), в Австралии, в Центральной Африке.

Наиболее распространенными формами жилых и хозяйственных построек являются землянки и полуземлянки. Землянкой называется яма, покрытая плоской или коньковой (двускатной), конусообразной или куполообразной кровлей, причем края кровли упираются в верхний слой почвы. Полуземлянка - это тоже яма, покрытая кровлей, но стенки которой возвышаются над горизонтом. Стенки землянок и полуземлянок укрепляются или дерном, или костями крупных животных, или жердями, или плетнем, или камнями. На более высокой ступени развития стенки укрепляли бревенчатыми срубами. Каркас для кровли сооружали из жердей, иногда из костей животных. Кровлю делали из шкур, ветвей, древесной коры и пр. Иногда ее обмазывали глиной и покрывали дерном или просто засыпали землей. Древнейшие ископаемые землянки и полуземлянки относятся к верхнему палеолиту. Археологи иногда применяют термин полуземлянка в отношении жилищ, пол которых лишь незначительно углублен в землю. Таковы, например, древнерусские жилища эпохи Киевской Руси.

Другую группу простейших архитектурных сооружений составляют наземные постройки. Для их обозначения не существует в русском языке обобщающего термина и каждая разновидность называется по-своему. Это шалаши, чумы, хижины и т. п. Все эти виды построек несомненно существовали еще в эпоху палеолита, они представляют дальнейшее развитие (ветрового заслона.

Более совершенным видом наземных сооружений являются мазанки, глинобитные и срубные (бревенчатые) постройки.

Особо выделяются постройки на сваях и на плотах или настилах. Настилы были обнаружены на болотных мезолитических стоянках культуры маглемозе в Дании. Они делались из березового валежника, который накладывали на тростник, росший на болоте. Валежник покрывали древесной корой и засыпали песком для безопасного разведения огня. В неолитическую эпоху настилы делали уже из бревен в виде плотов. На таких настилах и плотах вероятно сооружали легкие хижины или шалаши. Свайные постройки сооружались на воде (т. е. сваи вбивали в дно водоема), на болотах и на суше. Свайные сооружения в археологической литературе часто называются палафиттами и террамарами * .

* (Археологическими исследованиями за последние 20 лет установлено, что на большинстве поселений, относящихся к так называемой "культуре террамар", не было свайных построек. Это укрепленные поселения, состоящие из наземных построек. )

Весьма важные объекты изучения в комплексе поселения - очаги и кострища. Очаг - это источник и символ жизни. Недаром древние чтили очаг как святыню и воздвигали ему храмы. Культ Весты - это культ домашнего очага. Человек, вошедший в дом эллина и севший у его очага, становился священным и неприкосновенным, если даже он был злейшим врагом хозяина. Вокруг очага или костра концентрировалась вся жизнь первобытного человека. Как археологические памятники очаги и кострища содержат различные культурные остатки. Прежде всего они содержат золу и угли, по которым, путем анализа, устанавливается флора данной эпохи. В них находят каменные орудия, обожженные кости животных, черепки глиняной посуды.

Древнейшие кострища, содержащие культурные остатки, относятся к ашельскому периоду, древнейшие очаги - к мустьерскому. Мустьерские очаги - это, собственно, очажные ямы, в которых разводился костер. В дальнейшем для очагов служили плоские камни и глина.

Особое место занимают горны: керамические - для обжига глиняной посуды и металлургические - для плавки руды. Находки целых горнов, особенно металлургических, крайне редки. Это объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, горны обычно обнаруживаются вне жилого комплекса, иногда за пределами поселка, и поэтому они не охватываются площадью раскопок; во-вторых, после каждой выплавки горн ломали, чтобы извлечь металл, и поэтому они доходят до нас в относительно сохранившемся виде только в случае внезапной гибели поселения, например стихийного бедствия или нашествия неприятеля. Материалом для горнов служат также камни и глина. К вопросу об их устройстве и функциях мы еще вернемся.

Весьма интересным объектом исследований являются всевозможные отбросы: остатки пищи, хозяйственный и строительный мусор, металлические шлаки, осколки кремня и т. п. Первобытные люди не имели обыкновения устраивать какие-либо специальные выгребные ямы или отхожие места. Остатки пищи бросали там, где ее потребляли. Помойка - одно из позднейших достижений человеческой культуры. Даже в античную и средневековую эпохи в большинстве поселений помои выливались прямо на улицу. Не трудно представить, в каком зловонии жили наши предки. Но археологи должны быть им благодарны, ибо их нечистоплотность способствовала образованию так называемого "культурного слоя" - неисчерпаемого архива археологии.

Погребения

Погребения, т. е. намеренные захоронения покойников, появляются еще в мустьерскую эпоху, на неандертальской стадии развития человека. Наибольшей сложности и пышности достигает ритуал погребений в Египте в эпоху бронзы. Ритуал погребений, обусловленный представлениями человека о загробной жизни, различен и многообразен в разные эпохи и у разных народов, однако можно различить два основных вида: 1) погребения с трупосожжением и 2) погребения с трупополо-жением (когда труп не сжигался). Традиция трупоположений возникает раньше традиции трупосожжений, видимо потому, что ритуал тру-посожжений связан с более развитым представлением о загробной жизни, именно - очищением огнем. Способы сооружения могил очень разнообразны. Наиболее распространены курганы, грунтовые могильники, мегалиты, гробницы.

Курганом называется холм, насыпанный над могилой или содержащий погребения внутри себя. Курганы располагаются в одиночку и группами, иногда более сотни курганов в одном месте. Такие группы называются курганными могильниками. Большинство курганов правильной круглой формы, диаметром 4-5 м и от 20 до 150 см высотой. Иногда вокруг кургана имеются следы канавки, из которой брали землю. Иногда курган окружен кольцом из средней величины камней. Эти небольшие курганы содержат обычно одно, иногда два погребения, как с трупосожжением, так и с трупоположением, и принадлежат рядовым земледельцам, скотоводам и воинам.

Так называемые "большие курганы", достигающие нескольких десятков метров в диаметре и до 15 м высоты, содержат или коллективные погребения или погребения царей, племенных вождей и вообще высокопоставленных лиц. Курганы с коллективными погребениями имеют иногда не круглую, а удлиненную форму, в виде длинных насыпей. Такие курганы образуются постепенно, по мере присоединения новых погребений.

Внутреннее строение курганов также различно. В некоторых покойник помещается в могильной яме, в некоторых - на горизонте, в некоторых - в самой насыпи. Могильные ямы также имеют различное устройство. Иногда яма укреплена камнями, иногда бревенчатым срубом, иногда в ней делается дополнительная боковая пещерка для покойника. Большие курганы часто имеют очень сложные сооружения в виде целых домов с несколькими помещениями - для главного покойника и для сопровождающих его лиц: жен, рабов, а также для хранения запасов пищи.

Также различны и положения покойников. При трупоположениях покойники или лежат на спине в вытянутом положении, или на боку с подогнутыми слегка ногами и с рукой, подсунутой под голову, или находятся в скорченном сидячем или лежачем положении, или, редко, в стоячем положении. При трупосожжениях обожженные кости или лежат кучкой, или помещены в специальные погребальные урны самых разнообразных форм. Курганные погребения в Европе появляются в конце неолитической эпохи и исчезают в средние века в связи с распространением христианства.

Грунтовыми могильниками называются погребения в могильных ямах без насыпей. Возможно, что иногда и грунтовые могилы имели холмики наподобие современных, но они исчезли. Погребальный ритуал могильников обычно такой же, как и курганный. Они также содержат трупоположения и трупосожжения, различны и положения покойников. Некоторые грунтовые могильники имеют наземные сооружения в виде небольших камней, расположенных по окружности или образующих какую-нибудь другую геометрическую фигуру. Грунтовые могильники, не имеющие внешних признаков, трудно обнаружить. С точки зрения археолога в этом есть некоторое преимущество их перед курганами и вообще перед погребениями, имеющими наземные сооружения. Последние обычно находят ограбленными, грунтовые же могильники в большинстве случаев не тронуты. Грунтовые погребения старше курганных и появляются еще в палеолитическую эпоху.

Наиболее сложны и по сооружению и по ритуалу мегалитические погребения, т. е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней (мегалит буквально - большой камень).

Мегалитические сооружения в Европе появляются в конце неолитического периода и широко распространяются в эпоху бронзы. Классической страной мегалитов является Бретань (Франция). Самый распространенный тип бретонских мегалитов - это дольмены (от бретонского dol-стол и men - камень). Дольмен состоит из нескольких вертикально поставленных камней, покрытых огромной каменной плитой, образующей плоскую крышу. Средние размеры дольменов 2 X 3 м и до 2 м высотой. Но есть и более крупные, достигающие 15 м длины, 5 м ширины и до 3 м высоты. Вес отдельных камней некоторых дольменов превышает 40 т. В древности все промежутки между большими камнями были тщательно заделаны и все сооружение покрыто защитным слоем земли. Таким образом, дольмен представляет собой продолговатую или квадратную каменную камеру с боковым входом. Дольмены не являются одиночными и единичными погребениями. Обычно они содержат несколько погребений, причем разновременных.

Каждый дольмен использовался в качестве гробницы из поколения в поколение, причем при новых погребениях к старым покойникам относились не совсем почтительно - древние останки отгребали в сторону, а иногда просто выбрасывали. Этот бретонский тип мегалитов в различных вариантах широко распространен во многих, преимущественно приморских, странах: во Франции, Англии, Дании, Швеции, Северной Германии, Португалии, Италии, на средиземноморских островах, в Северной Африке, Сирии, Индии, Японии, в Крыму, на Кубани и в Абхазии.

Почти везде дольмены сопровождаются, правда в меньшем количестве, другим видом мегалитических сооружений - менгирами (от бретонского men - камень, hir - длинный).

Менгиры - это отдельные прямостоящие каменные столбы, длинные и узкие, округлой формы, иногда грубо обработанные. Самый большой менгир находится в Локмарьяне, в Бретани, близ Морбига-на. Длина его 21 м, вес около 300 т. Иногда менгиры сконцентрированы в одном месте в большом количестве. В Карнаке (Бретань) большие группы менгиров (2813 шт.), поставленных (рядами, образуют длинные каменные аллеи.

Иногда камни (валуны или менгиры) расположены в виде круга. Такое сооружение называется кромлех (от бретонского crom - круглый, lech - место).

Все эти мегалитические термины, как и сам термин "мегалиты", весьма условны. Мегалитами называют гробницы, сооруженные не только из больших, но и из маленьких камней, т. е. все каменные погребальные сооружения. Такое широкое применение термина вполне закономерно и оправданно, ибо оно обусловлено тем, что погребальные сооружения из мелких камней в большинстве случаев повторяют архитектурные формы настоящих мегалитов. Мегалитическими называются также гробницы, высеченные в скале и в естественных пещерах, если они имеют дополнительные искусственные сооружения из камней. Предполагают, что европейские мегалитические гробницы имеют восточное происхождение и продолжают традиции пещерных захоронений.

Самые грандиозные гробницы - египетские пирамиды, а грандиознейшая из них - пирамида Хеопса.

Пирамида Хеопса находится близ селения Гизэ, недалеко от Каира. Высота ее 14672 м, площадь основания около 53 тыс. кв. м. На ее сооружение пошло примерно 2 300 тыс. гранитных каменных глыб весом около 2хI2 т каждая. Внутри пирамиды и под ней масса всевозможных помещений, храмов, коридоров, тайников и пр. Пирамиду Хеопса исследуют более 150 лет, но она еще не раскрыла всех своих тайн. Совсем недавно у ее подножия обнаружен тайник. В нем находилась, солнечная барка фараона Хеопса, одна из пяти барок, на которых он отправился в загробный мир.

Другим видом гробниц в Египте были так называемые "маетабы". Маетаба (скамейка, завалинка) - длинное прямоугольное сооружение с плоским верхом, несколько напоминающее завалинку. Иногда у маета бы боковые грани скошены и она имеет вид усеченной пирамиды. Погребения могут находиться в пещерах, в специально (сделанных катакомбах, в подземных и надземных склепах.

В палеолитическую и ранненеолитическую эпохи был распространен обычай погребать покойников в жилых помещениях.

Древнейшие такие погребения, как уже говорилось выше, восходят к мустьерскому времени. Мустьерские погребения обнаружены в естественных пещерах и гротах. Покойников помещали в специально вырытые могилы или в очажные ямы и покрывали камнями. В знаменитом гроте Тешик-Таш, в Узбекской ССР, вокруг костяка лежало несколько рогов горных козлов, расположенных в определенном порядке, что, как впрочем и самый факт намеренного захоронения, дает основание предположить какой-то примитивный ритуал. На верхнепалеолитической стоянке в Мальте (Восточная Сибирь) в полу жилой землянки обнаружено погребение, также с некоторым подобием надгробия из плоских камней. В неолитических жилищах погребения встречаются довольно часто в разных странах.

Горные выработки и мастерские

Остатки древних мастерских, рудников и каменоломен представляют особый интерес для археолога. Они дают наиболее точное, подробное и яркое представление о трудовых процессах и технологии производства. Картина производства восстанавливается здесь не по отдельным законченным вещам, а в самом его процессе. Археолог находит вместе и орудия труда, и готовую продукцию, и сырье, и вещи еще не доделанные, и вообще весь производственный антураж.

Древнейшими мастерскими считаются некоторые нижнепалеолитические (шелльские) местонахождения с большими скоплениями необработанных кремней, готовых орудий, кремневых отщепов и т. п. Конечно, назвать эти местонахождения мастерскими можно только весьма условно. Мастерская - это уже какая-то определенная организация труда, предполагающая выделение ремесла в особую отрасль хозяйства. Ясно, что звероподобный шеллец не был способен на такую организацию.

Для того чтобы какая-то часть общества, пусть незначительная, могла заниматься изготовлением орудий и вообще ремеслом, не добывая себе непосредственно продуктов питания, другая часть общества должна добывать их столько, чтобы безболезненно для себя прокормить своих ремесленников. Такая возможность появляется, по-видимому, только в конце палеолита или в начале мезолита, в связи с изобретением метательного охотничьего оружия, облегчившего охоту и позволившего получать излишки пищи. Вот тогда-то и появляются мастерские.

В неолитическую эпоху, в связи с развитием земледелия и необходимостью расчистки лесов под пашню, возрастает потребность в высококачественных макролитах, т. е. больших каменных орудиях,- топорах, кирках, мотыгах. Поверхностные местонахождения кремня, вполне удовлетворявшие палеолитических охотников и собирателей, оказались теперь недостаточными. Следствием этого было развитие добычи кремня в копях.

Неолитические кремневые копи обнаружены во многих местах Западной Европы: в юго-восточной Англии, во Франции, в Португалии, на острове Сицилия, в южной Швеции, в Польше и др. Располагаются они главным образом в меловых районах. Наиболее развитые копи исследованы в Спьенне, в Бельгии. Там имеются довольно глубокие (более 15 м) шахты и боковые штольни. Разработку начинали с поверхностных залеганий, а затем углублялись в землю, следуя за уходящей жилой. Жилы с кремнем низкого качества обходили, пробивая штольни, потолок которых укрепляли столбами. В шахтах находят и орудия производства. В Праймз-Трейвзе (Англия, Норфолк) "в двух штольнях найдено 244 кирки из рога благородного оленя. В одном месте обнаружены кирки, вонзенные в стены шахты, что позволило понять, как происходил процесс добывания породы. В другом месте был найден труп раздавленного обвалом рабочего, державшего в руке кирку. Кроме кирок, находят заступы из лопаточных костей, клинья, светильник, выдолбленные в меловых брусках, следы веревок на стенах шахт, при помощи которых поднимали породу наверх, и т. п.

В неолитической Европе гончарное дело было преимущественно домашним ремеслом: каждая хозяйка сама лепила горшки для своего обихода. Процесс производства был настолько примитивен, что на изготовление самого грубого и неуклюжего горшка требовалось немало часов. Ясно, что никакой мастер не мог обеспечить себе существование производством горшков. Только с изобретением гончарного круга, на котором искусный мастер делал горшок в течение нескольких минут, появилась возможность организации мастерских. По расчетам английского археолога Г. Чайлда, распространение гончар-лого круга датируется следующим образом: Индия, Сирия, Египет - 3000 лет до н. э., запад Малой Азии-2000 лет, Крит-1800 лет, континентальная Греция - 1600, Китай - 1400, Западное Средиземноморье- 800, Западная Европа к северу от Альп - 250, Англия - 50 и Шотландия - 40 гг. н. э. В Америку гончарный круг завезен европейцами. В соответствии с распространением гончарного круга, появляются и гончарные мастерские.

Различают по социально-экономическому значению два вида мастерских. Первый вид - это домашние, подсобные мастерские, т. е. места, специально отведенные и оборудованные для того или иного-производства. Так, например, женщины одной общины лепили и обжигали горшки, каждая для своего очага, в одном месте, где была подходящая глина и где сооружалась печь для обжига. Таковы нижнепалеолитические "мастерские" кремневых орудий, таковыми могли быть и некоторые кремневые копи. Второй вид - это мастерские, производящие продукцию не только для внутреннего потребления, но и для обмена. Таковы гончарные и иные мастерские в восточных странах древней цивилизации, таковы многие неолитические копи и мастерские кремневых орудий и полуфабрикатов в Европе - например-знаменитые кремневые мастерские в Гран-Пресиньи, во Франции, к юго-западу от Орлеана, продукция которых, из особого, только там встречающегося полосатого кремня обнаруживается в Бретани,. в Бельгии, в Швейцарии.

С открытием металла, в первую очередь меди и бронзы (сплав меди и олова), возникают рудники и металлургические мастерские (кузницы). Местонахождений меди и особенно олова значительно-меньше, чем местонахождений кремня, а тем более глины. Поэтому снабжение металлом, в котором нуждались все, могло осуществляться только путем обмена. Отсюда необходимость добычи руды и ее первоначальной обработки специалистами, освобожденными от всякой другой деятельности, и, следовательно, организации рудников и мастерских второго вида. Точно определенных мест, где добывались и обрабатывались металлические руды в древности, очень мало. Это объясняется тем, что древние рудники совершенно разрушены позднейшими разработками. На основании прямых и косвенных данных можно наметить следующие основные месторождения меди и олова, разрабатывавшиеся в бронзовом веке: Синайский полуостров, острова Кипр, Крит и Лесбос, Кавказ, Тоскана (Италия), Альмерия и Мурсия (Испания), Корнуэлл (Англия), Рудные горы (Сев. Германия), горы Марта (Венгрия), Зальцбург (Австрия), Тироль (Швейцария), Эро (Франция), Урал, Алтай, Гунгерия (Индия, Мадхья). В рудниках, так же как и в кремневых копях, находят орудия из рога и камня, различные следы работы и т. д. Что касается мастерских (кузниц), то наряду с мастерскими, изготовлявшими орудия и полуфабрикаты, т. е. слитки бронзы, для обмена, широкое распространение имели домашние мастерские (горны и кузницы). Домашних металлургических мастерских значительно меньше в раннем железном веке. Температура плавления бронзы 700-900°, поэтому отливка из нее орудий была возможна в любой печи; температура плавления железа 1530°, и для плавки железной руды требуются специальные печи и сравнительно зысокая квалификация рабочего. Поэтому железная металлургия совершенно обособливается от домашнего хозяйства, и иногда выделяются целые общины, занимающиеся только этим ремеслом.

Большое поселение металлургов и кузнецов скифского времени открыто и исследовано на Днепре близ Никополя археологом Б. Н. Граковым в 1937-1940 и 1949-1952 гг. Это знаменитое Ка-менское городище, вероятно, бывшее в III в. н. э. политическим и ремесленным центром скифского государства. По всей площади городища (12 кв. км) обнаружено большое количество железных и медных шлаков, остатки металлургических и кузнечных горнов, куски кричного железа, кузнечный инструмент и литейные принадлежности, готовые изделия из железа и бронзы, оружие, предметы конского снаряжения, украшения, утварь и т. п. В окружающих городище неукрепленных поселениях также обнаружены следы древних кузниц.

По мере развития производительных сил и образования классового общества ремесло все больше и больше отделяется от сельского хозяйства, все больше появляется ремесленников разных специальностей и больше организуется мастерских для различных специализированных производств. Появляются мастерские кожевенные, сапожные, ткацкие, прядильные, оружейные, посудные, ювелирные и др. Организуются предприятия по заготовке пищевых продуктов: масловар-ные, салотопенные, мельничные, по засолке рыбы и т. п.

Святилища

К этой группе археологических памятников относятся все сооружения и места, имеющие ритуальное назначение: храмы, алтари, жертвенники, священные гроты, деревья, рощи, источники, камни и т. д.

Человечество До XIX в. не сооружало ничего более грандиозного по величине и роскоши, чем храмы. Пожалуй, только Circus Maximus и термы Каракаллы в Риме могут соперничать с храмами. Египетские пирамиды в сравнение не идут, ибо они также являются храмами.

На Востоке строительство храмов начинается за 4000 лет до н. э. В Эгейском мире отдельные храмы, не входящие в общий комплекс царских дворцов, появляются не ранее I тысячелетия до н. э.г т. е. уже в железном веке. В Италии храмостроительство начинается еще позднее и развивается в императорское время. В Центральной, Северной и Восточной Европе каменное храмостроительство развивается только в средние века.

Восточные, античные и средневековые храмы дошли до нас в различном состоянии. Некоторые в неприкосновенном виде, некоторые в той или иной степени поврежденными, некоторые в развалинах, от некоторых остались только следы. Многие древние храмы неоднократно реставрировались, достраивались и переделывались, иногда с целью приспособления их к другой религии. Так, античные храмы Греции и Рима превращались в христианские, а христианский храм св. Софии в Константинополе переделан в мусульманскую мечеть.

Археология занимается изучением всех храмов, в каком бы состоянии они ни находились, но наибольший интерес представляют, конечно, их развалины или следы. Как бы ни был разрушен храм, почти всегда остается фундамент, заваленный обломками и мусором. Обломки и мусор содержат капители колонн, мраморные карнизы и парапеты, куски стенных фресок, разбитые статуи и другие остатки, по которым храм можно реконструировать. Иногда сохраняется только фундамент, и в таком случае можно реконструировать только план храма.

Первобытный человек храмов не строил, и его святилища имеют иной вид. Под первобытным святилищем мы разумеем всякое место, специально предназначенное для совершения религиозных или магических действий, так или иначе связанных с представлениями о сверхъестественных силах, независимо от того, почитались ли эти силы как божества или нет. В таком смысле древнейшими святилищами являются верхнепалеолитические пещеры со стенной живописью и скульптурами. Совершенно очевидно, что никаких эстетических целей эти произведения искусства не преследовали, уже по одному тому, что они находились в темноте и были недоступны для обозрения. Рисунки и лепные фигуры изображают обычно животных, пронзенных копьями и истекающих кровью. Иногда рядом с животными нарисованы условные изображения копий, копье-металок, охотничьих изгородей и сетей. Кое-где на полу пещер сохранились отпечатки босых человеческих ног - иногда всей ступни, иногда только пяток. Основываясь на этих ископаемых данных и на данных этнографии, предполагают, что в этих пещерах первобытные охотники совершали магические танцы и заклинания с целью заворожить и околдовать животных, чтобы они позволили убить себя.

В неолитическую эпоху появляются, по-видимому, первые ритуальные сооружения. На острове Мальте находится ограда из огромных камней, весом в несколько тонн каждый. Внутри ограды найдены каменные вазы и фигурки толстых человечков, возможно, идолов.

К эпохе бронзы относится крупное ритуальное сооружение "Стоунхендж", что значит "Висящие камни", в Англии у Салисбюри. Стоунхендж представляет собой круг, составленный из четырехугольных вертикально стоящих камней высотой 8,5 м, на которые положены плиты весом до 7 т каждая. Внутри большого круга находится второй круг из камней меньшей величины, а внутри него овал из огромных камней, также покрытых плитами. Огромное ритуальное сооружение обнаружено в Эвбюри (Англия). Оно также круглой формы, окружено валами и рвами, внутри имеет несколько концентрических кругов из камней, снаружи к нему ведет аллея из менгиров.

Но строительство каменных святилищ не получило распространения в варварской Европе. Местами магических действий, жертвоприношений и поклонений служили пещеры, рощи, отдельные деревья, иногда небольшие городища. На Урале, на р. Чуоовой обнаружена пещера, называемая "Камень Дыроватый". В пещере найдено несколько тысяч костяных (большинство) и железных наконечников стрел. Вероятно, охотники, отправляясь на охоту, стреляли в пещеру, чтобы обеспечить успех в охоте этими магическими выстрелами. На реке Каме открыто Гляденовское костище, представляющее огромное скопление костей животных. Площадь костища 2,5 тыс. кв. м, толщина слоя 1,5 метра. Среди костей найдено несколько тысяч стрел и свыше тысячи бронзовых плоских фигурок, изображающих людей - всадников и стрелков из лука, домашних и диких животных, пчел и т. п. По-видимому, это жертвенное место, где некогда стояло священное дерево или идол.

Священное значение имели также различные камни и каменные изваяния: пограничные столбы, гермы, каменные бабы и т. п.

Инвентарь и отдельные находки

Все вещи, находимые на поселениях, в погребениях, в святилищах и вообще входящие в общий комплекс археологического памятника, называют инвентарем. К отдельным находкам относятся вещи, найденные вне жилого, погребального или иного комплекса. Это могут быть вещевые или монетные клады и просто потерянные когда-то предметы: оружие, брошенное на поле битвы, зарывшийся в пашню сошник от плуга, любая потерянная в пути или забытая на привале вещь. Надо сказать, что судьба таких случайно найденных вещей весьма капризна. Попадая в руки людей честных и понимающих, они достигают лаборатории археолога или музея; найденные же людьми недобросовестными или невежественными, они, если имеют продажную ценность, присваиваются, а если не имеют, выбрасываются и так или иначе пропадают для науки. Но отдельно найденная древняя вещь - это неполноценный археологический источник. Отдельная находка не имеет специального художественного или исторического значения и приобретает истинную научную значимость в том случае, если может быть связана с целой группой таких находок, с типологическими рядами, представляющими научную абстракцию, с которой имеет дело археолог. Для археологии наибольшее значение при исторических реконструкциях имеют комплексы находок.

Инвентарь поселений, погребений и других памятников весьма разнообразен и по назначению, и по форме, и по материалу. Мы не будем делать попыток разбивать его по группам, видам и типам, ибо это завело бы нас в такие классификационные дебри, из которых мы едва ли сумели бы выбраться. Поэтому перечислим только основные виды вещей, наиболее часто встречающиеся и наиболее ценные с научной точки зрения.

Прежде всего это орудия труда, т. е. орудия, при помощи которых человек производит продуктивную работу, что-то создает или добывает. Орудия труда - наиболее ценный археологический источник, ибо он, как никакой другой, определяет степень развития производительных сил. Только этими орудиями создана вся человеческая культура. Орудия труда находят как на поселениях, так и в погребениях.

Весьма ценными источниками являются домашняя утварь и прочие вещи домашнего и личного обихода: посуда, мебель, одежда, украшения, игрушки и т. п. Самый массовый и определяющий материал- керамика (глиняная посуда). Невозможно подсчитать, сколько целых глиняных сосудов и черепков от них собрали уже археологи, и невозможно представить, сколько их еще хранится в земле. Такое огромное количество черепков объясняется двумя противоположными свойствами глиняной посуды: она очень хрупка, часто бьется, приходит в негодность и требует замены, но материал ее необычайно стойкий, он не разлагается, не окисляется и потому сохраняется тысячелетиями. Украшения и остатки или следы одежды находят преимущественно в погребениях. Украшения были слишком дороги во все времена и поэтому их редко теряли, но всегда клали в погребения как личную собственность покойника.

Значительное место в жилом и погребальном инвентаре занимает военное оружие и снаряжение: копья, мечи, кинжалы, шлемы, панцири и латы, щиты, шпоры, стремена и т. п. Оружие всегда сопровождает погребение воина. Вообще оружие - частая находка.

Часто встречаются предметы религиозного культа: всевозможные изображения богов - от маленьких идольчиков до мраморных статуй. К этой категории вещей археологи часто относят предметы, значение которых они не сумели разгадать.

Весьма ценны, но крайне редки находки лодок, повозок, саней и других средств передвижения.

Особую группу источников составляют не сами вещи, а изображения вещей: рисунки и модели. Рисунки на скалах, на стенах пещер, на вазах, на стенах храмов и гробниц воспроизводят вещи, которые до нас не дошли,- например палеолитические хижины и шалаши, повозки и корабли эпохи бронзы и т. п. Многие рисунки изображают трудовые процессы, бытовые сценки, религиозные обряды и т. д. В погребениях часто встречаются модели вещей, обычно дорогих или громоздких, которые жалко или невозможно положить в могилу, но которые необходимы покойнику в загробной жизни. Самая древняя колесная повозка известна нам только по ее модели, найденной в одном из шумерских погребений.

Здесь, пожалуй, уместно сказать несколько слов и о лжеисточниках, т. е. о подделках. Подделки древних вещей появились одновременно с началом собирания древностей. К концу XIX в. фальсифи-каторство достигло высокого уровня развития, превратившись в настоящее искусство. Подделывалось буквально все, даже человеческие черепа. Некоторые подделки получили мировую известность и прославились больше многих уникальных древностей. Так, в Одессе была сфабрикована золотая тиара скифского царя Сайтафарна (III в. до н. э.). Подделка была за большую сумму куплена Луврским музеем. Первым, кто в печати указал на факт подделки, был русский археолог Н. И. Веселовский. После шумных дебатов французы вынуждены были признать, что их обманули. Однако поддельную тиару не выкинули из Лувра, а перенесли в зал современного ювелирного искусства. Только в последнее время возможности подделок сократились, благодаря совершенным научным методам анализа, в том числе химического. Тем не менее опытные мастера и теперь изготавливают подделки древних вещей с большим мастерством из материала, по составу напоминающего древний. В этом отношении показательна история с афинской декадрахмой, находящейся в коллекции Государственного исторического музея в Москве, подлинность которой до сих пор подвергается сомнению, несмотря на проведенные музеем всесторонние исследования - химические, рентгенологические и т. д.

Культурный слой

Подавляющее большинство археологических памятников добыто из земли, вернее из ее культурного слоя.

Культурным слоем в археологии называется слой земли на местах поселений как давно покинутых человеком, так и обитаемых поныне, состоящий из строительного и хозяйственного мусора, органических перегнивших веществ, углей и золы от печей, костров и пожаров, смешанных с песком и глиной, нанесенными ветрами и намытыми водой. Культурным он называется потому, что хранит в себе остатки деятельности человека, т. е. остатки его культуры.

Природные силы - ветра и воды - могут прикрыть культурный: слой наносами песка или ила и тем сохранить его, но могут также раз? дуть или размыть и уничтожить. Особенно хорошо сохраняется кульг-турный слой в пещерах и гротах, где он не подвергается действию ветра и воды. Хуже всего он сохраняется на песчаных дюнах, которые находятся в постоянном движении. Особенно страдают от этого дюнные неолитические стоянки.

Культурный слой образуется и растет медленно, но неуклонно из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Но толщина культурного слоя зависит не столько от времени, сколько от интенсивности человеческой деятельности. Чем больше человек трудится, чем больше он строит, тем быстрее растет культурный слой. В значительной мере толщина культурного слоя зависит от материала различных сооружений. Деревянные постройки обычно сгнивают и прибавляют к культурному слою несколько миллиметров, каменные и кирпичные сооружения, разрушаясь, не уменьшают объема материала и образуют более мощные пласты. Поэтому толщина культурного слоя разных памятников различна, она колеблется от нескольких сантиметров до десятков метров. На окраинах Москвы толщина культурного слоя не превышает 10 см, а в центре достигает 8 м. Самый мощный культурный слой в мире - в древних городах Месопотамии - 20 м и на некоторых городищах в Средней Азии - 34 м.

Внешне культурный слой резко отличается от естественных почв. Он обычно темнее, от присутствия в нем частичек угля и перегноя, растительность на нем гуще и ярче. Археологические памятники с культурным слоем бывают однослойными и многослойными. Однородный, т. е. относящийся к одной исторической эпохе, культурный слой образуется на поселении, жизнь на котором не прерывалась в течение какого-либо времени и протекала из поколения в поколение, причем без особых культурных изменений и переворотов. Сплошной, но разнородный слой образуется на поселениях, где жизнь не прерывалась, но где происходили значительные культурные изменения и леревороты. Так одно и то же поселение могло переходить из одной археологической эпохи в другую: из неолита в энеолит, из энеолита в эпоху бронзы, из эпохи бронзы в эпоху железа. Такие переходы могли совершаться без особых потрясений, т. е. на поселении могла эволюционизироваться одна и та же этническая группа, как это мы часто встречаем в древних городах Востока, но они могли и сопровождаться какими-то катаклизмами, например нашествием неприятеля и заменой одной этнической группы другой. Если же на поселении жизнь почему-либо прекращалась, а через какой-то промежуток времени, иногда очень длительный, возобновлялась, то образовывались перемежающиеся слои. Более древний культурный слой, или, как говорят, нижний, покрывался наносами песка, ила, или глины, а позднейший (верхний) отлагался уже на этом наносе. Природный слой, не содержащий культурных остатков и разделяющий разнородные культурные слои, называется в археологии стерильной прослойкой. Некоторые памятники содержат все возможные комбинации наслоений.

Слои земли, лежащие ниже культурного слоя и не содержащие остатков жизни человека, называются в археологии "материком".

Сохранность археологических памятников

Почти все археологические памятники, все древние вещи дошли до нас в той или иной степени поврежденными. Строго говоря, ни хэдна древняя вещь не сохранилась в том виде, какой она имела, когда была создана. Даже целые, не сломанные и не разбитые вещи из камня или металла обычно покрыты патиной, кремневые орудия окатаны и стерты. Подавляющее большинство вещей сильно повреждено, причем некоторые разбитые или разломанные вещи сохранили все свои части, от иных остались лишь куски. Некоторые вещи совершенно исчезли, оставив только следы в виде отпечатков на грунте.

Степень сохранности древних вещей зависит от их формы, материала и окружающей среды.

Может показаться странным, что сохранность вещи зависит от ее формы. Однако это так. Глиняный горшок, попавший в землю, может быть легко ею же и раздавлен, глиняная табличка безболезненно претерпевает и давление и смещение пластов земли. Но, конечно, решающее значение имеют материал и среда.

Вещи из неорганических веществ, как правило, сохраняются лучше вещей из органических, хотя есть и исключения. Хорошо, например, сохраняются кости. Наиболее стойкий материал - кремень. Кремневые орудия лежат в земле сотни тысяч лет, претерпевая лишь незначительные изменения. Кремень изменяется в результате латинизации и окатывания. Латинизация - химический процесс, происходящий под действием солнечного света, выветривания и других факторов. В результате кремень обезвоживается, делается хрупким и менее твердым. Окатыванием называется воздействие на кремень текучих вод, несущих песок и другие твердые частички, в результате чего поверхность кремня стирается. Латинизация, химически изменяя вещество кремня, не изменяет его внешнего вида, так что на орудии остаются следы работы в виде полосок и бороздок, по которым археологи научились определять функции орудий. Окатывание, не изменяя кремня химически, изменяет его внешний вид, шлифует и стирает следы работы.

Металлы обладают различной степенью стойкости. Совершенно не изменяется химически золото. Медь и бронза подвергаются латинизации в большой степени. Самый неустойчивый металл железо.

Большой устойчивостью обладают изделия из обожженной глины, т. е. керамика. При хорошем составе глины и доброкачественном обжиге керамика не уступает в стойкости даже кремню. Но и она претерпевает некоторые изменения.

Остатки керамики, находящиеся в земле, подвергаются влиянию почвообразовательных процессов, в силу чего меняют окраску. Почти вся керамика с развеянных дюнных стоянок светлого цвета, а из торфяников и стоянок с хорошо сохранившимся культурным слоем, т. е. хранящаяся в перегное, темно-серая. Иногда черепки одного и того же сосуда различны по цвету. Неолитическая керамика из тощих глин с естественными примесями или с примесями из органических веществ значительно больше подвергается разрушению, чем керамика из жирных глин с примесью речного песка. Так же хорошо сохраняется обожженный кирпич, претерпевая те же изменения. Сырцовый кирпич разрушается очень быстро. В странах Востока, где преобладают сооружения из сырцового кирпича, он иногда разрушается до такой степени, что превращается в массу, не отличимую от окружающей почвы, и потому раскопки там крайне затруднительны и требуют особого внимания и осторожности. Очень хорошо сохраняется стекло. Оно только несколько тускнеет от действия влаги.

Из органических веществ лучше всего сохраняются, при прочих равных условиях, кости и рог. Особенно стойки мамонтовые и слоновые бивни и вообще зубы. Прочие органические вещества при неблагоприятных условиях разрушаются очень быстро, и степень их сохранности зависит от окружающей среды, т. е. геологических условий, в частности почвы и климата (влажность температуры и пр.). Дерево, кожа, ткани хорошо сохраняются или в воде или в абсолютно сухом воздухе. Сохранность дерева в воде зависит от ее состава и движения. Свая, вбитая в дно реки, разрушается неравномерно. Та ее часть, которая находится в самом дне, разрушается медленно, та же часть, которая возвышается, разрушается быстрее под действием текучих вод, "есущих твердые вещества. Особенно быстро разрушается та ее часть, которая находится на границе воды и воздуха. Дерево, находящееся в земле, богатой подпочвенными водами, сохраняется очень хорошо, особенно если поверхность его обожжена. Так, очень хорошо сохраняется дерево и другие органические вещества в почве Новгорода. Там находят почти неповрежденными целые деревянные срубы, мостовые, канализационные трубы, бочки, сани, кожаную обувь и прочие вещи многовековой давности. Особенно ценными находками являются древние грамоты, написанные на бересте. Хорошо сохраняются органические вещества в свайных поселениях Швейцарии и в других местах. Дерево, кожи и ткани хорошо сохраняются в сухом и неподвижном воздухе. В Египте, в гробнице фараона Тутанхамона, открытой в 20-х годах XX столетия, благодаря отсутствию влаги и отсутствию движения воздуха, почти все вещи очень хорошо сохранились.

Различная окружающая среда оказывает различное действие на материал. В песке вещи разрушаются медленнее, чем в глине; в почве, пропитанной солями, медленнее, чем в почве, не содержащей солей. Хорошо сохраняется органический материал, пропитанный дубильными веществами. Так, в Дании в дубовых гробах были найдены шерстяные одежды и тонкие волосяные сеточки, не подвергшиеся разрушению.

Большое значение для сохранности вещей имеет климат. В сухом климате, например в Египте, хорошо сохраняются все материалы - и органические, и неорганические. Благодаря этому до нас дошло много папирусов, мумий, изделий из дерева, кожи и другие вещи.

Влажный и жаркий тропический климат губительно действует на древности. На археологической карте. Экваториальная Африка до сих пор остается белым пятном в значительной степени потому, что климат все разрушил, не оставив никаких следов. Арктический, сухой и холодный климат действует очень благоприятно. В зонах вечной мерзлоты вещи сохраняются тысячелетиями. В 1901 г. в Сибири, на берегу реки Березовки, притока Колымы, в зоне вечной мерзлоты, был найден труп мамонта, настолько хорошо сохранившийся, что мясо его можно было употреблять в пищу. Сотрудник Академии наук О. Ф. Герц, исследовавший находку, писал: "Мясо выглядело так аппетитно, что у нас явилось желание попробовать его, но все же никто не рискнул этого сделать. Собаки, однако, с жадностью пожирали все, что мы им бросали".

Холод - самый совершенный консерватор археологических древностей. Он сохранил в идеальной неприкосновенности труп мамонта, погибшего за много тысячелетий до сооружения каменных громад египетских пирамид, которые подверглись все же большему разрушению.


Одна из главных особенностей истории как науки заключается в том, что исследователь, то есть историк, изучает события, явления, которые канули в Лету, когд...

От Masterweb

11.04.2018 22:01

Одна из главных особенностей истории как науки заключается в том, что исследователь, то есть историк, изучает события, явления, которые канули в Лету, когда-то ушедшие в несуществующую реальность. Отсюда следует, что историк, в отличие от физика или химика, не имеет возможности наблюдать и записывать изучаемый объект.

Таким образом, источник, который содержит какую-либо полезную информацию для изучения, сегодня зовется памятником исторической реальности либо историческим предметом, а также реликтом истории культуры или событий прошлого.

Введение

В нашей статье мы вам расскажем о видах исторических источников. Осуществление грамотного исследования без реликтов невозможно. Дело в том, что если отсутствует исторический источник, это значит, что нет и истории как науки. Это истина, которая не требует доказательств в традиционной историографии. События ушедших лет доходят до человечества в двух видах исторических источников, о которых дальше мы продолжим разговор.

Яркие примеры

Расположение древних населенных пунктов в окрестностях гор и рек, которые протекали несколько веков тому назад, определяли жизнь народов, расселившихся здесь когда-то. Их язык и песни, пословицы и предания, законы, летописи, предметы быта, украшения, книги, а также хроники - все это можно назвать исходным материалом. Именно по этим предметам историк и познает прошлое.


Теоретический аспект изучения вопроса видов исторических источников

Теоретической основой для нашей статьи послужили учебная литература, фундаментальные труды виднейших историков-источниковедов, а также различные статьи исторических, периодических изданий. Следует отметить, что вопросами и классификацией исторических памятников интересовались не только отечественные, но и зарубежные ученые. Во Франции основателями источниковедческой науки являются Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Их серьезным трудом является книга под названием «Введение в изучение истории». Именно в этой работе ученые и дали первую характеристику типам и видам исторических источников.


Отечественные исследования

В России в начале ХХ века среди историков был признан А.С. Лаппо-Данилевский. Он последовательно и точно разработал типологическую классификацию памятников. В основу его классификации лег принцип степени близости реликта к отраженному в нем явлению.

Огромное признание заслужили схемы видов исторических источников Л.Н. Пушкарева, которые научный свет увидел в 1975 году. Однако спустя 6 лет, а именно в 1981 году, их улучшил И.Д. Ковальченко.

Определение термина

Итак, когда ученый составляет представление о каком-либо историческом факте, то он исследует исторический источник. Что же это такое? Исторические источники – это все те объекты, которые отражают исторический процесс и дают возможность исследовать прошлое человека, то есть все то, что создано им, а также итоги его взаимодействия с окружающим миром. Ниже вы видите схему «Виды исторических источников».


Рассмотрим каждый вид более подробно.

Письменные источники

Данный вид принято отмечать как самый многочисленный. Историки подразделяют его еще на несколько подвидов:

1) законодательные источники включают в себя реликты древнерусского и светского права, своды законов и т. д.;

2) актовый материал;

3) литература и публицистика;

4) делопроизводственные документы;

5) статистические документы;

6) материалы личного происхождения: дневники или переписка;

7) периодическая печать.


К особенностям анализа письменных видов исторических источников относится определение точной даты, а также места их составления. Источниковед пытается определить автора, а также подлинность исторического материала. Кроме того, целью его исследования является определение мотива, для чего был составлен документ. Ученый сравнивает и сопоставляет источник с другими документами, чтобы выявить целостность, которая не противоречит картинам прошлого.

Так, мы с вами рассмотрели письменные типы и виды исторических источников.

Материальные источники

Ко второму типу следует относить вещественные реликты - это архитектурные ансамбли, руины жилищных комплексов, остатки ремесленного производства, украшения, произведения искусства, а также боевые приспособления. На сегодняшний день огромная часть вещественных памятников спрятана под землей или толщей воды. Ежедневно из недр земли специалисты путем раскопок извлекают материальные свидетельства Древнего мира и Средневековья. Ценность археологических работ первостепенна только тогда, когда происходит реконструкция древнейших эпох и этносов, которые не имели письменности.

Таким образом, особенность работы археолога заключается в том, что исследователь часто обращается к применению вспомогательных дисциплин истории, естествознания и точных наук.

Виды вещественных исторических источников преподносят человеку основной пласт информации о явлениях и событиях, которые произошли до момента появления письма, так как они дополняют первую группу источников, но, к сожалению, они не вправе дать археологу полное описание исторического события.

Когда археолог находит материальный реликт, ему предстоит установить возраст находки путем анализа, определить материал, из которого ее изготовили, а также необходимо смоделировать историческую ситуацию, когда использовали данный артефакт.

А мы с вами продолжаем рассматривать виды исторических источников с примерами и переходим к третьей группе – этнографическим источникам.


Этнографические источники

Третий тип материалов представлен памятниками о народах, которые содержат сведения о них, а именно название, ареал расселения, специфику культурной жизни, особенности религиозных верований, обряды и обычаи. Источниковеды отмечают, что невозможно разделить источники по социально-экономическому принципу, так как такая классификация совершенно не соотносится с термином исторического источника, не признают они и разделение источников на «остатки» и «традиции».


Среди этнографических источников самыми ценными считаются древние письменные документы, такие как папирусы, летописи, клинописи и другие подобные реликты. Их ценность заключается в том, что в них имеется комплексная и разнохарактерная этнографическая характеристика. В группу ценных этнографических материалов относят даже изобразительные памятники – это рисунки и орнаменты, а также скульптуры. К примеру, народные узоры были придуманы для того, чтобы отразить сюжеты древней мифологии или сущность религиозных верований, а также они передавали символы языческих культов.

Отдельно этнографические источники изучает такая смежная наука, как этнография. Ученые, исследуя определенную сторону жизни рода или клана, активно привлекают информацию, полученную с помощью других наук. К примеру, фольклор, археология, история, география, религиоведение, психология. Особенно активно взаимодействуют между собой археология и этнография.

Примерами этнографических источников считаются национальная одежда, ритуалы, похоронные обряды, свадебные церемонии и другие. В первую очередь этнографы изучают духовную культуру, этническую специфику. Но на этом основные виды исторических источников не заканчиваются, переходим к следующей группе.


Фольклорные источники

Для тех, кто забыл, что такое фольклор, напоминаем, это устное народное творчество. Именно легенды, эпос, былины, предания и сказки являются примерами таких источников. Эти данные приобретают особую ценность, когда историки реконструируют древнейшие исторические эпохи. Особенно активно фольклористика развивалась в советские годы. Именно в этот период источники, повествовавшие о народном творчестве Древней Руси, активно изучались академиком Рыбаковым. Он настойчиво придерживался той мысли, что древнерусские былины передают суть далеких событий. В истории термин «устная история» возник в семидесятые годы ХХ века. Этот термин ввел исследователь Е.М. Жуков.

Таким образом, мы с вами переходим от древнего вида источников к более современным.

Фото и видеодокументы

Это последний основной вид исторических источников. Считается самым современным. Как вы догадались, к нему относятся фотографии с изображением исторических персон и событий, кинохроники, документальные фильмы, а также художественные ленты, которые считаются частью духовной и массовой культуры.

Можно ли доверять всем видам источников?

Это вполне адекватный вопрос. Сейчас мы вам дадим ответ на него. Во время работы с историческим артефактом ученый ставит перед собой несколько задач. Во-первых, он должен установить время появления источника. Во-вторых, определить его подлинность. И, в-третьих, убедиться, что реликт достоверен. Но стоит отметить, что не всем материалам можно доверять. Вы спросите: «Почему?» Все дело в том, что древние и средневековые писатели распространяли информацию о том, чего не могли видеть сами, а также передавали недостоверные данные. Никто из них не хотел вводить в заблуждение будущее поколения. Древние писатели старались как можно точнее и качественнее описать эти события, но не всегда это удавалось сделать. К сожалению, ошибиться может и ученый. Ведь если он неверно переведет фразу, то невольно исказит смысл документа. Неверная расшифровка приводит к ошибочному установлению даты.

Итоги

Для того чтобы прочитанная информация лучше усвоилась, представляем вашему вниманию таблицу «Виды исторических источников».

Запомните!

Итак, чтобы не совершать ошибок, историк или археолог должен руководствоваться несколькими правилами. Во-первых, нельзя исследовать историю по художественным или мультипликационным произведениям. Во-вторых, необходимо критично и вдумчиво читать описания исторических событий как в литературных произведениях, так и на полотнах художников, несмотря на то что творец является современником событий. В третьих, не все реконструкции давно минувших событий считаются достоверными. В-четвертых, не всегда нужно верить тому, что пишут в газетах или популярных журналах. В-пятых, историк не имеет права составлять представление об историческом факте всего лишь по одному источнику.

Таким образом, мы с вами рассмотрели виды исторических источников, схемы. Подобрали для вас самые яркие примеры, рассказали о самых выдающихся источниковедах и их трудах.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Покойников нередко хоронили вместе с их вещами. Такие предметы, как оружие, орудия труда, различные сосуды, архитектурные остатки, фрагменты материи, могут многое сказать нам о том, как жили эти люди. В гробницах и раскопанных остатках зданий часто можно найти статуи, настенные живописные росписи и мозаики с изображением сцен из повседневной жизни. Виды древнего письма были обнаружены на глиняных черепках, стенах зданий и свитках папируса (разновидность бумаги). Эти письмена рассказывают нам о древних правителях, законах и религиозных верованиях.

Изучение устных традиций

Как гибнут памятники старины

Издавна люди тщательно сохраняли сведения о про-шлом: передавали из поколения в поколение сказания о своих героях, записывали сведения о войнах и стихий-ных бедствиях, устанавливали памятники на местах сражений, снимали на киноплёнку важнейшие события. Материал с сайта

В любой семье хранят свою историю: старые пись-ма и документы, фотографии или кино- и видеозапи-си. Неслучайно говорят, что история — это прошлое, сохранившееся в памяти человечества. Но сохранить всё невозможно. Природные стихии могут мгновенно уничтожить остатки того, что веками создавалось людьми. Однако нельзя винить во всём только приро-ду. Человек своими непродуманными действиями то-же наносит непоправимый вред. Например: во время строительства новых жилых районов снесли церковь, построенную 200 лет назад; дети, занимаясь уборкой комнаты, выбросили старые бумаги, среди которых были дневники их бабушки.

Сил, которые способны уничтожить про-шлое, очень много. Но под слоем песка остатки селения могут сохраняться тысячи лет. После нашествия враже-ского войска город был уничтожен, но под землёй оста-лись фундаменты строений, множество предметов, при-надлежавших людям. В древнем монастыре сохрани-лась написанная несколько веков назад рукопись. На чердаке бабушкиного дома под грудой ненужных ве-щей оказалась старинная ручная мельница. Остатки прошлого можно найти повсюду.

Картинки (фото, рисунки)

  • Эти вещи сопровождали человека в разные времена
  • Письменные источники: 1 - страница рукописной книги; 2 - письмена на глине; 3 - страница печатной книги; 4 - письмо на бересте; 5 - свиток из папируса; 6 - надпись на резной кости
  • Вещественные источники: старинные народные женские и мужские костюмы
  • Предметы домашнего обихода, утварь, украшения, орудия труда - разнообразные вещественные источники
  • Великие памятники древности: 1 - Парфенон, Древняя Греция, V в. до н. э.; 2 - Большой Сфинкс, Древний Египет, 3-е тысячелетие до н. э.; 3 - мавзолей-мечеть Тадж-Махал. Жемчужина мусульманского искусства в Индии. Построен в XVII в.; 4 - буддистский храм Хорюдзи, Япония. Самая древняя деревянная постройка в мире. В переводе на русский язык слово «хорюдзи» означает «храм процветания закона». Построен в VII в.

  • Почтовая станция XIX в. Россия, г. Екатеринбург. Почтовая станция в Екатеринбурге была построена в XIX в. Подобные станции в XVII-XIX вв. служи­ли средством сообщения между российскими городами. Здесь путешествующие могли поменять лошадей и отдох­нуть. Сейчас это здание - памятник архитектуры, музей, рассказывающий об истории почты в России.
  • Ветряная мельница. Голландия, недалеко от г. Роттердама. Ветряной мельнице, которая находится в Голландии, бо­лее 200 лет. Со временем она стала памятником истории развития техники.
  • Воротник кельтской мужской рубашки

1. Почему необходимо изучать историю своей Родины?

Так же, как мы знаем собственное прошлое, нужно знать и прошлое своей страны, чтобы можно было действительно звать её Родиной. Кроме того, история помогает нам избежать ошибок наших предков, а также подсказывает удачные решения, например, рассказывает как предотвратить конфликты внутри общества или с другими государствами.

2. Докажите, что история Беларуси является частью всемирной истории.

Первые люди пришли на территорию Беларуси с других земель, так же, как и первые земледельцы. Беларусь не раз входила в состав других государств. Но и сами Белорусские земли были важным компонентом региональных процессов. Выходцы из Беларуси сыграли большую роль в истории других стран, порой довольно далёких.

3. Запишите в тетради по истории хронологические рамки каменного, бронзового и железного веков, а также периодов Средневековья. Используйте «ленту времени» на с. 10-11.

Каменный век на территории Беларуси длился с перерывами с 100 до 5 тысяч лет назад (III т. до н.э.).

Бронзовый век длился со II т. до н.э. до VII в. до н.э.

Железный век начался в VII в. до н.э. и закончился одновременно с Древним миром в других регионах в V в. н. э.

Ранее Средневековье занимает V-IX вв., Высокое – X-XIII вв., Позднее – XIV-XV вв. нашей эры.

4. Приведите примеры вещественных исторических источников.

Вещественные источники – это то, что находят археологи. Например, древний меч, осколки керамики, остатки домов, шахматные фигурки и многое другое.

5. Какие из письменных источников дают больше информации по истории периода Средневековья?

Больше всего информации мы получаем из тех источников, которые специально ставят своей целью рассказать о событиях прошлого: летопись, хроники и т.п.

6. Подсчитайте, сколько приблизительно веков продолжались в истории Беларуси:

а) бронзовый век;

Бронзовый век длился со II т. до н.э. до VII в. до н.э., то есть 10-13 веков.

б) железный век;

Железный век начался в VII в. до н.э. и закончился с Древним миром в V в. н. э., то есть длился 12 веков.

в) Средневековье.

Средневековье длилось с V по XV вв. н.э. (а конкретнее с 476 по 1492 годы), то есть 10 с небольшим веков.

7*. Подумайте, какие источники более ценны для изучения истории Беларуси: письменные или вещественные.

Ценнее всего их сочетание. Но если выбирать, то лучше письменные, ведь часто бывает, что один источник рассказывает о многих событиях, в то время как в случае с вещественными для получении целой картины нужно изучить множество источников. Не даром историк М.Н. Тихомиров говорил «Там где письменные источники отсутствуют историк блуждает в потемках».

Введение

Научное познание направлено на изучение и освоение окружающего человека социального и природного мира. Накопленные наукой знания обязательно принимают теоретическую форму. Теория - высшая форма научных знаний, раскрывающих закономерности функционирования и развития определенных явлений материального и духовного мира. Она описывает и объясняет эти явления и направлена на преобразование и гармонизацию отношений человека с окружающим его миром и совершенствование его внутреннего, духовного мира. В общем можно определить теорию как конкретное сущностно-содержательное знание об объекте познания, которое может быть использовано в предметной и познавательной деятельности. Теория источниковедения имеет своим объектом исторические источники. Ее содержание представления о природе исторических источников, их классификация, оценка возможностей объективного исторического познания на их основе.

Источниковедение - это отрасль исторической науки (истории), разрабатывающая теорию, методику и технику изучения и использования исторических источников. Тесно связано со специальными и вспомогательными историческими дисциплинами. Складывалось с 18 в. (труды Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлёцера и др.). В 19-20 вв. представлено рядом школ и направлений, возглавлявшихся К.Н. Бестужевым-Рюминым, А.А. Шахматовым, А.С. Лаппо-Данилевским, М.Н. Тихомировым, Л.В. Черепниным и др.

Источниковедческая методика направлена на оценку достоверности содержащейся в источнике информации. Составляющие ее элементарные действия (группировка материала, его отбор и т.п.) является операциями. Их взаимосвязанная совокупность образует процедуру. Методы приводятся в действие с помощью определенных орудий и инструментов. Они составляют третий структурный компонент научного метода технику исследования.

Вещественные источники

Вещественные источники. Они охватывают огромный комплекс предметов, который является в большинстве своем объектом непосредственной практической деятельности общества. В сущности, речь идет об огромном мире, окружающем нас повседневно.

Данные языка, или лингвистические источники. Эпоха накладывает свой отпечаток на язык общества. Слова и отдельные речевые обороты точно выражают дух своего времени. Поэтому лингвистические источники существенно помогают изучить ту или иную эпоху.

Новый советский человек совместно с ускорившимся ритмом жизни рождал новый язык. Незаметно в быт вторгались и занимали прочное место странная терминология и чудовищная аббревиатура.

Язык Шариковых вслед за простотой отношений тянулся уже как бы сам по себе к простоте изъяснений, близких короткому собачьему лаю: Чеквалап... - лап...лап (Чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей). Подлинный пример: ра-боч-ком-сод. Действовала такая организация -- Всероссийский рабочий комитет содействия организации социалистического сельскохозяйственного производства при ВЦСПС. Были еще горемы (головные ремонтно-восстановительные поезда), губтрамоты (губернские транспортно-материальные отделы совнархозов). Был командюж -- командующий южным фронтом. Пугал ружпульогонь (ружейно-пулеметный огонь). Бегали потельработники (работники почты и телеграфа). Организовывали теревсат (театр революционной сатиры). Можно напомнить диковинное сокращение ЗК (зэ-ка), что означало: заместитель комиссара. Было еще множество учреждений и должностей, важных и не очень, со смешными сокращениями.

Слова-обрубки в большинстве своем оказывались недолговечными. Но некоторые из них врезались в память всем и навсегда: ЧК -- ГПУ -- НКВД -- КГБ, КПСС, колхоз и другие.

Уместно заметить, что аббревиатура -- явление не исключительно советское. В России -- это, прежде всего порождение канцелярского делопроизводства военного ведомства в 1914-1917 гг. Собственно, война и подготовила удобный плацдарм для появления и распространения всяческих сокращений. Они появлялись и в других странах. Вспомним: СС, СД, гестапо, а также США, ООН, НАТО и пр. Другое дело, что, пожалуй, нигде, кроме СССР, это явление не принимало столь широкие масштабы.

В это время изобретались новые революционные имена. Появлялись различные Идлены, Владлены, Рэмы, а затем Сталины и даже Трактор Индустриевич.

Новое и устойчивое значение получали старые слова и выражения: «насаждение» коммун и совхозов, «выкачка хлеба» из деревни и пр.

Обогащался ли язык от новых слов? Формально вроде бы да: ведь слов становилось больше, некоторые приживались. А по существу? Предоставим слово литератору. А. Солженицын утверждает, что революция «от многого спешит отказаться». Вот, например, от слова «каторга». «А это, -- пишет он, -- хорошее, тяжелое слово, это не какой-нибудь недоносок ДОПР, не скользящее ИТЛ. Слово «каторга» опускается с судейского помоста как чуть осекшаяся гильотина и еще в зале суда прибивает осужденному хребет, перешибает ему всяческую надежду» (Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. Ч. 5. Каторга). И образно, и по существу верно.

В сущности, все происходившее, очевидно, можно квалифицировать однозначно: происходил грандиозный процесс преобразования русского языка в советский.

Сказанным, естественно, не ограничивается значение лингвистики в источниковедении. Например, для раскрытия содержания некоторых документов, особенно личного происхождения, большое значение имеет знание жаргона (сленг), т. е. слов и выражений, употребляемых людьми определенных возрастных групп, профессий или социальных слоев и различными территориальными диалектами.

Все активнее начинают использоваться кинофотодокументы. Полноправными источниками стали фонодокументы. Широко практикуются записи воспоминаний на магнитную пленку.

Кинофотодокументы дают живое, наглядное представление о событиях, фиксируют их во всей внешней полноте, являются как бы материализованными копиями, слепками событий. Однако все ли здесь благополучно? И фотодокументы были объектом фальсификаций. Таких документов, особенно связанных с В.И. Лениным, немало. Так, широко известно пятитомное издание воспоминаний о Ленине. Оно неоднократно переиздавалось. Но каждый раз в 5-м томе проходит фотография, где в группе людей, стоящих на Красной площади, обнаруживается лишняя нога. А туловища нет. Когда на Западе началась публикация настоящих и фальсифицированных фотоматериалов она вызвала растерянность наших идеологов.

Кинодокументы фальсифицировать проще, ибо технология монтажа сводится к примитиву -- отрезать ненужный кусок. Игровое кино сыграло определяющую роль в фальсифицировании образа Ленина. В фильме «Ленин в Октябре» Ленин запечатлен в своем канонизированном виде. Однако известно, что в октябре 1917 г. он был без бороды и усов. Но именно с бородой и усами Ленин перекочевал в другие фильмы, сошел на полотна художников и скульптурные изображения.

Фальсифицировать можно практически все. В том числе и живописные полотна (имеется в виду так называемая советская «парадная» живопись). Здесь-то замазать нежелательное и пририсовать, если есть потребность, необходимое проблем не составляет. Известны, например, два варианта картины Вл.А. Серова, где В.И. Ленин выступает в 1917 г. на II съезде Советов. В первом случае возле него стоит И.В. Сталин, но во втором варианте оного уже нет. О II съезде Советов живописал И.А. Серебряный. Начав картину в 1937 г., он ко времени ее окончательного завершения в 1939 г. не раз менял состав действующих лиц.

Уместно противопоставить советской «парадной» живописи как пример подлинно, можно сказать, документального полотна картину И.Е. Репина (совместно с Б.М. Кустодиевым и И.С. Куликовым) «Заседание Государственного Совета», где историческая правда навеки застыла не только в картине в целом, но и в характере каждого выписанного образа.

Источники, порожденные техническим прогрессом, обогащают возможности исследовательской работы. Вместе с тем технический прогресс принес не только разнообразие способов фиксации человеческой памяти, но и способность не оставлять документальных следов вообще. Именно в таких условиях возникает феномен «телефонного права». Это означает, что с помощью телефона можно отдать любую директиву, документально ее не оформляя.

Телефон удобен не только для оперативного руководства, но и не оставляет следов этого руководства, особенно в случаях отдачи некомпетентных, волевых, а то и прямо противозаконных распоряжений.

«Позвонковая» директива, изложенная даже в виде рекомендации, ненавязчивой, но ясной по своим последствиям в случае ее невыполнения, особенно печальные последствия имеет в судебной практике. «Телефонное право» тянется еще от И.В. Сталина, который запрещал фиксировать свои телефонные разговоры. Но одновременно широко внедрялась практика прослушивания и записи телефонных разговоров советских граждан. Километры пленки наматывали переговоры так называемых сомнительных лиц. Важнейшие события в истории страны часто происходили на основе телефонных распоряжений Сталина, а впоследствии и других руководителей. Причем эта практика укоренилась на уровне всех звеньев партийно-государственного аппарата. Пользуясь «телефонным правом», даже мелкий чиновник всегда уходил от ответственности за свои распоряжения. Сталин, кстати, в последние годы жизни вообще многие распоряжения отдавал в устной форме, обычно, во время трапезы. А решения эти касались видных ученых, государственных деятелей, а иногда и целых народов. И никто не смел ссылаться на Сталина. Тем не менее, содержание разговоров Сталина и других деятелей, рассказы о различных любопытных встречах, событиях устно передавались очевидцами, а затем впоследствии записывались ими или такие записи делались с их слов другими лицами. И эти рассказы нередко становились уже составной частью мемуаров.




Top