Ветка рябины рисунок в подготовительной группе. Вот полянка, а вокруг

Подробности Категория: «Страницы литературной земли Курской»

2015 год объявлен Указом Президента Российской Федерации от 14.06.2014 г. № 436 Годом литературы. На литературной карте России Курск занимает не последнее место. В нашем благодатном крае родилось и живет много талантливых людей, составивших гордость российской и мировой литературы. Среди них: А. Гайдар, К. Воробьев, Е. Носов, Н. Асеев, В. Овечкин, Ю. Герман, В. Детков, М. Еськов, Ю. Першин, Е. Полянский, Н. и В. Корнеевы, Б. Агеев и др.

У каждого из них своя творческая судьба. Их произведения включеныв школьные программы. Творчество исследуют ученые-литераторы, их выдающийсяталант отмечен высокими наградами, государственными и всероссийскими литературными премиями.

Основная задача этого проекта направлена на популяризацию краеведческой литературы. Мы хотим рассказать о трех известных наших земляках, чей юбилей отмечается в 2015 году: Носов Е.И., Еськов М.Н., Корнеев Н.Ю. - о том, какой вклад они внесли в литературную историю нашего региона, рассказать о неизвестных страницах их жизни.

ПРОЗАИК, ФОТОГРАФ, ХУДОЖНИК

«Летать я не могу, но о полете мечтаю, и чтобы осуществить это, - я пишу.

Я хочу, чтобы мои слова и мысли хотя бы немного парили над землей…»

Е.И. Носов

15 января 2015 года исполнилось 90 лет со дня рождения русского писателя, нашего земляка Евгения Ивановича Носова. Проза Мастера будоражит души людей, заставляет задумываться о своем предназначении и одновременно согревает добротой и теплом, дает надежду на лучшее.

Евгений Иванович родился в селе Толмачево, Курского уезда, Курской губернии. Корни писателя деревенские, его пращуры издавна работали на земле. Его дед по материнской линии, Алексей Иванович, например, сезонно работал извозчиком, и по семейным преданиям, известно, что возил в Курске знаменитую Надежду Плевицкую.

Сам писатель рассказывает о себе так: «Я родился студеным январским вечером 1925 года в тускло освещенной избе своего деда. Село Толмачево раскинулось вдоль речки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города Курска. Из деревенского окна виделись мне просторный луг, весной заливаемый половодьем, и таинственный лес за ним, и еще более далекие паровозные дымы за лесом, всегда манившие меня в дорогу, которой и оказалась потом литература - главная стезя моей жизни».

Будущий писатель вырос в трудовой семье. Учился в школе № 9 г. Курска. В 18 лет ушел на фронт, был артиллеристом противотанковой бригады, дошел до Восточной Пруссии, в 1945 году под Кенигсбергом был тяжело ранен. День Победы встретил в госпитале. Вернувшись, закончил школу и уехал в Среднюю Азию, где работал в газете художником-ретушером, а затем - литсотрудником. В 1951 году вместе с семьей вернулся в Курск, работал в газете «Молодая гвардия». «Корреспондентские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления, которые безотказно питали и по сей день питают мое писательское вдохновение. Много дает мне постоянное общение с природой: я заядлый рыбак, любитель ночевок у костра, наперечет знаю почти все курские травы. Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию» - писал в своих воспоминаниях Евгений Иванович.

Первый рассказ Носова «Радуга» был опубликован в 1957 году в областном альманахе того же названия. Тогда же он принял участие в работе Всероссийского семинара молодых прозаиков в Ленинграде. Первая книга «На рыбачьей тропе» вышла в 1958 году, а в 1959 году - новый сборник «Рассказы». С 1960 по 1962 гг. он учился на Высших литературных курсах в Москве, после чего полностью перешел на творческую работу. Его повести и рассказы печатались в центральных журналах, таких как «Огонек», «Наш современник», «Новый мир» и др. 60 годы были плодотворными для писателя: один за другим выходят его сборники - «Тридцать зерен» (1961), «Где просыпается солнце?» (1965), «За долами, за лесами» (1967), и многие другие. Произведения Е.И. Носова издавались на разных языках мира миллионными тиражами: английском, немецком, французском, испанском, венгерском, польском, чешском, словацком, болгарском и др. По его произведениям были сняты фильмы - «Пятый день осенней выставки», «Шопен, соната номер два», «Цыганское счастье». А по повести «Усвятские шлемоносцы» были поставлены спектакли во многих театрах страны. Евгений Иванович сам лично активно участвовал в работе над этой постановкой в Курском областном драматическом театре им. А. С. Пушкина. Лучшей версией оказалась курская инсценировка.

В классическую русскую литературу Е. Носов вошел как автор рассказов и повестей: «Объездчик» (1966), «За долами, за лесами» (1966), «Варька» (1967), «Домой, за матерью» (1967), «Красное вино победы» (1969), «И уплывают пароходы, и остаются берега» (1970), За рассказы 80-х - 90-х гг. - «Холмы, холмы…», «Карманный фонарик», «Темная вода», «Костер на ветру» и др. писателю была присуждена премия им. М. Шолохова, за рассказ «Яблочный Спас» - международная премия «Москва - Пенне» и премия «Отечество». За книгу «Шумит луговая овсяница» писатель награжден Государственной премией РСФСР им. М. Горького (1975), ему так же была присуждена премия Александра Солженицына. Он кавалер 26 орденов и медалей, в том числе военных наград за участие в Великой Отечественной войне, на которой был тяжело ранен.

С 1982 года Е.И. Носов является Почетным гражданином города Курска, Герой Социалистического Труда, был членом Академии Российской Словесности, на протяжении всей творческой жизни он неоднократно становился лауреатом годовых премий многих журналов и газет.

Постановлением Губернатора Курской области в 2003 г. была учреждена литературная премия им. Е. Носова.

Две библиотеки в Курской области носят его имя. В память о великом земляке скульптор В. Бартенев создал монументальный триптих - барельеф, мемориал, памятник.

МНОГОГРАННЫЙ ТАЛАНТ МАСТЕРА

Многие знают Носова как прекрасного писателя, но не все знают Носова как замечательного художника. Сам Евгений Иванович не раз говорил, что прежде, чем писать, он мысленно как бы рисует ту или иную картину красками, а потом подбирает к ним слова. В своих воспоминаниях он пишет: «…Рисовать я научился стихийно. Это тоже была попытка удержать в своих руках человека, воспроизвести его и показать нашим читателям на страницах газеты, еще пахнущей типографской краской. Не знаю, как другим, а нам, газетчикам, очень приятен запах самой этой краски…»

Писатель уже в детстве увлекся рисованием, это умение рисовать впоследствии помогло ему попасть на работу в редакцию газеты, а затем он работал художником-ретушером сначала в Талды-Кургане (Казахстан), потом в Курске, в редакции «Молодая гвардия». Эту работу он совмещал с журналистикой, что и стало началом его литературной деятельности. К своим рассказам, которые печатались в газетах, он сам делал и заголовки, и рисунки, любил рисовать карандашом и тушью. Сотрудники областного краеведческого музея г. Курска собрали воедино все рисунки и картинки Мастера и выпустили альбом под названием «С натуры». Он стал продолжением первого альбома - «Краски родной земли», где собраны репродукции живописных работ Евгения Ивановича и его цветных фотопейзажей, он же еще увлекался и фотографией!

Автопортрет Последний лед
Овраги в лесу Розовый туман
Осень на реке Темная вода

ФОТОАЛЬБОМ



КОГДА ПОЭЗИЯ - СУДЬБА

Корнеев Николай Юрьевич (17.08.1915 г. - 15.08.2001 г.)

Известный русский поэт Николай Юрьевич Корнеев родился 17 августа 1915 года в селе Коренское Рыльского уезда Курской губернии в семье учителя. Среднюю школу окончил в Краснополье на Украине. Учился в Харьковском химико-технологическом институте, но не окончил его - так как поэзия завладела его душой на всю жизнь. Оставив учебу, работал корреспондентом в Курском областном радиокомитете, отделении ТАСС, республиканских газетах «Советская Киргизия» (Фрунзе), «Социалистическая Кабарда» (Нальчик), областных: «Курская правда» и «Коммунар» (Тула).

В 1941 году ушел добровольцем на фронт, воевал рядовым, пулеметчиком гвардейского стрелкового полка. В боях под Таганрогом был тяжело ранен и контужен, потерял левый глаз. Лечился в госпиталях Ростова, Сталинграда, Кисловодска, Еревана. К началу боев на Курской дуге, будучи комиссованным, опять пошел работать во фронтовую газету. В Курск вернулся в 1944 году и начал работать литературным секретарем в «Курской правде», консультантом Курского областного книжного издательства.

ДУШОЙ ПОЭЗИЯ ВЛАДЕЛА

Сочинять стихи Николай Корнеев начал в 1935 году. Когда ему исполнилось двадцать, выпускает вместе с поэтом М. Дорошиным первую книгу «Перекресток счастливых дорог». В 1946 году поэт публикует свои произведения в сборнике «Стихи о войне», изданном в Курске. Наиболее значительное произведение того времени - поэма «Мать», героиня которой курянка Е. Погребная, организатор добровольной бригады по восстановлению школы, в которой учился ее погибший на войне сын.

В 1948 году вышел сборник стихов «Дорога», на страницах которого были опубликованы стихотворения «Ворон», «О курских соловьях», «Высота», «Дом» и другие, принесшие поэту всероссийскую известность и любовь читателей, в них проявились лучшие стороны дарования поэта. В 50-ые годы стихи Корнеева регулярно появляются в «Курском альманахе», других изданиях. Все, что происходило в стране после войны, восстановление разрушенного хозяйства, было отражено в поэзии Николая Корнеева. В 1951 году опубликована поэма «Середина века», в ней запечатлен созидательный труд советских людей, борьба за мир. В поэме «Слово о русской пшенице» - рассказ о русском хлебе, который выращен народом-тружеником. В 1953 году Курское издательство выпустило в свет сборник стихов Н. Корнеева «Передний край». В книге несколько циклов стихотворений: о фронтовых буднях, о начале восстановления Курска, о мирном труде.

Стихотворения Н.Ю. Корнеева печатались в «Литературной газете», «Комсомольской правде», журналах «Огонек», «Октябрь». Его сборники выходили в именитых столичных изданиях того времени - «Молодая гвардия», «Советский писатель», «Советская Россия».

В 1956 году в «Курском альманахе» опубликована поэма о людях колхозного села, в последующие годы выходят сборники: «Моя подорожная» (1963), «После полудня» (1965), «Равноденствие» (1970), «Звезда над домом» (1979),»Голос связного» (1985), «Избранные стихотворения» (1995).

Не забывал поэт и о самом маленьком читателе. Он автор книг для детей: «Коля Кубышкин на катке», «Лесная полоса», «В выходной» (обложку для которой делал Е. И. Носов, работавший тогда в газете), «О девочке Тане», «Разведчик Митя», «Зорянка». Всего для детей и взрослых в издательствах Курска, Воронежа и Москвы наш именитый земляк издал около тридцати книг.

Высокую оценку творчеству Н.Корнеева дали в разное время такие известные поэты, прозаики, литературоведы, как Н. Асеев, А. Твардовский, Я. Смеляков, В. Боков, М. Луконин, М. Дудин, Е. Исаев. С этими московскими писателями он неоднократно встречался, а с большинством был дружен. Лучшую статью о творчестве поэта-земляка написал Евгений Иванович Носов: «Поэтический слух Николая Корнеева безупречен, как слух музыканта. Даже в обыденной, разговорной речи он не терпит, когда кто-либо искажает слова, не там ставит ударение, проявляет пренебрежение к нормам родного языка. Для молодежи он - строгий, нелицеприятный учитель, его ни в чем не умолить, не выпросить послабления, и эти его розги многим потом помнятся с благодарностью».

Внимательный, требовательный и сердечный наставник, он помог в становлении десяткам молодых авторов, многие из которых стали профессиональными писателями - прозаиками и поэтами, в том числе и его сын - Вадим Корнеев. В «Слове об отце» Вадим Корнеев писал: «Оптимист во всем, стойкий и мужественный боец…»

В течение многих лет Николай Юрьевич исполнял обязанности уполномоченного Литературного фонда Союза писателей России по Курской писательской организации (одним из основателей которой он был), членом редакционного совета Центрально-Черноземного книжного издательства.

За ратный и писательский труд Николай Юрьевич Корнеев награжден орденами «Отечественной войны» и «Знак Почета», грамотой Верховного Совета СССР, многими медалями. Заслуженный работник культуры России.

В августе 2005 года к 90-летию поэта - фронтовика по решению администрации города Курска на доме, где он жил (ул. Ленина, 31) установлена мемориальная доска.

И сегодня, когда поэту исполнилось бы 105 лет, стоит вспомнить еще раз слова Е.И. Носова: «Вся поэзия Николая Корнеева - это борьба за человека, за возвышение его над самим собой».

ДОБРАЯ СИЛА МУЖСКОГО СЕРДЦА

Еськов Михаил Николаевич (родился 21.11.1935 г.)

21 ноября 2015 года будет отмечать свой 80-летний юбилей другой известный курский писатель Михаил Николаевич Еськов. Родился он на хуторе Луг в Пристенском районе Курской области, в семье колхозника. В своей биографии он писал: «Отец Николай Васильевич и мать Евдокия Петровна были безграмотные крестьяне. В большой нашей семье братья и сестры одолевали грамоту на ликбезах, да и то лишь в том объеме, чтобы при необходимости казенной бумаге вместо безликого крестика, потрудясь до испарины, из шатких разновеликих буковок коряво произвести на свет собственную фамилию. Написать же письмо, прочитать газету или книгу - такими навыками в семье никто не обладал.

После Луговской четырехлетки учился в Кировской средней школе, ходить в которую было неблизко да и боязно, особенно в осеннюю непроглядную темень и вьюжные морозные зимы с сугробами и встречавшимся зверьем. Многие сверстники, не доучившись, оседали дома в заботах по нехитрому послевоенному хозяйству, с тяпкой или вилами прежде времени отправлялись на колхозные работы. Посещать школу никто не побуждал. Был грех, я тоже оставлял занятия. Но через неделю заскучал по классу и, слава Богу, вернулся туда».

В 1941 году хутор Луг был оккупирован фашистами, на протяжении многих месяцев здесь проходила передовая линия фронта. Восьмилетним мальчиком уже в переломном 1943 году Миша Еськов глох от канонады и взрывов великого и страшного Курского сражения. Совсем не сладким было детство и отрочество - разруха, голод, сиротство (с войны не вернулись отец и трое братьев), непосильный труд в послевоенные годы, но он смог (как и весь наш народ) выстоять, преодолев все преграды, благодаря поддержке и братству односельчан.

Сам Михаил, уже юноша, не смог бы учится в городе, в медицинском институте, если бы не постоянная помощь хуторян. Приносили кто кусок сала, кто десяток яиц или творога, - весь хутор знал, как он учился. После окончания Курского медицинского института (в 1960 году) работал в сельской больнице. Затем поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию и многие годы преподавал в мединституте.

«В творчестве душа помогает»

Сочинять Еськов пробовал еще в детстве, он вспоминает: «Школьником, студентом писал стихи, но в стихоплетстве разочаровался, видимо, потому что, ни одного стихотворения не довел до готовности, не испытал успеха.

С начальных прозаических попыток я оказался под пристальным отеческим вниманием Е. И. Носова, и это определило мою судьбу».

Сельский врач, кандидат медицинских наук Михаил Еськов стал впоследствии писателем. Из под его пера вышло много замечательных произведений: «Дорога к дому» (1979), «Старая яблоня с осколком» (1982), «Черная рубаха»(1991), «Торф» (1985), «Серебряный день» (1980), «Сопутствующий диагноз» (1991) и «Сеанс гипноза» (1991).

Все его произведения в какой-то мере автобиографичны, в них есть чувство родной земли, ответственности перед людьми. Надо отметить, что Михаил Николаевич и по сей день не забывает своих земляков, посещает родные места, знакомит хуторян с новыми произведениями. Проводит он творческие встречи и со студентами различных ВУЗов нашего города. На одной из встреч его спросили:

- Каким вы видите наше будущее?

- «Я не берусь судить о том, что будет с землёй и т. д. У меня есть пять правнуков. Сейчас я радуюсь всему, что с ними происходит. Несмотря на то, что в жизни им придётся встретиться со всем, и с гадким в том числе, мы им это гадкое не

показываем. Взять огород: мы же не просто посадили на нём что-то и всё. Его же надо полоть, сорняки убирать с ранней весны до поздней осени. С человеком происходит то же самое. И я полагаю, что, в конце концов, мы осознаем, что прополку безнравственности проводить в нашем обществе необходимо. В этом смысле религия и культура совершенно незаменимы».

Еськов - член союза писателей России с 1979 года, печатался в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Москва», «Смена» и др. В 2011 году был удостоен Шукшинской литературной премии, лауреат губернаторской премии им. Е.Н. Носова и премии «Императорская культура». В 2013 году был призван лучшим прозаиком России.

В настоящее время Михаил Николаевич - организатор акции в Курске «Нет сиротству», которая посвящена защите детства, за основу взят его рассказ «Петька вернулся».

Высоко оценил творчество Еськова Евгений Носов, он писал: «Читателю я могу сообщить, что человек он эмоциональный, глубоко впечатлительный, заряженный высоким чувством сострадания и гуманизма, и эти особенности натуры хорошо просматриваются в его творчестве - произведениях ярких, подкупающих правдой жизни, насыщенных то драматическим, то поэтическим психологизмом, так впечатляюще воздействующих на наши сердца и души».

Родная земля

Кожлянская игрушка, соловей, антоновское яблоко - это все символы Курского края. Литературными же символами и патриотами своей земли являются писатели - Е. Носов, Н. Корнеев, М. Еськов и не только. Они сохранили благодарность к родной земле, привязанность к отчему краю.

Е.И. Носова не раз приглашали на работу и жительство в Москву, даже квартиру выделили. Но он остался верен Соловьиной стране. Знал, что вырви корни из родной земли - засохнет древо творчества…

М.Н. Еськов мог тоже перебраться в столицу, найти там, как говориться приют, но он бросил карьеру ученого и выбрал тяжкую дорогу русского писателя. Остался в «глуши», в провинциальном Курске, чтобы писать о судьбах деревни и призвании врача.

Н.Ю. Корнеев родился в селе «Коренское». И хотя Корнеев жил и в Туле и в Курске, его постоянно тянуло в родные живописные места. Почти каждое лето он вместе с семьей приезжал в одну из деревень недалеко от Воробьевки. Здесь нередко бывал Е. Носов, друживший с Николаем Юрьевичем. Все они бесконечно любили свою малую Родину.

С произведениями курских писателей можно познакомиться в научной библиотеке ЮЗГУ.

Обучение изобразительной деятельности является важной составляющей образовательной программы детского сада. Рисование, лепка и аппликация - любимые занятия детей, тяга к творчеству сильнее год от года. Получая положительные эмоции от процесса создания поделок, ребята одновременно развивают необходимые в будущей школьной жизни умения. К возрасту 6–7 лет мелкая моторика дошкольников хороша развита, появляются способности к прогнозированию и анализу, к выявлению взаимосвязей между предметами явлениями окружающего мира. На занятиях по изобразительной деятельности детям предоставляется максимальная свобода выбора в выполнении задания: самостоятельное продумывание замысла, планирование действий к его выполнению, определение техники исполнения, необходимых инструментов и материалов. Сегодня мы расскажем, как должно проходить занятие по теме «Грибы и ягоды» в подготовительной группе детишек.

Подготовка к занятию по рисованию на тему «Грибы и ягоды» в подготовительной группе детского сада

Рисование является одной из основных форм творческой деятельности ребёнка. Проводившиеся в детском саду занятия служат гармоничному и эмоционально позитивному развитию дошкольника, готовят к начальной школе и развивают личностные качества. Работа с кисть, карандашами и фломастерами развивает мелкую моторику и готовит кисть руки к освоению важному для будущей жизнедеятельности навыку - письму. На занятиях рисованием ребёнок получает знания о цветах и оттенках, учится видеть красоту в различных цветовых сочетаниях. Развивается пространственное мышление, закрепляются понятия композиции и перспективы. Активизируются образная память и мыслительные процессы.

Задачи обучения рисованию в подготовительной группе

  1. Развитие эстетических чувств: цветовое и композиционное восприятие предметов, чувство формы, ритма, пропорции. Направляя детей на конкретное зрительное восприятие объектов, педагог должен научить видеть предметную красоту, неповторимые свойства предметов.
  2. Развитие пространственного мышления, закрепление композиционных способностей. Старшие дошкольники должны уметь создавать трёхплановую композицию.
  3. Обучение выделению основных или наиболее значимых свойств предмета при помощи выделения цветом, размера изображения, расположения на переднем плане рисунка.
  4. Развитие навыка рисования по представлению (на темы окружающей действительности, по мотивам сказок).
  5. Побуждение к самостоятельной творческой деятельности, активизация воображения ребёнка.

Воспитанники подготовительной группы знакомы с основными видами рисования и используют различные техники и приёмы для реализации творческого замысла:

  1. Предметное рисование.

    Ребята учатся реалистично передавать в рисунке характерную форму предмета или его частей, с соблюдением пропорций, цвета, объёма, движения. У детей 6–7 лет активно развивается аналитическое мышление, они учатся выделять общие признаки у предметов и особенности, по которым они отличаются один от другого. Срисовывание на занятиях в старшей и подготовительной группе не проводится. Возможно рассматривание образцов готовых работ на заданную тему, обсуждение техник исполнения, приёмов рисования. Прямой показ действий не проводится. Рекомендуется во время изучения технокарт и наглядных инструкций совместно с воспитанниками строить устный план выполнения действий. Большое значение отводится рисованию предметов с натуры: ребята учатся передавать характерные особенности строения и формы на конкретных примерах. В подготовительной группе ребята рисуют предметы и по представлению, оперируя образами зрительной памяти и следуя за воображением.

  2. Сюжетное рисование.

    Дошкольники учатся передавать свои впечатления и ощущения, рисуя предметы и отображая своё понимание связи между ними, взаимодействия. В подготовительной группе детям даётся возможность самостоятельно придумать сюжет (небольшую сценку) по теме занятия. Развиваются композиционные способности юных художников: они располагают рисунок по всей площади листа, учатся определять положение объектов - передний и задний план. В выпускной группе детского сада дети осваивают умение передавать характерные движения объектов, преодолевают условность и статичность изображения.

  3. Декоративное рисование.

    Обучение украшению бумажной заготовки или фигурки из папье-маше выполняет требование развития эстетического вкуса на занятиях по изобразительной деятельности. Дошкольники знакомятся с народными промыслами нашей страны, учатся видеть красоту в изделиях мастеров из народа. Полученные знания об особенностях гжельской, хохломской, городецкой росписей ребята применяют в создании собственных узоров по мотивам народной живописи.

Для темы «Грибы и ягоды» в подготовительной группе наиболее актуально предметное рисование с натуры или по представлению: «Еловые ветки», «Гроздь рябины», «Мухомор», «Грибы в лесу», «Семейка опят» и т. д. Ребята отрабатывают навыки создания композиции, расположения предметов на листе бумаги, учатся заполнять рисунком весь лист, создавать необычный фон. Рисование с натуры будет основным методом в школе. В подготовительной группе перед воспитанниками не ставится задача в изображении объёма предмета или создания светотени. Цель в обучении детей 6–7 лет состоит в научении выделять особенности предмета перед ними и отображать их в рисунке: форма предмета, его частей, соотношение деталей с основной фигурой. Анализирование предмета и передача его деталей успешно осуществляется детьми 6–7 лет при близком расположении предмета. Результативно проходят занятия, имеющие в основе игровой элемент. Например, перед каждым воспитанником кладётся на столе веточка рябины, которую по заданию нужно нарисовать с натуры. Каждый изучает только свою веточку, выделяет и изображает её особенности (одна или две грози ягод, раздвоенная веточка, количество листьев, свежая или пожухшая листва). В конце занятия воспитатель собирает веточки и кладёт их на общий стол, предлагая ребятам найти по рисункам, кто какую ветку рисовал.

Часто выполняются работы на эту тему способом сюжетного рисования: «Снегири клюют рябину», «Белка прыгнула на ветку», «Грибной ёжик», «Кто спрятался под грибком» и т. д. Воспитанники подготовительной группы учатся изображению характерных движений птиц и животных, продумывают небольшие сюжетные сценки. В декоративном рисовании также используются грибы и ягоды в создании растительного орнамента на заготовке.

В качестве основы рисунков используются наборы белой и цветной бумаги, специальной для акварели и гуаши, ватман (как правило, для создания коллективных работ или реализации творческих проектов). Тонированная бумага привлекается для работы редко, в основном для создания декоративного узора по мотивам народной живописи. На занятиях по предметному и сюжетному рисованию ребята учатся создавать фон самостоятельно (однотонный или с плавными переходами).

Техники и приёмы рисования

Рассмотрим в виде таблицы, какими приёмами должны овладеть старшие школьники в рамках обучения рисования в подготовительной группе:

Чем создаётся рисунок Техника и приёмы рисования
Карандаши, фломастеры Создание наброска: лёгкой линией, без нажима на лист бумаги переносятся контуры предмета.
Регулирование нажима карандаша.
Создание штриховки с различной степенью нажима и размаха без выхода за контуры изображения.
Использование цветных фломастеров для рисования контуров и деталей предметов.
Краски: акварель, гуашь Смешивание красок на палитре.
Размывание краски на большой поверхности.
Накладывание штрихов и мазков по форме предмета.
Примакивание (наложение вертикальных мазков).
Рисование кончиком кисти (наложение линий или тычков).
Рисование по влажному фону.
Сухая пастель Освоение графической техники рисования (пастелью одного цвета).
Создание основного тона растушёвкой, при помощи жёсткой кисти.
Рисование плавных линий.
Развитие аккуратности при рисовании пастелью: придерживание листа бумаги в процессе рисования, стряхивание пыли на салфетку.

По теме «Грибы и ягоды» проводятся занятия по нетрадиционным техникам рисования: восковыми мелками с зарисовкой акварельной краской, ватными палочками, мелом на наждачной бумаге, в техниках граттаж, монотипия и т. д.

Примеры рисунков грибов, ветвей и ягод, выполненных в нетрадиционных техниках

Рисование отпечатками Граттаж Кляксография Пальчиковая живопись Монотипия Кляксография Пальчиковая живопись Рисование воском и акварелью Точечное рисование Рисование мелками на наждачной бумаге Метод «тычка»

В процессе образовательной деятельности должен осуществляться личностно-ориентированный подход. При подготовке к проведению занятий по рисованию в подготовительной группе воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Это степень владения конкретными приёмами рисования, умение работать в смешанных техниках, степень вовлечённости в коллективную деятельность. К осуществлению поставленной в начале занятия цели должны прийти все воспитанники. К тем, у кого возникают трудности в процессе создания рисунка, воспитатель применяет форму индивидуального показа. Успевающим воспитанникам дополнительно дают задания по украшению готового рисунка или оформление общей композиции в подгруппе (создание панно на листе ватмана).

Личностный подход реализуется через свободу выбора воспитанниками материалов для рисования. Детям должен быть предоставлен доступ к наборам бумаги, карандашей и фломастеров, красок и мелков. Старшие дошкольники, опираясь на оценку своих возможностей, вправе выбрать самостоятельно технику рисования для выполнения поставленной задачи.

Главное в осуществлении личностно-ориентированной концепции обучения - предоставление свободы замысла. Ребёнку предоставляется тема, которая предполагает активизацию воображения. Особенно располагает к фантазированию сюжетное рисование: ребёнок придумывает образы для рисунка, ситуацию, взаимосвязь предметов.

Варианты индивидуальных и коллективных композиций по теме «Ягоды и грибы»

Тема занятия Форма организации занятия Обучающие и развивающие задачи Техника и приёмы рисования
«Ветка рябины» Индивидуальная. Формирование умения рисовать с натуры, анализировать предмет и выявлять его характерные особенности.
Развитие композиционных навыков.
Рисование акварелью.
Оттачивание приёмов рисования кистью (всем ворсом/щетиной и кончиком).
«Грибной ёжик» Индивидуальная. Формирование художественного мышления, развитие воображения.
Создание предварительного наброска простым карандашом.
Создание фона.
Проработка деталей (штриховка, линии, мазки, тычки).
«Грибная поляна» Коллективная. Развитие композиционных навыков.
Формирование понятия о перспективе (передний и дальний план).
Закрепление навыка предметного рисования с передачей характерных особенностей предметов.
Рисование на общем листе ватмана подгруппами.
Приём примакивания кистью (грибы).
Способ рисования мятой бумагой (трава).
Индивидуальная. Закрепление навыка предметного рисования.
Развитие зрительного восприятия.
Как правило, в подготовительной группе занятие на эту тему проводится в технике пальчиковой живописи:
Рисование вертикальных линий - длинных и коротких.
Рисование точек.
«Грибы в лесу» Коллективная. Активизация процессов памяти и внимания.
Закрепление навыка предметного рисования.
Рисование в подгруппах.
Рисование карандашами:
Штриховка в пределах контуров наброска с различной степенью нажима.
Создание контуров цветными фломастерами.
«Кто спрятался под грибком» Индивидуальная.
Активизация памяти, воображения.
Рисование в смешанной технике - акварелью и гуашью.
Заготовка фона.
Рисование по влажному фону.
Рисование мазками разной направленности.
Проработка мелких деталей тонкой кисточкой.
«Снегири на ветке рябины» Индивидуальная. Развитие навыка сюжетного рисования.
Активизация образной памяти, развитие умения анализировать и прогнозировать.
Рисование гуашью:
Заготовка фона.
Рисование мазками.
Прорисовка деталей тонкой кисточкой.
«Сказочный гриб» Индивидуальная. Развитие навыка рисования по представлению.
Активизация воображения.
Рисование цветными карандашами:
Создание наброска.
Продумывание фона.
Штриховка с различной степенью нажима.
Прорисовка деталей (возможно, фломастером).

Мотивирующее начало занятия на тему «Ягоды и грибы»

Обязательным этапом занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе является мотивирующее начало. Оно создаёт эмоционально позитивную атмосферу, активизирует образную память воспитанников, расширяет знания детей об окружающей действительности, настраивает на последующий творческий процесс. В качестве мотивирующего материала в начале занятия по рисованию используются:

  • Наглядный материал: тематические плакаты, карточки, иллюстрации в книгах, игрушки и фигурки.
  • Чтение стихотворений, сказок, пословиц и поговорок, отрывков из прозаических художественных произведений по теме занятия.
  • Проведение беседы.
  • Создание проблемных и игровых ситуаций, сюрпризных моментов.
  • Использование технических средств: прослушивание аудиозаписей, показ слайдов на проекторе.

Примеры использования мотивирующих материалов в начале занятия по теме «Грибы и ягоды»

Тема занятия Мотивирующее начало
«Сказочный гриб» Прослушивание пословиц о грибах:
Грибы растут в деревне, а их и в городе знают.
Весна красна цветами, а осень - грибами.
Ягоды любят день, грибы - ночь и тень. и др.
Беседа с воспитанниками: как они понимают ту или иную пословицу, где растут грибы, какую погоду они любят и т. д.
Разучивание с воспитанниками скороговорки о грибах.
«Ветка рябины» Создание сюрпризного момента :
В гости к ребятам приходит белочка (медвежонок, заяц, ёжик или другой лесной зверь). Она принесла ребятам в подарок букет из рябиновых веток. Белочка раздаёт ребятам по веточке и замечает, что у них на столах лежат листы бумаги, кисточки и краски, а смогут ли ребята нарисовать ветки рябины? После выполнения задания белочка обещает провести с ребятами игру «Найди свою веточку в букете».
«Грибная полянка» В начале занятия воспитатель загадывает детям загадки о грибах и прикрепляет к доске картинки с изображением отгадок (либо ставит на стол фигурки отгаданных грибов).
Проведение беседы о грибах: где растут, какие места любят определённые грибы, какие грибы несъедобные. Детям даётся задание разделить на две группы изображения грибов - на съедобные и ядовитые.
Физкультминутка «За грибами».

Составление конспекта занятия по рисованию на тему «Грибы и ягоды»

Временной план занятия по рисованию в подготовительной группе

Длительность занятия по рисованию с воспитанниками 6–7 лет составляет не более 30 минут.

  • Организационный момент 1–2 минуты.
  • Мотивирующее начало 6–7 минут.
  • Практическая работа 15–17 минут.
  • Демонстрация и обсуждение готовых работ 2–3 минуты.
  • Подведение итогов 1 минута.

Каждое проведённое занятие воспитатель анализирует по следующим критериям:

  • Достижение цели занятия.
  • Выполнение образовательных и воспитательных задач.
  • Эмоциональный настрой воспитанников на каждом этапе занятия (чем было обусловлено то или иное состояние детей).
  • Наличие задержек на каком-либо этапе занятие: выявление причины и пути коррекции в последующей образовательной деятельности.
  • Анализ работ воспитанников: какие приёмы рисования требуют дополнительного закрепления.
  • Самоанализ работы педагога: какие обучающие методы и приёмы были эффективны в проведении занятия, какие нет.

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему «Ветка рябины».
Создание рисунка с использованием различных приёмов (примакивание, тычок, рисование концом кисти, элементы пальчиковой живописи). Задачи Создать комфортные условия для позитивной творческой деятельности.
Совершенствование навыков рисования акварельными красками.
Закрепление навыка смешивания красок на пластиковой палитре или листе бумаги.
Развитие чувства прекрасного через наблюдение объектов природы. Ход занятия Воспитатель зачитывает стихотворение о красавице рябинке. Рассказывает ребятам об особенностях строения этого дерева и как меняется цвет его листьев с наступлением осени.
Изучение и обсуждение наглядного материала - картинки с изображением рябины в разные времена года.
Практическая часть:
Тонирование листа бумаги при помощи краски и кусочка поролона.
Пока бумага сохнет, воспитатель ещё раз рассматривает с ребятами изображение ветки рябины, обсуждают особенности строения, формы ягод и листьев, цветовые качества.
Рисование кистью веток и листьев, кончиками пальцем - ягод рябины.
Прорисовывание мелких деталей кончиком кисточки: прожилки листьев - штрихами, серединки ягод - точками.
Демонстрация и анализ готовых работ.
Благодарность воспитанникам за проделанную работу.

Порядок выполнения рисунков на тему «Грибы и ягоды»

Воспитанники подготовительной группы активно развивают умение следовать устным инструкциям педагога. Поэтому до выполнения ребятами практической части задания воспитателю стоит обсудить с ними, какими способами и в какой последовательности они будут рисовать пейзаж, и путём наводящих вопросов и подсказок подвести их к рекомендуемому порядку действий. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки. Для тех ребят, у кого возникают затруднения с выполнением задания, могут быть предложены карточки со схематическими инструкциями по рисованию предметов. Прямой показ действий для воспитанников подготовительной группы педагог осуществляет только в случае выполнения особо сложного элемента или индивидуально в ситуации крайнего затруднения у воспитанника.

«Ветка рябины»

Создание наброска Создание наброска Раскрашивание штриховкой Рисование штриховкой листьев Процесс штриховки Закрашивание контуров ягод Раскрашенная кисть Процесс обведения контуров ветки Прорисовка контуров Прорисовка прожилок листьев Обведение контуров ягод Кисть с обведёнными ягодами Рисование сердцевин ягод (крестиками или звёздочками) Кисть с прорисованными сердцевинками Прорисовка сердцевин точками Готовая работа

«Рябиновая ветвь»

Рисование наброска простым карандашом Обведение контуров ветви Раскрашивание ветви Обведение контуров и раскрашивание листьев Раскрашенная ветвь и листья Обведение контуров ягод Раскрашивание ягод Раскрашенная ветвь и грозди рябины Рисование прожилок Рисование сердцевин ягод (крестиками) Промежуточный этап рисования Прорисовка мелких деталей Готовая работа

«Грибной ёжик»

Создание акварельного фона Пока фон сохнет, рисуем тело ёжика Штрихами рисуем травку Рисуем лапки ёжика Рисуем мордочку и нос Наносим коричневые штрихи - иголки Наносим штрихи чёрной краской Гуашью рисуем ножки грибов Рисуем шляпки грибов Даём гуаши высохнуть Кончиком кисти обводим ножки грибов На ёжике грибы тоже обводятся Готовая работа

«Кто спрятался под грибком»

Рисуем акварельной краской фон неба Плавным переходом рисуем траву По мокрому фону рисуем тучи на небе Рисуем штрихами по мокрому акварельному фону капли Рисуем штрихами по мокрому акварельному фону траву и листочки Гуашью рисуем ножку гриба Гуашью рисуем шляпку Рисуем туловища и головы жучков Дорисовываем кончиком кисти усики и лапки жуков Кончиком кисти прорисовываем детали Готовая работа



Описание : данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, школьников и их родителей, педагогов дополнительного образования.
Назначение : подарок, украшение интерьера.

Цель : выполнение рисунка в смешанной технике рисования: примакивание, тычок, рисование кончиком кисти, рисование пальцем.
Задачи :
1. Создать обстановку комфортного психологического климата.
2. Учить изображать акварельными красками на листе бумаги ветку рябины, используя разные техники рисования: примакивание, тычок, рисование кончиком кисти, рисование пальцем.
3. Развивать умение смешивать краски на листе бумаги, на палитре.
4. Воспитывать умение замечать и отражать в рисунке красоту природы.

Краса земли рябинушка…
У рябинушки ладошки
Зацелованы дождями.
Ягод пламенная крошка
На ветвях и под ногами.
У рябинушки дорожка.
Кто пройдет – спасибо скажет.
За тепло и нрав хороший.
Нет её сегодня краше.

Рябина — великолепное украшение лесов. Это изящное деревце, сказочно красиво в любое время года.
Ранней весной рябина надевает наряд из нежно-зеленых кружевных листочков, а в конце весны, в мае, зацветает пышными белыми гроздьями.
Летoм рябина дарит нам прохладу, защищая от жаркого солнца.
А в осенние дни это деревце становится волшебно красивым. Солнышко, прощаясь с рябинкой до весны, дарит ей свои самые красивые краски. Словно сказочная принцесса в кружевном желтом сарафане с ярко-красными сережками-гроздьями красуется рябина. Но это убранство недолговечно. Холодный безжалостный ветер вскоре сорвет чудесный наряд, и только красные гроздья ягод будут таить нежные воспоминания о лете и тепле.
Затем наступает зима, и белый искристый снег украсит ветви. Но грустить и скучать рябинке зимой не придется. Ведь полезные и вкусные рябиновые ягоды будут спасать пернатых от голода долгой морозной зимой.
В народном календаре есть день, Петр-Павел Рябинник, приходящийся на конец сентября, время созревания плодов рябины. В этот день ветки рябины связывали в пучки и развешивали под крышами домов, сараев, различных хозяйственных построек. Этот обычай связан с представлениями о рябине как о дереве, способном защитить от всяких бед.
Рябина считалась символом счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябиновое деревце.
Загадки про рябину :
Много ягодок – огней
Будет осенью на ней.
И подарит для Марины
Бусы красная...(Рябина )

Я смотрю в свое окно,
Вижу дерево одно.
Гроздья красные висят,
Птички скушать их хотят.
(Рябина)

Народные приметы, связанные с рябиной:
Поздний расцвет рябины — к долгой осени.
Если уродится рябина — рожь будет хороша.
В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухо.

Приступим к работе. Для рисунка нам понадобятся: белый плотный лист бумаги (лучше акварельной); акварель, гуашь, две кисточки: пони или белка № 1 и № 2; двойной стакан-непроливайка для воды.

Работу будем начинать с тонирования листа бумаги. Для этого нам понадобятся акварельные краски, поролоновый тампон, вода.
Рис. 1


Пропитываем тампон водой, лишнюю воду отжимаем.
Рис. 2


Набираем нужный оттенок акварели, наносим ровным слоем на лист бумаги. Тонировать лист можно одним цветом, или смешивая постепенно на листе бумаги, плавно переходя от одного цвета к другому.
Рис. 3


Пока тонированный лист бумаги сохнет, рассмотрим с детьми ветку рябины: строение, оттенки цвета, форму листьев и плодов.
Рис. 4


Набираем на кисть (№1) акварель коричневого цвета и по диагонали наносим рисунок ветки рябины.
Рис. 5


Этой же краской и кистью рисуем маленькие веточки на конце для первой кисти рябины и для второй. Рис. 6


Зелёной краской рисуем основу для листьев
Рис. 7


Рисуем ягоды:
Чтобы нарисовать ягоды рябины, будем использовать технику « рисование пальцем». Подушечку одного пальца опускаем в красную гуашь (как бы набираем краску на палец).
Рис. 8


Делаем отпечаток пальцем в том месте, где наметили рисовать ягодки. (Рис. 9, 10, 11)
Таким образом, формируем кисти рябины.
Рис. 9


Рис. 10


Рис. 11


Начинаем рисовать листья.
Листья будем рисовать «примакиванием», т.е. кисть с краской прикладываем к тому месту, где наметили рисовать листья. Надо обратить внимание детей на сложную форму листа. Маленькие части листа, которые мы рисуем примакиванием кисти, находятся друг против друга.
Рис. 12


Для смешивания красок, на кисточку можно сначала набрать жёлтую краску, потом на кончик ещё набрать зелёную. Листья получатся разноцветные, настоящие осенние.
Рис. 13


Рис. 14


Рис.15


Использовать можно разные оттенки коричневого, жёлтого, красного.
Рис. 16


Не дожидаясь, пока листочки высохнут, начинаем рисовать прожилки на листьях тёмной краской (коричневой, тёмно-зелёной)
Рис. 17

Татьяна Звегинцева
Конспект НОД по рисованию с натуры в подготовительной группе «Ветка рябины»

Тема: «Ветка рябины» (с натуры)

Программное содержание: Учить украшать лист бумаги крупной веткой с завитками; использовать для украшения ветки различные знакомые элементы; упражнять в рисовании акварелью, кистью (всем ворсом и её концом, нетрадиционным способом (печатание ягод пальчиками).

Интегрирование: Образовательная область «Познание»; Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: Мольберт, иллюстрации «рябины», веточка рябины. Раздаточный: Альбомный лист, акварельные краски, простой графитный карандаш, кисточки, тряпочки.

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы познакомимся поближе с удивительным и необычайно красивым деревом. Оно украшает улицы нашего города.

Загадка:

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

Что за дерево? (Ответы детей). Правильно, это рябина.

А вот одна народная примета, связанная с рябиной: В лесу много рябины – осень будет дождливой, если мало – сухой. Заметили ли вы, ребята, что у рябин, которые растут на нашем участке, этой осенью очень много спелых гроздьев, которые украшают ветви деревьев. И дождей, помните, было очень много. Верная примета. Да, ребята? Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей? Что, по-вашему, красиво в этом дереве? (Ответы детей).

Воспитатель:

Ребята, рассмотрите ветку рябины. Какого цвета ягоды? Какой они формы? А какие по форме листья? Как ягоды располагаются? (Ответы детей)

А теперь послушайте стихотворение В. Рождественского:

Я знал тебя, моя рябина,

Ты на околице села,

Над серой крышею овина

Под небом северным росла.

Тебя трепала непогода,

А ты всем горестям назло

Росла и крепла год от года,

Глядясь в озерное стекло.

Воспитатель: В нашем городе много рябины. Осенью улицы, дворы и скверы наряжаются в рябиновые бусы. А только ли для красоты в нашем городе люди посадили рябину? (Ответы детей). Ягодами рябины питаются птицы (а именно синички, скворцы и даже вороны). Любят ягоды и медведи, лоси. Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши.

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А друзьям угощенье.

Воспитатель:

А сейчас мы с вами, ребята, попробуем нарисовать веточку рябины. Подумайте о расположении веточки рябины на листе бумаги. Где мы её изобразим? (Ответы детей). Да, правильно, в центре листа.

А перед тем, как начать работу, давайте разомнём наши пальчики и заодно отдохнём.

Пальчиковая гимнастика (Зимняя прогулка):

(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

Так, ну а теперь приступаем к работе.

Объяснение и показ порядка выполнения рисунка на педагогическом эскизе.

1 этап. Проводим карандашом основную ветку по диагонали листа. На ветке будут держаться листья и гроздь рябины.

2 этап. Под углом от ветки в одном направлении сверху и снизу проводим линии, на которых будут листья. Листья не рисуем.

3 этап. От ветки вертикально вниз проводим линию – ветка с ягодами. Ягоды держатся на веточке-кисточке. Предложить детям опустить свою кисть руки вниз пальчиками и посмотреть, как пальчики крепятся к ладошке. Сравнить с кистью рябины. Нарисовать кисть рябины. Ягоды не рисуем.

4 этап. Раскрашиваем рисунок. Рисуем листья.

5 этап. Печатаем ягоды кисточкой.

Самостоятельная работа детей. Помощь детям при затруднении. Коррекция осанки.

Итог занятия. Анализ готовых работ.

Вопросы: Ветку какого дерева мы сегодня рисовали? Вам нравятся ваши рисунки?

Воспитатель: Устали, ребята? Давайте разомнём наши ручки и ножки. Встаём, потягиваемся.

Физкультминутка «Рябинка»

На холме стоит рябинка, Потягивания - руки вверх.

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете - Вращение туловищем вправо-влево.

Ветер крутит, крутит ветер.

Но рябинка только гнется, Наклоны в стороны.

Не печалится - смеется.

Вольный ветер грозно дует Дети машут руками, изображая ветер.

На рябинку молодую.

Дети любуются нарисованными веточками рябины. Воспитатель зачитывает стихотворение.

Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с работой. Кажется, будто сама Осень побывала у нас в гостях и оставила свой разноцветный след. Да и рябинка у вас получилась как настоящая!




Top