Вход на курскую кольцевую. Станция метро "Курская" (кольцевая)

July 12th, 2015

Еще один крупный транспортный узел на Кольцевой линии. Вернее даже не так... Самый крупный транспортный узел на Кольцевой линии. По данным на 2011 год через станции метро "Курская" Кольцевой и Арбатско-Покровской линии, а также станцию "Чкаловская" ежедневно проходит 246 тысяч человек. Это самый высокий показатель в Московском метро. Станция снабжена наземным вестибюлем. После постройки станции не стали делать объединенный наземный вестибюль, как это было на ст.м. . Собственно вестибюль, как мне кажется и является самой интересной, красивой, помпезной частью станции. Но пойдем и поглядим.

ТТХ станции.

Архивное фото. Написано, что строительство какое то, но скорее всего просто меняют рельсы.

Митинг по случаю открытие нового участка и станции метро "Курская". Культ личности - все дала.

Наземный вестибюль в его изначальном виде. Сейчас эта боковая часть примыкает к вокзалу.

Неожиданно какая то странная крыша на павильоне. Ее видно только издалека.

А вот изначальный вид зала в павильоне. Обращает на себя внимание красивый пол, выложенный мелкой плиткой.

Ну и конечно в пустующей нынче нише стоит отец народов. На фото видно, что скульптура очень классная (безотносительно к личности Сталина). Реально произведение искусства. Авторство - скульптор Томский. Он в остновном ваял вождей, но не только. Его же авторства памятник Гоголю, на гоголевском же бульваре. Сталин же с Курской был убран после 1961 и в итоге утрачен.

Красота, никаких валидаторов. Проезд по билетам.

Капелька пропаганды. Занятно, что сейчас современные архитекторы совершенно не делают концептуальных проектов и не восхваляют "величие свободолюбивого российского народа". Хотя показной патриотизм сейчас цветет буйным цветом.

Станционный зал в районе перехода на Арбатско-Покровскую линию. Какие красивые светильники. Я так понял, что изначальные светильники утрачены!

Советские люди в метро.

Похоже снова постановочное фото.

А вот это круто. Здорово, что подземка ТОГДА была в первую очередь произведением искусства. Даже вот в хронике станции называют "подземные дворцы"

А вот отличное цветное фото. Замечательный состав типа Д на ст.м. Курская.

1. Итак прогуляемся по современной станции. Начнем с наземного вестибюля. Павильон выглядит очень помпезно. Ночью пространство внутри своеобразного портика освещается. Жалко нет подсветки самого павильона.
2. Днем павильон выглядит вот так. Перед павильоном на площади красиво выложена гранитная мозаика. Поставили скамеечки и фонари - очень классно стало.

3. Занятно, наверху надпись с названием станции, там же две даты, дата начала и окончания строительства 1945-1949 гг. Сама же станция открыта в 1950-м. Есть мнение, что сам Сталин перенес дату открытия, чтобы, якобы праздник от открытия нового участка метро не совпал с 70-летием самого вождя. Фиг знает, насколько это правда, но даты на павильоне "Курской" говорят о том, что станция была готова в 1949 году.

4. С одной стороны павильон примыкает к зданию вокзала, с другой отгорожена ограждением.

5. Слева пристройка. Табличка над дверью "Зал официальных делегаций". Эта пристройка скорее РЖДшная. Забавляет балкон. Наверное оттуда открывается "прекрасный" вид.

6. Пойдем дальше. Перед входной группой. Выглядит павильон очень аккуратным оттого, что в 2008-2009 его отреставрировали.

7. Внутри павильон очень крут. И представляет собой Храм Победы. Многие станции, построенные после Великой отечественной оформлены на тему Победы.

8. Но сначала мы попадаем в кассовый зал. Тут с трех сторон одинаково выполненные порталы с дверями, но я так понял, что вот эти справа от главного входа не используются. Практически все богато украшено, нет ни одного элемента, оставленного без внимания. Люстры такие же, как на ст.м. .

9. Наземный вестибюль в период с 2008 по 2009 был закрыт и подвергся реконструкции, также были заменены эскалаторы и отреставрирован нижний аванзал.

10. А дальше интересное помещение с куполом, который опирается на 12 колонн. Над восемью центральными находятся скульптуры с лавровыми венками, На круговой балке, которая лежит на колоннах два куплета из советского гимна.

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!

Последние две строчки был утрачены и появились только после реконструкции.

11. Очень круто, напоминает какой нибудь античный языческий храм.

12. За восьмиугольным залом располагается алтарь с верховным божеством ниша в которой стояла скульптура Сталина. Естественно скульптура была утрачена и даже после реконструкции она не была восстановлена, хотя есть мнение, что если бы скульптура не была утрачена, ее бы поставили на прежнее место. С учетом того, что восстановленная строчка из гимна вызвала много споров, решение это вполне разумное.

13. Почти античные скульптуры. Советские "богини".

14. Очень красиво. Спускаемся по лестнице вниз.

15. Внизу еще один помпезный зал с колоннами, облицованными черным камнем. Богато. Вдали валидаторы - естественно уже современные. А на архивном фото выше мы видели над этим местом висела табличка о предъявлении билетов.

16.Отсюда можно попасть на "салатовую" и "синюю" ветку. В этом зале всегда много народу.

17. Зал освещается крутейшими люстрами. Посмотрите.

18. Эскалаторный зал. Круглое в плане помещение с красивыми каменными колоннами по периметру и с огромной, богато украшенной по середине. Главное украшение этой залы. Кстати кажется, что колонна вырастает из пола и реально она опирается где-то глубоко внизу, наверное это сделано ради того, чтобы она не казалась странной коротышкой.

19. Просто прекрасно. Когда это все видишь то понимаешь, что как бы не старались современные архитекторы отечественные в попытках соответствовать архитектурным шедеврам прошлого, превзойти по красоте, помпезности и торжественности такие образчики, как ст.м. "Курская" им вряд ли по силам.

20. Красиво.

21.

22. Отделка колонны посвящена изобилию. Девушки с плодами, растительный орнамент, во верху пущена виноградная лоза с гроздьями винограда.

23. Эскалаторный спуск. Еще одна ниша на заднем плане. Интересно, там стояла какая-нибудь скульптура или нет. Также тут стоят светильники, похожие на те, что мы видели на архивных фото платформенного зала в районе перехода на "синюю" ветку.

24. Спускаемся вниз. Тут перед входом на станцию гермозатвор.

25. Станция колонная, глубокого заложения.

26. Колонны продолговатой формы в плане. Отделка камнем отсылает нас снова к античным храмам.

27. Металлические накладки на путевой стене позолочены. Тут тоже растительные орнаменты. Занятна надпись "Курская большого кольца" не просто кольцо, а БОЛЬШОЕ кольцо.

28. Над арками между колоннами идет тоже золотистый растительный орнамент.

29. Посреди платформы небольшой зальчик с лестницей перехода на Арбатско-Покровскую линию.

30. Напольная навигация, которую внедряют сейчас на многих станциях, как мне кажется - это отличное нововведение. Помогают быстрее ориентироваться в том числе и приезжим, которые порой встанут посреди станции, перегораживая дорогу и стоит разглядывают указатели наверху.

31. А вот светильники к большому сожалению тут не аутентичные. Даже не стилизованные. Какая то дешевая подделка. Странно, ведь можно же сделать реплику светильника, тем более, что оригиналы не утрачены, а стоят наверху в эскалатором зале.

32. Потолок.

33. В центральном зале светильники круглые, а вот в боковых залах они необычной формы.

34. Крайне необычной формы люстры. Очень оригинальные.

35. На станции всегда дофига народу. Кто то спешит на вокзал, кто то на переход.

36. Еще вид центрального зала.

37. Кстати новые поезда отлично по цвету сочетаются с оформлением станции. Все, садимся в поезд, едем дальше.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте

Дата открытия станции "Курской" кольцевой линии: 01.01.1950.

Открыта в составе участка "Парк культуры" - "Курская".

Конструкция станции - колонная трехсводчатая глубокого заложения.
Сооружена из сборной чугунной отделки. Свод центрального тоннеля и своды опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара стоящих рядом колонн архитектурно оформлена как одна колонна.

Архитекторы: Г.А.Захаров, З.С.Чернышева.
Инженеры-конструкторы: Л.И.Горелик, П.С.Сметанкин.

Название станция получила по одноименному вокзалу.
Центральный свод и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. В середине, где находится переход на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии, свод опирается на пилоны, образующие вместе с началом перехода своего рода «беседку». В оформлении использованы оригинальные светильники, размещенные в нишах пилонов, обрамляющих гранитную лестницу перехода. Пилоны и колонны центрального зала покрыты светлым мрамором «коелга». Рельефные детали выполнены из золоченого металла. Сочный и выразительный орнамент декоративных элементов развивает тему рассвета нашей страны. Пол выложен красным и серым гранитом.
Наземный вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому вокзалу. В нем находилась скульптура И.В.Сталина (автор Н.В.Томский, не сохранилась). На уровень ниже вестибюля находится подземный круглый аванзал, отделанный тёмно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором. Центр аванзала украшает оригинальная колонна-цветок, в которой скрыты светильники. Из него имеется вход в цокольный этаж здания Курского вокзала и в подземный переход к посадочным платформам. К этому помещению также примыкает аванзал станции «Курская» Арбатско-Покровской линии.
В 1950 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии.
Из южного торца станции в 1995 году был сооружен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949», но по легенде сам И. В. Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года, чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя. Павильон строился на открытом и со всех сторон обозримом месте. Теперь же он прислонён к новому зданию Курского вокзала. Вестибюль станции интересен тем, что он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания - Храма Победы. За входом после прямоугольного аванзала расположено центральное двусветное помещение под сложным восьмигранным ребристым куполом. Вход в зал условно обозначен двумя прямоугольными пилонами высотой до основания купола. На их внутренних сторонах чеканка по бронзе: огромные двуручные мечи, увитые гирляндами. Купол опирается на мощные балки, уложенные на высокие круглые колонны. На этих балках есть надпись с текстом второго куплета гимна СССР:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,

И Ленин великий нам путь озарил.

Нас вырастил Сталин - на верность народу

На труд и на подвиги нас вдохновил.

После XXII съезда КПСС в 1961 году последние две строчки были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работа скульптора Николая Томского), а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города. При капитальном ремонте вестибюля в 2008-2009 годах было решено восстановить утраченные детали вместе с реставрацией здания (кроме восстановления памятника). Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись. А ночью 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный смысл зала как «Солнца Победы».

Станции метро “Курская” и “Чкаловская” в Москве расположены на расстоянии примерно 2,5 километра восточнее центра города (Кремль и ), рядом с Курским вокзалом. Станции метро Курская имеются на двух линиях московского метрополитена, на Арбатско-Покровской линии (линия 3, синяя линия), и на Кольцевой линии (линия 5, коричневая линия). Станция метро “Чкаловская” расположена на Люблинско-Дмитровской линии (линия 10, светло-зелёная линия) Московского метрополитена. Станции соединены переходами, что позволяет совершить пересадку между тремя линиями метро.

Станция метро “Курская” (Арбатско-Покровская линия)

Станция метро “Курская” Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена расположена между станциями и .
Станция была открыта 13 марта 1938 года. Посадочный зал станции расположен под улицей “Земляной Вал”. Выход со станции (эскалаторы) находится в восточном торце зала.

Станция имеет пересадки на одноимённую станцию Кольцевой линии и на станцию “Чкаловская” Люблинско-Дмитровской линии. Переход на Кольцевую линию находится в центре зала. Переход на Люблинскую линию находится в западном торце зала.

Выход со станции производится через круглый подземный зал, рядом с которым находятся билетные кассы. Через этот же зал можно пройти на станцию Кольцевой линии метро. Со станции можно выйти в в зал ожидания Курского вокзала, в наземный вестибюль (расположен на первом этаже жилого дома на площади Курского вокзала) и через пешеходный переход под железнодорожными путями к Нижнему Сусальному переулку.

Станция метро “Курская” (Кольцевая линия)

Станция метро “Курская” Кольцевой линии Московского метрополитена расположена под площадью Курского вокзала между станциями и .
Станция была открыта 1 января 1950 года.

Станция имеет два вестибюля. Северный вестибюль является общим со станцией Арбатско-Покровской линии. Вестибюль расположен в северной части площади Курского вокзала и имеет выходы в здание вокзала и на площадь. Южный вестибюль расположен в южной части площади Курского вокзала и используется совместно со станцией “Чкаловская”.

Переход на станцию “Курская” Арбатско-Покровской линии находится в центре посадочного зала станции (лестница над платформой, затем по коридору). Переход на станцию “Чкаловская” производится через общий для двух станций вестибюль.

Станция метро “Чкаловская”

Станция метро “Чкаловская” расположена на Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена, между станциями и . Станция была открыта 28 декабря 1995 года. Со станции можно перейти на станции “Курская” Арбатско-Покровской и Кольцевой линий.

Переход на станцию “Курская” Арбатско-Покровской линии расположен в северном торце центрального зала. Переход на станцию “Курская” Кольцевой линии находится в южном торце зала. Выход в город и переход на Кольцевую линию производится через наземный вестибюль. Вестибюль является общим для двух станций метро и находится в южной части площади Курского вокзала.

Оформление посвящено знаменитому лётчику Валерию Чкалову (1904-1938). При проектировании станции улица “Земляной вал” носила название улица Чкалова. Этим объясняется выбор названия станции. В 1992 году улице было возвращено историческое название.

Рядом со станцией метро Курская и Курским вокзалом в Москве расположены:

  • Курский вокзал.
  • Торговый центр Атриум.

Гостиницы рядом со станциями метро Курская и Чкаловская и Курским вокзалом

Рядом со станциями метро Курская и Чкаловская и Курским вокзалом в Москве имеется несколько отелей. Если вас по каким-либо причинам не устраивают эти отели, вы наверняка сможете найти подходящий отель или апартаменты поблизости по доступной для вас цене с помощью любого онлайн-сервиса поиска и бронирования отелей.

  • Гостиница «Энергетик». Недорогая гостиница недалеко от станции метро Курская и от Курского вокзала. Адрес: Дурасовский переулок, 5, Москва, Россия.
  • Хостел Привал. Место, где можно недорого переночевать рядом с Курским вокзалом. Адрес: Улица земляной Вал 23/1, Москва, Россия.

Имеется северный подземный вестибюль, совмещённый со станцией Арбатско-Покровской линии. Выход из северного вестибюля находится в здании , примыкающем к Курскому вокзалу, кроме того, есть выходы в цокольный этаж Курского вокзала и к его платформам. Из южного подземного вестибюля, общего со станцией «Чкаловская», можно выйти на Садовое кольцо (ул. Земляной вал) и 1-й Сыромятнический пер.

Станция имеет пересадки на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии (осуществляется по лестницам в центре зала) и станцию «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии (через совмещённый вестибюль, выход к которому в южном торце станции).

Конструкция станции - колонная трёхсводчатая глубокого (40 м) заложения. В конструкции использована сборная чугунная обделка. Центральный свод и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. В центральной части станции, вблизи лестничного перехода на Арбатско-Покровскую линию, колонны заменены пилонами. Станция Курская является одной из двух крупнейших станций Московского метрополитена (вместе с «Комсомольской» Кольцевой линии).
Архитекторы Г.А. Захаров и З.С. Чернышёва.
Инженеры-конструкторы Л.И. Горелик и П.С. Сметанкин.

Архитектурный декор станции глубоко символичен. Все три части - Центральный зал, Переходный круглый аванзал «Возрождения» с гигантской колонной-капителью и павильон - имеют идею солнца и славы победы и божественности её достижения. Центральный зал напоминает древнеримской зал базиликального типа. Пилоны и колонны дорического ордера покрыты светлым мрамором «коелга». Люстры напоминают древнеримские люстры-светильники, которые снизу напоминают солнца. В полную символическую концепцию входят и золочённые солнца-лучи, исходящие от храмообразного полузала (в центре зала) из которого идёт переход на курскую Арбатско-покровской линии. Покрытие пола - красный «возрождение» и серый гранит. Подземный аванзал отделан красным, розовым, черным и серым мрамором. Авторы проекта станции архитекторы Г.А. Захаров и З.С. Чернышёва были удостоены Сталинской премии. Средний зал-аванзал «возрождение» имеет глубокий смысл. Сам зал имеет круглую форму, в центре, как бы выходящая из земли колонна-капитель.

Выявленный объект культурного наследия.

За станцией между главными путями расположен пункт технического обслуживания составов, от которого отходит соединительная ветвь на Люблинско-Дмитровскую линию. Эта ветвь используется для служебных перевозок и для перегонки составов с одной линии на другую.

Предыдущая станция на линии «Комсомольская» .
Следующая станция на линии «Таганская» .

Информация о станции.

«Ку́рская» - станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Расположена под площадью Курского вокзала между станциями «Комсомольская» и «Таганская». Находится на территории Басманного района Центрального административного округа Москвы. Станция открылась 1 января 1950 года в составе участка «Курская» - «Парк культуры». Названа по Курскому вокзалу, близ которого расположена. Имеет переходы на станции «Курская» Арбатско-Покровской линии и «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

Первой станцией метро у Курского вокзала стала станция «Курская» Арбатско-Покровской линии, открытая в 1938 году в составе второй очереди метрополитена. В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями. По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская». В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный Ряд» - «Площадь Свердлова» - «Площадь Революции». Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» - «Курская», «Курская» - «Комсомольская», «Комсомольская» - «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» - «Центральный парк культуры и отдыха». Первый участок, «Парк культуры» - «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» - «Белорусская», - 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» - «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, - 14 марта 1954 года. «Курская» была открыта с одним наземным вестибюлем и переходом на Арбатско-Покровскую линию, хотя первоначально планировалось открыть станцию с двумя вестибюлями. Из южного торца станции в 1995 году был сооружен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская». С 3 июля 2008 по 24 октября 2009 года наземный вестибюль был закрыт на ремонт.

Архитектура и оформление

Вестибюли

Станция имеет два вестибюля: северный (подземный) - совмещённый с «Курской» Арбатско-Покровской линии, и южный (подземный), совмещённый с «Чкаловской». Вместе со станцией была построена сложная система подземных и наземных помещений, обеспечивающих входы-выходы пересадочного узла, его связь с внутренними помещениями Курского вокзала и переходы между станциями метрополитена. Центром этого ансамбля является круглый подземный зал, в…




Top