Виды оратории. Значение слова «оратория

ОРАТОРИЯ (Итал. oratorio, от позднелатинского oratorium - молельня, молельный дом) - музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра , имеющее драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.

Оратория за-ро-ди-лась од-но-вре-мен-но с опе-рой и кан-та-той и име-ет не-ко-то-рое сход-ст-во с ни-ми. Оратория круп-нее кан-та-ты по размерам, от-ли-ча-ет-ся бо-лее раз-ви-тым сю-же-том. В от-ли-чие от опе-ры, не со-дер-жит по-ста-но-воч-ной час-ти (сце-нического дей-ст-вия, де-ко-ра-ций и другого). Пред-ше-ст-вен-ни-ки Оратории (и опе-ры): те-ат-ра-ли-зованные пред-став-ле-ния с му-зы-кой - сред-не-ве-ко-вые (ли-тур-ги-че-ская дра-ма, jeu parti тру-ба-ду-ров и тру-ве-ров, лау-да) и ре-нес-санс-ные (диа-ло-гический мад-ри-гал). Оратория сфор-ми-ро-ва-лась в конце XVI - 1-й половине XVII веков в Ита-лии (главным образом в Ри-ме) в рус-ле ка-то-лической Контр-ре-фор-ма-ции пу-тём вне-дре-ния эле-мен-тов дра-ма-тического те-ат-ра в па-ра-ли-тур-ги-че-скую му-зы-ку. Основные ис-точ-ни-ки сю-же-тов - Биб-лия и жи-тия свя-тых. Для раз-ви-тия жан-ра Оратории ис-то-ри-че-ски зна-чи-мой счи-та-ет-ся по-ста-нов-ка в 1600 году опе-ры «Пред-став-ле-ние о Ду-ше и Те-ле» Э. де Ка-валь-е-ри в мо-лель-ном до-ме ора-то-ри-ан-цев в Ри-ме.

Тер-мин «Оратория» при-ме-ни-тель-но к музыкальному жан-ру впер-вые от-ме-ча-ет-ся в 1640 году, ра-нее по-доб-ные со-чи-не-ния су-ще-ст-во-ва-ли под другими на-зва-ния-ми. Ти-пич-ный об-ра-зец ран-ней итальянской Оратории - «диа-ло-ги» Дж.Ф. Ане-рио из сборника «Гар-мо-ни-че-ский и ду-хов-ный мад-ри-галь-ный те-атр» (1619), са-мый мас-штаб-ный из ко-то-рых длит-ся около 20 мин и на-пи-сан для 4 со-лис-тов-муж-чин, двой-но-го хо-ра и ин-ст-ру-мен-таль-но-го ан-самб-ля (2 скрип-ки, кор-нет, лют-ня, тео-рба и ор-ган). Из-на-чаль-но су-ще-ст-во-ва-ли два ви-да Оратории: «италь-ян-ская» (итал. volgare, т. е. не на ла-ты-ни) и «ла-тин-ская» (latino). До 1680-х годов в них пре-об-ла-да-ли арии в со-про-во-ж-де-нии бас-со кон-ти-нуо, при-чём ре-приз-ные фор-мы встре-ча-лись ред-ко; позд-нее воз-рос-ла роль ор-ке-ст-ра, арии с ор-ке-ст-ро-вым со-про-во-ж-де-ни-ем при-ня-ли фор-му da capo. Сре-ди итальянских ба-роч-ных ком-по-зи-то-ров - ав-то-ров Ораторий: Дж. Ка-рис-си-ми («Да-ни-ил»; «Иев-фай», до 1648 года; «Суд Со-ло-мо-на», 1669; «Вал-та-сар»; либ-рет-то на итальянском и латинском язы-ках), А. Стра-дел-ла («Эс-фирь»; «Су-сан-на», 1681; «Ио-анн Кре-сти-тель», 1675), А. Скар-лат-ти (три Оратории под названием «Юдифь», са-мая из-вест-ная - 1697; «Бит-ва и по-бе-да Да-ви-да», 1700; «Святой Фи-лип-по Не-ри», 1705), А. Каль-да-ра («Ма-гда-ли-на у ног Хри-ста», 1699; «Стра-сти Ии-су-са Хри-ста», 1730).

Немецкая Оратория эпо-хи ба-рок-ко (час-то под латинскими на-зва-ния-ми historia, ac-tus musicus) пер-во-на-чаль-но на-хо-ди-лась под силь-ным воз-дей-ст-ви-ем италь-ян-ской. Наи-бо-лее зна-чи-тель-ны в этом жан-ре сочи-не-ния Г. Шют-ца («Ис-то-рия Вос-кре-се-ния», 1623; «Ис-то-рия Ро-ж-де-ст-ва», 1664; «Семь последних слов»; либ-рет-то на немецком языке). К немецкой тра-ди-ции при-мы-ка-ет ора-то-ри-аль-ное твор-че-ст-во чешского ком-по-зи-то-ра Я.Д. Зе-лен-ки («Ии-сус на Кра-ние-вом мес-те», 1735; «Каю-щие-ся на мо-ги-ле Спа-си-те-ля», 1736). Осо-бое рас-про-стра-не-ние в Гер-ма-нии по-лу-чи-ли ора-то-рии на сю-жет по-след-них дней Стра-ст-ной не-де-ли - пас-сио-ны («стра-сти»); сре-ди ав-то-ров - Р. Кай-зер, Г.Ф. Те-ле-ман, И. Мат-те-зон. Вер-ши-на немецких ора-то-ри-аль-ных «стра-стей» - «Стра-сти по Ио-ан-ну» (1724) и «Стра-сти по Мат-фею» (1727 или 1729 год; окон-чательная редакция 1736 года) И.С. Ба-ха. Английские Оратории ос-но-вы-ва-лись на тра-ди-ци-ях мас-ки, ан-те-ма, французской клас-си-ци-ст-ской дра-мы, итальянской опе-ры-се-риа; к выс-шим дос-ти-же-ни-ям английской Оратории при-над-ле-жат со-чи-не-ния Г.Ф. Ген-де-ля («Из-ра-иль в Егип-те», 1739; «Мес-сия», 1742; «Сам-сон», 1743; «Иу-да Мак-ка-вей», 1747, и другие). Во Фран-ции эпо-хи ба-рок-ко жанр Оратории был не столь по-пу-ля-рен, как в Гер-ма-нии; сре-ди ав-то-ров французских Ораторий («дра-ма-ти-че-ских мо-те-тов») - М.А. Шар-пан-тье («Блуд-ный сын», 1680; «От-ре-че-ние Пет-ра»; несколько Ораторий под названием «Це-ци-лия, де-ва-му-че-ни-ца», по-след-нее - 1686; все на латинском языке).

Оратории про-дол-жа-ли со-чи-нять ком-по-зи-то-ры вен-ской клас-сической шко-лы, хо-тя и не так мно-го, как в эпо-ху ба-рок-ко. К зна-ме-нитым об-раз-цам от-но-сят-ся со-чи-не-ния Й. Гайд-на «Семь пос-лед-них слов на-ше-го Спа-си-те-ля на кре-сте» (около 1795 года), «Со-тво-ре-ние ми-ра» (1798) и «Вре-ме-на го-да» (1801). В твор-че-ст-ве ком-по-зи-то-ров-ро-ман-ти-ков XIX века Оратория пред-став-ле-на ду-хов-ны-ми со-чи-не-ния-ми Ф. Мен-дель-со-на («Па-вел», 1836; «Илия», 1846) и Ф. Лис-та («Ле-ген-да о Святой Ели-за-ве-те», 1862; «Хри-стос», 1872). В русской му-зы-ке XIX века Оратории еди-нич-ны: «Ми-нин и По-жар-ский» С.А. Дег-тя-рё-ва (1811), «По-те-рян-ный рай» А.Г. Ру-бин-штей-на (1856).

В XX веке ин-те-рес к Оратории воз-ро-дил-ся. В Рос-сии в советский пе-ри-од Оратория (на-ря-ду с кан-та-той) бы-ла вы-со-ким «офи-ци-аль-ным» жан-ром, в ко-то-ром до-ми-ни-ро-ва-ла те-ма гражданского по-д-ви-га; в этом жан-ре ра-бо-та-ли Ю.А. Ша-по-рин («Ска-за-ние о бит-ве за рус-скую зем-лю», 1944), Д.Д. Шос-та-ко-вич («Песнь о ле-сах», 1949), С.С. Про-кофь-ев («На стра-же ми-ра», 1950), Г.В. Сви-ри-дов («Па-те-ти-че-ская ора-то-рия», 1959), Р.К. Щед-рин («Ле-нин в серд-це на-род-ном», 1969). Оратория ста-ла «ла-бо-ра-то-ри-ей» для раз-но-го ро-да экс-пе-ри-мен-тов в твор-че-ст-ве ря-да ев-ропейских и российских ком-по-зи-то-ров: И.Ф. Стра-вин-ско-го («Царь Эдип», 1927), А. Онег-ге-ра («Царь Да-вид», 1923; «Жан-на д’Арк на ко-ст-ре», 1935), К. Ор-фа («Ко-ме-дия о кон-це вре-мён», 1973), К. Пен-де-рец-ко-го («Стра-сти по Лу-ке», 1966), Х.В. Хен-це («Плот Ме-ду-зы», 1968), В.А. Гав-ри-ли-на («Во-ен-ные пись-ма», 2-я редакция, 1995; «Ско-мо-ро-хи», 1967), Э.В. Де-ни-со-ва («Ис-то-рия жиз-ни и смер-ти Ии-су-са Хри-ста», 1992).

Произведений масштабного характера. Там обязательно должны быть увертюра, где звучат основные темы, хор и солирующие певцы, а исполнение проводится под аккомпанемент оркестра. Поскольку оратории, как правило, исполняются во славу Божью, то они сопровождаются такими инструментами, как трубы и литавры. Ведь именно их считали обязательными для изображения триумфального хора ангелов. Есть здесь и речитатив, который используется для объяснения сюжета.

Отличие оратории от других видов эпических музыкальных произведений

Хотя в этом жанре очень много патетики, он отличается от оперы. Оратория, как правило, не предназначена для актерской игры. Ее смысл именно в музыке и песнях. Опера же имеет либретто - сценическую пьесу, согласно которой развивается действие. С другой стороны, оратория отлична и от кантаты. Она все же имеет определенный сюжет, иногда довольно разветвленный. К тому же оратории и по размерам, и по масштабам намного превосходят кантаты. Оперы имеют неограниченный выбор сюжетов. Оратории же в классическом понимании практически всегда основаны на Священном Писании. Хотя в наше время и этот жанр сильно эволюционировал. Оратория не слишком длинна и чаще всего звучит не более 40-60 минут. В то время как опера может продолжаться несколько часов.

История жанра

Теперь поговорим о том, что такое оратории и как они зарождались. Жанр этот произошел от католического общества апостольской жизни, которое было основано в 1558 году Филиппом Нери. Этот священник был позднее канонизирован. В церкви Святого Джироламо в Риме он начал проводить совместные собрания мирян и клириков, на которых пели церковные гимны и изучали религиозную музыку. Встречи эти стали регулярными, и их члены начали называться ораторианцами. Различные гимны и духовные песни, которые они исполняли, - это в основном религиозные лауды, то есть традиционные итальянские одноголосные мелодии на церковную тему.

Зарождение термина

Музыкальная часть собраний ораторианцев происходила в специальном помещении. Чаще всего оно примыкало непосредственно к зданию храма. Оно называлось ораторием. Роль такого помещения отмечена даже в каноническом праве Римско-католической церкви. Что такое ораторий? Юридически это место отправления культа для определенной общины. Но чаще всего оратории использовались не столько для богослужений, сколько для песнопений. Постепенно так стали называть не только комнаты для собраний, но и сами произведения, которые там исполнялись.

Развитие музыкального жанра

В то время в Италии очень популярна была опера. Но ее сюжеты были героическими, часто взятыми из популярной тогда античной мифологии или истории. Набожные же католики решили создать противовес этому жанру. Что такое оратория в музыке? Это попытка создать своего рода оперу на религиозную тему. Например, самая старинная оратория была написана Эмилио де Кавальери и была посвящена католической интерпретации тела и души. Но похоже было это произведение на оперу, потому что там были задействованы актеры в пышных костюмах, а на сцене стояли богато украшенные декорации. Иной вид этот музыкальный жанр приобрел через сто лет, в творчестве композитора Джакомо Кариссими. Он стал называть свои постановки «историями». Это были латинские стихи - тексты монологов и диалогов - в которых рассказывалось о каком-либо сюжете из Библии. В такой оратории обязательно присутствует повествователь, а также певцы, исполняющие арии от первого лица и воплощающие действующих персонажей. Наиболее знаменитым примером этого жанра является «История Иеффая». Произведения Карссими были легкими, обаятельными и приятными на слух, и привлекали множество слушателей.

Классическое значение слова оратория

Впоследствии этот вид музыкальных произведений приобрел новую форму. Под ораторией стали понимать песенное представление, которое, в отличие от оперы, было разделено не на три, а на две части. Классиками в этой области считаются композиторы Лео и Хассе. Основной упор в этом представлении был сделан именно на хоровое пение. Ариям стало уделяться значительно меньше времени. Интересно, что оратории исполнялись в дни религиозных постов, когда обычные оперные представления запрещались. В популяризации ораторий огромную роль сыграли иезуиты, особенно в Германии. Они использовали такие спектакли на духовные темы в воспитательных целях в своих колледжах. В основном это были сюжеты о святых, мучениках и раскаянии грешников. Поэтому вскоре пальма первенства в создании ораторий переходит к немцам. Первым известным автором в этой области был Георг Шютц. Но он все еще развивал итальянские традиции. Затем, после появления протестантизма, оратория приобрела другой характер. Она стала строже, без излишеств. Что такое оратории для протестантов? Это когда такие композиторы, как Маттезон, Телеман, Букстехуде, писали произведения на тексты Библии, намекая при этом на события современности.

Оратории Генделя

По творчеству этого немецкого гения, большую часть жизни создававшего музыку в Англии, можно составить представление об этом жанре и его определении. Что такое оратория у Генделя? Это объединение немецких и итальянских традиций с патриотическим и социальным пафосом. В отличие от сладкозвучных композиторов, убаюкивающих публику, Гендель превратил ораторию в настоящий монументальный жанр. Его произведения проникнуты духом мощи и героизма. Гендель написал целую серию произведений на библейские темы и сделал этот жанр необычайно популярным в Англии. Его «Мессия», «Валтасар», «Самсон», «Саул», «Израиль в Египте» и другие оратории до сих пор являются непревзойденными. По крайне мере, ни один английский композитор в течение почти двухсот лет, не мог достичь таких высот. Историки полагают, что именно музыкальный язык Генделя, страсти и аллюзии, взятые из Ветхого Завета, был идейной подготовкой английской революции под руководством Кромвеля.

Оратории классиков

Самые выдающиеся композиторы человечества тоже приложили руку к этому жанру. Например, оратории Баха (особенно «Рождественская» и «Пасхальная») не только демонстрируют обновленные немецкие традиции, но и мощную индивидуальность гения. К тому же он создал совершенно новый подвид музыкальных религиозных аранжированных песнопений - это повествования о евангельских событиях с точки зрения определенного апостола. К таким жанрам относятся «Страсти» Баха по Матфею и Иоанну. Ноты оратории «Кающийся Давид» писал и Вольфганг Амадей Моцарт. А вот Йозеф Гайдн создал, наверное, два величайших произведения этого жанра. Причем если первая оратория - «Сотворение мира» - носит классический религиозный характер, то вторая - «Времена года» - уже совершенно светская музыка.

Жанр оратории в девятнадцатом веке

Наступили новые времена. В следующем столетии вновь изменилось представление о том, что такое оратории. Их творцы стали возвращаться к ранним образцам этого музыкального искусства, когда слушатели вместе с певцами тоже могли участвовать в исполнении. Это столетие можно назвать реваншем католической оратории. Среди композиторов, которые внесли вклад в ее развитие, историки музыки прежде всего упоминают Феликса Мендельсона. Он создал такие шедевры, как «Илия» и «Святой Павел». Венгерский композитор Ференц Лист тоже не остался в стороне. Его произведения «Христос» и «Легенда о св. Елизавете» считаются вершинами медитативно-религиозного искусства. В ораториях снова звучат гимны и хоралы, а также их вариации. Даже французские композиторы, более тяготеющие к написанию опер, соблазнились этим жанром. В нем творили Шарль Гуно, Камиль Сен-Санс, Габриель Пьерне, Огюст Франк.

Современные оратории

В двадцатом веке грани между жанрами понемногу начинают стираться. Так, оратория постепенно приближается к опере. При этом темы берутся не только библейские и религиозные, но и из античных мифов или европейской истории. Одним из самых выдающихся композиторов современности, писавших оратории, является Артюр Онеггер. Некоторые его произведения этого жанра близки к кантатам. Это, к примеру, «Пляска мертвецов». «Рождественскую» кантату того же автора можно тоже назвать ораторией. Есть у Онеггера и оперы, которые можно исполнять как в театре, так и в концертном зале. Это тоже своего рода оратории. К ним можно отнести «Царя Эдипа». Писал подобные оперы-оратории и Игорь Стравинский. Например, созданное по мотивам античных трагедий произведение «Царь Эдип». А композитор Дариус Мийо - это еще и автор знаменитой исторической оратории «Христофор Колумб».

Что такое оратория? Под этим термином понимают большое музыкальное произведение, которое написано для оркестра (включая орган), для хора, а также отдельных певцов-солистов. Чаще всего сюжет оратории строится на библейских темах.

История возникновения

Для того чтобы понять, что такое оратория в музыке, нужно обратиться к истории данного понятия. Считается, что подобное произведение появилось в конце XVI века в конгрегации ораторианцев, которая была основана Св. Филипом Нери в Италии. Название происходит от латинского слова "oratorium", что обозначало специальное помещение, предназначенное для моления и собрания членов конгрегации.

"О душе и теле" Эмилио де Кавальери - это самое первое произведение, которое позволяет понять, что такое оратория в музыке. Определение показывает, что это было новой музыкальной формой, поскольку оно составлялось из отдельных сольных фраз, которые были более разнообразными, а также сопровождались музыкальными инструментами и хором.

Изначально оратории писались на главные библейские и евангельские темы и часто использовались для исполнения непосредственно в храме в дни больших церковных праздников. Соответственно существовали рождественские, пасхальные, страстные и другие подобные типы данного музыкального произведения. Само определение слова оратория указывает на то, это прежде всего была молитва, однако, со временем становится более светским и перемещается на сцену театра.

Развитие направления в Италии

Италия - это страна, где зародилась оратория. Композиторы Бенедетто Феррари, Агостино Агаццари, Лорето Витори, Джакомо Кариссими и многие другие сделали это музыкальное произведение таким, каким оно является сегодня, включая структуру, чередование хоров, инструментальные номера, а также традиционное обращение к библейским текстам.

Оратория в Германии

Для того чтобы понять, что такое оратория в музыке, нельзя не упомянуть роль Германии. Именно в эту страну перемещается лидерство в развитии данного музыкального произведения в XVII столетии. Начало этой эпохи закладывает работа "Страсти" Генриха Шютця, она представила вне территории Италии такое явление, как оратория. Примеры произведений в Германии того времени следующие: "Bethulia liberata" Игнаца Якоба Хольцбауэра, "La Conversione di S. Agostino" Иоганна Адольфа Хассе, а также работы Антонио Кальдара, Никколо Йомелли и др. Внимания заслуживает творчество Иоганна Маттезона, который переносит ораторию из католической церкви в протестантскую. Он написал 24 музыкальных работы, сюжеты для которых были взяты из Библии, однако, имели связь с настоящим временем. Это позволило по-другому показать, что такое оратория.

Гендель, Бах и Гайдн

Данное музыкальное направление достигло своего пика в творчестве таких гениев, как Гендель, Бах и Гайдн. Эти композиторы сумели вдохнуть новую жизнь в этот жанр и вывести его из храмов на сцену театров и концертных залов.

Иоганн Бах полностью обновил традиционную немецкую ораторию, предоставив миру такие шедевры, как "Рождественская оратория", "Пасхальная оратория", а также произведения "Страсти по Иоанну" и "Страсти по Матфею». Эти работы и по сей день считаются уникальными и часто появляются на сценах.

Йозеф Гайдн написал две великих работы в этом жанре: "Сотворение мира" и "Времена года". В своем творчестве он использовал светские тексты, что позволило создать оратории, полные жизни простого человека, его радостей и печалей. Он сумел соединить богатство лирики и точность музыки.

Фридрих Гендель по-другому показал то, что такое оратория. Определение жанра согласно этому композитору - это сочетание итальянских и немецких традиций и особенностей. Вершину его творчества составляют такие работы, как "Мессия", "Израиль в Египте", "Самсон" и другие.

ХІХ век

С середины XIX века структура оратории меняется, и она начинает возвращаться к своим истокам. Произведение предвидит участие аудитории в исполнении разнообразных гимнов и хоралов. Тексты являют собою определенные медитации и размышления. Католическая церковь по-другому показала, что такое оратория. Толчок этому дал Феликс Мендельсон, который создал такие шедевры, как "Илия" и "Св. Павел", а также с работами "Легенда о Святой Елизавете" и "Христос".

Изменения приходят и во Францию, где несмотря на всеобщую любовь к операм, аудитория начинает интересоваться и ораторией. В этот период появились такие имена, как Шарль-Франсуа Гуно, Камиль Сен-Санс, Жюль Массне, Габриэль Пьерне и другие. Творчество этих композиторов пользовалось огромной популярностью не только на территории Европы, но и в Америке.

ХХ век и наше время

XX век по-другому показывает то, что такое оратория. Произведение характеризуется использованием традиционных библейских тем, однако, с более глубокой трактовкой, которая связана с серьезными вопросами современности.

Также этот период характеризуется сближением оратории с другими подобными жанрами, в том числе с оперой и катаной. Особенно это заметно в творчестве Артюра Онеггера, Дариюса Мийо, Игоря Фёдоровича Стравинского и других. Появляется и новое направление - оратория-опера. В наше время данный музыкальный жанр все еще остается популярным и его можно встретить на самых известных мировых сценах.

Различия между оперой и кантатой

В XVI-XVII веке одновременно с ораторией появились и другие музыкальные жанры, в том числе опера и оратория. Подобные произведения характеризуются наличием похожих ролей для солистов, а также достаточно схожими жанрами для хора и оркестра. Несмотря на это, они имеют и отличительные характеристики.

Если говорить об опере, то это жанр близкий к оратории, однако, имеет видимое сценическое действие, в частности, декорацию, костюмы. Эти элементы отсутствуют в оратории. Кроме того, опера допускает использование самых разных сюжетов без необходимости концентрации только на религиозных текстах. Еще одной важной отличительной чертой является то, что в оратории доминирует хор, тогда как в опере каждый актер имеет возможность продемонстрировать свою игру и талант. Отличия также состоят в продолжительности произведения. Оратория длится около часа (максимум два), тогда как опера длиннее.

Что касается кантаты, то оратория предвидит больше сольных номеров и больше драматизма. Кантата также отличается непродолжительностью, поэтому иногда она даже может выступать частью оратории. Подобное характерно для произведений Баха.

Структура

Оратория отличается следующим набором компонентов:

  • Инструментальная увертюра;
  • Речитатив. Используется для пояснения текста и сюжета;
  • Хоровые арии. Чаще всего данный элемент отвечает за возвышение Господа. Арии сопровождаются трубами и литаврами.

В зависимости от сюжета и особенностей композиции, оратория может иметь и другие дополнительные компоненты. Это определяется целями воздействия на аудиторию и личным представлением об этом автора.

Оратория - это крупное произведение музыкального характера, которое предполагает участие хора, солистов и симфонического оркестра. Традиционно основой для сюжета данного жанра служат библейские тексты.

ОРАТОРИЯ (от латинского oratio - ораторское изложение, красноречие) - в XVII-XVIII вв. многочастная композиция для хора, солистов и оркестра, созданная на основе библейского сюжета. Зарождение этого жанра связано с драматизированными культовыми песнопениями. Еще в конце XVI в. в молитвенных залах итальянских монастырей (так называемых «ораториях») в свободное от богослужения время проводились религиозно-нравоучительные беседы, нередко сопровождавшиеся пением старинных гимнов и лауд. С введением диалога эти «ораториальные беседы» приобрели драматически повествовательную форму, рассчитанную на более или менее широкую демократическую аудиторию. Своеобразной религиозной драмой с развитым сценическим действием была первая известная нам оратория «Представление души и тела» Эмилио Кавальери (1550-1602), одного из основателей итальянской музыкальной драмы. Исполнение ее состоялось в Риме в 1600 г. В первые 10-летия XVII в. элемент сценической игры в ораториях постепенно исчезает и все большую роль начинает приобретать речитативная партия повествователя-рассказчика (именно она и вбирает в себя основные перипетии сюжета). Впитав многие элементы оперы, оратория вскоре становится монументальным концертным произведением, где чередуются развитые хоровые эпизоды, чисто инструментальные фрагменты (типа оперных «синфоний») и законченные вокальные номера (арии, ансамбли, речитативы). Значительная роль в развитии жанра оратории середины XVII в. принадлежит итальянскому композитору Джакомо Кариссими (1605- 1674). До нас дошло 12 его ораторий («Иевфай», «Суд Соломона» и др.), написанных на латинский текст. Параллельно развивалась оратория с итальянским текстом, причем содержанием ее служили нередко исторические эпизоды, а также вольно трактованные духовные темы. Во 2-й половине XVII в. к жанру оратории постоянно обращались Бенедетто Феррари (1597-1681) и Алессандро Страделла , а на рубеже XVIII в. - Алессандро Скарлатти .

Новую эпоху в развитии жанра открыли монументальные оратории Г. Ф. Генделя , созданные в 30-40-х гг. XVIII в. Основой их послужили главным образом исторические и библейские сюжеты. Главное действующее лицо в них - народ; отсюда вытекает главенствующая роль хора, которая является одной из наиболее новаторских черт генделевских ораторий (лучшие из них «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»). В творчестве Генделя выкристаллизировался классический тип оратории как героико-драматического музыкального произведения, где центральное место принадлежит народным хоровым сценам, захватывающим глубиной мыслей и чувств, мощью, величием образов.

По структуре к жанру оратории близки месса, реквием, Страсти (Passionen), а также некоторые вокально-хоровые композиции на религиозный сюжет (Stabat Mater, Те Deum и др.). Выдающиеся образцы произведений такого типа (мессы, passionen) создал И. С. Бах .

В XIX в. все эти жанры, так же как и собственно оратория, все более отходят от узко религиозной тематики.

Словарь Ушакова

Оратория

орато рия , оратории, жен. (лат. oratorium от oro - говорю, молю).

1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз. ). Оратория Баха.

2. В католическом храме - часть, предназначенная для молящихся (архит. ).

Культурология. Словарь-справочник

Оратория

(ит. oratorio , лат. oro – говорю, молю) – музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения.

Словарь музыкальных терминов

Оратория

(ит. oratoria , от лат. оrо - говорю, молю) - крупное концертное произведение для солистов, хора и симфонического оркестра, написанное на определенный сюжет. Оратория возникла почти одновременно с кантатой и оперой (XVII в.) и по своей структуре близка к ним, отличаясь от кантаты большими размерами и развернутым сюжетом, а от оперы - преобладанием повествовательного элемента над драматическим действием, а также отсутствием сценического действия и художественного оформления (за редкими исключениями). Классические образцы оратории на легендарные библейские и античные сюжеты создал Г. Ф. Гендель («Самсон», «Мессия», «Иуда Мак­кавей», «Геракл» и др.). В наше время оратория получила развитие как монументальная вокально-симфоническая форма, способная к воплощению тем большого общественного значения. Образцами таких произведений являются оратории: «Емельян Пугачев» М. Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Ю. Шапорина, «Песнь о лесах» Д. Шостаковича, «На страже мира» С. Прокофьева, «Патетическая оратория» Г. Свиридова, «По следам Руставели» О. Тактакишвили, «Поэтория» Р. Щедрина, «Путями Октября» А. Штогаренко и др.

Эстетика. Энциклопедический словарь

Оратория

внехрамовое музыкальное произведение, опирающееся по преимуществу на библейскую текстовую основу. Как жанр оратория сложилась в XVI - XVII вв. В ней соединились традиции духовной музыки и новации профессионального музыкального творчества нового времени. Это дало возможность композиторам воссоздавать эпическую мощь библейских сцен.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Оратория

♦ (ENG oratorio)

(итал. от лат. oratorium)

музыкально-драматическое сочинение, в к-ром важнейшее место отводится солистам, хору и оркестру.

Энциклопедический словарь

Оратория

(итл. oratorio, от лат. oro - говорю, молю), музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью. Сложилась к кон. 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относятся к нач. 19 в. Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов 20 в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.).

Словарь Ожегова

ОРАТО РИЯ, и, ж. Монументальное эпико-драматическое музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра.

| прил. ораторный, ая, ое и ораториальный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Оратория

  1. ж. Музыкальное произведение для хора, оркестра и солистов, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.
  2. ж. Часть, предназначенная для молящихся (в католическом храме).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Оратория

(oratorium, лат., oratorio итал.) - духовная музыкальная драма на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальный аккомпанимент. О. зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, в которых пелись "Laudes spirituales", происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. О. развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскими сюжетами; но главное назначение О. - не сцена, а эстрада. Старейшей О. считается "Rappresentazione di anima е di corpo", Эмилио дель Кавалиере (1660). Выдающимися композиторами в области старинной О. были Лео и Гассе. Старинная О. делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в О. имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. О. давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. О. получила новый характер при Генделе (см.); не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности увеличилось число арий. Духовные музыкально-драматические произведения Шютца и И. С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме с О., возникшей в церкви католической, но тем не менее многие их называют О. К авторам О. относятся еще Граун, Эмануил Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Рубинштейн и др. В позднейшее время явилось название светской О., напр. музыкально-драматические произведения Шумана, не предназначенные для сцены ("Странствование розы", "Рай и Пери"). В настоящее время О. удалилась от своего первообраза и понятия о ней стали неопределенными. См. B ö hme. "Geschichte des О." (1887); Kretzschmar, "F ührer durch den Konzertsaal" (1890).




Top